ЗМЗ 402 коленчатый вал производится на Заволжском моторном заводе и имеют высокие гаранты качества. Важно всегда помнить о том, что именно качество деталей двигателя влияет на безопасность автомобиля.
Двигатель ЗМЗ 402 – четырехцилиндровый, карбюраторный, четырехтактный с двумя клапанами на цилиндр и распредвалом в блоке цилиндров. Блок цилиндров из алюминиевого сплава. Сами цилиндры – чугунные, уплотненные медными кольцами, между ними протоки для охлаждающей жидкости. Привод клиновым ремнем насоса охлаждающей жидкости, генератора, вентилятора находится в передней части двигателя.
Кратер сцепления крепится к задней привалочной плоскости блока цилиндров. Силовой агрегат крепится к раме автомобиля на трех опорах. ЗМЗ 402 коленчатый вал представляет собой чугунный, литой коленвал. Он вращается в пяти коренных подшипниках скольжения. Его осевое перемещение ограничено двумя упорными шайбами.
Также он имеет стальные, кованые двутаврового сечения шатуны, которые соединяются с коленвалом через шатунные подшипники скольжения, а верхней головкой соединяются с поршневым пальцем. Он свободно поворачивается в бобышках поршня и бронзовой втулке верхней головки шатуна.
Поршни из алюминиевого сплава, литые.
Посредством толкателей, штанг и коромысла клапаны приводятся в действие. Распредвал чугунный, литой, вращается в пяти подшипниках скольжения. Удерживается от осевых смещений пластиной, которая входит в выточку вала и установлена на передней части двигателя. Привод распредвала – это косозубые шестерни.
Ведомая шестерня сделана из нужна для снижения шума и сделана из полиамида или текстолита. Жидкостная система охлаждения, закрытого типа. В системе охлаждения также есть термостат.
Система смазки двигателя такова, что коренные и шатунные подшипники коленвала, опоры распредвала, подшипники валика привода масляного насоса смазываются под давлением. Иные детали смазываются разбрызгиванием. Масляной насос односекционный с приводом от распредвала с помощью нескольких винтовых шестерен. Также в системе смазки встроены масляный радиатор и полнопроточный фильтр.
Если производится замена некоторых деталей, то коленвал, маховик и сцепление должны быть сбалансированы в сборе, потому во время замены одной из деталей нужно произвести динамическую балансировку. Для этого металл с тяжелой стороны маховика высверливается.
vsepoedem.com
ЗМЗ-402 — семейство бензиновых 4-цилиндровых автомобильных двигателей, производства ОАО «Заволжский моторный завод». Модернизированный вариант ЗМЗ-24, в свою очередь созданного на базе ЗМЗ-21.
Данное семейство двигателей использовалось на автомобилях Горьковского автозавода, таких как: «Волга»-24-10, «Волга»-3102 / 31029, «Волга»-3110 и «ГАЗель».
Четырёхцилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения с электронным зажиганием (используется коммутатор). Интересной особенностью является наличие маслорадиатора.
Базовый двигатель семейства ЗМЗ-402.10 в заводской комплектации использовал бензин с октановым числом 92, но варианты для такси (ЗМЗ-4021.10) и «Газелей» были рассчитаны на топливо с ОЧ 80 (76 по моторному методу определения октанового числа). В процессе эксплуатации многие владельцы также переделывали двигатели, изначально рассчитанные на высокооктановый бензин, под более дешёвое и доступное низкооктановое топливо.
Конструкция в значительной степени архаична и не претерпела серьёзных изменений с 50-х годов. Так, например, используется коромысло-штанговый ГРМ с нижним расположением распределительного вала (OHV), схема, считавшаяся морально устаревшей даже в СССР уже в 70-е годы по причине высокой массы деталей ГРМ, приводящей к недостижимости высоких оборотов (при этом широко использовавшаяся даже за рубежом вплоть до 1990-х годов, особенно в США, где такие двигатели выпускаются и в наше время).
Преимущество двигателя состояло в том, что он был прост в устройстве и обслуживании, неприхотлив, и способным выдерживать такие перегрузки, от которых, подчас другой двигатель быстро вышел бы из строя ( перегрев, работа в повышенной нагрузке и т.п.).
Простота устройства давала возможность проводить сложный (но не капитальный) ремонт двигателя в обычной мастерской, разумеется, при условии выдерживания всех требований завода - изготовителя. Надежность двигателя, в сочетании с его простотой, стали предпосылками к тому, что несмотря на то, что он был разработан много лет назад, находится в эксплуатации и по настоящее время. Помимо преимуществ у двигателя имелись также и недостатки. Один из таковых известен каждому автолюбителю, который когда-либо эксплуатировал автомобиль с таким двигателем - это задний сальник коленчатого вала, представляющий собой обычную набивку (веревка, пропитанная графитовой специальной смазкой). Если двигатель эксплуатировался в бережном режиме, и число его оборотов не превышало 2000 - 2500 в минуту, то набивка более или менее выдерживала, но при эксплуатации свыше 3000 об/мин она быстро теряла свои свойства, и двигатель начинал выгонять масло. Ещё одной проблемой стало несовершенство проработки геометрической конфигурации газопроводов от карбюратора к ГБЦ. В результате при закрытой дроссельной заслонке карбюратора в цилиндры подавалось неравномерное количество смеси и двигатель дергался на холостых оборотах. Автолюбители старались свести такие дерганья к минимуму: наиболее ответственно относящиеся к этому обычно поддерживали необходимый зазор в клапанах на постоянном уровне, меняли свечи зажигания на более современные и надёжные, а также замене подвергались коммутатор и катушка зажигания - обычно использовались компоненты от двигателей автомобилей семейства "ВАЗ"Во второй половине 1990-х годов заменен полностью новым двигателем ЗМЗ-406. В течение ряда лет двигатели производились параллельно, и автомобили ГАЗ предлагались в двух комплектациях — с двигателем 402 или же 406.
По некоторым сведениям (?), снят с производства в 2006 году, но на ходу осталось огромное количество автомобилей с этим двигателем. Детали к двигателю продаются повсеместно в торговых точках автозапчастей и стоят сравнительно недорого.
Двигатель ЗМЗ-402.10 / 4026.10 обладает следующими характеристиками[1]:
dic.academic.ru
Параметры |
ГАЗ-3110 |
ГАЗ-310221 | |
Тип кузова |
Седан |
| |
Число дверей |
4 |
5 | |
Количество мест, включая водителя, и масса перевозимого груза |
5 и 50 кг |
7 или 2 и 400 кг | |
Масса снаряженного автомобиля, кг |
1400-1550 |
1540-1600 | |
Полная масса автомобиля, кг |
1790-1950 |
2016-2080 | |
Допустимая масса буксируемого прицепа, кг, не более: | |||
не оборудованного тормозами |
700 |
– | |
оборудованного тормозами |
1300 |
– | |
Допустимая масса установленного на крыше багажника с грузом, кг, не более |
50 |
– | |
Минимальный дорожный просвет, мм |
156 |
156 | |
Наименьший радиус поворота по оси следа внешнего переднего колеса, м, не более |
5,8 |
5,8 | |
Параметры |
ЗМЗ-4062 |
ЗМЗ-402 |
ЗМЗ-4021 |
Число и расположение цилиндров |
Четыре, в ряд, вертикальное | ||
Система питания |
Впрыск |
Карбюратор |
Карбюратор |
Система зажигания |
Микропроцессорная |
Бесконтактная | |
Рабочий объем двигателя, л |
2,3 |
2,445 |
2,445 |
Диаметр цилиндра, мм |
92 |
92 |
92 |
Ход поршня, мм |
|
92 |
92 |
Степень сжатия |
9,5 |
8,2 |
6,7 |
Порядок работы цилиндров |
1-3-4-2 |
1-2-4-3 | |
Максимальная мощность, кВт (л.с.), не менее |
95,7 (130) |
73,5 (100) |
66,2 (90) |
Максимальный крутящий момент, Н•м (кгс•м), не менее |
206 (21,0) |
182 (18,6) |
173 (17,6) |
Направление вращения коленчатого вала (со стороны шкива) |
Правое | ||
Топливо |
Бензин с октановым числом не менее 92 |
Бензин с октановым числом не менее 76 | |
Система смазки |
Комбинированная, под давлением и разбрызгиванием | ||
Система вентиляции картера |
Закрытая, принудительная, с отводом картерных газов во впускной трубопровод | ||
Система охлаждения |
Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией | ||
Сцепление |
Однодисковое, сухое, с гидравлическим приводом выключения | ||
Коробка передач |
Механическая пятиступенчатая с синхронизаторами на всех передачах или четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода | ||
Передаточные числа на передачах (в скобках для четырехступенчатой коробки): | |||
3,618 (3,5) | |||
2,188 (2,26) | |||
1,304 (1,45) | |||
1,0 (1,0) | |||
0,794 | |||
3,28 (3,54) | |||
Карданная передача |
Двухвальная, с промежуточной опорой или одновальная | ||
Главная передача |
Гипоидная, передаточное число – 3,9 | ||
Передняя подвеска |
Независимая, пружинная, шкворневая, на поперечных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости | ||
Задняя подвеска |
Зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах | ||
Амортизаторы |
Гидравлические, телескопические, двустороннего действия | ||
Размер обода колеса |
6,5Jx15h3 | ||
Шины: | |||
Радиальные, бескамерные | |||
195/65R15 | |||
Рулевое управление | |||
Тип рулевого управления |
Со встроенным в рулевой механизм гидроусилителем или без него | ||
Тип рулевого механизма |
Глобоидальный червяк – ролик или винт – шариковая гайка – рейка – сектор | ||
Передаточное число рулевого механизма: | |||
|
19.1 | ||
|
17.3 | ||
Рулевой привод |
Трапеция; тяги с шаровыми шарнирами | ||
Рулевая колонка |
С противоугонным устройством, объединенным с выключателем зажигания | ||
Тормозная система | |||
Рабочая тормозная система: | |||
|
Дисковые, вентилируемые, с плавающей однопоршневой скобой | ||
|
Барабанные, колодочные, с одним рабочим цилиндром и двумя поршнями | ||
Привод рабочей тормозной системы |
Гидравлический, двухконтурный, с вакуумным усилителем, регулятором давления задних тормозов и датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости | ||
Тормозные механизмы стояночной тормозной системы |
Барабанные колодочные на задних колесах | ||
Привод стояночной тормозной системы |
Механический, тросовый, от рычага, установленного между передними сиденьями | ||
Электрооборудование | |||
Тип схемы |
Однопроводная, с минусом на “массе” (кузов и силовой агрегат автомобиля) | ||
Номинальное напряжение бортовой сети, В |
12 | ||
Напряжение в бортовой сети при работающем двигателе, В |
13,4–14,7 | ||
Аккумуляторная батарея |
Стартерная, емкостью не менее 66 А•ч | ||
Генератор |
Переменного тока со встроенным выпрямителем (для ЗМЗ-4062 – 9422.3701 или 2502.3771; для ЗМЗ-402 – 1631.3701 или 192.3771) | ||
Стартер |
Постоянного тока, с дистанционным управлением и муфтой свободного хода (для двигателя ЗМЗ-4062 – 42.3708-10; для двигателя ЗМЗ-402 – СТ 230-Б4) | ||
Свечи зажигания |
Для двигателя ЗМЗ-4062 – А14ДВР; для двигателя ЗМЗ-402 – А14ВР |
pkfnpo.ru