ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Классная «классика» своими руками: все о тюнинге «Жигулей». Тюнинг классики двигателя


усиление кузова, модернизация салона и подвески

Услышав слово «классика», большинство автолюбителей в нашей стране вспоминают вовсе не произведения Чехова и Толстого и не симфоническую музыку, а семейство автомобилей Волжского Автомобильного Завода, берущее своё начало от легендарной «копейки» ВАЗ-2101, выпущенной впервые в 1970 году. Заднеприводные малолитражки производились вплоть до 2012 года, и, несмотря на свою архаичную конструкцию, горячо любимы многими автомобилистами на просторах России и стран бывшего социалистического лагеря. Характеристики «Жигулей» вне зависимости от модели весьма скромны, а дизайн угловат и не слишком изыскан, однако простота конструкции даёт обширные возможности для тюнинга. Рассмотрим наиболее распространённые решения для улучшения стиля и ездовых характеристик «классики».

Что такое тюнинг

Тюнинг автомобиля — это процесс его доработки в целях повышения характеристик или улучшения дизайна. Условно можно выделить два направления доработок:

Технический тюнинг направлен на улучшение ездовых характеристик автомобиля, таких как мощность, аэродинамика, управляемость, динамические показатели, экономичность и безопасность. Для улучшения этих параметров проводятся работы над двигателем, подвеской, коробкой переключения передач, выхлопной и тормозной системами и другими узлами, влияющими на эксплуатационные качества автомобиля.

Тюнинг тормозной системыНередко объектом тюнинга становится тормозная система, например, штатные диски заменяются на перфорированные

Стайлинг проводится для того, чтобы изменить внешность автомобиля и его интерьер, сделать машину уникальной. Доработки в этой области тюнинга обычно касаются кузовных панелей, колёсных дисков, светотехники и деталей салона.

Тюнинг салона ВАЗ-2104Глубина модернизации интерьера «классики» ВАЗ зависит только от фантазии и возможностей владельца

К моделям ВАЗ классической линейки применяют оба этих подхода, нередко комбинируя их. Поэтому на дорогах нашей страны можно встретить как изменённые до неузнаваемости пятёрки, семёрки и другие модели семейства, так и сверхмощные болиды, внешне неотличимые от своих угловатых собратьев.

Тюнинг ВАЗ-2101«Копейка», доработанная с помощью спортивного обвеса с крупными противотуманками, аэрографии и новых колёсных дисков, выглядит почти как гоночный болид

Стайлинг «классики» ВАЗ: внешние и внутренние модификации

Многие владельцы «классических» моделей ВАЗ желают сделать автомобиль уникальным, а интерьер более комфортабельным и ярким, некоторые же просто считают облик своих машин незаконченным. И те и другие прибегают к визуальному тюнингу, порой не затрагивая техническую часть. Рассмотрим наиболее популярные способы улучшения внешнего вида и салона «Жигулей».

Тюнинг передней оптики «Жигулей»

Передняя светотехника автомобиля нередко ассоциируется с глазами машины. Фары зачастую являются определяющим элементом дизайна, поэтому неудивительно, что чаще всего автолюбители в первую очередь берутся за тюнинг оптики. В зависимости от модели, задач тюнинга и количества денег, которые хозяин готов потратить на доработку своей машины, можно условно выделить три вида улучшений фар. Рассмотрим их в порядке от самого бюджетного до наиболее сложного и затратного.

Изменение формы головной светотехники путём установки накладок

Такой способ тюнинга фар чаще всего используется владельцами автомобилей ВАЗ-2104, 2105 и 2107. Их прямоугольная светотехника с ровной поверхностью плафона позволяет без труда установить накладки практически любой формы. Комплекты для тюнинга переднего света продаются в большинстве магазинов запчастей для отечественных автомобилей. Нередко автомобилисты изготавливают насадки самостоятельно, ведь для этого необходим только плотный пластик, острая пила и наждачная бумага или напильник.

Накладки на фары ВАЗ-2107Накладки на фары придают «классике» более «хищный» вид

Крепятся насадки, как правило, с помощью клея непосредственно на плафон фары. При использовании шурупов насадку нужно устанавливать на корпус автомобиля, чтобы исключить попадание воды в фару, поэтому к такому способу прибегают реже.

Стоит внимательно отнестись к выбору клея. Он должен быть термостойким, так как при долгой работе фары могут нагреваться до высоких температур.

Установка ангельских глазок на «Жигули»

Так называемые ангельские глазки — более сложная разновидность тюнинга головного света «классики». Чаще всего такая доработка производится на моделях ВАЗ-2106 и 2103, так как на этих автомобилях светодиодную ленту можно закрепить и снаружи фар. Однако и на остальных изделиях «классической» линейки эта модификация встречается довольно часто. Чтобы установить ангельские глазки на «четвёрку», «пятёрку» или «семёрку», необходимо просверлить отражатель внутри плафона и установить диоды в каждое отверстие. Кроме того, с тыльной стороны ставится короб для блока диодов и резисторов.

Ангельские глазки на ВАЗ 2106Ангельские глазки чаще всего устанавливают на модели ВАЗ-2103 и 2106

Похожим образом можно улучшить и заднюю оптику. Светодиоды позволят увеличить яркость стоп-сигналов, изменить рисунок задних фонарей и снизить нагрузку на бортовую электросеть автомобиля.

Все просверленные в отражателях отверстия для установки диодов необходимо обработать герметиком во избежание попадания воды в фару.

Ксеноновые фары для «классики» ВАЗ

Наиболее радикальной и дорогостоящей модификацией головного света «Жигулей» является установка ксеноновых фар. Ксеноновый свет значительно ярче галогенного, а пятно освещения от таких фар значительно шире. Сам процесс установки несложен. Достаточно снять фары, просверлить в отражателях отверстия и установить новые лампы. Однако пусковое оборудование и сами лампы могут стоить довольно дорого.

Ксенон на «классике»Ксеноновые фары светят значительно ярче, чем галогенные
Видео: тюнинг фары ВАЗ 2106 с линзами

Тюнинг окон «Жигулей»

Для создания уютной обстановки в салоне, а также для защиты от ярких солнечных лучей владельцы «Жигулей» нередко прибегают к нанесению тонировки на стекла, а также к установке решётки на стекло заднего обзора.

Тонировка: стиль, комфорт и закон

Тонировка окон автомобиля является, наверное, наиболее распространённым видом тюнинга. Как правило, окна тонируются с помощью плёнки. Существует также электротонировка, но её стоимость измеряется в тысячах долларов, поэтому на «Жигулях» её не используют. Выделяют несколько видов тонировочной плёнки:

  1. Окрашенная — наиболее распространённый вариант. Крепится клеем, нанесённым на поверхность самой плёнки. Степень затемнения зависит от предпочтений автовладельца.Глухая тонировкаГлухая тонировка выглядит стильно, но является небезопасной и поэтому незаконной
  2. Металлизированная. Обладает металлическим зеркальным отливом. Такая плёнка может иметь различные оттенки, а значит, её можно подобрать под цвет кузова вашего автомобиля. К окну она крепится так же, как и окрашенная.Металлизированная тонировкаМеталлизированная тонировка отлично скрывает недра салона от посторонних глаз
  3. Перфорированная. Состоит из мелких непрозрачных ячеек и отверстий между ними. Устанавливается, как правило, на задние стёкла.
  4. Силиконовая. Такая технология тонировки стала ответом на появившиеся законы, ограничивающие степень затемнения передних окон, а именно: часть 3.1 статьи 12.5 КоАП и ГОСТ 27902. Крепится силиконовая тонировка с помощью статического эффекта, без применения клея.

Автолюбителю, собравшемуся тонировать окна своей машины, стоит знать о правовых нормах, касающихся уровня затемнения. Основные пункты ГОСТа 27902 (светопропускаемость стёкол):

  1. Лобовое стекло не должно терять более 25% светопропускаемости.
  2. Для передних стёкол дверей автомобиля потери могут составлять до 30%.
  3. Заднее центральное стекло и боковые стекла на задних дверях могут быть затемнены на 95%.
  4. На передних стёклах не допускается нанесение рисунков и использование перфорированной плёнки.
  5. На передних стёклах запрещено использование красной, зелёной, жёлтой и синей тонировочной плёнки.
Решётка на заднее стекло: классика для «классики»

Решётка на заднее стекло — декоративный элемент, выполненный в духе мощных американских автомобилей семидесятых годов. Помимо чисто эстетического назначения она защищает заднюю часть салона от попадания прямых солнечных лучей, а заднее стекло — от грязи.

Решётка на заднее стеклоПри правильном сочетании с другими элементами тюнинга решётка на заднем стекле смотрится весьма эффектно

Как правило, продаётся решётка в виде двух отдельных частей и крепится специальным выступом, расположенным по всему периметру детали. Этот выступ необходимо поместить под резиновый уплотнитель заднего стекла. Контактирующие поверхности желательно очистить и обезжирить.

Конструкция решётки на заднее стеклоДля удобства установки решетка продаётся в виде двух половинок

Аэродинамические обвесы и спойлеры для «Жигулей»

Если вы хотите радикально изменить внешность вашей «классики», вам не обойтись без аэродинамического обвеса. Стоит однако понимать, что слово «аэродинамический» применительно к большинству тюнинг-пакетов для «Жигулей» употребляется в переносном смысле. Детали, действительно улучшающие обтекаемость или повышающие сцепление с дорогой, встречаются не так часто и стоят, как правило, довольно больших денег.

Странный обвес ВАЗ-2106Детали обвесов определяют внешний вид автомобиля, поэтому к их выбору надо подходить осторожно и со вкусом

Обычно аэродинамический обвес включает в себя:

Иногда в аэрокит входит также заднее антикрыло, которое чаще всего крепится на крышку багажника.

Заднее антикрылоЗаднее антикрыло (спойлер) крепится на крышку багажника

Доработка интерьера «классики»

Доработка салона «Жигулей» выглядит наиболее целесообразным направлением стайлинга, ведь именно интерьер автомобиля чаще всего на виду у водителя и пассажиров. Кроме того, помимо эстетических изменений можно значительно повысить и уровень комфорта, который в базовых комплектациях моделей «классической» линейки невысок.

Шумоизоляция салона

Говоря о комфорте, в первую очередь следует обратить внимание на шумоизоляцию. В заводской комплектации «Жигулей» она практически отсутствует.

Шумоизоляция на «классику»Тишина в салоне стоит усилий, которые нужно приложить для установки качественной шумоизоляции

Для обклейки салона шумоизолирующим материалом придётся снять все сидения, торпеду, а также обшивку дверей. В качестве шумоизоляции можно использовать пенофол или специальное покрытие, которое продаётся в магазинах запчастей.

Передняя панель: замена, доработка и обшивка

Переднюю панель на машинах ВАЗ «классического» семейства можно модернизировать или заменить целиком. Некоторые владельцы предпочитают устанавливать на свои автомобили торпеды от других моделей ВАЗ, но встречаются и те, кто решает установить детали от автомобилей других марок. На просторах сети можно встретить фотографии «Жигулей» с торпедами от Mitsubishi Galant и Lancer, Nissan Almera и даже Maxima. Особенной популярностью в нашей стране пользуется марка BMW, поэтому умельцы устанавливают на «классику» передние панели от большинства старых моделей баварского автопроизводителя. Естественно, донорские торпеды необходимо серьёзно изменять и подгонять, чтобы они поместились в салон «Жигулей».

Салон от BMW E-36 на «Жигулях»Умельцы умудряются установить на «Жигули» даже переднюю панель от BMW

Родную переднюю панель можно обшить кожей или другим материалом. Это довольно сложный процесс. Чтобы новая обшивка смотрелась хорошо, необходимо идеально подогнать материал, чтобы он не провисал и не образовывал складок. Саму торпеду для проведения обшивки необходимо полностью демонтировать.

Салон ВАЗ 2107 после тюнингаИногда тюнинг салона изменяет автомобиль до неузнаваемости

На стандартную переднюю панель нередко устанавливают новые приборы. Готовые блоки приборов для разных моделей «Жигулей» продаются в автомобильных магазинах, однако наиболее креативные автовладельцы изготавливают шкалы, стрелки и подсветку своими руками.

Новая приборная панель на «Жигули»Нестандартные блоки приборов продаются в магазинах в сборе
Видео: тюнинг приборной доски ВАЗ 2106

Сидения: обшивка или чехлы

Компаний, занимающихся изготовлением чехлов на автомобильные сидения, очень много. Их ассортимент включает в себя модели практически для любой марки. Более того, многие из этих компаний изготовляют чехлы по индивидуальным пожеланиям заказчика. Таким образом, подобрать вариант для «классики» не составит труда. Однако чехлы в большинстве случаев, — решение временное, они растягиваются и начинают «гулять» по сидениям.

Чехлы на сидения «классики»В продаже часто встречаются чехлы с боковой поддержкой

Если вы обладаете навыками кройки и шитья, вы можете самостоятельно обшить сидения материалом, который вам подходит. Важно, чтобы ткань, кожа или винил были прочными и стойкими к деформации.

Обшивка карт дверей

После замены обшивки кресел и передней панели имеет смысл обратить внимание на карты дверей. Как правило, в базовой комплектации они обиты дешёвым чёрным дермантином и пластиком низкого качества. Для улучшения этой части салона внутреннюю обшивку дверей придётся снять, предварительно демонтировав подлокотник, внутреннюю ручку открывания двери и рычаг стеклоподъёмника.

Обшивка карт дверейОбшить кожей можно не только дверь, но и подлокотник
Установка электростеклоподъёмников

В процессе тюнинга обшивки дверей можно также установить электростеклоподъёмники. Комплекты для установки продаются в магазинах автомобильных запчастей.

Перетягивание потолка

Потолки на «Жигулях» страдают едва ли не больше других элементов салона. Материал, которым обит потолок, нередко провисает, рвётся или пачкается. Существуют два способа перетяжки потолка:

  1. Непосредственная замена обивки. Эта процедура требует снятия дуг, на которые натянут материал. В ходе этой операции можно проклеить потолок дополнительной шумоизоляцией.
  2. Натяжка нового слоя обивки поверх старого. Этот способ подходит в том случае, если старый потолок ещё не провис.
Замена руля и рычага КПП

Если тюнинг «классики» выполнен в спортивном стиле, имеет смысл установить трёх- или двухспицевой спортивный руль меньшего диаметра. Для этого необходимо снять старый руль, крепления которого находятся под подушкой сигнала. Винты, на которых держится сама подушка, в зависимости от модели находятся либо под эмблемой, либо с тыльной стороны рулевого колеса.

Трёхспицевой рульТрёхспицевой руль руль является неотъемлемой частью спортивного стайлинга «Жигулей»

Насадку на рычаг КПП также имеет смысл подобрать в соответствии с цветовой гаммой и стилем отделки салона. Некоторые владельцы укорачивают сам рычаг для уменьшения его хода, но это может привести к снижению эффективности переключения.

Видео: тюнинг салона ВАЗ 2107 своими руками

Занижение посадки

В последнее время у молодых автолюбителей, которые чаще всего и занимаются тюнингом «классики», популярностью пользуется занижение подвески автомобиля. Делается это исключительно из эстетических соображений и нередко ведёт к понижению ездовых свойств машины. Такое направление доработки не рекомендуется жителям тех частей нашей страны, где качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего.

Занижение посадки на «классике»При неочевидных эстетических преимуществах заниженная машина теряет в проходимости

Занизить «классику» довольно просто. Необходимо разобрать узлы передней и задней подвески и обрезать пружины на необходимую длину.

Технический тюнинг «Жигулей»: повышаем характеристики

Простота конструкции «Жигулей» делает автомобили этого семейства идеальным конструктором, из которого можно собрать быстрый и манёвренный автомобиль. А заднеприводная компоновка позволяет построить настоящий болид для соревнований по дрифту или любительских кольцевых гонок. Однако для серьёзного улучшения управляемости, динамики и безопасности «Жигулей» требуются глубокие доработки. Рассмотрим, с чего можно начать этот процесс.

Как улучшить управляемость и устойчивость «классики»

Несмотря на классическую компоновку (двигатель спереди, привод на задние колёса), «Жигули» отличаются посредственной управляемостью. Да и дорогу автомобили этого семейства держат не слишком хорошо. Исправить эту ситуацию вполне реально. Для этого необходимо уделить внимание тюнингу подвески и тормозов.

Доработка подвески «Жигулей»

Стандартная схема тюнинга подвески «классики» позволяет увеличить её жёсткость и заметно уменьшить крены. Состоит она из трёх этапов:

  1. Установка пружин от «Нивы» (ВАЗ 2121). Пружины отличаются большей жёсткостью, но при этом идеально подходят для установки на «Жигули». На этом этапе нужно также заменить резиновые отбойники.
  2. Замена амортизаторов на спортивные. Предпочтение стоит отдать газомасляным стойкам. Ассортимент этих узлов в магазинах запчастей весьма широк.
  3. Установка более жёстких стабилизаторов поперечной устойчивости.

Доработка подвески позволит не только улучшить управляемость и устойчивость, но и повысить комфорт при езде на «Жигулях».

Модернизированная подвеска «Жигулей»Улучшение подвески позволяет повысить маневренность и комфорт
Тюнинг тормозной системы

Доработкой тормозов на «Жигулях» стоит заняться до того, как вы возьмётесь за повышение мощности и динамических характеристик. Стандартные тормоза «классики» никогда не отличались ни эффективностью, ни надёжностью, поэтому они могут попросту не справиться с возросшими скоростями.

Как правило, все «Жигули» комплектовались дисковыми передними и барабанными задними тормозами. Начать процесс улучшения лучше с замены задних тормозов. Комплекты для тюнинга тормозной системы от именитых производителей можно приобрести в магазинах запчастей, однако их цена может быть довольно высокой. Бюджетным вариантом является установка дисковых вентилируемых тормозов от ВАЗ-2112. Они гораздо эффективнее останавливают автомобиль.

Задние дисковые тормоза на «копейке»Задние дисковые тормоза заметно повышают эффективность торможения

Тюнинг задних тормозов сводится к замене барабанных механизмов на дисковые. Донором может стать ВАЗ-2108. Передние тормозные суппорта от «восьмёрки» или «девятки» несложно адаптировать и установить на «классику» в качестве задних, однако диски придётся покупать отдельно.

Как повысить мощность и динамические характеристики «классики»

Ахиллесовой пятой «классики» является её динамика. Даже самые бюджетные иномарки набирают скорость заметно быстрее «Жигулей». Многие владельцы «классических» ВАЗов не готовы с этим мириться. Они прибегают к тюнингу моторов своих автомобилей, а также дорабатывают выхлопную систему.

Видео: заряженная «семёрка» против суперкаров на соревнованиях по дрэг-рейсингу

Тюнинг двигателя «Жигулей»

Владельцам инжекторных «Жигулей» доступен чип-тюнинг. Эта процедура не требует вмешательства в конструкцию двигателя. Изменение характеристик мотора происходит за счёт корректировки программного обеспечения двигателя. С помощью чип-тюнинга можно изменить уровень насыщения сгорающей смеси бензином, что, в свою очередь, приводит к изменению параметров мощности и экономичности.

Если на ваших «Жигулях» установлен карбюраторный двигатель, чип-тюнинг, к сожалению, вам недоступен. Однако повысить мощность можно за счёт установки двух карбюраторов или увеличения диаметра топливных и воздушных жиклёров карбюратора. Эффект от этой модернизации заключается в ускорении подачи воздушно-топливной смеси в камеру сгорания.

Два карбюратора на «Жигулях»Установка второго карбюратора значительно повышает отдачу мотора, но также увеличвает расход топлива

Если этих доработок недостаточно, можно воспользоваться следующими способами увеличить мощность двигателя «классики»:

  1. Установка воздушного фильтра нулевого сопротивления повысит мощность путём улучшения процесса насыщения горючей смеси воздухом. Характеристики двигателя повышаются без потери в экономичности.
  2. Установка компрессора и турбины.
  3. Увеличение рабочего объёма путём расточки блока цилиндров.
Видео: чиптюнинг мотора «семёрки»

Тюнинг выхлопной системы

Грамотная доработка выхлопной системы «Жигулей» может принести прибавку мощности до 10 лошадиных сил. В жертву повышению характеристик приносится шумопоглощение, экологичность и экономичность машины.

Прямоток на ВАЗ-2107Прямоточный глушитель внешне отличается расширенным патрубком выхлопной трубы

Понизить сопротивление выхлопной системы и увеличить тем самым мощность можно путём установки прямоточного выхлопа. Разница между обычным выхлопом и прямотоком заключается в линейном расположении камер глушителя.

Разница между прямотоком и обычным глушителемПрямоточный глушитель отличается от обычного линейным расположением камер

Стоит понимать, что изготовленный своими руками прямоток может и не принести увеличения мощности. В таком случае вся суть изменений будет заключаться только в повышении громкости выхлопа. Для большей уверенности в результатах тюнинга лучше всего приобрести прямоточный глушитель, разработанный специалистами для вашей модели автомобиля.

Это правило касается и замены «штанов» глушителя. Неправильно подобранная деталь может нарушить режим работы цилиндров. Однако качественный коллектор с пониженным сопротивлением повышает мощность мотора за счёт более эффективного удаления отработанных газов.

Повышение безопасности «классики»

Если вы серьёзно модернизировали вашу «классику», сделали её заметно быстрее и манёвреннее, стоит задуматься о повышении уровня безопасности. Особенно важным это направление тюнинга становится в том случае, если автомобиль будет использоваться в того или иного рода соревнованиях.

Четырёхточечные ремни безопасности для водителя и переднего пассажира

Стандартные ремни безопасности имеют трёхточечную систему крепления. Они справляются с фиксацией водителя и пассажира в случае фронтального и бокового удара, однако удерживают тело недостаточно надёжно. Четырёхточечные ремни могут спасти людей, находящихся даже в переворачивающемся автомобиле. С телом они соприкасаются на манер плечовок рюкзака и надёжно удерживают в кресле.

«Классика» с каркасом безопасности и четырёхточечными ремнямиСочетание каркаса безопасности и четырёхточечных ремней чаще всего встречается на машинах, адаптированных к гонкам

Нижние крепления четырёхточечных ремней устанавливаются на нижнюю часть спинки сидений, а верхние — на специальные проушины, которые необходимо вмонтировать в пол позади водителя и переднего пассажира или же в каркас безопасности. Это обычно оставляет недостаточно места для ног задних пассажиров, поэтому четырёхточечные ремни являются в основном уделом спортивных модификаций, на которых задние сидения отсутствуют.

Каркас безопасности для «Жигулей»

Каркас безопасности служит для защиты водителя и пассажира от травм в случае самых серьёзных аварий. Каркасами оснащаются преимущественно гоночные автомобили, более того, в большинстве гоночных серий наличие каркаса безопасности является обязательным условием для допуска машины на трассу. Помимо защитной функции каркас может также повышать жёсткость несущей конструкции, что положительно сказывается на управляемости автомобиля.

Различают два вида каркасов безопасности, доступных для установки на «Жигули»:

  1. Вварной. Монтируется в кузов путём сварки. Такую конструкцию невозможно демонтировать.
  2. Болтовой. Устанавливается на болты, крепится, как правило, к днищу и потолку автомобиля. Надёжность и прочность крепления у такого каркаса несколько ниже, чем у вварного, но для «классики» его характеристик обычно бывает достаточно.

Тюнинг автомобилей ВАЗ «классической» линейки способен превратить устаревшую бюджетную машину в настоящего гоночного монстра или в стильное компактное транспортное средство с весьма высоким уровнем комфорта. Важно знать меру в визуальном тюнинге и грамотно подходить к тюнингу техническому. Дорабатывайте свои «Жигули» со вкусом и с умом, тогда результат приятно удивит вас и соседей на дороге.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

bumper.guru

доработка двигателя "классики", системы впрыска и экстремальные варианты

`Классика` в любительском автоспортеСовременная индустрия тюнинга, как и некоторые виды автоспорта, возникла в первую очередь благодаря дешевым и доступным автомобилям: мастерство гаражной доводки фордовских «флетхедов» в 30-е годы уже к 50-м дало первые кастом-мастерские, зарабатывавшие производством и установкой тюнинговых комплектующих, гонки на первых хот-родах до конца квартала создали индустрию дрег-рейсинга, и так далее. Ну, а в нынешней России нишу «дешево и не жалко» уже прочно заняли старые заднеприводные ВАЗы, которые как заготовку под проект можно приобрести за смешные деньги. В любительском спорте «классика» используется до сих пор.

При этом немаловажно и то, что опыт доработок «классики» накоплен еще с советских времен поистине огромный, а доводка архаичного двигателя не так трудна. Даже с учетом количества «типа тюнингованного» хлама на дорогах достойные проекты на базе тольяттинских «старичков» – не редкость.

Форсирование двигателя ВАЗа

«Классический» мотор с его двумя клапанами на цилиндр и небольшой степенью форсировки не отнести к числу выдающихся по характеристикам. Но еще во времена советского автоспорта доведенные до ума «Жигули» заметно в лучшую сторону отличались от серийных собратьев.

Конструкция ГБЦ «классики» мало располагает к увеличению мощности путем увеличения рабочих оборотов: дело не только в уже упомянутой двухклапанной схеме, но и в параллельном выводе впускных и выпускных каналов на одну сторону. На высоких оборотах начинает играть значительную роль инерция газов – в момент перекрытия клапанов, когда выпускной еще не закрыт, а впускной уже открыт, именно инерция выхлопных газов увеличивает наполнение цилиндров свежей смесью. Но максимально эффективно это при нахождении каналов на одной линии, в то время как имеющее место быть на «классике» создает дополнительные завихрения (читай – увеличивает сопротивление потоку смеси), уменьшая эффект «инерционного наддува».

Для архаичных моторов наиболее эффективно и дешево по вложениям увеличение рабочего объема, благо сравнительно толстостенный чугунный блок допускает расточку без проблем, а предельная унификация тольяттинского конвейера позволяет выполнять такой тюнинг с применением заводских же деталей.

Расточка чугунного блока двигателя ВАЗ

Например, двигатель 2106 имеет ход поршня 80 мм и диаметр цилиндров 79 мм. С поршнями от мотора 2123 (82 мм) мы получаем уже 1,7 литра, при этом одновременно увеличивается степень сжатия (объем цилиндра возрос, но объем камеры сгорания остался прежним), что, конечно, значительно увеличивает требования к топливу, но также положительно сказывается на мощности.

Однако и это не предел – для двигателей 2130 завод выпускал коленчатый вал с ходом 84 мм, который все так же способен вставать в «жигулевский» блок, и это уже дает рабочий объем в 1,774 л. При этом из-за того, что изначально у «классики» (кроме моторов 2101 и 21011) имеет место быть недоход поршня в ВМТ до верхней плоскости блока на 2 мм, при установке «длинного» коленвала не произойдет столкновение поршня с ГБЦ.

В продаже есть и более «серьезные» валы, которые потребуют уже определенный объем модификаций. Диапазон ходов поршня у представленных в интернет-магазинах – от 86 до 92 мм, что, конечно, потребует установки более коротких поршней и шатунов другой длины, однако при диаметре цилиндра 82 мм такие валы обещают уже рабочий объем от 1816 куб.см до 1943 куб.см.

Подобное увеличение объема цилиндров потребует и увеличения пропускной способности клапанного механизма: простейший вариант – это установка ГБЦ от моторов 2123, 2130 (которые, по сути, уже были «протюнингованы» заводом из «классических»). Возможно и дальнейшее увеличение – растачиваются каналы, заменяются седла клапанов и сами клапана. Поскольку клапана с тарелками большего диаметра тяжелее, и их момент инерции выше, приходится ставить более жесткие пружины клапанов, чтобы исключить «зависание» на высоких оборотах.

Сопутствующие доработки: маховик и системы подачи топлива

Побочный эффект установки коленвала с увеличенным радиусом кривошипа, поршней большего диаметра – это рост моментов инерции движущихся частей мотора. Он становится ощутимо «тупее» на набор оборотов, при том, что «классический» двигатель изначально не спортивен.

Поскольку в суммарный момент инерции огромный вклад (до 80-90%) дает инерция маховика (его диаметр максимален, а момент инерции вращения пропорционален квадрату радиуса), наиболее эффективно для облегчения раскрутки двигателя именно снижение маховика и сцепления. В ставших уже классическими книгах Э.Г. Сингуринди, посвященных подготовке серийных автомобилей к соревнованиям, этот вопрос рассмотрен вплоть до приведения конкретных чертежей.

Облегченный маховик ВАЗ

Хотя при облегчении маховика и страдает его механическая прочность, при грамотном срезании металла это не дает практического влияния на надежность. После доработки обязательна динамическая балансировка маховика в сборе с коленвалом.

Тюнинговые маховики позволяют добиться еще большего снижения момента инерции в сравнении с обточенным чугунным. Однако чрезмерное облегчение – также «вещь в себе», поскольку отрицательно сказывается на «низах» (труднее трогаться, ехать внатяг).

Система питания «классики», будь то карбюратор или впрыск топлива на последних выпусках, мало подходит тюнингованному двигателю. Причем наиболее перспективен именно впрыск: дело не только в возможности точной настройки подачи топлива и зажигания, что само по себе дает максимальную отдачу от мотора, но и в более выгодной конфигурации впускного тракта, особенно с тюнинговыми ресиверами.

Для работы карбюратора необходимо создание разрежения в его диффузоре, то есть даже в самых «экстремальных» вариантах тюнинга, когда на каждый цилиндр устанавливается индивидуальный карбюратор, все равно присутствует паразитное сопротивление впускного тракта, снижающее наполнение цилиндров.

В системах впрыска же бензин подается в коллектор под давлением, и появляется возможность максимально снизить сопротивление (расточенные каналы ГБЦ и коллектор, дроссель увеличенного диаметра, настроенный под конкретный двигатель ресивер). Штатные ЭБУ допускают легкую перепрошивку, программы для редактирования калибровок системы впрыска и готовые тюнинговые прошивки также доступны.

С учетом все той же максимальной унификации тольяттинского конвейера установка впрыска топлива на изначально карбюраторный двигатель не составляет проблем: штатная передняя крышка заменяется на новую, с приливом под датчик положения коленчатого вала, меняется старый шкив КВ на новый, с нарезанным реперным венцом. ГБЦ также проще всего установить от «инжекторной» модели (отличаются формы каналов впуска, отсутствуют лишние теперь каналы подачи охлаждающей жидкости в карбюраторный коллектор). С учетом того, что мы говорим о комплексном тюнинге, лучше всего сразу взять головку блока от «Нивы» со впрыском топлива.

Экстремальные варианты: нагнетатели и турбокомпрессоры

Однако есть и еще один метод форсирования, как нельзя лучше подходящий «древнему» мотору со сравнительно низкой степенью сжатия. Речь, естественно, о наддуве, причем вариантов много – можно применить классический метод американского хот-роддинга, установив приводной нагнетатель (самый дешевый источник – разборки праворульных автомобилей, ключевые слова – SC-12, SC-14), можно с большим объемом работ выбрать турбокомпрессор.

Турбокомпрессор на ВАЗ 2106

Однако одновременно этот способ форсирования является и самым сложным в настройке: обеднение смеси, неправильно выбранные углы опережения зажигания способны «убить» мотор очень быстро. При высоких давлениях наддува придется не только понижать геометрическую степень сжатия, но и полностью перебирать мотор, заменяя поршни, шатуны и коленвал более прочными в сравнении со штатными, так что такой проект станет одновременно и наиболее дорогим.

Колхозный тюнинг

В заключение отметим, что такие незамысловатые варианты «тюнинга», как «нулевые» фильтры и прямоточные глушители бесполезны без доработок, описанных в этой статье.

Автоклуб78 http://autoclub78.ru

autoclub78.ru

Тюнинг ВАЗ 2101 → Самый бодрый классический мотор?

По порядку:1) наполнение цилиндров характеризует параметр литровой мощности (для однотипных двс). На 2106 он равен 47 лс/л, на 2103 48,5 лс/л, а на движке 1,3 оно обще 51 лс/л. На атмосферном двс (без учета газорезонансных явлений на определенных фиксированных оборотах) чем больше наполнение цилиндров тем больше обороты на которых достигается максимальная мощность и максимальный момент.2) ГБЦ Тазов расчитана на диаметр поршней 76 мм (при этом клапана оптимально вписываются в диаметр 76 мм), на диаметр поршней 79 мм идет та же ГБЦ, что ухудшает наполнение при томже ходе поршня.3) Мощность какраз аргумент 75 л.с. на 5400 об/мин для 2106 против 72,5 л.с. на 5600 об/мин для 2103. (ооочень различае в печатляет).4) Разгон у 2103 хуже из за момента 104 н*м на 3400 об/мин против 116 н*м на 3000 об/мин для 2106. Притом по трассе более лучшим является то когда пик момента сдвинут на более высокие обороты (при работе на пике момента у двс более высокий КПД, те на 2103 по трассе можно ехать быстрее при большей экономии).5) Сравнивать при этом надо однотипные двс 2103 и 2106, (21213) идут хорошо в сравнение, приэтом если взять тойоту короллу 1,6 л 124 л.с. то сравнивать будет уже трудновато (можно но у них разные мех потери и очень отличаются коэффициенты наполнения и степень сжатия...), тут всетаки рассматриваем 03 и 06.Вывод: 2103 имеет пик момента на более высоких оборотах и мощность почти одинаковую как у 2106 (что лучше на трассе), 2106 пик момента больший чем на 2103 и достигается на меньших оборотах (лучше при езде по городу, где обороты невелики).21213 идет в несовсем соразмерное сопоставление со стоковыми 03 и 06 тк у него распредвал с поднятием впускного клапана большим на 1 мм и степень сжатия 9,5. У 21213 78 л.с при всем этом.

Вячеслав NO GOOD Свиридов аргументов с твоей стороны маловато (что где и почему), стиль общения крайне невежественный и больше походит на "да я, да вы....!". Аргументируй если хочеш убедить в обратном. свернуть ветку

tuning-vaz.org