ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Индия отказалась от планов оснащения двигателем GTX-35VS \"Кавери\". Кавери двигатель


Двигатель для индийского истребителя

Две трети истребительных эскадрилий ВВС Индии вооружены МиГами и «сушками», одна треть – французскими «миражами» и англо-французскими «ягуарами». Снизить зависимость от иностранных поставщиков планируется при помощи легкого боевого самолета LCA Tejas, создаваемого под эгидой научно-исследовательской организации министерства обороны DRDO. Специально для него создан двигатель GTRE GTX-35VS Kaveri, но индийских разработчиков никак не получается довести его «до ума», даже при помощи России. В апреле в Москве прошел Международный Форум Двигателестроения МФД-2014, где нам удалось поговорить на эту тему с Генеральным директором ЦИАМ Владимиром Ивановичем Бабкиным.

Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова — Государственный научный центр Российской Федерации, проводящий полный спектр исследований и разработок в области авиадвигателестроения. Владимир Иванович подтвердил информацию о том, что институт занимался доводкой и испытаниями опытных образцов двигателей Kaveri, полученных из Индии. Работы были выполнены полностью в соответствии с контрактом. Индийской стороне выдали конкретные рекомендации по улучшению мотора. Частично, они были воплощены в один из опытных экземпляров. Затем его установили на летающую лабораторию ЛИИ им М.М. Громова на базе Ил-76. Самолет выполнил ряд полетов с подмосковного аэродрома «Раменское», с целью проверки характеристик мотора на заданных режимах полета.

В августе 2010 года был распространен пресс-релиз, в котором фирма-разработчик GTRE утверждала, что с помощью ЦИАМ имени Баранова она пытается достичь полного соответствия двигателя параметрам спецификации. К тому времени была успешно продемонстрирована работа опытного мотора на заданной высоте и скорости полета вплоть до скорости звука. В начале ноября 2010 года один из прототипов с индексом K9 впервые выполнил полет на летающей лаборатории ЛИИ Ил-76. Индийский силовой агрегат создавал тягу во время всего полета, от взлета по посадки, в том числе на крейсерском участке на высоте 6000 метров. На крейсерском участке длительностью более часа летающая лаборатория разогналась до скорости, соответствующей M=0,6. Отмечена устойчивая работа двигателя GTX-35VS и «прекрасные параметры цикла». 

По словам Бабкина, ЦИАМ полностью и с высоким качеством выполнил свою работу, что нашло подтверждение на испытаниях. Но с тех пор прошло уже несколько лет, а Kaveri так и не пошел в серию. Более того, его разработчики снова ищут иностранных партнеров по доводке двигателя. В частности, за помощью обращались к французской фирме SNECMA. Однако переговорщикам не удалось выйти на взаимоприемлемые финансовые условия. Со своей стороны ЦИАМ готов возобновить сотрудничество с индийскими заказчиками. Более того, о тесном взаимодействии с Россией говорят многие индийские политики, военные и производственники. Однако желание сделать LCA Tejas как можно менее «российским» этому мешает.

В разное время ряд западных фирм предоставляли индийской стороне консультационные услуги по Kaveri. Однако никто не желал и не желает по-настоящему делиться отработанными, готовыми к внедрению критическими технологиями в весьма чувствительной области военных двигателей. К России же разрешают обращаться только в самом крайнем случае, когда другие варианты не проходят.

Отстранившись от полномасштабного технического содействия России, создатели GTX-35VS поставили себя в крайне сложную ситуацию. Они опоздали с полной готовностью изделия для запуска в серию. По состоянию на сегодняшний день, национальный двигатель больше не рассматривается в качестве силовой установки истребителя Tejas. Но ВВС Индии считают, что Kaveri может, в случае достижения требуемых заказчиком параметров, быть установлен на перспективный двухмоторный истребитель следующего поколения AMCA и беспилотный ударный аппарат будущего. Они находятся в разработке под эгидой DRDO.

Почему силовая установка местной разработки пока не может полностью выполнить требования ВВС Индии и составить реальную конкуренцию американским моторам на LCA Tejas? На этот вопрос AEX.ru Бабкин не стал развернуто отвечать. Он лишь еще раз подчеркнул, что российская сторона внимательно изучила ситуацию по Kaveri и выдала индийским партнерам развернутые, содержательные рекомендации по его улучшению. Вместе с тем, ЦИАМ отметил необходимость четко соблюдать принятую в мире методологию создания силовых установок для самолетов фронтовой авиации.

С другой стороны, представители ЦИАМ указывали на взаимовыгодный характер сотрудничества с Индией. В частности, они обращали внимание, что на средства индийского заказчика, отпущенные в рамках выполнения проекту Kaveri, специалистами ЦИАМ удалось довести до ума программный пакет сложных алгоритмов и расчетов газодинамики современного двухконтурного турбореактивного двигателя. Этот пакет, построенный на основе достижений российских ученых полученных в последние годы, оказался очень полезным в практической работе по улучшению и точной настройке Kaveri. Он будет использоваться и при работе над новейшими российскими двигателями.

Решение о разработке турбореактивного двигателя GTRE GTX-35VS Kaveri для фронтовой авиации приняли в 1986 году. К стендовым испытаниям приступили в 1995-м. В начале первой декады нового века Индия располагала восемью полностью собранными двигателями и четырьмя дополнительными газогенераторами. К середине февраля 2008 года опытные образцы GTX-35VS прошли 1700 часов стендовых испытаний. По состоянию на май 2010 года общее количество часов наработки на прототипах Kaveri достигло 1880. 

В целом, двигатель получился. Он демонстрирует хорошие параметры цикла, а величина максимальной тяги достигла 96% от оговоренной в спецификации. Однако местные специалисты не имеют достаточного опыта по проведению всесторонних испытаний и доводки столь сложных тепловых машин. Поэтому опытные моторы дважды отправлялись в Россию на различные виды испытаний. Привлечение наших научно-исследовательских институтов с мощной экспериментальной базой представлялось взаимовыгодным. Так, в России выполнялись тесты, имитирующие полеты на большой высоте, с использованием оборудования, аналогов которых у Индии нет.

Отметим, что до настоящего времени главной проблемой всех без исключения самостоятельных индийских разработок в области фронтовой авиации была и остается силовая установка. Попытки изобрести собственный авиадвигатель неизменно терпели неудачу, и каждый раз приходилось покупать необходимую продукцию за рубежом. Примером могут служить истории создания легкого и тяжелого истребителей прошлых поколений. На основе английского Gnat в конце пятидесятых – начале шестидесятых индийские специалисты разработали и выпускали серийно легкий истребитель Ajeet. В отсутствие собственного мотора на него ставили английские.

В шестидесятые годы настал черед тяжелого HF-24 Marut. Он создавался на оригинальной платформе от известнейшего немецкого авиаконструктора Курта Танка (создатель FW-190 и других удачных самолетов Второй Мировой). Опытный самолет взлетел в 1961 году. На нем испытали опытный вариант двигателя E-300, созданный австрийскими и немецкими инженерами под руководством Фердинанда Бранднера (в конце сороковых – начале пятидесятых работая в СССР Бранднер и его коллеги разработали турбовентиляторный двигатель НК-12, который после доводки в ОКБ Кузнецова до сих пор стоит на бомбардировщике Ту-95).

По комплексу политических и экономических причин, индийское правительство отказалось от E-300. Его место заняли маломощные английские моторы Rolls-Royce Orpheus 703. В таком виде индийцы построили серию из 147 «марутов». Но вместо заложенной в аэродинамику самолета максимальной скорости в два Маха, HF-34 оказался дозвуковым. Не став перехватчиком, самолет довольно успешно применялся в качестве истребителя-бомбардировщика, участвовал в войне 1971 года.

Следуя заветам первого премьер-министра независимой Республики Джавахарлала Неру, Индия стремится к самодостаточности в военной области. Порой индийские парламентарии проводят слушания по поводу неэффективного использования бюджетных ассигнований на оборону, особенно в части новых разработок. В декабре 2012 года министру обороны Akaparambil Kurian Antony пришлось выступать в парламенте с отчетом о программе GTRE GTX-35VS. Глава военного ведомства предоставил сводную информацию о статусе проекта. Он сказал, что построено девять прототипов двигателя и четыре газогенератора с собственным названием Kabani. Общая наработка - 2200 часов. Полностью пройдены необходимые высотные испытания. В полном объеме выполнены зачетные испытания первого этапа приемки Kaveri на летающей лаборатории ЛИИ Ил-76. Всего на летающей лаборатории мотор работал в течение 57 часов. При этом высота полета достигала 12 километров, а число Маха полета M=0,7.

Министр обороны считает, что всемерное увеличение доли собственного производства может и должно положить конец коррупции в деле закупки вооружений и военной техники. «Нам необходимо принять строгие меры с целью положить конец коррупции и недостойным приемам при заключении контрактов на закупку вооружений и военной техники. Локализация военного производства может обуздать коррупцию», - утверждает он.

Справка по программе LCA Tejas

Изыскательские работы по перспективному легкому истребителю самолету начались в 1980 году. Перед конструкторами ставилась задача создать замену советским МиГ-21 и индийским Ajeet, представлявшим развитие английского проекта Gnat. В девяностые годы проект перешел в программу создания легкого боевого самолета - Light Combat Aircraft (LCA). Машина получила собственное имя Tejas. Среди целей программы – создание национальной технологической базы на основе полного владения ключевыми технологиями проектирования и серийной постройки боевых пилотируемых летательных аппаратов фронтовой и морской авиации. 

Самолет разработан Aeronautical Development Agency (ADA) входящим в состав научно-исследовательской структуры министерства обороны Defense Research and Development Organization (DRDO). Отделения DRDO расположены более чем в тридцати городах страны. ADA была образована в 1984 году как головная организация по программе нового истребителя. Она работает в тесной кооперации с государственной корпорацией HAL, другими государственными и частными структурами, включая научные, научно-исследовательские и производственные.

Самолет создается в трех основных исполнениях. Базовая – одноместный многоцелевой истребитель LCA Fighter для Военно-воздушных сил. Первый вариант Tejas Mk1 по мере развития производства уступит место более совершенному варианту Mk2. Для ВВС также разрабатывается двухместный учебно-боевой вариант LCA Trainer. Военно-морские силы получат «оморяченный» LCA-Navy палубного базирования для оснащения авианосцев проекта 71.

Первый полет самолета-демонстратора состоялся 4 января 2001 года. К марту 2004 года проведена серия полетов на трех машинах – двух демонстраторах и одном прототипе. По состоянию на сегодняшний день, LCA Tejas – самый компактный и легкий многоцелевой истребитель в мире, способный летать на скорости, соответствующей М=1,6. Индийская машина имеет аэродинамическую схему «бесхвостка» (без руля высоты, баласировка по тангажу выполняется элевонами). Размах крыла 8,2 метра, максимальная габаритная длина 13,2 метра. Масса пустого самолета 6560кг, расчетный взлетный вес без внешних подвесок 9800кг, боевая нагрузка – до 3500 кг, максимальный взлетный вес 13200кг. На опытных образцах использовались американские моторы General Electric F404-F2J3. В серии должны были устанавливаться двигатели местной разработки и производства Kaveri. Однако из-за смещения сроков их готовности сегодня в качестве силовой установки серийных машин используется двигатель General Electric F404-GE-IN20.

Заявленная стоимость серийного истребителя – 35 миллионов долларов. По планам военных и промышленности, в следующем году истребитель достигнет полного соответствия требованиям ВВС, изложенным в начальной спецификации. Это сделает возможным поставки товарных экземпляров заказчику. Первая эскадрилья будет сформирована в 2017 году. Затем сформируют вторую эскадрилью. После выпуска сорока самолетов производство переключится на более продвинутый вариант Tejas Mk2. ВВС объявили о желании сформировать четыре эскадрильи LCA Mk.2. Для этого они готовы закупить 80 машин с поставкой до 2030 года. Первая эскадрилья Tejas Mk2 может заступить на боевое дежурство в 2025 году.

Владимир Карнозов

interpolit.ru

Индия планирует установку двигателей Kaveri на модернизированные истребители Су-30МКИ

Как сообщает ресурс «Indian Defence Update» в материале «India plans to use new Kaveri engine to Power its Sukhoi-30MKI fleet?», проект разработки двигателя индийской разработки Kaveri может быть пересмотрен и приспособлен для применения в истребительной авиации. Поэтому Индия обратилась к своим французским партнерам с просьбой изучить возможность дальнейшего наращивания тяги двигателя для установки на истребители Су-30МКИ, передает блог BMPD.

Проект двигателя Kaveri был заморожен в 2014 году по причине того, что двигатель не смог достичь требований ВВС по мощности. Но в настоящее время к нему снова вернулись при помощи французских компаний, причем его планируют устанавливать на истребитель Light Combat Aircraft (LCA) и ударный БЛА.

Индия планирует установку двигателей Kaveri на модернизированные истребители Су-30МКИ

Истребитель Су-30МКИ на сборке на предприятии Hindustan Aeronautics Limited (c) topyaps.com

Индийская сторона в настоящее время допускает, что тяга двигателя Kaveri может быть повышена до 125 кН, что делает возможным его установку на истребитель Су-30МКИ. В ВВС Индии имеется почти 300 истребителей Су-30МКИ, которые требуют модернизации. Идея заключается в том, чтобы создать более мощный двигатель, который может применяться в проекте ‘Super Sukhoi’. И подобный проект хорошо укладывается в программу «Make in India».

Индийская компания GTRE и французская Safran уже совместно работают над решением технических вопросов с двигателем Kaveri. Французская сторона взяла на себя обязательство решить все технические сложности и подготовить двигатель к серийному производству к концу 2018 года.

Источники издания сообщают, что в настоящее время ведутся ОКР относительно установки модернизированного Kaveri на истребители Су-30МКИ. Хотя требуются консультации с Россией как разработчиком самолета, индийские официальные лица не видят каких-либо сложностей, с учетом того, что французские двигатели активно используются в настоящее время, включая вертолеты Ка-226, которые должны выпускаться в Индии для армейской авиации.

В рамках программы «Super-30» российские компания предлагают Индии установку более мощного двигателя АЛ-41Ф1С (117С) с тягой 142кН, который устанавливается на истребителе Су-35, в качестве замены двигателей АЛ-31Ф из-за имеющихся с ним сложностей, но Индия отвергла это предложение.

Разрабатывается более мощная модификация двигателя Kaveri с тягой 123 кН, которая вполне вероятно будет использоваться на истребителе пятого поколения AMCA, для которого требуются двигатель с тягой 110 кН.

topwar.ru

Военное обозрение: Индия угробит Cу-30МКИ своими движками - Свободная Пресса

Индия рассматривает возможность установки на истребители Су-30МКИ двигателей Kaveri собственной разработки. Как сообщает российский военный блог bmpd, который ведут специалисты Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), со ссылкой на ресурс Indian Defence Update, индийцы уже обратилась к своим французским партнерам с просьбой изучить возможность наращивания тяги двигателя под Су-30МКИ.

Проект Kaveri, начатый в середине 80-х годов, был направлен на создание двигателя для истребителя LCA (Light Combat Aircraft) Tejas. Индийская лаборатория GTRE потратила на него 2106 кроров* рупий, однако задержка в проекте и не соответствие двигателя требованиям ВВС по мощности стали причиной выбора организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) двигателя GE 404 для Tejas Mk-1 и GE 414 — для Tejas Mk-II. Проект двигателя Kaveri был заморожен в 2014-ом.

В настоящее время, по сообщениям индийских СМИ, к нему снова вернулись и при помощи французов планируют установку двигателя как на LCA, так и ударный БПЛА. Французская компания Safran Aircraft Engines взяла на себя обязательство решить все технические сложности (в том числе по повышению тяги) и подготовить двигатель к серийному производству к концу 2018 года.

Читайте по теме

The National Interest : у «Абрамса» нет шансов даже против Т-90АМ The National Interest: у «Абрамса» нет шансов даже против Т-90АМ

В США считают, что в гипотетической танковой битве с Россией в Европе они обречены

Работа с французской стороной по доработке индийского двигателя ведется в рамках офсетных обязательств по контракту на закупку ВВС Индии истребителя Dassault Rafale: французский разработчик и производитель двигателей компания Safran Aircraft Engines должна инвестировать почти $ 1 млрд в индийскую экономику.

Как отмечает ресурс Indian Defence Update, для модернизации стоящих на вооружении Индии Су-30МКИ до версии «Супер Сухой» Россия якобы предложила Индии установку более мощного двигателя АЛ-41Ф1С (изделие 117С), которым оснащаются Су-35, но Индия отвергла это предложение. По мнению индийцев, доработанный двигатель Kaveri может быть использован не только для модернизации Су-30МКИ до версии «Супер Сухой» по программе «Сделано в Индии», но для оснащения Tejas и перспективного истребителя пятого поколения AMCA.

Напомним, что тяжелый многоцелевой истребитель Су-30МКИ — самый многочисленный из современных боевых самолетов в составе ВВС Индии. Общее число заказанных самолетов превысило 270 единиц. После закупки первых партий в 2000 году было подписано соглашение о лицензионном производстве самолета на заводе индийской компании HAL в кооперации с корпорацией «Иркут», входящей в ОАК. Также в кооперации осуществляются мероприятия по послепродажной поддержке эксплуатации самолетов Су-30МКИ, включая проведение текущего и капитального ремонта.

Двигатель Kaveri разрабатывается уже 40 лет и, естественно, что он стремительно теряет свои потенциальные платформы. Производителю нужна хоть какая-либо загрузка, поэтому идея с Су-30МКИ — это попытка найти рынок сбыта для Kaveri, говорит научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

— Учитывая, что сейчас за Индию и ее рынок идет жесткая борьба, в которую вовлечены различные группы, то вполне возможно, что материал в Indian Defence Update — аккуратный вброс на тему «у русских проблемная техника». Индийцы практически освоили самостоятельное производство Су-30: мы уже им не столько детали поставляем, сколько отдельные материалы. То есть для индийских промышленников истребитель как планер проблемы не представляет, а вот по двигателям они от нас еще зависят.

«СП»: — Попытка установить Kaveri на Су-30МКИ — это попытка уйти от российской зависимости?

— Видимо, хотя это довольно странный шаг, учитывая, что индийцы заключили с нами контракт на лицензионное производство АЛ-31ФП. Получается, что «каверисты» перебегают дорогу тем индийским компаниям, которые вовлечены в производство АЛ-31ФП с постепенной его локализацией.

Кроме того, подобные разговоры выглядят странно в том плане, что любые изменения в конструкции, а тем более связанные с двигателем, должны быть согласованы с разработчиком. Я как-то не уверен, что ОАК будет согласовывать такие изменения. Если истребители начнут падать из-за движков, то это так или иначе будет бить по «Сухому» — объясни потом, какие именно двигатели стояли на потерпевших крушение самолетах.

«СП»: — Насколько выполнима модернизация Су-30МКИ до версии «Супер Сухой»?

— Индийцы понимали, что количественно они с китайцами тягаться не могут, поэтому делали ставку на качественное превосходство в технике. Мы им подыгрывали по совокупности причин. Скажем, индийский и китайский Су-30 отличались между собой не в пользу КНР. Но сейчас китайцы освоили производство разных самолетов и на довольно хорошем уровне. На этом фоне Су-30МКИ не является каким-то «вундерваффе», да и сам по себе самолет уже не самый свежий. Как я понимаю, именно поэтому тема модернизации Су-30МКИ в последнее время довольно популярна в Индии. По идее, модификация «Супер Сухой» включает новую кабину пилота, новую РЛС, возможно, с АФАР (активной фазированной антенной решеткой), бортовое радиоэлектронное оборудование и т. д. В общем, это серьезный и масштабный проект, который стоит несколько миллиардов долларов и, видимо, Россия пытается поучаствовать в этих работах.

Таким образом, в преддверие возможного скорого контракта на модернизацию ряд местных компаний хотят влезть в проект, чтобы получить деньги в рамках контракта. Но мне кажется, что в ВВС Индии все-таки должны понимать, что затея с Kaveri достаточно сомнительна.

По заявлениям индийской и французской сторон двигатель должен быть «излечен от болезней» к уже к концу 2018 года. Но даже если у французов все получится, то двигатель в окончательном своем виде появится только в 2019-ом, и он вряд ли будет сразу производиться в больших количествах. В таком случае все работы по модернизации истребителей Су-30МКИ начнутся только после 2020-го. Добавим сюда и то, что после установки нового двигателя нужно будет провести целый комплекс испытаний, менять систему управления. Новая силовая установка требует совершенно иного подхода к модернизации, нежели замена РЛС и ряда систем.

Вообще в истории довольно мало эпизодов, когда на самолетах капитально заменяли двигатели уже на этапе эксплуатации машин. Скажем, в 2000-х годах «мигари» предлагали тем же индийцам заменить на МиГ-23 и МиГ-27 двигатель Р-29 на АЛ-31ФН, но из этого ничего не вышло. Так что это довольно сложный путь.

Индийцы хотят быть независимыми в производстве вооружений и военной техники и, например, иметь в самолете пятого поколения AMCA, который они самостоятельно рисуют, по максимуму свои узлы и агрегаты. Но поскольку другого двигателя у них нет, они пытаются готовить рагу из имеющихся проектов, пусть и достаточно спорных.

Читайте по теме

Конгресс США откапывает Трампу «Томагавк» войны Конгресс США откапывает Трампу «Томагавк» войны

Политики подталкивают Белый дом к новому обострению отношений с Россией и нарушению ДРСМД

Кстати

В апреле 2017 года индийская газета Deccan Chronicle со ссылкой на отчет инспекции военного ведомства сообщила, что как минимум на 18 истребителях Су-30МКИ, собранных по лицензии на индийском заводе корпорации HAL, устанавливались двигатели АЛ-31ФП, уже побывавшие в эксплуатации.

В отчете было отмечено, что установка якобы была проделана «без уведомления и согласия» министерства обороны. Тем не менее самолеты, несмотря на вскрывшиеся факты, все-таки были приняты ВВС Индии.

* Крор — широко используемая в индийской системе счисления единица, равная десяти миллионам. Активно употребляется в Бангладеш, Индии, Непале, Пакистане и на Шри-Ланке.2106 кроров равно 21 млрд 60 млн рупий или более $ 330 млн по нынешнему курсу.

svpressa.ru

В ходе испытаний двигателя Kaveri обнаружен непонятный шум - новая проблема в букет его недостатков

Как сообщает Shiv Aroor в материале «Indian Kaveri Turbofan’s Last Mile Problem: A Mystery Noise», опубликованной индийским веб-ресурсом "Livefistdefence", индийская Организация оборонных исследований (DRDO) недавно озвучила проблемы с  двухконтурнымтурбореактивным двигателем национальной разработки Kaveri. Это плохая приемистость на большой высоте, недостаточная тяга, перетяжеленность. Этот двигатель разрабатывается уже почти 30 лет. Недавно стало известно, что неожиданный шум, появившийся в ходе испытаний на полную тягу, привел к прекращению испытаний. Подробные отчеты, подготовленные в последние два года, не дают ответ на вопрос о причинах шума, а инженеры даже не могут ответить, является ли причиной шума влияние аэродинамики. По информации ресурса, эта проблема является самой свежей из серии неурядиц, преследующих разработку данного двигателя. Шум в пяти опытных двигателях, который появляется на режиме полной тяги, стал ключевым вопросом, который был поставлен перед французской двигателестроительной компанией Snecma (Safran) и который нужно решить для прохождения последнего этапа сертификации. Кроме шума на данном режиме ученые обнаружили вспышки в форсажном режиме, что говорит о неполном сгорании топлива или проблемам в системе подачи горючего.

CyXHClfWgAAP6j4

Двухконтурный турбореактивный двигатель Kaveri индийской разработки (с) Livefistdefence

3 января 2017 года компания Safran Group создала и объявила конкурс на место директора программы разработки двигателя Kaveri.

Хорошие новости для программы заключаются в том, что DRDO получила условный карт-бланш для использования оффетных программ по программе закупки истребителей Dasssault Rafale для решения проблем Kaveri. Компания Snecma, являющаяся партнером по сделке с Rafale, производит двигатель М88, устанавливаемый на этом истребителе. В рамках заключенного в прошлом году соглашения Snecma будет работать над модернизацией, сертификацией и интеграцией двигателя Kaveri с истребитель LCA до 2020 года. На последнем этапе сотрудничества французская компания будет привлечена к модернизации Kaveri для использования в двухдвигательной силовой установке индийского истребителя пятого поколения AMCA, а его вариант без форсажной камеры планируется устанавливать в БЛА Ghatak. Остается неизвестным, будет ли распространяться сотрудничества со Snecma на проект турбореактвиного двигателя Manik малой тяги, разрабатываемого для БЛА и крылатых ракет. На недавнем авиасалоне Aero India 2017 были представлены только опытные образцы двигателя Kaveri.

Элементы двигателя Kaveri (с) Livefistdefence

Влияние сотрудничества между Snecma и DRDO на двигатель Kaveri – в нем могут быть применены решения от французского двигателя М88, и это может быть серьезным фактором в принятии Индией решения относительно следующей партии истребителей для ВВС и ВМС. В любом случае, эти решения станут понятными, как Kaveri достигнет приемлемого уровня по характеристикам и будет формирован его окончательный облик.

Автор отмечает, что истребитель LCA (Tejas) Mk 1/1A в настоящее время комплектуется двигателями General Electric F404. Планами предусматривается установка на нем модифицированного двигателя DRDO/Snecma Kaveri, интеграция нового двигателя с планером запланирована на 2020 год .

В отношении истребителя LCA Mk 2 сообщается, что в феврале в Индию были поставлены два из шести двигателей GE F414-INS6 для продолжения программы. Однако будущее этой модификации остается непонятным. Если двигатель DRDO/Snecma Kaveri будет доработан для использования на этом истребителе, то положение дел может измениться. Но на сегодняшний день это маловероятно.

Истребитель AMCA – предполагается установка на нем двух модифицированных двигателей DRDO/Snecma Kaveri. Но в настоящий момент это еще неочевидно. Имеются другие претенденты – компания Boeing активно продвигает для него доработанный двигатель GE F414, причем он также используется в выпускаемых Boeing истребителях F/A-18E/F Super Hornet и истребителях Saab JAS-39 Gripen E.

БЛА Ghatak, для него предполагается использовать двигатель DRDO/Snecma Kaveri в варианте без форсажной камеры. Правительство на сегодняшний день четко определилось, что не планирует установку на нем импортной силовой установки из-за высокой значимости программы.

bmpd.livejournal.com

ВВС Индии выступают против доводки двигателя "Кавери" совместно со Snecma / АвиаПорт.Дайджест

Взгляды руководства ВВС Индии и Индийского научно-исследовательского центра газотурбинных двигателей GTRE (Gas Turbine Research Establishment) на дальнейшую разработку национального двигателя "Кавери" для легкого боевого самолета LCA "Теджас" разделились, сообщает индийская "Декан геральд".

Согласно имеющейся информации, двигатель "Кавери" не в состоянии обеспечить тягу, достаточную для эксплуатации "Теджас" в соответствии с эксплуатационными требованиями ВВС. По этой причине ВВС убедили правительство оснастить первую партию самолетов "Теджас" двигателями другой версии и провести доработку "Кавери".

GTRE, которая является подразделением Организации оборонных исследований и разработок (DRDO) Министерства обороны Индии, в 2004 году обратилась за помощью к зарубежным производителям для преодоления возникшей проблемы с разработкой авиадвигателя.

Первоначально планировалось, что двигатель, разработка которого началась в 1989 году, будет создан в рамках 93-месячной программы стоимостью 3,82 млрд рупий. Однако, как сообщил директор GTRE Т.Мохана Рао, его исследовательская организация с момента начала разработок затратила на проект около 19 млрд рупий (390 млн дол) из 28 млрд рупий, который были выделены на его реализацию. Несмотря на то, что на работы по созданию национального двигателя ушло почти два десятилетия, разработка не завершена. Индия не располагает необходимыми для доводки двигателя подобного уровня технологиями и ноу-хау.

Поскольку в настоящее время подобными технологиями обладают только несколько стран, совместная разработка двигателя является единственным вариантом для Индии. GTRE склоняется к подписанию соглашения о совместной разработке и производстве силовых установок с французской компанией Snecma.

Планируется, что основные разработки по проекту осуществит Snecma. Компания намерена использовать в качестве основы разработанный в конце 1970-х и используемый на истребителе Rafale двигатель М-82 "Эко" и реализовать его интеграцию с системами, разработанными для "Кавери".

Тем не менее, результаты работы комиссии, созданной в сентябре 2008 года индийскими ВВС для оценки предложения французской компании, указывают на то, что предложение Snecma не будет отвечать требованиям ВВС, а также не позволит Индии получить доступ к технологии производства и ноу-хау, чтобы разработать современный национальный двигатель для боевого самолета, и, кроме того, предполагает "пожизненные" лицензионные платежи.

По мнению комиссии, предложение Snecma не только обойдется МО Индии чрезвычайно дорого, но и предполагает растянутую на 15 лет передачу технологии. Таким образом, принятие предложения французской компании, по сути, нанесло бы ущерб проекту развития национального двигателя.

По заявлению министра обороны Индии А.К.Энтони, на вооружение ВВС страны планируется принять около 150 самолетов LCA. По этой причине разработка национального двигателя является критически важной задачей. Всего индийская промышленность планирует произвести около 300 двигателей "Кавери". Ориентировочная стоимость программы составляет 1,3 млрд дол.

 

Дайджест прессы за 30 января 2009 года | Дайджест публикаций за 30 января 2009 года

Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «АРМС-ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Связи: Русское Авиационное Общество, Самолетостроение (в процессе тестирования)

www.aviaport.ru

Компания Safran Aircraft Engines готова инвестировать 1 миллиард евро в индийский двигатель Kaveri

Как сообщает портал «opex360» в материале «Rafale/Inde : Safran serait prêt à investir 1 milliard d’euros pour le réacteur de l’avion HAL Tejas» 1 июля 2016 года 45-я эскадрилья индийских ВВС в Бангалоре получила первые два серийных истребителя Hindustan Aeronautics Ltd  (HAL) Tejas (LCA), который разрабатывался с 1983 года. В соответствии с планами генерального штаба, в ближайшие два-три года подразделение получит еще 18 таких самолетов (фактически эти первые два серийных истребителя Tejas Mk 1 с серийными номерами SP-1 и SР-2 были переданы ВВС Индии в начале 2015 года, но "дошли" до строевой эскадрильи только теперь).

Таким образом, для того, чтобы попасть в серию, самолету потребовалось более 30 лет. Этот срок повлиял в том числе и на его комплектацию. Изначально он проектировался под двигатель GTX-35VS Kaveri индийской разработки, однако его разработка сильно затянулась, и оба полученных ВВС самолета оснащены двигателями General Electric F404-GE-IN20, которые также будут установлены на следующих 18 бортах.

Ce8IyWcWIAAY7z6

Индийский легкий истребитель Hindustan Aeronautics Ltd Tejas (с) twitter.com/indianinterest

Однако доводка GTX-35VS Kaveri продолжается, причем предполагается, что им будут оснащаться новые модификации HAL Tejas. И в этом Агентство по разработкам министерства обороны (DRDO) может получить содействие со стороны французской компании Safran Aircraft Engines (бывшая Snecma).

Это может быть осуществлено в рамках офсетной программы, которую требует Нью-Дели в рамках контракта на закупку 36 истребителей Dassault Rafale (ее объем достигает 50% от стоимости контракта). Французский двигателестроитель может инвестировать 1 млрд евро в программу Kaveri в течение 18 месяцев.

Данный вариант позволит оснастить Kaveri новую модификацию истребителя  LCA (Mk 1A Tejas). По информации индийских СМИ, французы изъявили готовность участвовать в проекте.

В феврале 2015 года в рамках переговоров, которые начались после того, как был аннулирован тендер по программе MMRCA (в результате решения Индии о закупке 36 истребителей Rafale), компания Safran Aircraft Engines подписала протокол о намерениях с индийской компанией HAL. Его целью являлось исследование возможностей создания совместного предприятия на территории Индии для производства комплектующих авиационных двигателей. Причем руководство французской компании тогда заявило о своей приверженности программе «Make in India» и готовности к партнерству с местными компаниями и инвестициям.

bmpd.livejournal.com

Индия отказалась от планов оснащения двигателем GTX-35VS \"Кавери\" | Новости

НЬЮ-ДЕЛИ. Организация оборонных исследований Индии DRDO(Defence Research and Development Organisation) отказалась от плановоснащения двигателем GTX-35VS "Кавери" (Kaveri) легких боевых самолетов(ЛБС) "Теджас" LCA (Light Combat Aircraft). Об этом сообщила организацияDRDO."Двигатель "Кавери" не будет устанавливаться на самолеты LCA,передаваемые видам вооруженных сил Индии",- сообщил П.С.Субраманим,руководитель управления авиационных разработок ADA (AeronauticalDevelopment Agency), которое отвечает за проектирование ЛБС "Теджас". В тоже время на самолетах "Теджас" будут проводиться летные испытания исертификация этого двигателя, добавил он.Согласно планам, 140 самолетов LCA модификаций Mk I и Mk II, которыевероятно примут на вооружение ВВС Индии в течение следующего 10-летия,будут оснащены американскими двигателями "Дженерал электрик" F404-GE-IN20и F414-GE-INS5, соответственно.По заявлениям официальных лиц DRDO, двигатель "Кавери" будет развернутна разрабатываемых ADA ударных беспилотных летательных аппаратах (БЛА)USAV(unmanned strike air vehicle). Эти БЛА, которые будут применяться вкачестве беспилотных бомбардировщиков, не только легче самолетов LCA, но ибудут выполнять менее резкие маневры по сравнению с пилотируемым самолетом"Теджас".В результате, БЛА USAV не будет требовать повышенной тяги силовойустановки по сравнению с боевым самолетом.Организация DRDO также рассматривает сотрудничество с зарубежнымипроизводителями авиационных двигателей, чтобы довести двигатель "Кавери"до уровня тяги перспективного среднего боевого самолета пятого поколенияAMCA (Advanced Medium Combat Aircraft), который планируется спроектироватьи построить в Индии в течение следующих двух-трех десятилетий.Как отмечают эксперты, хотя "Кавери" разрабатывается Бангалорскимцентром по исследованию газотурбинных двигателей GTRE (Gas TurbineResearch Establishment) с 1989 г. по программе стоимостью 18,92 млрдиндийских рупий (344 млн дол), этот двигатель еще далек от готовности.После нескольких лет переговоров с французской компанией "Снекма" посозданию с GTRE совместного предприятия этот план был закрыт в середине2009 г.В то же время DRDO и министерство обороны продолжают настаивать натом, что "Кавери" будет в определенных случаях заменять двигатели"Дженерал электрик" на ЛБС "Теджас". Однако эти заявления не былиподтверждены низкими характеристиками опытного образца двигателя "Кавери"во время летных испытаний в 2010-2011 гг. на борту летной летающейлаборатории Ил-76 в Летно-исследовательском институте имени М.М.Громова(ЛИИ) в подмосковном Жуковском.В ходе этих испытаний "Кавери" развивал тягу на нефорсированном режиме49,2 кН для обеспечения крейсерского полета и тягу на форсированном режиметолько 70,4 кН, которая необходима на режиме взлета и боевогоманеврирования.Эти характеристики далеки от установленных техническим заданием наразработку "Кавери", которые составляют 51 кН и 81 кН, соответственно.

ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!

12 февраля 2013, 18:17 Просмотров: 994

www.sknews.ru


Смотрите также