ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

РД-0120. Рд 120 двигатель


РД-0120 — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

РД-0120 Тип: Топливо: Окислитель: Камер сгорания: Страна: Использование: Время эксплуатации: Применение: Производство: Конструктор: Время создания: Производитель:
Обозначение: Производилось: Массогабаритныехарактеристики Масса: Высота: Диаметр: Рабочие характеристики Тяга: Удельный импульс: Время работы: Давление в камере сгорания: Степень расширения: Отношение окислитель/топливо: Тяговооружённость:
Двигатель РД-0120 в музее ЗАО «ЗЭМ» РКК «Энергия»
ЖРД закрытого цикла
жидкий водород
жидкий кислород
1
СССР СССР→Россия Россия
1987—1988 годы
«Энергия» (вторая ступень)
КБХА (г. Воронеж)
1976—1990[1]
ВМЗ
11Д122 (РО-200)
1979 год
3 450 кг[1]
4 550 мм[1]
2 420 мм[1]
Вакуум: 200 тс[1] (1962 кН[1], эксплуатационный режим 106%)Ур. моря: 155,6 тс (1526 кН)
Вакуум: 455 с[1]Ур.моря: 353,2 с
500 с[1]
223 кгс/см²[1] (21,9 МПа[1])
86:1
6:1
58

РД-0120 — жидкостный ракетный двигатель, работающий на жидком водороде и жидком кислороде. Двигатель выполнен по замкнутой схеме с дожиганием генераторного газа после турбины. Использовался в качестве двигателя на второй ступени ракеты-носителя «Энергия». Всего на второй ступени было установлено четыре двигателя РД-0120.

История

Двигатель РД-0120 начал разрабатываться в 1976 году в КБ химической автоматики (г. Воронеж), группой конструкторов под руководством А. Д. Конопатова. Позднее главным конструктором проекта становится В. С. Рачук.

Лётные испытания двигателя были проведены в составе РН «Энергия». Всего осуществлено два успешных пуска, первый состоялся 15 мая 1987 года[1].

В перспективе предполагалось довести тягу двигателя до 230 тонн в вакууме и до 224 тонн на земле, с повышением удельного импульса до 460,5 секунд в вакууме и до 360 секунд на земле, для это надо было увеличить давление до 340 атм. Также планировалось сделать его многоразовым по типу РД-170.

К середине 1990-х гг. российские предприятия в связи с интенсивной утратой сложившейся кооперации и стремительным сокращением номенклатуры выпускаемой продукции были уже не в состоянии производить подобный двигатель. По некоторым оценкам, на восстановление утраченных технологий требовались затраты в размере $1 млрд и несколько лет работы.

По мнению некоторых экспертов[2], технология производства РД-0120 к настоящему времени полностью утрачена. Однако на основе его технологий на том же предприятии создается кислородно-водородный двигатель РД-0146.

Характеристики

По данным РКК «Энергия», двигатель, установленный на второй ступени РН «Энергия» имел следующие характеристики:

Напишите отзыв о статье "РД-0120"

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 [www.kbkha.ru/?p=8&cat=8&prod=34 РД0120. Универсальная ракетно-космическая транспортная система "Энергия"]. КБХА.
  2. ↑ [vpk-news.ru/articles/24775 Навстречу утренней заре – на «Ангаре»] (15.04.2015).

См. также

Ссылки

Отрывок, характеризующий РД-0120

– Куда ж ты едешь? – крикнул Пьер на кучера, выезжавшего на Лубянку. – К главнокомандующему приказали, – отвечал кучер. – Дурак! скотина! – закричал Пьер, что редко с ним случалось, ругая своего кучера. – Домой я велел; и скорее ступай, болван. Еще нынче надо выехать, – про себя проговорил Пьер. Пьер при виде наказанного француза и толпы, окружавшей Лобное место, так окончательно решил, что не может долее оставаться в Москве и едет нынче же в армию, что ему казалось, что он или сказал об этом кучеру, или что кучер сам должен был знать это. Приехав домой, Пьер отдал приказание своему все знающему, все умеющему, известному всей Москве кучеру Евстафьевичу о том, что он в ночь едет в Можайск к войску и чтобы туда были высланы его верховые лошади. Все это не могло быть сделано в тот же день, и потому, по представлению Евстафьевича, Пьер должен был отложить свой отъезд до другого дня, с тем чтобы дать время подставам выехать на дорогу. 24 го числа прояснело после дурной погоды, и в этот день после обеда Пьер выехал из Москвы. Ночью, переменя лошадей в Перхушкове, Пьер узнал, что в этот вечер было большое сражение. Рассказывали, что здесь, в Перхушкове, земля дрожала от выстрелов. На вопросы Пьера о том, кто победил, никто не мог дать ему ответа. (Это было сражение 24 го числа при Шевардине.) На рассвете Пьер подъезжал к Можайску. Все дома Можайска были заняты постоем войск, и на постоялом дворе, на котором Пьера встретили его берейтор и кучер, в горницах не было места: все было полно офицерами. В Можайске и за Можайском везде стояли и шли войска. Казаки, пешие, конные солдаты, фуры, ящики, пушки виднелись со всех сторон. Пьер торопился скорее ехать вперед, и чем дальше он отъезжал от Москвы и чем глубже погружался в это море войск, тем больше им овладевала тревога беспокойства и не испытанное еще им новое радостное чувство. Это было чувство, подобное тому, которое он испытывал и в Слободском дворце во время приезда государя, – чувство необходимости предпринять что то и пожертвовать чем то. Он испытывал теперь приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем то… С чем, Пьер не мог себе дать отчета, да и ее старался уяснить себе, для кого и для чего он находит особенную прелесть пожертвовать всем. Его не занимало то, для чего он хочет жертвовать, но самое жертвование составляло для него новое радостное чувство.

24 го было сражение при Шевардинском редуте, 25 го не было пущено ни одного выстрела ни с той, ни с другой стороны, 26 го произошло Бородинское сражение. Для чего и как были даны и приняты сражения при Шевардине и при Бородине? Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла. Результатом ближайшим было и должно было быть – для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы (чего мы боялись больше всего в мире), а для французов то, что они приблизились к погибели всей армии (чего они тоже боялись больше всего в мире). Результат этот был тогда же совершении очевиден, а между тем Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение. Ежели бы полководцы руководились разумными причинами, казалось, как ясно должно было быть для Наполеона, что, зайдя за две тысячи верст и принимая сражение с вероятной случайностью потери четверти армии, он шел на верную погибель; и столь же ясно бы должно было казаться Кутузову, что, принимая сражение и тоже рискуя потерять четверть армии, он наверное теряет Москву. Для Кутузова это было математически ясно, как ясно то, что ежели в шашках у меня меньше одной шашкой и я буду меняться, я наверное проиграю и потому не должен меняться.

wiki-org.ru

РД-120 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Для этого термина существует аббревиатура «РД», которая имеет и другие значения: см. РД.

РД-120 (11Д123, ракетный двигатель-120) — жидкостный ракетный двигатель, разработанный НПО Энергомаш в 1985 году для использования в качестве маршевого второй ступени на ракетах-носителях семейства «Зенит». Производится на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске, Украина.

Существуют две модификации: более мощный РД-120 форсированный и разрабатываемый земной вариант РД-120К.

История

Разработкой двигателя РД-120 с 16 марта 1976 года занималось НПО Энергомаш одновременно с началом разработки РН «Зенит», согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР[1]. Целью разработки, проводимой под общим руководством Виталия Петровича Радовского, был однокамерный маршевый жидкостный ракетный двигатель для второй ступени «Зенита», способный давать большой удельный импульс в вакууме[3].

До 1982 года экспериментальные модели производились в НПО Энергомаш, впоследствии двигатель был передан в серийное производство на Южмаш. До 1985 года проводились наземные испытания[1].

Первые лётные испытания РД-120 в составе носителя «Зенит» были запланированы на 12 апреля 1985 года. В тот день на космодроме Байконур поднялась пыльная буря. И хотя поначалу пуск отменять не собирались, за 11 минут до старта не прошла операция разведения захвата установщика. Пуск перенесли на следующий день. 13 апреля старт был успешным, но на 410-й секунде в керосиновом баке РД-120 закончилось горючее вследствие неправильной настройки регулятора расхода топлива. Проблема заключалась в том, что по команде уменьшения расхода керосина регулятор его увеличивал[5][6][7].

Второй пуск РН «Зенит» был осуществлён 21 июня 1985 года, оказавшийся для второй ступени снова неудачным. РД-120 отработал корректно, но в результате нарушения работы рулевого двигателя РД-8 произошёл его взрыв в конце активного участка, хотя общая задача полёта была выполнена. Причиной нарушения работы стало засорение фильтра в клапане входа окислителя. 22 октября того же года состоялся третий пуск «Зенита», ставший полностью успешным[6][8][9].

Впервые в истории, 11 и 18 октября 1995 года, были проведены огневые испытания российского ракетного двигателя в США, которым стал РД-120. Тесты проводились на испытательном стенде E-8 компании Pratt&Whitney с целью оценки работоспособности РД-120 на американском топливе, и, в целом, пригодности данного двигателя для установки на американских носителях. Испытания прошли успешно[10][11]. Кроме того, рассматривался вариант использования РД-120 на проектируемом компанией Orbital Sciences многоразовом транспортном космическом корабле X-34. Испытания показали, что по сравнению с другим кандидатом, американским RS-27, российский двигатель оказался более мощным, и потому более предпочтительным. Однако в 1996 году работы по X-34 были прекращены, а впоследствии проект окончательно свёрнут[12].

Примечания

wikipedia.green

120 - это... Что такое РД-120?

РД-120 (11Д123)
Тип: Топливо: Окислитель: Камер сгорания: Страна: Использование: Время эксплуатации: Применение: Производство: Конструктор: Время создания: Производитель: Производилось: Варианты: Массогабаритныехарактеристики Полная масса: Сухая масса: Высота: Диаметр: Рабочие характеристики Тяга: Удельный импульс: Время работы: Давление в камере сгорания: Степень расширения:
Отношение окислитель/топливо: Зажигание:
Ракетный двигатель РД-120
ЖРД замкнутой схемы
керосин РГ-1
жидкий кислород
1
СССРРоссияУкраина
1985[1] — используется
семейство РН «Зенит» (вторая ступень)
НПО Энергомаш, СССР
1976—1985[1]
Южмаш, Украина
1985—настоящее время
РД-120РД-120 форсированныйРД-120К[1]
1285 кг[1]
1125 кг[1]
3,872 м[1]
1,954 м[1]
Вакуум: 85 тс[1]Ур.моря: —
Вакуум: 350 c[1]Ур.моря: —
до 350 с[2]
16,2 МПа[3]
106:1[4]
2,6:1[2]
химическое[3]

РД-120 (11Д123, ракетный двигатель-120) — жидкостный ракетный двигатель, разработанный НПО Энергомаш в 1985 году для использования в качестве маршевого второй ступени на ракетах-носителях семейства «Зенит».

Производится на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске, Украина.

Существуют две модификации: более мощный РД-120 форсированный и разрабатываемый земной вариант РД-120К.

История

Разработкой двигателя РД-120 с 16 марта 1976 года занималось НПО Энергомаш одновременно с началом разработки РН «Зенит», согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР[1]. Целью разработки, проводимой под общим руководством Виталия Петровича Радовского, был однокамерный маршевый жидкостный ракетный двигатель для второй ступени «Зенита», способный давать большой удельный импульс в вакууме[3].

До 1982 года экспериментальные модели производились в НПО Энергомаш, впоследствии двигатель был передан в серийное производство на Южмаш. До 1985 года проводились наземные испытания[1].

Первые лётные испытания РД-120 в составе носителя «Зенит» были запланированы на 12 апреля 1985 года. В тот день на космодроме Байконур поднялась пыльная буря. И хотя поначалу пуск отменять не собирались, за 11 минут до старта не прошла операция разведения захвата установщика. Пуск перенесли на следующий день. 13 апреля старт был успешным, но на 410-й секунде в керосиновом баке РД-120 закончилось горючее вследствие неправильной настройки регулятора расхода топлива. Проблема заключалась в том, что по команде уменьшения расхода керосина регулятор его увеличивал[5][6][7].

Второй пуск РН «Зенит» был осуществлён 21 июня 1985 года, оказавшийся для второй ступени снова неудачным. РД-120 отработал корректно, но в результате нарушения работы рулевого двигателя РД-8 произошёл его взрыв в конце активного участка, хотя общая задача полёта была выполнена. Причиной нарушения работы стало засорение фильтра в клапане входа окислителя. 22 октября того же года состоялся третий пуск «Зенита», ставший полностью успешным[6][8][9].

Впервые в истории, 11 и 18 октября 1995 года, были проведены огневые испытания российского ракетного двигателя в США, которым стал РД-120. Тесты проводились на испытательном стенде E-8 компании Pratt&Whitney с целью оценки работоспособности РД-120 на американском топливе, и, в целом, пригодности данного двигателя для установки на американских носителях. Испытания прошли успешно[10][11]. Кроме того, рассматривался вариант использования РД-120 на проектируемом компанией Orbital Sciences многоразовом транспортном космическом корабле X-34. Испытания показали, что по сравнению с другим кандидатом, американским RS-27, российский двигатель оказался более мощным, и потому более предпочтительным. Однако в 1996 году работы по X-34 были прекращены, а впоследствии проект окончательно свёрнут[12].

Примечания

dic.academic.ru

РД-120 — википедия орг

Для этого термина существует аббревиатура «РД», которая имеет и другие значения: см. РД.

РД-120 (11Д123, ракетный двигатель-120) — жидкостный ракетный двигатель, разработанный НПО Энергомаш в 1985 году для использования в качестве маршевого второй ступени на ракетах-носителях семейства «Зенит». Производится на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске, Украина.

РД-120 (11Д123) Тип Топливо Окислитель Камер сгорания Страна Использование Время эксплуатации Применение Производство Конструктор Время создания Производитель Производилось Варианты Массогабаритныехарактеристики Полная масса Сухая масса Высота Диаметр Рабочие характеристики Тяга Удельный импульс Время работы Давление в камере сгорания Степень расширения Отношение окислитель/топливо Зажигание
Ракетный двигатель РД-120
ЖРД замкнутой схемы
керосин РГ-1
жидкий кислород
1
СССРРоссияУкраина
1985[1] — используется
семейство РН «Зенит» (вторая ступень)
НПО Энергомаш, СССР
1976—1985[1]
Южмаш, Украина
1985—настоящее время
РД-120РД-120 форсированныйРД-120К[1]
1285 кг[1]
1125 кг[1]
3,872 м[1]
1,954 м[1]
Вакуум: 85 тс[1]Ур.моря: —
Вакуум: 350 c[1]Ур.моря: —
до 350 с[2]
16,2 МПа[3]
106:1[4]
2,6:1[2]
химическое[3]

Существуют две модификации: более мощный РД-120 форсированный и разрабатываемый земной вариант РД-120К.

Разработкой двигателя РД-120 с 16 марта 1976 года занималось НПО Энергомаш одновременно с началом разработки РН «Зенит», согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР[1]. Целью разработки, проводимой под общим руководством Виталия Петровича Радовского, был однокамерный маршевый жидкостный ракетный двигатель для второй ступени «Зенита», способный давать большой удельный импульс в вакууме[3].

До 1982 года экспериментальные модели производились в НПО Энергомаш, впоследствии двигатель был передан в серийное производство на Южмаш. До 1985 года проводились наземные испытания[1].

Первые лётные испытания РД-120 в составе носителя «Зенит» были запланированы на 12 апреля 1985 года. В тот день на космодроме Байконур поднялась пыльная буря. И хотя поначалу пуск отменять не собирались, за 11 минут до старта не прошла операция разведения захвата установщика. Пуск перенесли на следующий день. 13 апреля старт был успешным, но на 410-й секунде в керосиновом баке РД-120 закончилось горючее вследствие неправильной настройки регулятора расхода топлива. Проблема заключалась в том, что по команде уменьшения расхода керосина регулятор его увеличивал[5][6][7].

Второй пуск РН «Зенит» был осуществлён 21 июня 1985 года, оказавшийся для второй ступени снова неудачным. РД-120 отработал корректно, но в результате нарушения работы рулевого двигателя РД-8 произошёл его взрыв в конце активного участка, хотя общая задача полёта была выполнена. Причиной нарушения работы стало засорение фильтра в клапане входа окислителя. 22 октября того же года состоялся третий пуск «Зенита», ставший полностью успешным[6][8][9].

Впервые в истории, 11 и 18 октября 1995 года, были проведены огневые испытания российского ракетного двигателя в США, которым стал РД-120. Тесты проводились на испытательном стенде E-8 компании Pratt&Whitney с целью оценки работоспособности РД-120 на американском топливе, и, в целом, пригодности данного двигателя для установки на американских носителях. Испытания прошли успешно[10][11]. Кроме того, рассматривался вариант использования РД-120 на проектируемом компанией Orbital Sciences многоразовом транспортном космическом корабле X-34. Испытания показали, что по сравнению с другим кандидатом, американским RS-27, российский двигатель оказался более мощным, и потому более предпочтительным. Однако в 1996 году работы по X-34 были прекращены, а впоследствии проект окончательно свёрнут[12].

www-wikipediya.ru

РД-120 — Википедия РУ

Для этого термина существует аббревиатура «РД», которая имеет и другие значения: см. РД.

РД-120 (11Д123, ракетный двигатель-120) — жидкостный ракетный двигатель, разработанный НПО Энергомаш в 1985 году для использования в качестве маршевого второй ступени на ракетах-носителях семейства «Зенит». Производится на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске, Украина.

РД-120 (11Д123) Тип Топливо Окислитель Камер сгорания Страна Использование Время эксплуатации Применение Производство Конструктор Время создания Производитель Производилось Варианты Массогабаритныехарактеристики Полная масса Сухая масса Высота Диаметр Рабочие характеристики Тяга Удельный импульс Время работы Давление в камере сгорания Степень расширения Отношение окислитель/топливо Зажигание
Ракетный двигатель РД-120
ЖРД замкнутой схемы
керосин РГ-1
жидкий кислород
1
СССРРоссияУкраина
1985[1] — используется
семейство РН «Зенит» (вторая ступень)
НПО Энергомаш, СССР
1976—1985[1]
Южмаш, Украина
1985—настоящее время
РД-120РД-120 форсированныйРД-120К[1]
1285 кг[1]
1125 кг[1]
3,872 м[1]
1,954 м[1]
Вакуум: 85 тс[1]Ур.моря: —
Вакуум: 350 c[1]Ур.моря: —
до 350 с[2]
16,2 МПа[3]
106:1[4]
2,6:1[2]
химическое[3]

Существуют две модификации: более мощный РД-120 форсированный и разрабатываемый земной вариант РД-120К.

Разработкой двигателя РД-120 с 16 марта 1976 года занималось НПО Энергомаш одновременно с началом разработки РН «Зенит», согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР[1]. Целью разработки, проводимой под общим руководством Виталия Петровича Радовского, был однокамерный маршевый жидкостный ракетный двигатель для второй ступени «Зенита», способный давать большой удельный импульс в вакууме[3].

До 1982 года экспериментальные модели производились в НПО Энергомаш, впоследствии двигатель был передан в серийное производство на Южмаш. До 1985 года проводились наземные испытания[1].

Первые лётные испытания РД-120 в составе носителя «Зенит» были запланированы на 12 апреля 1985 года. В тот день на космодроме Байконур поднялась пыльная буря. И хотя поначалу пуск отменять не собирались, за 11 минут до старта не прошла операция разведения захвата установщика. Пуск перенесли на следующий день. 13 апреля старт был успешным, но на 410-й секунде в керосиновом баке РД-120 закончилось горючее вследствие неправильной настройки регулятора расхода топлива. Проблема заключалась в том, что по команде уменьшения расхода керосина регулятор его увеличивал[5][6][7].

Второй пуск РН «Зенит» был осуществлён 21 июня 1985 года, оказавшийся для второй ступени снова неудачным. РД-120 отработал корректно, но в результате нарушения работы рулевого двигателя РД-8 произошёл его взрыв в конце активного участка, хотя общая задача полёта была выполнена. Причиной нарушения работы стало засорение фильтра в клапане входа окислителя. 22 октября того же года состоялся третий пуск «Зенита», ставший полностью успешным[6][8][9].

Впервые в истории, 11 и 18 октября 1995 года, были проведены огневые испытания российского ракетного двигателя в США, которым стал РД-120. Тесты проводились на испытательном стенде E-8 компании Pratt&Whitney с целью оценки работоспособности РД-120 на американском топливе, и, в целом, пригодности данного двигателя для установки на американских носителях. Испытания прошли успешно[10][11]. Кроме того, рассматривался вариант использования РД-120 на проектируемом компанией Orbital Sciences многоразовом транспортном космическом корабле X-34. Испытания показали, что по сравнению с другим кандидатом, американским RS-27, российский двигатель оказался более мощным, и потому более предпочтительным. Однако в 1996 году работы по X-34 были прекращены, а впоследствии проект окончательно свёрнут[12].

http-wikipediya.ru

РД-120 — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

РД-120 (11Д123) Тип: Топливо: Окислитель: Камер сгорания: Страна: Использование: Время эксплуатации: Применение: Производство: Конструктор: Время создания: Производитель: Производилось: Варианты: Массогабаритныехарактеристики Полная масса: Сухая масса: Высота: Диаметр: Рабочие характеристики Тяга: Удельный импульс: Время работы: Давление в камере сгорания: Степень расширения: Отношение окислитель/топливо: Зажигание:
Ракетный двигатель РД-120
ЖРД замкнутой схемы
керосин РГ-1
жидкий кислород
1
СССРРоссияУкраина
1985[1] — используется
семейство РН «Зенит» (вторая ступень)
НПО Энергомаш, СССР
1976—1985[1]
Южмаш, Украина
1985—настоящее время
РД-120РД-120 форсированныйРД-120К[1]
1285 кг[1]
1125 кг[1]
3,872 м[1]
1,954 м[1]
Вакуум: 85 тс[1]Ур.моря: —
Вакуум: 350 c[1]Ур.моря: —
до 350 с[2]
16,2 МПа[3]
106:1[4]
2,6:1[2]
химическое[3]

РД-120 (11Д123, ракетный двигатель-120) — жидкостный ракетный двигатель, разработанный НПО Энергомаш в 1985 году для использования в качестве маршевого второй ступени на ракетах-носителях семейства «Зенит». Производится на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске, Украина.

Существуют две модификации: более мощный РД-120 форсированный и разрабатываемый земной вариант РД-120К.

История

Разработкой двигателя РД-120 с 16 марта 1976 года занималось НПО Энергомаш одновременно с началом разработки РН «Зенит», согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР[1]. Целью разработки, проводимой под общим руководством Виталия Петровича Радовского, был однокамерный маршевый жидкостный ракетный двигатель для второй ступени «Зенита», способный давать большой удельный импульс в вакууме[3].

До 1982 года экспериментальные модели производились в НПО Энергомаш, впоследствии двигатель был передан в серийное производство на Южмаш. До 1985 года проводились наземные испытания[1].

Первые лётные испытания РД-120 в составе носителя «Зенит» были запланированы на 12 апреля 1985 года. В тот день на космодроме Байконур поднялась пыльная буря. И хотя поначалу пуск отменять не собирались, за 11 минут до старта не прошла операция разведения захвата установщика. Пуск перенесли на следующий день. 13 апреля старт был успешным, но на 410-й секунде в керосиновом баке РД-120 закончилось горючее вследствие неправильной настройки регулятора расхода топлива. Проблема заключалась в том, что по команде уменьшения расхода керосина регулятор его увеличивал[5][6][7].

Второй пуск РН «Зенит» был осуществлён 21 июня 1985 года, оказавшийся для второй ступени снова неудачным. РД-120 отработал корректно, но в результате нарушения работы рулевого двигателя РД-8 произошёл его взрыв в конце активного участка, хотя общая задача полёта была выполнена. Причиной нарушения работы стало засорение фильтра в клапане входа окислителя. 22 октября того же года состоялся третий пуск «Зенита», ставший полностью успешным[6][8][9].

Впервые в истории, 11 и 18 октября 1995 года, были проведены огневые испытания российского ракетного двигателя в США, которым стал РД-120. Тесты проводились на испытательном стенде E-8 компании Pratt&Whitney с целью оценки работоспособности РД-120 на американском топливе, и, в целом, пригодности данного двигателя для установки на американских носителях. Испытания прошли успешно[10][11]. Кроме того, рассматривался вариант использования РД-120 на проектируемом компанией Orbital Sciences многоразовом транспортном космическом корабле X-34. Испытания показали, что по сравнению с другим кандидатом, американским RS-27, российский двигатель оказался более мощным, и потому более предпочтительным. Однако в 1996 году работы по X-34 были прекращены, а впоследствии проект окончательно свёрнут[12].

Напишите отзыв о статье "РД-120"

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 [www.npoenergomash.ru/engines/rd120/ Информация о двигателе РД-120] (рус.). НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко. Проверено 25 ноября 2010. [www.webcitation.org/68vP1RT8b Архивировано из первоисточника 5 июля 2012].
  2. ↑ 1 2 [www.yuzhmash.com/ru/product.php?page=11d123 Двигатель РД120] (рус.). Южный машиностроительный завод. Проверено 25 ноября 2010. [www.webcitation.org/68vP2k58M Архивировано из первоисточника 5 июля 2012].
  3. ↑ 1 2 3 [www.oil-tehno.ru/zhidkostnyj-raketnyj-dvigatel-rd-120/ Жидкостный ракетный двигатель РД-120] (рус.). Oil-tehno.ru. Проверено 25 ноября 2010. [www.webcitation.org/68vP3qKxY Архивировано из первоисточника 5 июля 2012].
  4. ↑ [www.spaceandtech.com/spacedata/engines/rd120_specs.shtml RD-120 - Specifications] (англ.). SPACEandTECH. Проверено 27 ноября 2010. [www.webcitation.org/68vP4wcLO Архивировано из первоисточника 5 июля 2012].
  5. ↑ [space1.ru/rn-zenitkoncepciya-bezlyudnyj-start/ «Зенит». Ракета-носитель среднего класса. Концепция «безлюдный старт»] (рус.). Space1.ru. Проверено 27 ноября 2010. [www.webcitation.org/61BgyoBxG Архивировано из первоисточника 25 августа 2011].
  6. ↑ 1 2 [www.buran.ru/htm/05-3.htm «Зенит»] (рус.). Buran.ru. Проверено 27 ноября 2010. [www.webcitation.org/68vP5d6ui Архивировано из первоисточника 5 июля 2012].
  7. ↑ [space-russia.narod.ru/doc/zenit.html Ракетоноситель ЗЕНИТ] (рус.). Space-russia.narod.ru. Проверено 27 ноября 2010. [www.webcitation.org/68vP6J0rG Архивировано из первоисточника 5 июля 2012].
  8. ↑ [lpre.de/energomash/RD-170/index.htm ЖРД РД-170 (11Д521) и РД-171 (11Д520)] (рус.). Rocket Propulsion Analysis (RPA). Проверено 27 ноября 2010. [www.webcitation.org/61BgxnHMB Архивировано из первоисточника 25 августа 2011].
  9. ↑ В. Антипов (2000). «[www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/209/45.shtml 15 лет первому пуску «Зенита»]». Новости космонавтики 209. Проверено 2010-11-27.
  10. ↑ (8—21 октября 1995) «[www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/110/10.shtml Международное сотрудничество. 21 номер журнала за 1995 год]». Новости космонавтики 110. Проверено 2010-11-27.
  11. ↑ [www.highbeam.com/doc/1G1-17591005.html Pratt&Whitney conducts the first U.S. test firing of a production russian rocket engine] (англ.). HighBeam® Research. Проверено 27 ноября 2010. [www.webcitation.org/68vP7pNcp Архивировано из первоисточника 5 июля 2012].
  12. ↑ [www.hq.nasa.gov/pao/History/x-33/facts_7.htm The Policy Origins of the X-33. Part VII: The X-34] (англ.). NASA Headquarters. Проверено 27 ноября 2010. [www.webcitation.org/68vP8SOYP Архивировано из первоисточника 5 июля 2012].

Отрывок, характеризующий РД-120

– Отчего же так? – спросил Пьер. – Да вот хоть бы насчет дров или кормов, доложу вам. Ведь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что. Ведь мы уходим, ему достается, не так ли, ваше сиятельство? – обратился он к своему князю, – а ты не смей. В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали… – Так отчего же он запрещал? Тимохин сконфуженно оглядывался, не понимая, как и что отвечать на такой вопрос. Пьер с тем же вопросом обратился к князю Андрею. – А чтобы не разорять край, который мы оставляли неприятелю, – злобно насмешливо сказал князь Андрей. – Это очень основательно; нельзя позволять грабить край и приучаться войскам к мародерству. Ну и в Смоленске он тоже правильно рассудил, что французы могут обойти нас и что у них больше сил. Но он не мог понять того, – вдруг как бы вырвавшимся тонким голосом закричал князь Андрей, – но он не мог понять, что мы в первый раз дрались там за русскую землю, что в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы. Он велел отступать, и все усилия и потери пропали даром. Он не думал об измене, он старался все сделать как можно лучше, он все обдумал; но от этого то он и не годится. Он не годится теперь именно потому, что он все обдумывает очень основательно и аккуратно, как и следует всякому немцу. Как бы тебе сказать… Ну, у отца твоего немец лакей, и он прекрасный лакей и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец при смерти болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так и сделали с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности; нужен свой, родной человек. А у вас в клубе выдумали, что он изменник! Тем, что его оклеветали изменником, сделают только то, что потом, устыдившись своего ложного нарекания, из изменников сделают вдруг героем или гением, что еще будет несправедливее. Он честный и очень аккуратный немец… – Однако, говорят, он искусный полководец, – сказал Пьер. – Я не понимаю, что такое значит искусный полководец, – с насмешкой сказал князь Андрей. – Искусный полководец, – сказал Пьер, – ну, тот, который предвидел все случайности… ну, угадал мысли противника. – Да это невозможно, – сказал князь Андрей, как будто про давно решенное дело. Пьер с удивлением посмотрел на него. – Однако, – сказал он, – ведь говорят же, что война подобна шахматной игре. – Да, – сказал князь Андрей, – только с тою маленькою разницей, что в шахматах над каждым шагом ты можешь думать сколько угодно, что ты там вне условий времени, и еще с той разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, a на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна. Поверь мне, – сказал он, – что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них… Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции. – А от чего же? – От того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате. Князь Андрей взглянул на Тимохина, который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира. В противность своей прежней сдержанной молчаливости князь Андрей казался теперь взволнованным. Он, видимо, не мог удержаться от высказывания тех мыслей, которые неожиданно приходили ему. – Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, – и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. «Проиграли – ну так бежать!» – мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, бог знает что бы было. А завтра мы этого не скажем. Ты говоришь: наша позиция, левый фланг слаб, правый фланг растянут, – продолжал он, – все это вздор, ничего этого нет. А что нам предстоит завтра? Сто миллионов самых разнообразных случайностей, которые будут решаться мгновенно тем, что побежали или побегут они или наши, что убьют того, убьют другого; а то, что делается теперь, – все это забава. Дело в том, что те, с кем ты ездил по позиции, не только не содействуют общему ходу дел, но мешают ему. Они заняты только своими маленькими интересами. – В такую минуту? – укоризненно сказал Пьер. – В такую минуту, – повторил князь Андрей, – для них это только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение! – Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная, – проговорил Тимохин. – Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку, пить: не такой день, говорят. – Все помолчали. Офицеры поднялись. Князь Андрей вышел с ними за сарай, отдавая последние приказания адъютанту. Когда офицеры ушли, Пьер подошел к князю Андрею и только что хотел начать разговор, как по дороге недалеко от сарая застучали копыта трех лошадей, и, взглянув по этому направлению, князь Андрей узнал Вольцогена с Клаузевицем, сопутствуемых казаком. Они близко проехали, продолжая разговаривать, и Пьер с Андреем невольно услыхали следующие фразы:

wiki-org.ru

РД-0120 — WiKi

Для этого термина существует аббревиатура «РД», которая имеет и другие значения: см. РД.

РД-0120 — жидкостный ракетный двигатель, работающий на жидком водороде и жидком кислороде. Двигатель выполнен по замкнутой схеме с дожиганием генераторного газа после турбины. Использовался в качестве двигателя на второй ступени ракеты-носителя «Энергия». Всего на второй ступени было установлено четыре двигателя РД-0120.

РД-0120 Тип Топливо Окислитель Камер сгорания Страна Использование Время эксплуатации Применение Производство Конструктор Время создания Производитель Обозначение Производилось Массогабаритныехарактеристики Масса Высота Диаметр Рабочие характеристики Тяга Удельный импульс Время работы Давление в камере сгорания Степень расширения Отношение окислитель/топливо Тяговооружённость
Двигатель РД-0120 в музее ЗАО «ЗЭМ» РКК «Энергия»
ЖРД закрытого цикла
жидкий водород
жидкий кислород
1
СССР СССР→Россия Россия
1987—1988 годы
«Энергия» (вторая ступень)
КБХА (г. Воронеж)
1976—1990[1]
ВМЗ
11Д122 (РО-200)
1979 год
3 450 кг[1]
4 550 мм[1]
2 420 мм[1]
Вакуум: 200 тс[1] (1962 кН[1], эксплуатационный режим 106%)Ур. моря: 155,6 тс (1526 кН)
Вакуум: 455 с[1]Ур.моря: 353,2 с
500 с[1]
223 кгс/см²[1] (21,9 МПа[1])
86:1
6:1
58

Двигатель РД-0120 начал разрабатываться в 1976 году в КБ химической автоматики (г. Воронеж) группой конструкторов под руководством А. Д. Конопатова. Позднее главным конструктором проекта становится В. С. Рачук.

Лётные испытания двигателя были проведены в составе РН «Энергия». Всего осуществлено два успешных пуска, первый состоялся 15 мая 1987 года[1].

В перспективе предполагалось довести тягу двигателя до 230 тс в вакууме и до 224 тс на земле, с повышением удельного импульса до 460,5 с в вакууме и до 443 с на земле. Также планировалось сделать его многоразовым по типу РД-170[2].

К середине 1990-х годов российские предприятия в связи с интенсивной утратой сложившейся кооперации и стремительным сокращением номенклатуры выпускаемой продукции были уже не в состоянии производить подобный двигатель. По некоторым оценкам, на восстановление утраченных технологий требовались затраты в размере $1 млрд и несколько лет работы.

По мнению некоторых экспертов[3], технология производства РД-0120 к настоящему времени полностью утрачена[4]. Однако на основе его технологий на том же предприятии создается кислородно-водородный двигатель РД-0146. В 2015 году глава Научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев сообщил СМИ, что восстановление производства РД-0120 займет 8-9 лет[5].

По данным РКК «Энергия», двигатель, установленный на второй ступени РН «Энергия», имел следующие характеристики:

ru-wiki.org