ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Охлаждающая жидкость – как обеспечить комфортный температурный режим двигателю? Охлаждающая жидкость двигателя


Какой антифриз лучше заливать ?

Немаловажную роль в эксплуатации автомобиля играет охлаждающая жидкость. Для чего она предназначена, из чего состоит, как часто ее следует менять и какую именно жидкость выбрать для той или иной модели – на эти и другие наиболее часто задаваемые нашими читателями вопросы мы ответим в нашей сегодняшней статье.

Для чего нужна охлаждающая жидкость?

Основная функция охлаждающей жидкости – уменьшать тепловые нагрузки на узлы и детали двигателя внутреннего сгорания, установленного в автомобиле. Она циркулирует по замкнутому контуру, соприкасаясь со стенками цилиндров двигателя (в них температура сгораемого топлива достигает нескольких тысяч градусов Цельсия) через так называемую «рубашку охлаждения» силовой установки (специальная полость), нагревается и отводит от блока цилиндров избыточное тепло.

система охлаждения двигателя

В системе охлаждения двигателя рабочая жидкость течет по двум контурам – малому и большому, периодически нагреваясь (у рабочих поверхностей мотора) и охлаждаясь (в радиаторе). За циркуляцию охлаждающей жидкости в системе отвечает центробежный насос, а за ее перенаправление от большого контура к малому (при прогреве двигателя) в зависимости от рабочей температуры мотора – термостат.

Важную роль в системе охлаждения двигателя играет расширительный бачок: здесь содержится запас «охлаждайки», через его клапан регулируется избыточное давление охлаждающей жидкости, что позволяет мотору работать при более высоких температурах, не допуская ее вскипания.

Расширительный бачок

Из чего состоит охлаждающая жидкость?

Для охлаждения двигателя используются два вида жидкостей: дистиллированная вода и антифризы. Вода является наиболее дешевой, нетоксичной, с максимальной удельной теплоемкостью (способность поглощать тепло на единицу веса) и наибольшей способностью к охлаждению жидкостью. Антифризы – сложные по химическому составу вещества, которые обладают высокой температурой кипения и не подвержены замерзанию при критически низких температурах (от -40°С до -70°С).

В системе охлаждения двигателя современных автомобилей воду не применяют из-за ее непрактичности: она замерзает уже при 0°С, расширяясь в объеме до 10% и превращаясь в кристаллы льда. Соответственно, выполнять свою основную функцию, отвод тепла от двигателя, в зимнее время эта «охлаждайка» уже не сможет, к тому же кристаллы льда, образовавшиеся в системе охлаждения мотора, могут нанести вред узлам и деталям силового агрегата, приведя к так называемому «размораживанию» двигателя — то есть, разрушению блоков цилиндров и головок блока. Поэтому сегодня автопроизводители отдают предпочтение антифризам, которые лишены присущих воде недостатков.

В состав антифризов входят два основных элемента — вода и многоатомные спирты, обладающие высокой способностью к расширению при нагревании, одной из ключевых характеристик охлаждающей жидкости. Помимо воды и многоатомных спиртов в составе антифризов присутствуют разнообразные присадки, улучшающие эксплуатационные характеристики охлаждающей жидкости: подавление образования ржавчины на металлических поверхностях, вспенивания при достижении высоких температур, разрушения поверхностей резиновых деталей, образования парового конденсата и прочих. Еще одним элементом антифриза является краситель, который играет роль маркера – если жидкость в процессе эксплуатации меняет цвет, то настало время для его замены.

По составу спиртов все антифризы делятся на два вида: этиленгликолевые и пропиленгликолевые.

Этиленгликолевые охлаждающие жидкости содержат этиленгликоль – многоатомный спирт сладковатого запаха, желтого цвета, плотность которого при +20°С составляет 1.112-1.113 г/см³, температура кипения — 197°С, а замерзания -11.5°С. В зависимости от того, для каких условий эксплуатации предназначена «охлаждайка» на основе этиленгликоля, ее разбавляют с водой в таких пропорциях 1:1, 1:2 или 2:3. Чем большее содержание в такой смеси этиленгликоля, тем большей стойкостью к замерзанию и закипанию он обладает.

Пропиленгликолевые антифризы в своем составе имеют пропиленгликоль – многоатомный спирт, во много схожий по химическим свойствам с этиленгликолем, но обладающий меньшей токсичностью и большей степенью кинематической вязкости. Последнее его свойство можно отнести к недостаткам, так как при воздействии на силовой агрегат внешних низких температур скорость циркуляции такой «охлаждайки» по системе охлаждения двигателя падает, и жидкость хуже выполняет свои функции.

Антифризы также различаются по химическому составу присадок — их делят на четыре типа: традиционные, карбоксилатные, гибридные и лобридные.

Традиционные, используемые в основном в автомобилях, выпускавшихся в странах Европы, Северной Америки и ряде азиатских стран (Япония, Южная Корея) до 2 000 года, присадки в своем составе содержат замедлители коррозии из неорганических элементов – фосфатов, нитратов, боратов и так далее. Их перестали использовать для охлаждения двигателей по нескольким причинам: сравнительно короткий срок эксплуатации (до 2 лет), низкая температура кипения (до 105°С). В процессе работы традиционные присадки, разлагаясь, покрывали слоем содержащихся в них веществ рабочие поверхности, что приводило к ухудшению охлаждения узлов и деталей силовой установки, разрушению элементов центробежного насоса, засорения магистрали системы охлаждения машины.

Применение: традиционные антифризы (Тосол) сегодня используют в машинах отечественного производства (ВАЗ, УАЗ, ГАЗ).

Карбоксилатные, содержащие в своем составе органические кислоты (карбоксилаты), присадки являются наиболее эффективными в замедлении коррозии. Они способны точечно воздействовать на потенциальные очаги коррозии и кавитации (образовании парового конденсата), покрывая проблемные места защитным слоем не более 1 микрона, что позволяет более эффективно охлаждать двигатель. Срок службы таких присадок – от пяти лет и более, в зависимости от условий эксплуатации.

Применение: карбоксилатные антифризы используют в автомобилях марок  Fiat, Ford, KIA, Hyundai, Renault и прочих.

Гибридные присадки содержат в своем составе неорганические (силикаты, нитриты или фосфаты) и органические (карбоксилаты) вещества. Совокупное воздействие этих смесей на очаги возникновения коррозии и парового конденсата выше, чем у традиционных присадок, но из-за наличия неограники они имеют те же, но выраженные в меньшей мере, недостатки, что и у «чистых» силикатных, фосфатных и нитритных ингибиторов. Срок службы гибридных присадок – от трех до пяти лет.

Применение: гибридные антифризы используются в автомобилях марок Chrysler, Mercedes-Benz, BMW.

Лобридные присадки – самый новый вид подавителей коррозии и парового конденсата, которые можно отнести к подвиду гибридных. Их особенность — в распределении в смеси органических (90% карбоксилатов) и неорганических (10% силикатов) веществ, что приводит к улучшению технических характеристик таких антифризов по сравнению с гибридными.

Применение: используется в автомобилях марок Peugeot, Citroen, Volkswagen, Skoda, Seat.

Маркировка антифризов от Volkswagen

Концерн Volkswagen разработал для карбоксилатных, гибридных и лобридных антифризов свою маркировку допуска охлаждающей жидкости, которую сегодня применяют множество производителей «незамерзайки». Так, карбоксилатные антифризы имеют маркировку G12 и G12+ (соответствуют спецификации VW TL 774-D/ VW TL 774-F), гибридные – G11 (соответствуют спецификации VW TL 774-C), лобридные – G12++, G13 (соответствуют спецификации VW TL 774-G).

Оригинальный антифриз Volkswagen

Особенностью этих спецификаций является запрет на использование в составе охлаждающих жидкостей боратов, нитритов, аминов, фосфатов и силикатов (кроме G11 и G12++, где содержание этого вещества допускается в пределах до 680 мг/л и до 500 мг/л соответственно). Фольксваген допускал использование антифризов G11 в своих автомобилях, произведенных до 1996 года, G12 и G12+ — в моделях, выпущенных с 1997 по 2008 годы. Незамерзающие жидкости G12++ и G13 применяются сегодня в системах охлаждения двигателей автомобилей, произведенных концерном с 2008 года.

Фольксвагеновцы тщательно следят за тем, чтобы их допуски соблюдались производителями антифризов, которые маркируют свою продукцию в соответствии со спецификациями «G». Если в составе охлаждающей жидкости, помеченной, например, G12+, имеется хотя бы одно из запрещенных веществ, то такой антифриз не соответствует стандартам Volkswagen и может считаться подделкой, так как такая «незамерзайка» не будет выполнять всех функций, может преждевременно «состариться» и нанести вред двигателю.

В чем разница между тосолом и антифризом?

Никакой разницы тут быть не может, так как привычный российским автолюбителям «Тосол» – тот же самый антифриз, относящийся к традиционным охлаждающим жидкостям. Он содержит в своем составе этиленгликоль, воду и неорганические присадки. Различают, к примеру, «Тосол 40» и «Тосол 65», первый – голубого цвета, второй – красного. «Тосол 40» разработан для эксплуатации при температурах не ниже -40°С, а «Тосол 65» — для работы незамерзающей охлаждающей жидкости при температурах не ниже -65°С.

Можно ли смешивать разные по составу охлаждающие жидкости?

Как и в случае с моторными маслами и трансмиссионными жидкостями, смешивать охлаждающие жидкости разных типов и классов не рекомендуется ввиду различий в их химических составах. Так, при смешении карбоксилатных и традиционных присадок их химические вещества могут выпасть в осадок, что приведет к засорению системы охлаждения. Если даже этого не произойдет, то разные по химическому составу присадки могут вступить в реакцию, в результате которой их полезные свойства в значительной мере ослабятся.

Совет: если нет возможности пополнить запас «охлаждайки» немедленно, лучше добавить в расширительный бачок системы охлаждения дистиллированную воду.

Каковы сроки замены охлаждающей жидкости?

Замена в системе охлаждения рабочей жидкости производится в трех случаях: планово, досрочно и в аварийной ситуации.

Планово охлаждающую жидкость заменять в зависимости от сроков, установленных производителем автомобиля. Эту информацию можно почерпнуть их руководств по эксплуатации к каждой конкретной модели. Повторимся: антифризы с традиционными присадками меняют через каждые два года, ОЖ с карбоксилатными присадками – через пять – семь лет, «охлаждайки» с гибридными присадками – через три – пять лет, антифризы с лобридными присадками – через пять – шесть лет.

По истечении этих сроков эксплуатационные характеристики охлаждающих жидкостей меняются: они теряют способность противостоять коррозии, начинают закипать при сравнительно низких температурах, хуже отводят тепло от узлов и деталей силовых установок.

Досрочно менять охлаждающую жидкость нужно, если произошла конструктивная поломка двигателя, например, в антифриз начали поступать выхлопные газы из прохудившейся прокладки блока цилиндров либо при разгерметизации системы охлаждения и поступления в нее воздуха. Взаимодействие ОЖ с выхлопными газами или воздухом приводит к тому, что жидкость преждевременно теряет свои основные эксплуатационные свойства. Понять, что нарушена работа охлаждающей системы можно, если вы заметили, что чаще стал включаться вентилятор радиатора, на стенках расширительного бачка появились похожие на желе отложения либо в бачке появился осадок (зачастую обнаруживается при температуре воздуха -15°С).

Возможная поломка системы охлаждения двигателя

К аварийным ситуациям, во время которых водителю пришлось доливать воду в систему охлаждения, можно отнести лопнувший шланг. Шланг поменяли, недостающее количество «охлаждайки» дополнили водой, взятой из-под крана. Что происходит дальше? Обычная водопроводная вода не обладает свойствами дистиллированной, поэтому содержание в ней солей – повышенное. Эти соли, взаимодействуя с химическими веществами, входящими в состав ОЖ, образовывают осадок, который негативно влияет на металлические детали системы – проще говоря, активизируются коррозионные процессы. Выпавшие в осадок вещества затрудняют циркуляцию антифриза в системе, что приводит к ненадлежащему отведению тепла от узлов двигателя, в результате чего может произойти перегрев мотора. Если вам все-таки пришлось залить в систему охлаждения двигателя воду из-под крана, то при первой же возможности полностью замените «охлаждайку», предварительно промыв систему дистиллированной водой.

Читайте также: Как заменить охлаждающую жидкость своими руками

avtoexperts.ru

Охлаждающая жидкость – как обеспечить комфортный температурный режим двигателю?

Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в устройстве современных автомобилей.Обращаться на почту [email protected].

На полках в автомагазине предлагается радуга из различных бутылок: десятки маркировок, брендов и допусков.

Разнообразие охлаждающих жидкостей

Как узнать, что именно нужно вашему автомобилю: антифриз или тосол, красный или зеленый, «Mobil» или «Полярник»?

Если в инструкции к вашему автомобилю указана четкая спецификация: например, Ford WSS-M97B51-A1, он же BASF Glysantin G05, он же Mazda 0000-77-507E-02, тогда проблем нет. Ищите заветную баночку (канистру) с аналогичным допуском, и не заморачиваетесь с цветом, вопросом «что залито, что залить?», и снятием пробы на вкус: сладкий или нет.

Глисантин

Почему в качестве примера использована брендовая (от производителя автомобиля) охлаждающая жидкость, или продукт известного химического концерна? Потому что на упаковке имеется главная характеристика для покупателя: допуск автопроизводителя для конкретного автомобиля (как в инструкции по техническому обслуживанию). Это значит, что данный тосол или антифриз можно залить в радиатор, и он как минимум, будет хорошо охлаждать, как максимум – не нанесет вреда вашему автомобилю.

Чем отличается тосол от антифриза, и почему надо придерживаться заводской спецификации?

Давайте разберемся, что такое охлаждающая жидкость, и для чего она нужна.

Поскольку двигатель внутреннего сгорания при работе выделяет много тепла, его необходимо отводить в атмосферу. При небольших мощностях (мопед, малолитражная легковушка, газонокосилка), достаточно нарезать ребра радиатора на головке блока цилиндров, и обеспечить хороший обдув. Когда интенсивность нагрузки возрастает, прямого воздушного потока уже не хватает. Необходимо отводить тепло с помощью теплоносителя (например, воды), который в свою очередь охлаждается тем же воздухом, но уже в отдельном радиаторе.

Именно так работает система охлаждения современного автомобиля. Вокруг цилиндров расположены так называемые рубашки охлаждения. Водяная помпа обеспечивает циркуляцию (постоянное обновление) жидкости через радиатор, который интенсивно обдувается воздухом от набегающего потока и вентилятора.

Принцип работы системы охлаждения двигателя

Какая жидкость наиболее эффективно охлаждает мотор? Этот вопрос обычно трансформируется в: «что лучше тосол или антифриз?». На вторую часть вопроса ответим позже. Главный секрет системы охлаждения – лучшим теплоносителем является обыкновенная вода. Точнее не просто вода из речки, или из-под крана, а дистиллированная. Многие помнят кадры из старых советских фильмов: закипел мотор старенького ГАЗ-51, водитель с ведром бежит к ближайшей речке, и проблема решена.

Для чугунных блоков цилиндров и толстостенных радиаторов это приемлемо, за исключением эксплуатации в зимний период. Вода при минусовой температуре просто замерзнет, и «порвет» радиатор, а то и ГБЦ. Помните таблички «вода слита» на радиаторе?

На современных моторах обычную воду использовать нельзя. Почему?

Кроме того, охлаждающая жидкость (которая на 50% все же состоит из дистиллята) имеет в своем составе множество присадок. Чем они отличаются и для чего нужны?

Химический состав антифриза (тосола)

Вода – это все-таки растворитель для концентрата. Основу любой охлаждающей жидкости составляют химические элементы.

Органика или неорганика, в чем разница?

Минеральные ингибиторы просто покрывают металлические стенки системы тонким слоем защитной пленки. Она может быть неравномерной, и коррозия все же проявляется, правда – точечная.

Процесс появления коррозии при использовании минеральных ингибиторов

Работает такая «химия» эффективно, агрессивное воздействие антифриза практически сводится на нет. Однако пленка плохо проводит тепло, в результате оно не отводится жидкостью из зоны нагрева. Со временем теплообмен становится все хуже, и мотор перегревается, а это чревато повышенным износом деталей, более раннему сроку замены масел, повышением расхода топлива.

Химический состав таких ингибиторов: нитраты, бораты, силикаты, фосфаты, аминокислоты.

Органические ингибиторы созданы на основе солей карбоновых кислот. Карбоксилаты не «прилипают» к металлу, поэтому препятствий для теплообмена нет. Молекулы этих веществ блокируют лишь точечные очаги коррозии. Они воздействуют как бы адресно, оставляя большую часть площади свободной от пленки.

Защита от коррозии органическими ингибиторами

Ингибиторы созданы на основе карбонатов – органических кислот, нейтральных к металлам. Стоимость существенно выше, чем у «минералки».

Гибридные присадки имеют в своем составе карбоксилаты (их обычно больше), и минеральные добавки. Используя правильную комбинацию, производители охлаждающей жидкости компенсируют недостатки различных типов присадок, не уменьшая положительный эффект.

И, наконец, ответ на главный вопрос: в чем разница между тосолом или антифризои? На самом деле, название не несет в себе информации о составе или совместимости с разными типами двигателя. Рассуждения о том, что тосол заливают в карбюраторные моторы, а инжектор работает исключительно на антифризах, беспочвенны.

История возникновения названий ОЖ:

Как мы отметили раннее, изначально для охлаждения моторов применялась обычная вода из ближайшего пруда. Затем появились более технологичные ДВС, соответственно возникла потребность в качественной охлаждающей жидкости. Зарубежные производители объединили все варианты ОЖ под определением «antifreeze». То есть, незамерзайка.

Одновременно советское правительство дало указание ученым разработать аналогичный препарат для отечественных авто (дабы не покупать дорогую жижу за рубежом). Один из химических НИИ оперативно разработал (или просто скопировал) технологию. Зарубежная и отечественная жидкости были абсолютно идентичны по свойствам и составу. Отечественную разработку отдела ««Технология органического синтеза» назвали аббревиатурой этого подразделения; «ТОС». Добавили суффикс, использующийся в названиях спиртов (этанОЛ, метанОЛ), получился ТОСОЛ. Это название стало таким же нарицательным, как «ксерокс». Несмотря на то, что из года в год состав отечественной незамерзайки и зарубежных ОЖ менялся, общие названия закрепились.

Простейшие составы на основе глицерина или этиленгликоля с минеральными добавками, принято называть тосолами. Хотя за рубежом есть antifreeze с такими же компонентами. На упаковках можно встретить оба названия, принципиальной разницы нет.

Как определить, подходит охлаждающая жидкость для вашего автомобиля, или нет?

Серьезные производители сертифицируют свои технические жидкости на автозаводах. По такому же принципу, как и моторные масла, поэтому вы всегда можете сверить соответствие по каталогам. Например, таблица совместимости для тосолов (антифризов) BASF:

Соответствие моделей Глисантина маркам автомобилей

Именно тут и кроется подвох. Универсальных спецификаций «для всех Фордов» или для любого дизельного «VW» не существует. Каждый автомобиль рассчитан на определенный тип тосола, и смешивать их категорически не рекомендуется. При соприкосновении силикатных и карбоксилатных присадок образуются плотные сгустки. Они закупоривают соты радиатора, нарушая циркуляцию воды.

Некоторые сплавы внутри мотора или радиатора, могут активно корродировать именно под воздействием определенной минеральной добавки, поэтому единственный правильный ответ ищите в инструкции к вашему авто.

Спецификации G11, G12, G12+ и пр. для Фольксвагена не могут применяться в подборе антифриза для КИА. Некоторые автовладельцы просто покупают жидкость того же цвета, как в расширительном бачке. Цвет не имеет отношения к составу ОЖ. Это краситель – маркировка.

Итог:

Как узнать, какой тип тосола был залит, если цвет невозможно определить на глаз? Ответ однозначный: ищите информацию от производителя авто и покупайте «правильную» жидкость. Бренд не имеет значения. Главное – спецификация для вашего автомобиля. При замене промойте систему охлаждения дистиллированной водой.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

swapmotor.ru

Охлаждающая жидкость для авто и как ее выбрать

Система охлаждения – это, наверное, один из важнейших комплексов в современном автомобиле. Тем не менее, именно она зачастую оказывается забытой. Действительно, если задать владельцам авто вопрос относительно последней замены охлаждающей жидкости, большинство просто разведут руками, признав, что вообще не задумывались об этом.

Причем актуальность вопроса при покупке подержанной машины возрастает в разы. Сейчас мало кто готов приобрести б/у автомобиль «на веру», без предварительной проверки его узлов. Однако систему охлаждения, как правило, обходят страной. Дескать – антифриз ведь не течет, а значит, все в норме. Следовательно, в вопросах выбора антифриза и его замены необходимо скрупулезно разобраться.

Это тем более актуально, ведь ранее на рынке был только безальтернативный тосол. Однако сейчас мировые производители антифризов гарантируют широчайший выбор продукции.

различные виды охлаждающей жидкости

Содержание статьи

Критерии выбора охлаждающей жидкости

Сразу стоит отметить, что перед походом в магазин или покупкой на сайте необходимо изучить мануал по эксплуатации автомобиля. Именно в нем производитель указывает параметры охлаждающей жидкости:

Категории и классификация охлаждающей жидкости

В целом сейчас все охлаждающие жидкости делятся на 2 категории в зависимости от производственной технологии:

  1. SAE – основа из пропиленгликоля;
  2. ASTM – основа из этиленгликоля.
Классификация

Этот момент достаточно двусмысленный. С одной стороны, многие ориентируются на нормативы от немецкого концерна Фольксваген. С другой же, немало производителей, особенно из Азии и США, используют собственные классификации. В результате, характеристики и цветовая гамма могут отличаться.

Классификация от Фольксваген
Видео: Антифриз красный — зеленый — синий. В чем разница? Просто о сложном

Всего имеется 4 класса охлаждающей жидкости:

  1. G11 (зеленый и синий) – он выпускается на основе этиленгликоля, с добавлением небольшого объема присадок.
  2. G12 (красный) – в отличие предыдущей категории, антифриз такого класса гораздо эффективнее пресекает возникновение коррозии в системе охлаждения, а также не допускает перегрева двигателя. Это достигается путем добавления в состав жидкости соединений карбоксилатного типа. Благодаря такому составу, применение антифриза данного класса рекомендуется для авто, которые работают в тяжелых климатических условиях или на высоких оборотах.
  3. G12+ – жидкость карбоксилатного типа. Особенность данного типа антифриза в том, что его разрешается смешивать как с жидкостями класса G12+, так и с тосолами категорий G11 и G12.
  4. G12 (оранжевый) – выполнен из пропиленгликоля. Отличается высокими экологическими показателями.

типы охлаждающей жидкости G11 G12 G13

Читайте также: Тосол или антифриз, что лучше для машины?

На что обратить внимание при покупке?

При покупке антифриза необходимо в обязательном порядке сверить его данные с требованиями завода-изготовителя авто (по мануалу к машине). Если тип жидкости и ее температурный режим совпадают, следует проверить товар. Причина – присутствие на рынке поддельных антифризов.

Критерии покупки:

  1. Стоимость – перед приобретением необходимо сверить цену на разных ресурсах сети и в нескольких магазинах. Как правило, поддельный товар продается заметно дешевле.
  2. Герметичность упаковки – для этого достаточно просто перевернуть канистру или сдавить ее в руке. Стравливание воздуха либо вытекание жидкости свидетельствует о подделке.
  3. Присадки – они должны обладать щадящими свойствами в отношении компонентов системы охлаждения, выполненных из пластика и металла.
  4. Тара – рекомендуется выбирать тосол в полупрозрачной таре. В ней можно рассмотреть жидкость – если она мутная или налицо осадок – покупать не стоит.
  5. Вспениваемость – если встряхнуть емкость, образовавшаяся пена должна осесть в течение 3-5 сек.
  6. Запах масла, бензина и тому подобного недопустим.
  7. Этикетка и упаковка – оригинальный товар всегда отличается качественной упаковкой, отчетливо напечатанными и хорошо приклеенными этикетками. Штрих-коды, состав, классификация – эти и другие параметры должны присутствовать на этикетке.
  8. Компании-изготовители – лучше предпочесть продукцию именитых корпораций. В их числе – ВАМП, Total, Sintec, Shell и другие.

Наиболее частые вопросы

Антифриз или тосол?

Видео: Тосол или антифриз: что лучше использовать, заливать в свой авто? Просто о сложном

В среде автомобилистов нередко встречается вопрос относительно того, что же лучше – тосол или антифриз? В целом разницы нет, так как оба названия означают охлаждающую жидкость для авто. Тосол – это жидкость отечественного производства, причем ее подделывают гораздо чаще.

Важна ли цветовая гамма? И можно ли смешивать жидкость разного цвета?

Стоит отметить, что сам по себе антифриз и тосол бесцветные, а выбор оттенка всецело зависит от производителя. Сам же краситель добавляется в крайне незначительном количестве, поэтому никакого влияния на эксплуатационные характеристики жидкости не оказывает. Это значит, что смешивать разные жидкости не стоит. Исключение – наличие на этикетке данных о допуске смешивания этого антифриза с другими.

Когда менять антифриз?

Многие автопроизводители заливают антифриз на весь срок службы, что и указывают в мануале к модели. Хотя компании дают собственные рекомендации по срокам:

  1. Volkswagen – бессрочно;
  2. General Motors – бессрочно;
  3. Renault – бессрочно;
  4. Mitsubishi – 4 года;
  5. Ford – 240 000 км или 10 лет;
  6. Mercedes-Benz – 5 лет;
  7. АвтоВАЗ – 75 000 км;
  8. Mazda – бессрочно;
  9. Daimler – 15 лет;
  10. BMW – 4 года.
Впрочем, при покупке б/у авто антифриз необходимо заменить. Как производится замена охлаждающей жидкости читайте в этой статье.

Какая охлаждающая жидкость лучше?

Характеристики во многом будут зависеть от цены. Обычно стоимость 1 л (кг) антифриза варьируется от 100 руб. до 320 руб. Поэтому товары можно поделить на 3 категории:

  1. Бюджетные – от 100 до 180 руб.;
  2. Средний ценовой диапазон – от 180 до 250 руб.;
  3. Премиум – от 250 руб.

1. Бюджетные – от 100 до 180 руб.

OIL RIGHT ТОСОЛ -40С

Допускается к применению в отечественных и зарубежных моделях. В составе присутствует – основа из этиленгликоля, краситель и присадки (противопенного, антикоррозионного и стабилизирующего типов). Температурный диапазон – -40°C до +50°C.

Цена – 110 руб. (1 кг).

ЛУКОЙЛ -40С G12 Red

антифриз Лукойл RED

Антифриз выполнен в соответствии с карбоксилатной технологией. Применяется в двигателях, работающих при температуре до -40 °C. Такой антифриз эффективно защищает силовой агрегат от перегрева, образования накипи, коррозии и замерзания. Применение ЛУКОЙЛ -40С G12 Red гарантирует уменьшение значения гидродинамической кавитации, улучшается теплообмен. В составе не содержатся амины, нитрины, бораты, силикаты и фосфаты.

Цена – 150 руб. (1 кг).

Спектрол Long Life

Это антифриз на карбоксилатной основе. Он гарантирует корректную работу мотора в температурном диапазоне от -40°С до +50°С. В составе не содержатся амины, нитрины, бораты, силикаты и фосфаты. Срок эксплуатации – до 250 000 км (5 лет) для легковых авто и до 650 000 км (6 лет) для грузовиков. Спектрол Long Life разрешается смешивать с различными типами охлаждающей жидкости, выполненных из этиленгликоля, с добавлением ингибиторов коррозии (органического типа).

Цена – 177 руб. (1 кг).

Видео: Замена антифриза. Как подобрать антифриз?

2. Жидкости среднего ценового диапазона – от 180 до 250 руб.

Mannol AG13+

В составе жидкости не содержатся амины, нитрины, бораты, силикаты и фосфаты. Антифриз полностью нейтрален к сплавам на основе свинца, легированной стали, меди, чугуну, алюминию и латуни. Интервал замены – 3 года.

Цена – 186 руб. (1 л).

AGA -65С

 z65

Такой антифриз предназначается для бензиновых и дизельных моторов. Срок эксплуатации – до 150 000 км пробега или до 5 лет. Подходит для форсированных моторов, в том числе и с турбонаддувом. Гарантирует защиту от кавитации и коррозии. Сохраняет сальники помпы.

Цена – 200 руб. (946 мл).

3. Охлаждающие жидкости Премиум класса – от 250 руб.

PRISMA -35C G12

Этот антифриз разработан для дизельных и бензиновых двигателей. Допустимо его применение для моторов с турбонаддувом и высокофорсированных агрегатов. Гарантирует корректную работу системы охлаждения на протяжении 150 000 км или 5 лет. Надежно защищает сальники, а также металлические компоненты движка.

Цена – 295 руб. (1 л).

PRISMA -35C G12 (концентрат)

PRISMA концентрат

Данная охлаждающая жидкость выпускается в Бельгии. Она произведена из моноэтиленгликоля и целого набора эффективных присадок, что гарантирует стабильность в работе силового агрегата, а также надежную защиту его компонентов, выполненных из алюминия, резины и легких сплавов. Обеспечивает защиту силового агрегата от возникновения осадка, накипи и коррозии. Хорошо смазывает помпу. В составе антифриза нет силикатов, нитридов, аминов и фосфатов.

Цена – 310 руб. (1 л).

В целом стоимость антифриза невысока, поэтому экономить на нем бессмысленно. При покупке необходимо ориентироваться, в первую очередь, на требования производителя автомобиля.

avtocity365.ru

Охлаждающая жидкость для авто: как выбрать, периодичность замены

Одной из самых востребованных жидкостей в любом автомобиле является антифриз. Задача данного вещества заключается в том, чтобы обеспечить стабильную температуру в двигателе без серьезных перегревов. Владельцы машин по-разному называют антифриз, в том числе охлаждающей жидкостью и даже тосолом, хотя последнее является неверным определением. В этой статье мы расскажем, на что обращать внимание при выборе состава, который в лучшей степени будет подходить вашему автомобилю.

1 Охлаждающая жидкость – почему ее нужно менять?

Газы в двигатели поднимают температуру этого агрегата до нескольких сотен, а то и тысяч градусов. Для того чтобы мотор не вышел из строя уже на второй передаче, в него требуется периодически заливать антифриз. При этом не стоит забывать, что его нужно время от времени обновлять. В его составе выделяют несколько основных компонентов, включая пропиленгликоль, этиленгликоль, одноатомные спирты, а также глицерин. Все перечисленные выше вещества могут похвастаться замечательным уровнем стойкости к воздействию высоких и низких температур.

Однако с течением времени эти элементы начинают негативно влиять на стенки двигателя, вызывая коррозию и разрушение металла. Естественно, изготовители в обязательном порядке разводят их с дистиллированной водой или другими присадками, чтобы несколько смягчить агрессивные свойства. Особенно это касается пропиленгликоля, который относится к категории очень едких веществ.

Но присадки, спустя определенное время, начинают терять свои свойства, что позволяет едким элементам, входящим в состав антифриза, наносить ущерб металлической поверхности двигателя. К тому же, очень многие отечественные владельцы автомобилей добавляют обычную воду из-под крана, в результате чего негативные последствия от действия коррозии становятся еще более разрушительными.

Охлаждающая жидкость для авто, отработавшая весь свой ресурс, может спровоцировать следующие проблемы:

Покупая антифриз для охлаждения двигателя автомобиля, следует ориентироваться на следующие важные характеристики:

  1. Защита – состав должен защищать силовой агрегат от ржавчины, коррозии, переохлаждения и одновременно от перегрева.
  2. Низкая температура – в составе должны находиться элементы, на которых резкие перепады температуры не оказывают никакого влияния.
  3. Смазка – антифриз одновременно выполняет функции по обработке и смазыванию помпы машины.

2 Когда обновлять антифриз – определяем потерю свойств

Запущенный хладагент, как можно сделать вывод из предыдущего пункта, может привести к очень неприятным последствиям. Но волноваться не стоит, ведь есть немало методов, позволяющих нам своевременно узнать о необходимости замены антифриза и не пропустить этот важный момент.

Диагностика содержимого расширительного бачка, куда и заливается охлаждающая жидкость, не вызовет сложностей даже у молодых водителей, только недавно купивших своего "железного коня". Отметим несколько очень популярных и действенных методов:

Не стоит откладывать дело в долгий ящик. Если хоть один из перечисленных пунктов характерен для вашего расширительного бачка, то потребуется купить новый антифриз и в кратчайшие сроки залить его. Иначе последствия могут быть очень неприятными.

3 Выбираем состав – что искать на этикетке?

Посетив магазин с целью приобретения канистры хладагента, вы будете очень удивлены огромным разнообразием марок данного товара. Дело в том, что изготовители в разных странах делают продукцию в соответствии с собственными нормами и стандартами. Однако концерн Фольксваген решил взять дело под свой контроль и установил общепринятую классификацию, что позволило простым людям более четко понимать, какой конкретно товар им необходим и что они хотят приобрести.

Первый класс – это охлаждающая жидкость категории G11. Продукция, относящаяся к данной категории, считается самой бюджетной и доступной для большинства автомобилистов. Отличительной чертой являются силикатные присадки, которые призваны увеличить уровень защиты от коррозии. Однако такой антифриз требует регулярного обновления, ведь если опоздать с заменой, очень быстро появится осадок, препятствующий полноценному охлаждению силового агрегата во время работы. Силикатные жидкости характеризуются зеленым цветом.

Второй класс – это G12. Силикатных присадок здесь нет, зато жидкость может похвастаться карбоновой кислотой в своем составе. Помимо основных функций, связанных с охлаждением, карбоновая кислота отлично сопротивляется ржавчине, воздействуя непосредственно на очаг возникновения проблемы. Еще одно важное достоинство – хладагенты категории G12 отличаются наибольшим сроком службы, который достигает пяти лет. Как правило, антифриз этой категории окрашен в красные или розовые оттенки, что связано с наличием как раз-таки карбоновой кислоты.

Относительно недавно появились разновидности данной категории. Так, в магазине можно приобрести антифриз с маркировкой G12+ или даже G12++. Срок их службы ничем не отличается, разница же заключается в наличии органических и минеральных присадок соответственно.

Самым качественным и надежным принято считать жидкости класса G13. Помимо длительного срока полезного использования, достигающего 5 лет, охлаждайка может похвастаться наличием в своем составе пропиленгликоля. В принципе, это единственное отличие от товаров из категории G12++, однако за счет данного вещества стоимость существенно увеличивается. На полке магазинов найти такой товар очень просто – упаковка, как и сама жидкость, окрашена в фиолетовый цвет.

Нельзя не отметить продукцию отечественных изготовителей – тосол. Еще во времена СССР компания под названием Технология Органического Синтеза разработала собственный хладагент, который получил название от первых букв компании с добавлением суффикса -ол на конце. Однако это название не было зарегистрировано в качестве торговой марки, и с тех пор стало нарицательным. Большинство отечественных антифризов по-прежнему называют тосол, этому способствует и цветовая палитра – жидкости разливаются в канистры синих цветов.

Все операции с заменой жидкостей проводятся только при остывшем двигателе. То есть машина должна быть выключена не менее пяти часов, иначе появляется огромный риск получения отравления и серьезных ожогов. Прежде чем залить новую жидкость в расширительный бачок, потребуется слить старый хладагент и, по возможности, тщательно промыть основные элементы этой системы. В противном случае могут возникать химические реакции между старым и новым антифризом. Без промывки никак не обойтись, если раньше вы использовали отечественный тосол, а теперь решили приобрести импортный товар.

4 Периодичность замены – делимся рекомендациями автопроизводителей

Как мы уже выяснили, правильная эксплуатация автомобиля сопряжена со своевременной заменой охлаждающей жидкости. Нет необходимости постоянно проверять расширительный бачок различными тестовыми полосками. Можно обращать внимание на совокупность различных факторов, например:

  1. Состав антифриза.
  2. Производитель вашего автомобиля.
  3. Пройденное расстояние с момента последней замены.
  4. Возраст машины.

В зависимости от класса приобретенного хладагента, сроки обновления жидкости могут существенно отличаться. Так, силикатный G11 и отечественный тосол рекомендуется менять не позже 30 тысяч километров пробега, тогда как для более качественных антифризов пробег может составлять до 60 тысяч.

Также следует прислушиваться к рекомендациям производителей, ведь кому, как не инженерам, участвующим в создании автомобилей, лучше всего известно, как часто следует обновлять жидкость в бачке. Некоторые заявляют, что их продукция и вовсе не требует замены, тогда как другие отталкиваются от пробега или срока эксплуатации:

5 Обзор качественных вариантов – Felix или Nord?

Основное правило при выборе хладагента – он должен соответствовать тому классу, который использовался ранее в системе охлаждения авто. По возможности, отдавайте предпочтение качественным маркам, производители которых успели зарекомендовать себя в этой области.

Так, среди отечественных автолюбителей огромной популярностью пользуется антифриз Felix класса G12. Среди его положительных качеств можно отметить сопротивление коррозии, вспениванию, а также перегреву мотора. Отлично подходит для заливания как в грузовые фуры, так и в легковые автомобили. На данный момент продукция выпускается в нескольких основных цветовых исполнениях: Expert (синий), Prolonger (зеленого цвета), Energy (желтый) и Carbox (красный).

Следующим в списке популярных хладагентов идет Nord, который выпускается во всех классах антифризов – от G11 до G13. Диапазон температур очень велик, ведь двигатель будет отлично себя чувствовать даже при 50 градусах мороза. Nord обеспечивает бесперебойную работу всех основных компонентов силового агрегата, а также надежно защищает его от появления ржавчины и различных осадков.

Для жителей дальнего Севера отлично подойдет охладитель с говорящим названием Аляска. Особенность данной продукции – очень низкие температуры. Так, охладитель может выполнять свои функции даже при минус 65 градусах. В отличие от многих других жидкостей класса G11, этот вариант не содержит таких вредных для двигателя веществ, как фосфаты и нитраты.

Как видно, на рынке представлено огромное множество самых разнообразных марок, которые подойдут для любого автомобиля. Главное – вовремя производить замену антифриза, не позволяя скапливаться в расширительном бачке осадкам, а также не допуская появления коррозии на стенках. Тогда ваш автомобиль прослужит вам очень долго без необходимости посещения станций технического обслуживания.

tuningkod.ru

Тосол или антифриз – делаем правильный выбор

Тосол или антифриз – делаем правильный выбор

Очень часто автолюбители не придают должного значения охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя, и в большинстве случаев не то что не меняют охлаждающую жидкость вообще, но даже не знают, что именно залито в систему охлаждения двигателя их автомобиля. Такая беспечность напрасна. Ведь от правильного выбора между тосолом и антифризом зависит дальнейшее техническое обслуживание всего автомобиля. И так, давайте разберемся что лучше – тосол или антифриз.

Такое разделение охлаждающих жидкостей на тосолы и антифризы существует только в России. О происхождении и истории возникновения ТОСОЛа уже неоднократно описывалось в различных средствах массовой информации. По данным компании Arteco, до 22% всех поломок прямо, а 40% прямо или косвенно связаны с системой охлаждения двигателя. Поэтому должное внимание охлаждению и правильный выбор охлаждающей жидкости может помочь сохранить деньги и время.

В состав смазывающих охлаждающих жидкостей входят смеси этиленгликоля (изредка в состав входят смеси пропиленгликоля), вода и целый пакет присадок-ингибиторов коррозии. Охлаждающие жидкости разных производителей отличаются друг от друга именно технологией производства присадок, входящих в их состав.

Выбирая смазочную охлаждающую жидкость для своего автомобиля, в первую очередь необходимо изучить руководство по его эксплуатации или сервисную книжку, чтобы узнать рекомендации автопроизводителя и возможные нюансы использования той или иной жидкости, известные последнему. В таком руководстве автопроизводитель может прописать конкретных производителей и наименования смазочно-охлаждающих жидкостей, которые успешно прошли все испытания и тесты (лабораторные, стендовые, эксплуатационные), проведенные автопроизводителем, или же прописать класс таких жидкостей. К ним относятся жидкости, произведенные по одной из следующих технологий:

На российском рынке преобладают смазочно-охлаждающие жидкости, произведенные по традиционной (тосол) и карбоксилатной (антифриз) технологии.

Антифриз имеет немало преимуществ перед тосолом, с которыми обязательно следует ознакомиться:

  1. Повышенная эффективность системы охлаждения двигателя.

Недостатки тосола и плюсы антифризаОхлаждающие жидкости, произведенные по традиционной технологии, образуют защитный слой на поверхности металла, который может достигать 0,5 мм.

Хотя этот слой защищает металл от коррозии, он в то же время значительно ухудшает теплоотвод (до 50%) из-за своей очень низкой теплопроводности. Таким образом тосол работает как своеобразный изолятор, ухудшающий теплопередачу. Следовательно, двигатель начинает работать при более высокой температуре, чем это предусмотрено и рекомендовано автопроизводителем. Это в свою очередь приводит к более быстрому износу двигателя, а также к снижению мощности и большему расходу топлива.

Преимущества антифриза перед тосоломКарбоксилатным охлаждающим жидкостям, например, таким как CoolStream, свойственная повышенная эффективность охлаждения двигателя. Эти жидкости образуют защитный слой исключительно в тех местах, где образуется коррозия толщиной 0,0006 мм (60 ангстрем). А так как на остальной внутренней поверхности защитный слой не образуется, то теплоотвод не ухудшается.

2. Более длительный срок использования карбоксилатной охлаждающей жидкости (антифриза)

Пакеты присадок антифризов состоят из композиций солей неорганических кислот (нитратов, боратов, силикатов, фосфатов, нитритов).

Можно с уверенностью утверждать, что в производстве 90% отечественных охлаждающих жидкостей используются такие ингибиторы коррозии как силикаты и нитриты. При этом силикаты добавляются преимущественно с целью антикоррозионной защиты алюминия, а нитриты добавляются с целью защиты от кавитационной эрозии. Пакеты этих присадок сбалансированы, но в случае нарушения композиции по причине более быстрого расхода одного из составляющих, охлаждающая жидкость теряет свои полезные свойства. Как видно на приведенном ниже графике, силикаты и нитриты истощаются в первую очередь, и уже через 30-40 тыс. км пробега автомобиля охлаждающая жидкость на их основе практически полностью теряет свои защитные качества.

В то же время, антифризы, произведенные по карбоксилатной технологии, сохраняют стабильность практически весь период использования. Благодаря защите, которая действует только в нуждающихся в этом местах, расход присадок происходит значительно медленнее. Например, по этой причине, ресурс эксплуатации антифриза марки CoolStream Premium достигает 250 тыс. км или 5 лет эксплуатации для легковых автомобилей, и 650 тыс. км для грузовых автомобилей; а ресурс эксплуатации антифриза марки CoolStream Standard – 100 тыс. км или 2 года эксплуатации.

3. Превосходная защита алюминия в режиме высоких температур

В процессе строения современных автомобилей алюминий все чаще используется в качестве конструкционного материала. И эта тенденция последних времен слабо сочетается с охлаждающими жидкостями, произведенными по традиционной технологии - тосолом.

Главным недостатком тосола является неспособность входящих в его состав присадок на основе неорганических соединений защищать алюминий при высоких температурах – выше 105 ºС по Цельсию, и при высоких тепловых потоках. По этой причине большинство автопроизводителей отказались от использования тосола в своих автомобилях.

А карбоксилатные антифризы, наоборот, наилучшим образом защищают конструкции из алюминия и его сплавов.

Для наглядности, в таблице приведены сравнительные результаты высокотемпературного динамического теста на коррозию алюминия в разных охлаждающих жидкостях, доказывающего превосходство карбоксилатных жидкостей над традиционными.

4. Продление срока эксплуатации водяного насоса до полутора раз

Главной причиной износа водяного насоса является гидродинамическая кавитация. Этот физический процесс заключается в образовании и схлопывании пузырьков газа охлаждающей жидкости у поверхности движущихся лопастей насоса. Когда пузырьки газа хлопают, происходят гидродинамические микроудары по поверхности лопасти, которые вырывают молекулы. При частой эксплуатации и длительном воздействии таких микроударов образовываются каверны (раковины) и разрушаются лопасти.

К сожалению, пока что ни одна из существующих охлаждающих жидкостей не может химическим способом уберечь лопасти насоса, полностью предотвратив данный физический процесс.

Тем не менее, в отличие от традиционных охлаждающих жидкостей, карбоксилатные антифризы, благодаря «адресной» направленности своей защиты, снижают воздействие кавитации и таким образом увеличивают срок использования водяного насоса до 50%.

5. Превосходная защита от кавитации гильз цилиндров двигателя

Что лучше тосол или антифризЗначительному влиянию гидродинамической и высокотемпературной кавитации подвержены также гильзы цилиндров. Вы можете сами убедиться в справедливости утверждения об эффективности защиты карбоксилатными антифризами гильз цилиндров, взглянув на фото 2007 года, на котором изображен цилиндр двигателя Рено MIDR Y41, установленного на автобус МАЗ 103-41, с пробегом 230 тыс. км.

  1. 6. Высокая стабильность качеств и свойств антифризов.

В традиционных охлаждающих жидкостях используются силикаты, которые имеют негативное свойство образования гелей. Жидкости, в состав которых входят фосфаты, могут образовывать нерастворимые фракции, выпадающие в осадок. Этот осадок наряду с гелями блокирует работу термостата и засоряет радиатор, а в конечном результате нарушает работу системы охлаждения двигателя.

Карбоксилатным антифризам свойственна высокая стабильность качеств и отсутствие образования гелей и осадка в процессе использования.

7. Повышенная совместимость с эластомерами и пластиками.

В системе охлаждения двигателей автомобилей используются пластиковые, эластомерные, резиново-силиконовые и другие подобные материалы, к которым карбоксилатные антифризы абсолютно неагрессивны. Этот факт подтвержден 15-летними практическими испытаниями, проведенными компанией Arteco, миллионами километров пробега и тысячами часов работы двигателей. И как знак доверия к результатам этих испытаний, большое количество автопроизводителей включают антифризы на базе карбоксилатных присадок Arteco в перечень рекомендованных охлаждающих жидкостей.

8. Отсутствие отложений и засоров в радиаторе.

Вид радиатора автомобиля при использование антифризаВид радиатора автомобиля при использование тосолаОхлаждающим жидкостям, произведенным по традиционной технологии, свойственно образование осадков и мелких нерастворимых частиц, которые ухудшают теплообмен и засоряют радиатор. Тогда как карбоксилатные антифризы не имеют таких негативных качеств и не образуют отложений и засоров в процессе всего периода их использования.

Антифриз Тосол

9. Экологическая чистота карбоксилатных ингибиторов коррозии.

Благодаря продленному сроку эксплуатации (у антифриза под маркой CoolStream Premium – 250 тыс. км или 5 лет для легковых автомобилей, или 650 тыс. км для грузового транспорта) автоматически уменьшается количество отработанных охлаждающих жидкостей, которые необходимо утилизировать.

У ингибиторов коррозии на основе карбоксилатов более низкий класс вредности и опасности для окружающей среды, поэтому они более экологичны, чем традиционные ингибиторы.

10. Отличная стабильность в условиях высоких температур.

Современные автомобильные двигатели рассчитаны на повышенную нагрузку при эксплуатации. Автопроизводители закладывают в качестве верхней границы рабочей нормы температуру до 135 ºС и давление до 3 атмосфер.

Полезные свойства традиционных ингибиторов коррозии теряются уже при температуре 105 ºС. При этой температуре ингибиторы распадаются и не могут обеспечить достаточную защиту двигателя при высоких температурах. В то же время, карбоксилатные антифризы сохраняют свою стабильность при вышеописанных условиях и продолжают эффективно защищать двигатель.

При использование статьи или фотографий активная прямая гиперссылка на сайт www.avtorem.info обязательна!

www.avtorem.info

Антифриз (Часть 1)Свойства охлаждающих жидкостей разных типов для тяжелой техники

В западной технической литературе любая охлаждающая жидкость (ОЖ) именуется «антифриз», т. е. «низкозамерзающая жидкость». В России антифризом традиционно называют примитивную ОЖ, применяемую вначале как альтернатива чистой воде и состоящую из смеси этиленгликоля c водой практически без присадок. ОЖ более совершенного состава – этиленгликоль, вода и пакет присадок – в России носит название ТОСОЛ. Эта торговая марка ОЖ, специально разработанной в свое время в ГосНИИОХТе (Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии), своевременно не была зарегистрирована, поэтому ТОСОЛ выпускают сейчас различные предприятия с разными пакетами присадок и название ТОСОЛ стало именем нарицательным для ОЖ на основе этиленгликоля с присадками.

В статье приведены иностранные обозначения антифризов и их компонентов, поскольку их часто используют в современной русской технической литературе.

Характеристики ОЖ в зависимости от содержания этиленгликоля

Неисправности в тяжелых дизелях, связанные с системой охлаждения

По некоторым данным, до 22% неисправностей двигателей непосредственно, а до 40% и косвенно связано с охлаждением.

Кавитация (от лат. cavitas – пустота) – это образование в охлаждающей жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных паром. Кавитация возникает в результате местного понижения давления в жидкости, что может происходить, например, при увеличении ее скорости или в результате мощной высокочастотной вибрации гильз цилиндров (гидродинамическая кавитация). Физически кавитация близка к процессу закипания жидкости. Перемещаясь с потоком в область с более высоким давлением, кавитационный пузырек схлопывается, излучая при этом ударную волну. Возникает разрежение между поверхностью металлической детали и охлаждающей жидкостью, выбивающее оттуда молекулы и мельчайшие кусочки металла. Это происходит миллионы раз, в результате чего стенки гильз и лопасти жидкостного насоса разрушаются и в них образуются каверны и сквозные отверстия, будто проколотые иглой. Кавитация может разрушить практически любое вещество.

Одной из причин разрушения гильз цилиндров «мокрого» типа являются блуждающие паразитные токи, проходящие через ОЖ на «массу». При коротком замыкании в электропроводке ток течет на «массу» по пути наименьшего сопротивления. Часто этим путем оказывается система охлаждения. Электроток, проходя через ОЖ, быстро разлагает нитриты, содержащиеся в некоторых присадках, а ведь именно эти присадки защищают гильзы цилиндров от кавитации.

В эксплуатации часто не следят за чистотой оборудования – в результате в систему охлаждения попадает грязь

Известен факт: в США тяжелый магистральный грузовик, находившийся вроде бы в прекрасном состоянии, вышел в рейс, и через 9,5 тыс. км пути у него полностью вышел из строя двигатель – разрушились гильзы цилиндров. Причиной стало короткое замыкание в стартере.

Достаточно распространены и другие причины – отложения накипи и шлама, действие хлоридов, содержащихся в воде: в особо серьезных случаях эти соединения обезуглероживают чугун до такой степени, что гильзы цилиндров становятся хрупкими, будто они из песка.

Накипь образуется на горячих стенках гильз за счет выпадения в осадок солей кальция и магния, содержащихся в ОЖ, которые вместе с частичками примесей и продуктов коррозии «прикипают» к поверхностям нагретого металла. Слой накипи имеет очень малую теплопроводность, т. е. ухудшает теплоотвод, и детали цилиндропоршневой группы перегреваются. Традиционные ОЖ, содержащие силикаты, имеют такое неприятное свойство, как образование гелей. Жидкости, содержащие фосфаты, могут образовывать нерастворимые осадки – шлам, т. е. илистые отложения минерального (или органического) происхождения, скапливающиеся в застойных полостях рубашки охлаждения двигателя и в нижнем бачке радиатора. Эти гели и осадки блокируют термостат, засоряют радиатор и протоки рубашки охлаждения, что приводит к нарушению охлаждения двигателя.

Кавитация, образование накипи и многие другие явления в системе охлаждения связаны со свойствами охлаждающей жидкости. Поговорим о них подробнее.

В эксплуатации часто не следят за чистотой оборудования – в результате в систему охлаждения попадает грязь

Типы антифризов

ОЖ разных типов. В настоящее время применяют охлаждающие жидкости, изготовленные на основе этиленгликоля или родственного ему спирта – пропиленгликоля. Обычно содержание гликоля в воде составляет от 30 до 60%. Именно при таком составе ОЖ обладает самой низкой температурой охлаждения и высокой температурой кипения (лучше, чем у чистого этиленгликоля и тем более воды). По физическим свойствам этиленгликоль и пропиленгликоль (и их смеси с водой) весьма похожи. По некоторым данным, при использовании ОЖ на основе пропиленгликоля увеличивается срок службы уплотнений жидкостных насосов двигателей. Никаких значительных различий в ресурсе шлангов и уплотнений гильз цилиндров, а также в темпах расхода присадок обнаружено не было. Известны результаты испытаний, по которым пропиленгликоль показал некоторые преимущества при защите от кавитационной коррозии. Разница между этиленгликолем и пропиленгликолем в том, что этиленгликоль очень ядовит для человека, может абсорбироваться даже через кожу, а пропиленгликоль менее опасен, зато дороже этиленгликоля приблизительно в 10 раз. Поэтому ОЖ на основе пропиленгликоля составляют в общем объеме продаж на рынке около 1%.

Кавитационные пузырьки разрушают стенки гильз цилиндров: 1 – охлаждающая жидкость; 2 – кавитационные пузырьки; 3 – эрозия металла; 4 – гильза цилиндра «мокрого» типа

Отечественная химическая промышленность выпускает ТОСОЛы на базе этиленгликоля марок А-40, А-60 и А-65, имеющие температуру замерзания –40, –60 и –65 °С соответственно. Заметим, что температура замерзания, указанная на упаковках ОЖ, это температура, при которой в ней образуются первые кристаллы льда, т. е. до полного затвердевания еще далеко.

Антифризы разных типов различаются присадками, введенными в этиленгликоль (доля присадок, используемых для изготовления охлаждающих жидкостей двигателей, как правило, меньше 3% по массе). Назначение всех пакетов присадок одинаковое, но по химическому составу они могут кардинально различаться. ОЖ традиционного состава содержат пакеты присадок на основе солей неорганических кислот: силикатов, нитритов и т. д. ОЖ, произведенные по карбоксилатной технологии (англ. аббревиатура OAT, organic acid technology), содержат ингибиторы коррозии – соли органических кислот (карбоксилаты).

«Обычные» ОЖ. Для предотвращения вспенивания в состав «обычных» антифризов добавляют антипенные присадки, а поскольку этиленгликоль оказывает на металлы коррозионное действие, добавляют и антикоррозионные присадки. В антифризы для дизельных двигателей включают также присадки для защиты гильз цилиндров «мокрого» типа от воздействия кавитации.

Силикаты – это ингибитор коррозии алюминия.

Декстрин – углевод типа крахмала, он защищает от коррозии припои, алюминий и медь.

Традиционные ОЖ образуют на поверхности металла защитный слой, достигающий 0,5 мм; карбоксилатные ОЖ формируют защитный слой толщиной 0,0006 мм только в местах образования коррозии

Толилтриазол – ингибитор коррозии цветных металлов: меди и ее сплавов, никеля, цинка, свинца и серебра.

Нитраты защищают от коррозии черные металлы.

Нитриты защищают от кавитации.

Нитриды также защищают от кавитации (но в меньшей степени, чем нитриты).

Бораты защищают от кавитации и поддерживают уровень щелочного числа (нейтрализуют кислоты).

Молибденаты защищают от кавитации, молибденовокислый натрий защищает от коррозии цинковые и хромовые покрытия. Такие ТОСОЛы имеют индексы «М»: А-40М, А-60М и А-65М.

Фосфаты защищают от кавитации, от коррозии алюминий и черные металлы, частично – медные детали, поддерживают уровень щелочного числа (нейтрализуют кислоты). Фосфаты добавляют в состав многих антифризов производства компаний США и Японии. Европейские производители автомобилей не рекомендуют использовать ОЖ, содержащие фосфаты, в Европе пользуются антифризами, содержащими другие ингибиторы. Причина в том, что вода в Европе более жесткая, чем в США и Японии, и фосфаты, взаимодействуя с жесткой водой, способствуют образованию накипи из солей кальция или магния на теплопередающих поверхностях. До 90% отечественных «обычных» ОЖ производится с использованием силикатов и нитритов.

Конечно, лучше использовать современный готовый антифриз, специально предназначенный для тяжело нагруженных дизелей, но даже в таких ОЖ силикаты и нитриты быстро истощаются, и через 30…40 тыс. км пробега автомобилей ОЖ практически полностью теряет защитные свойства. Использование нитридных присадок сопряжено с множеством трудностей. Во-первых, нитриды довольно быстро истощаются. Во-вторых, сами по себе нитриды нестабильны и могут выпадать в осадок, образуя в системе охлаждения осадки и гель. В-третьих, увеличение концентрации этих присадок приводит к коррозии алюминиевых сплавов и припоя. Практически неорганические нитридные присадки не могут обеспечить защиту от кавитации гильз «мокрого» типа на уровне, какого требуют условия эксплуатации современных дизельных двигателей. Заметим также, что силикаты, фосфаты и бораты ядовиты и чрезвычайно опасны для окружающей среды и человека.

Сравнительные результаты высокотемпературных динамических испытаний на коррозию алюминия в охлаждающей жидкости, демонстрирующих превосходство карбоксилатных ОЖ над традиционными

По мере работы «обычной» ОЖ содержание присадок уменьшается, и в нее следует вводить дополнительные присадки. Однако делать это следует осторожно, поскольку слишком высокое содержание нитритов может вызвать коррозию металла припоев, а чрезмерное содержание других присадок вызывает повышение общей концентрации растворенных твердых веществ, что создает опасность выпадения твердых отложений и ухудшения охлаждения. Заметим, что пакеты присадок сбалансированы, и в случае нарушения композиции за счет быстрого расхода одного из компонентов ОЖ утрачивает свои свойства. Поэтому, чтобы обезопасить систему охлаждения от выпадения отложений, рекомендуется полностью заменять «обычную» ОЖ через каждые два года.

Главным недостатком ОЖ, произведенных по традиционной технологии, является неспособность присадок на основе неорганических соединений защищать алюминий (и другие металлы) при температурах свыше 105 °С и при мощных тепловых потоках.

Трубки этого радиатора окислились и снаружи, и наверняка изнутри, явно вместо антифриза часто заправлялась водопроводная вода

Антифризы, предназначенные для бензиновых легковых автомобилей, нельзя использовать для дизельных двигателей, особенно высоконагруженных. Правда, существуют «универсальные» антифризы, которые, как утверждают их производители, можно применять и для легковых автомобилей, и для тяжелой техники. Универсальный состав содержит достаточно силиката, чтобы обеспечить надлежащую защиту алюминия, но не настолько высокий, чтобы его нельзя было использовать в тяжелых транспортных средствах.

Присадки SCA. Для защиты гильз цилиндров «мокрого» типа от кавитации в высоконагруженных дизелях в состав «обычной» ОЖ обязательно должны быть введены дополнительные присадки, содержащие нитрит (англ. аббревиатура SCA – supplemental coolant additive). Следует учесть, что существует два основных типа присадок SCA: одни содержат нитриты/ бораты, другие – нитриты/ молибденаты/ фосфаты. Смешивать ОЖ, содержащие присадки SCA разных типов, не рекомендуется, как и приобретать подозрительно дешевые присадки SCA, которые могут оказаться подделкой и нанести системе охлаждения лишь вред. Проверьте, указано ли на упаковке, какому стандарту соответствует присадка – например, ASTM D-5752: это будет хоть какой-то гарантией качества продукта.

Уменьшение содержания присадок в антифризах в зависимости от пробега машины

ОЖ увеличенного срока службы. Чтобы решить проблему быстрого старения ОЖ, в последние годы разработаны охлаждающие жидкости увеличенного срока службы (англ. аббревиатура ELC – extended life coolant) для современных высокофорсированных дизелей, в которых ингибиторами кавитации и коррозии в большинстве случаев служат карбо­ксилаты, устойчивые к окислению и тепловому воздействию органические кислоты (англ. аббревиатура ОАТ – Organic Acid Technology). Они защищают металлические детали, в том числе алюминиевые, образуя тонкую окисную пленку, причем только на очагах коррозии. Благодаря «адресной» защите расход присадок происходит гораздо медленнее. Карбоксилатные антифризы не образуют в процессе эксплуатации гелей и осадка. Производители этих ОЖ обещают, что они могут использоваться без замены до 1 млн. км, 5 лет или 12 000 моточасов. На упаковке таких антифризов западные производители ставят маркировку «G12».

«Обычные» ОЖ образуют на поверхности металла защитный слой, достигающий порой 0,5 мм. Защищая металл от коррозии, этот слой одновременно значительно ухудшает теплоотвод (до 50%) за счет своей низкой теплопроводности. При этом увеличивается вероятность перегрева двигателя. Карбоксилатные охлаждающие жидкости образуют защитный слой только в местах образования коррозии толщиной 0,0006 мм. При этом на остальных теплопередающих поверхностях защитный слой, ухудшающий теплоотвод, не формируется.

Карбоксилатные антифризы не агрессивны по отношению к пластиковым, эластомерным, резино-силиконовым и другим материалам, используемым в системе охлаждения.

«Гибридные» антифризы. Существуют ОЖ на основе органических кислот с добавлением неорганических ингибиторов (например, нитритов, силикатов и/ или фосфатов), такие антифризы часто называют гибридными (англ. аббревиатура Hybrid OAT, HOAT). Также иногда гибридными называют антифризы, созданные на основе некарбоксилатных органических кислот, таких как бензоаты (соли бензойной кислоты), и др. Карбоксилатные ОЖ, содержащие нитриты, иногда называют «созданные по технологии нитритных органических кислот» (англ. аббревиатура Nitrit OAT, NOAT).

os1.ru

Как заменить охлаждающую жидкость в автомобиле. Антифриз

Многие неопытные автомобилисты часто задаются вопросом: как отличить тосол от антифриза и что заливать с систему охлаждения? При дословном переводе на русский язык слово «антифриз» обозначает не что иное, как «противомороз». Фактически антифризом можно назвать любую охлаждающую жидкость, способную не замерзать при довольно низких температурах. Тосол – всего лишь марка отечественного антифриза, который начал производиться еще со времен строительства Волжского автозавода в Тольятти.

замена охлаждающей жидкости

Замена охлаждающей жидкости в автомобиле — несложная процедура, с которой справится даже начинающий автомобилист

Как мы уже разобрались, тосол и антифриз по своей сути обозначают одно и то же, однако их химический состав все-таки разный.

Отечественный антифриз марки «Тосол» служит не более двух лет. В его состав входят неорганические соединения, которые препятствуют коррозии металлов и резинотехнических изделий системы охлаждения. Специалисты рекомендуют не применять тосол в автомобилях импортного производства. Кроме того, тосол начинает терять свои свойства при достижении температуры +105°С. К тому же, он крайне ядовит и вреден для экологии, поэтому работать с ним нужно предельно аккуратно.

В настоящее время многие автолюбители отдают предпочтение зарубежному антифризу G-12, в состав которого входят соли карбоновой кислоты. Такой антифриз сохраняет свои свойства вплоть до температуры +135°С.

Еще одно отличие антифриза и тосола состоит в том, что тосол образует защитный коррозионный слой по всей поверхности, в то время как антифриз защищает только поврежденные участки металла. Однако срок службы карбоксильного антифриза достигает пяти лет.

Как заменить охлаждающую жидкость

В процессе эксплуатации охлаждающая жидкость теряет свои свойства, в результате чего она начинает агрессивно воздействовать на детали системы охлаждения, будь то резиновые патрубки или рубашка охлаждения блока цилиндров. В результате этого явления происходит коррозия блока цилиндров, радиатора. Водяной насос начинает быстрее изнашиваться. Отсюда становится понятно, что необходима периодическая замена антифриза.

Замена охлаждающей жидкости производится с периодичностью 2-3 года или 60-70 тысяч километров пробега.

Как слить антифриз? Перед сливом антифриза дождитесь полного остывания двигателя. Прежде всего, стоит сбросить давление в системе охлаждения, для чего медленно поворачивайте крышку расширительного бачка против часовой стрелки до полного ее открывания.

сливное отверстие на радиаторе для слива охлаждающей жидкости

На этой схеме радиатора показано сливное отверстие для слива охлаждающей жидкости

Слить жидкость из радиатора можно двумя способами – через сливной кран, расположенный на нижнем бачке, или путем отсоединения нижнего патрубка. После того, как охлаждающая жидкость будет слита из радиатора, ее нужно слить из блока цилиндров. Для этой цели на нем имеется сливная пробка, расположенная в нижней части.

краны для слива охлаждающей жидкости

На этой схеме показано расположение сливных кранов для слива охлаждающей жидкости

На данном этапе требуется произвести промывку радиатора и блока цилиндров.

Куда заливать антифриз? Антифриз заливается в горловину радиатора, расположенную на верхнем бачке. Перед заправкой системы охлаждения свежим антифризом убедитесь в том, что все патрубки надежно закреплены, хомуты затянуты, а сливные пробки находятся на своем месте. Заполнять радиатор необходимо смесью охлаждающей жидкости и воды с соотношением 50:50.

После заливки антифриза необходимо осуществить удаление воздуха. Некоторые автомобили имеют специальное отверстие для удаления воздуха при заправке системы охлаждения. В этом случае необходимо отвернуть пробку этого отверстия. Во время спуска воздуха через дренажное отверстие возможен незначительный выброс антифриза. Во избежание подобного можно надеть на дренажное отверстие прозрачный шланг и вывести его к верхней кромке капота, на высоту 1-1.5 метра. В этом случае будут видны выходящие пузырьки воздуха, а их исчезновение скажет о завершении прокачки системы.

Однако в большинстве современных автомобилей такие отверстия отсутствуют. В этом случае система охлаждения просто заполняется антифризом до установленного уровня. После чего пробка заливной горловины остается открытой, а двигатель запускается и работает несколько минут на холостых оборотах. При прокачке системы воздух выйдет через заливную горловину, после чего просто долейте антифриз до максимальной отметки.

Во время работы двигателя включите отопление салона на максимум, чтобы антифриз смог равномерно распределиться по системе охлаждения.

В течение первых 3-4 дней тщательно следите за уровнем охлаждающей жидкости и температурой двигателя.

Замена охлаждающей жидкости на примере Citroen C4

Куда уходит антифриз из расширительного бачка?

При нормальной работе двигателя уровень антифриза в расширительном бачке остается постоянным. Понижения уровня антифриза напрямую свидетельствует о неисправности системы охлаждения. Чаще всего в таком случае антифриз уходит через неплотности в соединениях.

утечка антифриза

Утечку антифриза можно определить по цвету охлаждающей жидкости

Первым делом стоит обратить внимание на резиновые патрубки радиатора. В результате воздействия высоких температур при работе двигателя происходит ускоренное старение материала, появляются трещины. Для обнаружения трещин необходимо провести внешний осмотр деталей системы охлаждения. Производители антифризов окрашивают свою продукцию в различные яркие цвета – синий, красный, зеленый. Благодаря этому обнаружить утечку становится гораздо проще.

Перед проведением всех работ двигатель должен остыть. В противном случае можно легко получить серьезный ожог.

Проверьте затяжку всех хомутов на патрубках. Если при визуальном осмотре утечку обнаружить не удалось, возможно, проблема кроется в износе помпы. При износе сальника помпы антифриз начинает протекать по ее штоку, после чего при вращении помпы разбрызгивается на окружающие детали.

Если и здесь все в порядке, стоит обратить внимание на блок цилиндров, головку блока и прокладку. В блоке цилиндров и головке блока могут образовываться трещины, а прокладку может пробить. При работе двигателя давление в системе охлаждения гораздо выше давления в картере, в результате чего охлаждающая жидкость начинает просачиваться в картер и попадает в моторное масло. Масло, смешиваясь с антифризом, образует эмульсию, которая легко вспенивается. Смазочные свойства такой смеси очень низкие, а это чревато заклиниванием двигателя. Обнаружить утечку охлаждающей жидкости в картер довольно просто – на масляном щупе будут следы белой пены.

Перегрев двигателя также может стать причиной исчезновения антифриза. При повышении температуры антифриз начинает закипать, давление в системе охлаждения повышается и в пробке расширительного бачка открывается предохранительный клапан, сбрасывая пары в атмосферу.

avtomotoprof.ru