Основные задачи моторных масел — это смазка, охлаждение двигателя. Каждый автомобиль, индивидуальный по своим техническим характеристикам. Правильно подобранная смазка способствует максимальной эффективной работе агрегата, предотвращая образование отложений и нейтрализуя продукты окисления.
Часто на автомобильных форумах встречается вопрос, как определить, какое масло залито в двигатель. Чтобы это выяснить, нужно разбираться в его главных свойствах.
По типу изготовления моторные масла разделяются на три типа. Основное различия между ними заключается в спецификации, технологии производства, а также в химических свойствах.
Высшая ступень в производстве смазывающих материалов. Они более устойчивые к высоким температурам, чем минеральные. Термическая устойчивость синтетики предотвращает ее разрушения в условиях высоких температурах. Синтетическая смазывающая жидкость производятся способом органического синтеза углеводородного сырья с более глубокой обработкой исходного материала, что делает его производство гораздо дороже и сложнее. Синтетика имеет преимущество при работе двигателя в холодных условиях. Благодаря лучшей текучести во время пуска и прогрева двигателя эти масла повышают эффективность движка, способствуют увеличению его ресурса.
Его производят непосредственно из нефти, способом перегонки и последующей кислотной обработкой либо гидроочисткой масляных фракций. Такие продукты обладают хорошими смазывающими свойствами, высокой растворимостью присадок, что обеспечивает гидродинамическое трение в практически любом температурном режиме.
Однако на базе минерального масла невозможно разработать продукт, который будет одинаково эффективный как при пониженных таки и при повышенных температурах. Поэтому такой вид смазки нужно подбирать по вязкости.
Основа данного продукта получена путем добавления присадок в минеральные базовые составы. Характеристики минеральных нефтепродуктов можно усовершенствовать, дополнив его состав синтетическими компонентами. Благодаря синтетической основе можно производить смазывающие материалы, которые обладают превосходными смазывающими свойствами. Произвести эти масла только на основе минеральной базы практически невозможно. Синтетика привносит вместе с собой ряд очень полезных и важных свойств, не увеличивая кардинально цену конечного продукта.
Обычно, полусинтетика используется в современных силовых агрегатах с большим пробегом, когда увеличиваются потери на угар.
Каждый водитель сам определяется с выбором смазывающих материалов для своего транспортного средства. Поэтому, покупая автомобиль с пробегом, обязательно нужно узнать на каком масле он эксплуатировался, и когда проводилась последнее обслуживание. Если по каким-то причинам продавец не дает определенного ответа, можно попытаться определить тип масла в двигателе самостоятельно.
Как узнать, какое масло залито в двигатель, варианты проверки.
Просмотреть сервисную книгу. Информация о требуемой модели нефтепродукта указана в рекомендациях производителя к автомобилю. Хотя обычно там указано периодичность проведения ТО без спецификаций. В таком случае необходимо обратится в сервисный центр, который выполнял техническое обслуживания данного автомобиля;
Просмотреть специализированные ресурсы. Многие автовладельцы регистрируют аккаунты, где ведут учетные записи о техническом обслуживании автомобиля;
Провести лабораторный анализ. Моторное жидкость является важным носителем информации об общем техническое состояние мотора. Лабораторная проверка поможет определить спецификацию масла в двигателе.
Также, на основании проведенных анализов, можно заблаговременно определить причины неисправностей, определить область износа, что существенно сократит затраты на ремонт;
Определить по отличительным особенностям. Оттенок масла варьируется в зависимости от присадок и красителей, применяемых в его структуре, по нему некоторые водители пытаются определить тип моторной жидкости. Но этот способ малоэффективен, поскольку в процессе эксплуатации любая смазка меняет окраску, что затрудняет установление марки.
Стоит помнить, что при выполнении обслуживания часть отработанной жидкости остается на стенках, картере, что также влияет на цвет и запах будущего продукта.
Разумеется, что стопроцентной гарантии о виде ГСМ залитого в двигатель не даст ни один из вариантов. Если есть опасность что новая смазывающая жидкость будет несовместима с тем маслом, которое залито в ДВС, рекомендуется выполнить промывку.
Термические и механические нагрузки двигателя постепенно приводят любую техническую жидкость в негодность. При этом ухудшается смазывающие свойства, накапливаются загрязнения, которые необходимо удалять.
Варианты промывки.
Напомним, что на исправном автомобиле масло вдруг превращалось в густую черную жижу, после чего моторы отправляли на «капиталку» или замену — безвременную и крайне недешевую.Количество ссылок по всей Сети на упомянутую публикацию — многозначное, десятки сайтов перепечатали ее — причем, как водится, даже не спросив нашего разрешения. Ну, это нормально…
Краткое содержание предыдущей статьи — по фирменным автосервисам (и не только) прокатилась волна внезапных отказов двигателей, связанных с непонятным и непредсказуемым поведением моторного масла. Безо всякого предупреждения, масло вдруг превращалось в мазутообразную субстанцию, начинало очень быстро угорать. Итог — капремонт или смерть моторов.
Эпидемия поражала машины независимо от их марок и производителей. Случаи заболевания регистрировались и в Москве, и в Питере, и в Магнитогорске, и в Мурманске — то есть практически по всей стране. И еще было замечено — «болели» в основном машины, обслуживаемые на серьезных автосервисах, в которых заливалось бочковое фирменное масло. Ситуация усугублялась тем, что случаи эти были нерегулярными, встречались нечасто, но с завидной постоянностью. А, как известно любому диагносту, именно «плавающий» дефект ловить сложнее всего.
Причина этой болезни была непонятна, были лишь гипотезы, но на них исковое дело в суде (а чаще всего именно до суда доходило дело в разбирательствах) не построишь. И тогда мы обещали попытаться разобраться с ситуацией и познакомить с результатами наших читателей.
Полгода работы нашей испытательной лаборатории не прошли даром. Нам удалось в лабораторных условиях смоделировать ряд ситуаций и, наконец, получить явные проявления этой «смертельной болезни». Симптомы, которые будем ловить — резкий рост вязкости, падение щелочного и рост кислотного числа, осаждение на стенках двигателя густых гудроноподобных отложений, препятствующих прокачке масла через каналы системы смазывания.
МАСЛО В КАНИСТРЕ РАССЛОИЛОСЬ? ЕСТЬ ОСАДОК? НА ПОМОЙКУ!
Поршень двигателя, отработавший 180 моточасов на нормальной синтетике.
Поршень страдальца, отмучившегося на пораженном масле. С момента заливки прошло всего 40 моточасов.
Начнем с типичных «отмазок» дилерских СТО, на базе которых они пытаются отбиться от гарантийного ремонта. Пытливая мысль специалистов по гарантии обычно блуждает по трем направлениям — использование некачественного топлива; попадание антифриза или воды в масло; отсутствие контроля за уровнем масла в двигателе во время эксплуатации.
Сразу уберем третий вариант — очевидно, что даже при очень малом количестве масла в поддоне, оно не должно менять свои свойства так, как это мы видим при случаях запущенного «заболевания». При использовании «здорового» масла, на его малое количество мотор отреагирует загоранием контрольных ламп на приборной панели и звуковой сигнализацией. Сначала — при кренах и резких разгонах-торможениях, когда приемный грибок оголяется. Любой нормальный водитель отреагирует на это незамедлительно. И после долива масла никаких отрицательных последствий в дальнейшем не почувствует.
Самая частая якобы «причина», на основании которой пытаются лишить гарантии — это использование некондиционного топлива. Некондиция в понимании механиков СТО — это либо низкое октановое число, либо высокое содержание серы в топливе, либо наличие в нем большого количества смол. Сразу скажем, что кроме серы, все остальное по нынешнему Техническому Регламенту, нормирующему качество топлива, не подлежит контролю, поэтому — неподсудно. Но, коль такие попытки отмазок имеются, проверим.
На заклание обрекли несколько стендовых двигателей, изначально полностью исправных. Жалко их, но это всего лишь железки, а страдают от проблемы живые люди. Потому — пусть эти моторы послужат на благо людей.
Специально для эксперимента, не без труда, раздобыли 100 литров топлива, больше похожего на бодягу. Вместо заявленного 92-го октанового числа намеряли всего 89.5, содержание серы зашкалило за 800 ррм, смол было более 3.5 мг/дм3. Производитель — неизвестен, но по уровню качества это что-то от какого-то «самовара» — самодеятельного миниНПЗ, перегоняющего в якобы топливо газовый конденсат. Хуже — некуда! Надо очень сильно не любить свою машину, чтобы кормить ее таким добром.
Мы скормили мотору всю раздобытую бодягу. А, чтобы совсем усугубить ситуацию и обеспечить маслу максимально возможный контакт с отвратным топливом, отломали боковой электрод на одной из свечей. Теперь топливо, попадающее в неработающий цилиндр, в большом количестве полетит в картер мотора.
Система самодиагностики мотора возмутилась, «чек-энджин» горел ярко и непрестанно все время пытки. Мотор трясся и вибрировал, но... выдержал! Его вскрытие не выявило никаких проблем — все было чистенько и никаких черных отложений нигде не наблюдалось. Давление масла, конечно, немного упало — сказалось разжижение масла топливом. При этом, как только испорченную свечу заменили на нормальную, буквально через полчаса, стрелка указателя давления масла вернулась на прежнюю позицию. Оно и понятно, бензин — жидкость летучая, и при рабочих температурах масла, в которое он попал, долго жить там не будет.
Замеры физико-химических параметров масла не выявили ничего неожиданного! Вязкость масла немного упала — все-таки какие-то топливные фракции так называемого бензина в нем остались. Щелочное число незначительно снизилось — с 7.8 до 7.4 мг КОН/г. Кислотное число увеличилось на 0.3 мг КОН/г. Температура вспышки снизила
www.zr.ru
Вопрос очень интересный. Если задать его автовладельцам, то можно услышать, наверно, десятки разных ответов. Назовут и коленчатый вал, и поршень и цилиндром, и головку блока. Кто-то может вспомнить про бензонасос или даже про карбюратор.
Я бы назвал самой главной деталью двигателя моторное масло.
Действительно, без масла все остальные элементы превращаются просто в груду железа. Масло требуется везде: в подшипниках коленчатого вала, в паре поршень-цилиндр, для смазки распределительного вала и даже для нормальной работы гидрокомпенсаторов клапанов. А если двигатель оснащен турбонаддувом, то масло смазывает еще и дорогущую турбину.
Масло работает в моторе повсюду. Насколько долго и надежно прослужит двигатель вашего автомобиля – зависит во многом от самой главной его детали – моторного масла.
Именно поэтому к выбору масла следует подходить с большой ответственностью.
Современные моторные масла – это высококачественные смазочные материалы сложного и тщательно сбалансированного состава. Их основой могут служить как минеральные базовые масла (такое моторное масло в обиходе называют «минералкой»), так и синтетические компоненты (так называемая «синтетика»), а также смесь минеральных и синтетических базовых масел (известная как «полусинтетика»).
В основу добавляют пакет присадок: антиокислительные, противозадирные, моющие и ряд других. Синтетические и полусинтетические масла дороже минеральных, но обладают лучшими свойствами, поэтому предпочтительнее использовать именно их.
Масло в двигателе нужно менять через каждые 10 000 км. Если вы видите где-то другие цифры – не верьте.
«Увидимся через 30000 км» - не более чем рекламный слоган, ни одно масло, даже самое лучшее, так долго не работает. Это только кажется, что с маслом ничего не может произойти. На самом деле оно окисляется атмосферным воздухом, разлагается от высокой температуры и теряет свои свойства.
В сервисной книжке вашего автомобиля замена масла может быть предусмотрена через 15 тысяч пробега. Все верно. Но не забывайте о том, что межсервисный интервал рассчитывается для нормальных, «тепличных» условий. К ускоренному старению масла приводят зимние запуски, езда по городу, пыльный воздух. Поэтому специалисты рекомендуют менять масло чаще, чем это рекомендуется большинством автопроизводителей.
Итак, вы решили поменять масло в двигателе своего автомобиля.
Какое масло и какого производителя приобрести?
Прежде чем подробно рассказать о выборе, нужно упомянуть о так называемых «фирменных» маслах. О тех, что продаются под маркой «Nissan», «Toyota» и подобными.
Я ни в коем случае не пытаюсь отговорить вас от покупки этих продуктов, но задумайтесь:
Вот то-то. Канистры масла с подобными брендами содержат продукцию какой-либо известной фирмы типа Shell или Mobil, выпускаемую по заказу автопроизводителя и под его именем. Поэтому, если у вас Opel, не нужно искать одноименное моторное масло, можно покупать любое другое, но руководствуясь определенными критериями.
Прежде всего следует знать, что моторные масла делятся на группы по нескольким признакам.
Первый признак – это уровень качества.
Один из стандартов качества разработан Американским нефтяным институтом (API – American Petroleum Institute).
В соответствии с этим стандартом каждая категория качества обозначается двумя буквами.
Первая буква характеризует тип двигателей, для которых предназначено данное масло. Буква S (Service) – для бензиновых двигателей, буква C (Commercial) – для дизельных двигателей.
Вторая буква соответствует уровню качества. Чем выше качество масла, тем дальше отстоит его буквенное обозначение от первой буквы алфавита А. Например,
API SG – масло для бензиновых двигателей, с уровнем качества G;
API CD – масло для дизельных двигателей, с уровнем качества D.
В инструкции по эксплуатации вашего автомобиля указан минимальный уровень качества масла, которое можно заливать в двигатель. Естественно, разрешается без ограничений применять моторное масло более высокого качества, чем требуется для данного двигателя. Например, для DAEWOO Nexia требуемый уровень качества API SG, поэтому можно смело заливать, например, API SJ.
Моторные масла, пригодные как для бензиновых, так и для дизельных двигателей, имеют комбинированное обозначение качества, например, API SG/CC.
Есть и другой стандарт, определяющий уровень качества масла, - ACEA.
Это стандарт европейский, принятый Комитетом производителей автомобилей Евросоюза. Он основан на уже рассмотренном стандарте API, но учитывает специфику двигателей европейского производства.
Второй важный параметр масла – вязкость. Она выбирается в зависимости от преобладающей температуры окружающего воздуха.
Вязкость – важнейшая характеристика моторного масла. Именно на этом параметре основывались первые попытки классификации масел.
Сегодня общепринятой служит классификация по вязкости, разработанная Содружеством автомобильных инженеров, или SAE (Society of Automotive Engineers). Она содержит одиннадцать классов, из которых шесть относятся к зимним маслам, пять – к летним.
Однако чаще всего используются так называемые всесезонные масла, пригодные для эксплуатации как зимой, так и летом. Они имеют обозначение вида, например, SAE 10W40.
Чем меньше цифра, стоящая перед буквой W (Winter-зима), тем меньше вязкость масла при низкой температуре и легче холодный пуск двигателя. Чем больше цифра, стоящая после буквы W, тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя в летнюю жару.
В условиях Удмуртской республики оптимальным будет вязкостная характеристика SAE 5W40.
Подытожим
Моторное масло может быть минеральным, полусинтетическим и синтетическим. Оно имеет определенный уровень качества. Помимо качества, оно характеризуется вязкостно-температурными свойствами.
Итак, покупаем!
Первый вопрос – где?
К сожалению, до сих пор встречаются откровенные подделки под именитых производителей – Shell, Mobil, Agip, Liqui Moly.
Что поделаешь – это реалии жизни. Фальшивое масло отличить от настоящего можно только в специализированной лаборатории, и это облегчает мошенникам работу. Однако свести к минимуму риск покупки контрафактного продукта можно.
Для этого выбирайте крупные магазины, лучше всего – специальные, торгующие только маслами и сопутствующим материалом. Такие торговые точки «фильтруют» поставщиков. А вот где-нибудь на трассе в захудалом магазинчике запросто можно приобрести откровенную подделку.
Еще один верный путь – приобретать масло на заправочных станциях. Например, если вы купите канистру масла Lukoil на одноименной заправке, то наверняка она будет настоящей.
Взгляните на этикетку канистры
Это своеобразный паспорт, в котором содержится вся необходимая автолюбителю информация. На первый взгляд разобраться в ней трудно, но на самом деле ничего сложного нет.
Давайте рассмотрим канистру одного из самых распространенных у нас масел.
Уровень качества API SN/CF – очень высокий. Такой уровень позволяет применять данное масло в любом современном двигателе, хоть бензиновом, хоть дизельном, и даже в двигателе, оснащенном турбонаддувом. Уровень вязкости 5W40 означает, что масло позволяет эксплуатировать мотор как в морозы до -20..25°С, так и не слишком жарким летом. Основа масла – синтетическая.
Какого производителя масла предпочесть – решать вам. Главное, чтобы продукт по своим качествам подходил для вашего двигателя и для температурных условий.
На эту тему тоже существует множество страшилок. Мол, если смешать «синтетику» и «полусинтетику», а уж тем более «минералку», то образуется чуть ли не гудрон и двигатель выходит из строя.
Спешу развеять ваши сомнения – ничего слишком уж страшного в смеси масел нет. Если посмотреть правде в глаза, то после замены около полулитра старого масла в двигателе все равно остается и смешивается со свежим маслом. И ездим ведь!
Но для закоренелых скептиков расскажу про исследование, проведенное в лаборатории МАДИ сотрудниками журнала «За рулем». Они ставили эксперимент на специальной установке, имитирующей ускоренное старение масла. Попросту говоря, час в такой установке для масла равносилен пробегу в несколько тысяч километров. После этого выполнялся анализ масла в этой же лаборатории.
Результаты удивляют
Даже «коктейль» из нескольких масел разного уровня качества и вязкости вполне успешно работал и сохранял свои свойства. Поэтому если вам пришлось в дороге долить в двигатель масло другой марки – не беда.
Ну что ж, вот и весь нехитрый секрет. Думаю, что теперь вы сами легко сможете подобрать моторное масло для своего автомобиля.
Читайте также в рубрике "Автоликбез":
Автоликбез: пожар в автомобиле
Автоликбез: готовим автомобиль к зиме
Автоликбез: выбираем подержанный автомобиль
pakhomov-school.ru
Автолюбителям всегда важно знать, какая марка масла лучше всего подходит для автомобиля. Масло предотвращает загрязнение и заклинивание систем двигателя и препятствует износу рабочего агрегата, но неправильно подобрав смазку для своего авто, водитель рискует остаться без колес на длительное время.
Ведь использование не того масла чревато частыми ремонтами и капитальными поломками, которые могут привести к «потере» всей системы двигателя в общем. Конечно, всегда можно заменить сломанные детали, но зачем делать так, чтоб они ломались?
Есть ряд особенностей, которые влияют на то, какое масло лить в двигатель под каждый конкретный автомобиль. Это и тип автомобиля (грузовой, семейный или спорткар), и тип используемого топлива, потому что для дизельных двигателей лучше подойдет одна марка, а для бензиновых двигателей другие смазки окажутся лучше.
Содержание статьи
Марка масла, лучше всего подходящая для автомобильного двигателя, зависит от того, для каких условий его используют. Некоторые марки предназначены для самых загрязненных двигателей, с большим количеством примесей в топливе, серных остатков и других особенностей. Такие марки масла больше подходят для дизельных двигателей.
Для бензиновых двигателей, чаще использующие топливо, качество которого значительно выше, подойдут и другие, предназначенные для более чистых условий работы.
Зимой и в летнюю жару выбор масла также может отличаться — наличие конденсата или температура старта, прогрева и рабочая температура каждого двигателя могут отличаться. Это также зависит от используемого топлива и, соответственно, ККД двигателя, которое влияет на температур сгорания топлива.
В общем, возможных характеристик масла, которые влияют на диапазон его применения, довольно много.
Опытные водители знают, что не только марка масла определяет качество обслуживания автомобиля. На долговечность работы двигателя транспортного средства влияет также частота его замены.
Есть множество рекомендаций, которые дают производители масла, а также транспортных средств, касательно частоты замены масла. Обычно это зависит от условий эксплуатации автомобиля — чем жестче эти условия, тем чаще стоит полностью сливать и заменять масло, доливать его в систему или производить прочие манипуляции, вплоть до применения особых отдельных присадок.
Отечественный легковой автомобиль в условиях использования, характерных для России, потребует в среднем полной замены масла на каждых 10 тысячах километров.
Но при более жестких условиях (экстремальные температуры, длительные нагрузки) замена масла будет оправданной на участках 7-8 или даже 5 тысяч километров.
Автомобили иностранного производства с форсированными двигателями могут требовать еще более частой замены масла, но для них также можно использовать фирменные марки масла, рассчитанные на соответствующие условия его применения.
На выбор марки также влияет его основа. Кроме основы масло также добавляют разные присадки, но на его основные смазывающие характеристики примеси влияют не настолько сильно, как основа.
Известно, что минеральная основа — более дешевая в производстве, но отличается тем, что имеет много минеральных остатков и их крупные фракции делают масло не таким однородным. Благодаря этому масло становиться более экономичным, но, к сожалению, гораздо более загрязняет двигатель, и оставляет множество остатков.
Синтетические основы создают при помощи специального синтеза. Это позволяет получить масло высокого качества — однородное, без потенциально вредных примесей. Это делает синтетическое масло более дорогим, но при этом качество работы от его использования вырастает в разы.
Полусинтетика — вариант оптимальный для автолюбителей, которые готовы платить немного больше за смазку, но при этом не требуют самого высокого качества масла. Цена их, конечно, значительно выше, чем у минеральных масел, но ниже, чем у синтетиков. К тому же по качественным характеристикам оно почти не уступает синтетическим маркам. Решив изменить тип используемого масла, некоторые водители прибегают к полусинтетическим маслам для того, чтобы постепенно перейти на другую смазку, что делает его также достаточно популярным. Это касается и экспериментальных переходов — после полусинтетики гораздо проще вернуться к предыдущему маслу.
Стоит учитывать, что мировые производители моторных масел и импортный автопром рекомендуют именно синтетические виды масла — они лучше всего сохраняют двигатель и позволяют использовать его ресурс намного дольше.
Поскольку дизельное топливо гораздо «грязнее», то для дизельных двигателей требуются масла, имеющие гораздо больше диспергирующих, очистительных и антиокислительных присадок.
Диспергирующие примеси удерживают твердые вещества, которые появляются в ходе работы двигателя и выгорания масла — частицы сажи. Очистители должны препятствовать появлению нагара. Из-за избытка серы дизельное топливо подвержено более интенсивному окислению, поэтому наличие большего количества антиокислителей — оправдано.
Для бензиновых двигателей, в свою очередь, такое количество присадок не обязательно. Большое количество присадок делает масло менее однородным, что чаще всего проявляется при граничных температурах использования. Поэтому ресурс использования моторных масел для бензиновых двигателей довольно более широкий, чем у дизельных моторов.
Рекомендации производителей при учете условий использований автомобиля — лучшая причина выбора того или иного масла.
Правильный выбор марки масла позволит автомобилисту получить самый длительный и качественный эффект. Но для этого стоит потратить некоторое время на то, чтобы определиться с маркой.
avtotehnar.ru