Компания Федеральная проектная группа, поздравляет своих коллег- ученых, исследователей и научных работников с Днем российской науки!День российской науки – это профессиональный праздник всех сотрудников научной сферы. Задавались ли Вы вопросом, как появляются праздники и памятные даты? Большинство из них основываются на историческом начале. Наш Великий русский реформатор Петр Первый интересовался не только кораблестроением, но и наукой. В его задачи входило побуждать учёных разрабатывать новые и уникальные изобретения, каких ещё не видел свет! Прошло не мало времени, но мы сохраняем петровские устои. Согласно указу Петра Великого от 8 февраля 1724 года, была утверждена Академия наук. Отсюда происходит и памятная дата – день российской науки.Безусловно, наука является мощным двигателем прогресса, способствующим решать глобальные вопросы, стоящие перед человечеством.Мы, россияне, гордимся прорывными достижениями своих учёных — соотечественников.Россия на протяжение многих поколений стала фундаментом в ряде научных сфер. Российские ученые первыми полетели в космос, запустили искусственный спутник и сделали ряд важнейших разработок в атомной энергетике. Вспомним лишь некоторых выдающихся отечественных учёных, которых знает даже ребёнок. Чем известен профессор Иван Петрович Павлов? Правильно, это первый русский учёный, который получил Нобелевскую премию. Также хочется отметить, что И. П. Павлов по физиологии пищеварения заслужил высшее международное признание. Его работа стала настоящим прорывом для развития в физиологии нового направления!В день науки также стоит вспомнить о выдающимся учёном Д. И. Менделееве. Его открытие также признано величайшим событием в научной сфере, что подтверждает тот факт, что российсская наука- двигатель прогресса. Менделеев Дмитрий Иванович в 1969 году открыл периодический закон химических элементов .Русский иммунолог и бактериолог — Илья Мечников оставил богатое наследие — множество важных открытий в отечественной науке. В 1908 году он был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине.День науки в России не пустое слово. Праздник набирает свои обороты. Совсем недавно, 17 января мы отмечали День детских открытий. Ежедневно дети и подростки со всего мира работают в области физики, биологии, медицины, робототехники и во многих других интересных направлениях. Юные гении, а в будущем возможно учёные, ежегодно изобретают гаджеты, модифицируют роботов и технику, создают медицинские аппараты, помогают взрослым и становятся истинными помощниками ученых нашей страны! По данным статистики, большими темпами растёт число молодых учёных занимающихся различными исследованиями, в российскую практику внедряются инновационные разработки, находящиеся на пике прогресса!
itp.fpgrf.pro
Вопросы развития казахстанской науки и реализации программы «Народ в потоке истории» обсудили на прошедшей в Астане расширенной коллегии Министерства образования и науки.
Участие в заседании под председательством министра образования и науки Бакытжана Жумагулова приняли руководители министерств и ведомств, вузов, научно-исследовательских институтов и центров, ученые.
Об основных достижениях казахстанской науки в целом рассказал вице-министр образования Мурат Орунханов. По его словам, за последние годы стабилизировалась ситуация с кадровым потенциалом научной сферы, становится все больше молодых ученых. Растет число публикаций казахстанских исследователей в рейтинговых изданиях: только за первое полугодие 2013 года в ведущих мировых информационных базах Web of Science и Scopus было отмечено 968 публикаций, в 2012 году их было 1 405, причем 45% казахстанских работ цитируются, что свидетельствует о признании актуальности этих исследований мировым научным сообществом. Внедряются новые формы финансирования науки, растут объемы средств, выделяемых на исследования.
Сфера интенсивно развивается, но есть ряд проблем, которые требуют решения: не всегда учеными уделяется должное внимание качеству грантовых научных проектов, имеют место быть случаи плагиата – для борьбы с этим явлением МОН сейчас разрабатывает стандарты этического регулирования исследовательской деятельности. Требуется повышенный контроль над подготовкой докторов PhD в вузах, поскольку зачастую темы диссертаций не соответствуют задачам, поставленным перед теми или иными отраслями науки, не во всех вузах реализуется обязательная зарубежная стажировка докторанта и так далее.
Также М. Орунханов отметил, что, несмотря на то что сегодня большое внимание уделяется коммерциализации технологий, сам механизм этот в Казахстане пока не реализован. Для того чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, создан Офис коммерциализации под управлением Американского фонда гражданских исследований и развития CRDF Global, перед которым поставлены амбициозные задачи.
– Для успешного проведения проектов коммерциализации требуются всего три вещи: идея, кадры и средства. У нас все это есть, и мы надеемся, что офис коммерциализации позволит нам в течение ближайших двух лет доказать миру, что в Казахстане есть научный инновационный потенциал и наша страна способна сказать свое слово в развитии мировой экономики, – отметил вице-министр образования и науки.
О том, какая работа ведется в рамках программы «Народ в потоке истории», рассказал председатель Комитета науки МОН Нурлан Ыбырайым. Деятельность ведомства включает такие направления, как организация научных исследований по изучению национальной истории, создание учебно-методической базы и учебно-образовательной системы изучения казахской истории, а также пропаганда национальной истории с использованием информационно-коммуникационных технологий.
По данным МОНа, научный блок программы «Народ в потоке истории» включает реализацию более 30 новых научных проектов, которые направлены на формирование целостного видения национальной истории с 2000-летним «погружением», взаимоувязанной с историей мира. Поскольку поставленные перед ведомством задачи требуют кардинального обновления типовых учебных программ и учебно-методических материалов, сегодня специальная рабочая группа занимается разработкой двух базовых учебников и хрестоматии по истории Казахстана для студентов. Создаются кафедры отечественной истории в вузах, разрабатываются механизмы совершенствования подготовки педагогов-историков.
– Одним из самых интересных результатов программы станет создание интернет-портала по истории Казахстана, который мы сможем презентовать уже в ближайшие недели, – рассказал Нурлан Ыбырайым. – На нем будет собран весь массив информации по истории страны в разные периоды, междисциплинарные исследования, размещены все диссертации по исторической тематике, будут образованы диалоговые площадки.
Также в рамках коллегии были затронуты вопросы практической реализации научно-исследовательских проектов, роль аграрной науки в реализации задач агропромышленного сектора и многое другое. Кроме того, состоялись два «круглых стола», посвященных обсуждению целей и задач, которые стоят перед учеными, занимающимися естественными и гуманитарными науками.
Юлия МАГЕР
www.kazpravda.kz
Двигатель прогресса / Общество и наука / Телеграф
Двигатель прогресса
/ Общество и наука / Телеграф
Американские антропологи доказали, что именно бабушки сделали человека человеком. С помощью математической модели ученые проследили за существованием популяции человекообразных обезьян на протяжении 60 тысяч лет. Изначальная продолжительность жизни приматов составляла в среднем 28—29 лет, теперь они живут гораздо дольше. Дело вот в чем. В рамках эксперимента, который имитировал жизнь племени, приматов поделили на две группы. В первую внедрили самых пожилых и опытных самок возрастом от 45 до 75 лет. Удивительно, но всего один процент таких умудренных жизнью обезьян увеличил среднюю продолжительность жизни в популяции до 49 лет, а долю старшего поколения на 43 процента. Также «бабушки» способствовали повышению уровня социализации и увеличению объемов мозга. Получается, что особи преклонного возраста, помогая ухаживать за подрастающим поколением, увеличивали шансы на сохранение рода. Вторая же группа приматов, в которую «бабушек» не внедряли, на протяжении рассматриваемого периода так и осталась без изменений...
Следующая глава >
public.wikireading.ru
Компания Федеральная проектная группа, поздравляет своих коллег- ученых, исследователей и научных работников с Днем российской науки!
День российской науки – это профессиональный праздник всех сотрудников научной сферы. Задавались ли Вы вопросом, как появляются праздники и памятные даты? Большинство из них основываются на историческом начале. Наш Великий русский реформатор Петр Первый интересовался не только кораблестроением, но и наукой. В его задачи входило побуждать учёных разрабатывать новые и уникальные изобретения, каких ещё не видел свет! Прошло не мало времени, но мы сохраняем петровские устои. Согласно указу Петра Великого от 8 февраля 1724 года, была утверждена Академия наук. Отсюда происходит и памятная дата – день российской науки.
Безусловно, наука является мощным двигателем прогресса, способствующим решать глобальные вопросы, стоящие перед человечеством.
Мы, россияне, гордимся прорывными достижениями своих учёных — соотечественников.
Россия на протяжение многих поколений стала фундаментом в ряде научных сфер. Российские ученые первыми полетели в космос, запустили искусственный спутник и сделали ряд важнейших разработок в атомной энергетике. Вспомним лишь некоторых выдающихся отечественных учёных, которых знает даже ребёнок. Чем известен профессор Иван Петрович Павлов? Правильно, это первый русский учёный, который получил Нобелевскую премию. Также хочется отметить, что И. П. Павлов по физиологии пищеварения заслужил высшее международное признание. Его работа стала настоящим прорывом для развития в физиологии нового направления!
В день науки также стоит вспомнить о выдающимся учёном Д. И. Менделееве. Его открытие также признано величайшим событием в научной сфере, что подтверждает тот факт, что российсская наука- двигатель прогресса. Менделеев Дмитрий Иванович в 1969 году открыл периодический закон химических элементов .
Русский иммунолог и бактериолог — Илья Мечников оставил богатое наследие — множество важных открытий в отечественной науке. В 1908 году он был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине.
День науки в России не пустое слово. Праздник набирает свои обороты. Совсем недавно, 17 января мы отмечали День детских открытий. Ежедневно дети и подростки со всего мира работают в области физики, биологии, медицины, робототехники и во многих других интересных направлениях. Юные гении, а в будущем возможно учёные, ежегодно изобретают гаджеты, модифицируют роботов и технику, создают медицинские аппараты, помогают взрослым и становятся истинными помощниками ученых нашей страны! По данным статистики, большими темпами растёт число молодых учёных занимающихся различными исследованиями, в российскую практику внедряются инновационные разработки, находящиеся на пике прогресса!
stanki.fpgrf.pro
С точки зрения импульса для развития, Россия (в силу ментальности и инертности) должна на себе испытывать постоянное внешнее и внутреннее давление. В этом аспекте, чем ниже цены на нефть – тем лучше. Это относится и к внешнеполитической напряженности. Наиболее оптимальная цена на нефть – это около 50 долларов, что позволит искать иные источники развития, повысится производительность труда, эффективность расходования бюджетных средств (т.к. воровать не из чего будет).
Невозможно начать коренные трансформации в экономике России до тех пор, пока условия благоприятные. Лишь в условиях стресса и хаоса можно производить фундаментальные преобразования. Вообще, стоит отметить, что положительные трансформации любых живых организмов происходят в условиях наибольшего стресса, как естественная реакция на внешние раздражители. Пытаясь выжить, организм мобилизует все внутренние ресурсы, вырабатывает антитела, препятствующие распространению вирусов, инфекций. Адаптационные способности организма невероятные. Это и относится к экономике, т.к. структура формируется не абстракциями, а вполне живыми организмами.
Внешние раздражители способствовали взрывному развитию научного и промышленного потенциала в СССР. 30-е года перед войной – автомобилизация, электрификация, тяжелое машиностроение, 40-е года – мирный и военный атом; 50-е года – авиация, космос, реактивные двигатели; 60-е года (период обостренного противостояния с США) – военно-промышленный комплекс. Причем СССР был инноватором, мировым лидеров в новых (по тем временам) отраслях. Мы опережали не только все азиатские страны (Японию в том числе), но и были лидерами в Европе. Единственный равный конкурент – США. Все это дало невероятный мультипликативный эффект, когда наука и технологии стимулировали развитие смежный отраслей экономики, развивалась вся страна. Научный задел столь масштабный, что мы пользуемся наследием разработок 40-60х годов по сей день. Причем, около 90% всего новейшего вооружения России – это эволюция разработок 60-70х годов (к США это тоже относится).
Как уже много раз писал, на текущий момент в мире нет ни одной страны (с чистым нефтегазовым экспортом выше 15 млрд долл в год), которая бы имела развитую высокотехнологическую промышленность. Более того, в мире нет ни одной сырьевой страны с конкурентоспособными отраслями новой экономики. С другой стороны, самые продвинуты страны с точки зрения развития собственных технологий (США, Япония, Тайвань, Корея, Германия, Швейцария, Швеция) не имеют сырьевых ресурсов (либо вообще, либо достаточно для экспорта в случае США). Это объясняется, склонностью идти по наименьшему сопротивлению в сторону наиболее рентабельных отраслей. Как только источник халявного неиссякаемого денежного потока угасает, люди начинают искать новые источники.
Все, что вы видите вокруг себя – создано учеными, как безымянными героями нашего времени. Наука имеет огромное значение в современном мире. Чтобы понять, как выглядит страна с «пролетариатом», чиновниками и бандитами без ученых, предпринимателей и вспомогательного квалифицированного персонала, то посмотрите на Кению, Судан, Сенегал, Бангладеш, Сомали, Афганистан, Ирак и еще десятки аналогичных стран, где столетиями ничего не меняется. К этому списку скоро Украина присоединится. Наука и технологии не только критически важны, но имеют высший приоритет, именно с этого необходимо начинать любой разговор о структурных трансформациях экономики.Нам сейчас не нужны финансисты, экономисты, юристы, политики, всякие «эффективные» менеджеры, ничего не знающие про бизнес процессы и прочие демагоги. Их более, чем достаточно. Нам нужны фанатичные инженеры, ученые и что не менее важно – талантливые целеустремленные предприниматели, которые бы все вместе имели возможность двигать цивилизацию вперед, изменяя мир. Одного лишь популизма недостаточно. Лозунгами ничего продвинуть невозможно. Необходимы действия, причем конкретные действия, проекты и как можно быстрее.
Осознание трудностей, которые стоит преодолеть, возрождая науку и технологии, не должно быть оправданием бездействия. По принципу – а зачем браться за то, где вероятность успеха сомнительна? Действительно, отставание в технологиях чудовищное. В 80-х мы упустили развитие микроэлектроники, в 90-х пропустили развитие компьютерных и сетевых технологий, в 21 веке можем потерять биотех и нанотехнологии. Чем дальше, тем критический разрыв в технологиях становится все более необратимым. Т.е. в технологиях есть определенная последовательность, иерархия. Невозможно браться за «новое», не исследовав основы «старого».
Государственные инвестиции в науку и исследования отличаются от коммерческих тем, что не предполагают сроков и нормы возврата инвестиций. Бизнес не имеет возможности вкладываться в то, что окупается слишком долго, либо имеет недостаточный потенциал окупаемости. Это главная преграда развития научного потенциала, т.к. развитие происходит после набора «некой критической массы» с достаточной высокой базы. Необходим импульс, катализатор.
Собственно, изучая мировой опыт в этом аспекте, я заметил следующее — не смотря на то, что основное развитие технологий в крупнейших и самых богатых странах мира происходит частным сектором, государство играет фундаментальную роль в обеспечении необходимых условий под развитие. Не только система образования, но кооперация исследовательских центров высшего образования и бизнеса, различные государственные центры по подготовке кадров, гос.гранты на развитие различных перспективных научных проектов. Не буду вдаваться в детали (т.к. слишком много и долго), но государство всегда играет ключевую роль в этом аспекте, а пространство для приложения научных разработок находится по мере развития науки.
Многие ошибочно утверждают, что без высокотехнологического производства нет смысла развивать науку? Глупость полнейшая. Сначала рождается наука и только потом производство. Государство выступает в роли интегратора и поставщика высокоподготовленных и перспективных кадров, облегчая задачу бизнеса по подготовке персонала.
Именно по этой причине (особенно на начальном) этапе самое лучшее и перспективное высшее образование должно быть исключительно бесплатным, т.к. инвестиции в науку многократно окупаются. Не должно быть никаких преград для людей, кроме как собственный талант и потенциал.
Сколько в России нереализованных Менделеевых, Ландау, Ломоносовых, Циолковских, Королевых, Колмогоровых? Сколько потенциальных великих ученых вынуждены делать унизительную низкоквалифицированную работу, спиваться в отсутствии перспектив? Просто потому, что в России нет точек приложения их потенциала, но более того, вероятно этот потенциал нераскрыт, не в полной мере реализован и, по всей видимости, будущие творцы даже сами не догадываются, каким даром они наделены. Как потенциальный великий физик или микробиолог, который мог бы внести весомый вклад в прогресс человечества осознает свои возможности? Если в его селе школьная программа лишь имитирует обучение, о высшем учебном заведении даже никто не слышал, а возможности переехать в более перспективное место у него нет?
Величайшее государственное преступление и национальное предательство состоит в том, что светлые умы России (а таких очень много) вынуждены заниматься чем угодно, но только не тем, чем их наделила природа. Первичной задачей государства является создание всех необходимых условий для раскрытия человеческого потенциала.
Необходимо создать центр по подбору избранных (лучших из лучших кадров) со всех уголков России, где порог входа единственный – талант и потенциал к интеллектуальному росту, развитию. Принципы положительной селекции, где наверх прорываются только самые способные и целеустремленные, а не те, у кого лучше связи или спонсоры.
Не должно быть такого, что дети в 10-12 лет хотели стать чиновниками, потому что образ чиновника в России «это какое невообразимое тупорылое существо, которое ничего не делает, а очень много получает». Для детей героями должны стать ученые, исследователи, как пол века назад был культ космоса и науки. В этом они должны находить вдохновение. Быть ученым и работать в R&D должно стать почетным, прибыльным. Не должно быть такого, что лучшие умы России вынуждены побираться продавцами мобильников или уезжать в США, просто потому, что в стране нет места для их таланта.
По статистике, лишь 30% молодежи имеют потенциал стать хорошими квалифицированными специалистами в различных отраслях экономики, не более 5-7% молодежи имеют ярковыраженные таланты, т.е. которые заметно отличаются от среднего уровня. Примерно 0.3-0.5% (один на 200-300 человек) имеют экстраординарные способности, которые зачастую нераскрыты и нереализованы. Максимум 0.01% (1 из 10000) имеют признаки гениальности, своеобразную интеллектуальную или творческую аномалию, причем в полной мере раскрываются не более 5-10% гениев. Задача в том, чтобы найти таких людей.
При этом, зачастую прорывы в фундаментальной науке совершаются очень ограниченным коллективом (2-5 человек). На основе теоретической базе реализуется инженерный прототип группой ученых и исследователей в 150-200 человек, после коллективом в 3-4 тыс человек создается опытный образец в соответствии с технологиями и экономическими реалиями современного мира. На следующем этапе предсерийный образец, отладка, оптимизация и серийный экземпляр в рамках полноценной корпорации с численностью сотрудников в десятки тысяч человек. В итоге всего небольшая группа создала высокооплачиваемые рабочие места для десятков тысяч человек, а они в свою очередь создали спрос в экономике, дав работу другим людям и так по цепочке. Вот в каком аспекте наука очень важна.
Государство должно быть интегратором человеческого потенциала, собрав лучших людей, создав систему подготовки кадров, дав им все необходимые условия для реализации. Но не менее важно – поставить конкретную цель, а для этого нужны государственные мегапроекты в сфере науки.
Вообще, не существует более перспективных инвестиций, чем в человеческий капитал, раскрывая безграничные человеческие возможности. Доходность может быть стократная или даже тысячекратная. Всего небольшая группа ученых может создать индустрию с добавленной стоимостью в сотни миллиардов долларов, дав работу миллионам человек. Ни одна другая инвестиция не сравнится с отдачей от взрывной экспансии технологических новшеств на рынок. В этом направлении необходимо активно работать.
Просто создать научную базу недостаточно. Необходимо создать систему раскрытия научной базы. Изначально государственные научно-исследовательские мегапроекты, потом абсолютно неизбежно подключится бизнес, вырастут новые отрасли и этот процесс станет самоподдерживающим.
Развитие науки и технологий должно иметь наивысший приоритет, сравнимый с национальной безопасностью и обороной, но значительно больший, чем социальное обеспечение. Потому что именно наука в перспективе источник богатства.
Важно отметить, что необходима своя наука, а не импортированная. Высокие стандарты жизни общества определяет не наличие производства в стране, а контроль над технологиями, осуществляющих это производство. Наличие производственных мощностей важнейших аспект в устранении бедности, но недостаточный для формирования обеспеченного среднего класса. Приход в страну иностранных инвесторов не имеет ничего общества с созданием кластеров, так называемого, обеспеченного среднего класса
Нужны отрасли и люди, которые создают эти самые технологии внутри страны. Обеспечением богатства являются наука, технологии и прогресс. Так было, есть и будет всегда. До тех пор, пока государство не начнет положительную селекцию в обществе (когда на верх прорываются лучшие из лучших, а не наиболее блатные и приближенные), когда не будет наведен порядок с наукой и не будет дан ход предпринимательству, то Россия так и будем влачить скудное существование, зависеть от внешней конъюнктуры и внешних сил.
Мы должны построить новый мир, свободный от предрассудков легкого богатства, осознав, что лишь мы и никто другой творцы своего счастья и благополучия. Для этого необходимо развиваться и расти, как интеллектуально, так и морально. Россия должна принять этот вызов в мобилизационном формате, иначе нас уничтожат.
Источник: http://spydell.livejournal.com/564580.html
rusinros.ru
Компания Федеральная проектная группа, поздравляет своих коллег- ученых, исследователей и научных работников с Днем российской науки!День российской науки – это профессиональный праздник всех сотрудников научной сферы. Задавались ли Вы вопросом, как появляются праздники и памятные даты? Большинство из них основываются на историческом начале. Наш Великий русский реформатор Петр Первый интересовался не только кораблестроением, но и наукой. В его задачи входило побуждать учёных разрабатывать новые и уникальные изобретения, каких ещё не видел свет! Прошло не мало времени, но мы сохраняем петровские устои. Согласно указу Петра Великого от 8 февраля 1724 года, была утверждена Академия наук. Отсюда происходит и памятная дата – день российской науки.Безусловно, наука является мощным двигателем прогресса, способствующим решать глобальные вопросы, стоящие перед человечеством.Мы, россияне, гордимся прорывными достижениями своих учёных — соотечественников.Россия на протяжение многих поколений стала фундаментом в ряде научных сфер. Российские ученые первыми полетели в космос, запустили искусственный спутник и сделали ряд важнейших разработок в атомной энергетике. Вспомним лишь некоторых выдающихся отечественных учёных, которых знает даже ребёнок. Чем известен профессор Иван Петрович Павлов? Правильно, это первый русский учёный, который получил Нобелевскую премию. Также хочется отметить, что И. П. Павлов по физиологии пищеварения заслужил высшее международное признание. Его работа стала настоящим прорывом для развития в физиологии нового направления!В день науки также стоит вспомнить о выдающимся учёном Д. И. Менделееве. Его открытие также признано величайшим событием в научной сфере, что подтверждает тот факт, что российсская наука- двигатель прогресса. Менделеев Дмитрий Иванович в 1969 году открыл периодический закон химических элементов .Русский иммунолог и бактериолог — Илья Мечников оставил богатое наследие — множество важных открытий в отечественной науке. В 1908 году он был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине.День науки в России не пустое слово. Праздник набирает свои обороты. Совсем недавно, 17 января мы отмечали День детских открытий. Ежедневно дети и подростки со всего мира работают в области физики, биологии, медицины, робототехники и во многих других интересных направлениях. Юные гении, а в будущем возможно учёные, ежегодно изобретают гаджеты, модифицируют роботов и технику, создают медицинские аппараты, помогают взрослым и становятся истинными помощниками ученых нашей страны! По данным статистики, большими темпами растёт число молодых учёных занимающихся различными исследованиями, в российскую практику внедряются инновационные разработки, находящиеся на пике прогресса!
proekt.fpgrf.pro
Невозможно начать коренные трансформации в экономике России до тех пор, пока условия благоприятные. Лишь в условиях стресса и хаоса можно производить фундаментальные преобразования. Вообще, стоит отметить, что положительные трансформации любых живых организмов происходят в условиях наибольшего стресса, как естественная реакция на внешние раздражители. Пытаясь выжить, организм мобилизует все внутренние ресурсы, вырабатывает антитела, препятствующие распространению вирусов, инфекций. Адаптационные способности организма невероятные. Это и относится к экономике, т.к. структура формируется не абстракциями, а вполне живыми организмами.
Внешние раздражители способствовали взрывному развитию научного и промышленного потенциала в СССР. 30-е года перед войной – автомобилизация, электрификация, тяжелое машиностроение, 40-е года – мирный и военный атом; 50-е года – авиация, космос, реактивные двигатели; 60-е года (период обостренного противостояния с США) – военно-промышленный комплекс. Причем СССР был инноватором, мировым лидеров в новых (по тем временам) отраслях. Мы опережали не только все азиатские страны (Японию в том числе), но и были лидерами в Европе. Единственный равный конкурент – США. Все это дало невероятный мультипликативный эффект, когда наука и технологии стимулировали развитие смежный отраслей экономики, развивалась вся страна. Научный задел столь масштабный, что мы пользуемся наследием разработок 40-60х годов по сей день. Причем, около 90% всего новейшего вооружения России – это эволюция разработок 60-70х годов (к США это тоже относится).
Как уже много раз писал, на текущий момент в мире нет ни одной страны (с чистым нефтегазовым экспортом выше 15 млрд долл в год), которая бы имела развитую высокотехнологическую промышленность. Более того, в мире нет ни одной сырьевой страны с конкурентоспособными отраслями новой экономики. С другой стороны, самые продвинуты страны с точки зрения развития собственных технологий (США, Япония, Тайвань, Корея, Германия, Швейцария, Швеция) не имеют сырьевых ресурсов (либо вообще, либо достаточно для экспорта в случае США). Это объясняется, склонностью идти по наименьшему сопротивлению в сторону наиболее рентабельных отраслей. Как только источник халявного неиссякаемого денежного потока угасает, люди начинают искать новые источники.
Все, что вы видите вокруг себя – создано учеными, как безымянными героями нашего времени. Наука имеет огромное значение в современном мире. Чтобы понять, как выглядит страна с «пролетариатом», чиновниками и бандитами без ученых, предпринимателей и вспомогательного квалифицированного персонала, то посмотрите на Кению, Судан, Сенегал, Бангладеш, Сомали, Афганистан, Ирак и еще десятки аналогичных стран, где столетиями ничего не меняется. К этому списку скоро Украина присоединится. Наука и технологии не только критически важны, но имеют высший приоритет, именно с этого необходимо начинать любой разговор о структурных трансформациях экономики.Нам сейчас не нужны финансисты, экономисты, юристы, политики, всякие «эффективные» менеджеры, ничего не знающие про бизнес процессы и прочие демагоги. Их более, чем достаточно. Нам нужны фанатичные инженеры, ученые и что не менее важно – талантливые целеустремленные предприниматели, которые бы все вместе имели возможность двигать цивилизацию вперед, изменяя мир. Одного лишь популизма недостаточно. Лозунгами ничего продвинуть невозможно. Необходимы действия, причем конкретные действия, проекты и как можно быстрее.
Осознание трудностей, которые стоит преодолеть, возрождая науку и технологии, не должно быть оправданием бездействия. По принципу – а зачем браться за то, где вероятность успеха сомнительна? Действительно, отставание в технологиях чудовищное. В 80-х мы упустили развитие микроэлектроники, в 90-х пропустили развитие компьютерных и сетевых технологий, в 21 веке можем потерять биотех и нанотехнологии. Чем дальше, тем критический разрыв в технологиях становится все более необратимым. Т.е. в технологиях есть определенная последовательность, иерархия. Невозможно браться за «новое», не исследовав основы «старого».
Государственные инвестиции в науку и исследования отличаются от коммерческих тем, что не предполагают сроков и нормы возврата инвестиций. Бизнес не имеет возможности вкладываться в то, что окупается слишком долго, либо имеет недостаточный потенциал окупаемости. Это главная преграда развития научного потенциала, т.к. развитие происходит после набора «некой критической массы» с достаточной высокой базы. Необходим импульс, катализатор.
Собственно, изучая мировой опыт в этом аспекте, я заметил следующее - не смотря на то, что основное развитие технологий в крупнейших и самых богатых странах мира происходит частным сектором, государство играет фундаментальную роль в обеспечении необходимых условий под развитие. Не только система образования, но кооперация исследовательских центров высшего образования и бизнеса, различные государственные центры по подготовке кадров, гос.гранты на развитие различных перспективных научных проектов. Не буду вдаваться в детали (т.к. слишком много и долго), но государство всегда играет ключевую роль в этом аспекте, а пространство для приложения научных разработок находится по мере развития науки.
Многие ошибочно утверждают, что без высокотехнологического производства нет смысла развивать науку? Глупость полнейшая. Сначала рождается наука и только потом производство. Государство выступает в роли интегратора и поставщика высокоподготовленных и перспективных кадров, облегчая задачу бизнеса по подготовке персонала.
Именно по этой причине (особенно на начальном) этапе самое лучшее и перспективное высшее образование должно быть исключительно бесплатным, т.к. инвестиции в науку многократно окупаются. Не должно быть никаких преград для людей, кроме как собственный талант и потенциал.
Сколько в России нереализованных Менделеевых, Ландау, Ломоносовых, Циолковских, Королевых, Колмогоровых? Сколько потенциальных великих ученых вынуждены делать унизительную низкоквалифицированную работу, спиваться в отсутствии перспектив? Просто потому, что в России нет точек приложения их потенциала, но более того, вероятно этот потенциал нераскрыт, не в полной мере реализован и, по всей видимости, будущие творцы даже сами не догадываются, каким даром они наделены. Как потенциальный великий физик или микробиолог, который мог бы внести весомый вклад в прогресс человечества осознает свои возможности? Если в его селе школьная программа лишь имитирует обучение, о высшем учебном заведении даже никто не слышал, а возможности переехать в более перспективное место у него нет?
Величайшее государственное преступление и национальное предательство состоит в том, что светлые умы России (а таких очень много) вынуждены заниматься чем угодно, но только не тем, чем их наделила природа. Первичной задачей государства является создание всех необходимых условий для раскрытия человеческого потенциала.
Необходимо создать центр по подбору избранных (лучших из лучших кадров) со всех уголков России, где порог входа единственный – талант и потенциал к интеллектуальному росту, развитию. Принципы положительной селекции, где наверх прорываются только самые способные и целеустремленные, а не те, у кого лучше связи или спонсоры.
Не должно быть такого, что дети в 10-12 лет хотели стать чиновниками, потому что образ чиновника в России «это какое невообразимое тупорылое существо, которое ничего не делает, а очень много получает». Для детей героями должны стать ученые, исследователи, как пол века назад был культ космоса и науки. В этом они должны находить вдохновение. Быть ученым и работать в R&D должно стать почетным, прибыльным. Не должно быть такого, что лучшие умы России вынуждены побираться продавцами мобильников или уезжать в США, просто потому, что в стране нет места для их таланта.
По статистике, лишь 30% молодежи имеют потенциал стать хорошими квалифицированными специалистами в различных отраслях экономики, не более 5-7% молодежи имеют ярковыраженные таланты, т.е. которые заметно отличаются от среднего уровня. Примерно 0.3-0.5% (один на 200-300 человек) имеют экстраординарные способности, которые зачастую нераскрыты и нереализованы. Максимум 0.01% (1 из 10000) имеют признаки гениальности, своеобразную интеллектуальную или творческую аномалию, причем в полной мере раскрываются не более 5-10% гениев. Задача в том, чтобы найти таких людей.
При этом, зачастую прорывы в фундаментальной науке совершаются очень ограниченным коллективом (2-5 человек). На основе теоретической базе реализуется инженерный прототип группой ученых и исследователей в 150-200 человек, после коллективом в 3-4 тыс человек создается опытный образец в соответствии с технологиями и экономическими реалиями современного мира. На следующем этапе предсерийный образец, отладка, оптимизация и серийный экземпляр в рамках полноценной корпорации с численностью сотрудников в десятки тысяч человек. В итоге всего небольшая группа создала высокооплачиваемые рабочие места для десятков тысяч человек, а они в свою очередь создали спрос в экономике, дав работу другим людям и так по цепочке. Вот в каком аспекте наука очень важна.
Государство должно быть интегратором человеческого потенциала, собрав лучших людей, создав систему подготовки кадров, дав им все необходимые условия для реализации. Но не менее важно – поставить конкретную цель, а для этого нужны государственные мегапроекты в сфере науки.
Вообще, не существует более перспективных инвестиций, чем в человеческий капитал, раскрывая безграничные человеческие возможности. Доходность может быть стократная или даже тысячекратная. Всего небольшая группа ученых может создать индустрию с добавленной стоимостью в сотни миллиардов долларов, дав работу миллионам человек. Ни одна другая инвестиция не сравнится с отдачей от взрывной экспансии технологических новшеств на рынок. В этом направлении необходимо активно работать.
Просто создать научную базу недостаточно. Необходимо создать систему раскрытия научной базы. Изначально государственные научно-исследовательские мегапроекты, потом абсолютно неизбежно подключится бизнес, вырастут новые отрасли и этот процесс станет самоподдерживающим.
Развитие науки и технологий должно иметь наивысший приоритет, сравнимый с национальной безопасностью и обороной, но значительно больший, чем социальное обеспечение. Потому что именно наука в перспективе источник богатства.
Важно отметить, что необходима своя наука, а не импортированная. Высокие стандарты жизни общества определяет не наличие производства в стране, а контроль над технологиями, осуществляющих это производство. Наличие производственных мощностей важнейших аспект в устранении бедности, но недостаточный для формирования обеспеченного среднего класса. Приход в страну иностранных инвесторов не имеет ничего общества с созданием кластеров, так называемого, обеспеченного среднего класса
Нужны отрасли и люди, которые создают эти самые технологии внутри страны. Обеспечением богатства являются наука, технологии и прогресс. Так было, есть и будет всегда. До тех пор, пока государство не начнет положительную селекцию в обществе (когда на верх прорываются лучшие из лучших, а не наиболее блатные и приближенные), когда не будет наведен порядок с наукой и не будет дан ход предпринимательству, то Россия так и будем влачить скудное существование, зависеть от внешней конъюнктуры и внешних сил.
Мы должны построить новый мир, свободный от предрассудков легкого богатства, осознав, что лишь мы и никто другой творцы своего счастья и благополучия. Для этого необходимо развиваться и расти, как интеллектуально, так и морально. Россия должна принять этот вызов в мобилизационном формате, иначе нас уничтожат.
spydell.livejournal.com