Попав в наш музей, вы совершите увлекательное путешествие во времени, увидите историю конструкторской мысли, процесс эволюции Отечественного и мирового авиационного двигателестроения. В основе экспозиции музея — подлинная авиационная техника.
В центре выставки — силовая установка знаменитого на весь мир вертолета Ми-8 – два газотурбинных двигателя ТВ2-117 с редуктором – уникальные представители своего класса.
В музее также представлены:
В музее проходят занятия, презентации, лекции для студентов вузов: «БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова», ФГБОУ ВПО «СПбГПУ», ГУАП, Университета Гражданской Авиации, а также для школьников.
Контакты:
Санкт-Петербург, ул. Академика Харитона, 8
Тел: (812) 454-7194
Для посещения музея необходима предварительная аккредитация (согласование посещения).
www.klimov.ru
Город:
Район города:
Ближайшее метро:
Адрес:
Кантемировская улица, 11
Телефон:
До центра города:
~5.4 км, 54мин. 6мин.
Обнаружили неточность в описании? Компания закрылась или у нее поменялся телефон? Сообщите нам об этом.
Также, другие компании-Музеи, расположенные неподалеку от "Музей двигателя" по адресу Кантемировская улица, 11, в Санкт-Петербурге.
skabox.ru
Традиционно делаю подборку фотографий всех авиационных двигателей попавшихся мне в том или ином музее. на этот раз музей морской авиации в Пенсаколе. Здесь в кучу свалены (у меня) поршневые и реактивные двигателя...
и других источников найденных мною в инете и литературе.
Поршневой радиальный двигатель Pratt & Whitney R-2800 Double WaspТабличка к R-2800
Он в разрезе с другого ракурса
Фото 4.
Фото 29.
Как вам для сравнения два реактивных двигателя?:-))) Большой это реактивный Westinghouse J40,с таким двигателем например летал McDonnell F3H Demon. Его длина(двигателя): 7,62 метра.
А маленький это что за двигатель?
Ranger V-770,это поршневой перевернутый V-12 воздушного охлаждения двигатель,разработанный подразделением Ranger Aircraft Engine Division корпорации Fairchild Engine & Aircraft. Разработан в начале 30х годов. Мощность около 500 лс.
Турбовальный двигатель General Electric T64 для вертолетов. Например версия для Sikorsky CH-53E Super Stallion - T64-GE-416 выдавала 4380 лс.
Первый массовый реактивный двигатель в США General Electric J31
Использовался в Bell P-59 AiracometRyan FR FireballRyan XF2R Dark Shark
Максимальная тяга: 1,650 lbf (7.33 kN)
Это что у нас за радиальный поршневой двигатель? А это Wright R-1820 Cyclone 9,американский радиальный двигатель разработанный компанией Curtiss-Wright.
Какие только самолеты не летали с этими двигателями,даже наши товарищи построили свою версию двигателя: Швецов М-25.
Тут он в легком разрезе
Ну и табличка: 890 лс в военном варианте...
А это что за двигатель?
Поршневой Curtiss OXX это ранний авиационный двигатель с двойным зажиганием,водяным охлаждением,V-8 построенный на базе двигателя Curtiss OX. Мощи в нем всего 100 лс.
J-4 Whirlwind,одна из версий двигателя Wright R-790 Whirlwind,разработанная в 1924 году компанией Wright Aeronautical Corporation. Выдавал порядка 200 лс при объеме 12,9 литров.
Похоже это он же
Классика жанра,которая будет нас еще долго преследовать в бу самолетах прибывающих на наш рынок: Continental O-470-11,1953 года выпуска. Такой стоял на Cessna L-19.
Ротативный двигатель Gnome 1914 года выпуска.
А это кто?:-)))
А это?
Реактивный двигатель Pratt & Whitney J42 он же американская лицензионная версия британского Rolls-Royce RB.41 Nene,наша лицензия выпускалась под названием Кузнецов РД-45. Двигатель выдавал максимальную тягу в: 5,000 lbf (22.24 kN).
Семицилиндровый радиальный двигатель Continental R-670 (заводское обозначение W670)
Выдавал около 170 лс,стоял например на PT-17 Stearman.
Турбовинтовой двигатель Allison T56,созданный для Lockheed C-130 в 1954 году. Максимум выдавал 4350 лс.
Было построено более 18 тыс двигателей различных модификаций...
А это что?
Реактивный General Electric/Allison J35 был изначально разработан General Electric (обозначение компании TG-180)
С этими двигателями летали F-84 Thunderjet и F-89 Scorpion.
Le Rhône это имя данное целой серии популярный ротативных авиационных двигателей времен первой мировой,производимых во Франции компанией Société des Moteurs Le Rhône и по лицензии во всем мире...
Liberty L-12 — американский авиационный 12-и цилиндровый V-образный двигатель с водяным охлаждением, объемом 27 литров и мощностью 400 лошадиных сил. Массово строился во время Первой Мировой войны. Получил широкое распространение во многих странах вплоть до Второй Мировой войны.
Наши строили копию этого двигателя под наименованием М-5 мощностью 365 лс.
Тут он у самолета,на котором стоял..
Hispano-Suiza 8 это авиационный двигатель водяного охлаждения V8 SOHC представленный Hispano-Suiza в 1914,это был наиболее распространенный двигатель в самолетах Антанты во время первой мировой.Оригинальный Hispano-Suiza 8A выдавал 140 hp (102 kW).
И наконец гигант поршневого двигателестроения: Wright R-3350 Duplex-Cyclone. 18 цилиндров,разные версии выдавали от 2200 до 3700 лс.
На таких двигателях летали Boeing B-29 SuperfortressDouglas A-1 SkyraiderLockheed ConstellationDouglas DC-7Lockheed P-2 Neptune
И теперь Wright R-2600 Cyclone 14 (также называли Twin Cyclone),американский радиальный двигатель разработанный компанией Curtiss-Wright и широко использовавшийся в самолетах в период с 1930 по 1940 года...
Выдавал до 1750 лс.
igor113.livejournal.com
"Вторая мировая война, продолжавшаяся с 1 сентября 1939-го по 2 сентября 1945-го года, была самой большой, разрушительной и кровопролитной войной на Земле за всю историю человечества. Во Второй мировой войне впервые воевал весь мир. От Норвегии и Канады до Австралии и Новой Зеландии. Боевые действия шли в норвежской тундре и горах Кавказа, на Русской равнине и в Северной Африке, джунглях Бирмы и на островах Тихого океана. Вторая мировая война даже получила у историков неофициальное название «Война моторов». И наша выставка как раз посвящена той технике, что привела к победе союзников: СССР, Англии и США над «странами оси» - гитлеровской Германией, муссолиниевской Италией и Японией императора Хирохито. Экспозиция нашей выставки постоянно меняется и обновляется, мы располагаем одной из самых больших в России коллекцией военных автомобилей: легковых, грузовых, бронированных и специальных,"- сообщает сайт "Моторы войны" http://ww2motors.ru/Museum/All/
Легковой автомобиль ГАЗ М-1 (СССР), "Молотовский первый", "Эмка" выпускался на ГАЗе с 1936 по 1943 год и стал одним из символом своего времени. Согласно договору о техническом сотрудничестве, американцы передали советским инженерам документацию по автомобилю Ford Model B 40A, который и был адаптирован к советским условиям эксплуатации. Многие узлы американского прототипа были полностью переработаны, а главным новшеством автомобиля (по сравнению с первой газовской моделью ГАЗ-А) стал цельнометаллический кузов. С 1940 года на "эмку" ставили новый двигатель мощностью 76 лошадиных сил.
Грузовой автомобиль Einheits-Diesel (Германия) "Единый дизель" внешне кажется более могучим, чем был на самом деле. Полноприводная машина могла стать универсальным транспортным средством для перевозки пехоты и артиллерийских орудий, но грузоподъёмность в 2.5 тонны была недостаточной. На его шасси часто использовали как машины радио- и телефонной связи, машины звуковой разведки. Выпускался с 1937 по 1940 год.
Полноприводный военный автомобиль Dodge WC-63 спроектирован на основе двухосного Dodge WC-52. В конструкции этой модели был заложен определённый запас мощности двигателя и прочности узлов и деталей, что позволило быстро и экономично перейти к тяжёлому трёхосному Dodge WC-63 грузоподъёмностью 1,5 тонны.
Артиллерийский тягач Fiat-SPA TL.37 (Италия) - полноприводный тягач образца 1942 года предназначался главным образом для буксировки 70- и 100-мм гаубиц, в багажном отделении размещался боекомплект.
Грузовой автомобиль ЗиС-5 (СССР) "Захар" появился в 1932 году как модернизация АМО-3. Мощность двигателя выросла до 73 лошадиных сил, а грузоподъёмность достигла 3 тонн. ЗиС-5 стал родоначальником целого семейства грузовых автомобилей и выпускался в различных модификациях 15 лет. В годы войны выпускалась облегчённая версия ЗиС-5В с кабиной из фанеры и единственной фарой. На фронте машины использовались для перевозки грузов и личного состава, транспортировки пушек, на них устанавливали гвардейские миномёты БМ-12 "Катюша" или прожекторные установки.
Танкетка Т-27 (СССР) выпускалась в 1931-1933 годах. Ещё в начале 1920-х рассматривались проекты "вездеходного бронированного пулемёта" с экипажем из одного человека. Впоследствии советские инженеры использовали зарубежный опыт и создали машину по английскому прототипу. Её экипаж состоял из механика-водителя и командира-пулемётчика, броня была достаточно уязвима, в машине не предусматривались средства наблюдения и связи. Танкетки Т-27 использовались в Средней Азии в боевых операциях против басмачей и в советско-финской войне. К началу Великой Отечественной войны эта модификация считалась устаревшей и была снята с вооружения.
Мотоцикл Harley Davidson WLA (США) - основной мотоцикл в американских войсках, разработан в 1940 году специально для армии. В передней части закреплялась кобура для пистолета-пулемета, сзади - большие кожаные сумки и патронный ящик. Американцы поставили в Советский Союз 26 000 мотоциклов Harley Davidson WLA.
Разведывательный бронеавтомобиль М3А1 Scout Car (США) серийно выпускался с 1940 года и стал одним из самых массовых бронеавтомобилей Второй Мировой войны. Они вооружались двумя пулемётами "Браунинг" и реактивным гранатомётом "Базука".
Пожарный автомобиль Opel Blitz 3.6-6700A TLF15 (Германия) - полноприводная модификация самого популярного грузовика вермахта Opel Blitz. Пожарный вариант для обслуживания аэродромов выпускался с 1943 года, всего изготовлено 320 машин.
Лёгкий бронеавтомобиль ФАИ (СССР) выпускался с 1933 года на шасси Ford A. Вооружен одним пулеметом, экипаж - 2-3 человека.
Грузовой автомобиль Morris Commercial C4 (Великобритания) выпускался с 1942 года по 1944 год.
Санитарный автомобиль ГАЗ-55 (СССР) - санитарный автобус на шасси грузовика ГАЗ-ММ, производился с 1938 по 1950 год. Внутри фургона могло поместиться четверо раненых на носилках и двое на откидных сиденьях. У санитарной машины был плавный ход благодаря более мягким рессорам и гидроамортизаторам. О сохранившихся до наших дней ГАЗ-55 сведений нет, на выставке "Моторы войны" представлен макет автомобиля. Похожий санитарный автобус можно увидеть в кинокомедии Гайдая "Кавказская пленница", но, по мнению знатоков, в кадре вовсе не ГАЗ-55.
Командирский автомобиль ГАЗ-64 (СССР) считается первым советским серийным внедорожником. Это полноприводный автомобиль с открытым кузовом с вырезами вместо дверей. В феврале 1941 года конструкторы ГАЗа получили задание на разработку легкого разведывательного автомобиля по аналогии с американскими прототипами, а уже в августе первая партия сошла с конвейера. В годы войны ГАЗ-64 получил распространение как командирский автомобиль.
Полугусеничный тягач Volvo HBT (Швеция) грузоподъёмностью 2 тонны выпускался с 1942 года на основе немецкого тягача Sd.kfz.10.
Грузовой автомобиль GMC CCKW-353 (США) - одно из самых распространенных транспортных средств Второй Мировой. С 1941 по 1945 годы было выпущено почти 600 000 грузовиков нескольких модификаций. По ленд-лизу в СССР поставлено 6700 таких машин.
Грузовой автомобиль Laffly S20TL VDP (Франция) с 1937 года поставлялся в кавалерийские войска и предназначался для перевозки 10 человек личного состава с двумя пулеметами. Закреплённые под радиатором колеса помогали преодолевать препятствия на пути.
Артиллерийский тягач Т-20 "Комсомолец" (СССР) разработан в НАТИ в 1936-1937 годах. В 1930-е годы в артиллерии наметился переход от конной тяги к использованию тягачей для перевозки пушек и боеприпасов. Малогабаритный гусеничный тягач позволял быстрее менять огневые позиции, преодолевал рвы и броды, перевозил груз в 3,5 тонны и шесть человек десанта. На "Комсомольце" использовался автомобильный двигатель от ГАЗ-М. Выпуск тягача был прекращён в июле 1941 года в связи с необходимостью увеличения производства лёгких танков.
Снегоболотоход Studebaker M29C Weasel (США) выпускался с 1942 года. После неудачных действий союзников в Норвегии инженеры озадачились созданием гусеничного транспортера, способного перевозить десантников и грузы по бездорожью. Машина доказала свою эффективность во время высадки в Нормандии и в Арденнах в 1944 году, после войны использовалась для гражданских нужд в северных штатах США.
Эвакуатор Scammell Pioneer SV/2S (Великобритания) входил в семейство тяжелых грузовых автомобилей Pioneer, которое с 1938 года разрабатывала компания Scammell Lorries Limited. Использовался для эвакуации с поля боя повреждённых танков.
Бронетранспортёр Chevrolet C15TA на шасси полноприводного грузовика Chevrolet C15A (Канада) разработан конструкторами General Motors of Canada в 1943 году. Машина эксплуатировалась и в послевоенные годы, вплоть до конца 1960-х годов.
Бронеавтомобиль Д-8 (СССР) был создан конструктором Н.Дыренковым в 1931 году на шасси ГАЗ-А. Всего было изготовлено 60 машин Д-8 и зенитного варианта Д-12, которые участвовали в Советско-финской и в первые годы Великой Отечественной войн.
Самоходная зенитная установка М16 Multiple Gun Motor Carriage (США) была разработана в 1942—1943 годах как улучшенная версия ЗСУ M13 и обладала большей огневой мощью. 1000 модернизированных машин под индексом М17 были поставлены в Советский Союз по ленд-лизу.
Самоходная артиллерийская установка 10,5cm leFH 18-4 auf Geschutzwagen Lr.S.(f) (Германия). После окончания весенней кампании 1940 года немецкие войска захватили более трех сотен машин семейства Lorraine 37L. Первоначально их применяли как артиллерийские тягачи, компоновка машины позволяла создавать на ее базе и артиллерийские установки.
Адрес: улица Братьев Фомченко, 16 (метро "Парк Победы")
Слёт "Моторы войны"
Ну а на открытых площадках Музея Великой Отечественной войны представлен весь спектр боевой техники: танки, артиллерия, авиация.
Центральный музей Великой Отечественной войны: http://www.poklonnayagora.ru/
Бонус. На Московском Международном автосалоне-2014 в "Крокус Экспо" экспонировалась колёсная техника времён Второй Мировой войны, представленная "Моторами войны" и "Мотомиром Вячеслава Шеянова".
Командирский автомобиль BMW typ 325 Kfz/1 (Германия) - машина повышенной проходимости, выпускавшаяся с 1937 по 1940 год.
Артиллерийский тягач Chevrolet 8840/CGT Cab 12 (Канада) - разработан в 1937 году для перевозки английских гаубиц, с 1940 года выпускался и в Канаде.
Мотоциклы М-73 (СССР) производились в 1944-1947 годах.
Бронеавтомобиль Daimler Scout Car Dingo Mk.III (Великобритания) - бронемашина-разведчик
Артиллерийский тягач Fiat SPA TL.37 (Италия) - победитель конкурса, объявленного итальянским Военным Министерством в 1935 году. Полноприводный автомобиль предназначался для перевозки лёгких гаубиц и боекомплекта к ним.
Разведывательный автомобиль-амфибия VW kDF Typ 166 Schwimmwagen (Германия) - полноприводный автомобиль с подключением гребного винта. Первые образцы Typ 128 были разработаны фирмой Порше и прошли испытания в 1940 году. Модернизированный Typ 166 серийно выпускался с 1942 по 1944 год, за это время было изготовлено свыше 14 000 Schwimmwagen.
Мотоцикл Gilera Marte (Италия), 1942 год
Командирский автомобиль Horch 901 Typ 40 Kfz.15 (Германия) - серийно выпускался с 1937 по 1943 год в четырёх модификациях. В ранних версиях в средней части машины устанавливались запасные колёса, которые для улучшения проходимости могли крутиться.
Командирский автомобиль Humber FWD (Великобритания) за угловатую форму кузова и капота получил прозвище "Box" (коробка), использовался как командирский или связной. Производился с 1941 по 1945 год.
Командирский автомобиль Kurogane Type 95 (Япония) - полноприводный автомобиль, разработанный фирмой Nihon Nainenki по заказу японской императорской армии. Kurogane переводится как "чёрная сталь".
Артиллерйский тягач Latil M7T1 (Франция) производился с 1938 года и предназначался для перевозки лёгкой противотанковой пушки.
Командирский автомобиль Mercedes-Benz L 1500A Kfz.70 (Германия) рассчитан на первозку восьми человек, включая водителя. Полноприводные шасси L 1500A производились с 1941 по 1943 год. На этом шасси выпускались также грузовые и пожарные машины.
Разведывательный автомобиль ГАЗ-64 (прототип) изготовлен в апреле 1941 года по проекту конструктора В.Грачёва. Ставя задачу, военное руководство предлагало взять за образец американский Ford Pigmy.
Мотоцикл Norton Big Four 633 (Великобритания), 1939 год
Тяжёлый командирский автомобиль Steyr Typ 270 Kfz/69 (Германия) разработан в 1941 году Фердинандом Порше, выпускался с 1941 по 1944 год в количестве 12450 экземпляров.
Мотоцикл Rikuo Type 97 (Япония), 1938 год
Командирский автомобиль Tatra 57K Kfz.1 (Чехия) разработан на основе Татры 1932 года для нужд чехословацкой армии, а после оккупации страны использовался немецким Вермахтом.
Командирский автомобиль Willys MB (США) один из самых массовых автомобилей, всего произведено около 360 000 машин. В Советской Армии использовалось около 50 000 машин, поставленных в СССР по ленд-лизу.
Командирский автомобиль ГАЗ-61 (СССР) приняли на вооружение Красной Армии в 1939 году. Представленный на выставке экземпляр был изготовлен в сентябре 1942 года и, согласно документам, находился в распоряжении маршала Георгия Жукова.
Другие краеведческие сюжеты "Город на память": http://www.yamoskva.com/node/13886
anothercity.livejournal.com
Интересные моторы в музее ВВС в Монино
Автор у 24 — х цилиндрового двигателя
Года три назад на хозяйственном дворе музея ВВС, в густых кустах я обнаружил свалку авиационных моторов. Их было 22, позже, за оградой и лесу — еще 10. Итого 32 двигателя: 20 поршневых жидкостного охлаждения, 8- воздушного и 4 реактивных.
Особый интерес у всех сотрудников вызвал X-образный 24-цилиндровый мотор. Даже при тщательном осмотре на нем не было обнаружено никакой маркировки. До сих пор тайна этого гиганта так и не раскрыта.
Зная, с какими трудностями сотрудники музея собирают по крохам памятники авиационной истории, такая свалка вызывает удивление.
Уже на моих глазах в музей были доставлены самолеты, моторы, различное оборудование из-под Архангельска, с Дальнего Востока, со дна болот и озер. Настоящие подвиги совершали уже далеко не молодые люди. Ведь со всех концов необъятной страны под свои своды музей cобрал более 170 летательных аппаратов. А тут под боком лежит и пропадает целое богатство, и никого это не тревожит. Даже после неоднократных напоминаний работникам фондов, администрации музея двигатели продолжают остваться во дворе. Как в государстве, так и у нас есть люди равнодушные к своему делу, случайные. Лишнюю работу на себя брать не хотели. А технику надо было спасать: долгие десятилетия моторы находились под открытым небом, разрушались естественно и искусственно. Вид они имели неважный. Потребовалось еще немало времени, прежде чем их перевезли на новое место, установили на основания, но и здесь над ними еще не было навеса.
Простое человеческое любопытство заставило меня заняться определением типа моторов. Если на табличке, прикрепленной к картеру, отчетливо читалось "Siddeley Puma" или "Renault", то проблем не возникало. Однако, на большинстве двигателей мало что сохранилось. Были привлечены ветераны музея, ветераны авиации, люди, всю жизнь отдавшие авиамоторам, прошедшие Великую Отечественную войну в качестве мотористов. авиамехаников. Однако и они почти ничем помочь не смогли. Оставалась еще надежда на библиотеку музея — собрание редких трудов но различным авиационным вопросам. Используя книгу М. Л. Дзигана "Современные авиационные моторы" 1931 года издания, альбом ЦИАМ "Иностранные авиационные моторы" 1941 года издания и др… были идентифицированы еще 9 двигателей. Все моторы оказались иностранного производства. Вот они.
Германия. Дизельные моторы фирмы "Юнкерс" — Jumo 205С (1935) и Jumo 207 (1937), фирмы BMW — BMW-IVA (1923) и BMW-VA (1927). "Даймлер Бенц" DB 601 (1939). Последним, в частности, оснащались Bf109 и Bf110.
Великобритания. Siddeley Puma (1916) мотор применялся на первых советских самолетах Р-1. Два двигателя фирмы Роллс Ройс Merlin II (1947) и Merlin X (1938).
Франция. Hispano-Suiza 8Ab (1915) и Hispano-Suiza 8Fd (1920), Renault 12Fe (1917).
Америка. Packard 2A-1500 (1920) дальнейшая модификация мотора Liberty 12. ставшего прототипом первого советского авиационного двигателя М-5.
Параллельно с этой работой началась и реставрации моторов. Струдники музейной мастерской, выбрав один ил двигателей, за год смогли восстановить его до экспозиционного состояния. А это был один из самых старых и плохо сохранившихся экземпляров. На нем. кстати, была обнаружена бирка с надписью "МАИ инв. 39686. 1951 г.". Долгие поиски хозяев мотора в институте вывели нас на десятки телефонов, однако ни по одному из них разьяснений мы не получили. Что это за двигатель, как он попал в нашу страну, где применялся — так и не удалось установить. Работа продолжается, но уже то. что мы знаем, дает право считать — коллекция музея пополнилась уникальными образцами авиационных моторов.
Как все-таки двигатели оказались на свалке? Вероятный ход событий может быть таким: будучи учебными пособиями (большинство моторов на спецподставках и препарированы), за ненадобностью они были переданы в наши фонды. В 1958 г. в только что созданный музей потоком хлынула авиационная атрибутика, в том числе — и моторы. Много экспонатов мы получили из музея авиации и космонавтики им М. В. Фрунзе, МАИ, академии им. Ю. А. Гагарина. Привезенные моторы разгружали во дворе. Многие из них в дальнейшем были помещены в экспозицию и убраны в запасники, а более старые, хуже сохранившиеся так и остались на улице. Им места в музее, к сожалению, не нашлось. Поистине: что имеем — не храним, потерявши — плачем.
И вот эта ошибка теперь исправляется. Предстоит большая работа. Нужно убрать двигатели под крышу, восстановить или сделать новые подставки, помыть, почистить, установить принадлежность, взять на учет и постепенно привести в экспозиционное состояние. Так как судьбой коллекции искренне встревожен новый начальник музея подполковник А. Ю. Яблонских, есть надежда, что все намеченное будет сделано.
Вообще, музей сейчас, как и вся страна, переживает сложный период. В свое время маршал авиации С. А. Красовский обессмертил свое имя, создав и упрочив базу экспозиции. Однако последующие руководители академии имени Гагарина, в состав которой входит музей, не утруждали себя заботой о нем. Основные здания (ангары постройки 30-х годов) с годами ветшали и ветшали. Своими силами сотрудники ремонтируют крыши, ставят поддерживающие стойки, латают дыры. 60-70-летние старики делают все, чтобы музей жил. А рядом находится подчиненный Главному штабу ВВС инженерный батальон, которому решить наши проблемы намного проще. Для этого нужна лишь команда от руководства штаба…
А в отношении найденных двигателей просим помочь в их идентификации всех, кто найдет такую возможность. Наш контактный телефон 526-33-27. Дымчин Викентий Алексеевич.
Фото В. Дымчина и Н. Раткина.
Двигатели найденные на задворках Монинского музея
1 Napier Lion
2 Два двигателя неустановленного типа типа
3 Merlin X
4 BMW-VA
5 Siddley Puma*
6. Renault 12 Fe
7 Merlin II
8 DB 601 amp; Packard 2A-1500
ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА
Сергей ЦВЕТКОВ Москва
librolife.ru
Рижский автомобильный музей (Rīgas motormuzejs) по праву считается лучшим автомузеем на территории бывшего СССР и одним из лучших в Европе.
Автолитература ру - крупнейший магазин автокниг.
Музей основан в 1989 году на базе Клуба Антикварных Автомобилей Латвии. У самого клуба тоже есть своя история. Он появился в 1972 году, объединив 20 человек, увлеченных восстановлением старинных автомобилей. Эти же люди изначально мечтали создать на основе клуба музей, добиваясь этой возможности много лет. Строительство музея началось в 1986-м году, а спустя три года он принял первых посетителей.
Здание музея находится достаточно далеко от центра Риги, в окраинном спальном районе Межциемс, автобус №15 идет сюда от центра города приблизительно полчаса.
Вход в музей.
Стоимость посещения музея составляет 2 лата (примерно 115 рублей).
Аутентичная советскому времени телефонная будка расположена прямо возле кассы
Еще до начала основной коллекции выставлены несколько старинных малолитражек
«Москвич»-401-420. Автомобиль 1954-го года выпуска. Данная модель планировалась как практически полная копия выпускавшегося в конце 1930-х годов в Германии Opel Kadett K38. В СССР этот автомобиль производился под названием «Москвич»-400. Выбор в пользу именно этого автомобиля в качестве основы для массового производства вскоре после великой отечественной войны сделал сам Иосиф Виссарионович. Им же был делан запрет на внесение изменений в конструкцию немецкого прообраза – видимо, вождь не слишком верил в советский автомобильных инженеров. Выпуск измененного 401-го «Москвича» был начат уже после смерти вождя в 1954-м году и свернут еще два года спустя.
Представленный в музее «Москвич»-401 отличается от первоначального 400-го варианта, главным образом, более мощным двигателем (26 л.с.)
В СССР это было второй попыткой сделать массовый малолитражный автомобиль (первым подобным проектом, свернутым из-за войны, был автомобиль КИМ-10). Впрочем, и «Москвичи» 400 и 401 по ряду причин так и не стали по-настоящему массовыми. Одна из причин – дороговизна автомобиля для большинства людей. При средней зарплате в 600 рублей этот относительно недорогой автомобиль стоил запредельные для многих советских граждан 9 000 рублей, а ведь нельзя забывать, что и более насущные вещи в первые послевоенные годы были дорогими.
Всего было выпущено чуть более 11 тысяч таких машин. 400-й «Москвич» стал первым автомобилем, выпускаемым под этой маркой.
Steyr-Puch 500. Выпуск 1962 года. Австрийский вариант очень массово распространенного в те годы автомобиля Fiat-500 (австрийская компания выпускала свой вариант Фиата по лицензии). 1962-й год стал последним годом производство последней из трех существовавших модификаций Steyr-Puch 500. Автомобиль с таким названием производился с 1957 года.
После своего рода разогрева, переходим непосредственно к основной экспозиции музея. Сразу возле входа находятся довоенные автомобили производства Германии.
Mercedes-Benz 380, 1933-й год выпуска. Первая спортивная модель «Мерседеса». Достаточно редка - всего было выпущено чуть более 6 тысяч таких автомобилей с учетом всех модификаций, при этом изначальных 380-х вышло не многим более полутора сотен. По одной из версий, выставленным в музее автомобилем владел шеф железных дорог гитлеровской Германии.
Mercedes-Benz 380 имел 3,8-литровый движок и четырехступенчатую коробку передач. Автомобиль мог разгоняться до 135-145 километров в час. К разработке передних фар для модели была привлечена знаменитая до сих пор фирма, специализирующаяся на оптике - Carl Zeiss.
Mercedes-Benz 320. 1937 г. Очень современный и комфортный для своего времени автомобиль. Выпущено этих автомобилей было не так и много.
Mercedes-Benz 230, 1939-й год. Очень хорошая для своего времени автомашина. Цельнометаллический кузов, полностью синхронизированная четырехступенчатая коробка передач, Х-образная рама, двигатель с алюминиевой головкой. Из-за начавшейся войны было выпущено лишь порядка 4-х тысяч автомобилей этой модели. Все немецкое производство стало в значительной степени ориентироваться под военные нужды, а число гражданских автомобилей в Германии год от года сокращалось.
Mercedes-Benz 170V, 1939-го года выпуска. Первая массовая модель «Мерседеса». Выпускалась с 1935-го по 1942-й год и предлагалась покупателю под девизом «Автомобиль для повседневных поездок и для каждого!».
Всего было выпущено 74 964 таких автомобиля. Впервые в истории концерна «Мерседес», автомобиль имел четырехцилиндровый двигатель и Х-образную раму. В 1943-м году многие производственные линии Mercedes-Benz были разрушены при авианалетах союзных войск, противостоявших Германии. Модифицированные автомобили на базе 170-го стали выпускаться только с 1946-го года, а окончательно история этой модели завершилась еще 9 лет спустя.
Mercedes-Benz 170V в кузове кабриолет. Достаточно редкая модификация данного автомобиля, в силу не самой большой распространенности кузова.
BMW 326 1939 года выпуска. Самая комфортабельная из моделей «БМВ» выпускавшихся до войны. В 1941 году производство модели было приостановлено после выпуска около 16 000 машин. В 1945-м производство возобновилось, но очень низкими темпами. Последние авто этой модели сошли с конвейера в 1948-м.
Модель отличалась мощным для того времени мотором объемом 2 литра и мощностью 50 л.с. Другие достоинства - центральная смазочная система шасси, рама коробчатого типа скрепленная с кузовом, комфортабельный салон. Автомобиль был одним из престижнейших по тем временам и, разумеется, дорогостоящим. Несколько ставших известными впоследствии моделей BMW базировались на 326-м. Представленный в музее экземпляр автомобиля сохранился в хорошем оригинальном состоянии, в силу того, что практически не использовался.
Opel Admiral. 1938-1 год. Автомобиль представительского класса, выпускаемый с 1937-го по 1939-й год. Из-за начавшейся войны, машин этой модели выпущено было немного. Впрочем, был и свой ренессанс: модель производилась также и в период с 1964-го по 1977 год, конечно, в значительно обновленном варианте. Всего было выпущено больше сотни тысяч автомобилей.
Steyr-220, австрийский автомобиль 1938-го года выпуска. Очень хорошая для своего времени модель. С учетом близких «родственников» Steyr-120 и Steyr-125, было выпущено только немногим более 6000 таких автомобилей. Производство было остановлено в 1941-м году, и не возобновлялось после войны.
Легковые автомобили под маркой Steyr не выпускаются с послевоенного времени. Компания полностью переключилась на выпуск двигателей и грузовых автомобилей, продаваемых под маркой MAN.
Horch-951A, 1939-й год. Элегантный представительский лимузин, один из самых престижных автомобилей конца 1930-х годов. Мощный (объем 4,9 л, 120 л.с.) верхнеклапанный 8-цилиндровый мотор, передний мост, задняя независимая подвеска, комфортабельный салон, элегантный дизайн. Всего было выпущено лишь 212 таких автомашин, одна из которых представлена в музее. До помещения в музей, еще во времена Латвийской СССР, автомобиль принадлежал начальнику тюрьмы г. Валмиера.Фирма Horch находилась в острой конкуренции с Mercedes-Benz, особенно на ниве машин представительского класса, к которым относится и Horch-951A. Этот автомобиль по настоящему не был серийным, так как каждый экземпляр изготавливался по заказу. Серийно выпускались разве что шасси, а остальное делалось или модифицировалось в соответствии с пожеланиями заказчика.
Wanderer W240, называвшийся с 1933 по 1935 года Wanderer W22, а с 1936 еще раз переименованный в Wanderer W40. Автомобиль, представленный в музее, 1935 г. выпуска. Автопроизводителя Wanderer не существует с 1941 года, но в свое время эта марка автомашин была очень известной и успешно конкурировала даже с «Мерседесом».
Hanomag Typ 13, 1939 года выпуска. В настоящее время ганноверская фирма Hanomag не выпускает легковых автомобилей, сосредоточившись на производстве спецтехники. Но перед войной автомобили этой марки были достаточно популярны. Hanomag Typ 13 был очень современным автомобилем в те годы, в частности, в нем впервые была использована новая технология вулканизации резины к металлу.
Бензоколонка фирмы Shell. В 30-е годы большинство бензоколонок Латвии были именно такими. В предвоенное время Латвия была достаточно развитой промышленной страной, имеющей даже собственную сборку автомобилей. С обретением независимости путем отделения от СССР, Латвия вскоре получила часть того, что ушло с 1930-ми годами: Shell вернулась в страну с тем же бизнесом. В 2000 году Shell была представлена в Латвии девятнадцатью бензоколонками – это было примерно 10% местного рынка. Однако компания несла убытки и продала все свои заправочные станции не только в Латвии, но и во всех странах Балтии.
Ford Vairogs. 1938-го года. В переводе с латышского - «Форд Щит». Это собиравшаяся в Латвии копия производившегося в Великобритании Ford 10 Junior. Все основные детали автомобиля прибывали в Ригу с заводов «Форд», а сборка осуществлялась уже на месте, на заводе Fenikss. Перед войной успели собрать около 300 легковых автомобилей.После войны завод стал известен на весь СССР как Рижский Вагоностроительный Завод, крупнейший производитель трамвайных и железнодорожных вагонов. Но вот автомобили здесь уже больше не производились. Впрочем, интересно, что это своего рода возврат к более ранней истории. До 1915 года в Риге работал Русско-Балтийский вагонный завод, который был эвакуирован вскоре после начала первой мировой войны из-за серьезной угрозы захвата германскими войсками. Обретя после той войны независимость, на месте бывшего вагонного завода стали делать сначала вагоны, а только потом - автомобили.
Еще одна модель Ford Vairogs - Ford Vairogs V8 De Luxe, 1938-й год. На модели Ford De Luxe впервые в истории фирмы Форд были установлены гидравлические тормоза.
А вот один из самых ценных экспонатов музея - Пожарный «Руссо-Балт» 1912-го года выпуска, сделанный на том самом Русско-Балтийском Вагонном Заводе, упомянутом выше. Модель, представленная в музее - единственная изготовленная пожарная машина этой марки. Русско-Балтийский Вагонный Завод - первое предприятие производившее автомобили в Российской Империи. Эвакуированный в 1915 году частично в Тверь, частично в Москву, он прекратил свое существование как производитель автотехники. Представленный в музее автомобиль был найден в плачевном состоянии в 1976 году в Риге. Машина восстановлена в течение двух лет силами Клуба Антикварных Автомобилей Латвии.
Еще один любопытный экспонат. Повозка (дрожжи) начала 20-го века. В это время в Латвии, как и в остальном мире, запряженные лошадьми повозки использовались наравне с автомобилями. Представленная повозка была найдена практически в идеальном состоянии в 70-х годах прошлого века.
Overland (родстер) 45. 1911-1 год. Американская компания Overland появилась в 1903 году, будучи основанной инженером, служившим в компании, производившей колеса. Инженер довел свою компанию по производству колес почти до разорения и продал ее через 4 года. Overland начала выпуск автомобилей в 1909-м году, став к 1912-му году главным конкурентом лидера американского автомобилестроения того времени – корпорации «Форд». Автомобили Оверланд также отличались простотой конструкции. Расположенная в задней части автомобиля коробка скоростей была объединена с главным приводом. Цена автомобилей была одной из самых низких в своем классе, уступая только легендарному Ford-T. Закат компании Overland начался во время американской Великой Депрессии конца 20-х годов. До конца оправиться от спада компании так и не удалось, и в 1953 году Overland прекращает свое существование.
Buick SIX. 116 серия, модель 29-27. 1929 год. Модель выпущена к 25-летию фирмы «Бьюик».
Chevrolet Superior модель F, 1924-1 год. Один из самых популярных автомобилей в США 20-х годов. Считалась недорогой семейной автомашиной - она стоила от 490 до 940 долларов. На Chevrolet также сказалась американская Великая Депрессия, однако компания выпустила более трехсот тысяч Chevrolet Superior серии F.
Очень любопытный экспонат. Rolls-Roys Silwer Shadow. Авто 1966-го года. Именно этот автомобиль в конце 1970-х годов принадлежал Л.И. Брежневу. В 1980-м году автомобиль, которым управлял сам генсек, попал в аварию под Москвой, врезавшись в грузовик. Если учесть, что Rolls-Roys Silwer Shadow могу разгоняться до 190 км в час, то очевидно, что жизнь Брежнева могла бы оказаться на два года короче. Автомобиль после аварии не ремонтировался, и таком же пост-аварийном виде находится в Риге.
Lincoln Continental Town Car. 1973 г. Еще один автомобиль, ранее принадлежавший руководству СССР. Эту машину, изготовленную по заказу правительства США, президент Соединенных Штатов Р. Никсон подарил Л.И. Брежневу в июне 1973 года, во время визита Брежнева в США. Данная модель относится к пятому поколению Lincoln Continental, и выпускалась до 1979-го года.
Следующий автомобиль из этой серии. ЗИЛ-111 1963-го года. Советский лимузин высшего класса, разработанный специально для высшего руководства страны, и именно на таком автомобиле ездил лично Н.С. Хрущев. Автомобиль выпускался с 1959-го по 1967-й год на ЗИЛе, всего было собрано 112 таких автомобилей. ЗИЛ-111 на момент выпуска ничем не уступал автомобилям высшего класса ведущих мировых производителей. Именно на ЗИЛы пересели советские высокие руководители с немецких представительских авто, ничуть не жалея об этом. Потом, как известно, репутация отечественного автопрома утратила свои позиции.
ГАЗ-13 «Чайка», 1974-й год. Советский представительский автомобиль высшего класса. Считался машиной уровнем несколько ниже, чем ЗИЛ-111. Выпускался с 1959-го по 1981-й год, было выпущено около тех тысяч таких автомобилей.
ЗИС-115, 1950-й год. Еще один советский автомобиль высшего класса. Выпускался на заводе ЗИС (ныне ЗИЛ) с 1945-го по 1959-й год. Представлял собой модернизированный автомобиль-лимузин высшего класса ЗИС-110. Модернизация, главным образом, состояла в усилении всего, связанного с безопасностью, была применена особая система защиты – бронекапсула. Защита представляла собой единую оболочку из брони, обшитую снаружи кузовными панелями. Именно на таком автомобиле после войны ездил сам Сталин. Внешне автомобиль напоминает одну из модификаций американского Packard 180 1942-го года выпуска.
ЗИС-101, 1938-й год. Довоенный советский представительский автомобиль. В основу всех таких ЗИСов были положены модель Buick начала 1930-х годов, при этом в большинстве своем советские конструкторы шли по пути упрощения конструкции, предпочитая современности надежность.
Обновили для СССР внешний дизайн американцы, при этом за очень солидную сумму. Мало кому известно, что в тридцатые годы автомобили этой марки возили не только вождей, но и всех желающих, так как ими были укомплектованы несколько таксомоторных парков вплоть до послевоенного времени.
Linkoln KB, модель 277В, 1934-й год. Представительский автомобиль производства США, выпускавшийся с 1932-го года и ставший первой моделью «Линкольна» с V-12 цилиндровым мотором. Представленный в музее экземпляр в свое время советское правительство подарило писателю А.М. Горькому.
Packard Eight 1100,1934-й год. В довоенное время автомобили «Паккард» считались одними из самых дорогих и престижных в мире. Очень высоко они котировались и в СССР, став объектом подражания при создании многих отечественных авто. Многие руководители страны пользовались именно такими автомобилями. К сожалению, уже после войны, руководство фирмы «Паккард» решило сконцентрироваться на производстве автомобилей средней ценовой категории. Как выяснилось, это оказалось ошибкой. В результате такого стратегического решения, и рынок престижных автомобилей был утрачен, и на новом рынке закрепиться не получилось. Производство автомобилей под маркой Packard было прекращено в 1954 году.
Первый этаж также содержит вот такой любопытный стенд с коллекцией автомобильных номеров, использовавшихся в разное время.
На втором этаже музея в основном представлены советские автомобили.
ГАЗ-12 ЗИМ, 1956-й год. Это был самый престижный автомобиль в СССР из числа свободно продаваемых в 50-е годы. С 1950-го по 1959-й год было выпущено более 20-ти тысяч таких автомашин. ЗИМ был полностью отечественной разработкой, ни один импортный автомобиль не брался за основу при его конструировании. Главной отличительной чертой автомобиля был его кузов, он был выполнен несущим, то есть не имел конструктивно отделяемой рамы. У такого конструкционного решения была и обратная сторона. Да, это был первый в мире автомобиль подобного класса с несущим кузовом, но впоследствии у автомобилей ЗИМ время от времени возникали проблемы с жесткостью и долговечностью кузова при длительной эксплуатации.
В СССР эти автомобили использовались в основном как персональные автомобили для достаточно высокого начальства, но несколько сотен автомашин использовались в такси. А вот в личном пользовании ЗИМ встречался сравнительно редко - главным образом, из-за очень высокой цены.
ГАЗ М-20 «Победа» с аутентичными номерами, 1955-й год. Для своего времени очень передовая и полностью самостоятельная разработка завода ГАЗ. Автомобили не только пользовались большим успехом в СССР, но и массово экспортировались в европейские страны (Бельгия, Финляндия, Швеция), отдельные экземпляры попадали даже в США. В Польше до 1973-го года выпускалась лицензионная копия «Победы» под названием Varszawa. Изначально, на этапе проектирования, у этого автомобиля было название Родина, но Сталину, который лично курировал вопрос создании полностью советского автомобиля, не понравилось, что отечественная автопромышленность будет торговать родиной. Название тут же изменили.
Легендарная «Волга» ГАЗ-21. 1962 г. Производилась в СССР в течение 14 лет, начиная с 1956-го года. Именно этот автомобиль разработан на смену устаревшей «Победе». Разработка дизайна велась двумя независимыми группами: конкурировавший вариант назывался «Звезда», более похожий на «Победу». Как и часто делалось во многих странах, конструкторы изучали зарубежные именитые марки, прежде чем приняться за дело. В основу первой «Волги» легли черты нескольких американских решений, авторства «Форда», например. Но «Волга», в то же время, не является приближенной копией какой-то конкретной модели. По американским меркам, кстати, уже на год начала производства «Волга» обладала далеко не современным дизайном.
«Волга» ГАЗ-21 - первый советский автомобиль, в котором использовалась автоматическая коробка передач, хотя это решение и не стало массовым из-за того, что оказалось не слишком надежным. В целом же, это был очень популярный автомобиль в СССР и во многих зарубежных странах – пожалуй, именно с «Волги» советский автоэкспорт был поставлен на поток. Всего было произведено около 640 тысяч «Волг» ГАЗ-21разных модификаций.
ГАЗ-22, 1964-й год. По сути дела, тот же ГАЗ-21, но в кузове типа универсал.
Москвич»-400. 1950-й год. Чуть подробнее о нем мы уже говорили выше. Это первый советский автомобиль малого класса, предназначенный, в основном, для продажи в личное пользование. В музее представлена достаточно редкая модификация этой модели (кузов кабриолет).
«Москвич»-423, 1958-й год. Первый советский серийный грузопассажирский автомобиль с кузовом типа «универсал». Грузоподъемность машины составляла 250 кг при 2-х пассажирах. Автомобиль предназначался для использования в народном хозяйстве, и индивидуальным владельцам стал продаваться лишь в 70-е годы, уже в подержанном виде. Выпускался автомобиль недолго, около двух лет.
«Москвич»-408, 1968-й год. Весьма современная машина для своего времени, выпускалась с 1964-го по 1975-й год. До конца 60-х годов этот автомобиль пользовался хорошим спросом за границей, и более половины выпуска было экспортировано, в том числе — в развитые капиталистические страны. Этот автомобиль собирался и продавался под измененным названием в Болгарии и Бельгии. Именно этот автомобиль «по совету друзей» купил себе после найденного «клада» шеф из «Бриллиантовой руки».
ВАЗ-2102, 1974-й год. В простонародии - Жигули двойка, выпускавшийся с 1971-го года по 1984-й. Как и другие Жигули семейства классика, автомобиль по лицензии скопирован у Fiat.
ЛУАЗ-969. 1976-й год. Первый советский переднеприводной автомобиль, выпускавшийся аж четверть века вплоть до 1992-го года. Машина отличалась, с одной стороны, самым минимальным комфортом, с другой стороны, выдающейся проходимостью. Явным недостатком автомобиля был недостаточно мощный двигатель от Запорожца.
Кроме легковых автомобилей, в этом зале представлены мотороллеры, мотоциклы и мопеды разных производителей. Начнем с первых.
Мотоцикл К-125М, 1954-й год. Советский аналог популярного немецкого довоенного мотоцикла DKW RT-125. Производился после вывоза в СССР немецкого оборудования и документации после войны.
Мотороллер «Тула», 1959-й год – так же создавался на основе немецкой модели.
Мотороллер «Вятка» ВП-150, 1960-й год. Копия итальянского мотороллера Vespa 150GS 1955-го года. Снят с производства в 1966-м году.
Мотороллер «Вятка» МГ-150, 1967-й год.
RMR Fora, 1993-й год. Перспективная модель, планировавшаяся к выпуску на Рижском мотозаводе (Sarkanā zvaigzne). К сожалению, в связи с кризисом завода в серию так и не вошел, а вскоре и сам завод прекратил свое существование.
RMR Pony. 1994-й год. Также так и не вышедшая в серию модель Рижского Мотозавода (Sarkanā zvaigzne) - грузовой трехколесный мокик Pony.
«Спридитис», 1958-й год. Именно в этом году в Риге был выпущен первый мопед в СССР. В серию данная модель не вошла, но многие наработки были использованы при создании мопеда «Рига»-18, первого серийного мопеда СССР.
Также в музее представлено некоторое количество гоночных автомобилей.
Amilcar CGS, 1924-й год. Французская фирма Amilcar выпускала автомобили с 192-го по 1940-й год. Этот небольшой спортивный автомобиль за короткое время обрел огромную популярность и стал самым узнаваемым из автомобилей этой марки. Это была первая в истории фирмы автомашина с механическими тормозами на всех четырех колесах. Легкий кузов спортивного родстера был изготовлен из алюминиевых листов. Владельцем выставленного в музее экземпляра был известный латвийский автогонщик Евгений Канский.
Auto Union V16, 1938-й год. Немецкий автомобиль для соревнований по горным трассам. В основе конструкции шасси типа «D» и 6-литровый 16-цилиндровый компрессорный V-образный двигатель знаменитого конструктора Фердинанда Порше. В 1945-м году автомобиль вывезен из Германии в СССР как военный трофей, в 1976 г. председателю Клуба Антикварных Автомобилей Латвии Виктору Кулбергу удалось найти автомобиль на ЗИЛе, спасти от разрезания на металолом и доставить в Ригу.
American La France typ 12 Simplex, 1914-й год, США. Один из самых быстрых гоночных автомобилей начала 20 века.
OSCar 01, 2003-й год. Латвийский гоночный автомобиль, созданный для участия в ралли Париж-Дакар.
Наконец, в последнем, полуподвальном зале музея размещены грузовые автомобили.
РАФ-976, 1961-й год. Автобус с кузовом вагонного типа, построенном на усиленном и удлиненном шасси грузового автомобиля ГАЗ-51. Таких автомобилей было выпущено совсем немного.
RAF M2 Stils, 1994-й год. Последняя разработка елгавского завода РАФ. В серию так и не вошла, а вскоре и сам завод прекратил свое существование.
Renault FU, 1918-й год. Французский грузовик с очень высокой для того времени грузоподъемностью – 7 тонн. Армия использовала такие автомобили для перевозки тяжелой техники и танков. Для обеспечения безопасности грузоподъемности на автомобиле были установлены массивные чугунн
avtoroom.livejournal.com
Завершаю обзор латвийских автомобильных музеев рассказом о самом крупном автомузее Латвии - Рижском моторном музее. Музей является не только главной технической достопримечательностью Риги, но и одним из самых известных и интересных автомобильных музеев Европы. На трех этажах здания, построенного специально для размещения музейной экспозиции, собрана шикарная коллекция автомобилей, которая не оставит равнодушным ни одного любителя техники, к тому же некоторые автомобили, представленные в музее уникальны и увидеть их можно только тут.
Музей давно испытывает острую нехватку выставочной площади, и с 2013 года закрыт на капитальную реконструкцию, которая должна завершиться весной 2015 года. Так что этот пост отображает то состояние музея, каким оно было до реконструкции.
01. Здание музея находится в стороне от центра города, но добраться туда несложно общественным транспортом, рядом с музеем проходит автобусная линия. Само здание было построено специально для музейной экспозиции в период с 1986 по 1989 год, когда двери музея впервые открылись для публики.
Историю музея берет свое начало от Клуба антикварных автомобилей (КАА) Латвии, созданном в 1972 году по инициативе нескольких активистов. КАА являлся общественной организацией, занимающейся реставрацией старинных автомобилей и мотоциклов, популяризацией истории авто- и мототехники и объединением энтузиастов и коллекционеров старых транспортных средств. Участники объединения КАА мечтали создать в Риге автомобильный музей и их мечта сбылась в 1985 году, когда решением Совета Министров ЛССР был открыт центр технического творчества, выставок и отдыха «Межциемс», а спустя год началось строительство музейного здания, спроектированного латышским архитектором Виктором Валгумсом. Музей открылся в апреле 1989 года и с 1992 года является государственным музеем при Министерстве транспорта Латвии.02. На входе в музей посетителей встречает Москвич-400.
03. Интерьер первого массового автомобиля СССР.
04. Напротив музейной кассы разместились три малолитражки. Оранжевый автомобиль слева я сперва принял за Фиат-500, но оказалось, что это австрийский Steyr-Puch 500D, произведенный в 1962 году. Кузов автомобиля и часть технической начинки являлись лицензионными копиями Фиата-500, но в отличии от последнего автомобиль имел другой мотор, коробку передач и немного видоизмененную подвеску. По центру еще одна копия Фиата - французская Simca 5, 1939 года выпуска. Производилась во Франции и Англии и являлась лицензионной копией автомобиля Fiat 500 Topolino. На заднем плане легендарный Renault 4 - малолитражка, продержавшаяся на конвейере благодаря удачной конструкции более тридцати лет - с 1961 по 1992 год.
05. Зайдя с улицы, посетитель попадает на средний уровень музея, тут собрано самое интересное и ценное и от обилия экспонатов захватывает дух.
06.
07.
08. Начну обзор с одного из самых старых представителей коллекции, легендарного Ford T, 1919 года выпуска. Этот автомобиль в представлении не нуждается. "Жестянка Лиззи", как машину прозвали в народе, поставила Америку на колеса. Благодаря впервые примененной конвейерной сборке и удачной конструкции, автомобиль получился дешевым и простым в эксплуатации, что сделало его лидером продаж на многие годы. Всего за период производства с 1908 по 1927 годы было выпущено около 15 миллионов автомобилей этой модели в различных кузовных вариантах.
09. Еще один древний представитель американского автопрома Overland Roadster Model 45. История марки Overland берет свое начало в 1903 году, когда в Америке была создана компания Standard Wheel, выпускавшая сперва велосипеды, а затем простенькие автомобили с одноцилиндровыми двигателями. С 1905 года фирма меняет название на Overland Automotive и с 1909 года налаживает производство автомобилей, конструкция которых частично копировала Ford T. Благодаря низкой цене (дешевле был только Ford T) фирма Overland вышла на второе место в США по выпуску автомобилей после Форда. Так к примеру Форд выпустил в 1911 году 35 000 автомобилей, а Overland Automotive 18 700. Автомобиль представленный в музее оснащен 4-цилиндровым двигателем, мощностью 20 л.с. и развивает скорость 63 км/ч.
10. Автомобили под маркой Overland производились до 1926 года, затем фирма выпускала автомобили под разными именами и стала родоначальницей известной фирмы Jeep. Знаменитый армейский Виллис, внедорожник производившийся огромными тиражами для американской армии, стал самым успешным детищем фирмы Willys-Overland Motors.
11. Один из уникальных автомобилей музейной коллекции, существующий в единственном экземпляре - пожарный Руссо-Балт. Машина была изготовлена на Русско-Балтийском вагонном заводе на основе однотонного грузовика типа "D" 24/40 по заказу Рижского Петровского пожарного общества в 1912 году. Была найдена в состоянии металлолома в 1976 году в деревне Рауна и восстановлена в 1978 году реставраторами клуба КАА при содействии пожарников.
12. Герб на крышке радиатора впечатляет.
13. За десятилетие производства 1908-1918 было выпущено около 500 машин этой марки из которых до наших дней сохранились лишь две - одна находится в Московском политехническом музее а вторая здесь в Риге. В этой машине оригинальными являются фрагменты кабины, часть рамы, радиатор, коробка передач и еще некоторые детали. Остальное было создано заново во время реставрации.
14. Еще один интересный раритет Renault 10 CV (9/45 HP) 1928 года выпуска. В довоенное время эти машины были распространены в Латвии. Характерной особенностью автомобилей Рено с 1904 и до начала 1930-х годов является то, что радиатор в них располагался между мотором и пассажирским салоном, чем и обусловлен уникальный дизайн капота.
15. Chevrolet Master model “DA” произведен в 1934г. Автомобили этой модели являлись люксовыми автомобилями компании Chevrolet и производились в период с 1933 по 1940 год. Данный автомобиль был изготовлен по индивидуальному заказу, для чего колесная база была увеличена на 23 см. Автомобиль вмещал семь человек, оснащался шестицилиндровым 80-сильным двигателем и мог разгоняться до 120км/ч.
16. Buick Eight Special, model 41 C - один из самых дешевых и популярных в 1930-х семейных седанов. Был популярен и распространен также в Латвии в довоенное время. Этот автомобиль 1939 года выпуска, оборудован 8-цилиндровым двигателем мощностью 108 л.с. Максимальная скорость 130 км/ч.
17. Интерьер Бьюика.
18. Opel Kapitän 1939 года с несущим цельнометаллическим кузовом. Последняя модель Опель созданная перед Второй мировой, за два года производства 1939-1940 было собрано чуть более 25 000 автомобилей.
19. Renault Viva Grand Sport Type BCX 3 (1938 год). Данный автомобиль использовался первым секретарем посольства Франции в Латвии Жаном де Босс в конце 1930-х. В сентябре 1940 года, оставляя оккупированную Латвию, работники посольства продали эту машину водителю Ж. Фелдманису, проработавшему много лет в посольстве.
20. Роскошный спортивный кабриолет Horch 853, выпущенный в 1936 году. Пятилитровый 8-цилиндровый мотор мощностью 100 л.с. разгонял 2,5 тонную машину до скорости 135 км/ч. Производился с 1935 по 1940 годы, всего было выпущено 2200 автомобилей этой серии в различных кузовах и модификациях.
21. Еще один немец Opel Admiral - элегантный спортивный кабриолет, изготовленный в 1938 году небольшой партией в 90 автомобилей кузовной фирмой "Hebmüller" на стенде которой он экспонировался в 1938 году на международном автосалоне в Берлине. Во время Второй мировой автомобили этой модели были экспроприированы Вермахтом и использовались в качестве штабных генералами и высшими чинами армии.
22. Этот автомобиль в качестве военного трофея после Сталинградской битвы достался советским войскам и использовался маршалом Красной армии А. Василевским.
23. Шикарный Lincoln Continental 1947 года выпуска - топовая модель подразделения Lincoln, производившаяся в 1946-1948 годах. Автомобиль оснащался 12-цилиндровым V-образным двигателем, мощностью 130 л.с.
24. Красивая железяка!
25. Еще один американец - Nash Ambassador 1951 года выпуска. Ambassador - имя целого семейства автомобилей, производившихся компанией Nash Motors между 1932 и 1957 годами. Характерная черта Амбассадора модельного ряда 1949-1951 годов - аэродинамический кузов с закрытыми нишами передних и задних колес. Спинка передних сидений в автомобиле откидывалась образуя с задними кровать на троих человек. За три года производства было выпущено 40 000 автомобилей этого модельного ряда.
26. Переместимся в уголок роскоши - тут собрана коллекция автомобилей из кремлевского гаража, некогда принадлежащих высшим руководителям Советского союза. Коллекция содержит уникальные экспонаты, которые можно увидеть лишь в Рижском моторном музее.
27. Начнем обзор коллекции с роскошного спортивного кабриолета Packard Super Eight, изготовленного на шасси 15-й серии в 1937 году по индивидуальному заказу в элитарном парижском кузовном ателье "Franay". До Второй мировой войны автомобиль принадлежал королю Румынии Каролу Второму, после окончаний войны был вывезен в качестве трофея в советский союз и помещен в кремлевский гараж.
28. Шикарный интерьер из ценных пород дерева излучает аристократичность.
29. Автомобиль комплектовался пятилитровым мотором, мощностью 135 л.с. и мог разгоняться до 135 км/ч.
30. Фирменные диски.
31. Еще один представитель легендарной американской марки - Packard Eight 1100, 1934 года выпуска. Автомобили Packard этого модельного ряда стали первыми в истории, на которых в качестве опции предлагали установку в автомобиль радиоприемника. Известно, что Сталин был большим поклонником этой автомобильной марки и в 1930-г годах автомобили Пакард закупали для советского правительства.
32. Дальше следует ряд автомобилей кремлевского гаража советского производства. Рассмотрим их детальней, так как тут есть много любопытных экземпляров.
33. На фото первый советский представительский лимузин высшего класса ЗиС-101, 1937 года выпуска. Разработка ЗиС-101 была полностью советской, но без заимствований не обошлось. За основу конструкции ЗИС-а были взяты американские "Бьюики" 1932-34 годов, от которых также позаимствовали устройство верхнеклапанного восьмицилиндрового мотора. Задняя подвеска и рулевое управление были скопированы у Пакардов.
34. Американцы также приложили руку к внешнему облику новой машины, которым по заказу советского руководства занималось американское кузовное ателье "Budd Company", спроектировавшее кузов автомобиля и поставившее всю необходимую для серийного производства оснастку. Кузов новой машины был деревянно-металлическим - на деревянный каркас навешивались металлические кузовные панели. Эта технология плохо подходила для крупносерийного производства и уже в 1939 году появилась модернизированная версия автомобиля ЗиС-101 А с новым цельнометаллическим кузовом.
35. В автомобиле ЗИС-101 впервые в Советском союзе устанавливались отопитель салона, радиоприёмник, термостат в системе охлаждения двигателя и множество других технических новшеств.
Эти машины обслуживали не только высших партийных чиновников, но и обычных граждан, работая в качестве такси на длинных маршрутах. Всего за период 1937-1941 годы было выпущено 8752 автомобиля, включая 600 модернизированных ЗИС-101А.
36. Следующий экспонат не ЗиС-110, как можно подумать, а специальная бронированная версия ЗиС-115, 1950 года выпуска. Бронированная модификация была разработана в строгой секретности по личному приказу Сталина. От базового ЗиС-110 автомобиль отличается увеличенными колесами и тормозными барабанами, наличием двух карбюраторов и задним мостом от грузовика ЗиС-151. Бронирование автомобиля представляет собой цельную оболочку - бронекапсулу, обшитую снаружи кузовными панелями. Боковые стекла в дверях имели толщину 75 мм и были настолько тяжёлыми, что поднимались при помощи гидравлики. Один из таких автомобилей использовался Сталиным.
37. Всего было изготовлено более 30 бронированных ЗиС-ов. Вес автомобиля составляет 7,5 тонн (в три раза больше базовой модели), максимальная скорость 100 км/ч при мощности двигателя 162 л.с.
38. Еще одна модификация ЗиС-110 с кузовом кабриолет, получила индекс ЗиС-110В. Очень редкий автомобиль, построенный всего в нескольких экземплярах и предназначенный для приема военных парадов. До нашего времени дошли всего три экземпляра.
39. На этом автомобиле в 1940-1950-х годах советский маршал И. Багрямян принимал военные парады в Прибалтийском военном округе. Автомобиль использовался до 80-х годов.
40. Я уже показывал ЗиС 110Б, экспонируемый в другом латвийском музее. Как ни приглядывался, так и не смог понять, чем ЗиС 110Б отличается от ЗиС 110В.
41. Следующий экспонат кремлевской коллекции "Чайка" ГАЗ-13 - советский представительский легковой автомобиль большого класса, выпускавшийся малой серией c 1959 по 1979 год. При создании кузова нового советского представительского автомобиля, конструкторы ориентировались на люксовые американские автомобили Packard 1956 модельного года с дизайном которых перекликается интерьер и экстерьер "Чайки".
"Чайка" стала первым советским автомобилем снабженным гидроусилителем руля, вакуумным усилителем тормозов, электрическими стеклоподъемниками и автоматической трансмиссией с кнопочным селектором переключения передач. "Чайки" являлись составной частью "пакета привилегий" высшей партноменклатуры, и использовались в качестве служебных автомобилей в среде партийных бонз. Кроме того эти автомобили служили в посольствах СССР за границей, а также в посольствах других стран в Москве.
42. Автомобиль выпускался на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1979 годы, всего было изготовлено 3 189 автомобилей этой модели.
43. Товарищ Хрущев приветствует посетителей музея из автомобиля ЗиЛ-111Г, производившегося для высших должностных лиц Советского союза и стран социалистического лагеря в период с 1962 по 1967 год мелкой серией по 10-12 автомобилей в год. За весь период производства было собрано 112 автомобилей семейства ЗИЛ-111.
44. Хрущев использовал подобный автомобиль в 1963-1964 годах.
Первая версия автомобиля ЗиЛ 111 увидела свет в 1958 году и очень сильно напоминала Packard, в СССР уже был один Packard - ГАЗ-13 "Чайка" и сверху поступила команда поменять дизайн нового советского лимузина. В результате были изменены передняя и задняя панели кузова, при этом в автомобиле нулевой серии передняя панель была скопирована с автомобиля Cadillac 62-й серии. В итоге автомобиль получил приставку "Г" и стал выглядеть так:45. Сходство с Кадилаком было заметно невооруженным взглядом и попахивало откровенным плагиатом, поэтому перед запуском машины в серию, автомобиль перетерпел еще одно изменение передка. Хоть новый дизайн был повторением черт американских автомобилей того времени, но о прямом копировании речь уже не шла.
46. Производство новой модификации ЗиЛ 111 Г началось в 1962 году. Впервые в истории советского автомобилестроения автомобиль ЗиЛ 111 оснащался кондиционером в стандартной комплектации. В список прочих "наворотов" входили уже протестированные на "Чайке" автоматическая коробка передач с кнопочным переключателем, гидроусилитель руля, электрические стеклоподъемники и приемник с автоматической настройкой и возможностью управлять им с заднего сиденья. Дизайн американских автомобилей середины 50-х формировался под влиянием аэрокосмической темы, черты которой прослеживаются и в ЗиЛ 111, например задние фонари, напоминают сопла реактивных двигателей.
47. Следующий представитель кремлевского гаража является подарком Брежневу от американского президента Р. Никсона, который подарил этот Lincoln Continental, 1973 года выпуска советскому генсеку, во время визита последнего в Вашингтон.
48. Еще одно авто Брежнева Rolls-Royce Silver Shadow 1966 года выпуска., который генсек очень любил. Однажды Брежнев во время своих покатушек попал на этом автомобиле в аварию. Восстанавливать автомобиль не стали, в таком виде он и хранился в кремлевском гараже пока не пополнил коллекцию музея.
49. Удивленное лицо четырежды героя выражает недоумение по поводу происшедшего.
50. На этом я закончу обзор экспозиции, выставленной на первом этаже и перейду на второй.
51. Eсли на первом уровне большая часть экспонатов - европейские и американские авто, то на втором этаже 80% экспозиции - советская классика.
52.
53. Начну обзор с легендарной "Эмки". ГАЗ М-1 или просто "Эмка" как машину прозвали в народе является самым массовым советским автомобилем 1940-х годов. Всего в период с 1936 по 1943 годы на Горьковском автозаводе имени Молотова было выпущено 62 888 экземпляров. В июне 1943 года бомбардировки Горького разрушили кузовной цех завода и производство "Эмки" было прекращено. Хотя после окончания войны из оставшихся деталей были собраны еще 233 автомобиля.
54. Прототипом для "Эмки" стал Ford Model B 40A 1934 года, документация по производству которого была куплена Советским союзом у компании Форд. Новый автомобиль должен был заменить на конвейере устаревший ГАЗ-А. Главным новшеством автомобиля стал цельнометаллический кузов, технология изготовления которого была освоена заводом при помощи инженеров Форда. В процессе доводки автомобиля и адаптации его к сложным условиям эксплуатации в Советском Союзе конструкция автомобиля была подвергнута масштабной модификации а многие узлы были спроектированы советскими специалистами заново. Количество и характер изменений относительно прообраза были таковы, что на заводе эту модель уже считали своей собственной, хотя и созданной под иностранным влиянием.
55. Рядом выставлен автомобиль, являющийся неотъемлемым экспонатом всех латвийских автомузеев - ЗиМ (ГАЗ-12).
56. Красивая машина, о ней я рассказывал в предыдущих постах, повторяться не буду.
57. Еще один легендарный послевоенный автомобиль ГАЗ М-20 "Победа", пришедший на смену "Эмке" и выпускавшийся в 1946 - 1958 годах. Это первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом, который к тому же был впервые полностью спроектированным и подготовленным к массовому производству в Советском союзе. Также впервые советский автомобиль получил отопитель салона в качестве стандартного оборудования. Всего было выпущено 236 000 машин этой модели включая модификации. Данный автомобиль в середине 1950-х годов в качестве награды за образцовый труд получил комбайнер из Цесисского района.
58. ГАЗ-21 "Волга" - автомобиль сменивший на конвейере "Победу", производился с 1957 до 1970 года. Со временем автомобиль неоднократно модернизировался и улучшался. На фото базовая версия "Волги" ГАЗ-21Л, 1962 года выпуска.
59. Рядом с базовой версией выставлен универсал ГАЗ-22М 1964 года выпуска. "Волга" с кузовом универсал производилась с 1964 по 1970 годы и в частные руки не поставлялась. Автомобили с этим типом кузова распределялись между госорганизациями и использовались в качестве такси, карет медицинской помощи, штабных пожарных машин и т.д.
60. ГАЗ-24-02 "Волга" - первый советский универсал с тремя рядами сидений, выпускавшийся серийно с 1973 по 1988 годы. Как и его предшественник с фотографии выше в частные руки не продавался и поставлялся исключительно государственным учреждениям.
61. В музее есть очень неплохая коллекция раритетных москвичей, которая начинается фургоном Москвич 401-422, построенном на основе базовой модели Москвич 401/420, которая в свою очередь являлась копией довоенной модели Opel Kadett K38. Фургон имел дерево-металлический кузов, что было обусловлено нехваткой стального проката в первое послевоенное десятилетие и производился в 1954-1956 годах. Кузов автомобиля был очень утилитарным и простым, а сам автомобиль эксплуатировался в качестве развозного фургона различными торговыми организациями. Долговечность его была сравнительно низкой, но благодаря частично деревянному кузову, который легко ремонтировался подручными средствами, такие фургончики порой эксплуатировались вплоть до полного износа шасси. До нашего времени сохранилось всего несколько экземпляров этого автомобиля.
62. Информационный стенд, посвященный фургону.
63. Еще одна модификация москвича с кузовом кабриолимузин. Москвич-400-420А производился в 1949 - 1954 годах, одной из причин выпуска автомобилей с таким типом кузова была нехватка в СССР стального проката.
64. Слева на фото Москвич-Э403-424 - экспериментальный седан, построен небольшой опытной партией в 1949 году. Отличался от базовой модели Москвич 400-420 измененным дизайном передка и другим двигателем. В серию автомобиль не пошел.
65. Единственный сохранившийся экземпляр Москвич-Э403-424 находится в Рижском мотормузее.
66. Москвич-423 - первый в СССР серийный автомобиль с грузопассажирским пятидверным кузовом универсал, выпускался в 1957—1963 годах с учетом модификации. Предназначался для использования в народном хозяйстве и в частные руки не продавался.
67. Детский веломобиль "Ракета".
68. Еще один универсал Москвич 426 Э, созданный на базе Москвич-408. Выпускался с 1967 по 1967 год. Индекс "Э" означает экспортный вариант. Данная машина должна была быть отправлена для продажи в Финляндию, но из-за дефекта покраски осталась в СССР.
69. Еще один детский веломобиль "Москвич", в детстве мечтал о таком, но мне даже не довелось посидеть за рулем.
70. Дальше экспозиция продолжается автомобилями, которые на постсоветском пространстве не являются классикой и до сих пор составляют большую часть транспортного потока, так что тут я детально останавливаться не буду.
71. Стильный итальянский дизайн первых Лад и сегодня радует глаз.
72. ВАЗ-2102 стал первым советским универсалом, который можно было приобрести в частное пользование. Серийно выпускался с 1971 по 1985 год и пользовался большой популярностью в народе.
73. Если не знать ничего об этом автомобиле, то вполне можно принять его за самоделку, настолько несуразно и страшно выглядит это творение советских конструкторов. Но тем не менее это серийный автомобиль повышенной проходимости ЛуАЗ- 969 А "Волынь", 1976 года выпуска. Машина предназначалась для нужд армии и народного хозяйства.
74. <Первые версии этого автомобиля были переднеприводными, таким образом "Волынь" стала первой советской переднеприводной машиной. Спустя несколько лет после начала производства появились версии автомобиля с полным приводом, которые пользовались спросом в основном у жителей сельской глубинки.
75. Есть в экспозиции и парочка "запорожцев", куда же без них. На переднем плане ЗАЗ-965 «Запорожец» выпускавшийся с 1960 по 1969 годы включая модификации.
76. Справа от него следующая модель Запорожского автозавода ЗАЗ - 966 В, 1969 года выпуска.
77. Учитывая модернизации этот автомобиль производился с 1967 по 1994 годы. При разработке дизайна машины, советские конструкторы ориентировались на немецкую малолитражку NSU Prinz, с которой были переняты многие черты "Запорожца" 966 серии.
78. Этот автомобиль известен каждому, кто смотрел популярную советскую комедию "Операция "Ы" и другие приключения шурика". После этого фильма мотоколяска С3А получила народное прозвище "моргуновка" (в фильме мотоколяской управлял персонаж Бывалый, сыгранный актёром Евгением Моргуновым). Автомобиль-мотоколяска С3А, выпускался серийно Серпуховским мотоциклетным заводом с 1958 по 1970 годы. В качестве мотора на машину устанавливался мотоциклетный двигатель Иж-49 мощностью 8 л.с.
79. Мотоцикл М-63П - модификация колясочника М-63, выпущенная для патрульной службы ГАИ небольшим тиражом чуть более 300 экземпляров.
80. Еще один мотоцикл, на котором было установлено несколько мировых рекордов скорости. Этот мотоцикл был сконструирован латышом Эдгарсом Эрдманисом в 1952 году. За основу был взят довоенный BMW R51, мощность которого была увеличена до 78 л.с. за счет установки компрессора. Благодаря аэродинамическим обтекателям кузова и коляски удалось увеличить максимальную скорость мотоцикла на треть. Так как латвийские дороги не подходили для установки рекорда скорости, для этой цели был выбран участок трассы возле Симферополя, где в 1954 году Эдгарс Эрдманис установил рекорд скорости на дистанции 5 км, проехав участок со средней скоростью 207 км/ч. Спустя год он улучшил свой рекорд, проехав участок со средней скоростью 222 км/ч, достигнув максимальной скорости 248 км/ч.
Продолжение следует...
ru-travel.livejournal.com