"Двигатели отдельно не являются вооружением, но они являются сердцем бронетанковой техники", -заявил 18 ноября на праздновании 100-летия двигателестроения в Украинебывший главный конструктор казенного предпрития "Харьковское КБ помашиностроению им.Морозова" Михаил Борисюк. По его словам, сейчас вомногих странах эксплуатируются харьковские двигатели в составе танковТ-64 и их модернизированные варианты. В частности, двигатели мощностью 1тыс.л.с. эксплуатируются танках Т-80УД в России и в Пакистане,двигатели мощностью 1,2 тыс.л.с. - в танках Украины.
По словам М.Борисюка, бронетехника развивается, и как бы ни старалиськонструкторы сократить массу танка до 50 т, для обеспечения высокойзащиты машин сделать это невозможно. "Сейчас разработанный в КБ танк"Оплот" имеет массу 51 т. И если мы думаем повышать и защиту, и огневуюмощь, нам нужен двигатель мощностью 1,5 тыс. л.с. И я хочу пожелать,чтобы вам всем хватило здоровья и сил создать и запустить в производстводвигатель 1,5 тыс. л.с. который обеспечит нашей бронетехнике первыеместа на мировом уровне", - отметил М.Борисюк.
По словам заместителя главного конструктора казенного предприятия"Харьковское КБ по двигателестроению" (ХКБД) Александра Грицака, в миреесть всего 19 стран, в которых развито двигателестроение. "Одна из техорганизаций, которая имеет возможность доказывать, что Украина способнаразрабатывать двигатели и внедрять их в производство, – это ХКБД. НашеКБ - мощный инженерный комплекс, который включает и производственнуюбазу. Только за последние 15 лет разработаны дизели 3ТД1 длямодернизации силового отделения БТР-70, 3ТД2 – для БТР-50 и БМП-2, 3ТД4 –для БМП3, серия двигателей 5ТДФ – для танков "Булат", 5ТДФМА1 – дляТ-72Б, а также 6ТД-2Е - для танка "Оплот", - сообщил А.Грицак.
Он также отметил, что разработан пока еще экспериментальный дизель6ТД-3. "Это тот дизель, о котором говорил М.Борисюк. Его мощностьсоставляет 1,4 тыс. л.с.", - заявил А.Грицак.
По словам генерального конструктора ХКБД Сергея Алехина, кризиснаяситуация в дизелестроении заканчивается, и ожидается, что КБ начнетстремительно развиваться. "Сейчас перед коллективом ХКБД стоят задачи, крешению которых мы шли в течение долгого и напряженного времени. Нампредстоит освоить новые технологии и решить новые серьезные проблемы,так что мы заверяем ветеранов, что двигателестроение в Харькове будетразвиваться", - отметил С.Алехин.
По словам заведующего кафедрой "Двигатели внутреннего сгорания" Национального технического университета "Харьковский политехническийинститут" (ХПИ) Андрея Марченко, сейчас успехи харьковской школыдизелестроения связаны с танкостроением. Устойчивость харьковского танкового двигателя к условиям работы в жарком климате позволила Украинеполучить весомый контракт на продажу за рубеж высокотехнологичнойтехники, и этот заказ связан с бронетехникой производства ГП "Заводим.Малышева".
Он также отметил, что зарождение дизелестроения в Харькове былосвязано именно с Харьковским политехническим институтом. Один извыдающихся выпускников вуза Владимир Трофимович Цветков начал воплощатьэту идею в 1911 г. на Харьковском паровозостроительном заводе (сейчас -завод им.Малышева). "ХПИ продолжает участвовать в научном обеспечениимоторостроения. Наши зарубежные партнеры признают, что одна изизвестнейших школ по двигателестроению в СНГ - это харьковская школа", -отметил ученый.
По словам первого заместителя председателя Харьковскойоблгосадминистрации Владимира Бабаева, раньше юбилеи дизелестроения вХарькове ознаменовывались вручением государственных наград и премий, но вэтот раз юбилей отмечается более скромно. "Благодаря вашим умам, вашимрукам украинское дизелестроение не умерло и его и сегодня хорошо знаютза рубежом. Желаю вам новых учеников - продолжателей начатого вами дела,а также новейших разработок, которые будут востребованы не только внашей стране, но и во всем мире", - отметил В.Бабаев, обращаясь кветеранам дизелестроения.
ссылка
andrei-bt.livejournal.com
Танк Т-64Б1 Владимирского танкового учебного центра.
В отечественной и зарубежной печати давно ведутся дискуссии по вопросам сравнительной оценки украинского танка Т-84 и российских танков Т-90, но перспектива возможного противоборства между российским и украинским танкостроением не на испытательном полигоне, а в условиях реальных боевых действий заставляет задуматься о многом.
Как это ни парадоксально, но сама история развития человечества подтверждает тот факт, что наиболее значительные успехи достигаются в области развития и реализации технологий военного назначения.
Для того чтобы четко представлять себе исход возможного огневого столкновения танков Т-90С и Т-84, необходимо обратиться к истории их создания и проанализировать их конструкцию и технологию изготовления.
Оба танка имеют свои родословные, корни которых нисходят во времена Советского Союза, когда усилия нескольких гигантов отечественного танкостроения, в том числе Харьковского КБ имени А. Морозова (ХКБМ) и КБ Уралвагонзавода (г. Нижний Тагил), были брошены на разработку усовершенствованного варианта танка Т-64А — первого послевоенного серийного танка третьего поколения. Танк Т-64А (разработчик тот же ХКБМ) был оснащен самой мощной в то время 125-мм гладкоствольной танковой пушкой, имел механизм заряжания, заменивший одного члена экипажа, обладал замечательной защитой, обеспечиваемой сварным корпусом из комбинированных материалов и литой башней из тех же материалов. Появление этого танка послужило толчком зарубежным танкопроизводителям для создания своих танков, способных противостоять Т-64А. Однако, обладая известными преимуществами, танки семейства Т-64 имели и ряд недостатков, основные из которых заключались в низкой надежности ходовой части и сложности эксплуатации силовой установки, где был применен двухтактный дизель 5ТДФ мощностью 700 л.с. Результатом длительных и многоэтапных работ советской танкопроизводящей промышленности по глубокой модернизации танка Т-64А стало появление, кроме семейства танков Т-64, еще двух семейств (Т-72 и Т-80), различных конструктивно, но аналогичных по концепции и тактико-техническим характеристикам. А к моменту появления независимых суверенных государств — России и Украины — на их вооружение были приняты последние модификации танков этих семейств—современные российские танки Т-90 (в экспортном исполнении Т-90С) и украинские Т-84 ( Т-80УД в постсоветском исполнении).
Танк Т-80
В некоторых источниках сообщалось, что на танки Т-84 установлена СУО на базе СУО 1А45 с использованием дневных и ночных прицелов французского производства (фирмы «Томпсон»). Да, такие проработки выполнялись, но попытки договориться с поставщиками этих комплектующих к успеху не привели, поэтому СУО танка Т-84, поставляемого по контракту в Пакистан, осталась практически без изменений. Кроме того, заявленный разработчиками комплекс оптико-электронного подавления «Штора» установлен на единичных образцах танков Т-84 и в комплектацию по пакистанскому контракту не входит, равно как и двигатель 6ТД-2 мощностью 1200 л.с, от эксплуатации которого пакистанская сторона отказалась по ряду причин. Вместо него на танках устанавливаются двигатели 6ТД мощностью 1000 л.с.
Как и всякий другой, танк Т-84 имеет свои преимущества и недостатки. Обладая теми же характеристиками огневой мощи и защищенности, что и танк Т-90С. машина получилась высокодинамичной, легкоуправляемой. обладающей высокой средней скоростью в самых различных условиях движения.
Дабы исключить возможный субъективизм в оценках. рассмотрим особенности конструкции танка Т-84. Прежде всего, с установкой на танк Т-84 оппозитного двухтактного двигателя 6ТД (6ТД-2) для него остались характерны те же недостатки танков Т-64А и Т-80УД, влияющие на его эксплуатационные возможности.
Общий вид танка Т-90С.
Танк Т-84 проходит по трассе полигона. Абу-Даби, 1997 год.
Вышеупомянутые оппозитные двигатели 6ТД и 6ТД-2, имеющие, несомненно, высокие конструктивные показатели ( например, габаритная мощность), как отмечалось в ходе испытаний, имеют неудовлетворительные пусковые характеристики, обусловленные особенностями рабочего цикла. Для надежного пуска двигателя необходимо высокооборотистое пусковое оборудование. Основным видом запуска двигателя 6ТД является не воздушный, как у двигателей В-84 танков Т-90, а электрический запуск, более энергоемкий и менее надежный в эксплуатации.
При эксплуатации в условиях высоких температур окружающего воздуха на танке T-84 введены серьезные ограничения по температурному режиму работы двигателя, что значительно усложняет применение этой машины в летних условиях. Примененная на танке безвентиляторная система охлаждения имеет ограниченные возможности по обеспечению надежности работы при дальнейшем форсировании двигателя и не обеспечивает нормальный температурный режим работы двигателя (даже 1000-сильного) при температуре окружающего воздуха выше 30—35'С на всех скоростных и нагрузочных режимах работы двигателя. Возможно, это и явилось причиной установки на танки Т-84 по пакистанскому контракту нефорсированного двигателя 6ТД.
Танк Т-80УД, подготовленный для вооруженных сил Пакистана, выставленный в Харькове в день юбилея ХКБМ им.Малышева.
Танк T-90M на выставке в Нижнем Тагиле. Июль 1999 года.
Следует иметь в виду, что двухтактный дизель имеет значительно большие (по сравнению с четырехтактным) потери мощности при работе в танке в так называемых объектовых условиях (сказывается его особая чувствительность к сопротивлению, создаваемому на впуске и выпуске системами воздухоочистки и выпуска отработавших газов). Эти потери еще больше увеличиваются в условиях высокогорья из-за разреженности воздуха.
Не до конца решенной для танка Т-84 является проблема очистки воздуха, питающего двигатель. На харьковских машинах, оснащенных двухтактными дизелями, традиционно применяются бескассетные инерционные воздухоочистители циклонного типа, призванные обеспечить минимально возможное сопротивление во впускном тракте. Но эффективность таких воздухоочистителей достаточно мала. Длительная эксплуатация танков Т-64 и Т-80УД выявила частый выход из строя двигателей танка из-за пылевого износа деталей цилиндропоршневой группы. Для устранения данного недостатка на танках установили предварительную систему очистки воздуха и датчики пылевого износа, но это не дало большого эффекта. В связи с этим конструкторы должны будут продолжить поиск новых конструкторских решений, обеспечивающих надежную работу системы очистки воздуха для двигателя этого типа, в том числе за счет установки дополнительных кассет, что в условиях сверхплотной компоновки моторно-трансмиссионного отделения представляется крайне сложной задачей и может повлечь дополнительные потери мощности.
Демонстрация ходовых качеств украинских танков в Абу-Даби: Т-84 на выставке IDEX-97 и Т-84М на выставке IDEX-99.
Танк Т-90С является более приспособленным к условиям высоких температур, сильной запыленности и высокогорья, что обусловлено установкой на нем хорошо зарекомендовавшего себя двигателя В-84. Убедителен тот факт, что по результатам пробеговых испытаний танков Т-90 в одном из регионов Средней Азии, когда проводились ежедневные 350—450 км пробеги и средние скорости движения при температуре окружающего воздуха свыше 40°С и высокой запыленности пустынных лесовых трасс составляли 35— 42 км/ч. Как уже говорилось выше, в этом году на индийских полигонах проходили испытания, в рамках все того же экспортного заказа для этой страны, несколько Т-90 оснащенных двигателем В-92, у которого мощность доведена до 1000 л.с. (на опытном стенде двигатель развивал все 1200 л.с. и без особых проблем). Тем самым был устранен главный аргумент, на который ссылались украинские оппоненты, а именно более низкая мощность в сравнении с Т-84 (хотя танкисты говорят, что и 840 л.с. хватает за глаза).
Параметр | 6ТД | В-92 |
Максимальная | ||
стендовая мощность л.с. | 1000 | 1000 |
Максимальная | ||
обьектовая мощность л.с. | 920 | 920 |
Удельный расход топлива г/л.с.ч. | 158 | 156 |
Коэффициент | ||
приспособляемости, К | 1,12 | 1,25 |
Обьем. м1 | 0,9 | 1,2 |
Масса, кг | 1180 | 1020 |
Как следует из представленных в таблице данных, мощности двигателей 6ТД и В-92 в объектовых условиях практически одинаковые. Однако российский двигатель имеет на 10% выше коэффициент приспособляемости. За счет этого при прочих равных условиях танк Т-90 имеет лучшие разгонные характеристики и более высокие средние скорости движения на ровных грунтовых и песчаных дорогах.
Расходы топлива у обоих двигателей на режиме максимальной мощности практически равноценны, однако сравнительный анализ расхода топлива на наиболее вероятных в эксплуатации и боевого применения танков нагрузочных режимах работы двигателей (0,6-0,8 от полной мощности) показал, что у Т-84 на 10—15% расход топлива выше, чем у Т-90. Практически в том же диапазоне танк Т-90 имеет преимущество по запасу хода по сравнению с танком Т-84. Более высокий расход топлива двигателя 6ТД связан, как уже говорилось выше, с особенностями рабочего процесса двухтактного дизеля, и его значительное снижение при доводке двигателя маловероятно.
Танк Т-90С демонстрирует свои ходовые качества. Абу-Даби, весна 1997 года.
Танк Т-90С на полигоне перед проведением стрельб. Обращает на себя внимание новый камуфляж, разработанный в 1998 году.
Достаточно убедительными аргументами не в пользу танка Т-84 являются результаты проведенных в Греции в 1998 году тендерных испытаний танков ведущих танкопроизводящих стран — США, Великобритании, Франции, Германии, России и Украины. По результатам одного из тестов, проводимых в условиях высокогорья, греческая сторона отметила ряд недостатков по танку Т-84, одним из которых является «неудовлетворительные экологические показатели» двигателя 6ТД-2. При совершении марша, следующий в колонне за танком т-84 греческий экипаж танка «Челленджер-2» получил отравление выхлопными газами впереди идущей машины и отказался продолжать дальнейшее движение, однако для продолжения марша их уговорили одеть респираторы. Не менее удручающим, что связано также с конструктивными особенностями силовой установки, был отказ украинской делегации участвовать в тесте на демонтаж и монтаж двигателя силами экипажа на время. Экипаж Т-84 реально понимал, что в отношении М1 «Абрамс», «Леопард-2А5» и нашего Т-80У, где временные показатели составили:40/45 мин.,35/45 мин. И 1ч.40/1ч./20 мин. соответственно, им просто не было смысла выставлять свою кандидатуру, так как их показатели в среднем составляли от 12 до 15 часов. Кстати, в Индии, где Т-90 пришлось демонтировать двигатель В-92, временной показатель силами экипажа составил чуть более двух часов. Так как боевой вес Т-84 по отношению к базовому варианту Т-80УД значительно вырос и составляет порядка 49,5 тонны, а мощность двигателя осталась прежней, то это не могло не сказаться на тяговых характеристиках танка. Так, например, украинский экипаж не смог подняться с остановкой на уклон в 32 град., кстати, это не смог сделать и «Челленджер-2Е», и «Леопард-2А5», имеющие боевой вес за 60 тонн с гаком (только со второй попытки, с новыми гусеницами и на чистом асфальте).
Демонстрации ходовых качеств танка Т-90М. Нижний Тагил, июль 1999 года.
Танк Т-84М демонстрирует свои ходовые качества. Абу-Даби.
Обобщая все указанные недостатки, характерные для силовой установки танка Т-84, можно сказать, что в общем — это прекрасная машина, замечательный плод инженерной мысли, но плод достаточно "экзотический» для жарких и пыльных условий эксплуатации.
Что касается танка Т-90С, по вопросу закупки которого Индией уже заканчиваются переговоры с российской стороной, то без сомнения можно сказать, что практически эта машина по своим боевым характеристикам (огневой мощи и защищенности) идентична танку Т-84, с той лишь разницей, что комплекс «Штора» является обязательным элементом комплектования всех танков типа Т-90. Более того, по заявлениям разработчика танка Т-90С, проведены определенные мероприятия по модернизации танков Т-90С, связанные с возможностью интеграции в СУО танка, по желанию заказчиков, различных составных частей (в основном прицельно-наблюдательных приборов, средств связи) как разрабатываемых отечественной промышленностью, так и иностранного производства. Появилась возможность установки новой сварной башни с более высоким процентом по защищенности и позволяющей применять в Т-90 более совершенные БПС, с удлиненным сердечником повышенной бронепробиваемости. Это же можно сказать и о других системах танка Т-90С, но разработчик не намерен преждевременно раскрывать все перспективы модернизации своего детища.
Т-84 на полигоне в Абу-Даби. 1997 год.
Таким образом, отвечая на заданный вопрос о результатах возможного боевого столкновения двух несправедливо разлученных братьев, как это бывает в индийских фильмах, остается пожелать только одного — чтобы такой возможности не возникло. Т-84 и Т-90С — это практически близнецы, аналоги по своей огневой мощи и защищенности, хотя, как это бывает в жизни, чем взрослее близнецы, тем четче проявляются их различия в индивидуальном развитии. В реальном противоборстве военных формирований, на вооружении которых будут стоять танки Т-84 и Т-90С, успех той или иной стороны будет зависеть только от стратегии и тактики применения этих танков, профессиональной выучки их экипажей.
Сравнительная характеристика танков Т-84 и Т-90С | ||
Характеристика | Танк Т-84 | Танк Т-90С |
Боевая масса, т | 49.5 | 46,5 |
Экипаж,чел. | 3 | 3 |
Среднее удельное давление, кг/см3 | 0,93 | 0,95 |
Преодолеваемые препятствия: | ||
подьем, град. | 32 | 30 |
брод, м | 1,8 (с ОПВТ-5) | 1,2(с ОПВТ-5) |
Двигатель | 6ТД (6ТД-2) | В-84МС (В-92С2) |
Максимальная мощность, л.с. | 1000(1200) | 840(1000) |
Запас топлива, л | 1300 | 1600 |
Удельная мощность, л.с./т | 20.2 (24.2) | 18.5(21,5) |
Максимальная скорость, км/ч | 60 | 60 |
Запас хода по шоссе, км | 550 | 740 |
Средства постановки | ||
дымовых завес | термодымовая | термодымовая |
аппаратура (ТДА), | аппаратура (ТДА), | |
система | система | |
902А -Туча- | 902А -Туча- | |
Защита | комбинированная | комбинированная |
броневая, | броневая, | |
улучшенная | улучшенная | |
встроенная | встроенная | |
динамическая | динамическая |
Комплекс оптико-электронного подавления
отсутствует (единичные образцы "Штора-1")
"Штора-1"
Вооружение:
пушка
125 ммГСП-ПУ
125 ммГСП-ПУ
2А46М1
2А46М2
боекомплект, шт
43
43
спаренный пулемет
7,62 мм ПКТ
7,62 мм ПКМБ
боекомплект
2000
2000
зенитный пулемет
12,7 НСВТ
12,7-Корд-
боекомплект
300
300
Заряжание
автомат.
автомат.
Комплекс управляемого вооружения
9К119М
9К119М
Система управления огнем
1А45
1А45
Прицел
1Г46
1Г46
Ночной прицел наводчика
ТПН4-23-49
ТПН4-23-49
Ночной прицел командира
ТКН-4С
ТКН-4С
Стабилизатор вооружения
2Э42-4
2Э42-4
topwar.ru