ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

3. Система эксплуатационного обеспечения электрооборудования тмс-65. Двигатель вк 1а


ВК-1

ВК-1

Разработка турбовинтового двигателя ВК-1 началась в 0КБ-117 под руководством В.Я.Климова летом 1946 года. Он являлся развитием двигателя РД-45Ф (лицензионной копии Роллс-Ройс "Нин-II"). Была поставлена задача увеличить тягу двигателя на 30%. Одновременно был учтён опыт эксплуатации РД-45. В конструкцию были внесены следующиее изменения: увеличена камера сгорания, изменены лопатки турбины, установлено выходное устройство трубного типа. Эскизный проект был готов в 1947 году. Доводка двигателя проходила достаточно быстро. В начале 1949 года были завершены Государственные испытания и 14 мая вышло Постановление СМ СССР №1889-699 о запуске ВК-1 в серийное производство на моторостроительных заводах в Москве, Перми и Уфе. За создание двигателя ВК-1 в 1949 году В.Я.Климову, С.П.Изотову и Н.Г.Костюку была присуждена Сталинская премия 1 степени.

ВК-1 представляет собой одновальный турбореактивный двигатель с одноступенчатым двухсторонним центробежным компрессором, 9 индивидуальными трубчатыми камерами сгорания и одноступенчатой турбиной. На модификации ВК-1Ф установлена форсажная камера.

Первоначально ресурс ВК-1 составлял 100 часов. Затем он был доведён до 150 часов, позже - до 200 часов. Серийное производство продолжалось до 1958 года. Выпускался по лицензии в Китае, Польше, Чехословакии. Всего изготовлено около 20000 двигателей семейства ВК-1. На базе ВК-1 были разработаны опытные двигатели ВК-5, ВК-5Ф, ВК-7. Отработавшие лётный ресурс двигатели применяются на тепловых машинах АИСТ-5ВМ, АИСТ-5ТМ, ТМ-59, ТМГ-3, ТМС-65, пожарной машине АГВТ-100(157).

Модификации:

  • ВК-1 - базовый. Устанавливался на самолётах Ла-176, Ла-200, МиГ-15бис, Як-50.
  • ВК-1А - доработанный. Ресурс увеличен до 150 часов, а с 6 серии - до 200 часов. Устанавливался на самолётах Ил-28, МиГ-17, Ту-14.
  • ВК-1Ф - с форсажной камерой (первый в СССР). Тяга на форсаже составила 3380 кгс (форсаж длился до 3 минут). Выпускался в 1951-1958 годах. Устанавливался на самолёте МиГ-17Ф, МиГ-17ПФ.
  • Lis-5 - польский вариант ВК-1Ф. Устанавливался на истребителе Lim-5 (копия МиГ-17Ф) и его модификациях.
  • WP-5 - китайский вариант ВК-1Ф. Выпускался с июня 1956 года. Устанавливался на истребителе J-5 (копия МиГ-17Ф) и его модификациях.
  • WP-5A - китайский вариант ВК-1А. Выпускался с 1957 года. Устанавливался на бомбардировщике H-5 (копия Ил-28).

Технические харктеристики

Габариты, мм:

длина диаметр максимальный

2640 1273
Масса сухая, кг 872
Удельный расход топлива на крейсерском режиме, кг/кгс·ч 1,07
Расход воздуха через компрессор, кг/с 48,2
Степень повышения давления в компрессоре 4,2
Температура газа перед турбиной, °C 897
Взлётная тяга, кгс 2700
Ресурс, час. 200

Литература

  1. Арсеньев Е., Крылов Л. Истребитель МиГ-15. - М.: М-Хобби, 1999. - С. 11.
  2. Авиация. - М.: "Большая российская энциклопедия", 1994. - С. 141-143.
  3. Изотов П., Изотов Д. Двигатели ВК: от ВК-1 до ВК-10 // Двигатель. - 2000. - №5-6. - 2001. - №1.
  4. Саркисов А. На новом подъёме. Моторы Климова: 85 лет в строю // Крылья Родины. - 2001. - №8. - С. 20-21.

aviaros.narod.ru

6. Система эксплуатационного обеспечения электрооборудования тмс-65.

Система обогрева предназначена для подогрева воды в водяной емкости машины до 35-40°С и наружного обогрева корпуса клинкетной задвижки в зимних условиях отработавшими газами двигателя автомобильного шасси.

Система обогрева /показать схему-рис/ состоит из механизма распределения газов, труб, змеевика и водяной емкости и кожуха обогрева клинкетной задвижки. Механизм распределения газов установлен перед глушителем.

Рис.5 Система обогрева.

  1. - механизм распределения газов;

  2. - рукоятка, поворота заслонки;

  3. - емкость;

  4. - змеевик водяной системы;

  5. - глушитель.

С помощью поворотной заслонки, управление которой производится поворотом рукоятки, установленной в кабине водителя справа на полу, можно к, направить отработавшие газы двигателя автомобиля или в змеевик водяной системы с выходом этих газов через кожух клинкетной задвижки в атмосферу или на выхлоп в атмосферу через глушитель. На выпускной трубе глушителя имеется фланец для подсоединения через металлорукав трубопроводов водяной системы для прогрева водяных коммуникаций при отрицательных температурах воздуха. В комплекте машины предусмотрен металлорукав для обогрева водяной системы при подготовке машины к работе и для продувки её после окончания работы при минусовых температурах воздуха. Контроль за температурой воды в емкости осуществляется дистанционным термометром ТПП-082, указатель которого установлен в кабине водителя /показать на машине/.

Фильтровентиляционная установка фву-15т

Рис.6 Схема расположения агрегатов ФВУ-15Т в ТМС-65.

  1. Электровентилятор ЭВ-15

  2. Фильтр-поглотитель ФП-15

  3. Кабина водителя

  4. Клапан с противогазовой коробкой

  5. Электрокалорифер КЭ-3.5

  6. Тройник

  7. Кабина оператора

Предназначена для принудительной подачи воздуха в кабину водителя и кабину оператора.

В комплект ФВУ-15Т входят: /показать на машине/ электровентилятор и фильтр поглотитель, которые установлены на кронштейнах под капотом двигателя автомобильного шасси. Забор воздуха электровентилятором производится через патрубок, выведенный наружу из-под облицовки. Включение электровентилятора производится выключателем из кабины водителя или оператора. В комплект ФВУ-15Т также входят четыре клапана /три в кабине водителя, один в кабине оператора/ и четыре электрокалорифера, соединительные трубки и резиновые гофрированные шланги. Установка используется и комплекте с индивидуальными противогазами расчета. Противогазовая коробка устанавливается в раструб, который соединяется с клапаном. Соединительную трубку при подключении лицевой части противогаза к противогазовой коробке необходимо удлинитьгофрированной трубкой. Электрокалорифер используется для подогрева вдыхаемого воздуха в зимнее время. Он устанавливается между соединительной и гофрированной трубками. Подключение электрокалорифера к электрической системе машины производится соединением штепсельного разъема.

Переговорное устройство Р-124 предназначено для внутренней телефонной связи между членами экипажа.

В комплект переговорного устройства Р-124 входят: /показать на машине/ аппарат А-1, аппарат А-2 в кабине водителя, аппарат А-4 в кабине оператора, а также нагрудные переключатели со шнурами и шлемофоны с ларингофонами. Аппарат А-1 служит водителю для внутренних переговоров с оператором и командиром подразделения. Аппарат А-2 служит командиру подразделения для внутренних переговоров с водителем и оператором.

Аппарат А-4 служит для внутренней связи оператора с командиром подразделения и водителем.

Каждый аппарат смонтирован в металлическом корпусе с выведенными на лицевую сторону переключателем рода работ и регулятором громкости. В верхней части корпуса расположена колодка шестиконтактного разъема для подключения шнура с нагрудным переключателем в нижней части - отверстие для ввода соединительных кабелей.

Противопожарное оборудование предназначено для тушения пожара на двигателе ВК-1А и других частях машины. Оно включает в себя /показать на машине/ углекислотный стационарный огнетушитель /ОСУ-5/ с кронштейном крепления и трубопроводом пожарного выпуска углекислоты, а также четырех ручных углекислотных огнетушителя /ОУ-2/ с кронштейнами крепления. Огнетушитель ОСУ-5-8л установлен на правой балке двигателя ВК-1 А. Ручные углекислотные огнетушителя СУ-2-/2л/ установлены: два - на прицеп-цистерне ПЦ-4.2-754В, один - на кабине водителя и один - около ОСУ-5.

Принцип действия углекислотного огнетушителя заключается в следующем. Углекислый газ тяжелее воздуха, он нейтрален и не влияет на окружающие материалы и предметы. При срабатывании огнетушителей углекислота, подводимая в зону горения, производит снижение концентрации кислорода до 10-15%, кроме того, охлаждает горящие объекты и окружающую сведу, в итоге этих двух факторов прекращается горение. Привод огнетушителя в действие может быть:

Электрооборудование машины ТМС - 65 состоит из электрооборудования автомобильного шасси Урал-375Е и электрооборудования,обеспечивающего работу агрегатов, систем и приборов специального оборудования, к которому относятся: источники питания /аккумуляторные батареи и генератор/, электрооборудования двигателя ВК-1А с потребителями, электрооборудование гидравлической системы, приборы и аппараты общего назначения и электрическая /бортовая/ сеть.

Источники питания предназначены для обеспечения электроэнергией электроагрегатов и приборов машин. Аккумуляторные батареи 6 СТ-128, установленные на машине, предназначены для питания электрической сети машины при неработающем генераторе и на малых оборотах генератора в случае когда, напряжение генератора ниже напряжения аккумуляторных батарей. Батареи расположены сзади на машине в специальном ящике /показать/.

На машине установлены две аккумуляторные батареи СТ-128 с общим напряжением 24В.

Генератор Г-74Б предназначен для питания электрической сети машины и для подзарядки аккумуляторных батарей. Генератор приводится во вращение от коробки привода агрегатов через клиноременную передачу /показать на машине/. Для автоматического включения генератора в сеть электрооборудования и отключения его от сети, для поддержания напряжения генератора в заданных пределах при изменении скорости вращения, а также для ограничения максимального тока генератора имеется реле-регулятор РРТ-31М. Электрооборудование двигателя ВК-1А состоит из двух систем: системы запуска и системы электроприборов, контролирующих работу двигателя. Система электроприборов двигателя предназначена:для раскрутки ротора двигателя до заданного числа оборотов и зажигания смеси в камерах сгорания;

- для контроля за основными параметрами двигателя: оборотами, температурой газов за турбиной, температурой и давлением масла и давлением топлива в топливной системе двигателя. Система запуска предназначена для осуществления запуска двигателя ВК-1А по заданной программе и состоит из следующих агрегатов:

Стартер СТ2-48В представляет собой электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением и предназначается для раскрутки ротора двигателя до заданного числа оборотов. Стартер устанавливается на коробку приводов двигателя ВК-1А с левой стороны.

Пусковая панель ПС-2В предназначена для дистанционного управления автоматическим пуском стартера и осуществляет трехступенчатый запуск двигателя.

Панель смонтирована в металлической коробке прямоугольной формы.

Катушка зажигания КР-1 служит для вырабатывания тока высокого напряжения, необходимого для получения искрового разряда на электродах пусковых свечей и воспламенения рабочей смеси в 3-й и 8-й камерах сгорания.

Запальное устройство для двигателя ВК-1А состоит из запальной свечи СД-55АН и пусковой форсунки, объединенных в одном корпусе. Всего на двигателе установлены два запальных устройства: в 3-й и 8-й камерах сгорания.

Двигатель Д-150 пускового насоса является двухполюсным двигателем постоянного тока со смешанным возбуждением и предназначен для привода пускового насоса /агрегата ПНР-45Б/. В систему электроприборов, контролирующих работу двигателя ВК-1 А входят:

-трех стрелочный электрический моторный индикатор ЭМИ-ЗР, который служит для дистанционного контроля работы двигателя. Он является комбинированным прибором, измеряющим давление топлива и давление и температуру масла /УПЗ-3/. Три стрелки на общем циферблате указателя показывают измеряемые величины /показать на панели приборов в кабине оператора машины ТМС-65/. Диапазон измерения ЭМИ-ЗР:

а/ манометром топлива ПМ-100 - от 0 до 100 кгс/см2; б/ манометром масла ПМ-10 - от 0 до 10 кгс/см ; в/ термометром масла П-1 - от -60 до +150°С.

-Предела измерении,°С 300-900

-рабочий диапазон, °С 450-750

Сигнализатор давления СЛ-3 служит для сигнализации о падении давления ниже допустимого в магистрали низкого давления топливной системы. Сигнализатор включает сигнальную лампочку, которая зажигается при понижении давления топлива ниже 0,3 кгс/см .

Тахометр ТЭ-15М представляет собой электрический прибор, предназначенный для непрерывного показания числа оборотов ротора двигателя ВК-1А /показать на панели приборов в кабине оператора ТМС-65/. Тахометр ТЭ-15М показывает обороты ротора двигателя в пределах от 0 до 15 000 об/мин.

Электрооборудование гидросистемы: предназначено для управления гидрозолотниками, которые управляют подъемом, опусканием, поворотом двигателя ВК-1А и подачей воды в удлинительную насадку. В него входят электромагниты гидрозолотников и кнопки для включение электромагнитов.

О них более подробно и конструктивно остановимся на последующих занятиях.

К приборам и аппаратам общего назначения относятся:

- выключатель "массы" ВК-318Б предназначен для отключения аккумуляторных батарей от сети электрооборудования при длительных стоянках машины. Выключатель расположен сзади на автомобильном шасси Урал-375Е /показать/;

- электровентилятор ЭВ-15 предназначен для нагнетания воздуха в фильтровентиляционную установку ФВУ-15Т. Он установлен под капотом двигателя ЗИЛ-375;

- обогреватель стекла предназначен для обогрева воздуха вблизи переднего стекла в целях предотвращения его запотевания. Обогреватель установлен между стеклами на кронштейне. /Показать/. Электрическая бортовая сеть выполнена по однопроводной схеме питания всех потребителей электрической энергией. Минусовым проводом является корпус /масса/ машины; клемма "минус" аккумуляторных батарей соединена с корпусом через выключатель массы. При длительных стоянках машины в целях предотвращения разряда батарей токами утечки, "минус" аккумуляторных батарей отсоединяется от корпуса машины.

Вывод: система эксплуатационного обеспечения и электрооборудования машины ТМС-65 обеспечивает устойчивую работу всех систем и агрегатов, а также необходимые удобства для работы расчету машины ТМС-65.

studfiles.net

ВК-1 — Сайт Дизелистов СПб ГМТУ

В 1946-47 гг. были проведены работы по созданию на базе РД-45 более мощного двигателя, который получил название ВК-1. В 1949 г. он прошел Госиспытания и стал первым в СССР крупносерийным турбореактивным двигателем.

 

По конструкции ВК-1 подобен РД-45: одновальный ТРД с одноступенчатым центробежным двухсторонним компрессором, девятью индивидуальными трубчатыми камерами сгорания и одноступенчатой турбиной.

 

ВК-1 и его модификация ВК-1А тягой 2700 кгс устанавливались на серийных самолетах МиГ-15бис, МиГ-17, Ил-28, Ту-14Т, а также большом количестве опытных самолетов всех самолетостроительных ОКБ СССР.

 

Рвзл. = 2700 кгс Суд.взл. = 1,07 кг/кгс.ч Gв = 48,2 кг/с πк = 4,2 Тг макс. = 1170 К Lдв. = 2640 мм Dдв. = 1270 мм Мдв. = 870 кг

 

 

В 1951 г. разработана и запущена в серийное производство модификация двигателя ВК-1Ф с дожиганием топлива в форсажной камере с кратковременным режимом тягой 3380 кгс. ВК-1Ф устанавливался на истребителях МиГ-17Ф/ПФ.

 

Двигатели семейства ВК-1 серийно выпускались с 1949 по 1958 г. на заводах СССР (ОАО "Уфимское моторостроительное ПО", АО "Пермский моторный завод" и АО "ММП имени В.В.Чернышева"), Польши, Чехословакии, Китая. Всего было изготовлено более 20000 двигателей ВК-1 всех модификаций. Дальнейшее развитие ВК-1 получил в опытных двигателях ВК-5, ВК-5Ф, ВК-7, тяга которых была на уровне 3100...5250 кгс.

 

В настоящее время отработавшие летный ресурс двигатели ВК-1 применяются на аэродромах для их очистки от снега и льда.

 

 

C июня 1956 г. в Китае на предприятии LEMC (Liming Engine Manufacturing Company) ВК-1Ф выпускался под маркой WP5. В 1957 г. там же начато производство WP5A (ВК-1А) для самолета Н-5 (Ил-28).

www.propulsionplant.ru

5. Общее устройство и принцип действия тмс-65.

Специальное оборудование машины смонтировано на автомобильном шасси высокой проходимости Урал-375Е и имеет в своем составе следующие основные части: /показать на машине ТМС-65/

Рис.1. Общий вид. Тепловая машина для специальной обработки военной техники ТМС-65.

Рабочим органом машины является турбореактивный двигатель ВК-1 А. Он является генератором высокоскоростной и высокотемпературной струи газов.

При подаче воды или суспензии в газовый поток в удлинительной насадке образуется газокапельный поток. Двигатель ВК-1 А крепится на поворотной раме /показать/ и имеет возможность поворачиваться в вертикальной и горизонтальной плоскостях, за счет включения в работу гидросистемы поворота и подъема /опускания/ двигателя. Осуществление таких поворотов позволяет с необходимой продолжительностью обрабатывать газовым или газокапельным потоком наружные поверхности движущихся и неподвижных объектов военной техники.

Поворотное устройство предназначено для обеспечения поворота в горизонтальной плоскости двигателя ВК-1 А совместно с кабиной оператора.

Поворотное устройство крепится к надрамнику машины /показать/ и состоит из следующих узлов и механизмов: /показать схему-рисунок 2/ поворотная рама, поворотный круг, механизм фиксации поворотного устройства, механизм поворота и гидромуфты.

Рис. 2. Схема поворотного устройства.

  1. поворотная рама;

  2. поворотный крут;

  3. цепная передача;

  4. гидроцилиндры поворота;

  5. гидромуфта.

Поворотная рама предназначена для установки на ней узлов и агрегатов поворотной части машины.

Поворотный круг предназначен для подвижного соединения поворотной части машины с надрамником.

Механизм фиксации поворотного устройства предназначен для стопорения и удержания поворотной части машины в походном положении иди при перевозке машины железнодорожным или другими видами транспорта. /Показать педаль рычаг/. Стопорение поворотной части машины происходит автоматически при входе клиновой части фиксатора в вырез соответствующего упора поворотной рамы. Для отключения механизма фиксации педаль рычага отжимается вниз и стопорится поворотной защелкой, установленной на облицовке.

Механизм фиксации двигателя предназначен для стопорения и удержания двигателя ВК-1А в горизонтальной положении при транспортном пробеге машины /показать на машине/. Ручка управления усыновлена в кабине оператора. Поворотом ручки в положение "включено" ось поворачивается на 90° и цилиндр поверхностью входит в вырез штока. В этом положении шток фиксируется в корпусе неподвижно.

Гидромуфта предназначена для бесшлангового подвижного соединения магистралей гидравлической и водяной систем /показать на машине/. /По плакату показать устройство гидромуфты/. Она состоит из корпуса, рубашки, стакана, втулки, крышки с резиновой втулкой, кронштейна, прокладки и уплотнительных колец. Корпус в сборе с рубашкой и уплотнительными кольцами образует магистраль для воды, а стакан в сборе с втулкой и уплотнительными кольцами - магистрали для масла гидросистемы. Через центральное отверстие втулки гидромуфты проходят провода электросистемы, топливный шланг и трубопровод фильтровентиляционной установки.

При работе поворотного, устройства корпус и стакан гидромуфты поворачиваются совместно с поворотной частью машины вокруг неподвижной втулки и рубашки.

Кабина оператора служит рабочим местом оператора » предназначена для размещения органов управления и контрольно-измерительных приборов /показать/.

Кабина состоит из металлического сварного корпуса, деревянного каркаса внутренней обшивки и двери. Дверь кабины сварена из листового металла, имеет двойные стенки и замок автомобильного типа. Дверной проем в корпусе кабины уплотнен резиновым уплотнением. Внутренние пустоты корпуса, кабины и двери заполнены звука и теплоизоляционным материалом. Кабина и двери имеют двойное остекление. Для предотвращения запотевания или обледенения передних стекол между ними установлен электрический обогреватель, а снаружи для работы во время дождя и снегопада - электрический стеклоочиститель

На крыше кабины имеется люк для вентиляции. Люк герметично закрывается изнутри кабины винтовым зажимом. В кабине установлено мягкое сиденье с откидной подушкой; может поворачиваться на 90°. Пол кабины покрыт резиновым ковриком. Снаружи на крыше кабины установлены две фары и двусторонний габаритный фонарь. Фары предназначены для освещения места работы в ночное время. /Расположение органов управления и контрольно-измерительных приборов показать на машине/.

Рис. 3. Кабина оператора.

1 - ножной включатель и выключатель; 2 - ручка фиксации двигателя ВК-1А; 3 - раструб ФВУ подсоединения противогазовой коробки; 4 - аппарат А-4 переговорного устройства; 5 - ручка управления перекрывным краном /стоп/; 6 - ручка управления дроссельным краном; 7 - ручка управления стоп-краном; 8 - панель приборов; 9 - обогреватель стекол; 10 -стеклоочиститель; 11 - ручка управления подъемом, опусканием, поворотом двигателя ВК-1А; 12 - регуляторы изменения скорости перемещения двигателя ВК-1А; 13 - обогреватель; 14 - колодка штепсельного разъема электрокалорифера ФВУ.

Рис. 4.Панель приборов.

1 - выкл. обогрева кабины; 2 - выкл. обогрева стекол; 3 -выкл. ФВУ; 4 - выкл. фар; 5 - выкл. гидравлики; 6 - ручка упр. подъемом, опусканием и поворотом двигателя ВК-1А; 7 - сигнальная лампа вкл. электрозолотников; 8 - сигнальная лампа горизонтального положения двигателя; 9 - кнопка стартера двигателя ВК-1А; 10 - выкл. подкачивающего насоса; 11 - сигнальная лампа, давления топлива; 12 - выключатель приборов; 13 - главный выключатель; 14 - кнопка выключения огнетушителя ОСУ-5; 15- термометр ТВГ-П; 16 - указатель УКЗ-3; 17 - сигнальная лампа зажигания; 18 -тахометр ТЭ-15м; 19 - сигнальная лампа газокапельного потока; 20 - вольтамперметр ВА-2; 21 - указатель уровня воды УБ-102В; 22 - лампа, сигнализатора остатка топлива; 23 - выкл. плафона; 24 -сигнальная лампа обогрева, кабины; 25 - выкл. стеклоочистителя; 26 -регуляторы изменения скорости перемещения двигателя ВК-1А

Привод агрегатов машины предназначен для отбора мощности от двигателя автомобиля и передачи её для приведения в действие генератора постоянного тока Г-745, насоса водяной системы 2,5Вс-За и двух насосов гидросистемы НШ-10 Д.

Отбор мощности для привода агрегатов машины производится от двигателя автомобильного шасси через коробку отбора мощности, установленную на коробке перемены передач автомобильного шасси УРАЛ-375Е и позволяет с помощью карданных валов передать крутящий момент на ведущий вал коробки привода агрегатов. Управление коробкой отбора мощности производится рычагом, расположенным в кабине водителя /справа от него/. /Показать на машине/.

Топливная система предназначена для хранения, очистки и подачи топлива к форсункам двигателя ВК-1 А. Она состоит из топливной емкости, подкачивающего насоса ПНВ-2, топливопроводов, перекрывного крана, топливного фильтра и др. топливной аппаратуры двигателя ВК-1 А /показать на машине/.

Водяная система предназначена для обеспечения работы машины в режиме газо-канального потока при дезактивации и дезинфекции военной техники.

Водяная система включает в себя: вихревой самовсасывающий насос, всасывающие трубопроводы, нагревательные трубопроводы, жидкостный затвор с манометром, расположенным в кабине водителя, водяной фильтр, гидромуфту, клинкетную задвижку и водяную емкость /показать на машине/. Всасывающий трубопровод обеспечивает забор воды из собственной емкости, прицеп-цистерны, авторазливочной станции /АРС/, естественных водоисточников и подачу её на распределительное кольцо удлинительной насадки или перекачку.

Заборные патрубки всасывающего трубопровода выведены на обе стороны и корму машины ТМС-65.

Клинкетная задвижка предназначена для дистанционного управления подачи воды /раствора/ в удлинительную насадку двигателя ВК-1 А при работе машины в режиме газокапельного потока. С нажатием на переключатель в кабине оператора перекрытие нагревательного трубопровода на емкость одновременно открывает основной канал /отверстие/ - на распределительное кольцо удлинительной насад и наоборот.

Корпус клинкетной задвижки заключен в кожух для обогрева гидроцилиндра выхлопными газами в зимнее время года.

Гидравлическая система предназначена, для подъема, опускания и поворота двигателя ВК-1 А, а также для переключения клинкетной задвижки. Управление гидросистемой дистанционное, с помощью электросистемы.

Гидравлическая система состоит из следующих узлов и деталей /показать на машине/:

Схема гидравлической системы предусматривает независимую работу двух гидроприводов с общим масляным баком:

Надрамник и облицовка машины являются составной частью всей машины ТМС-65.

Надрамник предназначен для размещения и крепления на нем агрегатов и механизмов специального оборудования /показать на машине/. Надрамник сварной конструкции: он состоит из двух лонжеронов, соединенных между собой поперечинами, плитой для крепления поворотного устройства и кронштейном для установки и крепления аккумуляторных батарей.

К поперечине приварен кронштейн для крепления гидроцилиндров поворота. К плите приварена поперечная балка для крепления облицовки машины. На правом лонжероне в передней части надрамника приварена плита для крепления коробки привода агрегатов, кронштейн для крепления генератора Г-745 и кронштейн для крепления водяного насоса 2,5ВС-За, четыре кронштейна для крепления емкостей водяной и топливной.

Облицовка машины предназначена для защиты узлов и агрегатов от грязи и атмосферных осадков, удобства обслуживания и придания законченной общей формы машины. Она состоит из крыльев, верхнего листа /площадки/ кожуха, боковин и брызговиков.

Принцип действия машины ТМС-65 при дезактивации и дезинфекции техники основан на удалении загрязнений /РВ, БС/ с поверхности зараженныхобъектов за счет газового и газокапельного потоков, создаваемых двигателем ВК-1А при периодическом впрыскивании в удлинительную насадку воды или водных растворов бактерицидных веществ. Дегазация зараженной поверхности техники обеспечивается за счет её прогревания высокотемпературным потоком газов /300-350°С/ двигателя ВК-1А, при этом отравляющие вещества разлагаются / термическое разложение/, часть ОВ испаряется, а мощный скоростной газовый поток удаляет продукты разложения с поверхности.

Вывод: из рассмотренных систем и агрегатов наиболее сложными по устройству и эксплуатации являются двигатель ВК.-1А, кабина оператора и гидравлическая система машины, требующая детального изучения и только после сдачи контрольных вопросов, получения удостоверений можно работать в качестве оператора ТМС-65.

studfiles.net

Д.И. Менделеева

РОССИЙСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО

ЗНАМЕНИ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

ФАКУЛЬТЕТ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

Профиль №510200 4 курс

2004/2005 уч. год

Средства

с

«Утверждаю»

Начальник военной кафедры

полковник____________ Н. Имайчев

«__» ______________200_ г.

пециальной обработки

Тема №4: Технические средства специальной обработки вооружения и техники войск РХБ защиты.

Занятие №6: Авторазливочная станция АРС-14 и тепловая машина ТМС-65.

  1. Назначение, ТТД, устройство, принцип действия АРС-14 и тепловой машины ТМС-65.

Учебные и воспитательные цели занятия:

  1. Проверить у студентов усвоение материала по назначению, ТТД, устройству и принципу действия АРС-14 и ТМС-65.

  2. Поддерживать и развивать интерес у обучаемых к изучению курса средств специальной обработки.

Виды проведения занятия:Семинар

Продолжительность занятия:4 учебных часа

Место занятия:Класс средств специальной обработки

Материальное обеспечение занятия:

  1. Машина ТМС-65 с прицепом – 1 шт.

  2. Электрифицированный стенд с основными системами ТМС-65

и двигателем ВК-1А.

  1. Комплект плакатов, слайды.

Литература к занятию:

  1. Тепловая машина для специальной обработки военной техники ТМС-65. В.И. 1970 г. стр. 126-135.

  2. ДДД ч.2 ВАХЗ 1979 г. стр. 95-141.

  3. Учебное пособие ТМС-65.

Содержание занятий (программное):

Назначение, ТТД, устройство, принцип действия АРС-14 и тепловой машины ТМС-65.

План занятия (учебные вопросы и расчет времени):

Организации занятия и контрольный опрос………………..………………10 мин.

  1. Назначение, ТТД, общее устройство АРС-14.

  1. Назначение съемного специального оборудования АРС-14.

Назначение несъемного специального оборудования АРС-14.

  1. Порядок подготовки АРС-14 для ДДД вооружения и техники.

  2. Назначение, ТТД ТМС-65.

  3. Общее устройство и принцип действия ТМС-65.

  4. Системы эксплуатационного обеспечения

электрооборудования ТМС-65.

  1. Назначение, ТТД, общее устройство двигателя ВК-1А.

  2. Топливная система ТМС-65.

  3. Система привода агрегатов ТМС-65.

  4. Водяная система ТМС-65.

  5. Назначение, устройство гидравлической системы ТМС-65.

Заключение…………………………………………………………………5 мин.

Итого: 180 мин.

Контрольные вопросы:

1. Назначение, ТТД, устройство, принцип действия АРС-14

2.Назначение, ТТД, устройство, принцип действия тепловой машины ТМС-65.

Организационно-методические указания:

Занятие проводиться с полувзводом. На занятии используется тепловая машина ТМС-65, а так же агрегаты и детали спецоборудования, труднодоступные при осмотре ТМС-65. Для наглядности основные ТТД изучаются со стенда. Во время занятия необходимо напомнить о мерах безопасности при работе с машиной.

Методическая разработка рассмотрена и утверждена на заседании военной кафедры специальных дисциплин.

Протокол №______ от «__»____________ 200__ года.

  1. Назначение, тактико-технические данные и общее устройство авторазливочной станции арс-14.

Авторазливочные станции АРС-14 предназначена для дегазации, дезактивации и дезинфекции вооружения и военной техники, дегазации и дезинфекции отдельных участков местности и дорог, временного хранения и транспортирования воды и дегазирующих растворов, снаряжения ими различных емкостей и комплектов специальной обработки, а также перекачивания жидкости из одной тары в другую.

В АРС - 14 применяются следующие дегазирующие дезактивирующие и дезинфицирующие растворы:

Дегазирующий раствор №1 - для дегазации и дезинфекции;

Дегазирующий раствор №2-бщ (2-ащ) - для дегазации;

Рецептура РД-2 для дегазации;

1 или 1,5 % водный раствор ГК - для дегазации, а также для дезинфекции неспорообразующих форм микробов;

5 или 7,5 % водный раствор ГК - для дезинфекции спорообразующих форм микробов;

0,15 % водный раствор порошка СФ-2У - для дезактивации;

0,15 % водный раствор порошка СФ-2У - для дегазации самолетов и вертолетов.

Основные тактико-технические характеристики

АРС-14

Производительность по дегазации, дезактивации и дезинфекции вооружения и военной техники, ед/ч.

6-8

Возможность по обработке техники одной зарядкой, ед.

При дегазации, дезинфекции дегазирующим р-ром №1 или 2-бщ (2-ащ).

100

При дегазации рецептурой РД-2

100-125

При дегазации 1 или 1,5 % водным р-ром ГК.

40

При дезинфекции 1 или 1,5 % водным р-ром ГК.

24

При дезинфекции 5 или 7,5 % водным р-ром ГК.

14

При дезактивации 0,15 % водным раствором СФ-2У.

20

Количество одновременно обслуживаемых рабочих мест:

При дегазации, дезактивации и дезинфекции протиранием щетками.

8

При дезактивации струей воды прямыми брандспойтами

3

АРС-14

При помывке личного состава

-

При снаряжении растворами емкостей комплектов ДКВ и АДДК

2

Объем одной зарядки, л:

Дегазирующего р-ра №1

2000

Дегазирующего р-ра №2-бщ (-ащ)

2500

Дегазирующей рецептуры РД-2

2500

Водного р-ра ГК, водного р-ра порошка СФ-2У

2500

Невыбираемый остаток раствора в цистерне, л.

100

Время нагрева воды до 60-70 °С, мин.

-

Время полного снаряжения цистерны, мин.:

Механическим насосом

8-12

Ручным насосом

До 45

Время развертывания, мин.

9-15

Масса станций с неснаряженной цистерной, кг.

6860

Масса спец. оборудования, кг.

1570

Расчет станции, чел.

2-3

Специальное оборудование АРС-14 смонтировано на шасси автомобиля ЗИЛ-131 и состоит из следующих основных частей: цистерны, механического насоса с приводом, ручного насоса, трубопроводов, резинометаллических и резинотканевых рукавов, съемного оборудования и принадлежностей. Съемным оборудованием и принадлежностями являются раздаточные коллекторы, насадки, резинометаллические и резинотканевые рукава (заборные и раздаточные), раздаточные пистолеты ПР-5, брандспойты прямые (струйные) и со щетками, переходники и др.

На авторазливочной станции АРС-14 над боковыми ящиками имеются хомуты для крепления и транспортирования четырех барабанов с ГК массой по 50 кг каждый.

Возможности АРС-14 по дезактивации и дегазации.

Наименование объекта

Количество объектов, обрабатываемых 1 зарядкой

Струей воды

Дезакт. растворами из брандспойтов со щетками

ДР №1 из брандспойтов со щетками

Танки

2

25

106

Автомобили груз.

4

33

120

БТР

3

25

106

1 22-мм орудия

6

50

240

155-мм орудия

10

62

240

studfiles.net

3. Система эксплуатационного обеспечения электрооборудования тмс-65.

Система обогрева предназначена для подогрева воды в водяной емкости машины до 35-40°С и наружного обогрева корпуса клинкетной задвижки в зимних условиях отработавшими газами двигателя автомобильного шасси.

Система обогрева состоит из механизма распределения газов, труб, змеевика и водяной емкости и кожуха обогрева клинкетной задвижки. Механизм распределения газов установлен перед глушителем.

Рис.5 Система обогрева.

  1. - механизм распределения газов;

  2. - рукоятка, поворота заслонки;

  3. - емкость;

  4. - змеевик водяной системы;

  5. - глушитель.

С помощью поворотной заслонки, управление которой производится поворотом рукоятки, установленной в кабине водителя справа на полу, можно к, направить отработавшие газы двигателя автомобиля или в змеевик водяной системы с выходом этих газов через кожух клинкетной задвижки в атмосферу или на выхлоп в атмосферу через глушитель. На выпускной трубе глушителя имеется фланец для подсоединения через металлорукав трубопроводов водяной системы для прогрева водяных коммуникаций при отрицательных температурах воздуха. В комплекте машины предусмотрен металлорукав для обогрева водяной системы при подготовке машины к работе и для продувки её после окончания работы при минусовых температурах воздуха. Контроль за температурой воды в емкости осуществляется дистанционным термометром ТПП-082, указатель которого установлен в кабине водителя.

Фильтровентиляционная установка фву-15т

Рис.6 Схема расположения агрегатов ФВУ-15Т в ТМС-65.

  1. Электровентилятор ЭВ-15

  2. Фильтр-поглотитель ФП-15

  3. Кабина водителя

  4. Клапан с противогазовой коробкой

  5. Электрокалорифер КЭ-3.5

  6. Тройник

  7. Кабина оператора

Предназначена для принудительной подачи воздуха в кабину водителя и кабину оператора.

В комплект ФВУ-15Т входят: электровентилятор и фильтр поглотитель, которые установлены на кронштейнах под капотом двигателя автомобильного шасси. Забор воздуха электровентилятором производится через патрубок, выведенный наружу из-под облицовки. Включение электровентилятора производится выключателем из кабины водителя или оператора. В комплект ФВУ-15Т также входят четыре клапана (три в кабине водителя, один в кабине оператора) и четыре электрокалорифера, соединительные трубки и резиновые гофрированные шланги. Установка используется и комплекте с индивидуальными противогазами расчета. Противогазовая коробка устанавливается в раструб, который соединяется с клапаном. Соединительную трубку при подключении лицевой части противогаза к противогазовой коробке необходимо удлинитьгофрированной трубкой. Электрокалорифер используется для подогрева вдыхаемого воздуха в зимнее время. Он устанавливается между соединительной и гофрированной трубками. Подключение электрокалорифера к электрической системе машины производится соединением штепсельного разъема.

Переговорное устройство Р-124 предназначено для внутренней телефонной связи между членами экипажа.

В комплект переговорного устройства Р-124 входят: аппарат А-1, аппарат А-2 в кабине водителя, аппарат А-4 в кабине оператора, а также нагрудные переключатели со шнурами и шлемофоны с ларингофонами. Аппарат А-1 служит водителю для внутренних переговоров с оператором и командиром подразделения. Аппарат А-2 служит командиру подразделения для внутренних переговоров с водителем и оператором.

Аппарат А-4 служит для внутренней связи оператора с командиром подразделения и водителем.

Каждый аппарат смонтирован в металлическом корпусе с выведенными на лицевую сторону переключателем рода работ и регулятором громкости. В верхней части корпуса расположена колодка шестиконтактного разъема для подключения шнура с нагрудным переключателем в нижней части - отверстие для ввода соединительных кабелей.

Противопожарное оборудование предназначено для тушения пожара на двигателе ВК-1А и других частях машины. Оно включает в себя углекислотный стационарный огнетушитель (ОСУ-5) с кронштейном крепления и трубопроводом пожарного выпуска углекислоты, а также четырех ручных углекислотных огнетушителя (ОУ-2) с кронштейнами крепления. Огнетушитель ОСУ-5-8л установлен на правой балке двигателя ВК-1 А. Ручные углекислотные огнетушителя СУ-2-(2л) установлены: два - на прицеп-цистерне ПЦ-4.2-754В, один - на кабине водителя и один - около ОСУ-5.

Принцип действия углекислотного огнетушителя заключается в следующем. Углекислый газ тяжелее воздуха, он нейтрален и не влияет на окружающие материалы и предметы. При срабатывании огнетушителей углекислота, подводимая в зону горения, производит снижение концентрации кислорода до 10-15%, кроме того, охлаждает горящие объекты и окружающую сведу, в итоге этих двух факторов прекращается горение. Привод огнетушителя в действие может быть:

Электрооборудование машины ТМС - 65 состоит из электрооборудования автомобильного шасси Урал-375Е и электрооборудования,обеспечивающего работу агрегатов, систем и приборов специального оборудования, к которому относятся: источники питания (аккумуляторные батареи и генератор), электрооборудования двигателя ВК-1А с потребителями, электрооборудование гидравлической системы, приборы и аппараты общего назначения и электрическая (бортовая) сеть.

Источники питания предназначены для обеспечения электроэнергией электроагрегатов и приборов машин. Аккумуляторные батареи 6 СТ-128, установленные на машине, предназначены для питания электрической сети машины при неработающем генераторе и на малых оборотах генератора в случае когда, напряжение генератора ниже напряжения аккумуляторных батарей. Батареи расположены сзади на машине в специальном ящике.

На машине установлены две аккумуляторные батареи СТ-128 с общим напряжением 24В.

Генератор Г-74Б предназначен для питания электрической сети машины и для подзарядки аккумуляторных батарей. Генератор приводится во вращение от коробки привода агрегатов через клиноременную передачу. Для автоматического включения генератора в сеть электрооборудования и отключения его от сети, для поддержания напряжения генератора в заданных пределах при изменении скорости вращения, а также для ограничения максимального тока генератора имеется реле-регулятор РРТ-31М. Электрооборудование двигателя ВК-1А состоит из двух систем: системы запуска и системы электроприборов, контролирующих работу двигателя. Система электроприборов двигателя предназначена:для раскрутки ротора двигателя до заданного числа оборотов и зажигания смеси в камерах сгорания;

- для контроля за основными параметрами двигателя: оборотами, температурой газов за турбиной, температурой и давлением масла и давлением топлива в топливной системе двигателя. Система запуска предназначена для осуществления запуска двигателя ВК-1А по заданной программе и состоит из следующих агрегатов:

Стартер СТ2-48В представляет собой электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением и предназначается для раскрутки ротора двигателя до заданного числа оборотов. Стартер устанавливается на коробку приводов двигателя ВК-1А с левой стороны.

Пусковая панель ПС-2В предназначена для дистанционного управления автоматическим пуском стартера и осуществляет трехступенчатый запуск двигателя.

Панель смонтирована в металлической коробке прямоугольной формы.

Катушка зажигания КР-1 служит для вырабатывания тока высокого напряжения, необходимого для получения искрового разряда на электродах пусковых свечей и воспламенения рабочей смеси в 3-й и 8-й камерах сгорания.

Запальное устройство для двигателя ВК-1А состоит из запальной свечи СД-55АН и пусковой форсунки, объединенных в одном корпусе. Всего на двигателе установлены два запальных устройства: в 3-й и 8-й камерах сгорания.

Двигатель Д-150 пускового насоса является двухполюсным двигателем постоянного тока со смешанным возбуждением и предназначен для привода пускового насоса (агрегата ПНР-45Б). В систему электроприборов, контролирующих работу двигателя ВК-1 А входят:

-трех стрелочный электрический моторный индикатор ЭМИ-ЗР, который служит для дистанционного контроля работы двигателя. Он является комбинированным прибором, измеряющим давление топлива и давление и температуру масла (УПЗ-3). Три стрелки на общем циферблате указателя показывают измеряемые величины (показать на панели приборов в кабине оператора машины ТМС-65). Диапазон измерения ЭМИ-ЗР:

а) манометром топлива ПМ-100 - от 0 до 100 кгс/см2; б) манометром масла ПМ-10 - от 0 до 10 кгс/см ; в) термометром масла П-1 - от -60 до +150°С.

-предел измерений,°С 300-900

-рабочий диапазон,°С 450-750

Сигнализатор давления СЛ-3 служит для сигнализации о падении давления ниже допустимого в магистрали низкого давления топливной системы. Сигнализатор включает сигнальную лампочку, которая зажигается при понижении давления топлива ниже 0,3 кгс/см2.

Тахометр ТЭ-15М представляет собой электрический прибор, предназначенный для непрерывного показания числа оборотов ротора двигателя ВК-1А (показать на панели приборов в кабине оператора ТМС-65). Тахометр ТЭ-15М показывает обороты ротора двигателя в пределах от 0 до 15 000 об/мин.

Электрооборудование гидросистемы: предназначено для управления гидрозолотниками, которые управляют подъемом, опусканием, поворотом двигателя ВК-1А и подачей воды в удлинительную насадку. В него входят электромагниты гидрозолотников и кнопки для включение электромагнитов.

О них более подробно и конструктивно остановимся на последующих занятиях.

К приборам и аппаратам общего назначения относятся:

- выключатель "массы" ВК-318Б предназначен для отключения аккумуляторных батарей от сети электрооборудования при длительных стоянках машины. Выключатель расположен сзади на автомобильном шасси Урал-375Е ;

- электровентилятор ЭВ-15 предназначен для нагнетания воздуха в фильтровентиляционную установку ФВУ-15Т. Он установлен под капотом двигателя ЗИЛ-375;

- обогреватель стекла предназначен для обогрева воздуха вблизи переднего стекла в целях предотвращения его запотевания. Обогреватель установлен между стеклами на кронштейне. Электрическая бортовая сеть выполнена по однопроводной схеме питания всех потребителей электрической энергией. Минусовым проводом является корпус (масса) машины; клемма "минус" аккумуляторных батарей соединена с корпусом через выключатель массы. При длительных стоянках машины в целях предотвращения разряда батарей токами утечки, "минус" аккумуляторных батарей отсоединяется от корпуса машины.

Вывод: система эксплуатационного обеспечения и электрооборудования машины ТМС-65 обеспечивает устойчивую работу всех систем и агрегатов, а также необходимые удобства для работы расчету машины ТМС-65.

Преподаватель

майор В. Яковлев

studfiles.net