Ни одна автомобильная система не будет нормально работать, если температурный режим не будет оптимальным. Особенно это касается мотора, который работает очень активно, из-за чего сильно греется. Для того чтобы агрегат не перегревался, в его конструкцию включена специальная система охлаждения, которая отвечает за отвод тепла. В системе присутствует такое устройство как радиатор, по которому движется охлаждающая жидкость.
Вместе с радиатором в машине устанавливается и вентилятор, который гоняет воздух. Естественно, вентилятор может время от времени выходить из строя. Какими же являются типичные неисправности этого вентилятора? Как их исправить? Давайте разберемся во всем этом.
Если произойдет поломка вентилятора системы охлаждения, то рано или поздно силовой агрегат перегреется. Именно поэтому нужно внимательно следить за состоянием вентилятора, а точнее, за его работоспособностью. Если вентилятор сломан, то необходимо в кратчайшие сроки определить причину поломки и исправить ее. Чаще всего вентилятор автомобильного радиатора или не работает вовсе, или работает постоянно. Конкретизируем проявления этих проблем.
В первом случае вентилятор может или вообще не включаться, или же попросту не выключаться. Несмотря на то, что проблем всего две, причин их возникновения – несколько. Вы можете сами проверить, насколько вентилятор работоспособен. Для этого нужно просто завести двигатель, не трогаясь с места.
Выждите немного, пока охлаждающая жидкость не нагреется до температуры выше оптимальной. Когда температура будет достаточной, то есть перейдет за красный рубеж соответствующего датчика, тогда должен включиться вентилятор, отчего под капотом появится дополнительный шум. Но если температурная стрелка уже зашла за красную отметку, а вентилятор не включился, то моментально остановите мотор, подождите, пока он остынет, после чего приступайте к поиску причин поломки.
Для начала осмотрите электродвигатель вентилятора. Для проверки подключите его прямо к аккумуляторной батарее, если двигатель карбюраторный. В случаях с инжекторными движками с датчика нужно снимать разъем, после чего вентилятор должен сработать, причем в аварийном режиме. Если после подключения вентилятор не включился, то придется покупать новый. Но если же он заработал, то все с ним нормально, и проверять нужно не его, а, например, температурный датчик. Зачастую, его монтируют в радиатор.
Отключите его, отсоединив провода, и замкните между собой. Если в этот момент включится вентилятор, то датчик сломан и подлежит замене. Проверьте провода питания вентилятора на предмет наличия обрывов. Обязательно осмотрите предохранитель и реле, которое отвечает за подачу питания вентилятору. Предохранитель отвечает за звуковые сигналы, поэтому для проверки его работоспособности достаточно нажать на клаксон. Реле же нужно проверять на предмет прикипания контактов. Также следует проверить работоспособность устройства при идущем на него напряжении. Если реакции – ноль, то реле нужно менять. Если Вы все тщательно осмотрите, то наверняка определите, в чем проблема.
Теперь разберемся с постоянной работой вентилятора. Одной из возможных причин постоянной работы вентилятора охлаждения может быть залипание контактов реле в том положении, в котором на электродвигатель подается напряжение. Еще такая ситуация возможна при заклинивании термостата в том положении, которое соответствует движению жидкости по малому кругу. Но возможно это только в том случае, если в машине нет отдельного температурного датчика, который отвечает за приведение вентилятора в действие.
Тогда происходит перегревание жидкости, вентилятор включается, но охлаждающая жидкость в радиатор не поступает. Температура жидкости останется высокой, хотя вентилятор будет работать. Еще термостат может заклинить в промежуточном положении, то есть жидкость будет идти к радиатору, но по причине частичного открытия полностью в радиатор не попадет, то есть, полностью не охладится. Все же, если вентилятор работает постоянно, то это не так страшно, как его нефункционирование. Поэтому нужно точно знать, что же делать, если обнаружена поломка агрегата.
Прежде чем снимать вентилятор, отключите клемму массы от автомобильного аккумулятора вместе со всеми проводами, которые идут к вентилятору. Только после этого можно демонтировать вентилятор. Дабы поломка не повторялась, а процесс охлаждения протекал более эффективно, специалисты рекомендуют время от времени производить очистку вентилятора, убирая разного рода загрязнения. Для чистки нужно использовать щетку.
Бывает так, что вентилятор ломается из-за обычной грязи. Дабы проверить, так ли это, отогните кожух двигателя и оцените, в каком состоянии находится оборудование. Как показывает практика, придется купить новые щетки, потому что они чаще всего ломаются из-за слишком большого количества грязи и преждевременного износа.
Достаточно часто вентилятор ломается из-за плохих контактов. Такое явление характерно для окисленных контактов, если Вы их никогда не чистили. Поэтому перед проверкой вентилятора проверьте провода, если нужно, то произведите замену.
Следующий этап заключается в проверке работоспособности ротора, его обмотки. В случае обнаружения обрыва или замыкания нужно будет осмотреть каждый виток, дабы определить поломку. Заблаговременно произведите очистку обмотки с помощью щетки по металлу и тряпки, отмоченной в растворителе. Запрещено использовать средства, которые содержат в себе агрессивные элементы.
Если Вы определили, что сломан электродвигатель вентилятора, то придется покупать новое устройство. Если Вы находитесь в дороге, температура двигателя стала критической, а включения радиатора не произошло, то для начала нужно остановить машину, после чего выждать время, пока двигатель остынет. Далее можете попробовать следующее:
1) Набирайте скорость больше 60 км/ч, так жидкость будет охлаждаться встречными потоками воздуха;
2) Замкните провода, которые идут к датчику, чтобы принудительно включить вентилятор;
3) Включите систему отопления салона автомобиля на полную мощность, так часть тепла жидкости будет уходить на салон.
Случается так, что вентилятор радиатора включается раньше времени. Виноват в этом температурный датчик. Зачастую он неправильно определяет температуру, отчего не в нужный момент посылает сигнал вентилятору.
В этом вопросе нужно правильно выбрать датчик. Они бывают двух видов – летние и зимние, причем температурный режим у них разный. Например, зимний датчик сработает позже, а летний - раньше. Если неправильно выбрать устройство, то не удивляйтесь тому, что вентилятор в Вашем автомобиле будет включаться или раньше, или позже, чем нужно. Датчик может работать правильно, но температурный диапазон устройству не подходит.
Многие автолюбители недооценивают, насколько важным и полезным является вентилятор радиатора автомобиля. Если не обращать внимания на поломку, рискуете заплатить приличную сумму за ремонт перегретого двигателя. Именно поэтому нужно вовремя диагностировать проблему вентилятора и как можно скорее ее устранить.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?Да Нет
auto.today
Часто возникает вопросов со стороны водителей, когда включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе. В основном проблема возникает из-за определенных неисправностей системы охлаждения. Например, многие не могут понять причину, когда вентилятор начинает включаться на холодном агрегате.
Своевременная профилактика, позволит избежать более серьезных проблем. Так как если не обратить особого значения и не починить вентилятор, то в будущем, можно вызвать перегрев мотора. В частых случаях требуется использование адаптера для проведения тщательной диагностики.
Устраняя главную причину, можно избежать замыканий вентиляторе. Многие специалисты считают, что процесс довольно-таки легкий, поэтому каждый челвоек, может, определить неисправность устройства в своем же гараже. Этот распространенный вопрос мучает многих людей, которые сталкиваются с неприятной проблемой. Но для начала следует разобраться с принципом работоспособности системы, которая поэтапно выходит из строя.
Стоит отметить, что подключения вентилятора осуществляется при помощи датчика. Этот важный элемент находится в нижней части радиатора. Более современные модели оснащены специальными запусками, которые, в свою очередь, проходят через блок управления агрегатом.
Однако, это происходит в редких ситуациях. Поэтому рассмотрим другой вариант. Полный прогрев охлаждающей жидкости достигает не менее до ста градусов. Соответственно, происходит замыкание цепи, после чего включается сам вентилятор. В подобном случае нужно искать причину в поломках. Так как когда портится система охлаждения, то в будущем могут возникнуть более серьезные проблемы.
Специалисты утверждают, что инжекторные автомобили считаются наиболее практичными. Их можно диагностировать гораздо быстрее, чем все остальные. Желательно воспользоваться компьютерной диагностикой, чтобы тщательно исследовать причину возникновения всех неисправностей. Некоторые модели при ошибках, сразу же показывают постоянно крутящийся вентилятор. Это способствует защите от перегрева.
Чтобы произвести сброс ошибок, необходимо снять клемму с аккумулятора в течение нескольких секунд. После того как произойдет очистка системы, соответственно, все нормализуется.
В частых случаях, функционирование вентилятора происходит сразу после включения зажигателя. Это происходит в процессе замыкания контакта датчика. Таким образом, можно обеспечить постоянную работоспособность обдувающего предмета. Данный способ считается самым безобидным в процессе наблюдения поломок. Если зажигание находится в включенном режиме, то это, приведет к разряду аккумулятора.
Чтобы осуществить тщательную проверку, необходимо установить холодный датчик и произвести измерение сопротивления на выводах. Если датчик исправный, то показатель сопротивления покажет процесс к бесконечности. При меньшем сопротивлении, происходит замыкание контактов.
Соответственно, для обеспечения работоспособности, потребуется сменить изделие. Тщательная диагностика, сразу же отметит наличие поломок при помощи специального кода. То есть когда включиться датчик, возможно определить показатель.
Датчик частично выходит из строя при наименьшем количестве жидкости. Даже при наличии антифриза, происходит моментальное разогревание дачтика. Этот процесс, может, нарушить всю функцию системы и доставить немало проблем. Подобная неисправность характеризуется банальным недосмотром.
При тщательном контроле, можно избавиться от серьезных проблем и поломок. Для этого необходимо проверять количество жидкости. Так как при испарении, в радиаторе не оказывается жидкости
При наличии малого количества жидкости, температура доходит до показателя агрегата. Например, если завести двигатель, он не будет полностью нагретым, но произойдет моментальное охлаждение вентилятора. Этот процесс происходит из-за того, что жидкость очень быстро нагревается в агрегате. Разрешить проблемы можно простейшим способом. Добавляя немного антифриза, можно избежать от воздушных пробок в системе.
Функционирование вентилятора зависит от разных способов, в этом вы уже убедились прочитав данную статью. Существует еще одна причина, которая выводит из строя работоспособность вентилятора. Например, при плохом прикручивании соответствующих проводов к кузову, вентилятор подключается к аккумулятору напрямую. Следует отметить, что в этом случае, необходимо своевременно принять меры, чтобы избежать серьезных проблем.
При таком варианте, можно ожидать возгорание автомобиля. Если произойдет сильное замыкание, то, соответственно, нагреются все провода. Чтобы избежать серьзных последствий, следует проверить соединения и провода, которые имеют доступ к датчику. Надежное скрепление проводов и неповрежденная изоляция, снижает риск возникновения серьезных последствий.
Каждый современный автомобиль оснащен термостатом с датчиком. Данное изобретение способствует эффективному управлению системы охлаждения. Однако, здесь же существуют определенные недостатки. При наблюдения сбоя в термостате, вентилятор будет безотказно функционировать.
Проверку устройства можно провести при помощи специального оборудования. Сопротивление при холодном агрегате должно показывать бесконечность.
Теперь, вы знаете, почему происходят неполадки в двигателе и как следует правильно провести диагностику, чтобы обеспечить функционирование устройства в правильном режиме.
avtodvigateli.com
В каждом автомобиле есть вентилятор охлаждения двигателя. Для чего он нужен?
Роль вентилятора в работе автомобиля
Вентилятор охлаждения двигателя выполняет функцию принудительного обдува радиатора и двигателя в момент, когда заведенный автомобиль не движется. Изначально при производстве машин было разработано два пути охлаждения двигателя:
При жидкостной системе для охлаждения используется жидкость, но также играет немаловажную роль и обдув, поэтому вентиляторы применяются в обоих случаях. Главная роль, что возлагается на вентилятор, заключается в равномерном отводе теплого воздуха от радиатора и горячего двигателя.
Существует всего два типа вентиляторов автомобильной системы охлаждения:
Первый вид вентилятора приводится в движение благодаря специальному ремню, что соединяет вентилятор с приводом коленчатого вала. Чтобы лопасти не рассыпались от большой скорости при высоких оборотах двигателя, крыльчатка вентилятора присоединяется к шкиву коленчатого вала при помощи термомуфты или гидромуфты. Это специальный гидромеханический привод, являющийся разновидностью вискомуфты.
На высоких оборотах привод притормаживает вращение крыльчатки. Муфта устроена таким образом, что позволяет вращаться вентилятору на такой скорости, на какой это необходимо. Благодаря этому, производиться необходимый отвод тепла от двигателя.
Вентилятор, работающий от электрического привода, быстро завоевал свою популярность. Такой вентилятор работает на основе показателей датчиков температуры. Благодаря этому работа вентилятора стала более равномерной и эффективной.
Механические вентиляторы
Поскольку электрические вентиляторы значительно эффективнее, то использование вентиляторов с вискомуфтой практически сошло на нет. Сегодня такие вентиляторы изредка применяют в некоторых моделях внедорожников. Это связано с тем, что электроника очень боится воды, а вот вискомуфта надежно защищена от любого попадания воды.
Вентилятор с электронным блоком управления
На основе показателей датчиков температуры, что чаще всего устанавливают в патрубке на выходе из радиатора и патрубке на выходе из двигателя, а также данных о работе двигателей электронный блок управления принимает решение о включении и выключении вентилятора, а также скорости вращения.
Вентилятор с термовыключателем
Термовыключатель установлен на определенные показатели температуры, например 70 и 85 градусов. При достижении нижней или верхней границы вентилятор включается или выключается. Такие вентиляторы применялись в более старых моделях. Сейчас профессионалы рекомендуют электровентиляторы охлаждения купить для своего автомобиля, так как их работа эффективнее. Но при поломке электровентилятора придется обратиться к специалистам.
fortstroi.com.ua
Система охлаждения крайне важна для стабильной работы двигателя. По её трубкам циркулирует антифриз, который забирает часть тепла и при прохождении большого или малого круга отдаёт его в атмосферу.
Для понимания роли вентилятора в системе охлаждения двигателя необходимо в подробностях рассмотреть, как работает эта система. Она состоит из множества взаимосвязанных элементов, таких как радиатор, термостат, расширительный бачок и так далее. Но главную роль в общей структуре, безусловно, играет рубашка с охлаждающей жидкостью.
Представьте себе, что по бокам автомобильных цилиндров расположены небольшие канавки. В них находится антифриз. Он забирает основную часть тепла, когда поршень поднимается и опускается.
Чтоб процесс охлаждения двигателя не прекращался ни на миг во время движенияантифриз постоянно циркулирует по системе. Если его температура ниже 80 градусов, то он идёт по внутреннему кругу, но стоит перейти эту температурную грань, как всё кардинально меняется. Охлаждающая жидкость посредством клапана, который также является и термостатом направляется на большой круг.
При прохождении большого круга охлаждающая жидкость попадает в соты радиаторы. Именно напротив этой детали установлен вентилятор системы охлаждения двигателя. Как только, возникает необходимость, он активируется и помогает теплу рассеяться в атмосфере.
Важно!Обдувание сот также происходит встречным потоком воздуха.
После того как антифриз пройдёт соты радиаторы, охлаждаемые вентилятором двигателя, он вновь попадёт в канавки цилиндров но его температура будет намного ниже. Этот процесс не прерывается ни на один миг во время движения авто.
Автомобильная индустрия постоянно развивается. Учёными изобретаются новые технологии, которые позволяют достичь гораздо большей производительности. Неудивительно, что существует множество вентиляторов, которые устанавливаются в системах охлаждения двигателя.
Тем не менее в жёсткой конкурентной среде выживают только сильнейшие из сотен возможных типов. За более чем сто лет непрекращающегося соревнования осталось всего две наиболее производительные конструкции: механическая и электрическая.
Первый тип вентиляторов охлаждения двигателя приходит в движение посредством крутящего момента, который передаётся от коленчатого вала через шкив. Именно такая конструкция была доминирующей на рынке последние 20 лет. Но в последнее время у неё появился серьёзный конкурент.
Вентилятор охлаждающей системы с электрическим приводом по многим параметрам превосходит своего механического оппонента. Состоит он из блока управления и мотора, который работает от бортовой сети автомобиля.
Внимание!Электрический вентилятор охлаждения активируется от команды температурного датчика, точнее, его показаний.
Перед тем как приступить к объяснению принципа работы вентилятора охлаждения двигателя необходимо немного углубиться в типизацию. Безусловно, все вентиляторы делятся на механические и электрические, но также их можно классифицировать в зависимости от системы управления. Естественно, что это определённым образом сказывается на принципе работы.
Вентиляторы системы охлаждения делятся на такие типы:
Сейчас в устройстве автомобилей практически не осталось систем охлаждения, в которых можно было бы найти вентилятор с вискомуфтой. Тем не менее на внедорожниках до сих пор устанавливают такие конструкции. Это объясняется продольным расположением двигателя, но не только.
Главное достоинство вискомуфты — её герметичность. Как результат автомобиль с таким охлаждением может без малейших трудностей пересекать речки и небольшие водоёмы.
Внимание!Обычные электрические вентиляторы охлаждения в двигателях сразу же ломаются при контакте с водой.
Это связано с особенностями работы вентилятора охлаждения двигателя. Вискомуфта является герметичной. Поэтому вода не может ей навредить. Электрические вентиляторы при таких испытаниях приходят в негодность.
Вискомуфта заполняется маслом на силиконовой основе. Под воздействием температуры его свойства меняются. Чем больше нагрев, тем выше скорость вращения вентилятора охлаждения двигателя.
Вискомуфта состоит из таких конструктивных элементов:
Устройство вентилятора с электроприводом немного отличается. Во-первых, здесь есть электродвигатель, приводящий устройство в движение. Во-вторых, за выбор режима работы и интенсивность вращения отвечает блок управления вентилятором охлаждения двигателя. Также в конструкцию входят такие элементы, как температурный датчик и реле.
Внимание!Самые современные электрические вентиляторы охлаждения двигателя имеют несколько датчиков.
Один датчик монтируется в корпус термостата. Некоторые производители устанавливают его в патрубок на выходе из двигателя. Второй прибор находится на патрубке, который выходит из радиатора. На основе разницы показаний блок управления выбирает интенсивность работы устройства.
В те времена, когда электроника ещё не достигла такого уровня развития, использовались другие методы управления работой устройства. Были так называемые термовыключатели. Именно они отвечали за активацию.
Принцип действия устройств, работающих с термовыключателями довольно прост. Сигнал с датчика передаётся на шкалу, расположенную в салоне. Именно на её показания ориентируется механизм, когда нужно изменить скорость вращения.
Как только температура антифриза превышает заданные производителем нормы, внутри термовыключателя замыкаются контакты. Они в свою очередь имеют прямой выход на питание агрегата. После этого напряжение начинает поступать к электрическому мотору. В результате крыльчатка вращается.
Внимание!При нормализации температуры жидкости, контакты размыкаются, и устройство прекращает свою работу.
Обычно подобный дефект свидетельствует о том, что температурный датчик перестал функционировать. Но для того чтобы сделать какой-либо конкретный вывод понадобится провести более полную диагностику.
Внимание!В большинстве случаев, если полости устройства вращаются постоянно. Это значит, что неисправность кроется в датчике включения. Но при диагностике вы должны учитывать, что причина поломки вентилятора может крыться в чём-то другом.
Чтобы провести первичную диагностику снимите штекерный разъём. Он находится на температурном датчике. После чего путём замыкания проверьте состояние клемм. Для этого вам понадобится кусок проволоки.
В двойном термодатчике сперва нужно замкнуть красно-белый и красный кабеля, затем красный и чёрный. В первом случае крыльчатка будет вращаться медленно, а во втором быстро. Если ничего не происходит вентилятор нужно заменить.
Вентилятор — это важное устройство для обеспечения нормальной работы мотора. Он помогает конструкции эффективно охлаждаться даже на предельных оборотах двигателя. Всё большую популярность набирают устройства с электронными блоками управления.
www.autonastroy.ru
Вопрос тривиальный. Сначала рекомендуем определить место установки самодельного вентилятора. В технике доминируют два типа двигателей: коллекторные (исторически первые), асинхронные (изобретены Николой Теслой). Первые сильно шумят, переключение секций вызывает искру, щетки трутся, вызывая шум. Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротор потише, помех генерирует меньше. Пускозащитное реле найдете в холодильнике. Добавив пару фраз шутливых фраз, вернем серьезность сайту. Как сделать вентилятор своими руками, не напугать родных. Попробуем ответить.
Устройство вентилятора настолько простое, пропадает смысл рассказывать, расписывать внутренности. Что учитывать при проектировании? Помните рычание циклонного пылесоса, громкость выше 70 дБ. Внутри коллекторный двигатель. Чаще лишенный возможности регулирования оборотов. Решайте, в месте установки самодельного вентилятора допустим подобный уровень звукового давления? Выбрав второе, сконцентрируемся на асинхронных двигателях, простые модели не требуют наличия пусковой обмотки. Мощность мала, вторичная ЭДС наводится полем статора.
Барабан асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором прорезан медными жилами по образующей, род углом к оси. Направление уклона определяет сторону вращения ротора двигателя. Медные жилы не изолируются от материала барабана, проводимость олимпийского металла превосходит окружающий материал (силумин), разность потенциалов меж соседними жилами невелика. Ток течет по меди. Меж статором, ротором отсутствует контакт, искре неоткуда взяться (проволока покрыта лаковой изоляцией).
Шумность асинхронного двигателя определяется двумя факторами:
Правильно проведя настройку, обслуживание асинхронного двигателя, можно добиться практически полной бесшумности. Рекомендуем подумать, важен ли уровень звукового давления. Дело касается канального вентилятора- допускается использовать коллекторный двигатель, требования задаст местоположение секции.
Канальный вентилятор ставят внутрь секции воздуховода, монтируют, разрывая тракт. Для обслуживания секцию изымают.
Шум теряет главенствующую роль. Звуковая волна, проходя воздуховод, затухает. Особенно быстро часть спектра, имеющая несогласованные размеры относительно ширины/длины сечения тракта. Подробнее прочитаете учебники по акустическим линиям. Коллекторный двигатель можно использовать в подвале, гараже, лишенных людей. Соседи кооператива услышат, скорее поленятся обратить внимание.
Чем хорош коллекторный двигатель, что боремся за право использовать. Три недостатка асинхронного:
В начальный момент асинхронный двигатель не развивает большого крутящего момента, предпринимается ряд специальных конструктивных мер. Для вентилятора не важно. Большинство бытовых моделей оснащено асинхронными двигателями. На производстве число фаз увеличивают до трех.
В одном видео Ютуб предлагалось использовать двигатель постоянного тока на 3 вольта из хозяйственного магазина. Увенчивает шнур USB, работает, вращая лопасть лазерного диска. Полезное изобретение? Если надоел лишний порт, жару поможет пережить. Проще взять процессорный кулер, запитать от системного блока. На 12 вольт идет желтый провод (красный на 5). Черная пара – земля. Из старого компьютера соберете. Гражданам РФ просто лень изобретать, выкидываем любопытное оборудование на свалку.
Асинхронные двигатели вентиляторов работают без пускового конденсатора… Особенность вентиляторных двигателей заключается: идут прямо с обмоткой. Пара советов, помогающих раздобыть двигатель:
Вопрос, из чего сделать вентилятор, не решен, умолчи авторы о крыльчатке. Перво-наперво холодильник! Компрессор обдувается крыльчаткой. Будете доставать мотор, снимите. Пригодится. Что касается стиральной машины, барабан пустите на авиационный пропеллер. Пластиковый бак годится сделать корпус. Места сгиба грейте строительным феном.
Осмотрите блендер, снабдите ненужным лазерным диском, получившим форму крыльчатки. Сделать вентилятор самостоятельно можно, воспользовавшись подручными материалами. Не требуется большая мощность, нет смысла слишком усердствовать, оттачивая детали. Верим, читатели знают, как сделать вентилятор своими руками.
Решили порадовать читателей, рассказав, как сделать вентилятор. Обзор далеко не первый, пришлось покопаться, отыскивая стоящее. Смотрится шикарно идея создания вечного вентилятора, крутящегося вечно. Пользователь mail.ru выложил конструкцию, смотрящуюся привлекательно. Давайте посмотрим вблизи, обдумывая попутно, как сделать вентилятор, работающий вечно.
Знаете, конечно, системные блоки работают тихо (современные модели). Малейший шум означает: у кулера сбилась ось, либо пора смазать постаревший вентилятор. Работают часами, дни складываются неделями, системный блок послужит годы. Стало возможным, благодаря продуманной технологии. Задумайтесь, от величины силы трения зависит шум. Энергия механическая становится тепловой, акустической за счет наличия шероховатостей. Процессорные кулеры легко вращаются, стоит подуть.
Кулер процессорный
Автор видео – извиняемся за отсутствие имени, оправдываем: ролик на английском – предлагает собрать из аксессуара вечный вентилятор. Точность подгонки деталей велика, лопасть крутится легко. Затраты сокращаются до минимума. Автор видео, выложенного каналом deirones, заметил: вентилятор процессора питается постоянным током. Полез внутрь, обнаружил четыре катушки, равноотстоящие по окружности, осями направленными к центру приборчика.
Внутри не наблюдается коммутаторов, означает парадоксальный факт: поле катушек постоянное.
Если асинхронный двигатель типичного вентилятора питается переменным напряжением 220 вольт, создающим вращающееся магнитное поле, в нашем случае картина постоянная. Могли бы сказать: внутри ротор приводит в движение коммутатор, создающий нужное распределение. Неправда, подтверждается дальнейшим ходом мысли автора, результатом опыта. Западный новатор решает заменить катушку постоянным магнитом. Действительно, нет переменного поля — зачем электрический ток?
Демонстративно автор отрезает провод питания, располагает магниты неодима (жесткого диска) периметром рамки. Каждый на продолжении оси катушки. Работа закончена, лопасти бодро начали вращаться. Полагаем, просто использован принцип, замалчиваемый ортодоксальной литературой. Коммерческая тайна патентообладателя.
Процессорный кулер
Начальное движение лопасти получают за счет случайных флуктуаций воздуха. Напоминает магнетрон, раскачка колебаний вызвана естественным хаотичным движением элементарных частиц. Возник вопрос, что задает направление вращения. Конструкция абсолютно симметрична. Решили разобраться, высказываем наши наблюдения:
Процессорный кулер
Работа кулера
Согласитесь, удобнее, нежели мутить порты USB, постоянно тратить батарейки. Работает вечный вентилятор из произвольного положения, лишен проводов. Полагаем, определяющую роль играет сила магнитов. Перестает работать простое правило: больше — лучше. Проскальзывает золотая середина. Когда лопасти будут крутиться от случайного потока воздуха, преодолевая поле кусочков неодима. Слабые магниты наверняка бессильны удержать устойчивое вращение. Сила поля должна быть в точности, как создаваемая катушками под действием напряжения +5 или +12 вольт.
Обсудили, как сделать вентилятор, измерим направление, силу магнитного поля катушек. Пользуются специальными приборами. Магнитометр, тесламетр, сформирован преобразователем магнитной индукции, измерительным модулем. При взаимодействии полей получается результирующая картина, называется сцеплением. Преобразователь генерирует ЭДС. Размер определяет измеряемая сила магнитного поля. Как два пальца! Стоит 10000 рублей.
Магниты будут располагаться на значительном удалении от оси. Катушки стоят намного ближе. Нужно знать изменение картины с расстоянием. Согласно закону Кулона, сила падает обратно пропорционально квадрату удаленности, справедливо для одиночных зарядов произвольного знака. Магнитные полюсы отдельные в природе пока не найдены (создать не представляется возможным), в закон вносится куб расстояния . Допустим, удаление до катушки от оси составляет 1 см, периметром по диагонали получается 10. Значит, неодим должен быть сильнее в 10 х 10 х 10 = 1000 раз, маленькой катушки.
Никто не обязывает располагать неодимовые магниты периметром вентилятора на диагоналях. Полюсы лежат крест-накрест. Регулируют силу воздействия в широких пределах. Располагая неодимовые магниты по центру сторон рамки вентилятора, значительно увеличиваем напряженность поля. Проведем расчет. Допустим, гипотенуза треугольника со стороной 10 см является диагональю. Расстояние до центра квадрата будет равно 10 / √2 = 7 см. Видите, отношение с 1000 падает, достигая 7 х 7 х 7 = 343. Весомо, отчаявшимся найти сильные магниты неодима для создания вечного вентилятора.Силу измерим! Годится компас (имеются пользовательские конструкции, собираемые своими руками, например, http://polyus.clan.su/index/indikatory_magnitnogo_polja_svoimi_rukami/0-52). Следует подключить к питанию одну катушку. Затем найдите положение, поднесенная стрелка отклонится примерно на 45 градусов (не нравится – берите любой другой азимут). После начинайте эксперимент с неодимом. Располагайте кусок на разных удалениях, добиваясь совпадения отклонения стрелки с получающимся при использовании катушки вентилятора процессора. Наверняка расстояние не равно диагонали, половине стороны, придется неодим ломать, резать.
Пропиливая одну кромку по длине, аккуратно ломаем части о гвоздь, получая нужную напряженность поля для создания вечного вентилятора. Полагаем, индукция распределяется пропорционально объему. Сегодня рассказали доходчиво, как сделать вентилятор своими руками!
Желающий изготовить вентилятор своими руками, видит 3 проблемы: достать двигатель, питание, сделать пропеллер. Детали должны взаимно стыковаться. Три проблемы решены, начинаете своими руками делать вентилятор. Сегодня дома обилие импульсных блоков питания. Задумайтесь, началось в 90-е. Игровые приставки, мобильные телефоны, прочая аппаратура. Техника ломается, импульсные блоки питания остаются. Вольтаж иногда нестандартный, большинство моторчиков работает, питаясь любым напряжением. Просто обороты будут меняться сообразно вольтажу. Дома завалялась сломанная бытовая техника — немедленно сделайте вентилятор самостоятельно.
Постоянно люди пытаются сделать своими руками особенный вентилятор. Один вопрос чаще выходит за рамки обсуждения: источник питания. Само устройство вентилятора настолько очевидно, пропал смысл останавливаться подробнее. Итак, понятно, батареек сегодня немыслимое количество. Смогут ли работать долго. Ответ – нет. В крайнем случае возьмите «крону», в советское время считали надежным источником энергии. Блок питания плох, мощность постепенно станет падать, обороты уменьшаться, человека раздражать. Важна стабильность без дополнительных усилий. Отсутствует маленький аккумулятор 12 вольт — приготовьтесь: начнем искать, как сделать источник энергии самодельного вентилятора.
Первое, приходит в голову: курочить компьютер. Известно, миниатюрные устройства питаются портом USB. Гаджеты подзаряжаются. Порт USB является источником неиссякаемой энергии. Напряжение невелико, понадобится низковольтный мотор постоянного тока. Полагаем, можно найти дома, купить в хозяйственном магазине. Сколько составит мощность порта: по старым стандартам 2–3 Вт. Другое дело, найти устройство-хост с обновленной версией интерфейса (2014 год признал редкостью). Разработчики обещали выдать 50 Вт (даже больше, верится с трудом). Правда проводов станет больше, номинальных напряжений прибавится. Напоминаем, согласно традиции, питание подается на красный (+), черный (-) провода. Белый, зеленый – сигнальные.
Понятно, большой мощности ожидать сложно, – даже если порт поддержит, моторчик не потянет. Рекомендуется присмотреть вольтаж побольше. Двигатель должен питаться бόльшим напряжением. Например, рекомендуют использовать кулер процессора. Напряжение питания меньше положенных 12-ти вольт, просто понизится скорость вращения. Превышать остерегайтесь – возможно сгорит мотор.
Ищем энергию, вопрос проще решается, нежели для 3 вольт:
Предлагаем не собирать импульсный блок питания, сделать своими руками обычный. Напомним, первые отличаются трансформаторами малых размеров. Стало быть, блок питания будет сравнительно больших габаритов. Будет состоять из следующих частей:
На выходе постоянное напряжение амплитудой 12 вольт. Старайтесь не перепутать клеммы. Где «плюс», где выходит «минус» можно понять, изучив схему. Ниже приводим рисунок моста, смотрите, читайте пояснения. В радиоэлектронике направление тока указывается противоположное истинному. Заряды текут, согласно поверьям, в направлении от плюса к минусу (навстречу электронам). Читая схему, увидите: у диода, транзистора эмиттер, помеченный стрелкой, смотрит неправильно. В направлении движения положительных зарядов. Каждый имеет пометки, на схеме обозначается большущей стрелкой-треугольником. Следовательно, всегда узнаем, «плюс», руководствуясь графическими обозначениями, приведенными чертежом.
Рисунок показывает: плюс будет справа, передается согласно стрелке диода на нижнюю клемму выхода. Минус уйдет наверх. При переменном напряжении (грубо говоря) плюс, минус будут чередоваться слева-справа, станет понятным название выпрямителя – двухполупериодный. Работает на положительной части напряжения и отрицательной. Диоды берите силовые, низкочастотные. Солидных размеров, рассеиваемая мощность сравнительно велика. Посчитать можно, используя незамысловатую формулу, взятую из учебного курса физики. Сопротивление открытого p-n-перехода (листаем справочник) умножаем на ток, потребляемый двигателем, берем запас минимум в 2 раза. Корпус моторчика содержит надпись, указывающую мощность, можно поделить на напряжение 12 вольт, попросту умножить на 2 – 3, взять диод с эквивалентной мощностью рассеивания (см. справочник).
Теперь рассчитаем трансформатор… Зашли сюда http://radiolodka.ru/programmy/radiolyubitelskie/kalkulyatory-radiolyubitelya/, выбрали программу Trans50, будем осваивать. Заметьте, среди ПО имеется, позволяющая посчитать параметры фильтра. Не жалеете, что собрались своими руками сделать вентилятор? Предлагают выбрать одну из 5-ти обмоток. Везде участвует сталь. Можете обойтись, потери будут велики. Сталь образует магнитопровод, энергия достается вторичной обмотке. Лучше найти старый ржавый трансформатор. Время плохое, в голодные 90-е свалки усеяны пластинами сданных в лом обмоток. Проблем с намоткой трансформаторов не возникало.
Пришло время понять, какое напряжение потребуется корректной работе схемы. Поможет термин, позаимствованный из электроники, действующее напряжение переменного тока. Вольтаж, на активном сопротивлении создающий тепловой эффект равный постоянному напряжению действующей амплитуды. Для получения необходимой величины напряжения на вторичной обмотке, нужно 12 вольт поделить на 0,707 (единица, деленная на корень квадратный 2). Авторы получили 17 вольт. Инженерный расчет грешит погрешностью 30%, возьмем небольшой запас (часть амплитуды до 1 вольт потеряется на диодах).
Что касается тока вторичной обмотки (требуется расчету), наберите в поисковике нечто вроде «мощность кулера». Проделаем вместе с читателями. Умные статьи пишут: ток потребления кулера указан на корпусе. Будет нужный параметр, подставим в калькулятор. Напряжение вторичной обмотки автор взяли 19 вольт. Падение напряжения на p-n-переходах мощных кремниевых диодов составляет 0,5 – 0,7 вольт. Следовательно, нужен соответственный запас. Умные головы поискали, сделали вывод, кулер процессора не потребляет свыше 5 Вт, следовательно, ток равен 5 поделить на 12 = 0,417 А. Подставляем цифры скаченному калькулятору, для ленточного сердечника получаем параметры конструирования трансформатора:
Первичная обмотка сформирована 1032 витками диаметром 0,43 мм. Ориентировочная длина проволоки составляет 142 метра, тотальное сопротивление 17,15 Ом. Вторичная обмотка состоит из 105 витков медной жилы с лаковой изоляцией диаметром 0,6 мм (длина 16,5 метра, сопротивление 1 Ом). Теперь читатели понимают: вопрос, из чего сделать вентилятор, начинают решать сердечником…
Насколько результативны предложенные технические решения? Опахала известны Древнему Египту. Свидетельствует клип Майкла Джексона, рекомендующий «вспомнить время» (Remember the time). Сюжет едва ли изготовили без консультации археологов, ученых-историков. Хотим доложить, в Мексике большинство дам пользуется веерами. Испанцы знают, как бороться с жарой, страна лежит на экваторе. Задумайтесь…
vashtehnik.ru
В 1994 году был разработан двигатель ВАЗ-21213, который занял свое почетное место под капотом новых и старых автомобилей «Нива». С того времени мотор постоянно модернизируется и совершенствуется, ровным счетом, как и система его охлаждения. В этом материале мы расскажем о том, как установить вентилятор на «Ниву», что для этого понадобится, а также на какие особенности системы охлаждения необходимо обратить особое внимание.
Прежде чем приступать к модернизации «сердца» автомобиля, стоит детально изучить его особенности, в частности, систему охлаждения. На «Ниве» она жидкостная, закрытого типа и с принудительной циркуляцией. Герметичность всей системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Когда двигатель нагревается, жидкость расширяется и вытесняется в бачок, когда мотор остывает – наоборот.
Термостатом и вентилятором радиатора регулируется тепловой режим работы агрегата. На карбюраторных автомобилях вентилятор охлаждения радиатора расположен на шкиве насоса охлаждающей жидкости, а на автомобилях, двигатель которых оснащен системой впрыска, два электрических вентилятора установлены перед радиатором. Последние включаются электронным блоком управления двигателя.
Вентиляторы охлаждения бываю трех типов: с вискомуфтой, с электронным блоком управления и с термовыключателем. Наибольшей популярностью пользуются вентиляторы с электроприводом, которые состоят из электродвигателя, электронного блока управления, температурного датчика и реле включения вентилятора. Вентиляторы с вискомуфтой чаще всего устанавливает завод-изготовитель.
Важно! Для настройки режима работы вентилятора потребуется расходомер воздуха и датчик, который будет следить за частотой вращения коленчатого вала. Интенсивность работы вентилятора зависит от показаний температурного датчика. Вентиляторы охлаждения данного типа устанавливают на классическую «Ниву» и на Шевроле «Нива».
На классической «Ниве установлена стандартная система охлаждения, которая далека от совершенства и редко справляется со своими обязанностями. Неудивительно, что многие автовладельцы стараются усовершенствовать свой автомобиль путем установки надежных и эффективных вентиляторов.
Интересный факт! Стандартной модернизацией принято считать установку двух электрических вентиляторов, которые помещаются перед радиатором, тем самым освобождая место под капотом.
Для того, чтобы усовершенствовать вентилятор охлаждения радиатора «Нивы», потребуются следующие инструменты и расходные материалы:
1. Для установки температурного датчика – тройник;
2. Резиновые амортизаторы;
3. Реле, хомуты и клеммы;
4. Предохранитель и установочная колодка;
5. Электронный блок управления.
Датчик может быть установлен в трех местах: радиатор, верхний патрубок или нижний патрубок. Специалисты рекомендуют остановить свой выбор на последнем варианте, в таком случае удастся контролировать температуру на выходе радиатора.
Многих автовладельцев волнует не только вопрос усовершенствования старых моделей «Нивы», но и непосредственно замена вентилятора охлаждения в случае поломки. Заводской схемой предусмотрено параллельное подключение вентиляторов, а их включение происходит при помощи двух реле. На автомобилях с карбюраторным двигателем вентиляторы включает датчик на радиаторе, а на инжекторном – блок управления двигателем. От этого и зависит способ замены.
На классической «Ниве» вентилятор установлен на помпе, а скорость его вращения зависит от оборотов двигателя. В современных условиях эксплуатации транспортного средства данная конструкция может привести к перегреву мотора. Поэтому и необходимы электрические вентиляторы охлаждения.
Для того чтобы агрегаты работали и на малых, и на больших оборотах, потребуется установка дополнительного реле. Его управление может быть ручным и/или автоматическим. Схема подключения вентиляторов отличается в зависимости от типа двигателя. Примерьте новые вентиляторы к старым кожухам, чтобы дополнительно не вырезать проймы. А вот вся суть подключения заключается в правильном соединении реле и выводов.
Схема подключения в последовательном соединении:
1. Разместите дополнительное (пятиконтактное) реле рядом с вентилятором. Выводы 85 и 86 – выводы катушки электромагнита, вывод 30 – подвижный контакт, а 87 и 87а – неподвижные контакты.
2. Провод «-» извлеките из фишки, подключенной к одному из вентиляторов, и подключите его к выводу 87а, а освободившееся место при помощи провода соедините с выводом 30.
3. Вывод 87 соедините с проводом «+» второго вентилятора.
Обратите внимание! При замыкании реле вентиляторы будут подключены последовательно, а при отключенном параллельно.
4. Из гнезда штатного реле извлеките провод и подключите его к выводу 85, при этом вывод 86 соедините с массой автомобиля.
5. У вас освободится вывод штатного реле, который необходимо соединить с дополнительным датчиком включения.
Знаете ли Вы? Карбюраторные двигатели позволяют использовать два датчика включения с различной температурой реагирования.
На автомобиль Шевроле «Нива» вентиляторы системы охлаждения подключаются идентично. Схема работает следующим образом: при достижении температурой порога реагирования датчика сработает реле, что приведет к поступлению тока на плюсовую щетку первого вентилятора, затем на минусовую, и в итоге на электродвигатель второго агрегата. Установка электрических вентиляторов на «Ниву» поможет избежать постоянного шума автомобиля, увеличит проходимость, снизит нагрузку на двигатель, а также сократит расход топлива.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?Да Нет
auto.today
Работа силовой установки авто невозможна без обеспечения оптимального температурного режима. Для этого в конструкцию мотора включена система охлаждения. Она подразделяется на воздушную и жидкостную.
Воздушная система охлаждения конструктивно проще, поскольку включает в себя только турбину с крыльчаткой, приводимой в действие от коленчатого вала ремнем. Эта турбина действует постоянно, пока вращается коленчатый вал. Она подает воздух на цилиндры двигателя, охлаждая их. Для лучшего охлаждения на цилиндрах имеются специальные ребра.
Жидкостная система по конструкции значительно сложнее, но она более эффективна и в лучшей степени поддерживает температурный режим.
Состоит она из рубашки охлаждения, по которой циркулирует жидкость. Для обеспечения циркуляции в конструкцию включен водяной насос, приводимый в движение ременным или цепным приводом от коленчатого вала.
Также конструкция включает термостат, который обеспечивает движение жидкости по двум так называемым кругам. Один из кругов – малый, в котором жидкость движется только по рубашке охлаждения и системе отопления салона. Нужен этот круг для более быстрого прогрева жидкости до нужной температуры. Как только температура достигнет определенного значения, термостат перенаправляет жидкость по большому кругу, включающему дополнительно и радиатор, где чрезмерно нагретая жидкость охлаждается.
Но без потока воздуха в жидкостной системе воздуха не обошлось. Именно воздухом жидкость в радиаторе охлаждается. При движении автомобиля поток воздуха проходит через соты радиатора и отводит тепло. Попадающий в подкапотное пространство воздух также дополнительно охлаждает двигатель.
Но бывают случаи, когда поток этого воздуха недостаточный для отвода тепла, к примеру, это может быть, если двигатель запущен, но автомобиль не движется. А перегрев двигателя допускать нельзя, поскольку это может привести к серьезным проблемам.
Для того, чтобы перегрева силовой установки из-за отсутствия движения, когда поток воздуха мал или вообще отсутствует, в конструкцию системы охлаждения входит вентилятор охлаждения радиатора.
Содержание статьи
Вентилятор охлаждения радиатора может иметь два вида привода – механический и электрический. Механический зачастую применяется на дизельных двигателях грузовых авто и тракторов. У них двигатель имеет продольное расположение, поэтому водяной насос располагается впереди, привод его осуществляется ремнем от коленчатого вала. На самом насосе закреплена крыльчатка, которая и обеспечивает поток воздуха на радиатор. Поскольку вращение насоса должно быть постоянным, то вентилятор все время подает воздух.
На некоторых авто используется механический привод вентилятора, но дополнительно имеется муфта сцепления вентилятора, которая позволяет отключать сам вентилятор, при этом водяной насос продолжает работать в штатном режиме.
На легковых же авто чаще применятся вентилятор охлаждения радиатора с электрическим приводом. Если по-простому, то такой вентилятор – просто 12-вольтовый электродвигатель, с закрепленной на его роторе крыльчаткой.
Установка дополнительных вентиляторов обдува радиатора на Газель
Фото: drive2.ru
Этот вентилятор работает не постоянно, включается он только при превышении определенного уровня температуры. Определение температуры жидкости осуществляется датчиком вентилятора, который и управляет работой вентилятора.
При превышении температуры датчик включает вентилятор в работу и он обеспечивает дополнительный поток воздуха для охлаждения жидкости. Как только температура снижается, датчик отключает вентилятор.
Так что у вентилятора системы охлаждения только одна функция, но она очень важна – снижать температуру жидкости, чтобы не было перегрева двигателя.
Если автомобиль передвигается вентилятор редко когда включается в работу, поскольку потока воздуха вполне достаточно. Но при стоянке с работающим двигателем, к примеру, в пробке, потока воздуха нет, температура быстро повышается и без вентилятора уже не обойтись.
Далее разберемся с основными проблемами с вентилятором, их всего две – он не включается в работу или же он работает постоянно. Проблемы то всего две, а вот причин их появления – несколько.
Проверить работоспособность вентилятора не сложно. Достаточно завести двигатель, но на само авто не должно передвигаться. После этого остается только подождать, пока температура жидкости не превысит оптимальное значение. При доходе стрелки датчика температуры на приборной панели к красной зоне, указывающей на превышение температуры, вентилятор должен включиться, появиться дополнительный шум из подкапотного пространства. Если же стрелка добралась до красно зоны, а вентилятор так и не включился, следует сразу же остановить мотор, дать ему остыть, а после уже искать причину.
Вначале нужно проверить сам электродвигатель вентилятора. Для этого его можно напрямую подключить к АКБ. Просто берутся два провода, подсоединяю их к АКБ, а вторые концы проводов подключаются к клеммам вентилятора. Если он не работает, значит, его нужно заменять. А вот если вентилятор заработал – он в порядке и нужно искать причину не включения его в работу дальше.
Далее проверяется температурный датчик вентилятора. Обычно он установлен в радиаторе. Проверка его тоже не сложная, достаточно отсоединить от него провода и замкнуть между собой – если вентилятор заработает, это будет указывать на неисправность датчика и надобность его замены.
Дополнительно проверяются провода питания вентилятора на обрыв, а также целостность предохранителя и реле, обеспечивающее подачу электроэнергии на вентилятор. Проведя проверку всего указанного, обязательно найдется причина не включения в работу вентилятора при превышении температуры охлаждающей жидкости.
Теперь разберемся с такой проблемой, как постоянная его работа или очень раннее его включение.
Вентилятор может постоянно работать, если произошло залипание контактов реле в положении, когда подается напряжение на электродвигатель вентилятора.
Еще одной причиной постоянной работы может быть заклинивание термостата в положении, когда жидкость движется по малому кругу. Но это происходит только когда нет отдельного датчика контроля температуры, отвечающего за включение вентилятора.
В таком случае жидкость быстро перегревается, вентилятор включается в работу, но жидкость не подается на радиатор для охлаждения. При этом температура будет сохраняться высокой и вентилятор будет постоянно работать.
Также причиной может быть и заклинивание термостата в промежуточном положении, когда жидкость все же подается на радиатор, но из-за неполного открытия не успевает в достаточном количестве пройти через радиатор для охлаждения.
А вот причина раннего включения вентилятора в работу кроется в температурном датчике. У них замыкание контактов может происходить при разной температуре, поэтому если кажется, что вентилятор включается рано, то нужно просто заменить датчик.
Но постоянная работа вентилятора не так опасна, как не включение его в работу. Поэтому важно знать, как поступать, если обнаружено, что вентилятор не работает.
Итак, двигаясь на авто было отмечено, что температура дошла до критической отметки, а вентилятор не включился. Автомобиль следует сразу остановить и дать остыть двигателю. После чего можно:
Эти три способа помогут без особых проблем и перегрева двигателя добраться до ближайшего СТО и же домой для устранения неисправности.
avtomotoprof.ru