Из недавнего сообщения Уралвагонзавода следует, что длящемуся не первое десятилетие усовершенствованию основного российского боевого танка Т-72, кажется, нет предела. Очередная ступень этого процесса — модернизация Т-72Б3 до уровня Т-72М. Данная модификация была впервые продемонстрирована в прошлом году на параде Победы в Москве 9 мая. Ограниченное количество этих обновленных танков, сообщило ТАСС, уже поступило в войска.
Необходимо отметить, что при этом речь не идет о строительстве в России новых боевых бронированных машин. Модернизацию проходят уже существующие. То есть, и у нас в ходу теперь принцип чисто американский — США уже давно не производят «Абрамсы». Однако получают новые их версии за счет модернизации уже эксплуатирующих. Причем, один и тот же танк обычно проходит за период эксплуатации несколько модернизаций.
Надо сказать, что различных модификаций на редкость удачного танка Т-72, в разных версиях находящегося в наших войсках с середины 70-х годов, столько, что в его индексах уже все запутались. Похоже, что и на Уралвагонзаводе — тоже. Дело в том, что модификация Т-72М уже существовала — это был экспортный вариант ОБТ Т-72А, созданный в 1980 году. А потом производили еще и Т-72М1. А за ним Т-72М1М…
И вот опять появляется Т-72М. Который до недавнего времени в рекламных проспектах Уралвагонзавода значился как Т-72Б3 образца 2016 года. Потому что на самом деле Т-72Б3 появился в 2011 году.
Кстати, есть еще и Т-72Б3 образца 2014 года, который специально разработан для танкового биатлона.
Итак, каковы же отличия нового образца от базовой модели? На нем новый 12-цилиндровый дизельный двигатель В-92С2Ф, развивающий мощность 1130 л. с. (у прежнего был 840-сильный «дизель»). Таким образом, при массе машины в 46 тонн произошло серьезное усиление ходовых качеств. Появилась автоматическая коробка переключения передач, а также цифровой дисплей и камера заднего обзора.
Повышена защита танка. Установлены противокумулятивные решетки. А также введена более надежная динамическая защита брони: вместо ДЗ «Контакт-5» — «Реликт». Это самая новая динамическая защита, которая используется не только на последних модификациях Т-90, но и в перспективном танке Т-14 на платформе «Армата».
Повышена и огневая мощь за счет использования новой модификации танковой пушки 2А46М-5. По сравнению с пушкой 2А46М кучность стрельбы у нее выше на 15−20%, а суммарное рассеивание снарядов — меньше в 1,7 раз.
Доработан автомат заряжания. Все это позволило использовать все существующие типы боеприпасов, включая подкалиберные снаряды «Свинец» большой длины.
Уралвагонзавод утверждает, что скоро новые танки станут самыми массовыми в Сухопутных войсках России. Сейчас таковыми являются Т-72Б и Т-72БА, которых в сумме в распоряжении Министерства обороны РФ 1100 машин. На втором месте — Т-72Б3 (850 машин), полученных в результате модернизации предыдущих модификаций. Ограниченное количество уже упомянутых Т-72Б3 образца 2016 года — это 30 машин, модернизированных на Омсктрансмаше, входящем в состав корпорации Уралвагонзавод.
Важно вот еще что. Танк Т-72Б3 образца 2016 года создан как недорогая альтернатива танку Т-90А, обладающая примерно такими же боевыми возможностями. Огневая мощь — такая же, защищенность — тоже. И подвижность на уровне, и прочие характеристики тоже. Тогда, на мой взгляд, совершенно непонятно, зачем вообще было немного улучшать и без того удачный танк, расходуя значительные средства? Гораздо уместнее, как представляется, подтягивать до современного уровня уже не вполне удовлетворяющие вызовам сегодняшнего дня танки Т-72Б, принятые на вооружение в 1984 году.
А между тем, существует мнение, что российское танкостроение в принципе пошло по ошибочному пути, сосредоточив основные усилия на «дизельной» ветви развития, продолжив линию танка Т-72 его глубокой модернизацией в виде Т-90. А надо было развивать первый в мире танк с газотурбинным двигателем — Т-80. Недавно на эту тему высказался американский журнал The National Interest.
По мнению автора публикации, Т-80 из-за его газотурбинной силовой установки наиболее подходит для российского сурового климата. Если в 30-градусный мороз дизеля Т-72 любых модификаций и Т-90 надо прогревать до получаса, то движок Т-80 через три минуты выходит на рабочий режим.
Есть у Т-80 и иные достоинства. Более высокая скорость — до 80 км/ч. А также неприхотливость к топливу — ГТД способен работать на любом жидком топливе.
Но при этом почему-то умалчивается то обстоятельство, что газотурбинный двигатель (ГТД) крайне капризен при работе в сильно запыленном воздухе. Именно такая проблема постоянно преследует американский «Абрамс» с ГТД при эксплуатации его на Ближнем Востоке и в Северной Африке. А Советский Союз был велик не только политически, но и территориально. Он вмещал в себя не только северные регионы, но и южные и восточные республики с преобладающими песчаными почвами.
Также необходимо знать, что ГТД потребляет больше топлива, чем дизельный двигатель. А потому танк с ГТД имеет меньший запас хода.
Но, тем не менее, в Т-80 было, действительно, немало эффективных инженерных решений. Так, например, в не пошедших в серию модификациях устанавливался комплекс активной защиты «Арена», уничтожающей подлетающие боеприпасы противника. Целесообразно была спроектирована орудийная башня с автоматом заряжания, что сводило к минимуму последствия детонирования боезапаса.
В настоящий момент на вооружении Сухопутных войск всего 450 танков с ГТД последних модификаций — Т-80У и Т-80БВ. Они мало отличаются друг от друга. И в них используются не самые современные комплексы. Например, динамическая защита брони — «Контакт». В то время как на всех дизельных танках последних модификаций — «Реликт», принятый на вооружение в 2006 году.
Однако с недавних пор отношение к любым отечественным танкам в Министерстве обороны РФ существенно улучшились. Если в конце 90-х годов была зарублена на корню очень удачная модификация «Черный орёл», то теперь к идее осовременивания «реактивного танка», как называют Т-80, приступили вплотную. И связано это, прежде всего, с существенным усилением дислоцированных на Крайнем Севере войск. Именно здесь будет наиболее эффективен танк с ГТД.
Новую модификацию — Т-80БВМ — уже разработал Омсктрансмаш. В этой машине используется двигатель, имеющий мощность 1250 л. с. Автомат заряжания под гладкоствольную пушку калибра 125 мм доработан до возможности использования подкалиберных снарядов «Свинец», имеющих повышенную длину. Установлен многоканальный прицел наводчика «Сосна-У» с визирным, телевизионным и тепловизионным каналами. Есть и канал управления ракетами, запускаемыми через ствол пушки. Есть даже комплекс активной защиты «Арена-М», уничтожающий гранатами подлетающие боеприпасы противника.
Практически устранен главный недостаток ГТД — повышенный расход топлива. Сейчас его требуется на каждый километр чуть больше, чем в дизельных двигателях. Таким образом, Т-80БВМ сравнялся по боевым возможностям с Т-72М3. По защищенности — с новейшей модификацией Т-90М. А по ходовым качествам превосходит все имеющиеся у России танки.
При этом Т-80БВМ также не станут строить заново. Они будут переделаны из имеющихся в строю Т-80БВ. Омсктрансмаш уже приступил к модернизации «северного реактивного танка», выполняя заказ на 62 такие машины.
В Сухопутных войсках, кроме всяческих «восьмидесяток» и семьдесятдвоек» находятся еще и 400 наших главных на сегодня танков — Т-90. (Кстати, в Индии их в 3 раза больше). Его последняя модификация Т-90М, разработанная по теме «Прорыв-3», также внедряется в производство на Уралвагонзаводе. Будут строиться и новые такие танки, и модернизироваться уже имеющиеся 400 машин.
Просуммировав все эксплуатирующиеся в России танки, мы получаем порядка 3000. Еще около 10000 танков на хранении.
Ну, а теперь о нашем танке нового поколения Т-14 «Армата». К которому, как утверждают, по боевым возможностям пока не может даже приблизиться ни один танк мира. Тут все достаточно сложно. Еще совсем недавно речь шла о закупке для ВС 2300 танков «Армата» в период до 2020−2025 года. Затем цифру урезали до 100 единиц. Мол, надо поэксплуатировать, присмотреться к Т-14 в армии, выявить все ошибки и недочеты конструирования… Может быть, и пушку калибра 152 мм приделать. А уж потом…
Танк нового поколения Т-14 «Армата»Правда, когда это долгожданное «потом» может наступить — объявлено не было. И вот на днях вице-премьер Юрий Борисов, курирующий оборонку, заявил, что «Армата» нам, как выяснилось, вообще не особо и нужна. «Ну и зачем наводнять „Арматами“ все вооруженные силы, у нас Т-72 пользуются огромным спросом на рынке, его берут все, он по сравнению с „Абрамсами“, „Леклерками“ и „Леопардами“ по цене, эффективности и качеству значительно их превосходит, — сказал Борисов при встрече с журналистами. — У нас особой нужды в этом нет, эти модели достаточно дорогостоящие по отношению к существующим». А поэтому, раскрыл карты вице-премьер, мы будем модернизировать уже имеющуюся технику.
Сразу оговоримся, почему считаем примечательным заявление Юрия Борисова. Во-первых, это кадровый офицер с техническим образованием. Во-вторых, в 2012—2016 годах он занимал пост первого заместителя главы Минобороны РФ, курировавшего новые военные разработки. В-третьих, до этого с 1998 года он работал в российской радиоэлектронной промышленности и опекал «военную приёмку». То есть, он из числа тех технических специалистов, без которых не может функционировать даже доведенное до фестивального состояния военное ведомство РФ.
В мае 2018 года Борисов сменил на посту вице-премьера правительства РФ по вопросам военно-промышленного комплекса Дмитрия Рогозина, которого отправили в помирающий «Роскосмос». Так что в современной России именно Юрий Борисов является ключевой и, возможно, окончательной инстанцией, которая выдает диагноз той или иной поделке сумрачного евразийского гения.
И вот здесь уместно применить элементарную арифметику. Один танк Т-14 «Армата» стоит 250 млн. рублей. Модернизация каждого Т-72Б до уровня Т-72Б3 образца 2016 года обходится бюджету в 79 млн. рублей. То есть — в три раза меньше. Надо сказать, не такая уж и запредельная выгода. Но при этом надо учитывать три обстоятельства.
Во-первых, в случае закупок Т-14 армия будет получать абсолютно новые танки, только что благословленные военпредами на долгую службу. Однако с благословения Борисова модернизируются танки, «бывшие в употреблении». То есть, как минимум, несмотря на капитальный ремонт, у них снижен эксплуатационный ресурс.
Во-вторых, при производстве Т-14 количество танков в армии увеличивается. При модернизации — остается прежним.
В-третьих, отказ от строительства военной техники новейших разработок приводит к технологической стагнации оборонно-промышленного комплекса, который и курирует Борисов. А стагнация неизбежно — к деградации.
Получается, что вице-премьер рубит сук, на котором сидит не только он, но и вся страна.
/Владимир Тучков, svpressa.ru/
army-news.ru
Из недавнего сообщения Уралвагонзавода следует, что длящемуся не первое десятилетие усовершенствованию основного российского боевого танка Т-72, кажется, нет предела. Очередная ступень этого процесса — модернизация Т-72Б3 до уровня Т-72М. Данная модификация была впервые продемонстрирована в прошлом году на параде Победы в Москве 9 мая. Ограниченное количество этих обновленных танков, сообщило ТАСС, уже поступило в войска.
Необходимо отметить, что при этом речь не идет о строительстве в России новых боевых бронированных машин. Модернизацию проходят уже существующие. То есть, и у нас в ходу теперь принцип чисто американский — США уже давно не производят «Абрамсы». Однако получают новые их версии за счет модернизации уже эксплуатирующих. Причем, один и тот же танк обычно проходит за период эксплуатации несколько модернизаций.
Надо сказать, что различных модификаций на редкость удачного танка Т-72, в разных версиях находящегося в наших войсках с середины 70-х годов, столько, что в его индексах уже все запутались. Похоже, что и на Уралвагонзаводе — тоже. Дело в том, что модификация Т-72М уже существовала — это был экспортный вариант ОБТ Т-72А, созданный в 1980 году. А потом производили еще и Т-72М1. А за ним Т-72М1М…
И вот опять появляется Т-72М. Который до недавнего времени в рекламных проспектах Уралвагонзавода значился как Т-72Б3 образца 2016 года. Потому что на самом деле Т-72Б3 появился в 2011 году.
Кстати, есть еще и Т-72Б3 образца 2014 года, который специально разработан для танкового биатлона.
Итак, каковы же отличия нового образца от базовой модели? На нем новый 12-цилиндровый дизельный двигатель В-92С2Ф, развивающий мощность 1130 л. с. (у прежнего был 840-сильный «дизель»). Таким образом, при массе машины в 46 тонн произошло серьезное усиление ходовых качеств. Появилась автоматическая коробка переключения передач, а также цифровой дисплей и камера заднего обзора.
Повышена защита танка. Установлены противокумулятивные решетки. А также введена более надежная динамическая защита брони: вместо ДЗ «Контакт-5» — «Реликт». Это самая новая динамическая защита, которая используется не только на последних модификациях Т-90, но и в перспективном танке Т-14 на платформе «Армата».
Повышена и огневая мощь за счет использования новой модификации танковой пушки 2А46М-5. По сравнению с пушкой 2А46М кучность стрельбы у нее выше на 15−20%, а суммарное рассеивание снарядов — меньше в 1,7 раз.
Доработан автомат заряжания. Все это позволило использовать все существующие типы боеприпасов, включая подкалиберные снаряды «Свинец» большой длины.
Уралвагонзавод утверждает, что скоро новые танки станут самыми массовыми в Сухопутных войсках России. Сейчас таковыми являются Т-72Б и Т-72БА, которых в сумме в распоряжении Министерства обороны РФ 1100 машин. На втором месте — Т-72Б3 (850 машин), полученных в результате модернизации предыдущих модификаций. Ограниченное количество уже упомянутых Т-72Б3 образца 2016 года — это 30 машин, модернизированных на Омсктрансмаше, входящем в состав корпорации Уралвагонзавод.
Важно вот еще что. Танк Т-72Б3 образца 2016 года создан как недорогая альтернатива танку Т-90А, обладающая примерно такими же боевыми возможностями. Огневая мощь — такая же, защищенность — тоже. И подвижность на уровне, и прочие характеристики тоже. Тогда, на мой взгляд, совершенно непонятно, зачем вообще было немного улучшать и без того удачный танк, расходуя значительные средства? Гораздо уместнее, как представляется, подтягивать до современного уровня уже не вполне удовлетворяющие вызовам сегодняшнего дня танки Т-72Б, принятые на вооружение в 1984 году.
А между тем, существует мнение, что российское танкостроение в принципе пошло по ошибочному пути, сосредоточив основные усилия на «дизельной» ветви развития, продолжив линию танка Т-72 его глубокой модернизацией в виде Т-90. А надо было развивать первый в мире танк с газотурбинным двигателем — Т-80. Недавно на эту тему высказался американский журнал The National Interest.
По мнению автора публикации, Т-80 из-за его газотурбинной силовой установки наиболее подходит для российского сурового климата. Если в 30-градусный мороз дизеля Т-72 любых модификаций и Т-90 надо прогревать до получаса, то движок Т-80 через три минуты выходит на рабочий режим.
Есть у Т-80 и иные достоинства. Более высокая скорость — до 80 км/ч. А также неприхотливость к топливу — ГТД способен работать на любом жидком топливе.
Но при этом почему-то умалчивается то обстоятельство, что газотурбинный двигатель (ГТД) крайне капризен при работе в сильно запыленном воздухе. Именно такая проблема постоянно преследует американский «Абрамс» с ГТД при эксплуатации его на Ближнем Востоке и в Северной Африке. А Советский Союз был велик не только политически, но и территориально. Он вмещал в себя не только северные регионы, но и южные и восточные республики с преобладающими песчаными почвами.
Также необходимо знать, что ГТД потребляет больше топлива, чем дизельный двигатель. А потому танк с ГТД имеет меньший запас хода.
Но, тем не менее, в Т-80 было, действительно, немало эффективных инженерных решений. Так, например, в не пошедших в серию модификациях устанавливался комплекс активной защиты «Арена», уничтожающей подлетающие боеприпасы противника. Целесообразно была спроектирована орудийная башня с автоматом заряжания, что сводило к минимуму последствия детонирования боезапаса.
В настоящий момент на вооружении Сухопутных войск всего 450 танков с ГТД последних модификаций — Т-80У и Т-80БВ. Они мало отличаются друг от друга. И в них используются не самые современные комплексы. Например, динамическая защита брони — «Контакт». В то время как на всех дизельных танках последних модификаций — «Реликт», принятый на вооружение в 2006 году.
Однако с недавних пор отношение к любым отечественным танкам в Министерстве обороны РФ существенно улучшились. Если в конце 90-х годов была зарублена на корню очень удачная модификация «Черный орёл», то теперь к идее осовременивания «реактивного танка», как называют Т-80, приступили вплотную. И связано это, прежде всего, с существенным усилением дислоцированных на Крайнем Севере войск. Именно здесь будет наиболее эффективен танк с ГТД.
Новую модификацию — Т-80БВМ — уже разработал Омсктрансмаш. В этой машине используется двигатель, имеющий мощность 1250 л. с. Автомат заряжания под гладкоствольную пушку калибра 125 мм доработан до возможности использования подкалиберных снарядов «Свинец», имеющих повышенную длину. Установлен многоканальный прицел наводчика «Сосна-У» с визирным, телевизионным и тепловизионным каналами. Есть и канал управления ракетами, запускаемыми через ствол пушки. Есть даже комплекс активной защиты «Арена-М», уничтожающий гранатами подлетающие боеприпасы противника.
Практически устранен главный недостаток ГТД — повышенный расход топлива. Сейчас его требуется на каждый километр чуть больше, чем в дизельных двигателях. Таким образом, Т-80БВМ сравнялся по боевым возможностям с Т-72М3. По защищенности — с новейшей модификацией Т-90М. А по ходовым качествам превосходит все имеющиеся у России танки.
При этом Т-80БВМ также не станут строить заново. Они будут переделаны из имеющихся в строю Т-80БВ. Омсктрансмаш уже приступил к модернизации «северного реактивного танка», выполняя заказ на 62 такие машины.
В Сухопутных войсках, кроме всяческих «восьмидесяток» и семьдесятдвоек» находятся еще и 400 наших главных на сегодня танков — Т-90. (Кстати, в Индии их в 3 раза больше). Его последняя модификация Т-90М, разработанная по теме «Прорыв-3», также внедряется в производство на Уралвагонзаводе. Будут строиться и новые такие танки, и модернизироваться уже имеющиеся 400 машин.
Просуммировав все эксплуатирующиеся в России танки, мы получаем порядка 3000. Еще около 10000 танков на хранении.
Ну, а теперь о нашем танке нового поколения Т-14 «Армата». К которому, как утверждают, по боевым возможностям пока не может даже приблизиться ни один танк мира. Тут все достаточно сложно. Еще совсем недавно речь шла о закупке для ВС 2300 танков «Армата» в период до 2020−2025 года. Затем цифру урезали до 100 единиц. Мол, надо поэксплуатировать, присмотреться к Т-14 в армии, выявить все ошибки и недочеты конструирования… Может быть, и пушку калибра 152 мм приделать. А уж потом…
Танк нового поколения Т-14 «Армата»Правда, когда это долгожданное «потом» может наступить — объявлено не было. И вот на днях вице-премьер Юрий Борисов, курирующий оборонку, заявил, что «Армата» нам, как выяснилось, вообще не особо и нужна. «Ну и зачем наводнять „Арматами“ все вооруженные силы, у нас Т-72 пользуются огромным спросом на рынке, его берут все, он по сравнению с „Абрамсами“, „Леклерками“ и „Леопардами“ по цене, эффективности и качеству значительно их превосходит, — сказал Борисов при встрече с журналистами. — У нас особой нужды в этом нет, эти модели достаточно дорогостоящие по отношению к существующим». А поэтому, раскрыл карты вице-премьер, мы будем модернизировать уже имеющуюся технику.
Сразу оговоримся, почему считаем примечательным заявление Юрия Борисова. Во-первых, это кадровый офицер с техническим образованием. Во-вторых, в 2012—2016 годах он занимал пост первого заместителя главы Минобороны РФ, курировавшего новые военные разработки. В-третьих, до этого с 1998 года он работал в российской радиоэлектронной промышленности и опекал «военную приёмку». То есть, он из числа тех технических специалистов, без которых не может функционировать даже доведенное до фестивального состояния военное ведомство РФ.
В мае 2018 года Борисов сменил на посту вице-премьера правительства РФ по вопросам военно-промышленного комплекса Дмитрия Рогозина, которого отправили в помирающий «Роскосмос». Так что в современной России именно Юрий Борисов является ключевой и, возможно, окончательной инстанцией, которая выдает диагноз той или иной поделке сумрачного евразийского гения.
И вот здесь уместно применить элементарную арифметику. Один танк Т-14 «Армата» стоит 250 млн. рублей. Модернизация каждого Т-72Б до уровня Т-72Б3 образца 2016 года обходится бюджету в 79 млн. рублей. То есть — в три раза меньше. Надо сказать, не такая уж и запредельная выгода. Но при этом надо учитывать три обстоятельства.
Во-первых, в случае закупок Т-14 армия будет получать абсолютно новые танки, только что благословленные военпредами на долгую службу. Однако с благословения Борисова модернизируются танки, «бывшие в употреблении». То есть, как минимум, несмотря на капитальный ремонт, у них снижен эксплуатационный ресурс.
Во-вторых, при производстве Т-14 количество танков в армии увеличивается. При модернизации — остается прежним.
В-третьих, отказ от строительства военной техники новейших разработок приводит к технологической стагнации оборонно-промышленного комплекса, который и курирует Борисов. А стагнация неизбежно — к деградации.
Получается, что вице-премьер рубит сук, на котором сидит не только он, но и вся страна.
/Владимир Тучков, svpressa.ru/
army-news.ru
Танкостроение с конца 30-х годов всегда интересовало руководство Советского Союза. Постоянно проводились новые испытания, на вооружение принимались новые типы танков. Путаница порой была несусветная. После Великой Отечественной войны стало понятно, что «зоопарк» в танковый войсках должен быть окончательно упразднен.
К нашему времени конструкторы пошли еще дальше: нужен не просто основной боевой танк (ОБТ), но целая модульная платформа, на которой можно будет создавать совершенно новые типы вооружения, отличающиеся широчайшей взаимозаменяемостью и унификацией деталей. Важный шаг по пути столь смелого решения - комплекс «Армата», о создании которого отечественный ВПК говорит уже с незапамятных времен. Впрочем, в последние годы в этом долгострое все же наметился прорыв (вроде бы).
В 2010 году из Министерства обороны пришло известие, что работы по проекту «Объект 195» полностью прекращены. В министерстве посчитали, что танк Т-95, который разрабатывался под этим обозначением, практически полностью повторяет ОБТ Т-90, а потому войскам не слишком нужен. Зато перед конструкторами была поставлена другая задача: создать совершенно новый танк, построенный на иных принципах.
В техническом задании говорилось, что комплекс «Армата» должен был быть полностью готов к серийному производству не позднее, чем в 2015 году.
В прессе нередко можно встретить ошибочное обозначение - «Армада». Но правильное имя – именно «Армата». Так называется тяжелая гусеничная платформа четвертого поколения, разработка которой продолжается с 2009 года (по некоторым сведениям, она была начата куда раньше). Предполагается, что характеристики «Арматы» значительно превышают аналогичные даже для Т-90 всех последних модификаций.
На ее базе наши военные рассчитывают создать как новый ОБТ, так и принципиально новую тяжелую БМП (вспоминаем израильский «Ахзарит»), тяжелый БТР, а также разнообразные БРДМ, платформы для самоходных орудий и т.д. По сути, комплекс «Армата» представляет собой универсальное гусеничное шасси для боевых машин, масса которых находится в пределах 30 или 65 тонн. Напоминаем, что у Америки есть аналог подобной разработки, платформа GCV.
Предполагается, что новые танки Т-14, созданные на базе этого шасси, должны быть запущены в производство не позднее 2015 года. Теоретически, вооруженные силы Российской Федерации должны будут получить около 2,5 тысяч Т-14 «Армата».
Случилось так, что и танки Т-90 нашему Министерству обороны оказались фактически не нужны. В общем-то, в этом есть вина и Уралвагонзавода, представители которого выставляли явно завышенные цены за свои машины. Так, представители армии не слишком понимают, почему стоимость отечественного танка лишь немногим дешевле немецкого «Леопарда», который намного тяжелее российского ОБТ.
Тем временем, войска фактически остаются без нормальных современных танков. Количество Т-90 различных модификаций в нашей армии не превышает 500 штук, чего явно не хватит в случае отражения более-менее серьезной военной угрозы. В военном министерстве намерены выправлять ситуацию, постоянно проводя «глубокую модернизацию» старого Т-72.
Сразу заметим, что все характеристики «Арматы» строго засекречены, да и существование многих компонентов системы и по сей день вызывает глубокие сомнения отечественных и зарубежных экспертов. Впрочем, отрывочные сведения из открытых источников и предположения аналитиков позволяют составить достаточно общее впечатление о новой машине.
Еще раз подчеркнем, что главная цель, с которой вообще создается комплекс «Армата» - получение предельно унифицированных машин. Причем стандартизация должна касаться не только используемого вооружения, но также подвески и прочих технологических элементов конструкции. Даже у американцев ничего подобного в войсках нет (стоит надеяться, что у нас это действительно появится).
Вроде бы точно известно, что в планах существуют два основных варианта компоновки: с задним и передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Подвеска наверняка будет собрана на шести катках, амортизаторы – лопастного типа, механизм поворота - дифференциальный, передача гидрообъемная. Коробка передач – полностью автоматическая, на 12 ступеней. Скорее всего, будет иметься возможность переключения ступеней в ручном режиме.
Особенностью танка «Армата» (фото предполагаемого варианта есть в статье) станет использование полностью компьютеризированной системы управления и диагностики. Проще говоря, даже в случае серьезной поломки такой бортовой компьютер должен сообщить, что и где сломалось, чем серьезно облегчит жизнь механику танка.
Кроме того, новая машина «Армата» (фото вы найдете в этом материале) будет обладать резко повышенной живучестью за счет расположения снарядов в особой капсуле, отдельно от обитаемого отсека танка. Теоретически, в случае попадания вражеского снаряда или противотанковой кумулятивной гранаты, детонация боекомплекта не должна привести к гибели экипажа.
Изначально эта идея оказалась заложена еще в «Объект 195», он же Т-95/Т-99. «Армата», предположительно, также будет обладать возможностью размещения экипажа в полностью изолированной капсуле из особенно прочных сплавов. Конструкторы заложили в конструкцию этой машины полностью дистанционное управление, при котором танкистам не приходилось бы вообще показываться за пределами машины. В этом плане платформа «Армата» совершенно уникальна. Как бы избито и банально это ни звучало, но аналогов за рубежом действительно нет.
В боекомплект будут входить стандартные осколочно-фугасные, подкалиберные и кумулятивные снаряды. Предполагается, что будет иметься возможность ведения огня управляемыми ракетами класса «земля-земля» и «земля-воздух» с автоматическим наведением.
Собственно, новый танк «Армата», фото которого мы прикладываем к статье, танком и не является. По факту – это полноценная многофункциональная ударная машина, которая может вести бой против вражеской пехоты, танков, артиллерии и даже вертолетов противника. Чисто теоретически, возможна также борьба и со штурмовиками.
Согласно некоторым сведениям, на борту будет стоять практически то же самое радиолокационное оборудование, что и на новейшем истребителе ПАК Т-50. В частности, новый танк «Армата» (фото это подтверждает) получит радары, работающие в КА-диапазоне (26,5-40 ГГц), созданные с использованием активной фазированной решетки (АФАР). Это уникальная разработка, в производстве которой используется особая керамика.
Сама решетка состоит из огромного количества сот, каждая из которых является самостоятельным микроволновым передатчиком. Выход из строя одного элемента не приводит к сильному падению мощности всей системы. Кроме того, такая антенна обладает высочайшей мобильностью, будучи способной быстро менять направление сканирования. При решении задач оборонительного и наступательного характера такой радар будет попросту идеальным решением.
Еще приятнее, что у него есть сразу два варианта применения: в качестве комплекса обнаружения и управления огнем, а также для системы активной защиты танка Т-14 «Армата». Активная антенна способна быстро обнаруживать и локализовать сразу несколько целей задолго до их подлета к танку. Система управления огнем будет способна автоматически наводиться на них и уничтожать в полностью автономном режиме.
Сообщается, что новый радиолокационный комплекс сможет одновременно «вести» вплоть до 40 активных целей. Показатель, который попросту недоступен для боевых машин зарубежных производителей! Кроме того (как и бывший флагман Т-99), «Армата» будет способна выявлять на дистанции в 100 км цели, диаметр которых не превышает 0,3 м. Разумеется, с последующим их полным уничтожением.
Не обошлось и без совершенно новой брони. К счастью, наша оборонная промышленность всегда обладала великолепными способностями в этой области, так что разработка новой брони была осуществлена в кратчайшие сроки.
Скорее всего, платформа «Армата» будет использовать броневую сталь марки 44С-св-Ш, обладающую особыми прочностными характеристиками. Этот материал был создан в ОАО «НИИ стали». Его ключевой особенностью является предельно низкий вес. Это не только позволит облегчить вес машины, начать создавать сравнительно легкие и защищенный БМП на этой же платформе, но и значительно увеличить объем внутреннего пространства (больший боезапас, комфорт работы экипажа).
В качестве таковой будет использован 1200-сильный двигатель А-85-3А (дизельный, разумеется), который даст не менее 2000 часов эксплуатации, в течение которых может быть использован танк «Армата». Россия наконец-то овладела технологиями выпуска нормальных дизелей, так что обращаться за помощью к немецким конструкторам больше не придется. Максимальная мощность – 1500 л/с. Предполагается, что до конца обкатки будет стоять аппаратное ограничение в 1200 лошадиных сил, что позволит значительно увеличить ресурс двигателя.
Производиться силовая установка будет на Челябинском Тракторном Заводе. На чем основана уверенность в ее использовании? Дело в том, что все испытания этого двигателя были полностью закончены еще в 2011 году, но и по сей день он нигде не используется.
Логично предположить, что именно этот двигатель и получит танк «Армата». Россия, если это и в самом деле произойдет, выйдет в число лидеров не только по производству тяжелой бронетехники, но и в области создания нормальных дизельных двигателей для нее. Это позволит поднять престиж нашей промышленности на международной арене, получить больше заказов от перспективных покупателей.
Так как в свое время разработчики четко обозначили отказ от пушки калибром 152 мм на Т-95/99, можно смело утверждать, что и новый танк «Армата» получит орудие калибра 122-125 мм. Это вполне логично, так как новые типы боеприпасов позволят резко увеличить могущество пушки, не увеличивая габаритов до неприличных размеров.
В качестве «кандидата» на установку в башню новой машины может рассматриваться 125-мм орудие 2А82, которое было разработано и испытано еще в начале 2000-х годов. Всего через шесть лет из трех действующих образцов уже успели отстрелять более двух тысяч выстрелов, так что претензий к надежности нового образца у разработчиков точно нет. Кроме того, за счет использования новых материалов и технологий производства, удалось уменьшить показатель рассеивания снарядов сразу на 15%. Скорее всего, общая длина пушки будет равняться семи метрам.
Мы уже говорили, что новый танк «Армата» имеет на вооружении множество новых цифровых комплексов, которые ответственны и за точность стрельбы. В частности, новая СУО постоянно синхронизирует получаемые данные с баллистическим вычислителем, что должно резко повышать точность внезапной стрельбы. На сегодняшний день известно, что уже запланирована дальнейшая модернизация как самой пушки, так и существующих боеприпасов к ней.
Имеются сведения, что русский танк «Армата» будет стрелять снарядами, которые были разработаны и приняты на вооружение в прошлом году. Уже полным ходом идет их серийное производство, партии снарядов прямым ходом идут в государственные арсеналы, где происходит формирование нормативного запаса. Скорее всего, к тому времени, когда т. «Армата» будет принят на вооружение, в арсеналах будет полно снарядов как для ведения реальной боевой стрельбы, так и для обучения новых экипажей.
На вооружении имеется спаренный 7,62-мм пулемет ПКТМ, который соединен с пушкой. Запас готовых к использованию патронов – тысяча штук. Еще столько же хранится в ящиках ЗИП, которые закреплены на корме машины. Дополнительно вооружен 12,7-мм пулеметом «Корд». Для него готовый к использованию боезапас составляет ровно 300 патронов. Еще столько же находится в том же ящике ЗИП.
Изюминкой нового танка является КАЗ «Афганит». Эта система активной защиты позволяет бороться с противотанковыми ракетами и гранатами, причем даже на крайне малых дистанциях (не более 15-20 метров от машины). Система была разработана в Коломенском КБМ. Известно, что она может перехватывать снаряды, летящие со скоростью 1700 м/с. Кроме того, наверняка будет использоваться специальное ударное ядро, запатентованное в нашей стране. Наведение его на цель – автоматическое, не требует подтверждения оператора.
Конструкция блоков динамической защиты аналогична той, которая впервые была разработана в ОАО «НИИ стали». Блоки (корпуса) установлены на бортах танков, но будут заряжаться действующим веществом только в преддверии боевых действий (или при опасности таковых). Кормовая зона «Арматы» будет защищена стандартными решетчатыми экранами.
fb.ru