Двигатели, поступающие в ремонт, должны быть укомплектованы и законсервированы. Приступая к разборке, необходимо очистить двигатель от грязи и остатков масла, а также учесть, что повреждение и плохая сохранность деталей в процессе разборки наносят предприятию материальный ущерб, могут привести к ошибочному суждению о техническом состоянии двигателя и возрастанию стоимости ремонта. Поэтому после очистки и промывки обработанные поверхности деталей для предохранения от коррозии и повреждений смазывают солидолом или техническим вазелином. Особенно тщательно предохраняют коленчатый вал; каждую шейку смазывают, обертывают плотной бумагой и защищают деревянными планками, которые обвязывают проволокой; вал укладывают на специальные подкладки. Ко всем снятым с двигателя узлам необходимо прикреплять ярлыки с указанием его номера.
Перед снятием деталей проверяют положение меток и клейм спаренности; гайки, шпильки, болты и шайбы ставят и вворачивают на место. В случае отсутствия меток, их следует наносить до снятия и разборки узлов. Гайки и болты надо предварительно равномерно ослабить; шпильки следует вывертывать только после дефектации, если это требуется по условиям ремонта деталей или замены самих шпилек. Необходимо соблюдать осторожность, чтобы не повредить красномедные прокладки; бумажные прокладки, войлочные сальники, шплинты, контровочная проволока и стопорные шайбы подлежат замене.
При разборке и транспортировке двигателя, его узлов и деталей необходимо применять специальные захваты и строго соблюдать правила техники безопасности. С этой целью все приспособления и инструменты, применяемые при разборке и транспортировке, должны быть в исправном состоянии. Наряду с универсальным следует применять специальный инструмент.
Двигатель устанавливают на специальную подставку, на которой и производят его разборку примерно в такой последовательности: прежде всего снимают контрольно-измерительную аппаратуру; затем топливную аппаратуру и топливные трубопроводы; воздушные, водяные и масляные трубопроводы; впускной и выпускной коллекторы; головки блоков цилиндров и привод клапанов; водяные и масляные насосы, компрессор, масляные фильтры и маслоохладитель; привод распределительного вала и распределительный вал. Снимают поршневую группу, и на конец коленчатый вал. Детали и узлы, которые снимают с двигателя, следует укладывать на стеллажи или тележки; агрегаты систем смазки, охлаждения, питания -топливом и контрольно-измерительные приборы надо передавать для разборки, ремонта и сборки специализированным бригадам.
Опыт ремонта двигателей показал, что очистку и мойку деталей следует производить в специальном помещении, оборудованном моечными машинами, ваннами, вентиляционными устройствами и противопожарными средствами.
Для снятия нагара с поршней, крышек цилиндров и других деталей их надо мыть в щелочном растворе или зачищать латунными щетками и шаберами. При этом нужно следить, чтобы при снятии нагара не повредить поверхность деталей. После промывки детали протирают насухо чистой ветошью.
В настоящее время широко распространена очистка деталей от нагара в так называемых «косточковых машинах», работающих на принципе пневмоструйных аппаратов. На деталь, помещаемую в замкнутую камеру, направляют струю сжатого воздуха под давлением 4—5 бар, которая увлекает на своем пути крошку из фруктовых косточек, получаемых как отходы с консервных заводов. Поскольку крошка мягче металла, никаких царапин на деталях не остается, а поверхность их очищается до металлического блеска.
Промывать детали рекомендуется в соляровом масле, а затем — в керосине или водном растворе, содержащем 0,05% хромпика, 1,5% кальцинированной соды и 0,4% жидкого стекла (температура 70— 80 °С). Поршневые пальцы, клапаны, шарикоподшипники и другие детали с шлифованными и полированными поверхностями промывают керосином отдельно от других деталей, после чего протирают насухо чистой ветошью и смазывают обезвоженным маслом для предохранения от окисления. Резинотехнические изделия заменяют на новые.
Техническое состояние отремонтированных двигателей в значительной степени зависит от качества их сборки. Поэтому перед сборкой необходимо предъявить контролеру узлы и детали с картами замеров и заключениями о годности их к сборке. На все узлы и детали должны быть поставлены клейма окончательной приемки, порядковые номера и номера спаренности. На деталях не должно быть вмятин, забоин, трещин, острых кромок и следов коррозии. Детали должны быть промыты, продуты сжатым воздухом и протерты чистой салфеткой. Особое внимание обращается на чистоту маслоканалов и на места, недоступные для осмотра и очистки. Все трущиеся детали перед сборкой двигателя, а резьбы шпилек перед накручиванием гаек смазывают специальными смазками.
Процесс сборки двигателей не представляет собой последовательного присоединения одной детали к другой. Двигатели внутреннего сгорания состоят из многочисленных групп деталей, образующих не только отдельные узлы, но и целые механизмы, которые удобнее и проще собирать отдельно, а затем устанавливать на предназначенное место. К таким механизмам относятся: топливные насосы и форсунки, водяные и масляные насосы и др.
При общей сборке двигателя обязательно проверяют правильность расположения поршней по цилиндрам, зазоры во всех ответственных подшипниках, между поршнями и цилиндрами и пр. В процессе установки на двигатель собранных узлов проверяют взаимное прилегание поверхностей в местах соединения и при необходимости обрабатывают их. Медные уплотняющие прокладки перед установкой отжигают.
Гайки ответственных соединений (фланцев валов, крепления маховика, крышек цилиндров) затягивают равномерно «накрест» с усилием, рекомендованным заводской инструкцией, пользуясь динамометрическими ключами. Затем собирают трубопроводы — выхлопной, топливный, масляный, охлаждения.
После окончания общей сборки двигателя производят его предварительную наладку и обкатку с регулировкой. Затем испытывают и доводят его техническую характеристику до паспортной. При испытаниях под нагрузкой двигатель должен устойчиво работать при всех режимах. Возникающие неисправности устраняют сразу.
advsauto.ru
Инструмент:
Детали и расходники:
1. После демонтажа устанавливаем двигатель на стенд для разборки. Снимаем генератор, головку блока цилиндров, маховик, масляный фильтр.
2. Накидным ключом «на 17» отворачиваем два болта 1 нижнего крепления, а ключом «на 13» — болт 2 верхнего крепления кронштейна передней правой опоры силового агрегата.
3. Снимаем кронштейн передней правой опоры.
4. Головкой «на 13» отворачиваем три болта крепления кронштейна генератора.
5. Снимаем кронштейн генератора.
6. Снимаем поддон картера двигателя, как описано здесь. Головкой «на 10» с удлинителем отворачиваем два болта 1 крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника и болт 2 крепления маслоприемника к корпусу масляного насоса.
7. Снимаем масляный насос, как описано здесь. Отвернув ключом «на 10» два болта крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости к блоку цилиндров, снимаем трубу и ее уплотняющую прокладку. Головкой «на 10» отворачиваем шесть болтов крепления держателя заднего сальника коленчатого вала.
8. Снимаем держатель заднего сальника.
9. Соединение держателя сальника и блока цилиндров уплотнено прокладкой.
10. Головкой «на 14» отворачиваем две гайки болтов крепления крышки шатуна (шатун при этом должен находиться в нижней мертвой точке).
11. Легко постукиваем по боковым поверхностям крышки шатуна молотком с пластмассовым наконечником (или из мягкого металла).
12. И начинаем снимать крышку шатуна.
13. Вынимаем из крышки вкладыш шатунного подшипника.
14. Упираясь деревянной рукояткой молотка в торцы стержней шатунных болтов, сдвигаем нижнюю головку шатуна с шейки коленчатого вала.
15. Вынимаем поршень с шатуном из цилиндра.
16. Вынимаем из нижней головки шатуна верхний вкладыш шатунного подшипника. Аналогично извлекаем поршни с шатунами из других цилиндров. Если детали шатунно-поршневой группы не повреждены и мало изношены, то могут быть снова использованы. Поэтому при разборке помечаем детали, чтобы при последующей сборке они были установлены на свои места. Пальцами рук осторожно (не прилагая большого усилия) разжимаем замок верхнего компрессионного кольца.
17. Вынимаем его из канавки поршня.
18. Аналогично снимаем нижнее компрессионное кольцо и разжав замок снимаем маслосъемное кольцо.
19. Снимаем расширитель маслосъемного кольца.
20. Для снятия поршня с шатуна поддеваем отверткой стопорное кольцо поршневого пальца и извлекаем его из кольцевой канавки бобышки поршня. Таким же образом вынимаем другое стопорное кольцо поршневого пальца.
21. Оправкой выталкиваем поршневой палец.
22. Снимаем поршень с верхней головки шатуна. Аналогичные операции проводим с другими поршнями.
23. Головкой «на 17» отворачиваем два болта крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала.
24. Снимаем крышку коренного подшипника.
25. Вынимаем из крышки нижний вкладыш коренного подшипника коленчатого вала. Таким же образом снимаем еще четыре крышки коренных подшипников коленчатого вала.
26. Вынимаем коленчатый вал из блока цилиндров и затем вынимаем два упорных полукольца коленчатого вала (показаны стрелками) из проточек опоры третьего коренного подшипника (в блоке цилиндров).
27. Вынимаем из опор блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала.
28. Остро заточенным инструментом удаляем остатки герметика с приваленной плоскости блока цилиндров под поддон картера.
29. Таким же образом очищаем остатки прокладки головки блока цилиндров.
30. Очищаем привалочные плоскости блока цилиндров под трубу насоса охлаждающей жидкости и держателя заднего сальника коленчатого вала.
31. После разборки двигателя тщательно промываем и очищаем от нагара детали цилиндропоршневой группы для проверки их технического состояния.
32. Для определения износа цилиндра нутромером измеряем диаметр цилиндра в четырех поясах (на расстоянии 8, 15, 50, и 90 мм от верхней плоскости блока цилиндров) и в двух направлениях (параллельном и перпендикулярном оси коленчатого вала). В зоне первого пояса (до 8 мм) цилиндр практически не изнашивается, поэтому по разности замеров в первом и остальных поясах можно определить износ цилиндра. Если износ цилиндров превышает 0,15 мм, необходимо на СТО расточить и отхонинговать цилиндры до ремонтного (увеличенного на 0,4 или 0,8 мм) размера.
33. Для определения износа юбки поршня микрометром измеряем ее диаметр в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 55 мм от днища поршня. Микрометром измеряем диаметры всех коренных и шатунных шеек коленчатого вала в двух диаметрально противоположных плоскостях.
34. Шейки коленчатого вала шлифуем до ближайшего ремонтного размера, если износ или овальность больше 0,03 мм, а также если на шейках есть задиры и риски. После шлифования шеек коленчатого вала необходимо удалить заглушки масляных каналов. Затем тщательно промываем и продуваем сжатым воздухом каналы для удаления остатков абразива. Шлифовку шеек коленчатого вала, удаление и установку новых заглушек проводим на СТО.
35. Собираем двигатель в обратной последовательности. Устанавливаем новые вкладыши коренных подшипников коленчатого вала номинального или ремонтного размера (после шлифовки шеек вала). Вкладыши с проточкой на рабочей поверхности устанавливаем в опоры блока цилиндров, а без проточки — в крышки коренных подшипников. Смазываем вкладыши моторным маслом и укладываем в опоры блока цилиндров коленчатый вал. Вставляем в проточки опоры третьего коренного подшипника упорные полукольца, смазанные моторным маслом.
36. Поверхности полуколец с антифрикционным покрытием (на них выполнены пазы) должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.
37. Устанавливаем крышки коренных подшипников в соответствии с метками (см. рис.), нанесенными на их наружной поверхности (счет крышек ведется со стороны привода ремня ГРМ). При установке ориентируем крышки так, чтобы метки на них располагались ближе к передней стороне блока цилиндров (стороне крепления генератора). При этом замки верхнего и нижнего вкладышей каждого коренного подшипника располагаются с одной стороны.
Метки на крышках коренных подшипников
38. Затягиваем болты крепления крышек коренных подшипников моментом 68-84 Нм.
39. Поршни к цилиндрам подбираются по классам диаметров цилиндров и юбок поршней. Класс диаметра каждого цилиндра (в нашем случае, это класс С), клеймится напротив цилиндра на нижней плоскости блока (плоскость крепления поддона картера).
40. Класс поршня по диаметру юбки наносится на днище поршня. В двигатель ставятся поршни одного класса по массе.
Маркировка на днище поршня:2 — класс поршня по диаметру отверстия под палец;С — класс диаметра юбки поршня;^ — при установке поршня в цилиндр стрелка должна быть направлена в сторону привода ГРМ;Г — класс поршня по массе.
41. Маркировка классов шатуна по массе и диаметру отверстия под поршневой палец наносится на крышке шатуна.
Маркировка на крышке шатуна:Н — класс шатуна по массе;2 — класс шатуна по диаметру отверстия под поршневой палец.
42. Перед сборкой шатунно-поршневой группы из новых деталей необходимо подобрать пальцы к поршням и шатунам. Класс поршня и шатуна по диаметру отверстий под палец должен соответствовать классу диаметра пальца. Правильно подобранный поршневой палец, смазанный моторным маслом, должен входить в отверстие верхней головки шатуна с усилием нажатия большого пальца руки и не выпадать из него при вертикальном положении.
43. При сборке поршня с шатуном ориентируем их так, чтобы при установке в цилиндр, выбитый на шатуне порядковый номер располагался ближе к задней стенке блока цилиндров (на которой расположен масляный фильтр). Перед установкой поршневых колец на поршень необходимо проверить тепловые зазоры в замках колец. Для этого вставляем поршневое кольцо в тот цилиндр, в который оно будет установлено при сборке и выравниваем кольцо днищем поршня.
44. Набором плоских щупов проверяем зазор в замке поршневого кольца. Зазор должен быть равен 0,25-0,45 мм. Предельно допустимый зазор при износе 1 мм.
45. Смазываем моторным маслом канавки на поршнях под поршневые кольца. Устанавливаем кольца на поршни. Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем проточкой («скребком») вниз. Если на кольце нанесена метка «ВЕРХ» или «ТОР», кольцо располагаем меткой вверх.
46. Располагаем кольца следующим образом:
47. При установке маслосъемного кольца стык расширителя располагаем со стороны, противоположной замку кольца. Перед установкой деталей цилиндропоршневой группы смазываем цилиндры, поршни с кольцами и шатунные вкладыши подшипников коленчатого вала моторным маслом.
48. Перед установкой поршня в цилиндр надеваем на поршень регулируемую оправку и стягивая оправку, сжимаем поршневые кольца.
49. Устанавливаем поршень с шатуном в цилиндр. При этом шатунная шейка коленчатого вала данного цилиндра должна находиться положении нижней мертвой точки. Упираясь рукояткой молотка в днище поршня, проталкиваем его в цилиндр.
50. Сняв оправку, досылаем рукояткой молотка поршень в цилиндр до упора. При этом контролируем посадку вкладыша нижней головки шатуна на шейку коленчатого вала.
51. При установке крышки шатуна порядковые номера на шатуне и крышке должны совпадать и располагаться с одной стороны шатуна.
52. Дальнейшую сборку двигателя проводим в обратной последовательности.
В статье не хватает:
Источник: http://wiki.zr.ru/83_Ремонт_Kalina
carpedia.club
Разборка и сборка двигателя автомобиля
Вымытый и очищенный двигатель установите на стенд для разборки и слейте масло из поддона двигателя. Снимите шланги системы вентиляции картера двигателя; снимите шланги подвода и отвода жидкости из системы охлаждения к карбюратору и трубку пониженного давления, идущую к вакуумному регулятору датчика — распределителя зажигания. Снимите карбюратор с проставкой и теплоизолирующий экран. Снимите провода высокого напряжения и датчик — распределитель зажигания с уплотнительным кольцом и кронштейном. Снимите топливный насос с теплоизоляционной проставкой, толкателем и прокладками. Снимите корпус вспомогательных агрегатов с уплотнительным кольцом. Снимите натяжную планку и ремень привода генератора. Снимите генератор и кронштейн его крепления. Заблокируйте маховик фиксатором маховика, отверните болт крепления шкива привода генератора и снимите шкив. Снимите переднюю крышку зубчатого ремня с резиновым уплотнителем. Отверните гайку крепления механизма натяжения. Ослабьте и снимите зубчатый ремень. Снимите натяжной ролик с осью и дистанционным кольцом.
Придерживая шкив распределительного вала от проворачивания спецприспособлением или дорном за отверстия шкива, открутите болт крепления и снимите шкив. Снимите и шкив зубчатого ремня с коленчатого вала двигателя. Открутите болты крепления водяного насоса. Открутите болт и гайку крепления задней крышки зубчатого ремня и снимите ее. Выньте из гнезда в блоке цилиндров водяной насос с прокладкой. Снимите впускной и выпускной трубопроводы с прокладками, заборником теплого воздуха и кронштейном подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости. Выверните из головки блока цилиндров масляный выключатель контрольной лампы давления масла. Если полная разборка двигателя не требуется, то можно снять головку блока цилиндров в сборе с трубопроводами и вспомогательными агрегатами. Снимите шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости к отопителю.
Отсоедините шланги от термостата и снимите его. Снимите подводящую трубу насоса охлаждающей жидкости и отводящий патрубок рубашки охлаждения с прокладкой. Ключом для контроля момента затягивания свечей зажигания (трубчатый торцовый 21 мм) выкрутите датчик указателя температуры охлаждающей жидкости и свечи зажигания. Приспособлением для снятия масляного фильтра снимите масляный фильтр с прокладкой. Отсоедините от патрубков на головке и блоке цилиндров шланг вытяжной вентиляции картера. Выньте указатель уровня масла. Снимите крышку головки блока цилиндров.
Выкрутите болты крепления и снимите головку блока цилиндров в сборе с распределительным валом. При необходимости разберите головку блока цилиндров. Переверните двигатель поддоном вверх и снимите масляный картер с прокладкой. Снимите маслоприемник и масляный насос с прокладкой. Открутите гайки шатунных болтов, снимите крышки шатунов и осторожно выньте через цилиндры поршни с шатунами. Заблокируйте маховик фиксатором, выкрутите болты крепления маховика, снимите шайбу (кольцо) болтов и маховик с коленчатого вала. Снимите крышки коренных подшипников вместе с нижними вкладышами. Выньте из гнезд подшипников коленчатый вал, а затем верхние вкладыши и упорные полукольца из средней опоры.
Вымытый и очищенный блок цилиндров установите на стенде и вкрутите отсутствующие шпильки. Установите кронштейн крепления генератора и закрепите его двумя болтами. Смажьте моторным маслом вкладыши подшипников и упорные полукольца коленчатого вала, а при этом поршни и сальники. При сборке двигателя после ремонта всегда устанавливайте новые сальники коленчатого вала. Установите в гнезда и крышки коренных подшипников вкладыши. Уложите в коренные подшипники коленчатый вал и вставьте в гнезда среднего коренного подшипника упорные полукольца канавками (с этой стороны находится антифрикционный слой) в сторону упорных поверхностей коленчатого вала. Установите крышки коренных подшипников в соответствии с метками. Крышки необходимо располагать так, чтобы метки (или сторона с наибольшим числом меток) находились со стороны установки генератора. Затяните болты крепления крышек. Проверьте осевой люфт коленчатого вала. Для этого поверните блок цилиндров задней стороной вверх и установите на нее стойку с индикатором так, чтобы ножка индикатора упиралась во фланец коленчатого вала. Перемещая вал отвертками как рычагами вверх и вниз, замерьте индикатором осевой люфт. Он должен быть 0,06—0,26мм. Если люфт больше, то приведите его в норму установкой упорных полуколец с увеличенной на 0,127 мм толщиной. Оправкой для запрессовки заднего сальника коленчатого вала в держатель запрессуйте в держатель задний сальник коленчатого вала. Наденьте держатель с сальником на конусную оправку для установки держателя с сальником коленчатого вала и передвиньте его с оправки на фланец коленчатого вала. Установите под держатель прокладку и прикрепите его к блоку цилиндров болтами с пружинными шайбами. Установите маховик на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода находилась против оси шатунной шейки ближнего к маховику 4-го цилиндра. Установите шайбу и болты крепления маховика. Заблокируйте маховик фиксатором и затяните болты крепления. Подберите поршни к цилиндрам так, чтобы зазор между поршнем и цилиндром составлял 0,025— 0,045 мм.
На новом двигателе это достигается установкой поршней того же класса, что и цилиндры. У двигателей, бывших в эксплуатации, поршни и цилиндры имеют некоторый износ. Поэтому необходимо заново подбирать поршни к цилиндрам, измеряя их диаметр, чтобы зазор был по возможности ближе к расчетному. Соберите поршни с шатунами. С помощью втулки из комплекта втулок для установки поршней в цилиндры вставьте в цилиндры поршни с шатунами. В комплекте имеются втулки нормального и ремонтных размеров поршней. Поэтому необходимо подобрать втулку, пригодную для данного размера устанавливаемого поршня.
Можно применять при этом регулируемую втулку для установки нормальных и увеличенных поршней в цилиндры. Отверстие для пальца на поршне смещено на 1,2 мм, вместе с тем при установке поршней в цилиндры стрелка на днище поршня должна быть обращена в сторону привода распределительного вала. Установите вкладыши в шатуны и крышки шатунов. Соедините шатуны с шейками коленчатого вала, установите крышки и затяните шатунные болты. Крышки шатунов необходимо устанавливать так, чтобы номер цилиндра на крышке находился против номера цилиндра на нижней головке шатуна. Оправкой для запрессовки переднего сальника коленчатого вала и сальника распределительного вала запрессуйте в крышку масляного насоса до упора передний сальник коленчатого вала. Залейте в насос немного моторного масла и проверните несколько раз ведущую шестерню. Вставьте направляющую втулку оправки для запрессовки переднего сальника коленчатого вала и сальника распределительного вала в сальник, запрессованный в масляный насос, и поверните ведущую шестерню в такое положение, при котором ее можно было бы надеть на шейку коленчатого вала.
Передвиньте насос с направляющей втулки на вал, установите под насос прокладку и прикрепите его к блоку цилиндров. Для правильной установки в корпус насоса запрессованы два направляющих штифта, которые должны входить в соответствующие отверстия блока цилиндров.
Вставьте в отверстие масляного насоса маслоприемник с уплотнительным кольцом, прикрепите его к масляному насосу и к крышке второго коренного подшипника коленчатого вала. Установите масляный поддон с прокладкой и закрепите его. Смажьте моторным маслом уплотнительное кольцо масляного фильтра и установите масляный фильтр вручную, привернув его к фланцу на блоке цилиндров. Вставьте в блок цилиндров две центрирующие втулки и установите по ним новую прокладку головки цилиндров (бывшую в употреблении прокладку использовать не допускается). Перед установкой прокладки удалите с сопрягаемых поверхностей головки и блока цилиндров грязь и масло.
Прокладка должна быть чистой и сухой. Попадание масла на поверхность прокладки не допускается. Установите по центрирующим втулкам головку блока цилиндров. Проверьте длину болтов головки цилиндров (без учета головки болта). Если длина болтов больше 135,5 мм, то замените их новыми. Чтобы обеспечить надежное уплотнение и исключить подтяжку болтов при техническом обслуживании, болты крепления головки цилиндров затягивайте в четыре приема. Вставьте в гнездо блока цилиндров насос охлаждающей жидкости с прокладкой, проверив надежность напрессовки шкива насоса на валик. Установите заднюю крышку зубчатого ремня и прикрепите ее вместе с крышкой насоса к блоку цилиндров. Дополнительно прикрепите крышку болтом к блоку цилиндров и гайкой к шпильке на головке цилиндров. Вложите в гнезда на передних концах коленчатого и распределительного валов сегментные шпонки и установите шкивы зубчатого ремня.
Придерживая шкив распределительного вала приспособлением для проворачивания, закрепите его на валу болтом с шайбой. Поверните шкив распределительного вала до совмещения метки на шкиве с установочным усиком на задней защитной крышке зубчатого ремня. Доверните коленчатый вал в сторону меньшего угла поворота до совмещения установочной метки на шкиве с меткой на крышке масляного насоса Провернуть коленчатый вал можно ключом за болт, временно завернутый в передний конец вала, или за маховик. Установите натяжной ролик с осью и размерным кольцом и закрепите его в положении, соответствующем минимальному натяжению ремня. Наденьте зубчатый ремень на шкив коленчатого вала и, натягивая обе ветви ремня, наденьте левую ветвь на шкив насоса охлаждающей жидкости и заведите ее за натяжной ролик.
Наденьте ремень на шкив распределительного вала и слегка натяните его натяжным роликом, поворачивая ось ролика против часовой стрелки. При установке ремня нельзя допускать его резких перегибов (складывания). Проверните коленчатый вал на два оборота в направлении его вращения при работе двигателя и проверьте совпадение установочных меток. Если метки не совпадают, то ослабьте натяжение ремня, снимите его со шкива распределительного вала, поверните шкив на необходимый угол, наденьте ремень, слегка натяните его натяжным роликом, снова проверните коленчатый вал на два оборота и проверьте совпадение установочных меток. При совпадении меток отрегулируйте натяжение ремня и зазоры в клапанном механизме. Установите переднюю крышку зубчатого ремня и закрепите ее болтами. Аккуратно уложите прокладку в паз крышки головки цилиндров по всему периметру.
Установите крышку на головку блока цилиндров, наденьте резиновые втулки на шпильки и наживите гайки с шайбами. Если втулки имеют следы разрушения, то замените их новыми. Гайки затягивайте равномерно в несколько приемов до упора шайбы в шпильку. Необходимо помнить, что герметичность стыка крышки зависит от тщательности выполнения всех операций по ее установке. Вкрутите в головку блока цилиндров свечи зажигания, датчики указателя температуры охлаждающей жидкости и контрольной лампы давления масла. Установите на головке блока цилиндров отводящий патрубок рубашки охлаждения с прокладкой и закрепите его двумя гайками.
Установите прокладку и прикрепите к блоку цилиндров фланец подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости. Наденьте на патрубок и подводящую трубу шланги, идущие к термостату, установите термостат и закрепите шланги хомутами. Установите на головке блока цилиндров корпус вспомогательных агрегатов с уплотнительным кольцом и закрепите его болтом. При установке корпуса особое внимание обратите на положение уплотнительного кольца в канавке, так как при затяжке гаек возможно его выскакивание из канавки и закусывание между кромками канавки и поверхностью головки цилиндров.
Если уплотнительное кольцо имеет следы закусывания, то его необходимо заменить новым. Установите топливный насос с теплоизоляционной проставкой, с прокладками и толкателем. Смажьте моторным маслом и наденьте уплотнительное кольцо на фланецдатчика-распределителя зажигания и прикрепите его к корпусу вспомогательных агрегатов в таком положении, чтобы средняя риска на фланце датчика-распределителя находилась против установочного выступа на корпусе вспомогательных агрегатов. Одновременно установите под верхнюю гайку крепления кронштейн проводов высокого напряжения.
Валик датчика-распределителя соединяется с хвостовиком распре-делительного вала только в одном положении. Поэтому перед установкой поверните валик так, чтобы кулачки муфты валика вошли в пазы хвостовика распределительного вала. Наденьте на шпильки головки блока цилиндров прокладки, установите выпускной коллектор и затяните центральную гайку его крепления. Затем установите впускной трубопровод вместе с заборником теплого воздуха и кронштейном подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости и закрепите их гайками. Установите шланг вытяжной вентиляции картера и закрепите его хомутами на патрубках блока и головки цилиндров. Установите указатель уровня масла. Наденьте на коленчатый вал шкив привода генератора и закрепите его болтом с шайбой. Установите натяжную планку и генератор.
Наденьте ремень на шкивы коленчатого вала и генератора и отрегулируйте его натяжение. Установите теплоизолирующий экран карбюратора, проставку и карбюратор. Закрепите его гайками и закройте сверху технологической заглушкой или тряпкой. Не допускается подтягивать гайки или закреплять нагретый карбюратор. Установите шланг подачи бензина от топливного насоса к карбюратору и закрепите его хомутами. Установите трубку пониженного давления к вакуумному регулятору, а при этом шланги подвода и отвода жидкости из системы охлаждения к карбюратору. Установите на отводящем патрубке головки блока цилиндров и на подводящей трубе насоса охлаждающей жидкости шланги, идущие котопителю, и закрепите их хомутами. Подключите провода высокого напряжения к датчику-распределителю и свечам зажигания. Закрепите гребенку проводов в кронштейне. Залейте масло в двигатель через горловину на крышке головки блока цилиндров.
Теги:
industryy.ru
Разборка Все дизельные двигатели очень чувствительны к загрязнениям. При проведении каких-либо работ на двигателе обязательно обращать внимание на то, чтобы грязь или посторонние частицы не попали в трубопроводы, соединения и т.д. Лучше всего после отсоединения топливопроводов и других соединений сразу заклеивать их с помощью клейкой ленты. Перед началом работы нужно тщательно очистить все наружные поверхности двигателя, предварительно закрыв все отверстия двигателя чистыми тряпками, чтобы никакие посторонние предметы не попали внутрь. Разборка двигателя в деталях описана в последующих разделах. По этой причине описываются те операции, которые могут проводиться при установленном или снятом двигателе, что-бы не описывать отдельные операции по разборке дважды. Если должна проводиться полная разборка, то необходимо лишь скомбинировать отдельные операции друг с другом в последовательности разделов главы. При разборке следует помнить о том, что все подвижные детали нужно помечать перед снятием, чтобы затем установить их на прежние места (если они будут использованы повторно). Это особенно важно для поршней, клапанов, крышек и вкладышей подшипников. Детали следует хранить так, чтобы не перепутать их друг с другом. Опорные и уплотняемые поверхности ни в коем случае не помечать чертилкой (шилом) или ударами пробойника. Многие детали изготовлены из алюминия и с ними нужно обращаться соответственно. Если для разделения деталей по ним нужно ударить молотком, то следует использовать только молоток из пластмассы, резины или кожи. Так как полная разборка двигателя необходима очень редко и многие операции можно провести при установленном двигателе, то отдельные операции в последующих разделах описаны отдельно. Если двигатель нужно ремонтировать полностью, необходимо объединить отдельные ремонтные операции. В последующих операциях речь идет вообще о двигателях данной конструкции, так как в большинстве случаев различие состоит только в количестве цилиндров. Отличия для определенного двигателя указаны особо.
Головка отлита из легированного легкого сплава. Охлаждающая жидкость, моторное масло, воздух для сгорания топлива и выхлопные газы проходят через различные отверстия и каналы в головке. Накальные свечи, форсунки, предкамеры, клапанные пружины и толкатели клапанов установлены в головке блока цилиндров. В головке находится также распределительный вал. Выпускной коллектор и впускной коллектор укреплены с внешней стороны головки блока цилиндров. Топливо поступает с одной стороны головки блока цилиндров, а выходит (в виде выхлопных газов) с другой ее стороны. Поэтому она называется головкой блока цилиндров с поперечным потоком. В головке имеются различные датчики и переключающие клапаны, которые выполняют функции по регулированию температуры и т.д. Т.к. головка изготовлена из легкого металла, то ее легко деформировать, например, при нарушении порядка ослабления или затягивания болтов головки. Нельзя также снимать головку, когда двигатель горячий. В установленном состоянии головку проверить невозможно. Случается так, что прогорает прокладка головки блока цилиндров. Быстрый контроль можно осуществить, открутив крышку расширительного бачка. Если на горячем двигателе в бачке видны пузырьки воздуха, то можно предположить, что прокладка прогорела. Другими признаками прогорания прокладки являются: белый дым из выхлопной трубы, масло в охлаждающей жидкости или охлаждающая жидкость в масле. Эти признаки можно наблюдать, вытащив маслоизмерительный щуп. Если следы масла на щупе имеют белый или серый цвет, то можно предположить, что прокладка имеет повреждения (эмульсия на щупе). Если есть уверенность в том, что в цилиндры попала вода, то нужно выкрутить форсунки и провернуть двигатель стартером, что позволит вытеснить воду. После этого закрутить форсунки, завести двигатель и доехать до места назначения не заглушая двигатель. Только так можно избежать серьезных повреждений кривошипно-шатунного механизма (например, деформации шатунов).
studfiles.net
Разборка и сборка двигателя
РазборкаВымытый и очищенный двигатель установите для разборки и слейте масло из поддона двигателя. Снимите шланги системы вентиляции
картера двигателя; снимите шланги подвода и отвода жидкости из системы охлаждения к карбюратору и трубку пониженного давления, идущую к вакуумному регулятору датчика — распределителя зажигания.
Снимите карбюратор с проставкой и теплоизолирующий экран.
Снимите провода высокого напряжения и датчик — распределитель зажигания с уплотнительным кольцом и кронштейном. Снимите топливный насос с теплоизоляционной проставкой, толкателем и прокладками. Снимите корпус вспомогательных агрегатов с уплотнительным кольцом.
Снимите натяжную планку и ремень привода генератора. Снимите генератор и кронштейн его крепления.
Заблокируйте маховик фиксатором маховика, отверните болт крепления шкива привода генератора и снимите шкив.
Снимите переднюю крышку зубчатого ремня с резиновым уплотнителем. Отверните гайку крепления механизма натяжения. Ослабьте и снимите зубчатый ремень. Снимите натяжной ролик с осью и дистанционным кольцом.
Придерживая шкив распределительного вала от проворачивания спецприспособлением или дорном за отверстия шкива, открутите болт крепления и снимите шкив. Снимите и шкив зубчатого ремня с коленчатого вала двигателя.
Открутите болты крепления водяного насоса. Открутите болт и гайку крепления задней крышки зубчатого ремня и снимите ее.
Выньте из гнезда в блоке цилиндров водяной насос с прокладкой.
Снимите впускной и выпускной трубопроводы с прокладками, заборником теплого воздуха и кронштейном подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости. Выверните из головки блока цилиндров масляный выключатель контрольной лампы давления масла.
Если полная разборка двигателя не требуется, то можно снять головку блока цилиндров в сборе с трубопроводами и вспомогательными агрегатами.
Снимите шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости к отопителю. Отсоедините шланги от термостата и снимите его. Снимите подводящую трубу насоса охлаждающей жидкости и отводящий патрубок рубашки охлаждения с прокладкой. Ключом для контроля момента затягивания свечей зажигания (трубчатый торцовый 21 мм) выкрутите датчик указателя температуры охлаждающей жидкости и свечи зажигания.
Приспособлением для снятия масляного фильтра снимите масляный фильтр с прокладкой. Отсоедините от патрубков на головке и блоке цилиндров шланг вытяжной вентиляции картера. Выньте указатель уровня масла. Снимите крышку головки блока цилиндров. Выкрутите болты крепления и снимите головку блока цилиндров в сборе с распределительным валом.
При необходимости разберите головку блока цилиндров. Переверните двигатель поддоном вверх и снимите масляный картер с прокладкой. Снимите маслоприемник и масляный насос с прокладкой. Открутите гайки шатунных болтов, снимите крышки шатунов и осторожно выньте через цилиндры поршни с шатунами.
Заблокируйте маховик фиксатором, выкрутите болты крепления маховика, снимите шайбу (кольцо) болтов и маховик с коленчатого вала. Снимите крышки коренных подшипников вместе с нижними вкладышами. Выньте из гнезд подшипников коленчатый вал, а затем верхние вкладыши и упорные полукольца из средней опоры.
СборкаВымытый и очищенный блок цилиндров установите на стенде и вкрутите отсутствующие шпильки. Установите кронштейн крепления генератора и закрепите его двумя болтами.
Смажьте моторным маслом вкладыши подшипников и упорные полукольца коленчатого вала, а также поршни и сальники.
При сборке двигателя после ремонта всегда устанавливайте новые сальники коленчатого вала. Установите в гнезда и крышки коренных подшипников вкладыши. Уложите в коренные подшипники коленчатый вал и вставьте в гнезда среднего коренного подшипника упорные полукольца канавками (с этой стороны находится антифрикционный слой) в сторону упорных поверхностей коленчатого вала.
Установите крышки коренных подшипников в соответствии с метками. Крышки необходимо располагать так, чтобы метки (или сторона с наибольшим числом меток) находились со стороны установки генератора. Затяните болты крепления крышек.
Проверьте осевой люфт коленчатого вала. Для этого поверните блок цилиндров задней стороной вверх и установите на нее стойку с индикатором так, чтобы ножка индикатора упиралась во фланец коленчатого вала. Перемещая вал отвертками как рычагами вверх и вниз, замерьте индикатором осевой люфт. Он должен быть 0,06—0,26мм.
Если люфт больше, то приведите его в норму установкой упорных полуколец с увеличенной на 0,127 мм толщиной.
Оправкой для запрессовки заднего сальника коленчатого вала в держатель запрессуйте в держатель задний сальник коленчатого вала. Наденьте держатель с сальником на конусную оправку для установки держателя с сальником коленчатого вала и передвиньте его с оправки на фланец коленчатого вала. Установите под держатель прокладку и прикрепите его к блоку цилиндров болтами с пружинными шайбами.
Установите маховик на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода находилась против оси шатунной шейки ближнего к маховику 4-го цилиндра. Установите шайбу и болты крепления маховика. Заблокируйте маховик фиксатором и затяните болты крепления.
Подберите поршни к цилиндрам так, чтобы зазор между поршнем и цилиндром составлял 0,025— 0,045 мм. На новом двигателе это достигается установкой поршней того же класса, что и цилиндры. У двигателей, бывших в эксплуатации, поршни и цилиндры имеют некоторый износ. Поэтому необходимо заново подбирать поршни к цилиндрам, измеряя их диаметр, чтобы зазор был по возможности ближе к расчетному.
Соберите поршни с шатунами. С помощью втулки из комплекта втулок для установки поршней в цилиндры вставьте в цилиндры поршни с шатунами. В комплекте имеются втулки нормального и ремонтных размеров поршней. Поэтому необходимо подобрать втулку, пригодную для данного размера устанавливаемого поршня.
Можно применять также регулируемую втулку для установки нормальных и увеличенных поршней в цилиндры. Отверстие для пальца на поршне смещено на 1,2 мм, поэтому при установке поршней в цилиндры стрелка на днище поршня должна быть обращена в сторону привода распределительного вала.
Установите вкладыши в шатуны и крышки шатунов. Соедините шатуны с шейками коленчатого вала, установите крышки и затяните шатунные болты. Крышки шатунов необходимо устанавливать так, чтобы номер цилиндра на крышке находился против номера цилиндра на нижней головке шатуна.
Оправкой для запрессовки переднего сальника коленчатого вала и сальника распределительного вала запрессуйте в крышку масляного насоса до упора передний сальник коленчатого вала.
Залейте в насос немного моторного масла и проверните несколько раз ведущую шестерню. Вставьте направляющую втулку оправки для запрессовки переднего сальника коленчатого вала и сальника распределительного вала в сальник, запрессованный в масляный насос, и поверните ведущую шестерню в такое положение, при котором ее можно было бы надеть на шейку коленчатого вала. Передвиньте насос с направляющей втулки на вал, установите под насос прокладку и прикрепите его к блоку цилиндров. Для правильной установки в корпус насоса запрессованы два направляющих штифта, которые должны входить в соответствующие отверстия блока цилиндров.
Вставьте в отверстие масляного насоса маслоприемник с уплотнительным кольцом, прикрепите его к масляному насосу и к крышке второго коренного подшипника коленчатого вала.
Установите масляный поддон с прокладкой и закрепите его. Смажьте моторным маслом уплотнительное кольцо масляного фильтра и установите масляный фильтр вручную, привернув его к фланцу на блоке цилиндров.
Вставьте в блок цилиндров две центрирующие втулки и установите по ним новую прокладку головки цилиндров (бывшую в употреблении прокладку использовать не допускается). Перед установкой прокладки удалите с сопрягаемых поверхностей головки и блока цилиндров грязь и масло. Прокладка должна быть чистой и сухой. Попадание масла на поверхность прокладки не допускается.
Установите по центрирующим втулкам головку блока цилиндров.
Проверьте длину болтов головки цилиндров (без учета головки болта). Если длина болтов больше 135,5 мм, то замените их новыми.
Чтобы обеспечить надежное уплотнение и исключить подтяжку болтов при техническом обслуживании, болты крепления головки цилиндров затягивайте в четыре приема.
Вставьте в гнездо блока цилиндров насос охлаждающей жидкости с прокладкой, проверив надежность напрессовки шкива насоса на валик.
Установите заднюю крышку зубчатого ремня и прикрепите ее вместе с крышкой насоса к блоку цилиндров. Дополнительно прикрепите крышку болтом к блоку цилиндров и гайкой к шпильке на головке цилиндров.
Вложите в гнезда на передних концах коленчатого и распределительного валов сегментные шпонки и установите шкивы зубчатого ремня. Придерживая шкив распределительного вала приспособлением для проворачивания, закрепите его на валу болтом с шайбой. Поверните шкив распределительного вала до совмещения метки на шкиве с установочным усиком на задней защитной крышке зубчатого ремня. Доверните коленчатый вал в сторону меньшего угла поворота до совмещения установочной метки на шкиве с меткой на крышке масляного насоса
Провернуть коленчатый вал можно ключом за болт, временно завернутый в передний конец вала, или за маховик.
Установите натяжной ролик с осью и размерным кольцом и закрепите его в положении, соответствующем минимальному натяжению ремня. Наденьте зубчатый ремень на шкив коленчатого вала и, натягивая обе ветви ремня, наденьте левую ветвь на шкив насоса охлаждающей жидкости и заведите ее за натяжной ролик. Наденьте ремень на шкив распределительного вала и слегка натяните его натяжным роликом, поворачивая ось ролика против часовой стрелки.
При установке ремня нельзя допускать его резких перегибов (складывания).
Проверните коленчатый вал на два оборота в направлении его вращения при работе двигателя и проверьте совпадение установочных меток.
Если метки не совпадают, то ослабьте натяжение ремня, снимите его со шкива распределительного вала, поверните шкив на необходимый угол, наденьте ремень, слегка натяните его натяжным роликом, снова проверните коленчатый вал на два оборота и проверьте совпадение установочных меток. При совпадении меток отрегулируйте натяжение ремня и зазоры в клапанном механизме.
Установите переднюю крышку зубчатого ремня и закрепите ее болтами. Аккуратно уложите прокладку в паз крышки головки цилиндров по всему периметру. Установите крышку на головку блока цилиндров, наденьте резиновые втулки на шпильки и наживите гайки с шайбами.
Если втулки имеют следы разрушения, то замените их новыми.
Гайки затягивайте равномерно в несколько приемов до упора шайбы в шпильку.
Необходимо помнить, что герметичность стыка крышки зависит от тщательности выполнения всех операций по ее установке.
Вкрутите в головку блока цилиндров свечи зажигания, датчики указателя температуры охлаждающей жидкости и контрольной лампы давления масла. Установите на головке блока цилиндров отводящий патрубок рубашки охлаждения с прокладкой и закрепите его двумя гайками. Установите прокладку и прикрепите к блоку цилиндров фланец подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости. Наденьте на патрубок и подводящую трубу шланги, идущие к термостату, установите термостат и закрепите шланги хомутами. Установите на головке блока цилиндров корпус вспомогательных агрегатов с уплотнительным кольцом и закрепите его болтом.
При установке корпуса особое внимание обратите на положение уплотнительного кольца в канавке, так как при затяжке гаек возможно его выскакивание из канавки и закусывание между кромками канавки и поверхностью головки цилиндров.
Если уплотнительное кольцо имеет следы закусывания, то его необходимо заменить новым.
Установите топливный насос с теплоизоляционной проставкой, с прокладками и толкателем. Смажьте моторным маслом и наденьте уплотнительное кольцо на фланецдатчика-распределителя зажигания и прикрепите его к корпусу вспомогательных агрегатов в таком положении, чтобы средняя риска на фланце датчика-распределителя находилась против установочного выступа на корпусе вспомогательных агрегатов.
Одновременно установите под верхнюю гайку крепления кронштейн проводов высокого напряжения.
Валик датчика-распределителя соединяется с хвостовиком распре-делительного вала только в одном положении. Поэтому перед установкой поверните валик так, чтобы кулачки муфты валика вошли в пазы хвостовика распределительного вала.
Наденьте на шпильки головки блока цилиндров прокладки, установите выпускной коллектор и затяните центральную гайку его крепления. Затем установите впускной трубопровод вместе с заборником теплого воздуха и кронштейном подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости и закрепите их гайками. Установите шланг вытяжной вентиляции картера и закрепите его хомутами на патрубках блока и головки цилиндров. Установите указатель уровня масла. Наденьте на коленчатый вал шкив привода генератора и закрепите его болтом с шайбой. Установите натяжную планку и генератор. Наденьте ремень на шкивы коленчатого вала и генератора и отрегулируйте его натяжение. Установите теплоизолирующий экран карбюратора, проставку и карбюратор. Закрепите его гайками и закройте сверху технологической заглушкой или тряпкой.
Не допускается подтягивать гайки или закреплять нагретый карбюратор.
Установите шланг подачи бензина от топливного насоса к карбюратору и закрепите его хомутами. Установите трубку пониженного давления к вакуумному регулятору, а также шланги подвода и отвода жидкости из системы охлаждения к карбюратору. Установите на отводящем патрубке головки блока цилиндров и на подводящей трубе насоса охлаждающей жидкости шланги, идущие котопителю, и закрепите их хомутами.
Подключите провода высокого напряжения к датчику-распределителю и свечам зажигания.
Закрепите гребенку проводов в кронштейне. Залейте масло в двигатель через горловину на крышке головки блока цилиндров.
tachki.md
Метки на крышках коренных подшипников
Запрессовка пальца в верхнюю головку шатуна1 – оправка;2 – регулировочная гайка;3 – поршень;4 – поршневой палец;5 – направляющая втулка;6 – шатун;7 – винт.
После снятия устанавливаем двигатель на разборочный стенд. Снимаем генератор, головку блока цилиндров, верхнюю крышку картера сцепления, маховик и масляный насос.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
Ключом «на 10» отворачиваем два болта крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости…
…и снимаем трубу и прокладку.
Ключом «на 10» отворачиваем шесть болтов крепления держателя заднего сальника коленчатого вала.
Снимаем держатель и прокладку.
Головкой «на 14» отворачиваем гайки крепления крышки шатуна (шатун при этом должен находиться в НМТ).
Снимаем крышку шатуна.
Вынимаем нижний вкладыш шатунного подшипника из крышки.
Упираемся деревянной ручкой молотка в плоскость нижней головки шатуна…
…и выталкиваем поршень с шатуном из цилиндра.
Вынимаем верхний вкладыш подшипника из головки шатуна.
Аналогично извлекаем поршни с шатунами из других цилиндров.Зажимаем шатун в тиски с накладками губок из мягкого металла.Пальцами рук осторожно (не прилагая большого усилия) разжимаем замок верхнего компрессионного кольца…
...и снимаем верхнее компрессионное кольцо.
Таким же образом снимаем нижнее компрессионное...
...и маслосъемное кольца.
Снимаем расширитель маслосъемного кольца.
На двигателе ВАЗ-21083 поршневой палец вставлен в верхнюю головку шатуна с натягом.
Выпрессовываем палец ударами молотка по оправке, удерживая шатун на весу (или уложив поршень на деревянную опору с цилиндрической выемкой под юбку поршня и отверстием под палец).
Снимаем поршень с шатуна.
На двигателе ВАЗ-2111 применяются поршневые пальцы плавающего типа, свободно вращающиеся в бобышках поршней и втулках шатунов. Для разборки поршня с шатуном зажимаем шатун в тиски с накладками губок из мягкого металла.
Поддеваем отверткой стопорное кольцо поршневого пальца и извлекаем его из кольцевой канавки поршня.
Таким же образом вынимаем второе стопорное кольцо.
Оправкой выталкиваем поршневой палец и снимаем поршень с верхней головки шатуна.
Головкой «на 17» отворачиваем два болта крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала.
Снимаем крышку.
Вынимаем из крышки нижний вкладыш коренного подшипника.
Таким же образом снимаем еще четыре крышки коренных подшипников.
Вынимаем коленчатый вал.
Вынимаем из проточек опоры среднего коренного подшипника упорные полукольца.
Вынимаем из опор блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала.
Собираем двигатель в обратной последовательности.В крышки коренных подшипников устанавливаем вкладыши без проточки на внутренней поверхности.
В первую, вторую, четвертую и пятую опоры блока цилиндров устанавливаем вкладыши с проточками, а в третью опору – вкладыш без проточки (такой же, как и в крышке).
Cмазываем вкладыши моторным маслом и укладываем в опоры коленчатый вал. Вставляем в проточки опоры третьего коренного подшипника упорные полукольца, смазанные моторным маслом. Поверхности полуколец с антифрикционным покрытием (на них выполнены проточки) должны быть обращены к щекам коленчатого вала.
Устанавливаем крышки коренных подшипников в соответствии с метками, нанесенными на их наружной поверхности (счет крышек ведется со стороны привода ремня ГРМ — см. рис. Метки на крышках коренных подшипников).При этом замки верхнего и нижнего вкладышей каждого коренного подшипника должны быть расположены с одной стороны.
Затягиваем болты крепления крышек предписанным моментом (см. Моменты затяжки резьбовых соединений). Поршни к цилиндрам подбираются по классам.
Класс цилиндра, обозначаемый буквами A, B, C, D, E выбит на нижней плоскости блока цилиндров.
Классы диаметров поршня и отверстия под поршневой палец, а также группа по массе поршня указаны на его днище.
Поршневой палец, смазанный моторным маслом, должен входить в отверстие поршня с усилием нажатия большого пальца руки и не выпадать из поршня при вертикальном положении пальца.а двигателе ВАЗ-21083 для запрессовки пальца в верхнюю головку шатуна монтируем палец на универсальную оправку (см. рис. Запрессовка пальца в верхнюю головку шатуна).Размер А вычисляем по формуле:
А = 0,5 і (D – B – C + Е), мм,
где D – диаметр поршня, В – длина пальца, С – расстояние между бобышками, Е – ширина головки шатуна.Винт 7 не затягиваем, так как при нагреве от шатуна палец удлиняется и винт может заклинить.Для сборки поршня с шатуном нагреваем шатун на электроплитке или в муфельной печи (до 240°С).Нагретый шатун зажимаем в тиски. Сборку поршня с пальцем и нагретым шатуном выполняем быстро, так как после охлаждения шатуна изменить положение поршневого пальца не удастся.Надеваем поршень на шатун, обеспечивая совпадение отверстий в верхней головке шатуна и бобышках поршня. Вводим оправку с пальцем в отверстие бобышки поршня и проталкиваем палец в головку шатуна и отверстие противоположной бобышки. При этом поршень должен прижиматься бобышкой к головке шатуна в направлении запрессовки пальца.Устанавливаем на поршни кольца и располагаем их следующим образом:
замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом около 45° к оси поршневого пальца;замок нижнего компрессионного кольца – под углом 180° к оси замка верхнего кольца;замок маслосъемного кольца – под углом 90° к оси замка верхнего компрессионного кольца.Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем проточкой («скребком») вниз. Если на кольце нанесена метка «ВЕРХ» или «ТОР», располагаем кольцо меткой вверх.При установке маслосъемного кольца стык расширителя располагаем со стороны, противоположной замку кольца.Перед установкой деталей смазываем цилиндры, поршни с кольцами и шатунные вкладыши моторным маслом.
При установке поршня в цилиндр стрелка на днище поршня должна быть обращена в сторону привода ГРМ.
Сжимаем поршневые кольца на поршне оправкой...
..и вводим нижнюю головку шатуна и юбку поршня в цилиндр.
Упираясь деревянной ручкой молотка в днище поршня, проталкиваем его в цилиндр.
При установке крышки шатуна номера на шатуне и крышке должны располагаться с одной стороны.
Гайки болтов крепления крышки шатуна затягиваем предписанным моментом (см. Моменты затяжки резьбовых соединений).Дальнейшую сборку выполняем в обратной последовательности.
www.autofizik.ru
Ключом "на 10" отворачиваем два болта крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости... | ||
...и снимаем трубу и прокладку. | ||
Ключом "на 10" отворачиваем шесть болтов крепления держателя заднего сальника коленчатого вала. | ||
Снимаем держатель и прокладку. | ||
Головкой "на 14" отворачиваем гайки крепления крышки шатуна (шатун при этом должен находиться в НМТ). | ||
Снимаем крышку шатуна. | ||
Вынимаем нижний вкладыш шатунного подшипника из крышки. | ||
Упираемся деревянной ручкой молотка в плоскость нижней головки шатуна... | ||
...и выталкиваем поршень с шатуном из цилиндра. | ||
Вынимаем верхний вкладыш подшипника из головки шатуна. | ||
Аналогично извлекаем поршни с шатунами из других цилиндров.Зажимаем шатун в тиски с накладками губок из мягкого металла. | ||
Пальцами рук осторожно (не прилагая большого усилия) разжимаем замок верхнего компрессионного кольца... | ||
...и
снимаем верхнее компрессионное кольцо. Таким же образом снимаем нижнее компрессионное... | ||
...и маслосъемное кольца. | ||
Снимаем расширитель маслосъемного кольца. | ||
На двигателе ВАЗ-21083 поршневой палец вставлен в верхнюю головку шатуна с натягом. | ||
Выпрессовываем палец ударами молотка по оправке, удерживая шатун на весу (или уложив поршень на деревянную опору с цилиндрической выемкой под юбку поршня и отверстием под палец). | ||
Снимаем
поршень с шатуна. На двигателе ВАЗ-2111 применяются поршневые пальцы плавающего типа, свободно вращающиеся в бобышках поршней и втулках шатунов. Для разборки поршня с шатуном зажимаем шатун в тиски с накладками губок из мягкого металла. | ||
Поддеваем
отверткой стопорное кольцо поршневого пальца и извлекаем его из кольцевой канавки
поршня. Таким же образом вынимаем второе стопорное кольцо. | ||
Оправкой выталкиваем поршневой палец и снимаем поршень с верхней головки шатуна. | ||
Головкой "на 17" отворачиваем два болта крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала. | ||
Снимаем крышку. | ||
Вынимаем
из крышки нижний вкладыш коренного подшипника. Таким же образом снимаем еще четыре крышки коренных подшипников. | ||
Вынимаем коленчатый вал. | ||
Вынимаем из проточек опоры среднего коренного подшипника упорные полукольца. | ||
Вынимаем из опор блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала. | ||
Собираем двигатель в обратной последовательности. | ||
В крышки коренных подшипников устанавливаем вкладыши без проточки на внутренней поверхности. | ||
В первую, вторую, четвертую и пятую опоры блока цилиндров устанавливаем вкладыши с проточками, а в третью опору - вкладыш без проточки (такой же, как и в крышке). | ||
Cмазываем вкладыши моторным маслом и укладываем в опоры коленчатый вал. Вставляем в проточки опоры третьего коренного подшипника упорные полукольца, смазанные моторным маслом. Поверхности полуколец с антифрикционным покрытием (на них выполнены проточки) должны быть обращены к щекам коленчатого вала. | ||
Устанавливаем крышки коренных подшипников в соответствии с метками, нанесенными на их наружной поверхности (счет крышек ведется со стороны привода ремня ГРМ - см. рис. Метки на крышках коренных подшипников).При этом замки верхнего и нижнего вкладышей каждого коренного подшипника должны быть расположены с одной стороны. | ||
Затягиваем болты крепления крышек предписанным моментом (см. | Класс цилиндра, обозначаемый буквами A, B, C, D, E выбит на нижней плоскости блока цилиндров. | |
Классы диаметров поршня и отверстия под поршневой палец, а также группа по массе поршня указаны на его днище. | ||
Поршневой палец, смазанный моторным маслом, должен входить в отверстие поршня с усилием нажатия большого пальца руки и не выпадать из поршня при вертикальном положении пальца. | ||
а двигателе ВАЗ-21083 для запрессовки пальца в верхнюю головку шатуна монтируем палец на универсальную оправку (см. рис. Запрессовка пальца в верхнюю головку шатуна). | ||
Размер
А вычисляем по формуле: А = 0,5 < Назад Вперёд > Добавить комментарий |
carmanz.com