На работе подошла коллега и ошарашила просьбой: «Дед переписал на меня дом в деревне, а там в гараже чермет какой-то стоит. Не хочешь забрать? Ты ж железяки всякие любишь…». Даже если бы сто голливудских сценаристов задумали заинтриговать меня сильнее, чем эта барышня, они бы не смогли придумать ничего круче. «Поехали!» – заорал я на весь офис.
Покрытые выцветшим суриком стальные ворота открывались туго – петли заржавели практически полностью. Замки, щедро пролитые «тормозухой» прямо из бачка машины счастливой обладательницы наследства, сначала тоже не хотели сдаваться, но теперь валялись на поросшей травой щебеночной отсыпке у стены. В стандартной коробке гаража мы нашли некое транспортное средство, которое своими несуразными формами поначалу меня смутило.
После ликвидации завалов из дырявых камер и россыпей тряпичного хлама «изображение» прояснилось, и стало ясно, что мы наблюдаем вроде как мотоцикл с коляской… Или точнее, мотоцикл с коляской, стоящей рядом. Очертания последней скрывались сумраком и паутиной, а мотоцикл сбивал с толку оптимистичным рыжим цветом, просвечивающим даже через пыль десятилетий. «Что за зверь такой?» – меня задело за живое, что определить марку и модель я сразу не смог.
На баке обнаружилась табличка – «ИЖ»! Такая же фирменная надпись проступала из-под слоя пыли на брызговике мощного заднего крыла. Что не BMW и не Harley, и так понятно, но хоть какая-то определенность. От шильдиков на боковых крышках остались только пустые дырочки, но по общему стилю – что-то явно позднее шестидесятых годов ХХ века. Ага, выхлопных труб две, цилиндров, кажется, тоже – не иначе, ИЖ Юпитер. Интернета в заброшенном гараже не было, поэтому более точное определение модели отложили на потом.
Я тут же решил: будем заводить! С мототехникой в общих чертах знаком, а с мелочами разберемся по ходу дела – что я, какой-то «двухтактник» с контактным зажиганием не запущу? «Мелочи» вылились в немалую возню. К счастью, хватило выдержки сперва осмотреться и сделать общую ревизию транспортного средства.
Судя по всему, когда-то давно этот ИЖ Юпитер приехал сюда своим ходом. Визуально все узлы комплектны, следов ДТП или «раскулачивания» не наблюдается – ничего не сломано, не откручено, не оборвано. На местах даже такая хрупкая и недолговечная для мотоцикла вещь, как плафоны поворотников. То, что коляска – «боковой прицеп» на официальном языке – отцеплена, тоже говорит в пользу исправности аппарата. Скорее всего, кто-то разделил практичный трехколесный транспорт на две части и катался на мотоцикле-«одиночке» – так ведь интереснее.
Много информации дал осмотр приборного щитка. Под пыльным стеклом спидометра просвечивала символическая цифра на счетчике – 17 500 км, с таким пробегом серьезных проблем у ИЖа быть не должно. Наконец, самое интересное – в замке зажигания торчал ключ! Вместе с ним на колечке висело еще два ключика – один, немного странный, подошел к крышкам отсеков на боковинах «мотика», второй, с фирменной надписью, я сначала не нашел куда пристроить. Двухрядная «гирлянда» контрольных ламп на приборном щитке порадовала информативностью и вдруг озадачила наличием лампы с надписью «Масло». Если это то, о чем я думаю, то что же это – все-таки четырехтактный мотор, и мне придется еще и с клапанами возиться?
Мои размышления прервала заскучавшая наследница: «Ну так я поеду домой?». Отпускать ее с машиной – моей единственной связью с цивилизацией – было страшновато. Деревня отдаленная и незнакомая, сотовое покрытие неустойчивое, из еды только неспелые яблоки… Я забрал у нее из машины весь немногочисленный инструмент, какой был, включая пилочку для ногтей и перочинный ножик, – и остался один на один с заброшенным мотоциклом, канистрой бензина и двумя выходными впереди.
Первый принципиальный вопрос – источник энергии. Поворот ключа в замке зажигания ни к чему не привел – собственно, это было ожидаемо. Теплилась надежда, что мотоцикл окажется с магнето, т.е. не требующим аккумулятора. Но, насколько мне не изменяет память, ИЖи в стоке комплектовались батарейным зажиганием – и аккумулятор я действительно нашел, в левом отсеке ниже сиденья, под оранжевой крышкой. Кто-то заботливо снял с батареи минусовую клемму, но, поскольку это было много лет назад, батарея, естественно, оказалась абсолютно «дохлой». К этому я тоже был готов.
В моем рюкзаке лежал рабочий ноутбук, и я похвалил себя за привычку всегда держать его батарею заряженной. Конечно, фару или иной мощный потребитель она не потянет, а вот систему зажигания при старте – вполне.
И только тут я понял, почему этот гараж сразу показался мне каким-то странным: в нем не было ни одного верстака, ни одной полки с запчастями, ни одного шкафчика c типичным набором крепежа, деталей, обломков, обрезков… Поэтому провод для соединения ноутбуковской батареи с электросхемой ИЖа пришлось позаимствовать у коляски, удалив часть цепи, идущей к стоп-сигналу. Но прежде удалось найти в правом бардачке мотоцикла штатный набор «ижевских» инструментов.
После подключения к батарее Юпитер ожил – отозвался клаксон, в полумраке гаража ярко и весело засветились лампы на щитке. Это была моя первая победа!
Соблазн был велик – при горящей красной лампе «Зажигание» ударить ногой по кикстартеру: а вдруг мотор отзовется? Но чудес на сегодня достаточно, я понимал, что мотору нужен свежий бензин, а своей нетерпеливой попыткой пуска я только залью свечи жижей десятилетней давности, отстоявшейся в баке за время бездействия ИЖа. Но все оказалось еще хуже.
Попытка слить содержимое бака через краник не увенчалась успехом – после сдергивания трубки бензопровода из крана ничего не потекло, хотя в баке что-то отчетливо плескалось. Пришлось выкручивать краник, чтобы обнаружить, что его приемная сетка полностью сгнила, вследствие чего он оказался забит грязью вперемешку с масляной составляющей старого топлива – бензин-то в основном испарился (на тот момент я уже обследовал оребренные головки цилиндров и окончательно убедился, что двигатель двухтактный). Новый бензин в моей канистре был чистым, и я уже подумывал сдобрить его хотя бы той масляной субстанцией, что была на дне бака. Но я не учел прирожденной запасливости отечественного мотолюбителя: в багажнике коляски хранился запасец масла для подмешивания в топливо. И я им воспользовался, найдя подсказку о пропорции смеси в виде мерного стаканчика на крышке бензобака. А потом долго искал карбюратор.
Насколько мне помнится, у всех виденных в детстве ИЖей карбюратор торчал на самом видном месте, сразу за цилиндрами, но у моего экземпляра (а я уже считал его своим) там располагался некий фасонный корпус из литого металла. Вскоре нашлась ручка, разъединяющая этот капот на две половины, – а за ними в самом деле прятался карбюратор. Этот прибор выглядел весьма прилично, приводы дроссельной заслонки и устройства, оцененного мной как «подсос», работали без заеданий.
Глубоких познаний о конструкции карбюраторов я не имел, поэтому решил пока его не трогать. Ведь если исходить из того, что последний раз мотоцикл заехал в гараж своим ходом, то есть надежда, что карбюратор исправен. Я нажал кнопку принудительного наполнения поплавковой камеры, и бензин зажурчал «через верх». Похоже, можно заводить!
Но, прежде чем попытаться завести мотоцикл, я решил все же убедиться в исправности, хотя бы принципиальной, самой капризной части двигателя – системы зажигания. Свечи были выкручены, зачищены той самой маникюрной пилочкой и до установки на место опробованы «на искру». Ответственный момент – есть искра! Не то чтобы убойная, но на глаз вполне мощная (спасибо ноутбуку!), здорового синеватого оттенка.
Несмотря на, в общем-то, неплохие предпосылки, запустился мотор не скоро. Пришлось здорово попрыгать на ножке кикстартера, комбинируя различные сочетания ручки газа и рычажка «подсоса». Двигатель взревел неожиданно, мощно и сразу, без предварительных фырканий и чихов. Гараж моментально заполнился синим дымом, но я наконец вздохнул с облегчением: работает!
Перед выездом проверил, что мог: тормоза, вращение руля, работу электрики – все как будто в порядке, хотя не без нюансов. Например, все четыре амортизатора, похоже, были пустыми – слишком уж качался мотоцикл при затормаживании переднего колеса. Также тщательно исследовал пол на месте стоянки на предмет масляных луж. Пол был сухой, значит, из коробки передач ничего не вытекло. Позднее нашел интересный лючок слева на картере двигателя. Во-первых, он наконец «сообщил» индекс модели – «Юпитер-4», во-вторых, оказался полезным с точки зрения сервиса. Из любопытства открутил пару крепящих его винтов и обнаружил, что лючок одновременно является щупом для контроля уровня масла в трансмиссии.
Потом была первая поездка – поиски ближайшего магазина, где я купил полторы дюжины круглых батареек. Нарезав кольца-стяжки из старой автомобильной камеры, я долго соединял ими батарейки в последовательные и параллельные группы, чтобы получить емкий 12-вольтный источник питания. Им я заменил свою батарею от ноутбука, которой вряд ли была полезна зарядка от бортовой энергосистемы мотоцикла.
Кататься на ИЖе мне понравилось. Двухцилиндровый двигатель Юпитер-4 (28 л.с.) оказался мощнее, чем я ожидал, – при первой попытке тронуться из-за его чрезмерной прыти я чуть не въехал прямехонько в закрытые гаражные ворота. Очевидно, тут сказалось также высокое передаточное число трансмиссии, ведь мне попался экземпляр в варианте «4К» – т.е. с коляской. Кстати, уже потом выяснилось, что этот экземпляр относится к первой серии четвертого Юпитера – сочетание оранжевого мотоцикла и зелено-белой коляски встречалось чрезвычайно редко и только в первые годы выпуска модели. Абсолютное большинство ИЖ Юпитер-4К были голубыми – и мотоцикл, и боковой прицеп.
В одиночном варианте оранжевый Юпитер «колясочной» комплектации производит впечатление мощной и динамичной машины, легко трогается с места со второй передачи. При маневрировании на ходу он несколько неуклюж, хотя с оглядкой на моральный возраст и снаряженную массу – ничего страшного. Неаккуратно переключившись на ходу, заметил, что менять передачу можно и без выжима сцепления, хотя бесшумное переключение по такой методике удается не всегда. Потом уже дочитался в книжках, что ИЖи в 1970-80-х годах комплектовались полуавтоматическим сцеплением.
Экипажная часть Иж Юпитер-4К вообще хорошо подходит мотоциклу в той ипостаси, в какой он был задуман конструкторами: подвеска энергоемкая и длинноходная, притом комфортная, мягкая. Между прочим, на задних амортизаторах имеется возможность регулировки жесткости, но я опробовал самый мягкий вариант, поскольку пассажиров не брал. Можно было бы еще рассказать о достаточно острых ощущениях пассажира в коляске, но, пожалуй, напряга и адреналина в этой статье и без того достаточно…
www.kolesa.ru
ИЖ Юпитер 4 – это советский дорожный мотоцикл среднего класса. Производство данного мотоцикла было начато в 1982 году на Ижевском машиностроительном заводе. Мотоцикл эксплуатируется как с боковой коляской, так и без неё.
ИЖ Юпитер-4 является продолжением модельного ряда двухцилиндровых мотоциклов ИЖ Юпитер. Предыдущей моделью является ИЖ Юпитер-3.
На мотоцикл устанавливали двухцилиндровый,двухтактный двигатель. С рабочим объёмом 347 кубических сантиметров. Мощность двигателя по сравнению с предыдущей моделью выросла на 10 л.с., и теперь составляла 28 л.с. при 5700 об/мин. Мотоцикл развивает максимальную скорость 125 км/ч.
Бензобак мотоцикла имеет объём 17 литров. Рекомендуемый бензин – марки А-76. На Юпитер-4 устанавливали карбюратор модели К-62Д. На 100 километров мотоцикл потребляет 6.2 литра топливной смеси.
Трансмиссия ИЖ Юпитер-4 четырёхступенчатая. Сцепление многодисковое, в масляной ванне.
Электрооборудование мотоцикла рассчитано на напряжение 12 Вольт.
Подвеска ижевского мотоцикла представлена телескопической вилкой на переднем колесе и маятниковой подвеской на заднем колесе.
Масса мотоцикла 163 килограмма. С коляской мотоцикл имеет массу 255 килограмм. ИЖ Юпитер-4 способен выдерживать максимальную нагрузку 150килограмм.Мотоциклы, выпускавшиеся с коляской имели индекс ИЖ Юпитер-4К.
Производство мотоциклов ИЖ Юпитер-4 было прекращено в 1985 году, на смену ему пришёл новый ИЖ Юпитер-5. Мотоцикл отлично проявляет себя на самых разных дорожных покрытиях. ИЖ Юпитер-4 заслужил любовь мотоциклистов благодаря своей высокой надёжности и простоте в обслуживании.
Вконтакте
Одноклассники
Категория:Мотоциклы ИЖ |soviet-moto.ru
Коллектив производственного объединения «Ижмаш» завершил десятую пятилетку двойной трудовой победой: введен в строй новый механосборочный корпус, где освоено производство мотоциклов «ИЖ-Юпитер—4».
«Юпитер—4» отличает удачное сочетание лучших решений, проверенных как на его предыдущих моделях, так и на «Планете-спорт».
ДВИГАТЕЛЬ подвергся дальнейшей модернизации. Благодаря улучшению наполнения, изменению конструкции продувочных каналов его максимальная мощность увеличена с 25 до 28 л. с., а крутящий момент — с 3,23 до 3,58 кгс.м. В связи с этим в СЦЕПЛЕНИЕ введена дополнительная пара дисков.
РАМА также взаимозаменяема с прежними моделями «Юпитера». Изменения коснулись лишь крепления бензобака, где для уменьшения вибраций применены резиновые амортизаторы. Форма бака стала более современной, по-новому выглядит и заводская эмблема.
В ХОДОВОЙ ЧАСТИ благодаря модернизации передней вилки и задних амортизаторов увеличен ход колес. Это повысило комфортабельность и проходимость мотоцикла.
Важнейшее новшество «Юпитера—4» — 12-ВОЛЬТОВАЯ СИСТЕМА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ, которую он получил вслед за «Планетой-спорт». У нее заимствованы аккумуляторная батарея, катушка зажигания, переключатели. Новый ГЕНЕРАТОР переменного тока по мощности (100 Вт) более чем вдвое превосходит генераторы предыдущих «юпитеров». Совместно с новым электронным блоком «ВЫПРЯМИТЕЛЬ — РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ» он обеспечивает подзарядку аккумуляторной батареи в темное время суток; это увеличивает ее долговечность почти вдвое. Приятно отметить, что наш поставщик освоил выпуск аккумуляторов в прозрачном корпусе. Такие батареи удобнее в обслуживании, да и красивее.
Все провода соединяются посредством штеккерно-колодочных разъемов, таких же, как на современных автомобилях. Это облегчает демонтаж и монтаж приборов.
Значительно улучшены ПРИБОРЫ ОСВЕЩЕНИЯ И СИГНАЛИЗАЦИИ. Новая ФАРА имеет рассеиватель с асимметричным распределением пучка света, исключающий ослепление. УКАЗАТЕЛИ ПОВОРОТА работают с электронным бесконтактным прерывателем, который можно применять и на мотоциклах с 6-вольтовым электрооборудованием. Изменено место установки ЗАДНЕГО ФОНАРЯ: теперь его свет виден лучше. Светотехнические приборы отвечают требованиям отечественных и зарубежных стандартов.
Хорошо вписался в облик машины новый ЩИТОК ПРИБОРОВ. Он объединил спидометр, контрольные и сигнальные лампы, а также замок зажигания автомобильного типа с номерными ключами. Обзорность и «читаемость» шкалы прибора значительно улучшились.
Более удобны и надежны также новые переключатели света и сигнализации, установленные на руле. Среди них — аварийный выключатель зажигания для экстренной остановки двигателя. Включение стоп-сигнала осуществляется рычагами как ножного, так и ручного тормоза.
Таковы основные особенности «Юпитера—4». Несколько слов о новом мотоциклетном производстве. Его отличает высокая продуманность технологии, применение современных процессов и оборудования, насыщенность средствами автоматизации и механизации. Новый корпус позволил осуществить давнюю мечту мотоциклостроителей: собрать под одной крышей все технологические «процессы — от заготовительных до испытания и отгрузки готовых машин.
Многое освоено здесь впервые в отечественной практике, например окраска ряда невидовых узлов сухими красками-порошками. Этот процесс более гигиеничен и экономичнее, чем окраска эмалями. Впервые внедрена и сборка мотоциклов на толкающих подвесных конвейерах, что позволило облегчить труд сборщиков и поднять его производительность. Движением всех конвейерных линий — а их несколько десятков километров! — управляют ЭВМ. Кстати, по протяженности конвейеров мотоциклетное производство «Ижмаша» также не имеет себе равных.
Сочетание надежной, доведенной конструкции с передовой технологией обеспечивает высокое качество ижевских мотоциклов.
М. ПЕРЕПЕЛИЦА, инженер
г. Ижевск
(в скобках — отличающиеся данные мотоцикла с коляской)
Общие данные: база — 1450 мм: дорожный просвет — 135 (125) мм; длина—2170 (2200) мм; ширина — 810 (1700) мм; высота — 1170 (1300) мм; сухая масса — 160 (255) кг.
Эксплуатационные показатели: максимальная скорость — 125 (95) км/ч; путь торможения со скорости 60 км/ч — не более 23 (25) м; контрольный расход топлива — 6.2 (7,5) л/100 км; запас топлива — 17 л.
Двигатель: двухцилиндровый, двухтактный, воздушного охлаждения. диаметр цилиндра — 62 мм; ход поршня — 57.6 мм; рабочий объем — 347.6 см3; максимальная мощность — 28 л. с. при 5200—5600 об/мин; максимальный крутящий момент 3.58 кгс•м; карбюратор — К—62Д; топливо — смесь бензина А-76 и масла.
Трансмиссия: сцепление — многодисковое в масляной ванне: коробка передач — четырехступенчатая с передаточными числами 3.17—1,81 — 1.26—1.0, передаточное число передней цепной передачи — 2,57; задней — 2,22 (2,63).
Электрооборудование: аккумуляторная батарея — 6МТС-9; генератор — 28.3701 переменного тока мощностью 100—110 Вт; электронный блок «выпрямитель— регулятор напряжения» — БПВ14-10; катушка зажигания— ИЖ-ПС сб. 39; свеча зажигания — А-23: фара — ФГ-137: реле указателей поворота 11ЖРП2СМ-10; переключатели света и сигнализации — ИЖП101, ИЖП102.
Щиток приборов — ИЖКП104.
1981N04P6
bazamoto.ru
14 Январь 2014 в 18:13
3501
smotra.ru