Ростех ввел в эксплуатацию первый в России сборочно-испытательный комплекс газотурбинных агрегатов (ГТА) для морских программ на базе рыбинского предприятия НПО «Сатурн», входящего в состав Объединенной двигателестроительной корпорации.
Развитие российской базы морского газотурбостроения реализуется в рамках программы импортозамещения. Одна из важнейших задач проекта — создать испытательную базу для проведения всех видов тестирования корабельных агрегатов с имитацией реальных условий эксплуатации. Кроме этого сборочно-испытательный комплекс будет служить реализации опытно-конструкторских работ, технологического перевооружения и подготовки производства корабельных ГТА. Сметная стоимость строительства — более 6,7 млрд рублей.
Основу сборочно-испытательного комплекса составляют два стенда: первый — мощностью до 15 МВт, второй — до 40 МВт. При этом возможно проводить испытания как всей энергетической установки, так и ее составных частей. К примеру, дизель-газотурбинный агрегат включает в себя дизельный двигатель, газотурбинный двигатель, корабельный редуктор, локальные системы управления. Одной из особенностей уникального комплекса является максимальная автоматизация рабочих процессов, в частности, система сбора измерительной информации.
В данный момент на новом объекте стартовали предъявительские испытания агрегата М35Р-1, который применяется в составе крупнейшего в мире корабля на воздушной подушке в качестве привода ходового воздушного винта. Агрегат включает в себя двигатель М70ФРУ-2, редуктор, соединяющие их трансмиссии, систему управления). Особенность М70ФРУ-2 — увеличенные показатели эффективности и межремонтного ресурса по сравнению с применяемыми ранее аналогами. И агрегат, и двигатель являются разработкой НПО «Сатурн».
"Сегодня предприятия Ростеха обладают всеми компетенциями по разработке судовых двигателей и имеют в линейке перспективных изделий опытные образцы по этому направлению. Открытие комплекса позволит наладить производство и обслуживание силовых установок для Военно-морского флота Российской Федерации к 2018 году. Технологические решения, заложенные при проектировании объекта, позволяют испытывать корабельные агрегаты более чем 20 различных конфигураций", — отметил генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов.
«Реализация программы импортозамещения, которая в большей или меньшей степени затронула все продуктовые направления ОДК, является серьезной задачей для нашего холдинга, — отметил генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации Александр Артюхов. — Выполняя комплекс работ по морской тематике, мы освоили новую важную компетенцию в части проведения всего комплекса испытаний судовых двигателей и агрегатов на их основе, которая обеспечит потребности Военно-морского флота России в корабельных силовых установках».
В рамках создания российской базы морского газотурбостроения выполняются опытно-конструкторские работы, которые позволят с 2018 года перейти на серийное производство двигателей М70ФРУ, М70ФРУ-2, М70ФРУ-Р, М90ФР, агрегатов М35Р и М70, а также агрегатов на основе перспективных изделий с модернизированными редукторными комплексами и системами управления.
Совместно с НПО «Сатурн» в реализации морских программ принимают участие НПЦ газотурбостроения «Салют» и «ОДК-СТАР», входящие в состав ОДК, а также ряд других предприятий и отраслевых институтов — ЦИАМ, Завод «Фиолент», УНПП «Молния» и другие.
sdelanounas.ru
Вообще эта ситуация с турбинами для военных кораблей была самая жесткая и напряженная в нашем ВПК да и вообще в нашей промышленности после разрыва отношений с предприятиями Украины. Напомню, что после известных событий Украина не поставила уже оплаченные, и вообще в принципе отказалась поставлять двигатели для двух типов российских фрегатов.
Аванс российского Минобороны в размере 2 млрд руб. был присвоен чиновниками администрации и. о. президента Украины Александра Турчинова еще до того, как избранный президентом Петр Порошенко ввел запрет на поставки военной продукции в Россию. В результате оказалось невозможно достроить вторую тройку фрегатов проекта 11356, строившихся для Черноморского флота (первые три фрегата успели получить украинские двигатели), и сейчас ведутся переговоры об их продаже в Индию, для которой уже построено шесть аналогичных кораблей. Непоставка двигателей стала одной из причин задержки строительства и фрегатов нового проекта 22350, головной из которых – «Адмирал Горшков» – успел получить двигатель и сейчас завершает испытания.
Даже в чем то похожей ситуации с вертолетными двигателями (для камовских вертолетов) Россия достаточно быстро вышла из положения зависимости от двигателей "Мотор Сич" и стала производить свои. Но на территории РСФСР не было производства газотурбинных двигателей для кораблей такого типа. Турбины для всей страны поставлял Южный турбинный завод в Николаеве, впоследствии переименованный в "Зоря-Машпроект".
На украинских форумах можно было встретить многочисленные язвительные комментарии на этот счет и в принципе они были правы. По своей доверчивости и халатности мы допустили такую ситуацию. Будет уроком для руководства страны.
Но все же такое положение не могло длиться долго ...Газотурбинный двигатель М70ФРУ-2 производства ПАО «НПО «Сатурн» (c) bmpd
Россия с трудом, но налаживает производство газотурбинных двигателей для военных кораблей
Как заявил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин на военно-морском салоне в Санкт-Петербурге, на рыбинском заводе "Сатурн" началось изготовление таких турбин.
В северной столице во время Морского международного салона две российские корпорации - двигателестроительная и судостроительная - в торжественной обстановке подписали соглашение о сотрудничестве. В рамках исполнения оборонного заказа до 2025 года рыбинский "Сатурн" будет производить газотурбинные двигатели М90ФР, М70ФРУ, М70ФРУ-2, М70ФРУ-Р, а также дизель-газотурбинные агрегаты.
Но потребность в них высока с учетом того, что Объединенная судостроиетельная корпорация, как на военно-морском салоне подтвердил ее глава Алексей Рахманов, построит еще три уже показавщих свою эфффективность фрегата проекта 11356.
Газотурбинный двигатель М70ФРУ производства ПАО «НПО «Сатурн» (c) bmpd
Речь идет об "Адмирале Григоровиче", отметившемся успешными пусками "Калибрами" по боевикам запрещенного "Исламского государства" из Средиземного моря. А также "Адмирале Эссене", который выполнил аналогичное задание уже в этом году.
Что касается проекта 22350, по заявлению главы ВМФ РФ Владимира Королева, до 2020 года планируется передать Минобороны 4 новых фрегата. Пока два корабля этого типа - "Адмирал Горшков" и "Адмирал Касатонов" находятся на испытаниях. И если бы не было проблемы с поставками двигателей, фрегаты отдали бы морякам намного раньше.
По мнению эксперта, двигатели производства "Сатурна" в первую очередь будут ставить на корабли проекта 22350 - это самые современные российские фрегаты на данный момент.
источник данных
Возможно, характеристики рыбинских ГТД (особенно М70ФРУ-2) в будущем улучшатся, так как завершение всех трех ОКР запланировано на декабрь 2017 года, и не все испытания еще окончены. В ОДК 25 апреля заявили, что "дальнейшее развитие морских ГТД может пойти по пути увеличения мощности, а также повышения КПД двигателей". Кроме того, "Сатурн" осваивает сплавы из кобальта.
Рыбинские двигатели М70ФРУ и М90ФР созданы для замены ГТД украинского производства ДС71 и Д090 соответственно. Об этом FlotProm сообщил источник, знакомый с ситуацией. В главной энергоустановке М27, использующейся на СКР "Ярослав Мудрый" проекта 11540 "Ястреб", "девяностые" двигатели являются форсажными, а "семидесятые" – маршевыми. При этом российские двигатели имеют КПД в 36% против 32% у ГТД украинского производства.
Остается теперь только вопрос, кому будет продавать свои двигатели Украина?
Для того, чтобы быть в курсе выходящих постов в этом блоге есть канал Telegram. Подписывайтесь, там будет интересная информация, которая не публикуется в блоге!
masterok.livejournal.com
Время прочтения:
Во вторник, 25 апреля, президент РФ Владимир Путин сказал, что КПД и ресурс новых российских морских газотурбинных двигателей превзойдут зарубежные на 10-15%. Такое заявление он сделал на церемонии открытия нового комплекса НПО "Сатурн" по производству морских ГТД. Большинство таких двигателей рыбинского "Сатурна" имеют больший КПД, чем аналоги из Николаева – 36% против 32%. Однако при сравнении с украинской продукцией преимущество, которое озвучил президент, есть пока не у всех отечественных агрегатов. FlotProm сравнил характеристики ГТД.Запуск на рыбинском НПО "Сатурн" с 2018 года серийного производства морских ГТД сделает ВМФ России независимым от импортных газотурбинных агрегатов. А поскольку разработки "Сатурна" современнее изделий николаевского "Зоря-Машпроекта" (Украина), у них несколько выше и КПД. По словам Владимира Путина, коэффициент полезного действия отечественных двигателей вырастет на 10-15%, ведь это "более современная техника по сравнению с той, что мы брали раньше". FlotProm проанализировал КПД силовых установок. Линейка морских ГТД производства НПО "Сатурн"mag-m.com