ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

На китайский J-31 установят российский двигатель РД-93. Двигатель рд 93


Китай раскручивает "Рособоронэкспорт" // АвиаПорт.Новости

[image]

Автор: Defence.pk

"Рособоронэкспорт" готовится подписать контракт с Китаем на поставку 100 российских двигателей РД-93 с увеличенной тягой, рассказал "АвиаПорту" источник в оборонно-промышленном комплексе. "Техническое задание с инозаказчиком уже согласовано. Также получены согласования Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Минобороны и ряда других ведомств. Сейчас "Рособоронэкспорт" согласовывает контракт с Китаем по ценовым параметрам", - пояснил собеседник. Он напомнил, что с Китаем есть договоренность о поставке 500 моторов. "Первые сто поставляются по фиксированной цене. По второй партии цена сейчас определяется", - уточнил он.

Двигатель РД-93 предназначен для китайско-пакистанского истребителя FC-1 и отличается от двигателя РД-33, устанавливаемого на МиГ-29, нижним расположением коробки двигательных агрегатов. FC-1 (в Пакистан поставляется под индексом JF-17) - первый китайский многофункциональный истребитель, созданный для продажи на международные рынки. Разработка самолета велась с начала 90-х годов китайской компанией Chengdu Aircraft Industry. Около 50% расходов на разработку ($75 млн) взял на себя Пакистан. У Китая с Пакистаном был заключен контракт на поставку 150 FC-1 на сумму $2,3 млрд с опционом еще на 100 машин. А в марте 2009 года руководство компании Pakistan Aeronautical Complex и китайской Авиационной экспортно-импортной корпорации заключили контракт о начале серийного производства в Пакистане 42 легких многоцелевых реактивных истребителей JF-17, которые должны в ближайшие годы сформировать основу пакистанских ВВС. Всего Пакистан планирует самостоятельно произвести от 200 до 250 истребителей.

Самолет оснащен одним российским двигателем РД-93 разработки ОАО "Климов", серийно выпускаемым Московским машиностроительным предприятием имени Чернышева. В 2005 году "Рособоронэкспорт" заключил с КНР контракт на $238 млн на поставку для FC-1 первых 100 двигателей РД-93, этот контракт сейчас выполняет ММП Чернышева. Первая партия из 15 моторов была отправлена из РФ еще в конце 2006 года. При этом Пекин выражал готовность приобрести до 1000 моторов, если они будут модернизированы с увеличением тяги. В этом случае общая стоимость контракта составит $3,75 млрд.

Другой источник "АвиаПорта" уточнил, что переговоры о поставке Китаю двигателей РД-93 с увеличенной тягой с 8,3 тонн до 9 тонн шли с 2005 года. Однако по этому поводу выражала беспокойство Индия - один из основных традиционных покупателей российского оружия, чьим противником является Пакистан. Индия указывала, что если у РД-93 увеличить тягу, он будет сопоставим с двигателем РД-33МК, устанавливаемым на "корабельные" истребители МиГ-29К/КУБ, которые Дели приобрел для оснащения авианосца "Адмирал Горшков".

Тем не менее, российская сторона разрешила в апреле 2007 года реэкспорт двигателей с тягой 8,3 тонны в Пакистан, причем, как утверждали в администрации президента РФ, сделку курировал лично тогдашний глава государства Владимир Путин. На тот момент в администрации президента РФ утверждали, что сделка с Китаем не нарушает интересов Дели, так как Индия закупает в России более совершенные истребители. Действительно, по боевой эффективности FC-1 значительно уступает "МиГам". Об этом говорит и представитель оборонно-промышленного комплекса, знакомый с ходом переговоров: "Китайский FC-1 ни в коей мере не является конкурентам нашим легким истребителям, он совершенно другого класса, в то же время позволяет моторостроительной отрасли иметь серьезный заказ".

В "Рособоронэкспорте" "АвиаПорту" сообщили, что "предпочитают воздержаться от комментариев" по поводу реэкспорта РД-93 в Пакистан. При этом в ноябре 2007 года Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) разрешила Китаю реэкспорт российских двигателей РД-93 в шесть стран: помимо Пакистана, который получил это разрешение ранее, двигатель может быть поставлен в Египет, Нигерию, Бангладеш, Саудовскую Аравию и Алжир. Кроме того, намерение приобрести эти истребители также высказывали Ливан, Мьянма, Иран и Шри-Ланка.

 

Ссылки по теме:

Материал «Китай раскручивает "Рособоронэкспорт"» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.

Связи: Климов, Рособоронэкспорт, МиГ-29, Самолетостроение (в процессе тестирования)

www.aviaport.ru

Китай ремонтирует двигатели РД-93 и копирует РД-33

Директор департамента международного экономического сотрудничества украинской компании «Мотор» (так в тексте, вероятно, ОАО «Мотор-Сич») Альберт Логинов заявил Kanwa, что компания недавно подписала с КНР соглашение касательно ремонта авиационных двигателей РД-93. В соответствии с соглашением, Украина будет оказывать содействие Ченьдунской авиационной корпорации в ремонте деталей РД-93 и будущих капитальных ремонтах. У ОАО «Мотор-Сич» нет прямых контрактов с Пакистаном, и все работы будут проводиться в КНР.

РД-93 еще не проходил ремонты. Источник в украинской компании отметил, что КНР еще не имеет оборудования и предприятий для ремонта российских двигателей. Поэтому, первые РД-93 могут быть отправлены на Украину для проведения ремонта.

Эти события также подтверждают раннее предположение Kanwa о том, что КНР будет вынуждена обратиться к Украине для ремонта РД-93.По данным некоторых источников, у «Мотор-Сич» есть лицензия на ремонт серийных двигателей РД-33-2, и между двумя модификациями двигателей нет сильных различий.

ОАО «Мотор-Сич» приступило к оказанию помощи КНР в 1992 г. с ремонтом двигателей АЛ-31Ф. По словам источника, в настоящее время украинских специалистов по ремонту АЛ-31Ф в КНР больше не осталось. Тем не менее, завод «Мотор-Сич» ежегодно проводит обучение китайских технических специалистов и рабочих. В настоящее время сотрудничество продолжается, и украинцы в 2010 г. приняли несколько китайских аспирантов. Теперь они активно изучают технологии ремонта и переборки двигателей АЛ-31Ф.

Также существуют и другие свидетельства того, что в КНР в настоящее время очень сильно развились технологии ремонта истребителей Су-27, и поэтому услуги украинцев больше не нужны. Источник из компании «Мигремонт» заявил Kanwa, что уже некоторое время назад все деловые контакты с Китаем в этой области были прекращены. «Мигремонт» оказывает услуги по ремонту планера и авионики китайских Су-27.

С другой стороны, КНР активно пытается получить контракт на оказание ремонтных услуг на индонезийских Су-27. Это значит, что КНР уже стал конкурентом Украины в области предоставления услуг по ремонту и обслуживанию на мировом рынке.

КНР клонирует двигатель РД-33

Приблизительно два года назад Kanwa получила достоверные сведения о том, что КНР продвигается в решении задачи копирования российских двигателей РД-33 и этим занимается Объединенная авиационная компания Гуйчжоу (Guizhou United Aviation Company). Однако эти сведения не нашли подтверждения у источников непосредственно в самой компании. Отчет, опубликованный в июльском номере журнала China Aviation за 2007 г., привлек внимание корреспондента Kanwa. По мнению Kanwa, речь идет о копировании РД-33.

В этом отчете говорится следующее: «Начиная с 15 июля НИИ авиационных двигателей Гуйчжоу (Guizhou Aviation Engine Research Institute) ведет так называемую работу по «пяти сравнениям», и сконцентрирован на двух типах авиационных двигателей». Так называемая политика «пяти сравнений» заключается в том, что компания сравнивает свой проект с зарубежными образцами по пяти различным аспектам, включая проект, производственную технологию, опытное производство (скопированная продукция), сравнение с прототипом (оригинальное импортное изделие) и зарубежной технической информации. Говоря более детально, эти действия включают сравнение собственного проекта с зарубежными данными, проектных чертежей с зарубежным прототипом, производственной технологии с зарубежной технической информацией, производственной технологией и проектными характеристиками, и, наконец, опытный продукт сравнивается с проектными характеристиками.

Два типа авиационных двигателей, упомянутых в отчете, без сомнения, являются импортными образцами. В настоящее время только Россия и Украина осуществляют экспорт четырех типов двигателей в Китай. Kanwa удалось выяснить, что Объединенная авиационная компания Гуйчжоу отвечает за техническое обслуживание РД-93, что подтверждает тот факт, что КНР занимается его клонированием. Обслуживанием двигателей АЛ-31Ф и АЛ-31ФН занимаются предприятия в Чэньду и Шеньяне. Очевидно, что процесс копирования РД-93 находится на стадии производства опытных образцов или производства опытного двигателя. При этом уже появились проблемы: по данным отчета, решение всех проблем должно быть завершено в ноябре. Таким образом, заявления о том, что двигатель WS13 уже проходит испытания на борту истребителя JF-17 не более чем рекламный трюк.

Говоря о втором типе двигателя, который мог быть подвергнуть «сравнительному изучению», можно прийти к выводу о том, что это вероятнее всего АИ-222К-25 для учебно-тренировочного самолета L-15, который КНР сейчас импортирует из Украины. Продолжению разработки следует уделить самое пристальное внимание.

С точки зрения западной философии подобные отчеты не имеют смысла. Зачем в официальных СМИ открыто говорить о фактах клонирования? Но с точки зрения традиционной китайской философии, это не является «клонированием». Наоборот, подобная деятельность называется «независимые исследования, основанные на тяжелом труде и усилиях», и является демонстрацией коллективного патриотизма.

periscope2.ru

ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА, ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА (ОВТ)ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН

20.11.2014Россия поставит в Китай дополнительную партию из 100 двигателей РД-93 для истребителей FC-1/JF-17 Thunder до конца 2016 года, сказал российский официальный представитель на выставке «Эйршоу Чайна 2014» в Чжухае. Об этом сообщает Jane’s 17 ноября.Первый контракт между «Рособоронэкспортом» и Китаем на 100 двигателей РД-93 и стоимостью 238 млн долларов был заключен в 2005 году и завершен в 2010 году.Истребители JF-17 совместного китайско-пакистанского производства в настоящее время состоят только в ВВС Пакистана.Первый контракт на 100 двигателей РД-93 имел опцион на 400 дополнительных двигателей, которые производятся на Московском машиностроительном заводе им. Чернышева, входящего в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).На «Эйршоу Чайна 2014» высокопоставленный представитель российской делегации подтвердил, что истребитель Shenyang J-31/FC-31 также оснащен двигателями РД-93. Военный паритет

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ SHENYANG J-31 (КИТАЙ)МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ FC-1 XIAOLONG/JF-17 THUNDER (КИТАЙ/ПАКИСТАН)ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО20.11.2014

Представитель ОДК также сказал изданию Jane’s, что российская компания и китайская CATIC (China National Aero-Technology Import and Export Corporation) подписали соглашение по модернизации двигателя РД-93. Соглашение «включает дальнейшую модернизацию силовой установки в части повышения тяги и организацию поставок двигателей в Китай».

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО03.12.2014Министр обороны Пакистана заявил, что Россия готова поставлять двигатели РД-93 прямо в Пакистан.Недавно заключенный договор о военном сотрудничестве между Россией и Пакистаном позволит осуществлять покупку двигателей РД-93 напрямую из России, сказал изданию IHS Jane’s министр обороны Пакистана.Выступая на международной оборонной выставке-семинаре Defence Exhibition and Seminar (IDEAS) 2014 в Карачи, министр обороны Хамаджа Мохаммад Асиф (Khawaja Mohammad Asif) сказал: «Мы сейчас рассматриваем покупку авиационных двигателей, таких как РД-93, в России. Это важно для нас».Истребитель JF-17 Thunder китайско-пакистанского производства оснащен двигателем РД-93, но двигатели покупались у России Китаем и поставлялись заводу PAC(Pakistan Aeronautical Complex) в Камре, где ведется сборка JF-17. Военный Паритет

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО30.12.2014Китай способен экспортировать современные истребители на рынок развивающихся стран и повысить технологический уровень своей авиационной промышленности, сообщает сегодня агентство Синьхуа.«Истребитель FC-1 Fierce Dragon (JF-17 Thunder) вполне может выполнять задачи ПВО в составе ВВС развивающихся стран, которые не могут позволить себе самолеты пятого поколения. Для них наш самолет является оптимальным вариантом, который имеет разумные цены. Как правило, ВВС этих стран не будут подвергаться угрозе со стороны стелс-истребителей и не имеют требований для нанесения ударов на дальние расстояния», говорит заместитель главного редактора журнала Аerospace Knowledge Ван Янань (Wang Ya’nan).«Использование передовых композитных материалов позволит снизить вес планера, кроме того, самолет с таким планером будет иметь повышенные стелс-характеристики. Кроме того, компания AVIC может заменить двигатель РД-93 российского производства новейшим китайским ТРДДФ. Такая обширная модернизация может быть проведена при наличии достаточного количества потенциальных покупателей», говорит Ван.Также рассматривается вопрос лизинга истребителей странам, которые не могут позволить себе купить их по полной цене.На форуме China Defense сообщается, что Россия стремится сохранить роль поставщика двигателей для FC-1/JF-17 и предлагает улучшенный ТРДДФ РД-93МА с тягой на форсаже 9300 кг.Военный Паритет

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ FC-1 XIAOLONG/JF-17 THUNDER (КИТАЙ/ПАКИСТАН)23.11.2015Компания «Пакистан аэронотикал комплекс» (Pakistan Aeronautical Complex – PAC) не имеет планов по замене российских двигателей РД-93, устанавливаемых на истребители JF-17 «Тандер», на китайские аналоги.Как сообщает «Джейнс дифенз уикли», об этом заявил высокопоставленный представитель Военно-воздушных сил Пакистана в ходе выставки Dubai Air Show 2015.В последние несколько месяцев Пакистану поступило со стороны китайской компании AVIC (Aviation Industry Corporation of China) несколько предложений по замене РД-93 на истребителях JF-17 «Тандер» на китайские аналоги.По словам представителя пакистанских ВВС, «мы полностью удовлетворены двигателем российского производства».Он отметил, что «при проектировании JF-17, мы оценили весь спектр конструктивных особенностей и пришли к выводу, что РД-93 полностью подходит для этого самолета. Более того, уже в практическом плане данный двигатель оказался идеальным решением».Следующим шагом ВВС Пакистана станет строительство предприятия по полному циклу обслуживания и капитального ремонта РД-93 на заводе в Камре.ЦАМТО

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ FC-1 XIAOLONG/JF-17 THUNDER (КИТАЙ/ПАКИСТАН) ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО28.02.2016Согласно сообщения информационного агентства ТАСС, дублирующее производство турбореактивных двуконтурных авиационных двигателей семейства РД-33 для самолетов семейства МиГ-29 планирует запустить в 2018 году ПАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО, входит в АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» — ОДК).По словам управляющего директора уфимского завода Евгения Семивеличенко, предприятием разработана и утверждена программа создания такого производства в Уфе, «сегодня полным ходом идет подготовка». Сейчас двигатели семейства РД-33 производятся на Московском машиностроительном предприятии имени Чернышева, также входящем в ОДК. «Сроки нам установили 31 декабря 2017 года, когда УМПО должно полностью выйти на серийное производство этих двигателей,— сказал управляющий директор.— Данные двигатели будут иметь четыре модификации. Если говорить о товарной продукции — это порядка 100–150 двигателей в год до 2025 года, это наш дополнительный объем, на который мы рассчитываем».Создание нового производства двигателей РД-33 вдобавок к уже имеющемуся ОАО «ММП им. В.В. Чернышева» с выпуском 100-150 двигателей в год выглядит несколько странным с учетом имеющихся на сегодняшний день данных о перспективном производстве истребителей МиГ-29 и пакистано-китайских FC-1/JF-17. Выпуск РД-33 в Уфе может означать либо сворачивание производства этих двигателей на ОАО «ММП им. В.В. Чернышева» или же резкий рост контрактации на МиГ-29, вдбавок к уже имеющимся контрактам с российским Министерством обороны, Египтом и Сирией, а также, возможно, рост заказов на модифицированный двигатель РД-93 со стороны Китая и/или Пакистана.http://bmpd.livejournal.com

УФИМСКОЕ МОТОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ (УМПО)ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ РД-33

ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ РД-93Модификация турбореактивного двухконтурного двигателя с форсажной камерой РД-33, разработанного в 1985 году для установки на легкий фронтовой истребитель МиГ-29.Двигатели семейства РД-33 отличаются высоким уровнем газодинамической устойчивости к внешним возмущениям, в том числе и при применении бортового оружия, благодаря чему не накладывают никаких ограничений на пилотирование самолета. Они также обладают высоким темпом нарастания тяги и, соответственно, скорости полета, что особенно важно для современных истребителей.Конструкция двигателей является модульной, что обеспечивает возможность проведения локального ремонта и замены отдельных деталей, узлов и модулей непосредственно в условиях эксплуатации.Разработка – ОАО «Климов».Серийное производство – ОАО «ММП имени В.В.Чернышева».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тяга на полном форс. Режиме 8300кгсТяга на макс. режиме без форсажа 5040кгсУд. расход топлива на полном форсированном режиме 2,05 кг/кг чУд. расход топлива на макс. режиме без форсажа 0,77 кг/кг чРасход воздуха 75,5 кг/сСтепень двухконтурности 0,49Суммарная степень повышения давления 21Длина 4229 ммДиаметр 1040 ммСухая масса 1055 кгНазначенный ресурс 1400 чМежремонтный ресурс 700 ч

Источники: www.uk-odk.ru

ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ РД-33 ОАО «КЛИМОВ» МОСКОВСКОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ИМЕНИ В.В.ЧЕРНЫШЕВА ОБЪЕДИНЕННАЯ ДВИГАТЕЛЕСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ

bastion-opk.ru

Зачем Пекину нужен российский истребитель Т-50

Премьерный показ китайского истребителя 5-го поколения J-31 в ходе аэрокосмического салона AirShow China 2014 в Чжухае остался практически незамеченным. Главная китайская новинка, как и предполагали авиационные эксперты, оказалась не плодом длительной эволюции технической мысли, а ловкой манипуляцией чужими идеями, часть из которых Пекин добыл незаконным путем. Куда больше разговоров вызвали переговоры о возможной поставке в Поднебесную новейшего российского истребителя Су-35. Китай планирует купить не менее эскадрильи этих машин – 24 экземпляра.

Двигатель прогресса

Особенность Су-35 состоит в том, что его рассматривают, как последнюю ступень или переходную модель перед появлением в российской армии истребителей 5-го поколения Т-50. На Су-35 стоит много оборудования и механизмов, созданных именно под более современный самолет. Например, двигатель 117С. Он разработан на основе своих предшественников АЛ-31Ф, устанавливаемых на самолеты Су-27, но отличается от них увеличенной тягой 14,5 тонны против 12,5, большим ресурсом и пониженным расходом топлива. Это придает машине не только большую скорость и маневренность, но и возможность брать больше вооружения. И именно этот двигатель будет стоять на первых серийных истребителях Т-50.

Вторая серьезная новинка - радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой (ФАР) «Ирбис», обладающий уникальными на сегодня характеристиками по дальности обнаружения целей. По своим характеристикам этот радар близок к тому, что стоит на американском истребителе пятого поколения F-22. На встречных курсах «Ирбис-Э» может обнаруживать цели на дальности до 350-400 км, а это уникальный показатель для современных авиационных радиолокационных станций. На такой дальности истребитель может увидеть авианосец, за 150-200 километров – железнодорожный мост, за 100-120 - катер, за 60-70 километров - установки оперативно-тактических ракет или группы бронетехники и танков. И все их, соответственно, поразить.

При этом, как не скрывают в российской делегации, интерес Китая к Су-35 обусловлен не столько самим истребителем, сколько возможностью копирования двигателя и радара в интересах развития собственной программы создания истребителя пятого поколения - тяжелого J-20 и легкой версии - J-31.

Обе машины позиционируются как ответ американским истребителям пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning. По словам представителей китайской авиастроительной компании AVIC, J-31 его разрабатывают «не для поставок на зарубежные рынки и конкуренции с F-35, а для ВВС Китая». Но верится в это с трудом. В последние годы Пекин стал одним из главных игроков на оружейном рынке стран третьего мира. Например, в Бангладеш, Ливана, Ирана, Малайзии, Марокко, Нигерии, Шри-Ланки и Алжира, где успешно теснит не только западные компании, но и российские. Как передает агентство «Синьхуа», Китай завершил авиашоу в Чжухае с более чем 300 сделками на рекордную сумму $ 23,4 млрд.

Китай копирует МиГом

В 2003 году Москва и Пекин подписали контракт на лицензионное производство Су-27СК в Китае. Но в итоге из 200 заказанных комплектов Поднебесная купил лишь половину, объяснив отказ низкими боевыми возможностями Су-27. И сконцентрировался на собственном проекте J-11B. Причем все знали, что он в значительной степени копирует «суховские» машины Су-27/30. Параллельно китайцы с российской помощью создали двух конкурентов российским истребителям МиГ-29: J-10 и FC-1. По китайской оценке, лицензионное производство Су-27СК продвинуло технологический уровень Шэньянской авиастроительной корпорации на 20–25 лет вперед. А создание копии российской машины - истребителя J-11B - стало новым качественным скачком для китайского авиапрома.

Например, создания «палубной» версии истребителя J-10 - копии российского Су-33 - для авианесущего крейсера Shi Lang, названного в честь китайского генерала, который захватил Тайвань в 1861 году. В прошлом Shi Lang - это советский авианесущий крейсер «Варяг», проданный Пекину в конце 90-х годов Украиной. «Варяг» стоит у причала Даляня с 2002 года. Все это время китайские специалисты активно занимались его ремонтом и модернизацией. Пекин не скрывал, что рассматривает советский авианосец как платформу для отработки собственных технологий строительства авианесущего флота. Единственной проблемой для реализации этих планов было отсутствие самолетов, способных сесть на палубу корабля, а также опыта подготовки пилотов корабельной авиации. Технологию посадки истребителя на палубу корабля китайцы также скопировали с прототипа Су-33, оставшегося на Украине - Т-10К.

Слабое звено китайского копипрома

«Темпы развития китайской авиастроительной программы впечатляют, - высказал свое мнение телеканалу ЗВЕЗДА профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. - Но не стоит забывать, что в авиации форма должна соответствовать содержанию. – Стелс обводы фюзеляжей J-31 и J-20 еще не делают их машинами пятого поколения. Главное, что будет стоять у этих истребителей внутри: двигатель, радар, бортовая электроника - именно они и определят соответствие истребителей тому или иному поколению».

Пока оба истребителя далеки от совершенства. На J-31 и J-20 стоят российские двигатели АЛ-31Ф. На J-10 и FC-1 - РД-93. Несмотря на то, что оба мотора скопированы китайскими производителями, Пекин все равно предпочитает покупать аналогичную продукцию у Москвы. Ресурс и надежность, китайских «поделок» недотягивает до российского уровня. Хромает Китай и в таких вопросах как радиолокация, композитные материалы. С появлением Су-35 в Китае ожидают еще одного существенного технологического скачка в развитии авиапрома.

В последнее время Пекин становится основным российским партнером. Мы проводим в Китай ветки газопроводов, готовы делиться технологиями в авиастроении. В ходе AirShow China 2014 госкорпорация «Ростех» подписала ряд соглашений о совместной работе над целым рядом ключевых для китайской промышленности проектов. А объединенная двигателестроительная корпорация ОДК и китайская корпорацией CATIC подписали соглашение о развитии программы двигателя РД-93, которое предполагает последовательную модернизацию силовой установки в части увеличения тяги и организации его поставки в КНР.

На стенде ОДК были представлены турбореактивные двигатели АЛ-31ФН с нижним расположением коробки приводных агрегатов (для применения на китайских истребителях J-10) и РД-93, созданный специально для китайского легкого истребителя FC-1, а также двигатель АИ-222-25, предназначенный для современных и перспективных учебно-тренировочных, учебно-боевых и легких боевых самолетов. Этот мотор стоит на российских Як-130.

Технологический скачок

Зачем продавать подобную продукцию конкуренту? Большой вопрос. Хотя ответ на него вполне очевиден. Для России подобная техника стремительно устаревает. Двигатель 117С называется «двигателем первого этапа». На серийных Т-50 будут стоять существенно более мощные двигатели, на завершение разработки которых сегодня необходимы колоссальные средства. В НПО «Сатурн», где создается этот мотор, говорят, что новый «двигатель второго этапа» практически готов. Что касается РД-93, то на новых российских МиГ-35 стоят более совершенные РД-33МКВ с полностью поворотным соплом, обеспечивающие истребителю недостижимую для обычного МиГ-29 сверхманевренность.

Радар «Ирбис» - беспорное ноу-хау российской промышленности. Но в НИИ Тихомирова из подмосковного Жуковского уже создан куда более совершенный его приемник - радар с активной фазированной решеткой (АФАР) - это более тысячи объединенных в единое поле с высокой мощностью миниатюрных приемо-передающих модулей. Радар с АФАР «видит» все, что делается в воздухе и на земле на расстоянии нескольких сотен километров. Может вести множество целей, одновременно наводя вооружение истребителя на них. И, как говорят конструкторы, одновременно их все обстрелять, буквально веером выпустив ракеты.

«На перспективных истребителях, - говорит гендиректор НИИП Юрий Белый, - ставится уже не просто локатор в обычном понимании, а интегрированная радиоэлектронная система, включающая в себя радары в нескольких диапазонах волн, а также системы опознавания, РЭБ и другое необходимое оборудование. И все это увязывается в единую идеологию, единую концепцию, будет давать, как теперь модно формулировать, «синергетический боевой эффект».

Достичь, его, по всей видимости, без дополнительных инвестиций невозможно. Контракт по Су-35 с Китаем должен принести российской промышленности не менее $ 2 млрд.

Фото: Константин Семенов

tvzvezda.ru

Самолет 5-го поколения КНР оснастят российским двигателем

Фото J-31Единственным истребителем пятого поколения, который принят на вооружение, является американский F-22 Raptor. Летные испытания проходят российский самолет 5-го поколения Т-50 ПАК ФА и F-35 (США). Можно упомянуть японский ATD-X Shinshin, испытания которого, как сообщалось, запланированы на 2014 год. О том, что в Китае разрабатываются два истребителя пятого поколения - J-20 и J-31, сообщил глава делегации "Рособоронэкспорта" на авиакосмической выставке Airshow China - 2014, причем самолет J-31 будет летать на российском двигателе РД-93.

J-31

РИА Новости сообщают, что глава делегации "Рособоронэкспорта" на авиакосмической выставке в Джухае (Китай), начальник департамента ВВС Сергей Корнев сказал, что китайский экспортный истребитель пятого поколения J-31 будет летать на российском авиадвигателе РД-93: "J-31 с российским двигателем РД-93 считается экспортной программой, способной конкурировать с американским самолетом пятого поколения F-35 на региональных рынках", - сказал Сергей Корнев.

Он уточнил, что в Китае разрабатываются два истребителя пятого поколения - J-20 и J-31, что свидетельствует о высоком потенциале китайской науки, конструкторской мысли и авиационной промышленности. "Программа амбициозная, но вполне реальная, особенно если учесть дороговизну F-35 и некоторые проблемы с его разработкой", - подчеркнул Корнев.

Истребитель J-31 впервые поднялся в воздух 31 октября 2012 года, сейчас продолжается его активная разработка.

Шэньянг J-31 (англ. Shenyang J-31, так же называют "Кречет") - китайский многоцелевой истребитель пятого поколения. Периодически в сети именуется, как J-21, а также - "Кречет", J-31 и F-60. Ранее в СМИ были сообщения, что прототип китайского стелс-истребителя J-31, разработки Shenyang Aircraft Corp, совершил первый полет 31 октября 2012 года в Шеньяне. Полет J-31 продолжался более 10 минут: самолет с бортовым номером "31001" оторвался от земли в 10:32 и приземлился в 10:43. Называлось также имя пилота истребителя J-31 - летчик-испытатель Ли Гуен (Li Guoen). Полет самолета J-31 сопровождал истребитель J-11BS.

РД-93 - турбореактивный двигатель - модификация двигателя РД-33 (разработан в 1968-1985 годах компанией "Климов"), технические характеристики соответствуют РД-33. Конструкция двигателей является модульной, что обеспечивает возможность проведения локального ремонта и замены отдельных деталей, узлов и модулей, непосредственно, в условиях эксплуатации. Двигатели семейства РД-33 отличаются высоким уровнем газодинамической устойчивости к внешним возмущениям, в том числе и при применении бортового оружия, благодаря чему не накладывают никаких ограничений на пилотирование самолета. Они также обладают высоким темпом нарастания тяги и, соответственно, скорости полета, что особенно важно для современных истребителей.

РД-33 предназначается для легкого фронтового истребителя МиГ-29 и других самолетов данного класса. РД-33 и его модификации устанавливаются на истребители МиГ-29, МиГ-29К, МиГ-35, а также - на опытный штурмовик Ил-102.

На базе РД-33 разработаны двигатели:

Основные технические характеристики РД-33
Полный форсированный режим (H=0, М=0):
тяга, кгс 8300
Максимальный бесфорсажный режим (H=0, М=0):
тяга, кгс 5040
Длина, мм 4230
Максимальный диаметр, мм 1040
Масса, кг 1055

J-20

Читайте также:

< Назад Вперед >
 

pro-samolet.ru

Фото секретного самолета F-60: Китай начинает испытания еще одного стелс-истребителя?

Пока рано говорить о том, каков этот самолет в действительности, ведь нет ни одной фотографии без "вуалей", тем не менее некоторые моменты его создания уже известны.

Ранее, модель подобного самолёта была показана во время проводившегося AVIC 23-25 сентября 2011 г. в Пекинском музее авиации UAV Innovation Grand Prix (AVIC Cup) (что-то вроде конкурса талантов). Она была сделана студентами Нанкинского университета аэронавтики и космонавтики по мотивам вбросов в интернет о внешнем виде шеньянского конкурента J-20. Модель носила имя F-60. 

Истребитель находится в классе МиГ-29 / МиГ-35, т.е. максимальный взлетный вес в районе 24 - 25 тонн. Для такого двухмоторного самолета в качестве силовой установки есть только два варианта, российский РД-93 или его китайский клон - WS-13. Само собой разумеется, что форсажная тяга 8300 кгс уже недостаточна для машины с таким взлетным весом, тем более для истребителя который метит в "пятое поколение". Тяговооруженность новой машины никак не может быть ниже единицы при нормальном взлётном весе, она просто обязана стремиться к 1.3. К сожалению китайских конструкторов, достижение таких параметров становится возможным лишь при удельной тяге 0.1 кгс/кг веса - нереальный уровень для китайского двигателестроения. Заимствовать опыт северного соседа тоже не получится, "пятое поколение Климова" так и осталось в проектах. Не доведены до серии, ввиду закрытия программы И-2000, новые двигатели РД-43 и РД-43М с форсажной тягой 11500 - 12000 кгс. Сегодня, создатель РД-93, ОАО Климов и производитель ММП им. Чернышёва, готовы поставить заказчику несколько модификаций этого двигателя, в том числе на подходе варианты с повышенной тягой -  РД-93МА (9300 кгс) и РД-93МКМ (9500 кгс).

Собственный разработчик - Гуйчжоу, со своим WoShan -13 (WS-13) пока топчется на 8300 кгс., но уже заявляет о повышенном, по сравнению с РД-93, ресурсе. Очевидно, что закупка новых модификаций от Климова поспособствует и дальнейшему улучшению их китайского собрата.

Таким образом создатели нового китайского легкого истребителя вполне могут рассчитывать на два двигателя с форсажной тягой по 9500 кгс. и максимальной - от 5800 кгс. Конечно с таким уровнем тяги не достичь основных фишек пятого поколения, например крейсерского сверхзвука. Ну так и "заокеанский брат" не осилил его на F-35! Тем не менее китайские ВВС получат машину на уровне российского МиГ-35, но с пониженной заметностью и гораздо более привлекательным для иностранного заказчика дизайном, соответствующим второму десятилетию двадцать первого века.  

Предполагаемые характеристики:

длина 16.5 м

размах крыла 12 м

стояночная высота 4.5 м

площадь крыла 50 кв.м

максимальный взлётный вес 25000 кг

нормальный взлётный вес 17500 кг.

вес пустого 12000 кг.

вес топлива 7500 кг.

вес нагрузки 950 кг (внутри) / 5000 кг (с внешней подвеской)

вес фюзеляжа 1800 кг

вес крыльев 900 кг

вес стабилизаторов 130 кг

вес килей 430 кг

вес планера в сборе 3260 кг

вес оборудования 3900 кг

максимальная скорость 1800 - 2230 км/ч

крейсерская скорость 950 - 1400 км/ч

скороподъёмность 330 м/с

перегоночная дальность полёта 2500 км (с 2 ПТБ)

практическая дальность 2000 км (без ПТБ)

разбег с форсажем 350 - 400 м

эксплуатационная перегрузка 9g

нагрузка на крыло 347 (норм.) - 495 (макс.) кг/кв.м

тяговооруженность 1.1 (норм) - 0.76 (макс.) кгс/кг.

двигатель РД-93МКМ / WS-13

форсажная тяга 9500 кгс

максимальная тяга 5800 кгс

отклоняемый вектор тяги типа КЛИВТ   

РД-93

Разработка – ОАО «Климов». 

Серийное производство – ОАО «ММП имени В.В.Чернышева».

Модификация турбореактивного двухконтурного двигателя с форсажной камерой РД-33, разработанного в 1985 году для установки на легкий фронтовой истребитель МиГ-29.

Двигатели семейства РД-33 отличаются высоким уровнем газодинамической устойчивости к внешним возмущениям, в том числе и при применении бортового оружия, благодаря чему не накладывают никаких ограничений на пилотирование самолета. Они также обладают высоким темпом нарастания тяги и, соответственно, скорости полета, что особенно важно для современных истребителей.

Конструкция двигателей является модульной, что обеспечивает возможность проведения локального ремонта и замены отдельных деталей, узлов и модулей непосредственно в условиях эксплуатации.

В настоящее время создано несколько модификаций двигателя с нижним расположением коробки двигательных агрегатов (РД-33Н, РД-93, SMR-95) для одномоторных истребителей в том числе для МиГ-21, Mirage III, Mirage F-1 и др.

Двигатель SMR-95 успешно прошел летные испытания на истребителях ВВС ЮАР Super Cheetah D-2. В результате установки на них двигателя SMR-95 (тяга на полном форсаже увеличилась на 16 %, удельный расход топлива уменьшился на 25 %) летно-технические характеристики и эффективность боевого применения самолетов возросли в 1,2-3 раза.

Основные характеристики двигателя:

 Тяга на полном форсажном режиме 8300кгс Тяга на максимальном режиме без форсажа 5040кгс Удельный расход топлива на полном форсированном режиме 2,05 кг/кг ч Удельный расход топлива на макс. режиме без форсажа 0,77 кг/кг ч Расход воздуха 75,5 кг/с Степень двухконтурности 0,49 Суммарная степень повышения давления 21 Длина 4229 мм Диаметр 1040 мм Сухая масса 1055 кг Назначенный ресурс 1400 ч Межремонтный ресурс 700 ч

"Что вместо сердца?

Двигатели – это, вне всякого сомнения, наипервейшая головная боль разработчиков «Черного орла» и всего китайского авиапрома. Продвижение в области двигателестроения сильно отстает от темпов развития авиационной отрасли в целом. Здесь китайцы уперлись в целый ряд фундаментальных проблем, в первую очередь – в отсутствующую у них технологию материалов и сплавов специального назначения. 

Можно заполучить (вполне легально, по контрактам с Москвой) относительно современные (спроектированные в начале 80-х годов) двигатели из семейства АЛ-31Ф. Однако просто скопировать их и начать выпуск не представляется возможным. Эта задача требует создания новых производств в области металлургии и металлообработки, способных снабжать конструкторов современными материалами и обеспечивать требуемую точность изготовления и сборки, доводящую ресурс моторов хотя бы до минимально приемлемых значений. 

Медленный, болезненный рост китайского двигательного семейства WS-10 демонстрирует правоту этого тезиса. Особенно тяжелые проблемы наблюдаются с деталями турбин. Ряд специалистов отмечают, что Китай закупает в России целый набор комплектующих для авиадвигателей, но особый интерес проявляет к лопаткам и дискам турбин. Их технология – самое слабое звено моторостроения КНР. Вполне возможно, что в ближайшие несколько лет мы будем наблюдать картину, когда китайские в основе своей двигатели будут использовать импортные «критические элементы», сделанные в России. 

Тем не менее эта отрасль прогрессирует. А ведь еще несколько лет назад изделия двигателистов Поднебесной можно было назвать не иначе как «поделками»: и в самом деле, их ресурс не превосходил 20 часов даже на стенде. Сейчас эти показатели значительно улучшились, однако все равно далеки от требуемых китайскими военными 1000 часов. Напомним, штатный ресурс российского АЛ-31Ф составляет 800–900 часов, а версия АЛ-31ФН производства ММПП «Салют», предназначенная для истребителей J-10, по сообщениям из Китая, доведена до 1500 часов (здесь за скобками остается вопрос о реальной эксплуатационной надежности – ведь на подобное повышение ресурса КНР идет не от хорошей жизни). 

Не получается пока ничего хорошего и при копировании другого семейства российских моторов. Уже упоминавшийся китайский легкий истребитель FC-1, более известный под экспортной маркировкой JF-17 Thunder, до сих пор не переведен на двигатели WS-13 (они находятся в разработке около десяти лет), а серийные машины продолжают летать на наших РД-93 – близких родственниках РД-33, установленных на семействе истребителей МиГ-29. Причины ровно те же: надежность и ресурс собственных двигателей по-прежнему недостаточны для передачи машин с ними в рабочую эксплуатацию, а уж тем более для заметных поставок на экспорт (для чего JF-17 во многом и предназначен). 

Отсюда же и настойчиво декларируемый интерес Пекина к закупкам уже упоминавшегося «изделия 117С». Трудно судить, удастся ли в конечном итоге китайцам заполучить этот мотор. По некоторым данным, наша страна принципиально не против такой продажи, что было подтверждено во время недавнего визита в КНР министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. Однако зная устоявшиеся правила отечественного военпрома, можно говорить о том, что «117-й» Китай увидит не раньше, чем у России на руках окажется хотя бы испытанный прототип двигателя следующего технологического уровня (то самое «изделие 127»). А до того «Черным орлам» придется довольствоваться малым: недостаточно мощными WS-10G либо пока весьма туманными и перспективными WS-15, на которых предполагается получить до 18 тонн тяги. 

Однако тот факт, что J-20 взлетел на «неродных» двигателях, не столь важен в сравнении с некоторыми предварительными выводами, касающимися, к примеру, конструктивных особенностей воздухозаборников. Некоторые специалисты указывают, что их форма оптимизирована под дозвуковой бесфорсажный режим. 

Таким образом, китайский «перспективный демонстратор пятого поколения» с некоторой долей вероятности не предназначен для отработки крейсерского «сверхзвука» – по крайней мере в ныне наблюдаемом виде. Это решение довольно логично: у китайцев сейчас и близко нет двигателей, которые способны выдавать более 9 тонн тяги без форсажа, что совершенно недостаточно. Вместе с тем размер воздухозаборников «Черного орла» дополнительно подтверждает вероятность установки в дальнейшем более мощного двигателя."

http://vpk-news.ru/articles/7038

Китай учится и крадет у России ("Strategy Page", США)

Продажи реактивных авиационных двигателей АЛ-31 Россией в Китай превысили тысячу единиц благодаря нескольким новым заказам в этом году. Все это из-за того, что Китай стремится увеличить свой флот современных реактивных истребителей (J-10 и J-11). Также он хочет, чтобы пилоты поднимались в воздух как можно чаще для развития и поддержки боевых навыков. Но двигатели от продолжительной работы изнашиваются быстро. Ну, а еще одной причиной для новых заказов являются постоянно возникающие трудности у китайских разработчиков в создании реактивного двигателя. Китай особенно заинтересован освободиться от российской зависимости при разработке двигателей с высокими эксплуатационными качествами для своих передовых реактивных истребителей. Пока не удается.

С увеличением заказов со стороны ВВС России российскому производителю AЛ-31 пришлось увеличить объемы продукции в этом году более чем на треть. У русских также есть уверенность, что китайцы не смогут решить ряд проблем по разработке двигателей в ближайшее время. А то, что Китай открыто (и безуспешно) протестовал против ограничений, которые Россия наложила на использование моторов АЛ-31ФН, доказывает этот тезис. Россия хочет гарантий того, что АЛ-31ФН будет использоваться только по прямому назначению, то есть приводить в движение китайские боевые самолеты, и его не разберут на части, чтобы китайские инженеры смогли совершенствовать своих нелегальных клонов АЛ-31ФН - WS-10A. Китай крадет российские военные технологии уже в течение многих лет, особенно усилился этот процесс с окончанием холодной войны. Тогда сама Россия не могла себе позволить купить новую военную технику у своих производителей, и только заказы из Китая и Индии держали российские компании оборонно-промышленного комплекса на плаву. Теперь при наличии большего количества внутренних заказов от российских военных, производители в России почувствуют уверенность в своих возможностях и смогут жестко отстаивать свои интересы в отношениях с Китаем.

Другая проблема китайцев - нежелание признать, что их собственные усилия по созданию своих двигателей раз за разом терпят неудачу. Например, в прошлом году Китай раскрыл секрет, что он установил на своем истребители J-10 двигатели китайского производства WS-10A вместо российских АЛ-31ФН. Но в этом году Китай заказал еще несколько сотен АЛ-31ФН со сроком поставки в течение ближайших двух лет. И больше никаких разговоров об использовании WS-10A в широких масштабах.

Китайцы заявляют, что WS-10A превосходит АЛ-31Ф. При том, что в WS-10A есть много чего скопированного с российских технологий, китайцы утверждают, что они улучшили этот двигатель. Но эти улучшения у русских уже были произведены, как например увеличение срока службы у базового двигателя АЛ-31 с 900 до 1500 часов, а совсем недавно до 2000 часов. Кроме того, китайцы не смогли освоить некоторые базовые технологии производства реактивных двигателей с высокими эксплуатационными характеристиками. Реальность такова, что the WS-10A имеет ряд серьезных и непредсказуемых проблем с надежностью, которые становятся очевидными.

Китай считает, что он освободится от зависимости от российских военных реактивных двигателей в течение ближайших пяти лет, что подразумевает, что у китайских производителей двигателей все еще есть возможности решить эту задачу. Годами Китай импортировал два российских двигателя: АЛ-31 за 3,5 миллиона долларов и РД-93 (версия РД-33 для МиГ-29) для JF-17 (самолет типа F-16, разработанный в сотрудничество с Пакистаном) за 2,5 миллиона долларов. В какой-то момент китайские инженеры посчитали, что они сумели освоить технологию, необходимую, чтобы делать китайские копии двигателей российских АЛ-31. Китайская копия WS-10A является частью программы, по которой также создали WS-13 для замены РД-93. Хотя китайцы смогли сделать двигатели долговечными, у них все еще возникают проблемы с надежностью, а это убийственно для двигателя истребителя, когда его отказ в бою может стать фатальным.

Китай уже давно копирует зарубежные технологии, но не всегда успешно. Но в последние десять лет Китай вложил весьма много денег в создание реактивных двигателей. Китайцы столкнулись со многими проблемами, которые были и у русских в самом начале. Разработка необходимой конструкции двигателя и повышение квалификации инженеров непростая задача. Однако у Китая есть некоторое преимущество. Во-первых, они знали ошибки русских, и таким образом смогли избежать многих из них. Потом не стоит забывать тот факт, что у Китая был более широкий доступ к западным технологиям (как легальный, так и нелегальный). Наконец, Китай, в отличие от Советов, имеет возможность создавать мощности по производству двигателей в рыночной среде, которая гораздо эффективнее, чем командная экономика, имевшаяся в СССР и являвшаяся тяжким бременем для страны в течение семи десятилетий. Китайцы считают, что создание J-10 и WS-10A - часть процесса обучения, и они действительно учатся на своих ошибках. Но разработать реактивные двигатели для гражданских самолетов значительно легче, чем те, которые необходимы для боевых самолетов, а Китай сталкивается с большим количеством трудностей, чем он ожидал.

По материалам сайта "Стелс машины"

kramtp.info

Пакистан может закупать двигатели РД-93 непосредственно в России

Журнал "Jane's Defence Weekly" в статье Farhan Bokhari "IDEAS 2014: Pakistani defence minister says Russia ready to sell RD-93 engine directly to Islamabad" сообщает, что, как заявил корреспонденту журнала министр обороны Пакистана, недавно заключенное соглашение по оборонному сотрудничеству между Россией и Пакистаном должно привести к закупке пакистанской стороной авиационных двигателей Климов РД-93 напрямую в России.

Выступая на Международной оборонной выставке и семинаре (International Defence Exhibition and Seminar - IDEAS-2014) в Карачи, министр обороны Пакистана Хаваджа Мохаммад Асиф сказал: "Мы сейчас рассматриваем закупку авиационных двигателей, таких как РД-93, в России. Это важно для нас».

Истребитель китайско-пакистанского производства JF-17 Thunder оснащается двигателем Климова РД-93, но ранее эти двигатели приобретались Китаем в России и поставлялись китайцами на Pakistan Aeronautical Complex в Камра, где ведется производство JF-17.

RD-93

Подготовка российского двигателя РД-93 к установке на истребители JF-17 Thunder, собираемые для ВВС Пакистана на авиационном предприятии Pakistan Aeronautical Complex в Камра (с) Chinese Military Aviation

Другие пакистанские официальные лица сообщили, что прямые продажи РД-93 Россией Пакистану будут осуществляться по более низкой цене, чем та, которую Исламабад платит в настоящее время, и кроме того, они могут быть прецедентом для других будущих контрактов. Один высокопоставленный официальный представитель правительства Пакистана заявил, что Пакистан может приобрести до 150 двигателей РД-93 в России.

Растущая зависимость Пакистана от двигателей РД-93 была подчеркнута недавно, когда Jane's сообщил о переговорах между ВВС Пакистана и китайской промышленностью относительно приобретения 30-40 "стелсовских" истребителей Шэньян J-31 / FC-31.Прототип двухдвигательного FC-31 оснащен двигателями РД-93.

Министр Асиф сказал, что соглашение о сотрудничестве в области обороны и безопасности, подписанное Россией и Пакистаном 20 ноября, "поможет Пакистану улучшить свое оснащение для антитеррористических операций".

Пакистанские официальные лица недавно заявили Jane's о том, что операции пакистанской армии против боевиков Талибана в Северном Вазиристане должны быть облегчены согласованной закупкой в России 15-20 вертолетов Ми-35 и, по крайней мере, четырех вертолетов Ми-28. Пакистанские власти также стремятся извлечь выгоду из осведомленности российских спецслужб о деятельности групп исламских боевиков из бывших советских республик Центральной Азии.

bmpd.livejournal.com


Смотрите также