Вентиляторов существует довольно много. Однако наиболее распространены именно осевые вентиляторы и их применение – очень частая практика. Их распространённость обуславливается не только эффективностью и простотой изготовления, но и компактностью, неприхотливостью и низким энергопотреблением. Это те факторы, которые важны на производстве, поскольку владелец всегда старается минимизировать затраты.
Подобный тип встречается буквально на каждом шагу. На улице это – некоторые кондиционеры, в зданиях – вентиляция помещений, и даже за компьютером он нас настигает – в виде системы охлаждения процессора или видеокарты. Иначе такие вентиляторы могут называться аксиальными.
Без подобного устройства в современной жизни очень трудно обойтись – система охлаждения необходима многим приспособлениям и производствам, а человек не может дышать спёртым воздухом. И осевой вентилятор, как самый распространённый, справляется со своей миссией на ура. Но что это такое? Это устройство, состоящее из крутящейся оси и насаженных на него лопастей. Эти лопасти перемещают воздух вокруг их собственной оси.
Конструкция осевого вентилятора
Подобная конструкция была изобретена в Великобритании, его создание относится к первой половине XVIII века. Самый первый прообраз подобного вентилятора создавался в 1830 году. Изобретателем оказался Джон Барон. Изначально конструкция была необычной для современного человека. Она представляла собой пластину, которая приводилась в движение замысловатым сложным механизмом. И только на рубеже XIX и XX веков были придуманы привычные лопасти.
Созданные устройства работали изначально за счёт водяной энергии. Вода подавалась на несколько приводов, и за счёт них вращались лопасти. Несколько позже додумались сделать двигатель не на воде, а на горючих веществах – керосине или спирте. На электричестве же он стал работать только после создания электродвижка Томасом Эдисоном. И после открытия такого масштаба производство вентиляторов встало на промышленный путь.
Переломный момент в создании осевых вентиляторов и их применении наступил после открытия Николаем Егоровичем Жуковским вихревой теории крыла, то есть в 1904 году. Именно тогда вентилятор стал таким, каким мы его привыкли видеть. В дальнейшем его развитие не претерпевало кардинальных перемен – менялось применение, внешний вид. Но суть работы оставалась неизменной.
Аксиальный вентилятор состоит из крыльчатки (лопастей, винта), корпуса и небольшого двигателя, за счёт работы которого крутится ось. Корпус имеет круглое сечение. За счёт того, что воздух проталкивается винтом вдоль оси вращения, циркуляция воздуха будет осуществляться принудительно.
Осевой вентилятор не имеет строго регламентированных размеров. В промышленности могут стоять устройства с диаметром крылатки до нескольких метров, а в домашнем использовании хорошо, если диаметр превысит 10-15 сантиметров. Мощность двигателя и количество лопастей также может изменяться в зависимости от назначения.
При работе приспособления вся энергия вала двигателя передается на рабочее колесо. Сколько сделал оборотов двигатель – столько раз провернётся ось, а вместе с ней – и крылатка. Так как лопасти закреплены под определённым углом, а само устройство – на оси вращения, то в процессе работы воздух перемещается вдоль оси, попутно закручиваясь.
Крыльчатка делается из лёгких материалов, чтобы не возникало серьёзного сопротивления. Это же решение способствует тому, что для движения винта достаточно не самого мощного двигателя. Часты в применении моторы до 0,8 кВт и производительностью до 16080 м3 в час. Диаметр винта нечасто в массовом производстве превышает 70 сантиметров.
Осевые вентиляторы подразделяются следующим образом:
Вентилятор осевой вентиляционный
Точная характеристика устройства может быть определена по его маркировке. Отечественные производители стараются лишней информации туда не вносить, ограничиваясь диаметром винта. В этом плане отличаются зарубежные модели – в их маркировке содержится куда более подробная информация о технических характеристиках устройства.
Аксиальный вентилятор имеет характеристики, которые закладываются в зависимости от назначения. Изменяться могут такие особенности, как:
Встречаются нагнетающие и вытяжные вентиляторы. Первые выдувают воздух более активно, чем вторые, но им труднее его всасывать. При применении, если необходима активная циркуляция воздуха, лучше использовать оба типа. Однако можно задать лопастям реверсивное движение. Но при этом эффективность работы упадёт примерно на 30-40%. Важно помнить одну особенность – воздух внутри кожуха вентилятора перемещается лишь в осевом направлении. В радиальном же воздух почти не перемещается.
Составляющие осевого вентилятора
К достоинствам осевых вентиляторов и их применения можно отнести несколько факторов:
Низкая шумность лопастей вызывается их необычной формой. Она выглядит как серп, при этом снижение уровня звука – далеко не единственный плюс. Помимо этого своими изгибами винт захватывает воздух и направляет его по направлению оси движения. Именно из-за этой особенности он способен выдать мощную направленную струю воздуха, которая так ценна при охлаждении какого-либо элемента. И она же создаёт мощный «всасывающий» эффект при направленности на выдув.
Также в его пользу как охладителя играет форм-фактор корпуса. На выходе направление воздуха поправляется специальной перемычкой-коллектором. Она выпрямляет струю и не позволяет ей лишний раз отклоняться в сторону.
Разновидности осевых вентиляторов
Благодаря тому факту, что сопротивление винта движущемуся воздуху довольно мало, а трение не вызывает крупных потерь в производительности, осевые собратья радиальных вентиляторов заметно выигрывают у них по производительности. Да ещё и электричества «кушают» меньше.
Двигатель этого устройства надёжно защищён. У него имеется защита от перегрузок, что не позволяет ему выходить из строя. Также в наличии имеется обмотка, не позволяющая моторчику искрить. Эта же обмотка дополнительно защищает от влаги.
Подобные устройства применяются в самых разных отраслях. Его можно увидеть как внутри самого обычного компьютера, так и в авиационном двигателе. Чаще всего вентиляторы подобной конструкции применяются при вентиляции жилых или сельскохозяйственных помещений. Из-за низкого уровня шума именно осевой вентилятор очень популярен у создателей вентиляционных систем. Звук, издаваемый им, не раздражает ухо человека или животного, что наиболее удобно при вентиляции рабочих помещений или зданий для скота.
Выгоднее всего применять подобную конструкцию для точечного активного охлаждения. Поэтому часто можно увидеть его в электронике, механизмах. Плюсом также можно считать его компактность и её соотношение к мощности. В вентиляции подобный тип охлаждения устанавливается в очень ограниченном пространстве, куда попросту не получится впихнуть более крупный охладитель.
Помимо промышленного применения аксиальные вентиляторы встречаются и в быту. Самым часто попадающимся примером можно считать кулер внутри системного блока компьютера и самый обыкновенный бытовой напольный или потолочный охладитель. Да и вообще любой, у которого имеется ось, таковым является.
Однако есть у этого приспособления ещё одна функция – очистительная. Очень часто они устанавливаются в шахты, штольни и прочие подземные коммуникации. Их назначение – вытягивать из рабочей зоны газы, дым и прочие примеси, которые могут быть опасны для человека. Для этого их устанавливают на выдув – и винт заставляет воздух всасываться в вентиляционную шахту, в то время как из другой шахты поступает чистый воздух с поверхности.
oventilyatsii.ru
Вентиляция картера предназначена для удаления картерных газов, образующихся в результате прорыва продуктов сгорания топлива через зазоры между гильзой и поршневыми кольцами и их взаимодействия с парами масла.
В газах содержатся загрязняющие масло серистые соединения и пары воды, которые образуют серную и сернистую кислоты, значительно ухудшающие качество масла. Пары воды вызывают вспенивание масла и образование эмульсии, что затрудняет поступление масла к трущимся поверхностям. Прорвавшиеся в картер газы повышают в нем давление, что может вызвать утечку масла через уплотнения картерного пространства.
Недопустимо также проникновение газов под капот двигателя, а затем в кузов и кабину автомобиля, так как содержащиеся в газах вредные вещества опасны для пассажиров и водителя. Отсос картерных газов уменьшает старение масла, а также, создавая разрежение в поддоне, предотвращает возможность утечки масла через уплотнения.
В автомобильных двигателях применяется вентиляция картера двух типов:
Открытая вентиляция (рис. 1) осуществляется под действием разрежения, возникающего в газоотводящей трубке вследствие относительного перемещения воздуха при движении автомобиля. Чтобы вместе с картерными газами не уносились частицы масла применяется специальный сапун лабиринтного типа, на стенках которого масляные капли оседают и стекают в поддон.
Недостатком открытой системы вентиляции картера является ее низкая эффективность, а также отравление окружающей среды вредными для здоровья человека и живой природы веществами.
В закрытых системах газы могут отводиться в воздухоочиститель до карбюратора или непосредственно во впускной трубопровод. Отвод газа через воздухоочиститель не создает требуемой интенсивности отсоса при минимальных частотах вращения коленчатого вала и полной нагрузке. Кроме того, проход картерных газов через карбюратор вызывает осмоление его каналов, жиклеров и подвижных деталей. Поэтому более предпочтительной является система с отсосом газов непосредственно во впускной трубопровод двигателя, в котором всегда имеется разрежение.
Система вентиляции, показанная на рис. 2, работает следующим образом: под действием разрежения во впускном трубопроводе 10 картерные газы поднимаются вверх и через угольник 9 и шланг 5 попадают в корпус маслоотделителя, закрытый крышкой 1. Между крышкой и корпусом находится резиновая мембрана 2, поджимаемая пружиной 3 к корпусу. Оседающие на дне корпуса маслоотделителя частицы масла по трубке 6 сливаются в картер двигателя.
С помощью мембраны 2, которая находится с одной стороны, под давлением атмосферного воздуха, а с другой – под давлением картерных газов и пружины, в картере поддерживается избыточное давление.
На рис. 3 показана схема вентиляции картера карбюраторного двигателя автомобилей марки «ВАЗ». Здесь картерные газы отсасываются через маслоотделитель 7 и шланг 6 в вытяжной коллектор 4 воздушного фильтра 3. Из вытяжного коллектора на холостом ходу и при малых нагрузках двигателя (когда разрежение в воздушном фильтре невелико) картерные газы поступают через шланг 2 и золотник 1 под дроссельные заслонки карбюратора.
При остальных режимах работы двигателя картерные газы поступают в карбюратор через воздушный фильтр 3. В маслоотделителе 7 масло выделяется и по отводной трубке 8 стекает в масляный поддон. Пламегаситель 5 предотвращает проникновение пламени в картер двигателя при возможных вспышках в карбюраторе.
***
Классификация и маркировка моторных масел
k-a-t.ru
Назначение системы вентиляции картера двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 231099
Система вентиляции картерных газов двигателей 2108, 21081, 21083 с карбюратором 2108, 21081, 21083 Солекс и его модификациями предназначена для принудительного удаления скопления различного вида газов, возникающих в результате работы двигателя, из его картера.
Устройство системы вентиляции картера двигателя
1. Полость корпуса воздушного фильтра.2. Карбюратор.3. Шланг отведения картерных газов в полость корпуса воздушного фильтра.4. Патрубок шланга отвода картерных газов в задроссельное пространство.5. Шланг отвода картерных газов в задроссельное пространство.6. Маслоотделитель.7. Вытяжной шланг картерных газов.8. Калиброванное отверстие.
схема системы вентиляции картера двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099Принцип действия
Отработанные газы, прорвавшиеся в картер двигателя, водяные пары, иные токсичные вещества удаляются из картера через систему вентиляции. На холостом ходу, когда дроссельная заслонка закрыта, они засасываются в задроссельное пространство карбюратора, благодаря имеющемуся там сильному разрежению, через вытяжной шланг картерных газов (7), маслоотделитель (6) под клапанной крышкой, вытяжной шланг отведения картерных газов в задроссельное пространство (5).
В штуцере канала отведения картерных газов карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс выполнено калиброванное отверстие 1.5 мм (8), для уменьшения разрежения в задроссельном пространстве вследствии попадания туда картерных газов и уменьшения влияния его на работу двигателя автомобиля на холостом ходу.
При нажатой педали «газа» и увеличения разрежения в камерах карбюратора, вытяжка картерных газов идет через шланг отведения картерных газов в корпус воздушного фильтра и далее через камеры карбюратора в цилиндры двигателя.
Ремонт
Необходимо периодически осматривать элементы системы вентиляции картерных газов на предмет их загрязнения. Так как по причине их полного или частичного загрязнения, скопившиеся в картере газы не могут быть удалены и возрастающее там давление начнет выгонять масло через уплотнения двигателя и в корпус воздушного фильтра.
Поэтому снимаем шланги, снимаем клапанную крышку и установленный в ней маслоотделитель, промываем все бензином, продуваем сжатым воздухом.
Штуцер на карбюраторе, вместе с каналом отвода газов продуваем сжатым воздухом и если возникает необходимость прочищаем медной проволокой. Подробнее см. «Прочистка системы вентиляции картера двигателя 2108, 21081, 21083».
Еще пять статей на сайте по двигателям ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Перегревается двигатель на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099.
— Измерение компрессии в цилиндрах карбюраторного двигателя.
— Расход топлива автомобилей ВАЗ с карбюраторными двигателями.
— Калильное зажигание на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099.
— Двигатели автомобилей ВАЗ.
twokarburators.ru
Электродвигатель для вентиляция одно из направлений деятельности компании «Нева Климат».
Мы более десяти лет профессионально занимается очисткой или заменой электродвигателя в системах вентиляции в Санкт-Петербурге (СПб) и области.
В системах механической вентиляции побудителем движения воздушных масс является электродвигатель. Механическая вентиляция стала активно использоваться к концу XIX века, с тех пор электродвигатель совершенствовался, и сегодня является неотъемлемой частью центробежных, осевых, безлопастных вентиляторов.
Использование электродвигателя помогает вентиляционной системе в любое время передвигать воздушные массы на большое расстояние, направление воздушных масс определяется положением электродвигателя и формой его лопастей.
За движение лопастей, расположенных внутри вентиляционной установки, и отвечает электродвигатель. В зависимости от мощности вентиляционной установки (то есть, от назначения помещения, в котором она будет использована), различают следующие электроприводы вентиляции:
Используется трехфазный электропривод для вентиляционных систем промышленного назначения (например, в системах с использованием теплообменника). Электродвигатель переменного тока используется в бытовых вентиляционных установках и работает с напряжением сети. Электродвигатель постоянного тока также монтируется в вентиляцию для небольших помещений или компьютерной техники (встроенные в ПК бесщеточные вентиляционные установки, дающие меньшее количество электромагнитных помех), для его работы необходимо небольшое напряжение в 5В, 12В или 24В.
Электродвигатели могут быть выполнены по схеме самовентиляции – на валы электродвигателя (мощностью от 1 кВт) насаживается вентилятор, охлаждающий воздух в таком случае проходит через обмотки. Что создает повышенную вибрацию канала вентиляции – с этим борются с с помощью гибких вставок или тканевых компенсаторов.
Самовентиляция электродвигателя накладывает ограничения на регулирование скорости вращения на низких оборотах и на оборотах, превышающих номинальную частоту вращения. Это обусловлено предотвращением выхода системы из строя – в первом случае ограничение электропривода вызвано его возможным перегревом, а во втором – дополнительным снижением полезного момента на валу электродвигателя.
Выход электродвигателя из строя будет означать прекращение работы всей вентиляционной установки, поэтому для механической вентиляции важны своевременное техобслуживание и ремонт. Даже в этом случае электродвигатель рано или поздно прекратит свою работу, но обслуживание системы вентиляции способно продлить эксплуатацию установок на срок гораздо больший, чем гарантийный. Своевременное техобслуживание системы и соблюдение правил эксплуатации позволит сэкономить средства, которые не придется вкладывать в покупку новых вентиляционных установок или электродвигателей для них.
nevaclimat.com
Cтраница 1
Вентиляция картера двигателя необходима для поддержания в нем нормального давления и удаления паров сернистых соединений, топлива и газов, прорывающихся из цилиндров и вызывающих загрязнение и разжижение масла. Вентиляция осуществляется принудительно за счет отсасывания газов из картера через маслоотделитель и клапан во впускной трубопровод двигателя ( ГАЗ-24 и ЗИЛ-130) или в атмосферу ( ЗМЗ-53 и КамАЗ - 740) через вытяжную трубу, выведенную под двигатель, где создается разрежение за счет потока воздуха при движении автомобиля. [2]
Вентиляция картера двигателя должна работать исправно, не допуская прорыва газов в подкапотное пространство. [3]
Вентиляция картера двигателя принудительная ( фиг. Газы из картера отсасываются в воздушный патрубок карбюратора по трубке, присоединенной нижним концом к крышке клапанной камеры. Необходимый для циркуляции воздуха перепад давлений обеспечивается соответствующим расположением косых срезов концов трубок. [4]
Вентиляция картера двигателя должна работать исправно, не допуская прорыва газов в подкапотное пространство. [5]
Вентиляция картера двигателя позволяет уменьшить вредные последствия прорыва паров топлива и отработавших газов в картер, а следовательно, и проникновение этих газов в кабину или кузов автомобиля. В картере необходимо поддерживать атмосферное давление, поэтому взамен удаленных газов в него поступает воздух, предварительно прошедший через фильтр. Вентиляция картера увеличивает срок службы масла и долговечность двигателя. [6]
Вентиляция картера двигателя проточная, открытая. Свежий воздух поступает через воздушный фильтр маслозаливного патрубка. Картерные газы отсасываются по опущенной вниз вытяжной трубке вследствие разрежения, возникающего у нижнего конца трубки с косым срезом при движении автомобиля. [7]
Вентиляция картера двигателя ЗМЗ-53-12 закрытая, принудительная, действующая за счет разрежения во впускной трубе и воздушном фильтре. При работе двигателя на средних нагрузках газы из картера отсасываются во впускную трубу, а при работе на полных нагрузках - в воздушный фильтр и впускную трубу. [8]
Вентиляция картера двигателя ЗИЛ-131 ( рис. 22) - принудительная; картер соединен с впускным трубопроводом. Свежий воздух поступает в картер через воздушный фильтр /, установленный на маслоналивной горловине. [9]
Для вентиляции картера двигателя ЗИЛ-130 ( рис. 5.7) используют свежий воздух, который поступает в картер через специальный воздушный фильтр /, установленный на маслозаливной горловине. В систему входит клапан 3, установленный на впускном трубопроводе. Перед клапаном расположен маслоуловитель 2, отделяющий частицы масла от газов, отсасываемых из картера. [11]
Система вентиляции картера двигателя должна быть прочищена и промыта. [12]
Систему вентиляции картера двигателей необходимо систематически очищать от отложений, проверять плотность соединений трубопровод. В двигателях ГАЗ-51, имеющих замкнутую систему вентиляции картера, необходимо особенно тщательно следить за ее исправностью, так как при недостаточном удалении газов из картера давление в нем повышается и масло выдавливается через уплотнения картера. [13]
Систему вентиляции картера двигателя ЗМЗ-53 очищают в такой последовательности: промывают фильтрующую набивку фильтра вентиляции картера в керосине и просушивают; смачивают фильтр вентиляции картера маслом для двигателя; снимают вытяжную трубку вентиляции и промывают ее керосином, просушивают и ставят на место. [14]
Существуют два способа вентиляции картера двигателя: 1) естественная вентиляция, создаваемая разрежением при движении автомобиля; 2) принудительная вентиляция, осуществляемая соединением картера с выпускной системой двигателя. [15]
Страницы: 1 2 3 4 5
www.ngpedia.ru
Cтраница 2
Система вентиляции двигателей серии АТД аксиально-радиальная. Далее охлаждающий воздух разветвляется. Основная часть идет в аксиальные каналы статора, охлаждая по пути лобовые части обмотки статора. Другая часть проходит по аксиальным каналам ротора. Обе струи охлаждающего воздуха соединяются в радиальных каналах статора и выходят на периферию сердечника статора. [17]
В схеме вентиляции двигателя по замкнутому циклу для случая встречной системы ( рис. 6.6 6) охлаждающий чистый воздух циркулирует в замкнутой, тщательно уплотненной системе и охлаждается водой в воздухоохладителях. [19]
В схеме вентиляции двигателя по замкнутому циклу для случая встречной системы ( рис. 5.7, б) охлаждающий чистый воздух циркулирует в замкнутой, тщательно уплотненной системе и охлаждается водой в воздухоохладителях. [21]
Очень важным фактором является способ вентиляции двигателя, так как от интенсивности вентиляции зависит степень охлаждения и величина мощности двигателя. Поэтому только одни габариты двигателя и его обмоточные данные не обусловливают определенной величины мощности двигателя, которая устанавливается в зависимости от системы вентиляции и общей конструкции данного электроинструмента. [22]
Для более детального расчета нагрева и вентиляции двигателя можно использовать методы уточненного теплового и вентиляционного расчетов, изложенные в гл. [23]
Теплоотдача в значительной степени зависит от вентиляции двигателя: чем лучше вентиляция, тем меньше ту. Величина Т зависит от размеров двигателя и его конструкции: чем больше размеры двигателя, тем больше его теплоемкость. Так как Т прямо пропорциональна теплоемкости С, то с увеличением габарита двигателя она увеличивается. Но Т обратно пропорциональна коэффициенту теплоотдачи. [24]
При уменьшении давления воздуха в системе вентиляции двигателя насоса ниже допустимого значения замыкается контакт НДВ сигнализатора падения давления, что приводит к возбуждению реле РА. Контакт последнего включает цепь питания катушки реле РО. [25]
При уменьшении давления воздуха в системе вентиляции двигателя насоса ниже допустимого значения замыкается контакт НДВ сигнализатора падения давления, что приводит к возбуждению реле РА. Контакт последнего включает в цепь питания катушки реле РО. [26]
Увеличивая теплостойкость изоляции токоведущих частей и усиливая вентиляцию двигателя, можно добиться повышения величины предельно допустимых потерь мощности, возникающих при пусках и остановках двигателя, которым соответствует максимально возможная температура, и повысить допустимое число включений. [27]
Увеличивая теплостойкость изоляции токоведущих частей и усиливая вентиляцию двигателя, можно добиться повышения предельно допустимых потерь мощности, возникающих при пуске и торможении электродвигателя, и повысить допустимое число включений. [28]
А, которая в значительной степени зависит от вентиляции двигателя. Поэтому у вентилируемых двигателей нагрузка может быть повышена по сравнению с закрытыми, не-вентилируемымп двигателями. [29]
Блочные кустовые насосные станции бывают с замкнутым или разомкнутым циклом вентиляции двигателя. Первые предназначены для закачки морских или нефтепромысловых очищенных сточных вод, а с разомкнутым циклом - для поверхностных и подземных вод, не содержащих активных примесей. Каждый вариант отличается числом насосных блоков и блоков напорных гребенок и, кроме того, системой смазки насосных агрегатов - принудительной или с применением консистентной смазки. [30]
Страницы: 1 2 3 4
www.ngpedia.ru
В процессе работы двигателя из надпоршневой полости цилиндра в картер прорываются газы. Эти газы, называемые картернымисостоят примерно из равных частей горючей смеси и продуктов полного и частичного сгорания. Вследствие этого картерные газы содержат пары топлива, окислы углерода (в том числе СО), серы, азота, продукты частичного окисления углеводородов топлива,, пары воды. Многие из этих компонентов активно воздействуют на масло, в результате чего оно окисляется, в нем образуются смолистые и лакообразные вещества, кислоты, соли кислот и др. В результате этого масло теряет свои свойства или, как говорят, стареет. Активные кислоты, образуя с маслом эмульсию, попадают на трущиеся поверхности и вызывают их коррозию. Для того чтобы свести к минимуму влияние картерных газов и уменьшить интенсивность процесса старения масла, необходимо их удалять из картерного пространства. Процесс удаления газов называется вентиляцией картерного пространства, а комплекс устройств, обеспечивающих этот процесс, — системой вентиляции. Вентиляция служит также для поддержания в картерном пространстве давления, близкого к атмосферному. Если удаление газов недостаточно или отсутствует вообще, в картерном пространстве резко повышается давление за счет постоянного притока нового количества газов. Это может привести к выдавливанию масла через сальниковые уплотнения коленчатого вала и другие неплотности картера. Интенсивное удаление картерных газов приводит к подсосув картер загрязненного пылью и влагой атмосферного воздуха. Опыт показывает, что стабильность масла значительно повышается, если картерное пространство продувать небольшим количеством свежего воздуха. Поэтому существует два типа систем вентиляции: вытяжные, т. е. без продувки картерного пространства воздухом, и приточно-вытяжные — с продувкой. Воздух, поступающий в картер при приточно-вытяжной вентиляции, обязательно очищается в самостоятельном фильтре или в воздухоочистителе системы питания двигателя воздухом. Картерные газы могут удаляться в атмосферу или возвращаться во впускной тракт двигателя. Системы вентиляции с удалением картерных газов в атмосферу называются открытыми. Системы с удалением газов во впускной тракт — закрытыми системами вентиляции. Так как картерные газы содержат значительное количество весьма токсичных веществ, то выбрасывание их в атмосферу крайне нежелательно. Схема открытой системы вентиляции изображена на рис. 1, а. В этой системе картерные газы удаляются через эжекционную трубку 1, косой срез которой обращен по потоку воздуха, обтекающего трубку при движении автомобиля. За счет этого у среза трубки создается разрежение, обеспечивающее отсос газов. Чтобы предотвратить прямой выброс капелек масла с картерными газами, эжекционная трубка углублена в камеру 2. Воздух в картер поступает через маслозаливную горловину, крышка 3 которой снабжена фильтрующей набивкой. Такую систему вентиляции имеют двигатели автомобилей «Запорожец», «Чайка», Урал-375, МАЗ-204 и др.
Рис. 1 -Схемы вентиляции картерного пространства двигателей: а) открытая; б) закрытая вытяжная; в) закрытая приточно-вытяжная; г), д). е) — конструкции автоматических регулирующих клапанов закрытых систем вентиляции На рис. 1, б показана схема закрытой вытяжной системы вентиляции. Газы отсасываются здесь из-под крышки клапанного механизма через эжекционную трубку 2, выведенную во входную горловину воздухоочистителя. Перед выходом картерных газов из-под крышки клапанного механизма установлена маслоотражательная шторка 1. Смешиваясь с потоком воздуха, картерные газы проходят через фильтрующую набивку 3 воздухоочистителя и освобождаются от капелек масла, сконденсировавшихся паров волы и прочих примесей (двигатели МЗМА-408, ЗМЗ-21 и до) Если воздухоочиститель имеет сухой бумажный фильтрующий элемент то картерные газы необходимо отводить во впускной тракт в зону за воздухоочистителем. В этом случае на пути картерных газов Устанавливается самостоятельный фильтрующий элемент. Благодаря простоте конструкции эти системы получили широкое распространение, особенно на зарубежных двигателях. На рис. 1, в представлена схема закрытой приточно-вытяжной системы вентиляции, где картерные газы по трубке 3 удаляютсявзадроссельное пространство впускного тракта 4. Следовательно, картерные газы не проходят через дозирующие органы системы питыния и не загрязняют их, однакооказывают влияние на работу - карбюратора 5, снижая разрежение в его каналах. Чтобы свести кминимуму влияние такой системы вентиляции на смесеобразование она снабжается клапанным устройством 2, регулирующим интенсивность удаления картерных газов. На выходе газов из картерного пространства установлена маслоулавливающая набивка или маслоотражательный козырек 1. Воздух для продувки картерного пространства поступает через маслозаливную горловину 6, оборудованную фильтрующим элементом (двигатель ЗИЛ-130 и ряд двигателей американской фирмы «GMC»). Наличие клапанного устройства усложняет систему вентиляции и увеличивает вероятность выхода системы из строя. Конструкции клапанов, применяемые в системах вентиляции, выполненных по схеме рис. 1, в, показаны на рис. 1, г, д, е. Принцип работы автоматического клапана типа флуометра (плавающий клапан) рассмотрим по схеме рис. 1, г. Клапан грибовидной формы со сквозными радиальным и аксиальным отверстиями в нерабочем состоянии отжат пружинкой в крайнее правое положение и своей пяткой закрывает канал, сообщающийся с картерным пространством. При пуске и работе двигателя на холостом ходу, когда во впускном трубопроводе возникают большие разрежения, клапан, преодолевая сопротивление пружинки, подсасывается к каналу, сообщающемуся со впускным трубопроводом, и перекрывает его своим носком, а картерные газы проходят через калиброванные отверстия в самом клапане. По мере открытия дроссельной заслонки разрежение во впускном трубопроводе уменьшается, клапан отжимается пружинкой от седла и потоком газов удерживается в некотором среднем положении. Аналогично работает клапан системы вентиляции двигателя ЗИЛ-130, конструкция которого показана на рис. 1, д. В нерабочем положении автоматический клапан нижним коническим концом перекрывает канал, соединяющийся с картерным пространством. При пуске и работе на холостом ходу клапан подсасывается вверх иигольчатым носком частично перекрывает выходное отверстие в корпусе клапана. На режимах средних и полных нагрузок клапан опускается и удерживается потоком примерно в среднем положении. Помимо плавающих автоматических клапанов в системах вентиляции применяются управляемые мембранные клапаны с иглой или золотником, изменяющими проходное сечение канала вентиляции в зависимости от режима работы двигателя. Конструкция мембранного клапана показана на рис. 1, е. Корпус 4 клапана над мембраной 1 через отверстие сообщается сатмосферой, а полость под мембраной соединена с впускным трубопроводом. Мембрана, нагруженная пружиной 2, связана штоком с полым золотником 3, который располагается в трубке, соединенной с картерным пространством. По мере прикрытия дроссельной заслонки разрежение во впускном трубопроводе и в нижней полости клапана увеличивается. Мембрана прогибается вниз и золотник начинает перекрывать отверстие в трубке, снижая тем самым интенсивность отсоса газов из картерного пространства. Мембранные клапаны достаточно эффективны, но из-за сложности и относительной дороговизны широкого распространения в автомобильных двигателях не получили. В карбюраторных двигателях применяются и более сложные клапанные системы вентиляции. В дизелях применяют преимущественно открытые системы вентиляции. Объясняется это тем, что в составе картерных газов дизелей значительно меньше токсичных компонентов, отрицательно влияющих на организм человека. Действительно, в процессе сжатия в картерное пространство дизелей прорывается воздух, а не горючая смесь. А поскольку они работают с большим избытком воздуха, их продукты сгорания содержат гораздо меньше неполностью сгоревших углеводородов топлива, чем в карбюраторных двигателях. Современные устройства для вентиляции картерного пространства двигателей представляют собой самостоятельную систему, оказывающую существенное влияние на работу других систем, двигателя.
Источник: Райков И.Я., Рытвинский Г.Н. Двигатели внутреннего сгорания, 1971 г. Newer news items: Older news items: |
azbukadvs.ru