ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Бронетехника. Двигатель утд 29


Двигатель УТД-20С1 БМП-2 (методическая разработка)

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ-

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

Военная кафедра

 

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

начальник цикла военной кафедры

полковник                             М. Неподкосов

« _____ »       ____________     2011г.

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения занятия по дисциплине

«Техническая подготовка»

 

 

 

ТЕМА 3: ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО БМП -2

ЗАНЯТИЕ 3: «Двигатель УТД-20С1 БМП-2»

 

 

 

 

 

ОДОБРЕНА НА ЗАСЕДАНИИ ПМК № 4

 

«____» _______________2011 г.

 

ПРОТОКОЛ           №______

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г Москва

2011г.

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

 

1.     Изучить со студентами назначение и общую характеристику двигателя БМП-2.

2.     Изучить со студентами общее устройство механизма газораспределения

     и механизма передачи.

3.     Прививать студентам навыки в обслуживании БМП-2.

4.     Воспитывать у обучаемых чувство уверенности в надежности и безотказности БМП-2.

 

ВРЕМЯ: 2 часа

 

МЕСТО: класс технической подготовки

 

МЕТОД: групповое занятие

 

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

 

1.     Плакаты:- механизма газораспределения

                           и механизма передачи.

      2 . Топливная система двигателя

-       Топливная аппаратура

-       Привод управления подачей топлива.

3.     Стенды - УТД-20.

 

РУКОВОДСТВА И ПОСОБИЯ:

 

1.     БМП-2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Часть 1. М., Воениздат, 1989.

2.     БМП-2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Часть 2. М., Воениздат, 1990.

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЁТ ВРЕМЕНИ:

 

 

п/п

 

 

 

Перечень отрабатываемых учебных вопросов (при необходимости краткое содержание и методика их отработки)

 

 

Время

(мин.)

 

 

 

Наглядные пособия и ТСО и контроля

 

 

1

2

3

4

I.

Вступительная часть

-      проверяю наличие личного состава по журналу

-      объявляю тему и цель занятия, учебные вопросы

5

 

II.

Основная часть

1-й вопрос: Двигатель. Техническая

                   характеристика и общее

                   устройство.

2-й вопрос:    Общее    устройство

                 механизма   газораспределения

                 и механизма передачи.

 

 

80

40

 

 

 

40

 

 

 

 

Стенд, слайды

 

 

 

 

Стенд

III.

Заключительная часть

-      подвожу итоги занятия

-      напоминаю тему и цели занятия

-      даю задание на самоподготовку

-      объявляю тему и место следующего занятия по предмету

5

 

 

СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА ЗАНЯТИЯ

1-й вопрос: Двигатель. Техническая  характеристика и общее  устройство.

 

Для достижения надежной и безотказной работы силовой установки командир отделения должен знать и следить за соблюдением следующих основных требований:

– запускать двигатель только в соответствии с правилами, установленными для летних и зимних условий эксплуатации;

– во время движения постоянно следить за показаниями контрольно-измерительных приборов, поддерживать температуру охлаждающей жидкости и масла в пределах, указанных в настоящем пособии;

– не допускать прогрева и длительной работы двигателя на пониженном тепловом режиме;

– при эксплуатации машины применять топливо, масла и смазки, которые указаны в настоящем пособии;

– заправлять машину горючими и смазочными материалами только закрытой струей, не допускать попадания в заправочные отверстия воды, пыли и грязи;

– качественно и в установленные сроки проводить техническое обслуживание силовой установки.

Силовая установка является источником механической энергии, приводящей машину в движение и обеспечивающей работу всех ее вспомогательных агрегатов, механизмов и устройств. В силовую установку входят шестицилиндровый V-образный, четырехтактный, быстроходный, бескомпрессорный дизель УТД-20С1 и обслуживающие его системы: питания топливом, питания воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска. Двигатель мощностью 300 л. с. установлен в силовом отделении машины в едином блоке с коробкой передач, главным фрикционом и планетарными механизмами поворота. Силовой блок размещается в носовой части машины и крепится на трех опорах, на двух бугелях 3 (рис. 5) и на упругой опоре 2.

Рис. 4. Двигатель (вид со стороны маховика)

1, 7, 30 – трубопроводы подвода масла к механизму газораспределения; 2 – головка блока; 3 –  штуцер отвода ОЖ; 4 –  выпускной коллектор; 5 –  крышка головки блока; 6 –  топливный фильтр тонкой очистки; 8, 19 –  трубопроводы отвода топлива и воздуха; 9 –  топливные шланги; 10 –  топливные трубки высокого давления; 11 – ТНВД; 12 – подвод топлива к топливоподкачивающему насосу; 13 –  стержень замера уровня масла в регуляторе; 14 –  топливоподкачивающий насос; 15 –  регулятор ТНВД; 16 –  трубопровод подвода масла к ТНВД; 17 –  центробежный масляный фильтр; 18 – рычаг управления ТНВД; 20 –  штуцер отвода пара; 21 –  крышка лючка; 22 –  впускной коллектор; 23 –  пробка слива масла из коллектора; шланг подвода воздуха к генератору; 25 – генератор; 26 вентилятор генератора;27 трубопроводы воздухопуска; 28 –  трубопровод подвода масла к воздухораспределителю; 29 –  воздухораспределитель; 31 –  шестерня стартера; 32 – шпильки крепления коробки передач; 33 –  маховик коленчатого вала; 34 –  сапун; 35 –  крышка; 36 –  стрелка указатель; 37 –  блок картер; 38 –  крышка; 39 –  шланг подвода масла к центробежному фильтру; 40 – фильтр грубой очистки масла; 41 – штуцер для подсоединения шланга агрегата консервации АКД – 1; 42 –  трубки объединенного слива топлива из форсунок; 43 –  штуцер отвода масла к радиатору; 44 –  штуцер отвода масла к фильтру; 45 –  масляный насос; 46 –  штуцер подвода масла из бака; 47 –  водяной насос; 48 –  кран слива ОЖ

 

Рис. 5. Крепление силовой установки

1 – двигатель; 2 – упругая опора двигателя; 3 – бугель; 4 – кронштейн; 5 – коробка передач

 

 

Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) – предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала, состоит из блок-картера, коленчатого вала, маховика, поршней, вала отбора мощности, уравновешивающего механизма, шатунного механизма.

Механизм газораспределения (ГРМ) (рис. 6) – служит для обеспечения наполнения цилиндров воздухом и очистки и от отработанных газов в порядке, соответствующем рабочему циклу двигателя.

Он смонтирован на головке блока и состоит из клапанов впуска и выпуска и распределительных валов с шестернями привода.

Механизм передач к распределительным валам и навесным агрегатам двигателя смонтирован в фигурном кармане блок-картера со стороны маховика. Общий вид механизма передач показан на (рис. 7).

Силовое отделение (рис. 5) размещено в правой передней части корпуса и отделено от всей машины теплозвукоизоляционной перегородкой, в которой имеются люки для доступа к агре­гатам.

В силовом отделении расположены агрегаты силовой уста­новки и силовой передачи с обслуживающими их системами.

Двигатель и коробка передач объединены в силовой блок, а радиатор системы охлаждения, радиатор системы смазки дви­гателя, радиатор системы смазки и гидроуправления силовой передачи, эжектор и воздухоочиститель — в блок охлаждения и воздухоочистки.

Справа от двигателя расположены водооткачивающий насос, маслобак с котлом подогревателя, автомат давления АДУ-2С с влагомаслоотделителем и насосный узел подогревателя.

К балкам крыши корпуса крепится блок системы охлажде­ния с воздухоочистителем.

Кроме того, в силовом отделении размещены узлы систем, обеспечивающих работу силовой установки.

 

2. СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Двигатель

 

Тип

 

Шестицилиндровый     четырех­тактный бескомпрессорный ди­зель жидкостного охлаждения, с  воспламенением  от сжатия, с непосредственным впрыском топлива

Марка

УТД-20С1

Максимальная мощность при 2600 об/мин, кВт (л. с.)

210—221 (285—300)

 

Максимальный крутящий мо­мент   при    1500 — 1600 об/мин, Н*м (кгс*м)

883—1030 (90—105)

 

Степень сжатия

15,8

Расположение цилиндров

V-образное под углом 120º

Порядок работы цилиндров

1л— 1пр — 2л — 2пр— 3л— 3пр

Рабочий   объем    цилиндров двигателя, л

15,9

 

Удельный    расход    топлива при   максимальной   мощности, г/кВт•ч (г/л. с•ч), не более

238(175)

 

Удельный расход масла при 2200 об/мин, г/кВт • ч (г/л. с • ч), не более

10,9 (8)

 

Габаритные размеры, мм:

длина

 ширина

 высота

 

790

 1150

742

Масса сухого двигателя, кг

665+5%

Гарантийный срок службы, ч

500

Система питания топливом

 

Применяемое топливо:

летом

 

Дизельное     топливо     летнее ГОСТ 305—82, ГОСТ 305—73, ГОСТ 4749—73

зимой

 

Дизельное топливо зимнее или арктическое     ГОСТ   305 — 82, ГОСТ 305-73, ГОСТ 4749-73

Заправочная      вместимость топливных баков, л

 общая

462

 

 

дверных баков:

 

правого

67

левого

55

среднего

225

боковых

zinref.ru

Украинские аферисты собрались вытеснить Россию с индийского рынка вооружений

Индийская БМП-2

В последние годы Украина пытается противопоставить себя России в самых различных областях. При этом захватившие власть в Киеве националисты руководствуются принципом "если не получается навредить - так хоть нагадить". Гадят с большим энтузиазмом и даже упоением. Пускай не очень получается, для "свидомых" увлекателен сам процесс.

Вот и на азиатском рынке вооружений Украина проявляет себя очень активно, хотя в реальности предложить не может почти ничего. История с танками Т-84 "Оплот", так и не поставленными в Таиланд, уже хорошо известна. Бангкок не дождался "продвинутых" танков с Украины и в итоге заказал танки VT-4 у Китая.

Падение производства на Украине заставляет бандеровских негоциантов искать другие способы проникнуть на азиатские рынки. Известно, что если производить нечего - можно купить и перепродать. И в Киеве таки нашли весьма креативный (как им кажется) способ вытеснения России с самого выгодного для Москвы индийского рынка.

Для Индии самым традиционным партнером (с 1985 г.) по поставке, обслуживанию, ремонту и модернизации боевой техники является СССР/Россия (через "Рособоронэкспорт"). В прошлом году стало известно о планах Минобороны Индии до 2021 года провести комплексную модернизацию приобретенных у нас БМП-2, в том числе заменить двигатели.

Россия предложила индийской стороне заменить стоящие на БМП-2 силовые агрегаты УТД-20 на УТД-23 по довольно низкой цене. Прекрасно осведомленное об этом украинское руководство решило обойти "ватников".

В декабре 2015 года на индийское предприятие "Engine Factory Avadi" Министерства обороны Индии (г.Ченнаи), ответственное за осуществление модернизации силового агрегата БМП-2, вышли с предложением о сотрудничестве представители украинского оборонного предприятия "Дизелестроительный завод имени С.М. Кирова" (Украина, Запорожская область, г.Токмак, входил в структуру ОАО "Юждизельмаш").

Суть предложения заключалась в поставках для индийских БМП более совершенных двигателей УТД-29. Представители завода им. Кирова безапелляционно заявили, что УТД-23, которые предлагает Россия, уже не ставятся на БМП в самой России. Зачем, говорили они, вам устаревшие силовые агрегаты, если мы можем вам поставить более совершенные.

В общем, что называется "уделали москалей"... Только вот есть во всем этом один маленький ньюанс - двигатели УТД-29 никогда на Украине не производились и не производятся. Данный силовой агрегат является разработкой российской оборонной промышленности и производится на ОАО "ХК Барнаултрансмаш", которое обладает исключительными правами на изготовление УТД-29.

УТД-29 (фото из выставочного зала завода "Барнаултрансмаш")

Завод ОАО "Барнаултрансмаш"

Вид на Барнаул

Украинский "Дизелестроительный завод имени С.М. Кирова" до 2000 года производил двигатели УТД-20, однако в ходе процедуры банкротства в 2007-2009 годах производство было остановлено, имущество и площади распроданы. Известно, что в настоящее время на производственной площадке предприятия находятся отдельные производства, выпускающие номенклатуру изделий для ремонта ранее изготовленной продукции. Все!

Вид на г. Токмак, Запорожская область, Украина (на переднем плане "Дизелестроительный завод им. Кирова"

Один из цехов "Дизелестроительного завода им. Кирова" в г. Токмак

Так какие же двигатели Украина собралась продавать Индии, если у нее самой их нет? Для украинских аферистов здесь все просто - нужно их взять там где они есть - в Барнауле.

В течение 2015 года в коммерческий отдел ОАО "ХК Барнаултрансмаш" неоднократно обращались различные коммерческие предприятия, расположенные в Индонезии, Великобритании, США, с предложениями о приобретении двигателей УТД-29 в количестве до 50 штук. При требовании предоставить сертификат конечного пользования двигателей иностранная сторона отвечала отказом, либо указывала что он будет предоставлен после поставки товара иностранному партнёру.

В ходе проверки выяснилось, что адреса электронной почты, с которых велась деловая переписка, принадлежат украинскому представительству компании "Агрофертранс ЛТД" (крупный международный трейдер минеральных удобрений). Получается, что украинские компании через подставные фирмы в разных странах пытались закупить российские УТД-29 для последующей перепродажи в Индию.

На самом деле планы украинских остапов бендеров даже более амбициозные. Судя по всему на "Дизелестроительном заводе имени С.М. Кирова" были намерены наладить производство контрафактных двигателей УТД-29. А пока инженеры предприятия разберутся с производством впарить индусам якобы украинские УТД-29, закупленные в Барнауле.

Индия уже давно старается диверсифицировать поставки вооружений. Часть военной техники закупается в США, Китае, европейских странах, но вот от украинских "партнеров" индусам стоит бежать подальше. После срыва поставок танков в Таиланд и планов по афере с российскими двигателями для БМП-2 от них можно ждать уже чего угодно.

warsonline.info

Е. Кочнев - "Секретные автомобили Советской Армии". Ч.37

 Первая серия третьего поколения, некоторые составные части которой были приняты на вооружение в 1989 году, являлась наиболее обширной и разнообразной. Ее разработка осуществлялась во второй половине 1980-х годов под руководством главного конструктора Ю. И. Мосина. В заводской документации она имела обозначение «Основа-1», но военные присвоили ей собственный индекс «Вощина», который затем носила вся последующая военная продукция БАЗ вплоть до середины 1990-х. Несмотря на явный прогресс, силовая установка этих автомобилей оставляла желать лучшего, являясь олицетворением возврата к уже устаревшей двухмоторной схеме. Она состояла из двух двигателей КамАЗ по 210 л.с. и основных механических элементов трансмиссии, также заимствованных от камских грузовиков. В 1980-е годы их вынужденно продолжали считать верхом совершенства, а Министерство обороны заодно решило сэкономить на них за счет применения узлов недорогой серийной продукции. Развитием амфибии БАЗ-6944 в этой гамме стало плавающее корпусное шасси 69441, на котором планировалось смонтировать новую ракетную систему. Его оригинальным вариантом являлась внешне такая же машина 69481 с водоизмещающим корпусом повышенной грузоподъемности, но предназначенная только для применения на суше. Большие надежды военные возлагали на модернизированное 14-тонное сухопутное шасси 69501, для которого был разработан шлейф кузовов и спецнадстроек, и на принципиально новый короткобазный артиллерийский тягач 6953 для буксировки тяжелых орудий. К специальным опытным разработкам относились бортовой автомобиль 69502 с вынесенной вперед полностью металлической кабиной увеличенного объема и сходное с ним самое грузоподъемное во всем семействе 17-тонное шасси 6954, разработанные в 1990 году под руководством главного конструктора В. П. Трусова. Все новые сухопутные версии могли эксплуатироваться при температуре до – 50 ?С и кратковременно работать на высоте 4650 м, обладали в 1,5 раза более высоким гарантийным пробегом (30 тыс. км) и вдвое увеличенным сроком службы – 10 лет. Огромным надеждам на оснащение Советской Армии столь совершенной автотехникой не было суждено сбыться. В результате вся эта гамма считается одновременно наиболее перспективной и самой несчастливой. Практически все входившие в нее автомобили остались в опытных образцах или были собраны небольшими партиями: появившиеся в самый разгар пацифистских настроений в советской верхушке, они уже не могли вообще на что-либо рассчитывать. К тому времени приток военных заказов прекратился, и завод оказался на грани банкротства. Столь грустную ситуацию усугубил самый совершенный сверхточный ракетный комплекс «Ока» на шасси БАЗ-6944, который «случайно» попал в Договор о ликвидации РСМД и затем был подобострастно уничтожен.

 Вопреки пессимистическим прогнозам, в трудном 1994 году появилась коротенькая вторая серия третьего поколения четырехосных машин семейства «Основа-1». Скорее всего, ее создатели не рассчитывали на скорое применение их в войсках, но к тому времени случились серьезные и неожиданные изменения в составе основных поставщиков силовых агрегатов, и брянским конструкторам следовало срочно перестраиваться в изменившейся обстановке. Иными словами, в середине апреля 1993 года сгорел моторный цех КамАЗа, и СКБ БАЗ пришлось вернуться к своим истокам, когда на шасси 135МБ впервые появился 300-сильный дизель ЯМЗ-238Н. Когда же его переставили на шасси 69501 и 6953, в программе появились новый армейский бортовой вариант 69506 и модернизированный артиллерийский тягач 69531 с механическими агрегатами трансмиссии и всё теми же легендарными бортовой системой передачи мощности и стеклопластиковой кабиной. С окончанием военных испытаний и приемки новой техники история перспективного поколения «Основа» закончилась, а незадолго до того завершился советский период творчества конструкторов СКБ Брянского автозавода. Небольшое количество машин семейства «Основа», чудом успевших попасть в Вооруженные Силы СССР, было снято с вооружения Российской Армии Постановлением Совмина от 11 сентября 1998 года.

 Настоящие известность и признание самоотверженного труда коллектива Брянского автозавода в неимоверно трудных для отечественной военной автотехники условиях пришли только в 2000-е годы, но этот период уже выходит за рамки книги.

Серия плавающих шасси БАЗ-6944 (1979 – 1989 гг.)
 Первая же машина семейства «Основа» оказалась наиболее востребованной и самой известной во всем новом брянском поколении: с самого начала она была рассчитана на установку совершенно секретного ракетного комплекса «Ока», впоследствии неожиданно получившего широкую огласку. Прототипы оригинального плавающего четырехосного автомобиля-шасси БАЗ-6944 с полезной нагрузкой 12 т были разработаны ведущим конструктором В. Т. Авершиным и собраны в 1979 году. На следующий год машину приняли на вооружение и приступили к ее мелкосерийному изготовлению. Главной особенностью амфибии являлся несущий герметизированный цельнометаллический корпус с открытыми надколесными нишами, обладавший высокой технологичностью и собиравшийся на специальном производстве БАЗа. В нем имелись три отсека – переднее отделение управления (кабина) для экипажа из четырех человек с входным люком в крыше и тремя лобовыми окнами, задний грузовой (монтажный) отсек с открытым верхом и средний моторный с вынесенными на крышу воздухозаборными кожухами. В нем помещался четырехтактный безнаддувный дизельный двигатель УТД-25 V8 (21,2 л, 400 л.с.) с углом развала цилиндров 120?, выпускавшийся заводом «Барнаултрансмаш». Он снабжался непосредственным впрыском топлива, закрытой циркуляционной системой смазки с сухим картером, двухступенчатым инерционным воздушным фильтром, принудительной системой жидкостного охлаждения с одним радиатором, предпусковым подогревателем ПЖД-600 (55 тыс. ккал/ч) и системой запуска от электростартера или от баллонов со сжатым воздухом. Для этого шасси совместно с НАМИ была создана специальная трансмиссия – так называемая диапазонная гидропередача (ДГП), состоявшая из одноступенчатого гидротрансформатора и механической 5-ступенчатой коробки передач от трехосного шасси БАЗ-5921. С целью повышения экономичности на первых образцах она снабжалась механизмом блокировки гидротрансформатора для перевода его в режим гидромуфты, что приводило к поломкам ведущего вала. Справиться с этой проблемой не удалось, и в результате на серийных шасси блокиратор просто не устанавливали, а на последующих автомобилях семейства «Основа» ДГП вообще не применялась. В трансмиссию входили также однодисковое сцепление с автоматическим управлением, двухступенчатая раздаточная коробка с одним межбортовым и межтележечным дифференциалом, коробки отбора мощности на электрогенератор и гидронасос, усиленные бортовые передачи и новые колесные редукторы. Для привода двух водометных движителей в трансмиссию были введены еще два дополнительных редуктора. Управление на плаву осуществлялось заслонками водометов и отклонением четырех передних колес. Подвеска каждого колеса оснащалась гидроамортизаторами двойного действия и обеспечивала максимальный ход в пределах 220 мм. В отсеке управления и в грузовой части стояли три водооткачивающих насоса производительностью по 120 л/мин. Вместе с БАЗ-6944 в первую серию входила унифицированная с ним опытная трехосная амфибия БАЗ-5947, а с 1986 года разрабатывался пробный образец шасси 6944 с газотурбинным силовым агрегатом ГАЗ-9021-03 и штатной трансмиссией.  Серийное 400-сильное корпусное шасси БАЗ-6944 для ракетного комплекса «Ока». 1983 год  По сравнению с машинами сходной серии 135ЛМ колесная база БАЗ-6944 возросла до 6500 мм и имела обновленный вид – 1500+3500+1500 мм. Колея увеличилась до 2513 мм. Габаритные размеры составили – 11 700x3130x2710 мм, дорожный просвет под мостами – 480 мм. Минимальный радиус поворота на суше – 11,3 м, на воде – 14,5 м. Снаряженная масса автомобиля – 17,0 т, полная допустимая – 29,4 т. Максимальная скорость по шоссе без груза – 70 км/ч, с полной нагрузкой – 65 км/ч, на плаву – 8,0 км/ч. Контрольный расход топлива – 50 л на 100 км, эксплуатационный – в границах 85 – 190 л. Максимальный запас хода – 1160 км. На суше шасси преодолевало продольные подъемы крутизной 30?, боковой крен в 20? и 1,5-метровый ров.

 В начальной стадии разработки и изготовления базовые шасси БАЗ-6944 успешно прошли полный цикл заводских и государственных испытаний, в том числе в составе нового оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Ока», который стал их единственным предназначением. Военная служба уникальной амфибии БАЗ-6944 и системы «Ока» оказалась слишком короткой: в конце 1980-х годов по Договору о ликвидации РСМД обе были уничтожены, но несколько машин серии 6944 сохранились в российских и зарубежных музеях. Незадолго до этих событий на Брянском автозаводе подготовили к производству модернизированное плавающее шасси БАЗ-69441 для нового ракетного комплекса «Ока-М», но о постановке его на вооружение речи уже не шло.

Ракетный комплекс «Ока» (1979 – 1987 гг.)
 Уникальный автономный ОТРК 9К714 «Ока» повышенной точности разрабатывался в коломенском СКБ-221 для замены комплекса 9К72 на шасси МАЗ-543. Благодаря своему плавающему шасси он обладал способностью передвигаться не только по пересеченной местности, но и форсировать достаточно широкие водные преграды, имел высокоэффективное особо точное вооружение и был практически недосягаем для ПВО противника. Комплекс снабжался несколькими типами твердотопливных ракет серии 9М714 длиной 7,3 – 7,5 м и стартовой массой 4,4 – 4,6 т с углепластиковыми корпусами, обычной фугасной боеголовкой или ядерной мощностью до 50 Кт. При дальности стрельбы с разными головными частями в пределах 300 – 400 км они обеспечивали сверхвысокую для того времени точность поражения – 350 м, причем головка самонаведения имела отклонение от цели в пределах всего лишь 30 м. Скорость полета ракет многократно превышала звуковую. Их первые пуски состоялись в 1976 году, через три года появилась не менее оригинальная СПУ 9П71 на автомобиле БАЗ-6944, и в 1983 году комплекс «Ока» приняли на вооружение.

 Шасси 6944 для СПУ 9П71 дополнительно снабжалось четырьмя гидравлическими домкратами и более высоким полностью закрытым грузовым (ракетным) отсеком с пологими боковыми и задним скосами. На его крыше размещались узкие продольные створки, которые при помощи гидроцилиндров приподнимались и сдвигались в разные стороны, освобождая место для подъема направляющей с ракетой в стартовое положение. Для питания бортовой электрической аппаратуры и гидросистем в трансмиссии шасси была предусмотрена установка коробок отбора мощности на дополнительный электрогенератор и гидронасос. Кроме того, в целях обеспечения полной автономности, над третьим мостом помещался вспомогательный дизельный агрегат, приводивший гидронасос. В аварийной ситуации для открывания створок и подъема ракетной направляющей применялся ручной насос. Боевой расчет состоял из трех человек и размещался в передней кабине управления. Использование такого оригинального спецшасси позволило довольно просто разрешить важные проблемы, связанные с обеспечением маскировки ракетной системы, скрытностью ее перемещений и дезориентированием потенциального противника. Все предстартовое и пусковое оборудование, заправленная ракета, средства связи, система прицеливания и испытательное оборудование были скрыты от посторонних глаз внутри закрытого корпуса-фургона, и все подготовительные операции производились в режиме абсолютной секретности. Время перевода СПУ из транспортного положения в боевую готовность не превышало пяти минут, а ракета поднималась в вертикальное положение за 20 с до пуска. Длина и ширина установки 9П71 не отличались от параметров шасси 6944, и только высота была на 290 мм больше. В результате ее общий силуэт и внешность практически не отличались от базового шасси, поэтому с первого взгляда было невозможно отличить пустой автомобиль от мощной боевой системы. Для ТЗМ 9Т230 применялся такой же корпус, но без створок, у которого открытый грузовой отсек с двумя готовыми к пуску ракетами закрывался брезентовым верхом. Их перегрузка осуществлялась с помощью складного 5-тонного гидрокрана, расположенного в передней части отсека и получавшего масло под давлением от гидронасоса шасси. При этом длина ТЗМ полной массой около 30 т по сравнению с шасси увеличилась всего на 100 мм, а высота – на те же 290 мм, что также делало ее малоприметной. Опытные образцы обеих машин собрали на заводе «Баррикады», а в дальнейшем их комплектацией занимался Петропавловский завод в Казахстане. До 1987 года он собрал 108 мобильных СПУ и 88 ТЗМ. Они поступали в основном в Советскую Армию и в ряд стран Варшавского договора.

 Пусковая установка 9П71 оперативно-тактического комплекса 9К714 «Ока». 1983 год  Транспортно-заряжающая машина 9Т230 комплекса «Ока» на шасси БАЗ-6944. 1986 год  По своим революционным техническим решениям ОТРК «Ока» не имел аналогов в мире, а в военных кругах считался жизненно важным для поддержания обороноспособности СССР, являлся негласной национальной гордостью и олицетворением превосходства над Западом. Но вскоре после его создания в стране разразилась перестройка. 7 декабря 1987 года первый и последний советский президент М. С. Горбачев в условиях показного дружелюбия и открытости подписал со своим заокеанским коллегой Рональдом Рейганом Договор о ликвидации РСМД, в целом сокращавший для Советского Союза угрозу американских средств передового базирования. В его первоначальный вариант комплекс «Ока» не входил, так как не соответствовал критериям Договора и не должен был попасть под сокращение. Однако специалисты США и НАТО откровенно боялись новых ракетных систем, разработка которых в США потребовала бы вложения сотен миллиардов долларов. Используя слабую осведомленность высшего советского руководителя в военных делах и его самоотверженное желание угодить Западу, в последний момент комплекс «Ока» по настойчивой инициативе США внесли в текст соглашения. Нашему бывшему президенту оставалось только доставить очередное удовольствие американцам и «подмахнуть» Договор, не согласованный со своими советниками и специалистами. В военных кругах СССР столь опрометчивый поступок Горбачева вызвал шок, и до сих пор в личном общении бывшие советские офицеры оценивают это событие как изысканное предательство, добавляя к нему прочие более хлесткие непечатные выражения. В 1988 – 1989 годах в нашей стране были уничтожены 102 пусковые установки и более 200 ракет системы «Ока», а с ними – практически все шасси БАЗ-6944. В бывших соцстранах они оставались на вооружении до 2003 года.

 Еще в 1982 году, параллельно с внедрением системы «Ока», началась разработка фронтового ОТРК «Ока-М» для монтажа на новый 13-тонный плавающий автомобиль БАЗ-69441 с герметичным водоизмещающим корпусом. Вместе с ним проектировался также вариант «Ока-У» на сходном неплавающем шасси БАЗ-69481. Разработкой шасси 69441 занимался ведущий конструктор С. Н. Шалавасов под руководством нового главного конструктора Ю. И. Мосина. По общей концепции автомобиль не отличался от предшественника 6944, но относился уже к первой серии третьего поколения «Основа-1» и потому вновь получил двухмоторную компоновку с двумя потоками мощности на колеса и на водометы. На нем устанавливали два дизельных двигателя КамАЗ-740 мощностью по 210 л.с., две коробки передач и уже известную цепочку бортовых систем. Вторым нововведением стала вспомогательная рама лестничного типа из профилей Z-образного сечения с поперечинами, вваренная в основание корпуса. К ней крепили передние и задние буксирные приспособления и швартовочные скобы. В комплектацию машины вошла автоматическая система пожаротушения «Роса-2».

 Опытное 13-тонное плавающее шасси БАЗ-69441 для ракетного комплекса «Ока-М». 1987 год  Снаряженная масса шасси 69441 возросла до 18,0 т, полная достигала 31,4 т. Габаритные размеры составили 12 000x3130x3100 мм, радиус поворота на суше увеличился до 13,5 м. Скорость передвижения на шоссе осталась прежней (70 км/ч), средняя скорость на плаву – 9,0 км/ч с максимумом до 9,7 км/ч. Контрольный расход топлива – 60 л на 100 км, эксплуатационный – до 200 л. С увеличением собственной массы запас хода снизился до 967 км.

 Прототип шасси БАЗ-69441 появился в 1987 году, на следующий год успел пройти цикл государственных испытаний и в 1989-м официально поступил на вооружение под военным кодом «Вощина». Между тем смертный приговор, вынесенный в далекой Америке комплексу «Ока», заставил заморозить все дальнейшие разработки и по системе «Ока-М». Формирование для нее СПУ и ТЗМ завершено не было. В результате, вместо постановки на производство, перспективное шасси 69441 в один миг превратилось в опытный образец, и все работы по нему пришлось прекратить.

sibnarkomat.livejournal.com

Основные характеристики бронетанковой техники - Курсовой проект стр. 7

ками М1 "Абрамс". Машина способна преодолевать водные преграды вплавь со скоростью до 7,2 км/ч за счет перематывания гусениц.

БМП

 

Тактико-технические характеристики

Боевая масса, т 18,7 + 2% Экипаж 3 Десант, чел. 7 (2 дополнительных места) Двигатель четырехтактный дизель УТД-29 Мощность, кВт (л. с.) 368 (500) Трансмиссия гидромеханическая, с гидрообъемным приводом механизма поворотаМаксимальная скорость по шоссе/на плаву, км/ч 70/10 Средняя скорость по сухой грунтовой дороге, км/ч 52 Запас хода по шоссе, км не менее 600 Вооружение100-мм орудие - пусковая установка 2А70, 30-мм автоматическая пушка 2А72, 7,62-мм пулемет ПКТ (3 шт.) Практическая скорострельность из 100-мм орудия - пусковой установки, выстр./мин.10Темп стрельбы 30-мм автоматической пушки, выстр./мин.не менее 300 Прицельная дальность стрельбы: 100-мм орудия - пусковой установки (артиллерийский выстрел), м400030-мм автоматической пушки, м 4000 Угол обстрела горизонтальный/вертикальный, град.360/от - 6 до +60Система управления огнем автоматизированная, с дневным и ночным прицелами, лазерным дальномером и баллистическим вычислителемБоекомплект, шт.: выстрелов к 100-мм орудию - пусковой установке 40 (22 из них в механизированной укладке) патронов к 30-мм пушке 500 ПТУР 3

Боевая машина пехоты БМП-3 имеет корпус, изготовленный из алюминиевого сплава. Стойкость к поражению малокалиберными снарядами по отношению к БМП-1 увеличилась почти в 1,7 раза. Например, лобовая проекция выдерживала попадания 30-мм боеприпасов с дистанции в 200 метров, а расположенный в передней части машины топливный бак являлся дополнительной защитой от кумулятивных боеприпасов. 500-сильный дизельный двигатель УТД-29 с углом развала блока цилиндров в 60 градусов разместили в кормовой части БМП. Так как УТД-29 имеет малую высоту, то для выхода десанта. размещаемого в средней части корпуса, используется специальный проход над двигателем, верхние крыши этого прохода в открытом состоянии используются в качестве дополнительной защиты по бокам при десантировании экипажа. С созданием этой машины российские конструкторы вновь предложили всему миру, как и с БМП-1, новую компоновку для боевых машин пехоты следующего поколения.

Получив обозначение, объект 688 (в простонародье “Чебурашка"), новая БМП, была оснащена боевым модулем с 30-мм пушкой 2А42 и 2 ПУ ПТУР 9М 113 “Конкурс”. Для испытаний было изготовлено два образца, заводские номера "602" и “603”. Однако к тому времени конструкторы под руководством Шипунова, возглавлявшего Тульское конструкторское бюро приборостроения предложили абсолютно новый и достаточно оригинальный комплекс вооружения 2К23 для новой машины. В состав комплекса входит 100-мм пушка - пусковая установка 2А70 и спаренные с ней 30-мм автоматическая пушка 2А72 и 7,62-мм пулемет ПКТ. В боекомплект пушки помимо осколочно-фугасных снарядов входят противотанковые управляемые по лучу лазера ракеты 9М117 “Бастион”.

Несмотря на значительное увеличение броневой защиты БМП-3 по отношению к предыдущим образцам, опыт использования подобных машин в последних вооруженных конфликтах показал явную недостаточность защиты экипажей в первую очередь от кумулятивных средств поражения. Тактика использования БМП-3 рассчитана на общевойсковые виды боя, где дистанции между противоборствующими оборонами достигают 1-1,5 тыс. метров. Однако применение легкобронированной техники (БТР, БМП) в условиях города без должного прикрытия, когда процент поражаемости был очень высок и не только от применения КС, но и крупнокалиберного стрелкового оружия, подтолкнуло наших специалистов вплотную обратить внимание на повышение уровня защищенности легкой боевой техники.

В БМП-3 и ее модификациях реализованы современные технические решения, что позволяет считать ее универсальной боевой машиной для войсковых подразделений различного назначения. Машина оснащена блоком вооружения: 100-мм орудием - пусковой установкой для стрельбы управляемыми и неуправляемыми боеприпасами, 30-мм автоматической пушкой с различными типами снарядов, 7,62-мм пулеметами, что придало высокую огневую мощь, возможность эффективного решения большого количества огневых задач при выборе оптимального вида оружия в бою. Оптимальная конструкция ходовой части обеспечивает высокие средние скорости движения, в том числе по пересеченной местности, высокую проходимость по грунтам с низкой несущей способностью и снежному покрову высотой до 1 м и маневренность машины на воде при волнении.

Кормовое расположение моторно-трансмиссионного отделения позволило значительно увеличить плотность огня десантников в переднем секторе машины и повысить уровень броневой защиты при сохранении оптимальных параметров движения машины на плаву. Высокий уровень мобильности обусловлен возможностью перевозки БМП-3 железнодорожным и морским транспортом, транспортными самолетами, десантными кораблями с возможностью погрузки (выгрузки) машин с воды (на воду) своим ходом при волнении.

 

M1 "АБРАМС"

 

М. Никольский, М. Растопшин (Техника и вооружение №3 за 2000 год)

История создания самого современного американского танка Ml “Абрамс" восходит в концу 50-х годов, когда на фирме Пасифик Кар Корпорейшн было разработано экспериментальное гусеничное шасси. Предполагалось, что шасси послужит основой для дизельного 30-тонного среднего танка Т95, вооруженного 105-мм пушкой во вращающейся башне, и 175-мм самоходной артиллерийской установки Ml 07. Опытный танк был изготовлен в 1956 г

www.studsell.com


Смотрите также