Полезная модель относится к области космических электроракетных двигателей с высокой скоростью истечения рабочего тела и может быть применена для решения полетных задач в околоземном космосе.
Наиболее близким к предполагаемой полезной модели является коллоидный электроракетный двигатель с кольцевой щелью, содержащий соосно расположенные вытягивающий, распыливающий и возбуждающий электроды, из которых распыливающий электрод выполнен из двух половин цилиндрической формы, образующих в торцевой части кольцевую щель, соединенную с системой подачи распыляемой жидкости, и подключен к одному полюсу источника тока, а вытягивающий и возбуждающий электроды огибают с некоторым зазором распыливающий электрод и соединены с другим полюсом источника тока. Указанный прототип описан в статье: Wilss A.A. et al. Aparametric study of annular colloid thrusters -Jn: La propulsion electrique dansses applications spatiales tourness d'e tudes. Toulouse, 1972, p.p.115-122. (Аннотация на русском языке имеется в монографии: Штырлин А.Ф. Электростатическое распыление жидкостей - М: МАИ, 2004, стр.118...119)
Недостатком прототипа являются низкие тяговые параметры двигателя.
Целью полезной модели является повышение тяговых параметров двигателя.
Цель полезной модели достигается тем, что коллоидный электроракетный двигатель с кольцевой щелью содержит соосно расположенные вытягивающий, распыливающий и возбуждающий электроды, из которых распыливающий электрод выполнен из двух половин цилиндрической формы, образующих в торцевой части кольцевую щель, соединенную с системой подачи распыляемой жидкости,
и подключен к одному полюсу источника тока, а вытягивающий и возбуждающий электроды огибают с некоторым зазором распиливающий электрод и соединены с другим полюсом источника тока, внутренняя половина распыливающего электрода выполнена в виде барьерного цилиндрического стакана из диэлектрика, внутри которого размещен в рабочей зоне без зазора возбуждающий электрод и подключен к автономному источнику тока.
Кроме того, диэлектрическая проницаемость материала барьерного цилиндрического стакана равна или превышает диэлектрическую проницаемость распыляемой жидкости.
На Фиг.1 изображен коллоидный электроракетный двигатель с кольцевой щелью.
На Фиг.2 показана расчетная зависимость повышения напряженности электрического поля в кольцевом зазоре коллоидного двигателя от диэлектрической проницаемости материала цилиндрического стакана.
Коллоидный электроракетный двигатель с кольцевой щелью содержит вытягивающий электрод 1, высоковольтный изолятор 2, распыливающий электрод 3, барьерный цилиндрический стакан 4, центрирующий фланец 5, штуцер подвода распыляемой жидкости 6, возбуждающий электрод 7 и два высоковольтных источника с напряжением U1 и U 2. Распыливающий электрод 3 имеет острую эмиссионную кромку с радиусом закругления 1...100 мкм и углом конуса 5...15 градусов. Кромка выполнена из нержавеющей стали, платины или другого электропроводящего материала с платиновым покрытием. Радиальный зазор между вытягивающим электродом 1 и эмиссионной кромкой электрода 3 составляет 2...6 мм. Электроды 1,3 и высоковольтный изолятор 2 соосно устанавливают и центруют относительно друг друга. Барьерный цилиндрический стакан 4 изготавливают из полимерных материалов, высоковольтной керамики или
сегнетоэлектриков с диэлектрической проницаемостью от 2 до 3750 относительных единиц. Кольцевая щель между электродом 3 и барьерным цилиндрическим стаканом 4 для прохода жидкости из штуцера подвода распыляемой жидкости 6 на эмиссионную кромку распыливающего электрода 3 выполняют с радиальным зазором 0,02...0,2 мм или без радиального зазора, но с профильными секторными каналами, равномерно расположенными по окружности их сопряжения. Торцевая часть барьерного цилиндрического стакана 4 смещена вглубь электрода 3 относительно его кромки на Δ h=0,5...2 мм. Возбуждающий электрод 7 при помощи центрирующего фланца 5 устанавливают внутри барьерного стакана 4 в рабочей зоне без зазора соосно с ним. Источники высокого напряжения создают разность напряжений Δ U=U1-U2 для интенсификации процесса формирования униполярной электрической эмиссии в кольцевой щели двигателя.
Устройство работает следующим образом: при включении источника высокого напряжения U1 через штуцер 6 подается распыляемая жидкость в кольцевую щель между электродом 3 и барьерным цилиндрическим стаканом 4, попадая на эмиссионную кромку электрода 3 в пленке жидкости формируется униполярный электрический заряд, под действием которого жидкость ускоряется в электрическом поле и создается реактивная тяга. Для форсирования и регулирования процесса образования электрического заряда в жидкости, увеличения скорости истечения рабочего тела и повышения тяги двигателя на возбуждающий электрод 7 подается напряжение U2. Под действием разности напряжений U1-U 2 в пленке жидкости, протекающей в кольцевой щели создается дополнительное электрическое поле, которое интенсифицирует указанные процессы. Напряженность поля в пленке кольцевой щели толщиной δ ж определены из расчета электрического поля в зазоре между коаксиальными цилиндрическими электродами, заполненными
двухслойным диэлектриком - жидкостью и твердым телом. При малых отношениях межэлектродного радиального зазора δ о к среднему радиусу щели, т.е. без учета цилиндричности, расчет выполнен по формуле
,
где ε ж - диэлектрическая проницаемость жидкости, ε δ - диэлектрическая проницаемость материала барьерного цилиндрического стакана, при следующих параметрах: Δ U=1000 В; δ о=3·10-3 м; δ ж=10-4 м; ε ж=42; ε δ =2...104. Результаты расчета представлены на Фиг.2, из которых видно, что напряженность поля в пленке жидкости двигателя увеличивается прямо пропорционально диэлектрической проницаемости материала барьерного цилиндрического стакана до ε δ =100, а затем интенсивность снижается. Согласно этих данных уже в настоящее время при использовании широко известных электроизоляционных диэлектрических материалов с ε δ до 10 единиц можно увеличить напряженность поля в кольцевой щели с 104 до 10 5 В/м и интенсифицировать тяговые параметры двигателя в несколько раз, а при разработке специальных диэлектриков еще на один или два порядка.
Устройство может быть также использовано для электростатического напыления на различные материалы тонких покрытий, для научно-исследовательских работ по действию сильных полей на жидкие и газообразные вещества, в работах по нанотехнологии заряженных частиц.
bankpatentov.ru
Коллоидный ракетный двигатель
Коллоидный ракетный двигатель – разновидность электростатических ракетных двигателей. Рабочее тело в двигателях этого типа исполнено в виде положительно заряженных микроскопических частиц, которые по размерам и массе лишь на 5 порядков превышают ионы. Разгон частиц осуществляется воздействием электрического поля. Источником таких частиц являются капиллярные трубки подачи рабочего тела, на выходе которых происходят процессы дробления и зарядки частиц. Рабочим телом могут послужить легкоплавкие металлы, например цезий или висмут, в жидком фазовом состоянии или соединения, характеризующиеся низким потенциалом выхода электронов. Кроме того, в качестве рабочего тела могут эффективно применяться органические жидкости. Теоретически такие двигатели могут превосходить ионные по плотности тяги на несколько порядков, уступая лишь по величине удельного импульса, максимальная расчетная величина которого колеблется около 40—50 км/с в зависимости от используемых материалов.
Следующая глава >
info.wikireading.ru
Одним существенным преимуществом или недостатком, в зависимости от того, как вы смотрите на него, является незначительная тяга, что ниже, чем в случае классических ионных двигателей.
Другим преимуществом является то, что процесс электрораспыления приводит к образованию ионизированных капель из жидкости без необходимости в довольно сложной электромеханической сантехнике, которая сначала высвобождает ксенон из резервуара под давлением, а затем ионизирует его поток. Это позволяет как для миниатюризации (без движущихся частей, сокращенного количества деталей), так и для обеспечения 100% распыления заряжается (и до довольно постоянного заряда) - это процесс зарядки поверхности жидкости, который вызывает разделение, преодоление поверхностного натяжения , и порог разделения достаточно стабилен (на пропеллент) и быстрый, тонкий контроль скорости процесса.
И так как потребление энергии, подобно ионным двигателям, пропорционально удельному импульсу и массовому расходу, при этом массовый расход этот незначительный, он довольно умеренный.
Это означает, что электроприводные двигатели не могут быть увеличены в производительности, например, VASIMR, и они не позволят достичь такого же уровня тяги, что они компактны, они обеспечивают очень точное (и без потерь) управление (вы просто закрываете электроды, которые вызывают процесс электрораспыления, и капли перестают разделяться), они не сильно нагружают источник питания корабля, и, по сути, они делают замечательные RCS-двигатели с предельной точностью.
Таким образом, электрораспылители - не очень хорошая идея для основного двигателя - они могут работать с наносателлитами в крайнем случае (учитывая, что продолжительность жизни и продолжительность работы корабля делает их довольно непривлекательными), они являются опцией для удержания ультра-точно выровненных созвездий. eLISA , гравитационная волновая обсерватория с расстоянием между спутниками на 2,5 миллиона километров, будет поддерживать пару миллиметров или меньшую шкалу позиционирования неточности спутников (оставшаяся требуемая точность будет достигнута за счет механического выравнивания датчиков, работающих с судном - больше необходимо сохранить электрораспыление RCS топлива, чем из-за необходимости лучшей точности выравнивания с использованием RCS), но в других предлагаемых проектах задействованы ускорители частиц, использующие вакуум пространства как среду «коридора» или телескопы с экстремальным фокусным расстоянием, где отдельные линзы или зеркала монтируются на отдельных спутниках, совмещенных с оптическим путем.
Короче говоря, они представляют собой совершенно другой вид животных, чем обычные ионные двигатели - они являются назначенными сверхточными двигателями RCS, и попытка сравнить их производительность с выделенными основными двигателями - это ошибочное усилие, фокусирующееся на совершенно неправильном наборе свойств.
uhohСпасибо за отличный ответ! Для равных максимальных тяг, ионные двигатели, вероятно, имеют такую же превосходную точность, не так ли? Вы можете непрерывно изменять напряжение и / или ускорение (энергию) или пульсировать их. Разве это не преимущество, а просто вес? Для меньших спутников не будут ли точные ионные двигатели просто тяжелее, чем электрораспылители?
SF.@uhoh: Вы не можете изменять массовый расход почти так же точно, как и ионные двигатели. Вы можете быстро изменить количество ионизации / энергии ксенона, но количество вводимого ксенона не так легко или быстро контролируется. Это потеря - вы не меняете массовый расход, вы меняете определенный импульс (уменьшая его ниже оптимального). И да, по размеру вам будет хуже. Особенно, если вы хотите предоставить не менее 12 двигателей для всех степеней свободы.
Прочтите мой вопрос еще раз. Если бы электрораспылители использовали капельки, то каждый заряд ускорял «затраты» на сотни или тысячи атомов, по сравнению с одним атомом для ионного двигателя. Разве вы не сказали бы, что это намного больше потеряло?
SF.@uhoh: 1: какой процент ксенона выходит из двигателя, не ионизированного? 2: процесс электрораспыления - это в точности эффект «перезарядки» жидкости - капли расщепляются на более мелкие, пока они не удерживают заряд; Я не смог найти размер капель, но поток может составлять порядка 10-12 частиц в минуту , поэтому капли, вероятно, будут ближе к десяткам атомов, чем к сотням тысяч.
SF. @uhoh: следуя некоторым примерам данных, я придумываю ~ 19 кулонов на килограмм пропеллента. Вольт для вольта, грамм для грамма, удельный импульс будет отличаться только зарядом на единицу массы ракетного топлива. Я все еще хочу видеть, сколько заряда получает килограмм ксенона при ионизации, но не может найти никаких источников для этого.
Полезная модель относится к области космических электроракетных двигателей с высокой скоростью истечения рабочего тела и может быть применено для решения полетных задач в околоземном космосе.
Целью изобретения является повышение тяговых параметров двигателя.
Коллоидный электроракетный двигатель с кольцевой щелью содержит вытягивающий электрод 1, высоковольтный изолятор 2, распыливающий электрод 3, барьерный цилиндрический стакан 4, центрирующий фланец 5, штуцер подвода распыляемой жидкости 6, возбуждающий электрод 7 и два высоковольтных источника с напряжением U 1 и U2.
Полезная модель относится к области космических электроракетных двигателей с высокой скоростью истечения рабочего тела и может быть применена для решения полетных задач в околоземном космосе.
Наиболее близким к предполагаемой полезной модели является коллоидный электроракетный двигатель с кольцевой щелью, содержащий соосно расположенные вытягивающий, распыливающий и возбуждающий электроды, из которых распыливающий электрод выполнен из двух половин цилиндрической формы, образующих в торцевой части кольцевую щель, соединенную с системой подачи распыляемой жидкости, и подключен к одному полюсу источника тока, а вытягивающий и возбуждающий электроды огибают с некоторым зазором распыливающий электрод и соединены с другим полюсом источника тока. Указанный прототип описан в статье: Wilss A.A. et al. Aparametric study of annular colloid thrusters -Jn: La propulsion electrique dansses applications spatiales tourness d'e tudes. Toulouse, 1972, p.p.115-122. (Аннотация на русском языке имеется в монографии: Штырлин А.Ф. Электростатическое распыление жидкостей - М: МАИ, 2004, стр.118...119)
Недостатком прототипа являются низкие тяговые параметры двигателя.
Целью полезной модели является повышение тяговых параметров двигателя.
Цель полезной модели достигается тем, что коллоидный электроракетный двигатель с кольцевой щелью содержит соосно расположенные вытягивающий, распыливающий и возбуждающий электроды, из которых распыливающий электрод выполнен из двух половин цилиндрической формы, образующих в торцевой части кольцевую щель, соединенную с системой подачи распыляемой жидкости,
и подключен к одному полюсу источника тока, а вытягивающий и возбуждающий электроды огибают с некоторым зазором распиливающий электрод и соединены с другим полюсом источника тока, внутренняя половина распыливающего электрода выполнена в виде барьерного цилиндрического стакана из диэлектрика, внутри которого размещен в рабочей зоне без зазора возбуждающий электрод и подключен к автономному источнику тока.
Кроме того, диэлектрическая проницаемость материала барьерного цилиндрического стакана равна или превышает диэлектрическую проницаемость распыляемой жидкости.
На Фиг.1 изображен коллоидный электроракетный двигатель с кольцевой щелью.
На Фиг.2 показана расчетная зависимость повышения напряженности электрического поля в кольцевом зазоре коллоидного двигателя от диэлектрической проницаемости материала цилиндрического стакана.
Коллоидный электроракетный двигатель с кольцевой щелью содержит вытягивающий электрод 1, высоковольтный изолятор 2, распыливающий электрод 3, барьерный цилиндрический стакан 4, центрирующий фланец 5, штуцер подвода распыляемой жидкости 6, возбуждающий электрод 7 и два высоковольтных источника с напряжением U1 и U 2. Распыливающий электрод 3 имеет острую эмиссионную кромку с радиусом закругления 1...100 мкм и углом конуса 5...15 градусов. Кромка выполнена из нержавеющей стали, платины или другого электропроводящего материала с платиновым покрытием. Радиальный зазор между вытягивающим электродом 1 и эмиссионной кромкой электрода 3 составляет 2...6 мм. Электроды 1,3 и высоковольтный изолятор 2 соосно устанавливают и центруют относительно друг друга. Барьерный цилиндрический стакан 4 изготавливают из полимерных материалов, высоковольтной керамики или
сегнетоэлектриков с диэлектрической проницаемостью от 2 до 3750 относительных единиц. Кольцевая щель между электродом 3 и барьерным цилиндрическим стаканом 4 для прохода жидкости из штуцера подвода распыляемой жидкости 6 на эмиссионную кромку распыливающего электрода 3 выполняют с радиальным зазором 0,02...0,2 мм или без радиального зазора, но с профильными секторными каналами, равномерно расположенными по окружности их сопряжения. Торцевая часть барьерного цилиндрического стакана 4 смещена вглубь электрода 3 относительно его кромки на h=0,5...2 мм. Возбуждающий электрод 7 при помощи центрирующего фланца 5 устанавливают внутри барьерного стакана 4 в рабочей зоне без зазора соосно с ним. Источники высокого напряжения создают разность напряжений U=U1-U2 для интенсификации процесса формирования униполярной электрической эмиссии в кольцевой щели двигателя.
Устройство работает следующим образом: при включении источника высокого напряжения U1 через штуцер 6 подается распыляемая жидкость в кольцевую щель между электродом 3 и барьерным цилиндрическим стаканом 4, попадая на эмиссионную кромку электрода 3 в пленке жидкости формируется униполярный электрический заряд, под действием которого жидкость ускоряется в электрическом поле и создается реактивная тяга. Для форсирования и регулирования процесса образования электрического заряда в жидкости, увеличения скорости истечения рабочего тела и повышения тяги двигателя на возбуждающий электрод 7 подается напряжение U2. Под действием разности напряжений U1-U 2 в пленке жидкости, протекающей в кольцевой щели создается дополнительное электрическое поле, которое интенсифицирует указанные процессы. Напряженность поля в пленке кольцевой щели толщиной ж определены из расчета электрического поля в зазоре между коаксиальными цилиндрическими электродами, заполненными
двухслойным диэлектриком - жидкостью и твердым телом. При малых отношениях межэлектродного радиального зазора о к среднему радиусу щели, т.е. без учета цилиндричности, расчет выполнен по формуле
,
где ж - диэлектрическая проницаемость жидкости, - диэлектрическая проницаемость материала барьерного цилиндрического стакана, при следующих параметрах: U=1000 В; о=3·10-3 м; ж=10-4 м; ж=42; =2...104. Результаты расчета представлены на Фиг.2, из которых видно, что напряженность поля в пленке жидкости двигателя увеличивается прямо пропорционально диэлектрической проницаемости материала барьерного цилиндрического стакана до =100, а затем интенсивность снижается. Согласно этих данных уже в настоящее время при использовании широко известных электроизоляционных диэлектрических материалов с до 10 единиц можно увеличить напряженность поля в кольцевой щели с 104 до 10 5 В/м и интенсифицировать тяговые параметры двигателя в несколько раз, а при разработке специальных диэлектриков еще на один или два порядка.
Устройство может быть также использовано для электростатического напыления на различные материалы тонких покрытий, для научно-исследовательских работ по действию сильных полей на жидкие и газообразные вещества, в работах по нанотехнологии заряженных частиц.
1. Коллоидный электроракетный двигатель с кольцевой щелью содержит соосно расположенные вытягивающий, распыливающий и возбуждающий электроды, из которых распыливающий электрод выполнен из двух половин цилиндрической формы, образующих в торцевой части кольцевую щель, соединенную с системой подачи распыляемой жидкости, и подключен к одному полюсу источника тока, а вытягивающий и возбуждающий электроды огибают с некоторым зазором распыливающий электрод и соединены с другим полюсом источника тока, отличающийся тем, что внутренняя половина распыливающего электрода выполнена в виде барьерного цилиндрического стакана из диэлектрика, внутри которого размещен в рабочей зоне без зазора возбуждающий электрод и подключен к автономному источнику тока.
2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что диэлектрическая проницаемость материала барьерного цилиндрического стакана равна или превышает диэлектрическую проницаемость распыляемой жидкости.
poleznayamodel.ru
Cтраница 1
Коллоидные топлива являются гомогенными по определению. [1]
Коллоидные топлива представляют собой многокомпонентные многофазные гетерогенные системы, к ним относятся золи, гели, эмульсии, взвеси, пасты. Эти виды топлива могут быть высокоэнергетическими, могут обладать и сравнительно небольшим энергетическим уровнем. [2]
Для коллоидных топлив последняя всегда принимается равной нулю. [3]
Баллиститное или двухосновное коллоидное топливо, как мь уже знаем, состоит из двух основных компонентов - - нитроцеллюлозы и ТЛР. Можно считать, что нитроцеллюлоза является горючим, а роль окислителя выполняет труднолетучий растворитель, например нитроглицерин. [4]
Таким образом молекулы коллоидного топлива содержат одновременно-горючую углеводородную часть и способный к взаимодействию с ней кислород. [5]
Тяжелые мазуты, смолы, коллоидное топливо выделяют больше углеродистых частиц, чем легкие нефтяные топлива. Для увеличения лучеиспускательной способности факела сажистые частицы должны быть накалены и равномерно распределены по всему объему факела. Хорошая светимость и радиация факела достигаются путем подвода к его корню всего необходимого для горения количества воздуха ( желательно подогретого), а также за счет хорошего распыления, равномерного распределения частиц топлива в воздухе и нормальных условий зажигания факела. Эти же условия облегчают возможность полного сгорания частиц углерода в топочном пространстве. Завихрение и турбулентность удлиняют путь частиц в том же объеме камеры, способствуют полному сгоранию частиц и увеличению радиации факела. При несоблюдении основных правил организации горения температура и лучеиспускание факела уменьшаются, недожог топлива увеличивается, так как распад его идет в неблагоприятном направлении, и сопровождается образованием тяжелых углеводородных комплексов, не успевающих сгореть в пределах топочной камеры. [6]
Тяжелые мазуты, смолы, коллоидное топливо выделяют больше углеродистых частиц, чем легкие нефтяные топлива. Для увеличения лучеиспускательной способности факела сажистые частицы должны быть накалены и равномерно распределены по всему его объему. Хорошая светимость и радиация факела достигаются при подводе к его корню всего необходимого для горения количества воздуха ( желательно подогретого), а также при хорошем распылении, равномерном распределении частиц топлива в воздухе и нормальных условиях зажигания факела. [7]
При подборе присадок для топлив космических аппаратов необходимо учитывать, что коллоидные топлива и присадки - желатинизаторы могут способствовать развитию грибковых бактерий - плесени, которая может оказаться очень опасной для топлива. [8]
Горение однокомпонентных топлив происходит, как правило, в объеме, а не параллельными слоями, как это наблюдается в случае коллоидного топлива. [9]
Промежуточные уровни тяги и удельный импульс электрических тяговых устройств также изображены на рисунке. Ракетная система на химическом топливе работает при произвольно выбранном фиксированном удельном импульсе в 330 сек; основная часть веса двигательной системы приходится на топливо. Рабочий режим коллоидного двигателя частично совпадает с режимом работы электротермического плазменного и ионного двигателей; насколько эти режимы совпадают, сейчас трудно определить, так как двигатель на коллоидном топливе находится на начальном этапе исследования. [11]
Первая группа дисциплин объединяет химическую, топливную и пищевую промышленность, агротехнику, целлюлозно-бумажную промышленность, коллоидную химию и физику грунтов. Каждая из дисциплин рассматривает ряд вопросов, касающихся транспортеров, пневматических конвейеров, гетерогенных реакторов, распылительных сушилок, псевдоожижения, осаждения, уплотненных слоев, экстракции, абсорбции, испарения и вихревых уловителей. В механике, ядерной и вакуумной технике, акустике и медицине исследуются процессы горения, кипения, распыления, кавитации, перекачивания криогенных жидкостей, подачи теплоносителя и топлива в реакторах, затухания и дисперсии звукаt обнаружения подводных объектов, течения и свертывания крови. В общих разделах космической науки и техники исследуются сопротивление движению искусственных спутников, взаимодействие космических аппаратов с ионосферой, использование коллоидного топлива для ракетных двигателей, рассеяние радиоволн, абляция, ракетные двигатели на металлизированном топливе, МГД-генераторы и ускорители. [12]
Страницы: 1
www.ngpedia.ru
Все языкиАбхазскийАдыгейскийАзербайджанскийАймараАйнский языкАканАлбанскийАлтайскийАнглийскийАрабскийАрагонскийАрмянскийАрумынскийАстурийскийАфрикаансБагобоБаскскийБашкирскийБелорусскийБолгарскийБурятскийВаллийскийВарайскийВенгерскийВепсскийВерхнелужицкийВьетнамскийГаитянскийГреческийГрузинскийГуараниГэльскийДатскийДолганскийДревнерусский языкИвритИдишИнгушскийИндонезийскийИнупиакИрландскийИсландскийИспанскийИтальянскийЙорубаКазахскийКарачаевскийКаталанскийКвеньяКечуаКиргизскийКитайскийКлингонскийКомиКорейскийКриКрымскотатарскийКумыкскийКурдскийКхмерскийЛатинскийЛатышскийЛингалаЛитовскийЛюксембургскийМайяМакедонскийМалайскийМаньчжурскийМаориМарийскийМикенскийМокшанскийМонгольскийНауатльНемецкийНидерландскийНогайскийНорвежскийОрокскийОсетинскийОсманскийПалиПапьяментоПенджабскийПерсидскийПольскийПортугальскийРумынский, МолдавскийРусскийСанскритСеверносаамскийСербскийСефардскийСилезскийСловацкийСловенскийСуахилиТагальскийТаджикскийТайскийТатарскийТвиТибетскийТофаларскийТувинскийТурецкийТуркменскийУдмурдскийУзбекскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийФарерскийФинскийФранцузскийХиндиХорватскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧеркесскийЧерокиЧеченскийЧешскийЧувашскийШайенскогоШведскийШорскийШумерскийЭвенкийскийЭльзасскийЭрзянскийЭсперантоЭстонскийЮпийскийЯкутскийЯпонский
Все языкиАбхазскийАварскийАдыгейскийАзербайджанскийАймараАйнский языкАлбанскийАлтайскийАнглийскийАрабскийАрмянскийАфрикаансБаскскийБашкирскийБелорусскийБолгарскийВенгерскийВепсскийВодскийВьетнамскийГаитянскийГалисийскийГреческийГрузинскийДатскийДревнерусский языкИвритИдишИжорскийИнгушскийИндонезийскийИрландскийИсландскийИспанскийИтальянскийЙорубаКазахскийКарачаевскийКаталанскийКвеньяКечуаКитайскийКлингонскийКорейскийКрымскотатарскийКумыкскийКурдскийКхмерскийЛатинскийЛатышскийЛингалаЛитовскийЛожбанМайяМакедонскийМалайскийМальтийскийМаориМарийскийМокшанскийМонгольскийНемецкийНидерландскийНорвежскийОсетинскийПалиПапьяментоПенджабскийПерсидскийПольскийПортугальскийПуштуРумынский, МолдавскийРусскийСербскийСловацкийСловенскийСуахилиТагальскийТаджикскийТайскийТамильскийТатарскийТурецкийТуркменскийУдмурдскийУзбекскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийФарерскийФинскийФранцузскийХиндиХорватскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧаморроЧерокиЧеченскийЧешскийЧувашскийШведскийШорскийЭвенкийскийЭльзасскийЭрзянскийЭсперантоЭстонскийЯкутскийЯпонский
dic.academic.ru
(от ср.-век. лат. collector - собиратель) - 1) К. электромашины - механич. преобразователь частоты, конструктивно объединённый с якорем (ротором) электрич. машины. С помощью К. достигается скользящий электрич. контакт между неподвижной частью электрич. цепи и секциями вращающейся обмотки якоря. Неподвижная цепь оканчивается неподвижными щётками, к-рые скользят по проводящим пластинам, соединённым с обмотками якоря.
2) К. в полупроводниковом приборе - область ПП прибора (биполярного транзистора и др.), в к-рой собирается (экстрагируется) большая часть носителей заряда из базы; наз. также коллекторной областью. Для повышения напряжения пробоя коллекторного перехода в транзисторе слой К., примыкающий к базе, изготовляют из материала с концентрацией осн. носителей заряда более низкой (на неск. порядков), чем их концентрация в материале базы.
3) К. при осушении - дренажная труба или канал, к-рые принимают воду из регулирующей части осушит. сети и отводят её за пределы осушаемой территории.
4) К. канализационный - участок канализационной сети, собирающий сточные воды из бассейнов канализования (см. Канализация). К. подразделяются на К. бассейна канализования, принимающие сточные воды из канализац. сети одного бассейна; главные К., собирающие сточные воды из неск. К.; загородные, или отводные, К., отводящие сточные воды за пределы объекта канализования к насосным станциям, очистным сооружениям или к месту выпуска в водоём. К. сооружают преим. из крупных сборных элементов (бетонных, ж.-б. и керамич. блоков).
5) Подз. галерея для укладки кабелей связи (кабельный К.) и для укладки труб разного назначения - водопроводных, газовых и др. (общий К.). См. также Инженерное оборудование.
6) Назв. нек-рых технич. устройств (напр., выпускной и впускной К. двигателя внутр. сгорания).
электрич. машина (генератор, двигатель), у к-рой обмотка якоря (ротора) соединена с коллектором. К. м. являются все машины пост. тока (кроме вентильных и униполярных). К. м. перем. тока (коллекторные асинхр. двигатели) применяются значительно реже бесколлекторных, гл. обр. в электроприводе с широким регулированием угловой скорости и в тех случаях, когда требуется получение больших угловых скоростей при питании пром. частотой 50 Гц (бытовые электроприборы, ручной электроинструмент). В пром. электроприводе широкого применения не находят вследствие сложности и малой надёжности в эксплуатации.
(от collimo, искажения правильного лат. collineo - направляю по прямой линии) - оптич. система для получения параллельного пучка лучей. К. состоит из объектива или вогнутого зеркала и помещённого в его фокальной плоскости освещённого предмета, скрещённых нитей, шкалы на светлом или тёмном поле и т. п. Применяется в спектральных и измерит. оптич. приборах, в контрольной оптич. аппаратуре и т. д.
наука о поверхностных явлениях и дисперсных системах. Вся природа - земная кора и недра, атмосфера и гидросфера, организмы животных и растении - сложная совокупность разнообразных дисперсных систем. Универсальность дисперсного состояния определяет особое положение К. х. и её связь с самыми разнообразными областями науки, пром-сти, с. х-ва. Представления и методы К. х. широко используются в хим. технологии, пищ., текст., кож., резин., фармацевтич., коксохим. пром-сти, при производстве строит. и конструкц. материалов, добыче и переработке нефти и горнохим. сырья, в металлургии. С изучением аэрозолей связана метеорология. Совместно с биохимией и физико-химией полимеров К. х. составляет основу учения о биол. структурах, о возникновении и развитии жизни. К. х. рассматривает механизмы ряда природных явлений (образование осадочных горных пород, нек-рые стадии минерале- и рудообразования, ионный обмен в почвах и др.).
коллоиды (от греч. kolla - клей и eidos - вид) дисперсные системы, промежуточные между истинными р-рами и грубодисперсными системами - суспензиями и эмульсиями; жидкие К. с. - золы, твёрдые студенистые К. с. - гели.
приспособление для вращения вручную свёрл, отвёрток и др. инструментов. Представляет собой стальную скобу, посередине к-рой находится ручка, а на концах с одной стороны - гнездо для закрепления инструмента, а с другой - шляпка для нажатия на К. во время работы.
сооружение для наблюдения за канализационной сетью, её осмотра, промывки, прочистки и пр. Различают К. к. смотровые, перепадные и промывные. К. к. состоит из рабочей камеры и горловины, на к-рой уложен люк с крышкой. К. к. изготавливаются в осн. из ж.-б. элементов, а также из кирпича.
фигура пилотажа: ЛА переводится в крутой набор высоты до полной потери скорости, после чего он падает с поворотом корпуса на нос и переходом в крутое пикирование (см. рис.).
Два способа выполнения колокола
способ вращательного бурения скважин и шахтных стволов твердосплавными резцами или алмазными наконечниками, при к-ром разрушение горной породы осуществляется по периферийной (кольцевой) части забоя с сохранением нетронутой центр. части (керна). Применяется для получения образца породы при разведочных и изыскат. работах. К. б. шахтных стволов производится с целью уменьшения износа инструмента и снижения энергоёмкости проходки.
(франц. colonne, от лат. columna - столб) - опора (обычно круглого сечения), предназнач. для восприятия вертик. нагрузок; элемент архит. композиции здания или сооружения. К. бывают кам., бетонные, ж.-б., металлич. В К. различают ниж. часть (базу), ствол (фуст) и венчающую часть (капитель). Классич. К. имеет строго определ. пропорции, что придаёт ей художеств. цельность и выразительность (см. Ордер архитектурный).
(франц. colonnade) - ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием снаружи или внутри здания. Иногда К. - самостоят. постройка.
(от франц. colonne - столбец в лат. titulus - надпись, заголовок) - заголовочные данные (назв. произведения, части, главы и др.), помещаемые над текстом каждой страницы. В энциклопедия, изданиях и словарях К. - назв. первой и последней статей на странице или их начальные буквы (как в данном словаре) - заменяет оглавление, облегчая отыскание нужного материала.
порядковый номер страницы издания, обычно помещаемый в верх. или ниж. части каждой страницы в наружном углу.
(от лат. color - цвет и ... метр) - общее назв. приборов двух разл. типов. К. 1-го типа (трёхцветные) служат для измерения и количеств. выражения цвета в виде набора трёх чисел - координат цвета. Эти координаты представляют собой интенсивности световых потоков осн. цветов, дающих при смешении цвет, неотличимый от измеряемого. К. применяются в пром-сти для контроля цвета источников света, красок, отражающих материалов, экранов чёрно-белых и цветных телевизоров и др. К. 2-го типа (химические, или концентрационные; используют для определения концентраций в-в в окраш. р-рах, содержания разл. компонентов в продуктах хим. произ-ва, нефтепродуктах и пр. Их действие осн. на зависимости степени поглощения света определ. длины волны (т. е. определ. цвета) от содержания того или иного компонента в жидкости. Поглощение в исследуемой жидкости сравнивается с поглощением в эталонной (с известным содержанием компонента), после чего по известным в оптике соотношениям (Бугера - Ламберта - Бера закон) рассчитывается измеряемая концентрация (с погрешностью 10-2 - 10-3 моль/л - в зависимости от рода определяемого в-ва). Как трёхцветные, так и хим. К. бывают визуальными (сравнение цвета или степени поглощения производится на глаз) и фотоэлектрическими. Последние более распространены, т. к. обладают высокой точностью и дают возможность автоматизировать процессы измерений.
кряк КОНТРОЛЬ ДТ софтленд
tnved2013-narod.tk