На тракторе ДТ-54А установлен четырехтактный четырехцилиндровый дизель Д-54А, работающий на дизельном топливе ГОСТ 305—62 или ГОСТ 4749—49. Все механизмы и детали дизеля Д-54А (рис. 1 — 4) располагаются и крепятся на наружных поверхностях и внутри отлитой из чугуна коробки, называемой блок-картером.
Рис. 1. Дизель Д-54А (продольный разрез):1 — головка цилиндров; 2 — водяная рубашка; 3 — штанга толкателя; 4 — распределительный вал; 5 — корпус уплотнения; 6 — картер муфты сцепления; 7 — маховик; 8 — венец маховика; 9 — задняя балка; 10 — масляный насос; 11 — шестерня привода масляного насоса; 12 — передняя балка; 13 — шестерня коленчатого вала; 14 — крышка; 15 — картер шестерен распределения; 16 — водяной насос с вентилятором; 17 — выпускной клапан; 18 — пружина клапана; 19 — шпилька; 20 — сапун; 21 — колпак клапанного механизма; 22 — коленчатый
23 — шатун; 24 — поршень; 25 — форсунка; 26 — вихревая камера; 27 — коромысло; 28 — блок-картер; 29 — гильза цилиндра; 30 — валик декомпрессионного механизма; 31 — толкатель; 32 — поддон картера.
Рис. 3. Дизель Д-54А (вид слева):1 — вентилятор; 2 — винт натяжного ролика ремней вентилятора и водяного насоса; 3 — выпускная труба; 4 — патрубок для заливки масла; 5 — сухой центробежный пылеотделитель воздухоочистителя; 6 — воздухоочиститель; 7 — фильтр грубой очистки масла; 8 — фильтр тонкой очистки масла; 9 — опора задней балки; 10 — крышка опоры задней балки; 11 — масломерная линейка; 12 — механизм декомпрессии; 13 — передняя балка; 14 — болт; 15 — передняя опора.
1 — рычаг автомата выключения; 2 — рычаг механизма декомпрессии; 3 — рычаг редуктора; 4 — пусковой двигатель; 5 — впускная труба; 6 — фильтр тонкой очистки топлива; 7 — глушитель пускового двигателя; 8 — форсунка; 9 — генератор; 10 — подкачивающая помпа; 11 — топливный насос; 12 — поддон картера; 13 — фильтр грубой очистки топлива; 14 — редуктор пускового устройства; 15 — рычаг муфты сцепления пускового устройства; 16 — регулятор числа оборотов дизеля.
Внутри блок-картера 28 (рис. 1 и 2) расположены детали кривошипно-шатунного механизма: гильзы 29, поршни 24, шатуны 23, коленчатый вал 22 с подшипниками.
К верхней плоскости блок-картера крепится головка 1 цилиндров. В головке цилиндров имеются литые вихревые камеры 26, в которые вставлены форсунки 25 по одной на каждый цилиндр. В головке цилиндров расположены впускные и выпускные клапаны.
Сверху на головке цилиндров расположены коромысла 27, пружины 18 клапанов и другие детали клапанного механизма. Клапанный механизм закрыт колпаком 21, на котором расположен сапун 20. Внутри блок-картера размещаются некоторые детали системы газораспределения: распределительный вал 4, толкатели 31, штанги 3 толкателей. Полость вокруг гильз цилиндров внутри верхней части блок-картера заполняется водой и образует водяную рубашку, которая является частью системы охлаждения дизеля.
К передней плоскости блок-картера прикреплен картер 15 шестерен, закрытый крышкой 14, к которой привернута передняя балка 12. В картере 15 размещены шестерни, передающие вращение распределительному валу и кулачковому валу топливного насоса.
Вверху к передней плоскости блок-картера прикреплен водяной насос 16 с вентилятором.
К задней плоскости блок-картера прикреплена балка 9, к которой привернут картер 6 муфты сцепления. К этой же плоскости прикреплен корпус 5 уплотнения. Внутри задней балки расположены маховик 7 и муфта сцепления.
К нижней плоскости блок-картера крепятся масляный насос 10 и поддон картера 32. С левой стороны дизеля по ходу трактора к блок-картеру прикреплены: патрубок 4 (рис. 3) для заливки масла в картер, масломерная линейка 11 для проверки уровня масла в картере, масляные фильтры 7 и 8. К обработанным площадкам на средней части блок-картера привернуты пластины валиков декомпрессионного механизма 12.
К головке цилиндров привернута выпускная труба 3, через которую из цилиндров дизеля выходят отработавшие газы, и прикреплен воздухоочиститель 6.
Задняя балка дизеля имеет две опоры 9 для установки и закрепления дизеля на переднем поперечном брусе рамы трактора при помощи крышек 10. С передней балкой 13 дизеля шарнирно соединена передняя опора 15, которая закреплена болтами 14 на переднем брусе рамы трактора.
Таким образом, дизель имеет три точки опоры для крепления на раме трактора, причем одна из них шарнирная. Такое крепление дизеля предохраняет его опоры от поломок при перекосах рамы трактора во время движения.
С правой стороны дизеля к блок-картеру прикреплен топливный насос 11 (рис. 4), объединенный в один агрегат с регулятором 16 и подкачивающей помпой 10. Рядом с топливным насосом к блок-картеру привернут фильтр 6 тонкой очистки топлива. К задней балке дизеля крепится корпус редуктора 14, на котором устанавливается бензиновый пусковой двигатель 4, служащий для запуска дизеля.
С правой стороны к головке цилиндров крепится впускная труба 5, по которой в цилиндры дизеля засасывается необходимый для сгорания топлива воздух, и генератор освещения трактора при работе ночью. [Гуревич А.М., Горожанкин В.И. Трактор ДТ-54А. 1968 г.]
texnika.megapetroleum.ru
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..
ГЛАВА 3
УСТРОЙСТВО ДИЗЕЛЯ Д-54А ТРАКТОРА Д-54А
§ 5. Механизмы и системы дизеля Д-54А Дизель состоит из ряда механизмов и систем, находящихся в определенном взаимодействии между собой. Рассмотрим их назначение.
Кривошипно-шатунный механизм предназначен для восприятия давления газов и преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. От коленчатого вала усилие передается другим механизмам дизеля и трактора.
Механизм газораспределения служит для открытия и закрытия клапанов в определенные моменты в строгом соответствии с движением поршней в цилиндрах. Он обеспечивает своевременный впуск в цилиндры дизеля воздуха и выпуск из них отработавших газов.
Система питания обеспечивает наполнение цилиндра воздухом и подачу в него точно отмеренных количеств топлива.
Механизм регулирования изменяет количество подаваемого в цилиндр топлива в зависимости от нагрузки дизеля.
Система смазки обеспечивает непрерывную смазку всех трущихся поверхностей деталей дизеля, уменьшая их трение, нагревание и износ.
Система охлаждения служит для отвода тепла от деталей дизеля, сильно нагревающихся при сгорании топлива. Система охлаждения должна поддерживать такую температуру деталей, которая обеспечивает полное и быстрое сгорание топлива и нормальную работу дизеля.
Система пуска (пусковое устройство) предназначена для проворачивания коленчатого вала при пуске дизеля в ход.
§ 6. Общее описание дизеля Д-54 А трактора Д-54А
На тракторе ДТ-54А установлен четырехтактный четырехцилиндровый дизель Д-54А,
работающий на дизельном топливе ГОСТ 305—62 или ГОСТ 4749—49.
Все механизмы и детали дизеля Д-54А (рис. 8—11) располагаются и крепятся на наружных поверхностях и внутри отлитой из чугуна коробки, называемой блок-картером.
Внутри блок-картера 28 (рис. 8 и 9) расположены детали кривошипно-шатунного механизма: гильзы 29, поршни 24, шатуны 23, коленчатый вал 22 с подшипниками.
К верхней плоскости блок-картера крепит-ся головка 1 цилиндров. В головке цилиндров имеются литые вихревые камеры 26, в которые вставлены форсунки 25 по одной на каждый цилиндр. В головке цилиндров расположены впускные и выпускные клапаны.
Сверху на головке цилиндров расположены коромысла 27, пружины 18 клапанов и другие детали клапанного механизма.
Клапанный механизм закрыт колпаком 21, на котором расположен сапун 20.
Внутри блок-картера размещаются некоторые детали системы газораспределения: распределительный вал 4, толкатели 31, штанги 3 толкателей.
Полость вокруг гильз цилиндров внутри верхней части блок-картера заполняется водой и образует водяную рубашку, которая является частью системы охлаждения дизеля.
К передней плоскости блок-картера прикреплен картер 15 шестерен, закрытый крышкой 14, к которой привернута передняя балка 12.
В картере 15 размещены шестерни, передающие вращение распределительному валу и кулачковому валу топливного насоса.
Вверху к передней плоскости блок-картера прикреплен водяной насос 16 с вентилятором.
К задней плоскости блок-картера прикреплена балка 9, к которой привернут картер 6
муфты сцепления. К этой же плоскости прикреплен корпус 5 уплотнения. Внутри задней балки расположены маховик 7 и муфта сцепления.
К нижней плоскости блок-картера крепятся масляный насос 10 и поддон картера 32.
С левой стороны дизеля по ходу трактора к блок-картеру прикреплены: патрубок 4
(рис. 10) для заливки масла в картер, масломерная линейка 11 для проверки уровня масла в картере, масляные фильтры 7 и 8. К обработанным площадкам на средней части блок-картера привернуты пластины валиков декомпрессионного механизма 12.
Рис. 8. Дизель Д-54А (продольный разрез):
Рис. 9. Дизель ДТ-54А (поперечный разрез):
23-шатун; 24 — поршень; 25 — форсунка, 26 — вихревая камера; 27 — коромысло; блок-28-картер; 29 — гильза цилиндра; 30 — валик декомпрессионного механизма; 31 — толкатель: 32 — поддон картера.
Рис. 10. Дизель Д-54А (вид слева): 1 — вентилятор; винт натяжного ролика ремней вентилятора и водяного насоса; 3 — выпускная труба; 4—патрубок для заливки масла; 5 — сухой центробежный пылеотделитель воздухоочистителя; 6 —- воздухоочиститель; 7 — фильтр грубой очистки масла: 8 — фильтр тонкой очистки масла; 9 — опора задней балки; 10 — крышка опоры задней балки; 11 — масломерная линейка: 12 — механизм декомпрессии; 13 — передняя балка: 14 — болт: 15 — передняя опора.
К головке цилиндров привернута выпускная труба 3, через которую из цилиндров дизеля выходят отработавшие газы, и прикреплен воздухоочиститель 6.
Задняя балка дизеля имеет две опоры 9 для установки и закрепления дизеля на переднем поперечном брусе рамы трактора при помощи крышек 10. С передней балкой 13 дизеля шарнирно соединена передняя опора 15, которая закреплена болтами 14 на переднем брусе рамы трактора. Таким образом, дизель имеет три точки опоры для крепления на раме трактора, причем одна из них шарнирная. Такое крепление дизеля предохраняет его
опоры от поломок при перекосах рамы трактора во время движения.
С правой стороны дизеля к блок-картеру прикреплен топливный насос 11 (рис. 11), объединенный в один агрегат с регулятором 16 и подкачивающей помпой 10. Рядом с топливным насосом к блок-картеру привернут фильтр 6 тонкой очистки топлива. К задней балке дизеля крепится корпус редуктора 14, на котором устанавливается бензиновый пусковой двигатель 4, служащий, для запуска дизеля.
С правой стороны к головке цилиндров крепится впускная труба 5, по которой в цилиндры дизеля засасывается необходимый для сгорания топлива воздух, и генератор 9 для освещения трактора при работе ночью.
Рис II. Дизель Д-54А (вид справа): 1 — рычаг автомата выключения; 2 — рычаг механизма декомпрессии; 2 — рычаг редуктора; 4 — пусковой двигатель; 5 — спускная труба; в — фильтр тонкой очистки топлива: 7 —глушитель пускового двигателя; 8 — форсунка; 9 — генератор; 10 — подкачивающая помпа; 11 — топливный насос: 12 — поддон картера: 13 — фильтр грубой очистки топлива; 14 — редуктор пускового устройства: 15 — рычаг муфты сцепления пускового устройства; 16 — регулятор числа оборотов дизеля
Контрольные вопросы и задания
1. Из каких механизмов и систем состоит дизель?
2. Для чего служит механизм газораспределения?
3. Для чего необходима в дизеле система питания и механизм регулирования?
4. Для чего служат в дизеле системы смазки и охлаждения?
5. Для чего предназначена в дизеле система пуска?
6. Укажите, пользуясь рисунками, расположение основных механизмов дизеля, его приборов и отдельных деталей.
7. Что служит опорами дизеля для установки его на раму трактора?
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..
zinref.ru
Трактор ДТ-54 — сельскохозяйственная советская машина на гусеничном ходу. Техника по праву считается легендой машиностроения и пользуется популярностью и сегодня. Поскольку трактор давно снят с производства, поклонники тяжелых машин советского времени неоднократно восстанавливали ДТ-54 из металлолома и доводили до исправного состояния старые машины.
История трактора ДТ-54 берет начало в далеком 1949 году. В послевоенное время сельскохозяйственная сфера СССР нуждалась в серьезном переоснащении. В 1949-м с конвейера Сталинградского тракторного завода сошел первый ДТ-54. Специалисты признают этот момент знаковым для экономики государства.
Разработка и выпуск ДТ-54 стал крупным шагом в отечественном машиностроении. Машины не только смогли обеспечить потребности сельского хозяйства СССР, но и в разы превзошли своих предшественников по характеристикам технологичности и экономичности.
Сталинградский тракторный завод выпускал ДТ-54 в течение двенадцати лет. В это же время выпуск был налажен на Харьковском тракторном заводе. Здесь машины выпускались до 1961 года. С 1952 года Алтайский тракторный завод вошел в список производителей ДТ-54. В 1979-м производство тракторов окончательно остановилось.
За время выпуска заводы смогли оснастить предприятия 957 900 машин. ДТ-54 был многократно использован в советском кинематографе. Памятники машине установлены в нескольких городах страны. Один экземпляр удостоен мемориала в Татарстане, другие установлены в Омской и Саратовской областях, Алтайском и Ставропольском крае.
ДТ-54 создан на базе отечественного трактора АСХТЗ-НАТИ. Однако конструкция машин различается в значительной степени. ДТ-54 имеет переднемоторную компоновку, в задней части машины размещаются узлы трансмиссии. В сравнении с предшественником новая машина стала более экономичной за счет использования другого двигателя.
Конструкция системы смазки была пересмотрена. В устройство очистки масляного фильтра внесли существенные изменения, что привело к повышению долговечности машины. Кроме того, изолированная от системы питания система смазки исключила возможность разжижения масла топливом.
Вместо обычного использован новый масляный фильтр с реактивной центрифужной схемой очистки. Картерное масло очищается от металлических частиц, благодаря применению магнитной пробки сливного отверстия картера. По всем показателям ДТ-54 стал инновацией в области тяжелого тракторостроения СССР.
На тракторах ДТ-54 и модификациях ДТ-54А устанавливался дизельный бескомпрессорный мотор Д-54А. Силовой агрегат был специально разработан для названных машин и использовался только на этих модификациях. Этот четырехтактный четырехцилиндровый дизель использовал в работе чугунные литые поршневые кольца, что гарантировало ему впечатляющую надежность и долговечность. Сами поршни отливались из алюминиевого сплава.
Система смазки в Д-54А — комбинированного типа. Коленвал, его подшипники, распределительный вал, регулировочные болты штанг толкателей, поршневые пальцы, оси коромысел, втулки шестерен смазываются под давлением. Остальные детали мотора смазывались посредством барботажной системы (смазки разбрызгиванием).
В первых Д-54А советские инженеры применили все хитрости мысли для изготовления «вечного» двигателя. Коренные и шатунные вкладыши покрывались составом АСМ. До 1961 года коренные вкладыши пятого подшипника изготавливались совместно с упорными буртами и заливались сплавом свинца и бронзы. Позднее все детали стали изготавливать из стали с покрытием АСМ. Еще одной особенностью дизеля было использование в устройстве вихревых камер сгорания.
Мотор Д-54 выдает 54 л.с. мощности при номинальной частоте вращения коленвала 1300 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент двигателя составляет 35 кГм. Силовой агрегат отнимал 1100 кг от общей массы трактора. Следует заметить, что Д-54 дополнялся радиатором, вес которого не учитывается. Для облегчения пуска дизеля в холодное время года использовался предпусковой мотор ПД-10М.
ДТ-54 оборудован пятискоростной механической коробкой переключения передач. Для повышения производительности машины предусмотрено дополнение КПП ходоуменьшителем, который дает трактору возможность двигаться еще на десяти замедленных скоростях. Вперед ДТ-54 мог двигаться в диапазоне скоростей 3,59-7,9 км/ч. Назад предусматривалась одна скорость передвижения 2,43 км/ч.
Управление муфтами поворота и тормозов осуществляется через устройство заднего моста. Управление осуществляется раздельно. Это не только облегчило труд водителя, но и повысило удобство регулировки муфты сцепления и тормозной системы.
Кроме того, такая конструкция позволила сократить количество остановок для настройки работы сцепления и тормоза. Система раздельного управления начала применяться на тракторе с 1956 года. На машинах ДТ-54 устанавливаются тормоза ленточного типа, двустороннего действия.
Трение гусеничных цепей о картер коробки передач было исключено за счет установки специальных предохранительных накладок, которые в то же время играют роль направляющих для гусеничного хода. Такое устройство свойственно тракторам, выпущенным позднее 1956 года.
Сельскохозяйственный трактор ДТ-54 общего назначения был разработан для нужд аграриев Советского Союза. Техника на гусеничном ходу использовалась для:
ДТ-54 агрегатировался с различными орудиями малого захвата и представлял собой на момент выпуска универсальную машину, подходящую для использования в строительстве и легкой промышленности.
За время существования ДТ-54, как базовой версии трактора, заводы-изготовители успели выпустить несколько модификаций машины.
Получите выгодное предложение от прямых поставщиков:
spectehnika-info.ru
ДТ-54 относится к гусеничным сельскохозяйственным тракторам. Техника предназначается для уборки, посева, проведения пахоты и прочих сельскохозяйственных, планировочных и землеройных работ с агрегатами малого захвата. ДТ-54 агрегируется с 5- или 4-корпусным плугом, прицепными сельскохозяйственными машинами, имея диапазон тяговых усилий в 1000-2500 кг.
Выпуск данной модели был налажен сразу на трех советских заводах. В Сталинграде ДТ-54 выпускали в 1949-1963 годах, в Харькове – в 1949-1961 годах, на Алтае — в 1952-1979 годах. Всего было выпущено порядка 957900 единиц техники. В настоящее время производство трактора остановлено.
Модель ДТ-54 оказалась важным шагом в истории тракторостроения. Трактор стал значительно лучше предшественников по техническим показателям и полностью соответствовал нормам сельскохозяйственного производства, предъявляемым в 50-60-х годах.
Содержание статьи
Основой для создания ДТ-54 была модель АСХТЗ-НАТИ. Однако трактор существенно отличался от него. ДТ-54 был выполнен по новой схеме. Дизельный агрегат, установленный в модель, имел несколько существенных преимуществ в сравнении с предшественниками. В нем удалось исключить возможность разжижения масла топливом. Кроме того, он обеспечивал более экономичную работу с меньшим расходом масла.
Трактор выпускался в следующих модификациях:
История ДТ-54 не закончилась с завершением производства. На основе данной модели были разработаны трактора Т-74, Т-75 и ДТ-75. Популярность ДТ-54 в СССР была настолько огромна, что трактор регулярно появлялся в советских фильмах.
ДТ-54 получил двигатель мощности 54 (39,7) л.с. (кВт) при частоте оборотов в 1300 об/мин. Техника имела массу 5400 кг, габаритные размеры: длина – 3660 мм, ширина – 1865 мм, высота – 2300 мм. Удельное давление ДТ-54 на грунт равнялось 0,41 кг/кв. см, колея составляла 1435 мм.
Расход топлива модели составлял 205 г/л.с. в час при емкости топливного бака в 185 литров.
Трактор получил четырехтактный четырехцилиндровый агрегат с вихрекамерным смесеобразованием (54 «лошади»). Двигатель обеспечивал скоростной режим 3,59-7,92 км/час.
Топливный бак в модели располагался за кабиной и оснащался специальной мерной линейкой. Горючее из него попадало в топливный насос, проходя два фильтра: фильтр тонкой очистки, состоящий из сменных патронов с намотанной на них банкаброшной хлопчатобумажной нитью, и ленточный металлический фильтр. Напор топлива поддерживала подкачивающая поршневая помпа.
Количество горючего, поступающего в цилиндры мотора, регулировалось для данного режима автоматически посредством всережимного регулятора с корректором. Режим работы выбирался при помощи акселератора, дополненного храповой защелкой. Вал регулятора приводился в движение через шестеренчатую передачу.В цилиндры воздух поступал через воздухоочиститель. Он очищался в сухом центробежном пылеуловителе, в масляном пылеуловителе, а затем в мокром сетчатом фильтре.
Фильтрация масла в Д-54 была двух типов. У ранних версий масло прогонялось через картонный фильтрующий элемент АСФО и металлический ленточный фильтр (двойная фильтрация). В более поздних версиях применялась тройная фильтрация: в полостях шатунных шеек; в центрифуге, функционирующей в отводной ветви; и через металлический ленточный фильтр. Масло дизеля охлаждалось в трубчатом радиаторе.Охлаждение самого двигателя было принудительным водяным. Запуск дизеля происходил от бензинового двигателя ПД-10 (10 «лошадей»). Передача от пускового мотора была реализована в виде двухступенчатого редуктора. Пусковой двигатель отключался от основного сразу после пуска автоматически.Двигатель имел счетчик моточасов, показывающий число часов, отработанных им.
ДТ-54 оснащался пятискоростной коробкой передач. Также был предусмотрен ходоуменьшитель, имеющий два диапазона, обеспечивающих движение техники на 10 замедленных скоростях.
Управление муфтами и поворотами было раздельным, что существенно облегчало работу с трактором. Тормоза и муфты было удобно регулировать, а продолжительность эксплуатации без регулировки выросла. Раздельного управления до 1956 года не существовало.
Трактор получил ленточные тормоза с двухсторонним действием. Предохранительные накладки, являющиеся также направляющими для скольжения гусениц, сокращали трение гусениц и картера передачи. Их также не было в конструкции тракторов до 1956 года.
Модель получила сигнализацию (сирену) на выпускной трубе и питьевой бачок на 2,5 литра. В отдельных модификациях устанавливали отопитель.
ДТ-54 имел целый ряд передовых решений, принципиально отличающих его от прежних моделей. В нем применили центробежную очистку масла посредством особых полостей в шейках коленчатого вала, что существенно увеличило продолжительность «жизни двигателя». На самом моторе был установлен передовой масляный фильтр с реактивной центрифугой, магнит на пробке сливного отверстия картера защищал масло от металлических частиц.
Выпуск ДТ-54 закончился в далеком 1979-ом году, потому в продаже данных тракторов осталось не так много.
Рыночная цена б/у трактора ДТ-54 на ходу составляет 70-120 тысяч рублей.
Аналогом трактора является ДТ-54А, отличающийся от ДТ-54 различными доработками.
traktorbook.com
Время любит создавать легенды. Выбрав кандидатуру, оно потом слегка ретуширует ее недостатки, подчеркивает особенности и преимущества, окружает в итоге ореолом известности и всеобщего уважения. Рассматриваемый трактор ДТ-54 и стал такой легендой советского машиностроения, продержавшись в производстве заслуженно долго, и еще дольше — в эксплуатации, т.к. и сейчас еще можно встретить эти машины, честно трудящиеся на полях. Снялся этот трактор и во многих советских фильмах.
Первый ДТ-54 был выпущен в 1949 на Сталинградском тракторном заводе. Эта отечественная модель существенно превосходила все тракторы, выпускаемые до этого в стране, обеспечивая отличные характеристики, экономичность, простоту, надежность и ремонтопригодность конструкции. В том же году выпуск начался и на Харьковском заводе. В 1952 году производством этой машины стал заниматься Алтайский тракторный завод, в начале 60-х годов оставшись единственным производителем этого трактора.
Эта модель пришла на смену трактору АСХТЗ-НАТИ, выпускавшегося с 1937 года. В отличие от предшественника, керосиновый двигатель был заменен на дизельный, полузакрытая кабина стала полностью закрытой, а впоследствии и отапливаемой. Помимо этого множество передовых конструктивных изменений существенно улучшили характеристики машины.
Последний ДТ-54 сошел с конвейера в 1979 году. За все время был выпущен без малого миллион этих тракторов, ориентированных в первую очередь для применения в сельском хозяйстве для вспашки 4-х или 5-корпусным плугом, возможно использование различных навесных агрегатов и прицепного оборудования.Трактор ДТ-54 имеет классическую компоновку с расположенным впереди двигателем, задним расположением трансмиссии и кабиной над ней. Стандартные гусеницы могут быть заменены на более широкие для применения в заболоченной местности.
Фото трактора ДТ-54В тракторе применяется дизельный четырехцилиндровый двигатель Д-54, блок цилиндров и головка блока выполнены из чугуна, смесеобразование – вихрекамерное. После модернизации, при которой стали использоваться поршни из алюминиевого сплава, уменьшились значения угла опережения подачи топлива и начал использоваться генератор Г-46В переменного тока мощностью 180 Вт, двигатель получил обозначение Д-54А.
Для крепления на раму трактора двигатель имеет 3 опоры. Передняя, закрепляемая на переднем брусе рамы, является шарнирной, что позволяет компенсировать возможные перекосы рамы трактора во время движения и предотвратить поломку опор. С 1952 г. двигатель начал комплектоваться счетчиком моточасов.Для запуска дизеля применяется пусковой двигатель ПД-10 (впоследствии – модернизированная версия ПД-10М) мощностью 10 л.с.
Установленная 5-ступенчатая КПП может быть дооснащена ходоуменьшителем с передаточными числами 6.79 и 2.20, позволяющим трактору двигаться со скоростями, начиная с 0.53 км/час. Используется сухое однодисковое сцепление, вал муфты вращается на 2-х шарикоподшипниках.
Задний мост, выполненный в отдельном от КПП корпусе, позволяет раздельно управлять муфтами поворота и тормозами. Он состоит из 3-х отсеков, в среднем расположена центральная передача. В боковых отсеках находятся сухие фрикционные многодисковые муфты поворота.
Такая конструкция облегчает регулировки и увеличивает интервалы между ними, а также упрощает управление трактором. Следует сказать, что разделенный на отсеки задний мост начал устанавливаться на ДТ-54 только в 1956 году.
Рама трактора изготовлена из двух швеллерных балок с поперечинами и передним брусом. С каждой стороны используются по 2 подрессоренные каретки с балансирами, цилиндрическими пружинами и двумя опорными катками.
Каждая гусеничная лента приводится в движение ведущим колесом, установлено также направляющее колесо и 2 поддерживающих ролика. Сама гусеница состоит из 41-го звена, имеющих цевочное зацепление. В 1956 году стали применяться специальные накладки, выполняющие одновременно две функции: в качестве направляющих для гусеницы и для предотвращения трения ее о картер коробки передач.
На тракторе ДТ-54 применялась закрытая двухместная кабина, оснащенная мягким сиденьем, органами управления и щитком приборов. Впоследствии кабина начала оснащаться отопителем и питьевым бачком.После перехода на раздельное управление тормозами и бортовыми фрикционами, в кабине начали устанавливать правую и левую тормозные педали.
Схема трактора ДТ-54Технические характеристики трактора ДТ54 и его модификации ДТ-54А:
Модификация | ДТ-54 | ДТ-54А |
Двигатель | Д-54 | Д-54А |
Мощность, л.с. (кВт) | 54(39,7) | 54(39,7) |
Крутящий момент, Н*м | 343 | 343 |
Емкость топливного бака, л | 185 | 250 |
Коробка передач | механическая | механическая |
Число передач вперед/назад | 5/1 | 5/1 |
Скорости движения на каждой передаче км/ч | 3.59; 4.65; 5.43; 6.28; 7.92; 2.43 | 3.59; 4.65; 5.43; 6.28; 7.92; 2.43 |
Тяговые усилия на каждой передаче, кг | 2850; 2100; 1750; 1450; 1000 | 2850; 2100; 1750; 1450; 1000 |
ВОМ, об/мин | 547 | 547 |
База, мм | 1622 | 1622 |
Колея, мм | 1435 | 1435 |
Удельное давление на грунт, кгс/см2 | 0,41 | 0,46; 0,43; 0,42; 0,46 |
Дорожный просвет, мм | 260 | 260 |
Размеры, ДхШхВ, мм | 3660х1865х2300 | 3660-4190х1865х2300 |
Вес, кг | 5400 | 5540; 5290; 5170; 5490 |
В 1957 году ДТ-54 подвергся модернизации, после которой на трактор стали устанавливать раздельно-агрегатную гидросистему, генератор переменного тока, вместо 2-х фар начали использовать 4, а также 4 розетки для подключения осветительных приборов, размещенных на подсоединяемых агрегатах и оборудовании.Трактор можно было выбрать в одном из следующих вариантов исполнения:
Исполнение ДТ-54Ф-С4 не предусматривает использования выносных гидроцилиндров, а в остальном — аналогичен ДТ-54А-С1.
По желанию, трактор мог оснащаться неповоротным бульдозерным отвалом.На видео трактор ДТ-54 на ходу:
allspectech.com
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..
ГЛАВА 2
РАБОЧИЙ ЦИКЛ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Д-54А
§ 1. Основные понятия и определения
На тракторе ДТ-54А применяется двигатель внутреннего сгорания. У этого двигателя топливо сгорает внутри его цилиндра. Тепловая энергия, выделяющаяся при сгорании топлива, преобразуется в механическую работу кривошипно-шатунным механизмом. Этот механизм служит также для преобразования поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. Кривошипно-шатунный механизм состоит из цилиндра 1 (рис. 3), поршня 2 с кольцами, поршневого пальца 3, шатуна 4, коленчатого вала 9 и маховика.
Коленчатый вал установлен своими цилиндрическими концами — коренными шейками 6—в подшипниках 8 и может в них свободно вращаться. Подшипники размещены в картере 7 двигателя. При вращении коленчатого вала шатунная шейка 5 вращается по кругу, как указано стрелкой.
Рис. 3. Схема кривошипно-шатунного механизма.
Шатун 4 присоединяется своей верхней головкой при помощи поршневого пальца 3 к поршню 2. Нижней головкой шатун соединен с шатунной шейкой коленчатого вала. Соединение шатуна с поршневым пальцем и Шатунной шейкой коленчатого вала шарнирное, т. е. такое, при котором поршневой палец и шейка вала могут свободно проворачиваться в головках шатуна.
Положение кривошипно-шатунного механизма, при котором расстояние от поршня в цилиндре до оси коленчатого вала наибольшее, называется верхней мертвой точкой (в. м. т.).
Положение кривошипно-шатунного механизма, при котором это расстояние будет наименьшим, называется нижней мертвой точкой (н. м. т.).
Расстояние по оси цилиндра между мертвыми точками называется ходом поршня. При каждом ходе поршня коленчатый вал поворачивается на половину оборота, т. е. на 180°. За один оборот коленчатого вала поршень в цилиндре сделает два хода.
Из рисунка 3 видно, что ход поршня равен двум радиусам кривошипа (колена) коленчатого вала.
Пространство цилиндра над поршнем при положении его в н. м. т. называется полным объемом цилиндра.
Объем цилиндра, освобождаемый поршнем при его перемещении от в. м. т. до н. м. т., называется рабочим объемом цилиндра.
Пространство цилиндра над поршнем при положении поршня в в. м.т. называется камерой сжатия или камерой сгорания.
Очевидно, что полный объем цилиндра представляет собой сумму рабочего объема цилиндра и объема камеры сжатия.
Величина, полученная от деления полного объема цилиндра на объем камеры сжатия, называется степенью сжатия.
* Горючей смесью называется смесь топлива с воздухом в определенных количествах.
Степень сжатия показывает, во сколько раз уменьшается объем воздуха или горючей смеси*, поступивших в цилиндр при перемещении поршня от н. м. т. до в. м. т. Величина степени сжатия является очень важным фактором в работе двигателя. Чем больше степень сжатия, тем выше мощность и экономичность двигателя.
§ 2. Рабочий цикл двигателя Д-54А
Периодически повторяющийся ряд последовательных процессов, совершающихся в цилиндре двигателя и обусловливающих его работу, называется рабочим циклом двигателя.
Часть рабочего цикла, происходящая за время движения поршня от одной мертвой точки до другой, называется тактом.
Двигатели внутреннего сгорания могут быть четырехтактными или двухтактными.
Двигатели, в которых рабочий цикл совершается за четыре хода поршня или за два оборота коленчатого вала, называются четырехтактными.
Двигатели, в которых рабочий цикл совершается за два хода поршня или за один оборот коленчатого вала, называются двухтактными.
Для осуществления рабочего цикла в двигателе имеются, кроме кривошипно-шатунного механизма, механизм газораспределения и системы: питания, регулирования, смазки, охлаждения, зажигания и пуска.
Рис. 4. Рабочий цикл одноцилиндрового четырехтактного дизеля,
Цилиндр двигателя заполняется воздухом или горючей смесью и освобождается от отработавших газов через отверстия в головке 3 (рис. 4) цилиндра, которые плотно закрываются тарельчатыми клапанами 1 и 2. Головка цилиндра служит крышкой, закрывающей цилиндр сверху. Через одно из отверстий, называемое впускным, воздух или горючая смесь поступает в цилиндр. Через другое, выпускное, выходят отработавшие газы.
Клапан 1, закрывающий впускное отверстие, называется впускным, а клапан 2, закрывающий выпускное отверстие, — выпускным. Открытие и закрытие клапанов строго согласовано с движением поршня в цилиндре.
Рассмотрим рабочий цикл одноцилиндрового четырехтактного дизеля.
При работе дизеля, когда поршень находится в верхней мертвой точке, оба клапана, впускной и выпускной, закрыты. При поворачивании коленчатого вала поршень, соединенный с валом шатуном, будет перемещаться от в. м. т. к н. м. т. Так как поршень входит плотно в цилиндр, то при движении поршня вниз в цилиндре создается разрежение.
Откроем в начале движения поршня впускной клапан 1. При этом цилиндр будет заполняться воздухом. Процесс заполнения цилиндра воздухом при движении поршня от верхней мертвой точки к нижней называется тактом впуска (рис. 4,а). Это первый такт дизеля.
После того как поршень пройдет нижнюю мертвую точку и начнет подниматься вверх, закроем впускной клапан. Поступление воздуха в цилиндр прекратится. Так как оба клапана закрыты, то воздух начнет сжиматься и объем его будет уменьшаться (рис. 4, б). Сжатие воздуха будет происходить в течение всего периода движения поршня к верхней мертвой точке. Это второй такт дизеля — сжатие. Когда поршень находится в верхней мертвой точке, воздух занимает объем камеры сжатия.
В дизеле трактора ДТ-54А степень сжатия равна 16.
Вследствие большой степени сжатия давление воздуха в конце такта сжатия достигает 32—38 кГ/см2, а температура его поднимается до 475-550°.
При положении поршня, близком к верхней мертвой точке, в цилиндр через форсунку 4 начинается впрыск определенного количества жидкого топлива. Устройство форсунки обеспечивает мелкое распыливание топлива в сжатом воздухе. Впрыск топлива заканчивается вскоре после перехода поршнем верхней мертвой точки.
Топливо, впрыскиваемое в цилиндр, загорается не сразу, а только после того, как мелкие частицы топлива нагреются до определенной температуры в результате соприкосновения с горячим воздухом. Этим объясняется необходимость впрыска топлива до прихода поршня в верхнюю мертвую точку.
Горение топлива начинается одновременно во многих точках камеры сжатия. Затем оно распространяется по всей камере сжатия и продолжается в течение всего периода впрыска топлива в цилиндр, а также после прекращения впрыска его форсункой.
Рис. 5. Устройство карбюраторного двигателя:
Образовавшиеся при сгорании топлива газы имеют очень высокую температуру (около 2000°), а их давление достигает 55—60 кГ/см2. К этому времени поршень уже успевает перейти через верхнюю мертвую точку. Газы, стремясь расшириться, т. е. увеличить свой
объем, и не имея выхода (оба клапана закрыты), давят с очень большой силой на днише поршня, перемещая его вниз. Давление газов передается поршнем через шатун коленчатому валу, заставляя его вращаться и производить механическую работу. Процесс расширения газов, в результате которого поршень движется от верхней мертвой точки к нижней, называется тактом расширения (рис. 4,в). Это третий такт дизеля.
В результате расширения газов их давление и температура пад&ют. К концу такта расширения давление газов уменьшается до 2— 3 кГ/см2 и весь объем цилиндра заполняется отработавшими газами.
В конце такта расширения открывается выпускной клапан 2. В этот момент давление газов внутри цилиндра больше, чем наружное давление воздуха, поэтому часть отработавших газов выходит из цилиндра в атмосферу. Оставшаяся часть газов вытесняется в атмосферу поршнем при его движении из нижней мертвой точки в верхнюю. Процесс удаления из цилиндра отработавших газов называется тактом выпуска (рис. 4,г). Это четвертый такт дизеля.
После перехода поршнем верхней мертвой точки выпускной клапан закрывается. Таким образом, за четыре хода поршня или два оборота коленчатого вала происходит весь рабочий цикл четырехтактного дизеля.
Рабочий цикл одноцилиндрового четырехтактного карбюраторного двигателя отличается от рабочего цикла четырехтактного дизеля следующим.
В карбюраторном двигателе при такте впуска цилиндр двигателя заполняется горючей смесью, а не воздухом, как в дизеле.
Горючая смесь приготовляется вне цилиндра двигателя, в специальном приборе — карбюраторе 7 (рис. 5). Горючая смесь, заполняя цилиндр, перемешивается с отработавшими газами, оставшимися от предыдущего цикла, и образует рабочую смесь*.
* У дизелей рабочая смесь получается после смешения воздуха, топлива и отработавших остаточных газов.
В карбюраторных двигателях степень сжатия невелика и равна 4—8,5. Поэтому в этих двигателях давление рабочей смеси в конце сжатия достигает 5—12 кГ/см2, а ее темпера-тура — 200—350°. В конце такта сжатия рабочая смесь воспламеняется от электрической искры, проскакивающей в свече 9. Электрический ток подается к свече от специального прибора — магнето.
ТАБЛИЦА 1
В результате сгорания топлива, находящегося в рабочей смеси, давление газов возра-стает до 25—30 кГ/см2, а температура — до 2500°. Стремясь расшириться, газы давят на поршень и перемещают его вниз, т. е. в двигателе происходит такт расширения.
Такты расширения и выпуска у карбюраторного двигателя происходят так же, как и у дизелей.
Работу одноцилиндрового четырехтактного дизеля и карбюраторного двигателя можно представить в виде таблицы 1.
У двигателей обоих типов в течение рабочего цикла поршень перемещается под давлением газов в такте расширения и через шатун вращает коленчатый вал и закрепленный на его конце маховик.
Имея большой вес, маховик при такте расширения накапливает энергию и, разогнавшись, продолжает вращаться после окончания такта расширения. Вместе с маховиком вращается коленчатый вал и перемещает поршень во время тактов выпуска, впуска и сжатия, которые являются подготовительными.
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..
zinref.ru
На задней стенке двигателя установлены два топливных фильтра 3, включенные параллельно. Они крепятся Р. к рымам двигателя двумя болтами. Фильтры служат для очистки топлива от механических примесей. Устройством в фильтрах являются латунная сетка, шелковый чехол и пластины из авиационного войлока.
На носке двигателя установлен вентилятор. Он крепится к переводнику шестью болтами и приводится во вращение I от вала, который центрируется на восьмой опоре коленчатого вала.
Носок двигателя служит для привода вентилятора и вращения вала отбора мощности. Двигатель Д-54 бескомпрессорный, четырехтактный, четырехцилиндровый, с вихрекамерным смесеобразованием. Система запуска двигателя Д-54 состоит из одноцилиндрового I бензинового двигателя и двухступенчатого редуктора с муфтой сцепления и декомпрессионного устройства.
Вращение от пускового двигателя на ведущий вал редуктора передается через сцепления. Двигатель имеет вихрекамерное смесеобразование.
Камера сжатия разделена на основную камеру сгорания, расположенную поршнем, и вихревую камеру, размещенную в головке двигателя. Вихревая камера имеет форму сплющенного шара и сообщается с основной камерой при помощи вставки, изготовленной из жароупорной стали и ввернутой в головку.
Канал вставки выполнен в виде диффузора, что увеличивает скорость воздуха, поступающего в вихревую камеру, при такте сжатия и при выходе газов в период воспламенения смеси. Блок двигателя и верхняя половина картера отлиты как одно целое.
Сверху блок закрыт чугунной головкой, на которой установлен колпак с двумя съемными крышками клапанного механизма. Шатунно-кривошипный механизм, размещенный внутри блока, снизу закрыт чугунной рамкой с поддоном. На передней стороне блока прикреплен картер распределительных шестерен с крышкой и балкой, служащей для крепления передней части двигателя к раме.
dnop.kiev.ua