Экипаж машины состоит из трёх человек — механика-водителя, оператора-наводчика и командира. Также в машине перевозится десант из 7 человек, которые могут вести огонь через специальные амбразуры из личного оружия[1].
Корпус и башня БМП-2 сварены из катаных стальных броневых листов толщиной от 5 до 19 мм. Лоб башни толщиной 23 мм.
В левой передней части машины располагается отделение управления, в котором находится место механика-водителя с органами управления движением машины, приборами наблюдения и средством связи. За механиком-водителем находится место стрелка, оборудованное амбразурой для стрельбы из личного оружия, а также приборами наблюдения и средствами связи[1].Моторно-трансмиссионное отделение располагается в правой передней части машины, по длине машины совмещено с отделением управления, отделено от него теплозвукоизоляционной перегородкой. Для доступа к агрегатам МТО в перегородке имеются люки[1].
В средней части машины находится боевое отделение, которое занимает башню и подбашенное пространство корпуса. В боевом отделении расположены рабочие места оператора-наводчика и командира, а также основное и вспомогательное вооружение. В подбашенном пространстве находится вращающийся пол, в котором смонтированы коробки с патронами для пулемёта, а также система ленточного питания пушки бронебойно-трассирующими и осколочными выстрелами. В правом борту корпуса находятся три укладки с выстрелами ПТУР, ещё одна находится в подбашенном пространстве[1].
В десантном отделении, находящемся в кормовой части машины, находятся 6 мест для стрелков. Каждое имеет амбразуру для стрельбы из личного оружия. В корме имеются две двери для выхода десанта. В левой двери имеется амбразура для стрельбы из автомата. Также для спешивания десанта при движении на плаву или аварийной эвакуации над сидениями в крыше корпуса имеются два люка. Десантное отделение разделяет средний топливный бак и контейнер электрооборудования, в котором находятся аккумуляторы, отопитель и другие электроагрегаты[1].
Корпус БМП, как и корпус БТР, отличается приземистостью, что делает их более скрытными, чем другая техника, особенно если сравнивать с техникой армий НАТО. Низкая высота позволяет легко прятать технику в кукурузном поле, за мелким кусто-лесьем, даже маскировать на открытой местности гораздо проще. Для этого, техника располагается в естественных углублениях (овраги, поймы, рытвины) или за возвышенностями (сопки, строения, насыпи) с набрасыванием или нанесением маскирующих материалов.
Башня у БМП и у БТР имеет конусовидную небольшую форму, что способствует в обороне позиций. Расположившись за бруствером (обшитым досками или бревнами), башня становится еле заметна на фоне природного ландшафта. В этом случае машины выполняют роль пулеметного расчета. Для видавших стрельбу со стороны, с расстояния 1 км. и более, кажется, будто голая земля извергает пламя, присутствие "трассеров" многократно усиливает эффект .
Кормовые двери открываются таким образом, что дает хоть и незначительную, но защиту по бокам при спешивание десанта из машины. Это позволяет воинам из сидячего положения встать, вскинуть оружие и осмотреться перед тем, как принять решение, в каком направление двигаться. При особо сложных или опасных ситуациях можно двигаться двоим пешим, за медленно идущей машиной, под прикрытием дверей до более-менее безопасной позиции.
Основным отличием БМП-2 от БМП-1 является новый комплекс вооружения. Причиной замены являлся опыт использования вооружения БМП-1, которое с трудом справлялось с задачей поражения типичных пехотных целей, особенно с залёгшей или укрытой живой силой противника. Проблемной была борьба с низколетящими воздушными целями, лёгкими БТР; а вследствие низкого могущества боеприпасов, низкой точности и малой дальности пушки 2А28, борьба против танковых целей была не эффективна[1].
В качестве основного вооружения БМП-2 используется 30-мм автоматическая пушка 2А42 с боекомплектом в 500 выстрелов. С пушкой спарен 7,62 пулемёт ПКТ, имеющий в боекомплекте 2000 патронов. Кроме того, для борьбы с танками БМП-2 имеет ПТРК 9К111 «Фагот» или 9К111-1 «Конкурс» с 4 выстрелами к нему[1][2]. Стабилизатор вооружения удобен, эффективен.
Также на машине были установлены 6 гранатомётов системы постановки дымовой завесы 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами[1].
В конструкции БМП, имеется термодымовая аппаратура (ТДА) небольшого радиуса действия 100-150 м., многократного использования. Включается тумблером на щитке приборов у механика-водителя. Работает на принципе распыления дизельного топлива, плотность "завесы" всецело зависит от прогретости самого двигателя.
Место механика-водителя оснащено приборами наблюдения и аппаратом А-3 танкового переговорного устройства. Находящееся за ним место стрелка оборудовано приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А. Для связи имеется аппарат А-3 ТПУ[1].
В ночное время механик-водитель пользуется прибором ТВН-2, который устанавливается непосредственно перед выездом вместо переднего триплекса. Дальность и углы обзора ТВН-2 небольшие (при полной темноте), следовательно, что находится по бокам от машины механик-водитель не может видеть, это уже входит в обязанности командира и оператора-наводчика с докладом по внутренней связи. Оборудование идёт в комплекте с техникой, но чаще всего хранится отдельно от машины.
Рабочие места командира и оператора имеют приборы наблюдения и прицеливания. Место командира оборудовано радиостанцией Р-123М / Р-173 и аппаратом А-1 ТПУ. У оператора имеется аппарат А-2 ТПУ для внутренней связи[1].
Рабочие места стрелков в десантном отделении и кормовые двери для спешивания снабжены приборами ТНПО-170А для наблюдения за местностью. Для внутренней связи в десантном отделении используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В правой двери имеется радиостанция Р-126[1].
Для прицеливания оператор-наводчик использует комбинированный прицел (в зависимости от модификации либо БПК-1-42, либо БПК-2-42) с 5,6-кратным увеличением днём и 5-кратным ночью. Для работы в активном режиме, на машину установлен осветитель ОУ-5. Кроме прицела, у наводчика имеется 3 перископических прибора ТНПО-170А с электрообогревом, а также 1 прибор заднего наблюдения ТНПТ-1. Для командира машины установлены два прибора ТНПО-170А и один ТНПТ-1, бинокулярный смотровой прибор ТКН-3Б и дневной прицел 1ПЗ-3 для поиска воздушных и наземных целей и наведения на них оружия[1].
Моторно-трансмиссионное отделение машины разделено на два блока. Первый блок — силовой и объединяет в себе двигатель, планетарные механизмы поворота и коробку передач. Второй — блок охлаждения и очистки, в нём объединены радиаторы системы охлаждения и масляный двигателя, эжектор, воздухоочиститель и масляная система трансмиссии[1].
Двигатель — 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-20С1 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Максимальная мощность составляет 210—221 кВт. Общая масса сухого двигателя около 700 кг[1]. Кроме произведённых "Барнаултрансмаш", машины комплектовались чешскими моторами, имеющими более высокое качество, нечувствительных к закоксовыванию при длительной работе на холостом ходу (стрельбы).
Силовой блок находится в самой передней части машины, под «ребристым» верхним броневым листом. В него входят трансмиссия, включающая в себя коробку передач, узлы рулевого управления, сцепление. Все это в той или иной степени может быть отремонтировано в полевых условиях, так как имеется прямой доступ. Двигатель же, находящийся справа от механика-водителя, полностью закрыт и без специального оборудования доступ к нему практически невозможен. Единственный путь к двигателю преграждается бронированной плитой над ним и без серьёзного подъёмного оборудования не стоит даже и пытаться производить ремонт. Впрочем, конструкторами эта ситуация явно была продумана: если что-то случается с двигателем, значит машина не боеспособна и, следовательно, требует капитального ремонта, а он должным образом может быть проведён только в специализированном месте.
Через лючки во внутренней перегородке серьёзный ремонт двигателя невозможен, но можно осуществлять плановое обслуживание. Помимо этого ими пользуются в холодное время года, когда двигатель уже прогрелся, а температура в салоне ещё не выше чем снаружи, хотя команда «по машинам!» уже поступила. Тут они и спасают: первую порцию тепла получает механик-водитель и сидящий за ним стрелок, затем сидящие в башне и уже только потом десантное отделение, с условием, что долго едут и кормовые двери не часто открываются. Следует заметить, в целом это отделение не сильно успевает прогреться, так как лючки закрывают по достижении комфортной температуры для механика-водителя. После этого нагрев происходит за счёт перегородок и нагнетаемого подогретого воздуха в салон. В десантном отделении можно использовать радиатор подогрева аккумуляторных батарей (выключатель сзади посередине): если открыть отсек аккумуляторов, оттуда будет поступать тёплый воздух.
В качестве базы используется шасси с шестиопорной ходовой частью, конструкция и характеристики аналогичны БМП-1[1].
Преодолеваемый подъем БМП-2 35 градусов, для сравнения: у современного (условно) российского колесного бронеавтомобиля "Тигр" 45 градусов. Скорости по шоссе "Тигр" развивает до 140 км/ч, БМП-2 до 65 км/ч[3]. БМП-2 развивает на плаву до 7 км/ч. Однако при переправе БМП окажутся беззащитны из-за малой скорости. Также танки, не имеющие возможности с ходу форсировать водные преграды глубиной более 1,5 метра останутся на берегу и не смогут помочь БМП на другом берегу. ОПВТ танка готовится в течение длительного времени, вдобавок подводное вождение считается крайне опасным, так как танки могут завязнуть в иле под водой, либо погрузиться на глубину более 5 метров и серьезно повредить двигатель и другую аппаратуру[4][5]. В итоге БМП после переправы не сможет оказать должного сопротивления на другом берегу при условии хорошей обороны противника. Также при захвате противоположного берега желательно создавать плацдарм пехотой, а не сразу бросать бронетехнику. Также малая скорость на плаву может создать проблемы при переправе через реку с сильным течением[6].
По пересечённой местности или грунтовой дороге (если не аналогично асфальтовой) скорость передвижения не более 40-45 км/ч.
В машинах серии БМП используется уникальное рулевое управление, что-то среднее между рулём в БТР и рычагами в танках, это так называемый «штурвал», состоящий только из двух горизонтальных рукояток. С такой же свободой вращения, что и у руля, это позволяет управлять машиной словно колёсной техникой, с той лишь разницей, что угол отклонения его имеет свои ограничения. При повороте его в сторону, происходит плавно-равномерное перераспределение тяг на гусеницы, именно это позволяет не дёргать машину при повороте, как это обычно происходит с машинами на гусеничном ходу, что в конечном счёте для них, пагубно сказывается на катках и траках. После отпускания его, «штурвал» сам возвращается в исходное состояние. Следовательно, усилие необходимо прикладывать только при повороте, а горизонтальное положение в этот момент показывает, что машина движется по прямой. Благодаря такой конструкции, управление машиной сильно облегчается и такие маневры, как змейка на скорости, получаются более плавными.
Бронирование БМП-2 является уже недостаточным[источник не указан 61 день]. Так бортовая броня (в отличии от БМП-3) не выдерживает попадание выстрелов из пулемета калибра 12,7 мм. Кроме того, машина не оснащена средствами оптико-электронного противодействия и/или комплексами активной защиты.
Серьезную опасность представляют и управляемые 122-мм снаряды так как они имеют высокую вероятность поражения с первого раза.
Подрыв на мине или фугасе может привести к гибели механика-водителя и десанта.
Попадание боевой части огнемёта "Шмель" приводит к выгоранию машины[7].
Американская 25-мм автоматическая пушка "Бушмастер" имеет бронепробиваемость 25 мм под углом 30 градусов с дистанции 1000, что теоретически позволяет ее пробивать лобовую броню БМП-2 (19 мм нижний лобовой бронелист корпуса с углом наклона чуть больше 30 градусов и, возможно, верхний лист с углом наклона более 60 градусом но бронированием только 6 мм)[8][9]. Также надо учитывать, что при неоднократном попадании в бронелист он трескается и раскалывается, оставляя незащищенным эту часть корпуса. В итоге при многократном попадании можно пробить броню, даже если показатели бронепробиваемости чуть меньше толщины брони броне листа. На вооружении шведской армии имеется 40-м автоматическая пушка Bofors, имеющая еще большую бронепробиваемость[10]. Также в странах НАТО также разрабатываются 35-мм и 50-мм автоматические пушки с подачей в автомат заряжания нескольких типов снарядов, целью разработки орудий является, в первую очередь, повышение бронепробиваемости.
Если в 1980-90-х годам вооружение БМП считалось удовлетворительным, то по современным меркам оно крайне недостаточно (кроме БМП-2М). ПТРК "Фагот" или "Конкурс" явно устарели[источник не указан 61 день].
На БМП-2 отсутствуют системы навигации (к примеру ГЛОНАСС), лазерный дальномер, тепловизор[11]. Средства связи не шифрованы.
Вместе с тем, несмотря на вышеизложенные недостатки, БМП-2 продолжает оставаться эффективным средством поддержки пехоты. Боевая эксплуатация данной машины в горячих точках свидетельствует, что БМП-2 в руках обученного экипажа способна эффективно поражать как легкую бронетехнику, так и живую силу[12] противника, избегая поражения. Так, за период гражданской войны в Сирии из порядка 200 БМП-2, имевшихся в распоряжении Республиканской гвардии, было потеряно не более дюжины единиц[13][14].
http-wikipediya.ru
Экипаж машины состоит из трёх человек — механика-водителя, оператора-наводчика и командира. Также в машине перевозится десант из 7 человек, которые могут вести огонь через специальные амбразуры из личного оружия[1].
Корпус и башня БМП-2 сварены из катаных стальных броневых листов толщиной от 5 до 19 мм. Лоб башни толщиной 23 мм.
В левой передней части машины располагается отделение управления, в котором находится место механика-водителя с органами управления движением машины, приборами наблюдения и средством связи. За механиком-водителем находится место стрелка, оборудованное амбразурой для стрельбы из личного оружия, а также приборами наблюдения и средствами связи[1].Моторно-трансмиссионное отделение располагается в правой передней части машины, по длине машины совмещено с отделением управления, отделено от него теплозвукоизоляционной перегородкой. Для доступа к агрегатам МТО в перегородке имеются люки[1].
В средней части машины находится боевое отделение, которое занимает башню и подбашенное пространство корпуса. В боевом отделении расположены рабочие места оператора-наводчика и командира, а также основное и вспомогательное вооружение. В подбашенном пространстве находится вращающийся пол, в котором смонтированы коробки с патронами для пулемёта, а также система ленточного питания пушки бронебойно-трассирующими и осколочными выстрелами. В правом борту корпуса находятся три укладки с выстрелами ПТУР, ещё одна находится в подбашенном пространстве[1].
В десантном отделении, находящемся в кормовой части машины, находятся 6 мест для стрелков. Каждое имеет амбразуру для стрельбы из личного оружия. В корме имеются две двери для выхода десанта. В левой двери имеется амбразура для стрельбы из автомата. Также для спешивания десанта при движении на плаву или аварийной эвакуации над сидениями в крыше корпуса имеются два люка. Десантное отделение разделяет средний топливный бак и контейнер электрооборудования, в котором находятся аккумуляторы, отопитель и другие электроагрегаты[1].
Корпус БМП, как и корпус БТР, отличается приземистостью, что делает их более скрытными, чем другая техника, особенно если сравнивать с техникой армий НАТО. Низкая высота позволяет легко прятать технику в кукурузном поле, за мелким кусто-лесьем, даже маскировать на открытой местности гораздо проще. Для этого, техника располагается в естественных углублениях (овраги, поймы, рытвины) или за возвышенностями (сопки, строения, насыпи) с набрасыванием или нанесением маскирующих материалов.
Башня у БМП и у БТР имеет конусовидную небольшую форму, что способствует в обороне позиций. Расположившись за бруствером (обшитым досками или бревнами), башня становится еле заметна на фоне природного ландшафта. В этом случае машины выполняют роль пулеметного расчета. Для видавших стрельбу со стороны, с расстояния 1 км. и более, кажется, будто голая земля извергает пламя, присутствие "трассеров" многократно усиливает эффект .
Кормовые двери открываются таким образом, что дает хоть и незначительную, но защиту по бокам при спешивание десанта из машины. Это позволяет воинам из сидячего положения встать, вскинуть оружие и осмотреться перед тем, как принять решение, в каком направление двигаться. При особо сложных или опасных ситуациях можно двигаться двоим пешим, за медленно идущей машиной, под прикрытием дверей до более-менее безопасной позиции.
Основным отличием БМП-2 от БМП-1 является новый комплекс вооружения. Причиной замены являлся опыт использования вооружения БМП-1, которое с трудом справлялось с задачей поражения типичных пехотных целей, особенно с залёгшей или укрытой живой силой противника. Проблемной была борьба с низколетящими воздушными целями, лёгкими БТР; а вследствие низкого могущества боеприпасов, низкой точности и малой дальности пушки 2А28, борьба против танковых целей была не эффективна[1].
В качестве основного вооружения БМП-2 используется 30-мм автоматическая пушка 2А42 с боекомплектом в 500 выстрелов. С пушкой спарен 7,62 пулемёт ПКТ, имеющий в боекомплекте 2000 патронов. Кроме того, для борьбы с танками БМП-2 имеет ПТРК 9К111 «Фагот» или 9К111-1 «Конкурс» с 4 выстрелами к нему[1][2]. Стабилизатор вооружения удобен, эффективен.
Также на машине были установлены 6 гранатомётов системы постановки дымовой завесы 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами[1].
В конструкции БМП, имеется термодымовая аппаратура (ТДА) небольшого радиуса действия 100-150 м., многократного использования. Включается тумблером на щитке приборов у механика-водителя. Работает на принципе распыления дизельного топлива, плотность "завесы" всецело зависит от прогретости самого двигателя.
Место механика-водителя оснащено приборами наблюдения и аппаратом А-3 танкового переговорного устройства. Находящееся за ним место стрелка оборудовано приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А. Для связи имеется аппарат А-3 ТПУ[1].
В ночное время механик-водитель пользуется прибором ТВН-2, который устанавливается непосредственно перед выездом вместо переднего триплекса. Дальность и углы обзора ТВН-2 небольшие (при полной темноте), следовательно, что находится по бокам от машины механик-водитель не может видеть, это уже входит в обязанности командира и оператора-наводчика с докладом по внутренней связи. Оборудование идёт в комплекте с техникой, но чаще всего хранится отдельно от машины.
Рабочие места командира и оператора имеют приборы наблюдения и прицеливания. Место командира оборудовано радиостанцией Р-123М / Р-173 и аппаратом А-1 ТПУ. У оператора имеется аппарат А-2 ТПУ для внутренней связи[1].
Рабочие места стрелков в десантном отделении и кормовые двери для спешивания снабжены приборами ТНПО-170А для наблюдения за местностью. Для внутренней связи в десантном отделении используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В правой двери имеется радиостанция Р-126[1].
Для прицеливания оператор-наводчик использует комбинированный прицел (в зависимости от модификации либо БПК-1-42, либо БПК-2-42) с 5,6-кратным увеличением днём и 5-кратным ночью. Для работы в активном режиме, на машину установлен осветитель ОУ-5. Кроме прицела, у наводчика имеется 3 перископических прибора ТНПО-170А с электрообогревом, а также 1 прибор заднего наблюдения ТНПТ-1. Для командира машины установлены два прибора ТНПО-170А и один ТНПТ-1, бинокулярный смотровой прибор ТКН-3Б и дневной прицел 1ПЗ-3 для поиска воздушных и наземных целей и наведения на них оружия[1].
Моторно-трансмиссионное отделение машины разделено на два блока. Первый блок — силовой и объединяет в себе двигатель, планетарные механизмы поворота и коробку передач. Второй — блок охлаждения и очистки, в нём объединены радиаторы системы охлаждения и масляный двигателя, эжектор, воздухоочиститель и масляная система трансмиссии[1].
Двигатель — 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-20С1 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Максимальная мощность составляет 210—221 кВт. Общая масса сухого двигателя около 700 кг[1]. Кроме произведённых "Барнаултрансмаш", машины комплектовались чешскими моторами, имеющими более высокое качество, нечувствительных к закоксовыванию при длительной работе на холостом ходу (стрельбы).
Силовой блок находится в самой передней части машины, под «ребристым» верхним броневым листом. В него входят трансмиссия, включающая в себя коробку передач, узлы рулевого управления, сцепление. Все это в той или иной степени может быть отремонтировано в полевых условиях, так как имеется прямой доступ. Двигатель же, находящийся справа от механика-водителя, полностью закрыт и без специального оборудования доступ к нему практически невозможен. Единственный путь к двигателю преграждается бронированной плитой над ним и без серьёзного подъёмного оборудования не стоит даже и пытаться производить ремонт. Впрочем, конструкторами эта ситуация явно была продумана: если что-то случается с двигателем, значит машина не боеспособна и, следовательно, требует капитального ремонта, а он должным образом может быть проведён только в специализированном месте.
Через лючки во внутренней перегородке серьёзный ремонт двигателя невозможен, но можно осуществлять плановое обслуживание. Помимо этого ими пользуются в холодное время года, когда двигатель уже прогрелся, а температура в салоне ещё не выше чем снаружи, хотя команда «по машинам!» уже поступила. Тут они и спасают: первую порцию тепла получает механик-водитель и сидящий за ним стрелок, затем сидящие в башне и уже только потом десантное отделение, с условием, что долго едут и кормовые двери не часто открываются. Следует заметить, в целом это отделение не сильно успевает прогреться, так как лючки закрывают по достижении комфортной температуры для механика-водителя. После этого нагрев происходит за счёт перегородок и нагнетаемого подогретого воздуха в салон. В десантном отделении можно использовать радиатор подогрева аккумуляторных батарей (выключатель сзади посередине): если открыть отсек аккумуляторов, оттуда будет поступать тёплый воздух.
В качестве базы используется шасси с шестиопорной ходовой частью, конструкция и характеристики аналогичны БМП-1[1].
Преодолеваемый подъем БМП-2 35 градусов, для сравнения: у современного (условно) российского колесного бронеавтомобиля "Тигр" 45 градусов. Скорости по шоссе "Тигр" развивает до 140 км/ч, БМП-2 до 65 км/ч[3]. БМП-2 развивает на плаву до 7 км/ч. Однако при переправе БМП окажутся беззащитны из-за малой скорости. Также танки, не имеющие возможности с ходу форсировать водные преграды глубиной более 1,5 метра останутся на берегу и не смогут помочь БМП на другом берегу. ОПВТ танка готовится в течение длительного времени, вдобавок подводное вождение считается крайне опасным, так как танки могут завязнуть в иле под водой, либо погрузиться на глубину более 5 метров и серьезно повредить двигатель и другую аппаратуру[4][5]. В итоге БМП после переправы не сможет оказать должного сопротивления на другом берегу при условии хорошей обороны противника. Также при захвате противоположного берега желательно создавать плацдарм пехотой, а не сразу бросать бронетехнику. Также малая скорость на плаву может создать проблемы при переправе через реку с сильным течением[6].
По пересечённой местности или грунтовой дороге (если не аналогично асфальтовой) скорость передвижения не более 40-45 км/ч.
В машинах серии БМП используется уникальное рулевое управление, что-то среднее между рулём в БТР и рычагами в танках, это так называемый «штурвал», состоящий только из двух горизонтальных рукояток. С такой же свободой вращения, что и у руля, это позволяет управлять машиной словно колёсной техникой, с той лишь разницей, что угол отклонения его имеет свои ограничения. При повороте его в сторону, происходит плавно-равномерное перераспределение тяг на гусеницы, именно это позволяет не дёргать машину при повороте, как это обычно происходит с машинами на гусеничном ходу, что в конечном счёте для них, пагубно сказывается на катках и траках. После отпускания его, «штурвал» сам возвращается в исходное состояние. Следовательно, усилие необходимо прикладывать только при повороте, а горизонтальное положение в этот момент показывает, что машина движется по прямой. Благодаря такой конструкции, управление машиной сильно облегчается и такие маневры, как змейка на скорости, получаются более плавными.
Бронирование БМП-2 является уже недостаточным[источник не указан 61 день]. Так бортовая броня (в отличии от БМП-3) не выдерживает попадание выстрелов из пулемета калибра 12,7 мм. Кроме того, машина не оснащена средствами оптико-электронного противодействия и/или комплексами активной защиты.
Серьезную опасность представляют и управляемые 122-мм снаряды так как они имеют высокую вероятность поражения с первого раза.
Подрыв на мине или фугасе может привести к гибели механика-водителя и десанта.
Попадание боевой части огнемёта "Шмель" приводит к выгоранию машины[7].
Американская 25-мм автоматическая пушка "Бушмастер" имеет бронепробиваемость 25 мм под углом 30 градусов с дистанции 1000, что теоретически позволяет ее пробивать лобовую броню БМП-2 (19 мм нижний лобовой бронелист корпуса с углом наклона чуть больше 30 градусов и, возможно, верхний лист с углом наклона более 60 градусом но бронированием только 6 мм)[8][9]. Также надо учитывать, что при неоднократном попадании в бронелист он трескается и раскалывается, оставляя незащищенным эту часть корпуса. В итоге при многократном попадании можно пробить броню, даже если показатели бронепробиваемости чуть меньше толщины брони броне листа. На вооружении шведской армии имеется 40-м автоматическая пушка Bofors, имеющая еще большую бронепробиваемость[10]. Также в странах НАТО также разрабатываются 35-мм и 50-мм автоматические пушки с подачей в автомат заряжания нескольких типов снарядов, целью разработки орудий является, в первую очередь, повышение бронепробиваемости.
Если в 1980-90-х годам вооружение БМП считалось удовлетворительным, то по современным меркам оно крайне недостаточно (кроме БМП-2М). ПТРК "Фагот" или "Конкурс" явно устарели[источник не указан 61 день].
На БМП-2 отсутствуют системы навигации (к примеру ГЛОНАСС), лазерный дальномер, тепловизор[11]. Средства связи не шифрованы.
Вместе с тем, несмотря на вышеизложенные недостатки, БМП-2 продолжает оставаться эффективным средством поддержки пехоты. Боевая эксплуатация данной машины в горячих точках свидетельствует, что БМП-2 в руках обученного экипажа способна эффективно поражать как легкую бронетехнику, так и живую силу[12] противника, избегая поражения. Так, за период гражданской войны в Сирии из порядка 200 БМП-2, имевшихся в распоряжении Республиканской гвардии, было потеряно не более дюжины единиц[13][14].
org-wikipediya.ru
Двигатель. Техническая характеристика и общее устройство.
Для достижения надежной и безотказной работы силовой установки командир отделения должен знать и следить за соблюдением следующих основных требований:
– запускать двигатель только в соответствии с правилами, установленными для летних и зимних условий эксплуатации;
– во время движения постоянно следить за показаниями контрольно-измерительных приборов, поддерживать температуру охлаждающей жидкости и масла в пределах, указанных в настоящем пособии;
– не допускать прогрева и длительной работы двигателя на пониженном тепловом режиме;
– при эксплуатации машины применять топливо, масла и смазки, которые указаны в настоящем пособии;
– заправлять машину горючими и смазочными материалами только закрытой струей, не допускать попадания в заправочные отверстия воды, пыли и грязи;
– качественно и в установленные сроки проводить техническое обслуживание силовой установки.
Силовая установка является источником механической энергии, приводящей машину в движение и обеспечивающей работу всех ее вспомогательных агрегатов, механизмов и устройств. В силовую установку входят шестицилиндровый V-образный, четырехтактный, быстроходный, бескомпрессорный дизель УТД-20С1 и обслуживающие его системы: питания топливом, питания воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска. Двигатель мощностью 300 л. с. установлен в силовом отделении машины в едином блоке с коробкой передач, главным фрикционом и планетарными механизмами поворота. Силовой блок размещается в носовой части машины и крепится на трех опорах, на двух бугелях 3 (рис. 5) и на упругой опоре 2.
Рис. 4. Двигатель (вид со стороны маховика)
1, 7, 30 – трубопроводы подвода масла к механизму газораспределения; 2 – головка блока; 3 – штуцер отвода ОЖ; 4 – выпускной коллектор; 5 – крышка головки блока; 6 – топливный фильтр тонкой очистки; 8, 19 – трубопроводы отвода топлива и воздуха; 9 – топливные шланги; 10 – топливные трубки высокого давления; 11 – ТНВД; 12 – подвод топлива к топливоподкачивающему насосу; 13 – стержень замера уровня масла в регуляторе; 14 – топливоподкачивающий насос; 15 – регулятор ТНВД; 16 – трубопровод подвода масла к ТНВД; 17 – центробежный масляный фильтр; 18 – рычаг управления ТНВД; 20 – штуцер отвода пара; 21 – крышка лючка; 22 – впускной коллектор; 23 – пробка слива масла из коллектора; шланг подвода воздуха к генератору; 25 – генератор; 26 вентилятор генератора;27 трубопроводы воздухопуска; 28 – трубопровод подвода масла к воздухораспределителю; 29 – воздухораспределитель; 31 – шестерня стартера; 32 – шпильки крепления коробки передач; 33 – маховик коленчатого вала; 34 – сапун; 35 – крышка; 36 – стрелка указатель; 37 – блок картер; 38 – крышка; 39 – шланг подвода масла к центробежному фильтру; 40 – фильтр грубой очистки масла; 41 – штуцер для подсоединения шланга агрегата консервации АКД – 1; 42 – трубки объединенного слива топлива из форсунок; 43 – штуцер отвода масла к радиатору; 44 – штуцер отвода масла к фильтру; 45 – масляный насос; 46 – штуцер подвода масла из бака; 47 – водяной насос; 48 – кран слива ОЖ
Рис. 5. Крепление силовой установки
1 – двигатель; 2 – упругая опора двигателя; 3 – бугель; 4 – кронштейн; 5 – коробка передач
poznayka.org
Согласно существующим правилам обозначения вооружений и военной техники, серьезно модернизированная БМП-2 получила дополнительную литеру «М». Интересно, что под таким обозначением с небольшой разницей во времени было создано три варианта модернизации боевой машины: две просто БМП-2М и БМП-2М «Бережок». Друг от друга они отличаются, в первую очередь, вооружением и оборудованием.
Совместная БМП-2М
В конце девяностых годов курганское Специальное конструкторское бюро машиностроения совместно с тульским Конструкторским бюро приборостроения подготовило проект первой модернизации БМП-2 с литерой «М». При создании этого проекта преследовалась цель повышения огневой мощи «Двойки» до уровня БМП-3. Для достижения более высоких показателей вооружения был выбран самый простой путь. На шасси БМП-2 установили боевой модуль «Бахча-У», изначально разработанный для боевой машины пехоты третьей модели. Этот боевой модуль оснащен 100-миллиметровым орудием-пусковой установкой 2А70 с боекомплектом в 34 выстрела, автоматической пушкой 2А72 калибра 30 мм (500 выстрелов) и 7,62-мм пулеметом ПКТ (2000 патронов). Кроме того, боевой модуль «Бахча-У» может стрелять управляемыми ракетами семейств 9М113 и 9М117, запуская их через ствол орудия 2А70.
Новый боевой модуль оказался заметно крупнее и тяжелее исходного комплекса вооружения машины БМП-2. Из-за этого, во-первых, пришлось немного перекомпоновать внутренний объем машины и убрать два сиденья для десантников, а во-вторых, боевая масса БМП-2М выросла до пятнадцати тонн. Кроме того, из-за некоторых дополнительных небольших доработок модернизированная боевая машина пехоты потеряла возможность пересекать водные преграды вплавь. Также незначительно уменьшилась максимальная скорость при движении по шоссе и проходимость по пересеченной местности.
Такая БМП-2М в единственном экземпляре была собрана в самом конце девяностых годов и тогда же прошла испытания. По имеющимся данным, военные не заинтересовались подобной модернизацией. В первую очередь, их не устроил десант всего из пяти человек и потеря плавучести. Еще одной косвенной причиной отказа можно считать сравнительную дороговизну боевого модуля «Бахча-У» и переделки под нее исходных БМП-2 в БМП-2М. Имеются сведения о переоборудовании только одной опытной машины. Далее БМП-2М с тульским боевым модулем не изготовлялись.
Модернизированная боевая машина пехоты БМП-2М с комплексом вооружения "Бережок" разработки тульского ОАО "Конструкторское бюро приборостроения". Ростов-на-Дону. 03.09.2012 (с) С.В. Гуров / rbase.new-factoria.ru
Тульский «Бережок»
Следующим вариантом улучшения «Двойки» стал проект тульского Конструкторского бюро приборостроения, получивший такое же обозначение, как и предыдущий вариант с «Бахчой-У» – БМП-2М. Для удобства к названию обновленной боевой машины добавили имя – «Бережок». Основой этой модернизации стал боевой модуль Б05Я01, разработанный на основе родного комплекса вооружений БМП-2. Как и ранее, «главным калибром» является 30-мм автоматическая пушка 2А42 с боекомплектом в 500 снарядов. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ (2000 патронов). На крыше орудийной башни, на подвижной установке имеется 30-мм автоматический гранатомет АГС-30М с ленточным питанием и боекомплектом в 300 выстрелов. Ствольное вооружение боевого модуля Б05Я01 позволяет эффективно атаковать легкобронированную технику и живую силу противника на расстоянии до полутора-двух километров.
Для атаки серьезных целей, например танков, на большем расстоянии в состав модуля Б05Я01 входит оборудование противотанкового ракетного комплекса 9К135 «Корнет». На боковых сторонах башни размещается две пусковые установки, рассчитанные на два транспортно-пусковых контейнера ракет каждая. Контейнеры с ракетами прикрыты от пуль и осколков легкими броневыми экранами. В зависимости от конкретной модификации ракеты, модуль Б05Я01 способен поражать цели на дальностях до 5,5 километров (9М133-1), 7,5-8 км (9М133М-2) или 10 км (9М113ФМ-3). Для обнаружения целей и наведения ракет модуль Б05Я01 оснащен соответствующей аппаратурой: двухканальным прицелом наводчика (с теле- и тепловизионным каналом), лазерным дальномером, автоматом сопровождения целей и аппаратурой выработки команд для ракеты. Боезапас противотанкового вооружения БМП-2М «Бережок» состоит только из четырех ракет. Из-за особенностей размещения пусковых установок противотанковых ракет их переснаряжение производится вручную, вне боевой обстановки. Дополнительное вооружение «Бережка» состоит из двух трехствольных дымовых гранатометов. По расчетам тульских конструкторов, огневая мощь БМП-2М «Бережок» по сравнению с исходной «Двойкой» выросла в 3,2 раза, а потери при типичном боевом задании (атака на опорный пункт) за счет большей дальности стрельбы могут быть снижены в два с половиной раза.
При создании тульского варианта модернизации БМП-2 особое внимание уделялось повышению огневой мощи, для чего и был создан новый боевой модуль Б05Я01. Уровень защиты и ходовые качества при этом остались прежними. Кроме того, в отличие от предыдущей БМП-2М, «Бережок» сохранил возможность пересечения водоемов вплавь. Требования военных по плавучести машины серьезно сказались на уровне защиты: все имевшиеся массогабаритные резервы без ущерба плавучести были использованы для изменения состава вооружения. Конструкция бронированного корпуса не претерпела каких-либо изменений, кроме того, не были предусмотрены дополнительные навесные защитные модули. Все это делает БМП-2М «Бережок» интересной машиной, однако оставляет некоторые поводы для критики. Ввиду отсутствия преимуществ перед имеющимися боевыми машинами пехоты в уровне защиты «Бережок» имеет не слишком высокие коммерческие перспективы. Стоит отметить, в начале осени появлялись сообщения о закупках «Бережка» министерством внутренних дел России. Кроме того, еще в 2005 году был подписан контракт с Алжиром, согласно которому три сотни имеющихся у него БМП-2 будут переделаны в БМП-2М.
Курганский вариант
Немного позже БМП-2М из Тулы курганскими специалистами был предложен еще один одноименный вариант модернизации «Двойки». На этот раз ценой плавучести предлагалось серьезно повысить уровень защиты бронекорпуса. После нескольких вариантов, на которых отрабатывались разные способы уменьшения вероятности поражения, была изготовлена БМП-2М с рядом значительных нововведений.
Повышение огневой мощи было достигнуто установкой на башне сдвоенной пусковой установки противотанкового комплекса «Атака». По своим характеристикам этот ПТРК близок «Корнету», однако имеет ряд отличий. К примеру, наведение ракет «Атаки» производится по радиокомандной линии, а не при помощи лазерного луча. Установка комплекса «Атака» повлекла за собой соответствующие изменения в электронном оборудовании боевой машины пехоты. Пушечно-пулеметное вооружение курганского варианта БМП-2М ничем не отличается от комплекса оружия, примененного на исходной «Двойке». Это все те же пушка 2А42 и пулемет ПКТ.
В ходе работ по увеличению уровня защиты курганский вариант БМП-2М претерпел несколько изменений. Первый вариант дополнительной защиты включал в себя бронепанели, выдерживающие попадание пуль калибра 12,7 миллиметров со всех ракурсов, а также противокумулятивные решетки. Кроме того, часть корпуса была закрыта блоками динамической защиты, разработанными в НИИ Стали. По ряду причин, прежде всего из-за риска повредить корпус машины при срабатывании динамической защиты, этот вариант дополнительного комплекса мер не предлагался заказчику и в итоге стал основой для новой разработки. Второй вариант подразумевал навеску дополнительных бронелистов и решеток, а также новой системы динамической защиты. Обновленная разработка НИИ Стали не так сильно била по корпусу БМП, однако и в этом случае система дополнительной защиты не пошла в серию. Актуальный третий вариант дополнительных модулей в определенной мере похож на предыдущие – панели, решетки и «коробки» динамической защиты. Однако в ходе разработки третьего варианта защиты был предпринят ряд мер технологического характера, позволивший ценой потери плавучести добиться приемлемых показателей уровня защиты. По имеющимся данным, курганский вариант БМП-2М со всех ракурсов выдерживает попадание крупнокалиберных пуль.
***
Все три варианта БМП-2М, несмотря на одинаковое название, имеют разные характеристики, касающиеся огневой мощи и уровня защиты. При этом особенности всех трех проектов модернизации «Двойки» наглядно демонстрируют характерные для этого класса техники проблемы. В первую очередь, это трудность или даже невозможность совмещения в одной боевой машине высокого боевого потенциала, противоснарядной и противокумулятивной защиты, плавучести, а также возможности перевозки большого количества десанта. Именно из-за этой проблемы совместная тульско-курганская БМП-2М несет солидный комплекс вооружения с хорошим боекомплектом, но не плавает, защищена только от стрелкового оружия и перевозит всего пять бойцов; а курганский вариант модернизации хорошо защищен, но не получил серьезных нововведений в составе вооружения.
Предпосылки к имеющимся проблемам всех трех вариантов БМП-2М появились еще на стадии формирования требований к самой первой отечественной боевой машине пехоты. Как результат, улучшение одного параметра приводит к ухудшению другого или даже других. Вполне очевидно, что без отказа от того или иного требования, например плавучести, БМП-2 просто не сможет улучшить сразу несколько своих характеристик. Однако в таком случае установка более совершенного и/или тяжелого вооружения может повлечь за собой замену двигателя и трансмиссии, а также других узлов и агрегатов. Вряд ли такая модернизация будет выгодной для переоснащения всех армейских боевых машин. Поэтому в настоящее время важно уделить особое внимание требованиям к перспективной БМП на базе бронеплатформы «Курганец», оценить все возможности и риски и, при необходимости, отказаться от того или иного требования, либо сделать его более мягким. Только при таком подходе в будущем удастся избежать нынешних проблем с модернизацией перспективной боевой машины.
По материалам сайтов:http://skbm.ru/http://kbptula.ru/http://army-guide.com/http://otvaga2004.ru/http://gurkhan.blogspot.ru/http://arms-expo.ru/http://bratishka.ru/
topwar.ru
Экипаж машины состоит из трёх человек — механика-водителя, оператора-наводчика и командира. Также в машине перевозится десант из 7 человек, которые могут вести огонь через специальные амбразуры из личного оружия[1].
Корпус и башня БМП-2 сварены из катаных стальных броневых листов толщиной от 5 до 19 мм. Лоб башни толщиной 23 мм.
В левой передней части машины располагается отделение управления, в котором находится место механика-водителя с органами управления движением машины, приборами наблюдения и средством связи. За механиком-водителем находится место стрелка, оборудованное амбразурой для стрельбы из личного оружия, а также приборами наблюдения и средствами связи[1].Моторно-трансмиссионное отделение располагается в правой передней части машины, по длине машины совмещено с отделением управления, отделено от него теплозвукоизоляционной перегородкой. Для доступа к агрегатам МТО в перегородке имеются люки[1].
В средней части машины находится боевое отделение, которое занимает башню и подбашенное пространство корпуса. В боевом отделении расположены рабочие места оператора-наводчика и командира, а также основное и вспомогательное вооружение. В подбашенном пространстве находится вращающийся пол, в котором смонтированы коробки с патронами для пулемёта, а также система ленточного питания пушки бронебойно-трассирующими и осколочными выстрелами. В правом борту корпуса находятся три укладки с выстрелами ПТУР, ещё одна находится в подбашенном пространстве[1].
В десантном отделении, находящемся в кормовой части машины, находятся 6 мест для стрелков. Каждое имеет амбразуру для стрельбы из личного оружия. В корме имеются две двери для выхода десанта. В левой двери имеется амбразура для стрельбы из автомата. Также для спешивания десанта при движении на плаву или аварийной эвакуации над сидениями в крыше корпуса имеются два люка. Десантное отделение разделяет средний топливный бак и контейнер электрооборудования, в котором находятся аккумуляторы, отопитель и другие электроагрегаты[1].
Корпус БМП, как и корпус БТР, отличается приземистостью, что делает их более скрытными, чем другая техника, особенно если сравнивать с техникой армий НАТО. Низкая высота позволяет легко прятать технику в кукурузном поле, за мелким кусто-лесьем, даже маскировать на открытой местности гораздо проще. Для этого, техника располагается в естественных углублениях (овраги, поймы, рытвины) или за возвышенностями (сопки, строения, насыпи) с набрасыванием или нанесением маскирующих материалов.
Башня у БМП и у БТР имеет конусовидную небольшую форму, что способствует в обороне позиций. Расположившись за бруствером (обшитым досками или бревнами), башня становится еле заметна на фоне природного ландшафта. В этом случае машины выполняют роль пулеметного расчета. Для видавших стрельбу со стороны, с расстояния 1 км. и более, кажется, будто голая земля извергает пламя, присутствие "трассеров" многократно усиливает эффект .
Кормовые двери открываются таким образом, что дает хоть и незначительную, но защиту по бокам при спешивание десанта из машины. Это позволяет воинам из сидячего положения встать, вскинуть оружие и осмотреться перед тем, как принять решение, в каком направление двигаться. При особо сложных или опасных ситуациях можно двигаться двоим пешим, за медленно идущей машиной, под прикрытием дверей до более-менее безопасной позиции.
Основным отличием БМП-2 от БМП-1 является новый комплекс вооружения. Причиной замены являлся опыт использования вооружения БМП-1, которое с трудом справлялось с задачей поражения типичных пехотных целей, особенно с залёгшей или укрытой живой силой противника. Проблемной была борьба с низколетящими воздушными целями, лёгкими БТР; а вследствие низкого могущества боеприпасов, низкой точности и малой дальности пушки 2А28, борьба против танковых целей была не эффективна[1].
В качестве основного вооружения БМП-2 используется 30-мм автоматическая пушка 2А42 с боекомплектом в 500 выстрелов. С пушкой спарен 7,62 пулемёт ПКТ, имеющий в боекомплекте 2000 патронов. Кроме того, для борьбы с танками БМП-2 имеет ПТРК 9К111 «Фагот» или 9К111-1 «Конкурс» с 4 выстрелами к нему[1][2]. Стабилизатор вооружения удобен, эффективен.
Также на машине были установлены 6 гранатомётов системы постановки дымовой завесы 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами[1].
В конструкции БМП, имеется термодымовая аппаратура (ТДА) небольшого радиуса действия 100-150 м., многократного использования. Включается тумблером на щитке приборов у механика-водителя. Работает на принципе распыления дизельного топлива, плотность "завесы" всецело зависит от прогретости самого двигателя.
Место механика-водителя оснащено приборами наблюдения и аппаратом А-3 танкового переговорного устройства. Находящееся за ним место стрелка оборудовано приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А. Для связи имеется аппарат А-3 ТПУ[1].
В ночное время механик-водитель пользуется прибором ТВН-2, который устанавливается непосредственно перед выездом вместо переднего триплекса. Дальность и углы обзора ТВН-2 небольшие (при полной темноте), следовательно, что находится по бокам от машины механик-водитель не может видеть, это уже входит в обязанности командира и оператора-наводчика с докладом по внутренней связи. Оборудование идёт в комплекте с техникой, но чаще всего хранится отдельно от машины.
Рабочие места командира и оператора имеют приборы наблюдения и прицеливания. Место командира оборудовано радиостанцией Р-123М / Р-173 и аппаратом А-1 ТПУ. У оператора имеется аппарат А-2 ТПУ для внутренней связи[1].
Рабочие места стрелков в десантном отделении и кормовые двери для спешивания снабжены приборами ТНПО-170А для наблюдения за местностью. Для внутренней связи в десантном отделении используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В правой двери имеется радиостанция Р-126[1].
Для прицеливания оператор-наводчик использует комбинированный прицел (в зависимости от модификации либо БПК-1-42, либо БПК-2-42) с 5,6-кратным увеличением днём и 5-кратным ночью. Для работы в активном режиме, на машину установлен осветитель ОУ-5. Кроме прицела, у наводчика имеется 3 перископических прибора ТНПО-170А с электрообогревом, а также 1 прибор заднего наблюдения ТНПТ-1. Для командира машины установлены два прибора ТНПО-170А и один ТНПТ-1, бинокулярный смотровой прибор ТКН-3Б и дневной прицел 1ПЗ-3 для поиска воздушных и наземных целей и наведения на них оружия[1].
Моторно-трансмиссионное отделение машины разделено на два блока. Первый блок — силовой и объединяет в себе двигатель, планетарные механизмы поворота и коробку передач. Второй — блок охлаждения и очистки, в нём объединены радиаторы системы охлаждения и масляный двигателя, эжектор, воздухоочиститель и масляная система трансмиссии[1].
Двигатель — 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-20С1 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Максимальная мощность составляет 210—221 кВт. Общая масса сухого двигателя около 700 кг[1]. Кроме произведённых "Барнаултрансмаш", машины комплектовались чешскими моторами, имеющими более высокое качество, нечувствительных к закоксовыванию при длительной работе на холостом ходу (стрельбы).
Силовой блок находится в самой передней части машины, под «ребристым» верхним броневым листом. В него входят трансмиссия, включающая в себя коробку передач, узлы рулевого управления, сцепление. Все это в той или иной степени может быть отремонтировано в полевых условиях, так как имеется прямой доступ. Двигатель же, находящийся справа от механика-водителя, полностью закрыт и без специального оборудования доступ к нему практически невозможен. Единственный путь к двигателю преграждается бронированной плитой над ним и без серьёзного подъёмного оборудования не стоит даже и пытаться производить ремонт. Впрочем, конструкторами эта ситуация явно была продумана: если что-то случается с двигателем, значит машина не боеспособна и, следовательно, требует капитального ремонта, а он должным образом может быть проведён только в специализированном месте.
Через лючки во внутренней перегородке серьёзный ремонт двигателя невозможен, но можно осуществлять плановое обслуживание. Помимо этого ими пользуются в холодное время года, когда двигатель уже прогрелся, а температура в салоне ещё не выше чем снаружи, хотя команда «по машинам!» уже поступила. Тут они и спасают: первую порцию тепла получает механик-водитель и сидящий за ним стрелок, затем сидящие в башне и уже только потом десантное отделение, с условием, что долго едут и кормовые двери не часто открываются. Следует заметить, в целом это отделение не сильно успевает прогреться, так как лючки закрывают по достижении комфортной температуры для механика-водителя. После этого нагрев происходит за счёт перегородок и нагнетаемого подогретого воздуха в салон. В десантном отделении можно использовать радиатор подогрева аккумуляторных батарей (выключатель сзади посередине): если открыть отсек аккумуляторов, оттуда будет поступать тёплый воздух.
В качестве базы используется шасси с шестиопорной ходовой частью, конструкция и характеристики аналогичны БМП-1[1].
Преодолеваемый подъем БМП-2 35 градусов, для сравнения: у современного (условно) российского колесного бронеавтомобиля "Тигр" 45 градусов. Скорости по шоссе "Тигр" развивает до 140 км/ч, БМП-2 до 65 км/ч[3]. БМП-2 развивает на плаву до 7 км/ч. Однако при переправе БМП окажутся беззащитны из-за малой скорости. Также танки, не имеющие возможности с ходу форсировать водные преграды глубиной более 1,5 метра останутся на берегу и не смогут помочь БМП на другом берегу. ОПВТ танка готовится в течение длительного времени, вдобавок подводное вождение считается крайне опасным, так как танки могут завязнуть в иле под водой, либо погрузиться на глубину более 5 метров и серьезно повредить двигатель и другую аппаратуру[4][5]. В итоге БМП после переправы не сможет оказать должного сопротивления на другом берегу при условии хорошей обороны противника. Также при захвате противоположного берега желательно создавать плацдарм пехотой, а не сразу бросать бронетехнику. Также малая скорость на плаву может создать проблемы при переправе через реку с сильным течением[6].
По пересечённой местности или грунтовой дороге (если не аналогично асфальтовой) скорость передвижения не более 40-45 км/ч.
В машинах серии БМП используется уникальное рулевое управление, что-то среднее между рулём в БТР и рычагами в танках, это так называемый «штурвал», состоящий только из двух горизонтальных рукояток. С такой же свободой вращения, что и у руля, это позволяет управлять машиной словно колёсной техникой, с той лишь разницей, что угол отклонения его имеет свои ограничения. При повороте его в сторону, происходит плавно-равномерное перераспределение тяг на гусеницы, именно это позволяет не дёргать машину при повороте, как это обычно происходит с машинами на гусеничном ходу, что в конечном счёте для них, пагубно сказывается на катках и траках. После отпускания его, «штурвал» сам возвращается в исходное состояние. Следовательно, усилие необходимо прикладывать только при повороте, а горизонтальное положение в этот момент показывает, что машина движется по прямой. Благодаря такой конструкции, управление машиной сильно облегчается и такие маневры, как змейка на скорости, получаются более плавными.
Бронирование БМП-2 является уже недостаточным[источник не указан 61 день]. Так бортовая броня (в отличии от БМП-3) не выдерживает попадание выстрелов из пулемета калибра 12,7 мм. Кроме того, машина не оснащена средствами оптико-электронного противодействия и/или комплексами активной защиты.
Серьезную опасность представляют и управляемые 122-мм снаряды так как они имеют высокую вероятность поражения с первого раза.
Подрыв на мине или фугасе может привести к гибели механика-водителя и десанта.
Попадание боевой части огнемёта "Шмель" приводит к выгоранию машины[7].
Американская 25-мм автоматическая пушка "Бушмастер" имеет бронепробиваемость 25 мм под углом 30 градусов с дистанции 1000, что теоретически позволяет ее пробивать лобовую броню БМП-2 (19 мм нижний лобовой бронелист корпуса с углом наклона чуть больше 30 градусов и, возможно, верхний лист с углом наклона более 60 градусом но бронированием только 6 мм)[8][9]. Также надо учитывать, что при неоднократном попадании в бронелист он трескается и раскалывается, оставляя незащищенным эту часть корпуса. В итоге при многократном попадании можно пробить броню, даже если показатели бронепробиваемости чуть меньше толщины брони броне листа. На вооружении шведской армии имеется 40-м автоматическая пушка Bofors, имеющая еще большую бронепробиваемость[10]. Также в странах НАТО также разрабатываются 35-мм и 50-мм автоматические пушки с подачей в автомат заряжания нескольких типов снарядов, целью разработки орудий является, в первую очередь, повышение бронепробиваемости.
Если в 1980-90-х годам вооружение БМП считалось удовлетворительным, то по современным меркам оно крайне недостаточно (кроме БМП-2М). ПТРК "Фагот" или "Конкурс" явно устарели[источник не указан 61 день].
На БМП-2 отсутствуют системы навигации (к примеру ГЛОНАСС), лазерный дальномер, тепловизор[11]. Средства связи не шифрованы.
Вместе с тем, несмотря на вышеизложенные недостатки, БМП-2 продолжает оставаться эффективным средством поддержки пехоты. Боевая эксплуатация данной машины в горячих точках свидетельствует, что БМП-2 в руках обученного экипажа способна эффективно поражать как легкую бронетехнику, так и живую силу[12] противника, избегая поражения. Так, за период гражданской войны в Сирии из порядка 200 БМП-2, имевшихся в распоряжении Республиканской гвардии, было потеряно не более дюжины единиц[13][14].
ru-wiki.org
Советская гусеничная боевая машина пехоты, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности, вооруженности и защищенности на поле боя в условиях применения ядерного оружия и совместных действий с танками в бою.
Основные ТТХ боевой машины пехоты БМП-2
(Объект 675)
Боевая масса, т 13,8-14,0
Экипаж, чел. 3
Десант, чел. 7
Габаритные размеры, мм
Длина корпуса 6735
Ширина корпуса 3150
Общая высота 2450
Клиренс 420
Защита танка
Тип брони стальная
Система постановки дымовых завес 6 х 902В «Туча», ТДА
Вооружение
Модель пушки 2А42
Тип пушки автоматическая
Калибр пушки, мм 30
Длина ствола пушки, калибров / мм /
Боекомплект пушки 500
Прицел 2 х БПК-1-42 (перископический, дневной/ночной), 1П3-3 (зенитный)
Пулемёт(ы) 7,62-мм ПКТ
Боекомплект пулемёта(ов) 2000
Другое вооружение Противотанковый ракетный комплекс 9М111 "Фагот"/9М113 "Конкурс"
Двигатель
Тип двигателя дизельный двигатель
Модель двигателя УТД-20С1
Мощность двигателя, л.с. (кВт) 300 (220.8)
Ходовая часть
Тип подвески торсионная
Число опорных катков на борт 6
Число поддерживающих катков на борт 3
Ширина гусеницы, мм 300
Ходовые качества
Скорость по шоссе, км/ч до 65
Запас хода по шоссе, км 550-600
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,63
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Ширина преодолеваемого рва, м 2,5
Преодолеваемый брод, м плавает
studfiles.net
В конце 1950-х — начале 1960-х годов наметилось отставание СССР от западных стран в создании тяжелых гусеничных бронетранспортеров. В этот период в армиях НАТО были приняты на вооружение бронетранспортеры М113 (США), «Троуджен» (Великобритания), VTT М56 (Франция) и S-30 (ФРГ) Не отставали от них и нейтралы — шведы приняли свой P6V302, а австрийцы — 4K3F. Все эти машины имели полностью закрытые герметичные корпуса и достаточно мощное вооружение — вплоть до 20-мм автоматических пушек. Тяжелый гусеничный бронетранспортер имелся и у Советской Армии — БТР-50П (в варианте с крышей — БТР-50ПК). Однако эта машина, по сравнению с западными аналогами, имела слишком большие габариты и крайне неудачную компоновку с передним расположением десантного отделения. По-видимому, по этой причине серьезную ее модернизацию (главным образом в части усиления вооружения), посчитали бесперспективной и пошли по пути создания совершенно нового образца Новая машина должна была иметь более подходящую для бронетранспортера компоновку с задним расположением десантного отделения и самое главное — быть приспособленной для ведения боевых действий в условиях атомной войны, то есть иметь герметичный бронекорпус с системой ПАЗ (противоатомной защиты). В части вооружения ориентировались на наиболее мощные западные образцы, но тут вышла неувя-зочка Дело в том, что в период правления Н.С Хрущева никаких работ по созданию малокалиберных автоматических пушек для сухопутных войск не велось, и вооружать новую машину было просто нечем Имелось лишь одно орудие, пригодное для этой цели, — 73-мм безоткатная гладкоствольная пушка 2А28 «Гром», позволявшая на дальности до 1000 м поражать бронированные машины, в том числе и танки, того периода.
Ее и установили на машину, которую приняли на вооружение в 1966 году под обозначением БМП-1, гордо назвав ее «родоначальником нового класса боевой техники — боевых машин пехоты». При этом какая-либо стройная концепция их боевого применения начисто отсутствовала, и большинство военных придерживалось точки зрения, что БМП, как и БТР, является лишь транспортным средством, позволяющим под прикрытием брони доставлять мотопехоту на поле боя вслед за танками и затем использовать ее для занятия территории. Однако и против более мощного, чем у тогдашних отечественных бронетранспортеров, вооружения никто не возражал, хотя задачи его также четко не были определены Совершенно очевидно, что вооружение БМП-1 имело ярко выраженную противотанковую направленность: в боекомплект пушки «Гром» входили только противотанковые кумулятивные снаряды, а в качестве дополнительного вооружения на машине был размещен ПТРК «Малютка». Для поддержки же пехоты у БМП оставался лишь 7,62-мм пулемет ПКТ, что было явно недостаточно (для сравнения — у БТР-60ПБ их было два. 14,5-мм и 7,62-мм). Осколочную гранату ввели в боекомплект только в 1973 году, но и она мало что давала пехоте из-за настильной траектории полета. Кроме того, следует отметить, что на БМП-1 отсутствовал стабилизатор вооружения, и вести прицельный огонь с хода всеми видами боеприпасов было невозможно В результате в военно-промышленных кругах развернулась длительная дискуссия о том, каким быть вооружению БМП. В рамках этой дискуссии создавались опытные образцы перспективных машин с двумя направлениями развития вооружения. Первое — наращивание огневой мощи пушки «Гром» путем удлинения ствола, что привело к созданию 73-мм пушки «Зарница», установленной на опытных объектах 768 и 681, изготовленных в 1974 и 1977 годах. Второе — переход на созданную к тому времени автоматическую 30-мм пушку, которую установили на объектах 680 и 769 в 1972 и 1974 годах При этом на объекте 680 пушка и пулемет были смонтированы на выносном вращающемся лафете, имевшем стандартный погон башни БМП-1, а второй пулемет на крышке люка командира. Объект 769 имел двухместную башню и удлиненный корпус (число опорных катков увеличилось до семи)Следует отметить, что эти опытные образцы создавались как в Челябинске, так и в Кургане. Дело в том, что серийный выпуск БМП-1 был организован на Курганском машиностроительном заводе (Курганмашзавод) Это предприятие, построенное в 1954 году, специализировалось до этого на выпуске артиллерийских тягачей АТС-59 и его модификации АТС-59Г. С 1967 года Курганмашзавод стал головным предприятием по производству боевых машин пехоты Главным конструктором завода был А.А.Благонравов.Соревнование между 73-мм и 30-мм пушкой закончилось почти ничем. Курганмашзавод отстаивал свой объект 675, вооруженный 30-мм пушкой 2А42 Тульского КБ машиностроения (ведущий конструктор В.П Грязев). В этом его поддерживали генеральный конструктор КБ Г Шипунов и тогдашний начальник ГБТУ главный маршал танковых войск А.Х.Бабаджанян. Однако 30-мм пушка долгое время не воспринималась руководством ГРАУ как серьезное оружие. И это при том, что всесторонние испытания 30-мм пушки показали достаточную универсальность системы при стрельбе по самым различным целям, включая танки. Были проведены и сравнительные испытания модернизированной пушки «Гром-М» с пушкой 2А42 при расходовании сопоставимой части боекомплекта, однако, по настоянию ГРАУ, с удвоенным для «Грома». После огня из 73-мм орудия обстреливаемый танк остался боеспособным. После обстрела из 2А42 на нем не осталось никакого навесного оборудования (зенитный пулемет, например, улетел на 15 м), а топливные баки воспламенились. После осмотра выяснилось, что башня и пушка танка заклинены, маска пушки имеет сквозную пробоину, а все смотровые приборы и прицел разбитыНесмотря на столь убедительные результаты, сомнения продолжали точить руководство Министерства обороны СССР. В системе госзаказа, например, выпуск новой машины планировался в объеме примерно 10% от производства БМП-1. Окончательную точку в ее судьбе поставил Афганистан.Распоряжение правительства о срочном освоении серийного производства объекта 675 было передано на завод по телефону апрельской ночью 1980 года. Приказ был категоричен’ через две недели первая партия машин должна быть отправлена в Афганистан! На такое решение сильно повлиял генерал армии М.М.Зайцев, который, находясь в Афганистане, позвонил в ЦК КПСС и разъяснил, что в местных условиях новая машина Курганмашзавода незаменима. Зайцев знал машину еще когда был командующим войсками Белорусского военного округа, в котором новая БМП проходила войсковые испытания. На следующий день производство Курганмашзавода было переведено на режим военного времени. В апреле первые 25 машин отправили в Афганистан. Постановление Совета Министров СССР о принятии объекта 675 на вооружение под обозначением БМП-2 последовало только в августе, а приказ министра обороны — в октябре 1980 года. В это время уже несколько десятков БМП-2 воевали в Афганистане.По своей конструкции и тактико-техническим характеристикам БМП-2 во многом аналогична своей предшественнице — БМП-1. В левой передней части корпуса машины расположено отделение управления. В нем размещены: сиденье механика-водителя, органы управления, контрольноизмерительные приборы, четыре прибора наблюдения ТНПО-170А, гирополукомпас ГПК-59, аппарат А-3 ТПУ и т.д. За сиденьем механика-водителя находится сиденье десантника. Оно оборудовано амбразурой для стрельбы из личного оружия (в левом борту корпуса), приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А, а также аппаратом А-3 ТПУ.Справа от отделения управления находится МТО, отгороженное от всей машины теплозвукоизоляционной перегородкой. Находящиеся в МТО двигатель и коробка передач объединены в силовой блок, а радиаторы системы охлаждения, системы смазки двигателя, системы смазки и гидроуправления силовой передачи, эжектор и воздухоочиститель — в блок охлаждения и воздухоочистки Боевое отделение расположено в средней части корпуса машины непосредственно за МТО. Оно включает в себя башню и часть корпуса, ограниченную перегородкой МТО спереди и ограждениями сидений десанта сзади В башне в качающейся маске установлены пушка 2А42 и спаренный с ней пулемет ПКТ. На вращающемся полу смонтированы магазин ПКТ и система, обеспечивающая ленточное питание пушки бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными снарядами. Командир располагается справа от пушки, наводчик-оператор — слева.В кормовой части корпуса машины в десантном отделении лицом к бортам размещаются шесть стрелков. На каждом месте стрелка имеется прибор ТНПО-170Адля наблюдения за местностью при движении «по-боевому», амбразура с шаровой установкой для ведения стрельбы из пулеметов ПК или ПКМ (передние) и автоматов АКМ или АК-74 (остальные). Для входа и выхода стрелков в корме машины имеются две двери. В каждой из них установлен прибор ТНПО-170А, а в левой двери еще и амбразура для стрельбы из АК-74. В крыше корпуса над сиденьями имеются люки для выхода стрелков при движении машины на плаву, ведения огня по воздушным целям, наблюдения за местностью на марше, аварийной эвакуации и т.п. Десантное отделение разделено на две части (правую и левую) средним топливным баком и контейнером электрооборудования, в котором размещены две аккумуляторные батареи, агрегаты электрооборудования и отопитель десантного отделения. В десантном отделении для внутренней связи используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В нише правой двери размещена радиостанция Р-126.Корпус и коническая башня БМП-2 сварены из катаных стальных броневых листов толщиной от 5 до 19 мм. Так называемый «ребристый лист», закрывающий трапециевидный люк в верхнем лобовом листе, выполняется из алюминиевого сплава и имеет толщину 10 —15 мм. Лоб башни защищается броней толщиной 23 мм. На крыше корпуса в десантном отделении и на всех крышках люков с внутренней стороны установлен противорадиационный подбой. В целом броня защищает от пуль обычного калибра и мелких осколков. Лобовая броня корпуса и башни выдерживает обстрел крупнокалиберными пулями.Установленная в башне в качающейся маске 30-мм автоматическая пушка 2А42 имеет двухленточное питание Огонь из нее ведется бронебойными, осколочно-фугаснозажигательными и осколочными трассирующими снарядами. Пушка имеет два темпа стрельбы — малый (200 — 300 выстр./мин) и большой (не менее 550 выстр./мин). Прицельные дальности стрельбы по наземным целям составляют 2000 для бронебойных и 4000 м для других типов снарядов. Приведенная площадь поражения осколочнотрассирующего снаряда составляет 25 — 30 м2, осколочно-фугасного — 50 — 70 м2.Могут поражаться воздушные цели, летящие с дозвуковыми скоростями на наклонных дальностях до 2000 — 2500 м. Боекомплект к пушке — 500 выстрелов, 160 из которых с бронебойно-трассирующими снарядами. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ с наибольшей прицельной дальностью 2000 м и боекомплектом 2000 патронов. Пушка и спаренный пулемет стабилизированы в двух плоскостях с помощью электромеханического стабилизатора 2Э36-1. Наведение оружия на цель осуществляется от пультов управления оператора-наводчика и командира. В стабилизаторе предусмотрены два основных режима работы — автоматический и полуавтоматический. Первый предназначен для стрельбы с места и с ходу по наземным целям. При угле возвышения около 35° происходит автоматическое переключение стабилизатора на полуавтоматический режим, являющийся основным при стрельбе по воздушным целям В этом случае также производится стабилизированное наведение в обеих плоскостях, но с меньшей точностью, зато повышается перебросочная скорость Предусмотрен и вспомогательный режим целеуказания, предназначенный для поворота башни в направлении цели, выбранной командиром, со скоростью 30 град /с по кратчайшему расстоянию.Наводчик-оператор пользуется комбинированным (дневной и активно-пассивный ночной каналы) перископическим прицелом. При работе в активном режиме с использованием осветителя ОУ-5 дальность видения цели типа «танк» составляет 800 м. Кроме прицела БПК-1-2 на рабочем месте наводчика имеются три перископических смотровых прибора ТНПО-170А с электрообогревом и один прибор ТНПТ-1. У командира машины установлены монокулярный перископический дневной прицел 1ПЗ-3, два смотровых прибора ТНПО-170А и один ТНП-1. Кроме того, командир располагает комбинированным (дневной и активный ночной) бинокулярным перископическим прибором ТКН-ЗБ По наземным целям стрельба может вестись с места и с ходу, а по воздушным целям — с местаДля борьбы с танками и другими сильно бронированными средствами противника предназначен ПТРК «Фагот-М» или «Конкурс», который может использоваться как с машины, так и с грунта (перевод комплекса в положение для стрельбы с грунта производится силами двух членов экипажа). На крыше башни между люками командира и наводчика размещена пусковая установка 9П135М (9П135М-1). Внутри машины перевозятся четыре ПТУР. три — на правом борту машины и одна — в боевом отделении.Кроме того, в десантном отделении размещены два ПЗРК 9К32 или 9К34 «Стрела» (вместо одного ПЗРК может укладываться гранатомет РПГ-7) и 12 гранат Ф-1.Сектор обстрела из автоматной амбразуры десантного отделения — 35 — 40°, пулеметной — 23°. Каждая амбразура оборудована системой вытяжной вентиляции для удаления пороховых газов, пулеметные — гильзосборниками, а автоматные — гильзоотражателями. Вместе с тем ведение прицельного огня десантом из машины невозможно по причине плохого обзора и отсутствия стабилизации вооружения.Система маскировки включает в себя термодымовую аппаратуру многократного действия, обеспечивающую установку дымовой завесы шириной 100 — 150 м, и систему 902В «Туча», шесть 81-мм дымовых гранатометов, которые установлены по бортам башни С помощью дымовых гранат ЗД6 ставится дымовая завеса на дальности 200 — 300 м.На машине установлен 6-цилиндровый бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения УТД-20С1 мощностью 285 — 300 л.с. (210 — 221 кВт). Расположение цилиндров — V-образное, под углом 120° Общая емкость топливных баков 462 литра. Основной способ пуска двигателя — сжатым воздухом, дополнительный — электростартером. Предусмотрен клапанный автоматический механизм защиты двигателя от попадания водыТрансмиссия состоит из многодискового главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач с постоянным зацеплением шестерен и синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах, двухступенчатых планетарных механизмов поворота, ленточных остановочных тормозов и бортовых одноступенчатых планетарных редукторов. Приводы управления: главным фрикционом — гидравлический (при неработающем двигателе — пневматический), переключением передач — механический с гидравлическим сервоприводом на 2,3,4-й и 5-й передачах; ПМП — гидравлический со следящим воздействием на фрикцион и тормоз ПМП; остановочными тормозами — гидравлический следящего действия (при неработающем двигателе — пневматический).Гусеница БМП-2 — шириной 300 мм, цевочного зацепления с резинометаллическими шарнирами. Ведущие колеса — переднего расположения, со съемными зубчатыми венцами. Направляющие колеса установлены в кормовой части на кривошипах механизма натяжения гусениц. Опорные катки и поддерживающие ролики—сварные, с обрезиненными ободами. Подвеска — независимая, торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на первых, вторых и шестых узлах подвески На вторых и четвертых узлах установлены резиновые, а на первых и шестых — пружинные упоры-ограничители хода катковДвигатель, трансмиссия и ходовая часть обеспечивают 14-тонной машине движение по шоссе с максимальной скоростью не менее 65 км/ч, а по сухой грунтовой дороге со средней скоростью 40 — 50 км/ч. Запас хода по топливу по шоссе составляет 550 — 600 кмМаксимальная скорость на плаву — не менее 7 км/ч. Движение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц, которые своими нижними траками создают поток воды, направленный назад Благодаря этому машина движется вперед. Для уменьшения вредного влияния потока воды, создаваемого верхней ветвью гусеницы, и увеличения скорости движения машины верхняя ветвь закрыта специальными крыльями. Крылья эти выполнены таким образом, что поток воды, создаваемый верхней ветвью гусеницы, частично направляется назад за счет щитка в передней части крыльев и направляющих лопаток (направляющего аппарата) в кормовой части. Каждое крыло состоит из трех частей коробчатого типа, выполненных из листов алюминиевого сплава, и поплавка из стальных листов. Для сохранения запаса плавучести машины при повреждении или пробитии листов крыльев, внутренние полости крыльев и поплавков заполнены водонепоглощающим материалом.Здесь необходимо сделать небольшое пояснение. Дело в том, что приемлемые для БМП-2 углы входа и выхода из воды колеблются в диапазоне от 15° до 30° в зависимости от грунта. В большинстве случаев это обстоятельство диктует необходимость инженерной подготовки переправы, причем обоих берегов Без этого, даже при небольшой скорости течения (более 0,2 м/с) форсирование невозможно — сцепление наклонной части гусеницы с берегом слишком мало и машину развернет по течению, если она не касается опорными поверхностями гусениц дна.Серийное производство БМП-2 продолжалось вплоть до конца 1980-х годов К сожалению, автор не располагает данными о количестве выпущенных за эти годы машин По данным, содержащимся в документах Договора по ограничению вооруженных сил и вооружений в Европе, на европейской части территории СССР в 1990 году насчитывалось 5996 БМП-2.В ходе сериййого производства в машину постоянно вносились изменения Так, например, с марта 1986 года, вместо прицела БПК-1-42 устанавливался прицел БПК-2-42 с несколько более высокими характеристиками. В стабилизатор вооружения включили гиротахометры с воздушными демпферами, менее чувствительные к изменениям температуры окружающего воздуха.С учетом «афганского» опыта модернизировали ходовую часть' усилили направляющие и ведущие колеса, изменили сальники балансиров опорных катков и втулки направляющего колеса, улучшили защиту от пыли и облегчили замену деталей гидроамортизаторов. Конструкция РМШ была усовершенствована с целью продления срока его службы. Кроме того, в него ввели стальные иглы для снятия электростатических зарядов, накаливавшихся в шарнирах и создававших помехи средствам связи. Были введены траки с грунтозацепами шевронного типа, облегчена регулировка тяг и приводов управления, дополнена индикация на приборном щитке механика-водителя. Радиостанции Р-123М и ТПУ Р-12 заменили радиостанциями Р-173 и ТПУ Р-174. В 1981 году был разработан комплект дополнительной навесной бронезащиты для БМП-2. Машина, оснащенная таким комплектом получила обозначение БМП-2Д (Д—десантная) и широко использовалась в Афганистане в десантно-штурмовых бригадах ВДВ, где ими заменили боевые машины десанта БМД-1.На вооружении Российской Армии БМП-2 остаются и по сей день. Для этих машин разработаны различные программы модернизации, предусматривающие в основном усиление вооружения, совершенствование системы управления огнем и повышение разведывательных возможностей прицельно-наблюдательных комплексов. При этом правда защищенность и условия боевой работы экипажа, в первую очередь десанта, остаются без изменений
1 — 30-мм пушка 2А42; 2—заслонка амбразуры для стрельбы из пулемета; 3—дымовой гранатомет системы 902В «Туча», 4—пусковая установка ПТРК «Фагот-М», 5—заслонка амбразуры для стрельбы из автомата; 6—крыло, 7—направляющее колесо; 8—опорный каток; 9—гидроамортизатор; 10—ведущее колесо, 11—ребристый лист, 12—крышка люка для доступа к двигателю; 13—сетки над жалюзи; 14—сетка над заслонками эжектора, 15—прибор ТНПТ-1; 16—крышка люка командира; 17—крышка шахты для воздухозаборной трубы, 18 — крышки люков десантного отделения; 19—крышка люка оператора; 20—крышка люка для доступа к фильтру-поглотителю; 21 —крышка люка десантника; 22—крышка люка механика-водителя; 23—ИК-осветитель ОУ-5, 24—защитная крышка прицела 1ПЗ-3; 25—прибор ТКН-ЗБ; 26—ИК-осветитель ОУ-ЗГА2; 27—защитный колпак прицела БПК-1-42,28—фара ФГ-126; 29—фара ФГ-127; 30—антенный ввод; 31 —правая дверь-бак, 32—левая дверь-бак; 33—заслонка амбразуры для стрельбы из автомата; 34—направляющий аппарат; 35—волноотражательный щиток, 36—отверстие для слива воды из корпуса; 37—пробка отверстия для слива топлива; 38—клапан слива воды из системы охлаждения; 39—пробка отверстия для слива масла из масляного бака; 40—пробка отверстия для слива масла из картера двигателя, 41 —крышка люка для доступа к двигателю; 42—пробка отверстия для слива воды и масла из поддона коробки передач.
М.БАРЯТИНСКИЙМоделист-Конструктор №8'2008
techno-story.ru