РД-120
Описание
Двигатель для второй ступени РН «Зенит»
РД-120
технические характеристики
Основные параметры семейства двигателя РД-120
Тяга, земная/пустотная, тс | -/85 | -/93 | 80/87 |
Удельный импульс, земной/пустотный, с | -/350 | -/350 | 304,4/330 |
Давление в камере сгорания, кгс/см2 | 166 | 181,6 | 179,8 |
Масса, сухая/залитая, кг | 1125/1285 | 1125/1285 | 1080/- |
Габариты, высота/диаметр, мм | 3872/1954 | 3872/1954 | 2435/1400 |
Период разработки | 1976-1985 | 2001-2003 | 1986- |
Назначение | РН «Зенит» | РН «Зенит 3SL» | перспективная РН |
Количество и период пусков | 50 пусков 1985-2007 | 31 пуск 2005-2015 | - |
Программа модернизации двигателя РД-120
Базовый двигатель РД-120 разработан в 1976-1985 гг. Первый пуск РН «Зенит» с двигателем РД-120 выполнен 13 апреля 1985 г. Модернизированный двигатель РД-120: форсирована тяга до 93 тс. Первый пуск РН «Зенит» с форсированным двигателем РД-120 по программе «Морской старт» выполнен 28 февраля 2005г.
Изготовлено всего 295 двигателей, проведено 588 стендовых огневых испытаний с наработкой 141608 сек.
engine.space
РД-0120
Описание
Двигатель с самыми высокими удельными характеристиками среди двигателей своего класса. Сертифицирован на 6 включений. Продемонстрировал возможность работы на дросселированном до 25% от номинального режима. Достигнутые высокие технические показатели агрегатов подачи позволили обеспечить работоспособность системы при относительно низких температурах генераторного газа. При изготовлении элементов двигателя впервые применена гранульная технология получения заготовок деталей.
РД-0120
технические характеристики
Тяга, земная/пустотная, тс | 200,0 (1962) |
Удельный импульс пустотный, кгс с/кг (м/с) | 455(4463) |
Давление в камере сгорания, кгс/см2 | 223 (21,9) |
Давление за насосом горючего (Мпа) | 42,7 |
Температура генераторного газа (К) | 897 |
Масса кг | 3450 |
Габариты, высота/диаметр, мм | 4550/2420 |
Период разработки | 1976-1987 |
Назначение | РН «Энергия» |
Время работы в полете, с | 500 |
Основные этапы программы РД-0120
engine.space
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Для этого термина существует аббревиатура «РД», которая имеет и другие значения: см. РД.Ракетный двигатель РД-120 | |
ЖРД замкнутой схемы | |
керосин РГ-1 | |
жидкий кислород | |
1 | |
СССРРоссияУкраина | |
1985[1] — используется | |
семейство РН «Зенит» (вторая ступень) | |
НПО Энергомаш, СССР | |
1976—1985[1] | |
Южмаш, Украина | |
1985—настоящее время | |
РД-120РД-120 форсированныйРД-120К[1] | |
1285 кг[1] | |
1125 кг[1] | |
3,872 м[1] | |
1,954 м[1] | |
Вакуум: 85 тс[1]Ур.моря: — | |
Вакуум: 350 c[1]Ур.моря: — | |
до 350 с[2] | |
16,2 МПа[3] | |
106:1[4] | |
2,6:1[2] | |
химическое[3] |
РД-120 (11Д123, ракетный двигатель-120) — жидкостный
ru.bywiki.com
РД-120 (11Д123, ракетный двигатель-120) — жидкостный ракетный двигатель, разработанный НПО Энергомаш в 1985 году для использования в качестве маршевого второй ступени на ракетах-носителях семейства «Зенит». Производится на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске, Украина.
Ракетный двигатель РД-120 | |
ЖРД замкнутой схемы | |
керосин РГ-1 | |
жидкий кислород | |
1 | |
СССРРоссияУкраина | |
1985[1] — используется | |
семейство РН «Зенит» (вторая ступень) | |
НПО Энергомаш, СССР | |
1976—1985[1] | |
Южмаш, Украина | |
1985—настоящее время | |
РД-120РД-120 форсированныйРД-120К[1] | |
1285 кг[1] | |
1125 кг[1] | |
3,872 м[1] | |
1,954 м[1] | |
Вакуум: 85 тс[1]Ур.моря: — | |
Вакуум: 350 c[1]Ур.моря: — | |
16,2 МПа[3] | |
106:1[4] | |
2,6:1[2] | |
химическое[3] |
Существуют две модификации: более мощный РД-120 форсированный и разрабатываемый земной вариант РД-120К.
Разработкой двигателя РД-120 с 16 марта 1976 года занималось НПО Энергомаш одновременно с началом разработки РН «Зенит», согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР[1]. Целью разработки, проводимой под общим руководством Виталия Петровича Радовского, был однокамерный маршевый жидкостный ракетный двигатель для второй ступени «Зенита», способный давать большой удельный импульс в вакууме[3].
До 1982 года экспериментальные модели производились в НПО Энергомаш, впоследствии двигатель был передан в серийное производство на Южмаш. До 1985 года проводились наземные испытания[1].
Первые лётные испытания РД-120 в составе носителя «Зенит» были запланированы на 12 апреля 1985 года. В тот день на космодроме Байконур поднялась пыльная буря. И хотя поначалу пуск отменять не собирались, за 11 минут до старта не прошла операция разведения захвата установщика. Пуск перенесли на следующий день. 13 апреля старт был успешным, но на 410-й секунде в керосиновом баке РД-120 закончилось горючее вследствие неправильной настройки регулятора расхода топлива. Проблема заключалась в том, что по команде уменьшения расхода керосина регулятор его увеличивал[5][6][7].
Второй пуск РН «Зенит» был осуществлён 21 июня 1985 года, оказавшийся для второй ступени снова неудачным. РД-120 отработал корректно, но в результате нарушения работы рулевого двигателя РД-8 произошёл его взрыв в конце активного участка, хотя общая задача полёта была выполнена. Причиной нарушения работы стало засорение фильтра в клапане входа окислителя. 22 октября того же года состоялся третий пуск «Зенита», ставший полностью успешным[6][8][9].
Впервые в истории, 11 и 18 октября 1995 года, были проведены огневые испытания российского ракетного двигателя в США, которым стал РД-120. Тесты проводились на испытательном стенде E-8 компании Pratt&Whitney с целью оценки работоспособности РД-120 на американском топливе, и, в целом, пригодности данного двигателя для установки на американских носителях. Испытания прошли успешно[10][11]. Кроме того, рассматривался вариант использования РД-120 на проектируемом компанией Orbital Sciences многоразовом транспортном космическом корабле X-34. Испытания показали, что по сравнению с другим кандидатом, американским RS-27, российский двигатель оказался более мощным, и потому более предпочтительным. Однако в 1996 году работы по X-34 были прекращены, а впоследствии проект окончательно свёрнут[12].
ru-wiki.org
Ракетный двигатель РД-120 | |
ЖРД замкнутой схемы | |
керосин РГ-1 | |
жидкий кислород | |
1 | |
СССРРоссияУкраина | |
1985[1] — используется | |
семейство РН «Зенит» (вторая ступень) | |
НПО Энергомаш, СССР | |
1976—1985[1] | |
1985—настоящее время | |
РД-120РД-120 форсированныйРД-120К[1] | |
1285 кг[1] | |
1125 кг[1] | |
3,872 м[1] | |
1,954 м[1] | |
Вакуум: 85 тс[1]Ур.моря: — | |
Вакуум: 350 c[1]Ур.моря: — | |
до 350 с[2] | |
16,2 МПа[3] | |
106:1[4] | |
2,6:1[2] | |
химическое[3] |
РД-120 (11Д123, ракетный двигатель-120) — жидкостный ракетный двигатель, разработанный НПО Энергомаш в 1985 году для использования в качестве маршевого второй ступени на ракетах-носителях семейства «Зенит». Производится на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске, Украина.
Существуют две модификации: более мощный РД-120 форсированный и разрабатываемый земной вариант РД-120К.
Разработкой двигателя РД-120 с 16 марта 1976 года занималось НПО Энергомаш одновременно с началом разработки РН «Зенит», согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР[1]. Целью разработки, проводимой под общим руководством Виталия Петровича Радовского, был однокамерный маршевый жидкостный ракетный двигатель для второй ступени «Зенита», способный давать большой удельный импульс в вакууме[3].
До 1982 года экспериментальные модели производились в НПО Энергомаш, впоследствии двигатель был передан в серийное производство на Южмаш. До 1985 года проводились наземные испытания[1].
Первые лётные испытания РД-120 в составе носителя «Зенит» были запланированы на 12 апреля 1985 года. В тот день на космодроме Байконур поднялась пыльная буря. И хотя поначалу пуск отменять не собирались, за 11 минут до старта не прошла операция разведения захвата установщика. Пуск перенесли на следующий день. 13 апреля старт был успешным, но на 410-й секунде в керосиновом баке РД-120 закончилось горючее вследствие неправильной настройки регулятора расхода топлива. Проблема заключалась в том, что по команде уменьшения расхода керосина регулятор его увеличивал[5][6][7].
Второй пуск РН «Зенит» был осуществлён 21 июня 1985 года, оказавшийся для второй ступени снова неудачным. РД-120 отработал корректно, но в результате нарушения работы рулевого двигателя РД-8 произошёл его взрыв в конце активного участка, хотя общая задача полёта была выполнена. Причиной нарушения работы стало засорение фильтра в клапане входа окислителя. 22 октября того же года состоялся третий пуск «Зенита», ставший полностью успешным[6][8][9].
Впервые в истории, 11 и 18 октября 1995 года, были проведены огневые испытания российского ракетного двигателя в США, которым стал РД-120. Тесты проводились на испытательном стенде E-8 компании Pratt&Whitney с целью оценки работоспособности РД-120 на американском топливе, и, в целом, пригодности данного двигателя для установки на американских носителях. Испытания прошли успешно[10][11]. Кроме того, рассматривался вариант использования РД-120 на проектируемом компанией Orbital Sciences многоразовом транспортном космическом корабле X-34. Испытания показали, что по сравнению с другим кандидатом, американским RS-27, российский двигатель оказался более мощным, и потому более предпочтительным. Однако в 1996 году работы по X-34 были прекращены, а впоследствии проект окончательно свёрнут[12].
wikiredia.ru
Ракетный двигатель РД-120 | |
ЖРД замкнутой схемы | |
керосин РГ-1 | |
жидкий кислород | |
1 | |
СССРРоссияУкраина | |
1985[1] — используется | |
семейство РН «Зенит» (вторая ступень) | |
НПО Энергомаш, СССР | |
1976—1985[1] | |
Южмаш, Украина | |
1985—настоящее время | |
РД-120РД-120 форсированныйРД-120К[1] | |
1285 кг[1] | |
1125 кг[1] | |
3,872 м[1] | |
1,954 м[1] | |
Вакуум: 85 тс[1]Ур.моря: — | |
Вакуум: 350 c[1]Ур.моря: — | |
до 350 с[2] | |
16,2 МПа[3] | |
106:1[4] | |
2,6:1[2] | |
химическое[3] |
РД-120 (11Д123, ракетный двигатель-120) — жидкостный ракетный двигатель, разработанный НПО Энергомаш в 1985 году для использования в качестве маршевого второй ступени на ракетах-носителях семейства «Зенит». Производится на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске, Украина.
Существуют две модификации: более мощный РД-120 форсированный и разрабатываемый земной вариант РД-120К.
Разработкой двигателя РД-120 с 16 марта 1976 года занималось НПО Энергомаш одновременно с началом разработки РН «Зенит», согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР[1]. Целью разработки, проводимой под общим руководством Виталия Петровича Радовского, был однокамерный маршевый жидкостный ракетный двигатель для второй ступени «Зенита», способный давать большой удельный импульс в вакууме[3].
До 1982 года экспериментальные модели производились в НПО Энергомаш, впоследствии двигатель был передан в серийное производство на Южмаш. До 1985 года проводились наземные испытания[1].
Первые лётные испытания РД-120 в составе носителя «Зенит» были запланированы на 12 апреля 1985 года. В тот день на космодроме Байконур поднялась пыльная буря. И хотя поначалу пуск отменять не собирались, за 11 минут до старта не прошла операция разведения захвата установщика. Пуск перенесли на следующий день. 13 апреля старт был успешным, но на 410-й секунде в керосиновом баке РД-120 закончилось горючее вследствие неправильной настройки регулятора расхода топлива. Проблема заключалась в том, что по команде уменьшения расхода керосина регулятор его увеличивал[5][6][7].
Второй пуск РН «Зенит» был осуществлён 21 июня 1985 года, оказавшийся для второй ступени снова неудачным. РД-120 отработал корректно, но в результате нарушения работы рулевого двигателя РД-8 произошёл его взрыв в конце активного участка, хотя общая задача полёта была выполнена. Причиной нарушения работы стало засорение фильтра в клапане входа окислителя. 22 октября того же года состоялся третий пуск «Зенита», ставший полностью успешным[6][8][9].
Впервые в истории, 11 и 18 октября 1995 года, были проведены огневые испытания российского ракетного двигателя в США, которым стал РД-120. Тесты проводились на испытательном стенде E-8 компании Pratt&
ru-wiki.ru
Ракетный двигатель РД-120 | |
ЖРД замкнутой схемы | |
керосин РГ-1 | |
жидкий кислород | |
1 | |
СССРРоссияУкраина | |
1985[1] — используется | |
семейство РН «Зенит» (вторая ступень) | |
НПО Энергомаш, СССР | |
1976—1985[1] | |
Южмаш, Украина | |
1985—настоящее время | |
РД-120РД-120 форсированныйРД-120К[1] | |
1285 кг[1] | |
1125 кг[1] | |
3,872 м[1] | |
1,954 м[1] | |
Вакуум: 85 тс[1]Ур.моря: — | |
Вакуум: 350 c[1]Ур.моря: — | |
до 350 с[2] | |
16,2 МПа[3] | |
106:1[4] | |
2,6:1[2] | |
химическое[3] |
РД-120 (11Д123, ракетный двигатель-120) — жидкостный ракетный двигатель, разработанный НПО Энергомаш в 1985 году для использования в качестве маршевого второй ступени на ракетах-носителях семейства «Зенит».
Производится на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске, Украина.Существуют две модификации: более мощный РД-120 форсированный и разрабатываемый земной вариант РД-120К.
Разработкой двигателя РД-120 с 16 марта 1976 года занималось НПО Энергомаш одновременно с началом разработки РН «Зенит», согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР[1]. Целью разработки, проводимой под общим руководством Виталия Петровича Радовского, был однокамерный маршевый жидкостный ракетный двигатель для второй ступени «Зенита», способный давать большой удельный импульс в вакууме[3].
До 1982 года экспериментальные модели производились в НПО Энергомаш, впоследствии двигатель был передан в серийное производство на Южмаш. До 1985 года проводились наземные испытания[1].
Первые лётные испытания РД-120 в составе носителя «Зенит» были запланированы на 12 апреля 1985 года. В тот день на космодроме Байконур поднялась пыльная буря. И хотя поначалу пуск отменять не собирались, за 11 минут до старта не прошла операция разведения захвата установщика. Пуск перенесли на следующий день. 13 апреля старт был успешным, но на 410-й секунде в керосиновом баке РД-120 закончилось горючее вследствие неправильной настройки регулятора расхода топлива. Проблема заключалась в том, что по команде уменьшения расхода керосина регулятор его увеличивал[5][6][7].
Второй пуск РН «Зенит» был осуществлён 21 июня 1985 года, оказавшийся для второй ступени снова неудачным. РД-120 отработал корректно, но в результате нарушения работы рулевого двигателя РД-8 произошёл его взрыв в конце активного участка, хотя общая задача полёта была выполнена. Причиной нарушения работы стало засорение фильтра в клапане входа окислителя. 22 октября того же года состоялся третий пуск «Зенита», ставший полностью успешным[6][8][9].
Впервые в истории, 11 и 18 октября 1995 года, были проведены огневые испытания российского ракетного двигателя в США, которым стал РД-120. Тесты проводились на испытательном стенде E-8 компании Pratt&Whitney с целью оценки работоспособности РД-120 на американском топливе, и, в целом, пригодности данного двигателя для установки на американских носителях. Испытания прошли успешно[10][11]. Кроме того, рассматривался вариант использования РД-120 на проектируемом компанией Orbital Sciences многоразовом транспортном космическом корабле X-34. Испытания показали, что по сравнению с другим кандидатом, американским RS-27, российский двигатель оказался более мощным, и потому более предпочтительным. Однако в 1996 году работы по X-34 были прекращены, а впоследствии проект окончательно свёрнут[12].
xzsad.academic.ru