Что такое стартер двигателя, наверное, знает любой автолюбитель, ведь именно благодаря этой детали происходит запуск мотора автомобиля. А Вы представьте, что собираясь выезжать с утра на работу, вдруг обнаружилось, что эта деталь транспортного средства вышла из строя, что делать тогда? Обычно варианты решения проблемы могут быть следующими: звонок другу, вызов службы эвакуации для транспортировки автомобиля на ближайшую СТО или проведение самостоятельных ремонтных действий. Со всех перечисленных возможностей самой оптимальной является устранение возникшей проблемы своими руками. Поэтому, информация о правильном снятии и последующей обратной установке данного агрегата, точно лишней не будет.
Главная и единственная задача стартера – это запуск двигателя автомобиля, ничего другого от этой детали не требуется. Выполнив свое предназначение при старте мотора, этот агрегат больше никак не участвует в дальнейшей работе машины. Учитывая, что данный процесс редко занимает больше 10-15 секунд, логичным было бы предположить долговечность и надежность работы названого узла, особенно в сравнении с остальными, постоянно работающими деталями. В процессе движения транспортного средства, когда практически все элементы машины задействованы в рабочем процессе, стартер выступает в роли обычного «пассажира», находящегося в моторном отделении транспортного средства. Однако, не все так просто и вероятность поломки данной детали существует всегда, а на скорость ее появления решающим образом влияют эксплуатационные условия.
Риск «встречи» с неисправностью стартера, на самом деле, гораздо выше, чем могут себе представить некоторые автовладельцы. Особенно, это утверждение касается транспортных средств, которые большую часть своего существования проводят в непродолжительных, но частых городских поездках. Но это не единственный фактор, влияющий на исправный срок службы устройства, существует также ряд других эксплуатационных особенностей, ведущих к печальному окончанию «жизни» детали.
Конструкция механизма разрабатывалась таким образом, что бы при ограниченных габаритных размерах можно было получить всю необходимую для запуска мощность, из-за чего запас прочности деталей стартера, по отношению к механическим и электрическим нагрузкам, оставляет желать лучшего. Проще говоря, он не рассчитан на длительный режим работы и такие включения ему просто противопоказаны, так как это ведет к перегреву обмоток, интенсивному выгоранию и изнашиванию коллектора якоря и щеток. Если Вы не можете завести мотор, то стоит выключить зажигание и сделать перерыв. Две-три безуспешные попытки запуска, свидетельствуют о каких-то неисправностях силового агрегата автомобиля, ведь объективной причиной этому может быть только сильный мороз.
Не забывайте! Безвредным для данного агрегата, считается время включения от 5 до 7 секунд, если держать ключ повернутым дольше, то это уже чревато, ведь от перегрузки устройство ничем не защищено. Правда, сейчас, иногда, выпускаются модели, в которых мотор заводится с помощью кнопки со встроенным таймером, но это редкость и в подавляющем большинстве случаев все зависит от водителя, держащего ключ в положении «старт». Если запустить мотор не удается, нужно дать стартеру время остыть и если он проработал, к примеру, 10 секунд, то время минимально необходимого простоя будет равно 30 секундам (1:3). Только после «отдыха» можно повторить попытку запуска. Многие водители, часто не хотят прислушиваться к рекомендациям и гоняют стартер долго и без передышки, что делает его потенциальным клиентом автомастерской.
Конечно, стартер не сможет «подсказать» водителю, где именно стоит искать неисправность (в системе зажигания, питания или предпускового подогрева дизеля), однако, дальнейшая нагрузка на деталь, при очередных попытках запуска мотора, не только заставит ремонтировать двигатель, но и ускорит визит к электрику, занимающегося ремонтом автомобильного электрооборудования.
Кроме уже описанных факторов, на исправную работу устройства (как составляющей части электрооборудования машины) влияет также попадающая в него грязь и влага, а так как оно особо чувствительно к этим элементам, то отрицательное их влияние совсем неудивительный факт.
Правда, по сравнению с тем же генератором, который при наличии собственной системы охлаждения работает в процессе движения как пылесос, стартер конструктивно лучше защищен от попадания внутрь пыли и брызг, хотя бы уже по той причине, что в процессе передвижения он «отдыхает». Однако, это совсем не означает, что «купанье» в глубоких лужах ни коем образом не повлияет на его работу.
Грязезащиту (пусть и не стопроцентную) устройство получает благодаря наличию штатного пластикового ограждения, находящегося под моторным отсеком и обеспечивающего уменьшение риска попадания в стартер тех частиц, которые ведут к внутренней коррозии и ускоренному износу механизма. К большому сожалению, подобная защита не выдерживает движения по плохим дорогам и ее запросто можно раскрошить. Если же пластикового покрытия и вовсе не было или оно потерялось, имеет смысл задуматься о приобретении стальной защиты, тем более, что она является хорошим способом предохранения маслокартера двигателя и остальных, низкорасположенных деталей моторного отделения от механических повреждений получаемых от контакта с дорожным покрытием.
Осторожность стоит соблюдать не только в процессе преодоления водных преград, но и в ходе мойки автомобильного силового агрегата. Обратите внимание! Без крайней необходимости мыть двигатель вообще не рекомендуется, а если и приходится, то стартер предварительно обматывают пленкой и стараются ограничить его контакт с водой. Также, по возможности, необходимо оградить деталь от попадания внутрь топлива, масла и прочих технических жидкостей, которые используются в транспортном средстве, так как любая из них способна оказать на элементы стартера агрессивное воздействие.
Во многих современных автомобилях, над стартером всегда размещается какой-то узел или трубопровод, имеющий свойство подтекать. При обнаружении хотя бы малейшей течи, медлить с ее устранением нельзя, так как известны случаи выхода из строя стартера, всего за несколько дней активного «капанья». Суть подобного отрицательного влияния выражается в трансформации продуктов износа щеток, сосредоточенных в районе щеткодержателя, в своеобразную «кашу», которая под действием высокого тока начинает гореть и выжигать щетки. Чаще всего, именно они стают причиной возникновения проблем, однако, самыми важными составляющими механизма стартера являются втулки, так как в них вращается якорь, а малейший его перекос провоцирует появление проблем.
Причины выхода стартера из строя могут быть самыми разнообразными, и когда он откажется работать, единственным правильным решением будет его замена. Что бы выполнить данную процедуру, для начала необходимо снять старое устройство. Сложность и длительность выполнения задачи зависит от марки и модели транспортного средства, но, обычно, не занимает больше часа (средний показатель).
Для снятия стартера используют стандартные подручные инструменты, которые имеются в гараже любого автовладельца. И так, рассмотрим основные этапы выполнения работы:
1. Определяем точное местонахождение стартера в конкретном автомобиле.
В подавляющем большинстве легковых и грузовых транспортных средств, данная деталь находится в месте соединения двигателя и коробки переключения передач, в нижней части машины. В отдельных переднеприводных автомобилях, оборудованных поперечно установленным мотором, достать стартер можно через капот, но избежать проведения большого количества времени под передней частью «железного коня», у Вас все равно, вряд ли получится.
Также, на некоторых FORDах, электромагнитный стартер располагается отдельно от стартера двигателя и находится возле аккумулятора. Основной сложностью при выполнении необходимых действий является ограниченность доступа к необходимому механизму. Довольно часто помехой стают другие механические узлы транспортного средства: элементы ходовой части, защита картера ДВС, впускные и выпускные коллекторы, подушки двигателя внутреннего сгорания, радиаторы и т. д. Если обойти их никак не получается, значит придется демонтировать.
2. Отсоединяем плюсовую клемму от аккумулятора или полностью снимаем его.
Обратите внимание! При отключении питания от аккумуляторной батареи, стирается память всех электронно-запоминающих устройств (к примеру, код радио).
3. Блокируем задние колеса.
Для этого, подымаем автомобиль с помощью домкрата и устанавливаем под него опорный домкрат (можно использовать любую другую подпорку). Фиксировать транспортное средство нужно на такой высоте, при которой Вам будет удобно перемещаться под днищем машины.
4. Забираемся под транспортное средство и откручиваем болты.
Выполнить данную задачу Вам поможет ключ-трещотка, имеющая размер головки 13 или 15. Обычно, для снятия стартера приходится откручивать два или три болта, после чего, необходимо немного потянуть за устройство и сдвинуть его с места, что бы оно отошло от первоначального расположения. Затем, прикладывая некоторое усилие отводим его в правую сторону, приподнимаем и поворачиваем торцом, вынимая вверх насколько позволяет конструкция. Процедуру следует проводить до тех пор, пока провода питания, подключенные к задней стороне стартера, не станут доступными и их нельзя будет снять. Один из них крепится с помощью гайки, а второй представленный в виде штекера, который просто надо потянуть в сторону и он вытянется без особого труда.
5. Вытаскиваем стартер. Просто поднимаем устройство вверх.
Все, на данном этапе, механизм полностью готов к ремонтным работам или техническому обслуживанию, а единственной трудностью при демонтаже стала неудобность расположения.
После извлечения старой запчасти, что бы не ошибиться с выбором, вместе с ней отправляемся в ближайший магазин автозапчастей. Продавец-консультант обязательно поможет подобрать необходимую сменную запчасть. Иногда между старым и новым устройством могут быть некоторые отличия, что зависит от объема двигателя и года выпуска транспортного средства. После удачной покупки, возвращаемся домой и вновь залезаем под днище своего автомобиля. Дальнейшие действия имеют следующую последовательность:
1. Вставляем стартер на его место и крепим болтами;
2. Проверяем подключение механизма и перед тем как вылезти из под машины затягиваем все болты;
3. Снимаем транспортное средство с опорной стойки и подключаем плюсовую клемму к аккумуляторной батареи;
4. Заводим автомобиль. Что бы проверить работу установленного стартера, прислушайтесь, вращает ли он двигатель и не соприкасается ли с ним после запуска.
Как мы уже отмечали, в плане периодических поломок, стартер двигателя не является исключением. Причин возникновения тех или иных неисправностей может быть несколько. Давайте же сейчас разберемся, в чем они проявляются и как с ними бороться.
Стартер не включается
Возможные причины:
- Нарушение контакта в цепи питания стартера, из-за слабой затяжки наконечных проводов или внутренней коррозии. Устранить такую неприятность можно путем осмотра цепи питания, зачистки и подтяжки клемм.
- Поломка реле стартера, выражающаяся в обрыве обмоток, вклинивании, смещении контактного диска. В этом случае, стоит проверить работу реле, найти и устранить неисправность.
- Короткое замыкание в обмотке.
Выход: ремонт или замена стартера.
- Отсутствие контакта в механизме включения зажигания. В качестве ремонтных мероприятий проверяем зажигание и при необходимости меняем контактную часть выключателя.
При запуске стартера, коленчатый вал медленно вращается
Возможные причины:
- Вязкость залитого в картер масла не соответствует сезону.
Выход: замена масла на более подходящий вид.
- Проблемы с аккумулятором (поломка или разрядка).
Выход: зарядить или заменить аккумуляторную батарею.
- Окисление наконечников и выводов проводов аккумулятора. Выход: нужно отсоединить наконечники, аккуратно очистить их от грязевых отложений и после смазывания чистым техническим вазелином установить на прежнее место.
- Слабая затяжка наконечников проводов и нарушение контакта щеток.
Способ решения проблемы: снять и разобрать устройство стартера, при необходимости прочистить коллектор, заменить щетки, отрегулировать силу натяжения их пружин.
Якорь вращается, но коленвал не проворачивается
Возможные причины:
- Муфта свободного хода привода стартера иногда буксует. Выход: заменить привод устройства.
- Привод тяжело перемещается по винтовой нарезке вала. Выход: промыть нарезку и смазать моторным маслом.
При запуске стартера слышится скрежет шестерни, которая не может войти в зацепление
Возможные причины:
- В зубцах венца маховика появились забои.
Выход: устранить забоины путем заправки поврежденных зубьев.
- Неправильность регулировки момента замыкания контактов включателя и шестерни привода.
Выход: осуществить необходимую регулировку хода шестерни привода и момента замыкания контактов тягового реле.
- Ослабление буферной пружины привода. Выход: замена пружины.
После пуска двигателя, стартер продолжает вращаться
Возможные причины:
- Заедает привод на валу якоря или спекаются контакты тягового реле.
Выход: остановить работу мотора, снять, разобрать стартер и ликвидировать причину проблемы.
- Заедает замок зажигания.
Выход: сменить замок.
- Замыкание обмотки реле.
Выход: сменить реле стартера.
Повышенный уровень шума в процессе работы стартера
Возможные причини:
- Шестерня привода выходит из зацепления с зубчатым венцом с некоторым запаздыванием.
Выход: проверка работы привода и устранение неисправности.
- Ослабились крепления стартера.
Выход: подтянуть крепления.
- Ослабились крепления полюса стартера (якорь цепляет полюс).
Выход: лучше затянуть винт крепления полюса.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?Да Нет
auto.today
Стартер – это небольшая, но очень важная деталь автомобиля. Именно с ее подачи машина заводится и отправляется в путь. Главная задача стартера – механический запуск двигателя. Но случаются ситуации, когда при запуске авто ничего не происходит, и это не может не расстраивать.
Причин тому может быть большое количество, и для точно диагностики причины отказа детали нужно просмотреть их все. Начинать нужно с самых простых и банальных погодных условий. Если произошел сбой в работе детали в сильный мороз, то возможно масло стало слишком вязким. Если температура воздуха очень высокая, то вероятны проблемы с бензонасосом. Но возможно дело совершенно в ином, и для решения проблемы придется обратиться к опытным мастерам на СТО.
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»
Но перед тем, как начинать нервничать, советуем проверит заряд аккумулятора. Если сняв клеммы, вы обнаружили что заряд менее 10 вольт, то его просто нужно зарядить. Возможно, он просто разрядился, и, зарядив прибор, проблема решится сама собой.
Принцип работы стартера довольно прост – когда вы заводите машину, от аккумулятора к стартеру подается энергия, далее выдвигается шестерня, которая сразу же создает сцепление с маховиком. В это же время начинает работать мотор стартера, который своими вращениями дает импульс к вращениям поршневого двигателя машины. Через несколько секунд вы услышите характерный гул, который свидетельствует о том, что двигатель машины начал самостоятельную работу.
После того, как процесс зажигания окончен, стартер самостоятельно переходит в исходное положение, и абсолютно готов к следующему использованию.
Исключив самые простые и банальные причины, по которым не работает стартер вам нужно снять его с авто, разобрать, и попытаться провести диагностику самостоятельно. Вот несколько самых распространенных ситуаций:
Самым коварным моментом является провод «минус», соединяющий коробку передач и корпус машины. Контакт может появляться и снова исчезать. Нужно полностью его отсоединить, почистить и поставить на место. Если ничего не поменялось, то продолжаем искать причину поломки дальше.
Еще одна проблема, связанная с работой бендикса – износ зубьев шестерни. В том случае деталь неплотно соединяется с маховиком, делая холостые обороты. При наличии такой проблемы слышен характерный шум и потрескивание. Чтоб решит эту проблему достаточно заменить шестерню, разобрав полностью стартер.
Если при запуске авто щелкает реле, а стартер не крутится, то нельзя его долгое время держать включенным. После нескольких попыток вал зачастую становится на место и машина заводится в обычном режиме. Но как только появились первые симптомы, нужно сразу же обратиться за квалифицированной помощью или самостоятельно заменить втулки на стартере. Если проигнорировать эту проблему, то последствия могут быть весьма плачевными.
В норме работа стартера должна ограничиваться несколькими секундами, но неопытные воители могут пытаться завести двигатель не оставляя в покое стартер по несколько минут, тем самым сжигая обмотку детали. После такого происшествия приходится менять весь стартер, так как замена обмотки – дело долгое, дорогое и хлопотное. Да и в материальном вопросе зачастую покупка нового стартера и замена обмотки стоят одинаково. Поэтому не пытайтесь выжать из стартера все соки, берегите его.
Специалисты по ремонту автомобилей сложили список самых распространенных поломок стартеров, с которыми к ним обращаются. В этот список входят:
Но во время диагностики стартера не расстраивайтесь, если причину выявить так и не удалось. Попробуйте просто смазать механизм и поставить его обратно. Возможно именно этого ему и нахватало.
Стартер автомобиля – очень важный механизм, без которого машина просто не будет двигаться с места. Далеко не каждый автомобилист сможет самостоятельно найти причину, по которой стартер не крутит, но в силах любого предпринять меры профилактики чтоб он служил долго и качественно.
Мы говорим о тех ситуациях, когда мотор вашего авто не заводится в течении первых 5 секунд. Это свидетельствует о проблемах с работой стартера. Но многих начинающие водители упрямо пытаются решить проблему нажимая кнопку зажигания снова и снова. Тогда стартер просто ломается и требует замены.
Помните, в некоторых случаях машина заводится не с первого раза, особенно холодными зимними вечерами. А вот брелок сигнализации говорит владельцу об обратном. В таком случае виной всему служит сигнализация, которая просто не поняла что мотор не запустился, и бесконечно гоняет стартер в попытка завести двигатель автомобиля. Если вы увидели такую проблему и в своей машине, сразу же обратитесь за помощью к специалистам, в противном случае автозапуск просто испортит вам стартер постоянными попытками завести мотор. К тому же вы будете иметь постоянно севший аккумулятор.
Иногда случаются ситуации, когда машина заведена с помощью автозапуска, но стартер продолжает работать еще в течение нескольких секунд. Происходит это по вине сигнализации, которая вовремя не отключила деталь. Если такая ситуация будет повторяться в дальнейшем, то ничего хорошего из этого не получится.
Чаще всего, при покупке нового автомобиля стартер не нуждается в повышенном внимании первые 5-7 лет. После этого возможны поломки и неполадки в работе, которые нужно сразу же устранять.
Стартер относится к дорогостоящим комплектующим. Перед тем, как установить деталь на автомобиль она долго тестируется и проверяется экспертами и во время краш тестов. Именно поэтому в США и других развитых странах ремонт, а точнее восстановление стартеров происходит непосредственно на заводе – изготовителе конвейерным способом.
При обращении на СТО с жалобами на работу стартера его сразу же меняют на новый или восстановленный, а поломанная деталь отправляется напрямую на завод, который ее произвел. В такой ситуации машина продолжает ездить без проблем, без ущерба для владельца.
Что же касается нашей страны, то при поломке меняют деталь на новую лишь 1 из 10 пользователей авто. Такая ситуация напрямую связана с ценовой политикой, ведь починить стартер значительно дешевле, чем приобрести новую деталь.
Если поломка незначительная, то ремонт выгоднее, но если обгорела обмотка либо вышел из стоя якорь, то починка может стоить как большая половина нового стартера. Чтоб не попасть в ситуация, при которой скупой платит дважды, лучше сразу поменять деталь на новую.
За счет того, что новые комплектующие имеют достаточно высокую цену, а стоимость работы ей рана, ремонт стартеров это отличная возможность для работников СТО заработать денег. Сегодня на многих сервисных центрах висит табличка, с призывом обратится в их компанию для ремонта, но на самом деле хороших мастеров очень мало. Большая часть ответственных мастеров даже не берутся за такую работу. Те автовладельцы, которые хотят сэкономить немного финансов обращаются за помощью к некачественным мастерам, которые плохо чинят, и через некоторое время вы снова окажитесь в плену поломанных деталей.
В качестве вывода хочется сказать, что большинство проблем со стартером возникает вследствие неумелого с ним обращения самого собственника машины. После определения поломки и ее исправления задумайтесь на минутку, что привело к такому состоянию детали? Не ваш ли способ управления авто?Устал платить за штрафы? Выход есть!
Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка - НАНОПЛЁНКА, которая скрывает ваши номера от ИК камер (которые стоят по всем городам). Подробнее по ссылке.alarmspec.ru
Как известно, для запуска двигателя автомобиля нужно несколько раз провернуть коленчатый вал. На первых машинах этим занимались вручную. Но сейчас все автомобили оснащены стартерами, которые позволяют вращать вал без каких-либо усилий. Водителю требуется лишь вставить ключ в замок и провернуть его в третье положение. Далее мотор без проблем запустится. Что являет собой данный элемент, каково назначение и принцип работы стартера? Об этом мы поговорим в нашей сегодняшней статье.
За счет оборотов коленвала двигатель вырабатывает энергию, необходимую для движения автомобиля. Но проблема в том, что в неподвижном состоянии мотор не может выдавать какой-либо энергии.
Отсюда возникает вопрос о его запуске. С этой целью и был придуман стартер. Принцип работы его рассмотрим немного позже. Данный элемент способен раскрутить вал при помощи электродвигателя и внешнего источника питания. В качестве последнего используется аккумуляторная батарея. В зависимости от модели и типа автомобиля мощность стартера может быть разной. Но для большинства легковых машин достаточно 3-киловатного электродвигателя.
В конструкцию данного элемента входит несколько деталей:
Подобную конструкцию имеют все современные стартеры. Отличия могут быть лишь минимальными. Так, на автомобилях с автоматической коробкой стартер оснащается удерживающими обмотками. Они служат для того, чтобы машина не завелась на «драйве» и других режимах, кроме «нейтрали».
Различают несколько типов механизмов:
Принцип работы стартера последнего типа заключается в непосредственном контакте с вращающейся шестерней. Основной плюс такой конструкции – высокая ремонтопригодность и стойкость к повышенным нагрузкам.
Но на большинстве автомобилей устанавливается элемент с редуктором. Принцип работы стартера такого типа будет рассмотрен далее. По сравнению со своим аналогом, редукторный элемент имеет более высокий КПД, потребляет меньше тока, обладает малыми размерами и сохраняет высокие эксплуатационные характеристики на протяжении всего периода работы.
Поскольку данный элемент работает от аккумулятора, обязательным условием для его запуска является наличие в сети напряжения 12В и выше. Как правило, при запуске стартера напряжение «проседает» на 1-1,5В, что весьма существенно. В связи с этим не рекомендуется долго крутить стартер (более пяти секунд), поскольку можно запросто разрядить аккумулятор. Принцип работы стартера автомобиля довольно простой. Сперва водитель помещает ключ в замок и проворачивает его в крайнее положение. Так он запустит систему зажигания. Для запуска стартера требуется провернуть ключ еще раз. В это время контакты замкнутся, и напряжение перейдет через реле на втягивающую обмотку. Само реле может издавать характерный щелчок. Это говорит о том, что контакты замкнулись.
Далее якорь втягивающего элемента передвигается внутри корпуса, тем самым выдвигая бендикс и вводя его в зацепление с венцом маховика. Когда якорь достигает конечной точки, происходит замыкание контактов. Напряжение поступает на обмотку электромотора стартера. Все это приводит к вращению маховика двигателя. Одновременно с ним вращается и сам коленчатый вал мотора. В сами цилиндры начинает поступать горючая смесь, и загораются свечи. Таким образом мотор приводится в действие.
После того как скорость вращения маховика превысила частоту вращения вала стартера, из зацепления выходит бендикс. Он, благодаря возвратной пружине, устанавливается в исходное положение. Одновременно с этим ключ в замке возвращается в исходное положение. Прекращается подача электроэнергии на стартер.
Таким образом, принцип работы стартера (ВАЗа в том числе) направлен на кратковременное вращение маховика, благодаря чему производится запуск ДВС. Элемент прекращает свою работу, как только мотор успешно завелся.
Зачастую такие проблемы наблюдаются при вышедшей из строя возвратной пружине. Если стартер будет продолжать вращаться с маховиком, вы услышите характерный громкий скрежет. Он происходит потому, что скорость вращения венца не совпадает с той, что выдает шестерня стартера (разница в 2 и более раза). Такое может случаться и из-за сломанного замка зажигания.
Отметим, что подобный процесс очень вреден для шестерен и для стартера в целом. Даже кратковременный хруст может повлечь серьёзные проблемы с электродвигателем.
Данный механизм должен соответствовать нескольким требованиям:
Итак, мы выяснили, что собой являет стартер, его принцип работы. Как видите, это неотъемлемый элемент любого современного автомобиля. Если он выйдет из строя, запустить мотор можно будет лишь «с толкача» (а на машинах с АКПП – и вовсе невозможно). Поэтому нужно следить за его состоянием и не игнорировать поломки.
fb.ru
Технический прогресс не стоит на месте и постоянно развивается. Каждый год появляются новые технологии, что позволяет инженерам улучшать или создавать совершенно новые детали. Это касается и машиностроения. В России ежегодно продаются сотни тысяч современных машин. Каждая из них содержит в себе новейшие технологии. Мы же с вами поговорим о таком небольшом узле, как стартер, и разберемся, какой стартер лучше: редукторный или обычный.
Первый стартер, используемый на автомобиле, имел ряд существенных недостатков. Со временем конструкция постепенно усовершенствовалась и существенно преобразилась. Стартер представляет собой 4-полосный электродвигатель, который необходим для вращения коленвала при запуске мотора. Он берет энергию у аккумуляторной батареи, в разы увеличивает пусковой ток. За счет этого и происходит запуск любого двигателя внутреннего сгорания. Принцип действия стартера за многие годы не изменился.
Тем не менее постоянно усовершенствовалась его конструкция. Уменьшалась масса детали, увеличивался срок службы за счет использования более качественных и новых материалов и т.п. Все это привело к тому, что стартер достаточно сильно преобразовался и появился даже новый тип - редукторный. Именно об этом мы сейчас и поговорим.
Ключевой особенностью такого устройства является то, что нет такого промежуточного узла, как редуктор. Это позволяет напрямую от стартера передавать вращение на коленчатый вал. Следовательно, устройство более простое в изготовлении и его куда легче отремонтировать. Еще одна особенность такого стартера в том, что поступающий на включатель электрический ток позволяет моментально ввести в зацепление шестерню и маховик. Это способствует тому, что авто заводится, как говорят водители, с полтычка.
В настоящее время стараются заменять такие стартеры на редукционные. Однако на большинстве автомобилей раньше ставился именно классический стартер. Принцип работы и устройство сделали этот узел крайне выносливым. Такие агрегаты практически никогда не выходят из строя из-за электрического воздействия, но гораздо чаще уходят на ремонт из-за низких температур.
Во время работы ДВС вырабатывает достаточно большое количество энергии. Её хватает на световые приборы, музыку, дворники и т.п. В общем, во время движения основная нагрузка идет на генератор. В статичном же положении мотор не вырабатывает ничего, поэтому его нужно как-то завести. Для этого и применяют различные виды стартеров наряду с АКБ.Сам электродвигатель, то есть корпус, выполнен в цилиндрической форме. В нем располагаются сердечники и возбуждающие обмотки. Понятное дело, есть якорь - одна из самых ответственных и дорогостоящих деталей. На ней запрессованы пружины коллектора, а также сердечники. Имеет осевидную форму. Есть еще втягивающее реле стартера. Цена на эту запчасть относительно небольшая, хоть и выполняет деталька крайне важные функции. Во-первых, подает энергию от замка зажигания на электродвигатель. Во-вторых, выталкивает обгонную муфту.
Чаще всего из строя выходит именно втягивающее реле стартера. Цена его благо доступна и начинается от 500 рублей и заканчивается несколькими тысячами. Помимо этого в конструкции есть бендикс с приводной шестерней и щетки.
Данный узел работает следующим образом:
Естественно, что стартер работает только при пуске двигателя, а потом отключается. Если этого не происходит, значит, один из механизмов неисправен.
После того как водитель вставляет в замок зажигания ключ и проворачивает его в рабочее положение, от АКБ поступает ток на тяговое реле. Благодаря этому бендикс редукторного стартера входит в зацепление шестерней, в это же время благодаря подаче напряжения на электродвигатель замыкается цепь и происходит запуск автомобиля. После того, как обороты мотора превышают обороты нашего стартера, он отключается. Включается только при следующем запуске ДВС. Ну а сейчас давайте рассмотрим, чем отличается редукторный стартер от обычного. Тут есть несколько интересных деталей.
Общий принцип действия ничем не отличается. Электрическая энергия также преобразуется в механическую. Единственное отличие - наличие редуктора. Помимо этого в таком стартере есть и постоянные магниты в обмотке, что позволило несколько увеличить надежность электродвигателя в целом. Конечно, тут есть и свои особенности. В частности, многие интересуются, сколько стоит стартер такого типа. В большинстве случаев несколько дороже классических, но не очень. В среднем на 10-15%. Зато срок его службы на порядок выше, и это обязательно стоит учитывать.Длительность эксплуатации такого стартера напрямую зависит от качества изготовления редуктора. Чем лучше сталь использовалась при отливе шестеренок, тем меньше шанс, что зубья слижутся уже после сотого запуска. В целом же конструкция сегодня пользуется популярностью, и редукторных стартеров появляется все больше и больше.
Вот мы собственно постепенно и подходим к ответу на вопрос о том, какой стартер лучше: редукторный или обычный. Для этого рассмотрим сильные стороны классического варианта. Они следующие:
Но есть тут и свои минусы, которые выражаются в следующем:
В целом же это достаточно надежная конструкция при правильном обслуживании. Но развитие не стоит на месте, и это привело к более совершенным редукторным стартерам. Рассмотрим их сильные и слабые стороны.
Мы уже разобрались, как работает данное устройство и в чем его принципиальные отличия. Уже несложно догадаться, какой стартер лучше, редукторный или обычный. Дело в том, что первый вариант имеет следующие сильные стороны:
Что же касается минусов, то и они здесь имеются и заключаются в следующем:
Нередко основной причиной поломки стартера с редуктором является то, что установлены комплектующие низкого качества. Это приводит к поломкам и различного рода неисправностям. В целом же такой агрегат имеет больше перспектив в будущем, нежели обычный стартер. И обусловлено это вовсе не тем, что один хороший, а второй плохой, а научно-техническим прогрессом.
Если вы решили заменить данный узел, то вам нужно сначала определиться, где находится стартер. Обычно это сторона водителя под двигателем или сбоку от него. Для снятия необходимо освободить место. В зависимости от расположения может понадобиться демонтировать защиту двигателя или воздушный фильтр с коробом. Дальше отсоединяем провода и откручиваем болты. Определить, где находится стартер, несложно. Он имеет цилиндрическую форму, и от него идут несколько проводов, зафиксированных гайкой. Все выполняется достаточно просто и быстро.
Вот мы и ответили на вопрос о том, какой стартер лучше: редукторный или обычный. Классические стартеры по-своему хороши, но постепенно выводятся из эксплуатации. Но есть у них и свои сильные стороны, как и у редукторных - свои слабые. К примеру, в глубинке будет сложно найти запчасти на стартер с редуктором, а на обычный - без проблем. Это же можно сказать и по поводу ремонта - не все сталкивались с редукторами на стартере и не каждый за это возьмется. Сколько стоит стартер с редуктором? Все зависит от марки авто, нормальный обойдется в 5-7 тысяч рублей.
fb.ru
Полноценный ответ на вопрос, вынесенный в заголовок данной статьи, несомненно, лежит в плоскости отчетливого и ясного понимания функционального назначения данного агрегата и его роли в функционирования автомобиля в целом, и силовой установки в частности. Основной целью работы прибора, называемого стартером, является раскручивание коленчатого вала силового агрегата до частоты вращения, обеспечивающей его (двигателя) устойчивый пуск. Наиболее распространенная классификация стартеров (по принципу действия) различает агрегаты инерционного типа, комбинированные и прямо действующие.
Однако первым вопросом, возникающим у автолюбителя, озадаченного неадекватным поведением силового агрегата своего автомобиля и не обремененного достаточным практическим опытом диагностики проблем, возникающих в процессе его эксплуатации, становится этот: «Где находится стартер?».
Простой и доступный ответ звучит примерно так: «В моторном отсеке под двигателем со стороны водителя».
В силу того, что стартер – агрегат не только сложный (в техническом плане), но и функционирует достаточно интенсивно, его выход из строя не относится к редко встречающимся эксплуатационным проблемам. В этом случае выхода лишь два: ремонт или замена стартера. Причем в любом случае его приходится демонтировать с автомобиля, что повергает в шок неопытного автовладельца.
Перед проведением демонтажных работ обеспечьте необходимый доступ к стартеру, выполнив следующие мероприятия:
В целях обеспечения максимальной практической ценности нашей информации, следующие мероприятия мы привяжем к автомобилю «ВАЗ 2105» - одной из наиболее распространенных моделей тольяттинской «классики».
Внимание! «Классические» модели ВАЗ оснащаются стартерами, устройство, принцип действия, место установки и обслуживание, которых практически идентичны, что делает работы по их демонтажу с автомобиля чрезвычайно похожими.
Итак, замена стартера. Подготовьте стандартный комплект инструмента и отсоедините клемму «-» от вывода АКБ.
Внимание! На моделях, оснащенных силовыми агрегатами инжекторного типа, придется дополнительно демонтировать щиток грязезащиты.
Далее непосредственно снимаем стартер:
Как и любой технический процесс, ремонтно-восстановительные работы по демонтажу (монтажу) стартера имеет определенные нюансы, неизвестные новичку. Например, во избежание последующих проблем в функционировании стартера проконтролируйте надежность крепления питающего провода, идущего к реле. Переменный контакт, иногда возникающий при ослаблении фиксации, способен надолго обеспечить вас поисковыми мероприятиями по выявлению источника проблемы.
В заключение приведем несколько практических советов по разборке стартера, поскольку именно эту цель преследует подавляющее большинство автолюбителей, ищущих ответ на вопрос: «Как снять стартер?»:
vipwash.ru
Установить стартер до упора его фланца в картер маховика
так, чтобы направляющий штифт на блоке цилиндров вошел в паз
стартера.
Закрепить стартер скобой и затянуть болт крепления скобы
моментом 70–90 Н·м (7–9 кгс·м). Для обеспечения установки
скобы можно снять соединительную шину.
193
|
ОБСЛУЖИВАНИЕ
ЭЛЕКТРОФАКЕЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
Техническое
обслуживание
ЭФУ
проводить
при
подготовке двигателя к зимней эксплуатации в связи с переводом
двигателя с летних сортов топлива на зимние, а также с
необходимостью проверки технических параметров основных
изделий ЭФУ: факельной штифтовой свечи и электромагнитного
клапана.
1 ЭФУ снять с двигателя.
2 Параметры для проверки факельной штифтовой свечи:
· При номинальном напряжении 19 В, ток через минуту
после включения должен быть 11,0-11,8 А.
· Пропускная способность жиклера свечи должна быть
440 см3/мин при давлении подаваемого воздуха
145 кПа (1,5 кгс/см2) и температуре 20º±5ºС.
3 Параметры для проверки электромагнитного клапана:
· При номинальном напряжении 24 В потребляемая
мощность - не более 48 Вт;
· Напряжение срабатывания (открытия) клапана 9-15 В;
· Напряжение отпускания (закрытия) клапана не более
6 В;
· Ток, потребляемый обмоткой электромагнита, при
напряжении
срабатывания
12В
и
температуре
окружающего воздуха 20ºС должен быть 0,8-1,1 А;
· Пропускная способность клапана не менее 3,5 л/час.
Клапан должен быть герметичным при давлении
воздуха 150 кПа (1,5 кгс/см2).
4 Топливные трубки в системе продуть сжатым воздухом
под давлением 97 кПа (1 кгс/см2).В обоих направлениях
воздух должен проходить свободно. Кроме того трубки
проверить на герметичность воздухом под давлением 485 кПа
(5 кгс/см2). Внутренняя полость трубок должна быть чистой.
Рис. 88. Факельная штифтовая свеча:
1 - накальный штифт;
2 - корпус
свечи в сборе;
3 - контргайка; 4 - фильтр; 5 - дозирующая вставка.
5 Если при проверке изделия укладываются в требования
ТУ, то они должны быть вновь установлены на двигатель. При
наличии отклонений по электрическому сопротивлению свечи
произвести ее замену.
В случае уменьшения пропускной способности свечи
вывернуть фильтр 4 (рис. 88), вынуть дозирующую вставку 5,
промыть их в неэтилированном бензине или этиловом спирте
и продуть сжатым воздухом. Затем установить и вновь
проверить пропускную способность свечи.
6 Установить изделия ЭФУ на двигатель. При установке
подключение топливопровода от ТНВД к электромагнитному
клапану производить с учетом направления стрелки, выбитой
на корпусе клапана.
Факельную штифтовую свечу при установке законтрить
контргайкой. Тщательно закрепить электромагнитный клапан
195
|
и надежно подтянуть соединения топливопроводов. Проверить
и при необходимости затянуть все соединения электропитания
ЭФУ, проверить надежность штекерных соединений.
7 После
установки
ЭФУ
на
автомобиль
прокачать
топливную систему ЭФУ и проверить ее герметичность, для
чего при работающем двигателе нажать кнопку включения
ЭФУ и удерживать ее в течение 30 секунд после загорания
контрольной лампочки. Подтекание топлива в соединениях
системыне допускается.
8 Проверить исправность электросхемы ЭФУ.
Проверка исправности электрической цепи включает в себя
проверку предварительного разогрева свечей, нагрева свечи
через сопротивление при сопровождении работы двигателя
работой ЭФУ. Предварительный нагрев свечей оценивать по
силе тока, потребляемого свечей, и по величине напряжения,
подводимого к свечи. Сила тока, потребляемая свечей,
составляет около 23 А, напряжение около 19 В.
Убедиться в автоматическом отключении генераторной
установки во время работы ЭФУ. Если ток, потребляемый
свечей, и напряжение, подводимое к свече, имеют те же
значения, что и в период предварительного нагрева, значит
автоматическое отключение генераторной установки работает
исправно.
ВНИМАНИЕ! ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ НЕОБХОДИМОСТИ
ЗАМЕНЫ ОДНОЙ СВЕЧИ ЗАМЕНЯТЬ ОБЕ ОДНОВРЕМЕННО.
ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ
ДВИГАТЕЛЕЙ
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ
ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБЫ ИХ
УСТРАНЕНИЯ
Причина неисправности
Способ устранения
ДВИГАТЕЛЬ НЕ ПУСКАЕТСЯ
Прежде чем искать причины затрудненного пуска двигателя,
проверить, есть ли топливо в баке и открыт ли кран всасывающего
топливопровода
Стартер
не
провора-
Проверить
степень
зарядки
и
чивает коленчатый вал
исправность
аккумуляторных
или вращает его очень
батарей
и,
если
необходимо,
медленно
зарядить или заменить их
Проверить
питания
контакты
стартера,
в
при
цепи
необ-
ходимости очистить и затянуть
клеммы проводов.
Проверить
состояние
контактов
реле стартера, при наличии под-
гара зачистить контакты
Проверить контакты щеток стар-
тера с коллектором и отсутствие
заедания
щеток
в
щеткоде-
ржателях, если необходимо, проте-
реть и зачистить коллектор, очис-
тить
боковые
грани
щеток,
заменить
изношенные
щетки
новыми или заменить неисправные
щеточные пружины.
197
Причина неисправности
Способ устранения
Если
невозможно
устранить
дефекты, заменить стартер.
Засорены
топливопро-
Промыть заборник, промыть и
воды или заборник в
топливном баке
Замерзание воды в топ-
продуть топливопроводы
Осторожно прогреть топливные
ливопроводах
или
на
трубки, фильтры и бак
сетке заборника топлив-
ного бака
Загустение
топлива
в
Заменить топливо другим, соот-
топливопроводах
Засорение фильтрующих
ветствующим сезону и прокачать
систему
Заменить фильтрующие элементы
элементов
фильтров
топливных
Неправильный
опережения
вания топлива
угол
впрыски-
Отрегулировать угол опережения
впрыскивания топлива
Наличие
воздуха
в
Прокачать
систему,
устранить
топливной системе
негерметичность
Не
работает
топливо-
Разобрать
насос
и
устранить
подкачивающий насос
Заедание рейки топлив-
неисправности
Отремонтировать топливный насос
ного
насоса
высокого
в
мастерской
или
заменить
давления
в
нулевой
исправным
подаче
Затрудненное перемеще-
ние рейки ТНВД из-за
Осторожно прогреть топливный
насос
загустевания смазки
infopedia.su
Для пуска двигателя легковых автомобилей разработаны специальные электромоторы на постоянном токе. Для пуска исправного двигателя достаточно вращать коленвал 3–5 секунд. Кратковременный режим работы пускового устройства позволил конструкторам рассчитать сильно оптимизированную конструкцию практически без запасов характеристик, необходимых для долговременной работы изделия. Это позволило уменьшить габариты и упростить мотор, удешевить стоимость изделия. На новом автомобиле это решение оправдывает себя. В процессе эксплуатации двигатель автомобиля теряет первоначальные характеристики. Возникают дополнительные нагрузки на стартер. Для долговременной бесперебойной эксплуатации электромотора важно рассматривать многие параметры работы автомобиля и материалы, которые были использованы изготовителем стартеров.
Стартеры различных производителей конструктивно аналогичны, общее устройство отражено на рис 1.
В общем случае в конструкцию входит:
• Корпус электродвигателя выполняется из стали. Конструктивно он выполняет не только несущие функции, но и служит для теплоотвода и охлаждения обмоток якоря и статора за счет инерционных тепловых свойств металла. Современные корпуса выполнены с хорошими водоотталкивающими свойствами, позволяющими мыть двигатель в случае необходимости без опаски попадания влаги в токоведущие элементы.
• На корпусе расположено втягивающее реле. Через рычаг реле соединяет шестерню стартера с маховиком двигателя автомобиля, обеспечивая возможность передачи крутящего момента при старте. Втянутый сердечник реле соединяет медные контакты, обеспечивая подачу энергии в статор и якорь мотора.
• На якоре расположены обмотка, подвижная шестерня и коллекторные пластины.
• Бендикс (обгонная муфта) служит для соединения на время пуска стартера с маховиком. Как только машина завелась, пружина возвращает шестерню в первоначальное положение и сердечник реле, размыкая контакты.
• Щеткодержатели обеспечивают крепление щеток электромотора и возможность их легкой замены при обслуживании узла.
Типовая электрическая схема подключения стартера изображена на рис 2. Когда владелец поворачивает ключ зажигания, он замыкает электрическую цепь, подавая напряжение на втягивающее реле. Сердечник втягивается, соединяя шестерни и замыкая токоведущий кабель от аккумулятора к обмоткам стартера. Электромотор вращается и обеспечивает раскрутку маховика двигателя. После того как обороты двигателя превысят обороты стартера, бендикс рассоединит шестерни стартера. На этом работа электродвигателя заканчивается до следующего пуска.
Обычно, в легковой машине используют электродвигатели мощностью от 2 до 3 кВт. При этом пусковой ток может превышать 300 А. Такой ток нагревает обмотки электродвигателя и способен вызвать искры в момент соединения контактов.
Совет профессионала: при пуске двигателя, не превышайте работу стартера более 15 секунд. Перед повторным пуском двигателя выдерживайте паузу не менее 1 - 3 минут в прохладное время года. Летом паузу необходимо увеличить до 5 минут.
Перегрев корпуса приводит к выходу из строя обмотки. Производители электромоторов для пуска двигателя стараются уменьшить ток потребления устройством и увеличить крутящий момент. Это возможно при использовании редуктора, см. рис 3.
Стартер с редуктором быстрее раскручивает маховик двигателя и имеет меньшие пусковые токи. Ремонт и техническое обслуживание таких стартеров затруднен. Кроме этого, некоторые производители используют пластик при изготовлении шестерни, см. рис 4.
Перегрев корпуса такого стартера приводит к поломке редуктора.
Совет профессионала: выбирайте стартеры без использования пластика если автомобиль эксплуатируется при температурах воздуха ниже минус 15 грд С.
Средний срок службы стартера составляет 120 000 км пробега автомобиля в смешанном режиме эксплуатации. Предполагается, что пуск двигателя происходит за 4 - 7 секунд с первого раза. Плохой бензин, износ двигателя увеличивают частоту использования стартера и продолжительность пуска двигателя. В зимнее время масло двигателя более вязкое. Возможен конденсат на свечах зажигания, усложняющих пуск двигателя.
Совет профессионала: в зимнее время осуществляйте пуск холодного двигателя с нажатой педалью сцепления. Перед пуском проведите продувку камер сгорания двигателя, нажав педаль газа до упора и включив стартер на 3 сек. Это разгонит масло и обеспечит хорошие условия для старта двигателя.
Холодное время года, подсевший аккумулятор и износ двигателя приводят к необходимости вращать коленвал дольше 5–7 секунд, на которые рассчитан стартер. Это значительно уменьшает срок эксплуатации электромотора. Рекомендуется осуществлять профилактику и замену изнашиваемых частей стартера после каждых 60 000 км пробега, если автомобиль прошел больше 100 000 км. В процессе эксплуатации в первую очередь изнашиваются подшипники скольжения (втулки) мотора. При этом увеличивается перекос якоря, что может привести к ухудшению зацепления шестерен и зализыванию зубьев. Увеличиваются силы трения при работе стартера. Из-за трения деталей внутри электродвигателя крутящий момент уменьшается и падает скорость хода поршня в камере сгорания. Происходит преждевременный разогрев корпуса.
Совет профессионала: уменьшение скорости вращения коленвала в момент пуска прогретого двигателя свидетельствует об износе стартера. Срочно проведите замену втулок, шестерен и щеток электромотора.
В автомобилях часто окисляются провода. При этом повышается сопротивление токоведущих кабелей в местах соединения. Если стартер не крутится, необходимо проверить контакт кабеля на аккумуляторной батарее. Длительная стоянка автомобиля в зимнее время приводит к полной разрядке аккумулятора. Эти неисправности необходимо устранить для работы стартера.
Обычно, при очередном ТО автомобиля владелец говорит о первых признаках износа стартера и необходимой профилактике. Электрик проверяет емкость аккумуляторной батареи и цепи питания мотора. Стартер снимают и разбирают, если его конструкция позволяет менять изнашиваемые части. Или меняют механизм полностью на новый.
Совет профессионала: требуйте обязательной очистки и шлифовки коллекторных пластин якоря стартера. Часто этого не делают, меняя щетки. Отсутствие шлифовки приведет к ускоренному износу щеток и возможной поломки контактных групп якоря.
Сильный износ втулок стартера ведет к перекосу якоря и износу шестерни. При пуске слышен неприятный хрипящий звук, маховик двигателя не крутится. Вторая или третья попытка старта может быть успешной. Эксплуатация стартера с зализанной шестерней может привести к выходу из строя венца маховика двигателя. Износ втулок приводит и к поломке редуктора стартера, если он конструктивно предусмотрен, см. рис. 5.
Частые попытки пуска приводят к преждевременному выгоранию контакта втягивающего реле. Соединение аккумулятора с электромотором оказывается невозможным. При такой поломке необходимо обратиться в мастерскую с целью замены контактной группы и проведению обслуживания стартера. Как временный выход в некоторых реле можно повернуть контакты на 180 грд, продлив срок эксплуатации токоведущих пластин. Это можно сделать в полевых условиях, если конструктивно такой вариант ремонта возможен.
Совет профессионала: в случае выгорания контактов пускового реле стартера автомобиль можно завести. Для этого необходимо поставить рычаг переключения скоростей в нейтральное положение, поставить автомобиль на ручной тормоз, включить зажигание и, выйдя из машины, соединить контакты втягивающего реле стартера мощной перемычкой (плоскогубцами). После пуска двигателя перемычку необходимо сразу убрать. Пользуйтесь данным способом только в крайнем случае.
Для успешной долговременной эксплуатации стартера необходимо учитывать многие факторы. Своевременная сезонная замена масла, контроль за состоянием двигателя, профилактические работы электрооборудования позволят сохранить стартер в рабочем состоянии на протяжении всего срока эксплуатации вашего автомобиля.
autospin.ru