В нашей стране только два мотозавода выпускают мотоциклы с двигателями до 750 см3. Это Ирбитский и Киевский мотозаводы. Серийные двигатели этих заводов имеют большие возможности форсировки.
Двигатель МТ-8 (650 см3)
1. Проверка правильности установки зажигания на каждый цилиндр. Опережение зажигания должно быть 40°-42°. Синхронность работы системы зажигания достигается путем подпилки кулачка в распределителе и доводится до одинаковой величины угла опережения зажигания на оба цилиндра.
2. Проверка фаз газораспределения производится при помощи градуированного диска, укрепленного на оси коленчатого вала. Фазы газораспределения должны соответствовать:Впуск начало до в. м. т. 70°;конец после н. м. т. 140°.Выпуск начало до н. м. т. 110°;конец после в. м. т. 90°.
Подгонка фаз газораспределения может быть произведена на снятом кулачковом валу подпиливанием вручную при помощи бормашинки и камешков кулачков.
3. Зачистка каналов в головках цилиндров от погрешностей литья дает 2 л. с. А подгонка степени сжатия в каждом цилиндре тоже добавит мощность за счет равномерной работы двух цилиндров.
4. Установка карбюраторов К-301Б с увеличенным диаметром диффузора до 26 мм также добавит 2 л. с.
5. Подбор и подгонка впускных патрубков за карбюратором до входа в воздушный фильтр / = 345 мм, d = 37 мм.
6. Регулировка карбюраторов на синхронность работы, одинаковая пропускная способность жиклеров 250 cмз/мuн.
7. Установка воздушного фильтра от автомобилей "Москвич-412" (2 шт.) или "Волга" ГАЗ-24.
8. Подбор длины и диаметра выпускных труб и глушителей (рис. 1).
Перечисленные выше рекомендации, внедренные на мотоцикле, позволяют повысить мощность двигателя до 42 л. с., а если изменить степень сжатия, доведя ее до 8,5, то мощность двигателя возрастет до 45 л. с. при 5900 об/мин (по данным ВНИИМотопрома). Увеличение диаметра цилиндров до 80-82 мм за счет увеличения объема цилиндров дает хорошие результаты. Поршневые кольца можно использовать от мотоцикла ЭСО-350 или CZ-360, "Москвич-412". Это мероприятие позволяет еще больше увеличить мощность двигателя, доведя ее до 48-50 л. с.Двигатель М-66 AM Ирбитского мотозавода (650 см3 два цилиндра, четырехтактный, верхнеклапанный).
Изменения, внесенные в двигатель по сравнению с двигателем М-62:
1. Цилиндры укорочены на 2,5 мм и имеют отверстие под пятую точку крепления головки.
2. В головках:угол между осями клапанов 68°Диаметр сферы 42 мм.Глубина сферы головки 26,5 мм.Стойки и кронштейны отлиты за одно целое, увеличена площадь охлаждения головки.
3. Поршень имеет сферическое днище.Закругление головки поршня диаметром 110 мм.Высота головки поршня 7 мм.Степень сжатия 8.Канавка под верхнее поршневое кольцо смещена вниз на 1 мм.Верхнее кольцо-хромированное, второе-cepийное маслосъемное кольцо толщиной 4 мм.
4. Клапаны изготовлены из материала ЭП-303Б.
5. Коленчатый вал.Шатунный палец с цапфой изготовлен за одно целое, следовательно, уменьшено количество мест запрессовки, увеличилась жесткость вала.Установлены комбинированные ролики 5 Х 12 мм.
6. Крышки головок в общей отливке из двух половинок.
7. Карбюраторы К-300 с диаметром диффузора 28 ммОпережение зажигания 43°-раннее, 13°-позднее.Зазор на прерывателе 0,4 мм.Фазы газораспределения:Впуск начало до в. м, т. 70°;конец после н. м. т. 140°.Выпуск начало до н. м. т. 135°;конец после в. м. т. 70°.
Для увеличения фактора время-сечение при открытии клапана следует проточить по наружному диаметру фасок прилегания тарелочки клапанов, закруглив края по R= 2 мм.
xn----ctbjaolrjhaxdmh.xn--p1ai
Поскольку тяжелые мотоциклы эксплуатируются главным образом в сельской местности, завод провел модерни-зацию двигателя, чтобы он полнее соответствовал этим условиям. Новое обозначение двигателя - МТ10-32, и с середины 1985 года его устанавливают на "Днепр-11" и "Днепр-16".
Сравнивая внешние скоростные характеристики (рис. 1) МТ10-36 и модернизированного мотора, видим, что у МТ10-32 максимальная мощность и крутящий момент смещены в сторону более низких оборотов коленчатого вала. Причем крутящий момент увеличился до 50 Нм и мало изменяется в довольно большом диапазоне оборотов. Максимальная мощность стала несколько ниже, но зато на режимах более часто используемых оборотов она заметно возросла.
В результате улучшились тягово-динамические качества мотоцикла, поднялся так называемый коэффициент приспособляемости, характеризующий способность двигателя сохранять частоту вращения коленчатого вала при увеличении нагрузки. Теперь на мотоцикле (без ущерба для скоростного движения по шоссе) легче ездить по плохим дорогам, реже требуется переходить с одной передачи на другую.
Какие же конструктивные изменения претерпел сам двигатель? Вместо поршней со сферическим днищем здесь применены поршни с вытеснителем и плоским днищем (рис. 2). Его номер по каталогу - КМЗ 8.155 01 237. С новым поршнем улучшилось качество смесеобразования в камере сгорания и снизилась теплонапряженность. Поршни старой и новой конструкций полностью взаимозаменяемы и пригодны для всех ранее выпускавшихся двигателей "Днепра" - К-650, МТ9, МТ10, МТ10-36. Однако меняют их только парами. Чтобы снизить теплонапряженность двигателя, когда во время движения по трудной дороге с небольшой скоростью цилиндры слабо обдуваются встречным потоком воздуха, а также понизить требовательность мотора к качеству бензина, уменьшена с 7,5 до 7,0 степень сжатия. Это достигнуто увеличением на 0,9 мм высоты цилиндра (расстояния между поверхностями, прилегающими к блоку и головке цилиндров, рис. 3). В остальном цилиндры совершенно одинаковы.
И наконец, изменен профиль кулачков распределительного вала, что и обеспечило благоприятную характеристику крутящего момента. Новые поршни, цилиндры и распределительные валы завод будет поставлять в торговую сеть не комплектами, а раздельно.
Цилиндры с размером 108,6 мм можно устанавливать на все ранее выпущенные модели мотоциклов "Днепр" с двигателем МТ. При этом, чтобы предотвратить возможную течь масла из-под уплотнительных резиновых колпачков на кожухах штанг из-за ослабления усилия их прижима, рекомендуется между каждым колпачком и упорным кольцом на кожухе установить металлическое кольцо (шайбу) толщиной 1,0, наружным диаметром 23, внутренним - 17,6 мм. При использовании новых поршней надо помнить, что их подбирают с таким же цветовым индексом, какой имеют поршневой палец и верхняя головка шатуна, а их массы должны быть одинаковыми.
Перед монтажом поршень нагревают до температуры 80-100 градусов и соединяют с шатуном таким образом, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в сторону центрифуги. Цилиндры же подбирают так, чтобы монтажный зазор между наибольшим диаметром юбки поршня и цилиндром находился в пределах 0,05-0,07 мм. Перед установкой цилиндров кольца на поршнях разводят, чтобы стыки находились под углом 120° один к другому, а зеркало цилиндра смазывают маслом. При установке головки цилиндра гайки затягивают в два приема: вначале равномерно малым усилием, а потом окончательно усилием 2,8-3,6 кгс м.
xn----ctbjaolrjhaxdmh.xn--p1ai
Пример обозначения - электродвигатель крановый МТКН 411-6 У1:- МТ, 4МТ - серия электродвигателя.- К - короткозамкнутый ротор (отсутствие индекса К означает наличие фазного ротора).- Н либо F - класс нагревостойкости изоляции.- М – серия модернизации.- 011, 012, 111, 112, 211, 311, 312, 411, 412, 511, 512, 611, 612, 613 – обозначение габарита (первая цифра) и длины станины (вторая и третья цифры) для крановых двигателей серии МТ.- 132, 200, 225, 280 – обозначение высоты оси вращения для крановых двигателей серии 4МТ (мм).- S, M, L – условное обозначение длины станины для крановых электродвигателей серии 4МТ.- А, В – длина сердечника статора.- 6, 8, 10, 6/12, 6/16, 6/20, 4/24 – число полюсов (у двухскоростных двигателей разделяется чертой).- У1, УХЛ1, О1, Т1 – вид климатического исполнения по ГОСТ 15150.
Конструктивное исполнение электродвигателей по ГОСТ 2479-79:
Тип двигателя | Тип исполнения |
МТН (МТКН) 011, 012, 111, 112, 211,212, 311, 312; 4МТН (4МТКН) 132 | IM1001, IM1002, IM2001, IM2002 — цилиндрический рабочий конец вала. |
4МТМ (4МТКМ) 200, 225; МТН (МТКН) 411,412,511,512 | IM1003, IM1004, IM2003, IM2004 — конический рабочий конец вала. |
4МТМ 280; МТН 611,612,613 | IM1003, IM1004 — конический рабочий конец вала. |
технические характеристики двигателей МТН, 4МТМ
Типдвигателя | Мощность, кВт,ПВ 40 % | Частота вращения,об/мин | Масса,кг | Номинал. ток,А, при U=380 В | Ток ротора,А | Напряжениемежду кольцами, В | Кратность макс., момента.М макс./М ном. | Коэффициентполезного действия,% | Коэффициентмощности, о.е. |
МТН 011-6 | 1,4 | 890 | 59 | 5,0 | 8,6 | 116 | 2,6 | 65,0 | 0,66 |
МТН012-6 | 2,2 | 890 | 64 | 7,2 | 11,1 | 141 | 2,5 | 68,0 | 0,68 |
МТН 111-6* | 3,5 | 900 | 90,6 | 9,7 | 14,3 | 171 | 2,3 | 75,0 | 0,73 |
МТН112-6* | 5,0 | 930 | 100,6 | 13,7 | 15,7 | 213 | 2,7 | 79,0 | 0,70 |
МТН 211А6*,4МТН132LA6* | 5,5 | 930 | 115,3/105,5 | 15,0 | 15,7 | 213 | 2,6 | 79,0 | 0,70 |
МТН 212В6*,4МТН132LB6* | 7,5 | 935 | 125,6/110,8 | 20,0 | 19,3 | 255 | 2,8 | 80,0 | 0,70 |
МТН 311-6 | 11 | 945 | 220 | 29,3 | 43 | 170 | 3,0 | 80,0 | 0,71 |
МТН311-8 | 7,5 | 700 | 220 | 23,0 | 21 | 240 | 3,0 | 76,0 | 0,65 |
МТН 312-6 | 15 | 950 | 240 | 37,5 | 48 | 206 | 3,0 | 82,0 | 0,74 |
МТН312-8 | 11 | 705 | 240 | 32,7 | 46 | 163 | 3,0 | 78,5 | 0,65 |
4MT 200LA6,МТН411-6 | 22 | 960 | 270 | 51 | 59 | 246 | 2,8 | 86,0 | 0,76 |
4MT 200LB6,МТН412-6 | 30 | 960 | 300 | 66 | 72 | 273 | 2,8 | 87,0 | 0,79 |
4MT 200LA8,МТН411-8 | 15 | 715 | 275 | 40 | 48 | 195 | 2,9 | 83,0 | 0,68 |
4MTM 200LB8,МТН412-8 | 22 | 715 | 305 | 58 | 58 | 248 | 3,0 | 83,0 | 0,70 |
4МТМ 225М6,МТН511-6 | 37 | 955 | 390 | 80 | 80 | 295 | 3,0 | 87,0 | 0,81 |
4MTM 225L6,МТН512-6 | 55 | 955 | 490 | 117 | 122 | 285 | 2,9 | 88,0 | 0,81 |
4МТМ 225М8,МТН511-8 | 30 | 715 | 390 | 74 | 70 | 275 | 2,9 | 85,0 | 0,72 |
4MTM 225L8,МТН512-8 | 37 | 725 | 470 | 88 | 76 | 305 | 2,9 | 86,0 | 0,74 |
4MTM 280S6,МТН611-6 | 75 | 955 | 740 | 149 | 180 | 266 | 3,2 | 89,0 | 0,86 |
4MTM 280L6,МТН612-6 | 110 | 970 | 970 | 216 | 168 | 420 | 3,5 | 91,0 | 0,85 |
4MTM 280S8 | 55 | 720 | 715 | 120 | 176 | 194 | 2,9 | 89,0 | 0,78 |
4МТМ280М8 | 75 | 720 | 825 | 152 | 179 | 258 | 3,0 | 91,0 | 0,82 |
4MTM280 L8 | 90 | 725 | 975 | 187 | 168 | 335 | 3,2 | 91,0 | 0,8 |
4MTM 280S10,МТН 611-10 | 45 | 570 | 715 | 109 | 167 | 177 | 3,0 | 86,0 | 0,73 |
4МТМ 280М10,МТН612-10 | 60 | 575 | 825 | 140 | 162 | 235 | 3,2 | 88,0 | 0,74 |
4MTM 280L10,МТН613-10 | 75 | 575 | 975 | 175 | 150 | 308 | 3,0 | 89,0 | 0,73 |
* Двигатели на этапе серийного освоения
Конструктивное исполнение IM1001, IM1002
Тип двигателя | Габаритные размеры, мм | Установочные и присоединительные размеры, мм | ||||||||||||
d30 | l30 | l33 | h41 | b1 | b10 | d1 | d10 | l1 | l10 | l31 | h | h5 | b11 | |
МTН 011 | 246 | 559 | 619 | 275 | 8 | 180 | 28 | 12 | 60 | 150 | 132 | 112 | 31 | 230 |
МTН 012 | 190 | 127 | ||||||||||||
МТН 111 | 288 | 632 | 715 | 318 | 10 | 220 | 35 | 15 | 80 | 140 | 132 | 38 | 2У0 | |
МТН 112 | 235 | 135 | ||||||||||||
4MTH 132L | 288 | 715 | 830 | 318 | 12 | 216 | 42 | 12 | 110 | 203 | 89 | 132 | 45 | 270 |
МТН 211 | 288 | 715 | 830 | 346 | 12 | 245 | 40 | 15 | 110 | 243 | 150 | 160 | 43 | 320 |
Конструктивное исполнение IM2001, IM2002, IM2003, IM2004
Габаритные размеры
Электродвигатель | Габаритные размеры, мм | |||
d24 | l30 | l33 | h41 | |
МТН-011 | 280 | 570 | 632 | 275 |
МТН-012 | 280 | 570 | 632 | 275 |
М0ТН-111 | 330 | 645 | 728 | 318 |
МТН-112 | 330 | 645 | 728 | 318 |
4MTH-132L | 350 | 715 | 830 | 318 |
МТН-211 | 330 | 730 | 843 | 346 |
МТН-311 | 350 | 795 | 915 | 480 |
МТН-312 | 350 | 860 | 980 | 480 |
МТН-411 | 400 | 917 | 1062 | 525 |
МТН-412 | 400 | 917 | 1062 | 525 |
МТН-511 | 450 | 961 | 1106 | 570 |
МТН-512 | 450 | 1071 | 1216 | 57 |
Установочно-присоединительные размеры
Двигатель | Установочные и присоединительные размеры, мм | ||||||||||||||||||
b1 | b10 | d1 | d10 | d20 | d22 | d25 | l1 | l3 | l10 | l20 | l28 | l31 | l39 | h | h5 | h8 | b11 | d5 | |
МТН 011 | 8 | 180 | 28 | 12 | 255 | 14 | 215 | 60 | 150 | 4 | 145,5 | - | 0 | 112 | 31 | 230 | - | ||
МТН 012 | 8 | 180 | 28 | 12 | 255 | 14 | 215 | 60 | - | 190 | 4 | 140,5 | - | 0 | 112 | 31 | - | 230 | - |
МТН 111 | 10 | 220 | 35 | 15 | 300 | 18 | 250 | 80 | - | 190 | 5 | 154 | - | 0 | 132 | 38 | - | 290 | - |
МТН 112 | 10 | 220 | 35 | 15 | 300 | 18 | 250 | 80 | - | 235 | 5 | 149 | - | 0 | 132 | 38 | - | 290 | - |
4MTH 132L | 12 | 216 | 42 | 12 | 300 | 19 | 250 | 110 | - | 203 | 5 | 89 | - | 0 | 132 | 45 | - | 270 | - |
МТН 211 | 12 | 245 | 40 | 15 | 300 | 18 | 250 | 110 | - | 243 | 5 | 150 | - | 0 | 160 | 43 | - | 320 | - |
МТН 311 | 14 | 280 | 50 | 24 | 300 | 18 | 250 | 110 | - | 260 | 5 | 270 | 155 | 0 | 180 | 53,5 | - | 350 | - |
МТН 312 | 14 | 280 | 50 | 24 | 300 | 18 | 250 | 110 | - | 320 | 5 | 260 | 170 | 0 | 180 | 53,5 | - | 350 | - |
МТН 411 | 16 | 330 | 65 | 28 | 350 | 18 | 300 | 140 | 105 | 335 | 5 | 195 | 175 | 0 | 225 | - | 33,9 | 440 | М42хЗ |
МТН 412 | 16 | 330 | 65 | 28 | 350 | 18 | 300 | 140 | 105 | 420 | 5 | 195 | 165 | 0 | 225 | - | 33,9 | 440 | М42хЗ |
МТН 511 | 18 | 380 | 70 | 35 | 400 | 18 | 350 | 140 | 105 | 310 | 5 | 264 | 251 | 0 | 250 | - | 36,4 | 500 | М48хЗ |
МТН 512 | 18 | 380 | 70 | 35 | 400 | 18 | 350 | 140 | 105 | 390 | 5 | 274 | 271 | 0 | 250 | - | 36,4 | 500 | М48хЗ |
Двигатели с высотой оси вращения 112, 132, 160 мм имеют четыре отверстия d22. С высотой оси вращения 180, 225, 250 мм — восемь отверстий d22.
Конструктивное исполнение IM1001, IM1002, IM1003, IM1004
Двигатель | Габаритные размеры, мм | Установочные и присоединительные размеры, мм | ||||||||||||||||
d30 | l30 | l33 | h41 | b1 | b10 | d1 | d10 | l1 | l3 | l10 | l31 | l31* | h | h5 | h8 | b11 | d5 | |
МТН 311 | 422 | 765 | 885 | 480 | 14 | 280 | 50 | 24 | 110 | - | 260 | 155 | - | 180 | 53,5 | 350 | - | |
МТН 312 | 422 | 830 | 950 | 480 | 14 | 280 | 50 | 24 | 110 | - | 320 | 170 | - | 180 | 53,5 | - | 350 | - |
4MTM 200L | 422 | 907 | 1053 | 500 | 16 | 318 | 65 | 19 | 140 | 105 | 305 | 133 | - | 200 | - | 33,9 | 400 | M42x3 |
4МТМ 225М | 465 | 960 | 1110 | 545 | 18 | 356 | 70 | 19 | 140 | 105 | 311 | 149 | - | 225 | - | 36,4 | 435 | M48x3 |
4MTM 225L | 465 | 1070 | 1220 | 545 | 18 | 356 | 70 | 19 | 140 | 105 | 356 | 149 | - | 225 | - | 36,4 | 435 | M48x3 |
4MTM 280S | 605 | 1090 | 1265 | 740 | 22 | 457 | 90 | 24 | 170 | 130 | 368 | 190 | - | 280 | - | 46,8 | 540 | M64x4 |
4МТМ 280М | 605 | 1170 | 1345 | 740 | 22 | 457 | 90 | 24 | 170 | 130 | 419 | 190 | - | 280 | - | 46,8 | 540 | M64x4 |
4MTM 280L | 605 | 1260 | 1439 | 740 | 22 | 457 | 90 | 24 | 170 | 130 | 457 | 190 | - | 280 | - | 46,8 | 540 | M64x4 |
МТН 411 | 442 | 907 | 1053 | 525 | 16 | 330 | 65 | 28 | 140 | 105 | 335 | 175 | - | 225 | - | 33,9 | 440 | M42x3 |
МТН 412 | 442 | 907 | 1053 | 525 | 16 | 330 | 65 | 28 | 140 | 105 | 420 | 165 | - | 225 | - | 33,9 | 440 | M42x3 |
МТН 511 | 465 | 960 | 1110 | 570 | 18 | 380 | 70 | 35 | 140 | 105 | 310 | 251 | - | 250 | - | 36,4 | 500 | M48x3 |
МТН 512 | 465 | 1070 | 1220 | 570 | 18 | 380 | 70 | 35 | 140 | 105 | 390 | 271 | - | 250 | - | 36,4 | 500 | M48x3 |
МТН 611 | 605 | 1090 | 1265 | 775 | 22 | 520 | 90 | 42 | 170 | 130 | 345 | - | 256 | 315 | - | 46,8 | 650 | M64x4 |
МТН 612 | 605 | 1170 | 1345 | 775 | 22 | 520 | 90 | 42 | 170 | 130 | 445 | - | 256 | 315 | - | 46,8 | 650 | M64x4 |
МТН 613 | 605 | 1260 | 1439 | 775 | 22 | 520 | 90 | 42 | 170 | 130 | 540 | - | 256 | 315 | - | 46,8 | 650 | M64x4 |
veris39.ru