Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Двигатель РД-0120 в музее ЗАО «ЗЭМ» РКК «Энергия» | |
ЖРД закрытого цикла | |
жидкий водород | |
жидкий кислород | |
1 | |
СССР СССР→Россия Россия | |
1987—1988 годы | |
«Энергия» (вторая ступень) | |
КБХА (г. Воронеж) | |
1976—1990[1] | |
ВМЗ | |
11Д122 (РО-200) | |
1979 год | |
3 450 кг[1] | |
4 550 мм[1] | |
2 420 мм[1] | |
Вакуум: 200 тс[1] (1962 кН[1], эксплуатационный режим 106%)Ур. моря: 155,6 тс (1526 кН) | |
Вакуум: 455 с[1]Ур.моря: 353,2 с | |
500 с[1] | |
223 кгс/см²[1] (21,9 МПа[1]) | |
86:1 | |
6:1 | |
58 |
РД-0120 — жидкостный ракетный двигатель, работающий на жидком водороде и жидком кислороде. Двигатель выполнен по замкнутой схеме с дожиганием генераторного газа после турбины. Использовался в качестве двигателя на второй ступени ракеты-носителя «Энергия». Всего на второй ступени было установлено четыре двигателя РД-0120.
Двигатель РД-0120 начал разрабатываться в 1976 году в КБ химической автоматики (г. Воронеж), группой конструкторов под руководством А. Д. Конопатова. Позднее главным конструктором проекта становится В. С. Рачук.
Лётные испытания двигателя были проведены в составе РН «Энергия». Всего осуществлено два успешных пуска, первый состоялся 15 мая 1987 года[1].
В перспективе предполагалось довести тягу двигателя до 230 тонн в вакууме и до 224 тонн на земле, с повышением удельного импульса до 460,5 секунд в вакууме и до 360 секунд на земле, для это надо было увеличить давление до 340 атм. Также планировалось сделать его многоразовым по типу РД-170.
К середине 1990-х гг. российские предприятия в связи с интенсивной утратой сложившейся кооперации и стремительным сокращением номенклатуры выпускаемой продукции были уже не в состоянии производить подобный двигатель. По некоторым оценкам, на восстановление утраченных технологий требовались затраты в размере $1 млрд и несколько лет работы.
По мнению некоторых экспертов[2], технология производства РД-0120 к настоящему времени полностью утрачена. Однако на основе его технологий на том же предприятии создается кислородно-водородный двигатель РД-0146.
По данным РКК «Энергия», двигатель, установленный на второй ступени РН «Энергия» имел следующие характеристики:
wiki-org.ru
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Для этого термина существует аббревиатура «РД», которая имеет и другие значения: см. РД.РД-120 (11Д123, ракетный двигатель-120) — жидкостный ракетный двигатель, разработанный НПО Энергомаш в 1985 году для использования в качестве маршевого второй ступени на ракетах-носителях семейства «Зенит». Производится на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске, Украина.
Существуют две модификации: более мощный РД-120 форсированный и разрабатываемый земной вариант РД-120К.
Разработкой двигателя РД-120 с 16 марта 1976 года занималось НПО Энергомаш одновременно с началом разработки РН «Зенит», согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР[1]. Целью разработки, проводимой под общим руководством Виталия Петровича Радовского, был однокамерный маршевый жидкостный ракетный двигатель для второй ступени «Зенита», способный давать большой удельный импульс в вакууме[3].
До 1982 года экспериментальные модели производились в НПО Энергомаш, впоследствии двигатель был передан в серийное производство на Южмаш. До 1985 года проводились наземные испытания[1].
Первые лётные испытания РД-120 в составе носителя «Зенит» были запланированы на 12 апреля 1985 года. В тот день на космодроме Байконур поднялась пыльная буря. И хотя поначалу пуск отменять не собирались, за 11 минут до старта не прошла операция разведения захвата установщика. Пуск перенесли на следующий день. 13 апреля старт был успешным, но на 410-й секунде в керосиновом баке РД-120 закончилось горючее вследствие неправильной настройки регулятора расхода топлива. Проблема заключалась в том, что по команде уменьшения расхода керосина регулятор его увеличивал[5][6][7].
Второй пуск РН «Зенит» был осуществлён 21 июня 1985 года, оказавшийся для второй ступени снова неудачным. РД-120 отработал корректно, но в результате нарушения работы рулевого двигателя РД-8 произошёл его взрыв в конце активного участка, хотя общая задача полёта была выполнена. Причиной нарушения работы стало засорение фильтра в клапане входа окислителя. 22 октября того же года состоялся третий пуск «Зенита», ставший полностью успешным[6][8][9].
Впервые в истории, 11 и 18 октября 1995 года, были проведены огневые испытания российского ракетного двигателя в США, которым стал РД-120. Тесты проводились на испытательном стенде E-8 компании Pratt&Whitney с целью оценки работоспособности РД-120 на американском топливе, и, в целом, пригодности данного двигателя для установки на американских носителях. Испытания прошли успешно[10][11]. Кроме того, рассматривался вариант использования РД-120 на проектируемом компанией Orbital Sciences многоразовом транспортном космическом корабле X-34. Испытания показали, что по сравнению с другим кандидатом, американским RS-27, российский двигатель оказался более мощным, и потому более предпочтительным. Однако в 1996 году работы по X-34 были прекращены, а впоследствии проект окончательно свёрнут[12].
wikipedia.green
Ракетный двигатель РД-120 | |
ЖРД замкнутой схемы | |
керосин РГ-1 | |
жидкий кислород | |
1 | |
СССРРоссияУкраина | |
1985[1] — используется | |
семейство РН «Зенит» (вторая ступень) | |
НПО Энергомаш, СССР | |
1976—1985[1] | |
Южмаш, Украина | |
1985—настоящее время | |
РД-120РД-120 форсированныйРД-120К[1] | |
1285 кг[1] | |
1125 кг[1] | |
3,872 м[1] | |
1,954 м[1] | |
Вакуум: 85 тс[1]Ур.моря: — | |
Вакуум: 350 c[1]Ур.моря: — | |
до 350 с[2] | |
16,2 МПа[3] | |
106:1[4] | |
2,6:1[2] | |
химическое[3] |
РД-120 (11Д123, ракетный двигатель-120) — жидкостный ракетный двигатель, разработанный НПО Энергомаш в 1985 году для использования в качестве маршевого второй ступени на ракетах-носителях семейства «Зенит».
Производится на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске, Украина.Существуют две модификации: более мощный РД-120 форсированный и разрабатываемый земной вариант РД-120К.
Разработкой двигателя РД-120 с 16 марта 1976 года занималось НПО Энергомаш одновременно с началом разработки РН «Зенит», согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР[1]. Целью разработки, проводимой под общим руководством Виталия Петровича Радовского, был однокамерный маршевый жидкостный ракетный двигатель для второй ступени «Зенита», способный давать большой удельный импульс в вакууме[3].
До 1982 года экспериментальные модели производились в НПО Энергомаш, впоследствии двигатель был передан в серийное производство на Южмаш. До 1985 года проводились наземные испытания[1].
Первые лётные испытания РД-120 в составе носителя «Зенит» были запланированы на 12 апреля 1985 года. В тот день на космодроме Байконур поднялась пыльная буря. И хотя поначалу пуск отменять не собирались, за 11 минут до старта не прошла операция разведения захвата установщика. Пуск перенесли на следующий день. 13 апреля старт был успешным, но на 410-й секунде в керосиновом баке РД-120 закончилось горючее вследствие неправильной настройки регулятора расхода топлива. Проблема заключалась в том, что по команде уменьшения расхода керосина регулятор его увеличивал[5][6][7].
Второй пуск РН «Зенит» был осуществлён 21 июня 1985 года, оказавшийся для второй ступени снова неудачным. РД-120 отработал корректно, но в результате нарушения работы рулевого двигателя РД-8 произошёл его взрыв в конце активного участка, хотя общая задача полёта была выполнена. Причиной нарушения работы стало засорение фильтра в клапане входа окислителя. 22 октября того же года состоялся третий пуск «Зенита», ставший полностью успешным[6][8][9].
Впервые в истории, 11 и 18 октября 1995 года, были проведены огневые испытания российского ракетного двигателя в США, которым стал РД-120. Тесты проводились на испытательном стенде E-8 компании Pratt&Whitney с целью оценки работоспособности РД-120 на американском топливе, и, в целом, пригодности данного двигателя для установки на американских носителях. Испытания прошли успешно[10][11]. Кроме того, рассматривался вариант использования РД-120 на проектируемом компанией Orbital Sciences многоразовом транспортном космическом корабле X-34. Испытания показали, что по сравнению с другим кандидатом, американским RS-27, российский двигатель оказался более мощным, и потому более предпочтительным. Однако в 1996 году работы по X-34 были прекращены, а впоследствии проект окончательно свёрнут[12].
dic.academic.ru
РД-120 (11Д123, ракетный двигатель-120) — жидкостный ракетный двигатель, разработанный НПО Энергомаш в 1985 году для использования в качестве маршевого второй ступени на ракетах-носителях семейства «Зенит». Производится на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске, Украина.
Ракетный двигатель РД-120 | |
ЖРД замкнутой схемы | |
керосин РГ-1 | |
жидкий кислород | |
1 | |
СССРРоссияУкраина | |
1985[1] — используется | |
семейство РН «Зенит» (вторая ступень) | |
НПО Энергомаш, СССР | |
1976—1985[1] | |
Южмаш, Украина | |
1985—настоящее время | |
РД-120РД-120 форсированныйРД-120К[1] | |
1285 кг[1] | |
1125 кг[1] | |
3,872 м[1] | |
1,954 м[1] | |
Вакуум: 85 тс[1]Ур.моря: — | |
Вакуум: 350 c[1]Ур.моря: — | |
до 350 с[2] | |
16,2 МПа[3] | |
106:1[4] | |
2,6:1[2] | |
химическое[3] |
Существуют две модификации: более мощный РД-120 форсированный и разрабатываемый земной вариант РД-120К.
Разработкой двигателя РД-120 с 16 марта 1976 года занималось НПО Энергомаш одновременно с началом разработки РН «Зенит», согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР[1]. Целью разработки, проводимой под общим руководством Виталия Петровича Радовского, был однокамерный маршевый жидкостный ракетный двигатель для второй ступени «Зенита», способный давать большой удельный импульс в вакууме[3].
До 1982 года экспериментальные модели производились в НПО Энергомаш, впоследствии двигатель был передан в серийное производство на Южмаш. До 1985 года проводились наземные испытания[1].
Первые лётные испытания РД-120 в составе носителя «Зенит» были запланированы на 12 апреля 1985 года. В тот день на космодроме Байконур поднялась пыльная буря. И хотя поначалу пуск отменять не собирались, за 11 минут до старта не прошла операция разведения захвата установщика. Пуск перенесли на следующий день. 13 апреля старт был успешным, но на 410-й секунде в керосиновом баке РД-120 закончилось горючее вследствие неправильной настройки регулятора расхода топлива. Проблема заключалась в том, что по команде уменьшения расхода керосина регулятор его увеличивал[5][6][7].
Второй пуск РН «Зенит» был осуществлён 21 июня 1985 года, оказавшийся для второй ступени снова неудачным. РД-120 отработал корректно, но в результате нарушения работы рулевого двигателя РД-8 произошёл его взрыв в конце активного участка, хотя общая задача полёта была выполнена. Причиной нарушения работы стало засорение фильтра в клапане входа окислителя. 22 октября того же года состоялся третий пуск «Зенита», ставший полностью успешным[6][8][9].
Впервые в истории, 11 и 18 октября 1995 года, были проведены огневые испытания российского ракетного двигателя в США, которым стал РД-120. Тесты проводились на испытательном стенде E-8 компании Pratt&Whitney с целью оценки работоспособности РД-120 на американском топливе, и, в целом, пригодности данного двигателя для установки на американских носителях. Испытания прошли успешно[10][11]. Кроме того, рассматривался вариант использования РД-120 на проектируемом компанией Orbital Sciences многоразовом транспортном космическом корабле X-34. Испытания показали, что по сравнению с другим кандидатом, американским RS-27, российский двигатель оказался более мощным, и потому более предпочтительным. Однако в 1996 году работы по X-34 были прекращены, а впоследствии проект окончательно свёрнут[12].
www-wikipediya.ru
РД-120 (11Д123, ракетный двигатель-120) — жидкостный ракетный двигатель, разработанный НПО Энергомаш в 1985 году для использования в качестве маршевого второй ступени на ракетах-носителях семейства «Зенит». Производится на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске, Украина.
Ракетный двигатель РД-120 | |
ЖРД замкнутой схемы | |
керосин РГ-1 | |
жидкий кислород | |
1 | |
СССРРоссияУкраина | |
1985[1] — используется | |
семейство РН «Зенит» (вторая ступень) | |
НПО Энергомаш, СССР | |
1976—1985[1] | |
Южмаш, Украина | |
1985—настоящее время | |
РД-120РД-120 форсированныйРД-120К[1] | |
1285 кг[1] | |
1125 кг[1] | |
3,872 м[1] | |
1,954 м[1] | |
Вакуум: 85 тс[1]Ур.моря: — | |
Вакуум: 350 c[1]Ур.моря: — | |
до 350 с[2] | |
16,2 МПа[3] | |
106:1[4] | |
2,6:1[2] | |
химическое[3] |
Существуют две модификации: более мощный РД-120 форсированный и разрабатываемый земной вариант РД-120К.
Разработкой двигателя РД-120 с 16 марта 1976 года занималось НПО Энергомаш одновременно с началом разработки РН «Зенит», согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР[1]. Целью разработки, проводимой под общим руководством Виталия Петровича Радовского, был однокамерный маршевый жидкостный ракетный двигатель для второй ступени «Зенита», способный давать большой удельный импульс в вакууме[3].
До 1982 года экспериментальные модели производились в НПО Энергомаш, впоследствии двигатель был передан в серийное производство на Южмаш. До 1985 года проводились наземные испытания[1].
Первые лётные испытания РД-120 в составе носителя «Зенит» были запланированы на 12 апреля 1985 года. В тот день на космодроме Байконур поднялась пыльная буря. И хотя поначалу пуск отменять не собирались, за 11 минут до старта не прошла операция разведения захвата установщика. Пуск перенесли на следующий день. 13 апреля старт был успешным, но на 410-й секунде в керосиновом баке РД-120 закончилось горючее вследствие неправильной настройки регулятора расхода топлива. Проблема заключалась в том, что по команде уменьшения расхода керосина регулятор его увеличивал[5][6][7].
Второй пуск РН «Зенит» был осуществлён 21 июня 1985 года, оказавшийся для второй ступени снова неудачным. РД-120 отработал корректно, но в результате нарушения работы рулевого двигателя РД-8 произошёл его взрыв в конце активного участка, хотя общая задача полёта была выполнена. Причиной нарушения работы стало засорение фильтра в клапане входа окислителя. 22 октября того же года состоялся третий пуск «Зенита», ставший полностью успешным[6][8][9].
Впервые в истории, 11 и 18 октября 1995 года, были проведены огневые испытания российского ракетного двигателя в США, которым стал РД-120. Тесты проводились на испытательном стенде E-8 компании Pratt&Whitney с целью оценки работоспособности РД-120 на американском топливе, и, в целом, пригодности данного двигателя для установки на американских носителях. Испытания прошли успешно[10][11]. Кроме того, рассматривался вариант использования РД-120 на проектируемом компанией Orbital Sciences многоразовом транспортном космическом корабле X-34. Испытания показали, что по сравнению с другим кандидатом, американским RS-27, российский двигатель оказался более мощным, и потому более предпочтительным. Однако в 1996 году работы по X-34 были прекращены, а впоследствии проект окончательно свёрнут[12].
http-wikipediya.ru
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ракетный двигатель РД-120 | |
ЖРД замкнутой схемы | |
керосин РГ-1 | |
жидкий кислород | |
1 | |
СССРРоссияУкраина | |
1985[1] — используется | |
семейство РН «Зенит» (вторая ступень) | |
НПО Энергомаш, СССР | |
1976—1985[1] | |
Южмаш, Украина | |
1985—настоящее время | |
РД-120РД-120 форсированныйРД-120К[1] | |
1285 кг[1] | |
1125 кг[1] | |
3,872 м[1] | |
1,954 м[1] | |
Вакуум: 85 тс[1]Ур.моря: — | |
Вакуум: 350 c[1]Ур.моря: — | |
до 350 с[2] | |
16,2 МПа[3] | |
106:1[4] | |
2,6:1[2] | |
химическое[3] |
РД-120 (11Д123, ракетный двигатель-120) — жидкостный ракетный двигатель, разработанный НПО Энергомаш в 1985 году для использования в качестве маршевого второй ступени на ракетах-носителях семейства «Зенит». Производится на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске, Украина.
Существуют две модификации: более мощный РД-120 форсированный и разрабатываемый земной вариант РД-120К.
Разработкой двигателя РД-120 с 16 марта 1976 года занималось НПО Энергомаш одновременно с началом разработки РН «Зенит», согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР[1]. Целью разработки, проводимой под общим руководством Виталия Петровича Радовского, был однокамерный маршевый жидкостный ракетный двигатель для второй ступени «Зенита», способный давать большой удельный импульс в вакууме[3].
До 1982 года экспериментальные модели производились в НПО Энергомаш, впоследствии двигатель был передан в серийное производство на Южмаш. До 1985 года проводились наземные испытания[1].
Первые лётные испытания РД-120 в составе носителя «Зенит» были запланированы на 12 апреля 1985 года. В тот день на космодроме Байконур поднялась пыльная буря. И хотя поначалу пуск отменять не собирались, за 11 минут до старта не прошла операция разведения захвата установщика. Пуск перенесли на следующий день. 13 апреля старт был успешным, но на 410-й секунде в керосиновом баке РД-120 закончилось горючее вследствие неправильной настройки регулятора расхода топлива. Проблема заключалась в том, что по команде уменьшения расхода керосина регулятор его увеличивал[5][6][7].
Второй пуск РН «Зенит» был осуществлён 21 июня 1985 года, оказавшийся для второй ступени снова неудачным. РД-120 отработал корректно, но в результате нарушения работы рулевого двигателя РД-8 произошёл его взрыв в конце активного участка, хотя общая задача полёта была выполнена. Причиной нарушения работы стало засорение фильтра в клапане входа окислителя. 22 октября того же года состоялся третий пуск «Зенита», ставший полностью успешным[6][8][9].
Впервые в истории, 11 и 18 октября 1995 года, были проведены огневые испытания российского ракетного двигателя в США, которым стал РД-120. Тесты проводились на испытательном стенде E-8 компании Pratt&Whitney с целью оценки работоспособности РД-120 на американском топливе, и, в целом, пригодности данного двигателя для установки на американских носителях. Испытания прошли успешно[10][11]. Кроме того, рассматривался вариант использования РД-120 на проектируемом компанией Orbital Sciences многоразовом транспортном космическом корабле X-34. Испытания показали, что по сравнению с другим кандидатом, американским RS-27, российский двигатель оказался более мощным, и потому более предпочтительным. Однако в 1996 году работы по X-34 были прекращены, а впоследствии проект окончательно свёрнут[12].
wiki-org.ru
РД-0120 — жидкостный ракетный двигатель, работающий на жидком водороде и жидком кислороде. Двигатель выполнен по замкнутой схеме с дожиганием генераторного газа после турбины. Использовался в качестве двигателя на второй ступени ракеты-носителя «Энергия». Всего на второй ступени было установлено четыре двигателя РД-0120.
Двигатель РД-0120 в музее ЗАО «ЗЭМ» РКК «Энергия» | |
ЖРД закрытого цикла | |
жидкий водород | |
жидкий кислород | |
1 | |
СССР СССР→Россия Россия | |
1987—1988 годы | |
«Энергия» (вторая ступень) | |
КБХА (г. Воронеж) | |
1976—1990[1] | |
ВМЗ | |
11Д122 (РО-200) | |
1979 год | |
3 450 кг[1] | |
4 550 мм[1] | |
2 420 мм[1] | |
Вакуум: 200 тс[1] (1962 кН[1], эксплуатационный режим 106%)Ур. моря: 155,6 тс (1526 кН) | |
Вакуум: 455 с[1]Ур.моря: 353,2 с | |
500 с[1] | |
223 кгс/см²[1] (21,9 МПа[1]) | |
86:1 | |
6:1 | |
58 |
Двигатель РД-0120 начал разрабатываться в 1976 году в КБ химической автоматики (г. Воронеж) группой конструкторов под руководством А. Д. Конопатова. Позднее главным конструктором проекта становится В. С. Рачук.
Лётные испытания двигателя были проведены в составе РН «Энергия». Всего осуществлено два успешных пуска, первый состоялся 15 мая 1987 года[1].
В перспективе предполагалось довести тягу двигателя до 230 тс в вакууме и до 224 тс на земле, с повышением удельного импульса до 460,5 с в вакууме и до 443 с на земле. Также планировалось сделать его многоразовым по типу РД-170[2].
К середине 1990-х годов российские предприятия в связи с интенсивной утратой сложившейся кооперации и стремительным сокращением номенклатуры выпускаемой продукции были уже не в состоянии производить подобный двигатель. По некоторым оценкам, на восстановление утраченных технологий требовались затраты в размере $1 млрд и несколько лет работы.
По мнению некоторых экспертов[3], технология производства РД-0120 к настоящему времени полностью утрачена[4]. Однако на основе его технологий на том же предприятии создается кислородно-водородный двигатель РД-0146. В 2015 году глава Научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев сообщил СМИ, что восстановление производства РД-0120 займет 8-9 лет[5].
По данным РКК «Энергия», двигатель, установленный на второй ступени РН «Энергия», имел следующие характеристики:
ru-wiki.org