ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Китайцы испытали свою «гравицапу» - космический двигатель, нарушающий законы физики. Китайские космические двигатели


Китай заявляет об успешных испытаниях «невозможного» двигателя в космосе

В прошлом месяце научное сообщество потрясла новость об утечке информации о новом «невозможном» электромагнитном двигателе EM Drive аэрокосмического агентства NASA, игнорирующего некоторые законы физики, но при этом работающего. И без какого-либо вида горючего топлива.

В этом докладе сообщалось, что «невозможный» двигатель действительно может работать и создавать тягу в вакууме. Однако на этом дело не остановилось. Исследователи из Китая сообщают, что они уже проводят испытания спорного двигателя на околоземной орбите и рассматривают возможность в ближайшее время начать использование EM Drive в качестве основы для своих спутников.

Учтите, все, что будет написано ниже, основано лишь на заявлениях, сделанных на пресс-конференции китайской стороной, а также на основе статьи, опубликованной одной из государственных газет Китая (источник трудно назвать сверхнадежным). В общем, пока не будут опубликованы результаты сторонних исследований и проверок, мы пока не можем сказать с уверенностью, смогли ли на самом деле китайские исследователи протестировать двигатель в условиях космоса, не говоря уже о результатах этой проверки.

И все же следует отметить, что та информация, которую предоставила Китайская академия космических технологий (CAST), соответствует той информации, которая была предоставлена ранее изданию IB Times анонимным источником. Согласно этой информации, Китай уже владеет двигателем EM Drive и в настоящий момент он находится на борту «китайского аналога» МКС, космической лаборатории «Тяньгун-2».

Если верить более ранним сообщениям, китайские исследователи по крайней мере построили EM Drive и занимались его изучением более пяти лет. Однако результатов этих исследований не было опубликовано до сих пор. Что касается недавней пресс-конференции, на ней представители CAST заявили, что EM Drive способен генерировать уровень тяги, аналогичный прототипу, созданному в аэрокосмическом агентстве NASA.

«Национальные лаборатории в течение последних лет провели серию долгосрочных и повторяющихся испытаний EM Drive. Аэрокосмическое агентство NASA опубликовало результаты испытаний, подтверждающих работоспособность данной технологии», — заявил Чен Йе, глава отдела технологий спутниковых коммуникаций в CAST.

«Мы успешно разработали несколько технологических спецификаций прототипа, а также необходимую платформу для его испытания на микроуровне. Кроме того, в течение нескольких лет проводили повторяющиеся эксперименты на вопрос общей пригодности данной технологии и ее возможности создавать тягу».

Чен также заявил, что CAST провела испытания EM Drive, чтобы проверить, способен ли этот двигатель работать в условиях космоса. Ведь если концепт докажет свою жизнепригодность, то это может стать огромным шагом вперед в отношении отказа от традиционных двигателей. Напомним, что устройство двигателя состоит из магнетрона, генерирующего микроволны, и резонатора, накапливающего энергию их колебаний. По словам инженеров, такая конструкция позволяет преобразовывать излучение в тягу. При этом силовые установки на базе EM Drive смогут существенно повысить наши возможности к полетам в дальний космос. Например, к тому же Марсу мы смогли бы добираться всего за 72 дня, а не за 150-300.

Все это, конечно же, замечательно звучит в теории и на бумаге, однако проблема заключается в том, что современная физика не может объяснить, как на самом деле EM Drive может работать. Ведь согласно третьему закону Ньютона, каждое действие должно обладать равным противодействием. То есть чтобы EM Drive создавал тягу, он должен высвобождать что-то взамен. Здесь же ничего такого нет.

И все же несколько научных команд сообщают, что двигатель они такой создали и устройство на самом деле производит некоторый уровень тяги. Опубликованный месяцем ранее доклад NASA подтверждает это: после решения ряда ошибок EM Drive действительно может создавать небольшой уровень тяги, но ученые понятия не имеют – как и почему.

Следует ли говорить, что опубликованный доклад о тяге, создаваемой механизмом, работу которого мы до конца еще не поняли, чтобы с уверенностью сказать, что EM Drive правда работает, вызвал у ведущих физиков здоровую долю скепсиса, заставив предположить, что все, что мы видим в результате тестов, является не более чем обычной ошибкой, статистической погрешностью или же в лучшем случае силой, с которой нам не приходилось встречаться ранее.

Пока не будет результатов сторонних проверок и испытаний, не следует принимать все за чистую монету. Тем не менее результаты получились настолько интригующие, что физики в настоящий момент ищут способ их проверить самостоятельно. В конечном итоге если Китай на самом деле построил, провел успешные испытания EM Drive и будет готов предоставить твердые доказательства своим заявлениям, то это значит, что эта страна уже смогла обогнать всех, кто так или иначе пытался доказать работоспособность этого двигателя.

На своей пресс-конференции команда ученых также кратко поделилась теми проблемами и вопросами, которые по-прежнему остались нерешенными и требуют ответа, если кто-то захочет использовать EM Drive на постоянной основе.

Главный разработчик отдела технологий спутниковых коммуникаций в CAST Ли Фень рассказал собравшимся на мероприятии журналистам о том, что EM Drive в настоящий момент способен производить всего несколько миллиньютонов (аналогично версии от NASA) тяги и чтобы двигатель действительно можно было признать функциональным, необходимо приблизиться к цифре 100 миллиньютонов (мН) – 1 ньютону (Н) на киловатт.

В настоящий момент команда работает над дизайном конструкции полости EM Drive и подбирает варианты расположения двигателей на космическом аппарате. Как только эта работа будет завершена, EM Drive собираются протестировать еще раз, но уже в качестве основного двигателя одного из орбитальных спутников. Если эти испытания действительно случатся, то очень бы хотелось посмотреть на результаты и сторонний анализ.

Как бы там ни было, китайская сторона сама признает, что технология электромагнитного двигателя, несмотря ни на что, пока является концептом и до ее реального использования вместо традиционных двигателей необходимо провести колоссальную работу. Но если все получится, то мир космических путешествий ожидает долгожданная революция.

«В настоящий момент технология находится на поздних стадиях так называемой фазы подтверждения работоспособности. Наша ключевая задача заключается в том, чтобы сделать ее доступной для использования при производстве спутников как можно скорее», — добавил Ли Фень, выступая на пресс-конференции.

«Несмотря на то, что это очень трудная задача, мы уверены, что сможем справиться с ней».

hi-news.ru

В Китае хотят построить космический челнок с атомным двигателем

  1. Hi-News.ru
  2. Темы
  3. Технологии
  4. В Китае хотят построить космический челнок с атомным двигателем

В новом докладе, опубликованном Китайской корпорацией аэрокосмической науки и техники (CASC), посвящённому космической программе Китая, содержится множество амбициозных задач, которые Корпорация ставит перед собой на ближайшие 20 лет. О некоторых из них рассказал Engadget.

Перво-наперво CASC планирует расширить семейства ракет-носителей «Чанчжэн». Серия существует с 1970 года и регулярно дорабатывается и модернизируется. Так, следующий этап модификаций запланирован на 2020 год — именно тогда планируется закончить работу над ракетой «Чанчжэн 8». Главным преимуществом новинки станет небольшая цена, которая позволит Китаю предлагать услуги коммерческих запусков. С 2025, когда будет закончена работа над многоразовым космическим кораблём, ракеты «Чанчжэн 8» смогут стать для него носителем. Корабль планируют использовать в том числе и для космического туризма.

Следующая ракета-носитель «Чэнчжэн 9» будет введена в эксплуатацию не раньше 2030 года и, в отличие от недорогой «восьмёрки», будет довольно тяжёлой, зато она сможет выводить на орбиту до ста тонн грузов. Сейчас все китайские ракеты-носители одноразовые, но к 2035 году всю серию «Чэнчжэн» собираются сделать многоразовой. Это позволит выполнять широкий круг задач, в числе которых обозначены межпланетные перелёты, доставка грузов на орбиту, туризм, добыча полезных ископаемых, космическое строительство и многое другое.

Кроме того, до 2040 года CASC собирается разработать космический челнок с атомным двигателем. О подробностях этого проекта документ скромно умалчивает, но сама затея уже очень интригует. Скорее бы.

В Китае хотят построить космический челнок с атомным двигателем Вячеслав Ларионов
ПриложениеHi-News.ru

Новости высоких технологий в приложении для iOS и Android.

Высший разум рекомендует:

hi-news.ru

Китайцы заявили об успешных испытаниях «невозможного» двигателя EmDrive на борту космической станции Tiangong 2

Китайцы заявили об успешных испытаниях «невозможного» двигателя EmDrive на борту космической станции Tiangong 2

В конце прошлого месяца результаты исследования специалистов NASA, подтверждающие работоспособность электромагнитного двигателя EmDrive, прошли рецензирование и были обнародованы официально. Сама же концепция, положенная в основу идеи EM Drive, не нова – работы в этом направлении ведутся многими странами, включая США и Китай, с 2010 года. И вот сейчас представители китайского научного сообщества объявили о значительном прогрессе в разработке двигателя, способного создавать силу тяги в вакууме, не используя для этого никакого топлива.

В своем недавнем выступлении в начале этого месяца доктор Чен Ю, руководитель подразделения Коммерческих спутниковых технологий китайской Академии космических технологий заявил, что команда китайских ученых, ранее отметившихся успешными лабораторными испытаниями технологии EmDrive на Земле, провела ряд успешных экспериментов в космосе. Как утверждается, опытный образец «невозможного» двигателя сейчас находится на борту китайской космической станции Tiangong 2, где проходит многоэтапное тестирование в условиях невесомости.

Напомним, в отличие от традиционных двигателей, которые выбрасывают в пространство струи материи, что создает реактивную тягу, двигатели EmDrive используют только электрическую энергию, которая используется для получения потока микроволнового излучения. Это излучение направляется внутрь резонансной полости в виде усеченного конуса. Форма и размеры полости рассчитаны таким образом, что в ее недрах возникает электромагнитный резонанс, а переменное электромагнитное поле приобретает направленную зависимость (анизотропию). И в данном случае анизотропное электромагнитное поле старается «отодвинуть» весь двигатель в сторону, противоположную большему основанию усеченного конуса.

Двигатели EmDrive могут обладать определенными недостатками, обусловленными их природой. В частности, существует вероятность, что их работа может зависеть от космической «погоды»: излучения, экстремальных температур и т.п. Именно эта сторона вопроса исследуется сейчас на борту китайской космической станции.

Согласно информации, предоставленной Ли Фенгом, ведущим специалистом CAST, китайский вариант двигателя EmDrive обеспечивает импульс тяги, измеряемый единицами миллиньютонов. Однако, для обеспечения удержания среднего спутника на стабильной орбите требуется тяга на уровне 0.1 — 1 Ньютона. И китайские ученые уже работают над совершенствованием конструкции их варианта двигателя EmDrive. Повысить эффективность двигателя в целом ученые рассчитывают с помощью компонентов, использующих явление сверхпроводимости, рядом других передовых технологий.

Источник: Popular Science и dailytechinfo

itc.ua

Китайцы испытали свою «гравицапу» - космический двигатель, нарушающий законы физики

Не должен, но работает

В интернете оживление: британская газета The Daily Mail сообщила, что специалисты Китайской академии космических технологий (China Academy of Space Technology - CAST) и Китайского космического агентства (China's Space Agency), работая под руководством доктора Чен Ю (Dr Chen Yue), построили EmDrive - «невозможный» двигатель, который создает тягу без отброса массы. Якобы это явствует из китайского ролика, который на днях распространил канал CCTV.com, озаглавив его соответствующим образом «Propellantless propulsion: The Chinese EmDrive by CAST scientist Dr Chen Yue, China's Space Agency».

Кадр из китайского ролика: китайцы изучают результаты испытания своего двигателя..

Кадр из китайского ролика: китайцы изучают результаты испытания своего двигателя..

Если верить ролику, то китайцы убедились, что их EmDrive достаточно эффективен и теперь планируют продолжить эксперименты в космосе. Что похоже на правду - в прошлом году на пресс-конференции в Пекине они подтверждали, что уже несколько лет конструируют свой вариант EmDrive, поверив, что он реально способен создавать тягу. Нынешнее достижение — еще одно тому подтверждение. Работы с 2010 года финансирует китайское правительство.

Известно также, что с прототипом «невозможного» двигателя экспериментировал профессор Ян Цзюаня (Professor Yang Juan) из Северо-Западного политехнического университета (Northwestern Polytechnical University — NWPU). И вроде бы получил тягу в почти 100 граммов.

Испытания своего EmDrive проводят в исследовательском центре НАСА (Johnson Space Center in Texas) - конкретно в лаборатории Eagleworks Laboratory (она же Advanced Propulsion Physics Laboratory ). В рецензируемом научном журнале Journal of Propulsion and Power были опубликованы результаты с описанием экспериментов и задокументированным «достижением» - тягой в 1,2 миллиньютона на киловатт. Немного. Но если верить специалистам, и такой хватит, что бы долететь до Марса за 10 недель, а до Луны - аж за 4 часа. Это в разы быстрее, чем на ракете с традиционными двигателями.

Дальнейшие эксперименты в НАСА показали: EmDrive работает и в вакууме. То есть, двигатель и в самом деле можно использовать для привода космических аппаратов.

Двигатели, которые испытывали в НАСА.

Двигатели, которые испытывали в НАСА.

Ведро какое-то

Изобрел EmDrive британский ученый Роджер Шойер (Roger Shawyer). В 2000 году он продемонстрировал прототип своего двигателя. У нас его очень быстро окрестили гравицапой — гравицапой Шойера. Ведь этот самый EmDrive позволяет перемещаться в пространстве, ничего из себя не извергая - как аппарат, на котором летали герои фильма «Кин-дза-дза». Подобным образом — без отброса массы - разгоняются и «летающие тарелки» из других фантастических фильмов. Но в реальной жизни все существующие ныне космические двигатели создают тягу, что-то отбрасывая - то ли продукты сгорания топлива, то ли ионы, разогнанные электромагнитным полем.

"Здравомыслящие ученые" в EmDrive не верят. Считают, что он противоречит законам Ньютона. Например, закону сохранения импульса. Стало быть, работать не может. Но двигатель почему-то работает.

Шойер со своим прототипом EmDrive.

Шойер со своим прототипом EmDrive.

«Гравицапа Шорйера» похожа на ведро, закрытое с двух сторон. Внутри - источник СВЧ-излучения. Его создает магнетрон - примерно такой же, который генерирует волны в бытовой микроволновке. И все. Включаешь микроволновку - возникает сила, которая действует по направлению к донышку большей площади.

Сам Шойер полагает, что тяга появляется за счет асимметрии «ведра» - усеченного конуса. Мол, на донышко большей площади микроволны давят сильнее, чем на противоположное. У коллег, поддерживающих изобретателя, - более изощренные объяснения, которые в какой-то мере примиряют гравицапу с Ньютоном.

Принцип работы EmDrive в представлении Шойера.

Принцип работы EmDrive в представлении Шойера.

Невидимый свет

- У EmDrive, конечно же, есть выхлоп, как и у любого другого реактивного двигателя, - уверен один из теоретиков профессор Арто Аннила (Dr Arto Annila, physics professor) из Университета Хельсинки (University of Helsinki), опубликовавший свою гипотезу в журнале AIP Advances.

По мнению ученого, гравицапа отбрасывает фотоны, которые выделяются в результате интерференции волн СВЧ-излучения. Просто их не видно.

Фотоны, вылетевшие наружу, не проявляют себя в виде света, поскольку «гасят» друг друга, находясь в противофазе. Но импульс переносят благодаря появлению невидимой электромагнитной волны - с так называемой нулевой поляризацией. В результате чего тяга и возникает.

Как объясняет профессор, аналогичное явление можно воспроизвести в воде, если пустить волны так, чтобы горб одной накладывался на впадину другой. Процесс идет, но на поверхности волн не видно.

По мнению Аннилы, волны, производящие тягу, действительно, возникают за счет асимметрии корпуса EmDrive. Был бы он ровной трубой, никакая сила не появилась бы.

Есть и более экзотические гипотезы, число которых приближается к десятку. Их авторы грешат то на некий возникающий в ведре "виртуальный плазменный тороид", то на "квантовые колебания вакуума", то на "эфир", от которого двигатель отталкивается, то на экзотические частицы, которые создают тягу, "вылетая непосредственно из ткани пространства-времени".

Пока одни ученые спорят, другие пытаются представить на что будет способен полномасштабный EmDrivе. Расчеты свидетельствуют, что, оснащенный сверхпроводящими магнитами, двигатель "потянет" с силой в 3 тонны на каждый киловатт подводимой электрической энергии. То есть, позволит создавать даже летающие автомобили - как фильме "Пятый элемент".

Разные варианты EmDrive.

Разные варианты EmDrive.

Космический корабль, оснащенный "гравицапами Шойера", сможет разогнаться до скорости в 10 процентов от скорости света. Это 30 тысяч километров в секунду - в тысячу раз быстрее, чем сейчас летают самые стремительные земные космические аппараты. Кто знает, вдруг именно EmDrivе сделает реальными межзвездные путешествия. Скажем, до Альфа-Центавра - ближайшей к нам системы - может будут добраться меньше, чем за 100 лет.

Если летать лишь в пределах Солнечной системы, то на борт корабля, оснащенного «невозможными» двигателями, даже топлива брать не придется. СВЧ-излучение можно будет генерировать за счет энергии от солнечных батарей. А для дальних экспедиций, конечно же, потребуются какие-нибудь мощные источники. Например, ядерные реакторы. Или термоядерные - когда-нибудь их же создадут.

EmDrive понесет нас к звездам.

EmDrive понесет нас к звездам.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Тяп-ляп — и «гравицапа»

Двигатель EmDrive невероятно прост — этим, наверное, и вызывает недоверие в научной среде. Вполне работоспособное «ведро» можно сделать своими руками. Так, к примеру, поступил исследователь-любитель из Румынии Берча Джулиан (Berca Iulian) — спаял дома из медных листов. Испыта и получил тягу. Его видео отчет в YouTube уже посмотрели почти полтора миллиона человек.

Китайцы испытали свою гравицапу - космический двигатель, нарушающий законы физики.

www.pskov.kp.ru

Китайцы испытали свою «гравицапу» - космический двигатель, нарушающий законы физики

Не должен, но работает

В интернете оживление: британская газета The Daily Mail сообщила, что специалисты Китайской академии космических технологий (China Academy of Space Technology - CAST) и Китайского космического агентства (China's Space Agency), работая под руководством доктора Чен Ю (Dr Chen Yue), построили EmDrive - «невозможный» двигатель, который создает тягу без отброса массы. Якобы это явствует из китайского ролика, который на днях распространил канал CCTV.com, озаглавив его соответствующим образом «Propellantless propulsion: The Chinese EmDrive by CAST scientist Dr Chen Yue, China's Space Agency».

Кадр из китайского ролика: китайцы изучают результаты испытания своего двигателя..

Кадр из китайского ролика: китайцы изучают результаты испытания своего двигателя..

Если верить ролику, то китайцы убедились, что их EmDrive достаточно эффективен и теперь планируют продолжить эксперименты в космосе. Что похоже на правду - в прошлом году на пресс-конференции в Пекине они подтверждали, что уже несколько лет конструируют свой вариант EmDrive, поверив, что он реально способен создавать тягу. Нынешнее достижение — еще одно тому подтверждение. Работы с 2010 года финансирует китайское правительство.

Известно также, что с прототипом «невозможного» двигателя экспериментировал профессор Ян Цзюаня (Professor Yang Juan) из Северо-Западного политехнического университета (Northwestern Polytechnical University — NWPU). И вроде бы получил тягу в почти 100 граммов.

Испытания своего EmDrive проводят в исследовательском центре НАСА (Johnson Space Center in Texas) - конкретно в лаборатории Eagleworks Laboratory (она же Advanced Propulsion Physics Laboratory ). В рецензируемом научном журнале Journal of Propulsion and Power были опубликованы результаты с описанием экспериментов и задокументированным «достижением» - тягой в 1,2 миллиньютона на киловатт. Немного. Но если верить специалистам, и такой хватит, что бы долететь до Марса за 10 недель, а до Луны - аж за 4 часа. Это в разы быстрее, чем на ракете с традиционными двигателями.

Дальнейшие эксперименты в НАСА показали: EmDrive работает и в вакууме. То есть, двигатель и в самом деле можно использовать для привода космических аппаратов.

Двигатели, которые испытывали в НАСА.

Двигатели, которые испытывали в НАСА.

Ведро какое-то

Изобрел EmDrive британский ученый Роджер Шойер (Roger Shawyer). В 2000 году он продемонстрировал прототип своего двигателя. У нас его очень быстро окрестили гравицапой — гравицапой Шойера. Ведь этот самый EmDrive позволяет перемещаться в пространстве, ничего из себя не извергая - как аппарат, на котором летали герои фильма «Кин-дза-дза». Подобным образом — без отброса массы - разгоняются и «летающие тарелки» из других фантастических фильмов. Но в реальной жизни все существующие ныне космические двигатели создают тягу, что-то отбрасывая - то ли продукты сгорания топлива, то ли ионы, разогнанные электромагнитным полем.

"Здравомыслящие ученые" в EmDrive не верят. Считают, что он противоречит законам Ньютона. Например, закону сохранения импульса. Стало быть, работать не может. Но двигатель почему-то работает.

Шойер со своим прототипом EmDrive.

Шойер со своим прототипом EmDrive.

«Гравицапа Шорйера» похожа на ведро, закрытое с двух сторон. Внутри - источник СВЧ-излучения. Его создает магнетрон - примерно такой же, который генерирует волны в бытовой микроволновке. И все. Включаешь микроволновку - возникает сила, которая действует по направлению к донышку большей площади.

Сам Шойер полагает, что тяга появляется за счет асимметрии «ведра» - усеченного конуса. Мол, на донышко большей площади микроволны давят сильнее, чем на противоположное. У коллег, поддерживающих изобретателя, - более изощренные объяснения, которые в какой-то мере примиряют гравицапу с Ньютоном.

Принцип работы EmDrive в представлении Шойера.

Принцип работы EmDrive в представлении Шойера.

Невидимый свет

- У EmDrive, конечно же, есть выхлоп, как и у любого другого реактивного двигателя, - уверен один из теоретиков профессор Арто Аннила (Dr Arto Annila, physics professor) из Университета Хельсинки (University of Helsinki), опубликовавший свою гипотезу в журнале AIP Advances.

По мнению ученого, гравицапа отбрасывает фотоны, которые выделяются в результате интерференции волн СВЧ-излучения. Просто их не видно.

Фотоны, вылетевшие наружу, не проявляют себя в виде света, поскольку «гасят» друг друга, находясь в противофазе. Но импульс переносят благодаря появлению невидимой электромагнитной волны - с так называемой нулевой поляризацией. В результате чего тяга и возникает.

Как объясняет профессор, аналогичное явление можно воспроизвести в воде, если пустить волны так, чтобы горб одной накладывался на впадину другой. Процесс идет, но на поверхности волн не видно.

По мнению Аннилы, волны, производящие тягу, действительно, возникают за счет асимметрии корпуса EmDrive. Был бы он ровной трубой, никакая сила не появилась бы.

Есть и более экзотические гипотезы, число которых приближается к десятку. Их авторы грешат то на некий возникающий в ведре "виртуальный плазменный тороид", то на "квантовые колебания вакуума", то на "эфир", от которого двигатель отталкивается, то на экзотические частицы, которые создают тягу, "вылетая непосредственно из ткани пространства-времени".

Пока одни ученые спорят, другие пытаются представить на что будет способен полномасштабный EmDrivе. Расчеты свидетельствуют, что, оснащенный сверхпроводящими магнитами, двигатель "потянет" с силой в 3 тонны на каждый киловатт подводимой электрической энергии. То есть, позволит создавать даже летающие автомобили - как фильме "Пятый элемент".

Разные варианты EmDrive.

Разные варианты EmDrive.

Космический корабль, оснащенный "гравицапами Шойера", сможет разогнаться до скорости в 10 процентов от скорости света. Это 30 тысяч километров в секунду - в тысячу раз быстрее, чем сейчас летают самые стремительные земные космические аппараты. Кто знает, вдруг именно EmDrivе сделает реальными межзвездные путешествия. Скажем, до Альфа-Центавра - ближайшей к нам системы - может будут добраться меньше, чем за 100 лет.

Если летать лишь в пределах Солнечной системы, то на борт корабля, оснащенного «невозможными» двигателями, даже топлива брать не придется. СВЧ-излучение можно будет генерировать за счет энергии от солнечных батарей. А для дальних экспедиций, конечно же, потребуются какие-нибудь мощные источники. Например, ядерные реакторы. Или термоядерные - когда-нибудь их же создадут.

EmDrive понесет нас к звездам.

EmDrive понесет нас к звездам.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Тяп-ляп — и «гравицапа»

Двигатель EmDrive невероятно прост — этим, наверное, и вызывает недоверие в научной среде. Вполне работоспособное «ведро» можно сделать своими руками. Так, к примеру, поступил исследователь-любитель из Румынии Берча Джулиан (Berca Iulian) — спаял дома из медных листов. Испыта и получил тягу. Его видео отчет в YouTube уже посмотрели почти полтора миллиона человек.

Китайцы испытали свою гравицапу - космический двигатель, нарушающий законы физики.

www.kp.md

Китайцы испытали свою «гравицапу» - космический двигатель, нарушающий законы физики

Не должен, но работает

В интернете оживление: британская газета The Daily Mail сообщила, что специалисты Китайской академии космических технологий (China Academy of Space Technology - CAST) и Китайского космического агентства (China's Space Agency), работая под руководством доктора Чен Ю (Dr Chen Yue), построили EmDrive - «невозможный» двигатель, который создает тягу без отброса массы. Якобы это явствует из китайского ролика, который на днях распространил канал CCTV.com, озаглавив его соответствующим образом «Propellantless propulsion: The Chinese EmDrive by CAST scientist Dr Chen Yue, China's Space Agency».

Кадр из китайского ролика: китайцы изучают результаты испытания своего двигателя..

Кадр из китайского ролика: китайцы изучают результаты испытания своего двигателя..

Если верить ролику, то китайцы убедились, что их EmDrive достаточно эффективен и теперь планируют продолжить эксперименты в космосе. Что похоже на правду - в прошлом году на пресс-конференции в Пекине они подтверждали, что уже несколько лет конструируют свой вариант EmDrive, поверив, что он реально способен создавать тягу. Нынешнее достижение — еще одно тому подтверждение. Работы с 2010 года финансирует китайское правительство.

Известно также, что с прототипом «невозможного» двигателя экспериментировал профессор Ян Цзюаня (Professor Yang Juan) из Северо-Западного политехнического университета (Northwestern Polytechnical University — NWPU). И вроде бы получил тягу в почти 100 граммов.

Испытания своего EmDrive проводят в исследовательском центре НАСА (Johnson Space Center in Texas) - конкретно в лаборатории Eagleworks Laboratory (она же Advanced Propulsion Physics Laboratory ). В рецензируемом научном журнале Journal of Propulsion and Power были опубликованы результаты с описанием экспериментов и задокументированным «достижением» - тягой в 1,2 миллиньютона на киловатт. Немного. Но если верить специалистам, и такой хватит, что бы долететь до Марса за 10 недель, а до Луны - аж за 4 часа. Это в разы быстрее, чем на ракете с традиционными двигателями.

Дальнейшие эксперименты в НАСА показали: EmDrive работает и в вакууме. То есть, двигатель и в самом деле можно использовать для привода космических аппаратов.

Двигатели, которые испытывали в НАСА.

Двигатели, которые испытывали в НАСА.

Ведро какое-то

Изобрел EmDrive британский ученый Роджер Шойер (Roger Shawyer). В 2000 году он продемонстрировал прототип своего двигателя. У нас его очень быстро окрестили гравицапой — гравицапой Шойера. Ведь этот самый EmDrive позволяет перемещаться в пространстве, ничего из себя не извергая - как аппарат, на котором летали герои фильма «Кин-дза-дза». Подобным образом — без отброса массы - разгоняются и «летающие тарелки» из других фантастических фильмов. Но в реальной жизни все существующие ныне космические двигатели создают тягу, что-то отбрасывая - то ли продукты сгорания топлива, то ли ионы, разогнанные электромагнитным полем.

"Здравомыслящие ученые" в EmDrive не верят. Считают, что он противоречит законам Ньютона. Например, закону сохранения импульса. Стало быть, работать не может. Но двигатель почему-то работает.

Шойер со своим прототипом EmDrive.

Шойер со своим прототипом EmDrive.

«Гравицапа Шорйера» похожа на ведро, закрытое с двух сторон. Внутри - источник СВЧ-излучения. Его создает магнетрон - примерно такой же, который генерирует волны в бытовой микроволновке. И все. Включаешь микроволновку - возникает сила, которая действует по направлению к донышку большей площади.

Сам Шойер полагает, что тяга появляется за счет асимметрии «ведра» - усеченного конуса. Мол, на донышко большей площади микроволны давят сильнее, чем на противоположное. У коллег, поддерживающих изобретателя, - более изощренные объяснения, которые в какой-то мере примиряют гравицапу с Ньютоном.

Принцип работы EmDrive в представлении Шойера.

Принцип работы EmDrive в представлении Шойера.

Невидимый свет

- У EmDrive, конечно же, есть выхлоп, как и у любого другого реактивного двигателя, - уверен один из теоретиков профессор Арто Аннила (Dr Arto Annila, physics professor) из Университета Хельсинки (University of Helsinki), опубликовавший свою гипотезу в журнале AIP Advances.

По мнению ученого, гравицапа отбрасывает фотоны, которые выделяются в результате интерференции волн СВЧ-излучения. Просто их не видно.

Фотоны, вылетевшие наружу, не проявляют себя в виде света, поскольку «гасят» друг друга, находясь в противофазе. Но импульс переносят благодаря появлению невидимой электромагнитной волны - с так называемой нулевой поляризацией. В результате чего тяга и возникает.

Как объясняет профессор, аналогичное явление можно воспроизвести в воде, если пустить волны так, чтобы горб одной накладывался на впадину другой. Процесс идет, но на поверхности волн не видно.

По мнению Аннилы, волны, производящие тягу, действительно, возникают за счет асимметрии корпуса EmDrive. Был бы он ровной трубой, никакая сила не появилась бы.

Есть и более экзотические гипотезы, число которых приближается к десятку. Их авторы грешат то на некий возникающий в ведре "виртуальный плазменный тороид", то на "квантовые колебания вакуума", то на "эфир", от которого двигатель отталкивается, то на экзотические частицы, которые создают тягу, "вылетая непосредственно из ткани пространства-времени".

Пока одни ученые спорят, другие пытаются представить на что будет способен полномасштабный EmDrivе. Расчеты свидетельствуют, что, оснащенный сверхпроводящими магнитами, двигатель "потянет" с силой в 3 тонны на каждый киловатт подводимой электрической энергии. То есть, позволит создавать даже летающие автомобили - как фильме "Пятый элемент".

Разные варианты EmDrive.

Разные варианты EmDrive.

Космический корабль, оснащенный "гравицапами Шойера", сможет разогнаться до скорости в 10 процентов от скорости света. Это 30 тысяч километров в секунду - в тысячу раз быстрее, чем сейчас летают самые стремительные земные космические аппараты. Кто знает, вдруг именно EmDrivе сделает реальными межзвездные путешествия. Скажем, до Альфа-Центавра - ближайшей к нам системы - может будут добраться меньше, чем за 100 лет.

Если летать лишь в пределах Солнечной системы, то на борт корабля, оснащенного «невозможными» двигателями, даже топлива брать не придется. СВЧ-излучение можно будет генерировать за счет энергии от солнечных батарей. А для дальних экспедиций, конечно же, потребуются какие-нибудь мощные источники. Например, ядерные реакторы. Или термоядерные - когда-нибудь их же создадут.

EmDrive понесет нас к звездам.

EmDrive понесет нас к звездам.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Тяп-ляп — и «гравицапа»

Двигатель EmDrive невероятно прост — этим, наверное, и вызывает недоверие в научной среде. Вполне работоспособное «ведро» можно сделать своими руками. Так, к примеру, поступил исследователь-любитель из Румынии Берча Джулиан (Berca Iulian) — спаял дома из медных листов. Испыта и получил тягу. Его видео отчет в YouTube уже посмотрели почти полтора миллиона человек.

Китайцы испытали свою гравицапу - космический двигатель, нарушающий законы физики.

www.tomsk.kp.ru