ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Как начать летать самостоятельно, хоть на чем-то, с мотором. Планер с двигателем


Как устроены планеры: тест-драйв машины без мотора

Через прозрачный фонарь вверху видно ясное небо с редкими облачками, в километре внизу — акватория Истринского водохранилища с отдыхающими на берегу и моторками, бороздящими водную гладь. Вокруг царят тишина и спокойствие, и единственная проблема, которая волнует меня в этот момент, — отсутствие у летательного аппарата, в котором я нахожусь, мотора…

Дмитрий Мамонтов

22 января 2018 18:30

«Мотор? Кому нужен мотор?» — смеется сидящий сзади инструктор, мастер спорта по планеризму и президент Федерации планерного спорта России Сергей Рябчинский. Его совершенно не беспокоит, что после отцепки от буксира стрелка вариометра, показывающая вертикальную скорость, отклоняется вниз. Впрочем, скорость снижения — чуть больше 1 м/с, так что времени у нас еще много. Мы ищем термик — восходящий поток, который позволит планеру набрать высоту и дольше продержаться в воздухе. Но похоже, что в этот раз нам не повезло — пару раз стрелка вариометра дергается, застывая около нуля, но потоки оказываются слишком слабыми, чтобы удержать планер. И минут через пятнадцать, совершив эффектный проход над площадкой, Сергей заходит на посадку.

Оседлав поток

Согласно определению, планер, или планёр (фр.planeur, от лат. planum — плоскость) — безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха, поддерживаемый в полете за счет аэродинамической подъемной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха. Но сухое определение не отражает всех достоинств планера. «Если судить с точки зрения аэродинамики, это самые совершенные летательные аппараты, которые были когда-либо созданы, — объясняет Сергей Рябчинский.- Существует такой показатель, как аэродинамическое качество, — это отношение расстояния, которое может пролететь ЛА с выключенным двигателем с некоторой высоты, к потере этой высоты. У легких самолетов он обычно составляет 10−15, а у планеров от 25−30 только начинается, то есть с высоты 1 км такой планер может пролететь по горизонтали 30 км. И это если только планировать и не использовать восходящие потоки».

Пилот в кабине планера располагается почти лежа. Парашют обязателен и вполне может пригодиться, скажем, в случае столкновения планеров в воздухе — на соревнованиях такое случается. Приборы и органы управления почти идентичны самолетным, за исключением ручек управления двигателями — у планера их нет.

На самом деле планеры летают намного дальше, если пилоту удается «оседлать» восходящий поток. Например, термик — термический поток в местах нагрева земной поверхности солнечным излучением. Обычно такие потоки образуются над пашнями, дорогами и местами городской застройки. Часто из-за конденсации паров воды в восходящем теплом потоке при попадании в более холодные вышележащие слои атмосферы термики «выдают себя» кучевыми облаками. Попав в такой восходящий поток, имеющий скорость несколько метров в секунду, планер может по винтовой линии снижаться относительно потока, но при этом подниматься относительно земли. Термики могут подниматься до 3000 м и дают возможность набрать высоту, необходимую для длительного планирования — до следующего восходящего потока. В средних широтах солнце прогревает воздух только с поздней весны до начала осени, так что планеризм здесь — спорт сезонный. Впрочем, термики не единственный вид восходящих потоков. При взаимодействии воздушных масс с элементами рельефа (холмы, крутые берега) возникают потоки обтекания, взбирающиеся на высоту в несколько сотен метров. А в горах можно встретить постоянные волновые потоки — одну из разновидностей стоячих волн (волн Ли) в атмосфере, которые образуются при обтекании воздушными потоками горных хребтов. Волновые потоки взбираются до высот в 10−15 км и поэтому используются планеристами для установления мировых рекордов высоты и дальности полета.

Планер довольно прост по конструкции, но имеет свои особенности, выделяющие его среди других летательных аппаратов.

Оторваться от земли

Но для полета планеру нужно набрать первоначальную высоту. Классические безмоторные планеры самостоятельно сделать этого не могут, и для взлета используется буксировочная лебедка или буксировка за самолетом. Роль буксировщика, как правило, выполняет польский легкий самолет «Вильга-35А» (PZL-104 Wilga), оснащенный специальным замком для буксировочного троса. Замок есть и у планера, и при штатной буксировке именно планер, набрав высоту, «отпускает» свой конец троса. А вот в случае возникновения нештатной ситуации это может сделать и пилот буксировщика. «В моей практике были такие случаи, — рассказал «ПМ» замначальника взлетно-посадочной площадки «Шевлино» по летной подготовке и руководитель полетов Леонид Домбровский. — Например, один из планеристов при взлете слишком резко потянул за ручку управления и начал уходить вверх- возник риск того, что самолет «клюнет» при рывке троса. Одна из обязанностей летчика при буксировке планера — следить за вот такими ситуациями, и как только я заметил это, сразу же сбросил трос. Особенности пилотирования при буксировке? Не сложнее, чем буксировать автомобиль на земле — нужно просто учитывать наличие планера, выдерживать оптимальную скорость (скажем, для учебного чешского планера L-13 BlanТk это 115 км/ч) и не совершать резких маневров».

Некоторые современные планеры оснащаются собственными двигателями — такие аппараты называют мотопланерами. Отдельные модели способны взлететь и набрать высоту самостоятельно, после чего двигатель выключается, пропеллер складывается (для улучшения аэродинамики), а аппарат продолжает полет как обычный классический планер. Впрочем, для этого нужен достаточно мощный (а значит — тяжелый) двигатель. Поэтому чаще всего мотопланеры имеют маломощный маршевый движок, недостаточный для взлета, но способный предотвратить вынужденную посадку на неподготовленную площадку — если пилот не найдет восходящих потоков или, скажем, резко изменится погода. Такая посадка грозит как минимум серьезными неудобствами — в самом лучшем случае придется вызывать самолет-буксировщик (если площадка позволяет взлететь) или вовсе вывозить планер в разобранном виде (не говоря уже о более жестких вариантах посадки). Впрочем, есть и обратная сторона медали — мотопланеры имеют большую массу, и для парения им требуются более сильные восходящие потоки.

Пилоту планера не мешает звук мотора — лишь легкий свист обтекающего кабину воздуха сопровождает полет аппарата.

Лететь впереди планера

Соревнования по планерному спорту для парителей предусматривают набор различных упражнений, среди которых — полеты по заданному маршруту (в том числе через назначенные области). При этом оценивается точность следования, средняя скорость, время прохождения маршрута. «Длительность маршрутов составляет обычно сотни километров, и все это без единой капли топлива! — говорит Сергей Рябчинский. — Мастерство пилота-планериста состоит не только и не столько в управлении планером — это как раз самая простая часть, она мало отличается от управления легким самолетом. Но в отличие от пилота самолета, у которого есть мотор, планерист должен быть стратегом — условно говоря, он должен лететь впереди планера, предусматривая различные альтернативные варианты маршрутов. Ведь полеты длятся по несколько часов, за это время погода может измениться. Поэтому перед стартом планеристы тщательнейшим образом изучают прогноз погоды по маршруту полета, предоставленный метеорологами аэродрома. А серьезные и достаточно богатые команды даже могут позволить себе собственного метеоролога».

Романтики неба

Спортивные планеры классифицируются по размаху крыла и максимальной взлетной массе: 15-метровый (525 кг), 18-метровый (600 кг), 20-метровый (750 кг). Существует также стандартный класс — это 15-метровые планеры с максимальной разрешенной взлетной массой 525 кг, в крыльевые отсеки которых разрешено заливать водяной балласт (до 250 л). Такое утяжеление повышает нагрузку на крыло и тем самым увеличивает горизонтальную скорость. А если восходящие потоки оказываются недостаточно сильными или погода меняется — воду можно слить, облегчив планер и уменьшив скорость снижения.

Планеры выстроились на поле взлетно-посадочной площадки «Шевлино» в ожидании буксировщика, который поднимет их на высоту в несколько сотен метров, где они смогут начать поиск восходящих потоков.

Но настоящей элитой планерного спорта является открытый класс, в котором ограничена лишь взлетная масса (не более 850 кг), а на размах крыла никаких ограничений не накладывается. Такой планер — настоящее произведение инженерного искусства, в его конструкции используются самые современные сверхлегкие и сверхпрочные материалы. «У современных планеров открытого класса с размахом крыла более 25 м аэродинамическое качество может достигать 60 и выше! И стоимость соответствующая, они гораздо дороже легких самолетов, — говорит Сергей Рябчинский. — Правда, и управлять таким летательным аппаратом может только очень опытный пилот-планерист: чем больше размах крыла, тем меньше ошибок прощает ЛА».

Двухместный учебный планер L-13 Blanik, созданный в Чехии конце 1950-х годов — самый массовый планер в мире (выпущено более 3000 штук). С полета на этом планере начинали свою карьеру практически все планеристы мира.

Именно на планерах этого класса некогда установлены абсолютные мировые рекорды высоты (29 августа 2006 года Стив Фоссетт и Эйнар Эневольдсон на планере Glaser-Dirks DG-505 с крылом в 22 м и установленным на месте двигателя кислородным оборудованием достигли высоты 15 460 м над Аргентиной) и дальности полета (21 января 2003 года Клаус Ольманн на планере Schempp-Hirth Nimbus 4 DM с размахом крыла 26,5 м пролетел 3009 км над аргентинскими Андами). «Да, более трех тысяч километров, — подтверждает Сергей, когда я переспрашиваю его, чтобы убедиться, что не ослышался. — Да, без единой капли топлива, только с использованием волновых восходящих потоков в горах. Планеры — как парусные яхты, ведь не зря же в английском языке их называют sailplanes — парусные самолеты. Наверное, пилоты планеров — это последние настоящие романтики неба».

P. S. Стоит заметить, что рекорд Фосетта и Эневольсона пал совсем недавно, 5 сентября 2017 года. Пилоты Джим Пейн и Морган Сендеркок на планере Airbus Perlan 2 достигли высоты 15902 метра, к слову, там же, над аргентинской Патагонией. А вот рекорд дальности с 2003 год так и не побит.

www.popmech.ru

Как начать летать самостоятельно, хоть на чем-то, с мотором / Хабр

Вторая статья для желающих начать летать самостоятельно. Сегодня мы будем рассматривать варианты сжигания дохлых мамонтов (бензина) для приобретения кинетической энергии.

Парящий полет (первая статья)

Моторный полет (под катом)

Первый раз за штурвал самолета я сел в 18 лет. До первого самостоятельного вылета налетал 25 часов и совершил около 100 взлетов и посадок. Сейчас мой суммарный налет на всем, что летает — порядка 400 часов. Это жутко мало, чтобы считать себя опытным пилотом, но достаточно, чтобы подсесть на “летную иглу”. Приглашаю и вас стать авиазависимыми.

[pathetic mode on] У авиаторов есть такая поговорка — погоду надо ждать на аэродроме. Если её несколько переиначить, то можно сказать: Авиацию надо любить — летая. [/pathetic mode off]

Говорить я буду про летательные аппараты с максимальной взлетной массой до 600 кг, иначе эта тема станет бесконечной. В статье будет использовано сокращение ЛА, которое означает летательный аппарат.

Любой моторный ЛА — это всего лишь планёр с двигателем. Если в воздухе у вас откажет двигатель, то вы превращаетесь в пилота плохого планёра. И ваши шансы на спасение равны вашим навыкам.

В прошлой статье было много вопросов касательно безопасности полетов как таковых. Сейчас я постараюсь больше внимания уделить рискам полета.

В воздухе еще никто не оставался. Все возвращаются на землю. (с) народная мудрость

Что может случиться в полете (упорядочены по уменьшению вероятности):
Важные особенности моторного полета
Каким людям не стоит летать
Самолет

С этих ЛА начиналась авиация. Самолет братьев Райт как раз относится к этой категории. По сути это воздушный автомобиль. Можно пролететь над домами или набрать километр высоты и смотреть на землю свысока. Полная свобода действий! Полет на маленьком самолете ничуть не похож на полет пассажиром на большом.

Факты:
* — в авиации не измеряют расход топлива на 100 км. Все меряется в часах работы двигателя при различной мощности. Приведенная цифра является усредненным значением.
Плюсы
Минусы
Медицинские требования В Европе управлять самолетом может даже инвалид, в СНГ же требуется пройти реальную медкомиссию. Но есть поговорка: медкомиссию не проходит только жадные или мертвые. Так что это не является непреодолимой проблемой. Ситуация потихоньку улучшается, и Европейские нормы приходят в наш мир.

Мотодельтаплан (дельталет)

Это именно та штуковина, на которой имел честь летать Путин. Если проводить аналогию самолет=автомобиль, то мотодельтаплан=мотоцикл. Есть и совсем новая тенденция nanoTrike — почти табуретка с мотором Продолжая аналогию, это воздушный мопед.

Факты:
Плюсы:
Минусы:
Еще фото
nanoTrike в полете
nanoTrike на земле
Парамотор (мотопараплан)

Это реализация идеи Карлсона. Одеть на спину двигатель и, используя параплан, лететь. Отличное хобби выходного дня.

Факты
Плюсы
Минусы
Паратрайк (аэрошют)

Это смесь мотодельтаплана с парапланом. Т.е. взяли очень большой параплан, тележку от мотодельтаплана, переделали ее, соединили с парапланом — и получилось вот такое чудо.

Факты
Плюсы
Минусы
Мотопланер
Мотопланера можно условно поделить:
Двигатели бывают:
Плюсы
Минусы

В статье не рассмотрен Автожир, т.к. у меня с ним мало опыта.

Выводы
Главное: хотите научиться летать безопасно — начинайте с парящего полета. Количество мифов и стереотипов об авиации крайне велико. Некоторые из них была сделана попытка развеять. И в завершение еще один момент.

Если вы считаете что полёты это удовольствие для богатых, то заблуждаетесь. Есть варианты даже для тех у кого размеры дохода не позволят летать на коммерческой основе.

Вне зависимости от ситуации с финансами, первое что нужно сделать — ПРИЙТИ НА АЭРОДРОМ. Совершите ознакомительный полёт (естественно, платно). В процессе этого вы не только поймете, насколько вам это интересно, но и обретете первых авиационных знакомых. Оптимальным вариантом будет попробовать не только самолёт, но и планер — это два разных мира и концепции.

Возвращаясь к варианту когда нет денег: можно летать (в т.ч. учиться), если выполнять какие-то работы на аэродроме. Работа это зачастую неквалифицированная (копать что-то или строить), но вы же хотите летать, да? Вакансии и объявления о таком не вывешиваются при входе на аэродром, но о них можно узнать в приватной беседе. Вот для чего вам и понадобятся знакомые на аэродроме.

Еще одной точкой приложения ваших сил, а также способом знакомства с миром авиации является волонтерство по профессии. В качестве, разработчиков, дизайнеров, художников, администраторов ОС, электронщиков and so on. Аэродромам, авиационным учебным центрам, федерациям авиационных видов спорта, как и прочим «земным» структурам, требуются сайты, графика и прочая IT-помощь. Также в помощи нуждаются коллективы авиареставраторов, среди которых есть команды поднимающие в небо исторические аппараты.

Если желание есть, а кому помочь неясно, обращайтесь к leksey Спиридонову Алексею ([email protected]) в России и к genius_a Воронину Антону по Украине.

Расскажите об этом предложении своим друзьям/подругам. Наш опыт показывает, что желающих контрибутить в этой области достаточно, но большинство не имеют точек пересечения с авиационным миром. Ремарка для тех кто думает, что эта такая попытка привлечь бесплатную рабочую силу: авиация в России и Украине в большинстве случаев, это занятие для подвижников и фанатов, где, как и на заре летания, все держится на энтузиастах. Впрочем, в главной авиационной стране — Америке, многое похоже.

habr.com

планер с электродвигателем YouTube

Планер АС-4-115 с электромотором. Планер российского производства

1 г. назад

Сверхлёгкие летательные аппараты-конструкторы из Пензы делают из стекловолокна, а последние модели из...

Pipistrel Taurus — планер с моторчиком

5 г. назад

Релакс-видео о небольшом полете Pipistrel Taurus — двухместного планера с мотором. Я в этот момент находился на...

В Пензе разработали уникальный планер с электродвигателем

2 г. назад

В Пензе разработали уникальный планер с электродвигателем Полный текст: http://penza.rfn.ru/region/rnews.html?id=672249&rid=572&iid=67021.

Планер АС-4-115 с электромотором - Первый полёт

3 г. назад

Первый полёт первого в России мотопланера с электрическим двигателем. Планер - АС-4-115 Конструктор планера...

Планер с электродвигателем

3 г. назад

А вот видео с планерной версией Теслы - электрический двигатель со складными лопастями. Батареи в отсеке...

2016-05-27 - Планер АС-4-ДУ с электродвигателями - Первый полёт

2 г. назад

2016-05-27 - Планер АС-4-ДУ с электродвигателями - Первый полёт.

2 г. назад

Небольшая компания «Авиастроитель» из Пензы разместила в Интернете видео первого полета сверхлегкого...

Полет моторного планера "Бланик" (MVI 0401 )

9 г. назад

Полет моторного планера "Бланик" на аэродроме Докучаева. Пилот Александр Морозов.

Самолетик с электро мотором

2 г. назад

Самолетик с электро мотором на радио управлении.

Планер без элеронов с толкающим мотором (59)

5 г. назад

Самодельный планер из потолочки. Крыло съемное, без элеронов, размах 1.5 метра. Управление только руддером...

планер с мотором 用电机的滑翔机 طائرة شراعية بمحرك

2 г. назад

Долой буксировщиков.

Планер из потолочки с толкающим мотором

6 г. назад

Эксперементальный самолет из потолочного пенопласта с толкающим мотором. Размах около 1500 мм, вес около 600 г.

Планер на ножках

5 мес. назад

сайт производителя https://www.ruppert-composite.ch/ оригинал спёрт отсюда: https://youtu.be/dH_-Ki6xrGA Но учтите - летая на этой штуке...

Реактивный пилотажный планер

2 г. назад

Владимир Ильинский и Сергей Ильинский показали красоту реактивного пилотажного планера на авиамодельном...

Планер с реактивным двигателем

3 г. назад

Я сначала не придал значения этому соревновательному номеру, наверное для красного словца, подумал я. Речь...

Планер с двигателем внутреннего сгорания

3 г. назад

Ну и более традиционный тип мотора для авиационной техники. На планерах используются как двухтактные ДВС,...

изделие 004 планер с мотором 01

6 г. назад

Размах крыла 2 метра. Вес 1 кг. Материалы: потолочная плитка и деревянные линейки.

syoutube.ru

Почему и как летает планер без мотора?

Полет в воздухе возможен двумя способами. Во-первых, в воздух могут подниматься аэростаты, т.е. – воздушные суда, которые легче воздуха, такие как воздушные шары и дирижабли. Сама конструкция воздушного шара может быть достаточно тяжелой, но внутри находится несколько тысяч кубических метров газа, более легкого чем воздух.

dla009 - Почему и как летает планер без мотора?

Типичный современный планер

Один кубометр воздуха весит примерно один килограмм, поэтому при его замещении внутри аэростата легким газом вся конструкция уносится в верх и может поднять несколько тонн груза. Достаточно, чтобы только на один килограмм заполненная конструкция оказалась легче воздуха. Подобным образом пустой футбольный мяч тонет в воде, но стоит добавить в него немного воздуха, как он поднимается вверх.

Второй способ воздухоплавания заключается в перемещении воздуха вниз. По этому принципу, динамично отталкиваясь от воздуха передвигаются в нем птицы, планеры, самолеты, парапланы, вертолеты, автожиры, листья клена и другие подобные воздушные суда. Хотя каждое из них делает это по своему, но принцип у всех одинаков – отталкиваться от воздуха, устремляясь в высь. При этом они все обладают крылом (подвижным или неподвижным), которое перемещается относительно воздушной массы.

Есть еще третий способ, менее популярный, который используют суда на воздушной подушке и экранопланы. С их помощью можно перемещаться над самой землей, на не толстой подушке из сжатого воздуха. Правда, этот эффект не позволяет подниматься высоко.

Чтобы лететь стабильно, не допускания снижения в направлении земли, крыло должно создавать такую подъемную силу, которая сможет уравновесить силу притяжения земли. Планеры передвигаются в воздухе без силовой установки, которая сообщала бы им поступательную скорость, поэтому они всегда скользят вниз относительно поднимающейся вверх воздушной массы, но удерживаются состояние равновесия между силой тяжести и подъемной силой.

Для снижения затрат энергии, то есть в данном случае – высоты, они конструируются таким образом, чтобы создавать наименьшее сопротивление и завихрения в воздухе. Спортивные планеры имеют тщательно «зализанные», плавные обводы и форма, а также длинные и узкие крылья. Они позволяют двигаться с большой скоростью, отталкивая воздух вниз, при этом не создавая больших завихрений. Такое аэродинамическое совершенство позволяет планер, весящий в пол тонны, тянуть и удерживать за буксирный трос одной рукой, либо приводить в движение и летать с помощью двигателя в несколько лошадиных сил, т.е. не более мощным, чем у газонокосилки.

Иначе ведет себя в воздухе, например, вертолет, крылья которого (т.е. лопасти ротора), тоже постоянно перемещаются в воздухе, но вокруг своей оси, поэтому делают возможным полет с очень малой скоростью, либо даже зависать на одном месте. Однако это создает огромные завихрения и требует огромной мощности получаемой за счет сжигания сотен литров топлива.

Благодаря своему аэродинамическому совершенству планеры опускаются очень медленно относительно масс воздуха – всего несколько десятков сантиметров в секунду, при этом достигая скорости около 100 км/ч. Скользя под небольшим углом он меняет высоту на большое расстояние. Современные планеры имеют аэродинамическое качество, достигающее более 1:60, это означает, что на один километр потери высоты он может спланировать на расстояние 60 км, в идеальных и неизменных атмосферных условиях. В реальности полет планера представляет собой циклический набор высоты на восходящих потоках и затем плавное снижение.

Самостоятельный (без буксировки или применения автономной силовой установки) набор высоты и продолжительные полеты происходят благодаря тому, что атмосфера не является неподвижной и в ней происходят постоянные перемещения воздушных масс. Воздух все время перемещается из-за энергии, отдаваемой ему солнцем, тёплым морем или нагретой землей и даже вращением самой Земли. Происходят горизонтальные ветры и вертикальные потоки, которые позволяют планеристам и птицам набирать высоту и перелетать на сотни и даже тысячи километров. Самые подходящие условия для полетов создаются над мощными горными цепями или на выжженных солнцем необжитых территориях. Поэтому планеризм часто практикуется там, где трудно встретить даже самых выносливых туристов.

Таким образом планер без использования и грамма топлива, пользуясь только энергией, которую солнце передало Земле, может абсолютно чисто и бесшумно преодолевать тысячи километров исследуя нашу планету.

На планерах уже состоялись полеты в стратосферу на высоту 16 500 м, где требуется использовать скафандр как у космонавтов, чтобы выжить в разреженном воздухе и сильном морозе. Планер в течение одного дня может пролететь расстояние более 3000 км, а рекордная средняя скорость полета на дистанцию 500 км превысила 300 км/ч. И все это без двигателя, при помощи сил природы, знаний и умения пилота.

В атмосфере происходит множество явлений, вызывающих вертикальное движение воздуха, которые используются для полета планеров. Чаче всего планеристы используют термальные восходящие потоки. В солнечный день Земля поглощает энергию с нашей ближайшей звезды и нагревает слой прилегающего к ней воздуха. Немного по-другому прогревается голая скала, темные песочные поверхности, и совсем иначе – мокрый луг или лес. Возникает разница температур. Воздух является хорошим теплоизолятором, поэтому не сразу передает свое тепло верхним слоям, а вместо этого поднимется в верх точно также, как шар братьев Монгольфьер подогреваемый снизу горящим костром.

Когда разница температур велика и объем нагретого воздуха достаточно большой, образуются мощные восходящие потоки, называемые планеристами термиком. Вместо уходящего воздуха приходят более холодные массы, и поэтому в хороший солнечный день образуются порывы ветра. Иногда мы наблюдаем вихри, уносящие листья, пыль или мусор. Гигантские виды таких явлений вызывают бури и ураганы.

В европейском климате восходящие термальные потоки обычно поднимаются со скоростью 3-5 м/с, т.е в несколько раз быстрее, чем опускается свободно парящий планер. Поэтому достаточно кружиться в данном термике, чтобы подняться на большую высоту – к основанию или даже вглубь тучи, возникающей на вершине восходящего потока. Подобным образом летают большие птицы. Аисты в при подходящих условиях перемещаются на сотни километров практические не взмахивая крыльями, а хищные птицы таким образом могут часами планировать, высматривая неосторожного кролика. Аисты хорошо знакомы с аэродинамикой, поэтому для снижения сопротивления воздуха впереди, складывают ноги вдоль тела.

Другим явлением, используемым для поднятия в воздух с самого начала авиации, являются динамические потоки или потоки обтекания. Ветер, дующий в склон горы обтекает его, чтобы миновать препятствие. Таким образом он начинает дуть вверх. Достаточно, чтобы такая скорость была равно или превышала скорость снижения планера (парапланера, дельтаплана, парашюта и т.п. примитивных летательных аппаратов), чтобы он начал подниматься в верх и летать над наветренным склоне горы до тех пор, пока ветер не стихнет. Пока планеристы не научились использовать термические потоки, это был основной способ полетов.

Достаточно было сделать несколько шагов вниз по склону, чтобы найти возносящийся поток и оторваться от земли, и даже набрать высоту. Поэтому первые полеты на безмоторных летательных аппаратах происходили в горах. Изначально планерные центры возникали в таких местах, где были горные цепи, создающие препятствие для ветра. Они оказывались и наиболее зрелищными. К сожалению полеты на динамических потоках зависят от формы местности и полет пожен закончится, как только пилот отдалится от склона.

Если ветер сильный, то массы воздуха поднимаются высоко вверх. Над цепями гор образуются тонкие облака, сформированные ветром и напоминающие форму стоящих на одном месте линз. Это признак образования волнового потока. Ветер, который вызывает это явление иногда достигает скорости, превышающей 100 км/ч и представляет опасность для неопытных пилотов. К счастью, это происходит достаточно высоко и не создает больших трудностей.

Серфинг на таких волнах позволяет планеристам достигать большой высоты и преодолевать огромные расстояния. Во всем мире есть несколько таких мест, где волновые потоки образуются достаточно часто, благодаря форме местности. В Новой Зеландии это – Скалистые горы, в Южной Америке – цепь Анд, в Турции – Таврские горы.Но именно в Андах в настоящее время совершаются самые рекордные полеты на планерах. Огромный потенциал с этой точки зрения есть в Гималаях, однако из-за политически проблем он пока полностью не используется.

Планеризм прошел путь от примитивных конструкций типа этажерок до современных, тщательно проработанных аппаратов из композитных материалов, которые летают куда быстрее, чем их предшественники на рубеже 19-го и 20-го веков. По мере развития тяжелых планеров их уже нельзя было взвалить просто на спину и перенести на нужное место, как это делали пионеры планеризма. Тогда было достаточно стартовать «с ног» по склону горы или сообщить планеру горизонтальное ускорение при помощи резинового троса по принципу рогатки. Современному планеру для взлета уже нужна скорость не менее 100 км/ч. Поэтому применяются другие способы поднять его в воздух.

Такая потребность возникла именно тогда, когда стали совершаться полеты на восходящих термических потоках над равнинами. В этом случае планер нужно каким-то образом поднять на начальную высоту. Для этой цели использовались автомобили, тянущие планер тросом. Потом появились специальные лебедки, которые могли тянуть трос с большой скоростью. Но наибольшее распространение получило буксирование самолетом. Это позволяет поднять планер на большую высоту и с меньшим расстоянием пробега.

В свою очередь мотопланеры оснащены небольшим двигателем, который позволяет взлететь, а затем, выключив его, планировать в свободном полете. На большинстве таких конструкций двигатель с пропеллером убирается внутрь фюзеляжа после взлета для снижения аэродинамического сопротивления. Обычно двигатель можно запустить при потере высоты, чтобы можно было вернуться на исходную взлетно-посадочную полосу. На мотопланерах используются как двигатели внутреннего сгорания, так и электрические и даже реактивные от летающих моделей.

Андрей Бочкарев

aviav.ru

Как летают планеры

Парящие в небе планёры держатся на той же самой подъемной силе, что позволяет летать и обычным самолетам. В мощном свободном полете подъемная сила планёра образуется на его крыльях точно так же, как и у самолета, то есть с помощью тяги двигателя.

Другой главной силой, создающей планёру переднюю тягу, является его сила тяжести. Движение планёра вперед поначалу, на взлете, обеспечивается буксирующим средством и тянущим действием двух сил: силы тяжести и восходящих воздушных потоков. А затем быстрый воздушный полет обеспечивает подъемная сила, когда воздух обтекает крылья сверху и снизу.

Стройный парящий планёр имеет узкий фюзеляж и длинные крылья, позволяющие получить подъемную силу больше чем у самолетов, оснащенных мощным двигателем.

Высоко в небе на воздушных потоках, создающих подъемную силу, раскинув крылья,, парит орел.

Принцип парения

Пилот планёра должен уравновесить три силы: силу тяжести, подъемную силу и сопротивление воздуха.

Назначение спойлера

В полете планёр держит оптимальный угол по отношению к земной поверхности. Для осуществления посадки поднимают спойлеры, находящиеся на крыльях планёра. При этом возрастает сопротивление воздуха, падает скорость и соответственно меняется угол планирования.

Взлет планера

Планёр можно отбуксировать в небо с помощью автомобиля или с помощью мощной лебедки, стоящей на земле.

Планёр можно запустить вверх также с помощью самолетного буксира, который потом отцепляет канат, оставляя планер в свободном полете.

Парение на воздушных потоках

Пилот может намного увеличить время нахождения планёра в воздухе, если будет умело пользоваться господствующими воздушными потоками.

Горные восходящие потоки дают замечательную подъемную силу, когда там встречаются сильные ветра и дуют вверх по склону.

Ветра, ударяясь о вершину горы, образуют восходящие потоки над обратным склоном.

Термали, или потоки воздуха, поднимающиеся от нагретой солнцем земли, могут унести планёр на огромные высоты.

Планёр выставляет споил еры, чтобы установить нужную скорость.

information-technology.ru

Что такое планер? Как сделать планер своими руками: чертежи, фото

Желание летать по воздуху было у людей, кажется, всегда, именно оно и подтолкнуло ученых на создание многих чудесных летательных аппаратов, но не все из них были безопасными, могли летать на дальние расстояния. Среди них - и такой удивительный аппарат, как планер, который актуален и по сей день. Он дал начало целому виду спорта, в рамках которого проводятся соревнования. Многие слышали о нем, но даже понятия не имеют, что он собой представляет.

Что такое планер?

Это своего рода безмоторный летательный аппарат, вес которого намного тяжелее воздуха. Движение в нем происходит под воздействием собственного веса. Планер совершает свой полет, используя аэродинамическую силу воздушного потока на своем крыле. Он словно парит в воздухе. Имеются различные модели этого устройства: по количеству посадочных мест - одно-, двух- и многоместные; по назначению - учебные, тренировочные и спортивные. Двигатель планера отсутствует, это наиболее простой летательный аппарат.

что такое планер

Для взлета применяют самолет-буксировщик, который прикрепляет его к своему борту при помощи троса. После подъема буксировщика в воздух взмывает и планер. Потом они отцепляют трос, аппарат летит в одиночестве. Многие отмечают, что полеты на планере просто великолепны, ведь все происходит в тишине, без надоедливого гула мотора. После того как новичок распознает на практике, что такое планер, ему хочется совершать на нем полеты вновь и вновь.

Различают два варианта полетов на этом аппарате: парение и планирование. Планирование - это полет планера со снижением, который очень схож по ощущениям со стремительным спуском на санях либо на тележке по крутому склону. Парение предполагает применение подъемной силы, которая создается при помощи воздушного потока и поддерживает летательный аппарат во время движения в воздухе.

чертеж планера

Немного истории

Именно полет на планере и открыл человечеству новые возможности парения в воздухе, ведь до изобретения самолета еще было очень далеко. Эти летательные аппараты раньше не располагали ни кабинками для летчиков, ни выдвигаемым шасси. В некоторых моделях пилот просто лежал на платформе либо управлял самолетом, стоя на руках, при помощи движений собственного тела. Кончено же, это вызывало определенные неудобства во время совершения полетов. Эти летательные аппараты смогли сохранить свою актуальность и в настоящее время.

Многие любители задумываются над тем, как сделать планер своими руками. Неплохо было бы иметь подобный аппарат в своем арсенале для личных полетов. Такому изобретению очень обрадуются дети и найдут его неплохой игрушкой. А полет на планере реальных размеров может подарить массу прекрасных ощущений легкого парения в воздухе.

Выбор подходящей модели

Самодельный аппарат должен непременно обладать некоторыми важными качествами, которые можно выяснить при изучении подходящего варианта в магазине.

Как будет выглядеть планер? Новичку в этом деле зачастую бывает непросто добиться правильности конструкции, именно поэтому так важно придерживаться общих правил.

как сделать планер

Тем, у кого минимум опыта в конструировании, будет довольно сложно смастерить модель, поэтому рекомендуется подобрать что-то легкое, но обладающее не меньшей элегантностью, чем покупные аналоги. Существует лишь две основные конструкции этого летательного аппарата, для создания которых не потребуется особых усилий и затрат. Именно по этим причинам они будут наиболее оптимальным выбором.

Первый вариант базируется на принципе конструктора, он собирается и взмывает в воздух прямо на месте проведения испытаний.

Второй вариант является сборным, имеет целостную конструкцию и обладает устойчивостью. Его создание - работа довольно кропотливая и тяжелая. Не каждый планерист в состоянии смастерить такой.

Чертеж планера

На начальном этапе нужно произвести расчеты и тщательно все продумать. Тем, кто хочет сделать планер своими руками, чертежи готового плана нужно просмотреть. Также необходимо заранее определиться с материалами, которые будут применяться в будущей конструкции.

Для разных моделей планеров необходим вполне стандартный набор ресурсов: небольшие брусочки из древесного массива, шпагаты, качественный клей, потолочная плитка, небольшой кусочек фанеры.

планер своими руками чертежи

Величина первой модели

Первая конструкция планера будет довольно легкой, его узлы скрепляются при помощи обычных канцелярских резинок и клея. Именно по этой причине необязательно здесь соблюдать точность в конструировании. Нужно придерживаться нескольких основных правил:

Остальные детали - на усмотрение планериста.

Формат второй модели

Здесь действительно стоит задуматься о качестве изготовления модели. Очень важно, чтобы все детали самодельного самолета были просчитаны до миллиметра. Чертеж планера должен соответствовать созданной модели, иначе в воздух конструкция не взмоет. Эта модель должна обладать следующими параметрами:

После того как все нужные величины выяснены, можно смело приступать к моделированию.

полет на планере

Тренировка - половина успеха

До того как начинать конструировать реальные летательные агрегаты, можно потренироваться и соорудить планер из бумаги. Можно сделать его из небольшого бумажного листа и спички, он будет прекрасно летать. Надо лишь отрегулировать небольшой грузик из пластилина на носу у модели. Для этой простой конструкции понадобится тетрадный лист бумаги, ножницы, спички, кусочек пластилина.

Для начала нужно по шаблону вырезать корпус планера, после чего загнуть крылья по пунктирной линии вверх. Далее аккуратно приклеить спичку на внутреннюю часть модели таким образом, чтобы головка спички выступала за нос центра крыла и не имела выступов сзади. После высыхания клея и фиксации спички начинается процесс регулировки планера. Нужно подбирать для него грузик из пластилина таким образом, чтобы он регулировал процесс полета. Эту балансировку крепят на край спички.

планер своими руками чертежи

Простая разновидность планера

Основу для планера (его крылообразную часть) вырезают из потолочной плитки. После этого создают прямоугольники из аналогичного материала. Делается это таким образом, чтобы хватило на все детали: крыло должно иметь размеры 70 х 150 см, горизонтальный стабилизатор - 160 х 80 см, а вертикальный - 80 х 80 см. Необходимо вырезать основные части предельно аккуратно.

Периметр нужно обтачать туалетной бумагой, чтобы все было предельно гладко и не имелось зазубрин. Каждый узкий и тонкий край нужно закруглить, так можно придать конструкции немного элегантности, ее аэродинамические свойства также улучшатся. Нервюры можно создать из простых щепок, только тщательно обточить и придать им нужную форму заранее. После всех этих манипуляций нужно аккуратно приклеить деревяшку к середине крыла таким образом, чтобы она не выходила за края. Основная часть уже почти готова.

Теперь нужно взяться за приготовление тела планера, эта конструкция довольно простая и состоит из тоненькой палочки и небольших стабилизаторов. Скругленные квадратики необходимо склеить вместе, чтобы вышло некое подобие буквы "т" в трехмерном измерении. Она прикрепляется к хвостовой части. При помощи таких манипуляций вы сделаете каркас, останется все прикрепить при помощи обычных канцелярских резинок. На помощь начинающему конструктору придет чертеж планера, опираясь на который, все можно качественно сделать.

Сложная модель летательного аппарата

Создать детский планер не составит труда и для новичков. А вот более серьезные модели требуют особых усилий и гораздо больше времени на конструирование. Поэтому людям, которые задаются вопросом о том, как сделать планер самостоятельно, стоит изучить процесс построения летательного аппарата более детально. Это поможет создать надежную конструкцию. Имея готовую модель, новички смогут на практике оценить, что такое планер, какими преимуществами он обладает.

планер из бумаги

Игрушечная модель с небольшим мотором

Фюзеляж этой модели производится из тонко оструганных спичек и оклеивается обычной бумагой для папирос. Кусочек пластилина для регулировки укладывается в нос модели. Крылья, стабилизатор и киль вырезают из плотной картонной бумаги. Каждого, кто знает, что такое планер, может охватить сомнение, когда в его руках окажется эта "загогулина". Однако работа еще не завершена.

Теперь остается только расправить картонные крылья и закрепить на носу немного пластилина. После этого можно на практике проверить, как эта модель совершает полеты.

Возможности этой спичечной конструкции весьма ограничены, она совершает полеты со снижением, в воздухе может требовать постоянной корректировки. Гораздо интереснее запускать в воздух планеры, способные самостоятельно парить в воздухе, поэтому к ним можно дополнительно сделать резиномотор. На изготовление этой важной детали уходит не больше получаса. Для этого нужно аккуратно проделать в фюзеляже из спичек небольшие углубления, куда будут вставляться передний подшипник винта и задний крючок. Обе указанные детали создаются из обычной мягкой проволоки. Последнюю нужно аккуратно промотать нитью исключительно в местах ее стыка с фюзеляжем. Эти соединения тщательно промазываются клеем.

двигатель планера

После этого нужно выстругать ножичком из рейки моторный винт, длина которого - 45 мм, ширина - 6 мм, а толщина - 4 мм. По центру винта нужно пропустить проволочную ось, конец которой загнуть крючком для будущего резиномотора. Две нити, вытянутые из бельевой веревки, можно использовать для резиномотора, накрутить их надо на 100-120 оборотов. Аппарат с таким простым двигателем будет взмывать в воздух очень быстро.

После того как новичок смастерит планер своими руками, чертежи посложнее ему уже не покажутся такими сложными. Успехов!

fb.ru

Кому нужны моторы?

Система Orphus Авторы: Олег Ряховский (Сергеич), Алексей Донской (alexd)

На сегодняшний день радиоуправляемые модели планеров в России куда менее популярны, чем модели самолётов. Отчасти это можно объяснить и тем, что информации о классах планеров, о проводимых соревнованиях, да и о самих моделях не так уж и много. Этой статьёй мы попытались немного восполнить существующий пробел.

Мы намеренно не вдавались в детали тех или иных классов моделей. Статья является обзорной и предназначена только для ознакомления с многообразным миром планеров, но никак не для анализа каждого из классов.

Часть первая, официально-нудная

Что такое планер?

Если говорить кратко и по сути, планер – это летательный аппарат с несущим крылом, не оборудованный каким-либо движителем. Взлёт осуществляется с помощью буксировки различных видов, дальнейшее поддержание высоты – с помощью восходящих потоков различной природы либо обыкновенного броска рукой вверх или со склона.

Старт

Здесь возможны вариации в зависимости от условий и задач, решаемых моделью.

Наиболее распространённый способ запуска модели – взлёт на леере. Планер запускается подобно змею на длинной леске - леере, которую буксирует за собой помощник пилота. После набора высоты леер отцепляется, и модель переходит в свободный полёт.

Иногда вместо помощника для буксировки используется резиновый шнур-катапульта, иногда – планерная лебёдка, сделанная на основе автомобильного стартёра.

В холмистых регионах возможны полёты в динамических потоках. Это восходящие потоки воздуха, образующиеся на склонах, находящихся на пути ветра. В этом случае взлёт превращается в простой бросок модели с наветренной стороны склона.

Любители копийности буксируют модели планеров с помощью моделей самолётов. Существует даже отдельный класс таких моделей. Любители копий планеров также нередкие гости в горах. Сами посудите – чтобы нормально запустить копию планера размахом под 6 метров, требуется как изрядный запас по высоте для набора скорости, так и мощный динамический поток для ее поддержания.

Ну и, конечно же, нельзя забывать о мотопланерах. С помощью электромотора или двигателя внутреннего сгорания планер поднимается на необходимую высоту, а далее начинает безмоторный полёт. В основном используются электромоторы.

Полёт

Поскольку мотора у планера в общем случае нет, ему требуются внешние источники энергии для поддержания и набора высоты. Такими источниками являются потоки воздуха, термические или динамические. Очень упрощённо расскажем о них.

Термические потоки – «термики» - образуются за счёт неравномерного прогрева воздуха над земной поверхностью, что приводит к вертикальному перемешиванию масс воздуха. Холодный воздух идёт вниз, тёплый поднимается - а вместе с тёплым воздухом может подняться наш планер. Термик может быть «привязан» к одному месту, а может и перемещаться с ветром.

Динамические потоки образуются при дуновении ветра на склон. Воздух при этом поднимается вверх вдоль склона, образуя «динаму» - восходящий поток. Нетрудно сообразить, что динамический поток «привязан» к местности.

Конечно, на практике всё сложнее, и частенько основой термика служит миниатюрная «динама» на каком-нибудь кусте или отдельно стоящем дереве, способствующая отслаиванию тёплого воздуха от поверхности земли.

Классификация моделей планеров по FAI

Было бы глубоким заблуждением полагать что, планер – он и есть планер, взлетел-упал, какие тут классы?. Классов планеров на сегодняшний день едва ли не больше, чем классов самолётов. Да, действительно, ещё недавно радиоуправляемые планеры были одним-единственным классом – F3B. Но в последние годы хороших и разных планеров стало настолько много, что пришлось разбить их на несколько классов.

Несмотря на то, что львиная доля классов в России не развита,упомянем большинство существующих.

Официальные классы FAI:

F3B - Multi-Task

Класс планеров для троеборья. Модели планеров должны выполнить следующие упражнения:

Названия упражнений говорят сами за себя. Отметим лишь, что дальность и скорость полёта модели измеряются по 150-метровому отрезку – так называемой «базе».

Несмотря на то, что для взлёта может быть использован буксировщик с леером, подавляющее большинство спортсменов применяет специальные электрические лебедки. Момент затяжки на лебедке регламентирован правилами FAI.

F3F - Slope Soaring Gliders

«Горные» планеры. Модели предназначены для полётов в динамических потоках. Одно из упражнений в этом классе – пролёт километрового отрезка (10х100 метров) за кратчайшее время.

F3H - Soaring Cross Country Racing

Кросс-кантри. Совершенно неизвестный у нас класс планеров, единственной задачей которых является полёт по заданному маршруту из точки А в точку В или в точку С с минимальными затратами времени. Маршрут полёта определяется дирекцией соревнований до начала стартов. Чтобы следовать за летящим по курсу планером, пилот передвигается на автомобиле вместе с передатчиком.

F3I - Aero-Tow Soaring Models

Буксируемые планеры. Буксировка осуществляется специальной моделью самолёта, предоставленной организаторами соревнований. Планер буксируется на высоту 200 м и выполняет упражнения «Дальность» и «Скорость».

F3J - Thermal Duration Gliders

Полёты на продолжительность. Здесь модели имеют две задачи - в течение 10 минут рабочего времени продержаться в воздухе как можно дольше, и затем приземлиться как можно ближе к посадочной точке. Время полета свыше 10-ти минут идет в штрафные очки из расчета одна лишняя секунда – минус одно очко. Так что нужно не только уметь удержать планер в воздухе, но и вовремя вернуть его на землю.

Запуск моделей осуществляется только вручную, с помощью 150-метрового леера и одного-двух помощников.

F3K - Hand Launched R/C Gliders

Очень перспективный класс метательных планеров, появившийся совершенно недавно. Это небольшие (около 1.5 м в размахе) планеры, запускаемые вручную, без каких-либо приспособлений.

В этом классе очень много различных упражнений, по сути своей сводящихся к состязаниям пилотов в достаточно сложной тактической борьбе. Одно только название популярного на западных соревнованиях упражнения «Покер» уже может заставить задуматься о многом. Без отточенного броска, а после броска - отточенных реакций на поведение планера, а после всего этого - очень грамотно построенного полета успеха в этом виде не добиться. Хотя как хобби-модели эти планеры практически не знают равных. Они компактны в разобранном виде, очень просты в предполетной подготовке и еще менее требовательны к способу запуска. Площадкой для полетов может стать любая поляна размерами 50х50 метров. А если поблизости есть холм, гора, овраг, перпендикулярно склону которых дует ветер, то ваши полеты могут продолжаться часами – для металок не нужна сильная динама, достаточно просто устойчивого движения воздуха.

До недавнего времени единственным способом запуска металок был бросок за носовую часть фюзеляжа. Высота старта даже у опытных спортсменов не превышала 30-35 метров. В последнее время самым популярным способом запуска является DisсusLaunch(если вы видели соревнования по метанию диска, можете провести аналогию) – в одну из законцовок планера вклеивается штырь, за который и производится бросок. С появлением этого метода высоты взлёта резко возросли – некоторые индивидуумы умудряются выбросить планер аж на 60-70 метров.

Классификация моделей планеров по АМА

За океаном в деле классификации планеров, как и во многих других делах, пошли своим путем. Классы FAI там также ценят и уважают, но, вероятно, сочли их количество недостаточным, а правила – негибкими. В принципе, практически любой достаточно солидный американский модельный клуб может объявить соревнования по собственной модификации правил, после чего объявить победителя чемпионом мира – не правда ли, приятно? И это не будет преувеличением, ибо никто в мире больше по таким правилам не летал.

Однако организация, именуемая Academy of Model Aeronautics (AMA), создала и поддерживает достаточно формализованную классификацию парителей. Вот только, в отличие от FAI, связь классов и выполняемых упражнений весьма призрачна.

Класс А (Hand-Launch)

Планеры размахом строго до полутора метров. Казалось бы, обычные металки, но не все так просто. Данный класс ограничивает только размер модели, но не способ запуска. Стартовать планер может как с рук, так и с любого другого оборудования, предоставленного руководством соревнований (вплоть до лебедки). Практикуется ли такое в реальности, нам неизвестно, но правила позволяют.

Класс B (Two Meter)

Планеры размахом от полутора до двух метров.

Класс С (StandardClass)

Планеры размахом от двух метров до ста дюймов (примерно 2,5 метра). Этакие европейско-американские ограничения.

Класс D (UnlimitedClass)

Планеры размахом более ста дюймов. Максимальные массогабаритные показатели (вес до 5 кг, размах до 5 м, нагрузка на крыло 12…75 г/кв.дм) ограничены правилами FAI.

Самое интересное, что правила разрешают планерам младших классов выступать в более высоких «весовых категориях». Например, можно спокойно прийти с «металкой» на соревнования класса Unlimited, вот только зачем?

Количество управляющих функций в этих классах не ограничено.

Вышеперечисленные классы так или иначе имеют свои аналоги в FAI. А теперь переходим к особенностям.

Класс RES

Аббревиатура расшифровывается как Rudder-Elevator-Spoiler. Понятно, что органы управления этих планеров ограничены только рулем направления, рулем высоты и спойлером.

К спойлеру предъявляются жесткие требования – он должен быть расположен строго на верхней поверхности крыла и находиться не ближе двух дюймов от задней кромки крыла. К соревнованиям в этом классе также допускаются и планеры вовсе без спойлера. Руководители соревнований могут также разделить планеры по размаху, например, до 2 м и более 2 м. Могут, впрочем, и не разделять.

Класс Nostalgia

Еще более интересный класс. Главное условие – чертежи планера или набор, из которого он собран (или с которого скопирован), должны были появиться на свет строго до 1 января 1980 г. Внешний вид и основы конструкции должны строго соответствовать оригиналу «тех времен». Более того, руководство соревнований обязательно будет оценивать общий вид планера на соответствие «духу времени».

Но, разумеется, допускается некоторое совершенствование материалов и технологий (лишь бы снаружи это было незаметно), исходя из современных реалий. Как минимум, планер «под старину» должен выдержать старт с лебедки. Разрешено применение углепластиков, усиление узла буксировочного крюка, изменение угла атаки и метода крепления (и соединения) крыла, небольшое (менее 25%) изменение углов V крыла, применение бальзы вместо фанеры с целью облегчения. Запрещено добавлять какие-либо управляющие поверхности на крыло, если их не было на оригинале. Единственное исключение: можно добавить спойлер, аналогичный спойлерам на RES-моделях, но, опять-таки, главное – чтобы изменение оригинальной конструкции было как можно незаметнее.

Типовые упражнения

Правила не регламентируют четко, каким классам планеров какие упражнения выполнять. Решение принимается руководством соревнований в каждом конкретном случае, хотя логично предположить наличие каких-то устоявшихся комбинаций, например, по аналогии с F3J или F3B.

Посадка

Может присутствовать на соревнованиях в следующих видах:

Продолжительность

Также несколько видов.

«Триатлон»

Это комбинация точной продолжительности и точной посадки (полный аналог F3J).

Дальность и скорость

Без комментариев.

Пилотаж

Более привычен для ”горных” планеров, но правила недвусмысленно указывают: для «термических» соревнований пилотаж тоже весьма рекомендуется.

Гонка

Без комментариев.

Контактный бой

Стоит отметить, что это единственное упражнение, требующее специальной техники. Как правило, это планеры размахом не более 49 дюймов, построенные, в основном, из какого-либо пенопласта – идеальным конструкционным материалом в последнее время небезосоновательно считается ЕРР.

Классификация планеров с электромотором

Планеры с электромотором, или электропланеры, мы решили вынести в отдельную группу. Здесь тоже имеет место быть деление на классы. Классы FAI:

F5B

Это самый старый класс электропланеров. Минимальная масса без батареи – 900 г, нагрузка до 75 г/кв.дм, максимальная площадь крыла – 26,66 кв.дм. В качестве источника питания могут быть использованы батареи из не более чем 16 элементов NiCd или NiMH типоразмера до SubC включительно.

Упражнения класса:

F5E

Электропланеры на солнечной энергии. Правила аналогичны F5B, но в качестве источника питания мотора допустимы только солнечные батареи напряжением до 42 вольт. Максимальная площадь поверхности ограничена 75 кв.дм. Упражнения также взяты из F5B, но рабочее время упражнения «Дальность» увеличено до 600 секунд.

F5F

Также аналогичны F5B, но батарея питания ограничена 10 элементами NiCd или NiMH типоразмера SubC. Минимальный взлетный вес – 1500г, площадь – от 36 до 75 кв.дм. Упражнения полностью аналогичны F5B.

F5G

“Большие планеры”. Размах крыльев не менее 3,75 м, взлетный вес до 7,5 кг. Выполняются упражнения только на продолжительность и точность посадки. Суммарное время работы мотора – 60 секунд.

На основе класса F5B в национальных федерациях и просто крупных клубах электропланеристов зародилось множество модификаций этого класса.

Например, в российских правилах присутствует класс F5B/7. Это планеры с несущей поверхностью не более 150 кв.дм, массой до 5 кг и батареей из не более чем 7 элементов NiCd любого размера. Выполняются упражнения «продолжительность» и «точность посадки». Рабочее время «продолжительности» - 300 секунд, время работы мотора не более 90 секунд одним интервалом и строго только при взлете. Из той же области - F5B/600 – их отличие только в том, что масса мотоустановки (мотор, батарея и провода) не должна превышать 600 грамм.

В других странах встречаются аналогично называемые классы с некоторыми косметическими изменениями сути. Например, F5B/600 может подразумевать ограничение в 600 г только на батарею из не более чем 10 элементов. Также часто встречается класс F5B/400 – из названия очевидно, что главным свойством класса является ограничение на мотор. Это должен быть какой-либо ферритовый клон Mabuchi-380, типа Graupner Speed-400 или Robbe Power-400. Более «крутые» моторы, типа кобальтовых, чаще всего недопустимы. Ограничение на батарею – 7 или 8 элементов. Упражнения, так или иначе, те же самые, что в «нормальном» F5B, но в разных странах и разных соревнованиях могут варьироваться рабочие времена заданий.

Набирает популярность класс F5J. Несмотря на столь «официальное» название, это не класс FAI, хотя он и используется во многих странах на разных континентах.

Вкратце этот класс можно охарактеризовать так – это FAI F3J, но вместо леера – мотор. Упражнения – в точности как в F3J. Время работы мотора ограничено. Из опыта F5B очевидно, что и класс F5J очень быстро разделился на разнообразные «-7cell», «-400» и «unlimited». Главное их различие, кроме конструкции, это разное разрешенное время работы мотора (по-английски LimitedMotorRun – LMR) – от 20 (unlimited) до 60 (Speed-400) секунд.

В национальных американских правилах АМА присутствуют собственные классы электропланеров:

Эти классы выполняют упражнения на продолжительность (8 минут) и точность посадки. Оба класса могут иметь модификацию LMR, для которых время работы мотора ограничено.

Для класса B также существует упражнение на «выносливость». Это продолжительность с рабочим временем 25 минут и неограниченным временем работы мотора.

Как хобби-класс существуют так называемые «хотлайнеры» - hotliners. Своё название они получили оттого, что их мотоустановка после приземления была очень горячей. Еще их называют убийцами аккумуляторов – владельцы таких моделей выжимают из аккумуляторов просто запредельные токи. Хороший хотлайнер взлетает вертикально вверх рямо из рук, без всякого броска. Фактически к хотлайнерам можно отнести профессиональный планер класса F5B. По крайней мере, сам планер очень хорошо подходит для этих задач, а вот моторами каждый их оснащает кто во что горазд.

Как обстоят дела в России?

Подводя итог классификации моделей, можно с сожалением заметить, что из всех спортивных классов в нашей стране хоть как-то развиты только классы F3J и F3B. В них проводятся регулярные соревнования на всей территории страны. Нельзя лишь сказать, что соревнования очень популярны: в региональных этапах Кубка России по F3J 2005 года приняли участие 149 человек, в финале Кубка и Чемпионате России – 55 человек. В классе F3B участников и того меньше. Немного, прямо скажем. Особенно для столь большой страны, как наша.

Очень медленно пытается развиться класс F3K, хотя соревнования в нём пока и не проводятся. Посмотрим, что изменится через пару лет.

Что касается электропланеров, то в регионах России проводится несколько ежегодных соревнований с относительно невысокой посещаемостью. И это несмотря на то, что электропланер можно купить, казалось бы, в каждом магазине.

Часть вторая, неофициально-практическая

Что есть в магазинах и что с этим делать?

В принципе, планер нетрудно построить и самому, особенно если не ставить себе задачи «уделать всех на Чемпионате России с помощью суперпланера метрового размаха, слепленного из потолочной плитки». Новичкам на заметку: с помощью планера стоимость входного билета в моделизм падает с пятисот долларов (для самолётов и электролётов) до двухсот-ста, а то и менее. Ответственно можем заявить, что с грамотным самодельным планером с двух-трёхканальной аппаратурой можно не только парить десятками минут или часами, но и внушительно выступить на серьёзных соревнованиях.

Но кто строит планеры? Да никто. Настоящие моделисты покупают их в магазинах. Поэтому давайте-ка посмотрим, чем можно разжиться в российских хобби-магазинах.

На момент написания статьи ситуация в магазинах складывается, прямо скажем, душераздирающая. На полках представлен практически только один класс планеров: нечто с размахом от 1600 до 2500 мм, с деревянным наборным крылом, полиэтиленовым фюзеляжем и мотоустановкой из 600-го мотора со складным винтиком 8х4.5.

Такие модели могут предлагаться готовыми к полёту или в виде наборов для сборки.

Для ознакомления с миром планеров и получения начальных навыков парения эти планеры подходят как нельзя лучше. Но если вы хотите расти дальше и купить модельку посерьёзнее, вы упрётесь в тупик. Дело в том, что моделей посерьёзнее в магазинах-то и нет. И неудивительно – спрос на планеры такого уровня невысок, поскольку более-менее серьёзных планеристов в стране очень и очень мало. Так что если вы захотите разжиться планером посерьёзнее или даже профессиональным, будьте готовы к заказу его из-за рубежа всеми правдами и неправдами.

Справедливости ради заметим, что в некоторых московских магазинах изредка встречается нечто приличное – формованные украинские планеры или чешские АРФ-наборы.

Но чаще всего это вовсе не то, что вы искали, да ещё и стоит неоправданно дорого. Поэтому, как говаривал небезызвестный герой, «заграница нам поможет».

Другая сложность состоит в том, что известные и хорошо летающие планеры даже за границей не получится купить сразу, поскольку существуют так называемые Order lists – списки заказчиков. У некоторых фирм этот список может быть расписан на год-два вперед. Так что если вы решили взять себе планер с именем, то придется какое-то время подождать.

Скажите, а в чём кайф планеров?

Да кто ж их знает. Поэтому все и летают на самолётах. Можем сказать только одно. Если вы круто летаете на пилотажке или вертолёте. Если вы лучший «висЕльщик» в своём городе. И вдруг вы понимаете, что вам стало скучно летать, потому что хочется большего – попробуйте планер.

Попробуйте, попробуйте. И если ваш интеллект обрадуется поставленной задаче – найти термик – вы уже в наших рядах. Одного умения виртуозно работать ручками здесь уже недостаточно – нужны опыт, чутьё и стремление. Точь-в-точь, как в рыбалке. Если бы все рыбаки знали, чтО есть полёт на хорошей модели планера, спрос на удочки в стране упал бы ниже плинтуса. Зато планеры расходились бы, как горячие пирожки.

Но в чём кайф планера, мы вам не скажем. Либо вы это поймёте сами, либо никто и никогда не сможет вам этого объяснить.

Распространённые заблуждения касательно парения

Заблуждение 1

«Эх! Я б купил\сделал планер, но там же забот много – с леера его запускать, проблемно, а летит всего-то две минуты…».

Поправка 1

Да, отчасти вы правы. Но, со 150-метрового леера планер летит всего 2-3 минуты только потому, что пилот и не пытается найти восходящий поток или, по крайней мере, выйти из «нисходняка». Качественная модель планера в нейтральную (без каких-либо потоков) погоду и при правильном управлении держится в воздухе 5...6 минут. Вывод: летите всего пару минут с полного леера? Это значит, что либо ваш планер неспособен нормально держаться в воздухе, либо вы не видите, что находитесь в нисходящем потоке.

Заблуждение 2

«Мне нужен помощник или лебедка для запуска планера, а нет ни того, ни другого. Поэтому и не летаю на планерах».

Поправка 2

Враньё. Вы просто не хотите на них летать. Для запуска планера в отсутствие тяговой силы вам вполне хватит резиновой катапульты. Без всякого помощника.

В конце концов, можно полетать и в «динаме», важно только правильно выбрать модель. Если у вас в распоряжении есть холм хотя бы стометровой высоты, планер размахом 2...3 метра принесёт вам массу эстетического удовольствия и добавит в вашу кровь немного адреналина. А если нет холма, это вовсе не повод отказываться «подинамить». Полутораметровые метательные планеры превосходно летают в динамических потоках, появляющихся на границе поля и леса. Для «металок» можно использовать любую имеющуюся «динаму»: на железнодорожных насыпях, древесных насаждениях, эстакадах, мусорных горах...было бы желание, правда ведь?

Заблуждение 3

«Чтобы полетать, мне нужны штиль и солнце, а то потоков не будет и планер ветром сдует».

Поправка 3

К вашему сведению, восходящие и нисходящие потоки в атмосфере есть практически всегда. Даже зимой. Даже при многодневной обложной облачности. Даже в дождь. Грамотный планерист хорошо летит в любую погоду. Солнце, конечно, играет ключевую роль в образовании термиков, но отсутствие не означает нелётной погоды для планера.

Что касается ветра, то он отнюдь не мешает парить, а только помогает при взлёте. Для того, чтобы планер уверенно летел против сильного ветра, его догружают с помощью свинца. Это не ухудшает лётных качеств модели, а всего лишь увеличивает полётную скорость.

Распространено и еще одно забавное заблуждение, обратное: отдельные пилоты самолётов считают, что планер держится в воздухе исключительно благодаря ветру, и стоит наступить штилю, как планер камнем рухнет вниз. Надо сказать, что мнение это ошибочно. Планер держится в воздухе благодаря тому, что его крыло движется в воздушной среде и создаёт подъёмную силу. Самолёты, кстати говоря, держатся в воздухе по той же причине, а вовсе не потому, что моторчик крутит пропеллер. Поэтому и самолёт и планер могут прекрасно летать и не падать в любую погоду – в разумных пределах, конечно. Другое дело, что самолёт набирает высоту сам, а планер – с помощью буксировки или в восходящем потоке. Но это уже вторично и к рассмотрению не принимается.

Заблуждение 4

«Прочёл про то, как люди часами летают. Пойду, пожалуй, куплю планер, сяду в кресло, засажу планер в термик, да и буду целый день летать, пиво попивая».

Поправка 4

Между прочим, найти термик – не проблема. Проблема – удержаться в нём, набрать высоту и удрать из него до того, как он распадётся, и успеть найти следующий, не потеряв высоты. Поэтому если вы сумели на простом планере осознанно продержаться в воздухе минут пятнадцать, после месяца тренировок по выходным – считайте, что вам повезло. Это большая наука, искать термики, и здесь нет предела совершенству.

С чего лучше начать?

Допустим, вы умеете рулить самолётом и хотите попробовать планер, потоки и всё такое. В таком случае наилучшим решением будет недорогой китайский планер с 600-м мотором. Каковых, собственно, и имеется в магазинах. Приобретите и настройте планер, а потом дождитесь дня с сильной кучевой облачностью, НЕ переходящей в грозовую. Попробуйте взлететь как можно выше и полетайте под клубящимися облаками. Обязательно что-нибудь восходящее, да обнаружится. Вот тогда и поймёте, хотите ли вы летать на планере или нет.

Если не хотите идти столь затратным путём – попробуйте присоединиться к группе опытных планеристов и понаблюдать за полётами. Однако толку от таких наблюдений мало, всё равно вам придётся пробовать летать самостоятельно.

Третий путь – посещение планерных соревнований – советуем выбирать с осторожностью, поскольку часто после посещения таких мероприятий, например, пилот самолёта, теперь уже бывший, втягивается в планеризм настолько, что его затраты на модели планеров начинают превышать все мыслимые пределы.

Сколько стоит?

Мы долго думали, нужно ли включать в статью этот раздел. И решили, что всё-таки нужно. Итак, что сколько стоит, и что вы получаете за свои деньги? Проще всего оказалось разделить модели на три группы, хотя такое разделение очень и очень условно.

Группа 1. Модели для начинающих планеристов.

Сразу оговоримся, что начинающий планерист – не обязательно начинающий пилот. Даже высококлассный пилот, летавший до этого только на самолётах, может быть новичком в планерах.

Типичная модель этой группы – простейший наборный планер размахом 2...2.5 метра. Его можно построить самому, а можно купить набор или готовую модель. Самоделка обойдётся долларов в 30-50 плюс ваши умелые руки. Набор или готовая модель – от 80 долларов и выше. Учтите, что планер с электромотором потребует ещё и ходовых аккумуляторов с зарядным устройством, что как минимум удвоит сумму.

При постоянных «воскресных» полётах вам хватит этой модели на полтора-два сезона. За это время вы научитесь обнаруживать более-менее сильные термики и набирать в них высоту. Полтора-два сезона – это время, за которое вы досконально освоите планер и научитесь использовать его возможности до последней капли. Только после этого будет смысл в переходе на более сложные модели.

В некую «среднюю» термичную погоду среднее время полёта для деревянного безмоторного планера составит 10-15 минут, для аналогичного электропланера – 25...35 минут. Разница во времени объясняется тем, что электропланер можно сразу поднять на высоту 300...400 метров, где термики существенно сильнее, шире и стабильнее. Высота же взлёта безмоторного планера ограничена 100...150 метрами, откуда выпарить немного сложнее.

Группа 2. Высококачественные хобби-модели и полупрофессиональные планеры.

В эту группу входят планеры с более высокими лётными качествами, чем простенькие учебные модели, но по тем или иным показателям «не дотягивающие» до профессиональных моделей. Чаще всего планер этой группы имеет стеклопластиковый фюзеляж и наборное или даже стеклопластиковое крыло, с хорошим профилем и высокой жёсткостью. К этой же группе можно отнести столь популярные нынче «хотлайнеры».

Ценовой диапазон этих моделей – от 150...200 до 500...600 долларов. К сожалению, в российских магазинах представлены единичные экземпляры таких моделей, и выбирать особенно не из чего.

Электропланер подобного уровня позволит вам продержаться в воздухе час и более – при условии, конечно, что вы уже научились хорошо летать на «деревяшке» и можете отличить восходящий поток от нисходящего. Безмоторный планер, как правило, будет иметь размах 2.5...3 метра и позволит держаться в воздухе 20...30 минут и более – в зависимости от вашего опыта и везения.

Группа 3. Профессиональные модели.

В эту группу входят планеры, предназначенные для участия в соревнованиях тех или иных классов. Нередко такие модели изготавливаются штучно, и на самые качественные из них выстраиваются очереди длиной до полутора-двух лет, а в отдельных случаях и больше.

Цены на спортивные модели планеров начинаются от 600 долларов и доходят до полутора тысяч евро. Часто цена модели, её престиж и длина очереди зависят от того, какое место заняла модель в недавних соревнованиях континентального\мирового уровня. Исключение составляют профессиональные метательные планеры, которые могут стоить 300...400 евро – просто потому, что в них используется меньше расходных материалов, чем в трёх - четырёхметровых монстрах. Впрочем, в российских магазинах не сыскать ни тех, ни других моделей. Приобрести их можно только за рубежом или же купить подержанную машину у кого-либо из российских спортсменов.

Что можно делать с профессиональной моделью планера? Очень многое. Чаще всего такие планеры приобретаются для участия в соревнованиях, поэтому состязания – основной удел спортивных моделей. Что касается продолжительности полёта, то она ограничена только ёмкостью бортовой батареи и опытом пилота. Спортивный планер изготовлен настолько продуманно и качественно, что может лететь и набирать высоту там, где бессильно падают планеры первых двух групп. Например, для хорошего планера класса F3J не составляет проблем выпарить под облака с высоты 15-20 метров, а иногда и после броска с руки. Единственное, что требуется – чтобы пилот не сделал ни одной ошибки в пилотировании. А для того, чтобы научиться летать безошибочно, и используются планеры первых двух групп.

Ещё раз оговоримся, что такое разделение моделей очень условно, так же как и цифры полётного времени – весьма приблизительны. Тем не менее, теперь вы сможете более внятно классифицировать для себя модели планеров.

Заключение

Мы будем искренне рады, если эта статья поможет хоть одному человеку стать планеристом. Хотя и сомневаемся в этом.

Но теперь вы, может быть, понимаете, почему человек с планером смотрит диковато на гордых обладателей самолётов, стараясь при этом уединиться или, по крайней мере, отойти подальше. Планеристы – они вообще на голову двинутые, точно-точно. Заинтересовало? А вы попробуйте!

Обсудить на форуме

www.rcdesign.ru