10:2006.12.2017
(обновлено: 10:39 06.12.2017)
11828195
Истребитель пятого поколения Су-57 выполнил первый полет с новым двигателем. Гендиректор компании "Альянс авиационных технологий Авинтел" Виктор Прядка в эфире радио Sputnik рассказал об истории усовершенствования двигателя – сердца самолета.
Истребитель пятого поколения Су-57 (Т-50) совершил первый полет с двигателем второго этапа, сообщает пресс-служба Минпромторга.
Испытания прошли штатно. За штурвалом находился Герой России шеф-пилот компании "Сухой" (в составе ОАК) Сергей Богдан, полет длился 17 минут.
Военный эксперт: у Су-57 есть параметры, не имеющие аналогов в мире"Это доказательство высокого потенциала российского авиастроения, способного создавать высокоинтеллектуальные передовые системы — уникальный планер, инновационная цифровая начинка, новейшие двигатели", — отметил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.Бомбардировщик будет сверхзвуковым и сможет решать задачи, которыми сейчас заняты сразу три типа самолетов дальней авиации — Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3.
Генеральный директор компании "Альянс Авиационных технологий Авинтел" Виктор Прядка в эфире радио Sputnik рассказал о возможностях самолета с новым двигателем.
"Наличие более современного двигателя повышает динамику самолета, разгонные характеристики. Новые двигатели более экономичны и обладают большими ресурсами. Поэтому эксплуатационные качества самолета и его боевые возможности будут повышены. Ранее в ОКБ "Сухого" разрабатывался самолет Су-7, на котором стоял двигатель АЛ-21, и который планировалось устанавливать на начальном этапе самолета Су-27. Но после пробы были произведены доработки, появился более современный двигатель АЛ-31, который так же по мере эксплуатации получил дальнейшее усовершенствование, повысил боевые возможности самолета. После первых испытаний самолета Т-50, очевидно, также возникла необходимость усовершенствовать двигатель, который, по сути, является сердцем летательного аппарата, и от которого многое зависит", — сказал Виктор Прядка.
Серийное производство ПАК ФА планируется начать в 2028-2029 годах.Эксперт объяснил, почему между испытаниями и серийным производством – такой большой срок.
"В турбореактивном двигателе есть некоторые тонкости, заключающиеся в изготовлении лопаток компрессора и турбины. Экономичность двигателя и его эксплуатационные возможности определяются во многом температурой газа перед турбиной – это порядка 1200 градусов и более. Каждый десяток градусов имеет значение. Но поскольку температура повышается, появляется необходимость получить новые сплавы и технологии изготовления лопаток турбин. Это длительный процесс, который нуждается в тщательной доводке. Кроме того, нужны испытания на долговечность и ресурс. Для запуска серийного производства необходимо создать новые станки и освоить технологические процессы. Поэтому срок может быть такой – 10 и более лет", — отметил Виктор Прядка.
У радио Sputnik отличный паблик в Facebook, а для тех, кто предпочитает отечественное, — "ВКонтакте".
Есть еще Twitter, где все кратко, но емко. И конечно, вас увлечет канал радио Sputnik в Telegram. Обещаем!
ria.ru
Похоже, что авиастроители окончательно определились со сроками начала серийного производства перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) или более известного как Т-50 и получившего индекс Су-57. Это произошло после успешных испытаний двигателя второго этапа (изделие-30) в воздухе, которые подтвердили все ранее заявленные технические характеристики.
Проект машины пятого поколения начали разрабатывать ещё в 80-е годы, но после известных событий конца 80-х и начала 90-х годов из-за недостатка финансирования проектом долгие годы не занимались. Только лишь в начале 2000-х вернулись к его разработке и в 2010 году первый опытный образец поднялся в воздух.
На первых опытных машинах стояли двигатели АЛ-41Ф1С, которые были созданы для Су-35С и не обладали достаточной мощностью для самолётов пятого поколения. Как конкурент для F-22 и F-35 новый самолёт с таким мотором был очень слаб и разработчики сосредоточились над созданием более мощного варианта силовой установки (Изделия-30) и 6 декабря текущего года новый двигатель был впервые испытан в полёте.
Изделие-30 – это совершенно новая разработка с большей тяговооруженностью, имеющая новейшие электронные схемы и обладающая высокой экономичностью. Машина получила возможность выполнять в течение долгого времени полёты на сверхзвуке без включения форсажных камер также инженеры сделали самолёт более маневренным, чем прежде.
Су-57 отличается повышенной малозаметностью благодаря формам конструкции, материалам и поглощающему покрытию, а также средствам РЭБ. Элементы планера и кромки крыла нового самолёта пятого поколения расположены под определёнными углами, исключающими эффект уголкового отражателя. Так вот для повышения эффекта незаметности, новый двигатель Су-57 имеет зубчатые круглые сопла, что позволяет приобрести силовой установке наибольшие стелс-возможности, при этом сохраняя высокую манёвренность и всеракурсный вектор тяги.
Разработка новых технологий и применение в конструкции двигателя современных материалов помогли инженерам создать оригинальный компрессор высокого давления для изделия-30. Ноу-хау в новой силовой установке является сложнейшая конструкция по форме лопатки турбины, изготовленная из уникальных компонентов жаростойких сплавов никеля. Двигателестроители США оценили новый мотор как «вершину инженерной мысли».
В изделии-30 повышены показатели отношения удельной тяги к удельному весу – чем выше этот показатель, тем более высокая тяговооруженность двигателя. Это основной параметр, характеризующий техническое совершенство двигателя для машины пятого поколения. Всё это вкупе с бесфорсажным режимом крейсерского полёта и уменьшения незаметности в различных диапазонах отличает превосходство новой силовой установки над мотором первого этапа.
Новый двигатель нужно грамотно довести до нужной кондиции и провести все необходимые испытания в воздухе, так что ранее 2023 года результата ждать не приходится. Торопиться с этим не следует, но и затягивать этот процесс не стоит, тем более что экспортные перспективы изделия-30 очень волнуют нашего партнёра Индию, а обстановка на рынке в Дели весьма серьёзная, ведь конкуренты для России на нём США и Франция.
The following two tabs change content below.
Информация об авторе
aviarf.ru
Россия доказала, что способна создавать сложнейшие технические системы, – именно это продемонстрировал первый полет истребителя пятого поколения Су-57 с двигателем «Изделие-30». Разработка данного двигателя не только стала крупной инженерной победой, но и позволила говорить о том, что Россия преодолевает одну из самых негативных тенденций советского самолетостроения.
В среду были опубликованы кадры первого полета истребителя пятого поколения Су-57 (известного как ПАК ФА и Т-50) с новым двигателем «Тип-30» (или «Изделие-30»). Полет продолжительностью около четверти часа совершил накануне шеф-пилот фирмы «Сухой», летчик-испытатель, Герой России Сергей Богдан. Сообщалось, что полет прошел штатно.
Двигатель «Тип-30» для истребителя Су-57 называют полностью новой разработкой. У него много преимуществ, главным из которых стала усиленная тяга при уменьшенном расходе топлива и новые электронные системы.
В результате инженерам удалось увеличивать маневренность самолета. Благодаря этому двигателю самолет сможет совершать длительные полеты на сверхзвуковой скорости без форсажа. Именно отсутствие нового современного двигателя было одним из аргументов тех, кто отказывался называть истребитель Су-57 машиной пятого поколения.
Чем новый двигатель поможет новому истребителю
Первый полет Су-57 состоялся еще в 2010 году, но тогда он происходил с двигателем «первого этапа» («Изделие-117») – модернизированной версией двигателя АЛ-41Ф1С от истребителей четвертого поколения Су-35С. Он существенно уступал его американским аналогам.
Новый двигатель – «Изделие-30» – разрабатывался в кооперации всех конструкторских бюро Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), в частности ППО «Сатурн». При его создании инженеры применили не только новые материалы, но и технологии. В результате появился уникальный компрессор высокого давления.
Одним из российских ноу-хау стала крайне сложная конструкция лопатки турбины. Ее сделали из уникальных жаропрочных никелевых сплавов. Ничего подобного в двигателе первого этапа не было. В американской прессе местный аналог российского двигателя называли «вершиной инженерной мысли».
«Именно новый двигатель должен уместить самолет Су-57 в заявленные характеристики, которые его делают в полной мере истребителем пятого поколения», – подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД эксперт в области авиастроения, исполнительный директор портала Aviaport.ru Олег Пантелеев. Собеседник пояснил: по параметрам, во-первых, крейсерского сверхзвука в бесфорсажном режиме и, во-вторых, сокращения заметности в различных диапазонах новинка дает серьезные преимущества по сравнению с двигателем первого этапа.
Дальше начинают работать такие факторы, как повышенные удельные показатели: удельный вес и удельная тяга – все это дает лучшие характеристики с точки зрения того, что специалисты называют «тяговооруженностью». «Один из основных параметров, который характеризует техническое совершенство двигателя для истребителя, – это отношение его тяги к весу. Чем это отношение лучше, тем самолет в целом получается с лучшими характеристиками», – пояснил в комментарии газете ВЗГЛЯД председатель редакционного совета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров.
«Этот двигатель отличается тем, что коэффициент его полезного действия должен быть выше, если говорить обывательским языком, – отметил эксперт. – Есть требования по более высокой надежности, по более длительному жизненному циклу. Совокупность этих параметров и характеризует двигатель более нового поколения».
Соответственно, повышается маневренность, есть возможность увеличить полезную нагрузку и так далее. По всем основным характеристикам изделие второго этапа является заметным шагом вперед по сравнению с предыдущим, отмечают специалисты.
Преодолевая негативную традицию
По мнению экспертов, успешные испытания двигателя «Тип-30» позволяют России преодолеть недобрую традицию советского времени. Например, при создании стратегического бомбардировщика М-50 конструкторам так и не удалось довести до кондиции турбореактивный двигатель М16-17, поэтому испытания проводились с двигателем ВД-7, но в начале 1960-х проект досрочно закрыли, как не показавший требуемых характеристик.
«К сожалению, дурной традицией советских времен было недооценивать сложность создания авиадвигателя, – отмечает Олег Пантелеев. – Как правило, мы спохватывались, что нужно сделать новый двигатель, тогда, когда конструкторы самолета уже начинали обещать заказчику новые характеристики. В итоге «двигателистов» в срочном порядке дергали: мол, что вы можете нам предложить, они закладывали повышенные обязательства. Были прецеденты, когда проекты из-за отсутствия подходящего двигателя не взлетали», – рассказал Пантелеев.
С этим соглашается и Алексей Комаров. «Раньше очень многие характеристики двигателей, материалов и так далее получались такими, какими получались. То есть конструкторы что-то закладывали, но дальше был очень важный этап доводки и совершенствования. И в некоторых случаях достичь тех параметров, которые задавались при проектировании, не удавалось», – рассказал он.
«Сейчас наука проектирования ушла сильно вперед, она базируется на мощных компьютерных расчетах и моделировании, – указал собеседник. – И поэтому степень достоверности того, что получится относительно того, что хотели сделать конструкторы, намного выше. Поэтому я предполагаю, что таких провалов не может быть на данном этапе».
«Еще предстоит долго работать»
Первый полет с новым двигателем – очень важный этап, уверен Комаров. «На прототип ставится двигатель уже после того, как он прошел достаточно длительный цикл испытаний и на наземных стендах, и на летающих лабораториях», – подчеркнул собеседник, добавив, что это уже более серьезный прототип.
«Двигатель – одна из важнейших систем, требующих самых больших вложений по деньгам и по времени», – объяснил он. В то же время все равно еще предстоит долго работать, прежде чем он будет полностью готов, указал Комаров.
«Боевая единица, которой является фронтовой истребитель, помимо планера включает элементы, связанные с системой управления оружием, двигатель, систему вооружения. Только когда все эти элементы будут отработаны полностью, можно говорить, что самолет полностью соответствует тому заданию, которое ставилось перед разработчиками, – подчеркнул эксперт. – Пока что на этапе испытаний, на этапе доводки разные системы и подсистемы, в том числе и двигатель, могут еще не соответствовать необходимым параметрам».
Но «первый полет с новым двигателем приближает момент завершения создания всего самолета и систем вооружения. Помимо самолета это и авиационные средства сопровождения, которые впервые применяются на этой машине, и наземные системы, комплексы диагностики и так далее», – указал Пантелеев.
«В общем, для отечественных ВКС это переход на новую ступень. Сейчас с точки зрения двигателя есть уверенность, что все характеристики будут на высочайшем уровне», – резюмировал Пантелеев.
Текст: Никита Коваленко, Андрей Резчиков
tehnowar.ru
Российский истребитель пятого поколения Су-57 наконец-то обрел свой завершенный облик - на днях состоялся его первый полет с новым двигателем, созданным специально для этой боевой машины. И хотя об "изделии 30" (именно так называется силовая установка) известно не очень много, специалисты сходятся во мнении, что двигатель заметно расширит возможности Су-57.
В частности, вырастет тяговооруженность (отношение тяги к весу) истребителя, отметил военный эксперт Владимир Карнозов в комментарии для сайта телеканала "Звезда".
- Это позволит быстрее осуществлять взлет, набирать высоту, совершать маневры с большой перегрузкой при ведении воздушного боя, особенно ближнего, - подчеркнул эксперт.
Последний аспект, по его мнению, остается актуальным, несмотря на дальнейшее развитие ракетного вооружения, что подразумевает под собой атаку цели на дальней дистанции. Дело в том, что в случае масштабного конфликта с массовым применением авиации противоборствующими сторонами без столкновений в ближнем бою все равно не обойдется, считает эксперт.
Также Карнозов отметил, что новый двигатель позволит Су-57 выполнять маневры с перегрузкой до 9-10 единиц с меньшей потерей скорости.
Кроме того, за счет большей экономичности "изделия 30" истребитель будет тратить меньше топлива, а значит сможет выполнять боевые задачи на более дальних расстояниях, дольше оставаться в воздухе, отмечается в свою очередь в материале РИА Новости. К слову, экономия топлива достигается и благодаря тому, что двигатель позволяет самолету развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.
Также "Изделие 30" выгодно отличается от двигателя, что стоит на конкуренте Су-57 - американском истребителе F-22 Raptor. Наша силовая установка способна развивать суммарную тягу до 36 тысяч килограммов в секунду, тогда как у F-22 - около 32 тысяч. Главное же, что теперь Су-57 получил колоссальное преимущество в маневренности, так как на его новом двигателе предусмотрено отклонение вектора тяги по всем ракурсам, что позволяет резко менять направление движения и скорость.
rg.ru
Леонид Нерсисян, 9 декабря 2017, 00:22 — REGNUM
5 декабря 2017 года произошло очень важное для российского военного авиастроения событие — в небо поднялся истребитель пятого поколения Су-57 (ранее именовался Т-50 ПАК ФА) с двигателем второго этапа «изделие 30». Каковы дальнейшие перспективы этого проекта?
На сегодняшний день на прототипы Су-57 устанавливаются двигатели первого этапа АЛ-41Ф1, которые очень похожи на двигатели АЛ-41Ф1С, которые применяются на самом современном российском серийном истребителе Су-35С, относящемся к поколению 4++. Эти силовые установки имеют отличные характеристики и всеракурсный управляемый вектор тяги, что обеспечивает как Су-35С, так и Су-57 прекрасные маневренные характеристики. Однако тяги двигателя АЛ-41Ф1 не хватает для эффективной реализации бесфорсажного сверхзвукового полёта, а этот режим позволяет заметно расширить возможности самолёта (боевой радиус, скорость реагирования на угрозу и т.п.) и входит в список критериев пятого поколения. Также АЛ-41Ф1 не отвечает и требованиям по радиолокационной малозаметности, которая является одной из основных причин для разработки Су-57 (планер Су-27 не пригоден для этого) и важнейшим критерием истребителя пятого поколения.
Подробнее: Российский истребитель 5-го поколения Т-50 ПАК ФА: проблемы и перспективы
Во многом эта причина (особенно на фоне сокращения финансирования Государственной программы вооружений) привела к тому, что первая партия истребителей будет закуплена в очень небольшом объёме — всего 12 машин до 2021 года. Оснащённые пока ещё старым двигателем Су-57 будут «обкатываться» для выявления недостатков и обучения лётного состава. До конца же ГПВ-2027, по некоторым данным, планируется получить 60 единиц Су-57, уже оснащённых двигателем второго этапа.
Подробнее:Как будут вооружаться Вооружённые силы России в следующие десять лет?
Тяга двигателя «изделие 30», предположительно, составит около 10 500 кгс (против 9500 кгс у АЛ-41Ф1) без использования форсажа и 17 500 кгс (против 15 000 кгс у АЛ-41Ф1) на форсаже. При этом, судя по видеозаписи первого полёта Су-57 с новым двигателем (самолёт был с одним «обычным» АЛ-41Ф1 и одним «изделием 30»), силовая установка имеет зубчатые круглые сопла — одну из наиболее современных концепций развития подобных изделий. Такой подход позволяет как заполучить малозаметность, так и сохранить всеракурсно управляемый вектор тяги, и, как следствие, сохранить высочайшую маневренность.
В отличие от разработки самого Су-57, столкнувшейся с неоднократными сдвигами сроков, «изделие 30» поднялось в небо в точности, как и было заявлено в 2014 году — в конце 2017 года. Конечно, разработка двигателя «с нуля» — это долгий и сложный процесс, поэтому ожидать реально готового и обкатанного продукта раньше 2023−2025 годов не стоит. Такой срок будет вполне адекватен — спешить ставить «сырой» двигатель на дорогостоящие и новые Су-57 будет не лучшей идеей, но и сильно затягивать с этим тоже нельзя. Особенно это важно в свете экспортных перспектив машины, с которыми наметились проблемы, — некоторые круги в ВВС Индии очень не устраивает нынешнее состояние проекта Су-57, а Дели является наиболее важным зарубежным партнёром по этому истребителю. При этом конкуренция на индийском рынке (и, как следствие, лоббирование) очень серьёзная — в «игре» США, Франция и др.
Подробнее: ВПК России продолжит зарабатывать в Индии: итоги авиасалона AeroIndia 2017
regnum.ru
Новый двигатель российского истребителя пятого поколения Су-57 показывает, что Россия обладает огромным потенциалом в авиастроении и способна создавать высокоинтеллектуальные цифровые системы. Создание такого сложного агрегата оставило Китай далеко позади, а Су-57 с новыми двигателями превосходит американский тяжелый истребитель F-22 Raptor, считают военные эксперты китайского издания Sina.
Напомним, 5 декабря 2017 года Су-57 совершил первый полет с "двигателем второго этапа". Его еще называют "изделие 30" и по завершении испытаний он станет штатной силовой установкой российского истребителя. Главным отличием от "двигателя первого этапа" станет большая тяга, что позволит Су-57 быстрее набирать высоту и интенсивно маневрировать с меньшей потерей скорости. Новая силовая установка экономичнее, поэтому боевой радиус самолета расширится - в том числе и благодаря возможности переходить на сверхзвук без использования форсажа.
Ключевое преимущество Су-57 над F-22 заключается в большей тяге (36 тонн в секунду против 32 у американца) и отклоняемом по всем ракурсам векторе тяги. Последний фактор сообщает российскому истребителю сверхманевренность - весьма ценное качество в ближнем воздушном бою, на который Raptor вообще не рассчитан.
Сопло "изделия 30" имеет зубчатую внешнюю кромку и гладкую ровную поверхность - это снижает заметность самолета для радаров при сохранении высокой тяговооруженности. С той же целью крыльчатки компрессора в новом двигателе сделаны из радиопоглощающего материала. Во время полета и в особенности при маневрах горячий воздух из двигателя перемешивается с холодным атмосферным, снижая уязвимость Су-57 для ракет с тепловым наведением. Для пущего охлаждения поток забортного воздуха пропущен между внешней кромкой сопел и их внутренней поверхностью. Конструкторы F-22 для снижения инфракрасной заметности сделали сопла плоскими, что отрицательно сказалось на маневренности Raptor.
Совокупность преимуществ делает российский самолет "истребителем номер один" в мире, оставляя за флагом широко разрекламированный американский Raptor, резюмирует издание.
rg.ru
Су-57 –официальное название новейшего российского многоцелевого истребителя пятого поколения, созданного на основе проекта ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Официальное название 11 августа обнародовал главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев, до этого самолет носил заводской индекс Т-50.
Перспективный истребитель создавался с 2002 года как замена МиГ-29 и Су-27 и на основе двух проектов, разрабатываемых ещё до развала СССР, а именно проекта 1.44 (ОКБ МиГ) и Су-47 (ОКБ Сухого). С развалом Союза прекратилось финансирование проекта 1.44, но Су-47 повезло гораздо больше: он стал использоваться как летающая лаборатория для тестирования новых технических решений.
В 2005 году на проект Т-50 было выделено финансирование по указу президента В.Путина.
Истребители пятого поколения предполагают соответствие определённому набору требований. Это широкое применение стелс-технологий и -материалов, резко снижающих заметность истребителя на радарах противника и инфракрасном диапазоне; получение информации о боевой обстановке с помощью бортовых устройств, использующих пассивные методы ее сбора; арсенал, состоящий из ракет для всеракурсного ближнего воздушного боя; способность вести многоканальную ракетную стрельбу на больших дистанциях; возможность поражать цели в воздухе, на земле и на воде.
Необходимы также способность развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа; сверхманевренность в трёх плоскостях; автоматизация управления бортовыми информационными системами и системами помех; современное электронное оборудование, помогающее летчику принимать и анализировать боевую информацию, а также обмениваться ее с другими источниками; лёгкость управления за счет внедрения компьютерных систем; наличие круговой информационной системы.
Изначально на Т-50 устанавливали двигатель АЛ-41Ф1, созданный на основе АЛ-41Ф, который разрабатывался для проекта МиГ 1.44. Это авиационный турбореактивный двухконтурный форсированный двигатель с управляемым вектором тяги, за счёт круглой формы сопел обладающий всеракурсностью.
АЛ-41Ф1 имеет большой ресурс работы (4000 часов), повышенную надежность, уменьшенный расход топлива и силу тяги в 15 000 кгс, что на 2500 больше, чем у предыдущего двигателя АЛ-31Ф (который на 80% отличается от АЛ-41Ф1).
Для запуска двигателя не требуется кислородная подпитка, поэтому была сделана плазменная система розжига, установленная в камере сгорания и форсажной. Управление двигателем – электронное, цифровое.
АЛ-41Ф1 обеспечил Су-57 бесфорсажный сверхзвуковой полет и сверхманевренность. Одним из недостатков АЛ-41Ф1 является несоответствие принципу малозаметности. Поэтому специально для Су-57 разрабатывался новый двигатель второго этапа под заводским индексом «изделие 30», первое испытание которого было проведено 5 декабря 2017 года.
Изделие 30 имеет тягу без форсажа в 10 500 кгс против 9500 кгс АЛ-41Ф1, а на форсаже – 17 500 кгс против 15000 кгс у АЛ-41Ф1. При этом зубчатая форма края сопла обеспечивает Су-57 малозаметность при сверхманевренности.
Большая часть технических характеристик нового двигателя для Су-57 засекречена, но известно, что при создании лопаток турбины из уникальных жаропрочных никелевых сплавов были применены новейшие технологии. Для изделия 30 также был сконструирован новый компрессор высокого давления.
Этот мощный двигатель открывает новые возможности перед Су-57: позволяет ему летать на более высоких скоростях, длинных дистанциях и новых высотах, а также нести больше вооружения, что повышает боевую эффективность отечественного истребителя.
На Су-57 устанавливаются самые современные системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и самое совершенное ракетное и пушечное вооружение.
Истребитель пятого поколения очень сложная и высокотехнологичная конструкция. Только несколько стран может позволить себе проектирование таких машин, не говоря уже о производстве. И не факт, что удастся создать рабочий прототип, который можно будет внедрить в производство и принять на вооружение.
Конкурентами отечественного Су-57 являются американские F-22 Raptor и F-35 Lightning, а также китайский J-20. Однако китайский конкурент до сих пор не получил двигатель, соответствующий проекту, и летает на двигателях АЛ-31Ф российского производства, да и его РЛС отстает по характеристикам. А F-35 зарекомендовал себя как слишком дорогостоящий аппарат, который по характеристикам ближе к истребителям четвертого поколения, а потому не заслуживает такой высокой цены (от 83 млн долл. до 108 млн долл. в зависимости от версии).
Поэтому к 2020-2030 годам (именно тогда начнется массовое производство Су-57) основными вариантами при покупке истребителя пятого поколения на международном рынке станут отечественный истребитель и американский F-22.
Но, во-первых, стоимость F-22 в производстве равна 187 млн долларов, следовательно, экспортный вариант будет ещё дороже, а во-вторых, США не экспортируют его в третьи страны, такое будет возможно только в виде исключения для отдельных союзников по НАТО.
Однако не все лучезарно и у Су-57. Совместный российско-индийский проект носил название FGFA (Fifth-Generation Fighter Aircraft). Доля России в нем сначала составляла 75%, Индии — 25%. Потом доля индийского партнера сократилась до 13% и предполагает теперь поставку индийскими партнерами деталей, не требующих высоких технологий, таких как: покрышки для самолетов, простейшее навигационное оборудование, индикаторы на лобовом стекле и так далее.
Учитывая, что совместная российско-индийская машина будет поставляться в третьи страны, часть прибыли от экспорта для Индии также сократиться до 13%, а вполне возможно, станет еще меньше. Помимо этого индийские военные предъявляют претензии к малозаметности Су-57, якобы она их не удовлетворяет, и недовольны тем, что российские коллеги не делятся технической документацией.
Не отстают от индийских военных и индийские политики, заявляющие о нецелесообразности продолжения сотрудничества с Россией по данному проекту, так как Индии уже поставляются французские истребители Rafale, а также она может закупать американские F-35.
Единственное преимущество F-35 перед Су-57 в том, что он уже поступил в производство, хотя у него и осталось огромное количество недостатков.
Предположительная экспортная стоимость Су-57 равна примерно 100 млн долл., а для отечественных ВКС она составит около 50 млн долл. Таким образом, продавая один истребитель на экспорт, российские военные могли бы получать две машины для нашей армии.
Уже в 2015 году Минобороны заявило, что вместо 60 заявленных истребителей сможет купить только 12. А с учетом того, что Россия медленно, но верно теряет индийский рынок вооружений, а стран, способных в большом количестве закупать такую технику, как Су-57, немного, то будущее FGFA очень туманно.
labuda.blog