7 марта о возможностях и намерениях двигателестроительной промышленности прессе рассказал управляющий директор компании «ОДК-Пермские моторы» Сергей Попов. Руководитель предприятия заявил, что при необходимости возможно восстановление серийного производства турбореактивных двигателей Д-30Ф6, предназначенных для перехватчиков МиГ-31. Получив заказ, компания сможет возобновить выпуск ключевых систем и агрегатов.
С. Попов отметил, что не видит ничего сложного в решении такой задачи. За последние три-четыре года пермское предприятие полностью восстановило процесс изготовления агрегатов «горячей» части турбореактивных двигателей, т.е. собственно турбины. По мере необходимости может быть восстановлено и изготовление компрессора.
Также руководитель двигателестроительного завода напомнил, что активнейшая эксплуатация самолетов МиГ-31 в войсках приводит к появлению соответствующих вызовов. Она подталкивает промышленность к разработке наиболее эффективных вариантов ремонта их двигателей. Выпуск изделий Д-30Ф6 достаточно давно был прекращен, но «ОДК-Пермские моторы», ранее производившее их, может возобновить изготовление основных узлов и агрегатов.
Сопло двигателя Д-30Ф6. Видны агрегаты форсажной камерыИстория двигателя Д-30Ф6 восходит к концу шестидесятых годов, когда началась разработка перспективного самолета-перехватчика с максимально возможной скоростью полета. Самолету, способному подниматься на 25-30 км и разгоняться до 3000-3500 км/ч требовалась особая силовая установка. Разработка двигателя для будущего МиГ-31 была поручена Пермскому моторостроительному конструкторскому бюро во главе с П.А. Соловьевым. Проектирование нового изделия велось с использованием решений и агрегатов проекта Д-30. Опытно-конструкторские работы продолжались до середины семидесятых, и в 1975 году опытный МиГ-31 с двумя двигателями Д-30Ф6 впервые поднялся в воздух.
Турбореактивный двигатель Д-30Ф6 построен по двухконтурной схеме с двумя валами. Конструкция изделия состоит из семи модулей, большая часть которых может заменяться во время эксплуатации. Исключением является только т.н. базовый модуль, включающий компрессор высокого давления, две турбины и камеру сгорания. Воздухозаборник, компрессор низкого давления, корпус, форсажная камера и сопло выполнены в виде отдельных модулей.
Готовый двигатель имеет высокие характеристики, обеспечивающие боевую эффективность перехватчика. Изделие длиной около 8 м с сухой массой чуть более 2,4 т на взлете развивает тягу до 9500 кгс. При применении форсажной камеры тяга увеличивается до 15500 кгс. Удельный расход топлива на максимальном режиме и форсаже составляет 0,72 и 1,9 кг/кгс∙ч соответственно. Максимальная температура газов перед турбиной, в зависимости от режима, достигает 1660°K.
Два турбореактивных двигателя дают самолету МиГ-31 высокие летно-технические характеристики. Самолет с полной заправкой при массе 39,15 т может иметь тяговооруженность до 0,8. Максимальная взлетная масса, превышающая 46,7 т, сокращает этот параметр до 0,67. При этом обеспечивается максимальная скорость (на высоте) до 3400 км/ч. Крейсерская – 2500 км/ч. Динамический потолок определен на уровне 30 км. Таким образом, благодаря паре двигателей Д-30Ф6 перехватчик МиГ-31 на данный момент является самым быстрым боевым самолетом в мире из всех находящихся в эксплуатации.
Двигатели Д-30Ф6 в делеДвигатели Д-30Ф6 выпускались с середины семидесятых годов по середину девяностых; сроки их серийного производства фактически совпали с годами строительства перехватчиков МиГ-31. За два десятилетия пермское двигателестроительное предприятие обеспечило двигателями все серийные самолеты, а кроме того, создало солидный запас таких изделий. Воздушно-космические силы до сих пор используют подобный задел, полученный еще несколько десятилетий назад. По мере выработки ресурса двигатели снимаются с самолетов и заменяются новыми, взятыми со складов.
Тем не менее, запас имеющихся двигателей не бесконечен, и потому в обозримом будущем может встать вопрос о запуске производства новых изделий Д-30Ф6. Как показывают последние события, российское командование намерено сохранять МиГ-31БМ в течение долгих лет, и потому самолеты могут оставаться в строю вплоть до того момента, когда иссякнет запас двигателей для них. Согласно последним новостям, промышленность в определенной мере готова к такому развитию событий.
Несколько дней назад руководство предприятия «ОДК-Пермские моторы» напомнило о недавнем восстановлении производства турбин для двигателей Д-30Ф6, а также огласило возможность возобновления сборки прочих агрегатов. Таким образом, при получении заказа от министерства обороны, завод сможет начать выпуск новых двигателей для существующей техники. Впрочем, пока речь шла только о некоторых реальных работах и возможных событиях будущего. Сроки, объемы и другие аспекты гипотетической программы производства, по понятным причинам, пока не уточнялись.
Однако уже сейчас, принимая во внимание развитие воздушно-космических сил, можно с определенной долей уверенности говорить о том, что перехватчики МиГ-31БМ действительно смогут получить новые двигатели, хотя это и произойдет в не самом близком будущем. Известные планы министерства обороны, а также ряд сенсационных сообщений последнего времени могут быть почвой для самых смелых прогнозов, в которых найдется место и для двигателей Д-30Ф6.
МиГ-31БМ взлетает с ракетой "Кинжал"1 марта президент России Владимир Путин, обращаясь к Федеральному собранию с ежегодным посланием, рассказал о нескольких новейших образцах российского вооружения и техники, а также показал демонстрационные видеоролики. Один из представленных проектов ракетного вооружения имеет самое прямое отношение к самолету МиГ-31БМ и его будущему. Это перспективный авиационный ракетный комплекс «Кинжал».
Напомним, в рамках проекта с шифром «Кинжал» была создана новейшая аэробаллистическая ракета, способная маневрировать на траектории и развивать гиперзвуковую скорость. Такое оружие, оснащаемое обычной или специальной боевой частью, может использоваться для поражения самых разных наземных или надводных целей. Высочайшие характеристики ракеты приводят к тому, что ее перехват оказывается чрезвычайно сложной задачей, а в некоторых случаях, вероятно, вообще исключается.
В качестве носителя новейшей ракеты «Кинжал» используется самолет МиГ-31БМ. Эта машина, отличающаяся высокими летными характеристиками, способна максимально быстро выйти в заданный район и осуществить запуск ракеты. По всей видимости, с точки зрения грузоподъемности и летных данных МиГ-31БМ оказался самым лучшим претендентом на роль будущего носителя «Кинжала».
Появление нового ракетного комплекса имеет несколько последствий, и одно из главных – сохранение МиГ-31БМ на вооружении. В связи с разработкой нового ударного оружия этот самолет превращается из перехватчика, способного нести некоторые виды вооружения «воздух-поверхность» в многоцелевой носитель оружия для решения широкого круга боевых задач. Более того, по своим боевым возможностям перехватчик с ракетой «Кинжал» в некоторой мере приближается к бомбардировщикам дальней авиации.
Сброс ракетыВ речи президента упоминалось, что в декабре прошлого года комплекс «Кинжал» был поставлен на опытно-боевое дежурство в одном из соединений Южного военного округа. 10 марта пресс-служба министерства обороны сообщила о проведении практического учебно-боевого пуска новейшей ракеты. Летчики 929-го Государственного летно-испытательного центра им. В.П. Чкалова (г. Ахтубинск) взлетели с полезной нагрузкой в виде изделия «Кинжал» и в заданном районе сбросили его. Сообщается, что к настоящему времени поставленный на дежурство авиационный комплекс выполнил свыше 250 полетов, а личный состав прошел необходимую подготовку в дневное и ночное время.
Последние сообщения явно говорят о том, что комплекс «Кинжал» прошел необходимые испытания, и теперь его постановка на вооружение с полноценным дежурством оказывается лишь делом времени. Соответственно, определена и дальнейшая судьба перехватчиков МиГ-31БМ. В ближайшем и отдаленном будущем им придется не только бороться с воздушными целями, но и уничтожать наземные или надводные объекты при помощи аэробаллистической ракеты.
Учитывая логику выбора МиГ-31БМ в качестве носителя «Кинжала», можно предположить, что в подобной роли эти самолеты будут использоваться до самого конца своей службы – вплоть до полной выработки ресурса. Таким образом, вопрос поддержания технической готовности и своевременного обновления техники будет сохранять свою актуальность. Одно из его проявлений, соответственно, будет наблюдаться в сфере силовых установок.
Очевидно, что по мере службы в старой и новой роли перехватчики-ракетоносцы будут вырабатывать ресурс своих двигателей. Замена силовой установки будет производиться с применением изделий, имеющихся на хранении. Однако созданный в прошлом запас не бесконечен, и потому в определенный момент пермскому моторостроительному заводу действительно придется запускать производство. Впрочем, когда это случится – если случится – пока до конца не ясно. Минобороны не раскрывает сведения о техническом состоянии самолетов и запасах двигателей на хранении.
Самолет, участвовавший в недавнем учебно-боевом применении "Кинжала"На данный момент есть все основания предполагать, что в рамках очередных ремонтов имеющиеся МиГ-31БМ будут получать именно турбореактивные двигатели Д-30Ф6. Замена таких двигателей изделиями иных типов не выглядит целесообразной, а кроме того, может быть связана с рядом неоправданных затруднений. Действительно, использование иных двигателей могло бы дать те или иные преимущества, но необходимая сопутствующая переделка самолета полностью нивелирует их.
Впрочем, разумным компромиссом мог бы стать новый проект модернизации существующего двигателя. С середины семидесятых годов двигателестроительная отрасль освоила множество новых технологий, и их можно было бы применить для совершенствования достаточно старого Д-30Ф6. Однако перед запуском такого проекта следует определить реальное соотношение плюсов и минусов, а также рассчитать стоимость работ и примерные сроки появления готового изделия. Может оказаться так, что простое возобновление выпуска существующих двигателей будет наиболее выгодным и быстрым.
Полноценный новый двигатель с высокими характеристиками следует создавать для будущего перехватчика, который придет на смену имеющимся МиГ-31БМ. На протяжении нескольких последних лет ведется обсуждение возможности создания нового самолета такого класса, сохраняющего основные возможности предшественника, но имеющего те или иные преимущества. Насколько известно, полноценные опытно-конструкторские работы по такому проекту еще не запускались. Как следствие, требования к новому двигателю все еще отсутствуют. Остается неопределенным и вопрос преемственности вооружений. Очевидно, что будущий перехватчик, сможет нести ракеты «воздух-воздух» большой дальности и некоторые средства поражения наземных целей, но по ракетным комплексам типа новейшего «Кинжала» пока ясности нет.
Тем не менее, на обозримое будущее обе эти роли остаются за МиГ-31БМ. Такая ситуация будет сохраняться в течение неопределенного времени, вплоть до появления серийных перехватчиков нового типа. А это означает, что в дальнейшем – по мере расходования имеющихся запасов – возобновление производства двигателей Д-30Ф6 может перейти из разряда простых обсуждений в категорию актуальных программ. К счастью, уже сейчас бывший производитель таких изделий имеет возможность запустить выпуск всех основных узлов и агрегатов.
Самолеты-перехватчики МиГ-31 служат в военно-воздушных силах на протяжении нескольких десятилетий, и пока никто не собирается их списывать. Более того, именно им, несмотря на солидный возраст, доверили использование самого современного ударного вооружения. Это значит, что техника будет оставаться в строю, а авиационной промышленности предстоит разработать новые проекты модернизации техники. Серийные МиГ-31БМ уже прошли обновление с заменой части электроники, а в отдаленном будущем их могут ждать и новые силовые установки. Перехватчики-ракетоносцы еще послужат и помогут армии защищать свою страну.
По материалам сайтов:http://tass.ru/https://ria.ru/http://redstar.ru/https://function.mil.ru/http://airwar.ru/
bazaistoria.ru
Как показывают недавние сообщения, теперь перехватчик МиГ-31 осваивает новую роль, превращаясь в ударный самолет с особыми задачами. Для продолжения службы в новой конфигурации и успешного решения дополнительных боевых задач такая техника нуждается в определенном обновлении. На днях стали известны новые подробности уже выполненных работ, а также оглашены возможные пути дальнейшего развития. Среди прочего, возможно возобновление сборки новых силовых установок для самолетов.
На протяжении нескольких последних лет самолеты МиГ-31, имеющиеся в частях военно-воздушных сил, проходят модернизацию по проекту с литерами «БМ». В ходе обновления техника восстанавливает техническую готовность, а также получает набор современных устройств и приборов. При сохранении основных летно-технических данных модернизированный МиГ-31БМ отличается от самолета базовой версии улучшенными боевыми качествами и расширенной номенклатурой вооружений. Модернизированный МиГ-31БМ на одной из аэрокосмических выставокЛюбопытно, что проект МиГ-31БМ не предусматривает изменение типа имеющихся турбореактивных двигателей, в результате чего самолеты продолжают летать с силовыми установками, отличающимися достаточно большим возрастом. В обозримом будущем такая особенность эксплуатации может превратиться в проблему, но уже сейчас имеется выход из рискованной ситуации.
7 марта о возможностях и намерениях двигателестроительной промышленности прессе рассказал управляющий директор компании «ОДК-Пермские моторы» Сергей Попов. Руководитель предприятия заявил, что при необходимости возможно восстановление серийного производства турбореактивных двигателей Д-30Ф6, предназначенных для перехватчиков МиГ-31. Получив заказ, компания сможет возобновить выпуск ключевых систем и агрегатов.
С. Попов отметил, что не видит ничего сложного в решении такой задачи. За последние три-четыре года пермское предприятие полностью восстановило процесс изготовления агрегатов «горячей» части турбореактивных двигателей, т.е. собственно турбины. По мере необходимости может быть восстановлено и изготовление компрессора.
Также руководитель двигателестроительного завода напомнил, что активнейшая эксплуатация самолетов МиГ-31 в войсках приводит к появлению соответствующих вызовов. Она подталкивает промышленность к разработке наиболее эффективных вариантов ремонта их двигателей. Выпуск изделий Д-30Ф6 достаточно давно был прекращен, но «ОДК-Пермские моторы», ранее производившее их, может возобновить изготовление основных узлов и агрегатов.
Сопло двигателя Д-30Ф6. Видны агрегаты форсажной камерыИстория двигателя Д-30Ф6 восходит к концу шестидесятых годов, когда началась разработка перспективного самолета-перехватчика с максимально возможной скоростью полета. Самолету, способному подниматься на 25-30 км и разгоняться до 3000-3500 км/ч требовалась особая силовая установка. Разработка двигателя для будущего МиГ-31 была поручена Пермскому моторостроительному конструкторскому бюро во главе с П.А. Соловьевым. Проектирование нового изделия велось с использованием решений и агрегатов проекта Д-30. Опытно-конструкторские работы продолжались до середины семидесятых, и в 1975 году опытный МиГ-31 с двумя двигателями Д-30Ф6 впервые поднялся в воздух.
Турбореактивный двигатель Д-30Ф6 построен по двухконтурной схеме с двумя валами. Конструкция изделия состоит из семи модулей, большая часть которых может заменяться во время эксплуатации. Исключением является только т.н. базовый модуль, включающий компрессор высокого давления, две турбины и камеру сгорания. Воздухозаборник, компрессор низкого давления, корпус, форсажная камера и сопло выполнены в виде отдельных модулей.
Готовый двигатель имеет высокие характеристики, обеспечивающие боевую эффективность перехватчика. Изделие длиной около 8 м с сухой массой чуть более 2,4 т на взлете развивает тягу до 9500 кгс. При применении форсажной камеры тяга увеличивается до 15500 кгс. Удельный расход топлива на максимальном режиме и форсаже составляет 0,72 и 1,9 кг/кгс∙ч соответственно. Максимальная температура газов перед турбиной, в зависимости от режима, достигает 1660°K.
Два турбореактивных двигателя дают самолету МиГ-31 высокие летно-технические характеристики. Самолет с полной заправкой при массе 39,15 т может иметь тяговооруженность до 0,8. Максимальная взлетная масса, превышающая 46,7 т, сокращает этот параметр до 0,67. При этом обеспечивается максимальная скорость (на высоте) до 3400 км/ч. Крейсерская – 2500 км/ч. Динамический потолок определен на уровне 30 км. Таким образом, благодаря паре двигателей Д-30Ф6 перехватчик МиГ-31 на данный момент является самым быстрым боевым самолетом в мире из всех находящихся в эксплуатации.
Двигатели Д-30Ф6 в делеДвигатели Д-30Ф6 выпускались с середины семидесятых годов по середину девяностых; сроки их серийного производства фактически совпали с годами строительства перехватчиков МиГ-31. За два десятилетия пермское двигателестроительное предприятие обеспечило двигателями все серийные самолеты, а кроме того, создало солидный запас таких изделий. Воздушно-космические силы до сих пор используют подобный задел, полученный еще несколько десятилетий назад. По мере выработки ресурса двигатели снимаются с самолетов и заменяются новыми, взятыми со складов.
Тем не менее, запас имеющихся двигателей не бесконечен, и потому в обозримом будущем может встать вопрос о запуске производства новых изделий Д-30Ф6. Как показывают последние события, российское командование намерено сохранять МиГ-31БМ в течение долгих лет, и потому самолеты могут оставаться в строю вплоть до того момента, когда иссякнет запас двигателей для них. Согласно последним новостям, промышленность в определенной мере готова к такому развитию событий.
Несколько дней назад руководство предприятия «ОДК-Пермские моторы» напомнило о недавнем восстановлении производства турбин для двигателей Д-30Ф6, а также огласило возможность возобновления сборки прочих агрегатов. Таким образом, при получении заказа от министерства обороны, завод сможет начать выпуск новых двигателей для существующей техники. Впрочем, пока речь шла только о некоторых реальных работах и возможных событиях будущего. Сроки, объемы и другие аспекты гипотетической программы производства, по понятным причинам, пока не уточнялись.
Однако уже сейчас, принимая во внимание развитие воздушно-космических сил, можно с определенной долей уверенности говорить о том, что перехватчики МиГ-31БМ действительно смогут получить новые двигатели, хотя это и произойдет в не самом близком будущем. Известные планы министерства обороны, а также ряд сенсационных сообщений последнего времени могут быть почвой для самых смелых прогнозов, в которых найдется место и для двигателей Д-30Ф6.
МиГ-31БМ взлетает с ракетой "Кинжал"1 марта президент России Владимир Путин, обращаясь к Федеральному собранию с ежегодным посланием, рассказал о нескольких новейших образцах российского вооружения и техники, а также показал демонстрационные видеоролики. Один из представленных проектов ракетного вооружения имеет самое прямое отношение к самолету МиГ-31БМ и его будущему. Это перспективный авиационный ракетный комплекс «Кинжал».
Напомним, в рамках проекта с шифром «Кинжал» была создана новейшая аэробаллистическая ракета, способная маневрировать на траектории и развивать гиперзвуковую скорость. Такое оружие, оснащаемое обычной или специальной боевой частью, может использоваться для поражения самых разных наземных или надводных целей. Высочайшие характеристики ракеты приводят к тому, что ее перехват оказывается чрезвычайно сложной задачей, а в некоторых случаях, вероятно, вообще исключается.
В качестве носителя новейшей ракеты «Кинжал» используется самолет МиГ-31БМ. Эта машина, отличающаяся высокими летными характеристиками, способна максимально быстро выйти в заданный район и осуществить запуск ракеты. По всей видимости, с точки зрения грузоподъемности и летных данных МиГ-31БМ оказался самым лучшим претендентом на роль будущего носителя «Кинжала».
Появление нового ракетного комплекса имеет несколько последствий, и одно из главных – сохранение МиГ-31БМ на вооружении. В связи с разработкой нового ударного оружия этот самолет превращается из перехватчика, способного нести некоторые виды вооружения «воздух-поверхность» в многоцелевой носитель оружия для решения широкого круга боевых задач. Более того, по своим боевым возможностям перехватчик с ракетой «Кинжал» в некоторой мере приближается к бомбардировщикам дальней авиации.
Сброс ракетыВ речи президента упоминалось, что в декабре прошлого года комплекс «Кинжал» был поставлен на опытно-боевое дежурство в одном из соединений Южного военного округа. 10 марта пресс-служба министерства обороны сообщила о проведении практического учебно-боевого пуска новейшей ракеты. Летчики 929-го Государственного летно-испытательного центра им. В.П. Чкалова (г. Ахтубинск) взлетели с полезной нагрузкой в виде изделия «Кинжал» и в заданном районе сбросили его. Сообщается, что к настоящему времени поставленный на дежурство авиационный комплекс выполнил свыше 250 полетов, а личный состав прошел необходимую подготовку в дневное и ночное время.
Последние сообщения явно говорят о том, что комплекс «Кинжал» прошел необходимые испытания, и теперь его постановка на вооружение с полноценным дежурством оказывается лишь делом времени. Соответственно, определена и дальнейшая судьба перехватчиков МиГ-31БМ. В ближайшем и отдаленном будущем им придется не только бороться с воздушными целями, но и уничтожать наземные или надводные объекты при помощи аэробаллистической ракеты.
Учитывая логику выбора МиГ-31БМ в качестве носителя «Кинжала», можно предположить, что в подобной роли эти самолеты будут использоваться до самого конца своей службы – вплоть до полной выработки ресурса. Таким образом, вопрос поддержания технической готовности и своевременного обновления техники будет сохранять свою актуальность. Одно из его проявлений, соответственно, будет наблюдаться в сфере силовых установок.
Очевидно, что по мере службы в старой и новой роли перехватчики-ракетоносцы будут вырабатывать ресурс своих двигателей. Замена силовой установки будет производиться с применением изделий, имеющихся на хранении. Однако созданный в прошлом запас не бесконечен, и потому в определенный момент пермскому моторостроительному заводу действительно придется запускать производство. Впрочем, когда это случится – если случится – пока до конца не ясно. Минобороны не раскрывает сведения о техническом состоянии самолетов и запасах двигателей на хранении.
Самолет, участвовавший в недавнем учебно-боевом применении "Кинжала"На данный момент есть все основания предполагать, что в рамках очередных ремонтов имеющиеся МиГ-31БМ будут получать именно турбореактивные двигатели Д-30Ф6. Замена таких двигателей изделиями иных типов не выглядит целесообразной, а кроме того, может быть связана с рядом неоправданных затруднений. Действительно, использование иных двигателей могло бы дать те или иные преимущества, но необходимая сопутствующая переделка самолета полностью нивелирует их.
Впрочем, разумным компромиссом мог бы стать новый проект модернизации существующего двигателя. С середины семидесятых годов двигателестроительная отрасль освоила множество новых технологий, и их можно было бы применить для совершенствования достаточно старого Д-30Ф6. Однако перед запуском такого проекта следует определить реальное соотношение плюсов и минусов, а также рассчитать стоимость работ и примерные сроки появления готового изделия. Может оказаться так, что простое возобновление выпуска существующих двигателей будет наиболее выгодным и быстрым.
Полноценный новый двигатель с высокими характеристиками следует создавать для будущего перехватчика, который придет на смену имеющимся МиГ-31БМ. На протяжении нескольких последних лет ведется обсуждение возможности создания нового самолета такого класса, сохраняющего основные возможности предшественника, но имеющего те или иные преимущества. Насколько известно, полноценные опытно-конструкторские работы по такому проекту еще не запускались. Как следствие, требования к новому двигателю все еще отсутствуют. Остается неопределенным и вопрос преемственности вооружений. Очевидно, что будущий перехватчик, сможет нести ракеты «воздух-воздух» большой дальности и некоторые средства поражения наземных целей, но по ракетным комплексам типа новейшего «Кинжала» пока ясности нет.
Тем не менее, на обозримое будущее обе эти роли остаются за МиГ-31БМ. Такая ситуация будет сохраняться в течение неопределенного времени, вплоть до появления серийных перехватчиков нового типа. А это означает, что в дальнейшем – по мере расходования имеющихся запасов – возобновление производства двигателей Д-30Ф6 может перейти из разряда простых обсуждений в категорию актуальных программ. К счастью, уже сейчас бывший производитель таких изделий имеет возможность запустить выпуск всех основных узлов и агрегатов.
Самолеты-перехватчики МиГ-31 служат в военно-воздушных силах на протяжении нескольких десятилетий, и пока никто не собирается их списывать. Более того, именно им, несмотря на солидный возраст, доверили использование самого современного ударного вооружения. Это значит, что техника будет оставаться в строю, а авиационной промышленности предстоит разработать новые проекты модернизации техники. Серийные МиГ-31БМ уже прошли обновление с заменой части электроники, а в отдаленном будущем их могут ждать и новые силовые установки. Перехватчики-ракетоносцы еще послужат и помогут армии защищать свою страну.
По материалам сайтов:http://tass.ru/https://ria.ru/http://redstar.ru/https://function.mil.ru/http://airwar.ru/
Автор: Рябов Кирилл
Использованы фотографии: МО РФ, Wikimedia Commonssuper-arsenal.ru
МиГ-31 БМ - новейшая модификация высотного истребителя-перехватчика, аналогов которому в мире нет. Перехватчик МиГ-31БМ является частью системы противоракетной обороны (ПРО), самолёт берёт на себя самые трудновыполнимые функции – уничтожение крылатых и баллистических ракет в любом диапазоне высот в тяжёлых метеоусловиях, доводя оборону до 100% надёжности.
Перехватчик МиГ-31БМ является частью системы противоракетной обороны (ПРО), самолёт берёт на себя самые трудновыполнимые функции – уничтожение крылатых и баллистических ракет в любом диапазоне высот в тяжёлых метеоусловиях, доводя оборону до 100% надёжности. Перед истребителем поставлены и дополнительные задачи по уничтожению спутников, обнаружению и уничтожению самолётов-невидимок 5-го поколения, низколетящих целей с траекторией полёта, огибающей рельеф, беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Сверхзвуковой истребитель-перехватчик с трапециевидным крылом МиГ-31БМ – двухместный высокоплан не имеющий аналогов. Скорость на высоте составляет 2,83 М, у земли 1500 км/ч. Невысокая эксплуатационная перегрузка 5 g не случайна, маневренности недостаточно, но она и не нужна, этот самолёт моментально и точно выпускает свой запас ракет и уходит настолько же быстро, насколько и приближается.
Конец 1960-х положил начало работам КБ микояновцев, трудившимся над проектом истребителя-перехватчика Е-155МП, прославившегося под наименованием МиГ-31. Совмин СССР постановил от 24.05.1968 г. начать разрабатывать этот проект. Вначале Г.Е. Лозино-Лозинский проработал над ним до 1976 года, пока его не перевели разрабатывать космический челнок «Буран». Дело было передано новому главному конструктору К.К. Васильченко, которого сменяли в процессе времени А.А. Белосвет, Э.К. Кострубский, А.Б. Аносович, Б.С. Лосев. Поставленные на то время задачи, были такими:
- перехват воздушных целей на всех высотах (низкой, средней, высокой) как в простых, так и в сложных метеоусловиях.
- Поражение маневрирующего противника и оказывающего активное сопротивление.
Самолёт получил новейшее электронное оборудование, расширившее диапазон возможностей, впервые в мире используется фазированная антенная решётка ФАР, которая открыла новые границы для РЛС. Это один из 29 мировых рекордов перехватчика №1. Передовые зарубежные страны смогли повторить это на рубеже 2000-х годов. Работы велись не на пустом месте, за основу был положен МиГ-25П, с поправкой, что экипаж будет состоять не из одного, а из двух человек. Проектная модель была с двухконтурным движителем Д-30Ф6 в количестве двух единиц, тяга каждого 15,5 тыс.кгс. Тогда уже был установлен и новый рекорд скорости М=2,83. Малая высота покорилась скорости 1500 км/ч.
Под кодом «83» 16 сентября 1975 г. в воздух поднялся планер Е-155ПМ с лётчиком-испытателем А.В. Федотовым. Готовый проектный образец совершил полёт через год, сойдя с Горьковского авиазавода, доработавшего его конструктивно. Там же и организовалось производство этих машин. Первая боевая единица поступила в распоряжение армии 6 мая 1981 под обозначением МиГ-31. Истребитель значительно разнится с разработанным одновременно с ним малым истребителем МиГ-29, его основные цели скоростные, а не маневренные. Перехватчик изначально служит в истребительной авиации войск ПВО, аналогично спецназу.
Вначале 2000-х руководство МиГ обратилось с предложением к новому аппарату власти продолжить работы по модернизации МиГ-31 и получило положительный ответ. Важно, что военное ведомство решило сохранить назначение основных боевых задач, и перехватчик не стал ещё одной версией многофункционального истребителя. От ВКС прозвучало требование улучшить характеристики предшественника по перехвату целей, а также обеспечить возможность качественно модернизировать бортовой электроникой и программным обеспечением и вооружением большой парк устаревающих машин.
В работу включилось множество предприятий и научных институтов, часть из них широко известны в стране – это КБ Вымпел, ГЛИЦ им.Чкалова, НИИ Приборостроения им.Тихомирова, завод Сокол. Порадовали приборостроители разработкой системы управления вооружением (СУВ) «Заслон-АМ», работающей с модернизированной РЛС РП-31АМ, исчисляющий боровой компьютер уникальный, со специальным программным обеспечением (ПО). Эти возможности нового «Заслона» позволяют находить малозаметные цели с ЭПР 3 м2 (истребители 4-го поколения) на расстоянии 320 км и поражать их на 280 км.
Установлена русская спутниковая навигация ГЛОНАСС. Вдвое выросла вероятность поражения гиперзвуковых целей и крылатых ракет. Самолёт стал эффективнее в бою в 1,5 – 4 раза. На его радарах отображаются стелс-самолёты 5-го поколения до входа в ближний бой, что заставит пилотов F-22 задуматься о своей безнаказанности. Первый показ МиГ-31БМ состоялся в 2007-м на выставке МАКС. После доработки перехватчиков видели в 2008-м уже два самолёта, при облёте военного аэродрома в Саваслейке, лётчики 3958-го Керченского Гвардейского Краснознамённого авиаполка дали им хорошую характеристику. Интерьер кабины был сохранён по максимуму, добавился лишь монитор.
С 2006 года у КБ Микояна действует долгосрочный контракт с Министерством обороны РФ. Выпуск серийных самолётов ведётся с 2009 года. До 2016 года проект дорабатывался и выпуск был ограничен. К 2020 прибавиться ещё минимум 60 крылатых машин МиГ-31, обновлённых на заводе «Сокол» до модификации БМ.
class="eliadunit">
Главная угроза миру исходит от авианосных ударных группировок НАТО, несущих к берегам какого-либо региона планеты крылатые американские ракеты «Томагавк». Эти низколетящие цели (2 м – 5 м над поверхностью моря и суши) недоступны противоракетам системы ПРО, но они по силами МиГ-31БМ, оснащённому оборудованием с видимостью в верхней и нижней полусфере. Став всевидящим и многофункциональным, перехватчик цепко держит на своих радарах 24 объекта. Неся на себе несметное вооружение (ракеты воздух-воздух, воздух-море, воздух-земля) массой до 9 т, самолёт готов поразить одновременно до 6 из них. Истребитель перехватывает гиперзвуковые цели до 6 чисел Маха.
Хорошее взаимодействие с зенитно-ракетными комплексами противовоздушной обороны (ПВО) является ещё одним важным преимуществом этого перехватчика. Помимо борьбы с объектами, находящимися на земле, на воде и в воздухе, Миг-31БМ может стать координационным командным пунктом (ККП) для остальных самолётов группы с маломощными РЛС.
В нынешних возможностях нашего МиГа – это наводка ракет, выпущенных с других истребителей, которые в режиме радиомолчания сблизились на дистанцию пуска ракеты. В результате работа группы становится наиболее эффективной. Важно ещё раз отметить, что только МиГ-31 способен побороть незаметные на дальних радарах ПВО низколетящие ракеты «Томагавк» или «ALCM», причём с первого раза. Именно эти ракеты заокеанских маньяков из Пентагона разрушили жизнь в Ираке и Ливии, эти страны не имели в составе вооружения российских перехватчиков.
Устойчивости полёту придают подфюзеляжные кили. Обшивка сверхзвукового самолёта состоит из жаропрочных марок сталей и лёгкого прочного титанового сплава, который сделан из 50% нержавеющей стали, 33% алюминия, 16% титана и 1% композитных материалов. Шасси усиленные, из 3-х стоек, носовая конструкция с тележкой на 2-х колёсах. В дополнение к тормозному парашюту, находящемуся в контейнере, как тормозные щиты, используются створки главных стоек, чтобы максимально сократить тормозной путь.Самолёт вырос за период модернизаций до 22,7 м длины. Высота его 6,15 м. размах крыльев скоростной 13,45 м. Значительная взлётная масса составляет 50 т, удивительно большая и нагрузка вооружением 9 т. Двигатели Д-30Ф6.
Специально для последней версии МиГ-31БМ была разработана принципиально новая схема комплектации кабин для пилота и штурмана от ЗАО «Русская авионика», теперь экипаж может обмениваться информацией. Аналогично фронтовому истребителю МиГ-29СМТ, в кабине пилота справа появился цветной ЖК-монитор с удобным размером экрана 6х8 дюймов.Штурман-оператор видит у себя в кабине три аналогичных монитора для получения и обработки тактической, навигационной информации, телеизображения с управляемых средств поражения и другое, что касается обстановки и состояния самолёта.
Важной частью вооружения является радиолокационная станция РЛС «Заслон-М». Истребитель 4-го поколения обнаруживается на расстоянии 320 км, можно сопровождать эту цель на поражаемом расстоянии 280 км ракетами с инерциальной системой наведения К-37М (русская версия Р-37М на выставках это РВВ-БД, выпускается с 2014 для МиГ-31БМ), на вооружении есть и Р-33С, Р-77, достигающая врага на 120 км. Проводились испытания, подтверждающие данные характеристики, превосходящие аналоги зарубежных стран. К сравнению стоит отметить, что лучший перехватчик СШАF-14D «Томкэт» способен заметить и поразить истребитель противника с ЭПР 3 м2 на расстоянии до 160 км (в 2006-м заменен недоработанным ещё F/A-18E/F «Супер Хорнет», уступающим предшественнику).
На одном из показов в Жуковском МиГ-31БМ продемонстрировал своё вооружение, было видно 4 дальних ракеты Р-33С с радиолокационным наведением, прикрепленные под фюзеляжем на конформных узлах, на левой консоли была одна противолокационная ракета УР Х-31П. В состав вооружения входили 4 ракеты средней дальности РВВ-АЕ, крепились к подкрыльевым узлам.
Используются и устаревающие ракеты Р-40 ТД, сделанные для предшественника МиГ-25 П. Из двухсот стоящих на вооружении 31-х МиГов около 60-ти пройдут модернизацию до уровня МиГ-31БМ к 2020 году. Такие самолёты смогут вооружиться 6-ю ракетами Х-25МП, Х-25МПУ, Х-31П (противолокационными), 3-мя самонаводимыми ракетами типа Х-59 и Х-29 (для поражения движущихся наземных целей).
Для бомбардировки укреплённых стационарных объектов (в т.ч. шахты с баллистическими ракетами противника, штабы) использоваться могут 6 корректируемых авиабомб КАБ-1500 или 8 КАБ-500.
class="eliadunit">tehnorussia.su
На протяжении нескольких последних лет самолеты МиГ-31, имеющиеся в частях военно-воздушных сил, проходят модернизацию по проекту с литерами «БМ». В ходе обновления техника восстанавливает техническую готовность, а также получает набор современных устройств и приборов. При сохранении основных летно-технических данных модернизированный МиГ-31БМ отличается от самолета базовой версии улучшенными боевыми качествами и расширенной номенклатурой вооружений.
Модернизированный МиГ-31БМ на одной из аэрокосмических выставокЛюбопытно, что проект МиГ-31БМ не предусматривает изменение типа имеющихся турбореактивных двигателей, в результате чего самолеты продолжают летать с силовыми установками, отличающимися достаточно большим возрастом. В обозримом будущем такая особенность эксплуатации может превратиться в проблему, но уже сейчас имеется выход из рискованной ситуации.
7 марта о возможностях и намерениях двигателестроительной промышленности прессе рассказал управляющий директор компании «ОДК-Пермские моторы» Сергей Попов. Руководитель предприятия заявил, что при необходимости возможно восстановление серийного производства турбореактивных двигателей Д-30Ф6, предназначенных для перехватчиков МиГ-31. Получив заказ, компания сможет возобновить выпуск ключевых систем и агрегатов.
С. Попов отметил, что не видит ничего сложного в решении такой задачи. За последние три-четыре года пермское предприятие полностью восстановило процесс изготовления агрегатов «горячей» части турбореактивных двигателей, т.е. собственно турбины. По мере необходимости может быть восстановлено и изготовление компрессора.
Также руководитель двигателестроительного завода напомнил, что активнейшая эксплуатация самолетов МиГ-31 в войсках приводит к появлению соответствующих вызовов. Она подталкивает промышленность к разработке наиболее эффективных вариантов ремонта их двигателей. Выпуск изделий Д-30Ф6 достаточно давно был прекращен, но «ОДК-Пермские моторы», ранее производившее их, может возобновить изготовление основных узлов и агрегатов.
Сопло двигателя Д-30Ф6. Видны агрегаты форсажной камерыИстория двигателя Д-30Ф6 восходит к концу шестидесятых годов, когда началась разработка перспективного самолета-перехватчика с максимально возможной скоростью полета. Самолету, способному подниматься на 25-30 км и разгоняться до 3000-3500 км/ч требовалась особая силовая установка. Разработка двигателя для будущего МиГ-31 была поручена Пермскому моторостроительному конструкторскому бюро во главе с П.А. Соловьевым. Проектирование нового изделия велось с использованием решений и агрегатов проекта Д-30. Опытно-конструкторские работы продолжались до середины семидесятых, и в 1975 году опытный МиГ-31 с двумя двигателями Д-30Ф6 впервые поднялся в воздух.
Турбореактивный двигатель Д-30Ф6 построен по двухконтурной схеме с двумя валами. Конструкция изделия состоит из семи модулей, большая часть которых может заменяться во время эксплуатации. Исключением является только т.н. базовый модуль, включающий компрессор высокого давления, две турбины и камеру сгорания. Воздухозаборник, компрессор низкого давления, корпус, форсажная камера и сопло выполнены в виде отдельных модулей.
Готовый двигатель имеет высокие характеристики, обеспечивающие боевую эффективность перехватчика. Изделие длиной около 8 м с сухой массой чуть более 2,4 т на взлете развивает тягу до 9500 кгс. При применении форсажной камеры тяга увеличивается до 15500 кгс. Удельный расход топлива на максимальном режиме и форсаже составляет 0,72 и 1,9 кг/кгс∙ч соответственно. Максимальная температура газов перед турбиной, в зависимости от режима, достигает 1660°K.
Два турбореактивных двигателя дают самолету МиГ-31 высокие летно-технические характеристики. Самолет с полной заправкой при массе 39,15 т может иметь тяговооруженность до 0,8. Максимальная взлетная масса, превышающая 46,7 т, сокращает этот параметр до 0,67. При этом обеспечивается максимальная скорость (на высоте) до 3400 км/ч. Крейсерская – 2500 км/ч. Динамический потолок определен на уровне 30 км. Таким образом, благодаря паре двигателей Д-30Ф6 перехватчик МиГ-31 на данный момент является самым быстрым боевым самолетом в мире из всех находящихся в эксплуатации.
Двигатели Д-30Ф6 в делеДвигатели Д-30Ф6 выпускались с середины семидесятых годов по середину девяностых; сроки их серийного производства фактически совпали с годами строительства перехватчиков МиГ-31. За два десятилетия пермское двигателестроительное предприятие обеспечило двигателями все серийные самолеты, а кроме того, создало солидный запас таких изделий. Воздушно-космические силы до сих пор используют подобный задел, полученный еще несколько десятилетий назад. По мере выработки ресурса двигатели снимаются с самолетов и заменяются новыми, взятыми со складов.
Тем не менее, запас имеющихся двигателей не бесконечен, и потому в обозримом будущем может встать вопрос о запуске производства новых изделий Д-30Ф6. Как показывают последние события, российское командование намерено сохранять МиГ-31БМ в течение долгих лет, и потому самолеты могут оставаться в строю вплоть до того момента, когда иссякнет запас двигателей для них. Согласно последним новостям, промышленность в определенной мере готова к такому развитию событий.
Несколько дней назад руководство предприятия «ОДК-Пермские моторы» напомнило о недавнем восстановлении производства турбин для двигателей Д-30Ф6, а также огласило возможность возобновления сборки прочих агрегатов. Таким образом, при получении заказа от министерства обороны, завод сможет начать выпуск новых двигателей для существующей техники. Впрочем, пока речь шла только о некоторых реальных работах и возможных событиях будущего. Сроки, объемы и другие аспекты гипотетической программы производства, по понятным причинам, пока не уточнялись.
Однако уже сейчас, принимая во внимание развитие воздушно-космических сил, можно с определенной долей уверенности говорить о том, что перехватчики МиГ-31БМ действительно смогут получить новые двигатели, хотя это и произойдет в не самом близком будущем. Известные планы министерства обороны, а также ряд сенсационных сообщений последнего времени могут быть почвой для самых смелых прогнозов, в которых найдется место и для двигателей Д-30Ф6.
МиГ-31БМ взлетает с ракетой "Кинжал"1 марта президент России Владимир Путин, обращаясь к Федеральному собранию с ежегодным посланием, рассказал о нескольких новейших образцах российского вооружения и техники, а также показал демонстрационные видеоролики. Один из представленных проектов ракетного вооружения имеет самое прямое отношение к самолету МиГ-31БМ и его будущему. Это перспективный авиационный ракетный комплекс «Кинжал».
Напомним, в рамках проекта с шифром «Кинжал» была создана новейшая аэробаллистическая ракета, способная маневрировать на траектории и развивать гиперзвуковую скорость. Такое оружие, оснащаемое обычной или специальной боевой частью, может использоваться для поражения самых разных наземных или надводных целей. Высочайшие характеристики ракеты приводят к тому, что ее перехват оказывается чрезвычайно сложной задачей, а в некоторых случаях, вероятно, вообще исключается.
В качестве носителя новейшей ракеты «Кинжал» используется самолет МиГ-31БМ. Эта машина, отличающаяся высокими летными характеристиками, способна максимально быстро выйти в заданный район и осуществить запуск ракеты. По всей видимости, с точки зрения грузоподъемности и летных данных МиГ-31БМ оказался самым лучшим претендентом на роль будущего носителя «Кинжала».
Появление нового ракетного комплекса имеет несколько последствий, и одно из главных – сохранение МиГ-31БМ на вооружении. В связи с разработкой нового ударного оружия этот самолет превращается из перехватчика, способного нести некоторые виды вооружения «воздух-поверхность» в многоцелевой носитель оружия для решения широкого круга боевых задач. Более того, по своим боевым возможностям перехватчик с ракетой «Кинжал» в некоторой мере приближается к бомбардировщикам дальней авиации.
Сброс ракетыВ речи президента упоминалось, что в декабре прошлого года комплекс «Кинжал» был поставлен на опытно-боевое дежурство в одном из соединений Южного военного округа. 10 марта пресс-служба министерства обороны сообщила о проведении практического учебно-боевого пуска новейшей ракеты. Летчики 929-го Государственного летно-испытательного центра им. В.П. Чкалова (г. Ахтубинск) взлетели с полезной нагрузкой в виде изделия «Кинжал» и в заданном районе сбросили его. Сообщается, что к настоящему времени поставленный на дежурство авиационный комплекс выполнил свыше 250 полетов, а личный состав прошел необходимую подготовку в дневное и ночное время.
Последние сообщения явно говорят о том, что комплекс «Кинжал» прошел необходимые испытания, и теперь его постановка на вооружение с полноценным дежурством оказывается лишь делом времени. Соответственно, определена и дальнейшая судьба перехватчиков МиГ-31БМ. В ближайшем и отдаленном будущем им придется не только бороться с воздушными целями, но и уничтожать наземные или надводные объекты при помощи аэробаллистической ракеты.
Учитывая логику выбора МиГ-31БМ в качестве носителя «Кинжала», можно предположить, что в подобной роли эти самолеты будут использоваться до самого конца своей службы – вплоть до полной выработки ресурса. Таким образом, вопрос поддержания технической готовности и своевременного обновления техники будет сохранять свою актуальность. Одно из его проявлений, соответственно, будет наблюдаться в сфере силовых установок.
Очевидно, что по мере службы в старой и новой роли перехватчики-ракетоносцы будут вырабатывать ресурс своих двигателей. Замена силовой установки будет производиться с применением изделий, имеющихся на хранении. Однако созданный в прошлом запас не бесконечен, и потому в определенный момент пермскому моторостроительному заводу действительно придется запускать производство. Впрочем, когда это случится – если случится – пока до конца не ясно. Минобороны не раскрывает сведения о техническом состоянии самолетов и запасах двигателей на хранении.
Самолет, участвовавший в недавнем учебно-боевом применении "Кинжала"На данный момент есть все основания предполагать, что в рамках очередных ремонтов имеющиеся МиГ-31БМ будут получать именно турбореактивные двигатели Д-30Ф6. Замена таких двигателей изделиями иных типов не выглядит целесообразной, а кроме того, может быть связана с рядом неоправданных затруднений. Действительно, использование иных двигателей могло бы дать те или иные преимущества, но необходимая сопутствующая переделка самолета полностью нивелирует их.
Впрочем, разумным компромиссом мог бы стать новый проект модернизации существующего двигателя. С середины семидесятых годов двигателестроительная отрасль освоила множество новых технологий, и их можно было бы применить для совершенствования достаточно старого Д-30Ф6. Однако перед запуском такого проекта следует определить реальное соотношение плюсов и минусов, а также рассчитать стоимость работ и примерные сроки появления готового изделия. Может оказаться так, что простое возобновление выпуска существующих двигателей будет наиболее выгодным и быстрым.
Полноценный новый двигатель с высокими характеристиками следует создавать для будущего перехватчика, который придет на смену имеющимся МиГ-31БМ. На протяжении нескольких последних лет ведется обсуждение возможности создания нового самолета такого класса, сохраняющего основные возможности предшественника, но имеющего те или иные преимущества. Насколько известно, полноценные опытно-конструкторские работы по такому проекту еще не запускались. Как следствие, требования к новому двигателю все еще отсутствуют. Остается неопределенным и вопрос преемственности вооружений. Очевидно, что будущий перехватчик, сможет нести ракеты «воздух-воздух» большой дальности и некоторые средства поражения наземных целей, но по ракетным комплексам типа новейшего «Кинжала» пока ясности нет.
Тем не менее, на обозримое будущее обе эти роли остаются за МиГ-31БМ. Такая ситуация будет сохраняться в течение неопределенного времени, вплоть до появления серийных перехватчиков нового типа. А это означает, что в дальнейшем – по мере расходования имеющихся запасов – возобновление производства двигателей Д-30Ф6 может перейти из разряда простых обсуждений в категорию актуальных программ. К счастью, уже сейчас бывший производитель таких изделий имеет возможность запустить выпуск всех основных узлов и агрегатов.
Самолеты-перехватчики МиГ-31 служат в военно-воздушных силах на протяжении нескольких десятилетий, и пока никто не собирается их списывать. Более того, именно им, несмотря на солидный возраст, доверили использование самого современного ударного вооружения. Это значит, что техника будет оставаться в строю, а авиационной промышленности предстоит разработать новые проекты модернизации техники. Серийные МиГ-31БМ уже прошли обновление с заменой части электроники, а в отдаленном будущем их могут ждать и новые силовые установки. Перехватчики-ракетоносцы еще послужат и помогут армии защищать свою страну.
По материалам сайтов:http://tass.ru/https://ria.ru/http://redstar.ru/https://function.mil.ru/http://airwar.ru/
www.globalwarnews.ru
Миг-31
Миг-31 – это скоростной высотный истребитель-перехватчик. Он предназначен не для ближнего, манёвренного боя. Он предназначен только для уничтожения скоростных целей, летящих на высотах от 25 метров до 37 километров. Физический потолок Миг-31 равен 37 650 метров. Стремительный рост скоростей самолётов – истребителей замедлился после того как была достигнута тройная скорость звука. Дело в том, что дальнейшее увеличение скорости истребителя привело бы к значительному усложнению и удорожанию конструкции. Поэтому в дальнейшей работе решили сосредоточиться на другом, совершенствовать бортовое оборудование и вооружение. Это и послужило началом истории истребителя — перехватчика Миг-31.
Миг-31.
Во времена холодной войны очень сложной задачей для советской ПВО была охрана северных и дальневосточных рубежей страны. Там нельзя было развернуть достаточное количество радиолокационных станций и аэродромов. В таких условиях потребовался перехватчик с большим радиусом действия. Существующий на то время перехватчик Миг-25 не обладал достаточным радиусом действия. Положение было усугублено и тем, что изменилась и тактика действия ударных самолётов, которые стали пытаться преодолевать систему ПВО на сверхмалых высотах полёта. Вдобавок, ко всему, в это время, появились крылатые ракеты, которые летели на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности и имели относительно небольшие размеры.
Истребитель-перехватчик Миг-31
Принципы создания перехватчика Миг-31 явились дальнейшим логическим продолжением развития уже существующего истребителя-перехватчика Миг-25. Первое и основное отличие этих машин в том, что Миг-25 был перехватчиком «один в один», то есть один самолёт, предназначенный для уничтожения одной цели в один и тот же момент времени. Миг-31 стал способен уничтожать несколько целей одновременно.
Судя по опыту эксплуатации разных советских истребителей, существующих на тот момент, нам не хватало всевысотности, дальности, скорости полёта на сверхмалых высотах, радаров достаточной мощности, ракет с большой дальностью полёта.
Так же нужен был самолёт способный противостоять даже большим группам целей во взаимодействии с другими самолётами. Управление этой группы должно было осуществляться с помощью специальной аппаратуры передачи данных.
Миг-31 над тайгой
Разработка Миг-31 началась в 1968 году. Это первый советский истребитель, на который установили двухконтурные турбореактивные двигатели. Они являются более экономичными на бесфорсажном режиме и к тому же имеют меньшие размеры. Большая экономичность двигателей позволила увеличить запас топлива на самолёте. Двигатель имеет обозначение Д-30Ф-6. Суммарная тяга двух двигателей на форсажном режиме 31 т/сек. Крыло имеет развитую механизацию – предкрылки и закрылки. Это увеличивает подъёмную силу на малых скоростях полёта. Время патрулирования Миг-31 без дозаправки 3,5 часа. Это в два раза больше, чем у Миг-25.
Скорость и высота полёта Миг-25 и Миг-31 отличаются не сильно. Главное их отличие в вооружении и электронной начинке. Миг-25 одноместный самолёт, а Миг-31 двухместный. На Миг-31 в передней кабине сидит первый пилот, а в задней кабине сидит штурман-оператор. Соответственно боевая эффективность Миг-31 на порядок выше. При необходимости штурман-оператор может взять управление самолётом на себя. В кабине штурмана-оператора установлен большой круглый экран по отображению радиоэлектронной информации о тактической обстановке вокруг самолёта. Обязанности экипажа распределили так. Командир корабля пилотирует машину, выполняет пуски ракет, стрельбу из пушки и принимает окончательные решения по ситуации. Штурман прокладывает маршрут, при необходимости изменяет его и выполняет подготовку к воздушному бою.
Миг-31 РЛС с фазированной антенной решёткой
Система управления вооружением Миг-31 получила название «Заслон». Её основа радиолокационная станция с фазированной антенной решёткой. На Миг-25 радиолокационная станция была с механическим поворотом локатора, а на Миг-31 пространство сканирует электронный луч радиолокационной станции и делает он это мгновенно. Причём РЛС с фазированной антенной решёткой выдаёт координаты сразу нескольких целей. На Миг-25 РЛС давала координаты только одной цели, а на Миг-31 сразу десяти. Причём компьютер определяет наиболее опасные из них. Дальность обнаружения до 400 километров. «Заслон» обеспечивает полный комплекс боевых операций. Он обнаруживает, сопровождает, выдаёт решение на захват цели.
Работа пилота сводится к тому, чтобы сделать необходимый манёвр вправо, влево, вверх, вниз, совместить перекрестье прицела с отметкой цели и нажать кнопку.
Миг-31 – это первый истребитель-перехватчик, способный уничтожать сразу несколько целей ОДНОВРЕМЕННО, в том числе крылатые ракеты, летящие на сверхмалой высоте — до 25 метров. Он делает пуск ЧЕТЫРЁХ ракет по ЧЕТЫРЁМ разным целям в одной атаке, примерно в течение 10-ти секунд. Перехватчик может работать без средств наземного наведения на цели.
На машине установлена помехозащищённая система кодированной передачи данных. Это позволяет нескольким самолётам обмениваться информацией о воздушной обстановке между собой и передавать её на землю.
Группа из ЧЕТЫРЁХ машин Миг-31 способна контролировать воздушное пространство шириной 1200 километров. Миг-31 может использоваться как командный пункт для управления другими типами самолётов, например Су-30.
Так же Миг-31 оборудован, прибором теплового обнаружения с дальностью работы 50 километров.
Миг-31 скоростной высотный перехватчик
Первый экземпляр самолёта Миг-31 был построен летом 1975 года. Лётчик-испытатель Александр Федотов первый раз поднял машину в небо 16-го сентября 1975 года. Машина была принята на вооружение в мае 1981 года. Его массовое поступление в войска началось в первой половине 80-х годов 20-го столетия. К концу 80 годов самолёты были разбросаны на более, чем 20-ти аэродромах по всей территории СССР.
Некоторые технические характеристики самолёта Миг-31. Размеры самолёта: Длина 22,7 метра, Высота 6,15 метра, Размах крыла 13,46 метра. Максимальный взлётный вес 46 200 килограммов. Максимальная скорость полёта на потолке 3 800 км/ч. Рабочая высота полёта около 30 000 метров. Дальность полёта около 4 000 километров.
Миг-31, при своём весе более 40 тонн, классифицируется как воздушный корабль. Самолёт пришёл на смену нескольким другим перехватчикам, но существенно превосходил их по боевым характеристикам. Экипажам пришлось привыкать к длительным полётам. Полёты могли проходить над Северным Ледовитым океаном, а это придавало дополнительную психологическую нагрузку.
Миг-31 на земле
Миг-31 вооружён четырьмя ракетами большой дальности «Р-33». Они подвешиваются под фюзеляж. Ракета «Р-33» обладает дальностью полёта 120 км. Она способна поражать скоростные цели на высотах от 25 метров до 35 километров. Под крыло на пилоны подвешиваются четыре ракеты ближнего боя «Р-60» или две ракеты средней дальности «Р-40». Так же Миг-31 вооружён шестиствольной пушкой «ГШ-6-23. Калибр 23 мм, боекомплект 260 снарядов. Она находится в обтекателе за правой стойкой шасси.
Иностранные разведки естественно проявляли неподдельный интерес к этому самолёту. До определённого времени удавалось довольно эффективно скрывать Миг-31 от посторонних глаз и не выдавать о нём никаких сведений. Но в 1985 году в Москве был задержан органами КГБ некий Адольф Толкачёв – сотрудник одного из оборонных предприятий. Оказалось, что он передавал на запад сведения о вооружении Миг-29 и Миг-31. Это послужило дополнительным толчком для дальнейшего совершенствования этих самолётов.
Миг-31
Новая модификация Миг-31 получила улучшенную РЛС и доработанные ракеты «Р-33». Обновлённая версия получила название Миг-31Б. Так же было установлено устройство по дозаправке в воздухе. Это увеличило радиус действия самолёта. Это было особенно важно в северных широтах.
Тридцатого июля 1987 года впервые в Мире на истребителе-перехватчике Миг-31 был совершён перелёт через Северный полюс. Машина находилась в воздухе 7 часов. Дозаправка в воздухе в этом полёте осуществлялась дважды.
К началу 90-х годов было выпущено около 500 перехватчиков Миг-31 различных модификаций.
МиГ-31 в небе
Готовилась к запуску в серийное производство следующая модификация – Миг-31М. У него была новая электронная начинка, были внесены конструктивные изменения для улучшения лётных характеристик, были установлены новые – более экономичные двигатели с большей тягой, увеличено количество топлива. На модификации Миг-31М был установлен прицельный комплекс «Заслон М». Он мог сопровождать одновременно уже 24 цели и уничтожать 6 из них ОДНОВРЕМЕННО. Количество дальних ракет, под фюзеляжем увеличилось с четырёх до шести. Дальность обнаружения и дальность уничтожения целей существенно увеличилась.
Но в 90-х годах произошёл развал страны и модификация «М» не прошла до конца даже испытания. Технический задел, заложенный в Миг-31М, был использован при модернизации уже существующих самолётов. Они, конечно, не получились с характеристиками Миг-31М, но определённый сдвиг в лучшую сторону произошёл.
МиГ-31 совершает посадку на американском авианосце
Первые модернизированные машины поступили в войсковые части в 2008 году. Они обозначаются Миг-31БМ. Эта модификация получила многофункциональные дисплеи в кабине, машину оборудовали спутниковой навигацией, количество точек подвески под крылом увеличилось с двух до четырёх. По некоторым боевым задачам Миг-31БМ стал почти в четыре раза эффективнее. Фонари кабин поднимаются и опускаются с помощью сжатого азота. Возросшая масса машины потребовала сделать основные стойки шасси не одно, а двухколёсными. Это позволяет использовать Миг-31БМ с ледовых аэродромов.
На сегодняшний день Миг-31 самый мощный комплекс перехвата в России. Он будет использоваться ещё долгое время.
на Ваш сайт.
krasvozduh.ru
ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)МиГ-31М / изделие 05 - FOXHOUND-B / Improved FOXHOUND Дальний истребитель-перехватчик. Разработка глубокой модификации истребителя МиГ-31 в инициативном порядке в 1984 г. начата КБ авиазавода "Сокол" (г.Горький, позже - Нижний Новгород), главный конструктор - Е.И.Миндров. По неподтвержденным данным программа модернизации носила название И-255. Модернизация преследовала своей целью облегчение конструкции и улучшение технологичности производства самолета. На первом прототипе по сравнению с базовым МиГ-31 значительно изменена топливная система - объем топлива во внутренних баках увеличен на 1500 л, что привело к изменению центровки самолета и ухудшило устойчивость и управляемость. На самолетах МиГ-31М обновлено БРЭО и модернизирована система вооружения. Первый летный прототип МиГ-31М №05-01-01 собран авиазаводом "Сокол" в г.Горький в 1984 г. и для окончательной сборки доставлен в Москву на опытное производство ОКБ МиГ - завод "Зенит". Первый летный прототип МиГ-31М борт №051 совершил первый полет 21 декабря 1985 г. (экипаж в составе летчика-испытателя Бориса Орлова и штурмана-испытателя Леонида Попова). В испытаниях были задействованы самолеты с бортовыми номерами 053, 054, 055, 056 и 057. Испытания проводились на авиабазе в Ахтубинске. В ходе испытаний потеряны самолеты №051 и 052. Государственные испытания МиГ-31М завершились в апреле 1994 г. успешным поражением учебной воздушной цели на удалении 300 км. Поздравления с окончанием госиспытаний МиГ-31М и успешным поражением ракеты-мишени коллективу ОКБ МиГ направил Президент России Борис Николаевич Ельцин.МиГ-31М с ракетами К-37 под фюзеляжем и Р-73 под крылом (Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракеты "воздух-воздух" // Техника и вооружение. №9 / 2005 г.). МиГ-31М борт №057 на авиасалоне МАКС-1997, август 1997 г. (фото - Владимир Воробьев, http://russianplanes.net/id103417). МиГ-31М борт №057, Раменское, август 1995 г. (фото - Сергей Лысенко, http://russianplanes.net). МиГ-31М борт №057 на авиашоу МАКС-1995, Раменское, август 1995 г. (фото - Максим Брянский, http://www.foxbat.ru/). МиГ-31М борт №057, Раменское, август 1995 г. (http://www.airwar.ru). МиГ-31М борт №057, Раменское, август 1995 г. (http://www.airwar.ru).Первый летный МиГ-31М борт №051 в Раменском (http://testpilot.ru). МиГ-31М борт №057 на испытаниях в Ахтубинске (http://testpilot.ru). Первый публичный показ МиГ-31М (борт №057) состоялся в марте 1992 г. на аэродроме Мачулище (Минск) в ходе демонстрации новейшей авиационной техники руководителям стран СНГ - на показе побывали президенты Ельцин, Назарбаев и Муталибов. Серийное производство МиГ-31М из-за отсутствия финансирования не было начато. В конце1990-х годов Главком ВВС России генерал-полковник Корнуков не исключал возможность модернизации до уровня МиГ-31М ранее построенных перехватчиков МиГ-31.Конструкция - самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным дифференциальным горизонтальным оперением, двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убираемым шасси. Конструкция аналогична МиГ-31. Крыло имеет развитые наплывы, гаргрот увеличен за счет размещения в нем топливного бака на 300 л. Обтекатель антенны РЛС наклонен вниз на 7 град по отношению к продольной оси самолета для улучшения обзора из кабины летчика вниз-вперед, обтекатель имеет больший диаметр. Штанга топливоприемника системы дозаправки в воздухе перенесена на правый борт. Двигатели разнесены на большее расстояние от продольной оси самолета, увеличена площадь рулей направления. На седьмом прототипе на концах крыльев устанавливались сигарообразные контейнеры с аппаратурой РЭБ, для увеличения путевой устойчивости в хвостовой части контейнеры имели вертикальные поверхности треугольной формы ("ласты"). Изменена кабина - площадь остекления правой стороны фонаря кабины штурмана уменьшена для создания эффекта "темной кабины", облегчающего работу с индикаторами тактической обстановки, в то же время площадь остекления фонаря кабины летчика увеличена за счет установки монолитного козырька фонаря кабины. Миг-31М не имеет двойного управления, органы управления полетом самолета в кабине штурмана отсутствуют. Двигатели - 2 х ТРДДФ (двухконтурные форсированные ТРД) Д-30Ф6М тягой по 15500 кг на полном форсаже и 16330 / 16500 кг полная тяга ТТХ самолета:Экипаж - 2 чел (пилот и штурман-оператор систем вооружения) Длина: - 22.69 м (с ПВД)- 21.62 м (без ПВД)Размах крыла - 13.656 мВысота - 6.15 / 6.55 мПлощадь крыла - 61.6 кв.мКолея шасси - 3,637 мБаза шасси - 7,253 мПлощадь миделя - 5,84 кв.м Масса взлетная максимальная - 51500 / 52000 кгМасса взлетная нормальная - 45900 кг Масса пустого - 21900 кгМасса топлива - 17600 кгМасса полезной нагрузки - 9000 кг Скорость максимальная - 3000 км/ч (2.83 М)Скорость крейсерская сверхзвуковая - 2.35 МДальность полета - 3000 кмПотолок практический - 20600 мПерегрузка максимальная:- при скорости менее 0.8М - 4,3 ед- при скорости более 0.8М - 3,9 ед- с ракетами Р-37 под крылом - 3 ед Вооружение - подвесное - на 6-х конформных узлах подвески с авиационными катапультными устройствами (АКУ-610) под фюзеляжем и 4-х под крылом: Артиллерийское - отсутствует. Ракеты класса "воздух-воздух":Под фюзеляжем на 6 катапультных устройствах АКУ-610 ракеты Р-33С или Р-37. Под крылом - на внутренние подкрыльевые узлы могут подвешиваться:- 2 ракеты Р-40РД/Р-40ТД (АА-6)- 2 ракеты Р-37 на АКУ-610- 4 ракеты Р-60М на узлах подвески АПУ-60-II по 2 ракеты- 2 ракеты Р-77 на АПУ\АКУ-170 Под крылом - на внешние подкрыльевые узлы могут подвешиваться:- 2 ракеты Р-77 на АПУ\АКУ-170 - 4 ракеты Р-60М на узлах подвески АПУ-60-II по 2 ракеты Так же на самолете могли применяться ракеты Р-73 (под крылом) на АПУ-73 и ракеты Р-27 (Э) на АПУ-470. Аналогично МиГ-31 на самолете могли применяться подкрыльевые ПТБ. Ракетное вооружение МиГ-31М - макеты ракет Р-37 под фюзеляжем и ракеты Р-77 под крылом (http://www.airwar.ru). ПТБ рядом с МиГ-31М серийный №05-04-03 на одном из аэродромов. 2012 г. (фото - Илья Ремесков, http://russianplanes.net). Оборудование:
Кабина штурмана МиГ-31М - идентификация фото представляется нам сомнительной (http://www.airwar.ru). Кабина штурмана МиГ-31М - идентификация фото представляется нам сомнительной (http://testpilot.ru). МиГ-31М борт №057 с выпущенной штангой дозаправки (http://testpilot.ru). Модификации:- МиГ-31 (серийный №05-03) - доработанный Нижегородским авиазаводом в инициативном порядке МиГ-31. Модернизирована конструкция планера, другие системы. основная цель модернизации - улучшение технологии производства и технологичности обслуживания самолета. Изменена система топливной автоматики. Позже самолет участвовал в программе испытаний МиГ-31М.- МиГ-31М - модернизация МиГ-31, изменения в вооружении и оборудовании (новая РЛС), первый полет совершил в 1986 г., первое упоминание в прессе - 1990 г., по состоянию на 1995 г. серийно производится в небольших количествах на Нижегородском авиазаводе "Сокол", увеличены наплывы в корневой части крыла, изменено остекление кабины, увеличены размеры гаргрота, увеличен угол наклона вниз носовой части; - МиГ-31МД - развитие МиГ-31М ("М доработанный"), существование не подтверждено, якобы 6 узлов подвески под крылом, первое упоминание - 1990 г.;Статус: СССР / Россия МиГ-31М борт №057, Раменское, август 1995 г. (фото - Paul Nann, http://www.airwar.ru).МиГ-31М, вероятно, серийный №05-04-03 на одном из аэродромов. 2012 г. (фото - Илья Ремесков, http://russianplanes.net). МиГ-31М серийный №05-04-04 на одном из аэродромов. 2012 г. (фото - Илья Ремесков, http://russianplanes.net). Реестр МиГ-31М (03.03.2012 г., в работе):
Источники:МиГ-31М. Сайт http://paralay.com, 2005 г.МиГ-31М. Сайт http://www.airwar.ru, 2012 г.МиГ-31М (изд.05). Сайт http://testpilot.ru, 2012 г.Надеждин А., МиГ-31: домыслы и факты. // Авиация и космонавтика. N 6 / 1991 г.Настоящие сверхзвуковые. Сайт http://www.testpilot.ru, 2010 г.RussianPlanes.net. Сайт http://russianplanes.net/, 2012 г. |
militaryrussia.ru
В настоящее время в России идут работы над 60 перехватчиками МиГ-31, - они модернизируются до стандарта МиГ-31БМ. Весь процесс должен занять около восьми лет. Модернизация включает в себя новую авионику, цифровые каналы передачи данных, улучшение радара и кабины (цветные многофункциональные дисплеи), а также новые мощные системы управления огнем, позволяющие использовать новейшие "умные" бомбы, ракеты класса "воздух-воздух" и противорадиолокационные ракеты. Новая РЛС имеет дальность обнаружения 320 километров и способна одновременно сопровождать до 10 целей.
Эти обновления пришлись как раз вовремя. Четырнадцать месяцев назад Россия прекратила полеты всех своих МиГ-31 после катастрофы одного из них. Около 200 самолетов, находящихся в эксплуатации, были тщательно досмотрены с целью выявить общий дефект, способный привести к катастрофе других самолетов этого типа. Такой дефект обнаружен не был. В целом, самолеты МиГ отличаются отсутствием такого рода проблем.
МиГ-31 пришел на замену МиГ-25, который был разработан для борьбы с американскими бомбардировщиками B-70 и разведчиками SR-71. Когда в 1967 году Соединенные Штаты отменили программу Б-70 (она оказалась слишком дорогой и было принята концепция, в соответствии с которой бомбардировщики должны быть скоростными и низколетящими, нежели скоростными и высотными), СССР продолжил работу над МиГ-25 и стал использовать его для ведения разведки. МиГ-25 оказался отличным самолетом-разведчиком, способным летать выше и быстрее, чем другие истребители, используемые для этих задач, хотя и не так высоко, как американские U-2 и SR-71. Соединенные Штаты не продавали эти самолеты никому, в то время как СССР заработал немало денег на продаже МиГ-25 любому, кто мог это себе позволить. СССР также зарабатывал на обучении экипажей из двух человек, необходимых для пилотирования этого самолета.
В МиГ-31 были учтены многие недостатки МиГ-25, благодаря чему он превратился в очень впечатляющий перехватчик. 46-тонный самолет оснащен пассивными датчиками (которые имеют радиус действия в 200 километров), а также наводимыми по радару ракетами Р33 с дальностью действия 150 километров. Также самолёт способен нести другие ракеты и "умные" бомбы. МиГ-31 - не очень маневренный самолет, но зато очень скоростной (развивает скорость до 3000 километров в час). Как и МиГ-25, он не обладает большим радиусом действия (боевой радиус 720 км). Нынешняя версия МиГ-31М, на самом деле, аккумулировала в себе обновления, которые ведутся момента распада Советского Союза в 1991 году. С тех пор были модернизированы около 200 из оставшихся 350 МиГ-31. В последние несколько лет флот МиГ-31 получил намного больше финансирования, и уровень их боеготовности вырос от менее чем 25 процентов до более чем 75 процентов.
В 1980-х годах было построено около 500 МиГ-31 и эти самолеты остаются основой ПВО России, по крайней мере в качестве перехватчиков. Однако флот МиГ-31 неравномерно распределён по огромным границам России. Как правило, эскадрильи МиГ -31 сосредоточены в районах, где они могут столкнуться с современным противником (Китай и Европа). Ещё сотни МиГ-31 находятся на хранении и при необходимости могут быть отремонтированы и модернизированы до уровня МиГ-31М или 31БМ.
topwar.ru