Первая из них, – как правило, у литых поршней меньше изнашиваются канавки для поршневых колец. К тому же они обладают меньшей теплопроводностью, а это значит, что в камерах сгорания удерживается больше тепла. Вторая причина – «литье» сконструировано таким образом, что в отверстии цилиндра образуется меньший зазор, — т.е. для поршневых колец обеспечивается более стабильная платформа. И, наконец, последняя причина – такие поршни легче кованых. Это – что касается влияния на мощность. Но есть и еще один фактор, почему многие автовладельцы предпочитают литые элементы – зачастую они намного дешевле.
В последнее время были разработаны новые литые поршни, которые превосходно подходят для форсированного двигателя. Одно из главных преимуществ – шум от работы такого поршня значительно уменьшился. Если вы такое уменьшение не почувствовали, значит, вам просто не с чем сравнивать, и вы не слышали настоящий рев гоночного мотора, который механики стараются снизить до вполне приемлемого уровня. Все дело в том, что звуки, которые получаются в результате колебаний поршня в цилиндре, чем-то напоминают шум, который издает ведро, наполовину наполненное гвоздями, если его сильно встряхивать. Но если зазоры уменьшены, колебания поршней снижаются, и это значит, что существенно снижается и шум мотора.
Если в ваши планы доработок входит получение атмосферного силового агрегата без наддува, который должен выдавать «на-гора» максимальную мощность в пределах 4500-5000 об/мин, то литые поршни для этих целей могут вполне подойти – они будут неплохо работать. Но если вы рассчитываете на нечто большее, тогда при высокой мощности и оборотах возникнут температуры и нагрузки, которые потребуют применение кованых поршней.
Низкий шум как результат уплотнения поршневых колец зависит от зазора между стенкой цилиндра и поршнем. И здесь есть свой нюанс, – многие кованые элементы созданы из сплавов, обладающих высоким коэффициентом термического расширения. В результате при больших оборотах и, соответственно, высоких температурах, такие поршни работают стабильно, а вот при обычных режимах работы силового агрегата они не подходят. Кроме того, если поршни плохо «сидят» в цилиндрах, когда мотор холодный, это влияет на расход топлива и масла, на выхлопные газы (их токсичность) и др.
Именно поэтому при выборе поршня нужно учитывать фактор, при котором зазор у юбки будет как можно меньший при разных режимах работы, а не только при щадящих.
И последнее – подобрать наиболее эффективный поршень (т.е. такой, при котором двигатель будет работать самым лучшим образом) можно, если внимательно посмотреть на данные производителей, в которых указан зазор. Так, поршень будет меньше расширяться от нагревания, если он обладает большей термической стабильностью. Значит, минимальный зазор, гарантированный производителем, будет у поршня меньше.
portalvaz.ru
Сразу стоит сказать о том, что для большого количества двигателей транспортных средств самыми популярными относительно своего применения будут использоваться кованые поршни, а также полное игнорирование литых автомобильных конструкций. Но и тут же специалисты отмечают тот факт, что в автомобильных двигателях, которые реконструируются на средних или умеренных высоких мощностях своего рабочего режима. Ну и в этом случаи мощность двигателя будет выдавать высокую мощность, по сравнению с коваными поршнями автомобильного двигателя. В чем же таиться данная причина? Конечно, прежде всего, стоит отметить тот факт, что именно литые поршни характеризируются довольно низкой степенью своего рабочего износа специальных канавок, которые предназначаются для поршневых колец. Кроме того, именно они имеют довольно низкую тепловую проводимость.
Кроме того, стоит отметить, что такие кольца способны удерживать меньшее количество тепла в специальных камерах сгорания. Во-вторых, стоит отметить тот факт, что они специально сконструированы так, чтобы получить минимальную степень зазоров в необходимом для этого отверстия рабочего цилиндра. И наконец, в-третьих, стоит отметить, тот факт, что такие поршни по своему весу намного легче, чем кованые поршни для вашего транспортного средства. И именно по этой же причине такой вариант рабочих поршней будет стоить меньшее количество денежных средств, что является его несомненным положительным звеном.
За последнее время специалистами были разработаны универсальные литые поршни, которые смогли подойти по своей конструкции для использования в двигателях форсированного действия. Стоит отметить, что существует несколько положительных качеств таких поршней. Тут стоит отметить тот факт, что вы получаете довольно тихое приспособление для своего транспортного средства. Тот стук поршня, который, как правило, вызывается колебанием уровня двигателя самого поршня, со временем надоедает, он становится похожим на колебания обычного металлического ведра. И только уменьшенное количество зазоров способно вполне кардинальным образом сократить уровень того колебания рабочего поршня и его постороннего шума.
Довольно большое количество владельцев транспортных средств приходят к тому, что стараются выбрать двигатель атмосферного варианта действия, которые способны работать без процедуры надува. Система атмосферного двигателя предназначается для произведения рабочего процесса с выдачей максимального количества воздуха в примерном диапазоне работы, которые варьируются от четырех с половиной до пяти тысяч оборотов в одну минуту. И именно по этой причине обычная система литых дисков будет работать просто превосходно. Кроме того, стоит отметить, что температурный режим и уровень нагрузок, которые создаются исключительно при высоких уровнях своего оборота и уровня мощности, требуют непосредственного использования кованых поршней для данного транспортного средства.
В том случаи, если уровень мощности и все прочие конструкции нашего автомобильного двигателя имеют необходимость использовать именно кованый поршень, то тут необходимо своевременно реализовать необходимый рабочий зазор всей нашей автомобильной системы. А вот для того чтобы создать малый уровень рабочего зазора необходимо использовать поршень просто другого производителя, который предназначается именно для подобных случаев. Но и тут стоит помнить о том, что довольно большое количество специальных кованых поршней работают так, чтобы обеспечить и высокую степень тепловой проводимости всей рабочей зоны, то есть именно там используется уровень высокого коэффициента термической системы расширения, которая в некоторых случаях является просто незаменимой.
Необходимо помнить о том, что те поршни, которые плохо сидят на своем месте, и при «холодном» двигателе изрядно влияют на процесс расхода автомобильного масла, а также влияют на топливную эффективность всего рабочего процесса. Кроме того, по этой же причине повышается и уровень токсичности выпускаемых транспортным средством выхлопных газов. Именно поэтому стоит как можно серьезнее подойти к процессу выбора поршня для своего транспортного средства. Как правило, специалисты рекомендуют выбирать поршень так, чтобы он мог удовлетворить все ваши запросы и запросы вашего транспортного средства. Кроме того, стоит в обязательном порядке проследить и эффективность зазоров выбранного вами автомобильного поршня. Ну, и для того чтобы стало более понятно, стоит обратить внимание на то факт, что чем выше термическая стабильность автомобильного сплава, тем меньше поршень вашего автомобиля будет расширяться в процессе непосредственного нагревания. Стоит также отметить, что ем меньше уровень поршневого зазора, тем лучше для всего рабочего процесса вашего транспортного средства.
portalvaz.ru
Двигатель Приора 21126 1.6 16 клапанов
Годы выпуска – (2007 – наши дни) Материал блока цилиндров – чугун Система питания – инжектор Тип – рядный Количество цилиндров – 4 Клапанов на цилиндр – 4 Ход поршня – 75,6мм Диаметр цилиндра – 82мм Степень сжатия – 11 Объем двигателя приора – 1597 см. куб. Мощность двигателя лада приора – 98 л.с. /5600 об.мин Крутящий момент – 145Нм/4000 об.мин Топливо – АИ95 Расход топлива — город 9,8л. | трасса 5,4 л. | смешанн. 7,2 л/100 км Расход масла в двигателе Приора– 50 г/1000 км Вес двигателя приоры — 115 кг Геометрические размеры двигателя приора 21126 (ДхШхВ), мм — Масло в двигатель лада приора 21126: 5W-30 5W-40 10W-40 15W40 Сколько масла в двигателе приоры. 3,5л. При земене лить 3-3,2л.
Ресурс двигателя Приора: 1. По данным завода – 200 тыс. км 2. На практике – 200 тыс. км
ТЮНИНГ Потенциал – 400+ л.с. Без потери ресурса – до 120 л.с.
Двигатель 21126 это продолжение десяточного мотора ВАЗ 21124. но уже с облегченной на 39% ШПГ производства Federal Mogul, лунки под клапаны стали меньше, другой ремень привода ГРМ с автоматическим натяжителем, благодаря которому решена проблема подтягивания ремня на 124 блоке. Сам блок двигателя приора тоже претерпел небольшие изменения, вроде более качественной обработки поверхн остей, хонингование цилиндров теперь производится в соответствии с более жесткими требованиями компании Federal Mogul. На этом же блоке над картером сцепления располагается место с номером двигателя приора, чтоб увидеть его, нужно снять воздушный фильтр и вооружиться небольшим зеркалом. Двигатель ВАЗ 21126 1,6 л. инжекторный рядный 4-х цилиндровый с верхним расположением распределительных валов, газораспределительный механизм имеет ременный привод. Ресурс мотора 21126 приора, по данным завода изготовителя составляет 200 тыс. км, сколько ходит двигатель на практике… как повезет, в среднем примерно так и есть. Кроме того, существует облегченный вариант этого мотора — калина мотор 1.4 ВАЗ 11194. так же спортивный форсированный вариант — двигатель ВАЗ 21126-77 120 л.с. статья о нем находится ТУТ .Из недостатков данного силового агрегата стоит отметить неустойчивую работу, потерю мощности, ремень грм. Причинами неустойчивой работы и отказа запускаться может быть проблемы с давлением топлива, нарушение работы ГРМ, неисправность датчиков, подсос воздуха через шланги, неисправность дроссельной заслонки. Потеря мощности может быть связана с низкой компрессией в цилиндрах из-за прогоревшей прокладки, износ цилиндров, поршневых колец, прогорание поршней. Значительный недостаток – двигатель приоры 21126 гнет клапаны. Решение проблемы – замена поршней на безвтыковые. Тем не менее, приора мотор на данный момент один из самых совершенных отечественных двигателей, возможно надежность похуже, чем у 124-го, но мотор так же очень неплохой и достаточно мощный для комфортного передвижения в городе. В 2013 году вышла модернизированная версия этого мотора, маркировка нового двигателя приоры ВАЗ 21127, статья о нем находится ЗДЕСЬ.
В 2015 году начался выпуск спортивного двигателя НФР под названием 21126-81, который использовал базу 21126. А с 2016 года доступны автомобили с 1.8 литровыми моторами 21179. который также использовался 126-ой блок.
Перейдем к неисправностям и недостаткам, что делать если приора двигатель троит, иногда промывка форсунок решает вопрос, возможно дело в свечах или в катушке зажигания, но обычное дело в данном случае померять компрессию чтоб отбросить проблему прогара клапана. Но самый дешевый вариант заехать в сервис на диагностику.Еще одна распространенная проблема когда плавают обороты двигателя приора 21126 и двигатель работает неровно, обычная болезнь вазовских шеснадцати клапанников, ваш ДМРВ сдох! Не сдох? Тогда прочищайте дроссельную заслонку, есть вероятность что просит замены ДПДЗ(датчик положения дроссельной заслонки), возможно приехал РХХ(регулятор холостого хода).Что делать если машина не прогревается до рабочей температуры, возможно проблема в термостате или слишком сильные морозы, тогда придется колхозить картонку на решетку радиатора ???? По поводу перегревов и прогревов, нужно ли прогревать двигатель? Ответ: хуже точно не будет, прогрейте 2-3 минуты и все будет хорошо.Вернемся к косякам и проблемам моторов, ваш приора двигатель не заводится, проблема может быть в аккумуляторе, стартере, катушке зажигания, свечах зажигания, бензонасосе, топливном фильтре или регуляторе давления топлива.Следующая проблема, шумит и стучит двигатель приоры, это встречается на всех двигателях Лада. Проблема в гидрокомпенсаторах, могут стучать шатунные и коренные подшипники(это уже серьезно) либо сами поршни.Ощущаете вибрацию в двигателе приора, дело в проводах высоковольтных или в РХХ, возможно форсунки загадились.
В качестве баловства можно поиграться со спорт прошивками, но явного улучшения не будет, как правильно поднимать мощность смотрим ниже.
Ходят легенды, что двигатель Приоры выдает 105, 110 и даже 120 л.с, а мощность занизили для снижения налога, даже проводились различные замеры в которых авто выдавало подобную мощность… чему верить каждый решает сам, остановимся на показателях заявленных заводом изготовителем. Итак, как увеличить мощность двигателя приоры, как зарядить ее не прибегая ни к чему особенному, для небольшой прибавки нужно дать мотору свободно дышать. Ставим ресивер, выхлоп 4-2-1, дроссельную заслонку 54-56 мм получаем около 120 л.с. что для города вполне себе ничего. Форсирование двигателя приоры не будет полноценным без спортивных распредвалов, например валики СТИ-3 с вышеописанной конфигурацией обеспечат около 140 л.с. и это будет быстро, отличный городской мотор.Доработка двигателя приоры идет дальше, пиленая ГБЦ, валы Стольников 9.15 316, легкие клапаны, форсунки 440сс и ваш автомобиль легко выдает уже более 150-160 л.с.
Альтернативный метод получения подобной мощности – установка компрессора, например самый популярный вариант это Авто Турбо кит на базее ПК-23-1, данный компрессор легко устанавливается на 16 клапанный двигатель приоры, но с понижением степени сжатия. Дальше есть 3 варианта:1. Самый популярный, понизить СЖ прокладкой от двенашки, поставить этот компрессор, выхлоп на 51 трубе, форсунки бош 107, устанавливаем и едем на трассу смотреть как машина валит. А машина не очень то и валит… потом бежать продавать компрессор, писать что Автотурбо не едет и все такое… не наш вариант.2. Понижаем СЖ установкой толстой прокладки ГБЦ от 2112. для питерского нагнеталея в давлением 0,5 бар этого будет достаточно, подбираем оптимальные узкофазные валы (Нуждин 8.8 или подобные), выхлоп 51 труба, форсунки волга BOSCH 107, ресивер и дроссельная заслонка стандарт. Для полного отжима конфигурации отдаем ГБЦ на распил каналов, устанавливаем увеличенные легкие клапана, это не дорого и даст дополнительную мощность во всем диапазоне. Все это дело нужно настраивать онлайн! Получим отличный валящий в любом (!) диапазоне мотор с мощностю более 150-160л.с.3. Понижаем СЖ заменой поршневой на тюнинговую под турбо, можно поставить проверенную нивовскую поршню с лужей под турбо на шатунах 2110, на такой конфиг можно поставить более производительный компрессор, мерседесовский например, дуть 1-1,5 бара с мощностью далеко за 200+ л.с. и валить как дьявол! )Плюсом конфига является возможность в будущем установить на него турбину и задуть хоть все 300+ л.с. если поршневая не разлетиться к чертям))
Начнем с того, как не нужно увеличивать объем, примером будет известный двигатель ВАЗ 21128. не делайте так)). Один из самых простых вариантов увеличить объем установить мотокомплект, например СТИ, выбираем его для нашего блока 197,1 мм, но не забывайте про косяки 128-го мотора, не спешите ставить длинноходное колено. Можно пойти другим путем и приобрести высокий блок 199,5 мм приора, 80 мм коленвал, расточить цилиндры до 84мм и шатун 135,1 мм палец 19 мм, это в сумме даст 1,8 объем и без ущерба R/S, мотор можно будет свободно крутить, ставить злые валы и отжимать больше мощности нежели на обычном 1.6л. Чтоб раскрутить ваш мотор еще больше можно нарастить стандартный блок плитой, как это делать, как это крутится на 4-х дроссельном впуск и широких валах и главное, как это едет показано в ниже, смотрим:
Внимание МАТ (18+)
Для повышения стабильности работы движка и отклика педали газа ставят 4 дросселя на впуск. Суть в том, что каждый цилиндр получает свою дроссельную заслонку и благодаря этому пропадают резонансные колебания воздуха между цилиндрами. Имеем более стабильную работу мотора от низов до верхов. Самый народный метод это установка 4-х дроссельного впуска от Toyota Levin на ВАЗ. Необходимо приобрести: сам узел, изготовить коллектор-переходник и дудки, дополнительно к этому нужен фильтр нулевик, форсунки бош 360сс, ДАД (датчик абсолютного давления), регулятор давления топлива, в алы широкие(фаза за 300), пилим каналы ГБЦ 40/35, легкие клапаны, пружины опель, жесткие толкатели, выхлоп паук 4-2-1 на 51 трубе, а лучше на 63 трубе. В продаже встречаются готовые комплекты 4-х дроссельного впуска, которые вполне годятся к использованию. С правильной конфигурацией приора мотор выдает порядка 180-200 л.с. и больше. Для выхода за пределы 200 л.с. на ваз атмосфере, нужно брать валы вроде СТИ Спорт 8 и раскручивать за 10.000 об/мин, ваш мотор выдаст более 220-230 л.с. и это будет уже совсем адский драговый корч. К недостаткам дросселей, можно отнести сокращение ресурса двигателя и это неудивительно, ведь даже городские движки на дудках крутятся более 8000-9000 и более об/мин, так что постоянных поломок и ремонта двигателя 21126 приора вам не избежать.
Много существует методов постройки турбо приор, посмотрим городской вариант, как более приспосбленный к эксплуатации. Такие варианты чаще всего строятся на турбине TD04L, нива поршни с проточками, валы идеально Стольников 8.9 можно УСА 9.12 или подобные, форсунки 440сс, 128 ресивер, 56 заслонка, выхлоп на 63 мм трубе. Все это барахло даст более 250 л.с. а как это будет ехать смотрим
Внимание МАТ (18+)
А что насчет нешуточного валилова? Для постройки таких моторов низ оставляем тот же на усиленном блоке, голова пиленная, валы Нуждин 9.6 или подобные, жесткие шпильки от 8 клапанника, насос более 300 л/ч, форсунки плюс-минус 800сс, турбину ставим TD05, выхлоп прямоточный на 63 трубе. Этот набор железа сможет надуть в ваш моторчик приоры 400-420 л.с. для легкой машины весом чуть больше тонны этого хватит чтоб взлететь в космос)
http://wikimotors.ru
legkoe-delo.ru
Форсирование двигателя на ВАЗ зависит от того, какие процессы происходят внутри камеры сгорания топлива, где тепловая энергия превращается в механическую. В зависимости от конструкции камеры сгорания, различаются соединение остаточных газов со свежим зарядом, процесс воспламенения полученной смеси, качество горения и удельная потеря теплоты.
Повысить КПД камер внутреннего сгорания можно путём полировки её внутренней поверхности. Также можно увеличить сечение проходного клапана, увеличить впускной и выпускной клапан, совместить коллектор и канал головки.
Одним из популярных способов также можно считать замену распределительного вала. Это один из наиболее результативных способов увеличения мощности двигателя, в ходе которого не требуется изменять объём.
Можно сказать, что данный способ изменяет «характер» автомобиля. Установка нового распределительного вала изменяет основной рабочий диапазон мощности двигателя и таким образом приводит его к большему соответствию тем условиям, в которых автомобиль эксплуатируется.
Форсирование двигателя на ВАЗ можно произвести и путем увеличения его объёма. Для этого можно попросту заменить один коленвал на другой, ход у которого будет больше. Можно увеличить диаметр цилиндра коленвала. Учтите то, что увеличивая объём двигателя, вам необходимо увеличить и объём камеры сгорания для того, чтобы скомпенсировать увеличение объёма цилиндрического.
Повысить мощность двигателя можно путём увеличения степени сжатия. Степень сжатия (расширения) напрямую зависит от фаз распределения газа и от угла открытия дроссельной заслонки. Повысить геометрическую степень сжатия вы можете путём установки модифицированного распределительного вала с более широкими фазами. Мощность увеличится во всём диапазоне оборотов с началом работы на топливе с высоким октановым числом.
Эффективно повысить КПД двигателя можно путём увеличения заполнения цилиндров. Двигатели автомобилей ВАЗ наполняются с максимальным коэффициентом 0,75. Если правильно настроить двигатель при малом сопротивлении впускной системы, то можно приблизить этот показатель к единице. Снизить сопротивление во впускной и выпускной системе можно посредством установки и настройки новых систем.
Стоит упомнить и тот факт, что большие потери мощности в двигателе происходят за счёт механических потерь на трение, приводных потерь оборудования и насоса.
Наибольшая потеря мощности происходит за счёт трения в цилиндре. Для того чтобы её уменьшить необходимо произвести подгонку по весу и балансировку деталей, уменьшить ход поршня либо поставить новый поршень с меньшей площадью юбки.
Также потеря энергии происходит в тот момент, когда при боковых и линейных ускорениях масло попадает на противовесы и шейки коленвала – это тормозит процесс вращения. Если откачивать масло из поддона в отдельно установленную емкость по так называемой системе «сухой картер», то мощность двигателя увеличиться.
Увеличить КПД вы также можете при использовании водяного насоса и генератора с более высоким передаточным отношением.
vsepoedem.com
Наверное, каждый владелец отечественного ВАЗа хотел бы, чтобы его железный друг развивал «сотню» за считанные секунды и мог обгонять даже самые престижные иномарки. Конечно, как показывает практика, такого не бывает. Но изменить эту ситуацию может только одно - тюнинг двигателя. Лада Приора в нашей статье послужит наглядным пособием, и сегодня мы рассмотрим на её примере, как можно увеличить мощность мотора на несколько процентов.
С чего следует начинать работу?
Многие автомобилисты в первую очередь делают турбонаддув. Такой тюнинг двигателя Приоры позволит механическому нагнетателю забирать у мотора лишь малую часть его мощности, в то время как турбокомпрессор будет работать лишь за счет энергии выхлопных газов. Благодаря такому тюнингу можно увеличить тягу примерно на 15-25 процентов. Также чтобы увеличить КПД своего мотора, можно позаботиться об установке специальных фильтров, которые будут способствовать поступлению холодного воздуха в моторный отсек.
Основные технические доработки автомобиля ВАЗ Приора
Тюнинг двигателя может придать машине повышенную мощность лишь при расточке цилиндров и увеличенном ходе поршневой группы. Данный процесс позволит качественно профорсировать мотор и дать ему дополнительно 50 лошадей мощности. Главная задача таких слесарных робот – увеличение рабочего объема двигателя. Весь процесс довольно примитивен – у поршня лишь уменьшается толщина стенок, но несмотря на это, делать всю работу своими руками очень опасно, так как возникает большой риск погрешности. В итоге цилиндры будут сжигать большее количество топлива, тем самым увеличивая производительность и мощность двигателя. Но на этом тюнинг двигателя Приоры нельзя считать завершённым. Учитывая то, что в мотор будет поступать больше бензина, можно предположить, что температура корпуса может возрасти в несколько раз. А это уже чревато перегревами. Если подобные неприятности будут возникать чуть ли не каждый день, знайте, через месяц ваш мотор потребует капитального ремонта. Поэтому следует заранее позаботиться о дополнительном снабжении ДВС кислородом. Для этого достаточно установить широкую решетку радиатора и проделать отверстие под воздухозаборник на капоте.
На что ещё следует обратить внимание?
При форсировании мотора целесообразным будет увеличение степени сжатия, поскольку только тогда машина будет поглощать заводскую норму топлива. Причём на мощности и динамике разгона данный тюнинг двигателя Приоры никак не отобразится, так как здесь увеличивается лишь объём камеры сгорания. Для этого следует заменить серийный распределительный вал на более новый с другими геометрическими показателями. А дополнить это можно установкой турбонагнетателя. Данный способ можно рассматривать отдельно от расточки цилиндров. Можно также применять оба способа одновременно, но тогда расход топлива всё равно будет увеличенным.
Что мы получим в итоге?
В конечном результате тюнинг двигателя Приоры даст нам более динамичный разгон (менее 8 секунд до «сотни») и вполне приемлемый расход топлива – от 6 литров по трассе до 9 по городу.
загрузка...
worldfb.ru
Существует несколько возможных вариантов по увеличению объема двигателя ВАЗ-21083 (и его производных – ВАЗ 2111, 2112, так как все они используют практически одинаковые блоки цилиндров, за исключением применения масляных форсунок в 16-ти клапанных моторах ВАЗ-2112):
На удивление, рост рабочего объема поршневого двигателя лада 2109 не всегда самый выгодный способ форсировки – иногда, в зависимости от того, что вы хотите получить от мотора, выгоднее доработать головку блока цилиндров с установкой подходящего распределительного вала и после этих операций «снять» большую мощность с вашего силового агрегата.
Естественно, чтобы возможности распределительного вала раскрылись в полную силу, необходима доработка ГБЦ ( головка блока цилиндров) – зачастую довольно серьезная – вплоть до перепрессовки седел и установку клапанов бОльшего диаметра (на 8-ми клапанные моторы хорошо подходят клапаны от BMW , а на 16-ти клапанные – от различных VW и Opel ). Кроме того, нельзя забывать про впускные и выпускные каналы, по которым топливно-воздушная смесь поступает в цилиндры, а отработанные газы «вырываются» с большой скоростью – их необходимо дорабатывать, увеличивая до определенных пределов их сечение, производя внутреннюю полировку и изменяя их профиль.
Кроме ГБЦ, достаточно большое влияние на характер мотора оказывает содержимое и «геометрия» блока цилиндров лада 21099. Мы не будем обсуждать разные типы поршней и их форму, весовые характеристики коленчатых валов, хотя бесспорно они вносят определенный вклад в характер будущего мотора.
Существует такое понятие, как отношение длины шатуна к ходу поршня, эта характеристика и сам диаметр кривошипа коленчатого вала (ход поршня) существенно влияют на «дыхание» мотора: ведь по своей сути, ДВС – это насос, который прокачивает через себя определенный объем смеси воздуха с топливом за определенный промежуток времени.
В данной статье мы рассмотрим влияние соотношения длинны шатуна и диаметра кривошипа коленчатого вала на «характер» мотора двигателей семейства ВАЗ 2108. В англоязычной литературе это соотношение именуется R / S – rod to stroke ratio , и ему уделяется достаточно серьезное внимание при доработке моторов ваз 2109. Многие источники считают, что «золотой серединой» является величина R / S , равная 1,75.
В Интернете вы сами можете при желании найти достаточно много выкладок и расчетов по геометрии моторов Honda . Отчасти все они будут справедливы и для моторов ВАЗ, так как в обоих случаях речь идет о двигателях относительно небольшого рабочего объема (моторы Honda серий В16А - В20В с объемом соответственно от 1,6 до 2,0 литров, что вполне соотносится с литражом моторов ВАЗ 21083 (2112), получаемым при форсировании путем увеличения рабочего объема). Вот для примера геометрия легендарного мотора В16А (объем 1587 см. куб., мощность 160 л.с.; это первый «гражданский» мотор, имеющий удельную мощность 100 лс/литр):
Соотношение R / S : 1,74:1 (что как видим практически близко к «золотой середине»)
Посмотрим какая обстановка с отечественными двигателями (берем только ВАЗ 8-го семейства, т.к. другие не столь актуальны)
Нестандартные конфигурации двигателя 21083 (табл. 1) :
Шатун 132 мм могут устанавливаться в стандартный блок цилиндров ВАЗ 21083 только при использовании 2-х колечных поршней.
Эффект большого R/S:
ЗА: Позволяет поршню дольше находиться в ВМТ (верхняя мёртвая точка), что обеспечивает лучшее горение топливной смеси, т.е. более полное сгорание топливной смеси, более высокое давление на поршень после прохождения ВМТ, более высокая температура в камере сгорания. В результате хороший момент на средних и высоких оборотах. Длинный шатун уменьшает трение пары «поршень-цилиндр», а это особенно важно при рабочем ходе поршня.
ПРОТИВ: Мотор, собранный с достаточно большим значением R / S не обеспечивает хорошее наполнение цилиндров на низких и средних частотах вращения КВ, из-за снижения скорости воздушного потока (из-за уменьшения скорости движения поршня после ВМТ, в момент открытия впускного клапана). Большая вероятность появления детонации из-за высокой температуры в камере сгорания и длительного времени нахождения поршня в ВМТ.
Эффект малого R / S :
ЗА: Обеспечивает очень хорошую скорость наполнения цилиндров на низких и средних частотах вращения КВ, так как скорость движения поршня от ВМТ больше, разряжение нарастает быстрее, что улучшает наполнение цилиндров, более высокая скорость движения топливовоздушной смеси делает смесь более гомогенной (однородной) что способствует лучшему сгоранию. Преимущества: более низкие требования к доработке и диаметрам каналов ГБЦ, чем на моторе с высоким соотношением R / S.
ПРОТИВ: Малая величина RS означает, больший угол наклона шатуна. Это значит, что большая сила будет толкать поршень в горизонтальной плоскости. Для мотора это означает следующее:
Большая нагрузка на шатун ваз 21099 (особенно на центр шатуна), что делает разрушение шатуна более вероятным. Разрушение шатуна само по себе мало вероятно, кроме случаев обрыва, при заклинивании и гидроударе, как правило, шатун рвется у верхней или
нижней головки под углом приблизительно 45 градусов к оси шатуна.
Увеличение нагрузки на стенки блока цилиндров, большая нагрузка на поршни и кольца, увеличение рабочей температуры вследствие повышенного трения, как результат, более быстрый износ стенок цилиндра, колец, и ухудшении условий смазки. Износ этого участка зависит от величины смещения оси пальца отн. оси поршня и от значения максимального угла наклона шатуна, т.е. при применении "кованных" поршней со смещенным пальцем, износ будет меньше чем при применении стандартных поршей.
Более короткий шатун также увеличивает скорость движения поршня, что влияет на износ и увеличение трения. Максимальная скорость поршня приходится на угол около 80 градусов поворота коленчатого вала от ВМТ, для мотора с коленвалом 74,8 мм при 5600 оборотов в минуту она равна 22,92 м/с при шатуне 121 мм., и 22,80м/с., при шатуне 129 мм.
Наиболее весомым является зависимость ускорения поршня от длины шатуна. Большие значения ускорения положительно влияют на наполнение цилиндров на малых оборотах, что ведет к «тяговитости» двигателя в следствии лучшего наполнения. Но на высоких оборотах из-за инерционности потока во впускной трубе происходит эффект запирания на впускном клапане (т.е объем цилиндра над поршнем растет быстрее, чем может заполняться через клапанную щель, что ведет к ухудшению наполнения и мощностных характеристик на высоких оборотах). В случае длинного шатуна на малых оборотах происходит обратный выброс смеси, но на высоких нет явления запирания.
По вполне понятным причинам, АВТОВАЗ комплектует свои моторы шатуном 121мм (он обеспечивает 83-му мотору R/S = 1,7, что вполне удовлетворительно). Но для «тюнингаторов», использующих КВ с большим радиусом кривошипа, шатун 121 мм обеспечивает не очень хорошее отношение R/S (см. табл. 1), поэтому на рынке «нестандартных», а-ля «спортивных» запчастей существуют и продаются шатуны с большей длинной – 129, 132 мм, цена их правда не столь привлекательна, она колеблется от 70 до 200 долларов за комплект. Еще не стоит забывать, что «экстра ходы» поршня компенсируются уменьшением компрессионной высоты поршня (смещением поршневого пальца вверх) или увеличением высоты блока цилиндров. Т.к. компрессионную высоту можно уменьшать до определенного предела, то следующим шагом будет замена блока цилиндров лада 2108 на более высокий, что повлечет за собой немалые расходы финансовых средств. Все эти действия направлены для того, чтобы увеличить значение R/S.
vazclub.com