Категория:
Тракторы-2
Классификация тракторовСовременный трактор представляет собой самоходный тягач, выполняющий различные работы как путем буксирования рабочих машин, так и в стационарных условиях. При этом рабочие органы буксируемых или стационарных машин могут приводиться от двигателя трактора через шкив или вал отбора мощности.
Самоходное шасси — это разновидность трактора с такой компоновкой агрегатов и частей, которая позволяет универсально использовать шасси самохода для наиболее рационального навешивания разнообразных по назначению и сложности рабочих машин.
Схемы общего устройства тракторов и самоходных шасси изображены на рисунке 1.
Тракторы классифицируют по назначению, тяговому усилию, типу ходовой части, типу остова, типу двигателя.
По назначению тракторы подразделяют на сельскохозяйственные (универсально-пропашные, общего назначения и специальные) и промышленные (общего назначения и специальные).
Рис. 1. Схемы общего устройства тракторов и самоходных шасси: а — гусеничного трактора; б — колесного трактора; в - самоходного шасси; г — двигатель; П — трансмиссия; III — ходовая часть; IV — рабочее оборудование; V — вспомогательное оборудование.
Универсально-пропашные тракторы предназначены для наиболее эффективного выполнения работ по уходу за пропашными культурами, однако они могут использоваться и для выполнения трудоемких сельскохозяйственных операций (пахота, уборка зерновых культур и др.).
Характерные особенности универсально-пропашных тракторов: тяговое усилие 2, 6, 9, 14 и 20 кН, увеличенное расстояние между поверхностью земли и наиболее низко расположенными деталями между колесами или гусеницами, так называемый дорожный просвет (600…800 мм), малый радиус поворота (3…4 м), переменная колея, минимально возможная ширина колес или гусениц, рабочие скорости до 15 км/ч, транспортные 25…35 км/ч. Мощность двигателя у этих тракторов колеблется от 14 до 73,5 кВт.
Тракторы общего назначения (пахотные тракторы) применяют при выполнении наиболее трудоемкой сельскохозяйственной операции — пахоты, но могут выполнять также такие операции, как боронование, посев, уборка и др. Эти тракторы имеют расчетное тяговое усилие от 20 до 60 кН, рабочие скорости 5…11 км/ч, а в перспективе до 15 км/ч, мощность двигателя 9…220 кВт, дорожный просвет 250…350 мм.
Специальные тракторы, созданные на основе конструкций существующих тракторов, используют для работы в специфических условиях (болотистая или горная местность), а также для выполнения специальных работ, например обработки высокостебельных сельскохозяйственных культур, транспортирования хлыстов в условиях лесоразработок и т. п.
Конструктивные особенности специальных тракторов в зависимости от их назначения: болотных — широкая гусеница для уменьшения давления на опорную поверхность; горных — горизонтальное положение остова при работе поперек склона; хлопковых — трехколесная ходовая часть с увеличенным дорожным просветом и регулируемой колеей ведущих колес.
По номинальному тяговому усилию на низших рабочих передачах тракторы подразделяют на следующие тяговые классы: сельскохозяйственные — 2, 6, 9, 14, 20, 30, 40, 50 и 60 кН; промышленные — 100, 150 и 250 кН.
По типу ходовой части различают гусеничные, колесные и колесно-гусеничные тракторы.
Гусеничные тракторы имеют небольшое удельное давление на почву (0,035…0,050 МПа), сравнительно небольшие потери на буксование, повышенное сцепление ходового аппарата с опорной поверхностью и улучшенную проходимость.
Колесные тракторы отличаются сравнительно небольшими затратами мощности на самопередвижение, меньшей металлоемкостью, повышенными скоростями передвижения при выполнении транспортных операций на дорогах, однако склонны к повышенному буксованию. Для повышения тягово-сцепных свойств колесных тракторов иногда все четыре колеса трактора делают ведущими (колесная формула таких тракторов 4 х 4).
Колесно-гусеничные тракторы имеют упрощенные гусеничные движители, каждый из которых состоит из ведущего колеса, опорного катка и охватывающей их облегченной гусеницы.
Эти тракторы по сравнению с колесными менее склонны к буксованию вследствие пониженного удельного давления движителей на почву. Управляют такими тракторами так же как и колесными, при помощи рулевого управления и управляемых колес.
По типу остова тракторы бывают рамные, полурамные, безрамные.
Рамные тракторы в качестве остова имеют специальную раму, к которой крепятся все части и механизмы трактора. Рамный остов отличается повышенной жесткостью взаимного расположения механизмов и узлов, что особенно важно для сохранения соосности валов силовой передачи.
Остов полу рамных тракторов образуется из корпуса заднего моста, к которому прикрепляются две продольные балки, связанные в передней части поперечиной.
У безрамных тракторов остов образуется соединенными между собой корпусами механизмов силовой передачи и двигателем.
Полурамные и особенно безрамные тракторы имеют несколько облегченный, а следовательно, менее металлоемкий остов. Недостатки такого остова: пониженная жесткость взаимного расположения узлов силовой передачи и затруднительность доступа к отдельным узлам и деталям при техническом обслуживании и ремонте.
По типу двигателя различают тракторы с двигателем внутреннего сгорания-карбюраторным или дизельным и тракторы с электрическим двигателем. Преимущественное распространение на тракторах получили дизельные двигатели, обладающие высокой экономичностью и хорошими технико-эксплуатационными свойствами.
—
Классификация тракторов
По назначению.
Сельскохозяйственные работы очень разнообразны, поэтому для их механизации требуются тракторы общего назначения, универсально-пропашные и специализированные.
Тракторы общего назначения используют для выполнения наиболее энергоемких сельскохозяйственных операций, общих при возделывании большинства сельскохозяйственных культур.
Они обладают хорошим сцеплением с почвой и развивают тяговое усилие не менее 30 кН.
Универсально – пропашные тракторы применяют главным образом при возделывании и уборке пропашных культур. Тяговое усилие у них меньше, чем у тракторов общего назначения. Для обработки различных междурядий колею (т. е. расстояние между правыми и левыми колесами) таких тракторов можно регулировать.
Специализированные тракторы создают обычно на базе существующих тракторов, приспосабливая их для работ по возделыванию свеклы, хлопчатника, для работы в садах, виноградниках или в особых условиях.
По типу ходовой части тракторы подразделяют на гусеничные и колесные.
Гусеничные тракторы опираются на большую поверхность, поэтому имеют хорошее сцепление с почвой, незначительно сминают и уплотняют ее и работают даже на увлажненных и рыхлых почвах.
Колесные тракторы более универсальны, чем гусеничные. Но проходимость их на переувлажненных и рыхлых почвах хуже, чем у гусеничных.
По типу остова изучаемые тракторы бывают рамные и полурамные.
У первых основные части смонтированы на раме трактора, состоящей из продольных балок, скрепленных поперечными брусьями.
У вторых двигатель крепится на короткой полураме, которая жестко присоединена к корпусу трансмиссии.
По номинальному тяговому усилию тракторы подразделяют в соответствии с тяговым классом.
Читать далее: Общее устройство тракторов
Категория: - Тракторы-2
stroy-technics.ru
Классификация автотракторных двигателей внутреннего сгорания
Двигателем в общем случае называют такой механизм, в котором тот или иной вид энергии преобразуется в механическую работу.
Двигатели, в которых тепловая энергия преобразуется в механическую работу, называются тепловыми двигателями. Тепловая энергия получается при сжигании какого-либо топлива.
Двигатель, в котором топливо сгорает непосредственно внутри цилиндра и энергия образующихся при этом газов воспринимается движущимся в цилиндре поршнем, называется поршневым ДВС. На современных автомобилях и тракторах установлены именно такие двигатели.
По способу осуществления рабочего процесса поршневые ДВС подразделяют на два основных типа;
двигатели с внешним смесеобразованием и воспламенением смеси от электрической искры;
двигатели с внутренним смесеобразованием и воспламенением смеси от сжатия (дизели).
Двигатели с внешним смесеобразованием по роду применяемого топлива и способу смесеобразования подразделяют:
на карбюраторные, работающие на бензине, смесеобразование в которых осуществляется в карбюраторе;
газовые, работающие на газе, смесеобразование в которых осуществляется в газовом смесителе;
инжекторные, работающие на бензине, смесеобразование в которых осуществляется во впускном трубопроводе или в цилиндре при впрыскивании бензина через форсунку.
В этих двигателях зажигание смеси производится электрической искрой.
Двигатели с внутренним смесеобразованием и воспламенением от сжатия (дизели) работают на дизельном топливе.
В этих двигателях смесь образуется внутри цилиндра из воздуха и топлива, подаваемых в цилиндр раздельно.
Зажигание смеси происходит в результате повышения температуры воздуха при его сильном сжатии в цилиндре.
По числу тактов, за время которых осуществляется полный рабочий процесс (воспламенение и сгорание смеси, расширение газов) и все подготовительные операции, ДВС подразделяют на двухтактные и четырехтактные.
Двухтактным называется двигатель, в котором все процессы (рабочий цикл) совершаются за два хода поршня, т. е. за один оборот коленчатого вала.
Четырехтактным называется двигатель, в котором рабочий цикл совершается за четыре хода поршня, т.е. за два оборота коленчатого вала.
В устройстве двухтактных и четырехтактных двигателей имеются значительные различия.
Все выпускаемые в настоящее время автомобили и тракторы оборудуют только четырехтактными двигателями.
По количеству и расположению цилиндров современные ДВС подразделяют на двигатели с четырьмя, шестью цилиндрами и более, а по их расположению — на рядные и расположенные под углом друг к другу.
На рядных двигателях цилиндры расположены в одну линию друг за другом, на угловых двигателях — в виде буквы V под разными углами (90, 60 или 180°).
По назначению современные двигатели подразделяют на двигатели для тракторов, грузовых автомобилей и легковых автомобилей.
Тракторные двигатели имеют меньшую частоту вращения коленчатого вала, но более плавные характеристики по нарастанию крутящего момента.
Двигатели грузовых автомобилей имеют большую частоту вращения коленчатого вала по сравнению с тракторными, однако сохраняют хорошие характеристики по тяговому моменту.
Двигатели легковых автомобилей — это высокооборотные двигатели, имеющие повышенные удельные показатели по мощности и расходу топлива, но работающие на топливе более высокого качества.
Классификация автомобилей и тракторов, общее устройство
По роду нагрузки транспортн. средства делятся на: автомобили, тракторы и тягачи. Автомобили бывают: легковые, грузовые, автомобили-самосвалы и автомобили спец. назначения.Различают след. типы тракторов: с/х универсально-пропашные, с/х общего назначения, трилёвочные, промышленные. По конструкции ходовой части трактора бывают: колесные, гусеничные, колесно-гусеничные. По типу рамы (остова): рамные, безрамные, полурамные. . Основными частями автомобиля являются: двигатель, шасси, кузов. Шасси автомобиля состоит из трансмиссии и ходовой части и механизмов управления. Основными узлами трансмиссии автомобиля являются: сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал и приводные валы — полуоси. Сцепление автомобиля — механизм, передающий крутящий момент двигателя и позволяющий кратковременно отсоединить двигатель от трансмиссии и вновь их плавно соединить.Коробка передач автомобиля преобразует крутящий момент по величине и направлению и дает возможность двигаться вперед и назад и разъединять двигатель от трансмиссии на длительное время.Карданная передача автомобиля дает возможность передавать крутящий момент от коробки передач к ведущим мостам под изменяющимися углами.Главная передача преобразует крутящий момент по величине и передает его от карданного вала через дифференциал на полуоси под постоянным углом.Дифференциал автомобиля дает возможность вращаться ведущим колесам с различной скоростью.Ходовая часть является основой автомобиля, к ней относятся рама, передняя и задняя оси, рессоры, амортизаторы, колеса и шины.Механизмы управления дают возможность управлять автомобилем — рулевым управлением изменяют направление движения, а тормозами замедляют скорость движения и останавливают автомобиль.
Кузов грузового автомобиля предназначен для размещения груза и состоит из платформы и кабины водителя. К нему относятся крылья, облицовка, капот и брызговики.Двигатель преобразует тепловую энергию, получающуюся при сгорании топлива в цилиндрах, в механическую работу.
2. Основные параметры двигателей внутреннего сгорания
1. ход поршня- расстояние, проходимое поршнем от верхней мертвой точки до нижней (S=2r) 2. рабочий объем цилиндра- объем, освобождаемый поршнем при его перемещении от верхней до нижней мертвой точки (Vs=Пd2 *S /4) 3. литраж двигателя (Vn=Vs*i) 4. объем камеры сжатия- объем или пространство над поршнем в его положении ВМТ 5. полный объем (Va= Vs+Vc) 6. степень сжатия- отношение полного объема к объему сжатия (∑=Va/Vc=(Vs+Vc/)Vc=(Vs/Vc)+1) Степень сжатия показывает во сколько раз уменьш. при сжатии рабочий объем смеси или воздуха, поступившего в цилиндр.
Рабочий процесс 4-ехтактного карбюраторного двигателя
Большинство современ. ДВС имеют 1 рабочий ход и 3 вспомогат. При вспомогат. тактах в цилиндрах происходят следующ. процессы: заполнение цилиндра свеж. горюч. смесью или воздухом, сжатие горюч. смеси или воздуха, очистка цилиндров от продуктов сгорания.
Такт впуска. Впускной клапан открыт и полость цилиндра сообщена через впускной трубопровод с карбюратором. В этом случае поршень движется от верхней мертвой точки к нижней. Объем над поршнем увелич., созд-ся разряжение, благодаря чему атмосф. воздух устремляется в цилиндре и пройдя через карбюратор образует в нем горючую смесь. У карбюраторного двигателя такая tо-ра возможна при предварительном или принудительном прогреве. Степень наполнения цилиндра горючей смесью характ-ся коэфф-ом наполнения, который представляет собой отношение массы смеси фактич. поступивш. в цилиндр к массе смеси, которая могла бы заполнить рабочий объёмцилиндра при tо и давлении окруж. среды.
Такт сжатия. Поршень движется от нижн. мертвой точки к верхн. мертвой точке и сжимает рабочую смесь. По мере уменьш. объема горюч. смеси давление и tов цилиндре повыш. Р=0,5-0,9МПа, Т=623-683оК; t =250-310оС
Рабочий ход. Для карбюраторн. двигателя начинается в момент подачи икры в цилиндр. Чтобы увелич. эффект-ть сгорания топливной смесь необход. искру подать в цилиндр двигателя до верхн. мертвой точки. (это наз. углом опережения зажигания)
Такт выпуска. Поршень движется от нижней мертвой точки к верхней. Отработавшие газы через открыт. выпускной клапан выходят наружу. Р=0,105-0,110МПа, Т=1173,-1273оК; t =900-1000оС
Рабочий процесс 4-ехтактного дизельного двигателя
Рабоч. процесс дизеля отлич. от карбюраторного смесеобразованием и воспламенением рабоч.смеси. У дизеля в цилиндре при такте впуска засасывается атмосф. воздух, который затем сжимается при такте сжатия. Затем в среду сжатого воздуха впрыскивается топливо через фарсунки.
Такт впуска. Поршень движется от верхней мертвой точки к нижней. Р=0,08-0,095МПа, Т=303-323оК; t =30-50оС
Такт сжатия. Поршень движется от нижн. до верхн. мертвой точки, в цилиндре сжимается воздух, повыш. tосжатия. Р=3,5-4,0МПа, Т=873-973оК; t =600-700оС
Такт расширения. Поршень перемещается от нижн. к верхн. мертвой точке и вытесняет д
Индикаторная и эффективная мощность. Индикаторный и эффективный КПД
Мощность ДВС опред-ся работой в единицу времени, совершаемой продуктами сгорания топлива в цилиндрах двигателя. Мощность, развиваемая газами в цилиндрах двигателя наз. индикаторной. Она определяется по индикаторн. диаграмме,и является параметром оценки рабочего процесса двигателя. Индикаторн. диаграмма снимается на рабоч. двигателе при помощи спец. приборов-индикаторов и м.б. построена расчетным путем. Индикаторн. мощность для 4-ехтактного двигателя: Ni=Pi*Vi*i*n/(60*2). Для 2-ух тактного: Ni=Pi*Vi*i*n/(60*1), где i-число цилиндров, n-число оборотов.
Мощность, развиваемая на коленчатом валу двигателя наз. эффективной. (Ne=Ni-Nmeх). Отношение эффективной мощности к индикаторной представляет собой механич. КПД.
Индикаторный КПД-отношение тепла эквивалентного работе газов в цилиндре, к теплу, подведенному в процессе сгорания. Теоретич. индикаторн. КПД для карбюр.двиг. равен 0,25-0,35, для дизел. двиг. 0,32-0,45.
Эффективный КПД для карбюр. двиг. 22-25%, для дизел. 25-37%
Крутящий момент, эффективная мощность, удельный и часовой расход топлива двигателя
Крутящий момент - момент внешней сипы под действием которой происходит вращение тела. Он определяется как произведение; силы на плечо, на котором она приложена, Мкр = F х L, где: F – постоянно действующая сила, R - плечо к которому она приложена под углом 90°.
Мощность, развиваемая на коленчатом валу двигателя наз. эффективной. (Ne=Ni-Nmeх).
Удельным расходом топлива называется расход в граммах на одну лошадиную силу за час работы.
Удельный расход топлива зависит от того, в какой степени преобразуется в полезную работу теплота топлива, сгорающего в цилиндрах. Наиболее полно преобразуется тепло у двигателей с высокими степенями сжатия. У тракторных дизелей в полезную работу преобразуется 28 — 35% тепла, тогда как у карбюраторных двигателей — только 18 — 25%. Поэтому дизельные двигатели значительно экономичнее карбюраторных.
Количество топлива, в кг за один час на данном режиме работы, называется часовым расходом. Измеряется часовой расход в килограммах на час полета Сh кг топл./ч или в литрах Сhл/ч.
Топливо для карбюраторных двигателей, классификация бензинов.
Топливом для карбюраторных двигателей служит смесь бензина с воздухом атмосферы. Горючая смесь – это смесь мельчайших частиц и паров бензина с воздухом.В цилиндрах двигателя горючая смесь смешивается с оставшимися там от предыдущего цикла продуктами сгорания и превращается в рабочую смесь.
Кол-во и качество горючей смеси, поступающей в цилиндр двигателя, регулируют изменением положения дроссельной заслонки. Простейший карбюратор не может обеспечить работу двигателя на холостом ходу, не приготавливает смесь необходимого состава при пуске двигателя и при его переходе с одного режима на другой.
ТЯГОВЫЙ БАЛАНС автомобиля
Тяговая сила Рк на ведущих колесах автомобиля при его движении затрачивается на преодоление сил сопротивления движению, т. е.
где Рφ = Pf + Ра
Это уравнение движения называют тяговым балансом автомобиля.
Для определения силы сопротивления воздуха Pw задаются значениями скорости va. Значения силы сопротивления воздуха Pw на графике силового баланса откладывают вверх от кривой Рφ, т. е. значения сил сопротивлений Рφ и Pw суммируются. Кривая Рφ+w определяет тяговую силу, необходимую для равномерного движения автомобиля в заданных нагрузочных и дорожных условиях. Эта сила тяги обеспечивается регулированием подачи топлива или изменением передаточного числа трансмиссии.
Если сила тяги больше суммарной силы сопротивления дороги, то для равномерного движения автомобиля нужно уменьшить подачу топлива настолько, чтобы тяговая кривая для этой передачи снизилась и пересекла кривую Рφ+w в точке, ордината которой соответствует этой скорости.
Разность Рк — Рφ+w (кривая Рк проходит выше кривой Рφ+w) представляет избыточную тяговую силу Ри, которая может быть использована на преодоление дополнительного сопротивления движению или на разгон автомобиля. В последнем случае она будет определять силу сопротивления разгону Рj По мере повышения скорости избыточная тяговая сила уменьшается.
Если кривая Рк расположена ниже кривой Рφ+w, то автомобиль может двигаться только замедленно.
Классификация автомобилей и тракторов, общее устройство
По роду нагрузки транспортн. средства делятся на: автомобили, тракторы и тягачи. Автомобили бывают: легковые, грузовые, автомобили-самосвалы и автомобили спец. назначения.Различают след. типы тракторов: с/х универсально-пропашные, с/х общего назначения, трилёвочные, промышленные. По конструкции ходовой части трактора бывают: колесные, гусеничные, колесно-гусеничные. По типу рамы (остова): рамные, безрамные, полурамные. . Основными частями автомобиля являются: двигатель, шасси, кузов. Шасси автомобиля состоит из трансмиссии и ходовой части и механизмов управления. Основными узлами трансмиссии автомобиля являются: сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал и приводные валы — полуоси. Сцепление автомобиля — механизм, передающий крутящий момент двигателя и позволяющий кратковременно отсоединить двигатель от трансмиссии и вновь их плавно соединить.Коробка передач автомобиля преобразует крутящий момент по величине и направлению и дает возможность двигаться вперед и назад и разъединять двигатель от трансмиссии на длительное время.Карданная передача автомобиля дает возможность передавать крутящий момент от коробки передач к ведущим мостам под изменяющимися углами.Главная передача преобразует крутящий момент по величине и передает его от карданного вала через дифференциал на полуоси под постоянным углом.Дифференциал автомобиля дает возможность вращаться ведущим колесам с различной скоростью.Ходовая часть является основой автомобиля, к ней относятся рама, передняя и задняя оси, рессоры, амортизаторы, колеса и шины.Механизмы управления дают возможность управлять автомобилем — рулевым управлением изменяют направление движения, а тормозами замедляют скорость движения и останавливают автомобиль.
Кузов грузового автомобиля предназначен для размещения груза и состоит из платформы и кабины водителя. К нему относятся крылья, облицовка, капот и брызговики.Двигатель преобразует тепловую энергию, получающуюся при сгорании топлива в цилиндрах, в механическую работу.
2. Основные параметры двигателей внутреннего сгорания
1. ход поршня- расстояние, проходимое поршнем от верхней мертвой точки до нижней (S=2r) 2. рабочий объем цилиндра- объем, освобождаемый поршнем при его перемещении от верхней до нижней мертвой точки (Vs=Пd2 *S /4) 3. литраж двигателя (Vn=Vs*i) 4. объем камеры сжатия- объем или пространство над поршнем в его положении ВМТ 5. полный объем (Va= Vs+Vc) 6. степень сжатия- отношение полного объема к объему сжатия (∑=Va/Vc=(Vs+Vc/)Vc=(Vs/Vc)+1) Степень сжатия показывает во сколько раз уменьш. при сжатии рабочий объем смеси или воздуха, поступившего в цилиндр.
lektsia.com
В России и других странах СНГ трактора классифицируются по своим тяговым характеристикам. Производители изготавливают различные модели, подразделяя их по тяговым возможностям. Каждый имеет свои отличительные характеристики, по которым выбирается техника под определенный вид работ. Как отличается тяговый класс тракторов и что означает это понятие, расскажут наши специалисты.
Тяговые классы сельскохозяйственных машин — это ключевая характеристика, которая говорит о том какую максимальную тяговую силу способна развить техника. Тяговая сила будет зависеть не только от заводских характеристик, но и от вида почвы при эксплуатации. На глинистой и заболоченной почве тяговые характеристики будут ниже, чем на сухой песчаной. Поэтому заводские характеристики для всех сельскохозяйственных тракторов рассматриваются при соблюдении одинаковых условий эксплуатации.
Классификация тракторов по тяговому признаку осуществляется при грунтовых условиях:
Характеристики почвы | Колесность агромашины | ||
4х2 | 4х4 | На гусеничном ходу | |
Допустимое буксование | менее 16% | менее 14% | менее 3% |
Насаждения | Стерни после высадки колосковых | ||
Допустимая влажность | 25-35% | ||
Плотность почвы | Средняя |
Сила тяги сельскохозяйственной техники выражается цифрами в тонне силе усилия —тс. Одновременно тяговая сила может выражаться в килоньютонах — кН. Соотношение килоньютонов к тонне силе следующее: 1 тс=10 кН. Так, машина 6 тс — это 60 кН. Показатели у одной и той же машины на гусеницах и колесах при эксплуатации могут отличаться, так как проходимость у первой выше.
Все сельскохозяйственные машины начиная от садового мотоблока, заканчивая крупным промышленными моделями сельскохозяйственных машин, разделяется на 17 групп по силе тяге. Но популярные модели агромашин, которые используются в частных хозяйствах, разделяются на 8 групп. Три первых группы относятся к мотоблокам и мини-технике. Недавно производители стали выпускать еще сельскохозяйственные машины с 7 силой тяги, ранее техника с этим показателем относилась к крупной промышленной. Но в связи с развитием частных ферм, трактор класс 7 стал востребован аграриями и его перенесли к общему назначению.
Основные показатели всех моделей и тяговый класс тракторов таблица ниже:
Сила тяги техники | Мощность техники в л. с. | Возможные тяговые усилия, кН | Средний вес машины, кг | Популярные модели техники | |
На колесах | На гусеницах | ||||
0,1 | — | — | — | Мотоблок садовый | — |
0,2 | 10–14 | 1,8–5,4 | Менее 5 30 | Производительные мотоблоки, мини-трактора. | — |
0,4 | — | — | — | Jinma (120, 264E), отечественные на сегодня не производятся. | — |
0,6 | 22–25 | 5,4–8,1 | 1 500 | Беларус 300, Т30 и Т25. | — |
0,9 | 40–50 | 8,1–12,6 | 2 600 | Т40 | — |
1,4 | 55–75 | 12,6-18 | 2 900 | ЮМЗ 6, Беларус 900, МТЗ 80/82. | — |
2 | 75-90 | 18–27 | Менее 5 000 | Беларус 1220 | Т 70, 54 (специальные) |
3 | 90 | 27–36 | 6 300 | Беларус 1500, Т150к | Т 150, ДТ 75. |
4 | 130–165 | 36–45 | Менее 7 900 | Беларус 2022 | Т 4А, ХТЗ-201. |
5 | От 165 | 45–54 | 7 900 | Белорусский 3023, К 700. | Т 501. |
6 | 300–400 | 54–63 | Менее 11 600 | Джон Дир 9430 | Т 130м |
7 | 300–400 | 63–72 | Менее 11 600 | АТМ Террион 7360 | — |
В таблице представлены основные показатели, которые учитываются при выборе модели. Чем сложнее работы предстоят и больше земельные угодья, тем выше класс техники понадобится.
По своим техническим характеристикам, силе тяги и мощности вся сельскохозяйственная техника подразделяется на группы:
Самые востребованные виды с различным классом тяги рассмотрим подробнее.
Техника 0,2 тс миниатюрна, но востребована в частных хозяйствах. Сюда относятся мощные мотоблоки и мини-трактора. Подходят для уборки узких улиц, в частном хозяйстве с ее помощью можно выполнять практически любые уличные работы. Средняя цена на рынке, в зависимости от производителя и мощности, от 85 00 р.
Среди популярных выделяются следующие: Белорусские 112; 08К; 132Н и МТЗ 082, Уральский Т0,2, КМЗ 012. Менее адаптированные, китайские агромашины тоже востребованы аграриями: Jinma 100 и 200х; Чери ФД 15; Дофган 244; Хинтай-220; Фотон ТЕ 244.
Распространены среди частных фермерских хозяйств классы тракторов 0,6 и 0,9. Это более мощная агромашина, применяемая для разнообразного вида агроработ на участках от 50 соток. Две популярные модели 0,6 класса выпускаются на Владимирском ТЗ — Т 30 и 25А. Интересная техника с самоходным шасси Т 16. Из современных выделяются: Беларус 310,3 20, 321 и ВТЗ 2032. Мощные сельскохозяйственные машины с хорошей проходимостью и большим количеством навесного и прицепного оборудования.
Тяговый класс 0,9 представлен современными ЛТЗ 55 (производится с 90-х годов на Липецком тракторном заводе) и ВТЗ 45 от Владимирского ТЗ. Из проверенных годами, выделяются Т 40 и 40А. Средняя цена на рынке от 170 тыс. р.
Среди самых практичных и популярных у аграриев выделяются агромашины класса 1,4 тс. Справляются с работами лучше мини-видов, так как мощность подходит для выполнения любых видов работ в полях и на дорогах. Популярны трактора этого класса в строительной сфере, так как цена значительно ниже мощных производственных моделей.
Среди ярких представителей 1,4 тс выделяются трактора МТЗ 80 и 82 (выпускает Минский тракторный завод), Беларус 900. МТЗ 80 выпускается с конца 80-х годов и зарекомендовал себя только с положительной стороны. Подходит для работы на любых видах почвы и используется при различных погодных условиях. Средняя цена от 360 тыс. р.
Интересен для различного вида работ тяговый трактор класса 2 тс. До 80-х годов агромашины класса 2 выпускались только на гусеницах. Среди таких известны: Т 70 и 54В. Колесным класса 2 из ранних считается ЛТЗ 155. Используется для строительных, дорожных и агроработ. Высокопроизводительные с высокими техническими характеристиками. Среди последних выделяются: Беларус 1221 и улучшенный 1222, Джон Дир 6020, 6130D производства США . Цена начинается от 270 тыс. р. Импортные стоят от 450 тыс. р. Но не всегда импортные трактора адаптированы под наши погодные условия.
Тракторы тягового класса 3 подходят для любых видов аграрных, строительных, коммунальных, дорожных и других видов работ. Это мощные модели, применяемые в сельском хозяйстве для больших угодий. Из современных моделей выделяется трактор Агромаш, модифицированная модель ДТ 75 на гусеничном ходу. Колесная техника представлена тракторами Т 150 К и 150 от Харьковского ТЗ. Средняя цена на класс 3 от 500 тыс. р. Могут позволить себе крупные фермерские хозяйства.
Трактора более высокого тягового класса востребованы меньше, так как цена на них высокая. Агрохозяйства предпочитают модели средней ценовой категории с высокими техническими характеристиками, как на видео:
Какого класса выбрать сельскохозяйственную технику, зависит от объемов работ, вида почвы и материальных возможностей агрария. Средняя категория классов 1,4; 2 и 3 представлены в широком ассортименте отечественными и зарубежными производителями. Но не рекомендуем экономить и приобретать технику на вторичном рынке, особенно старше 10 лет. Независимо от класса тяговой силы, трактор будет ломаться и работы затянутся. А найти запасные части на устаревшие трактора сложно. Помните, лучше переплатить, чем потерять больше во время сезонных работ.
oselhoztehnike.ru
19 ноября, 2015
На территории России и стран СНГ действует система классификации тракторов, в основе которой лежат тяговые характеристики. Поэтому в оборот введен так называемый тяговый класс тракторов, о котором подробно рассказано в этой статье.
Что такое тяговый класс?
Тяговый класс определяет одну из ключевых характеристик трактора — максимальное тяговое усилие, которое может развить машина. Однако здесь есть одна особенность — это усилие в значительной степени зависит от типа грунта и условий, в которых эксплуатируется трактор. Понятно, что в заболоченной местности или по сырому лугу трактор сможет тянуть меньший груз, чем по сухому полю или песку. Поэтому тяговые характеристики для разных типов тракторов измеряются в строго установленных условиях.
Классификация тракторов по классам в случае сельскохозяйственных машин выполняется по усилию, развиваемому на грунте с определенными условиями:
Колесные 4х2 |
Колесные 4х4 |
Гусеничные |
|
Тип грунта |
Стерня колосовых культур |
||
Влажность |
Нормальная (20 – 30%) |
||
Твердость |
Нормальная |
||
Буксование |
До 16% |
До 14% |
До 3% |
Класс тяги тракторов указывается цифрой, которая означает тяговое усилие в тонн-силах (тс). Также можно встретить указание класса в кН (килоньютонах). Здесь действует простое соотношение: 1 тс примерно равна 10 кН. Поэтому, например, трактора класса 14 кН — это то же самое, что трактора тягового класса 1,4.
Классификация тракторов по тяговому классу
В настоящее время принято выделять семнадцать классов тяги, которые охватывают всю технику — от небольших мотоблоков, до рекордно мощных промышленных тракторов. Однако актуальные модели сельскохозяйственных тракторов занимают восемь классов, еще три класса отводится на мотоблоки и мини-тракторы, и в последние годы стали появляться мощные с/х-машины 7 тягового класса, хотя раньше в этот класс входили исключительно промышленные тракторы. Основные данные и модели с/х-тракторов собраны в таблице:
Тяговые классы тракторов — таблица:
Тяговый класс | Номинальное тяговое усилие (тс) | Средняя мощность тракторов (л.с.) | Средняя масса тракторов (т) | Базовые модели тракторов | |
Колесные | Гусеничные | ||||
0,1 | Мотоблоки | - | |||
0,2 | 0,18 – 0,54 | 10 - 14 | До 0,53 | Тяжелые мотоблоки; мини-тракторы, легкие самоходные шасси | - |
0,4 | Сегодня отсутствуют модели | - | |||
0,6 | 0,54 – 0,81 | 22 - 25 | 1,5 | Т-25, Т-30, «Беларус» 300-й серии | - |
0,9 | 0,81 – 1,26 | 40 - 50 | 2,6 | Т-40 | - |
1,4 | 1,26 – 1,8 | 55 - 75 | 2,9 | МТЗ-80/82, ЮМЗ-6, «Беларус» 900-й серии | - |
2 | 1,8 – 2,7 | 75 – 90 | До 5 | «Беларус» 1220-й серии | Т-54, Т-70 (специализированные) |
3 | 2,7 – 3,6 | До 90 | 6,3 | Т-150К, «Беларус» 1500-й серии | ДТ-75, Т-150 |
4 | 3,6 – 4,5 | 130 - 165 | До 7,9 | Беларус 2022 | Т-4А, ХТЗ-201 |
5 | 4,5 – 5,4 | 300 - 400 | До 11,6 | К-700, Беларус 3023 | Т-501 |
6 | 5,4 – 6,3 | John Deere 9430 | Т-130М | ||
7 | 6,3 – 7,2 | Terrion АТМ 7360 | - |
Все сельскохозяйственные тракторы по своему назначению делятся на шесть больших групп: • Мини-тракторы (классы 0,2, 0,4) — техника для работы на малых по размеру участках с применением навесного или прицепного оборудования, подходят для транспортных работ^; • Универсальные тракторы (классы 0,6, 0,9, 1,4 и 2) — техника для выполнения общехозяйственных работ, для обработки, возделывания и уборки с/х-культур (пропашных)^; • Универсально-пропашные (классы 0,6, 0,9, 1,4, 2) — техника, используемая для первичной обработки почвы (пахоты, боронования, культивации), посевных и уборочных работ, возделывания пропашных культур, а также для решения транспортных задач^; • Тракторы общего назначения (классы 3, 4, 5, 6, 7) — техника для выполнения энергоемких операций, в том числе для пахоты, культивации, лущения стерни, снегозадержания, проведения мелиоративных работ, выполнения транспортных операций и т. д. Данные тракторы применяются только на полях больших площадей^; • Специализированные тракторы — машины различных классов для обработки отдельных культур (овощеводческие, свекловодческие, хлопководческие и другие)^; • Самоходные шасси — небольшая группа тракторов малых классов (самый известный — Т-16) с расположенной в передней части рамой для платформы.
Рассмотрим каждый класс, трактор и их особенности более подробно (за исключением класса мотоблоков).
Тракторы класса 0,2 тс
К этому классу относятся тяжелые мотоблоки и минитракторы. Техника разработана для выполнения простых операций на небольших участках, также тракторы могут использоваться для привода агрегатов и механизмов. На современном рынке много моделей 2 кН — ранние МТЗ-082 и Беларус-112, современные Беларус-08К, Беларус-132Н, Уралец Т-0,2 (ЧТЗ), КМЗ-012 (Курганский машиностроительный завод), серия тракторов «Уралец» (ООО «Трактор», Челябинская область), «Уссуриец» (Уссурийский авторемонтный завод) и другие модели. Большое распространение получили многочисленные модели из КНР (Dong Feng DF 244, Chery FD15, Jinma 100-х и 200-х серий, Xingtai XT-220, Foton TE-244 и другие) и Японии (особенно фирм Kubota, Mitsubishi, Iseki).
Тракторы класса 0,4 тс
Сегодня отечественная промышленность не выпускает трактора данной группы. Единственным массовым представителем этого класса был трактор ХТЗ-7, выпускавшийся в период с 1950 по 1956 годы. Однако этот класс представлен китайским производителем Jinma (120, 264E).
Тракторы класса 0,6 тс
Трактора класса 0,6 универсальны и дешевы, чем обусловлено их широкое распространение. К данном классу (трактора 0,6) относятся отечественные машины Т-25А «Владимирец» и Т-30 (оба Владимирского тракторного завода, все еще находятся в производстве), самоходное шасси Т-16, более современные ВТЗ-2032, машины «Беларус» моделей 310, 320 и 321, а также тракторы из Китая Dong Feng, Xingtai, Jinma, Chery и т. д.
Трактора класса 0,9 тс
Машины данной группы универсальны и распространены, за счет увеличенной тяги трактора класс 0,9 могут выполнять как сельхозработы, так и использоваться для решения транспортных задач
Наиболее яркий и известный представитель этого тягового класса — тракторы Т-40/40А, которые не выпускаются уже 20 лет, но все еще остаются в строю. Из более современных тракторов следует отметить ЛТЗ-55 (выпускался в 90-е годы), ВТЗ-45, актуальный ТТЗ-80.10 Ташкентского тракторного завода.
Трактора тягового класса 1,4 тс
Класс трактора 1,4 является наиболее востребованным в аграрном секторе, сфере ЖКХ, в строительстве и во многих других отраслях.
К данному классу относятся ранние МТЗ-50/52, знаменитые МТЗ-80/82, пришедшие им на замену МТЗ-100/102 и актуальные модификации Беларус-80/82 (и тракторы на их базе). В один ряд встают трактора ЮМЗ-6 всех модификаций, ЛТЗ-60АВ, ЛТЗ-95Б и другие. Из наиболее новых можно отметить Беларус-921 и вообще всю 900-ю серию. Из зарубежных тракторов наибольшую популярность получили американские John Deere JD5020, JD6020 и другие, американские же AGCO MF3600, MF3400, большое число моделей немецкой Deutz-Fahr и китайских Dong Feng (модель DF-404), Xingtai и т. д.
Трактор класса 2 тс
Еще два десятилетия назад трактора 2 тягового класса были исключительно гусеничные, но в последние годы появляется все больше колесных моделей. Наиболее известные ранние гусеничные машины Т-54В и Т-70 (специальные) и колесные ЛТЗ-155. Из актуальных следует отметить Беларус 1221/1222, американские John Deere 6020, 6130D, New Holland T6050 Delta, английские CASE IH Maxxum 125, немецкие Deutz Agrofarm 430 и другие.
Трактора тягового класса 3
Типичные трактора 3 класса тяги — это колесный Т-150К и гусеничный Т-150, гусеничные ДТ-75 во всем их разнообразии, ДТ-175 и наиболее современный и актуальный Агромаш 90 (является модификацией ДТ-75). Из новых колесных машин можно отметить Беларус 1523, Terrion АТМ 3180 производства «Агротехмаш», некоторые модели John Deere 6-й серии.
Трактора 4 класса
В свое время использовался единственный гусеничный трактор 4 тягового класса Т-4А и ряд специализированных машин. Сегодня этот класс включает в себя «Беларус» модели 2103 (на гусеничном ходу), новые колесные машины Беларус 2022 и Terrion моделей АТМ 3180 и 4200, ХТЗ-17221 и ХТЗ-181, а также New Holland 7-ой серии и John Deere 7-й серии.
Тракторы 5 класса
Наиболее востребованные трактора 5 тягового класса — «Кировцы» в лице моделей К-700 (мощность 230 — 335 л. с.) и его многочисленных модификаций. Из новых колесных машин можно выделить целую линейку «Беларус» 2522/2822/3022/3023 и отечественный Terrion АТМ 5280. Из машин на гусеничном ходу — ранние Т-250 и современные Т-501. Среди зарубежных производителей выделяются мощные машины Buhler 2000-й линейки, JD 8050, а также серии Magnum/STX от компании Case New Holland.
Тяговый класс 6 тс
До недавнего времени это был самый мощный класс с/х-тракторов в нашей стране, сюда входили гусеничные Т-100М и Т-130, и модификации К-744 (мощность до 428 л. с.). Эти машины с успехом решали сложные агротехнические задачи, и не менее сложные задачи в промышленности, строительстве, горнодобывающей отрасли и других сфер.
Из зарубежных машин модно отметить John Deere 9430/9420 RII и Case IH (STX380, 430, 480, 530).
Тяговый класс 7 тс
Это наиболее мощные и высокоэнергонасыщенные трактора для аграрного сектора, они применяются для основной обработки почв и решения широкого круга других задач. Из машин данного класса можно выделить колесные Terrion АТМ 7360 (мощностью до 400 л. с.) и УДМ-5К-02 (усиленный аналог К-744). Также есть и зарубежные машины Buhler Versatile, John Deere и New Holland, однако российские аграрии их использую ограниченно (закупки на всю составляют не более десятка тракторов в год).
bilmard.ru
1. Мастер-наладчик, его функции в проведении ТО тракторов.
2. Единичные и комплексные показатели надёжности и их связь с экономической эффективностью использования машин.
3. Перспективный типаж тракторов. Его необходимость и принципы построения.
4. Графический и аналитический методы расчёта основных конструктивных параметров лемешно-отвального и чизельного плуга.
5. Основные тенденции совершенствования конструкций машин поверхностной обработки почвы.
6. Цель повышения энергонасыщенности тракторов. Применение энергонасыщенных тракторов, обеспечение условий для их эффективной работы.
7. Информационная модель технологического процесса боронования. Типы рабочих органов борон. Конструктивные компоновки дисковых и зубовых борон. Графический и аналитический методы расчёта основных конструктивных параметров дисковых и зубовых борон.
8. Силы и моменты, действующие на кривошипно-шатунный механизм. Уравновешивание двигателей.
9. Информационная модель технологического процесса культивации. Типы рабочих органов культиваторов. Конструктивные компоновки культиваторов. Графический и аналитический методы расчёта основных конструктивных параметров культиваторов.
10. Мобильные агрегаты ТО тракторов, их назначение, технические возможности.
11. Методы потребности в капитальном ремонте тракторов, автомобилей, комбайнов, агрегатов (двигателя, коробки передач, заднего моста).
12. Порядок расчёта и комплектования посевного МТА.
13. Технология проверки качества ремонта головок блока, радиаторов, топливных баков.
14. Основы расчёта конструктивных и технологических параметров разбрасывателей органических удобрений: 1) с цепочно-планчатым транспортёром и роторными сбрасывателями; 2) подающим шнеком и дисковым сбрасывателем.
15. Дать определение и схемы маршрутов движения транспортных средств.
16. Назначение и организация работы стационарного пункта ТО тракторов.
17. Основы расчёта конструктивных и технологических параметров высевающих аппаратов с катушками желобкового и штифтового типа.
18. Основы расчёта конструктивных и технологических параметров посадочных аппаратов вычерпывающего и элеваторно-ковшового типов.
19. Правила настройки культиваторов на заданный технологический процесс междурядной обработки посевов и посадок пропашных культур.
20. Энергетический баланс колёсной машины, его анализ. Общий и тяговый КПД трактора.
21. Основы расчёта конструктивных и технологических параметров подкапывающих лемехов, прутковых сепарирующих элеваторов с пассивными и активными встряхивателями, комкодробителей, горок.
22. Современные технологии и комплексы машин для послеуборочной обработки зерновых, семян льна, овощей. Обзор технологических схем пунктов и комплексов послеуборочной обработки урожая.
23. Учёба механизаторских кадров, назначение, организация учёбы.
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Кафедра механизации сельского хозяйства
Государственный междисциплинарный экзамен для специальности 110301 – Механизация сельского хозяйства
Трактором называется самоходная колесная или гусеничная машина, предназначенная для выполнения сельскохозяйственных, дорожных, землеройных, транспортных и других работ путем буксировки прицепных машин и повозок или при помощи навесных сельскохозяйственных орудий и других приспособлений.
Тракторы классифицируют по назначению, типу ходовой части, типу двигателя, типу остова, по мощности и номинальному тяговому усилию.
I. Классификация тракторов по назначению. По назначению тракторы делятся на сельскохозяйственные и специальные (трелевочные, бульдозеры и др.)
Сельскохозяйственные тракторы подразделяют на тракторы общего назначения — КД-35, ДТ-54, ДТ-54А, С-80, С-100; пропашные (универсальные) — У-2, У-4, ДТ-24-2, ДТ-24-3, Т 28, МТЗ-1, МТЗ-2, МТЗ-5М, МШ, КД11-35, Т-38; садово-огородные — ДТ-14, ДТ-20 и самоходные шасси — ДСШ-14, ДВСШ-16 и др.
Тракторы общего назначения применяются для выполнения полевых работ: пахоты, культивации, посева, уборки урожая и т. п.
Пропашные тракторы главным образом используют для посева, обработки и уборки пропашных и технических культур, а также для других сельскохозяйственных работ, поэтому их часто называют универсальными.
Пропашные (универсальные) тракторы снабжены специальными приспособлениями для крепления навесных орудий и для управления ими без помощи прицепщика. На рисунке 1,б пока показан универсальный трактор МТЗ-5М.
Универсальные тракторы новых марок имеют широкий диапазон скоростей; например, трактор Т-28 от 0, 5 до 25,1 к м / час, а трактор МТЗ-50 от I,35 до 22,0 км час. «Но позволяет рационально использовать мощность двигателя как на различных сельскохозяйственных работах, так и на транспорте.
Садово-огородные тракторы имеют малые габариты, особенно высоту, У тракторов ДТ-14 и ДТ-20 (рис. 1, в) можно изменять дорожный просвет, т. е. приспосабливать трактор для обработки высокостебельных культур, а также для работы в садах под низкими кронами плодовых деревьев.
Самоходные шасси ДСШ-14, ДВСШ-16 и др. применяются для полевых, транспортных и стационарных работ в сельском хозяйстве.
Специальные тракторы. Для выполнения лугомелиоративных работ служат болотные тракторы ДТ-55 (рис. 2, а) и С-100Б, имеющие уширенную гусеницу, ходоуменьшитель и другие приспособления.
Крутосклонный трактор марки ДТ-57 применяется для работы на крутых склонах. Этот трактор приспособлен для работы челночно - реверсивным способом без поворотов в концах загонов.
На лесоразработках используют трелевочные тракторы ТДТ-40 и ТДТ-60
На строительстве дорог и земляных работах работают тракторы, имеющие приспособления для крепления и привода навесных орудий и для управления ими: бульдозеры, экскаваторы, скреперы, погрузчики, корчеватели, кусторезы и др.
Классификация тракторов по типу ходовой части. По типу ходовой части тракторы разделяют на колесные и гусеничные.
Колесные тракторы выпускаются в большинстве с четырьмя колесами, из которых два задних колеса обычно ведущие, а передние — направляющие: ХТЗ-7, ДТ-20, МТЗ-5М и ДТ-24-2.
Тракторы У-1 и МТЗ-1 тоже четырехколесные, но передние колеса у них сближены.
Трехколесными являются тракторы У-3, У-4 и ДТ-24-3.
Гусеничные тракторы весьма эффективны при вспашке почв с повышенным удельным сопротивлением, целинных и залежных земель, полей при орошаемом земледелии и расположенных на крутых склонах.
Вследствие того что опорные катки гусеницы катятся по стальному полотну гусеничной цепи, затраты мощности на самопередвижение и потери на буксование меньше. Поэтому к. п. д. гусеничных тракторов по сравнению с колесными выше.
К. п. д. гусеничных тракторов (на стерне средней влажности) равен 72—75%; колесных тракторов со стальным ободом — 50—55%; колесных тракторов на пневматических шинах с двумя ведущими колесами — 62— 65%, а к. п. д. тракторов с четырьмя ведущими колесами приближается к к. п. д. гусеничных тракторов.
Классификация тракторов по типу двигателя. По типу двигателя тракторы разделяют на три группы: с двигателями внутреннего сгорания, электрические и паровые.
В настоящее время тракторы выпускаются исключительно с двигателями внутреннего сгорания.
Тракторы с электрическими двигателями не получили распространения из-за ограниченной маневренности, высокой стоимости электрического кабеля и малого срока его службы.
Паровые тракторы не применяют вследствие пониженной эффективности и ряда эксплуатационных недостатков (повышенный расход воды, транспортировка топлива и др.).
Тракторы с двигателями внутреннего сгорания можно подразделить на тракторы с карбюраторными двигателями, с дизельными двигателями и газогенераторные.
Дизельные тракторы более экономичны по сравнению с тракторами с карбюраторными двигателями; расход топлива на единицу работы у них меньше на 30-—35%. Кроме того, стоимость дизельного топлива значительно ниже стоимости легкого топлива, на котором работают тракторы с карбюраторными двигателями.
Поэтому отечественная тракторная промышленность в настоящее время выпускает только дизельные тракторы.
Классификация тракторов по типу остова. По типу остова тракторы разделяют на рамные, полурамные и безрамные.
Рамные тракторы имеют сварную или клепаную раму, на которую устанавливают и крепят все механизмы и агрегаты тракторов: КДП-35, Т-38, ДТ-54 а др., а также самоходное шасси ДСШ-14.
Полурамные тракторы имеют только часть рамы, обычно переднюю, где устанавливают двигатель, а заднюю часть рамы составляет картер (корпус) заднего моста: «Беларусь», С-80, С-100, «Универсал».
Вбезрамных тракторах остов образуется из корпусов двигателе и заднего моста, соединенных болтами, ХТЗ-7, ДТ-14.
Классификация тракторов по номинальному тяговому усилию и мощности двигателя. По номинальному тяговому усилию и мощности все тракторы и самоходные шасси, выпускаемые в СССР, разделяют на десять классов.
studfiles.net
На территории бывшего СССР, России и стран СНГ трактора классифицируются в зависимости от своих технических характеристик, где тяговый класс играет не последнюю роль. Именно о ней и пойдет речь в это статье.
Идея написать статью по данной теме возникла после того как в Советской Энциклопедии была найдена сборная таблица с указанием тяговых классов техники выпускаемой в Советском Союзе. С первого взгляда в таблице было нелегко разобраться, к тому же представленная в таблице информация устарела, и для актуализации информации описанной в статье, пришлось использовать ряд современных письменных источников по данной теме и каталогов современного отечественного оборудования.
В процессе развития тракторной техники менялись не только энергоносители, применяемые в силовых установках (пар, сжиженный газ , нефть, керосин, дизель, бензин). Совершенствовались сами силовые установки от массивных до ультра компактных, от простых до энергоэффективных.
История отечественного тракторостроения началась еще в дореволюционное время. Продолжилась она и в революционное. Во времена высокого темпа народного строительства, освоения целины, в тяжелые военные времена, не прекращался процесс выпуска как серийной техники так и перспективных опытных образцов. Для автоматизации сельскохозяйственных процессов, задач строительства и промышленности, необходимо покрытие не только всего спектра номинального тягового класса, но и различные региональные требования, требования к колесной базе, требования к качеству, и сфере применения агрегата.
В связи с этим перед конструкторами прошлого стояли сложные задачи, актуальные и в наше время. Одним из разумных решений данной проблемы стала унификация, следствием которой стало появление в отечественной промышленности базовых моделей тягового класса и его модификации под различные задачи.
Таким образом, решились проблемы с обеспечением комплекта запасных частей и навесного оборудования, легкостью освоения техники персоналом. Одной из положительных сторон отечественной техники являлась документация, понятная для освоения.
Понятие номинального тягового класса, рассчитанное по ГОСТ 27021-86, является исчерпывающей, подробной характеристикой, показывающей не только эффективность силового агрегата, но и насколько эффективна конструкция самой машины при имеющейся эксплуатационной массе. Рассчитывается исходя из нормальных условий (стерня средней плотности, влажность почвы — 8-18%), в зоне максимального значения КПД и равняется максимально развиваемому агрегатом усилию.
Ниже приведена таблица соответствия классов сельскохозяйственной техники рассчитанных по ГОСТ 27021-86 классам применяемых для разделения по классам техники по стандарту ISO (ISO 730\1-77, 730\2-79, 730\3-82).
Тяговый класс в стандарте ГОСТ 27021-86 Ниже 0,6 0,6; 0,9 0,9; 1,4; 2 2;3;4 5;6;8Соответствующий класс в стандартах ISO 730\1-77, 730\2-79, 730\3-82 1 1 2 3 4
Таким образом, в описании зарубежной техники можно увидеть такую запись тягового класса как (5-8), что фактически будет соответствовать 4 классу тяги в стандарте ISO для сельскохозяйственной техники. Примером такой записи в отечественной технике может служить трактор с колесной базой ПТЗ(К-744Р1-Р4). Стало это возможным с применением в разных двигателей и расширенной колесной базы на третьей и четвертой ревизии аппарата.
Для удовлетворения нужд сельского хозяйства техника производится в десяти тяговых классах. В последнее время стало актуальным применять в описании тракторной техники не только номинальный тяговый класс, но и мощность двигателя. В ниже приведенной диаграмме показана классификация сельскохозяйственных агрегатов согласно указанному выше подходу.
В диаграмме приведен параметр колесной базы:
К данному классу можно отнести мотоблоки и минитракторы. В основном применяются в сельском хозяйстве на небольших участках, в основном для проведения работ с целью выведения новых сортов и отработки новых методов обработки почвы. Широко применяются фермерами на различных участках, в зависимости от имеющегося навесного оборудования. Применимы в животноводческих хозяйствах. Применяются рядом коммунальных служб и при малом строительстве.
К данному классу можно отнести ХТЗ (Т-012), Гомсельмаш (АМЖК-8), Минский тракторный завод (МТЗ-082, Беларус-132Н) , Алтайский тракторный завод(МТ-15) , Курганский машиностроительный завод (КМЗ-012Ч), ЧТЗ (Т-0,2 Уралец).
Тракторы, относящиеся к данному классу, применяются непосредственно в сельском хозяйстве и участвуют в различных технологических процессах:
К данному классу можно отнести АГРОМАШ (30ТК) , МТЗ ( «Беларус» 300-й ) ХТЗ ( ХТЗ-2511,Т-30А, Т-16МГ ) ВТЗ (ВТЗ-2032А, Т-25)
Спектр возможных работ и регионов в данном классе немного шире. Появляются как полно приводные машины, так и машины по формуле 4х2, разработаны модели низким клиренсом для работ в горных зонах.
Становится целесообразным установка коробок передач с широким диапазоном переключаемых скоростей. Основным применение данного класса стало:
К данному классу можно отнести МТЗ (Беларус-422), ВТЗ (ВТЗ-2048А, ВТЗ-45АТ) Агромаш (60 ТК, 50 ТК), ТТЗ(Т-28Х4М), ЛТЗ(Т-40М, Т-40, ЛТЗ-60АБ, ЛТЗ-60АБ-10, ЛТЗ-55, ЛТЗ-55А, ЛТЗ-55АН)
С данного класса становится возможным использовать технику в сложных дорожных условиях. Представители данного класса наиболее эффективны при выполнении вышеперечисленных работ предыдущих классов и, учитывая их исключительные свойства, стало возможным их применение для:
К данному классу можно отнести АГРОМАШ( 85ТК), МТЗ(МТЗ-80.1, МТЗ-82, Беларус-923, «Беларус» 900-й серии) ЮМЗ-6АКМ, ЮМЗ-6ДМ, ЛТЗ-60АБ , ЮМЗ-6
С данного класса начитают появляться гусеничные тракторы. Связано это и с мощностью агрегатов и с условиями, в которых приходится выполнять поставленные задачи. К данному классу относятся как садовые тракторы, так и сельскохозяйственные общего и специального назначения, портальные тракторы. Появляется идея изготовления интегральных тракторов. К вышеперечисленным видам работ добавились работы по:
К данному классу можно отнести АГРОМАШ (160 ТК), ЛТЗ (ЛТЗ-155, ЛТЗ-95), ХТЗ (Т-90С), МТЗ(МТЗ-1221, Беларус 1220-й, ШУ-356) КТЗ(Т-54, Т-70, Т-70СМ)
В данном классе появляется возможность применения колесной базы 6к6 применяемая вплоть до 5 класса включительно. С третьего класса появились болотоходные гусеничные машины. Применяются такие высокопродуктивные машины и в общих сельскохозяйственных целях на больших участках земли различной степени сложности.
3-го класса АГРОМАШ (ТГ150, 180ТК, 90ТГ), МТЗ ( «Беларус» 1500-й, МТЗ
1523), ХТЗ (ХТЗ-150К, ХТЗ-17221, Т-150К, Т-150), ЗАО «Агротехмаш» (АТМ 3180), ОАО «НПК «Уралвагонзавод»» (РТМ-160)4-го АТЗ (Т-4А, Т-4 ), ХТЗ (ХТЗ-201), МТЗ (МТЗ 2022, МТЗ-2103, Беларус 2022)5-й ПТЗ (К-744Р1, К-700), АТЗ (Т-501) , МТЗ ( Беларус 3023, МТЗ-3022).
Относятся к наиболее продуктивным машинам сельскохозяйственного назначения. Применяются в наиболее сложный условиях и на наиболее протяженных участках.
6-й ПТЗ (К-744Р2), ЧТЗ (Т-170М), АГРОМАШ (Руслан)7-й ПТЗ (К-744Р3)8-й класс ПТЗ (К-744Р4), ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» («Versatile» 535) колесная база 12х4 13 июля 2010 года установил рекорд по обработке 417 га земли.
Внизу приведена диаграмма классификации промышленных, лесозаготовительных и лесохозяйственных тракторов, с учетом мощности двигателя и рассчитанного класса номинальной тяги.
Особенностью лесохозяйственной техники стоит отметить не целесообразность применения для данной задачи техники ниже 0,6 класса тяги, а для промышленных работ тракторов ниже 2 класса.
Еще одной особенностью данных агрегатов стоит считать применение полно приводной колесной базы с равновеликими колесами, или же гусеничной базы. «Полноценный» промышленный трактор появляется в 4-том тяговом классе, связано это в первую очередь с тяжестью выполняемых работ и не в последнюю очередь с неравномерностью нагрузок и различным их знакопеременным значением. Промышленные и лесохозяйственные тракторы применяют для:
К отечественным производителям техники данного класса можно отнести ОАО «Алттрак» — Алтайский тракторный завод», ОАО «Волгоградский тракторный завод», ОАО «Промтрактор», ООО «ЧТЗ — Уралтрак».
Во времена Советского Союза был заложен большой потенциал к развитию данной области. Между союзными государствами были разделены различные направления в данной промышленности. После распада страны многие из производителей и потребителей данной техники встали перед выбором дальнейшего развития. Многие из имевшихся наработок требовавших капитальных вложений, а за «рубежом» уже имелись работающие агрегаты. В связи с последними мировыми тенденциями и направлениями в отечественной промышленности резко актуализировался недостаток отечественных машин сельскохозяйственного назначения с колесной базой тягового класса 4-8. Перспективным в нынешних условиях выглядит развитие именно этого направления на скорое удовлетворение внутренних потребителей.
tractorreview.ru