ЗР 1968 №12 Рис. Ю.Долматовского
К этой машине отношение в СССР было особое. Автомобиль представительского, как говорили раньше - высшего класса, находился под пристальным вниманием не только руководства завода имени Сталина, но и ЦК ВКП(б). Не случайно необходимость модернизации ЗИС-101 в июне 1940-го обсуждала правительственная комиссия во главе с одним из самых авторитетных автомобилистов страны академиком Евгением Алексеевичем Чудаковым.Обновленный ЗИС должен был встать на конвейер уже в третьей пятилетке - в 1942-м. К тому времени базовую версию 101-го выпускали бы шесть лет...
Предсерийный образец ЗИС-101 (на серийных машинах «дворники» ставили снизу). Автомобиль достигал скорости 115 км/ч.
Разумеется, в 1936 году первый легковой автомобиль (штабная машина на базе АМО-Ф-15 не в счет) московского завода принимало политбюро во главе с самим Сталиным. Показ техники высшему руководству был нормой, но семиместный лимузин вожди осматривали, конечно, особо придирчиво. Заводчане очень волновались - знали, чем может закончиться неудовольствие Сталина. Но 29 апреля, когда два ЗИС-101 въехали в ворота Кремля, у «отца народов» было явно хорошее настроение. Он улыбался и шутил, автомобиль ему понравился. К тому же Орджоникидзе был очень убедителен, уверяя, что машина не хуже американской. Отчасти нарком был прав...ЗИС-101, конструкция которого во многом была скопирована с «Бьюика», весной 1936-го действительно выглядел неплохо на фоне многих одноклассников. Просторный, с базой 3650 мм, семиместный лимузин был комфортабелен, даже имел невиданный большинством отечественных водителей отопитель салона. Часть машин к тому же комплектовали радиоприемниками. Верхнеклапанный восьмицилиндровый мотор объемом 5,8 л был рядным, однако такой конструкции в те годы придерживались и некоторые именитые фирмы, в том числе особо уважаемая руководством СССР - «Паккард».Двигатель ЗИС-101 развивал при 2800 об/мин около 110 л. с. С алюминиевыми поршнями и увеличенной с 4,8 до 5,5 степенью сжатия агрегат можно было форсировать до 116 л. с. Но технологические проблемы не позволяли выпускать такой двигатель серийно.Вот механические тормоза, пусть и снабженные сервоусилителем, выглядели уже далеко не последним словом техники, как и двухдисковое сцепление.Созданием машины руководил Евгений Иванович Важинский - с 1935-го главный конструктор завода. Его правой рукой стал Григорий Георгиевич Михайлов, кузовом занимался Иван Федорович Герман. Он некогда окончил Петербургское художественное училище, мечтал стать архитектором, очень хорошо рисовал. Отчасти Герман выполнял работу дизайнера, но главной заботой была конструкция сложного, абсолютно нового для завода кузова. Поэтому именно он с 1937-го стал ответственным за производство ЗИС-101.Серийный выпуск начали в ноябре 1936-го. Кузов, каркас которого частично делали из бука, требовал особого внимания и старательности. Чуть недотянешь шурупы - по просторному салону раздавался неприятный, совсем не представительский скрип.Купить ЗИС, конечно, было нельзя. Можно было... выиграть в денежно-вещевую лотерею (по крайней мере, до самой войны автомобиль вносили в список призов). А еще - заслужить: ЗИСы давали видным ученым и мастерам искусств, таким, например, как «красный граф» Алексей Толстой. При этом прокатиться на ЗИСе могли и простые москвичи, и гости столицы: в столице лимузины работали в такси.Выпуск ЗИС-101 давался заводу с огромным трудом. И по грузовикам-то план выполняли не всегда, а многие машины приходилось доводить до ума уже после конвейера. Качество лимузинов тоже постоянно хромало. Но правительственная комиссия во главе с Чудаковым, куда вошли представители наркоматов, автохозяйств и таксопарков, отметила не только производственные, но и конструктивные недостатки машины. В частности, масса ЗИС-101 была на 600-700 кг выше, чем у аналогов: один мотор тянул на 470 кг, при этом не впечатляя мощностью. Заводчане понимали: комиссия права, но средств на улучшение автомобиля не хватало. Кроме того, завод, как и вся страна, постоянно терял специалистов. Среди тех, кому предстояло модернизировать 101-й, уже не было Важинского, арестованного в марте 1938-го и вскоре расстрелянного.
Один из немногих сохранившихся до наших дней ЗИС-101А 1940 года.
Конструкторы во главе с Михайловым (он стал главным) сделали в этих условиях, что могли. Мотор с алюминиевыми поршнями, развивавший 116 л. с, пошел в серию. Кузов лишили деревянных деталей. Автомобиль получил однодисковое сцепление, карбюратор типа «Стромберг» с падающим, а не восходящим потоком. Сообразно моде подновили внешность: появилась закругленная (так называемая аэродинамическая) решетка радиатора и более вытянутые фары. ЗИС-101А начали выпускать в августе 1940-го. Параллельно в очень небольших количествах выпускали кабриолеты ЗИС-102.
Первые кабриолеты имели решетку радиатора, как у ЗИС-101.
Второй прототип ЗИС-101Б 1941 года. Изготовили всего два образца.
Однако все понимали: останавливаться на этом нельзя. ЗИС все заметнее отставал от заокеанских и европейских ровесников. Поэтому на заводе готовили сразу две модернизированные версии. ЗИС-101Б внешне отличал выступающий багажник, заменивший архаичную багажную решетку. Заметно изменили панель приборов: большие прямоугольные циферблаты смотрелись вполне современно, как и новый руль с хромированным кольцом звукового сигнала. На ЗИС-101 Б стояли модернизированные амортизаторы и шестнадцатилистовые рессоры вместо девятилистовых.
Салон модели 101Б выглядел вполне современно..
Модель ЗИС-103 создавали параллельно, видимо, с таким же измененным кузовом и главное - с независимой передней подвеской. Скорее всего, она была аналогична американским конструкциям того времени: вильчатые рычаги и пружины. Кстати, похожая была у послевоенного ЗИС-110. Конструкторы работали и над форсированным примерно до 130 л. с. мотором, но стоял ли такой на предвоенных прототипах, доподлинно неизвестно. ЗИС-103 готовили, видимо, на более дальнюю перспективу, а модель 101Б намечали выпускать уже в 1942-м.Испытания начали в мае 1941-го. 7 июля прекратили производство ЗИС-101, 22-го Москва пережила первые налеты, а работы по ЗИС-101Б вели... до 15 октября. Двумя днями раньше немцы вошли в Калугу, 14-го - в Калинин.А через четыре дня после остановки работ по легковому ЗИСу - 19-го октября - вышло постановление ГКО о введении в столице осадного положения...Скорее всего, о конструкторах и испытателях, занимающихся легковым автомобилем, в суматохе просто забыли. А они делали свое дело. И не зря: уже в 1942-м вышло правительственное постановление о создании нового представительского автомобиля. ЗИС-110, конечно, был совсем другой машиной, но опыт модернизации 101-го, несомненно, пригодился.Всего собрали 8752 ЗИС-101, из них около 600 в версии 101А, а открытых 102-х совсем немного. Судьба предвоенных опытных образцов, в том числе ЗИС-Спорт (ЗР, 2003, № 11) и ЗИС-101Б, неизвестна.До наших дней дожили считанные 101-е (открытых ЗИС-102, судя по всему, ни одного), как правило, с неродными моторами. Но и сегодня предвоенные лимузины выглядят внушительно.
Журнал "За рулем" о ЗИС-101:
"Легковой автомобиль ЗИС-101" За рулем, 1934 №19 – Октябрь
"Автомобиль ЗИС-101" За рулем, 1936 №17 – Сентябрь
"Двигатель автомобиля ЗИС-101" За рулем, 1936 №18 – Сентябрь
"Несколько замечаний о легковом автомобиле ЗИС" За рулем, 1936 №18 – Сентябрь
"Электрооборудование автомобиля ЗИС-101" За рулем, 1940 №10 – Май
"Новый двигатель ЗИС-101" За рулем, 1940/23-24 – Декабрь
Иллюстрации:
Так выглядел прототип ЗИС-101 в 1934 году За рулем, 1934 №19
ЗИС 1937 года (ЗР 1937 №21-22)
1939 год. (ЗР 1939 №2)
1939 год. На конвейере ЗИСа (ЗР 1939 №7-8)
1939 год. Товарищ Сталин осматривает ЗИС (ЗР 1939 №23-24)
Изображенный на снимке новый легковой автомобиль автозавода имени Сталина ЗИС-101-А является более мощным и экономичным, чем его предшественник ЗИС-101. В эту модель внесен ряд конструктивных изменений. Степень сжатия двигателя увеличена с 4,8 до 5,5, максимальная мощность возросла с 90 до 116 л. с. Поршни выполнены не из чугуна, а из алюминиевого сплава. Карбюратор восходящего потока типа Марвелл заменен карбюратором падающего потока типа Стромберг. Внешний вид передней части автомобиля вполне современный. Облицовка радиатора обтекаемая.1940 год. (ЗР 140 №19-20)
Испытания скоростных автомобилей ЗИС на 43-м километре Минского шоссе внесли в таблицу всесоюзных автомобильных рекордов значительные изменения. Автомобиль ЗИС-Спорт с 8-цилиндровым двигателем, мощностью 141 л. с. при 3300 об/мин., спроектированный молодыми конструкторами тт. Пухалиным, Пульмановым и Кременецким, развил на дистанции в 1 км с хода максимальную скорость 162,4 км/час, что является новым всесоюзным рекордом.В заводских испытаниях участвовали также ЗИС-102 и два автомобиля ЗИС-101-А, специально подготовленные к скоростным соревнованиям. Автомобиль ЗИС-102 развил скорость 153 км/час,а ЗИС-101-А —142 км/час. В 1941 году на намечающихся весенних всесоюзных автосоревнованиях будут продемонстрированы новые достижения наших конструкторов, наших автозаводов.1940 год. (ЗР 1940 №21)
ЗИС-101А, ЗР 1976 №5
ЗИС-102, ЗР 1977 №6
ЗИС-Спорт, ЗР 1978 №3
ЗИС-101 (ЗР 1983 №8) Редакция благодарит Александра ЛАЗАРЕВА за помощь в подготовке материала.
wiki.zr.ru
При всей трагичности массовых репрессий была в эпохе 1930-х гг. одна светлая черта. Никогда ни до, ни после Советский Союз не подходил так близко к реализации равноправия всех граждан, если судить по истории первого серийного советского лимузина ЗиС-101. Точкой отсчета в жизни этого авто можно считать день, когда ленинградский завод «Красный Путиловец» закончил выпускать знаменитый трактор «Фордзон». Встал вопрос о том, на какую продукцию перевести предприятие, и было решено попробовать создать представительский автомобиль.
Экспериментальный «Ленинград-1» (Л-1) создали в 6 экз. по образу и подобию Buick-32-90, модели 1932 г. Было ошибкой брать за основу столь технически сложный автомобиль, и ленинградцы не сумели обеспечить нужный уровень качества. За время пробега от Ленинграда до Москвы машины успели несколько раз сломаться, поэтому проект лимузина передали ЗиСу, а «Красный Путиловец» перевели на выпуск танков. ЗиС пошел по пути упрощения машины. Удалили ряд капризных агрегатов, таких как автоматическое управление сцеплением и дистанционная регулировка амортизаторов. Усилили раму и ходовую часть. На ЗиС-101 стоял очень совершенный верхнеклапанный мотор, развитие моторов Buick, а рулевое управление и заднюю подвеску сделали по образцу моделей Packard.
Впервые в автомобилестроении СССР ЗиС оснастил машину отопителем салона, радиоприемником, термостатом в системе охлаждения двигателя, гасителем крутильных колебаний вала двигателя, 2-камерным карбюратором, вакуумными сервоусилителями сцепления и тормозов, синхронизаторами 2-й и 3-й ступеней коробки передач.Внешний облик полностью поменялся. Дизайн делали не советские специалисты, а американское ателье Budd Company. Оно же изготавливало оснастку для производства кузовных панелей. На выполнение заказа ушло $1,5 млн и 16 месяцев. Budd, специализировавшееся на индивидуальных авто и работавшее с деревянно-металлическими кузовами, предложило такой же вариант и для ЗиС-101. Буковый каркас стал одной из сложнейших деталей лимузина, а также его главным недостатком: при любой неточности в подгонке деталей кузов начинал скрипеть на дорожных неровностях.
Поэтому, когда в 1940 г. выпустили модернизированный ЗиС-101 А, он имел уже цельнометаллический кузов с «круглой» решеткой радиатора — по примеру массовых ГАЗ-М1. Кроме того, ему увеличили мощность двигателя, заменив чугунные поршни алюминиевыми и поставив другой карбюратор. До войны успели выпустить около 600 экз. ЗиС-101А. ЗиС-101 стал самым демократичным лимузином в истории СССР и России. Он возил не только высших партийных и государственных чиновников, но и обычных граждан. Автомобиль не продавался, но его можно было выиграть в лотерею, а в городах СССР он много использовался в такси на длинных маршрутах.
В 1936 г. в Москве даже был создан 13-й таксомоторный парк, укомплектованный автомобилями ЗиС-101 синего, голубого и желтого цветов. Машины доставляли пассажиров на вокзалы и в аэропорты. Важная роль досталась автомобилю в первые 2-3 послевоенных года. За время Великой Отечественной войны таксопарки практически опустели, поскольку все «эмки» ГАЗ-М1 забрали на фронт и оттуда они уже не вернулись по причине большого износа. ЗиСы, которые не подходили для плохих дорог, всю войну стояли на консервации, а после этого взяли на себя всю нагрузку по таксоперевозкам.
- Кузов: 4‑дверный лимузин (7‑мест.)
Двигатель ЗИС-101
- ЗИС-101, Объём: 5 750 см3- Максимальная мощность: 110 л.с., при 3 200 об/мин- Макс. крутящий момент: 345 Н·м, при 1 200 об/мин- Конфигурация: рядный, 8-цилиндр.
Коробка передач: 3-скоростная механическая
Максимальная скорость ЗИС-101
- 115 км/ч
Габаритные размеры ЗИС-101
- Длина: 5647 мм- Ширина: 1 892 мм- Высота: 1 856 мм- Клиренс: 190 мм- Колёсная база: 3605 мм- Колея задняя: 1550 мм- Колея передняя: 1500 мм
Объём бака ЗИС-101
- 85 литров
Расход топлива ЗИС-101
- смешанный режим: 20,0 л/100км
Вес ЗИС-101
- Снаряженная: 2550 кг- Полная масса: 2970 кг
Грузоподъемность ЗИС-101
- 420 кг
mir-automoto.ru
Двигатель ЗиС-101 считался в те годы одним из самых прогрессивных. Рядная «восьмерка» рабочим объемом 5766 см3 развивала мощность 110 л.с. при 3200 об/мин, если у двигателя были алюминиевые поршни, и 90 л.с. при 2800 об/мин, если поршни из чугуна. У мотора был коленчатый вал с противовесами, гаситель крутильных колебаний коленчатого вала, двухкамерный карбюратор «Марвел» (доставшийся в наследство от Бьюика) с подогревом отработавшими газами и термостат в системе охлаждения, который поддерживал температуру в системе охлаждения и управлял открытием жалюзи.
Солидный вес лимузина (более трех тонн) в сочетании с мягкой зависимой подвеской колес на длинных рессорах и гидравлическими рычажными амортизаторами двустороннего действия создавали мягкость движения автомобиля. В тормозной системе был применен вакуумный усилитель, называемый в то время «тормозным бустером».Хотя, его работа приводила к тому, что левые колеса тормозили несколько сильнее правых. В зависимости от типа мотора ЗиС-101 достигал скорости 115 или 120 км/ч, а вот расход гтоплива составлял 26,5 литров на 100 км.Всего с 1937 по 1941 год было изготовлено 8752 автомобилей ЗиС-101 различных модификаций. Вначале выпускался только с кузовом «лимузин». В конце 1937 года на заводе были разработаны две модификации с открытым кузовом. Первая - типа «фаэтон» со складывающимся тентом и пристегивающимися на кнопках боковинами с целлулоидными окошками. Вторая - «кабриолет», также с тентом, но с выдвигающимися из дверей стеклами в рамках, которые заподлицо входили в пазы натянутого матерчатого верха. Но из-за того,что изготовление кузова «кабриолет» было намного сложнее, то к производству мелкой серией был принята модификация «фаэтон», с присвоением индекса ЗиС-102.На базе ЗиС-101 небольшими партиями выпускалась карета скорой помощи, при этом несколько изменялась планировка задней части салона , а над ветровым стеклом устанавливался отличительный фонарь с красным крестом. Небольшая часть автомобилей ЗиС-101 в больших городах использовалась как таксомоторы, при этом у правой стойки ветрового стекла устанавливался таксометр.В июне 1940 года после модернизации появилась модель ЗиС-101А. Повышение мощности двигателя (до 116 л.с.) достигнуто благодаря установке нового карбюратора МКЗ-Л2 (типа «Стромберг»). Теперь смесь поступала в цилиндры не восходящим, а падающим потоком, за счет этого улучшались их наполнение и мощность. ЗиС-101А выпускался только с алюминиевыми поршнями. Всего было изготовлено около 600 автомобилей этой модели.До начала войны конструкторами завода были созданы опытные образцы двух новинок: ЗиС-101Б (ступенчатый багажник и ряд усовершенствований в шасси) и ЗиС-103 (независимая подвеска передних колес). Реализовать планы заводчан помешала война.
Следует отметить, что ЗиС-101 так и не стал служебным автомобилем Сталина. Вождь по-прежнему ездил на бронированном «Паккарде», который был и просторней и безопасней, а ЗИС-101 стал служебным автомобилем для партийно-советской номенклатуры среднего звена. С началом войны производство автомобилей этой модели было прекращено.
Технические характеристики Завод-изготовитель: Московский автомобильный завод, г.Москва Время выпуска: 1936-1941 гг. Число мест 6 Масса в снаряженном состоянии 2550 кг Полный вес 2970 кг База 3605 мм Максимальная скорость 120 км/ч Расход топлива 25.5 л/100км Двигатель карбюраторный, четырехтактный, восьмицилиндровый, нижнеклапанный Объем двигателя 5.75 л Степень сжатия 5.5 Максимальная мощность 110 л.с. Сцепление двухдисковое, сухое Коробка передач трехступенчатая Главная передача одинарная: пара конических шестерен со спиральными зубьями Рулевой механизм глобоидный червяк и двухгребеневый ролик Размер шин 7,50-17rufact.org
ЗИС-101 ‒ первый советский лимузин, также первый легковой автомобиль марки ЗИС. Выпускался на московском автомобильном заводе имени Сталина в 1936-1941 годах. Кузов был разработан американской фирмой Budd inc. по заказу Советского Союза. В конце 1939 года выпуск лимузином марки ЗИС был приостановлен для устранения основных недочетов конструкции. В августе 1940 года под маркой ЗИС-101А производство было возобновлено вплоть до июля 1941. После войны автомобили, проходящий капитальный ремонт на ЗИСе, получали новые двигатели ЗИС-110, а позже ГАЗ-51. На сегодняшний день сохранились практически полные комплекты чертежей на серийные автомобили ЗИС-101, ЗИС-102, а также на санитарный фургон заводской разработки.
Серийные варианты
Опытные варианты
Проекты
Серийные лимузины в разное время переделывались Автобазой "Cкорой помощи" в санитарные автомобили (в стандартном кузове), заводом "Аремкуз" в в промтоварные фургоны и санитарные универсалы, мастерскими Мосфильма в кинооператорские автомобили и т.д. На агрегатах ЗИС-101 в 1940 году был построен спортивный родстер "ЗИС-спорт".
Шасси | |
Общие виды | |
Двигатель ЗИС-101 | по запросу |
Коробка передач | по запросу |
Сцепление, сервосцепление | по запросу |
Коробка передач | по запросу |
Рама | по запросу |
Задний мост | по запросу |
Тормоза, привод тормозов | по запросу |
Руль | по запросу |
Колеса | по запросу |
Система питания | по запросу |
Система охлаждения | по запросу |
Электрооборудование | по запросу |
Крылья, капот, подножки | по запросу |
Карданный вал, передняя подвеска | по запросу |
Инструменты | по запросу |
Кузов лимузин | |
Общие виды | |
Корпус кузова | по запросу |
Двери | по запросу |
Сидения | по запросу |
Окна | по запросу |
Кожуха | по запросу |
Ящики | по запросу |
Дополнительное оборудование | по запросу |
Арматура | по запросу |
Обогреватель кузова | по запросу |
Панель приборов | по запросу |
Страпонтены (доп.сидения) | по запросу |
Поручни | по запросу |
Перегородка | по запросу |
Кузов фаэтон (1940 г.) | |
Корпус кузова | по запросу |
Двери | по запросу |
Окна и боковины | по запросу |
Тент | по запросу |
Сиденье заднее | по запросу |
Рама | по запросу |
Электрооборудование | по запросу |
Кузов санитарный | |
Каркас кузова | по запросу |
Пол и салазки | по запросу |
Шпингалет, задняя дверь | по запросу |
Сидение водителя | по запросу |
Крепления носилок | по запросу |
autoar.org
Когда разработка советского представительского автомобиля была поручена заводу ЗИС, конструкторы взяли в качестве образца американский Бьюик, сохранив только его лонжеронную раму с Х-образной поперечиной, верхнеклапанный мотор и трех-ступенчатую коробку передач. Проектированием кузова автомобиля занималась американская фирма "Амби-Бадд". Первые два опытных образца автомобиля, получивших название ЗиС-101 были готовы в марте 1936 года. 29 апреля 1936 года автомобили, один выкрашенный в черный цвет, другой в вишневый, были представлены в Кремле Сталину и высшему руководству страны. Известно, что Сталин, Молотов, Орджоникидзе, Микоян и другие весьма щепетильно изучали новый автомобиль, сравнивали с зарубежными моделями, высказывали свои соображения. Сталин посоветовал соорудить за передним сиденьем разделительное, переставить в середину салона светильник, что был над задним сиденьем, а также заменить фигурку-талисман на капоте. Он предложил, чтобы эмблемой был развевающейся красный флаг со звездой. Серийное производство ЗиС-101 началась только в 1937 году, поскольку на заводе много времени ушло на монтаж и освоение оборудования. В его конструкции впервые было использовано немало технических новшеств. Это относится к кузову типа «лимузин» разделительным опускающимся стеклом за передним сиденьем. Кроме того, при изготовлении каркаса кузова использовалась древесина, в частности породы бука, что было под силу только специалистам столярного дела высокой квалификации. ЗиС-101 считался весьма комфортабельным автомобилем. Салон обогревался отопителем, а в летнее время, используя поворотные форточки, салон можно было быстро проветрить. В автомобиле был багажник и дополнительная багажная решетка, отделанная хромированными накладками. Передние сиденья были обиты кожей, а сиденья в салоне тканью. В некоторых «стопервых» был установлен радиоприемник. Двигатель ЗиС-101 считался в те годы одним из самых прогрессивных. Рядная «восьмерка» рабочим объемом 5766 см3 развивала мощность 110 л.с. при 3200 об/мин, если у двигателя были алюминиевые поршни, и 90 л.с. при 2800 об/мин, если поршни из чугуна. У мотора был коленчатый вал с противовесами, гаситель крутильных колебаний коленчатого вала, двухкамерный карбюратор «Марвел» с подогревом отработавшими газами и термостат в системе охлаждения, который поддерживал температуру в системе охлаждения и управлял открытием жалюзи. Солидный вес лимузина в сочетании с мягкой зависимой подвеской колес на длинных рессорах и гидравлическими рычажными амортизаторами двустороннего действия создавали мягкость движения автомобиля. В тормозной системе был применен вакуумный усилитель, называемый в то время «тормозным бустером».Хотя, его работа приводила к тому, что левые колеса тормозили несколько сильнее правых. В зависимости от типа мотора ЗиС-101 достигал скорости 115 или 120 км/ч, а вот расход топлива составлял 26,5 литров на 100 км. Всего с 1937 по 1941 год было изготовлено 8752 автомобилей ЗиС-101 различных модификаций. В конце 1937 года на заводе были разработаны две модификации с открытым кузовом. Первая - типа «фаэтон» со складывающимся тентом и пристегивающимися на кнопках боковинами с целлулоидными окошками. Вторая - «кабриолет», также с тентом, но с выдвигающимися из дверей стеклами в рамках, которые заподлицо входили в пазы натянутого матерчатого верха. На базе ЗиС-101 небольшими партиями выпускалась карета скорой помощи, при этом несколько изменялась планировка задней части салона , а над ветровым стеклом устанавливался отличительный фонарь с красным крестом. Небольшая часть автомобилей ЗиС-101 в больших городах использовалась как таксомоторы, при этом у правой стойки ветрового стекла устанавливался таксометр. В июне 1940 года после модернизации появилась модель ЗиС-101А. Повышение мощности двигателя достигнуто благодаря установке нового карбюратора МКЗ-Л2. Теперь смесь поступала в цилиндры не восходящим, а падающим потоком, за счет этого улучшались их наполнение и мощность. ЗиС-101А выпускался только с алюминиевыми поршнями. Всего было изготовлено около 600 автомобилей этой модели. До начала войны конструкторами завода были созданы опытные образцы двух новинок: ЗиС-101Б и ЗиС-103. Реализовать планы помешала война.
retrobazar.com
Двигатель ЗиС-101 считался в те годы одним из самых прогрессивных. Рядная «восьмерка» рабочим объемом 5766 см3 развивала мощность 110 л.с. при 3200 об/мин, если у двигателя были алюминиевые поршни, и 90 л.с. при 2800 об/мин, если поршни из чугуна. У мотора был коленчатый вал с противовесами, гаситель крутильных колебаний коленчатого вала, двухкамерный карбюратор «Марвел» (доставшийся в наследство от Бьюика) с подогревом отработавшими газами и термостат в системе охлаждения, который поддерживал температуру в системе охлаждения и управлял открытием жалюзи.
Солидный вес лимузина (более трех тонн) в сочетании с мягкой зависимой подвеской колес на длинных рессорах и гидравлическими рычажными амортизаторами двустороннего действия создавали мягкость движения автомобиля. В тормозной системе был применен вакуумный усилитель, называемый в то время «тормозным бустером».Хотя, его работа приводила к тому, что левые колеса тормозили несколько сильнее правых. В зависимости от типа мотора ЗиС-101 достигал скорости 115 или 120 км/ч, а вот расход гтоплива составлял 26,5 литров на 100 км.Всего с 1937 по 1941 год было изготовлено 8752 автомобилей ЗиС-101 различных модификаций. Вначале выпускался только с кузовом «лимузин». В конце 1937 года на заводе были разработаны две модификации с открытым кузовом. Первая - типа «фаэтон» со складывающимся тентом и пристегивающимися на кнопках боковинами с целлулоидными окошками. Вторая - «кабриолет», также с тентом, но с выдвигающимися из дверей стеклами в рамках, которые заподлицо входили в пазы натянутого матерчатого верха. Но из-за того,что изготовление кузова «кабриолет» было намного сложнее, то к производству мелкой серией был принята модификация «фаэтон», с присвоением индекса ЗиС-102.На базе ЗиС-101 небольшими партиями выпускалась карета скорой помощи, при этом несколько изменялась планировка задней части салона , а над ветровым стеклом устанавливался отличительный фонарь с красным крестом. Небольшая часть автомобилей ЗиС-101 в больших городах использовалась как таксомоторы, при этом у правой стойки ветрового стекла устанавливался таксометр.В июне 1940 года после модернизации появилась модель ЗиС-101А. Повышение мощности двигателя (до 116 л.с.) достигнуто благодаря установке нового карбюратора МКЗ-Л2 (типа «Стромберг»). Теперь смесь поступала в цилиндры не восходящим, а падающим потоком, за счет этого улучшались их наполнение и мощность. ЗиС-101А выпускался только с алюминиевыми поршнями. Всего было изготовлено около 600 автомобилей этой модели.До начала войны конструкторами завода были созданы опытные образцы двух новинок: ЗиС-101Б (ступенчатый багажник и ряд усовершенствований в шасси) и ЗиС-103 (независимая подвеска передних колес). Реализовать планы заводчан помешала война.
Следует отметить, что ЗиС-101 так и не стал служебным автомобилем Сталина. Вождь по-прежнему ездил на бронированном «Паккарде», который был и просторней и безопасней, а ЗИС-101 стал служебным автомобилем для партийно-советской номенклатуры среднего звена. С началом войны производство автомобилей этой модели было прекращено.
Технические характеристики Завод-изготовитель: Московский автомобильный завод, г.Москва Время выпуска: 1936-1941 гг. Число мест 6 Масса в снаряженном состоянии 2550 кг Полный вес 2970 кг База 3605 мм Максимальная скорость 120 км/ч Расход топлива 25.5 л/100км Двигатель карбюраторный, четырехтактный, восьмицилиндровый, нижнеклапанный Объем двигателя 5.75 л Степень сжатия 5.5 Максимальная мощность 110 л.с. Сцепление двухдисковое, сухое Коробка передач трехступенчатая Главная передача одинарная: пара конических шестерен со спиральными зубьями Рулевой механизм глобоидный червяк и двухгребеневый ролик Размер шин 7,50-17stalin-auto.my1.ru
Модернизированный из модели ЗиС-101 автомобиль ЗиС-101а был создан в 1940 году. Модернизацию произвели на основании выводов, сделанных специальной комиссией под председательством академика Чудакова. К тому времени было произведено уже очень много ЗиС-101, и можно было определить как достоинства, так и недостатки этой машины – ведь 101-е эксплуатировались на дорогах СССР уже без малого 4 года !
ЗиС-101а
Кроме того, ЗиС в то время уже имел довольно мощные производственные площади, различное оборудование, множество специалистов занимались разработкой и сборкой автомашин, легковых и грузовых. Поэтому различные модернизации были персоналу ЗиСа далеко не в новинку.
ЗиС-101а при модернизации получил не так уж много новшеств – все же многие основные решения были воплощены при разработке ЗиС-101. Однако на ЗиСе решили, что кузов ЗиС-101 уже несколько устарел, и изменили его – ЗиС-101а выглядел, хотя и ненамного, но «современнее», чем его совсем недавний прототип. В основном дизайн автомобиля был изменен за счет переделки маски радиатора – на фото вы можете видеть, что она несколько иная, чем у ЗиС-101, и сам автомобиль за счет этого имеет более агрессивную аэродинамику (по крайней мере, внешне).
Самое же важное отличие ЗиС-101а от ЗиС-101 было то, что кузов ЗиС-101а был цельнометаллическим – деревянный каркас был упразднен полностью.
Таксомотор на базе ЗиС-101а
Двигатель ЗиС-101а был почти что идентичен ЗиС-101, однако у обновленной версии был установлен немного другой карбюратор, а сам двигатель был расфорсирован, что позволило поднять его мощность, так же, как и скорость автомашины.
Всего таких автомобилей произвели около 700 единиц до 1941 года. На основе ЗиС-101 также был произведен спортивный автомобиль ЗиС-101а Спорт.
Технические характеристики ЗиС-101а: максимальная скорость – 125 км/ч; двигатель – карбюраторный рядный жидкостного охлаждения, объемом 5,75 литра и мощностью 116 л. с.; 8 цилиндров; тип кузова – лимузин; мест – 7; привод – на задние колеса.
vkolonne.ru