3. БЕНЗИНОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ОБЪЕМОМ 1.6 Л (TU5JP4)
ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ
КОНТРОЛЬ РЕГУЛИРОВКИ ПРИВОДА ГРМ
1. Отсоединить отрицательную клемму аккумуляторной батареи.
2. Снять масляный фильтр (1).
3. Заблокировать двигатель.
4. Снять опору двигателя в сборе (2).
5. Снять верхний картер привода ГРМ (3).
6. Снять свечи зажигания для облегчения проворачивания коленчатого вала.
7. Провернуть двигатель по часовой стрелке за шестерню коленчатого вала до положения фиксации.
8. Установить приспособления 4533- TA.C1 и 4533-TA.C2.
9. Зафиксировать в контрольной точке маховик с помощью приспособления 4507-TA.
Примечание:Если фиксация оказалась невозможной, заново произвести регулировку привода ГРМ.10. Снять штифты 4507-TA, 4533-TA.C1 и 4533-TA.C2.
11. Установить масляный фильтр (1).
12. Установить верхний картер привода ГРМ (3).
13. Установить опору двигателя в сборе (2).
14. Подключить отрицательную клемму аккумуляторной батареи.
1. Поднять и закрепить автомобиль так, чтобы передние колеса не касались пола.
2. Отсоединить аккумуляторную батарею.
3. Снять ремень привода агрегатов.
4. Снять шкив коленчатого вала (3).
5. Снять масляный фильтр.
6. Заблокировать двигатель. Приподнять двигатель.
7. Снять нижний картер механизма газораспределения.
9. Снять правую промежуточную опору двигателя.
10. Снять верхний картер привода ГРМ (2).
11. Зафиксировать маховик двигателя при помощи калибровочного штифта 4507-TA.
12. Установите на место приспособления 4533-TA.C1 и 4533-TA.C2.
13. Отвернуть ролик натяжителя.
14. Повернуть ролик динамического натяжителя для установки приспособления 4200-T.H при помощи ключа ALLEN, установленного в месте "a".
15. Повернуть ролик натяжного устройства до совмещения указателя "c" с положением "b".
16. Заблокировать ролик натяжителя в этом положении для максимального ослабления ремня ГРМ.
ВНИМАНИЕНе допускать поворота ролика динамического натяжителя на полный оборот.17. Снять ремень газораспределительного механизма.
18. Убедитесь, что ролики и шкив насоса системы охлаждения свободно вращаются (без люфтов и заеданий).
1. Установить на место новый ремень ГРМ, соблюдая следующий порядок:
- Шкив впускного распределительного вала
- Шкив выпускного распределительного вала
- Ролик обводной
- Шкив коленчатого вала
- Установить приспособление 4533-T.AD.
- Шкив водяного насоса
- Ролик динамического натяжителя
2. Снять приспособления 4507-T.A, 4533-T.AC1, 4533-T.AC2 и 4533-T.AD.
Избыточное натяжение ремня
1. Повернуть ролик натяжителя с помощью шестигранного ключа в зоне "a".
2. Позиционировать указатель "c" в положении "d". Натянуть ремень до максимума в указанном интервале.
3. Удерживать ролик натяжителя с помощью приспособления 4200-T.H.
4. Затянуть гайку крепления ролика натяжителя с моментом 10 Н·м.
5. Выполнить 4 оборота коленчатого вала в направлении нормального вращения.
ВНИМАНИЕНе допускать поворота коленчатого вала в обратном направлении.6. Обеспечить правильную регулировку механизма газораспределения установкой фиксаторов 4507-T.A, 4533- T.AC1 и 4533-T.AC2.
7. Снять штифты 4507-T.A, 4533-T.AC1 и 4533-T.AC2. и 4200-T.H.
Регулировка натяжения ремня ГРМ
1. Открутить гайку, удерживая на месте ролик натяжителя с помощью шестигранного ключа в зоне "a".
2. Затем перевести стрелку "c" в положение регулировки "e".
ВНИМАНИЕУказатель "c" не должен проходить за прорезь "e", в противном случае повторить операцию по натяжению ремня привода ГРМ.3. Удерживать ролик натяжителя в этом положении при помощи шестигранного ключа с полой головкой.
4. Затянуть винт крепления ролика натяжителя с моментом 22 ± 2 Н·м.
ВНИМАНИЕРолик натяжителя не должен поворачиваться при затяжке его крепления. В противном случае повторить операцию по натяжению ремня привода ГРМ.Установка (продолжение)
3. Установить картеры газораспределительного механизма.
5. Установить ремень привода агрегатов.
6. Установить правую промежуточную опору двигателя.
7. Установить опору двигателя (1).
8. Установить масляный фильтр.
9. Установить автомобиль на колеса.
ГОЛОВКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
1. Отсоединить аккумуляторную батарею.
2. Опорожнить контур системы охлаждения.
3. Присоединить приспособление TORX STX 14 на клапан удаления воздуха из системы питания и собрать топливо в емкость.
4. Отсоединить, открепить и отвести в сторону жгуты проводов, проложенные у головки.
1. Сдвинуть бачок для тормозной жидкости (6).
2. Снять защитную крышку аккумуляторной батареи (7).
3. Снять аккумуляторную батарею.
4. Снять блок воздушного фильтра (5).
5. Снять быстросъемный соединительный элемент (3) подвода топлива
6. Снять правую опору двигателя (1)
7. Снять картер привода ГРМ (2)
8. Отвернуть болт (8)
9. Снять ремень привода агрегатов.
10. Снять шкив коленчатого вала.
11. Отвернуть гайки крепления каталитического нейтрализатора к выпускному коллектору.
12. Отключить разъем кислородного датчика (9).
13. Отсоединить штуцер (4).
14. Ослабить приводной ремень ГРМ.
15. Установить на место приспособления 4533-T.AC1 и 4533-T.AC2.
16. Установить 4507-T.A. приспособление
17. Снять защитный кожух (10).
18. Снять блок катушек зажигания (11).
19. Постепенно ослабить болты каждой головки блока цилиндров, начиная с наружных болтов.
20. Снять узел впускного коллектора и топливной рампы высокого давления.
21. Снять крышку головки.
22. Снять пластину крепления патрубков (12).
23. Снять датчики температуры охлаждающей жидкости.
24. Отсоединить патрубки системы охлаждения двигателя от выходного блока радиатора.
ВНИМАНИЕПостепенно ослабить болты (13), начиная с наружных болтов с помощью приспособления TORX STX 14.25. Отвернуть болты крепления головки цилиндров.
26. Перевернуть и извлечь головку блока цилиндров с помощью рычагов 149-T.
27. Снять головку цилиндров и прокладку головки.
ВНИМАНИЕОчистить соединяемые плоскости. Соединяемые плоскости не должны иметь следов ударов или трещин.1. Очистить метчиком резьбовые отверстия в блоке цилиндров, куда входят болты крепления головки цилиндров.
2. Проверить наличие 2 установочных штифтов (14).
3. Установить новую прокладку головки цилиндров (надпись должна находиться наверху).
4. Установить головку блока цилиндров, отрегулировать установку шкивов распределительных валов (с помощью приспособлений 4533-T.AC1 и 4533-T.AC2).
5. Установить болты головки, предварительно смазав резьбу и плоскость под головкой болта смазкой MOLYKOTE G RAPID PLUS.
ВНИМАНИЕЗатянуть болты головки в указанном порядке (порядок с 1 по 10). Заполнить рабочей жидкостью кювету головки цилиндров над гидравлическими толкателями. Очистить сопрягаемые плоскости прокладок и крышек головки. Примечание:Крышки головок блока цилиндров оснащены композитными прокладками, выдерживающими многократную разборку. Если прокладка повреждена, она может быть частично отремонтирована с использованием герметика AUTOJOINT (OR).9. Установить защитный кожух (10).
10. Установить узел впускного коллектора и топливной рампы высокого давления.
11. Установить картер привода ГРМ (2).
12. Установить ремень привода навесного оборудования.
13. Установить шкив коленчатого вала.
14. Установить приводной ремень навесного оборудования.
15. Установить каталитический нейтрализатор.
16. Установить блок воздушного фильтра.
17. Подсоединить аккумуляторную батарею.
18. Заправить и прокачать систему охлаждения.
Распределительные валы
1. Открутить винты шкивов распределительных валов (2) (Зафиксировать неподвижно каждый распределительный вал с помощью плоского гаечного ключа в зоне "a").
ВНИМАНИЕИдентифицировать тип уплотнительной манжеты для обратной установки.2. Снять шкив распределительного вала (2).
3. Снять крышку ГРМ (сторона головки блока цилиндров) (1).
4. Снять Маслосъемные колпачки распределительных валов.
ВНИМАНИЕПостепенно ослабить затяжку болтов крепления картера крышек подшипников распределительных валов (3), начиная с внешних таким образом, чтобы отделить его на несколько миллиметров от плоскости стыка. Распределительные валы отличаются друг от друга. Отметить их положение.5. Снять картеры крышек опор подшипников (3).
6. Снять распределительный валы (4).
7. Снять толкатели клапанов:
- Использовать вакуумный присос типа захвата для притирки клапанов.
- Удалить масло из резьбовых отверстий для болтов крепления картеров подшипников распределительных валов.
1. Промаркировать положение впускных и выпускных клапанов перед тем, как их снимать.
2. Установить приспособление FACOM U.43 LA.
3. Сжать пружины клапанов.
4. Снять сухари (10) и (11).
5. Снять чашки (9) и (12).
6. Снять пружины (5) и (8).
7. Снять выпускные клапаны (6).
8. Снять впускные клапаны (7).
9. Пружины впускных и выпускных клапанов идентичны.
Маслосъемные колпачки стержней клапанов
Снять маслосъемные колпачки стержней клапанов (13) с помощью приспособления (-).0170 A.
ВНИМАНИЕВ соответствии с отметками, сделанными при снятии.1. Смазать седла клапанов.
2. Установить выпускные клапаны (6).
3. Установить впускные клапаны (7).
4. Сжать пружину с помощью приспособления FACOM U.43 LA.
5. Установить сухарики (10) и (11).
6. Смазать толкатели (масло MOLYDAL GB SP 370G).
7. Установить толкатели, соблюдая их прежнее расположение.
8. Проверить, чтобы толкатели свободно вращались в головке.
Распределительный вал
1. Смазать кулачки и подшипники (масло MOLYDAL GB SP 370G).
2. Установить распределительные валы в головку, соблюдая следующую ориентацию:
- Сторона впускных клапанов: положение паза "b" на 7 часах.
- Сторона выпускных клапанов: положение паза "b" на 8 часах.
ВНИМАНИЕТщательно очистить плоскости стыка на головке блока цилиндров и картере крышек подшипников распределительных валов.3. Проверить наличие штифтов (14).
4. Снять слой герметика AUTOJOINT OR с плоскости стыка в "c".
5. Установить картеры крышек опор подшипников распределительных валов.
Примечание:Нанести на винты средство LOCTITE FRENETANCH.6. Завернуть и затем последовательно затянуть винты крепления в указанном порядке от 1 до 12:
7. Установить сальники распределительных валов (15).
8. Установить картер распределительного механизма (1).
9. Установить шкивы распределительных валов (2).
10. Затянуть винты шкивов распределительных валов моментом 80 ± 8 Н·м
(Зафиксировать неподвижно каждый распределительный вал с помощью плоского гаечного ключа в зоне "a").
БЛОК ЦИЛИНДРОВ
1. Отвернуть болты (1).
2. Отвернуть гайки (2).
3. Снять шкив привода навесного оборудования (3).
4. Снять блок катушек зажигания (4).
5. Снять лямбда-зонд (6).
6. Снять термозащитный экран выпускного коллектора (5).
7. Отвернуть гайки крепления выпускного коллектора (7).
8. Снять правую опору двигателя (8).
9. Снять картер привода ГРМ (9).
10. Установить на место приспособления (-).0132.AJ1 и (-).0132.AJ2.
11. Снять масляный фильтр (11).
12. Зафиксировать маховик двигателя с помощью фиксатора (-).0132.QY.
13. Снять ремень газораспределительного механизма (см. выше).
14. Постепенно отвернуть винты крепления крышки головки блока цилиндров (12) (в спиральном порядке, начиная с внешней стороны) и затем снять крышки головки блока цилиндров (12).
15. Снять шкивы распределительных валов (14).
16. Снять картер привода ГРМ (13).
17. Снять головку цилиндров (16) и прокладку головки цилиндров.
Примечание:При необходимости использовать рычаги для отрыва головки цилиндров (-).0149.18. Отвернуть болты (18) и снять маховик (17).
19. Отвернуть 19 болтов (19) и снять масляный поддон (20).
20. Снять пластину с прокладкой (21).
21. Снять прокладку.
22. Отвернуть болты (22).
23. Снять масляный насос с цепью.
Примечание:Вытащить шестерню, шпонку и центровочный штифт масляного насоса.24. Снять пластину с прокладкой (23).
25. Снять прокладку.
ВНИМАНИЕДействовать последовательно от болта к болту в указанном порядке. Примечание:Перед разборкой пометьте подшипники и крышки шатунов.Коренные шейки помечены цифрами с 1 по 5, шейка n°1 расположена со стороны маховика.26. Снять крышки шатунов (24).
27. Снять крышки опор коленчатого вала (25).
28. Снять коленчатый вал (26).
29. Снять полукольца упорного подшипника (28).
30. Снять вкладыши (27).
31. Снять поршневые кольца с помощью клещей для колец.
32. Отметить узлы шатуны и поршни.
ВНИМАНИЕПоршень, снятый с помощью пресса, не может больше использоваться.33. Выбить поршневой палец с помощью специального приспособления (см. бензиновый двигатель 1.4 л).
1. Блок цилиндров 2. Коленчатый вал 3. Вкладыши блока цилиндров
Примечание:При выборе наружных вкладышей и осевых упоров обратитесь к характеристикам. ВНИМАНИЕСоблюдать правильное расположение вкладышей.1. Расположить вкладыши класса "B" (черного цвета) на подшипниках блок картера:
- Опоры 1;2;3;5 = гладкие вкладыши (в блоке цилиндров и в крышке опор)
- Опоры 2;4 = вкладыши с прорезью (в блоке цилиндров и в крышке опор)
2. Смазать вкладыши и шейки коленчатого вала.
3. Установить коленчатый вал (2).
4. Установить полукольца осевой фиксации (4) плоскостью с проточками, обращенной к коленчатому валу.
5. Установить крышки коренных подшипников коленчатого вала.
6. Смазать болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала (под головками и резьбу).
7. Затянуть болты крышек коренных подшипников коленчатого вала от руки, затем предварительным моментом 10 Н·м.
8. Проверить осевой зазор коленчатого вала:
- Установить приспособление (-).0118-FZ (5602-T) + (-).0117-AH на блок цилиндров (3).
- Закрепить индикатор на кронштейне (-).0118-FZ (5602-T) + (-).0117-AH.
- Надавить на коленчатый вал в осевом направлении, сдвинув его до упора.
- Установить индикатор в нулевое положение.
- Надавить на коленчатый вал в осевом направлении, сдвинув его в противоположном направлении до упора.
Примечание:Осевой люфт должен составлять от 0,07 до 0,27 мм.- Отрегулировать люфт, заменяя регулировочные полукольца (4).
ВНИМАНИЕПодобрать верхние полукольца одной толщины.9. Установить шатунно-поршневую группу.
10. Установить поршневые кольца с помощью щипцов для установки колец.
11. Торец компрессионного кольца (6) с маркировкой ТОР должен смотреть вверх.
12. Ориентировать замок кольца (6) на 180° по отношению к замку кольца (5).
Примечание:Маслосъемное кольцо (7) не имеет направления установки.13. Смазать цилиндры.
14. Соблюдать маркировку, выполненную при разборке.
15. Стрелка на поршне должна быть направлена к ГРМ.
16. Установить поршень, обратив внимание на правильное расположение маслосъемного кольца.
17. Выполнить аналогичные действия для трех других шатунов.
18. Перевернуть блок цилиндров.
ВНИМАНИЕУстановить крышки шатунов с вкладышами, подобранными по характеристикам.19. Смазать втулки.
20. Смазать нижние вкладыши.
21. Установить крышки шатунов.
ВНИМАНИЕСоблюдать совместность крышек и шатунов.22. Смазать и установить болты крышек шатунных подшипников.
23. Затянуть болты крышек шатунных подшипников моментом 38 ± 3 Н·м.
24. Крышки подшипников коленчатого вала:
- Затянуть винты с моментом 20 Н·м
- Угловая затяжка на 49 ± 2° с помощью приспособления 4069-T.
ВНИМАНИЕПроверить, чтобы коленчатый вал вращался свободно, без заеданий.25. Установить установочный штифт (8) масляного насоса.
26. Установить шпонку на коленчатый вал.
27. Установить насос, приводную цепь и шестерню масляного насоса.
28. Затянуть болты крепления масляного насоса моментом 8 ± 1 Н·м.
29. Нанести на плоскость прокладки "a" тонкий слой силиконового герметика AUTO JOINT OR (E10).
30. Установить пластину с прокладкой (9). Затянуть болты моментом 10 ± 1 Н·м.
31. Действовать таким же образом с другой стороны.
ВНИМАНИЕМетодика и приспособления для установки уплотнений различаются, в зависимости от типа уплотнения.32. Установить уплотнение.
33. Установить масляный поддон.
34. Затянуть 19 болтов (10) с моментом 8 ± 1 Н·м.
23
monolith.in.ua
Тип двигателя TU5JP4 |
||
- | Распределительный вал впускных клапанов | Распределительный вал выпускных клапанов |
Маркировка в "a" | JP4 5 | JP4 1 |
Алгоритм подъема | D3327 | D3326 |
Тип двигателя TU5JP4S |
||
- | Распределительный вал впускных клапанов | Распределительный вал выпускных клапанов |
Маркировка в "a" | Цвет : Зеленая | Цвет : Белая |
Алгоритм подъема | D1602 | D1601 |
Номинальный размер В мм |
|
Ø A | 29,99 (- 0,020 ; - 0,041) |
Ø B | 26,99 (- 0,020 ; - 0,041) |
Ø C | 26,99 (- 0,020 ; - 0,041) |
Ø D | 26,99 (- 0,020 ; - 0,041) |
Ø E | 26,99 (- 0,020 ; - 0,041) |
Подъем кулачков |
||
Тип двигателя | Кулачок впускного распределительного вала | Кулачок выпускного распределительного вала |
TU5JP4 | H = 8 мм | H = 9 мм |
TU5JP4S | H = 9 мм | H = 8,7 мм |
Метка | Впускной клапан | Выпускной клапан |
Диаметр A (мм) | 5,98 (+0 ; -0,015) | |
Угол D | 45° (+0°, 12'; -0°) | |
Диаметр C (мм) | 31,3 (± 0,1) | 24,5 (± 0,1) |
Длина B (мм) | 103,8 (± 0,1) | 104,4 (± 0,1) |
Тип двигателя | TU5JP4 | TU5JP4S |
Диаметр элемента F (мм) | 3,2 (± 0,02) | 3,5 (± 0,025) |
Наружный диаметр G (мм) | 23,35 (± 0,2) | 24 (± 0,2) |
Внутренний диаметр E (мм) | 16,4 (± 0,2) | 16,6 (± 0,2) |
Высота в свободном состоянии H (мм) | 43,5 (± 1) | 40,3 (± 1) |
Нанесенная краской метка | Желтая, белая или синяя | Ярко-зеленая |
citroen-sto.ru
На автомобили устанавливают четырехцилиндровые рядные бензиновые двигатели TU3JP с одним распределительным валом и TU5JP4 EURO 3 (L4) с двумя распределительными валами. Привод распределительных валов, установленных в головке блока цилиндров, осуществляется зубчатым ремнем от шкива коленчатого вала. Регулировка натяжения зубчатого ремня выполняется с помощью динамического натяжного ролика специальной конструкции.
Технические данные и характеристики
Литой блок цилиндров используется только для двигателя TU5JP4.
Головки блока цилиндров изготовлены из легкого сплава и крепятся к блоку цилиндров болтами. В головку блока цилиндров запрессованы стальные направляющие втулки клапанов. К нижней части блока цилиндров двигателя крепится масляный поддон. В него стекает масло, необходимое для смазки и охлаждения двигателя.
В двигателях используется схема поперечного потока, при которой топливовоздушная смесь поступает в цилиндры двигателя с одной стороны двигателя, а отработавшие газы удаляются с другой стороны двигателя. При такой конструкции двигателя значительно улучшается заполнение цилиндров топливовоздушной смесью и удаление продуктов сгорания.
Приготовление и воспламенение топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя осуществляется системой распределенного впрыска BOSCH, которая не требует регулировок в процессе эксплуатации. Угол опережения зажигания и частота вращения холостого хода регулируются системой управления двигателем. Катушки зажигания выполнены в виде компактного блока, расположенного и закрепленного на головке блока цилиндров.
Увеличение коэффициента полезного действия двигателя достигнуто за счет снижения массы оптимизация формы впускных и выпускных патрубков.
Двигатель TU5JP4 EURO 3 адаптирован для использования масел типа «Экономия энергии».
Масляный фильтр новой конструкции и крепится тремя болтами. Трубка масляного фильтра установлена с помощью клея на картере крышек коренных подшипников.
В двигателе предусмотрен слив масла с помощью вакуумных установок.
Каталитический нейтрализатор крепится непосредственно к выпускному коллектору (параллельно передней плоскости двигателя).
Моменты затяжки, Н·м
Свечи зажигания 28
Двигатель TU3JP Полка аккумуляторной батареи 10
Крепление опоры коробки передач - к упругой прокладке 65
Крепление штанги стабилизатора - поперечной устойчивости - к подмоторной раме 40
Крепление шкива привода - вспомогательного оборудования 25
Пробка слива моторного масла 30
Крепление выпускного коллектора - к головке блока цилиндров 20
Крепление каталитического - нейтрализатора к выпускному - коллектору 15
Болты M8X125-100 крепления - компрессора кондиционера 25
Гайка крепления левой опоры - двигателя 65
Болты крепления головки блока - цилиндров 20 + довернуть на 240
Болты крепления генератора 40
Болты крепления кронштейна - генератора 40
Болт крепления шкива зубчатого - ремня к распределительному валу 45
Болт крепления натяжного ролика - зубчатого ремня 20
Болт крепления пластины осевой - фиксации распределительного вала 16
Датчик давления масла 30
Двигатель TU 5JP4
Болты крепления головки блока - цилиндров 20 + довернуть на 260
Датчик давления масла 30
Болты крепления генератора 40
Болты крепления кронштейна - генератора 40
Болты M8ґ125-100 крепления - компрессора кондиционера 25
Крепление шкива привода навесных - агрегатов к шкиву зубчатого ремня 25
Болт крепления механизма натяжения - ремня привода навесных агрегатов 25
Болт крепления направляющего ролика - ремня привода навесных агрегатов 25
Болт крепления натяжного ролика - ремня привода навесных агрегатов 25
Болт крепления натяжного ролика - зубчатого ремня 22
Болт крепления направляющего - ролика зубчатого ремня 20
mashintop.ru