Содержание статьи:
Первая модель бензопилы Дружба была разработана в 1953 году, а выпущена в 1955 г. Производились они на машиностроительных заводах в городах Бийске и Перми. Все модели этих бензопил имеют двухтактный одноцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением и карбюратором. Благодаря удобной конструкции и высокой производительности Дружба до сих пор пользуется спросом, причём в рабочем состоянии находятся и пилы первых моделей. Основное предназначение бензопилы Дружба – валка леса и распиловка брёвен.
Перед эксплуатацией любой бензопилы, обязательно следует изучить инструкцию от производителя и соблюдать все правила техники безопасности.
Общая конструкция пилы со временем значительно не менялась, лишь дорабатывались отдельные детали. Цифра в конце названия модели указывает на её мощность, например, Дружба 2 – 2 л.с. В первой выпущенной бензопиле, ручки крепились к крышке вентилятора, позднее их стали крепить к хомуту, который соединял редуктор и двигатель. В модели 4А, производимой до 80-х г., уже использовалось контактное магнето и карбюратор КМП-100. Также впервые стало применяться автоматическое смазывание цепи. Позднее она была снята с производства и вместо неё начали выпускать модель 4А-Электрон с электронным зажиганием.
В 90-х г. был заменён прежний карбюратор на новый КМП-100У. Цепная пила стала называться Дружба-4М и оснащалась обновлёнными цепями. На основе бензопилы Дружба была разработана пила «Урал» с более мощными характеристиками. Последняя выпускаемая модель с подобной конструкцией – Дружба 5Э.
Дополнительная маркировка буквой Э или словом «Электрон» означает, что в бензопиле используется система электронного зажигания.
Эта модель стала одной из самых популярных из всей первоначальной серии. Работает бензопила Дружба-2 за счёт двухтактного одноцилиндрового двигателя с мощностью около 2,2 кВт со скоростью вращения 3200 об/мин. По сравнению с предыдущей версией эта выполнялась уже более качественно. Рама и рукоятка сделаны таким образом, чтобы пользователь не смог обжечься о горячий двигатель. Корпус создан из качественного сплава, который не боится перепадов температур. В отличие от первой модели в этой уже есть цепной механический тормоз для безопасного пользования. В случае отскока или обрыва он остановит цепь. Пила предназначалась как для бытовых нужд, так и для профессиональной валки леса. Вес 12,5 кг.
В бензопиле дружба 4 используется такой же двигатель, как и у предыдущей модели, но большей мощности – 4 л.с. или 2,94 кВт. Двигатель и силовой агрегат установлены с помощью фланцевого соединения, закреплённого хомутом. Двигатель в случае необходимости (ремонта, замены) можно легко снять в любых условиях. На основе пилы Дружба 4 производилось две модификации с маркировками 4А и 4Э. В первую была добавлена система автоматической смазки пильной цепи, а во второй использовалось электронное зажигание. Также были учтены недоработки предыдущих моделей, например, усилен подшипник коленвала. Все версии выпускались с аварийной тормозной системой.
В бензопиле дружба 4М-Электрон применяется аналогичный двигатель с мощностью 2,94 кВт и частотой вращения 5200 об/мин. Цилиндр выполнен из алюминиевого сплава, и изнутри обработан хромом для повышения износостойкости. В отличие от ранних версий, в этой бензопиле установлен поворотный редуктор, который позволяет повернуть пильный аппарат на 60-90° для более удобной эксплуатации. Вес распределён равномерно по всему корпусу, чтобы работа была максимально комфортной. Также имеется виброгасящее устройство, расположенное между рулём с рукоятками, стойками и бензобаком.
Последняя выпущенная версия этой серии бензопил. Оснащена двухтактным одноцилиндровым двигателем с мощностью 5 л.с. или 3,7 кВт. Благодаря чему её производительность заметно выше, чем у предыдущих моделей. Скорость вращения 6200 об/мин. При этом уровень издаваемого шума немного ниже, чем у Дружба-4М Электрон, и составляет 105 дБ. Вес бензопилы 5Э меньше на 800 гр – 11,7 кг.
Таблица с техническими характеристиками бензопил Дружба:
Дружба-2 | Дружба-4М Электрон | Дружба-5Э | |
Тип двигателя | Одноцилиндровый, двухтактный, бензиновый | ||
Мощность, кВт | 2,2 | 3,7 | |
Частота вращения, об/мин | 3200 | 5200 | 6200 |
Длина шины, см | 45 | ||
Тип запуска | Ручной | ||
Автоматическая смазка цепи | — | + | + |
Объём топливного бака, л | 1,5 | ||
Объём бака смазочной системы, мл | 240 | ||
Электронное зажигание | — | + | + |
Вес без расходных материалов, кг | 12,5 | 12,5 | 11,7 |
Габариты, см (ШхВхГ) | 46х50х86,5 | 46х46х88 | |
Поворотный редуктор | — | + | + |
Шаг цепи, дюйм | 0,404 | ||
Смазка двигателя | Бензин, смешанный с маслом |
Положительные качества бензопил марки Дружба:
Главный недостаток — большой вес. Также из-за того, что стартер съёмный, он часто теряется, и нет кнопки Стоп.
Нельзя использовать в качестве топлива этилированный бензин и запускать пилу в замкнутом помещении.
Благодаря простой конструкции ремонт бензопилы Дружба можно провести своими руками. Так, например, в пилах этой марки часто возникают проблемы с зажиганием, особенно, если установлено контактное. Оно крайне чувствительно к различным маслам и бензину. Поэтому лучше приобрести вместо него электронное зажигание. Тем более что запчасти контактного для бензопилы дружбы стоят недёшево и незаменяемые.
Если свечи сильно заливает, то следует обратить внимание карбюратор. В этом случае необходимо немного подогнуть внутрь бензиновый клапан, в итоге уменьшится количество подаваемого топлива и свечи перестанут намокать.
Также легко регулируется карбюратор:
Чтобы не было подсасывания воздуха в систему извне, все уплотнения должны быть герметичными.
По сравнению с другими моделями бензопила Дружба продаётся за меньшую цену, за счёт малого количества функций, но имеет отличное качество и длительный срок эксплуатации, которым не смогут похвастаться импортные модели.
www.glav-dacha.ru
Легендарная бензопила Дружба 4М Электрон – это отличный пример того, как старый добрый садовый инструмент с более чем 2-летней историей, в наши дни может легко дать фору современные высокотехнологичным агрегатам. В чем заключаются преимущества советской бензопилы и где она используется – рассмотрим более подробно.
В основу конструкции известной советской бензопилы лег мощный 2-тактный одноцилиндровый двигатель МП-1 с воздушной системой охлаждения, обладающий повышенным моторесурсом и хорошей выносливостью. Смазка двигателя осуществляется посредством масла, которое разбавляется в бензине для приготовления топливной смеси. Очистка воздуха, подаваемого в карбюратор, выполняется при помощи поролонового воздушного фильтра. За запуск мотора отвечает надежный и долговечный стартер.
Пильная фурнитура связана с мотором при помощи фланцевых соединений, которые фиксируются крепящимся на рукоятках бензопилы хомутом. Благодаря такой необычной компоновке оператор получает возможность поворачивать шину с пильной цепью под любым, требуемым для работы углом. Помимо этого, данный способ соединения пильной фурнитуры и мотора дает возможность использовать последний в случаях, если появилась необходимость изготовить различные самодельные бытовые агрегаты.
С приготовлением топливной смеси в конструкции бензопилы Дружба 4 справляется карбюратор, состоящий из двух камер. За образование искры, необходимой для воспламенения топлива, отвечает электронное зажигание и свеча. В устройстве бензопилы предусмотрен стандартный глушитель, функция которого заключается в снижении уровня шума при работе с инструментом.
Для передачи и преобразования крутящего момента мотора в конструкции бензопилы Дружба предусмотрен редуктор. Он отличается высокой надежностью и крайне редко требует ремонта даже при эксплуатации бензопилы в тяжелых условиях.
Бензопила Дружба 4 обладает отличными техническими характеристиками, что выгодно выделяет ее в числе современных профессиональных моделей. Среди конструктивных параметров советского инструмента следует выделить:
Представители 4-ого поколения бензопилы Дружба обладают самыми высокими техническими характеристиками среди всей линейки бензопил данной марки. К слову, их предшественница – бензопила Дружба 2 имеет мощность в 2,8 л. с., что значительно снижает способности инструмента при практическом использовании.
Надежные запчасти и долговечные механизмы бензопилы Дружба не способны защитить инструмент от поломки. Чаще всего причинами неисправности инструмента служит неправильное обращение с ним или банальный износ механизмов.
Чтобы снизить риск преждевременной поломки бензопилы, следует использовать для ее заправки качественные бензин марки не ниже АИ-80, в котором следует разбавлять масло для 2-тактных моторов. Пропорция бензина и масла должна составлять 1:25, то есть, в 1 литре горючего следует разбавлять 40 мл моторного масла.
Масло для смазки цепи также должно обладать высоким качеством. Ни в коем случае не заливайте в масляный бачок бензопилы Дружба отработанный материал, иначе это приведет к поломке системы смазки инструмента. Чтобы цепь бензопилы не поддавалась чрезмерному трению, используйте только свежее масло от проверенных производителей.
Следует отметить, что использование качественной топливной смеси и смазочного средства еще не гарантирует постоянную бесперебойную работу бензопилы Дружба. Однако даже если вы обнаружили неисправность – не стоит сразу расстраиваться. Некоторые поломки довольно просто устранить своими руками. Ниже перечислим типичные неисправности отечественного инструмента и способы их самостоятельного устранения.
Выполненная по указаниям регулировка карбюратора позволит вам снизить расход топлива бензопилой Дружба, и защитить ее детали от чрезмерного износа.
Чтобы правильно произвести ремонт инструмента, нужно внимательно изучить руководство по его эксплуатации. Как указывает инструкция по ремонту бензопилы Дружба, для установки зажигания нужно снять крышку, к которой крепится стартер, и повернуть магнето так, чтобы отметки на нем и переходнике совпали. После этого бензопила Дружба будет заводиться гораздо легче.
В народе большой популярностью пользуется не только сама бензопила Дружба, но и самоделки из нее. Давайте рассмотрим, какие самоделки из бензопилы Дружба можно изготовить в домашних условиях, и что для этого может потребоваться.
Для изготовления снегохода на основе бензопилы Дружба, в первую очередь, необходимо подготовить и внимательно изучить чертежи. Имея под рукой схему, вы будете понимать, ы какой последовательности следует устанавливать детали агрегата, и выполните работу в разы быстрее.
В конструкцию снегохода из бензопилы Дружба должна входить прочная выносливая рама, на которой будут крепиться гусеницы, мотор и органы рулевого управления. Помимо гусениц для передвижения агрегату требуются полозья, рычаги сцепления и газа. Из-за того, что у бензопилы отсутствует трансмиссия, на снегоход из бензопилы Дружбы можно установить центробежное сцепление.
С целью повышения удобства при передвижении на снегоход нужно установить амортизаторы. В качестве «донора» органов рулевого управления можно задействовать старый велосипед или, еще лучше, мопед. Его руль следует переделать таким образом, чтобы ось по центру руля поворачивала лыжи снегохода.
Для собственноручного изготовления лебедки потребуется привод от бензопилы Дружба. Чем выше мощность мотора инструмента, тем лучше будет тяговое усилие лебедки. Этот показатель также можно в разы увеличить посредством применения дополнительного блока.
В конструкции лебедки также должны присутствовать ремни, крюки и отводной блок. Все перечисленные элементы крепятся при помощи мощных анкерных болтов.
Для изготовления этой конструкции из бензопилы Дружба потребуется прочная стальная рама, к которой посредством жесткого соединения крепится пила. Посередине рамы напротив бензопилы нужно закрепить направляющие в виде рельс, по которым древесина будет поступать к шине и цепи бензопилы Дружба.
Готовая конструкция может распиливать толстые бревна на 3–4 продольных части. Преимуществом такой пилорамы станет ее компактность и экономичность.
Для самостоятельного изготовления этого агрегата потребуется шнек, на конце которого будут крепиться винты. Для передачи крутящего момента от мотора бензопилы Дружба на шнек потребуется редуктор. Передаточное число редуктора должно составлять 2:1.
Готовый агрегат способен разгонять лодку с двумя взрослыми пассажирами до скорости 20 км/ч. Расход топлива, при этом будет составлять не более 1 л/ч.
sadovij-instrument.ru
Такая техника, как бензопила Дружба, никогда не утратит актуальность. Несмотря на то, что бензиновые модели все чаще вытесняются электрическими цепными пилами, спрос на Дружбу падает нехотя. Для популярности любой техники нужна надежность, низкая цена и простота в управлении и обслуживании. Именно поэтому Дружба и не собирается сдавать позиций. Отличная конструкция за разумные деньги.
Конструкция пилы была опробована еще в 1953 году. Производили пилу только два предприятия, пермский и бийский заводы, но в связи с тем, что спрос на модель всегда был высоким, ее производство в последнее время освоено на многочисленных предприятиях малого масштаба. Массовое производство Дружбы началось в 1955 году, а через три года пила была показана на международной выставке в Брюсселе, где получила золотую медаль.
По поводу названия аппарата ходит масса домыслов, сюда приплетают и сырок Дружба, и якобы совместную советско-китайскую разработку и даже 300-летие подписания Богданом Хмельницким о вхождении левобережной части Украины в состав России. Как оно было на самом деле никто не знает, но то, что бензопила стала идеальной заменой двуручной пиле, которую тоже называли Дружбой, это факт.
В индексе бензопилы всегда фигурирует числовое значение — это мощность двигателя в лошадиных силах. Иногда появляется литера Э, что свидетельствует о применении электронного бесконтактного зажигания. Конструктивное решение пилы было превосходным. Отдельно двигатель, и отдельно пильный механизм. Они просто скручиваются в единый блок и при необходимости за несколько минут можно получить доступ к любому механизму и детали, причем без хитрых съемников и особого опыта и навыков. Единственной сложностью у совсем уж политически отсталого элемента была регулировка первобытного карбюратора, который, несмотря доисторическую конструкцию, честно выполнял свою работу.
Бензопила Дружба технические характеристики которой обеспечивались практически вечным двигателем, благодаря двигателю и получила огромное уважение рачительных хозяев, но не только их. Целые полчища самодельщиков, целые поколения технических маньяков были окрылены именно этим простеньким моторчиком, который был в свободной продаже. Какому-то лесорубу из Британской Колумбии не понять, что значил этот двигатель для техников-механиков. Моторов такого объема и такой мощности в стране практически не было и на базе аппарата собирались и микроавтомобили, и самодельная сельхозтехника, даже был подготовлен выпуск маленьких летательных аппаратов Х3. На них были смонтированы винтомоторные блоки, состоящие из 4х движков от пилы.
Правда, в серию они так и не пошли, потому что официально не прошли летные испытания. Но зато промышленность страны советов набросилась на моторчик и неистово начала внедрять в производство массу техники, где нужен был малокубатурный надежный бензиновый мотор:
мотоблоки;
Вот как пригодились 4 лошадиных силы в смешном объеме 94 см³ для нужд народного хозяйства огромной страны.
За 60 лет выпуска конструкция Дружбы не изменилась практически никак. Это все тот же двухтактный стокубовый двигатель, время от времени инженеры поднимали мощность, в зависимости от применения двигателя, но на бензопилах она оставалась неизменной. Немного позже на моторы начали устанавливать электронное бесконтактное зажигание, что существенно повысило надежность мотора.
До конца 80-х годов выпускалась Дружба 4А с электрическим магнето и карбюратором КМП 100, после применения бесконтактной системы пила стала называться 4Э Электрон, в 90-х годах конструкторами был модернизирован карбюратор и пила получила приставку М, а позже на базе элементов конструкции Дружбы разработали более производительную пилу Урал.
Дружба, как и любой механизм, может ломаться. Причем неожиданно и надолго. Но те, кто знает ее капризы, всегда готов отремонтировать аппарат хоть посреди поля или в тайге. Основные беды пилы были связаны с контактным зажиганием и карбюратором. Дело в том, что вопреки разговорам о всеядности пилы, не каждый бензин мог заставить двигатель работать по полной. То есть, она работала, но требовалась постоянная корректировка зажигания. Слишком был мотор чувствительный к октановому число двухтактной смеси бензина с маслом, которой он питался. Контакты, как правило, не подлежат ремонту, а если они восстановлены, то это ненадолго. Лучше сразу заменять из новыми, а еще лучше сразу установить бесконтактную систему.
Еще одной бедой моторной части пилы была негерметичность системы питания. Сегодня, в принципе, уже есть возможность использовать герметики, поэтому это вопрос теряет актуальность. Как правило, особенно тщательно надо герметизировать привалочную плоскость карбюратора и цилиндра. Цепи и пильный механизм нуждаются только в периодической смазке и выходят из строя крайне редко.
Аппарат, имеющий беспрецедентную надежность и выносливость, золотую медаль с выставки и горячую любовь публики выпускается до сих пор и купить Дружбу в металле можно за 6-7 тысяч, в зависимости от модификации и надолго забыть о проблемах с распиловкой древесины.
Читайте также Электропилы цепные — как выбрать
nashprorab.com
Бензопила «Дружба-4» — это проверенный временем и поколениями инструмент, который ещё сравнительно недавно активно использовался как в нашей стране, так и в соседних государствах. Она стала настоящим достоянием отечественного производства и запомнилась соотечественникам как надежный и неприхотливый в уходе инструмент, поэтому сегодня эта пила всё также широко встречается в быту. Однако не многие современные потребители отдают предпочтение этому инструменту. В данной статье подробно познакомимся с этой бензопилой, а также определим основные её достоинства и недостатки относительно других моделей.
ПоказатьСкрытьБензопила «Дружба-4» среди потребителей считается давно устаревшей моделью, однако, несмотря на свой серьезный возраст, этот агрегат вполне удовлетворяет все основные бытовые потребности, а также удивит простотой и надежностью в эксплуатации. Далее рассмотрим техническую составляющую этой пилы более подробно.
Знаете ли вы? Цепная пила с бензиновым двигателем была изобретена в 1927 году благодаря немецкому предпринимателю Емилу Лерпу. Инструмент имел двигатель объемом в 245 куб. см, мощностью в 8 л. с. и весил около 58 кг.
В сборе бензопила выглядит довольно просто, но, несмотря на это, все элементы конструкции изготовлены очень добротно. Детали корпуса выполнены из качественного алюминиевого сплава, поэтому им не страшны любые перепады температуры. Рама и рукоятка созданы таким образом, чтобы обезопасить работника от возможных ожогов о двигатель в процессе эксплуатации инструмента. Кроме того, в конструкции этой бензопилы предусмотрен механический тормоз цепи, поэтому в случае её обрыва механизм остановит пилу, чем обезопасит работника от возможных травм. Габариты агрегата: 865 х 460 х 500 мм, длина шины составляет 450 мм.
Инструмент отличается высокой производительностью. При общей скорости вращения вала в 5-5,4 тысячи оборотов в минуту пила способна перерабатывать около 75 кв. см древесины за секунду. Движение шины пилы во время работы происходит справа налево. Общий вес агрегата без карбюратора, шины и цепи составляет 10,5 кг, при полной комплектации — 12,5 кг. Однако, большой вес инструмента не затрудняет его использование, так как пила по максимуму сбалансирована и отлично сидит в руках. Взвешенное суммарное виброускорение на рукоятках «Дружбы-4» составляет около 13 м/с2, уровень звука при этом достигает 105 дБА.
Снабжена пила одноцилиндровым двухтактным двигателем карбюраторного типа. Диаметр его цилиндра составляет 48 мм, ход поршня — 52 мм. Мощность пилы — около 2,94 кВт, что составляет 4 л. с., при этом рабочий объем двигателя достигает 95 куб. см. Расход топлива не высок, его потребление при максимальных оборотах не превышает 720 г/кВт-ч. Основные части мотора: картер, коленчатый вал, соединенный с шатуном, поршневая система, цилиндр. Также двигатель дополнительно включает следующие системы: зажигания, питания, охлаждения и выпуска отработанных газов.
Картер изготовлен из износостойкого алюминиевого сплава. Он состоит из двух половинок, скрепленных между собой при помощи специальных гаек и шпилек. Цилиндр представляет собой деталь из алюминиевого сплава с хромированным покрытием, которое повышает его износостойкость. Поршень также изготовлен из высококачественного алюминиевого сплава, на его поверхности оборудованы два компрессионных кольца, которые фиксируются благодаря бронзовой втулке. Коленчатый вал с шатуном являет собой нарезную конструкцию. Шатун двутаврового сечения изготовлен из кованой стали, у нижней его головки расположен игольчатый подшипник.
Знаете ли вы? «Дружба-4» является одним из немногочисленных продуктов советской промышленности, получивших международное признание. В 1958 году в Брюсселе на Всемирной выставке ЕХРО пила получила «Золотую медаль».
Система охлаждения мотора — принудительного типа, воздушная. Поток воздуха для охлаждения создается благодаря центробежному вентилятору. При помощи дефлектора поток воздуха направляется к цилиндру. Зажигание пилы происходит благодаря магнето при помощи зажигательной свечи и специального провода. Узел, отвечающий за питание, включает в себя бензобак, кран с топливным фильтром и карбюратор. Подача топливной жидкости происходит самотеком при помощи открытия топливного крана. Система выпуска включает в себя редуктор, раму, пыльный аппарат, стартер. Для уменьшения шумов в системе выпуска предусмотрен глушитель.
Двигатель и его сопутствующие элементы являют собой независимые узлы, которые закреплены между собой при помощи специальных фланцевых соединений, фиксируемых при помощи хомута, закрепленного к ручке агрегата. Такая конструкция дает возможность максимально быстро заменять отказавший узел, что в условиях массовой лесозаготовки просто незаменимо. Смазка всех движущихся элементов проводится автоматически смесью масла и топлива.
Емкость для топлива (бензобак) пилы «Дружбы-4» рассчитана на 1,5 л топливной жидкости. В качестве горючего наиболее оптимальным вариантом является смесь из бензина марки А92 и универсального моторного масла для двухтактных двигателей (15:1).
Объем бака для моторного масла составляет 150 мл, в качестве смазочной жидкости для двигателя зимой следует использовать смесь из универсального моторного масла и бензина (3:1), а летом — чистое моторное масло. Также масло для двухтактных двигателей применяют и для смазки полости стартера, оси рычага управления дросселем, втулки шарнирного соединения. Для смазки других узлов рекомендуется использовать «Литол-24» либо его аналоги.
Важно! Для приготовления горючего строго запрещено использовать масло марок «Лукойл-2Т», «ТНК-2», «Т ОЙЛ», «АЗМОЛ Спорт 2Т GD», так как это приведет к поломке топливной системы бензопилы.
Чтобы правильно отрегулировать пилу «Дружба-4», следует соблюдать:
Чтобы обеспечить бензопиле бесперебойную работу на протяжении длительного времени, «Дружба-4» требует своевременной регулировки основных рабочих узлов агрегата. Этот процесс включает в себя настройку натяжения цепи, муфты сцепления, а также качества топлива и количества оборотов. Рассмотрим более подробно основные этапы регулировочных работ.
Узнайте как выбрать триммер электрический или бензиновый, газонокосилку бензиновую или электрическую, бензокосу, картофелекопалку, снегоуборщик, мини-трактор, шуруповерт, фекальный насос, циркуляционный насос, насосную станцию, насос для полива, капельный полив, дождеватели.Карбюратор состоит из диафрагмы с обогатительной кнопкой, корпуса топливной камеры, корпуса диффузора, крышки, дросселя с иглой и стаканчика троса, воздушного фильтра. Его регулировка дает возможность изменить количество оборотов двигателя при максимальной его мощности и во время холостого хода. Это непосредственно влияет на качество выполняемых пилой функций.
Схема карбюратора
Чтобы отрегулировать количество оборотов во время холостого хода, нужно изменить качество и количество подаваемого к цилиндру топлива. Объем впрыскиваемой топливной смеси регулируется благодаря дросселю. Дросселем управляют при помощи рычажка, расположенного на правой рукоятке рамы. Качество смеси регулируется благодаря винту карбюратора. При его завинчивании смесь очищается, при вывинчивании — обогащается. При регулировке работы пилы в холостом режиме необходимо придерживаться следующих стандартов в её работе:
Регулировка карбюратора
Важно! Работать пилой «Дружба-4» без воздушного фильтра запрещено, так как это приведет к преждевременному износу двигателя.
Муфта сцепления состоит из следующих частей: ведущий диск с 2 кольцами, ведомый диск с ободом г-образной формы. Ободные кольца ведущего диска закрепляются шпонками. Ведущий диск закреплен на шлицевом конце коленчатого вала, ведомый диск — на хвостовике валика ведущего колеса редуктора. Регулировка этого узла производится только в том случае, когда во время эксплуатации пилы цепь начинает самостоятельно перемещаться по шине. Это происходит в связи с потерей кольцами муфты упругости в процессе эксплуатации.
Для того чтобы вернуть былую функциональность кольцам, проводят их рихтовку наклепом при помощи острого края молотка. Наклеп должен производиться с наружной стороны, поперек кольца, равномерно по всей его плоскости. В результате процедуры зазор в замке кольца должен значительно уменьшиться. Чтобы убрать боковой разбег концов кольца, достаточно всего лишь выгнуть его от руки.
Натяжение цепи регулируется после замены старой цепи на новую, а также во время её обкатки, так как в процессе работы она может довольно быстро растягиваться. Такого рода процедуру выполняют при помощи вращения винта натяжного устройства.
Регулируя этот узел, нужно стремиться к тому, чтобы во время оттягивания нижней ветви цепи от шины в центральной её части кромка соединительного звена цепи была на расстоянии не более 10 мм от кромки шины. При этом натянутая цепь должна свободно перемещаться по шине от руки.
Знаете ли вы? Благодаря своей функциональной завершенности и надежности, в 60-х годах ХХ ст. двигатель от пилы «Дружба-4» активно использовался в советском самолетостроении. На его основе были созданы легкие вертолеты X-3, X-4 и X-5.
Основные правила безопасности при работе с бензопилой:
Как и любой другой инструмент, бензопила «Дружба-4» имеет свои плюсы и минусы. Поэтому перед тем как обзавестись данным инструментом, необходимо обязательно взвесить все за и против, только в таком случае пила станет не только выгодной покупкой, но и принесет немало пользы для своего хозяина.
Основные достоинства пилы марки «Дружба-4»:
Важно! После каждых 24 часов работы пилы необходимо обязательно проводить её очистку от накипи сажи с частичной разборкой. В противном случае износ деталей инструмента вырастает в разы.
Недостатков у этого агрегата не так много:
Видео: как работает бензопила «Дружба-4»
Видео: Бензопила «Дружба-4»
Бензопила «Дружба-4» — это надежный и износостойкий инструмент, который способен качественно выполнять свою задачу. Несмотря на то что пила была выпущена несколько десятилетий назад, и сегодня её технические характеристики способны в полной мере удовлетворить все основные бытовые требования. Однако, если вы решили приобрести это достояние отечественной техники для собственных нужд, следует помнить о том, что использование данного инструмента предусматривает хорошую физическую подготовку, так как в собранном состоянии пила весит довольно много.
По моему мнению бензопила Дружба на нынешний момент это морально и технически устаревший хлам даже если она новая, но когда то это было безусловно чудо советской инженерной мысли
jurakez
http://chipmaker.com.ua/index.php?/topic/1169-%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B0-4/&do=findComment&comment=19362
Прочитав эту ветку, нашел сегодня в гараже свою старенькую Дружбу и попробовал завести. Не заводится. Перебирал её за жизнь раз 100. Вот и сегодня всю разобрал - собрал (часа полтора) и завелась!!! это бывает очень редко. Но мощи нет , а на максимальных оборотах чувствуется не хватает топлива. Но карбюратор там настолько примитивный, что там и чистить и регулировать практически нечего. Короче я отрекаюсь от этого чуда техники. Надо завтра посмотреть какого-то примитивного "Партнера" тыщ за 5. Думаю толку будет больше.
doktor-75
//www.mastergrad.com/forums/t11856-benzopila-druzhba/?p=139834#post139834
Была ли эта статья полезна?
Спасибо за Ваше мнение!Напишите в комментариях, на какие вопросы Вы не получили ответа, мы обязательно отреагируем!
Вы можете посоветовать статью своим друзьям!
Вы можете посоветовать статью своим друзьям!
Да
Нет
8 раз ужепомогла
agronomu.com
Самодельный мопед из бензопилы Дружба: фото изготовления мопеда с описанием, видео обзор самоделки, а также испытания.
Решил собрать своими руками мопед из старой бензопилы, далее несколько фото и описание процесса постройки моей самоделки.
По случаю приобрёл за 300 р, на металлоприёмке старую бензопилу Дружба 4 (4.5 л.с 94 куба). 1970 года выпуска.
Принес домой пилу и начал разбирать ее, пила была вся засаленная и грязная, после полной разборки было выяснено, что не рабочее зажигание, сальники не держат и мертвые подшипники, и у колец зазор уже большой, хотя бы на поршневой не было задиров.
Приобрёл набор прокладок, кольца, сальники, зажигание и карбюратор.Двигатель собрал, выставил зажигание и настроил карбюратор.
Нашел колесо от скутера и тут мне пришла идея поставить туда звезду, у меня как раз в гараже пылилась ступица от мопеда альфа, чутка подогнал ступицу от мопеда она зашла как литая, просверлил отверстия, затянул ступицу, звезда не бьет и держится хорошо. Поставил ведомую звезду на 41 зуб.
Ведущую звезду взял на 9 зубов и передаточное составило — 4,5.
В качестве рамы я использовал старый велосипед, отпилил рулевую колонку и заднюю часть велосипеда — это была основа для мопеда.Выставил ровно мотор что бы цепь не перекашивало и она не слетала. Приварил стойку от редуктора после чего поставил мотор и около ушей улитки я заварил уголок просверлив отверстия закрепил мотор болтом на М6.
Дальше просто сварил свою раму методом тыка без чертежей и размеров, сидение поставил от старого велосипеда «АИСТ».Купил топливный бак от Риги 13 и осталось установить тормоза и покрасить.
Большая часть запчастей была у меня в наличии, кое что пришлось докупить:
Всего затраты составили: — 3160 р.
Вот мой мопед из бензопилы Дружба на этом видео.
Автор самоделки: Руслан Якупов.
Популярные самоделки из этой рубрики
Самодельный мини мотоцикл с электродвигателем...
Восстановление мотоцикла Восход 2...
Реставрация мотоцикла К-175 А Ковровец...
Ява 638 полное восстановление мотоцикла (61 фото)...
Трицикл своими руками
Реставрация мотоцикла К-750
Самодельный электросамокат...
Урал Боббер своими руками
Самодельный Дрифт Трайк
Восстановление мотороллера Вятка Электрон...
Реставрация мотороллера Вятка ВП-150...
Трайк своими руками для сына...
sam-stroitel.com
Бензиномоторная пила «Дружба»
«Дружба» — модель бензопилы. Разработана на ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко в ноябре 1953 г. Производители — Машиностроительный завод им. Дзержинского (Пермь) и ГУП ПО «Сибприбормаш» (Бийск). Выпускается в массовом производстве с 1955 года. В 1958 году на выставке в Брюсселе была награждена «Золотой медалью». В 90-х годах выпуск пилы и запасных частей к ней освоили также небольшие частные предприятия в различных городах России.
История названия
Название «Дружба» было дано в честь трёхсотлетия воссоединения Украины с Россией, отмечавшегося в 1954 году.
Конструктивные особенности
Двигатель МП-1 конструкции ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко— одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный, воздушного охлаждения, рабочий объём 94 см3, мощность 4 л.с.. Смазка двигателя — масло, смешанное с бензином. Двигатель и пильный аппарат выполнены в виде независимых узлов и соединяются друг с другом с помощью фланцевого соединения, фиксируемого хомутом (который крепится к ручкам пилы). Такая компоновка позволяет поворачивать пильный аппарат на любой угол, при необходимости быстро заменять отказавший узел. Благодаря функциональной завершенности и простоте крепления, двигатель бензопилы «Дружба» применялся для привода мотоблоков («Кумир», «Садовод»), водяных насосов («Скиф», ЦБН-1, ЦБН-2, ПМП-4), генераторов постоянного тока (ГЗ-106А) для заряда аккумуляторных батарей в полевых условиях, механических лебёдок для трелёвки леса, в лодочном моторе «Кама», в газонокосилках. Этот двигатель был популярен и у любителей строить технику своими руками. В 60-х годах в Московском авиационном институте были предприняты попытки форсировать этот двигатель и устанавливать его на сверхлёгких летательных аппаратах. Были изготовлены лёгкие вертолёты X-3, X-4, X-5, на каждом из которых были установлены винтомоторные блоки из 4-х двигателей «Дружба», работающих через общий редуктор на несущий винт. Ни один из аппаратов не прошел лётных испытаний по причине низкой надежности двигателей.
Модификации
За годы выпуска общая конструкция пилы осталась прежней, однако мелкие изменения вносились:
в 50-х — 60-х годах выпускалась модификация «Дружбы» с креплением ручек к крышке вентилятора, позже ручки стали крепиться к хомуту, связывающему двигатель и редуктор.
до конца 80-х годов выпускалась модель «Дружба-4А» с контактным магнето и карбюратором КМП-100 — снята с производства;
в конце 80-х годов применено электронное зажигание (от магнето бесконтактного МБ-1), пила получила обозначение «Дружба-4А-Электрон»;
в 90-х годах применён более совершенный карбюратор КМП-100У, пила получила обозначение «Дружба-4М» (производства ЗиД) и «Дружба-Алтай» (производства «Сибприбормаш»), применены пильные цепи современного типа.
На базе пилы «Дружба» была разработана более мощная пила «Урал».
На базе двигателя мотопилы «Дружба» был разработан двигатель СД-60 для привода стационарных установок (генераторов, насосов), отличавшийся от прототипа чугунной гильзой цилиндра, поплавковым карбюратором, несъёмным тросовым стартером и наличием регулятора частоты вращения.
Достоинства и недостатки
Бензопила «Дружба» была разработана в начале 50-х годов и к концу века уже существенно устарела. Пила имеет большой вес — 12 кг. Изначально надежность пилы была высокая (ряд пил, выпущенных в 60-е годы находятся в рабочем состоянии до сих пор), но в 90-х годах значительно упала по причине заводского брака и производства мелкими фирмами, не обладающими необходимыми материалами и технологиями. Съёмный тросовый стартер неудобен и часто теряется. В конструкции пилы отсутствуют элементы, обеспечивающие её безопасность (кнопка «Стоп», тормоз цепи, функция Anti-kick). Тем не менее простая конструкция пилы и ее хорошая изученность в сочетании с невысокой ценой и большой производительностью пиления обуславливают популярность «Дружбы» и в настоящее время.
К достоинствам пилы также следует отнести высокое расположение рукояток относительно плоскости реза, что позволяет оператору работать стоя в удобной позе (работа с современными пилами при валке деревьев производится в положении оператора на коленях).
Интересные факты
В Румынии название «Дружба» стало нарицательным: в разговорном языке слово «drujba» используется для обозначения бензопилы вообще, независимо от модели (хотя в академических словарях это значение слова не зафиксировано).
Название перешло на двуручную пилу, которая при работе ею требует согласованных действий двух человек, и за это в шутку иногда называется «Дружба-2».
В песне «Был побег на рывок» Владимира Высоцкого упоминается эта пила[1].
Один из первых образцов был сделан в шаражке недалеко от станции Лапшанга киевскими авиастроителями
Бензопила Дружба — модель бензопилы. Разработана на ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко в ноябре 1953 г. Производители — Машиностроительный завод им. Дзержинского (Пермь) и ГУП ПО «Сибприбормаш» (Бийск). Выпускается с 1955 года. В 90-х годах выпуск пилы и запасных частей к ней освоили также небольшие частные предприятия в самых различных городах России.
Массовое производство бензопилы Дружба началось в 1955 году в Перми, а уже в 1958 году, на выставке в Брюсселе, изделие было награждено «Золотой медалью». Назвали бензопилу Дружбой в честь 300 летия воссоединения Украины с Россией, празднование которого пришлось на 1954 год, но в некоторых источниках упоминается совместная разработка советских и китайских специалистов, увековеченная в названии. Мощность одноцилиндрового двухтактного двигателя внутреннего сгорания, применяемого в конкретной модели бензопилы, всегда фигурирует в названии. Если название Дружба 4 — мощность двигателя 4 л.с., если Дружба 4Э — двигатель тот же, только с электронным зажиганием. Силовой агрегат и двигатель выполнены независимыми и собираются на фланцевое соединение, что позволяет располагать пильный узел, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях, да и замена узла, вышедшего из строя, довольно проста и не представляет особых трудностей. Легкое отсоединение двигателя и его неприхотливость, дали простор для творчества и широкого применения его домашними умельцами. С модели бензопила Дружба – 4А начинается применение автоматической смазки пильной цепи, что значительно увеличило срок службы, как самих цепей, так и направляющих шин. Шины выпускаются универсальными, допускающими применение цепей с различным шагом, при условии замены ведущих звездочек и работы демпферного устройства. Сцепление инерционное, приводящее цепь в движение увеличением оборотов двигателя, и не позволяющее глохнуть ему, при закусывании цепи или чрезмерной нагрузке. Сухой вес всех моделей составляет около 12 кг, а последние бензопилы Дружбы уже оснащены аварийным тормозом цепи. Из-за низких оборотов, двигатель бензопилы Дружба способен поглощать любые масла, а работа с низко октановым бензином и массовость производства позволили быть этой технике практически в каждом деревенском дворе России.
Двигатель бензопилы Дружба 4 состоит из следующих основных сборочных единиц:
картера 24, коленчатого вала 21 с шатуном, поршня 12 с поршневыми кольцами 11,
цилиндра 15, центробежной фрикционной муфты 17 и имеет системы:
зажигания, охлаждения цилиндра и выпуска отработанных газов, питания.
Цилиндр двигателя выполнен из алюминиевого сплава. Для повышения износостойкости
его внутренняя рабочая поверхность хромирована.
Герметичность кривошипно-шатунной камеры двигателя обеспечивается резиновыми
уплотнителями 5 и 20, паронитовой прокладкой 16 и бумажной прокладкой 25.
Фрикционная муфта состоит из двух частей — ведущей и ведомой. Ведущая часть муфты
установлена на хвостовике коленчатого вала двигателя и состоит из поводка 17 и двух
разрезных чугунных колец 26.
Ведомая часть муфты (ступица) 8 и установлена на хвостовике
ведущей шестерни редуктора.
Смазка подшипников коленчатого вала, рабочих поверхностей деталей кривошипно-
шатунной группы во время работы двигателя осуществляется маслом, входящим в состав
топливной смеси.
В систему зажигания бензопилы дружба 4 входят: бесконтактное магнето 7 и маховик 4 , провод
зажигания 11 и изолятор 10 (рисунок 3) с помехоподавляющим устройством и свеча
зажигания 10.
Магнето бесконтактное ЭМ-1
Принципиальная электрическая схема
магнето ЭМ-1
Все полупроводниковые элементы: пять диодов, тиристор, резистор и конденсатор
смонтированы в камере основания и залиты герметизирующим компаундом. В случае выхода из
строя одного из элементов в камере основания, магнето восстановлению не подлежит.
Магнето ЭМ-1 обеспечивает начало искрообразования на свече при частоте вращения
маховика 400—600 об/мин., поэтому проверку магнето на искрообразование следует
производить вращением коленчатого вала стартера с частотой не ниже указанной. При этом
необходимо учитывать, что температура искры, вырабатываемой магнето ЭМ-1, значительно
выше, чем от контактного магнето, и искра при дневном освещении трудно просматривается.
Это не является дефектом магнето. Магнето нормально работает при температуре до плюс 85° С
(температура корпуса магнето). При превышении указанного значения температуры при
эксплуатации бензопилы, электронный блок магнето может выйти из строя.
Во избежание преждевременного выхода из строя магнето ЭМ-1 следует соблюдать
правила эксплуатации бензопилы.
Магнето крепится двумя винтами к переходнику 4, который, в свою очередь, крепится к
картеру тремя шпильками с гайками 6 .
Искра между электродами свечи зажигания появляется в момент, когда поршень не
доходит до В.» М. Т. на 2,55 мм, что соответствует углу поворота коленчатого вала до В. М. Т.
22°, который и является углом опережения зажигания.
На заводе-изготовителе при установке угла опережения зажигания против риски 7
на магнето ставится риска 3 на переходнике 4. При этом шпильки
переходника должны находиться в пазах картера в правом крайнем положении.
Положение переходника в картере фиксируется риской 5 на шпильке и на картере
двигателя. При установке магнето после его замены, после регламентных или ремонтных работ
в процессе эксплуатации бензопилы указанные риски необходимо совместить.
Маховик четырехполюсный, устанавливается на конусе коленчатого вала, фиксируется
шпонкой и крепится гайкой М10Х1. В ступице маховика на резьбе крепится храповик 6 для пуска двигателя стартером.
ВНИМАНИЕ. На бензопилу нельзя устанавливать маховик, имеющий три магнита
(полюса) от ранее выпускавшихся бензопил с контактным магнето.
Провод высокого напряжения одним концом вворачивается в патрубок вывода
высоковольтного трансформатора 5, второй конец имеет. резьбовую втулку для
соединения с изолятором 10.
Изолятор 10 выполнен из диэлектрического материала. В изоляторе на резьбе установлен
винт контакта 4 (рисунок 6). Подавление радиопомех, возникающих при работе бензопилы,
осуществляется демпфирующим сопротивлением в экранирующим колпачком 6.
Свеча зажигания с резьбой ввертываемой части М14><1,25 и размером шестигранника под
ключ. Нормальный размер зазора между электродами свечи 0,6—0,7 мм.
Охлаждение двигателя воздушное принудительное. Система охлаждения включает в себя
крыльчатку 3, отлитую за одно целое с маховиком, крышку картера 2 и дефлектор 1.
Воздушный поток создается крыльчаткой 3, по каналу, образованному крышкой картера 2
и картером 24 поступает через дефлектор 1 к цилиндру 15, обеспечивая его охлаждение. Забор
воздуха производится через защитную решетку крышки картера.
Для снижения шума выпуска отработанных газов и гашения искр двигатель
укомплектован глушителем 8.
Редуктор бензопила дружба состоит из корпуса 5 и двух конических шестерен— ведущей 4 (14
зубьев) и ведомой 12 (23 зуба),
На хвостовике вала ведущей шестерни установлена на шлицах ведомая часть фрикционной
муфты — ступица 8, а на валике ведомой шестерни — ведущая звездочка 13 пильной цепи. На
корпусе редуктора закреплен зубчатый упор 18, которым упирается бензопила в древесину при
пилении.
Смазка подшипников и зубчатого зацепления шестерен производится консистентной смазкой
Герметичность внутренней полости редуктора обеспечивается резиновыми уплотнителями
7 и 11.
Рама бензопила Дружба состоят из руля 8 с рукоятками и бензобаком 6 и стойки 10. Между собой
они соединены виброгасящим устройством, состоящим из дружины 9 и шарнирного узла 11.
Шарнирный узел показан на рис. 9. На нижней части стойки имеется хомут для соединения и
крепления двигателя и редуктора между собой.
Пильный аппарат бензопилы Дружбы 4 состоит из пильной шины 18 с ведомой звездочкой 19 и
пильной цепи 17. Шина крепится на шпонке редуктора шпилькой 21 и гайкой 22. Натяжение
пильной цепи регулируется винтом 16 натяжного устройства. Включение, и выключение
пильной цепи автоматическое центробежной фрикционной муфтой.
Рабочая длина пильной шины—46 см.
Пильный аппарат для пиления в горизонтальной плоскости (для валки деревьев) и для
пиления в вертикальной плоскости (для раскряжевки хлыстов, распиловки дров) переводится
поворотом редуктора на 60—90° при ослабленном зажиме хомута рычагом эксцентрикового
зажима 13 .
Конструкция стартера приведена на рисунке. При вытягивании троса за рукоятку 11 при
пуске бензопилы валик 4, вращаясь, выдвигает вперед храповик 6, который входит в зацепление
с храповиком двигателя и вращает коленчатый вал. При этом пружина 8 закручивается. После
пуска двигателя храповик стартера выходит из зацепления с храповиком двигателя, а пружина
8, раскручиваясь, производит намотку троса на барабан.
Система питания бензопилы состоит из бензобака 6 с отстойником,
топливного крана 5 с фильтром, карбюратора КМП-100АР или КМП-100У, бензопровода 4 и воздушного фильтра 12 .
Очистка топлива от механических примесей осуществляется сетчатыми фильтрами 2
и 16 .
Воздушный фильтр осуществляет очистку воздуха, поступающего к карбюратору Дружбы 4 от
опилок и грязи. Работать с неисправной сеткой воздушного фильтра не рекомендуется.
Карбюратор Дружба 4 КМП-100АР беспоплавковый мембранный, состоит из
следующих основных узлов: корпуса диффузора 9, корпуса топливной камеры 2, диафрагмы 10
с обогатительной кнопкой 12, крышки 13, дросселя 8, с иглой 4 и стаканчиком 6, троса
управления дросселем и воздушного фильтра 5.
Уровень топлива в топливной камере при работающем двигателе поддерживается
диафрагмой 10, путем воздействия ее на пружину 11 и на рычаг с клапаном 14, за счет разности
между атмосферным давлением и давлением в топливной камере.
Количество рабочей смеси, поступающей в цилиндр двигателя, определяется положением
дросселя 8 с иглой 4 в корпусе диффузора.
Кнопка 12 служит для заполнения топливом карбюратора перед пуском двигателя.
По каналам, проходное сечение которых регулируется винтами 3 и 15 топливо поступает к
распылителям. Распыленное топливо (рабочая смесь) за счет вакуума поступает в картер,
откуда при движении поршня к Н. М. Т. по каналам цилиндра поступает в надпоршневое
пространство.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ бензопилы Дружба 4
Бензопила в сборе «Дружба-4М Электрон»
Сухая масса бензопилы без стартера, кг 12,5
Движение бензопилы при валке справа налево
Производительность пиления, cм2/с 75
Скорость резания при частоте вращения
коленчатого вала=5000—5400 мин-1
(расчетная), м/с 9,6
Система смазки пильной цепи автоматическая
Взвешенное суммарное виброускорение на рукоятках
бензопилы, м/с2, не более13,67
Уровень звука дБА, не более 105
Габаритные размеры:
длина 865
ширина 460
высота 500
Двигатель бензопилы Дружба 4
Диаметр цилиндра 48
Мощность двигателя после 25-часовой обкатки
в эксплуатации, кВт, (л. с.) 3 (4±0,5)
Расход топлива на режиме максимальной
мощности, г/кВт-ч (г/л. с. ч.), не более 720 (530)
Контактное зажигание
Контактное зажигание на «Дружбе» весьма чувствительно к различным маркам бензина и масел и многим доставляет массу хлопот. Элементы такого зажигания не ремонтопригодны и недешевы. Мы рекомендуем владельцам старых бензопил заменить контактное зажигание на электронное зажигание. Это избавит от постоянных проблем с его регулированием и, в конечном итоге, сэкономит деньги.
Если свечи мокрые — значит, переливает карбюратор. Устраняем проблему, слегка подогнув бензиновый клапан внутрь. Этим мы ограничим количество поступающего топлива в камеру сгорания.
Регулировка карбюратора
Топливный винт закручиваем до упора и на три оборота отвинчиваем; воздушный винт закручиваем до упора и отвинчиваем на два оборота. Возможно, понадобится уплотнить соединение карбюратора с цилиндром, чтоб не было «подсоса» воздуха — еще одной возможной причины неработоспособности пилы. Можно применить специальный герметик или обернуть переходную муфту полоской тонкой жести. Вообще, все соединения, в том числе бензиновых трубок, мембраны карбюратора, должны быть герметичными, это залог качественной работы бензопилы.
]]>http://www.hozvo.ru/newspaper486/rub8/art1440.html]]>
]]>http://zazsila.ru/news/2011-03-13-36]]>
]]>http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%F0%F3%E6%E1%E0_]]>(%E1%E5%ED%E7%EE%EF%E8%EB%E0)
kazap.ru
Бензопила Дружба история создания
Бензопила Дружба — модель бензопилы. Разработана на ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко в ноябре 1953 г. Производители — Машиностроительный завод им. Дзержинского (Пермь) и ГУП ПО «Сибприбормаш» (Бийск). Выпускается с 1955 года. В 90-х годах выпуск пилы и запасных частей к ней освоили также небольшие частные предприятия в самых различных городах России.
Массовое производство бензопилы Дружба началось в 1955 году в Перми, а уже в 1958 году, на выставке в Брюсселе, изделие было награждено «Золотой медалью». Назвали бензопилу Дружбой в честь 300 летия воссоединения Украины с Россией, празднование которого пришлось на 1954 год, но в некоторых источниках упоминается совместная разработка советских и китайских специалистов, увековеченная в названии. Мощность одноцилиндрового двухтактного двигателя внутреннего сгорания, применяемого в конкретной модели бензопилы, всегда фигурирует в названии. Если название Дружба 4 - мощность двигателя 4 л.с., если Дружба 4Э - двигатель тот же, только с электронным зажиганием. Силовой агрегат и двигатель выполнены независимыми и собираются на фланцевое соединение, что позволяет располагать пильный узел, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях, да и замена узла, вышедшего из строя, довольно проста и не представляет особых трудностей. Легкое отсоединение двигателя и его неприхотливость, дали простор для творчества и широкого применения его домашними умельцами. С модели бензопила Дружба – 4А начинается применение автоматической смазки пильной цепи, что значительно увеличило срок службы, как самих цепей, так и направляющих шин. Шины выпускаются универсальными, допускающими применение цепей с различным шагом, при условии замены ведущих звездочек и работы демпферного устройства. Сцепление инерционное, приводящее цепь в движение увеличением оборотов двигателя, и не позволяющее глохнуть ему, при закусывании цепи или чрезмерной нагрузке. Сухой вес всех моделей составляет около 12 кг, а последние бензопилы Дружбы уже оснащены аварийным тормозом цепи. Из-за низких оборотов, двигатель бензопилы Дружба способен поглощать любые масла, а работа с низко октановым бензином и массовость производства позволили быть этой технике практически в каждом деревенском дворе России.
Двигатель Бензопилы Дружба 4
Двигатель бензопилы Дружба 4 состоит из следующих основных сборочных единиц:
картера 24, коленчатого вала 21 с шатуном, поршня 12 с поршневыми кольцами 11,
цилиндра 15, центробежной фрикционной муфты 17 и имеет системы:
зажигания, охлаждения цилиндра и выпуска отработанных газов, питания.
Цилиндр двигателя выполнен из алюминиевого сплава. Для повышения износостойкости
его внутренняя рабочая поверхность хромирована.
Герметичность кривошипно-шатунной камеры двигателя обеспечивается резиновыми
уплотнителями 5 и 20, паронитовой прокладкой 16 и бумажной прокладкой 25.
Фрикционная муфта состоит из двух частей — ведущей и ведомой. Ведущая часть муфты
установлена на хвостовике коленчатого вала двигателя и состоит из поводка 17 и двух
разрезных чугунных колец 26.
Ведомая часть муфты (ступица) 8 и установлена на хвостовике
ведущей шестерни редуктора.
Смазка подшипников коленчатого вала, рабочих поверхностей деталей кривошипно-
шатунной группы во время работы двигателя осуществляется маслом, входящим в состав
топливной смеси.
Зажигание бензопилы Дружбы 4
В систему зажигания бензопилы дружба 4 входят: бесконтактное магнето 7 и маховик 4 , провод
зажигания 11 и изолятор 10 (рисунок 3) с помехоподавляющим устройством и свеча
зажигания 10.
Магнето бесконтактное ЭМ-1
Принципиальная электрическая схема
магнето ЭМ-1
Все полупроводниковые элементы: пять диодов, тиристор, резистор и конденсатор
смонтированы в камере основания и залиты герметизирующим компаундом. В случае выхода из
строя одного из элементов в камере основания, магнето восстановлению не подлежит.
Магнето ЭМ-1 обеспечивает начало искрообразования на свече при частоте вращения
маховика 400—600 об/мин., поэтому проверку магнето на искрообразование следует
производить вращением коленчатого вала стартера с частотой не ниже указанной. При этом
необходимо учитывать, что температура искры, вырабатываемой магнето ЭМ-1, значительно
выше, чем от контактного магнето, и искра при дневном освещении трудно просматривается.
Это не является дефектом магнето. Магнето нормально работает при температуре до плюс 85° С
(температура корпуса магнето). При превышении указанного значения температуры при
эксплуатации бензопилы, электронный блок магнето может выйти из строя.
Во избежание преждевременного выхода из строя магнето ЭМ-1 следует соблюдать
правила эксплуатации бензопилы.
Магнето крепится двумя винтами к переходнику 4, который, в свою очередь, крепится к
картеру тремя шпильками с гайками 6 .
Искра между электродами свечи зажигания появляется в момент, когда поршень не
доходит до В." М. Т. на 2,55 мм, что соответствует углу поворота коленчатого вала до В. М. Т.
22°, который и является углом опережения зажигания.
На заводе-изготовителе при установке угла опережения зажигания против риски 7
на магнето ставится риска 3 на переходнике 4. При этом шпильки
переходника должны находиться в пазах картера в правом крайнем положении.
Положение переходника в картере фиксируется риской 5 на шпильке и на картере
двигателя. При установке магнето после его замены, после регламентных или ремонтных работ
в процессе эксплуатации бензопилы указанные риски необходимо совместить.
Маховик бензопилы Дружба 4
Маховик четырехполюсный, устанавливается на конусе коленчатого вала, фиксируется
шпонкой и крепится гайкой М10Х1. В ступице маховика на резьбе крепится храповик 6 для пуска двигателя стартером.
ВНИМАНИЕ. На бензопилу нельзя устанавливать маховик, имеющий три магнита
(полюса) от ранее выпускавшихся бензопил с контактным магнето.
Провод высокого напряжения одним концом вворачивается в патрубок вывода
высоковольтного трансформатора 5, второй конец имеет. резьбовую втулку для
соединения с изолятором 10.
Изолятор 10 выполнен из диэлектрического материала. В изоляторе на резьбе установлен
винт контакта 4 (рисунок 6). Подавление радиопомех, возникающих при работе бензопилы,
осуществляется демпфирующим сопротивлением в экранирующим колпачком 6.
Свеча зажигания с резьбой ввертываемой части М14><1,25 и размером шестигранника под
ключ. Нормальный размер зазора между электродами свечи 0,6—0,7 мм.
Система охлаждения бензопилы Дружба 4
Охлаждение двигателя воздушное принудительное. Система охлаждения включает в себя
крыльчатку 3, отлитую за одно целое с маховиком, крышку картера 2 и дефлектор 1.
Воздушный поток создается крыльчаткой 3, по каналу, образованному крышкой картера 2
и картером 24 поступает через дефлектор 1 к цилиндру 15, обеспечивая его охлаждение. Забор
воздуха производится через защитную решетку крышки картера.
Система выпуска бензопилы Дружба 4
Для снижения шума выпуска отработанных газов и гашения искр двигатель
укомплектован глушителем 8.
Редуктор бензопилы Дружба 4
Редуктор бензопила дружба состоит из корпуса 5 и двух конических шестерен— ведущей 4 (14
зубьев) и ведомой 12 (23 зуба),
На хвостовике вала ведущей шестерни установлена на шлицах ведомая часть фрикционной
муфты — ступица 8, а на валике ведомой шестерни — ведущая звездочка 13 пильной цепи. На
корпусе редуктора закреплен зубчатый упор 18, которым упирается бензопила в древесину при
пилении.
Смазка подшипников и зубчатого зацепления шестерен производится консистентной смазкой
Герметичность внутренней полости редуктора обеспечивается резиновыми уплотнителями
7 и 11.
Рама бензопилы Дружба 4
Рама бензопила Дружба состоят из руля 8 с рукоятками и бензобаком 6 и стойки 10. Между собой
они соединены виброгасящим устройством, состоящим из дружины 9 и шарнирного узла 11.
Шарнирный узел показан на рис. 9. На нижней части стойки имеется хомут для соединения и
крепления двигателя и редуктора между собой.
Пильный аппарат бензопилы Дружба 4
Пильный аппарат бензопилы Дружбы 4 состоит из пильной шины 18 с ведомой звездочкой 19 и
пильной цепи 17. Шина крепится на шпонке редуктора шпилькой 21 и гайкой 22. Натяжение
пильной цепи регулируется винтом 16 натяжного устройства. Включение, и выключение
пильной цепи автоматическое центробежной фрикционной муфтой.
Рабочая длина пильной шины—46 см.
Пильный аппарат для пиления в горизонтальной плоскости (для валки деревьев) и для
пиления в вертикальной плоскости (для раскряжевки хлыстов, распиловки дров) переводится
поворотом редуктора на 60—90° при ослабленном зажиме хомута рычагом эксцентрикового
зажима 13 .
Стартер бензопилы Дружба 4
Конструкция стартера приведена на рисунке. При вытягивании троса за рукоятку 11 при
пуске бензопилы валик 4, вращаясь, выдвигает вперед храповик 6, который входит в зацепление
с храповиком двигателя и вращает коленчатый вал. При этом пружина 8 закручивается. После
пуска двигателя храповик стартера выходит из зацепления с храповиком двигателя, а пружина
8, раскручиваясь, производит намотку троса на барабан.
Система питания бензопилы Дружба 4
Система питания бензопилы состоит из бензобака 6 с отстойником,
топливного крана 5 с фильтром, карбюратора КМП-100АР или КМП-100У, бензопровода 4 и воздушного фильтра 12 .
Очистка топлива от механических примесей осуществляется сетчатыми фильтрами 2
и 16 .
Воздушный фильтр осуществляет очистку воздуха, поступающего к карбюратору Дружбы 4 от
опилок и грязи. Работать с неисправной сеткой воздушного фильтра не рекомендуется.
Карбюратор Дружба 4 КМП-100АР беспоплавковый мембранный, состоит из
следующих основных узлов: корпуса диффузора 9, корпуса топливной камеры 2, диафрагмы 10
с обогатительной кнопкой 12, крышки 13, дросселя 8, с иглой 4 и стаканчиком 6, троса
управления дросселем и воздушного фильтра 5.
Уровень топлива в топливной камере при работающем двигателе поддерживается
диафрагмой 10, путем воздействия ее на пружину 11 и на рычаг с клапаном 14, за счет разности
между атмосферным давлением и давлением в топливной камере.
Количество рабочей смеси, поступающей в цилиндр двигателя, определяется положением
дросселя 8 с иглой 4 в корпусе диффузора.
Кнопка 12 служит для заполнения топливом карбюратора перед пуском двигателя.
По каналам, проходное сечение которых регулируется винтами 3 и 15 топливо поступает к
распылителям. Распыленное топливо (рабочая смесь) за счет вакуума поступает в картер,
откуда при движении поршня к Н. М. Т. по каналам цилиндра поступает в надпоршневое
пространство.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ бензопилы Дружба 4
Бензопила в сборе «Дружба-4М Электрон»
Сухая масса бензопилы без стартера, кг 12,5
Движение бензопилы при валке справа налево
Производительность пиления, cм2/с 75
Скорость резания при частоте вращения
коленчатого вала=5000—5400 мин-1
(расчетная), м/с 9,6
Система смазки пильной цепи автоматическая
Взвешенное суммарное виброускорение на рукоятках
бензопилы, м/с2, не более13,67
Уровень звука дБА, не более 105
Габаритные размеры:
длина 865
ширина 460
высота 500
Двигатель бензопилы Дружба 4
Диаметр цилиндра 48
Мощность двигателя после 25-часовой обкатки
в эксплуатации, кВт, (л. с.) 3 (4±0,5)
Расход топлива на режиме максимальной
мощности, г/кВт-ч (г/л. с. ч.), не более 720 (530)
zazsila.ru