SpaceX Raptor (Раптор) — криогенный[2] метановый ракетный двигатель, разрабатываемый компанией SpaceX. Он предназначен для установки на нижние и верхние ступени будущих сверхтяжелых ракет-носителей SpaceX, служащих для межпланетных перелётов. Двигатель работает на жидком метане[3] и жидком кислороде (LOX),[4] а не на керосине RP-1 и жидком кислороде, как в предыдущих ракетах компании Falcon 9, и их двигателях Merlin-1C и 1D. Ранние концепции для Раптора использовали в качестве топлива жидкий водород (Lh3), а не метан.[5]
Raptor (Раптор)
ЖРД «Raptor» SpaceX на испытаниях.
Тип
ЖРД
Топливо
жидкий метан
Окислитель
жидкий кислород
Страна
США
Использование
Применение
Interplanetary Transport System (планируется)
Производство
Конструктор
SpaceX, США
Массогабаритныехарактеристики
Диаметр
Атмосферная версия 1,3 м[1]
Вакуумная 2,4 м
Рабочие характеристики
Тяга
3МН
Разработка двигателя с 2009 по 2015 год финансировалась исключительно за счет частных инвестиций самой компанией SpaceX, не получая денег от правительства США.[6][7] В январе 2016 года SpaceX заключила с ВВС США соглашение на сумму $33,6 млн долларов для разработки прототипа нового варианта двигателя Раптор, предназначенного для использования на верхней ступени на ракетах Falcon 9 и Falcon Heavy. Часть финансирования этого проекта в размере $67,3 млн взяла на себя SpaceX.[8][9]
Точные технические характеристики двигателя на момент первых стендовых огневых испытаний (сентябрь 2016 года) оставались неизвестными[10].
На момент августа 2016 года, собранный двигатель Raptor, изготовленный на заводе SpaceX в городе Хоторн в Калифорнии, был перевезен в Техас на испытательный стенд в городе Мак-Грегор для испытаний[11]. Экземпляр имеет тягу в 1 меганьютон, и является первым метановым ЖРД закрытого цикла с полной газификацией компонентов, дошедшим до стадии испытаний[12].
25 сентября 2016 Илон Маск сообщил об успешных первых запусках двигателя на испытательном стенде[13][14].
Двигатель Раптор будет работать на жидком метане и жидком кислороде, используя эффективную схему с полнопоточным закрытым циклом,[15] (с дожиганием предварительно газифицированных окислительного и топливного компонентов), вместо открытого цикла, ранее использовавшегося на двигателях Мерлин.[15] Закрытый цикл использовался на главных двигателях Шаттла (SSME),[16] и в нескольких российских ракетных двигателях (например, в РД-180), однако полнопоточный закрытый цикл до настоящего времени являлся для ракетно-космической отрасли, в некотором роде, недостижимым «граалем» жидкостных ракетных двигателей, оставаясь уделом тестовых демонстраторов практически полувековой давности (РД-270) или закрытой разработкой под частным (в настоящее время) финансированием и неизвестным коммерческим и практическим исходом, такой как «Интегрированный демонстратор силовой насадки (англ. integrated powerhead demonstrator)».
Подобная замкнутая схема с полной газификацией компонентов, помимо общего увеличения УИ ЖРД (либо облегчения конструкции или увеличения её надёжности и срока службы), также положительно сказывается на его общей надёжности, — устраняя потенциальные точки отказа, имеющие место в ЖРД с частичной газификацией компонентов топлива, или используя такие преимущества схемы, как отсутствие нужды нагнетать и сжигать в КС жидкие компоненты, что сводит на нет риск кавитации компонентов жидкостного топлива и повышает надёжность системы (также актуально и для многоступенчатого ТНА ЖРД Раптор, поскольку используемые в ракетах компании переохлаждённые компоненты топлива, аналогичное состояние которых заявлено и для будущих РН на двигателях Раптор, менее склонны к кавитации, чем у «менее холодных» компонентов, используемых всей прочей ракетно-космической отраслью мира).[17][18]
Вакуумная версия
Как и с двигателем Мерлин, планируется разработка вакуумной версии ракетного двигателя Раптор, с удельным импульсом в 380 секунд,[19] использующей сопло большего размера, чем у атмосферной версии — чтобы увеличить степень расширения сгоревших газов.
http-wikipediya.ru
Raptor (ракетный двигатель) — википедия фото
SpaceX Raptor (Раптор) — криогенный[2] метановый ракетный двигатель, разрабатываемый компанией SpaceX. Он предназначен для установки на нижние и верхние ступени будущих сверхтяжелых ракет-носителей SpaceX, служащих для межпланетных перелётов. Двигатель работает на жидком метане[3] и жидком кислороде (LOX),[4] а не на керосине RP-1 и жидком кислороде, как в предыдущих ракетах компании Falcon 9, и их двигателях Merlin-1C и 1D. Ранние концепции для Раптора использовали в качестве топлива жидкий водород (Lh3), а не метан.[5]
Raptor (Раптор)
ЖРД «Raptor» SpaceX на испытаниях.
Тип
ЖРД
Топливо
жидкий метан
Окислитель
жидкий кислород
Страна
США
Использование
Применение
Interplanetary Transport System (планируется)
Производство
Конструктор
SpaceX, США
Массогабаритныехарактеристики
Диаметр
Атмосферная версия 1,3 м[1]
Вакуумная 2,4 м
Рабочие характеристики
Тяга
3МН
Разработка двигателя с 2009 по 2015 год финансировалась исключительно за счет частных инвестиций самой компанией SpaceX, не получая денег от правительства США.[6][7] В январе 2016 года SpaceX заключила с ВВС США соглашение на сумму $33,6 млн долларов для разработки прототипа нового варианта двигателя Раптор, предназначенного для использования на верхней ступени на ракетах Falcon 9 и Falcon Heavy. Часть финансирования этого проекта в размере $67,3 млн взяла на себя SpaceX.[8][9]
Точные технические характеристики двигателя на момент первых стендовых огневых испытаний (сентябрь 2016 года) оставались неизвестными[10].
На момент августа 2016 года, собранный двигатель Raptor, изготовленный на заводе SpaceX в городе Хоторн в Калифорнии, был перевезен в Техас на испытательный стенд в городе Мак-Грегор для испытаний[11]. Экземпляр имеет тягу в 1 меганьютон, и является первым метановым ЖРД закрытого цикла с полной газификацией компонентов, дошедшим до стадии испытаний[12].
25 сентября 2016 Илон Маск сообщил об успешных первых запусках двигателя на испытательном стенде[13][14].
Двигатель Раптор будет работать на жидком метане и жидком кислороде, используя эффективную схему с полнопоточным закрытым циклом,[15] (с дожиганием предварительно газифицированных окислительного и топливного компонентов), вместо открытого цикла, ранее использовавшегося на двигателях Мерлин.[15] Закрытый цикл использовался на главных двигателях Шаттла (SSME),[16] и в нескольких российских ракетных двигателях (например, в РД-180), однако полнопоточный закрытый цикл до настоящего времени являлся для ракетно-космической отрасли, в некотором роде, недостижимым «граалем» жидкостных ракетных двигателей, оставаясь уделом тестовых демонстраторов практически полувековой давности (РД-270) или закрытой разработкой под частным (в настоящее время) финансированием и неизвестным коммерческим и практическим исходом, такой как «Интегрированный демонстратор силовой насадки (англ. integrated powerhead demonstrator)».
Подобная замкнутая схема с полной газификацией компонентов, помимо общего увеличения УИ ЖРД (либо облегчения конструкции или увеличения её надёжности и срока службы), также положительно сказывается на его общей надёжности, — устраняя потенциальные точки отказа, имеющие место в ЖРД с частичной газификацией компонентов топлива, или используя такие преимущества схемы, как отсутствие нужды нагнетать и сжигать в КС жидкие компоненты, что сводит на нет риск кавитации компонентов жидкостного топлива и повышает надёжность системы (также актуально и для многоступенчатого ТНА ЖРД Раптор, поскольку используемые в ракетах компании переохлаждённые компоненты топлива, аналогичное состояние которых заявлено и для будущих РН на двигателях Раптор, менее склонны к кавитации, чем у «менее холодных» компонентов, используемых всей прочей ракетно-космической отраслью мира).[17][18]
Вакуумная версия
Как и с двигателем Мерлин, планируется разработка вакуумной версии ракетного двигателя Раптор, с удельным импульсом в 380 секунд,[19] использующей сопло большего размера, чем у атмосферной версии — чтобы увеличить степень расширения сгоревших газов.
org-wikipediya.ru
WikiZero - Raptor (ракетный двигатель)
Wikipedia Open wikipedia design.
Raptor (Раптор)
ЖРД «Raptor» SpaceX на испытаниях.
Тип
ЖРД
Топливо
жидкий метан
Окислитель
жидкий кислород
Страна
США
Использование
Применение
Interplanetary Transport System (планируется)
Производство
Конструктор
SpaceX, США
Массогабаритныехарактеристики
Диаметр
Атмосферная версия 1,3 м[1]
Вакуумная 2,4 м
Рабочие характеристики
Тяга
3МН
SpaceX Raptor (Раптор) — криогенный[2] метановый ракетный двигатель, разрабатываемый компанией SpaceX. Он предназначен для установки на нижние и верхние ступени будущих сверхтяжелых ракет-носителей SpaceX, служащих для межпланетных перелётов. Двигатель работает на жидком метане[3] и жидком кислороде (LOX),[4] а не на керосине RP-1 и жидком кислороде, как в предыдущих ракетах компании Falcon 9, и их двигателях Merlin-1C и 1D. Ранние концепции для Раптора использовали в качестве топлива жидкий водород (Lh3), а не метан.[5]
Разработка двигателя с 2009 по 2015 год финансировалась исключительно за счет частных инвестиций самой компанией SpaceX, не получая денег от правительства США.[6][7] В январе 2016 года SpaceX заключила с ВВС США соглашение на сумму $33,6 млн долларов для разработки прототипа нового варианта двигателя Раптор, предназначенного для использования на верхней ступени на ракетах Falcon 9 и Falcon Heavy. Часть финансирования этого проекта в размере $67,3 млн взяла на себя SpaceX.[8][9]
Точные технические характеристики двигателя на момент первых стендовых огневых испытаний (сентябрь 2016 года) оставались неизвестными[10].
На момент августа 2016 года, собранный двигатель Raptor, изготовленный на заводе SpaceX в городе Хоторн в Калифорнии, был перевезен в Техас на испытательный стенд в городе Мак-Грегор для испытаний[11]. Экземпляр имеет тягу в 1 меганьютон, и является первым метановым ЖРД закрытого цикла с полной газификацией компонентов, дошедшим до стадии испытаний[12].
25 сентября 2016 Илон Маск сообщил об успешных первых запусках двигателя на испытательном стенде[13][14].
Двигатель Раптор будет работать на жидком метане и жидком кислороде, используя эффективную схему с полнопоточным закрытым циклом,[15] (с дожиганием предварительно газифицированных окислительного и топливного ком
www.wikizero.com
Raptor (ракетный двигатель) — википедия орг
SpaceX Raptor (Раптор) — криогенный[2] метановый ракетный двигатель, разрабатываемый компанией SpaceX. Он предназначен для установки на нижние и верхние ступени будущих сверхтяжелых ракет-носителей SpaceX, служащих для межпланетных перелётов. Двигатель работает на жидком метане[3] и жидком кислороде (LOX),[4] а не на керосине RP-1 и жидком кислороде, как в предыдущих ракетах компании Falcon 9, и их двигателях Merlin-1C и 1D. Ранние концепции для Раптора использовали в качестве топлива жидкий водород (Lh3), а не метан.[5]
Raptor (Раптор)
ЖРД «Raptor» SpaceX на испытаниях.
Тип
ЖРД
Топливо
жидкий метан
Окислитель
жидкий кислород
Страна
США
Использование
Применение
Interplanetary Transport System (планируется)
Производство
Конструктор
SpaceX, США
Массогабаритныехарактеристики
Диаметр
Атмосферная версия 1,3 м[1]
Вакуумная 2,4 м
Рабочие характеристики
Тяга
3МН
Разработка двигателя с 2009 по 2015 год финансировалась исключительно за счет частных инвестиций самой компанией SpaceX, не получая денег от правительства США.[6][7] В январе 2016 года SpaceX заключила с ВВС США соглашение на сумму $33,6 млн долларов для разработки прототипа нового варианта двигателя Раптор, предназначенного для использования на верхней ступени на ракетах Falcon 9 и Falcon Heavy. Часть финансирования этого проекта в размере $67,3 млн взяла на себя SpaceX.[8][9]
Точные технические характеристики двигателя на момент первых стендовых огневых испытаний (сентябрь 2016 года) оставались неизвестными[10].
На момент августа 2016 года, собранный двигатель Raptor, изготовленный на заводе SpaceX в городе Хоторн в Калифорнии, был перевезен в Техас на испытательный стенд в городе Мак-Грегор для испытаний[11]. Экземпляр имеет тягу в 1 меганьютон, и является первым метановым ЖРД закрытого цикла с полной газификацией компонентов, дошедшим до стадии испытаний[12].
25 сентября 2016 Илон Маск сообщил об успешных первых запусках двигателя на испытательном стенде[13][14].
Двигатель Раптор будет работать на жидком метане и жидком кислороде, используя эффективную схему с полнопоточным закрытым циклом,[15] (с дожиганием предварительно газифицированных окислительного и топливного компонентов), вместо открытого цикла, ранее использовавшегося на двигателях Мерлин.[15] Закрытый цикл использовался на главных двигателях Шаттла (SSME),[16] и в нескольких российских ракетных двигателях (например, в РД-180), однако полнопоточный закрытый цикл до настоящего времени являлся для ракетно-космической отрасли, в некотором роде, недостижимым «граалем» жидкостных ракетных двигателей, оставаясь уделом тестовых демонстраторов практически полувековой давности (РД-270) или закрытой разработкой под частным (в настоящее время) финансированием и неизвестным коммерческим и практическим исходом, такой как «Интегрированный демонстратор силовой насадки (англ. integrated powerhead demonstrator)».
Подобная замкнутая схема с полной газификацией компонентов, помимо общего увеличения УИ ЖРД (либо облегчения конструкции или увеличения её надёжности и срока службы), также положительно сказывается на его общей надёжности, — устраняя потенциальные точки отказа, имеющие место в ЖРД с частичной газификацией компонентов топлива, или используя такие преимущества схемы, как отсутствие нужды нагнетать и сжигать в КС жидкие компоненты, что сводит на нет риск кавитации компонентов жидкостного топлива и повышает надёжность системы (также актуально и для многоступенчатого ТНА ЖРД Раптор, поскольку используемые в ракетах компании переохлаждённые компоненты топлива, аналогичное состояние которых заявлено и для будущих РН на двигателях Раптор, менее склонны к кавитации, чем у «менее холодных» компонентов, используемых всей прочей ракетно-космической отраслью мира).[17][18]
Вакуумная версия
Как и с двигателем Мерлин, планируется разработка вакуумной версии ракетного двигателя Раптор, с удельным импульсом в 380 секунд,[19] использующей сопло большего размера, чем у атмосферной версии — чтобы увеличить степень расширения сгоревших газов.
www-wikipediya.ru
Raptor (ракетный двигатель)
SpaceX Raptor Раптор — криогенный1 метановый ракетный двигатель, разрабатываемый компанией SpaceX Он предназначен для установки на нижние и верхние ступени будущих сверхтяжелых ракет-носителей SpaceX, служащих для межпланетных перелётов Двигатель работает на жидком метане2 и жидком кислороде LOX,3 а не на керосине RP-1 и жидком кислороде, как в предыдущих ракетах компании Falcon 9, и их двигателях Merlin-1C и 1D Ранние концепции для Раптора использовали в качестве топлива жидкий водород Lh3, а не метан4
Разработка двигателя с 2009 по 2015 год финансировалась исключительно за счет частных инвестиций самой компанией SpaceX, не получая денег от правительства США56 В январе 2016 года SpaceX заключила с ВВС США соглашение на сумму $33,6 млн долларов для разработки прототипа нового варианта двигателя Раптор, предназначенного для использования на верхней ступени на ракетах Falcon 9 и Falcon Heavy Часть финансирования этого проекта в размере 67,3 млн взяла на себя SpaceX78
Точные технические характеристики двигателя на момент первых стендовых огневых испытаний сентябрь 2016 года оставались неизвестными9
Содержание
1 История
2 Конструкция
21 Вакуумная версия
3 Примечания
4 Ссылки
Историяправить
На август 2016 года полноразмерный двигатель Raptor, изготовленный на SpaceX Hawthorne в Калифорнии, был перевезен в Техас на стенд McGregor для испытаний10
25 сентября 2016 Элон Маск сообщил об успешных первых запусках двигателя на испытательном стенде1112
Конструкцияправить
Двигатель Раптор будет работать на жидком метане и жидком кислороде, используя эффективную схему с полнопоточным закрытым циклом,13 с дожиганием предварительно газифицированных окислительного и топливного компонентов, вместо открытого цикла, ранее использовавшегося на двигателях Мерлин13 Закрытый цикл использовался на главных двигателях Шаттла SSME,14 и в нескольких российских ракетных двигателях например, в РД-180, однако полнопоточный закрытый цикл до настоящего времени являлся для ракетно-космической отрасли, в некотором роде, недостижимым "граалем" жидкостных ракетных двигателей, оставаясь уделом тестовых демонстраторов практически полувековой давности РД-270 или закрытой разработкой под частным в настоящее время финансированием и неизвестным коммерческим и практическим исходом, такой как «Интегрированный демонстратор силовой насадки англ integrated powerhead demonstrator»
Подобная замкнутая схема с полной газификацией компонентов, по мимо общего увеличения УИ ЖРД либо облегчения конструкции или увеличения её надёжности и срока службы, так же положительно сказывается на его общей надёжности, - устраняя потенциальные точки отказа, имеющие место в ЖРД с частичной газификацией компонентов топлива, или используя такие преимущества схемы - как отсутствие нужды нагнетать и сжигать в КС жидкие компоненты, что сводит на нет риск кавитации компонентов жидкостного топлива и повышает надёжность ситемы так же актуально и для многоступенчатой ТНА ЖРД Раптор, поскольку используемые в ракетах компании переохлаждённые компоненты топлива, аналогичное состояние которых заявлено и для будущих РН на двигателях Раптор, менее склонны к кавитации, чем у "менее холодных" компонентов, используемых всей прочей ракетно-космической отраслью мира 1516
Вакуумная версияправить
Как и с двигателем Мерлин, планируется разработка вакуумной версии ракетного двигателя Раптор, с удельным импульсом в 380 секунд,17 использующей сопло большего размера, чем у атмосферной версии - чтобы увеличить степень расширения сгоревших газов
Примечанияправить
↑ Elon Musk comments on Falcon 9 explosion - Huge Blow for SpaceX 201577 - YouTube
↑ SpaceX Prepared Testimony by Jeffrey Thornburg
↑ Todd, David Musk goes for methane-burning reusable rockets as step to colonise Mars 20 ноября 2012 Проверено 4 ноября 2015 «"We are going to do methane" Musk announced as he described his future plans for reusable launch vehicles including those designed to take astronauts to Mars within 15 years, "The energy cost of methane is the lowest and it has a slight Isp Specific Impulse advantage over Kerosene," said Musk adding, "And it does not have the pain in the ass factor that hydrogen has"»
↑ Markusic, Tom 2010-07-28 "SpaceX Propulsion" in 46th AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference: 12–15 Проверено 2015-10-28
↑ Gwynne Shotwell STATEMENT OF GWYNNE SHOTWELL, PRESIDENT & CHIEF OPERATING OFFICER, SPACE EXPLORATION TECHNOLOGIES CORP SPACEX Congressional testimony 14–15 US House of Representatives, COMMITTEE ON ARMED SERVICES SUBCOMMITTEE ON STRATEGIC FORCES 17 March 2015 — «SpaceX has already begun self-funded development and testing on our next-generation Raptor engine Raptor development will not require external development funds related to this engine» Проверено 11 января 2016
↑ NASA-SpaceX testing partnership going strong Lagniappe, John C Stennis Space Center NASA September 2015 — «this project is strictly private industry development for commercial use» Проверено 10 января 2016
↑ Contracts: Air Force US Department of Defense Contracts press release 13 January 2016 Проверено 15 января 2016
↑ Orbital ATK, SpaceX Win Air Force Propulsion Contracts, SpaceNews 13 January 2016 Проверено 15 января 2016
↑ SpaceX впервые испытала двигатель для межпланетных полетов nplus1ru Проверено 28 сентября 2016
↑ SpaceX has shipped its Mars engine to Texas for tests, Ars Technica 10 August 2016 Проверено 17 августа 2016
↑ Elon Musk on Twitter: "SpaceX propulsion just achieved first firing of the Raptor interplanetary transport engine Проверено 25 сентября 2016
↑ SpaceX испытала ракетный двигатель Raptor для доставки людей на Марс, РИА Новости 26092016 Проверено 26 сентября 2016
↑ 1 2 Todd, David SpaceX’s Mars rocket to be methane-fuelled 22 ноября 2012 Проверено 5 декабря 2012 «Musk said Lox and methane would be SpaceX’s propellants of choice on a mission to Mars, which has long been his stated goal SpaceX’s initial work will be to build a Lox/methane rocket for a future upper stage, codenamed Raptor The design of this engine would be a departure from the “open cycle” gas generator system that the current Merlin 1 engine series uses Instead, the new rocket engine would use a much more efficient “staged combustion” cycle that many Russian rocket engines use»
↑ Space Shuttle Main Engines NASA Проверено 6 марта 2013
↑ Belluscio, Alejandro G "SpaceX advances drive for Mars rocket via Raptor power" NASAspaceflightcom 7 марта 2014
↑ Belluscio, Alejandro G "ITS Propulsion – The evolution of the SpaceX Raptor engine" NASASpaceFlightcom 3 октября 2016
↑ AR1 vs Raptor: New rocket program will likely pit kerosene against methane, Aviation Week & Space Technology Проверено 7 июля 2014 «SpaceX is developing the Raptor as a reusable engine for a heavy-lift Mars vehicle, the first stage of which will feature 705 metric tons of thrust, making it 'slightly larger than the Apollo F-1 engine,' Tom Mueller, SpaceX vice president of propulsion development, said during a space propulsion conference last month in Cologne, Germany The vacuum version is targeting 840 metric tons of thrust with 380 sec of specific impulse The company is testing subscale components using the E-2 test stand at NASA's Stennis Space Center in Mississippi, says Stennis spokeswoman Rebecca Strecker Mueller said many people ask why the company switch to methane for its Mars rocket With reusability in mind, SpaceX's cost studies revealed that 'by far the most cost-effective propellant to use is methane,' he said, which would be easier than hydrogen to manufacture on Mars»
Ссылкиправить
Interplanetary Transport System ранее Mars Colonial Transporter
SpaceX
Транспорт
Ракеты Falcon
Завершённые
Falcon 1
Falcon 9 v10
Falcon 9 v11
В эксплуатации
Falcon 9 FT
В разработке
Falcon Heavy
Отменённые
Falcon 1e
Falcon 5
Falcon 9 Air
Космические корабли
Dragon
Dragon V2
Межпланетный космический корабль
Другие ракеты
Grasshopper
Ускоритель межпланетной транспортной системы
Двигатели
Merlin
Kestrel
Draco
SuperDraco
Raptor
Миссии
Falcon 1
FalconSAT-2†
DemoSat†
Trailblazer/PRESat/NanoSail-D†
Ratsat
RazakSAT
Falcon 9
v10
Qualification Unit
COTS Demo Flight 1
COTS Demo Flight 2/3
CRS-1
CRS-2
v11
CASSIOPE
SES-8
Thaicom 6
CRS-3
Orbcomm
AsiaSat 8
AsiaSat 6
CRS-4
CRS-5
DSCOVR
ABS-3A, Eutelsat 115 West B
CRS-6
TurkmenAlem 52E/MonacoSat
CRS-7†
Jason-3
FT
Orbcomm 2
SES-9
CRS-8
JCSAT-14
Thaicom 8
ABS-2A, Eutelsat 117 West B
CRS-9
JCSAT-16
AMOS-6†
Iridium NEXT 1
EchoStar 23
CRS-10
SES-10
FORMOSAT-5
SES-11
Iridium NEXT 2
Falcon Heavy
Demo Flight
STP-2
Inmarsat 5-F4
EuropaSat/HellasSat 3
ArabSat 6A
ViaSat-3
Стартовыеплощадки
Космический центр Кеннеди LC-39A
Мыс Канаверал SLC-40
База Ванденберг SLC-4E
Испытательный полигон имени Рональда Рейгана†
Частный космодром SpaceX
Посадочныеплощадки
Мыс Канаверал Landing Zone 1
База Ванденберг SLC-4W
Autonomous Spaceport Drone Ship
Контракты
Commercial Orbital Transportation Services COTS
Commercial Crew Development CCDev
Commercial Crew Integrated Capability CCiCap
Commercial Resupply Services CRS
Commercial Crew Transportation Capability CCtCap
Программы
SpaceX reusable launch system development program
Межпланетная транспортная система
Персоналии
Илон Маск CEO
Гвин Шотвилл англ президент и COO
Том Мюллер англ руководитель отдела разработки двигателей
Курсивом выделены нелетавшие аппараты и будущие миссии Знаком † обозначены неудачные миссии, уничтоженные аппараты и покинутые площадки
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com
Raptor (ракетный двигатель) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
SpaceX Raptor (Раптор) — криогенный[1] метановый ракетный двигатель, разрабатываемый компанией SpaceX. Он предназначен для установки на нижние и верхние ступени будущих сверхтяжелых ракет-носителей SpaceX, служащих для межпланетных перелётов. Двигатель работает на жидком метане[2] и жидком кислороде (LOX),[3] а не на керосине RP-1 и жидком кислороде, как в предыдущих ракетах компании Falcon 9, и их двигателях Merlin-1C и 1D. Ранние концепции для Раптора использовали в качестве топлива жидкий водород (Lh3), а не метан.[4]
Разработка двигателя с 2009 по 2015 год финансировалась исключительно за счет частных инвестиций самой компанией SpaceX, не получая денег от правительства США.[5][6] В январе 2016 года SpaceX заключила с ВВС США соглашение на сумму $33,6 млн долларов для разработки прототипа нового варианта двигателя Раптор, предназначенного для использования на верхней ступени на ракетах Falcon 9 и Falcon Heavy. Часть финансирования этого проекта в размере 67,3 млн взяла на себя SpaceX.[7][8]
Точные технические характеристики двигателя на момент первых стендовых огневых испытаний (сентябрь 2016 года) оставались неизвестными[9].
История
На август 2016 года полноразмерный двигатель Raptor, изготовленный на SpaceX Hawthorne в Калифорнии, был перевезен в Техас на стенд McGregor для испытаний.[10]
25 сентября 2016 Элон Маск сообщил об успешных первых запусках двигателя на испытательном стенде.[11][12]
Конструкция
Файл:Falcon 9 v1.0, Falcon 9 v1.1 and SHLV comparison.svg Сравнение размеров первых ступеней ракет-носителей компании SpaceX: слева Falcon 9 v1.0 (2010), Falcon 9 v1.1 (2013) и предположительный вид первой ступени Super Heavy Lift Launch Vehicle 10-метрового диаметра с 9 гипотетическими двигателями Раптор. Ранний вариант по данным на начало 2014 года. В 2016 году объявлено об Interplanetary Transport System (ранее Mars Colonial Transporter), использующей 42 двигателя Раптор на первой ступени.
Двигатель Раптор будет работать на жидком метане и жидком кислороде, используя более эффективный закрытый цикл,[13] вместо открытого цикла, ранее использовавшегося на двигателях Мерлин.[13] Закрытый цикл использовался на главных двигателях шаттла (SSME),[14] и в нескольких российских ракетных двигателях (например, в РД-180).
Вакуумная версия
Как и с двигателем Мерлин, планируется разработка вакуумной версии ракетного двигателя Раптор, с удельным импульсом в 380 секунд,[15] использующей сопло большего размера, чтобы увеличить степень расширения сгоревших газов.
Напишите отзыв о статье "Raptor (ракетный двигатель)"
Примечания
↑ [https://www.youtube.com/watch?v=hJD0MMP4nkM Elon Musk comments on Falcon 9 explosion - Huge Blow for SpaceX (2015.7.7) - YouTube]
↑ [http://spaceref.com/news/viewsr.html?pid=47400 SpaceX Prepared Testimony by Jeffrey Thornburg]
↑ Todd, David. [http://seradata.com/SSI/2012/11/musk_goes_for_methane-burning/ Musk goes for methane-burning reusable rockets as step to colonise Mars] (20 ноября 2012). Проверено 4 ноября 2015. «"We are going to do methane." Musk announced as he described his future plans for reusable launch vehicles including those designed to take astronauts to Mars within 15 years, "The energy cost of methane is the lowest and it has a slight Isp (Specific Impulse) advantage over Kerosene," said Musk adding, "And it does not have the pain in the ass factor that hydrogen has".».
↑ Markusic, Tom (2010-07-28). "[http://images.spaceref.com/news/2010/SpaceX_Propulsion.pdf SpaceX Propulsion]" in 46th AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference.: 12–15. Проверено 2015-10-28.
↑ Gwynne Shotwell. [http://docs.house.gov/meetings/AS/AS29/20150317/103135/HHRG-114-AS29-Wstate-ShotwellG-20150317.pdf STATEMENT OF GWYNNE SHOTWELL, PRESIDENT & CHIEF OPERATING OFFICER, SPACE EXPLORATION TECHNOLOGIES CORP. (SPACEX)]. Congressional testimony 14–15. US House of Representatives, COMMITTEE ON ARMED SERVICES SUBCOMMITTEE ON STRATEGIC FORCES (17 March 2015). — «SpaceX has already begun self-funded development and testing on our next-generation Raptor engine. ... Raptor development ... will not require external development funds related to this engine.» Проверено 11 января 2016.
↑ [http://www.nasa.gov/sites/default/files/atoms/files/septemberlagniappe2.pdf NASA-SpaceX testing partnership going strong]. Lagniappe, John C. Stennis Space Center. NASA (September 2015). — «this project is strictly private industry development for commercial use» Проверено 10 января 2016.
↑ [http://www.defense.gov/News/Contracts/Contract-View/Article/642983 Contracts: Air Force]. U.S. Department of Defense Contracts press release (13 January 2016). Проверено 15 января 2016.
↑ [http://spacenews.com/orbital-atk-spacex-win-air-force-propulsion-contracts/ Orbital ATK, SpaceX Win Air Force Propulsion Contracts], SpaceNews (13 January 2016). Проверено 15 января 2016.
↑ [https://nplus1.ru/news/2016/09/26/test-fire SpaceX впервые испытала двигатель для межпланетных полетов]. nplus1.ru. Проверено 28 сентября 2016.
↑ [http://arstechnica.com/science/2016/08/spacex-has-shipped-its-mars-engine-to-texas-for-tests/ SpaceX has shipped its Mars engine to Texas for tests], Ars Technica (10 August 2016). Проверено 17 августа 2016.
↑ [https://twitter.com/elonmusk/status/780275236922994688 Elon Musk on Twitter: "SpaceX propulsion just achieved first firing of the Raptor interplanetary transport engine]. Проверено 25 сентября 2016.
↑ [https://ria.ru/science/20160926/1477843629.html SpaceX испытала ракетный двигатель Raptor для доставки людей на Марс], РИА Новости (26.09.2016). Проверено 26 сентября 2016.
↑ 1 2 Todd, David. [http://www.flightglobal.com/news/articles/spacexs-mars-rocket-to-be-methane-fuelled-379326/ SpaceX’s Mars rocket to be methane-fuelled] (22 ноября 2012). Проверено 5 декабря 2012. «Musk said Lox and methane would be SpaceX’s propellants of choice on a mission to Mars, which has long been his stated goal. SpaceX’s initial work will be to build a Lox/methane rocket for a future upper stage, codenamed Raptor. The design of this engine would be a departure from the “open cycle” gas generator system that the current Merlin 1 engine series uses. Instead, the new rocket engine would use a much more efficient “staged combustion” cycle that many Russian rocket engines use.».
↑ [http://www.nasa.gov/returntoflight/system/system_SSME.html Space Shuttle Main Engines]. NASA. Проверено 6 марта 2013.
↑ AR1 vs. Raptor: New rocket program will likely pit kerosene against methane, Aviation Week & Space Technology. Проверено 7 июля 2014. «SpaceX is developing the Raptor as a reusable engine for a heavy-lift Mars vehicle, the first stage of which will feature 705 metric tons of thrust, making it 'slightly larger than the Apollo F-1 engine,' Tom Mueller, SpaceX vice president of propulsion development, said during a space propulsion conference last month in Cologne, Germany. The vacuum version is targeting 840 metric tons of thrust with 380 sec. of specific impulse. The company is testing subscale components using the E-2 test stand at NASA's Stennis Space Center in Mississippi, says Stennis spokeswoman Rebecca Strecker. ... Mueller said many people ask why the company switch to methane for its Mars rocket. With reusability in mind, SpaceX's cost studies revealed that 'by far the most cost-effective propellant to use is methane,' he said, which would be easier than hydrogen to manufacture on Mars.».
Я остолбенело на него уставилась, и какое-то время так и сидела, не в состоянии произнести ни слова. А малыш, как ни в чём не бывало, счастливо продолжал лопотать и вырываться из крепко его державших маминых рук, чтобы «пощупать» все эти вдруг откуда-то неожиданно свалившиеся, да ещё такие яркие и такие разноцветные, «красивости».... Стелла, поняв, что кто-то ещё её увидел, от радости начала показывать ему разные смешные сказочные картинки, чем малыша окончательно очаровала, и тот, со счастливым визгом, прыгал на маминых коленях от лившегося «через край» дикого восторга... – Девоська, девоська, а кто ты девоська?!. Ой, ба-а-тюски, какой больсой ми-и-ска!!! И совсем лозавенкий! Мама, мама, а мозно я возьму его домой?.. Ой, а пти-и-ськи какие блестя-я-сие!... И клылыски золотые!.. Его широко распахнутые голубые глазёнки с восторгом ловили каждое новое появление «яркого и необычного», а счастливая мордашка радостно сияла – малыш принимал всё происходящее по-детски естественно, как будто именно так оно и должно было быть... Ситуация полностью уходила из под контроля, но я ничего не замечала вокруг, думая в тот момент только об одном – мальчик видел!!! Видел так же, как видела я!.. Значит, всё-таки это было правдой, что существуют где-то ещё такие люди?.. И значит – я была совершенно нормальной и совсем не одинокой, как думала вначале!. Значит, это и вправду был Дар?.. Видимо, я слишком ошарашено и пристально его разглядывала, так как растерянная мама сильно покраснела и сразу же кинулась «успокаивать» сынишку, чтобы только никто не успел услышать, о чём он говорит... и тут же стала мне доказывать, что «это он просто всё придумывает, и что врач говорит (!!!), что у него очень буйная фантазия... и не надо обращать на него внимания!..». Она очень нервничала, и я видела, что ей очень хотелось бы прямо сейчас отсюда уйти, только бы избежать возможных вопросов... – Пожалуйста, только не волнуйтесь! – умоляюще, тихо произнесла я. – Ваш сын не придумывает – он видит! Так же, как и я. Вы должны ему помочь! Пожалуйста, не ведите его больше к доктору, мальчик у вас особенный! А врачи всё это убьют! Поговорите с моей бабушкой – она вам многое объяснит... Только не ведите его больше к доктору, пожалуйста!.. – я не могла остановиться, так как моё сердце болело за этого маленького, одарённого мальчонку, и мне дико хотелось, чего бы это ни стоило, его «сохранить»!.. – Вот смотрите, сейчас я ему что-то покажу и он увидит – а вы нет, потому что у него есть дар, а у вас нет, – и я быстренько воссоздала Стеллиного красного дракончика. – О-о-й, сто-о это?!.. – в восторге захлопал в ладошки мальчик. – Это длаконсик, да? Как в скаске – длаконсик?.. Ой какой он кра-а-сный!.. Мамоська, смотли – длаконсик! – У меня дар тоже был, Светлана... – тихо прошептала соседка. – Но я не допущу, чтобы мой сын так же из-за этого страдал. Я уже выстрадала за обоих... У него должна быть другая жизнь!.. Я даже подскочила от неожиданности!.. Значит она видела?! И знала?!.. – тут уж меня просто прорвало от возмущения... – А вы не думали, что он, возможно, имеет право сам выбирать? Это ведь его жизнь! И если вы не смогли с этим справиться, это ещё не значит, что не сможет и он! Вы не имеете права отнимать у него его дар ещё до того, как он поймёт, что он у него есть!.. Это, как убийство – вы хотите убить его часть, о которой он даже ещё не слыхал!.. – возмущённо шипела на неё я, а внутри у меня всё просто «стояло дыбом» от такой страшной несправедливости! Мне хотелось во что бы то ни стало убедить эту упёртую женщину оставить в покое её чудесного малыша! Но я чётко видела по её грустному, но очень уверенному взгляду, что вряд ли на данный момент мне удастся её убедить в чём-то вообще, и я решила оставить на сегодня свои попытки, а позже поговорить с бабушкой, и возможно, вдвоём придумать, что бы здесь такое можно было бы предпринять... Я только грустно взглянула на женщину и ещё раз попросила: – Пожалуйста, не ведите его к врачу, вы же знаете, что он не больной!.. Она лишь натянуто улыбнулась в ответ, и быстренько забрав с собой малыша, вышла на крыльцо, видимо, подышать свежим воздухом, которого (я была в этом уверенна) ей в данный момент очень не хватало... Я очень хорошо знала эту соседку. Она была довольно приятной женщиной, но, что меня поразило когда-то более всего, это то, что она была одной из тех людей, которые пытались полностью «изолировать» от меня своих детей и травили меня после злосчастного случая с «зажиганием огня»!.. (Хотя её старший сын, надо отдать ему должное, никогда меня не предавал и, несмотря ни на какие запреты, до сих пор продолжал со мной дружить). Она, кто, как теперь оказалось, лучше всех остальных знала, что я была полностью нормальной и ничем не опасной девочкой! И что я, точно так же, как когда-то она, просто искала правильный выход из того «непонятного и неизвестного», во что так нежданно-негаданно швырнула меня судьба... Вне всякого сомнения, страх должен являться очень сильным фактором в нашей жизни, если человек может так легко предать и так просто отвернуться от того, кто так сильно нуждается в помощи, и кому он с лёгкостью мог бы помочь, если б не тот же самый, так глубоко и надёжно в нём поселившийся страх... Конечно же, можно сказать, что я не знаю, что с ней когда-то происходило, и что заставила её перенести злая и безжалостная судьба... Но, если бы я узнала, что кто-то в самом начале жизни имеет тот же дар, который заставил меня столько страдать, я бы сделала всё, что было бы в моих силах, чтобы хоть как-то помочь или направить на верный путь этого другого одарённого человека, чтобы ему не пришлось так же слепо «блуждать в потёмках» и так же сильно страдать... А она, вместо помощи, наоборот – постаралась меня «наказать», как наказывали другие, но эти другие хотя бы уж не знали, что это было и пытались честно защитить своих детей от того, чего они не могли объяснить или понять. И вот она, как ни в чём не бывало, пришла сегодня к нам в гости со своим маленьким сынишкой, который оказался точно таким же «одарённым» как я, и которого она дико боялась кому-то показать, чтобы не дай Бог, кто-то не увидел, что её милый малыш является таким же точно «проклятием», каким являлась, по её «показному» понятию, я... Теперь я была уверена, что ей не доставило большого удовольствия к нам приходить, но отказать она тоже не очень-то могла, по той простой причине, что её старший сын – Альгис – был приглашён на мой день рождения, и с её стороны не было ни какой серьёзной причины, чтобы его не пустить, и было бы уже чересчур невоспитанно и «не по-соседски», если бы она на это пошла. А пригласили мы её по той простой причине, что жили они от нас через три улицы, и возвращаться вечером домой её сыну пришлось бы одному, поэтому, естественно поняв, что мать будет волноваться, мы решили, что будет правильнее пригласить её также вместе с её маленьким сынишкой провести вечер за нашим праздничным столом. А она «бедная», как я теперь понимала, здесь всего лишь мучилась, ожидая возможности как можно скорее нас покинуть, и по возможности без каких-либо происшествий, как можно раньше вернуться домой...
o-ili-v.ru
Raptor (ракетный двигатель) - Gpedia, Your Encyclopedia
Raptor (Раптор)
ЖРД «Raptor» SpaceX на испытаниях.
Тип
ЖРД
Топливо
жидкий метан
Окислитель
жидкий кислород
Страна
США
Использование
Применение
Interplanetary Transport System (планируется)
Производство
Конструктор
SpaceX, США
Массогабаритныехарактеристики
Диаметр
Атмосферная версия 1,3 м[1]
Вакуумная 2,4 м
Рабочие характеристики
Тяга
3МН
SpaceX Raptor (Раптор) — криогенный[2] метановый ракетный двигатель, разрабатываемый компанией SpaceX. Он предназначен для установки на нижние и верхние ступени будущих сверхтяжелых ракет-носителей SpaceX, служащих для межпланетных перелётов. Двигатель работает на жидком метане[3] и жидком кислороде (LOX),[4] а не на керосине RP-1 и жидком кислороде, как в предыдущих ракетах компании Falcon 9, и их двигателях Merlin-1C и 1D. Ранние концепции для Раптора использовали в качестве топлива жидкий водород (Lh3), а не метан.[5]
Разработка двигателя с 2009 по 2015 год финансировалась исключительно за счет частных инвестиций самой компанией SpaceX, не получая денег от правительства США.[6][7] В январе 2016 года SpaceX заключила с ВВС США соглашение на сумму $33,6 млн долларов для разработки прототипа нового варианта двигателя Раптор, предназначенного для использования на верхней ступени на ракетах Falcon 9 и Falcon Heavy. Часть финансирования этого проекта в размере $67,3 млн взяла на себя SpaceX.[8][9]
Точные технические характеристики двигателя на момент первых стендовых огневых испытаний (сентябрь 2016 года) оставались неизвестными[10].
История
На момент августа 2016 года, собранный двигатель Raptor, изготовленный на заводе SpaceX в городе Хоторн в Калифорнии, был перевезен в Техас на испытательный стенд в городе Мак-Грегор для испытаний[11]. Экземпляр имеет тягу в 1 меганьютон, и является первым метановым ЖРД закрытого цикла с полной газификацией компонентов, дошедшим до стадии испытаний[12].
25 сентября 2016 Илон Маск сообщил об успешных первых запусках двигателя на испытательном стенде[13][14].
Конструкция
Двигатель Раптор будет работать на жидком метане и жидком кислороде, используя эффективную схему с полнопоточным закрытым циклом,[15] (с дожиганием предварительно газифицированных окислительного и топливного компонентов), вместо открытого цикла, ранее использовавшегося на двигателях Мерлин.[15] Закрытый цикл использовался на главных двигателях Шаттла (SSME),[16] и в нескольких российских ракетных двигателях (например, в РД-180), однако полнопоточный закрытый цикл до настоящего времени являлся для ракетно-космической отрасли, в некотором роде, недостижимым «граалем» жидкостных ракетных двигателей, оставаясь уделом тестовых демонстраторов практически полувековой давности (РД-270) или закрытой разработкой под частным (в настоящее время) финансированием и неизвестным коммерческим и практическим исходом, такой как «Интегрированный демонстратор силовой насадки (англ. integrated powerhead demonstrator)».
Подобная замкнутая схема с полной газификацией компонентов, помимо общего увеличения УИ ЖРД (либо облегчения конструкции или увеличения её надёжности и срока службы), также положительно сказывается на его общей надёжности, — устраняя потенциальные точки отказа, имеющие место в ЖРД с частичной газификацией компонентов топлива, или используя такие преимущества схемы, как отсутствие нужды нагнетать и сжигать в КС жидкие компоненты, что сводит на нет риск кавитации компонентов жидкостного топлива и повышает надёжность системы (также актуально и для многоступенчатого ТНА ЖРД Раптор, поскольку используемые в ракетах компании переохлаждённые компоненты топлива, аналогичное состояние которых заявлено и для будущих РН на двигателях Раптор, менее склонны к кавитации, чем у «менее холодных» компонентов, используемых всей прочей ракетно-космической отраслью мира).[17][18]
Вакуумная версия
Как и с двигателем Мерлин, планируется разработка вакуумной версии ракетного двигателя Раптор, с удельным импульсом в 380 секунд,[19] использующей сопло большего размера, чем у атмосферной версии — чтобы увеличить степень расширения сгоревших газов.
Примечания
↑ SpaceX. Making Life Multiplanetary (29 сентября 2017). Проверено 2 октября 2017.
↑ Elon Musk comments on Falcon 9 explosion - Huge Blow for SpaceX (2015.7.7) - YouTube
↑ SpaceX Prepared Testimony by Jeffrey Thornburg
↑ Todd, David. Musk goes for methane-burning reusable rockets as step to colonise Mars (20 ноября 2012). Архивировано 11 июня 2016 года. Проверено 4 ноября 2015. «"We are going to do methane." Musk announced as he described his future plans for reusable launch vehicles including those designed to take astronauts to Mars within 15 years, "The energy cost of methane is the lowest and it has a slight Isp (Specific Impulse) advantage over Kerosene," said Musk adding, "And it does not have the pain in the ass factor that hydrogen has".».
↑ Markusic, Tom (2010-07-28). "SpaceX Propulsion" in 46th AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference.: 12–15. Проверено 2015-10-28.
↑ Gwynne Shotwell. STATEMENT OF GWYNNE SHOTWELL, PRESIDENT & CHIEF OPERATING OFFICER, SPACE EXPLORATION TECHNOLOGIES CORP. (SPACEX). Congressional testimony 14–15. US House of Representatives, COMMITTEE ON ARMED SERVICES SUBCOMMITTEE ON STRATEGIC FORCES (17 March 2015). — «SpaceX has already begun self-funded development and testing on our next-generation Raptor engine. ... Raptor development ... will not require external development funds related to this engine.». Проверено 11 января 2016.
↑ NASA-SpaceX testing partnership going strong. Lagniappe, John C. Stennis Space Center. NASA (September 2015). — «this project is strictly private industry development for commercial use». Проверено 10 января 2016.
↑ Contracts: Air Force. U.S. Department of Defense Contracts press release (13 January 2016). Проверено 15 января 2016.
↑ Orbital ATK, SpaceX Win Air Force Propulsion Contracts, SpaceNews (13 January 2016). Проверено 15 января 2016.
↑ SpaceX впервые испытала двигатель для межпланетных полетов. nplus1.ru. Проверено 28 сентября 2016.
↑ SpaceX has shipped its Mars engine to Texas for tests, Ars Technica (10 August 2016). Проверено 17 августа 2016.
↑ ITS Propulsion – The evolution of the SpaceX Raptor engine | NASASpaceFlight.com (англ.). www.nasaspaceflight.com. Проверено 19 августа 2017.
↑ Elon Musk on Twitter: "SpaceX propulsion just achieved first firing of the Raptor interplanetary transport engine. Проверено 25 сентября 2016.
↑ SpaceX испытала ракетный двигатель Raptor для доставки людей на Марс, РИА Новости (26.09.2016). Проверено 26 сентября 2016.
↑ 1 2 Todd, David. SpaceX’s Mars rocket to be methane-fuelled (22 ноября 2012). Проверено 5 декабря 2012. «Musk said Lox and methane would be SpaceX’s propellants of choice on a mission to Mars, which has long been his stated goal. SpaceX’s initial work will be to build a Lox/methane rocket for a future upper stage, codenamed Raptor. The design of this engine would be a departure from the “open cycle” gas generator system that the current Merlin 1 engine series uses. Instead, the new rocket engine would use a much more efficient “staged combustion” cycle that many Russian rocket engines use.».
↑ Space Shuttle Main Engines. NASA. Проверено 6 марта 2013.
↑ Belluscio, Alejandro G. "SpaceX advances drive for Mars rocket via Raptor power". NASAspaceflight.com (7 марта 2014).
↑ Belluscio, Alejandro G. "ITS Propulsion – The evolution of the SpaceX Raptor engine". NASASpaceFlight.com (3 октября 2016).
↑ AR1 vs. Raptor: New rocket program will likely pit kerosene against methane, Aviation Week & Space Technology. Проверено 7 июля 2014. «SpaceX is developing the Raptor as a reusable engine for a heavy-lift Mars vehicle, the first stage of which will feature 705 metric tons of thrust, making it 'slightly larger than the Apollo F-1 engine,' Tom Mueller, SpaceX vice president of propulsion development, said during a space propulsion conference last month in Cologne, Germany. The vacuum version is targeting 840 metric tons of thrust with 380 sec. of specific impulse. The company is testing subscale components using the E-2 test stand at NASA's Stennis Space Center in Mississippi, says Stennis spokeswoman Rebecca Strecker. ... Mueller said many people ask why the company switch to methane for its Mars rocket. With reusability in mind, SpaceX's cost studies revealed that 'by far the most cost-effective propellant to use is methane,' he said, which would be easier than hydrogen to manufacture on Mars.».