Cтраница 3
Процесс преобразования тепловой энергии в механическую у турбинных двигателей принципиально отличен от поршневых двигателей. [31]
В первой и второй главах содержатся сведения о турбинных двигателях и установках, конструкции элементов турбомашин, приводится описание современных паровых турбин и газотурбинных двигателей. Указанный материал представляется важным как для развития общей инженерной эрудиции, так и для понимания последующего теоретического материала. [32]
Наряду с обычными требованиями, которым должны отвечать масла для турбинных двигателей, - нетоксичность, совместимость с каучуком, металлами, лакокрасочными покрытиями и высокая температура вспышки - они должны иметь дополнительные свойства: относительно малую вязкость даже при низких температурах и низкую температуру застывания. [34]
Для охлаждения горячего масла, поступающего от подшипника и шестеренчатых передач турбинных двигателей, применяются воздушные и топливные теплообменники. Их размер и вес частично зависят от удельной теплоемкости и теплопроводности масла. От термических свойств масла зависит также количество масла, подаваемого в каждый подшипник для отвода тепла. [35]
Это подтверждено применением сплава С-103 в качестве материала для сопловых створок в турбинном двигателе ( см. гл. Однако для полной реализации всех возможностей этих сплавов необходимо решить ряд очень сложных проблем. [36]
Для сверления отверстий малого диаметра ( 3 - 4 мм) применяются пневматические дрели с турбинным двигателем. [37]
Одной из перспективных конструкций является ТДЭУ, находящаяся в настоящее время в стадии разработки на кафедре турбинных двигателей и установок СПб ГПУ по заказу Северного ЛПУ МГ. [38]
Важнейшая цель теплосилового машиностроения в настоящий момент заключается в стремлении соединить высокую экономичность поршневых двигателей с преимуществами турбинного двигателя и тем самым получить более дешевое и надежное прербра-зование тепла в работу, чем это имеет место в больших Газовых двигателях и в паровых турбинах высокого давления. [39]
Высокооборотная шлифовальная машина, делающая до 40 тыс. об / мин ( рис. 43), снабжена турбинным двигателем. Этот двигатель состоит из двух турбинных дисков 4 и 5, имеющих по шести спиральных канавок. Тур-бинки насажены на вал 3 вплотную друг к другу, но канавки их смещены. [41]
Все компрессоры, независимо от принципа их действия и типа, относятся к рабочим машинам, циклы которых обратны циклам поршневых и турбинных двигателей. [42]
Позднее смесь продуктов сгорания керосина с водяным паром применялась в качестве рабочего тела сначала в поршневых, а затем в турбинных двигателях торпед. Единый двигатель подводных лодок по схеме Вальтера также работает на смеси продуктов сгорания топлива с водяным паром, образующимся из окислителя топлива-перекиси водорода. [44]
Страницы: 1 2 3 4 5
www.ngpedia.ru
Класс-8, Т2
ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ
ОПИСАНИЕ турбинного двигателя.
К патенту Н. А. Орлова, заявленному 5 августа 1925 года (ваяв, свнд. № 3944).
0 выдаче патента опубликовано ЗО марта 1929 года. Действие патента распространяется на 15 лет от ЗО марта 1929 года.
Предлагаемое изобретение касается турбинного двигателя и имеет целью получение увеличенного коэффициента полезного действия путем применения нескольких турбин известного уже устройства, устанавливаемых последовательно друг за другом на одном общем валу.
На чертеже фиг. 1 изображает вид сверху турбинного двигателя; фиг, 2— продольный разрез.
На валу О предлагаемого турбинного двигателя (фиг. 1, 2) находится одно или несколько поставленных друг за другом колес, радиальные спицы которых служат осями для надетых на них (на шариковых подшипниках) конусов В
Флеттнера с роликами М, прилегающими к соответствующему кольцевому неподвижному рельсу С и связанными с ним либо трением, либо зубчатым сцеплением. Упомянутые спицы соединяются ободами Р, помещенными в кольцевых пазах сечений Юстенок каналов турбинного двигателя.
Для пуска двигателя достаточно, наравив в колесные окна между барабанами со стороны, противоположной рельсу, струю воды, пара или воздуха, поворотом вала сообщить колесу небольшую начальную скорость в требуемом направлении, при чем конуса В сами покатятся по кольцевому рельсу С, вращаясь около своих спиц в соответствующую движению турбины сторону.
Устремляющийся сквозь колесо поток, благодаря вертящимся в определенном направлении конусам, образует перевес гидродинамического давления на их поверхностях в направлении начавшегося вращения колеса (аналогично судовым башням Флеттнера) и создает вращающий момент, IIOcTBIIpHHO повышающий угловую скорость турбины. По мере нарастания последней увеличивается скорость вращения конусов В и обусловленная этим разность гпдродинаипческого давления в потоке с одной и другой стороны конусов, пока не установится равновесие между движущими и тормозящими силами при полном ходе турбинного двигателя.
Таким образом, получается передний илп задний ход турбинного двигателя, смотря по направлению первоначального поворота вала при его пуске.
Вышеописанное турбинное колесо с конусами на радиальных спицах, вращаемо е постороннии двигателем в неподвижной жидкой или воздушной среде, само создает поток сквозь колесо в направлении его оси. Поэтому, поиещенное в заполненном жидкостью или воздухом канале одно или несколько таких колес, вращаеиых мотором, образуют непрерывно действующий насос или вентилятор.
Кроме того, турбинный двигатель может быть использован в качестве пропеллера, при чем вал двигателя, так же как и в случае применения последнего в качестве насоса, принудительно приводится во вращение.
Предмет патента.
1. Турбинный двигатель, приводимый в действие водою, воздухом пли паром и состоящий в существенной своей части из конусов Флеттнера, вращаемых вокруг своих осей роликами или шестернями, сцепленными с неподвижным зубчатым колесом, или снабженных, каждый в отдельности, крыльчатыми вращателями, характеризующийся применением на одном общем валу О (см. чертеж) нескольких турбин известного уже устройства, устанавливаемых на нем последовательно друг за другом.
2. Применение охарактеризованного в п. 1 турбинного двигателя в качестве насоса, вентилятора или пропеллера, при zaroaoM использовании двигателя вал его принудительно приводится во вращение.
В, Б.
www.findpatent.ru
Использование: турбоприводы с регуляторами частоты вращения, пневмодвигатели различных агрегатов, Сущность изобретения: турбинный двигатель состоит из корпуса Т, парциальной турбины, включающей сопловой аппарат 2 и рабочее колесо 3. центробежного датчика 4 ча.стоты вращения и регулятора расхода в виде золотника 7Ј 7/ 7 5 5 с проточкой 6 и втулки 7 с окнами подвода 8 и отвода 9. На сопловом аппарате 2 выполнены секторы основного 10 и тормозного 11 лопаточных венцов. Втулка 7 имеет дополнительное окно отвода 12, которое соединено с полостью на входе в сектор тормозного лопаточного венца 11. При превышении номинального значения частоты вращения, датчик 4 перемещает золотник 5, сжимая пружину 13, Вследствие равенства ширины проточки 6 расстоянию между окнами отвода 9 и 12 золотник 5 начинает одновременно перекрывать окно 9 и открывать окно 12. Таким образом осуществляется перепуск рабочего тела из проточки 6 на сход сектора тормозного лопаточного венца 11. Лопатки этого венца направляют рабочее тело навстречу вращающемуся рабочему колесу 3 и создают на нем тормозящее усилие, препятствуя появлению большого заброса по частоте вращения. 3 ил. (Л С
Pf:Ñf1 ÜËÈÊ (sffs F 01 D 21/01,15/06
ГОсудАРстБеннОе пАтентнОе
ВедОмстБО сссР (ГOCf1ATf:-ffT СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
7б Ф Л Х2У 2 77
7д
Стиг. 7
U 27 22
72 75
К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4818967/06 (22) 24.04.90 (46) 15.02.93. Бюл. N - 6 (71) Самарский авиационный институт им. акад. С.П,Королева (72) А,А.Маркин, В.Н.Матвеев, Н.(D.Мусаткин, А.А. Нечитайло, Н.Т,Тихонов и И.Ю. Шанин (56) Авторское свидетельство СССР . N. 142649, кл. F 01 0 1/06, 1961.
Наталевич А,С. Воздушные микротурбины. М.: Машиностроение, 1979, рис. 104. (54) ТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (57) Использование: турбоприводы с регуляторами частоты вращения, пневмодвигатели различных агрегатов, Сущность изобретения: турбинный двигатель состоит из корпуса 1, парциальной турбины, включающей сопловой аппарат 2 и рабочее колесо
3. центробежного датчика 4 частоты вращения и регулятора расхода в виде золотника
70 .77
„„. Ж„„1795127 А1
5 с проточкой 6 и втулки 7 с окнами подвода
8 и отвода 9. На сопловом аппарате 2 выполнены секторы основного 10 и тормозного 11 лопаточных венцов. Втулка 7 имеет дополнительное окно отвода 12, которое соединено с полостью на входе в сектор тормозного лопаточного венца 11. При превышении номинального значения частоты вращения, датчик 4 перемещает золотник 5, сжимая пружину 13. Вследствие равенства ширины проточки 6 расстоянию между окнами отвода 9 и 12 золотник 5 начинает одновременно перекрывать окно 9 и открывать окно 12.
Таким образом осуществляется перепуск рабочего тела из проточки 6 на вход сектора тормозного лопаточного венца 11. Лопатки этого венца направляют рабочее тело навстречу вращающемуся рабочему колесу 3 и создают на нем тормозящее усилие, препятствуя появлению большого заброса по частоте вращения. 3 ил..
1795127
Изобретение относится к турбоприводам с регуляторами частоты вращения и может быть использовано в качестве пневмодвигателя различных агрегатов, приборов и механизированного инструмента, не допускающих даже кратковременную работу на частотах вращения выше некоторого значения.
Известен турбинный двигатель для привода .механизированного инструмента, включающий в себя корпус с установленной в нем центростремительной турбиной и регулятор частоты вращения. Последний представляет собой центробежный датчик частоты вращения и подключенный к нему золотник с кольцевой проточкой, расположенный во втулке с окнами подвода и отвода. Втулка с золотником установлена на выходе из центростремительной турбины, Недостатком данного устройства является невозможность обеспечения высокой надежности функционирования приводимого в действие инструмента из-за повышенного заброса по частоте вращения Anm» при включении турбодвигателя. Он может составлять до 357 от номинального уровня частоты вращения. Последнее зачастую приводит к разрыву инструмента.
Еще одним фактором обусловливающим низкую надежность механизированного инструмента, является довольно большой период времени тот момента включения до момента стабилизации частоты вращения на номинальном уровне (при допустимом отклонении от последнего). Многократная циклическая перегрузка инструмента центробежными силами обусловливает его быстрое повреждение.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому устройству является турбинный двигатель, состоящий из корпуса с установленной в нем осевой турбиной и регулятора частоты вращения. Осевая турбина этого устройства представляет собой микротурбину, состоящую иэ соплового аппарата и рабочего колеса, Рабочее колесо располагается.на валу, который связан с механическим центробежным датчиком частоты вращения, Датчик же частоты вращения подключен к золотнику с проточкой, установленным во втулке с окнами подвода и отвода рабочего тела. Причем втулка с золотником расположены в проточной части на входе в турбину таким образом, что окно подвода подключено ко входной магистрали рабочего тела. а окно отвода соеди. нено каналом с сопловым аппаратом. Такое размещение втулки с золотником позволяет несколько снизить заброс по частоте враще5
55 ния (до 10%15 от номинального уровня) в момент запуска двигателя и таким образом несколько повысить надежность устройства — потребителя мощности, Вместе с тем, недостатком описанного устройства является обеспечение невысокой надежности устройства — потребителя мощности иэ-за большого периода времени тот запуска двигателя до момента стабилизации частоты вращения на номинальном уровне. Величина заброса по частоте вра1 щения hnm> остается также довольно большой, особенно при высоких частотах вращения, При расчетной частоте вращения и > 25 10 мин величина Лп,/n может э даже превысить 15 . Последнее естественно не способствует обеспечению высокой надежности устройства — потребителя мощности.
Целью предполагаемого изобретения является обеспечение повышения надежности устройства-потребителя мощности за счет снижения заброса по частоте вращения при включении двигателя и уменьшения периода времени от момента включения до момента стабилизации частоты вращения на номинальном уровне.
Поставленная цель достигается за счет того, что втулка имеет дополнительное проходное окно отвода, а сопловой аппарат— тормозной лопаточный сектор, связанный каналом с дополнительным окном отвода втулки, причем расстояние между окнами отвода втулки равно ширине проточки золотника.
На фиг.1 изображена конструктивная схема предлагаемого устройства; на фиг.2— разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 — развертка цилиндрического сечения рабочего и сопловых лопаточных венцов по среднему диаметру Оср.
Основными частями турбинного двигателя являются корпус 1, парциальная турбина и регулятор частоты вращения. . В корпусе 1 выполнено подводящее рабочее тело отверстие 2, распределительная проточка 3, проточка 4 с каналом 5 и проточка б с каналом 7.
Парциальная турбина состоит из рабочего колеса 8. расположенного на валу 9, и соплового аппарата 10 с основным 11 и тормозным 12 секторами лопаточных венцов.
Регулятор частоты вращения включает в себя механический центробежный датчик частоты вращения, втулку и подпружиненный золотник, Центробежный датчик частоты вращения представляет собой грибок 13 и спецгайку 14, в пазах которой располагается два
10
45 шарика 15. Сама спецгайка 14 установлена в валу 9.
Во втулке 16 расположен золотник 17.
Золотник 17 имеет проточку 18:, С одной стороны в него упирается пружина 19, сила сжатия которой регулируется гайкой 20. à с дру ой стороны золотник 17 через подшипник 21 и пяту 22 контактирует с грибком 13.
Втулка 16 эапрессована в корпус 1. Во втулке 16 выполнено окно подвода 23. основное окно отвода 24 и дополнительное окно отвода 25, Основное окно отвода 24 предназначено для подачи рабочего тела к основному сектору лопаточного венца l1 соплового аппарата 10. Дополнительное окно отвода 25 используется для подачи рабочего тела к сектору тормозного лопаточного венца 12. Ширина окон отвода 24 и 25 одинакова и на 0,2-0,5 мм меньше хода S золотника. Кроме того, в конструкции регулятора выполняется соотношение а=-S+b, а ширина проточки золотника 17 равна расстоянию между окнами отвода 24 и 25 втулки 16, Последнее соотношение особенно важно, так как оно обусловливает своевременную подачу рабочего тела к сектору тормозного лопаточного венца 12.
Работает турбинный двигатель следующим образом. При запуске двигателя через подводящее отверстие 2 в проточку 3 подается рабочее тело, которое через окно подвода 23 заполняет проточку 18 золотника 17.
В первоначальный момент запуска золотник 17 под воздействием пружины 19 занимает такое положение, при котором окно отвода 24 полностью открыт, а окно отвода 25 полностью закрыто. В этом случае рабочее тело иэ проточки 18 через окно 24, проточку 4 и канал 5 поступает на вход сектора основного лопаточного венца 11. В последнем рабочее тело разгоняется до некоторой скорости С1 (см. фиг.3), затем взаимодействует с лопатками рабочего колеса 8, создавая на нем крутящий момент и раскручивая рабочее колесо вместе с валом и да1чиком частоты вращения.
Пока часгота вращения вала 9 не превышает номинального значения центробежные силы, возникающие в шариках 15 и передаваемые через грибок 13 на золотник
17, меньше усилия, действующего на золотник 17 со стороны пружины 19. Как только частота вращения становится больше номинального значения. усилие со стороны шариков 15 превышает усилие пружины 19. В этом случае пружина 19 сжимается и золотник 17 начинает перекрывать окно 24.
Вследствие равенства ширины проточки 18 расстоянию между окнами отвода 24 и 25 как только окно 24 начинает перекрываться золотником 17, так окно 25 начинает открываться. Рабочее тело из проточки 18 через окно 25, проточку 6 и канал 7 поступает на вход сектора тормозного лопаточного венца
12. Расширяясь в этом лопаточном венце и ( достигая некоторой скорости Ci на его выходе, рабочее тело направляется навстречу вращающемуся рабочему колесу 8, создает на его лопатках тормозящее усилие и препятствует появлению большого заброса
Лпа, по частоте вращения.
Преимущество предлагаемого устройства по сравнению с прототипом заключается в обеспечении повышения надежности функционирования устройства-потребителя мощности. Это оказывается возможным благодаря тому, что предлагаемый турбинный двигатель позволяет существенно уменьшить заброс по частоте вращения в момент запуска благодаря обеспечению тормозящего усилия на рабочих лопатках при превышении номинальной частоты вращения. Последнее также дает возможность уменьшить период времени от момента включения двигателя до момента стабилизации частоты вращения на номинальном уровне.
Формула изобретения
Турбинный двигатель, содержащий корпус с установленной в нем парциальной ступенью турбины, состоящей из соплового аппарата и рабочего колеса. установленного на валу, связанном с механическим центробежным датчиком регулятора частоты вращения, имеющего подключенный к датчику золотник с кольцевой проточкой, установленный во втулке с окном подвода, подключенным к входной магистрали, и окном отвода, соединенным каналом с сопловым аппаратом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, втулка имеет дополнительное проходное окно отвода, а сопловой аппарат — тормозной лопаточный сектор, связанный каналом с дополнительным окном отвода втулка, причем расстояние между окнами отвода втулки равно ширине проточки золотника.
1795127
Составитель В.Матвеев
Техред M.Моргентал Корректор Е, Папп
Редактор
Заказ 415 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственно о комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж -35, Раушская наб., 4)5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
www.findpatent.ru