М-88 — советский авиационный поршневой двигатель Представлял собой дальнейшее развитие М-87, в свою очередь являвшегося доработкой M-86, советской версии en:Gnome-Rhône Mistral Major
Проектировался с 1937 г в ОКБ-29 С конца 1939 г выпускался серийно на заводе №29 Запорожье
Содержание
1 Конструкция
2 Модификации
3 Применение
4 Литература
5 Ссылки
Конструкцияправить
От М-87 двигатель отличался усиленным картером, коленчатым валом, шатунами, вафельным оребрением днища поршня, карбюратором АК-88 и другими агрегатами Был форсирован по оборотам
Модификацииправить
Существовали следующие модификации двигателя
М-88б/р или М-88БР — безредукторный, серийно не выпускался
М-88 или М-88Р — редукторный, выпускался серийно с осени 1939 г Вес 684 кг
М-88НВ — переделка М-88 под впрыск топлива низкого давления Изготовлено 5 экземпляров
М-88А — редукторный, выпускался серийно
М-88Б — выпускался со второй половины 1940 г Самая массовая модификация
М-88Б-НВ — опытный образец М-88Б с непосредственным впрыском топлива Испытывался в апреле 1944 г
М-88ТК М-88Б с турбонагнетателем ТК-3 — опытные образцы испытывались на самолете Ил-4ТК в марте 1943
М-88Б с турбонагнетателем ТК-М — испытывался на Ил-4ТК с августа 1943 г
М-88В — высотная модификация на базе М-88Б
М-88Ф — форсирован до 1250 лс, выпускался небольшой серией в 1943 г изготовлено около 20 экэемпляров
М-88Ф-НВ — опытный образец с непосредственным впрыском топлива Проходил испытания в январе 1944 г
Применениеправить
Двигатель М-88 устанавливался на следующих моделях самолетов:
Ил-4 ДБ-3ф
Су-2
И-28
Та-1ОКО-6, Та-3 ОКО-6бис
И-190
И-180
Литератураправить
Котельников В Р Отечественные авиационные поршневые моторы 1910—2009 — М: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010 — 504 с — ISBN 978-5-91244-017-5
Су-2 М-88 в варианте арткорректировщика во время испытаний в августе 1941 г.
В конце 1940 года отношение руководства к машине Сухого сильно изменилось в негативном направлении. Стало высказываться мнение, что ББ-1 как тип не найдет широкого применения в будущей войне. Военные хорошо знали о беззащитности польских легких одномоторных бомбардировщиков «Карась» перед атаками немецких истребителей. Позже стало известно, что английские «Бэттлы» (наиболее близкие к ББ-1 по схеме и назначению), считавшиеся накануне войны вполне современными, в майских боях 1940 г. во Франции понесли исключительно тяжелые потери. Советская разведка сообщала, что крупнейшие заводы «Остин» в Ковентри перешли на выпуск четырехмоторных бомбардировщиков, прекратив постройку «Бэттлов».
Специалисты понимали, что нельзя приписывать успехи пикирующего бомбардировщика Ju87 только немецкой пропаганде. Однако закупили в Германии и подробно изучили в НИИ ВВС не его, а другой, двухмоторный пикирующий бомбардировщик Ju88, который оказал большое влияние па советскую авиапромышленность и даже на военную доктрину. У руководства страны не было убежденности, что в предстоящей войне удастся сразу завоевать господство в воздухе, а без него одномоторный двухместный бомбардировщик являлся весьма уязвимым. По мнерию руководства ГУ ВВС и НKAП, нашей стране был нужен в массовом производстве не одномоторный "горизонтальный" бомбардировщик, а двухмоторный пикировщик. В результате самолет ББ-1 фактически перестали рассматривать как новый тип серийного бомбардировщика. И раньше руководство страны не жаловало Сухого и его творение своим вниманием. Можно привести такой факт: до войны его машины не участвовали ни в одном параде или крупном показе новой авиатехники. Теперь, после отказа Павла Осиповича переделать самолет в пикирующий бомбардировщик, интерес к ББ-1, казалось, пропал совсем.
Кроме того, осенью 1940 г. авиапромышленности не удалось преодолеть кризис в совершенствовании моторов, в особенности разработанных в КБ С.К.Туманского. На двигателях М-88 постоянно отмечались прогары поршней, тряска ВМГ, повышенный расход масла, приводивший к дымлению. Если на первой скорости нагнетателя наблюдалось излишнее обеднение смеси, то на второй - переобогащение. Пришлось временно приостановить их серийный выпуск. Трудно шла доводка перспективного двигателя М-90, на который НКАП возлагал большие надежды. В результате к должности главного конструктора завода № 29 Туманского сменил Е.В.Урмин.
Едва не арестовали директора С.А. Громова - его спасло от скорой расправы лишь заступничество Шахурина.
9 декабря 1940 г. на совместном заседании СНК и ЦК ВКП(б) рассматрмиалась программа выпуска самолетов и моторов на 1941 г. В этом чрезвычайно важном документе авиапромышленности предписывалось прекратить выпуск устаревших самолетов. Для ближнего бомбардировщика ББ-1, переименованного по имени главного конструктора в Су-2, устанавливался годовой план для всех трех заводов в 1150 машин (из общего количества 6070 бомбардировщиков). 600 Су-2 должны были построить за 1941 г. в Харькове.
После получения удовлетворительных результатов испытаний М-88 их серийную постройку возобновили под обозначением М-88Б. И Харьконе незадолго до нового 1941 г. эти моторы устанавливали не только на вновь построенные Су-2, но и заменяли некондиционные двигатели и на уже выпущенных машинах. В последних числах декабря 1940 г. не только впервые удалось выполнить план и сдать военным представителям 40 самолетом, но н обеспечить задел для выполнения программы следующего года.
Был также отработан Су-2 в варианте разведчика и артиллерийского корректировщика. По мнению руководства ГУ ВВС, в первой роли наиболее подходящими самолетами являлись Пе-2 и Пе-3, но во второй Су-2 оказался просто незаменим. «Обладая диапазоном скоростей от 220 до 450 км/ч, достаточным вооружением, самолет позволяет выполнять артиллерийские задачи», - отмечалось в отчете. Проведенные в августе 1941 г. по указанию заместителя командующего ВВС генерала И.Ф.Петрова сравнительные испытания Су-2 и двухместного учебно-тренировочного Як-7 показали бесспорное преимущество "сушек".
На Як-7 нельзя было увеличить полезную нагрузку за счет дополнительного спецоборудования без существенного ухудшения летных данных. Недостаточными оказались габариты второй кабины яковлевского самолета, а обзор из нее не удовлетворял требованиям к артиллерийскому самолету. Кроме того, Як-7 имел большой разбег и пробег и нуждался в хороших подходах к аэродрому, а также не имел оборонительного вооружения. Всех этих недостатков был лишен Су-2. По мнению ведущего инженера по испытаниям военинженера 2-го ранга В.Я Магона, машина удовлетворяла "главным и основным ТТТ, предъявленным к корректировщику без существенных конструктивных переделок". НИИ ВВС рекомендовало как можно скорее принять самолет Сухого на вооружение корректировочных звеньев и эскадрилий.
Су-2 №16/2
Су-2 №070T29
Су-2 мод. №1/6
Окончание испытаний
январь 1941
июнь 1941
февраль 1941
Размеры
Размах крыла, м
14.3
14.3
14.3
Длина самолета, м
10.25
10.25
10.25
Площадь крыла, м²
20.0
20.0
20.0
Силовая установка
Мотор
M-88Б
M-88Б
M-88Б
мощность
на высоте л.с.
1000
1000
1000
H м
6000
6000
6000
Массы и нагрузки, кг
Пустого
2954
2995
2875
Полетный
4310
4335
4121
Летные данные
Максимальная скорость
у земли км/ч
378
370
410
на высоте км/ч
460
455
512
H м
6600
6700
7100
Время набора высоты 5000м, мин
12,6
12,6
11,3
Практический потолок, м
8900
8500
9120
Крейсерская дальность, км
890
-
1128
Вооружение
ШКАС 7,62-мм
неподвижные
4
2
2
патронов шт.
3400
2400
1700
в турели
1
1
1
патронов, шт.
900
900
900
Бомб, кг
400
400
400
Подробно
Источники
"История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
М-88 — советский авиационный поршневой двигатель. Представлял собой дальнейшее развитие М-87, в свою очередь являвшегося доработкой M-86, советской версии en:Gnome-Rhône Mistral Major.
Проектировался с 1937 г. в ОКБ-29. С конца 1939 г. выпускался серийно на заводе № 29 (Запорожье).
Конструкция[ | код]
От М-87 двигатель отличался усиленным картером, коленчатым валом, шатунами, вафельным оребрением днища поршня, карбюратором АК-88 и другими агрегатами. Был форсирован по оборотам.
Модификации[ | код]
Существовали следующие модификации двигателя.
М-88б/р (или М-88БР) — безредукторный, серийно не выпускался.
М-88 (или М-88Р) — редукторный, выпускался серийно с осени 1939 г. Вес 684 кг.
М-88НВ — переделка М-88 под впрыск топлива низкого давления. Изготовлено 5 экземпляров
М-88А — редукторный, выпускался серийно
М-88Б — выпускался со второй половины 1940 г. Самая массовая модификация.
М-88Б-НВ — опытный образец М-88Б с непосредственным впрыском топлива. Испытывался в апреле 1944 г.
М-88ТК (М-88Б с турбонагнетателем ТК-3) — опытные образцы испытывались на самолете Ил-4ТК в марте 1943
М-88Б с турбонагнетателем ТК-М — испытывался на Ил-4ТК с августа 1943 г.
М-88В — высотная модификация на базе М-88Б
М-88Ф — форсирован до 1250 л. с., выпускался небольшой серией в 1943 г. изготовлено около 20 экэемпляров
М-88Ф-НВ — опытный образец с непосредственным впрыском топлива. Проходил испытания в январе 1944 г.
Применение[ | код]
Двигатель М-88 устанавливался на следующих моделях самолетов:
Литература[ | код]
Котельников В. Р. Отечественные авиационные поршневые моторы (1910—2009). — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 504 с. — ISBN 978-5-91244-017-5.
М-88 — советский авиационный поршневой двигатель. Представлял собой дальнейшее развитие М-87, в свою очередь являвшегося доработкой M-86, советской версии en:Gnome-Rhône Mistral Major.
Проектировался с 1937 г. в ОКБ-29. С конца 1939 г. выпускался серийно на заводе №29 (Запорожье).
Конструкция
От М-87 двигатель отличался усиленным картером, коленчатым валом, шатунами, вафельным оребрением днища поршня, карбюратором АК-88 и другими агрегатами. Был форсирован по оборотам.
Модификации
Существовали следующие модификации двигателя.
М-88б/р (или М-88БР) — безредукторный, серийно не выпускался.
М-88 (или М-88Р) — редукторный, выпускался серийно с осени 1939 г. Вес 684 кг.
М-88НВ — переделка М-88 под впрыск топлива низкого давления. Изготовлено 5 экземпляров
М-88А — редукторный, выпускался серийно
М-88Б — выпускался со второй половины 1940 г. Самая массовая модификация.
М-88Б-НВ — опытный образец М-88Б с непосредственным впрыском топлива. Испытывался в апреле 1944 г.
М-88ТК (М-88Б с турбонагнетателем ТК-3) — опытные образцы испытывались на самолете Ил-4ТК в марте 1943
М-88Б с турбонагнетателем ТК-М — испытывался на Ил-4ТК с августа 1943 г.
М-88В — высотная модификация на базе М-88Б
М-88Ф — форсирован до 1250 л.с., выпускался небольшой серией в 1943 г. изготовлено около 20 экэемпляров
М-88Ф-НВ — опытный образец с непосредственным впрыском топлива. Проходил испытания в январе 1944 г.
Применение
Двигатель М-88 устанавливался на следующих моделях самолетов:
Напишите отзыв о статье "М-88 (двигатель)"
Литература
Котельников В. Р. Отечественные авиационные поршневые моторы (1910—2009). — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 504 с. — ISBN 978-5-91244-017-5.
Ссылки
[www.airwar.ru/enc/engines/m88rus.html Поршневой двигатель М-88]
Отрывок, характеризующий М-88 (двигатель)
На всех лицах было одно общее выражение умиления и восторга. Одна купчиха, стоявшая подле Пети, рыдала, и слезы текли у нее из глаз. – Отец, ангел, батюшка! – приговаривала она, отирая пальцем слезы. – Ура! – кричали со всех сторон. С минуту толпа простояла на одном месте; но потом опять бросилась вперед. Петя, сам себя не помня, стиснув зубы и зверски выкатив глаза, бросился вперед, работая локтями и крича «ура!», как будто он готов был и себя и всех убить в эту минуту, но с боков его лезли точно такие же зверские лица с такими же криками «ура!». «Так вот что такое государь! – думал Петя. – Нет, нельзя мне самому подать ему прошение, это слишком смело!Несмотря на то, он все так же отчаянно пробивался вперед, и из за спин передних ему мелькнуло пустое пространство с устланным красным сукном ходом; но в это время толпа заколебалась назад (спереди полицейские отталкивали надвинувшихся слишком близко к шествию; государь проходил из дворца в Успенский собор), и Петя неожиданно получил в бок такой удар по ребрам и так был придавлен, что вдруг в глазах его все помутилось и он потерял сознание. Когда он пришел в себя, какое то духовное лицо, с пучком седевших волос назади, в потертой синей рясе, вероятно, дьячок, одной рукой держал его под мышку, другой охранял от напиравшей толпы. – Барчонка задавили! – говорил дьячок. – Что ж так!.. легче… задавили, задавили! Государь прошел в Успенский собор. Толпа опять разровнялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь пушке. Несколько лиц пожалели Петю, и вдруг вся толпа обратилась к нему, и уже вокруг него произошла давка. Те, которые стояли ближе, услуживали ему, расстегивали его сюртучок, усаживали на возвышение пушки и укоряли кого то, – тех, кто раздавил его. – Этак до смерти раздавить можно. Что же это! Душегубство делать! Вишь, сердечный, как скатерть белый стал, – говорили голоса. Петя скоро опомнился, краска вернулась ему в лицо, боль прошла, и за эту временную неприятность он получил место на пушке, с которой он надеялся увидать долженствующего пройти назад государя. Петя уже не думал теперь о подаче прошения. Уже только ему бы увидать его – и то он бы считал себя счастливым! Во время службы в Успенском соборе – соединенного молебствия по случаю приезда государя и благодарственной молитвы за заключение мира с турками – толпа пораспространилась; появились покрикивающие продавцы квасу, пряников, мака, до которого был особенно охотник Петя, и послышались обыкновенные разговоры. Одна купчиха показывала свою разорванную шаль и сообщала, как дорого она была куплена; другая говорила, что нынче все шелковые материи дороги стали. Дьячок, спаситель Пети, разговаривал с чиновником о том, кто и кто служит нынче с преосвященным. Дьячок несколько раз повторял слово соборне, которого не понимал Петя. Два молодые мещанина шутили с дворовыми девушками, грызущими орехи. Все эти разговоры, в особенности шуточки с девушками, для Пети в его возрасте имевшие особенную привлекательность, все эти разговоры теперь не занимали Петю; ou сидел на своем возвышении пушки, все так же волнуясь при мысли о государе и о своей любви к нему. Совпадение чувства боли и страха, когда его сдавили, с чувством восторга еще более усилило в нем сознание важности этой минуты.
М-88 — советский авиационный поршневой двигатель. Представлял собой дальнейшее развитие М-87, в свою очередь являвшегося доработкой M-86, советской версии en:Gnome-Rhône Mistral Major.
Проектировался с 1937 г. в ОКБ-29. С конца 1939 г. выпускался серийно на заводе № 29 (Запорожье).
Конструкция
От М-87 двигатель отличался усиленным картером, коленчатым валом, шатунами, вафельным оребрением днища поршня, карбюратором АК-88 и другими агрегатами. Был форсирован по оборотам.
Модификации
Существовали следующие модификации двигателя.
М-88б/р (или М-88БР) — безредукторный, серийно не выпускался.
М-88 (или М-88Р) — редукторный, выпускался серийно с осени 1939 г. Вес 684 кг.
М-88НВ — переделка М-88 под впрыск топлива низкого давления. Изготовлено 5 экземпляров
М-88А — редукторный, выпускался серийно
М-88Б — выпускался со второй половины 1940 г. Самая массовая модификация.
М-88Б-НВ — опытный образец М-88Б с непосредственным впрыском топлива. Испытывался в апреле 1944 г.
М-88ТК (М-88Б с турбонагнетателем ТК-3) — опытные образцы испытывались на самолете Ил-4ТК в марте 1943
М-88Б с турбонагнетателем ТК-М — испытывался на Ил-4ТК с августа 1943 г.
М-88В — высотная модификация на базе М-88Б
М-88Ф — форсирован до 1250 л. с., выпускался небольшой серией в 1943 г. изготовлено около 20 экэемпляров
М-88Ф-НВ — опытный образец с непосредственным впрыском топлива. Проходил испытания в январе 1944 г.
Применение
Двигатель М-88 устанавливался на следующих моделях самолетов:
Литература
Котельников В. Р. Отечественные авиационные поршневые моторы (1910—2009). — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 504 с. — ISBN 978-5-91244-017-5.
М-88 — советский авиационный поршневой двигатель. Представлял собой дальнейшее развитие М-87, в свою очередь являвшегося доработкой M-86, советской версии en:Gnome-Rhône Mistral Major.
Проектировался с 1937 г. в ОКБ-29. С конца 1939 г. выпускался серийно на заводе № 29 (Запорожье).
Конструкция[ | код]
От М-87 двигатель отличался усиленным картером, коленчатым валом, шатунами, вафельным оребрением днища поршня, карбюратором АК-88 и другими агрегатами. Был форсирован по оборотам.
Модификации[ | код]
Существовали следующие модификации двигателя.
М-88б/р (или М-88БР) — безредукторный, серийно не выпускался.
М-88 (или М-88Р) — редукторный, выпускался серийно с осени 1939 г. Вес 684 кг.
М-88НВ — переделка М-88 под впрыск топлива низкого давления. Изготовлено 5 экземпляров
М-88А — редукторный, выпускался серийно
М-88Б — выпускался со второй половины 1940 г. Самая массовая модификация.
М-88Б-НВ — опытный образец М-88Б с непосредственным впрыском топлива. Испытывался в апреле 1944 г.
М-88ТК (М-88Б с турбонагнетателем ТК-3) — опытные образцы испытывались на самолете Ил-4ТК в марте 1943
М-88Б с турбонагнетателем ТК-М — испытывался на Ил-4ТК с августа 1943 г.
М-88В — высотная модификация на базе М-88Б
М-88Ф — форсирован до 1250 л. с., выпускался небольшой серией в 1943 г. изготовлено около 20 экэемпляров
М-88Ф-НВ — опытный образец с непосредственным впрыском топлива. Проходил испытания в январе 1944 г.
Применение[ | код]
Двигатель М-88 устанавливался на следующих моделях самолетов:
Литература[ | код]
Котельников В. Р. Отечественные авиационные поршневые моторы (1910—2009). — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 504 с. — ISBN 978-5-91244-017-5.
М-88 — советский авиационный поршневой двигатель. Представлял собой дальнейшее развитие М-87, в свою очередь являвшегося доработкой M-86, советской версии en:Gnome-Rhône Mistral Major.
Проектировался с 1937 г. в ОКБ-29. С конца 1939 г. выпускался серийно на заводе №29 (Запорожье).
Конструкция[ | ]
От М-87 двигатель отличался усиленным картером, коленчатым валом, шатунами, вафельным оребрением днища поршня, карбюратором АК-88 и другими агрегатами. Был форсирован по оборотам.
Модификации[ | ]
Существовали следующие модификации двигателя.
М-88б/р (или М-88БР) — безредукторный, серийно не выпускался.
М-88 (или М-88Р) — редукторный, выпускался серийно с осени 1939 г. Вес 684 кг.
М-88НВ — переделка М-88 под впрыск топлива низкого давления. Изготовлено 5 экземпляров
М-88А — редукторный, выпускался серийно
М-88Б — выпускался со второй половины 1940 г. Самая массовая модификация.
М-88Б-НВ — опытный образец М-88Б с непосредственным впрыском топлива. Испытывался в апреле 1944 г.
М-88ТК (М-88Б с турбонагнетателем ТК-3) — опытные образцы испытывались на самолете Ил-4ТК в марте 1943
М-88Б с турбонагнетателем ТК-М — испытывался на Ил-4ТК с августа 1943 г.
М-88В — высотная модификация на базе М-88Б
М-88Ф — форсирован до 1250 л.с., выпускался небольшой серией в 1943 г. изготовлено около 20 экэемпляров
М-88Ф-НВ — опытный образец с непосредственным впрыском топлива. Проходил испытания в январе 1944 г.
Применение[ | ]
Двигатель М-88 устанавливался на следующих моделях самолетов:
Литература[ | ]
Котельников В. Р. Отечественные авиационные поршневые моторы (1910—2009). — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 504 с. — ISBN 978-5-91244-017-5.