Зачастую на дороге случаются непредвиденные обстоятельства, и от водителя требуется умение тормозить автомобиль двигателем. Читатели, изучившие эту статью, овладеют знаниями и навыками успешной остановки двигателем.
Прием, помогающий снижению скорости автомобиля без участия тормозной системы, называется торможение двигателем. Прием заключается в сопротивлении мотора набранной инерции, которая направлена на повышение чистоты вращения «коленвала». Убирая ногу с акселерометра при включенной передаче, водитель останавливает поступления топлива в мотор. Без топлива мотор не передает крутящий момент на коробку, а, наоборот, коробка передает энергию вращающихся колес на мотор.
Важно знать! С 1 по 3 передачу, энергия, отдаваемая КПП на колеса, максимальная, и авто разгоняется интенсивно. На 5 и 6 передаче, автомобиль поддерживает набранную скорость, и увеличивают ее до максимальной, но темп разгона меньше, чем на пониженных «скоростях».
Для начала узнаем, что такое асинхронный двигатель. Установка с переменным током, у которой периодичность кручения ротора не равняется с циркуляцией магнитного поля, вызываемым током статора, называется асинхронным двигателем. Проще говоря, это электродвигатель, и им допускается замедление. Рассмотрим варианты остановки:
Подключение электродвигателя от переменного к постоянному току приведет к образованию неподвижного магнитного поля. Ток взаимодействует с магнитным полем, образуя тормозной момент. Момент будет сосредоточен в противоположную сторону закрутки ротора, тем самым останавливая «движок». Интенсивность динамического торможения двигателя зависит от силы постоянного тока и от накопленной инерции ротора.
Схема динамического торможения асинхронного двигателя:
Применяется для подтормаживания силового агрегата перед полной остановкой. Остановка случается, когда частота вращения ротора выше частоты вращения магнитного поля. В этом случае двигатель отдает энергию в сеть и превращается в генератор. Добивается такая остановка путем уменьшения напряжения либо переключения большей скорости на меньшую. Последний способ доступен только в двухскоростных моторах.
Способствует резкой остановке мотора. Осуществляется посредством перестановок фаз. Магнитное поле меняет направление и создает тормозной момент. Для ограничения большого тока в момент торможения, устанавливают дополнительную обмотку в ротор и статор.
Вернемся к ДВС. Остановка силовым агрегатом таит множество опасностей, как для человека, так и для автомобиля. Огромный минус – у авто не горят стоп-сигналы. Другие участники движения не успеют среагировать на ваш манёвр. Создастся аварийная ситуация не только для вас, но и для других. Степень опасности зависит от дистанции, времени суток и реакции водителя, едущего сзади. Поэтому нужно правильно выбирать момент для приема.
К плюсам торможения мотором относятся:
Минусов как таковых нет. Они появляются при неправильной технике замедления, которая приведет к износу ДВС и КПП.
Страхуем автомобиль: как оформить полис ОСАГО без «допов», и стоит ли от них отказываться.
Время выветривания алкоголя из организма: расчеты далее в таблице.
Где и как получить права на снегоход:http://avto-femida.ru/prava/driving-licence/prava-na-snegohod.html.
Алгоритм торможения двигателем на «автомате»:
Внимание! Перед применением техники, изучите руководство пользования АКПП вашего авто. Незнание типа и особенности трансмиссии приведет к поломке и дальнейшим расходам.
У опытных автомобилистов есть пару десятков способов остановки «движком». Новичкам стоит освоить базовую технику и далее совершенствовать навыки. Ниже приведены рекомендации по правильной технике остановки с помощью ДВС.
Торможение двигателем на механике, автомобиля на большой скорости осуществляется следующим образом:
Важно знать! Не включайте на высокой скорости 2 или 1 передачи – это приведет к чрезмерному торможению и риску удариться об руль. Двигательный агрегат и трансмиссия подвергнутся большим перегрузкам, что приведет к поломке. Рекомендуется делать перегазовку.
Перегазовка – увеличение оборотов силового агрегата на нейтральной передаче с последующим включением пониженной. Эта процедура делается для синхронизации оборотов мотора и коробки передач.
Работа со сцеплением – одно из главных действий при остановке «движком». При переходе на пониженную, ни в коем случае не бросайте педаль сцепления! Отпускайте педаль плавно с короткой задержкой в середине хода.
Как происходит торможение двигателем, и что это дает смотрите на видео:
avto-femida.ru
Есть одна прописная истина, которой просто обязаны руководствоваться все водители: каждое действие должно определяться той ситуацией, которая сложилась на дороге в конкретный момент. Вот и торможение двигателем, вокруг которого разгораются нешуточные споры и массовые дискуссии, следует осуществлять лишь в конкретных дорожных ситуациях.
Водитель, когда слышит словосочетание «торможение двигателем», сразу думает о том, что в этом случае тормозить приходится сперва бампером, затем капотом, потом радиатором и лишь после этого двигателем. Понятно, что это всего лишь шутка и к тому же не очень удачная, потому как все вышеописанное является очередностью, которая соблюдается при контактном торможении. А до этого ситуацию лучше, естественно, не доводить.
Любители высоких скоростей должны быть уверены в безотказности и безопасности своего автомобиля. Но зачастую поломки и неисправности возникают неожиданно, прямо в пути. И самая опасная из них – отказ тормозной системы. Машина без тормозов – это и есть та самая «обезьяна с гранатой», особенно, если отказ тормозной системы произошёл в густонаселённом пункте с интенсивными транспортными потоками.
Торможение двигателем может понадобиться в те моменты, когда пропадают тормоза, и все, чтобы водитель не предпринимал, не дает желаемого результата. А когда у автомобиля пропадают тормоза, то он автоматически из любимого транспортного средства переходит в разряд источников повышенной опасности и может не посмотреть на то, что вы его хозяин, и взбрыкнуть так, что вам запомнится это, как минимум, навсегда.
Если по непонятным причинам машина перестала слушаться, не нужно пытаться разобраться, в чём дело, в чём причина. Главное в такой ситуации – спокойствие и только спокойствие. Необходимо собраться, и без паники вспомнить термин, который курсантам пытались «вдолбить» ещё в автошколе: торможение двигателем. Это возможность управлять автомобилем с отсутствующими тормозами. И такое торможение порой становится настоящим спасением для всех участников дорожного движения. Неуправляемая машина с помощью такого торможения не окажется причиной столкновения двух и более автомобилей, и риск угрозы жизни и здоровью людей, находящихся в машине, и на пешеходном переходе, будет сведён к минимуму.
Когда тормоза отказывают на безлюдной дороге, нужно отпустить педаль газа и, выжав сцепление, переключить коробку передач в нейтральный режим. После этого, включив аварийную сигнализацию, останавливать транспортное средство, постепенно и плавно подруливая к обочине. Включение правого поворотного сигнала при этом не отменяется. После полной остановки можно начинать разбираться в причинах отказа тормозов. А вот если нет ни секунды лишней, сразу следует отпустить педаль газа. Следующее действие: выжимается сцепление, и скорость переключается последовательно с большей на меньшую: с верхней скоростной ступени на нижнюю, дойдя в итоге до 1-ой. На первой передаче остановить автомобиль можно максимально эффективно.
При переводе рычага коробки скоростей в нейтральное положение, можно произвести кратковременное нажатие на педаль газа. Это, так называемая перегазовка, позволяющая избежать рывков и ударов в момент переключения скоростей на понижение.
Как тормозить двигателем с АКПП
Нужно включить овердрайв, таким образом, произойдёт переключение на 3-ю передачу. При снижении скорости до 90 км/час переключение производится в положение «2». Снизив скорость до 50 км/час, переключатель следует перевести в положение «L», и машина делает полную остановку. Не нужно забывать, что рычаг следует переводить на ходу только в режимы «D» - «2» - «L», а переключение автомата в положения «P» «R» на ходу способно привести к серьёзным поломкам. Очень часто приходится менять всю АКПП.
Как только нога водителя снимается с педали газа, сразу прекращается подача топлива в цилиндры. Но пока колёса вращаются, двигатель всё-таки получает энергию вращающего момента, но её объёма для продолжения движения в прежнем скоростном режиме недостаточно. Поэтому вращение колёс замедляется. При постепенном переводе скоростных режимов по нисходящей, автомобиль будет замедлять движение до полной остановки. Для критической ситуации такое торможение – единственное спасительное средство. Но, волнуясь, или растерявшись, водители могут начать переключение скоростей скачкообразно, например, с 5-ой на 2-ю, или даже на 1-ю. Это чревато заносом, разворотом транспортного средства, или даже выбросом транспортного средства на встречную полосу движения.
Естественное, пусть даже экстремальное торможение, и торможение двигателем, как шутят в Одессе, «это две большие разницы». Разумеется, тормозить двигателем менее эффективно, но это единственный выход в чрезвычайной ситуации. Такой метод торможения – слабый помощник на продолжительных спусках – машина будет продолжать набирать скорость. В таком случае нужно «помогать» машине «ручником».
Методика торможения двигателем используется и при исправных тормозах, например, на скользком или мокром покрытии. В этом случае от заноса транспортного средства может удержать комплексное торможение: сначала двигателем, а затем и системой, для этого предназначенной. Не следует забывать, что даже с исправной тормозной системой автомобиль считается источником повышенной опасности. Без тормозов машина превращается в источник чрезвычайной опасности, причём, во время такого замедления хода автомобиля не загораются стоп-сигналы сзади. К тому же, увеличивается нагрузка на двигатель автомобиля, интенсивнее расходуется масло. Но если торможение двигателем спасёт человеческую жизнь, а может быть, не одну, то эти жертвы транспортного средства покажутся мелочами. И, наконец, никогда не следует забывать о стояночном тормозе – это тоже прекрасный помощник для замедления хода автомобиля. И если он исправен, можно рассчитывать, что всё будет хорошо. Тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить.
ru.megasos.com
Умный человек знает, как лучше и безопаснее выйти из трудного положения, мудрый человек — как его предотвратить. Видимо, именно поэтому мой инструктор по вождению заставлял меня на подъезде к светофору переводить коробку в нейтраль и далее работать исключительно тормозной педалью…
Я уже потом понял, что делал он это не потому, что этот способ затормаживания автомобиля является более эффективным, а потому, что волновался за мою психику и свою безопасность. Пусть лучше ученик «гоняет» мотор на нейтральной передаче, чем он заглохнет в самый неподходящий момент. Такие как я в течение многих лет сбрасывали передачу задолго до светофора и лихо включали вторую сразу после загорания разрешающего сигнала. И делали мы это потому, что верили словам инструктора, обучившего нас вождению на ВАЗ-21011, — торможение двигателем сокращает ресурс последнего. Почему? А фиг его знает… Говорят – значит правда!
Сегодня любой инструктор в школе контраварийной подготовки скажет вам: наилучшим торможением является торможение комбинированное, а самым безопасным – плавное. То есть, в отдельных случаях более оптимальным будет вариант торможения педалью тормоза, когда двигатель работает на холостом ходу; в других случаях лучше тормозить двигателем.
А что это такое: тормозить двигателем? Ну это когда вы, приближаясь к светофору (например), убираете ногу с педали газа, но передачу не выключаете. Или делаете то же самое, но с переключением на более низкую передачу. Не стоит сразу же переключаться с четвертой (например) на первую – можно отправить авто в занос.
Двигателем тормозят в тех случаях, когда тормозов… нет. В ходе замедления автомобиля следует переходить на более низкие передачи, а когда он достаточно замедлился, использовать «ручник».
Но сегодня речь не об этом? В чем преимущества и недостатки торможения двигателем? Собственно, сегодня все без исключения эксперты утверждают: никаких противопоказаний для двигателя при выборе такого типа замедления автомобиля нет. Более того, некоторые из них уверены: данный прием не только не вредит, но и продлевает жизнь машине.
Почему автомобиль замедляется, если водитель убирает ногу с педали газа? Все просто дроссельная заслонка закрывается, подача топлива в цилиндры прекращается. Вот и первый плюс, который выражается в экономии топлива. Более того, водитель не «жжет» сцепление и не «греет» тормоза, что положительным образом сказывается на состоянии того и другого – увеличивается ресурс двигателя и вспомогательных систем.
Еще одно преимущество торможения двигателем – более эффективный контроль. Это лучшая устойчивость к заносам, возможность маневра при плохом сцеплении с дорогой, возможность быстрой остановки двигателя в случае неисправности.
А недостатки есть? Пожалуй, один и состоит он в том, что водитель автомобиля, следующего за вами, не сразу догадается, что вы решили тормозить, — стоп-сигналы при торможении двигателем не включаются. Говорят, что в этом случае растет нагрузка на детали двигателя и трансмиссии — ускоряется износ синхронизаторов.
И еще. При неграмотном маневре можно заглушить мотор или пустить автомобиль в занос. Но это по большому счету объясняется не недостатками такого вида торможения, а неопытностью водителя.
Статья прочитана 4583 раз(a).
www.carfactum.ru