Автомобиль, как известно, относится к средствам передвижения, но никак не к предметам роскоши. Вот только стоимость некоторых диагностических и ремонтных операций заставляет в этом усомниться. Во многом это касается и популярных у нас японских машин.
Так что знание о том, как запускается самодиагностика «Тойоты», к примеру, может сэкономить вам немало средств. Особенно сложного в этой операции ничего нет, просто нужно быть внимательнее и точно следовать инструкциям. Так как сделать самодиагностику? «Тойота» – машина довольно новая (предполагается, что у вас не раритет), а потому в ней достаточно много электронных схем, которые в значительной степени облегчают данную задачу.
В принципе, любой более-менее современный автомобиль имеет специальный блок самодиагностики двигателя. Как работает этот механизм? Довольно просто: электроника постоянно контролирует показатели приборов, сравнивая их с теми эталонными значениями, которые были заложены производителем. Если что-то не так, включается диагностическая программа, которая конкретно определяет, что именно вышло из строя. Грубо говоря, так и работает самодиагностика «Тойоты».
Только когда все элементы будут в порядке, обходная программа снимется, и движок начнет работать в штатном режиме. Заметим, что многим знакома светящаяся надпись «CHECK» или отдельная пиктограмма с изображением двигателя, которые сигнализируют о неисправности. Если поломка была устранена, изображение или пиктограмма гаснут.
В общем, это и есть самодиагностика. «Тойота» в этом плане является очень «дружелюбным» автомобилем, так как все сразу видно на приборной панели (в большинстве случаев), да и сами японцы позаботились о наличии нормальных, подробных руководств и рекомендаций, в которых описываются все возможные коды ошибок, что сильно облегчает жизнь работникам сервисов и рядовым автомобилистам.
Важно помнить, что данные о случившейся ошибке в обязательном порядке заносятся в память бортового компьютера. Если его питание не прерывалось (не снимался аккумулятор, к примеру), эти данные можно считать с панели приборов (Toyota) или вытащить из самого компьютера (Nissan). При некоторых неисправностях двигатель сразу заглохнет, но в некоторых случаях, когда неполадка позволяет эксплуатацию машины, код ошибки просто записывается во внутреннюю память компьютера.
Это очень удобно, так как впоследствии можно будет узнать всю подноготную о состоянии своего автомобиля. Собственно, этим и хороша самодиагностика. «Тойота», таким образом, выгодно отличается от прочих иномарок тем, что можно сильно сэкономить на выяснении причин, по которым проявляются различные неполадки.
Кроме того, так можно выяснять причины, по которым машина время от времени ведет себя ненормально. К примеру, остановились вы из-за заглохшего двигателя посреди дороги. Повернули пару раз ключ в замке зажигания – мотор спокойно завелся, машина поехала дальше. Что это было? «На глазок» вы точно ничего не узнаете, но если посмотрите содержимое памяти бортового компьютера, все станет понятно. Как запускается самодиагностика «Тойоты»? Давайте узнаем!
Под капотом «Тойоты» есть специальный разъем для диагностики. С виду это такая пластиковая коробка, на которой написано DIAGNOSTIC. Нужно открыть ее крышку, чтобы увидеть на ее обратной стороне подробную маркировку всех выводов. После этого берется любой подходящий кусок провода, которым замыкаются разъемы «ТЕ1» и «Е1». Садитесь за руль машины, включаете зажигание (обязательно нужно выключить кондиционер и печку), после чего внимательно следите за лампой «CHECK».
Так вот, сразу после включения зажигания она должна начать моргать. Если лампа непрерывно моргнула два и более раз, то память компьютера пуста. Вынимаете перемычку, закрываете диагностический блок и едете по своим делам дальше.
Современные диагностические блоки делят неисправности на два типа: легкие и тяжелые, причем в первом случае они не забивают память бортового компьютера кодами ошибок. Так, если простая неисправность по какой-то причине исчезла, то никаких записей об этом не останется. Нередко бывает, что после езды по плохой, грязной дороге «Джеки Чан» начинает сигнализировать о неисправности системы ABS. Бортовой компьютер сразу же отключит ее. Но стоит только нормально помыть машину после такой поездки, как контакты очистятся, и все придет в норму без какого-либо ремонта.
На какой модели чаще всего таким образом заканчивается самодиагностика? «Тойота Королла» некоторых серий – наиболее яркий пример, такие машины совершенно неприспособленны к движению по отечественным дорогам.
Приведем пример: вспышка/пауза, затем снова вспышка, за которой следует длинная пауза и обычная вспышка, указывает на ошибку №21. Другой пример: если после мигания идет длинная пауза, затем снова моргание и пауза, за которой опять идет вспышка, то это – ошибка №12. Заметим, что каждый мотор компании Toyota имеет свою таблицу кодов ошибок. Но тут следует помнить, что большинство моторов в этом отношении практически не отличаются друг от друга, так как во многих моделях просто не предусмотрено некоторых сигналов.
Кроме того, в большинстве случаев у них разные эталоны проверки: на одной модели прибор может выдавать 0,45 вольт, а на другой – уже 0,5. Все это мы говорим для того, чтобы вы четко уяснили: принципиальных различий в запуске диагностики нет, отличаются только коды и запрограммированные на заводе эталонные значения.
Наиболее простая таблица кодов неисправностей наблюдается на старых авто японской компании. Если автомобиль исправен, то он просто моргает лампочкой, причем промежуток между вспышками составляет три секунды. Все неисправности определены всего десятью кодами, так что в этом случае происходит предельно легкая самодиагностика. «Тойота Королла» первых семейств обладает именно такой упрощенной системой.
Важно запомнить одно простое правило: все двигатели японского концерна изначально комплектуются практически одинаковыми программами диагностики. Однако из-за конструкционных различий, которые могут проявляться даже в пределах одного семейства той же «Короллы», сигналы будут совершенно разными.
Приводить их на страницах этой статьи совершенно бессмысленно, так как эти данные должны иметься в руководстве по эксплуатации непосредственно вашей машины. Настоятельно не рекомендуем пользоваться данными от других моделей, так как при таком подходе вы вполне можете совершенно неправильно диагностировать возникшую именно в вашем автомобиле неполадку.
На старых автомобилях «Тойота» блока диагностики нет, зато имеется свободно болтающаяся «фишка» с двумя контактами, защищенная пластиковым колпачком. Собственно, ее выходы аналогичны разъемам «Е1» и «ТЕ1» новых машин. Если вообще ничего нет, то можно взять лампу на 12В и два проводка: один из них заземляется об корпус, а вторым вы должны касаться всех «подозрительных» разъемов. Не беспокойтесь: при этом вы ничего не сожжете.
Когда вы все же отыщете «ТЕ1», то лампа на приборной панели сразу потухнет, а бортовой компьютер начнет выдавать код неисправности. Учтите, что при соединении выводов «Е1» и «ТЕ1» будет запущена не только диагностика EFI, но и проверка некоторых сторонних блоков.
Как правило, для этого нужно вытащить предохранитель HAZ-HORN, а в других моделях – STOP (смотрите руководство по эксплуатации своего автомобиля). Иногда встречается вариант EFI. Впрочем, все можно сделать проще: на полминуты скинуть минусовую клемму аккумуляторной батареи, после чего память с гарантией обнулится. Вот только при этом сотрется и память в климатической установке и часах. И еще, если у вас авто 1998 года или новее, такая жесткая очистка способна вызвать проблемы с работой многих систем, причем продлиться все это может до нескольких дней.
Объясняется это просто: современные машины могут подстраиваться под конкретную манеру вождения, причем данные также сохраняются в памяти бортового компьютера. Впрочем, есть у этого явления и сугубо положительная сторона. Многие из нас покупают автомобиль после одного-двух хозяев, причем техника их вождения далеко не всегда была удовлетворительной. Такая машина может поедать прорву бензина, неадекватно реагировать на педаль газа. Словом, ведет она себя плохо и явно «напрашивается» на поездку в сервис.
Но перед этим вы вполне можете попытаться сбросить память. Как показывает практика, этого зачастую бывает вполне достаточно. В этом случае вы не только сэкономите свои деньги, но и приобретете немаловажный опыт. Но как сделать самодиагностику? «Тойота», как мы уже говорили, особых сюрпризов в этом плане не преподносит, так что ничего особенно сложного вас не ждет.
Делается это в следующем порядке:
Включите зажигание, не запуская при этом мотор автомобиля. Если есть блокировки дифференциалов, их нужно отключить, иначе самодиагностика двигателя «Тойота» попросту не запустится из-за программных ограничений.
Найдите блок диагностики DLC 1 (как мы и говорили, он расположен под капотом), после чего по приведенному выше «рецепту» вставьте туда перемычку из провода или проволоки. Заметим, что модель MR-2 не имеет требуемых нам разъемов в DLC 1. Ищите в этом случае болтающийся «медальон» с разъемами, который будет висеть возле двигателя. На корпусе должно быть написано ABS.
Начнет моргать лампа ABS, по сигналам которой нужно определить конкретную неисправность.
После этого можно очистить память компьютера. Нужно включить зажигание, выключить блокировки дифференциалов (если есть), а затем быстро нажать на педаль тормоза, причем интервал между нажатиями не должен превышать трех секунд. Когда память будет полностью очищена, диагностическая лампа начнет мигать с промежутками между морганиями в 0,5 секунд.
В общем-то, так и производится самодиагностика АБС «Тойота». Перемычка с DLC 1 убирается, после чего на место устанавливается штатная деталь. А в случае с ABS, блок приводится в исходное состояние.
Все вышесказанное относилось в основном к снятию показаний с двигателя. А как же самодиагностика АКПП «Тойота»? В общем-то, особых отличий (кроме кодов ошибки, конечно же) нет:
Включите зажигание, но не заводите сам автомобиль. При этом сразу же должна загореться лампа АКПП и погаснуть через три секунды. Если этого не наблюдается, то придется с пристрастием проверить все предохранители, а также физическую целостность самой лампы и проводов.
Выключите зажигание. На всем том же разъеме DLC 1 нужно соединить не раз упомянутые выводы «Е1» и «ТС». Включите ручной тормоз, а сразу после этого заведите мотор. Теперь индикатор АКПП должен моргать с частотой четыре раза в секунду.
Начинайте движение по прямой: вам предстоит разогнаться не менее чем до 80 км/час. Если индикатор продолжает мерцать с той же частотой, значит с датчиками скорости все в порядке. В противном случае проверку предстоит продолжить.
Остановите автомобиль. После этого необходимо убрать перемычку между «TS» и «Е1» и установить ее между «Е1» и «ТС». Читаем коды. Если кодов больше двух, то между ними будет интервал в 2,5 секунды.
Снова очистите память способом, который указан выше.
Вот так выполняется самодиагностика АКПП «Тойота». В некоторых моделях автомобилей бывает непросто отыскать блок EFI. Как правило, он находится под передним пассажирским сиденьем или на левой стойке кузова. В его металлическом корпусе есть хорошо заметное отверстие, через которое можно легко увидеть два светодиода: красный и зеленый, при помощи которых выдаются коды ошибок. Красный светодиод в этом случае выдает десятки единиц, а зеленый – единицы.
Кроме того, там же есть разъем под отвертку, при помощи которого можно выбирать режим проверки. Перед началом проверки нужно убедиться, что эта ручка до упора провернута по часовой стрелке.
Есть еще две схемы, используемые на некоторых моделях автомобилей этой фирмы (в частности, этим характеризуется самодиагностика «Тойота Марк 2»). Как правило, используются они на машинах раннего выпуска. Проводить эту операцию следует в таком порядке:
Включите зажигание. После этого убедитесь, что загорелись оба диода: если этого не произошло, придется искать обрывы проводов или иные неисправности.
Воспользовавшись отверткой, передвиньте ручку вправо до упора.
В порядке очереди должны высветиться следующие коды: 23, 24 и 31. Впрочем, могут появиться и другие ошибки. Если это произошло, советуем их записать.
Как мы уже говорили, красный светодиод – десятка, зеленый – единица. К примеру, «23» будет выглядеть так: сначала два раза моргнет лампочка зеленого цвета, а затем три раза – красного. Важно! Если машина исправна, то после появления трех вышеозначенных кодов будет длинная пауза, а затем снова те же самые сигналы. И так будет продолжаться до бесконечности. В частности, этим характеризуется «Тойота Карина», самодиагностика которой из-за такой цикличности некоторыми механиками воспринимается неадекватно, так как они видят в повторяющихся сигналах ошибки.
Если все в порядке, нажмите и отпустите педаль акселератора. Должны остаться сигналы 24 и 31. В случае если появятся какие-то ошибки самодиагностики «Тойота», нужно их записать. После этого заводите машину. Может остаться только сигнал 31, но чаще мигает 24 и 31 (в частности, так проходит самодиагностика «Тойота Камри»). Как и в предыдущем случае, запишите (в случае их появления) дополнительные коды.
Включите и снова выключите систему кондиционирования. После этого должны появиться сигналы 44 и 24 (или один 44). Запишите иные команды (если есть) и заглушите мотор. После этого сотрите память. Для этого нужно выключить зажигание и повернуть ручку отверткой поочередно в каждое крайнее положение (начиная с левого, конечно же), выдержав ее в каждом случае не менее двух секунд. Запомните, что снятие аккумуляторной батареи помогает далеко не всегда, так как некоторые старые блоки могут «держать» показатели на протяжении суток.
Во втором случае используется схема в пять режимов, которую иногда можно встретить в некоторых новых автомобилях. Там все те же самые светодиоды и ручка, но работать с ними следует несколько иначе. Таким подходом отличается «Тойота Авенсис». Самодиагностика этого автомобиля выполняется в следующем порядке:
Как и в прошлом случае, убедитесь, что ручка повернута вправо до упора.
Затем включите зажигание, не заводя при этом двигатель.
Селектор выбора режима также нужно повернуть до упора по часовой стрелке.
После этого в нормальном состоянии кратковременно загораются оба диода, а затем следует длинная пауза. Затем селектор поворачивается влево, после чего можно включить первый режим. Если вы этого не сделаете, снова последует кратковременная вспышка и пауза, после которой может быть активирован второй режим. Таким образом можно добраться до пятого варианта диагностики.
Вне зависимости от выставленного режима, бортовой компьютер может выдавать все коды ошибок, которые есть в его памяти. Если вы его не остановите, то после длительной паузы выдача начнется с начала (в частности, так проводится самодиагностика «Тойота Корона»). Итак, вот описание всех пяти возможных вариантов:
проверка исправности всей выхлопной системы;
анализ состояния топливной смеси;
самодиагностика с длинным перечнем возможных ошибок;
проверка стартера, холостого хода и так далее;
диагностика конкретной поломки автомобиля.
Примерно так и выполняется самодиагностика «Тойоты». Как видите, ничего сверхъестественного в такой проверке нет. Главная сложность заключается в том, чтобы правильно и своевременно засекать все выдаваемые системой ходы и затем их интерпретировать, пользуясь как можно более подробной инструкцией по эксплуатации своего автомобиля.
fb.ru
Любой современный автомобиль, имеющий блок управления двигателем, оборудован системой самодиагностики. Она представляет собой следующее. При отклонении показаний любого датчика от параметров, заложенных в компьютер, этот датчик отключается и включается обходная программа. Когда датчик снова станет исправным, обходная программа снимется, и двигатель заработает штатно. Пока будет включена обходная программа, на табло будет гореть лампочка с надписью "CHECK" или с изображением двигателя (не у всех моделей), если неисправность произошла в двигателе. При устранении неисправности лампочка (желтого цвета) погаснет. Но информация о том, что была неисправность, заносится в память компьютера, и, если питание компьютера не отключалось (например, при снятии аккумуляторной батареи постоянное питание компьютера исчезает), эту информацию можно прочесть на панели приборов (Toyota) или на самом компьютере (Nissan). Есть неисправности, при которых двигатель глохнет, а есть такие, при которых все в работе двигателя на первый взгляд нормально, но, например, повышен расход топлива, или появился какой-то провал при увеличении оборотов и т.д. В любом случае загорится лампочка "CHECK" и неисправность, вернее, ее код, будет занесена в память компьютера.
Эта система очень удобна для диагностики случайных сбоев в работе двигателя. Например, на ходу двигатель заглох, но, пока вы вспоминали маму своей машины, что-то случилось на небесах, и двигатель снова запускается и работает. Проверяй - не проверяй - все в нем исправно. Но что-то ведь было. И вот это "что-то" однозначно определено и занесено в память.
У автомобилей Toyota под капотом есть диагностический разъем. Это пластмассовая прямоугольная коробочка, расположенная обычно слева по ходу автомобиля, на ней написано "DIAGNOSTIC". Откройте эту коробочку и с обратной стороны, на крышке вы увидите маркировку выводов. Далее надо взять любой кусок провода и воткнуть его в разъемы так, чтобы замкнуть выводы "ТЕ1" и "Е1". После этого садитесь за руль и, включив зажигание и выключив кондиционер и печку, следите за лампочкой "CHECK". Напоминаем, что на некоторых машинах вместо лампочки "CHECK" есть лампочка с изображением двигателя, это, в общем, одно и то же.
После включения зажигания лампочка начнет моргать. Если лампочка непрерывно моргнула 11 и более раз - в памяти ничего нет, можете запускать двигатель, вынимать перемычку и ехать по делам. Если лампочка моргает так: вспышка - пауза - вспышка - длинная пауза - вспышка - это значит, у вас в памяти код 21; если так: вспышка - длинная пауза - вспышка - пауза - вспышка, - то код 12 и так далее. У каждого двигателя фирмы Toyota своя таблица кодов, но они одинаковы, только в одном двигателе не предусмотрен один код, в другом - другой. Кроме того, могут немного отличаться требования проверок, например, в одном двигателе датчик должен выдавать 0,45 вольт, а в другом 0,5 вольт и т.п.
На старых автомобилях фирмы Toyota (старых по году разработки) используется более простая таблица кодов. Код исправного автомобиля - одиночные вспышки (импульсы) длительностью 1 сек с паузой между вспышками (импульсами)3 сек. А все неисправности определены только десятью кодами. Для того, чтобы стереть память компьютера, по инструкции к некоторым автомобилям необходимо вынуть предохранитель "HAZ-HORN", по другим "STOP" (черезпервый предохранитель питаются аварийка и звуковой сигнал, а через второй - сигналы "стоп"). Мы рекомендуем снять минусовую клемму аккумулятора на 30-40 секунд, и тогда все сотрется. При этом сотрется память в приемнике, в часах, в климатической установке, но с этим ничего не поделаешь. В приведенных таблицах часто указывается "неправильныйсигнал..." того или иного датчика. Это означает, что либо сигнала нет вообще, либо его величина слишком большая. Например, сопротивление датчика температуры может быть от 200 Ом до 2 кОм, в зависимости от температуры. Но если вы поставите датчик с сопротивлением 150 Ом (от другого двигателя, например), то блок EFI воспримет это как короткоезамыкание и отключит его. Если вы установите датчик, сопротивление которого будет выше 2 кОм, блок решит, что это обрыв и, также отключив датчик, включит обходную программу. Все замыкания, плохие контакты, обрывы в проводах, соединительных разъемах также приводят к тому, что сигнал на компьютер идет "неправильный".
Контакты "Е1" и "ТЕ1 " перемыкаются любой проволочкой. На обратной стороне крышки, закрывающей диагностическую колодку, есть маркировка всех выводов. Вывод "Е1" - корпус. На старых моделях Toyota с впрыском, где нет квадратного разъема диагностики, есть двухконтактная свободно висящая желтая фишка с надетым (иногда) резиновым колпачком. Два ее контакта и есть выводы "Е1 "и "ТЕ1 ". Можно посоветовать использовать пробник (лампочку с проводом) на 12 вольт, замкнув один конец которого на корпус автомобиля, вторым концом по очереди касаться всех "бесхозных" разъемов.Когда вы попадете на "ТЕ1", то при включенном зажигании лампочка на щитке приборов с изображением двигателя погаснет и начнет выдавать код записанной неисправности. При перемыкании выводов "Е1" и "ТЕ1" выключается режим диагностики не только блока EF1, но и некоторых других блоков.
Таблица кодов неисправностей старых моделей Toyota (код/неисправность)Для того, чтобы стереть память компьютера, по инструкции к некоторым автомобилям необходимо вынуть предохранитель "HAZ-HORN", по другим "STOP" (через первый предохранитель питаются аварийка и звуковой сигнал, а через второй - сигналы "стоп"). Мы рекомендуем снять минусовую клемму аккумулятора на 30-40 секунд, и тогда все сотрется. При этом сотрется память в приемнике, в часах, в климатической установке, но с этим ничего не поделаешь.
Таблица кодов неисправностей двигателей фирмы Toyota (код/неисправность)11. Нет питания на блок EFI12. Нет сигнала от датчика оборотов двигателя13. Нет сигнала от датчика оборотов двигателя при оборотах более 1000 об/мин14. Нет сигнала от "минуса" катушки зажигания16. Нет сигнала на блок управления коробки-автомата от самого блока EFI21. Неправильный сигнал отдатчика кислорода22. Неправильный сигнал отдатчика температуры двигателя (THW)23. Неправильный сигнал от датчика температуры всасываемого воздуха (ТНА)24. Неправильный сигнал от датчика температуры всасываемого воздуха (ТНА)25. Слишком бедная смесь из-за неправильной работы управляющих клапанов26. Слишком богатая смесь из-за неправильной работы управляющих клапанов27. Неправильный сигнал от датчика кислорода28. Неправильный сигнал отдатчика кислорода31. Неправильный сигнал от "считалки" количества всасываемого воздуха, если ее нет, то от датчика вакуума во впускном коллекторе32. Неправильный сигнал от "считалки" количества всасываемого воздуха35. Неправильный сигнал от датчика клапана компенсации атмосферного давления41. Неправильный сигнал отдатчика положения дроссельной заслонки42. Неправильный сигнал отдатчика скорости автомобиля43. Нет стартерного сигнала (STA) при оборотах более 800 об./мин51. Нет сигнала "neutral" (или включен кондиционер при проверке) или нет сигнала "IDL"52. Неправильный сигнал от шок-сенсора53. Неисправность блока EFI71. Неправильный сигнал отдатчика клапана EGR72. Сигнал отключения топлива
В приведенных выше таблицах часто указывается "неправильный сигнал..." того или иного датчика. Это означает, что либо сигнала нет вообще, либо его величина слишком большая. Например, сопротивление датчика температуры может быть от 200 0м до 2 кОм, в зависимости от температуры. Но если вы поставите датчик с сопротивлением 150 0м (от другого двигателя, например), то блок EFI воспримет это как короткое замыкание и отключит его. Если вы установите датчик, сопротивление которого будет выше 2 кОм, блок решит, что это обрыв и, также отключив датчик, включит обходную программу. Все замыкания, плохие контакты, обрывы в проводах, соединительных разъемах также приводят к тому, что сигнал на компьютер идет "неправильный".
В автомобилях фирмы "Nissan" для того, чтобы опросить память блока EFI, его надо сначала "добыть". Он будет находиться с левой стороны, под сиденьем пассажира, или в левой передней стойке. В металлическом корпусе самого блока есть отверстие, через которое видны два светодиода: красный и зеленый. Рядом есть ручка (под отвертку), которой выбирают режим проверки. Алгоритмы всех операций у разных моделей машин несколько отличаются друг от друга, но смысл и коды в общем-то одинаковы.
Перед началом диагностики надо убедиться, что ручка выбора режима повернута до упора против часовой стрелки. Теперь процедура диагностики, рекомендуемая для ранних моделей автомобилей с двигателем серии "СА". Включите зажигание. Убедитесь, что оба диода светятся, если нет, значит, где-то обрыв питания. С помощью плоской отвертки поверните ручку выбора режима по часовой стрелке до упора. По очереди должны высветиться коды 23, 24, 31. Если появятся еще какие-нибудь коды, запишите их. Красный светодиод обозначает десятки, зеленый - единицы. Код 23, например, выглядит так: два раза моргнул красный светодиод, потом три раза - зеленый. Потом пауза, и выводится код 24, снова пауза - и код 31. Затем, если в машине все исправно, следует длинная пауза и снова те же коды 23, 24, 31 и так далее, до бесконечности. Нажмите и отпустите педаль газа. Должны появиться коды 24 и 31. Если появится еще какой-нибудь код, запишите его. Запустите двигатель. Должны появиться коды 24 и 31 ноне обязательно, может остаться только код 31. Если появится еще какой-нибудь код, запишите его. Включите-выключите кондиционер. Должны появиться коды 44 и 24, или только код 44. Другие коды запишите. Выключите двигатель. Стирание памяти производится при включенном зажигании и при повороте ручки от упора до упора, с выдержкой в крайних положениях не менее 2-х секунд. Снятие аккумулятора может очистить память далеко не сразу. Блок EFI у "Nissan" около суток все помнит и без аккумулятора. Но не у всех двигателей этой фирмы диагностика такая простая. Например, у двигателя VG ЗОЕ процедура самодиагностики гораздо сложнее. Там те же два светодиода и, та же ручка, но действовать надо по-другому.
Порядок диагностики:
После этого должны вспыхнуть один раз одновременно оба светодиода, затем - длинная пауза. Если вы за это время повернете селектор выбора режима обратно против часовой стрелки, установится режим 1, если этого не сделать, через несколько секунд светодиоды вспыхнут два раза подряд, и опять будет пауза, в течение которой вы можете установить, повернув селектор, режим 2. После паузы следуют три вспышки подряд, снова пауза и четыре вспышки, потом пауза и пять вспышек, и все повторится сначала: одна вспышка - пауза - две вспышки - пауза - три вспышки и т.д. Во время паузы вы можете поворотом селектора оставить тот или иной режим, и компьютер будет непрерывно выдавать по очереди все коды, которые в этом режиме у него есть. Если вы не выведете его из этого режима, когда они закончатся, он начнет, после длинной паузы, выдавать их снова с низшего номера кода до верхнего и т.д.
Режим 1 - проверка датчиков выхлопных газов.Режим 2 - проверка состава топливной смеси.Режим 3 - самодиагностика (вызов памяти).Режим 4 - проверка различных включателей (холостого хода, стартера и т.д.).Режим 5 - диагностика в настоящий момент (режим реального времени).
Иногда удается увидеть окошко для светодиодов, не снимая блока EFI, но, может быть, придется проделать это, используя зеркальце и лежа на полу в салоне автомобиля.
Страницы: 1 2
Вернуться к списку статей в разделе: Общая информация
japancar.pp.ru
Назначением системы самодиагностики (СД), иногда называемой бортовой диагностикой (БД). Является снижение вредных выбросов из выхлопной системы автомобиля. Самодиагностика является основой управления двигателем, обеспечивающей оптимальные условия его работы.
Наличие общего представления о работе систем управления двигателем (СУД) и о химических реакциях, происходящих при сгорании топлива, делает понятным, почему самодиагностика стала столь важной частью современного автомобиля. Описание работы современных СУД дано в книге ‘Автомобильные двигатели. Системы управления и впрыск топлива издательства Haynes.
Топливо для дизелей и двигателей с воспламенением от искры состоит из смеси углеводородов, которые в камере сгорания реагируют с воздухом. С азотом и остальными газами, содержащимися в воздухе, также происходят химические реакции. При полном сгорании никаких токсических веществ не образуется. В реальных условиях помимо нетоксичных веществ-азатаГ\1г, водяного пара Нг0 и углекислого газа С02 — образуется еще целый ряд токсичных продуктов неполного сгорания, к числу которых относятся: окись углерода СО, не сгоревшие углеводороды НС, окислы азота N0, двуокись серы S02, свиней и сажа. Высокая концентрация токсичных веществ в составе выхлопных газов может оказывать вредное воздействие на здоровье, вызывая легочные заболевания, а также на окружающую среду.
Еще в 60-е годы Калифорнийский Совет по изучению воздушных ресурсов выдвинул идею и доказал осуществимость снижения токсичности выхлопных газов путем совершенствования процессов в транспортных двигателях. В 1968 году Правительство Калифорнии впервые в рамках акции ‘Чистый воздух* ввело ограничения на вредные выбросы для пассажирских автомобилей.
Функции управления, мониторинг и диагностика
Первая система управления двигателем, известная как Bosch Motronic, была разработана и установлена на автомобиль BMW 732i в 1978 году. Идея системы
Рис. 1.1. Диаграмма процесса сгорания управления состоит в том, что установленный в автомобиле блок электронного управления (БЭУ) постоянно следит за режимом работы двигателя и подстраивает его параметры так, чтобы в любой момент двигатель работал наилучшим образом.
В дальнейшем в БЭУ были введены функции самодиагностики, которые дали возможность водители или автомеханику следить за состоянием двигателя и определять возникшие неисправности, которые трудно идентифицировать иным образом. Это было достигнуто за счет оснащения БЭУ микропроцессором с памятью и базой данных. Теперь информация о неисправностях может быть сохранена в памяти компьютера и извлечена из нее по мере необходимости. На одних автомобилях система самодиагностики извещает водителя о неисправности, на других она может сообщать код неисправности в виде серии вспышек лампочки. Впервые система самодиагностики Bendix Digital была установлена в 1981 году на автомобиле Cadillac.
Интенсивное развитие систем управления двигателем в течение 80-х годов привело к тому, что БЭУ, которыми теперь оснащаются современные автомобили, лишь отдаленно напоминают ранние прототипы. Под управлением и диагностическим наблюдением БЭУ может теперь работать не только система управления двигателем, но также и автоматическая трансмиссия, и антиблокировочная система торможения, и вспомогательное оборудование (например, воздушные подушки безопасности). В БЭУ введена адаптивная функция, которая может подстраивать базу данных и программу управления в соответствии с текущим состоянием двигателя.
Основная идея самодиагностики
Система самодиагностики проверяет соответствие уровня сигналов БЭУ их эталонным аналогам, заложенным в память. Если уровень сигнала выходит за допустимые пределы, БЭУ трактует это как неисправность и заносит в память специальное сообщение. Эти сообщения могут быть вызваны из памяти в виде “кода неисправности’. После извлечения эти коды дают важную информацию для диагностики.
Стандартизация бортовой диагностики
Начиная с 1988 года установлены три основных критерия, которым должна удовлетворять система самодиагностики. Первое — автомобиль должен быть оснащен системой самодиагностики. Второе — о возникновении любых неисправностей, которые могут вызвать ухудшение состава выхлопа, водитель должен быть извещен сигнальной лампочкой на приборной панели. Третье — информация о неисправности должна быть зафиксирована и сохранена в памяти БЭУ с возможностью ее извлечения с помощью считывателя кодов или приспособления с мигающей лампочкой.
С 1988 по 1991 год Международная Организация Стандартизации (ISO) обновила стандарт 9141на9141-2,в котором сделана попытка упорядочить:
Конструкцию диагностического разъема Диагностическое оборудование и область его применений Содержание протоколов Область обмена данными Эти правила были разработаны применительно к Америке. Тем не менее с ними согласились и приняли у себя правительства Европейских стран и многих стран всех пяти континентов.
Еще более жесткие требования были положены в основу нового соглашения OBDII, которое было введено начиная с моделей выпуска 1994 года. С 1996 года эти требования были отнесены и к дизелям. OBD вводит следующие дополнительные требования: Предугреждаюшаялампочканаприборной панели снабжена мигающей функцией. Контроль функций и элементов системы не только на предмет их неисправности, но и в связи с влиянием на состав выхлопа.
В дополнение к хранению неисправностей в виде цифрового кода, сохранение условий работы в виде так называемой «Freeze Frame».
Извлечение содержащихся в памяти неисправностей с помощью считывателя кодов взамен мигающей лампочки. Примечание. Системы, разработанные в соответствиис требованиями OBD II, оснащены 1 В-штырьковым разъемом (см. рис. 1.3).
Мониторинговые функции системы также были расширены и изменены OBD II требует контроля следующих дополнительных элементов и областей:
Мониторинг дизельных двигателей также должен обеспечивать систему диагностики необходимой информацией, но, понятно, перечень контролируемых элементов в них можетбыть иным (например, запальные свечи). ISO, SAE и неправительственные экологические организации выступают за да льнейшее ужесточение правил. Организация “Чистый воздух» (США) внесла в правительство стандарт CARB как основу сохранения окружающей среды и здоровья. Подобные законы были приняты после 1968 года многими местными и национальными правительствами. Появление каталитических преобразователей, систем впрыска топлива, применение топлива без содержания свинца, увеличение относительного числа автомобилей, оснащенных дизельными двигателями, позволили за последние 30 лет достичь значительных позитивных сдвигов в решении проблемы токсичности выхлопных газов.
О Европейском стандарте диагностики
Европейские производители автомобилей ожидают появления европейского стандарта, который ужесточит правила ISO 9141-CARB. Введение этого стандарта предполагается в начале нового века. Ожидается, что европейский стандарт будет включать в себя большинство положений OBD II с некоторыми дополнениями.
Функции системы самодиагностики
Что таков самодиагностика
Самодиагностика (иногда называемая бортовой диагностикой) это система, которая постоянно держит под наблюдением сигналы различных датчиков и исполнительных механизмов системы управления двигателем (СУД). Эти сигналы сравниваются с их контрольными значениями, которые хранятся в памяти бортового компьютера. Набор таких контрольных значений может быть разным в разных автомобилях и их моделях. Он может в себя включать верхние и нижние допустимые границы контролируемых параметров, допустимое число ошибочных сигналов в единицу времени, неправдоподобные сигналы, сигналы, выходящие за допустимые пределы и др. При выходе сигнала за пределы контрольных значений (например, сопротивление цепи стало равным нулю — короткое замыкание) БЭУ квалифицирует это состояние как неисправность, формирует и помещает в память соответствующий код.
Ранние конструкции систем диагностики были способны формировать и хранить лишь небольшое число кодов. Современные системы в состоянии генерировать и хранить 100 и более кодов и способны еще увеличить это количество по мере того, как программное обеспечение бортовых компьютеров научится выделять новые сбойные ситуации.
Например в одной диагностической системе все неисправности в какой-то цепи определяются одним кодом. В другой, более совершенной системе, разным неисправностям в этой цепи будут соответствовать разные коды, что поможет быстрее найти неисправный элемент и устранить неисправность. Возьмем для примера цепь датчика температуры охлаждающей жидкости. В самой простой системе при неисправности в этой цепи появится единственный код — неисправность цепи в целом. Более совершенная система сможет уже указать, что произошло — короткое замыкание или обрыв цепи. Наконец, в дополнение к кодунеисправности может быть зафиксировано, например, такое сопутствующее обстоятельство как состав рабочей смеси. В СУД с обратной связью, которая поддерживает состав рабочей смеси близким к идеальному, неисправность датчика температуры может вызвать выход состава смеси за допустимые пределы, а это вызовет, в свою очередь появление новых кодов. Во избежание появления слишком большого числа кодов, которое затруднит поиск неисправности, БЭУ перейдет в режим с ограниченным управлением (“limp home” — «хромай домой”).
По мере совершенствования БЭУ под его контроль будет попадать все большее число элементов и параметров, которые должны фиксироваться системой диагностики. Эта книга посвящена, в основном, проверке систем, относящихся к двигателю. Однако в таблицах кодов неисправностей, которые приводятся во всех главах, будут упомянуты и коды прочих неисправностей, которые выявляет БЭУ, относящиеся, например, к кондиционеру воздуха или к автоматической трансмиссии.
Недостатки систем диагностики
Системы диагностики еще не достигли такого идеального состояния, при котором можно было бы полностью положиться на их информацию. Ведь код не может появиться в тех случаях, когда для каких-либо датчиков или состояний программным обеспечением не предусмотрена соответствующая обработка информации. Так, системой диагностики не охвачены механические повреждения двигателя, вторичная цепь зажигания и др. Вместе с тем, побочные эффекты, порождаемые, например, утечкой вакуума или неисправностью выпускного клапана могут вызвать проблемы с составом смеси или холостым ходом, которые приведут к появлению соответствующих кодов. Таким образом, при появлении таких кодов придется проверить многие системы двигателя, чтобы обнаружить истинную причину неисправности.
Заметим также, что код указывает только на неисправную цепь. Например, код, указывающий на неисправность цепи датчика температуры охлаждающей жидкости, может означать неисправность самого датчика, либо связанных с ним проводов, либо электрических разъемов.
Диагностические системы некоторых автомобилей могут фиксировать случайные сбои, а на других автомобилях системы таких сбоев не фиксируют. В некоторых системах коды неисправностей сбрасываются при выключении зажигания. В таких случаях для обнаружении неисправности надо быть особенно внимательным.
Код неисправности, как правило, позволяет опытному механику быстро найти и устранить отказ. Вместе с тем, отсутствие кодов еще не означает отсутствие неисправностей, поэтому, несмотря на наличие системысамодиагностики.следуеттщательно соблюдать обычные правила технического обслуживания автомобиля.
Ложные сигналы
Нарушения в работе вторичной цепи системы зажигания и в других электрических цепях могут вызвать помехи радиочастотного диапазона, которые способны нарушить работу БЭУ или вызвать появление ложных диагностических кодов. Нарушение работы БЭУ, в свою очередь, может вызвать неправильное управление двигателем.
Предельные уровни сигналов датчиков
Если сигнал датчика остается в заданных пределах, даже если контролируемый им параметр из этих пределов вышел, код неисправности не появится. Например, если датчик температуры двигателя перестал реагировать на изменение температуры, но при этом его сопротивление осталось в пределах запрограммированных границ, неисправность зафиксирована не будет.
Логическое определение неисправности
Программное обеспечение новейших диагностических систем стало более изощренным и способно проследить изменение напряжения или тока за определенный промежуток времени. Если сигнал датчика не претерпевает ожидаемого изменения, будет зафиксирован код неисправности.
Системы более ранних конструкций в любом случае зафиксировали бы неисправность, если контролируемый сигнал вышел за допустимый уровень. При этом не учитывались обстоятельства, при которых возникла неисправность и состояние других цепей. Современные системы принимают во внимание сигналы от нескольких логически связанных элементов и могут сопоставлять их друг с другом. Если, например, обороты двигателя возрастают,дроссельная заслонка полностью открыта, а датчик расхода воздуха не регистрирует нарастание потока, значит датчик неисправен и БЭУ сформирует код его неисправности.
Световой сигнал неисправности
Многие автомобили оснащены световым сигналом о неисправности, который обычно расположен на приборной панели.
-1.6; надпись на световом табло “CHECK ENGINE” означает “проверь двигатель”). В некоторых случаях световой сигнал в виде светодиода располагается на панели БЭУ. При включении зажигания световой сигнал загорается. Это означает, что цепь сигнализации и сама лампочка исправны. После пуска двигателя лампочка гаснет и не загорится до тех пор. пока система диагностики не зафиксирует неисправность. При появлении неисправности лампочка загорается и остается включенной, пока неисправность не будет устранена. Если неисправность исчезла, лампочка погаснет, но код неисправности останется в памяти БЭУ, пока его не удалят оттуда принудительно. При возникновении некоторых, не очень серьезных неисправностей световой сигнал может не загораться, хотя код неисправности и в этом случае заносится в память.
На некоторых автомобилях такой световой сигнализации нет, поэтому на них приходится время от времени опрашивать БЭУ с помощью считывателя кодов или мигающего светодиода о наличии или отсутствии неисправностей.
Быстрые и медленные коды
Коды, сохраняемые в памяти БЭУ бывают “быстрые» и “медленные». Медленными называют коды, которые воспроизводятся системой с небольшой скоростью, так что их возможно прочесть с помощью мигающего
светодиода или сигнальной лампочки на приборной панели. Быстрые коды воспроизводятся в цифровой форме с высокой скоростью и их нельзя прочесть с помощью мигающей лампочки. Для извлечения таких кодов необходим специальный прибор — считыватель кодов.
Другие функции диагностической системы
Объем, формат и способ прочтения диагностической информации определяет производитель автомобиля. Если программой, которую ввел в БЭУ производитель, не предусмотрено получение какой-то информации, то эту информацию и не удастся получить никаким образом.
Кроме чтения и стирания кодов неисправностей через диагностический разъем обычно можно выполнить следующие дополнительные операции:
проверкуцепейиисполнительныхустройств; настройки элементов; кодирование БЭУ; получение текущей информации; выполнение функции ‘путевой рекордер». Примечание: Не все перечисленные функции могут быть выполнены разными системами. Для выполнения большинства дополнительных операций требуется использование считывателя кодов.
Чтение кодов неисправностей
Коды неисправностей можно извлечь из БЭУ через выходной разъем (последовательный порт], подключив к нему подходящий считыватель кодов, либо вручную, при помощи соответствующей процедуры, имеющей свои характерные особенности для каждой конкретной системы (такой способ был основным в ранних моделях; в современных моделях ручной способ, как правило неприменим).
Считыватель кодов или сканер
Профессиональный инструмент, используемый для извлечения кодов неисправностей из диагностических систем автомобилей, носит название “считыватель кодов”. Иногда этот прибор называют «сканером». Первый термин чаще употребляется в европейских странах, тогда как второй происходит из США. Принципиальной разницы между этими терминами нет и оба термина взаимозаменяемы, поэтому мы в этой книге будем пользоваться обоими, отдавая все же преимущество европейскому варианту “считыватель”.
Ручная процедура извлечения кодов (мигающие коды)
Некоторые ранние модели диагностических систем предусматривали ручное извлечение кодов. Этот метод хорош тем, что не требует сложного оборудования, но, вместе с тем, он работает очень медленно, число кодов в нем ограничено, а процесс извлечения сопряжен с большой вероятностью ошибок. Обычно в таких системах процесс считывания запускается перемыканием определенной пары контактов в диагностическом разъеме. Затем начинается считывание кодов, которые воспроизводятся вспышками сигнальной лампочки на панели приборов, либо вспышками специального светодиода на корпусе БЭУ. Получаемые таким образом коды носят название «мигающих кодов». Сосчитав вспышки и обратившись к таблице кодов (такие таблицы приводятся в конце каждой главы, можно определить вид неисправности. Некоторые системы не оснащены сигнальной лампочкой или светодиодом — в этих случаях для считывания кодов можно использовать переносной светодиод или даже просто аналоговый вольтметр.
Удаление кодов из памяти
По мере совершенствования систем диагностики способы удаления кодов из памяти БЭУ менялись. В середине 80-х годов коды не хранились долго и при выключении зажигания сбрасывались. Затем память БЭУ подключили к аккумулятору минуя замок зажигания, что позволило сохранять коды при выключенном зажигании. Обычно коды в таких системах удаляются с помощью считывателя кодов (СК), однако в некоторых системах предусмотрено и их ручное сбрасывание, например путем отключения БЭУ от аккумулятора или размыканием разъема БЭУ. В современных БЭУ память имеет свой источник питания (т.н. энергонезависимое питание), что позволяет сохранять коды и при отключенном аккумуляторе. В таких системах удалить коды можно только с использованием считывателя.
Примечание: Коды обязательно надо удалитъ, если выполнилась проверка или замена элементов СУД.
Ручное удаление кодов
Часто бывает возможно удалить коды неисправностей, используя процедуру, подобную чтению кодов.
Тестирование элементов и исполнительных устройств
СК можно использовать для тестирования проводов и компонентов в цепях некоторых, исполнительных устройств. Например, с его помощью можно активизировать клапан управления холостым ходом. Если клапан активизировался, значит его цепь исправна. Обычно доступны для активизации и тестирования с помощью СК цеш топливных форсунок, реле, датчиков и исполнительных устройств системы выхлопа, а также другие цепи и системы. Бывает возможным также протестировать сигналы некоторых датчиков. Например, можно проверить датчик положения дроссельной заслонки, полностью ее открыв, а затем полностью закрыв. Если трек потенциометра имеет дефект, то считыватель покажет неисправность.
Ручная проверка датчиков и активизация элементов
Обычно активизация элементов может быть выполнена только с помощью СК. Однако в некоторых системах предусмотрена возможность выполнять проверки без этого прибора. В тех случаях, когда такие проверки возможны, процедуры проверок будут описаны в соответствующих главах.
Регулировки систем
В большинстве современных двигателей невозможно выполнить какую-либо подстройку системы холостого хода или опережения зажигания. Вместе с тем, в некоторых системах ранних конструкций такие регулировки предусмотрены. Примерами могут служить автомобили Ford с системой управления EEC IV, Rover 800 SPi и более ранние модели Rover с системой MEMS. В этих автомобилях возможна регулировка системы холостого хода и зажигания с использованием СК.
Кодирование БЭУ
В некоторых системах предусмотрена возможность кодирования БЭУ для выполнения различных операций. Обычно эта функция доступна только дилеру, уполномоченному производителем. Кодирование позволяет привести БЭУ в соответствие с параметрами конкретного данного автомобиля.
Функция ’путевой рекордер’
Некоторые СД способны фиксировать и сохранять значения параметров в процессе работы двигателя. Параметры записываются в цифровой форме в виде серии “мгновенных снимков» или кадров. Если неисправность появляется случайным образом и снова исчезает, ее причину бывает очень трудно обнаружить. В этом случае “мгновенный снимок» параметров работы двигателя в момент появления неисправности может сильно облегчить ее обнаружение.
Для выполнения такой записи надо подключить СК к диагностическому разъему и вывести автомобиль на дорожные испытания. В самом начале испытаний СД следует перевести в режим “путевого рекордера”. СД начнет записывать “мгновенные снимки” через определенные короткие интервалы времени. Поскольку память СД ограничена, число таких снимков не может быть бесконечным. При возникновении неисправности следует нажать кнопку на СК, тогда в памяти сохранятся несколько кадров до и после появления неисправности. Затем, вернувшись в гараж, можно не торопясь просмотреть эти кадры с записями и найти решение проблемы.
Следует заметить, что функцией «путевого рекордера» обладают не все СД и СК
Стратегия ограниченной управляемости
Большинство современных СД способны переводить БЭУ в режим ограниченной управляемости (известный как режим “limp home» — “хромай домой”). Стратегия состоит в том, что при возникновении неисправности в цепи какого-то датчика БЭУ заменит сигнал этого датчика на постоянное значение, хранящееся в памяти. Это позволяет автомобилю продолжить движение в сторону гаража или ремонтной мастерской. После устранения неисправности БЭУ вернется в обычное состояние.
При переходе в режим ограниченной управляемости двигатель продолжает работать, хотя и с меньшей эффективностью. Некоторые СУД настолько “сообразительны», что водитель даже может не заметить, что продолжает ехать с неисправностью. Только горящая сигнальная лампочка говорит о том, что с двигателем не все в порядке.
Поскольку обычно подставляемые значения параметров соответствуют прогретому или полупрогретому двигателю, работа холодного двигателя будет не вполне удовлетворительна. При неисправности особо важного датчика, такого как датчик расхода воздуха или датчик давления в коллекторе, БЭУ может ограничить динамические характеристики двигателя. Например, если система EEC IV автомобиля Ford обнаруживает серьезную неисправность в БЭУ, она устанавливает угол опережения зажигания на постоянном уровне 10′. В некоторых системах при неисправности датчика температуры воздуха или охлаждающей жидкости БЭУ заменяет показания одного датчика показаниями другого. Кроме того, установлены два значения температуры «по умолчанию»: для холодного двигателя при его пуске и прогреве и для прогретого двигателя. Второе значение включается после того, как двигатель проработал 10 минут.
Адаптивная функция
Во многих современных СУД предусмотрена приспособляемость [адаптация) БЭУ к изменению параметров двигателя. Для своей адаптации система постоянно следит за различными характеристиками двигателя и со временем вычисляет их средние значения.
При нормальной работе БЭУ обращается к различным трехмерным картам для определения оптимального опережения зажигания, впрыска топлива, холостых оборотов и т.д. В зависимости от показаний датчиков расхода воздуха, температуры, скорости и т.д. БЭУ постоянно корректирует управляющие сигналы на исполнительные органы. Используя накопленную информацию о средних значениях, БЭУ может быстрее приспособиться практически к любым изменениям условий движения.
По мере износа деталей двигателя средние значения параметров меняются и адаптивная система приспосабливается к новым условиям. Если адаптированный параметр выходит за допустимые пределы, появляется сигнал неисправности. Адаптивное управление используется в следующих процессах и системах: холостой ход; управление составом смеси; управление с обратной связью по детонации; управление продувкой угольного фильтра; рециркуляция газов.
При использовании адаптированной карты в управлении работой каталитического преобразователя с датчиком кислорода БЭУ значительно быстрее и точнее реагирует на изменение состава выхлопных газов. Во время работы с обратной связью базовое значение длительности впрыска топлива, определяется по карте при заданных оборотах и нагрузке двигателя. Если при базовом значении длительности впрыска смесь оказывается слишком богатой или слишком бедной, это приводит к выходу значения лямбда за допустимые пределы (0.98… 1.02). Датчик кислорода заметит это несоответствие и даст сигнал на БЭУ, который исправит положение, введя некоторую поправку на длительность впрыска. Адаптивная система запомнит эту поправку и добавит ее кбазовой карте. Начиная с этого момента на большинстве рабочих режимов состав смеси будет лежать очень близко к А* 1.
Система управления холостым ходом также запоминает внешние нагрузки на двигатель и быстро устанавливает наилучшую скорость.
При продувке угольного фильтра (адсорбера паров топлива) в камеру сгорания поступает лишнее топливо, что компенсируется соответствующим уменьшением впрыска.
Поправка на впрыск также запоминается адаптивной системой по ранее полученным сигналам датчика кислорода.
Адаптивные значения формируются в БЭУ за определенный период времени и усредняются по большому числу измерений. Это означает, что, если произошло какое-то внезапное изменение, то адаптивной системе потребуется некоторое время, чтобы к нему приспособиться. Такие изменения могут произойти в случае внезапной неисправности, а также в случае замены какого-нибудь элемента.
При замене одного и более элементов БЭУ потребуется некоторое время для запоминания новых значений, что может вызвать временную нестабильность работы двигателя и нарушение его управляемости, пока БЭУ не закончит процесс адаптации. Например, подтекает форсунка и БЭУ адаптируется к этому факту уменьшением времени впрыска. Если теперь такую форсунку заменить, первое время БЭУ будет продолжать управление форсункой с уменьшенным временем впрыска, т.е. обеднять смесь. Естественно, что при этом могут возникнуть перебои в работе двигателя, пока БЭУ не приспособится к новой форсунке. Некоторые системы позволяют, используя СК, вернуть адаптивную память БЭУ в исходное состояние “по умолчанию”.
Многие системы теряют свои адаптивные настройки при отключении аккумулятора. После повторного включения аккумулятора и пуске двигателя системе потребуется некоторое время для нового переучивания. Обычно этот процесс происходит достаточно быстро, но первое время холостой ход может быть недстаточно устойчивые).
Не все системы теряют свои адаптивные установки при отключении аккумулятора. Примером такой системы может служить СУД Rover MEMS, в которой имеется энергонезависимая память, позволяющая сохранять установки при отключении внешнего питания.
Шалости адаптивных систем
Если в процессе работы системы в ее память попадет какой-нибудь ошибочный сигнал, то он может исказить адаптированные установки и двигатель в течение некоторого времени будет испытывать проблемы с управлением. Если при этом ошибочный сигнал не настолько опасен, чтобы сгенерировать код неисправности, Вы даже и не будете знать, что случилось с двигателем.
В некоторых случаях БЭУ может давать сбои и тогда адаптированные установки могут сильно исказиться. Опять могут появится проблемы с управлением двигателем, а система диагностики не обнаружит никакой неисправности. В таких случаях можно попытаться, отключив аккумулятор, сбросить память системы в исходное состояние. Еще лучше то же самое сделать с помощью СК, поскольку при отключении аккумулятора могут потеряться и нужные данные, хранящиеся в памяти. www.avtodiagnostika.info
www.avtodiagnostika.info
ВНИМАНИЕ: Информация, содержащаяся на страничках, представлена только для информации. . Если у вас есть какие-либо сомнения по диагностике вашего автомобиля, пожалуйста, обратитесь к квалифицированному специалисту.
Уважаемые посетители,автомеханики, автоэлектрики, и автолюбители, МЫ долго думали, и наконец решились осветить тему самодиагностики электронных систем автомобиля. Не скроем, тема очень большая обширная, но тем не менее интересная, МЫ хотим ВАС ознакомить а может быть и научить понимать язык, Язык электроники автомобиля.
Конечно , для некоторых марок авто, ни какая самодиагностика не подходит, здесь нужен сканер, мотортестер, а порою только дилерский,, но всё же,, есть очень много систем, где производители, позволили делать самодиагностику.
вот, если интересно cамодиагностика почти все марки авто коды неисправностей.rar
таблицы кодов неисправностей автомобилей
Прочитанный код ошибки не всегда указывает на конкретную неисправность элемента системы впрыска топлива, а лишь дает направление поиска неисправности. При диагностике системы впрыска необходимо сопоставлять данные ECU, конструктивную реакцию датчиков и конкретное поведение двигателя на холостом ходу и под нагрузкой
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И СОКРАЩЕНИЙ
Попробуем объяснить как всё это работает
Начнём , наверное, с ТОЙОТЫ
Электронный блок управления имеет встроенную систему самодиагностики, которая по сигналам датчиков непрерывноотслеживает состояние двигателя. В случае обнаружения неисправности эта система идентифицирует ее и информирует об этом водителя сигналом, который высвечивается индикатором "CHECK ENGINE" ("проверьте двигатель"), расположенным на комбинации приборов.
А так же, можно диагностировать системы АВС, ЕСР,
Подушек безопасности
Система самодиагностики имеет несколько режимов работы: режим обычной (текущей) самодиагностики, режим тестирования.
При работе в режиме обычной самодиагностики электронный блок управления анализирует различные сигналы (см. ниже таблицу диагностических кодов) и определяет отказавшую систему по выходным параметрам, зафиксированным соответствующими датчиками или исполнительными механизмами.
Индикатор "CHECK ENGINE" - предупреждающий световой сигнал на панели приборов, зажигается при включенном зажигании и при неработающем двигателе. Информирует водителя о наличии неисправности. Индикатор выключается автоматически сразу после устранения неисправности. Однако электронный блок хранит в своей памяти коды неисправностей, связанных с соответствующими отказами, до тех пор, пока диагностическая система не очистится(не "сбросит" информацию) путем отключения предохранителя "EFI" при выключенном зажигании.
Диагностический код может быть определен по числу миганий индикатора "CHECK ENGINE" при замкнутых выводах "ТС" и "CG" ("13" и "4") диагностического разъема DLC3 (однако не все коды высвечиваются на приборной панели). При наличии двух и более неисправностей их индикация начинается с наименьшего кода (имеющего наименьший номер)и далее продолжается по возрастающей
Для получения выходного диагностического кода необходимо выполнить следующие процедуры:
1. Проверьте начальные условия.
а) Напряжение аккумуляторной батареи - не ниже 11 В.
б) Дроссельная заслонка полностью закрыта.в) Рычаг управления коробкой переключения передач в нейтральном положении (селектор АКПП в положении "Р").г) Выключатели дополнительного оборудования в выключенном положении (OFF).д) Двигатель прогрет до нормальной рабочей температуры.
2. Включите зажигание, но не запускайте двигатель. Индикатор "CHECK ENGINE" должен гореть.3. Перемычкой замкните выводы "13" ("ТС") и "4" ("CG") диагностического разъема DLC3, при этом индикатор неисправностей должен погаснуть и начать мигать.
Примечание: если мигание индикатора не наблюдается, значит выводы диагностического разъема не замкнуты.
4. Прочтите диагностический код по количеству вспышек индикатора "CHECK ENGINE" (расшифровку диагностическихкодов см. ниже в таблице "Диагностические коды неисправностей системы управления двигателем").а) Нормальная работа системы (отсутствие неисправности).- Индикатор загорается и гаснет с интервалом в 0,25 секунды.
б) Индикация кода неисправностей.- При наличии неисправности индикатор мигает каждые 0,5 секунды. Первая последовательность вспышек соответствует первому числу диагностического кода, состоящего из двух чисел. После паузы в 1,5 секунды выводится вторая последовательность вспышек, соответствующая второму числу кода. При наличии двух и более кодов неисправностей при выводе между ними устанавливается интервал в 2,5 секунды.
- После того, как все коды выведены, наступает пауза в 4,5 с, а затем все они повторяются, пока выводы диагностического разъема замкнуты.
Примечание: в случае нескольких кодов неисправностей их индикация начинается с меньшего кода и продолжаетсяпо возрастающей.
в) Электронный блок управления двигателей использует двухстадийный алгоритм определения неисправности. При записи некоторых кодов используется двухстадийный алгоритм.
Он заключается в том, что при проявлении неисправности в первый раз ее код временно заносится в память электронного блока управления. Если эта же неисправность фиксируется во время второго испытательного ездового теста, то в этом случае индикатор загорается. Второй ездовой тест проводится повторно в том же режиме. (Однако между первым и вторым испытательным ездовым циклом зажигание должно быть выключено.)
- фиксация неисправности первый раз (предварительное занесение в память),
- фиксация неисправности во второй раз (загорается индикатор),
- зажигание выключено,
- второй цикл,
- первый цикл,
- зажигание включено.
- По окончании диагностирования отсоедините провод от диагностического разъема.
На более ранних моделях установлен другой диагностический разъём
Алгоритм чтения, кодов неисправности такой же.
Диагностический разъём нового образца установлен в салоне автомобиля, под рулевой колонкой.
разъём старого образца, - под капотом, с левой стороны отсека двигателя.
Порядок диагностики систем "ABS" и "TRC"
1. Включите зажигание, но двигатель не запускайте. Выключите все блокировки дифференциалов, если они есть.2. Откройте крышечку разъема диагностики "DLC 1" (под капотом автомобиля) и выньте из него короткую штатную перемычку. У некоторых моделей, например "MR-2", перемычки в "DLC 1" нет. В этом случае следует разомкнуть висящий на проводе разъем возле мотора (блока клапанов) "ABS".3. Поставьте в "DLC 1" между выводами "Тс" и "Е1" проволочную перемычку. 4. По мигающей лампочке "ABS" прочтите коды неисправностей. 5. Очистите память компьютера. Для этого при включенном зажигании и выключенных блокировках дифференциалов (если они есть) надо быстро нажать на педаль тормоза 8 или более раз в течение 3 секунд. Когда память очистится, лампочка начнет мигать равномерно с интервалом 0,5 секунд.6. Уберите проволочную перемычку с "DLC 1" и установите на место штатную короткую перемычку (или восстановите ранее разомкнутый разъем возле мотора (блока клапанов) "ABS".
Если системы "ABS" и "TRC" исправны, следует провести диагностику их датчиков скорости. Для этого надо сделать следующее.
1. Включите зажигание. Лампа "ABS" должна загореться и примерно через 3 секунды погаснуть. Если нет, то следует проверить предохранители, целостность лампы, провода и разъемы.2. Выключите зажигание. На диагностическом разъеме "DLC 1" с помощью вспомогательного провода соедините контакты "Е1" и "ТS". Поставьте машину на ручной тормоз. Запустите двигатель. Лампа "ABS" должна моргать 4 раза в секунду.3. Начните движение на автомобиле и разгоните его до скорости более 80 км/час. Если лампа "ABS" по прежнему моргает с частотой 4 раза в секунду, то все с датчиками нормально. Если нет, то продолжите проверку.4. Остановите машину. Удалите перемычку между "ТS" и "Е1". Установите перемычку между контактами "Е1" и "ТС". Прочтите коды. Если будет более двух кодов, то они будут выдаваться последовательно с интервалом 2,5 секунды (код тип 09).5. Очистите память.
Считывание кодов ABS (модели с разъемом DLC3 - OBD II 16 пин)
- Перемкните выводы "ТС" и "CG" разъема DLC3.- Включите зажигание.- Через 4 секунды считайте код по количеству вспышек индикатора.- Снимите перемычку с выводов "TC" и "CG".
Сброс кодов ABS (модели с разъемом DLC3 - OBDII 16 пин)
- Перемкните выводы "ТС" и "CG" разъема DLC3.- Включите зажигание.- Нажмите на педаль тормоза восемь или более раз в интервале трех секунд.- Индикатор должен выводить код нормы (мигать 2 раза в секунду).- Снимите перемычку с выводов "TC" и "CG".
Коды АКПП Toyota
Коды самодиагностики автоматической трансмиссии Toyota считываются по числу вспышек индикатора "O/D OFF" при замкнутых выводах "TE1"-"E1" разъема DLC1 под капотом или "TC"-"CG" разъема OBD II - DLC3 под панелью приборов в салоне авто и при включенном зажигании (при этом должно быть разрешено включение повышающей передачи - индикатор "O/D OFF" не горит).
Коды DTC системы SRS AIRBAG Toyota
Коды самодиагностики системы SRS AIRBAG расшифровываются по числу вспышек индикатора "SRS" при замкнутых выводах "TC"-"E1" разъема DLC1 под капотом или "TC"-"CG" разъема DLC3 под панелью приборов и при включенном зажигании.
Стирание кодов должно происходить при выключении зажигании - если стирания не происходит, Вы можете проделать следующее:
- подсоединть два провода к выводам "TC" и "AB" - включить зажигание и подождать не менее 6 секунд - поочередно, раз в секунду, замыкать на массу выводы "TC" и "AB" (пауза между замыканием - менее чем 0,2 секунды) - после третьего замыкания вывода "TC" индикатор должен замигать с высокой частотой - значит коды стерты.
СИСТЕМА 4 WS
Коды самодиагностики считываются по числу вспышек индикатора "4WS" при замкнутых выводах "TC"-"E1" разъема DLC1 под капотом и включенном зажигании.
Стирание диагностического кода
1. После ремонта неисправного узла диагностический код сохраняется в памяти электронного блока управления. Поэтому он должен быть удален (стерт) путем отключения предохранителя "EFI" (при выключенном зажигании).Время отключения (не менее 15 с) зависит от температуры окружающей среды (чем ниже температура, тем дольше предохранитель должен быть отключен).
Внимание:- Стирание может быть также выполнено путем отключения отрицательной клеммы аккумуляторной батареи. Но в этом случае другие системы с "памятью" (часы и др.) также "вычистятся".
Если диагностический код не стереть, то он сохранится в памяти электронного блока управления и будет появляться вместе с новым кодом в случае появления будущей неисправности.В случае необходимости отключения (снятия) аккумулятора необходимо сначала прочитать коды неисправностей.
2. После операции стирания необходимо выполнить дорожный тест и убедиться, что прочитывается код нормальной работы на индикаторе "CHECK ENGINE".
далее , таблицы кодов неисправностей автомобилей
НА ВЕРХ
sammitmotors.ru