Материал из Википедии — свободной энциклопедии
ЖРД |
Гептил |
N2O4 |
1 |
СССР → Россия |
с 1963 г. |
«Протон» (1-я ступень) |
РД-254; РД-256; РД-275; РД-275М (РД-276) |
Глушко В.П.,НПО «Энергомаш» |
1963 г |
ПО «Моторостроитель», (ОАО «Протон-ПМ») Пермь, Россия |
1070 кг |
3 000 мм |
1 500 мм |
Ур.моря: 170,4 тонн(1.67 МН)[1]Вакуум: 186,8 тонн(1.83 МН)[1] |
168,5 атм[1] |
159,2 |
«РД-253» (Ракетный двигатель 253) — российский жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) производства НПО «Энергомаш». Предназначен для использования на первых ступенях ракет семейства «Протон». Является первым в истории некриогенным ЖРД, который использует схему закрытого цикла. Компонентами топлива служат горючее гептил и окислитель тетраоксид диазота (N2O4 или ТА). Использование высококипящих самовоспламеняющихся компонентов позволяет сделать конструкцию более простой и надежной, перевешивая недостатки и объясняя его текущее использование.
Разработка двигателя РД-253 была начата в 1961 году. Исследовательские работы велись под руководством В.П.Глушко и в целом были закончены в 1963 г. На дату создания был самым мощным однокамерным ЖРД, работающем на высококипящих компонентах топлива. Двигатель выполнен по схеме с дожиганием окислительного газа. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-253 состоялся в июле 1965 г. С появлением РД-253 был совершен качественный скачок в освоении высокого уровня давления в камере сгорания и достижении высоких значений удельного импульса тяги. Двигатель оказался одним из самых надежных российских ракетных двигателей.
Шесть ЖРД РД-253 надежно работали в составе первой ступени РН «Протон», обеспечивая успешные полеты космических аппаратов «Луна», «Венера», «Марс» и других, а также орбитальных космических станций «Салют» и «Мир», тяжелых спутников связи.[2]
Со времени появления двигателя разрабатывались различные модификации, которые по тем или иным причинам не были использованы на ракетах-носителях. Одним из таких вариантов был форсированный «РД-256», который был доведен до стадии разработки технической документации, но никогда не был использован.[3] Также была развита модификация «РД-254», снабженная соплом с бо́льшей степенью расширения для работы в вакууме.
Серийное производство этих двигателей осуществляется на заводе в Перми под авторским надзором Камского филиала НПО Энергомаш (ОАО «Протон-ПМ»).
Работы по модификации двигателя РД-253 проводились в 1987—1993 гг. Новой версии был присвоен индекс РД-275 (14Д14). Тяга двигателя была увеличена на 7,7 % благодаря увеличению давления в камере сгорания, что позволяет увеличить массу полезного груза на 600 кг. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-275 состоялся в октябре 1995 г.
Камский филиал в 2001 году приступил к разработке и доводке двигателя 14Д14М — форсированной на 5,2 % по тяге модификации серийного двигателя РД-275. Такое повышение тяги двигателя позволяет увеличить массу полезной нагрузки выводимой ракетой на одну тонну на низкую орбиту и на 150 кг на стационарную орбиту.
В 2002 и 2003 годах проводился выпуск конструкторской и технологической документации на двигатель 14Д14М (РД-275М), проведены 4 огневых испытания 3-х доводочных двигателей 14Д14М с наработкой 735 секунд.
В период с 14 апреля по 15 июня 2005 г была успешно выполнена программа межведомственных испытаний 3-х двигателей 14Д14М. Началось серийное производство новой модификации двигателя.
В качестве дополнительного примечания следует отметить, что в некоторых источниках (в том числе на сайте производителя Протон-ПМ[4]) модификация ЖРД «РД-275М» носит также название «РД-276», но на 2009 год наиболее распространено «РД-275М» (14Д14М).[2]
Радомир пытался спасти иудеев...
– Я не понимаю их, Учитель... – задумчиво произнёс Радомир. – Днём они мягки, вечером – ласковы, ночью – хищны и коварны... Они изменчивы и непредсказуемы. Как мне понять их, подскажи! Я не могу спасти народ, его не поняв... Что же мне делать, Учитель? Иоанн смотрел на него очень ласково, как смотрит отец на любимого сына, и наконец глубоким, низким голосом произнёс: – Ты знаешь их речь – попытайся раскрыть её, если сможешь. Ибо речь – это зеркало их души. Этот народ был когда-то проклят нашими Богами, так как пришёл он сюда на погибель Земли... Мы пытались помочь ему, посылая сюда тебя. И твой Долг – сделать всё, чтобы изменить их суть, иначе они уничтожат тебя... А потом и всех остальных живущих. И не потому, что они сильны, а лишь потому, что лживы и хитры, и поражают нас, как чума. – Они далеки от меня, Учитель... Даже те, что являются друзьями. Я не могу почувствовать их, не могу открыть их холодные души. – А зачем же тогда они нужны нам, папа? – вдруг включился в разговор взрослых, малый «участник» собрания. – Мы пришли к ним, чтобы спасти их, Светодар... Чтобы вытащить занозу из их больного сердца. – Но ты ведь сам говоришь, что они не хотят. А разве же можно лечить больного, если он сам отказывается от этого?
o-ili-v.ru
Ракетный двигатель «РД-275» на демонстрационном стенде | |
ЖРД | |
Гептил | |
N2O4 | |
1 | |
Россия | |
1963 г - используется | |
«Протон» (1-я ступень) | |
РД-254; РД-256; РД-275; РД-275М (РД-276) | |
Глушко В.П.,ПО «Моторостроитель», Пермь, Россия | |
1963 г | |
НПО «Энергомаш» | |
1 260 кг | |
1 080 кг | |
3 000 мм | |
1 500 мм | |
Вакуум: 166-186.8 тс(1.63-1.83 мН)[1]Ур.моря: 150-170.4 тс(1.47-1.67 мН)[1] | |
Вакуум: 316 cУр.моря: 285 c | |
15-16.9 MPa(148-167 атм.)[1] |
«РД-253» (Ракетный двигатель 253) - российский жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) производства НПО «Энергомаш».
Предназначен для использования на первых ступенях ракет семейства «Протон». Является первым в истории некриогенным ЖРД, который использует схему закрытого цикла. Компонентами топлива служат токсичные гептил и тетраоксид диазота (N2O4 или ТА), что вызывает нарекания экологов в силу применения двигателя на первой ступени ракеты-носителя. Однако использование высококипящих гиперголовых компонентов позволяет сделать конструкцию более простой и надежной, перевешивая недостатки и объясняя его текущее использование.Разработка двигателя РД-253 была начата в 1961 году. Исследовательские работы велись под руководством В.П.Глушко и в целом были закончены в 1963 г. На дату создания был самым мощным однокамерным ЖРД, работающем на высококипящих компонентах топлива. Двигатель выполнен по схеме с дожиганием окислительного газа. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-253 состоялся в июле 1965 г. С появлением РД-253 был совершен качественный скачок в освоении высокого уровня давления в камере сгорания и достижении высоких значений удельного импульса тяги. Двигатель оказался одним из самых надежных российских ракетных двигателей.
Шесть ЖРД РД-253 надежно работали в составе первой ступени РН «Протон», обеспечивая успешные полеты космических аппаратов «Луна», «Венера», «Марс» и других, а также орбитальных космических станций «Салют» и «Мир», тяжелых спутников связи.[2]
Со времени появления двигателя разрабатывались различные модификации, которые по тем или иным причинам не были использованы на ракетах-носителях. Одним из таких вариантов был форсированный «РД-256», который был доведен до стадии разработки технической документации, но никогда не был использован.[3] Также была развита модификация «РД-254», снабженная соплом с бо́льшей степенью расширения для работы в вакууме.
Серийное производство этих двигателей осуществляется на заводе в Перми под авторским надзором Камского филиала НПО Энергомаш (ОАО «Протон-ПМ»).
Работы по модификации двигателя РД-253 проводились в 1987-1993 гг. Новой версии был присвоен индекс РД-275 (14Д14). Тяга двигателя была увеличена на 7.7% благодаря увеличению давления в камере сгорания, что позволяет увеличить массу полезного груза на 600 кг. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-275 состоялся в октябре 1995 г.
Камский филиал в 2001 году приступил к разработке и доводке двигателя 14Д14М - форсированной на 5.2% по тяге модификации серийного двигателя РД-275. Такое повышение тяги двигателя позволяет увеличить массу полезной нагрузки, выводимой ракетой на стационарную орбиту, еще на 150 кг.
В 2002 и 2003 годах проводился выпуск конструкторской и технологической документации на двигатель 14Д14М (РД-275М), проведены 4 огневых испытания 3-х доводочных двигателей 14Д14М с наработкой 735 сек.
В период с 14 апреля по 15 июня 2005 г была успешно выполнена программа межведомственных испытаний 3-х двигателей 14Д14М. Началось серийное производство новой модификации двигателя.
В качестве дополнительного примечания следует отметить, что в некоторых источниках модификация ЖРД «РД-275М» носит также название «РД-276», но на 2009 год наиболее распространено «РД-275М» (14Д14М).[2]
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Реферат на тему:
«РД-253» (Ракетный двигатель 253) — российский жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) производства НПО «Энергомаш». Предназначен для использования на первых ступенях ракет семейства «Протон». Является первым в истории некриогенным ЖРД, который использует схему закрытого цикла. Компонентами топлива служат токсичные гептил и тетраоксид диазота (N2O4 или ТА), что вызывает нарекания экологов в силу применения двигателя на первой ступени ракеты-носителя. Однако использование высококипящих гиперголовых компонентов позволяет сделать конструкцию более простой и надежной, перевешивая недостатки и объясняя его текущее использование.
Разработка двигателя РД-253 была начата в 1961 году. Исследовательские работы велись под руководством В.П.Глушко и в целом были закончены в 1963 г. На дату создания был самым мощным однокамерным ЖРД, работающем на высококипящих компонентах топлива. Двигатель выполнен по схеме с дожиганием окислительного газа. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-253 состоялся в июле 1965 г. С появлением РД-253 был совершен качественный скачок в освоении высокого уровня давления в камере сгорания и достижении высоких значений удельного импульса тяги. Двигатель оказался одним из самых надежных российских ракетных двигателей.
Шесть ЖРД РД-253 надежно работали в составе первой ступени РН «Протон», обеспечивая успешные полеты космических аппаратов «Луна», «Венера», «Марс» и других, а также орбитальных космических станций «Салют» и «Мир», тяжелых спутников связи.[2]
Со времени появления двигателя разрабатывались различные модификации, которые по тем или иным причинам не были использованы на ракетах-носителях. Одним из таких вариантов был форсированный «РД-256», который был доведен до стадии разработки технической документации, но никогда не был использован.[3] Также была развита модификация «РД-254», снабженная соплом с бо́льшей степенью расширения для работы в вакууме.
Серийное производство этих двигателей осуществляется на заводе в Перми под авторским надзором Камского филиала НПО Энергомаш (ОАО «Протон-ПМ»).
Работы по модификации двигателя РД-253 проводились в 1987—1993 гг. Новой версии был присвоен индекс РД-275 (14Д14). Тяга двигателя была увеличена на 7.7% благодаря увеличению давления в камере сгорания, что позволяет увеличить массу полезного груза на 600 кг. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-275 состоялся в октябре 1995 г.
Камский филиал в 2001 году приступил к разработке и доводке двигателя 14Д14М — форсированной на 5.2% по тяге модификации серийного двигателя РД-275. Такое повышение тяги двигателя позволяет увеличить массу полезной нагрузки, выводимой ракетой на стационарную орбиту, еще на 150 кг.
В 2002 и 2003 годах проводился выпуск конструкторской и технологической документации на двигатель 14Д14М (РД-275М), проведены 4 огневых испытания 3-х доводочных двигателей 14Д14М с наработкой 735 секунд.
В период с 14 апреля по 15 июня 2005 г была успешно выполнена программа межведомственных испытаний 3-х двигателей 14Д14М. Началось серийное производство новой модификации двигателя.
В качестве дополнительного примечания следует отметить, что в некоторых источниках модификация ЖРД «РД-275М» носит также название «РД-276», но на 2009 год наиболее распространено «РД-275М» (14Д14М).[2]
wreferat.baza-referat.ru
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
ЖРД |
Гептил |
N2O4 |
1 |
СССР → Россия |
с 1963 г. |
«Протон» (1-я ступень) |
РД-254; РД-256; РД-275; РД-275М (РД-276) |
Глушко В.П.,НПО «Энергомаш» |
1963 г |
ПО «Моторостроитель», (ОАО «Протон-ПМ») Пермь, Россия |
1070 кг |
3 000 мм |
1 500 мм |
Ур.моря: 170,4 тонн(1.67 МН)[1]Вакуум: 186,8 тонн(1.83 МН)[1] |
Ур.моря: 288 cекВакуум: 316 cек |
168,5 атм[1] |
159,2 |
«РД-253» (Ракетный двигатель 253) — российский жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) производства НПО «Энергомаш». Предназначен для использования на первых ступенях ракет семейства «Протон». Является первым в истории некриогенным ЖРД, который использует схему закрытого цикла. Компонентами топлива служат горючее гептил и окислитель тетраоксид диазота (N2O4 или ТА). Использование высококипящих самовоспламеняющихся компонентов позволяет сделать конструкцию более простой и надежной, перевешивая недостатки и объясняя его текущее использование.
Разработка двигателя РД-253 была начата в 1961 году. Исследовательские работы велись под руководством В.П.Глушко и в целом были закончены в 1963 г. На дату создания был самым мощным однокамерным ЖРД, работающем на высококипящих компонентах топлива. Двигатель выполнен по схеме с дожиганием окислительного газа. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-253 состоялся в июле 1965 г. С появлением РД-253 был совершен качественный скачок в освоении высокого уровня давления в камере сгорания и достижении высоких значений удельного импульса тяги. Двигатель оказался одним из самых надежных российских ракетных двигателей.
Шесть ЖРД РД-253 надежно работали в составе первой ступени РН «Протон», обеспечивая успешные полеты космических аппаратов «Луна», «Венера», «Марс» и других, а также орбитальных космических станций «Салют» и «Мир», тяжелых спутников связи.[2]
Со времени появления двигателя разрабатывались различные модификации, которые по тем или иным причинам не были использованы на ракетах-носителях. Одним из таких вариантов был форсированный «РД-256», который был доведен до стадии разработки технической документации, но никогда не был использован.[3] Также была развита модификация «РД-254», снабженная соплом с бо́льшей степенью расширения для работы в вакууме.
Серийное производство этих двигателей осуществляется на заводе в Перми под авторским надзором Камского филиала НПО Энергомаш (ОАО «Протон-ПМ»).
Работы по модификации двигателя РД-253 проводились в 1987—1993 гг. Новой версии был присвоен индекс РД-275 (14Д14). Тяга двигателя была увеличена на 7,7 % благодаря увеличению давления в камере сгорания, что позволяет увеличить массу полезного груза на 600 кг. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-275 состоялся в октябре 1995 г.
Камский филиал в 2001 году приступил к разработке и доводке двигателя 14Д14М — форсированной на 5,2 % по тяге модификации серийного двигателя РД-275. Такое повышение тяги двигателя позволяет увеличить массу полезной нагрузки выводимой ракетой на одну тонну на низкую орбиту и на 150 кг на стационарную орбиту.
В 2002 и 2003 годах проводился выпуск конструкторской и технологической документации на двигатель 14Д14М (РД-275М), проведены 4 огневых испытания 3-х доводочных двигателей 14Д14М с наработкой 735 секунд.
В период с 14 апреля по 15 июня 2005 г была успешно выполнена программа межведомственных испытаний 3-х двигателей 14Д14М. Началось серийное производство новой модификации двигателя.
В качестве дополнительного примечания следует отметить, что в некоторых источниках (в том числе на сайте производителя Протон-ПМ[4]) модификация ЖРД «РД-275М» носит также название «РД-276», но на 2009 год наиболее распространено «РД-275М» (14Д14М).[2]
wiki-org.ru
Ракетный двигатель «РД-275» на демонстрационном стенде | |
ЖРД | |
Гептил | |
N2O4 | |
1 | |
Россия | |
1963 г - используется | |
«Протон» (1-я ступень) | |
РД-254; РД-256; РД-275; РД-275М (РД-276) | |
Глушко В.П.,ПО «Моторостроитель», Пермь, Россия | |
1963 г | |
НПО «Энергомаш» | |
1 260 кг | |
1 080 кг | |
3 000 мм | |
1 500 мм | |
Вакуум: 166-186.8 тс(1.63-1.83 мН)[1]Ур.моря: 150-170.4 тс(1.47-1.67 мН)[1] | |
Вакуум: 316 cУр.моря: 285 c | |
15-16.9 MPa(148-167 атм.)[1] |
«РД-253» (Ракетный двигатель 253) - российский жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) производства НПО «Энергомаш».
Предназначен для использования на первых ступенях ракет семейства «Протон». Является первым в истории некриогенным ЖРД, который использует схему закрытого цикла. Компонентами топлива служат токсичные гептил и тетраоксид диазота (N2O4 или ТА), что вызывает нарекания экологов в силу применения двигателя на первой ступени ракеты-носителя. Однако использование высококипящих гиперголовых компонентов позволяет сделать конструкцию более простой и надежной, перевешивая недостатки и объясняя его текущее использование.Разработка двигателя РД-253 была начата в 1961 году. Исследовательские работы велись под руководством В.П.Глушко и в целом были закончены в 1963 г. На дату создания был самым мощным однокамерным ЖРД, работающем на высококипящих компонентах топлива. Двигатель выполнен по схеме с дожиганием окислительного газа. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-253 состоялся в июле 1965 г. С появлением РД-253 был совершен качественный скачок в освоении высокого уровня давления в камере сгорания и достижении высоких значений удельного импульса тяги. Двигатель оказался одним из самых надежных российских ракетных двигателей.
Шесть ЖРД РД-253 надежно работали в составе первой ступени РН «Протон», обеспечивая успешные полеты космических аппаратов «Луна», «Венера», «Марс» и других, а также орбитальных космических станций «Салют» и «Мир», тяжелых спутников связи.[2]
Со времени появления двигателя разрабатывались различные модификации, которые по тем или иным причинам не были использованы на ракетах-носителях. Одним из таких вариантов был форсированный «РД-256», который был доведен до стадии разработки технической документации, но никогда не был использован.[3] Также была развита модификация «РД-254», снабженная соплом с бо́льшей степенью расширения для работы в вакууме.
Серийное производство этих двигателей осуществляется на заводе в Перми под авторским надзором Камского филиала НПО Энергомаш (ОАО «Протон-ПМ»).
Работы по модификации двигателя РД-253 проводились в 1987-1993 гг. Новой версии был присвоен индекс РД-275 (14Д14). Тяга двигателя была увеличена на 7.7% благодаря увеличению давления в камере сгорания, что позволяет увеличить массу полезного груза на 600 кг. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-275 состоялся в октябре 1995 г.
Камский филиал в 2001 году приступил к разработке и доводке двигателя 14Д14М - форсированной на 5.2% по тяге модификации серийного двигателя РД-275. Такое повышение тяги двигателя позволяет увеличить массу полезной нагрузки, выводимой ракетой на стационарную орбиту, еще на 150 кг.
В 2002 и 2003 годах проводился выпуск конструкторской и технологической документации на двигатель 14Д14М (РД-275М), проведены 4 огневых испытания 3-х доводочных двигателей 14Д14М с наработкой 735 сек.
В период с 14 апреля по 15 июня 2005 г была успешно выполнена программа межведомственных испытаний 3-х двигателей 14Д14М. Началось серийное производство новой модификации двигателя.
В качестве дополнительного примечания следует отметить, что в некоторых источниках модификация ЖРД «РД-275М» носит также название «РД-276», но на 2009 год наиболее распространено «РД-275М» (14Д14М).[2]
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
«РД-253» (Ракетный двигатель 253) — российский жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) производства НПО «Энергомаш». Предназначен для использования на первых ступенях ракет семейства «Протон». Является первым в истории некриогенным ЖРД, который использует схему закрытого цикла. Компонентами топлива служат горючее гептил (несимметричный диметилгидразин) и окислитель амил (тетраоксид диазота). Использование высококипящих самовоспламеняющихся компонентов позволяет сделать конструкцию более простой и надёжной, перевешивая недостатки и объясняя его текущее использование.
Ракетный двигатель «РД-253» на стенде | |
ЖРД | |
Гептил | |
N2O4 | |
1 | |
СССР → Россия | |
с 1963 г. | |
«Протон» (1-я ступень) | |
РД-254; РД-256; РД-275; РД-275М (РД-276) | |
Глушко В.П.,НПО «Энергомаш» | |
1963 г | |
ПО «Моторостроитель», (ОАО «Протон-ПМ») Пермь, Россия | |
1070 кг | |
3 000 мм | |
1 500 мм | |
Ур.моря: 170,4 тонн(1,67 МН)[1]Вакуум: 186,8 тонн(1,83 МН)[1] | |
Ур.моря: 288 cекВакуум: 316 cек | |
168,5 атм[1] | |
2,6 | |
159,2 |
Разработка двигателя РД-253 была начата в 1961 году. Исследовательские работы велись под руководством В. П. Глушко и в целом были закончены в 1963 г. На дату создания был самым мощным однокамерным ЖРД, работающем на высококипящих компонентах топлива. Двигатель выполнен по схеме с дожиганием окислительного газа. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-253 состоялся в июле 1965 г. С появлением РД-253 был совершён качественный скачок в освоении высокого уровня давления в камере сгорания и достижении высоких значений удельного импульса тяги. Двигатель оказался одним из самых надёжных российских ракетных двигателей.
Шесть ЖРД РД-253 надёжно работали в составе первой ступени РН «Протон», обеспечивая успешные полёты космических аппаратов «Луна», «Венера», «Марс» и других, а также орбитальных космических станций «Салют» и «Мир», тяжёлых спутников связи.[2]
Со времени появления двигателя разрабатывались различные модификации, которые по тем или иным причинам не были использованы на ракетах-носителях. Одним из таких вариантов был форсированный «РД-256», который был доведён до стадии разработки технической документации, но никогда не был использован.[3] Также была развита модификация «РД-254», снабжённая соплом с бо́льшей степенью расширения для работы в вакууме.
Серийное производство этих двигателей осуществляется на заводе в Перми под авторским надзором Камского филиала НПО Энергомаш (ОАО «Протон-ПМ»).
Работы по модификации двигателя РД-253 проводились в 1987—1993 гг. Новой версии был присвоен индекс РД-275 (14Д14). Тяга двигателя была увеличена на 7,7 % благодаря увеличению давления в камере сгорания, что позволяет увеличить массу полезного груза на 600 кг. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-275 состоялся в октябре 1995 г.
Камский филиал в 2001 году приступил к разработке и доводке двигателя 14Д14М — форсированной на 5,2 % по тяге модификации серийного двигателя РД-275. Такое повышение тяги двигателя позволяет увеличить массу полезной нагрузки выводимой ракетой на одну тонну на низкую орбиту и на 150 кг на стационарную орбиту.
В 2002 и 2003 годах проводился выпуск конструкторской и технологической документации на двигатель 14Д14М (РД-275М), проведены 4 огневых испытания трёх доводочных двигателей 14Д14М с наработкой 735 секунд.
В период с 14 апреля по 15 июня 2005 г была успешно выполнена программа межведомственных испытаний 3-х двигателей 14Д14М. Началось серийное производство новой модификации двигателя.
В качестве дополнительного примечания следует отметить, что в некоторых источниках (в том числе на сайте производителя Протон-ПМ[4]) модификация ЖРД «РД-275М» носит также название «РД-276», но на 2009 год наиболее распространено «РД-275М» (14Д14М).[2]
tm.ru.net
Ракетный двигатель «РД-275» на демонстрационном стенде | |
ЖРД | |
Гептил | |
N2O4 | |
1 | |
Россия | |
1963 г - используется | |
«Протон» (1-я ступень) | |
РД-254; РД-256; РД-275; РД-275М (РД-276) | |
Глушко В.П.,ПО «Моторостроитель», Пермь, Россия | |
1963 г | |
НПО «Энергомаш» | |
1 260 кг | |
1 080 кг | |
3 000 мм | |
1 500 мм | |
Вакуум: 166-186.8 тс(1.63-1.83 мН)[1]Ур.моря: 150-170.4 тс(1.47-1.67 мН)[1] | |
Вакуум: 316 cУр.моря: 285 c | |
15-16.9 MPa(148-167 атм.)[1] |
«РД-253» (Ракетный двигатель 253) - российский жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) производства НПО «Энергомаш».
Предназначен для использования на первых ступенях ракет семейства «Протон». Является первым в истории некриогенным ЖРД, который использует схему закрытого цикла. Компонентами топлива служат токсичные гептил и тетраоксид диазота (N2O4 или ТА), что вызывает нарекания экологов в силу применения двигателя на первой ступени ракеты-носителя. Однако использование высококипящих гиперголовых компонентов позволяет сделать конструкцию более простой и надежной, перевешивая недостатки и объясняя его текущее использование.Разработка двигателя РД-253 была начата в 1961 году. Исследовательские работы велись под руководством В.П.Глушко и в целом были закончены в 1963 г. На дату создания был самым мощным однокамерным ЖРД, работающем на высококипящих компонентах топлива. Двигатель выполнен по схеме с дожиганием окислительного газа. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-253 состоялся в июле 1965 г. С появлением РД-253 был совершен качественный скачок в освоении высокого уровня давления в камере сгорания и достижении высоких значений удельного импульса тяги. Двигатель оказался одним из самых надежных российских ракетных двигателей.
Шесть ЖРД РД-253 надежно работали в составе первой ступени РН «Протон», обеспечивая успешные полеты космических аппаратов «Луна», «Венера», «Марс» и других, а также орбитальных космических станций «Салют» и «Мир», тяжелых спутников связи.[2]
Со времени появления двигателя разрабатывались различные модификации, которые по тем или иным причинам не были использованы на ракетах-носителях. Одним из таких вариантов был форсированный «РД-256», который был доведен до стадии разработки технической документации, но никогда не был использован.[3] Также была развита модификация «РД-254», снабженная соплом с бо́льшей степенью расширения для работы в вакууме.
Серийное производство этих двигателей осуществляется на заводе в Перми под авторским надзором Камского филиала НПО Энергомаш (ОАО «Протон-ПМ»).
Работы по модификации двигателя РД-253 проводились в 1987-1993 гг. Новой версии был присвоен индекс РД-275 (14Д14). Тяга двигателя была увеличена на 7.7% благодаря увеличению давления в камере сгорания, что позволяет увеличить массу полезного груза на 600 кг. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-275 состоялся в октябре 1995 г.
Камский филиал в 2001 году приступил к разработке и доводке двигателя 14Д14М - форсированной на 5.2% по тяге модификации серийного двигателя РД-275. Такое повышение тяги двигателя позволяет увеличить массу полезной нагрузки, выводимой ракетой на стационарную орбиту, еще на 150 кг.
В 2002 и 2003 годах проводился выпуск конструкторской и технологической документации на двигатель 14Д14М (РД-275М), проведены 4 огневых испытания 3-х доводочных двигателей 14Д14М с наработкой 735 сек.
В период с 14 апреля по 15 июня 2005 г была успешно выполнена программа межведомственных испытаний 3-х двигателей 14Д14М. Началось серийное производство новой модификации двигателя.
В качестве дополнительного примечания следует отметить, что в некоторых источниках модификация ЖРД «РД-275М» носит также название «РД-276», но на 2009 год наиболее распространено «РД-275М» (14Д14М).[2]
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru