ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Ту160М2 — смертоносный Белый Лебедь. Ту 160 двигатели


Ту-160М2 | Авиация России

Объединённая двигателестроительная корпорация поставит Министерству обороны первую партию новых двигателей НК-32 второй серии уже в этом году, сообщает "Интерфакс-АВН" со ссылкой на свой источник в ОДК. Таким образом, прототип стратегического ракетоносца Ту-160 нового поколения может появиться уже в ближайшее время. По словам представителя ОДК, сейчас на машиностроительном предприятии «Кузнецов» проводятся […]

Подробнее

Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев») приступил к строительству первого стратегического ракетоносца Ту-160М2, сообщает "Интерфакс", цитируя заявление генерального директора "Туполева" Александра Конюхова. "Первый самолёт в облике Ту-160М2 уже строится", - заявил Конюхов. Он пояснил, что "Ту-160М2 - это свежий планер, совсем новый самолёт, а Ту-160М - […]

Подробнее

В рамках проверки хода выполнения государственного оборонного заказа предприятиями ОПК заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов посетил в Самаре ПАО "Кузнецов", сообщает РИА Новости. Завод является ведущим предприятием в России по разработке, производству, техническому сопровождению в эксплуатации и ремонту газотурбинных авиационных, жидкостных ракетных двигателей, газотурбинных установок для наземного использования в […]

Подробнее

Научно-производственное предприятие «Респиратор» холдинга «Технодинамика» (входит в Госкорпорацию Ростех) начинает испытания кислородно-дыхательной аппаратуры (КДА) для полётов в стратосфере. Новая система рассчитана на питание кислородом членов экипажа модернизированного стратегического бомбардировщика ТУ-160М2. Об этом сообщает пресс-служба холдинга "Технодинамика". «Новая аппаратура предназначена для обеспечения кислородом пилотов воздушных судов, способных подниматься в стратосферу. Система […]

Подробнее

Президент РФ Владимир Путин посетил Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова, где для главы государства был организован демонстрационный полёт нового сверхзвукового стратегического ракетоносца Ту-160М "Пётр Дейнекин" по программе лётных испытаний. Полёт проходил на высоте 300 метров и длился около семи минут. Лётчики выполнили манёвры, которые позволяли проверить устойчивость и управляемость […]

Подробнее

Стратегический ракетоносец Ту-160М с заводским номером 0804, изготовленный на Казанском авиазаводе в ноябре 2017 года, начал испытательные полёты, сообщает ТАСС со ссылкой на источник в российском оборонно-промышленном комплексе. "Изготовленная из советского задела 804-я машина впервые поднялась в воздух на прошлой неделе [15-21 января - прим. Авиация России] и с тех […]

Подробнее

23 декабря Дальней авиации ВКС России исполняется 103 года. Стратегические ракетоносцы сегодня решают целый спектр важных государственных задач. В преддверии профессионального праздника на вопросы «Красной звезды» ответил командующий Дальней авиацией генерал-лейтенант Сергей КОБЫЛАШ. – Сергей Иванович, какова в настоящее время структура Дальней авиации? – Дальняя авиация в Вооружённых Силах Российской […]

Подробнее

В ОКБ Туполева завершена разработка конструкторской документации для модифицированной версии бомбардировщика Ту-22М3 - Ту-22М3М, первая глубокая модернизация находящихся в строю самолётов начнётся в 2018 году, сообщает ТАСС со ссылкой на источник в российском оборонно-промышленном комплексе. Ту-22М3М получит современное высокоточное оружие, его радиоэлектронное оборудование и двигатели будут такими же, как у […]

Подробнее

На Казанском авиационном заводе имени С.П. Горбунова состоялась выкатка на лётно-испытательную станцию глубоко модернизированного самолёта Ту-160М с заводским номером 804 - первого опытного образца, изготовленного по программе возобновления производства бомбардировщика в версии Ту-160М2. В торжественном мероприятии приняли участие президент Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь, командующий дальней авиацией Сергей Кобылаш, заместитель […]

Подробнее

Прототип стратегического бомбардировщика Ту-160М2, изготовленный из советского задела на Казанском авиазаводе, впервые поднимется в воздух в феврале 2018 года. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в Минобороны. "Самолёт с заводским номером 804, изготовленный из советского задела, выкатят из цеха окончательной сборки Казанского авиазавода и передадут на лётно-испытательную станцию […]

Подробнее

aviation21.ru

Ту-160 - BLACKJACK | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)

Ту-160 (изделие 70) - BLACKJACK / RAM-P

Ту-160С (изделие 70-03) - BLACKJACKТу-160М - BLACKJACKТу-160М2 - BLACKJACK-M Тяжелый многорежимный стратегический бомбардировщик с изменяемой  стреловидностью крыла. Создан  в ОКБ ММЗ "Опыт" А.Н.Туполева, главный конструктор с 1975 г. по 2010 г. Валентин Иванович Близнюк. Самолет в общих чертах подобен проекту многорежимного бомбардировщика М-18 ОКБ В.М.Мясищева. Первоначальный вариант Ту-160 имел крыло  оживальной формы и проектировался на базе Ту-144 (1969-1972 г. г.). Предварительные НИОКР по Ту-160 с крылом с изменяемой геометрией начаты в 1972 г. Проектирование окончательного варианта - изделия 70, проект Ту-160М, самолет "К" начаты  в  1975  г.  по  постановлению СМ СССР от 26 июня 1974 г. и постановлению СМ СССР N 1040-348 от  19.12.1975  г. Эскизный проект и создание полноразмерного макета Ту-160 - 1976-1977 г.г.

Макет Ту-160 утвержден в конце 1977 г. Производство первых трех прототипов (машины 70-01 для летных испытаний, 70-02 для статических испытаний, 70-03 - предсерийный самолет) начато в 1977 г. на ММЗ "Опыт"(производство фюзеляжа - Казанский авиазавод, крыло и стабилизатор - Новосибирский авиазавод им.В.Чкалова, створки грузоотсека - Воронежский авиазавод, шасси - Горьковский авиазавод). Одновременно начата подготовка серийного производства на Казанском авиазаводе №22 (изначально планироалось развернуть произодство на Ульяновском авиазоводе). В мае 1980 г. прототип 70-01 построен и перевезен на аэродром ЛИИ в Жуковском. Окончательная сборка самолета завершена в январе 1981 г. и начаты наземные испытания самолета. Выкатка самолета 70-01 на летное поле - 18 августа 1981 г. Проверки систем и оборудования начаты 22 октября 1981 г. и 14 ноября 1981 г. под управлением экипажа Б.И.Веремея самолет совершил первую пробежку. Первое фото на Западе сделано с борта гражданского самолета взлетавшего из аэропорта Быково 25 ноября 1981 г. - самолет получил наименование RAM-P ("Раменское", неидентифицированный образец техники №16 ).

Модель многорежимного бомбардировщика М-18 ОКБ Мясищева, проект, 1970-1972 г.г.

(Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)

 

Общий вид, проекции Ту-160 из эскизного проекта и модель, созданная при разработке эскизного проекта, 1975 г. (Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)

Первое изображение Ту-160 известное на Западе - тот самый "спутниковый" снимок Ту-160 (сником сделан с гражданского самолета взлетавшего из аэропорта Быково 25 ноября 1981 г., DoD USA).

Первый полет  прототипа (изделие 70-01) - 18 декабря 1981 г. (экипаж Б.И.Веремея, второй пилот С.Т.Агапов, штурманы - М.М.Козел, А.В.Еременко). Начато производство двух опытных серий (8 самолетов) на Казанском авиазаводе. Начало испытаний - 1983 г. Первый полет предсерийного Ту-160 (70-03) - 6 октября 1984 г. (экипаж С.Т.Агапова). Первый полет первого серийного Ту-160 (экипаж В.В.Павлова, самолет 01-01 из первой опытной серии) - 10.10.1984 г., второго (№01-02) - 16.03.1985 г., третьего (№02-01) - 25.12.1985 г., четвертого (№02-02) - 15.08.1986 г. Ту-160 (№70-01) впервые достиг скорости звука в ходе испытаний в феврале 1985 г. В ходе испытаний потерян один самолет (№01-02, весна 1987 г., экипаж катапультировался). Первые два Ту-160 опытной серии поступили в 184-й гвардейский  полк ДА в Прилуках на Украине 17 апреля 1987 г. до завершения государственных испытаний. Крупносерийное производство Ту-160С (наименование в серии) на заводе им.С.П.Горбунова в г.Казани - май 1987 г. Государственные испытания Ту-160 проведены в 1989 г. (завершены в середине года, произведено 4 пуска ракет Х-55). Данных об официальном принятии Ту-160 на вооружение до 1991 г. нет. На самолете установлено 44 мировых рекорда (см. сайт ФАИ). По умолчанию данные серийного Ту-160.

Второй экземпляр Ту-160 в полете, 1992 г. (источник).

Ту-160 "Александр Новиков" борт №12 рег.№ RF-94109, вероятно Энгельс, 2013 г. (фото - Вадим, http://russianplanes.net/id107472).

Ту-160 "Валерий Чкалов" (публикация - 2012 г., фото - В.Савицкий, http://www.mil.ru).

Второй прототип Ту-160 (70-03) на авиашоу МАКС-1995, Жуковский, 27.08.1995 г. (фото Paul Nann, http://www.paulnann.com)

В сообщении на сайте Министерства обороны России от 07.02.2012 г. говорится о том, что один самолет Ту-160 проходит переоборудование в модификацию Ту-160М на одном из предприятий ВПК России (вероятно, на Казанском авиазаводе).

 

29 апреля 2015 г. СМИ сообщили, что министр обороны России С.К.Шойгу поручил проработать вопрос о возобновлении производства сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков Ту-160 на Казанском авиазаводе им. Горбунова (источник). 28 мая 2015 г. в заявлении для прессы главнокомандующий ВВС генерал-полковник Виктор Бондарев сказал возобновление производства Ту-160 имело бы смысл при заказе не менее 50 машин, но СМИ интерпретировали его заявление, как объявление о планах закупки 50 новых Ту-160 (источник).Конструкция самолета - интегральная схема планера, дифференциальный цельноповоротный стабилизатор и цельноповоротная верхняя часть киля. Два отсека размещения полезной нагрузки расположены тандемом (друг за другом). Основные материалы планера - титан - сплав ОТ-4 (центральная несущая балка фюзеляжа длиной 12.4 м и шириной 2.1 м, всего до 20% массы планера), алюминиевые термообработанные сплавы В-95-Т2, АК-4 и ВТ-6, стальные сплавы и композиционные материалы (ок.3% массы конструкции). В гидравлических системах самолета используется основное масло ИП-50, система 4-х канальная с рабочим давлением 280 кг/кв.см. Самолет оборудован туалетом,  кухней, спальным местом. Радиопоглощающее покрытие нанесено на входы воздухозаборников двигетелей (графитовое) и на носовую часть самолета (специальная краска на органической основе), остекление выполнено с сетчатыми фильтрами, двигатели экранированы. Самолет оборудован приемным устройством дозаправочной системы типа "шланг-конус". В серийном производстве компоненты планера производились - крылья и мотоотсеки - Воронежский авиазавод, оперение и воздухозаборники - Иркутский авиазавод, шасси - Куйбышевский агрегатный завод, фюзеляж. центроплан и узлы поворота консолей крыла - Казанский авиазавод.

 

Сборка модели-прочностного аналога Ту-160 в масштабе 1:3 на ММЗ "Опыт", 1976-1977 г.г. (Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)

 

Кабина экипажа изнутри в процессе постройки первого экземпляра Ту-160 - самолет 70-01, 1977 г. 

(Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)

 

 

 

 

 

Сборка фюзеляжа первого экземпляра Ту-160 - самолета 70-01 в цехе ММЗ "Опыт"

(Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)

Воздухозаборники и основные стойки шасси Ту-160 "Валерий Чкалов" на авиабазе Энгельс, начало ноября 2012 г. (фото - RostovSpotter, источник).

 

Управление самолета осуществляется аналоговой ЭДСУ с 4-х кратным резервированием по каналам тангажа, крена и рыскания, а так же с реализацией принципа электронной устойчивости. В ходе модернизации по типу мод.2006 г. есть вероятность установки цифровой ЭДСУ.

  Двигатели:

- аванпроект Ту-160 - 4 х ТРДДФ НК-25 ОКБ КМЗ "Труд" главного конструктора Н.Д.Кузнецова (г.Куйбышев)

 

- Ту-160 - 4 х трехвальных ТРДДФ НК-32 (изделие "Р") ОКБ КМЗ "Труд" главного конструктора Н.Д.Кузнецова (г.Куйбышев - позже - Самара). Начало НИОКР двигателя - 1970 г.,  испытания с 1977 г.  на Ту-95,  серия - с 1986 г. Тяга двигателя 14000 кг, на форсаже - 25000 кг. Двигатели оснащаются регулируемым  воздухозаборником (на B-1B - его нет),  снижена РЛС, ИК сигнатура двигателей и удельный расход топлива. Система управления двигателями электрическая с гидромеханическим дублированием (в процессе модернизации может быть заменена цифровой системой управления). По 1986 г. на опытных и серийных Ту-160 устанавливались двигатели опытных серий прошедшие испытания на КМЗ "Труд".

     Длина двигателя - 6000 мм     Диаметр (по воздухозаборнику) - 1460 мм     Диаметр турбины - 1000 мм     Масса сухая - 3400 кг

     Масса компрессора двигателя - 365 кг     Температура торможения газа в турбине - 1375 град.С

     Удельный расход топлива двигателя (скорость <1M) - 0.72-0.73 кг/кгс в час

     Удельный расход топлива двигателя (скорость >1M) - 1.7 кг/кгс в час

     Моторесурс двигателя - 250 часов (прототипы и первые серии) - увеличен до 750 часов к 1991 г.     Общий моторесурс по состоянию на 2007 г. - 3000 часов с межремонтным моторесурсом 1000 часов 

В нише левой стойки основного шасси размещена газотурбинная вспомогательная силовая установка ТА-12 обеспечивающая электропитание самолета.

 Сопла двигателей Ту-160 серийный №06-01, фото 2012 г. или ранее (Федор Борисов, http://airliners.net). - Ту-160 модернизированный (2006 г.) - 4 х модернизированных ТРДДФ НК-32 - НК-321, модернизация двигателей начата в 2004 г. самарским ОАО "СНТК им.Кузнецова". Первые новые двигатели готовы в апреле 2006 г. Значительно увеличен ресурс двигателей и повышена надежность. К середине 2006 г. двигатели прошли все виды испытаний в том числе лётные государственные.

В декабре 1995 г. подготовлен самолет Т-144ЛЛ (№77114) на котором по апрель 1999 г. проводилась совместная российско-американская исследовательская программа. На самолет были установлены 4 двигателя НК-321. Первая серия полетов (19 полетов) завершена в феврале 1998 г. Вторая серия полетов с достижением скорости 2 М проводилась с сентября 1998 г. по апрель 1999 г.

- Ту-160М2 - 4 х вновьпроизведенных ТРДД НК-32-02, сообщается, что в 2017 г. начата сборка первых экземпляров двигателей (источник)

Электропитание обеспечивается вспомогательной силовой установкой ТА-12 и 4 х интегральными приводами-генераторами переменного тока., а так же аккумуляторами (аварийное питание).ТТХ самолета:

Экипаж - 4 чел.  (два пилота,  штурман и оператор размещаются в двух кабинах).

Длина - 54,095 мРазмах крыла:

             - на взлете/посадке - 55,7 м (по эскизному проекту)

             - на взлете/посадке - 57,7 м (в серии)             - на крейсерском режиме - 50,7 м             - на максимальной скорости - 35,6 мРазмах стабилизатора:

- 13,75 м (прототип "70-01" и первые опытные серии)

- 13,25 мВысота - 13,1 (13,2) мПлощадь крыла:

     - 293,15 кв.м (базовая)

     - 400 кв.м (при минимальной стреловидности)

     - 370 кв.м (при максимлаьной стреловидности)

Площадь поворотной части крыла - 189,83 кв.м

Площадь флапперонов - 9 кв.м

Площадь закрылков - 39,6 кв.м

Площадь предкрылков - 22,16 кв.м

Площадь интерцепторов - 11,76 кв.мПлощадь киля - 42,025 кв.м

Площадь поворотной части киля - 19,398 кв.м

Стреловидность крыла - 20-35-65 град. на разных режимах

Стреловидность стабилизатора - 44 град. (по передней кромке)

Стреловидность киля - 47 град. (по передней кромке)Колея шасси - 5,4 мБаза шасси - 17,88 мРазмеры основных колес - 1260 х 485 мм (2 тележки по 6 колес)Размеры носовых колес - 1080 х 400 мм (1 тележка, 2 колеса)Размеры отсека вооружения - 2 отсека габаритом 11,28 х 1,92 х 1,9 мДлина двигательной гондолы (без клина) - 13,78 м

Масса взлетная:

- 260000 кг (по эскизному проекту 1976 г.)

- 275000 кг (по некоторым данным - до 280000-285000 кг)

Масса взлетная нормальная - 267600 кг

Масса взлетная для аэродрома 1 класса - 185000 кгМасса посадочная - 140000-155000 кгМасса пустого:

- 103000 кг (по эскизному проекту 1976 г.)

- 110000 кгТяговооруженность - 0,36 (В-1В - 0,25)Масса топлива:

- 148000 кг (по эскизному проекту 1976 г.)

- 140600 кг (148000 кг - по др.данным)

- 171000 кг (максимальная по данным Гордона)Масса полезной нагрузки:

                       - норма (на максимальную дальность по проекту) - 9000 кг

                       - норма - 16330 кг                       - максимальная фактическая - 22400-22500 кг                       - максимально  допустимая - 40000 кг (по проекту и фактически по некоторым данным)

                       - максимально  допустимая - 45000 кг (по др.данным, В-1В - 34000 кг)

Скорость максимальная на высоте (по проекту) - 2300-2500 км/ч (B-1B - 1328 км/ч)

Скорость максимальная на малой высоте (по проекту) - 1000 км/ч (B-1B - 1160 км/ч)

Скорость максимальная на высоте 13000 м на форсажном  режиме  работы двигателей при угле стреловидности 65 град. - 2200 км/ч (2 М)

Скорость максимальная экслуатационная - 2000 км/ч (ограничение для строевых частей с целью сохранения ресурса планера)Скорость крейсерская максимальная - 1,5 М

Скорость максимальная на малой высоте - 1030 км/ч

Скорость рекордная средняя на замкнутом маршруте 1000 км с массой ПН 30.000 кг - 1720 км/чСкорость рекордная средняя на замкнутом маршруте 2000 км со взлетной массой 275.000 кг - 1675 км/чСкорость взлета - 270-370 км/ч (при массе - 150-275 т)Скорость посадки:

- 260-280 км/ч (при массе - 140-166 т)

- 260-300 км/ч (при массе - 140-155 т)

Прорыв ПВО на скорости:

     - большая высота (Hi) - 1,9 М     - на малой высоте (Lo) с автоматическим  огибанием рельефа местности - до 1 МСкороподъемность - 60-70 м/сПотолок практический:

- 18000-20000 м (по проекту)

- 15000 м (18000 м по другим данным)Потолок рекордный при массе 275.000 кг - 11250 м

Дальность полета (без дозаправки):

- режим Hi-Hi-Hi, скорость <1М, масса ПН 9000 кг (по проекту) - 14000-16000 км (В-1В - 12000 км)

- режим Hi-Lo-Hi (в т.ч. 2000 км на высоте 50-200 м) или при скорости >1М (по проекту) - 12000-13000 км 

- режим Hi-Hi-Hi, масса ПН 22400 кг с максимальной взлетной массой - 12300 км (В-1В - 10400 км)

- в максимальной ПН - 10500 кмРадйус действия с одной дозаправкой по режиму Lo-Lo-Lo или Hi-Lo-Hi - 7300 кмРадиус действия максимальный при крейсерской скорости 1,5 М - 2000 км

Боевой радиус системы вооружения без дозаправки (с учетом дальности КРБД типа Х-55) - 9150 кмРазбег - 900-2200 м (масса 150-275 тонн)Пробег - 1200-1600 м (масса 140-155 тонн)

Максимальное время полета без дозаправки - 12 часов 50 мин (1989 г., экипаж Валерия Горголя - командира 184-го Гв.ТБАП, г.Прилуки)Стандартное время полета - 12-15 часовМаксимальная продолжительность полета - 21 час (2009 г., 2 дозаправки) и 23 часа (09-10.06.2010 г., 2 дозаправки)Максимальная эксплуатационная перегрузка - 2,5 G (2G по данным Гордона)

Трудозатраты на подготовку к вылету на один час полета - 64 чел/час

Время подготовки самолета к вылету - 3 суток (1987 г., в дальнейшем сокращено)

Площадь тормозных парашютов (3 шт) - 105 кв.м

 

Вооружение (в 2-х бомбоотсеках с револьверными катапультными ПУ):

Первоначальный проект Ту-160 (1975 г.):

     1) 2 х Х-45, позже Х-45М

     3) 10-12 х Х-55

     5) обычные бомбы, ядерные бомбы, УАБ с лазерными и ТВ ГСН, морские мины.

По требованию ВВС предполагалась установка оборонительной артиллерийской установки с пушкой ГШ-6-30.

 

Базовый вариант Ту-160 (1981 г., проект):

     1) 12 х AS-15 (Х-55 / Х-55М) на двух револьверных МКУ-6-5У      2) 24 х AS-16 (   Х-15) на четырех револьверных МКУ (вариант вооружения не доведен до реализации)      3) 4 х ядерных бомбы мощностью 5, 20 (?), 50 (?) Мт      4) 16 х ФАБ-1000      5) 22 х ФАБ-750      6) КАБ-1500

 

Реально произведенные Ту-160 (1987-2009 г.г.):

     1) 12 х AS-15 (Х-55 / Х-55СМ) на двух МКУ-6-5У - базовый вариант вооружения, госиспытания системы - 1989 г. (основной вариант - Х-55СМ, принята на вооружение ВВС 1986 г.). К 2005 г. часть самолетов переоборудована для применения ракет Х-555 (например, Ту-160 "Павел Таран", вероятно так же "Александр Голованов" и "Александр Молодчий").

     2) 12 х AS-16 (Х-15) на двух МКУ-6-5У (НЕ РЕАЛИЗОВАН в реальных строевых частях) В процессе модернизации по образцу мод.2006 г. в номенклатуру вооружения будут включены КРБД Х-555, Х-101 и Х-102, аэробаллистические ракеты типа AS-16 (Х-15), обычные свободнопадающие бомбы и УАБ.

Системы вооружения самолета и схемы применения вооружений разрабатывались совместно с ГосНИИАС. От ОКБ Туполева создание комплекса вооружений курировал Л.Н.Базенков. Основные средства поражения (КРБД) разработаны МКБ "Радуга" А.Я.Березняка (главный конструктор Селезнев И.С.).

 

Оборудование:Основной разработчик БРЭО - НИИ "Электроавтоматика" (г.Ленинград, главный конструктор - Е.С.Липин).

Прицельно-навигационный комплекс Ту-160 включает в себя астроинерциальную двухканальную навигационную систему К-042К, астровизир АВ-1СМ разработки и производства ЦКБ "Арсенал" (г.Киев), автоматическую систему огибания рельефа местности, систему спутниковой навигации ГЛОНАСС (точность до 10-20 м, доработанная система производства МКБ "Компас" начиная с 2007 г. будет установлена на все самолеты при модернизации) и многоканальный цифровой комплекс связи. Всего в системах самолета задействовано более 100 БЦВМ, в т.ч. у штурмана 8 БЦВМ и планшет-курсопрокладчик ПА-3 (с подвижной картой, вероятно, цифровой ?). Кабина летчиков оборудована стандартным набором оборудования с традиционными табло и циферблатами типа Ту-22М3. Вместо штурвала используется ручка управления (джойстик) аналогичная истребительной.  Кабина Ту-160 "Валерий Чкалов" на авиабазе Энгельс, начало ноября 2012 г. (фото - RostovSpotter, источник).

Рабочее место оператора Ту-160, фото 2012 г. или ранее (Дмитрий Авдеев, http://airliners.net).

Рабочее место штурмана Ту-160, фото 2012 г. или ранее (Дмитрий Авдеев, http://airliners.net).

Астровизир АВ-1СМ - измеряет угловые координаты звезд до 4-й звездной величины на фоне дневного неба с погрешностью менее 0,01 градусов.Астровизир АВ-1СМ (Бузанов В.И. КП «ЦКБ «Арсенал» – совершенствование и создание нового оптико- электронного авиационного оборудования. // Авиация и время. Спецвыпуск, 2003 г.).

Прицельно-навигационный комплекс "Обзор-К" включет в себя РЛС бомбометания и навигации"Поиск" (дальность обнаружения крупных целей радиоконтрастных целей с большой высоты - 600 и более км) и оптико-электронный бомбардировочный прицел ОПБ-15Т "Гроза" (дневное бомбометание, либо бомбометание в условиях низкой освещенности, Т - вероятно, "телевизионный"). В ходе модернизации самолет может получить лазерный целеуказатель для применения корректируемых авиабомб с лазерными ГСН с больших высот. Система управления ракетным оружием "Спрут-СМ" (введение целеуказания в ГСН ракет перед пуском, обеспечение применения КРБД).

 

Радиолокационная заметность самолета снижалась дополнительными мероприятиями по нанесению на носовую часть специальной краски на органической основе, графитовой радиопоглощающей черной пленки на воздухозаборники и воздушные каналы, экранированием некоторых узлов двигателей, и введением в остекление кабины сетчатых противорадиолокационных фильтров. Часть подобных мероприятий производилась в строевых частях.

 

Бортовой комплекс обороны (БКО) "Байкал" обнаруживает и классифицирует любые РЛС противника, тепловые цели (теплопеленгатор "Огонек" расположен в крайней задней точке фюзеляжа) и обеспечивает применение активных средств РЭБ, пассивных ПЛ и ИК-ловушек (средства РЭБ расположены в хвостовом конусе). Доработки БКО завершены в апреле 1990 г.

 

Система дозаправки в воздухе со штангой дозаправки ГПТ-2. Катапультные кресла К-36ДМ разработки НПО "Звезда" (главный конструктор Г.И.Северин) со спинками оснащенными подушками с пульсирующим воздухом (в процессе серийного производства). Система катапультирования индивидуальная и принудительная для всего экипажа (запуск с любого рабочего места). Катапультирование возможно в режиме "0-0" (нулевая скорость, нулевая высота) - после доработок в процессе освоения (изначально - минимальная скорость катапультирования - 75 км/ч). При выполнении полетов по высотному профилю экипаж использует высотные комбинезоны-скафандры "Баклан" (существуют только опытные экземпляры - по данным Бутовского, 1995 г). В стандартных режимах - защитный шлем ЗШ-7Б или ЗШ-7АС.

 

Выдвинутая для дозаправки штанга системы дозаправки Ту-160, фото 2012 г. или ранее (http://www.krasnayazvezda.com/).

Высотный комбинезон-скафандр "Баклан" (Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)

 Модернизированный комплекс бортового оборудования создается совместными усилиями ОАО "Туполев", ФГУП "ГосНИИ АС", ФГУП "ОКБ "Электроавтоматика" им. Ефимова" и ГЛИЦ им. Чкалова.  26.03.2013 г. в СМИ сообщается о завершении наземных испытаний комплекса обороудования. В результате испытаний на комплексном полунатурном стенде специалисты получили заключение о годности к летным испытаниям. Их предполагается провести в 2013 году. Работы по обновлению бортоборудования проводятся в рамках первого этапа модернизации Ту-160.

Модификации:

Ту-160 (1969-1972 г.г.) - первый проект на конкурс 1972 г. - бомбардировщик на базе Ту-144.

 

Ту-160М аванпроект (1972 г.) - проработка вариантов компоновки самолета с изменяемой геометрией крыла.

 

Ту-160М (1975 г.) - второй проект Ту-160 с игменяемой геометрией крыла (название на стадии предварительной проработки проекта).

 

Ту-160 (изделие 70) BLACKJACK / RAM-P (первый полет - 1981 г.) - бомбардировщик с ИГ крыла опытной серии.

 

 

 

Первый экземпляр Ту-160 - самолет 70-01 на базе ЛИИ в Жуковском в период начала испытаний 

(Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)

 

Ту-160 - носитель БПЛА "Ворон" (проект, середина 1970-х годов) - на начальном этапе работ по проекту Ту-160 предусматривалось использование самолета в качестве носителя стратегического сверхзвукового беспилотного разведывательного летательного аппарата "Ворон" (ОКБ Туполева) со стартовой массой 6300 кг. Проектирование прекращено в середине 1970-х годов в связи с закрытием программы создания БПЛА.

 

Ту-160П (проект, середина 1970-х годов) - тяжелый истребитель сопровождения вооруженный ракетами "воздух-воздух" большой и средней дальности. Проект не реализован.

 

Ту-160С BLACKJACK (1987 г.) - серийный вариант бомбардировщика.

 

Ту-160ПП (проект, середина 1980-х годов) - самолет постановщик помех, проектирование предполагалось согласно требованиям ВВС еще на этапе создания проекта Ту-160. Полномасштабное проектирование начато в середине 1980-х годов, построен полноразмерный макет. Проект не реализован.

 

Ту-160 модернизация (проект, 1980-е годы) - в процессе проработки модернизации Ту-160 предполагался переход на более экономичные двигатели НК-74, замена оборудования и дооснащение более современным вооружением. Вероятно, данную модернизацию планировалось провести до 1996 г. ( наше предположение).

 

Ту-160В (проект, 1980-е годы) - вариант Ту-160 с двигателями на жидком водороде с измененной конструкцией фюзеляжа. Проект не реализован.

 

Ту-160К "Кречет" (проект, 1983-1984 г.г.) - проект оснащения Ту-160 двумя баллистическими ракетами воздушного запуска "Кречет" (КБ "Южное") массой по 24.4 тонны.

Боевой радиус комплекса - 10000 км

 

Ту-160М (проект, 1990-е годы) - проект Ту-160 с измененными отсеками ПН - носитель 2 гиперзвуковых КР Х-90. Существование проекта не подтверждено.

 

Ту-160СК (проект, 1992 г.) - самолет-носитель ракетоносителя "Бурлак" и "Бурлак-Диана" для выведения на орбиту ИСЗ.

 

Ту-161 (проект, 1990-е годы) - проект модернизации и развития Ту-160 как многорежимного самолета-носителя КРБД.

 

ПАК ДА (проект, 1999 г.) - перспективный авиационный комплекс дальней авиации, проработка облика самолетов в различных КБ начата в 1999 г. В КБ Туполева самолет ПАК ДА проектируется на базе Ту-160 (согласно сообщениям СМИ).

 

Ту-160 модернизация / Ту-160М (2006-2007 г.г.) - модернизированный вариант серийных Ту-160 (наименование "Ту-160М" используется в некоторых интернет-СМИ) - изначально планировалось произвести модернизацию парка Ту-160 до 1996 г., но фактически работы по модернизации начаты после 2000 г. Изменен состав БРЭО, модернизированы двигатели НК-32 / НК-321 (увеличен ресурс, повышена надежность, испытания завершены в 2006 г.), самолет может нести ракеты Х-555 и Х-101/102. Кроме того, модернизированный вариант может высокоточно (точность - 20 м) применять обычные свободнопадающие бомбы и УАБ (ранее, видимо, только декларативно). В части БРЭО устанавливаются новые БЦВМ, система спутниковой навигации разработки МКБ "Компас", увеличиваются дальность и продолжительность полета, модернизирован бортовой комплекс обороны. Первым самолетом прошедшим модернизацию является самолет с серийным №02-02 "Валентин Близнюк" (после модернизации поступил в ВВС 5 июля 2006 г.). Программа модернизации объявлена с плановым завершением в 2015 г. (данные декабря 2009 г.), всего заявлена модернизация 15 самолетов. В сообщении на сайте Министерства обороны России от 07.02.2012 г. говорится о том, что один самолет Ту-160 проходит переоборудование в модификацию Ту-160М на одном из предприятий ВПК России (вероятно, на Казанском авиазаводе). 26.03.2013 г. сообщается о завершении наземных испытаний модернизированного комплекса бортового оборудования для самолета. В течение 2013 г. планируется начать летные испытания комплекса.

Считается, что на самолетах Ту-160М демонтировано оптическое прицельное оборудование и система астронавигации - иллюминаторы соответствующих оптических устройств закрашены на всех Ту-160М.

Модернизированные по стандарту Ту-160М самолеты:

№пп Серийный № Наименование самолета Дата передачи ВВС Примечание
1 02-02 "Валентин Близнюк" 05.07.2006 г. 2015 г. - боевое применение с ракетами Х-101
2 08-03 "Виталий Копылов" 29.04.2008 г. модернизирован при производстве, 2015 г. - боевое применение с ракетами Х-101
3 07-02 "Василий Решетников" 01.02.2010 г. в 2015 г. установлена новая БИНС (?)
4 05-04 "Валерий Чкалов" 2011 г.
5 06-05 "Андрей Туполев" 19.12.2014 г. Новая БИНС (?)
6 06-02 "Василий Сенько" 28.01.2016 г. Новая БИНС (?)
Ту-160М Б№18 RF-94111 "Андрей Туполев", аэродром ТВВАУЛ Тамбов, 30.05.2015 г. (http://russianplanes.net/id164404).

Ту-160М Б№11 RF-94114  "Василий Сенько". КАПО, г.Казань, 06.12.2015 г. (источник).

Ту-160М2 - BLACKJACK-M - проект возобновления производства Ту-160. Обсуждение возобновления производства Ту-160 начато весной 2015 г. В июле 2015 г. сообщается, что ОКБ Туполева совместно с КАПО им. Горбунова начата проработка возобновленя производства Ту-160. Заявлены планы на производство 50 новых Ту-160 (источник). 17 октября 2015 г. Министерство обороны России сообщило о проведении совещания межведомственной рабочей группы по вопросу воспроизводства Ту-160. В совещании принимали участие представители Министерства обороны, Министерства промышленности и торговли, ОАК, ОДК, ПАО "Туполев", РАН и КАПО им.Горбунова. Заслушаны доклады о создании электронной документации, оптимизации технологии производства и реализации «дорожной карты» по воспроизводству самолетов и запуску опытно-конструкторских работ по Ту-160М2 (источник). 2 марта 2016 г. главком ВКС России Виктор Бондарев сообщил СМИ, что первый полет нового Ту-160 ожидается в 2019 г., а серийный выпуск Ту-160М2 начнется в 2023 г. (источник).

13 октября 2016 г. заместитель министра обороны России Юрий Борисов сообщил СМИ, что всего планируется произвести 50 Ту-160М2 (цифра может быть скорректирована позже), а так же то, что уже начато производство ряда элементов нового самолета (источник). 27 февраля 2017 г. министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что первый Ту-160М2 поднимется в воздух в 2018 г., а в 2020 г. начнется серийное производство самолетов. В декабре 2016 г. ожидалось завершение создания цифрового комплекта документации на самолет - её создание завершено (источник). 6 марта 2017 г. генеральный директор ПАО "Туполев" Александр Конюхов заявил СМИ, что поставки Ту-160М2 в войска начнутся в 2021 г.  (источник).

02 июня 2017 г. в СМИ заявлено, что промышленностью начато производство агрегатов нового самолета (источник). Предположительно на первом этапе речь идет о сборке задела на Казанском авиазаводе. 19 июня 2017 г. заявлено, что в перспективе ВВС будут получать 3-4 Ту-160М2 в год, а всего планируется поставить 50 Ту-160М2. Первый полет первого Ту-160М2 ожидается в марте 2018 г.  (источник).

 

Стоимость самолета составляла:До 1990 г. - 48 млн. руб1991 г. - более 70 млн. руб1992 г. - более 300 млн. руб

militaryrussia.ru

Ту160М2 — смертоносный Белый Лебедь

tu160m2

Техническое оборудование бомбардировщика Ту160М2 заставит супостатов сильно задуматься о том, стоит ли совершать акты агрессии против России. Это прежде всего уникальные Стелс технологии и скоростные возможности машины. Многие эксперты отмечают, что снижение заметности Ту160М2 в воздухе может сыграть с вражеской ПВО злую шутку.

Предприятия КРЭТ ведут разработку начинки нового Ту160М2: вычислительных бортовых систем и средств контроля, а также топливо/расходо/мерных модулях и систем управления оружием.

Новый Ту160М2 будет серьезно отличаться обычных Ту160. Можно сказать, что в прежнем корпусе будет принципиально новый самолет. Он в несколько раз увеличит свои боевые возможности. Так будет значительно расширена номенклатура вооружения и серьезно улучшены точностные ТТХ.

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик будет оснащен РЛС с АФАР, новым пилотажным комплексом с самыми современными средствами навигации (в том числе современными лазерными гироскопами), а также системами связи, датчиками, топливными приборами и системами индикации.

У самолета будет и новая система управления оружием. Для самолетов стратегической авиации исключительной характеристикой является его точное определение места положения. Расстояния до объектов поражения будут измеряться многими тысячами км. Поэтому чем четче будет произведен «отцеп изделия», тем точнее оно будет доставлено к цели. Это очень важно. Стратегический ракетоносец должен из любой точки планеты отправлять БЧ по назначению с высокой точностью.

Возрастут не только боевые мощности Белого Лебедя, но и возможности машины по собственной защите. На основании самых современных наработок создается принципиально новый бортовой комплекс самообороны или комплекс радиоэлектронной борьбы. С учетом тех заделов, которые уже есть по ПАК ФА, других средств защиты, КРЭТ делает так, чтобы этот самолет был бы защищен по всем физическим полям как с земли, от зенитных ракетных систем, так и от всех типов перспективных авиационных средств поражения. Новый комплекс самообороны Ту160М2 будет способен обеспечить практически 100-процентную защиту этого самолета.

Перед КРЭТ стоит также задача устранить все проблемы, которые накапливались в течение длительного времени на уже существующих Ту160, Ту-95 и Ту-22М3: заменить элементы бортового оборудования, срок службы которых уже истек. В первую очередь производится замена продукции украинских предприятий, которые еще в советские времена участвовали в кооперации соисполнителей.

«И ремонт этого оборудования невозможен, и документация практически утрачена. Мы украинские блоки снимаем и на их место ставим совершенно новые собственной разработки. Это не просто продление ресурса, это совершенно новые характеристики. Нет смысла повторять вещи тридцатилетней давности, поэтому мы ставим современное оборудование, которое выводит этот самолет на качественно новый уровень. Все шестнадцать Ту160, которые стоят на вооружении, будут модернизированы», — подчеркивают в КРЭТ. Аналогичная работа идет и по Ту-95, и по Ту-22М3. МО хочет все машины дальней авиации привести к одному облику.

Ранее на каждый самолет отдельно ставились или блоки управления ракетами, или блоки управления бомбами. «Сейчас на их места ставятся цифровые блоки небольшого размера, которые сами определяют тип оружия, которое подвешено в бомболюках, — ракета это, или бомба, или какие-то другие средства поражения. В зависимости от этого соответствующим образом и планируется боевое применение. Все это будет осуществляться автоматически. Закрепили вооружение, система его опознает, сравнивает его с поставленной задачей, при необходимости корректирует ее. На самом деле все гораздо сложнее. Но сам принцип выглядит примерно так», — уточняют в КРЭТ.

youinf.ru

Модернизация Ту-160 и Ту-95МС » Военное обозрение

Модернизация стратегической авиации является одной из важнейших программ в контексте развития вооруженных сил. Ремонт и обновление существующей техники позволяют продлить сроки эксплуатации, а также повысить характеристики машин и расширить круг решаемых ими задач. К настоящему времени российская промышленность приступила к реализации нескольких крупных проектов подобного рода. Планомерно осуществляются ремонт и модернизация стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС. Кроме того, в обозримом будущем войска получат совершенно новые бомбардировщики, построенные в соответствии с текущими планами военного ведомства.

Высокий приоритет обновления стратегической авиации приводит к тому, что руководство министерства обороны регулярно поднимает эту программу на заседаниях. Последнее на данный момент подобное мероприятие, в рамках которого обсуждался ремонт бомбардировщиков, состоялось 4 августа при участии министра обороны генерала армии Сергея Шойгу и других высокопоставленных военачальников. В ходе этого совещания было сделано несколько важных заявлений. Кроме того, руководство военного ведомства подвело итоги недавних учебных мероприятий, обсудило недавний военно-морской парад и другие события последнего времени.

4 августа министр обороны напомнил, что стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160 являются важнейшим компонентом ядерного потенциала России. Они участвуют в стратегическом сдерживании вероятного противника, регулярно выполняя полеты в акваториях Северного Ледовитого океана, Черного моря и над восточными регионами. В связи с этим С. Шойгу назвал ремонт и модернизацию самолетов с продлением сроков их службы одной из приоритетных задач.

Ту-160 на модернизации. Фото ОАК / Uacrussia.livejournal.com

Также глава военного ведомства напомнил о ходе текущих работ. Обновление бомбардировщиков осуществляется совместными усилиями нескольких авиастроительных и смежных предприятий во главе с фирмой «Туполев». Непосредственно работы по ремонту и модернизации выполняются на Казанском авиационном заводе им С.П. Горбунова, ранее строившем серийную технику обновляемых типов. Для решения новых задач производственные мощности предприятия были заметным образом обновлены. Новое оборудование уже демонстрировалось руководству Минобороны.

В настоящее время авиационная промышленность занимается плановым ремонтом и модернизацией имеющейся техники из парка дальней авиации. При этом в существующие планы не так давно были внесены определенные коррективы. Так, в конце апреля текущего года заместитель министра обороны Юрий Борисов, посещая Казанский авиазавод, раскрыл новые намерения военного ведомства.

По его словам, в настоящее время на вооружении Воздушно-космических сил имеется 16 стратегических ракетоносцев Ту-160. Все эти машины должны будут пройти глубокую модернизацию. Фактически от самолета в нынешней конфигурации будет оставаться только планер. Все бортовое оборудование, вплоть до кабельных трасс, пойдет под замену. Такое обновление техники позволит заметным образом продлить сроки ее службы.

Замминистра обороны также рассказал о проведении исследований, направленных на установление реального потенциала существующих конструкций. В ходе такой научной работы было определено, что Ту-160 имеют высокий прочностной запас. Запас по ресурсу, в свою очередь, почти не ограничен. Все эти выводы были сделаны на основе теоретической проработки и практических исследований. Также Ю. Борисов подчеркнул, что ресурс модернизированных Ту-160 будет достаточным для продолжения службы вплоть до появления машин Ту-160М2 новой постройки.

Как следует из имеющихся сообщений и данных, подобная модернизация пока не началась. Впрочем, она должна стартовать в самое ближайшее время, и благодаря ей уже через несколько лет дальняя авиация ВКС будет располагать обновленными самолетами, отличающимися улучшенными характеристиками и новыми возможностями.

Уже началось строительство новых самолетов, изначально соответствующих более совершенному проекту Ту-160М2. Казанскому авиационному заводу удалось восстановить ряд ключевых технологий, необходимых для сборки перспективной техники. При этом первую машину нового типа планируется строить не с нуля. В начале девяностых годов на предприятии оставались заделы для строительства четырех серийных Ту-160. Впоследствии два из них были использованы, тогда как дальнейшая судьба двух других оставалась неопределенной до настоящего времени. Не так давно было решено использовать собранные конструкции при строительстве новейших Ту-160М2.

Имеющийся задел был возвращен в работу, и несколько недель назад поступили сообщения о получении реальных результатов. 11 июля в цех окончательной сборки был переведен недостроенный планер самолета с заводским номером «804». В ближайшее время планер получит все необходимые узлы и агрегаты, бортовую аппаратуру и т.д. После завершения сборки первый Ту-160М2 будет передан на испытания. Дальнейшая судьба последнего из остававшихся заделов пока не ясна. Все прочие бомбардировщики нового типа будут строиться заново.

Во время недавнего авиасалона МАКС-2017 замминистра обороны Юрий Борисов огласил текущий график работ по программе Ту-160М2. На начало следующего 2018 года запланирован первый полет новейшей машины. Впоследствии она должна будет пройти все необходимые испытания, по результатам которых будут проводиться необходимые работы. Серийное производство новых ракетоносцев пока планируется начать в 2021 году. Каждый год промышленность должна будет передавать вооруженным силам по 3-4 самолета. В общей сложности предполагается закупить около полусотни бомбардировщиков.

Модернизация Ту-160 и Ту-95МСТранспортировка недостроенного планера Ту-160 в сборочный цех. Фото газеты "Вперед!" / Bmpd.livejournal.com

В рамках текущей программы промышленность должна будет решить несколько важнейших задач. Так, уже удалось возобновить производство турбореактивных двигателей НК-32. До 2020 года Концерн «Радиоэлектронные технологии» должен будет создать новый комплекс бортового оборудования, способный расширить боевые возможности техники. Боевой потенциал Ту-160М2 планируется повысить при помощи перспективной крылатой ракеты, пока известной под условным обозначением Х-БД. Пока известно лишь то, что такое оружие будет отличаться повышенной дальностью полета и новейшей бортовой электроникой с элементами искусственного интеллекта.

Модернизация существующих стратегических ракетоносцев и строительство машин новой модификации в отдаленном будущем позволят в разы нарастить группировку таких самолетов и соответствующим образом повысить боевой потенциал дальней авиации. В настоящее время ВКС России располагают только 16 самолетами Ту-160, тогда как выполнение всех планов в рамках проекта Ту-160М2 приведет к появлению примерно полусотни новых машин. Даже с учетом списания старой техники, выработавшей свой ресурс, все это будет иметь только положительные последствия как для дальней авиации, так и для всех Воздушно-космических сил в целом.

Основой российской стратегической авиации по-прежнему остаются бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95МС. Несколько десятков таких самолетов служат на ряде авиабаз и тоже участвуют в стратегическом сдерживании вероятного противника. Как и Ту-160, имеющиеся Ту-95МС подлежат ремонту и модернизации, при помощи которых смогут продолжать свою службу в течение длительного времени. Программа модернизации уже стартовала, а сравнительно недавно были оглашены некоторые ее дополнительные цели.

В апреле этого года, комментируя обновление стратегической авиации, Ю. Борисов рассказал, что военное ведомство намерено заменять весь парк бортового оборудования самолетов Ту-95МС, и тем самым максимально продлевать сроки их эксплуатации. Такие самолеты будут служить в течение длительного времени; как минимум, до того момента, когда войска начнут получать первые серийные машины нового типа, в настоящее время разрабатываемые в рамках программы ПАК ДА. Последние рассматриваются в качестве фактической замены для имеющихся Ту-95МС.

Для ремонта и замены бортовой аппаратуры бомбардировщики Ту-95МС прибывают на московское предприятие компании «Туполев». Там осуществляется демонтаж старых агрегатов с последующим восстановлением технической готовности, продлением ресурса, установкой нового оборудования и т.д. После этого техника отправляется на Жуковскую летно-испытательную и доводочную базу, где производятся необходимые проверки и испытания. После завершения тестирования самолет возвращается на свою базу.

Модернизация ракетоносцев Ту-95МС стартовала несколько лет назад. Первый самолет, обновленный до состояния Ту-95МСМ, был представлен осенью 2015 года. После этого через необходимые процедуры прошли еще несколько однотипных самолетов. Точное количество модернизированных машин, тем не менее, пока не уточняется. По разным оценкам, к настоящему времени было обновлено около десятка самолетов.

Любопытно, что модернизированные Ту-95МСМ не только используются в дежурстве и патрулировании, но и уже успели принять участие в учебных мероприятиях и реальных боевых операциях. Так, с осени 2015 года российская дальняя авиация регулярно привлекается к нанесению ударов по объектам террористических организаций на территории Сирии. По некоторым данным, в этих операциях участвовали и модернизированные Ту-95МС.

Ремонтируемые Ту-95МС. Фото ОАК / Uacrussia.livejournal.com

Проводимая в настоящее время модернизация стратегических ракетоносцев Ту-95МС подразумевает, прежде всего, обновление бортового радиоэлектронного оборудования. Получая новые приборы, самолет расширяет свои возможности и может с большей эффективностью решать новые задачи. Кроме того, авиационная техника оснащается средствами, позволяющими ей нести вооружение последних типов. Модернизированные бомбардировщики могут нести крылатые ракеты Х-101/102.

По разным данным, запланированную модернизацию должна будет пройти, как минимум, большая часть имеющихся в войсках Ту-95МС. Восстановление и обновление позволит сохранять такую технику на вооружении в течение длительного времени, вплоть до появления перспективных ударных самолетов ПАК ДА.

По официальным данным, российское министерство обороны планирует в будущем продолжать модернизацию стратегических ракетоносцев Ту-95МС с целью продления их ресурса. Главным результатом этих работ станет сохранение достаточно крупного парка авиационной техники, способного дополнять сверхзвуковые бомбардировщики Ту-160 существующих и перспективных модификаций. Позже Ту-95МС могут уступить свое место более новым ПАК ДА, которые пока только разрабатываются.

В настоящее время Воздушно-космические силы России располагают достаточно многочисленным парком дальних бомбардировщиков стратегического назначения. Имеется несколько десятков машин двух типов, способных нести различное ракетное вооружение, в том числе и в ядерном исполнении. С целью развития дальней авиации уже начата разработка новых образцов авиационной техники, а до их появления планируется продолжать эксплуатацию существующих самолетов, для чего необходимо проводить постоянную и планомерную их модернизацию. Кроме того, в случае с Ту-160 речь также идет и о строительстве новых самолетов с обновленной комплектацией и улучшенными возможностями.

Модернизация имеющихся самолетов уже запущена и успела дать первые заметные результаты. Программа возобновления строительства сверхзвуковых ракетоносцев тоже продвигается с определенными успехами. Таким образом, российские ВКС в обозримом будущем смогут получить всю требуемую технику, прошедшую модернизацию или изначально построенную по новому проекту. Получение таких самолетов приведет к необходимому росту боеспособности и потенциала стратегической авиации.

По материалам сайтов:http://mil.ru/http://ria.ru/http://rg.ru/http://tass.ru/https://tvzvezda.ru/https://lenta.ru/http://bmpd.livejournal.com/http://uacrussia.livejournal.com/

topwar.ru

Ту-160 Википедия

Ambox outdated serious.svg

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.
Тип Разработчик Производитель Главный конструктор Первый полёт Начало эксплуатации Статус Эксплуатанты Годы производства Единиц произведено Стоимость единицы
Ту-160
Tupolev Tu-160 RF-94109.jpgТу-160, 2014 год.
сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец
Флаг СССР/Флаг России ОКБ Туполева
Флаг СССР → ММЗ «Опыт»КАПО
В. И. Близнюк
18 декабря 1981 года
23 апреля 1987 года[1]
эксплуатируется, производится
Flag of the Russian Air Force.svg ВКС РоссииFlag of the Soviet Air Force.svg ВВС СССР (бывший)Ensign of the Ukrainian Air Force.svg ВВС Украины (бывший)
1984 — настоящее время[2]
35 (27 серийных и 8 прототипов)[3]
6,0—7,5 млрд рублей250 млн USD (1993 год)[4][5]
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

Ту-160 (заводское обозначение: «изделие 70», обозначение разработчика — «К», по кодификации НАТО: Blackjack — «Блэкджек») — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1970-х годах. Главный конструктор — В. И. Близнюк.

Является самым крупным и самым мощным[6] в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Это также самый скоростной бомбардировщик из находящихся на вооружении. Среди лётчиков получил прозвище «Белый лебедь»[7].

На самолёте установлено 46 мировых рекордов.

Содержание

ru-wiki.ru

Юрий Борисов: Ту-160М2 будет в 2,5 раза превосходить по эффективности предшественника

Министерство обороны России планирует восстановить производство стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 в варианте Ту-160М2, который будет представлять собой практически новый самолет, в 2,5 раза превосходящий по эффективности предшественника, сообщил в среду журналистам заместитель министра обороны России Юрий Борисов.

«По составу бортового радиоэлектронного оборудования, по составу вооружения, которое он будет нести, это будет принципиально новый самолет, и его боевая эффективность возрастет не менее чем в 2,5 раза по сравнению с нынешним»

"В планах министерства обороны стоит восстановление производства стратегического бомбардировщика Ту-160. Речь идет не о восстановлении один в один, потому что Ту-160, который сегодня мы имеем на вооружении, это самолет разработки 80-х годов, который, к счастью, по своим летно-техническим характеристикам перешагнул время. Он на сегодня имеет самые лучшие характеристики. Самолет, о котором мы ведем речь, он, наверное, будет называться Ту-160М2, будет практически новым самолетом", - сказал Ю. Борисов. 513.jpg

Юрий Борисов / Фото: cdn.static1.rtr-vesti.ru

По словам замминистра обороны, фюзеляж и летно-технические характеристики сохранятся, но "начинка" и система вооружения кардинально изменятся. "По составу бортового радиоэлектронного оборудования, по составу вооружения, которое он будет нести, это будет принципиально новый самолет, и его боевая эффективность возрастет не менее чем в 2,5 раза по сравнению с нынешним", - отметил Ю. Борисов.

Ранее Борисов сообщил, что производство Ту-160М2 по планам начнется, скорее всего, после 2023 года. В свою очередь главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что минобороны России закупит не менее 50 новых стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 "Белый лебедь", когда их производство будет возобновлено, сообщает РИА Новости.

Техническая справка

Самолёт Ту-160 выполнен по схеме интегрального низкоплана с крылом изменяемой стреловидности, трёхопорным шасси, цельноповоротным стабилизатором и килем. Механизация крыла включает предкрылки, двухщелевые закрылки, для управления по крену применяются интерцепторы и флапероны. Четыре двигателя установлены попарно в мотогондолах, в нижней части фюзеляжа. В качестве автономного энергоузла применяется ВСУ ТА-12.  1-2.jpg

Фото: www.airwar.ru

Два отсека размещения полезной нагрузки расположены тандемом (друг за другом). Основные материалы планера – титан, алюминиевые термообработанные сплавы, стальные сплавы и композиционные материалы. Самолет оборудован туалетом, кухней, спальным местом. Самолет оборудован приемным устройством дозаправочной системы типа "шланг-конус". В серийном производстве компоненты планера производились - крылья и мотоотсеки - Воронежский авиазавод, оперение и воздухозаборники - Иркутский авиазавод, шасси - Куйбышевский агрегатный завод, фюзеляж. центроплан и узлы поворота консолей крыла - Казанский авиазавод. 

В конструкции крыла широко применялись моноблочные кессоны, собранные из монолитных панелей и профилей длиной 20 м. Фюзеляж собирался из крупногабаритных листов, профилей и штамповок с использованием специальной клепки. Агрегаты управления и механизация крыла (стабилизатор, киль, флапероны, закрылки и т.д.) изготавливались с широким использованием композиционных и металлических клееных панелей с сотовым заполнителем.

0-1.jpg

Фото: www.airwar.ru

1-1.jpg

  

Летно-технические характеристики

ДвигателиНК-32
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная4х14000
на форсаже4х25500
Габариты, м:
размах крыла55,7/35,6
длина54,1
высота13,1
Площадь крыла, м2232
Масса, т:
пустого110
взлётная нормальная185
взлётная максимальная275
посадочная155
Запас топлива, т140,6
Масса боевой нагрузки, т45
Скорость, км/ч:
максимальная2230
крейсерская дозвуковая800
взлётная300
посадочная260  
МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Станислав Закарян www.arms-expo.ru 12

www.arms-expo.ru

Технические характеристики ракетоносца Ту-160. Справка

12:2011.09.2008

(обновлено: 12:22 11.09.2008)

469993510

Ту-160 - сверхзвуковой стратегический ракетоносец с изменяемой геометрией крыла. Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удаленных военно-географических районах и глубоком тылу континентальных театров военных действий.

Ту-160 - сверхзвуковой стратегический ракетоносец с изменяемой геометрией крыла. Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удаленных военно-географических районах и глубоком тылу континентальных театров военных действий.

Полномасштабная разработка сверхзвукового стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту‑160 была начата в ОКБ Туполева в 1975 году. На основе предложений и рекомендаций ЦАГИ была разработана аэродинамическая компоновка многорежимного самолета, практически объединявшего в себе возможности самолета Ту-95 со стреловидным крылом большого удлинения, с изменением угла стреловидности консолей крыла в полете, отработанная на дальнем бомбардировщике Ту-22М, в сочетании с центральной интегральной частью самолета, частично реализованной на СПС Ту-144.

Самолет Ту-160 сохранил характерные черты тяжелого классического бомбардировщика - схему свободнонесущего моноплана, крыло большого удлинения, четыре двигателя, установленные на крыле (под его неподвижной частью), трехопорное шасси с носовой стойкой. Все ракетно-бомбовое вооружение размещено внутри в двух одинаковых отсеках вооружения. Экипаж воздушного стратегического корабля в составе четырех человек находится в герметичной кабине, расположенной в носовой части самолета.

Первый полет самолета Ту-160 был выполнен 18 декабря 1981 года экипажем ведущего летчика-испытателя Бориса Веремея. Летные испытания подтвердили обеспечение требуемых характеристик, и с 1987 года самолеты начали поступать в строй.В НАТО машине присвоили предварительное обозначение "RAM-P", позднее самолету дали новое кодовое название - "Blackjack".Летно-технические характеристики:

Размеры. Размах крыла 55,7/35,6 м, длина самолета 54,1 м, высота 13,1 м, площадь крыла 360/400 кв. м.

Число мест. Экипаж - четыре человека.

Двигатели. Под крылом в двух мотогондолах помещены четыре ТРДДФ НК‑32 (4х14.000/25.000 кгс). За нишей левой опоры основного шасси расположена ВСУ. Система управления двигателями ‑ электрическая, с гидромеханическим дублированием. Имеется убираемая штанга-топливоприемник системы дозаправки в полете (в качестве самолетов-заправщиков используются Ил‑78 или Ил‑78М).

Массы и нагрузки, кг: максимальная взлетная 275 000, нормальная взлетная 267 600, пустого самолета 110 000, топлива 148 000, нормальная боевая нагрузка 9000 кг, максимальная боевая нагрузка 40 000.

Летные данные. Максимальная скорость на большой высоте 2000 км/ч, максимальная скорость у земли 1030 км/ч, посадочная скорость (при посадочной массе 140 000 - 155 000 кг) 260-300 км/ч, максимальная скороподъемность 60-70 м/с, практический потолок 16000 м, практическая дальность полета с нормальной нагрузкой 13 200 км, с максимальной нагрузкой 10 500 км, длина разбега (при максимальной взлетной массе) 2200 м, длина пробега (посадочная масса 140 000 кг) 1800 м.

Вооружение. В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках может размещаться различная целевая нагрузка общей массой до 40 000 кг. Она включает стратегические крылатые ракеты (12 единиц на двух многопозиционных ПУ барабанного типа) и аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15 (24 единицы на четырех пусковых установках).

В перспективе состав вооружения бомбардировщика планируется существенно усилить за счет введения в его состав высокоточных крылатых ракет нового поколения, имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех классов.

Самолет имеет высокий уровень компьютеризации бортового оборудования. Информационная система в кабинах представлена электромеханическими индикаторами и индикаторами на мониторах. Традиционные для больших машин штурвалы заменены на ручки управления, подобные используемых на истребителях.

На вооружении военно-воздушных сил РФ сейчас находятся 15 Ту-160. Руководство ВВС РФ планирует довести количество таких самолетов до 30.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru


Смотрите также