Танки всегда были главной ударной силой в сухопутных войсках. Они проходят постоянную модернизацию, направленную на улучшение их защиты, вооружения и прочих характеристик. В результате постоянного совершенствования меняется их внешний вид, вооружение, защита, но всегда эти бронированные машины находятся на острие всех сухопутных наступательных операций.
В любой равнинной и пересеченной местности танки идут впереди, подавляя своей мощью активные очаги сопротивления и позволяя пехотным подразделениям занимать вражескую территорию.
Они имеют огромный вес в обеспечении обороноспособности страны.
Танковое сражение под СенноПримерно с того момента, как окончилась Вторая мировая война, у танков появилось много новых противников. Гранатометы, вертолеты, различные виды ракет – вот далеко не весь список новых противников этой техники. Все они значительно уменьшили неуязвимость всех бронированных машин.
На Параде Победы в 2015 году впервые на обозрение публики был показан новейший танк последнего поколения Т-14 «Армата». По Военной доктрине Российской Федерации, эта машина в ближайшем будущем должен стать основным боевым танком в российской армии.
Каждый тактик сейчас вполне оправданно называет «Армату» танком нового поколения, который не имеет аналогов в мире. Для того, чтобы выяснить, правда это или нет, нужно рассмотреть его конструкцию, характеристики и понять основные принципы современного танкостроения.
Ранее танки классифицировались по массе, вооружению скорости, от выполняемых задач и пр. Очень много классификаций давно устарело. Современные танки, как и всю остальную военную технику, разделяют на поколения.
К ним относят танки, которые разрабатывались и создавались в 50-60 годы ХХ века. К этому поколению относят наилучшие танки второй мировой войны советский Т-34-85 и немецкий Пантера.
Именно на их основе конструкторы создавали и остальные танки, относящиеся к первому поколению, это:
М26 «Першинг» | М47 |
М48А1 | М48А2 |
Т-54 |
soldats.club
Несмотря на окончание Холодной войны и распад Советского Союза, российские конструкторы продолжали работы по развитию бронетанковой техники. Разрабатывались варианты модернизации существующих танков, а кроме того, создавались совершенно новые проекты. Ожидалось, что последние в ближайшем будущем смогут дойти до серийного производства и привести к началу перевооружения армии. Тем не менее, в течение длительного времени дальнейшая судьба смелых разработок оставалась под вопросом, а в итоге от них отказались в пользу нового проекта.
В качестве потенциальной замены для существующих танков в прошлом рассматривались машины, известные под рабочими обозначениями «Объект 195» и «Объект 640». По известным данным, в этих проектах предлагались новые и пока не характерные для отечественного танкостроения идеи, позволявшие получить заметный прирост характеристик и общей эффективности. Несколько лет назад работы по этим проектам были прекращены. При этом официальные лица отметили, что определенные идеи и решения, проработанные в рамках закрытых проектов, будут использоваться при создании перспективного танка, ныне известного как Т-14 «Армата».
К большому сожалению любителей военной техники, большая часть информации о проектах «Объект 195», «Объект 640» и Т-14 до сих пор закрыта. По этой причине значительный объем доступных ныне данных основывается на отдельных отрывочных сообщениях или даже на оценках и предположениях. Впрочем, и в такой ситуации можно увидеть, какие именно наработки закрытых проектов могли найти применение при создании новейшего отечественного танка.
Напомним, основной боевой танк «Объект 195» создавался Уральским конструкторским бюро транспортного машиностроения (г. Нижний Тагил). Разработка стартовала еще до распада СССР и реализовывалась в рамках программы «Совершенствование-88». Целью проекта являлся поиск новых конструктивных решений, способных обеспечить получение максимально возможных характеристик. Одновременно с этим инженерам пришлось отказаться от целого ряда традиционных идей.
По известным данным, разработка технической документации была завершена не позднее второй половины девяностых годов, и вскоре предприятие «Уралвагонзавод» построило не менее одного опытного танка. Далее, вероятно, «Объект 195» вышел на испытания, в ходе которых подтвердил или опроверг расчеты своих создателей. Те или иные работы по проекту продолжались до конца двухтысячных годов.
Весной 2010 года руководство министерства обороны объявило о прекращении разработки существующего проекта в пользу новой программы «Армата». Чуть позже корпорация «Уралвагонзавод» объявила о планах по завершению создания танка Т-95, но уже без поддержки военного ведомства. Согласно заявлениям того времени, армия сочла предлагаемый танк морально устаревшим и не соответствующим предъявляемым требованиям. После 2010-11 годов новые сообщения об «Объекте 195» не поступали, что может говорить о полной остановке работ.
Схема «Объекта 640». Рисунок Wikimedia Commons
В 1997 году Омское конструкторское бюро транспортного машиностроения впервые показало свой вариант танка будущего под названием «Объект 640». Эта бронемашина также носила название «Черный орел». Позже появился и был показан второй опытный вариант танка на переработанном шасси. Обе версии танка получили характерную низкопрофильную башню, которая, однако, всегда закрывалась маскировочной сеткой.
Слухи и отрывочные данные о продолжении работ по «Объекту 640» с возможным принятием на вооружение в будущем появлялись в течение нескольких лет, хотя ни разу речь не шла о конкретных сроках или цифрах. В 2009 году руководство одной из структур министерства обороны указало, что никакого танка «Черный орел» или «Объект 640» не существует. Впрочем, уже в 2011-м стало известно, что некоторые наработки «несуществующего» проекта будут использованы при разработке платформы «Армата».
В 2015 году состоялся первый публичный показ перспективного танка Т-14, построенного на основе универсальной платформы «Армата». Несмотря на чрезвычайно ограниченное количество доступных данных, можно было понять, что в новом проекте действительно использовались те или иные наработки по более старым «Объекту 195» и «Объекту 640». Это привело к определенному внешнему сходству, а также к появлению некоторых общих черт, которые не удастся разглядеть снаружи.
По известным данным, оба проекта недавнего прошлого предусматривали значительную переработку традиционной компоновки, позволявшую заметным образом повысить защищенность экипажа. Новый проект «Армата», как можно судить, заимствовал подобные идеи у танка Т-95. Так, в передней части корпуса Т-14 помещается изолированная броневая капсула с рабочими местами всего экипажа. Позади нее имеется автоматизированное боевое отделение, а корма вмещает силовые агрегаты. Проект «Черный орел» предлагал иную компоновку. В целом, она была похожа на классическую, но предусматривала размещение всего экипажа ниже крыши корпуса.
«Чёрный орёл» на полигоне. Фото Militaryrussia.ru
По опыту эксплуатации и боевого применения современных танков, в обоих старых проектах предлагалось использование собственной брони корпуса, а также динамической и, возможно, активной защиты. Для противодействия некоторым угрозам танки могли бы нести комплекс оптико-электронного подавления «Штора».
Новый проект «Армата» тоже использует такие подходы. Поверх брони корпуса предлагается устанавливать блоки динамической защиты «Малахит». Защита танка от подлетающих боеприпасов возлагается на комплекс «Афганит». Характерной чертой танка Т-14 является «двойная» броневая защита экипажа. Помимо внешнего корпуса его защищает броня внутренней обитаемой капсулы. Новинкой проекта стала противоминная защита, в состав которой включены усиленные панели днища и средства дистанционного обезвреживания взрывных устройств.
Ранее сообщалось, что танк «Объект 195» комплектуется Х-образным дизельным двигателем мощностью не менее 1500-1600 л.с. Позже стало известно, что силовая установка такого типа используется и на бронемашине Т-14. При этом, согласно сообщениям последних лет, двигатель «Арматы» сможет развивать мощность до 1800 л.с. Механик-водитель будет иметь возможность самостоятельного выбора максимальной мощности.
Танки «Объект 195», «Объект 640» и «Армата» отличаются от предшественников компоновкой и конструкцией ходовой части. В связи с ростом боевой массы и некоторым увеличением размеров корпуса пришлось использовать шасси с семью опорными катками на каждом борту вместо «традиционных» шести. Однако на этом сходство новых образцов заканчивается. «Черный орел» и Т-95 должны были комплектоваться торсионной подвеской, тогда как проект Т-14 предусматривает использование активной подвески. Автоматика должна следить за особенностями трассы и изменять параметры амортизаторов. Это должно повысить подвижность танка на пересеченной местности, а кроме того, улучшит точность стрельбы в движении.
В проектах «Объект 195» и «Объект 640» использовались разные подходы к созданию боевого отделения. Нижнетагильский танк получил отделение лафетной компоновки, полностью обслуживаемое автоматикой. В случае с омским проектом использовалась низкопрофильная башня, а рабочие места экипажа были размещены ниже крыши корпуса. Кроме того, два танка отличались вооружением. Использовав имеющиеся возможности, авторы оснастили Т-95 более мощным 152-мм орудием.
«Объект 195». Рисунок Wikimedia Commons
Проект Т-14, подобно «Объекту 195», использует необитаемое боевое отделение, все действия в котором осуществляются только автоматикой по командам экипажа. Устройства с дистанционным управлением отвечают за наведение вооружения, подготовку орудия к выстрелу и т.д. Участие человека необходимо только при подготовке бронемашины к выходу на поле боя. После этого все основные задачи берет на себя автоматика.
Взяв у предшественника основные компоновочные идеи, танк «Армата» не стал заимствовать более мощное вооружение. По желанию заказчика, в этом проекте используется орудие-пусковая установка калибром 125 мм. Эта пушка, получившая обозначение 2А82, способна применять все существующие отечественные танковые выстрелы разного назначения. Кроме того, для нее разрабатываются новые боеприпасы. Впрочем, в будущем в проект «Армата» могут внести определенные изменения, направленные на повышение огневой мощи. Неоднократно сообщалось, что новая модификация такого танка может получить 152-мм орудие.
Танки «Черный орел» и Т-95 отличались составом дополнительного вооружения. Так, определенные цели, для которых 152-мм орудие было бы избыточным, танк «Объект 195» должен был атаковать при помощи 30-мм автоматической пушки 2А42. Проект «Объект 640» в этом отношении был более консервативным: орудие танка дополнялось парой пулеметов разного калибра. В основном танке Т-14 реализован подход, характерный для «Объекта 640» и иных предыдущих проектов. Он оснащается двумя пулеметами, спаренным и зенитным; причем второй монтируется на дистанционно управляемом боевом модуле.
Точные сведения о системах управления огнем, разработанных для опытных танков девяностых годов, отсутствуют. Известно только то, что характерная компоновка «Объекта 195» потребовала создать новые прицельные устройства на основе оптико-электронных компонентов. Из-за невозможности применения традиционной оптики экипажу следовало бы полагаться на видеосистемы, выводящие сигнал с камер на экраны рабочих мест. Танк «Армата» тоже получил изолированную капсулу экипажа, в связи с чем комплектуется только оптико-электронными прицельными устройствами.
По известным данным, проект «Черный орел» предусматривал строительство только танка, отличающегося от существующей техники повышенными характеристиками. Схожим образом обстояло дело и с «Объектом 195», но с определенного времени указывалось, что шасси такого основного танка в будущем может стать основой для бронетехники иных типов. На семикатковом шасси с мощным двигателем можно было строить самоходные артиллерийские установки, машины поддержки танков, инженерную технику и т.д.
Проект под шифром «Армата» развил эти идеи. С самого начала он предусматривал создание не конкретной боевой или специальной машины, но универсальной гусеничной платформы, которую можно было бы применять в тех или иных проектах. С учетом нужд армии первым вариантом техники на базе этой платформы стал танк. Также уже разработаны тяжелая боевая машина пехоты и ремонтно-эвакуационная машина. В обозримом будущем ожидается появление новых унифицированных образцов.
На рубеже десятилетий российское министерство обороны определило, как именно будут развиваться бронетанковые войска в обозримом будущем. По всей видимости, к этому времени проект «Объект 640» уже не рассматривался в качестве возможной замены для существующей техники. Будущее армии связывали с альтернативной разработкой – «Объектом 195». Впрочем, и этот танк не смог дойти до серийного производства и эксплуатации в войсках.
В самом конце прошлого десятилетия командование вооруженных сил решило отказаться от имеющегося Т-95. При всех своих преимуществах, этот танк оказывался слишком сложным и дорогим для массового производства. Армии требовалась техника с достаточно высокими характеристиками и рядом преимуществ перед современными образцами, но при этом имеющая приемлемые экономические и эксплуатационные показатели. Именно такие соображения привели к закрытию проекта «Объект 195» в пользу новой программы «Армата».
«Объект 195», вид на борт и корму. Фото Nevskii-bastion.ru
Следует отметить, что такое решение военного ведомства подверглось критике со стороны специалистов и любителей военной техники. До сих пор они напоминают, что к 2010 году «Объект 195» успел пройти значительную часть испытаний и доводки, а на разработку новой «Арматы» требовалось немало времени. Как следствие, промышленность и армия, получив экономические и иные выгоды, были вынуждены расплачиваться за них потерей времени. Оглашенные сроки поставок серийных Т-14 в войска до сих пор используются как аргумент в пользу этого мнения.
Разработка новой унифицированной платформы и техники на ее базе была поручена научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» – единственному на данный момент российскому производителю танков. В состав корпорации к этому времени вошли оба разработчика танков будущего из девяностых годов, и их опыт можно было использовать в новой программе. Известные результаты проекта Т-14 наглядно показывают, какие именно наработки по предыдущим проектам были использованы при создании перспективного танка.
Действительно, с определенной точки зрения новый танк Т-14 смотрится переработанной, улучшенной и в некоторой мере упрощенной версией предыдущего Т-95. Можно заметить, что «Армата» уступает «Объекту 195» только по калибру основного и составу дополнительного вооружения. В остальных отношениях два танка, как минимум, равны. Современные радиоэлектронные системы, улучшенная защита и другие нововведения должны давать более новому танку заметные преимущества перед предшественником.
Известные проблемы девяностых годов нанесли серьезный удар по развитию отечественной бронетехники. Разрабатывались и испытывались новые танки, но их не удалось довести до серийного производства из-за отсутствия финансирования. А ко времени появления требуемых возможностей существующие новые проекты морально устарели. В результате министерству обороны пришлось запускать совершенно новую программу, в которой, однако, предлагалось использовать уже имеющиеся наработки.
Доступные сведения показывают, что существующие решения, проработанные в рамках нового проекта, не пропали и нашли применение. При этом их соединили с новыми идеями, в результате чего появился основной боевой танк, имеющий большие преимущества как перед отечественными, так и перед зарубежными образцами. В обозримом будущем бронемашина Т-14 «Армата» будет принята на вооружение и начнет поставляться в войска. Таким образом, наработки восьмидесятых-девяностых годов, после определенного переосмысления, все же дадут реальный результат в контексте обновления парка техники армии.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/
army-news.ru
СССР стал первой в истории танкостроения страной, внедрившей на серийных машинах автомат заряжания. Самый первый образец появился в 1963 году на танке Т-64. Это позволило сократить экипаж с четырех до трех человек, что способствовало снижению силуэта и забронированного объёма.
Однако, несмотря на внедрение автомата заряжания, экипаж продолжал размещаться в одном объёме с боеприпасами, что не оставляет танкистам шансов выжить в случае детонации боекомплекта. Поэтому вполне логичным шагом стала разработка полностью необитаемой башни.
Появившаяся после окончания операции «Буря в пустыне» статистика поражения танков только подстегнула работы в этом направлении. Действительно, было о чём задуматься. Анализ распределения попаданий в вертикальной плоскости показал, что на уровень выше погона башни приходилось почти три четверти от всех попаданий.
Также необитаемость башни позволяет ещё больше снизить требования к забронированному объёму. Экипаж же поместили в специальную бронекапсулу, отделенную от боекомплекта и горючего и выдерживающую попадания любого современного противотанкового средства. Она оборудована средствами кондиционирования воздуха и защиты от оружия массового поражения. Свои изолированные «бронекапсулы» имеют также боекомплект и двигатель. Это позволяет танку оставаться боеспособным даже в случаях множественного пробития брони, так как большинство современных противотанковых средств разработаны из расчета поражения экипажа и электроники осколками или каплями разрушаемой брони и фугасным действием. Если при пробитии брони не будет поврежден боекомплект, то управляемая экипажем из бронекапсулы необитаемая роботизированная башня продолжит вести огонь, в то время как любой другой танк в этой ситуации потеряет боеспособность из-за ранения или гибели экипажа. Таким образом, в Т-14 танкисты останутся в живых, даже если машина будет подбита.
Применение броневой стали марки 44С-св-Ш, созданной в ОАО «НИИ стали», позволяет, в сравнении с предыдущими марками броневых сталей, без ущерба для защиты снизить толщину броневых листов на 15%, причем при низкой температуре окружающей среды качества материала не снижаются. Ее твердость существенно выше (54 единицы по Роквеллу), чем значения этого показателя применяемых в российском ВПК серийных броневых сталей (45–48 единиц). Однако повышение твердости не приводит, как это часто бывает, к ухудшению пластических характеристик.
В целом, можно констатировать, что в лобовой проекции танка практически не осталось критически уязвимых мест. Отчасти к ним можно отнести расположенные слева от орудия шахты прицелов, но их дублирование резко снижает вероятность «ослепления».
В конструкции корпуса и башни активно применили стелс-технологии, заключающиеся в характерных плоских гранях корпуса и башни, а также в специальном покрытии «Накидка». Это снижает заметность машины в тепловом и радиолокационном диапазонах.
Кроме традиционного бронирования, танк имеет модули динамической защиты — контейнеры со взрывчаткой, способные остановить контрвзрывом ударивший в машину снаряд. Сведения о ней засекречены, но имеются данные, что она носит название «Малахит».
Противоминная защита представлена V-образным бронированием днища и подключенными к системе уничтожения мин дистанционными миноискателями.
Изюминкой конструкции стал разработанный коломенским КБМ комплекс активной защиты «Афганит». На корпусе машины на высокоскоростной поворотной установке разместили заряд, создающий направленный взрыв. С помощью специального радара отслеживаются все летящие по направлению к танку объекты. Определив скорость, направление и размер объекта, система разворачивает устройство и подрывает заряд в направлении угрозы. Сформировавшееся ударное ядро способно поразить любой летящий со скоростью до 1700 м/с объект на расстоянии 4–5 метров от танка. Есть данные, что на смену комплексу «Афганит» уже проектируется новый — «Заслон», способный перехватить объекты, летящие со скоростью уже до 3000 м/с.
Таким образом, комплекс активной защиты способен не только обеспечить уничтожение на подлете противотанковых ракет, но и изменить траекторию полета бронебойных подкалиберных снарядов, а также повредить боеприпас кумулятивных.
Силовая установка представлена разработанным в челябинском ГСКБ «Трансдизель» четырехтактным X-образным дизельным двигателем с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха А-85-3А. Хотя его номинальная мощность составляет 1500 л. с., конструкторы ввели её ограничение до 1200 л.с. (частота вращения 2000 оборотов в минуту), что позволило без ущерба для ходовых качеств увеличить моторесурс до 2000 ходовых часов. Дело в том, что исследования, проведенные в ведущих отраслевых научных институтах (ВНИИТМ, НИИД и пр.), показали, что оптимальные значения удельной мощности силовой установки находятся в пределах 20–25 л.с. на тонну веса машины. Превышение этих значений ведет к повышенному расходу топлива и нерационально как в экономическом, так и в техническом аспекте.
Система смесеобразования — непосредственный впрыск топлива. Масса двигателя — 1550 кг. Рабочий объем — 34,6 л. Удельный расход топлива – 160 г/л.с. в час. Следует отметить, что двигатель уже хорошо освоен отечественной промышленностью и успел пройти испытания в достаточно жестких условиях, в том числе и в горах на различных видах топлива, масел и присадок. Это позволяет надеяться на отсутствие «детских болезней» в ходе грядущей войсковой эксплуатации. По словам главного конструктора ГСКБ «Трансдизель» В. С. Мурзина, заложенные в конструкцию А-85-3А технические решения позволяют двигателю в течение многих лет оставаться на уровне зарубежных аналогов по основным показателям, а по габаритной мощности даже превосходить их. Следует отметить, что конструкция корпуса позволяет размещать двигатель как в носовой, так и в кормовой части. Это позволяет на базе платформы создавать самые различные образцы боевой и инженерной техники, не прибегая к существенным переделкам.
Впервые в отечественном танкостроении топливные баки выполнили несъемными и утопленными в броню. Кроме того, их снабдили противокумулятивными экранами. Одновременно баки участвуют в защите двигателя, принимая на себя деформации, возникающие в случае попадания. Выхлопные трубы двигателя проходят через топливные баки, что с учетом высокой теплоемкости топлива снижает заметность танка в инфракрасном диапазоне.Трансмиссия автоматическая гидромеханическая, но предусмотрено также ручное управление. Коробка передач имеет 12 ступеней. Механизм поворота выполнили в картере коробки передач, что позволило уменьшить габариты моторно-трансмиссионного отделения и обеспечило машине отличную маневренность.
Гусеничное шасси оказалось во многом заимствованным от «Объекта 195». Возросшая масса машины и повышенные требования к плавности хода потребовали установки семи опорных катков вместо ставших на долгое время традиционными для отечественного танкостроения шести. Ведущее колесо имеет заднее расположение. Активная подвеска смонтирована на лопастных амортизаторах с дифференциальным механизмом поворота с гидрообъёмной передачей. Такая конструкция нивелирует раскачивание танка во время движения, в 2,2 раза улучшает время захвата целей оптико-электронными средствами, в 1,45 раза сокращает время поражения цели типа «танк».
«Армата» получила инфракрасные светодиодные фары и габаритные огни, затрудняющие обнаружение колонн во время ночных маршей. Также возможно использование инфракрасных приборов для связи с другими боевыми машинами подразделения в режиме радиомолчания.
В качестве основного вооружения танк получил созданную в 2000-х годах 125-мм гладкоствольную пушку 2А82. Артсистема имеет автоскрепленный и частично хромированный ствол. Введено скрепление цапфенных обойм в башне обратным клином. Заднюю опору откатных частей разместили в обойменной части люльки, горловину которой удлинили, в сравнении с предыдущими образцами, на 160-мм и разместили в ней два дополнительных люфтовыбирающих устройства. Указанные конструктивные усовершенствования позволили уменьшить на 15% среднее техническое рассеивание по всем типам боеприпасов.
Орудие способно стрелять как существующими боеприпасами 125-мм орудия 2А46М, так и новыми перспективными боеприпасами. Для автоматического учета изгиба канала ствола на дульной части предусмотрели наличие устройства учета изгиба, информация с которого, наряду с данными прочих помеховых и эксплуатационных воздействий, в виде поправок поступает в баллистический вычислитель.
Дульная энергия 2А82 в 1,17 раз выше, чем у лучшего танкового орудия NATO — 120 мм пушки L-55 германского танка Leopard-2A6, хотя ствол российского орудия на 60 см короче.
14 мая 2015 года появилось сообщение, что серийные танки Т-14 могут быть вооружены ещё более мощной 152-мм гладкоствольной пушкой. Судя по всему, речь может идти о танковой пушке 2А83, разработанной заводом №9 (г. Екатеринбург). Большая часть данных об этой артсистеме засекречена. Известно только, что длина ствола составляет 55 калибров. Ствол имеет внутреннее хромированное покрытие, позволяющее довести давление пороховых газов до 7700 атм., тогда как у большинства современных танковых орудий этот показатель не превышает 3000 атм.
Начальная скорость бронебойного подкалиберного снаряда составляет 1980–2000 м/с. Кроме того, снаряд обладает меньшей потерей скорости на траектории, чего удалось достичь путем уменьшения размаха стабилизатора, что снижает сопротивление воздуха. Однако это потребовало отказа от традиционного для отечественных боеприпасов однобазового ведущего устройства и перехода, по примеру США, на двухбазовое. Недостатком такого решения является большая паразитная масса. Для преодоления данного недостатка российские конструкторы применили в нем легкие композитные материалы.
Также в боекомплект нового 152-мм орудия могут входить осколочно-фугасные боеприпасы, а также кассетные снаряды с кумулятивно-осколочными боевыми элементами и термобарические снаряды объемного взрыва. Возможно и применение управляемых снарядов типа «Краснополь».
Предусмотрена и возможность стрельбы ПТУРами. Для этого применяются боеприпасы, аналогичные по своим характеристикам ПТРК «Корнет», способные прожигать до 1200 мм гомогенной брони.
Главным положительным следствием установки на танк такого нового орудия является уникально высокая мощность. К минусам можно отнести повышенные, в сравнении с 125-мм орудием, габариты. Более крупные боеприпасы требуют увеличения объёма под боеукладки, либо сокращения боекомплекта, чтобы вписать его в уже имеющиеся объёмы. Также гашение гораздо более мощного импульса отдачи диктует необходимость новых противооткатных устройств. Ещё одним немаловажным фактором, сдерживающим внедрение на танках 152-мм орудий, является отсутствие достойных целей на поле боя. По имеющимся данным, все состоящие в данный момент на вооружении иностранных армий основные боевые танки могут быть гарантированно поражены боеприпасами 125-мм орудия.
Немаловажно, что установка 152-мм орудия автоматически переводит Т-14 из основных боевых танков в класс тяжелых танков прорыва.
Спаренный с орудием пулемет ПКТМ располагается снаружи башни и соединен с орудием параллелограммным приводом. Он имеет постоянно готовый к бою боекомплект в 1000 патронов. Ещё 1000 патронов в лентах хранятся в расположенном на корме башни ящике ЗиП.
Возможна дополнительная установка дистанционно управляемого 12,7-мм пулемета «Корд» с боекомплектом в 300 патронов (плюс дополнительно в ЗиПе ещё 300).
Система управления огнем включает основной прицел наводчика, прицел командира, прицел-дублер с зависимой линией прицеливания и баллистический вычислитель.
Основной прицел наводчика оснащен визирным и тепловизионным каналами, лазерным дальномером и встроенным лазерным каналом управления. Дальность распознавания цели типа «танк» составляет через визирный канал 5000 м, через тепловизионный не менее 3500 м. максимальная дальность, измеряемая дальномером, — 7500 м.
Комбинированный панорамный прицел командира располагает телевизионным и тепловизионным каналами, а также лазерным дальномером. Дальность распознавания цели типа «танк» через телевизионный канал составляет 5000 м, через тепловизионный — 3500 м.
Прицел-дублер с зависимой линией прицеливания способен распознать цель типа «танк» в дневное время суток на дистанции не менее 2000 м, в сумерках — не менее 1000 м.
Танк получил современный радар на активной фазированной антенной решетке, что позволяет использовать его в том числе как РЛС артиллерийской разведки в условиях ослепления аэрозольными мультиспектральными завесами. Существует возможность одновременного отслеживания до 40 динамических или 25 аэродинамических целей, контролируя территорию в радиусе до 100 км, автоматически уничтожая внутри означенной сферы цели размером до 0,3 м. Это немаловажно при использовании системы против зависающих воздушных целей, а также беспилотных летательных аппаратов.
Экипаж состоит из трех человек. На данный момент это оптимальная численность. Все попытки сократить экипаж могут иметь весьма негативные последствия. История боевого применения танков неоднократно демонстрировала, что в случае, когда на командира возлагаются дополнительные обязанности наводчика, танк резко теряет в боевой эффективности, так как у него не остается времени следить за полем боя. Достаточно вспомнить французские танки времен Второй мировой войны. Хорошо бронированные и вооруженные машины (например, SOMUA S 35) вели себя на поле боя точно слепые именно потому, что имели экипаж из двух человек с «командиром-совместителем».
Боевая информационная система представляет комплекс для расчета и вывода рекомендаций по управлению оружием и маневрированием. В ней реализована единая мультиплексная шина данных и модульная конструкция системы управления огнем. Ключевым отличием от систем прежних поколений стал резкий рост информированности о боевой обстановке как экипажа, так и командиров подразделений. Это произошло благодаря интеграции аппаратуры танка в комплекс единой системы управления тактического звена.
Следует отметить, что Т-14 предназначен не столько для одиночного боя, сколько для работы с другими боевыми машинами в одном тактическом звене. Единая система управления тактического звена, разработанная концерном «Созвездие», позволяет получать данные об обстановке в режиме реального времени и автоматически рассчитывать баллистические данные и сценарии поражения целей для всей группы боевых машин сразу. В связи с этим все боевые машины на платформе «Армата» получили возможность полного дистанционного управления стрельбой, включая захват и сопровождение целей. Недавно «Уралвагонзавод» сообщил, что планирует сделать Т-14 полностью дистанционно управляемым и способным вести бой без экипажа.
Также с системой управления огнем интегрирована аппаратура постановки аэрозольных и дымовых завес, а также аппаратура распознавания «свой-чужой».
В результате внедрения столь большого количества новых приборов танк, в сравнении со своими предшественниками, стал значительно сложнее по устройству, и его изучение требует больших знаний и длительной подготовки, хотя взаимодействие внутри системы «машина-экипаж» значительно упростилось. По мнению военного эксперта Виктора Мураховского, подготовка может занять полтора-два года, что можно реализовать только с экипажами, полностью состоящими из военнослужащих-контрактников. Зато высококвалифицированным танкистам новая машина позволяет реализовать ряд тактических приемов, недоступных ранее. К ним относится возможность массированного поражения целей одним танком с использованием автоматического сопровождения, в том числе на ходу. Среди российских военных существует понимание, что принятие на вооружение Т-14 повлечет за собой коренную реорганизацию учебного процесса и системы обеспечения и снабжения.
Истории известно множество случаев, когда появление на вооружении принципиально новых разновидностей боевой техники рождало масштабные изменения в организационно-штатной структуре подразделений. Судя по всему, боевые машины на платформе «Армата» не станут исключением. В Центральном военном округе в качестве эксперимента создали тяжелую танковую бригаду новой организации. Пока что на её вооружении находится техника старых образцов, но уже ведется отработка совместных действий танков и тяжелых БМП. Предполагается, что такое подразделение будет способно прорвать любую, сколь угодно мощную оборону противника.
Особенности ОБТ на основе платформы "Армата" Т-14, особенности его конструкции и причины нововведений.
aw.mail.ru
На днях глава легендарного УралВагонЗавода выдал на гора государственному СМИ РИА такое феерическое интервью, за которое в былые времена он уже сегодня бы валил лес в солнечном Магадане. Интервью еще тем замечательное, что из всех поцреотических СМИ и профильных блоггеров, перепостивших его, никто не догадался его прочесть. Не потешить свое раздутое ЧСВ, пробежав глазами по верхам, а просто прочитать. Привожу ниже его полную версию с сайта РИА со своими замечаниями. Оно стоит того. Особенно на будущее, чтобы вскоре не удивляться «как так?!»
Олег Сиенко: «Армата» ручной работы в три раза дешевле «Абрамса»
Генеральный директор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко рассказал в интервью РИА Новости о главных задачах и проблемах машиностроителей страны и о ставшей знаменитой платформе «Армата». Новейшие российские танки «Армата», впервые продемонстрированные на параде Победы 9 мая 2015 года, произвели небывалый фурор в нашей стране и в мире. Иностранные эксперты и журналисты сразу заявили, что русские вырвались далеко вперед в области танкостроения и теперь задача номер один для них — догнать, а по возможности и перегнать Россию.
Начали с места в карьер. К заголовку я еще вернусь, а вот вступление т.н. журналиста порадовало с самого начала. Разумеется никто на Западе не впечатлился новинкой танкостроения ВПК РФ уже по той простой причине, что на Параде был продемонстирован МАКЕТ танка, который еще даже не прошел государственные испытания, по итогам которых будут вноситься исправления, в чем признался сам Сиенко чуть ниже.
Действительно, если в области боевой авиации пальму первенства в мире прочно удерживают США, которые первыми создали истребитель пятого поколения F-22, а затем и F-35, то в области танкостроения Россия стала законодателем моды в XXI веке с Т-14 «Армата».
Хотелось бы уточнить про какую моду речь? Скромностью аффтор явно не страдает. На весь 21 век замахнулся, забыв сколько поколений танков сменило друг друга в веке 20-м.
Заслуга в этом принадлежит конструкторам и рабочим концерна «Уралвагонзавод» (УВЗ), которые создали это бронетанковое чудо.
Накануне съезда Союза машиностроителей России руководитель профильной редакции МИА «Россия сегодня» Сергей Сафронов встретился с генеральным директором «Уралвагонзавода» Олегом Сиенко, который рассказал о главных задачах и проблемах машиностроителей страны и, конечно, о ставшей уже знаменитой платформе «Армата».
— Олег Викторович, начнем со съезда машиностроителей. Какие главные задачи ставит для себя сегодня Союз?
— Сегодня мы находимся в непростом периоде времени, и деятельность Союза машиностроителей России крайне востребована и эффективна. Работа проделана, конечно, большая, в том числе на законодательном уровне. В парламент было внесено более 120 законодательных инициатив, 73 из которых воплотились в законы, подписанные президентом. Самым главным событием было принятие закона о промышленной политике, который не могли принять с 90-х годов. Это важно, потому что мы стали работать по правилам. Машиностроение — это, наверное, самая передовая отрасль российской экономики, в которой собраны все лучшие инженерно-конструкторские кадры, основные мощности, потенциал, прежде всего оборонка, которая является генератором экономики и машиностроения.
Машиностроение — самая передовая отрасль экономики? Это по какому же принципу? В доле от ВВП? Или по доле в экспорте? Или по своему инновационному уровню? Что, круче чем космонавтика? Оборонка — генератор чего, пардон? Бездонная бочка бюджетных средств разве что. СССР это в полной мере осознал на своей шкуре. РФ, похоже, не терпится повторить судьбу своего предка. Кстати, как товарищ Сиенко объяснит такой феномен развитых экономических стран, которые поднялись без всяких генераторов в лице оборонки — Японии, Германии, Китая, Австралии, Канады итд?
Основные вопросы, которые мы будем ставить на съезде, это поддержка промышленности. У нас есть программа обновления машиностроительных мощностей, особенно занятых оборонкой, есть программа перевооружения. В рамках этих программ мы активно сотрудничаем с министерством обороны, участвуем в НИОКРах, делаем заделы на будущее. Но чтобы все это воплощать в жизнь, нужно серьезное техническое перевооружение. Здесь важна поддержка Минпромторга. Ведь мы выпускаем изделия с огромным количеством комплектующих. Это десятки, а то и сотни предприятий, участвующих в кооперации первого, второго, третьего уровней. От того, как будет выстроена эта работа, будет зависеть наш общий успех.
— Санкции сильно мешают?
— Санкции, понятно, мешают. Скрывать не будем. Но они как мешают, так и помогают, а еще и закаляют, потому что мы проверяем себя: можем мы выживать в этих условиях или нет. Например, девальвация рубля нам помогает, потому что у нас появилась экспортная конкурентная среда внутри российских производителей. Иностранные производители по критерию «цена-качество» начали сильно проседать и уступать. Да и мы сами подтянулись.
Редкий пример практически признания в том, что без заморских станков и технологий ВПК РФ не в состоянии модернизировать и расширять собственные производственные мощности. Касаемо конкурентной способности российских станкостроителей, например, замечательной иллюстрацией служит этот ПОСТ
Главная проблема в условиях санкций — это техническое перевооружение предприятий. Действительно, многие зарубежные компании отказываются передавать нам оборудование и технологии. Тем не менее по программе по импортозамещению в станкостроении, которую принял Минпромторг, сделано много. Открывается много предприятий, которые активно работают над тем, чтобы возродить российское станкостроение. Нам же нужны передовые изделия, а для этого необходимо новое оборудование. Но мы выходим из положения, и надеюсь, что до 2020 года мы эту проблему решим, а то и раньше.
Стесняюсь спросить, когда именно существовало РОССИЙСКОЕ станкостроение, которое собрались ВОЗРОЖДАТЬ? Или речь о советском? Но интереснее тут названная дата финала импортозамещения — 2020 год. С оговоркой «надеюсь». Чтож, запишем.
— Олег Викторович, вы профессиональный в прошлом спортсмен, для которого скорость — не абстрактное понятие. А скорость для танка важна?
— Подвижность машины — один из основных элементов ее защиты и безопасности. Ведь совершенствуются не только танки, но и средства их поражения. Поэтому здесь важно время смены позиции, совершения маневра, прорыва. Но скорость, конечно, не номер один в танке, это не «Формула-1″, хотя крайне важная защита от средств поражения.
— Какая скорость у «Арматы»?
— На «Армате» хоть и стоит сегодня самая слабая силовая установка, тем не менее мы уже превосходим заявленную скорость. Лично я разгонял машину до 80 километров в час при двигателе 1350 лошадиных сил.
— Какая мощность будет у стандартного двигателя «Арматы»?
— В базовом варианте должны стоять двигатели мощностью 1500 лошадиных сил.
— Или 1800?
— Мы создали двигатель, нижний предел мощности которого начинается с 1350 лошадиных сил. Но, например, двигатель, который стоял на Т-90 и Т-90МС, был доведен с 540 до 1130 лошадиных сил. Штатный двигатель «Арматы» имеет параметры: 1350-1500-1800 лошадиных сил. Здесь форсирование двигателя рассчитано на будущее, но мы считаем, что чем больше форсировать двигатель, тем меньше у него ресурс. Мы исходим из того, что самое главное — это надежность.
А вот это ИМХО сенсация. Другими словами все заявленные характеристики двигателя Т-14 фтопку. Нет там и 1500 лс, не говоря уже про 1800, а всего 1200-1350, что при резко выросшей массе танка превращает его в более неповоротливую мишень чем его старый, но более легкий предшественник — Т-90. Что касается его конкурентов, то максимальная скорость немецкого Лео-2 72 км/ч (всего на 8 км/ч меньше, хотя стоит на вооружении с 1979 года), Абрамса — 72 км/ч (на вооружении с 1980 года), Меркавы Мк4 — 70 км/ч (на вооружении с 2002 года), Леклерка — 72 км/ч (на вооружении с 1993 года). Как видим, новейшая разработка российского танкостроения, несмотря на более низкий вес своего детища, в сравнении со своими вероятными противниками, смогла ускориться лишь на считанные км/ч. При этом неизвестно в какой комплекции проводился тест, о котором вещает Сиенко. Например, наличие бортовых экранов, полного боекомплекта и заправки под горлышко способны значительно повысить или понизить массу машины.
— Штатная пушка на «Армате» калибра 125 миллиметра. Однако вы заявляли о возможности установки пушки калибра 152 миллиметра. В итоге сколько будет построено с одной и другой пушками?
— Все зависит от Минобороны. Поставим что угодно. Мы привыкли делать определенные заделы на будущее, и у нас много разработок, которые мы в инициативном порядке делаем, естественно, по согласованию с военными для того, чтобы на перспективу определить облик Сухопутных войск. Но у них есть бюджет, который определяет возможность финансирования НИОКРов. Мы также инициативно делали танки Т-90МС, пожарные машины, «Терминатор-2″.
Пушка 125 — пушка повышенного могущества. Мы надеемся, что скоро под эту пушку появится новый боеприпас. По своему потенциалу она на 30% совершеннее предыдущей. Например, внутреннее легирование канала ствола позволяет повысить количество выстрелов без замены для ремонта.
Еще один раздутый пузырь лопнул — пушки 152мм нет и ее не устанавливают на существующие макеты.
— Когда же можно ожидать появление нового боеприпаса для нее?
— Его разработка идет давно, проходят испытания. Надеемся, что в ближайшее время он появится. Для того чтобы получить литеру, нужно самое главное — отстрел боеприпаса.
А тут вообще выясняется, что даже для 125мм пушки нет снарядов. Стоит ли удивляться, что испытания в войсках до сих пор не начались.
— Как проходят испытания «Арматы»?
— Мы создали совершенно новую машину, каждый элемент которой — новый. Когда испытываешь 50 с лишним тонн, то каждый узел должен иметь большой запас прочности. Это не автомобиль. Эта машина пробивает стены, прыгает с трамплина, с которого автомобиль просто разобьется. Во время испытаний вскрываются некоторые вопросы по определенным узлам и агрегатам, которые требуют доработки, но в целом баланс достигнут.
Ложь. Т-14 немало почерпнул из Т-95 и прочих закрытых проектов, о чем неоднократно сообщали официальные лица. Например, двигатель целиком перекочевал из закрытого проекта.
Мы, например, столкнулись с проблемой стали, из которой сделаны различные шестерни. Есть вещи, которые до этого не были учтены, например резонансные явления, с которым мы никогда в танкостроении не сталкивались, потому что эта машина тяжелее предыдущих. Нужно время, чтобы дорабатывать. Главное — надежность.
Немного странно читать про то, что машина, лишь на 10% оказавшаяся тяжелее последних модификаций Т-72, поставила разработчиков перед столь кардинальной проблемой, как слабость стали.
— Сколько продлятся испытания?
— Все зависит от заказчика, то есть Минобороны. Мы готовы начать исполнять заказ хоть сегодня, все зависит от серии (количества). Несмотря на то что процесс создания дополнительных мощностей будет идти и в следующем году, чтобы замкнуть полностью весь цикл производства, мы можем начать прямо сейчас производство определенных партий. Испытания на нашем внутреннем полигоне проходят ежедневно. В самое ближайшее время начинаются стрельбы, пока существующим боеприпасом. В принципе, все характеристики, которые были заложены в машину, уже реализованы. Сейчас идет доработка совершенно незначительных вещей.
Итак, Сиенко признается, что не в состоянии обеспечить массовое производство нового танка. Это раз. Во-вторых, стрельбы, ранее показанные в СМИ не имели никакого отношения даже к заводским испытаниям. Тогда что это было если не показуха? В третьих, стрельбы собрались вести даже не штатными боеприпасами. Ценность подобных испытаний можно себе представить.
— Можно сказать, что «Армата» пойдет в серию в 2017 году?
— Можно. Но хочу сразу подчеркнуть, что это машина не для срочников, а для профессионалов, которые впитают в себя все возможности этой машины. На следующий год мы планируем ее показать в динамике на оружейной выставке в Нижнем Тагиле. Там мы покажем ее возможности и в динамике, и в стрельбе.
Кажется это будет первый в мире танк, к которому будет запрещено приближаться солдатам. Учитывая тот факт, что всего планируется закупить 2300 машин на платформе Армата, через Х лет придется танковые войска полностью переводить на «контракт». Со всеми вытекающими. Еще одна новость от Сиенко — танк на полигоне рискнут показать широкой публике лишь черед 1,5 года (выставки в Тагиле проходят в сентябре) — 2,5 года после Парада в Москве. 2,5 года, КАРЛ!!!
— В этом году она будет участвовать в параде?
— Конечно.
Тут Сиенко скромно умолчал, что вторую машину на этой платформе (Т-15) в этот году решено не выставлять. Чтож, оно и понятно после прошлогоднего фиаско.
— Сейчас выпуск «Армат» продолжается на заводе?
— Нет, мы выполнили заказ Минобороны на строительство первой партии из 20 машин. Ждем новых.
Странные цифры называет товарищ гендиректор. Согласно тендеру МО, к прошлогоднему Параду УВЗ должен был выставить 24 машины, а не 20. По 12 танков и 12 ТБТР Т-15. Выходит за прошедщий год УВЗ не собрал ни одной машины?! Или занимался сборкой тех единиц, которых не досчитались в том году?
— О каком количестве закупаемых Минобороны машин может идти речь?
— По этому поводу принято постановление правительства, утверждено президентом. Количество — 2300 танков.
— В течение какого времени?
— Корректироваться временной лаг, конечно, будет. Это видно уже сейчас. Для производства «Арматы» людей нужно учить пять-шесть лет, что мы, в принципе, и делаем. Это ручная работа, здесь не может робот клепать.
Ручная работа??? В 21 веке?! Это танк или Бэнтли?!
— В будущем может конвейер заменить рабочего?
— Я не уверен.
— На Западе так же?
— Они, вообще, пока занимаются модернизацией старых моделей, но тоже в ручную. Тот же американский «Абрамс» модернизируют в седьмой-восьмой раз.
В ручную? Ой ли! (см тут)Что касается факта отсутствия строительства на Западе новых танков, то объяснение тому есть и оно до обидного простое — за последние десятилетия их танки не проиграли ни одной войны и доказали не только высокие ТТХ, но и большой потенциал модернизации, позволивший не строить новый велосипед, а лишь вносить небольшие коррективы, навязанные изменившимися реалиями. Как, например, установку пакетов для городского боя, КАЗ, новые панели брони итд. Абрамс, Леопард-2 и Меркава почти ровесники Т-72, но, в отличии от последнего, замены им никто судорожно не ищет вот уже который раз. Достаточно взглянуть на количество поколений модернизаций всех этих четырех машин, чтобы ощутить в полной мере разницу.
— Ряд экспертов отмечают, что «Армата» всем хороша, кроме своей цены. Как бы вы прокомментировали их заявления?
— Танк Т-72Б3, который поставляем российской армии, в шесть-семь раз дешевле зарубежных аналогов. Т-90 для нашей армии раз в пять дешевле, чем мы его продаем на внешнем рынке. «Армата» сегодня стоит в три раза дешевле, чем «Абрамс», «Леопард» или «Леклерк». Ровно в три раза. Только его потенциал значительно выше. Но я не буду говорить, сколько он отмаркетованный будет стоить на мировом рынке. При этом те же Т-72 и Т-90 по своей живучести, боевому потенциалу выше, чем танки производства других стран, как это ни странно. Мы же проводили множество испытаний в различных климатических условиях, знаем потенциал наших конкурентов. Мы считаем, что соотношение «цена-качество» у нас наиболее оптимальное.
Ну вот мы и добрались до этого эпичного перла. Любой может зайти в интернет и найти информацию по теме цены. Но товарищ Сиенко не просто лжет, он еще и передергивает факты. Так, например, Т-72Б3 это вообще не танк, а пакет модернизации старых танков Т-72. Сравнивать его ценник с новыми машинами по меньшей мере не корректно. Но даже тут он тупо врет. Пример? В 2013 году стоимость такой модернизации для ВС РФ стоил 50 миллионов рублей. В тех ценах это примерно 1,6 миллиона долларов. ВС Австралии танки M1A1 AIM с гораздо совершенной комплектацией, полученные из запасов армии США, обошлись всего в 1,18 млн долларов за каждый танк. Для нужд своей армии ценник еще ниже: стоимость капитального ремонта с глубокой модернизацией по программе Abrams Integration Management, включающей установку новейшей АСУ, новых тепловизионных камер, модернизацию брони итд, составляет 0,7—1 млн долларов (2008 год).
С танком Т-90 та же картина. Заявление о том, что с иностранных клиентов УВЗ дерет пять шкур за тот же танк вообще трудно комментировать — высказывание эпично уже само по себе. Но допустим. В 2007 году с Индией был заключен очередной контракт на поставку 347 танков Т-90 на сумму 1,234 миллиарда долларов. Причем лишь треть этих танков поставлялись «под ключ», а остальные 2/3 в виде комплектов, которые собирались на заводе в Индии в том частично из местных комплектующих. Разумеется итоговая цена танка по данному контракту была выше. Но даже если забыть про эти детали и разделить сумму сделки на все танки, то ценник окажется в районе 3,5 миллиона долларов за танк. Вспоминаем эпичное высказывание товарища и делим на 5 = 0,72 миллиона долларов. И это якобы за новый танк Т-90. Когда за «бюджетную модернизацию» Т-72 УВЗ берет с родного МО сумму более чем в 2 раза выше этой. Комментарии излишни.
Что же касается ценника Арматы (не говоря уже об его ТТХ), то есть цифры, которые ранее были озвучены самим же Сиенко — 250 миллионов рублей для серийной машины = почти 8,5 миллиона долларов в ценах 2013 года. Почему в ценах именно того года, а потому что он разрабатывался еще в докризисные времена. Оценить его стоимость сегодня, после введения санкций, инфляции до 15% в год и обвала рубля, довольно сложно. Цены танков конкурентов совсем другие: Меркава Мк4 оценивается в районе 4-4,5 миллионов долларов в полной комплектации, Леопард-2А6 = около 6 миллионов, Абрамс М1А2 = около 6 миллионов. Выходит Армата не только не дешевле в разы своих коллег по цеху ОБТ, а наоборот — дороже. А в сравнении с Меркавой, так вообще почти в 2 раза! Минимум!!
Что касается живучести семейства Т-72/90, то ИМХО война в Сирии поставила все точки над i и по этому вопросу — страна завалена сожженными остовами этих машин. Решение самого МО РФ заменить этот танк на нечто совсем иное, так же красноречивее всех урапатриотических визгов фанатов этих танков.
— Кадр попадания снаряда в Т-90 в Сирии облетел все экраны. Танк подбит, а экипаж целый и невредимый покидает машину. Это эффект динамической защиты или брони?
— Это и то и другое вместе.
Не буду касаться самой формулировки вопроса. Достаточно оценить ответ самого товарища Сиенко. Все, кто видел тот ролик, в курсе, что из танка вылез всего ОДИН член экипажа и явно не в самой лучшей форме. Судьба танка была долгое время неизвестна, пока, видимо под давлением сверху, в интернет не был выложен снимок якобы того злополучного танка, снятый «случайно» с противоположной стороны от места попадания по нему ПТУРа Tow разработки 80-х годов прошлого века. Более никаких свиделельств предоставлено не было до сих пор.
— Есть ли в ваших в планах сделать танк роботизированным (беспилотным)?
— Мы двигаемся вперед, и у нас уже есть опыт создания роботизированной пожарной машины на базе танка Т-72. Поэтому, в случае получения заказа, внедрим быстро. По большому счету даже те машины, которые проезжали по Красной площади, можно сделать беспилотными, то есть роботами. Беспилотная «Армата» — это машина будущего, мы не сомневаемся. В этом уверены и мы, и военные.
Прекрасный оптимизм. Значит срочникам доверить ее нельзя, а ИИ так хоть завтра. В этой связи стоит задать еще один вопрос — стоило ли городить такую огромную махину, чтобы в итоге превращать ее в UGV?
— Планируется ли вооружение «Арматы» беспилотным летательным аппаратом?
— Использование беспилотника предполагается на тяжелой БМП Т-15 на платформе «Армата». Это обязательный элемент в тактическом звене. Без глаз двигаться в колонне крайне сложно, поэтому беспилотник там предусмотрен и мы будем его активно внедрять. Вопрос, какой аппарат мы возьмем за основу. Это уже к Минобороны, которое тестирует отечественные БПЛА, — какой оно нам скажет, такой и поставим. Но точно будет.
Тоже любопытное заявление. Значит сначала сделали платформу, а теперь «из того что было» будут подбирать БПЛА, которые в него втиснут. Умно, чо.
— Будет ли на платформе «Арматы» создаваться новая боевая машина поддержки танков типа «Терминатор-3″, при том что российская армия не покупает ни «Терминатор-1″, ни «Терминатор-2″?
— Будем. И на «Армате» тоже. У нас есть концепция развития машин на базе платформы «Армата». Она состоит из 28 единиц перспективных видов вооружения. Они должны быть интегрированы на одной платформе: для ПВО, тяжелых бронированных машин. Тогда будет один ремкомплект, один зип (запасные инструменты и принадлежности — ред.), чтобы быстро менять те или иные узлы и агрегаты.
— Почему все-таки не покупают?
— Есть понятие бюджет. Мы ощущаем, что его постоянно режут. Как появятся средства у военных, так они и начнут покупать. Возьмем все локальные войны, которые были на севере Африки в последние годы, а также в Сирии. В чем преимущество боевиков? Они мобильные, переоборудовали джипы в платформу для пулеметов или зениток и колесят по пустыне. Что может им противостоять? Только тяжелая техника, спаренная пушка. Мы хотим поставить на новую платформу корабельную пушку калибра 57 миллиметров с дальностью 16 километров. Против такой машины боевикам делать нечего. Да, они дорогие, но насколько они эффективны. Поэтому считаем, что перспективы есть.
Должен позавидовать аппетитам этих товарищей. 28 модификаций! Вот это размах! Так и внукам достанется что попилить.Но прекраснее всего другое. Чтобы было понятнее, я приведу пример. Про Танковый биатлон, думаю, многие слыхали. Так вот, танковая мишень, по которой так часто промахиваются ЛУЧШИЕ славные танкисты, стоит на дистанции в 2200 метров. Танковая. А теперь заменим ее на силует джипа — в разы меньшую, чем танк. А затем удалим ее на дистанцию в 7! раз дальше. Представили? И на десерт уменьшаем калибр боеприпаса более чем вдвое. Теперь можете себе представить эффективность стрельбы подобным орудием по типу цели, заявленным товарищем Сиенко.
— Как развивается экспортное направление работы вашего концерна?
— Мы оцениваем потенциальный портфель заказов на уровне 6 миллиардов долларов. Активно проводятся переговоры не только по танкам, но и огнеметным системам ТОС-1А, артиллерии. Кроме того, нам нужно сосредоточиться на сервисных центрах. Понимание в этом вопросе есть — что заниматься ими должен именно производитель.
Самое главное для потребителя — это сервисное обслуживание. По всему миру осталось огромное количество бронетехники времен СССР. Надеемся, что наш портфель позволит эти центры создать. Опыт такой уже есть — в Индии по лицензии производится Т-90С. По танкам, конечно же, переговоры активно ведутся, причем не с одной, а несколькими странами. Какие-то контракты близки к подписанию, по другим ведутся переговоры. Мы готовы удовлетворить желание любого заказчика в самые сжатые сроки.
Похвальное понимание. Вот только от слов до дела далековато. Ни для кого не секрет, что сервисное обслуживание поставленной на экспорт российской техники, уже стало притчей во языцех. Хуже нее только качествосамой техники. Поэтому не стоит удивляться, что за 25 лет существания танк Т-90 был поставлен всего в 3 страны дальнего зарубежья — Индию, Алжир и Уганду. Для сравнения, даже пакистанский Халид стоит на вооружении большего количества стран. А он базируется на предке того же 72-м, что и Т-90. Ну а про экспорт Абрамса и Леопарда и говорить не стоит.
— Сколько танков производит «Уралвагонзавод» в день, месяц, год?
— Ежедневно, это точно. Сегодня мы занимаем 70 процентов мирового рынка танкостроения. Я имею в виду как танки, произведенные в России, так и в мире по нашей лицензии. Уже несколько лет мы держим первое место и не хотим его уступать.
Цифра внушительная,да. Вот только объясняется она прежде всего тем, что на Западе уже почти 10 лет новые танки просто НЕ ПРОИЗВОДЯТ. За ненадобностью — и так хватает. Вот так просто ларчик и открывается.
— Как развивается проект «Атом» после того, как из него ушли французы?
— Он очень активно развивается с ОАЭ на платформе Enigma. При нормальном стечении обстоятельств мы cможем уже в этом году выйти на стрельбовые испытания.
Конечно, мы очень сожалеем, что из-за санкций был свернут проект с Францией, где мы в рамках СП резко продвинулись вперед. Но мы не остановились и теперь сами делаем — ставим боевой модуль с 57-миллиметровой пушкой на гусеничную машину. По этому же проекту мы прорабатываем вопрос создания СП с Казахстаном, у которых появилась новая импортная лицензионная платформа.
— Что по этому проекту делали французы?
— У нас не было платформы, а нам нужна была современная плавающая платформа с заднем выходом аппарели и высадкой десанта. Сейчас у нас даже боеприпас готовый есть, стрельбы подтвердили все характеристики. Это бронебойный, осколочно-фугасный, фугасный, для борьбы с БПЛА и пехотой. Наши молодые инженеры подключаются.
Думаю, что они в 2017 году дадут новое шасси, которое выйдет на испытания, и оно точно будет лучше, например, со схемой мотор-колесо, а это огромный запас хода, независимое движение колес. Это будет новая колесная БМП.
Редкий случай, когда можно узнать реальные требования военных от своего ВПК, которым не соответствует ни одна предложенная модель, отчего вынуждены искать решение на стороне. А вообще только вдуматься — РФ строит новый БМП на базе арабской машины! Воистину дожили…
— Проект двузвенного арктического БТР не требует кооперации с Западом. Как продвигается работа по этому направлению?
— Испытания идут и в конце этого года закончатся. Разработана концепция его вооружения, в которой задействованы такие предприятия, как концерн «Алмаз-Антей», КБП и другие. Состоялся и закрытый показ для Минобороны. Будем выпускать машины массой от 2 до 30 тонн. Поэтому для них можем выбирать любое вооружение — от пулеметных модулей, которые уже есть на «Буревестнике», до систем залпового огня (РСЗО) и зенитных систем С-300. Машина будет плыть, двигаться по снежным покровам различной глубины, по торосам.
Хотел бы я взглянуть на двузвенный арктический БТР массой 2 тонны…
Вот такое вот интервью от гендиректора одного из крупнейших оборонных заводов страны. Добавить больше нечего.
rusjev.net
Особую роль в создании танка будущего, сыграл генерал-полковник Сергей Маев. С 1996 по 2003 год он занимал должность начальника Главного автобронетанкового управления МО РФ и руководил разработкой танка Т-95 (ОКР «Совершенствование-88»). Главному редактору «Росинформбюро» Вячеславу Прунову удалось побеседовать с патриархом российского танкостроения.
– Сергей Александрович,
как Вы считаете, станет ли «Армата», которую на закрытом показе представят в Нижнем Тагиле,
революцией в танкостроении?
Или мы опять будем «бить по хвостам» и догонять Запад?
– Я закончил свою службу в Главном автобронетанковом управлении в 2003 году. К этому времени был создан типаж российской бронетанковой техники. На выходе был танк Т-95 по теме «Совершенствование -88». На выходе была группа легкобронных гусеничных машин типа БМП разных модификаций. На выходе была группа БТРов:
БТР «Росток» и модернизированные БТР-70 и БТР-60. И, казалось бы, все выходило на финишную прямую. Мы показали публике новые танки «Черный орел» и «Беркут».
– «Беркут»?
– Да, «Беркут», на Омском заводе. Это были опытные машины, которые я запускал, что бы создать дух состязательности, с одной стороны, а с другой, отвлечь внимание от главной работы
«Совершенствование -88», которая велась на «Уралвагонзаводе».
А на Харьковском танковом заводе разрабатывали новые машины «Боксер» и «Молот».
Там была вынесенная пушка повышенного калибра 152 мм, ходовая часть как на Т-64, оппозитный двигатель мощностью полторы тысячи лошадиных сил.
Правда, экипаж размещался по обычной схеме. Но в харьковской машине были прежние недостатки Т-64. Очень сложный механизм заряжания, плотная компоновка. Недостаток наших танков заключался в том, что в центе машины, в автомате заряжания размещались снаряды. Получалось наименее защищенное место:
60 мм бортовая броня и центр мишени. Ведь противник метит всегда в центр машины. Это ярко проявилось в Чечне, когда нашими же РПГ-7, на близком расстоянии, бьют по центру и происходит детонация боеприпасов, полное уничтожение танка и гибель экипажа. Его просто разносит в пух и прах.
Танк «Объект-195» на испытательном полигоне, поэтому, было принято решение выйти на совершенно новый тип конструкции, который был реализован на «Совершенствовании-88».
Перспективный танк Т-95 имел выносное вооружение и отдельную капсулу для экипажа, расположенную в передней части корпуса. Все процессы, включая управление ходом и организацию стрельбы, были автоматизированы.
Радиолокационная станция обнаруживала объекты противника на расстоянии до 10 км.
Дальность полета ракеты, как средства высокоточного поражения, более 5 км.
Стрельба из пушки на расстояние до 3 тыс. метров с помощью специальной аппаратуры.
Машина представляла собой очень мощное сооружение. И самое главное, у нее был очень высокий запас мощности двигателя. Не смотря на то, что вес был в пределах 52-58 тонн, она с ходу, в течение 10 сек., развивала скорость до 70 км /час. Настолько была грамотно сконструирована подвеска и ходовая часть.
Танк «Объект-195» на испытательном полигоне
– Там было семь катков?
– Семь катков. Ход
был плавный и коэффициент подвески очень высокий. Подвеска настолько мягкая была, что от выстрела она ходила как на воде. Нам пришлось внести изменения в конструкцию амортизаторов, что бы эти колебания убрать. Очень удобное положение было механика водителя - полу лежачее. Управление кнопочное, легче, чем у американского «Абрамса».
Я сам, лично, три часа гонял Т-95 по заснеженному лесу, стараясь засадить, получить толчок под зад, и у меня это не получилось. У наших машин всегда были проблемы с эргономикой и комфортом. А в Т-95 был очень высокий уровень комфорта. Экипаж был размещен линейно. Плечом, к плечу.
Слева механик - водитель. В середине – командир, и справа – наводчик орудия. Командир и механик водитель могли друг - друга заменять.
– А не тесно им было? Хватало места?
– Хватало, еще как!
Ширина машины – 2 метра 30 сантиметров. Они сидели как на диване. И между локтями было еще расстояние 20
сантиметров. Эргономичные кресла, ну и управление не требующее какой либо физической силы. Все на джойстиках.
Такого комфорта, как в этой машине был, я не видел не в одной машине мира.
Я водил «Абрамс» и ощущение от вождения Т-95 были комфортнее, чем от «Абрамса» и «Леопарда».
При этом огневая мощь этой машины была очень высокой. Не буду говорить про ракету, она уникальная была. А
подкалиберный снаряд пробивал (…) см гомогенной брони.
Экспериментальная установка 152-мм пушки 2А83 на лафете гаубицы Б-4. Полигон НТИИМ
Безусловно, машина дорогая. Работать на ней могли только высококвалифицированные специалисты. Предполагалось, что это должны быть контрактники. Хотя, могли научить и призывной состав. Там очень высокого качества была бортовая машина, которая определяла полностью состояние всех узлов и агрегатов по 60-ти параметрам. И сразу выдавал предупреждение. Любая неполадка, и на экране у механика-водителя выскакивает пометка о том, что надо сделать то-то и то- то.
–Весь экипаж был в капсуле? Наверное, за такой броней,танкисты чувствовали себя неуязвимыми?
– Они находились в капсуле, которая монтировалась в бронекорпус.
Капсула отделяла экипаж от отсека, где были боеприпасы. И это давало особое чувство защищенности. Французы провели специальные исследования и выяснили, что эффективность действий экипажа в тяжелых машинах в три раза выше, чем в легкой бронетехнике.
Потому, что в тяжелой машине экипаж чувствует себя неуязвимым.
– Но ведь мало сохранить экипаж, нужно еще защитить боекомплект.
– Защищенность боеприпасов тоже была очень высокая. Притом, там были предусмотрены вышибные панели. Если, что- то происходило – вышибная панель выбивалась, но поскольку там людей не было, это можно было себе позволить, и это сохраняло машину. Она могла быть восстановлена.
– Но при таком «корабельном» калибре там должен был быть небольшой боезапас?
– Боезапас на Т-95 был 40 боеприпасов, так же как на обычных машинах.
Танк «Объект -195» на Кубинке
– А двигатель?
У такого большого танка и двигатель должен быть очень мощным. ДвигательХ-образный. Безусловно, там можно было предусмотреть размещение и газотурбинного и оппозитного двигателя. Но мы решили доработать свой Х-образный дизель. Мощностью полторы тысячи лошадиных сил. Была проблема с подачей топлива, проблемы в отношении тепловой нагруженности. Но эти вопросы были решены нашим челябинским заводом. Было выпущено 15 двигателей, и наработка была в пределах 1000 часов.
– Многие отмечали необычный вид Т-95. В отличие от других русских танков, он был очень высоким.
– Наши военные не могут избавиться от представления, что машина должна быть приземистой. Но это было тогда, когда не было управляемых снарядов. А сейчас. Если управляемый снаряд летит на массу металла или на тепло,
он все равное найдет цель, даже если она на земле будет лежать.
– Считается, что на том уровне электроники проблема «технического зрения» не могла бы быть решена до конца.
– Безусловно, при эксплуатации машины были бы какие-то проблемы. Возьмите Т-80. Сейчас Т-80- абсолютно надежная машина. А первое время от нее все оказывались, так как она была ненадежна. И на Т-95 могли быть такие проблемы. Но я четко уверен, что благодаря быстрому развитию технологий, эти недостатки были бы устранены.
Главное, что был найден совершенно новый вариант конструкции. Вот Вы сказали, что Т-64 отличалась от Т-62, также как Т-55 отличалась от Т-34, А Т-34 отличалась от БТ-7.
И Т-95, это был новый качественный технический скачек.
Танк «Объект -195» на Кубинке
– И как Министерство обороны распорядилось этим революционным танком?
– Планировалось, в
2005 году, закончить государственные испытания и пустить ее в серию. В первый год должны были сделать 100 машин, потом- 300 машин. Вот это опережало развитие мирового танкостроения лет на 15. Два года назад на выставке в Париже я увидел макет «Леопарда», в котором немецкие конструкторы пытались как- то повторить Т-95 по размещению экипажа, боеприпасов и вынесенной пушке и элементам технического зрения. Но это был просто макет.
– А у нас уже была машина нового поколения в металле.
– А у нас два образца Т-95 уже отходил 15 тыс. км. И пушка уже произвела 287 выстрелов. Танк был готов. Надо было создать третий вариант, провести полномасштабную доработку, на основании первого и второго образца, а на третьем варианте провести госиспытания, внести какие- то изменения и запустить в серию. И был бы у нас лучший в мире танк.
– Но что же произошло? Почему отказались от готового Т-95 и открыли новую работу по «Армате»?
– Что произошло, трудно объяснить. Я на одном из заседаний военно - промышленной комиссии, когда выступали заказчики, а начальником главного автобронетанкового управления был Николай Ершов, я сказал им, что для того, что бы закончить эту машину, надо сделать еще один танк, затратить на это около 500 млн. рублей,
– Ну, это не фантастические деньги.
– Да они оставались, эти деньги. На создание Т-95 то было выделено не много, всего 2.2 млрд. руб.
И вот когда я уходил, у нас оставалось 700 миллионов. 400 миллионов, чтобы сделать третью машину и 300- на госиспытания.
Но, мне возразили, что машина, конструктивно слишком сложна и она не будет освоена и будет очень дорогая. И я сказал: «Да она дорогая и сложная, но вы сейчас потратите не 700 миллионов рублей, а гораздо больше, упростите характеристики и сделаете машину. Которая классом будет ниже». Я так и сказал: «Вы сделаете ублюдка».
Что сейчас с «Арматой» делается - я не знаю. Но думаю, главный конструктор Андрей Терликов постарается все лучшее с Т-95 перетащить в «Армату».
– Ходили слухи, что для показа в Нижнем Тагиле, разберут Т-90 МС « Тагил» и поставят на его шестикатковую
базу новый боевой модуль.
– Да не должно там быть проблем с корпусом. Ведь опыт наработан колоссальный.
Я пришел начальником главка в 1996 году. Эта машина была в стадии эскизного проекта. Я объявил самого себя руководителем этого проекта. Стал лично проводить советы главных конструкторов. Денег было мало. Желудок был пустой, а голова хорошо работала. А вот когда денег стало больше, голова стала работать хуже.
– И вот « на голодный желудок» уральские конструкторы сделали Т-95 и совершили революцию в танкостроении, а тяжелая универсальная гусеничная платформа «Армата» будет таким прорывом?
– Этого я не знаю. Я не могу ругать «Армату», но и преувеличивать значение этой разработки не стану.
– Известно, что на «Армате» будет установлена не 152 мм, а 125 мм пушка.
Как Вы считаете, почему конструкторы пошли на заведомое снижение огневой мощи?
– Причина – сложность изготовления танковых орудий большого калибра. Первую 152 мм пушку разорвало не 86 выстреле. Мы долго не могли понять причины. Оказывается, внутренне давление возросло до 7 500 атмосфер, а на других танках было 3000. Агрессивность пороха и начальная скорость очень высокие.
И мы стали менять толщину стенок ствола, что бы изменить амплитуду колебаний метала.
И вышли на 280 выстрелов. Да и снаряд такого калибра - очень сложно изделие. И вот, видно решили взять старую проверенную конструкцию.
Бывший начальник ГАБТУ Александр Галкин предостерегал: « Если откажешься от 152 мм пушки - вся идея провалится!». Ведь у американцев, в запасе есть 140 мм танковая пушка. Они просто проведут модернизацию и поставят на «Абрамсы» новое орудие.
125 мм пушка делает эту машину («Армату») неконкурентоспособной на поле боя при любых обстоятельствах. И 152 мм пушка должна быть на новой машине обязательно!
– Выходит, создавая «Армату», конструкторы сделали шаг назад?
– Создавая Т-95, мы вышли на новый класс машины. К сожалению, это утрачено.
Парадокс в том, что «Армату» нужно будет подтаскивать по характеристикам до уровня «Совершенствования-88». Но ведь противник - не стоит на месте.
– Вы думаете «Армата» будет хуже Т-95?
– Ну конечно, она будет хуже «Совершенствования-88».
Я так думаю. Но новое просто так не дается. Надо было сжать всю волю в кулак и доводить Т-95 до ума. В 2005 году мы могли реально приступить к выпуску нового танка.
Сейчас -2013 год. Восемь лет прошло!
-И все же, почему Т-95 не приняли на вооружение? Почему поставили крест на уже готовом
лучшем в мире танке? Почему взялись за новую, сомнительную опытно-конструкторскую работу? Может быть дело в деньгах? Ведь КБ живет за счет разработок? Прости меня Господи! Мне кажется, тут только личные мотивы. Вот захотелось Ершову стать выдающимся танкистом. Я его предупредил: «Тебя выгонят через год!» Так и получилось.
Ренат Исмаилов
www.militarytimes.ru