Это невероятно, но уже почти полвека АвтоВАЗ использует моторы, ведущие родословную от "копейки". Скоро эра "классических" двигателей подойдет к концу, а мы отследим процесс их эволюции.
Говоря о двигателях родом из 70-х, первым делом приходит на ум сама "классика" — ВАЗ-2104, 05 и 07. Но последние партии этих моделей давно реализованы. Что же остается?Последние носители двигателей первого поколения — это "родственники" Lada 4x4 и Chevrolet Niva. Но первая, по предварительным данным, при обновлении получит дефорсированный до 90 л.с. мотор от "Приоры", а вторая при смене поколения обзаведется 135-сильным двигателем под маркой Peugeot-Citroen...
Наконечник "копья"
Принято считать, что автомобиль ВАЗ-2101 — это локализованный в Советском Союзе Fiat 124, однако дело обстоит не совсем так. Автомобили внешне очень похожие, но в конструкцию было внесено более 800 ключевых изменений, прежде чем "фиатик" стал "копейкой". И, пожалуй, главное, что произошло на этом пути, — смена двигателя.
По настоянию вазовцев двигатель Fiat-124, имевший довольно архаичную даже по тем временам конструкцию с нижним расположением распредвала, был превращен в верхневальный.Кроме того, при сохранении рабочего объема в 1.2 литра диаметр цилиндра вырос с 73 до 76 мм, а ход поршня уменьшился с 71,5 до 66 мм, в результате чего мотор из длинноходного превратился в короткоходный, а значит, стал более оборотистым и "приемистым". Поднять обороты позволил именно переезд распредвала вверх — мотор стал чуть более шумным, но зато и более компактным, простым, экономичным.
По одной из версий Fiat произвел эту метаморфозу силами дочернего итальянского тюнинг-центра, по другой — в содружестве со специалистами самого ВАЗа. Как бы там ни было, а мотор получился. Если сравнивать по мощности, то принципиально выше она не стала, но если верить одной из вазовских легенд, в совокупности характеристики этого мотора так понравились итальянцам (приемистость, экономичность, простота конструкции, ремонтопригодность, ресурс), что получившееся решение они очень быстро стали тиражировать на своей продукции.Легенда легендой, а уже следующий после "сто двадцать четвертого" Fiat 131 имел двигатель с верхним расположением распредвала, то есть схему, впервые примененную "Фиатом" на советской "копейке" и сейчас ставшую общепринятой. Ну а мотор ВАЗ-2101 вкупе с усовершенствованной трансмиссией (увеличенное сцепление, доработанные синхронизаторы, измененный кардан, новый задний мост), усиленной передней подвеской и полностью замененной задней, более жестким кузовом, а также рядом других "адаптационных" мер послужил основой первой вазовской модели и заложил архитектуру модельного ряда "Жигулей" на многие годы вперед.
Эволюция
Что бы ни говорили сейчас о вазовской "классике" (впрочем, о покойниках либо хорошо... ну вы знаете), но в 70-80 годы прошлого века "Жигули" были автомобилем мечты, наголову превосходя всё, что выпускал тогда отечественный автопром. И во многом это произошло именно благодаря тому первому двигателю.Самой главной его "фишкой" были широкие возможности модернизации, причем недорогими методами — долгие годы инженеры могли получать новые модификации, не изменяя основную константу, расстояние между центрами цилиндров (для всех "классических" моторов оно равно 95 мм) и играя, по сути, лишь с диаметром цилиндра и ходом поршня. Давайте взглянем на основные стадии развития бензинового (на основе ВАЗ-2101 были созданы и дизельные варианты, но они — тема отдельного рассказа) "копеечного" двигателя.
*Мощность, указанная в таблице, измерена по методу "брутто", то есть когда на двигатель, установленный на стенде, "навешаны" все вспомогательные агрегаты — генератор, водяной насос, глушитель, вентилятор. Помимо этого метода, ранее использовался метод "нетто" — замер мощности производится без вспомогательных агрегатов и измеренное таким образом значение может отличаться от "брутто" на 10-20%. Поэтому иногда имеет место расхождение, например, мощность мотора ВАЗ-2101 в некоторых источниках равняется 59 л.с., а в других 64 л.с., двигателя ВАЗ-2103 — 71 и 77 л.с. Более корректным (более реальным) следует считать первое из этих значений ("брутто"), именно такое и указано в таблице, второе же измерено по методу "нетто", по старому ГОСТу (в таблице не указано).**Расход топлива указан по смешанному циклу, причем это усредненное значение, которое может немного отличаться в зависимости от модели автомобиля.*** Этот и все последующие моторы рассчитаны на бензин с октановым числом не менее 91.
Битва за "конницу"
Мотор ВАЗ-2101 был действительно классным движком — возможности его совершенствования близки к бесконечности. Любому мастеру-двигателисту известно, что даже не тюнинг, а элементарная доработка при наличии растущих из правильного места рук позволяет получить с любого из описанных моторов порядка 100 л.с., абсолютно не теряя в ресурсе. Но вдумчивый тюнинг — это удел штучных экземпляров, построенных в гараже у дяди Васи, или мелкие серии "для спортсменов". А вот вазовских инженеров, делающих "народные" автомобили, реальная жизнь ставила в позу сугубо эротическую: условия массового производства, помноженные на плановую экономику...
Со временем игры с диаметром цилиндра и ходом поршня стали заходить в тупик. Стараясь собрать более мощные моторы из одного и того же скудного конструктора для "люксовых" версий и внедорожников, инженеры пришли к целому комплексу проблем, которые приходилось решать: задиры цилиндров, температурные режимы на грани фола, возросший расход топлива... Один из ярких примеров — мотор 2106: впускной тракт и диаметр клапанов "исходного материала" были явно рассчитаны на меньший рабочий объем, чем 1.6 литра (практический максимум — 1.5 литра, полученные на предыдущем, очень удачном моторе 2103), и поэтому проектного показателя мощности в 80 л.с. достичь так и не удалось.
"Классические" моторы ВАЗ сейчас
Тем не менее некоторые из "классических" двигателей АвтоВАЗа оказались весьма живучими, как, собственно, и сама "классика". Они обзавелись в конце 1990-х электронным впрыском (сначала центральным, а потом и распределенным), вписались в эконормы и продолжали ставиться на заднеприводники и "Нивы"... Рекордсменом-долгожителем, как мы знаем, оказался мотор 21214 — в 2014 году этот прямой потомок созданного в 1970 году двигателя всё еще ставится на внедорожники Lada 4x4 и Chevrolet Niva...
Но на самом деле то, что мы видим сейчас, — тупиковая ветвь эволюции, кроме которой у этих моторов ничего нет и уже не будет. А ведь могло бы быть! Об этом мало кто знает, но мы по традиции под занавес нашего рассказа подготовили для читателей одну интересную историю.
Сверхсекретный "триста двадцать первый"
В конце 1980-х годов группа вазовских инженеров-двигателистов отправилась в Димитровград, где имелся самый совершенный на тот момент моторный стенд, чтобы провести испытания в рамках техзадания на новый двигатель для АЗЛК — в СССР практиковалась такая "миграция технологий". К этому моменту был собран и испытан двигатель с заводским индексом 320 — созданный на "классическом" блоке, но с рядом прогрессивных решений, учитывающих все достоинства и недостатки исходной "итальянской идеологии". Развитием этого проекта и стал агрегат, который везли испытывать в Димитровград, — атмосферный бензиновый 8-клапанный двигатель с индексом 321, в частности, он имел блок цилиндров с оригинальной геометрией, повышенной жесткостью и температурной стойкостью. Рабочий объем — 1.8 л.
При всей своей новизне мотор отлично интегрировался в производство — затраты на адаптацию его к действующим техпроцессам были столь незначительны, что вазовцы уже мечтали оставить его себе, а не отдавать на АЗЛК... Но самое главное было в том, что на стенде двигатель завелся "с пол-оборота" и сразу же выдал проектные показатели — 92 л.с. (67 кВт) при 5 800 об/мин и 147 Нм при 3 800 об/мин. А теперь сравните эти цифры с данными из таблице. Представляете, какими бы могли быть "Жигули" и "Нивы" с таким базовым мотором? Сколько удалось бы получить при его модернизации, включавшей, кстати, и 16-клапанные варианты? Какие спортивные и гоночные версии этого двигателя можно было бы создать?
В 1988 году этот двигатель с индексом 321 прошел весь комплекс испытаний, был признан лучшим среди всех подобных проектов. Документацию передали на АЗЛК. А дальше... Мотор был воспроизведен в количестве 10 экземпляров. Часть досталась вазовским спортсменам. Один из двигателей, по слухам, угодил на ИжАвто и до сих пор используется на автомобиле "Иж" одним из руководителей завода... Говорят, что внедрению "триста двадцать первого" в серию помешали политические игры, без которых в автопроме, даже в советском (если не сказать особенно в советском) никогда не обходилось. И это лишь один из многочисленных фактов, которых в истории отечественного автомобиля предостаточно. Фактов любопытных, хотя и весьма печальных.
ribalych.ru
Легковой автомобиль ВАЗ 2106 имеет привод на заднюю ось, кузов типа седан (четырехдверный). Эта модель является продолжением модельного ряда, который начался с не менее знаменитой «копейки». Предшественник «шестерки» — это автомобиль ВАЗ 2103. Если их сравнить, то можно найти немало подобий. Первый год Жигули «шестерки» и «тройки» даже выпускались на заводе АвтоВАЗ одновременно.
Но в 1977 году начинается история ВАЗ 2106, который полностью вытеснил своего предшественника как с конвейера, так и с рынка. Шестерка оснащалась несколькими типами двигателей: 1,6 л (80 л. с.), 1,5 л (74 л. с.), 1,3 л (64 л. с.). История автомобиля насчитывает три десятилетия, за это время изменилось в нем многое, правда, не все в лучшую сторону.
Главное — остался внешний вид, именно такой, какой понравился автолюбителям. В конце 2001 года на АвтоВАЗе полностью закрыли конвейер, на котором производилась «шестерка». Его переоборудовали под выпуск более перспективной и современной «десятки». Но закрыть проект ВАЗ 2106 руководство не могло себе позволить, поэтому модель выпускалась на ИЖ-Авто вплоть до 2006 года.
Центр стиля Волжского автомобильного завода в 1974 году приступил к разработке нового проекта, который первоначально носил имя 21031. Именно отсюда и начинается история знаменитого автомобиля ВАЗ 2106, которая длилась 30 лет. Просто совсем недавно была разработана модификация «копейки», ВАЗ 21011, поэтому решили сильно не фантазировать на тему названия. Среди требований, которые предъявлялись к модели, были следующие:
Внешний вид — это классика того времени. Много модного на тот момент черного пластика в экстерьере. В. Антипин разработал дизайн автомобиля, а В. Степанов спроектировал задние фонари на ВАЗ 2106, которые впоследствии применялись и на других моделях. Если сравнивать с «тройкой», то «шестерка» получила следующие перемены во внешнем виде:
Интерьер модели тоже претерпел изменения:
Классика ВАЗ 2106 имела в те годы и комплектацию люкс, которая от простой отличалась наличием радиоприемника, обогревателя заднего стекла и заднего противотуманного фонаря.
Вернуться к оглавлениюСпециально для новой модели двигатель 2103 был переделан. На 3 мм увеличили диаметр каждого цилиндра, а это дало прибавку в объеме почти 0,3 л. В итоге рабочий объем стал равен 1,6 л. Крутящий момент увеличился на 12 процентов, но не удалось добиться 80 л. с. Все упиралось в конструкцию впускной системы, которую специалисты решили не изменять. Поэтому классика ВАЗа имеет много взаимозаменяемых узлов, что упрощает ремонт.
История КПП тоже интересна, т. к. для «шестерки» была разработана своя коробка, которая немного позже стала устанавливаться на внедорожники «Нива». По аналогии с автомобилем третьей модели «шестерку» решили выпускать и в двух вариантах с меньшими по мощности двигателями. Если провести подробный обзор модели, то можно увидеть, что в кузове имеются крепления и отверстия под педали и руль со стороны пассажира.
Модель выпускалась и для экспорта в страны с левосторонним движением. Декабрь 1975 года — это начало эры «шестерок», именно тогда сошел с конвейера ВАЗа первый пробный автомобиль. Спустя почти 3 месяца он встал на поток, причем уже к концу 1976 года именно ВАЗ 2106 стал автомобилем-трехмиллионником. Столько машин «Жигули» было выпущено заводом за свое короткое существование.
Вернуться к оглавлениюВся история модели насчитывает множество изменений внешнего вида и интерьера. Правда, все они очень незначительные. Те, кого интересует реставрация автомобиля ВАЗ 2106 до первоначального вида, должны взглянуть на год выпуска. Только после этого можно проводить восстановление машины. Так, после 1980 года все автомобили начали работать на карбюраторах «Озон».
Когда с конвейера ушла «тройка», ВАЗ 2106 начал менять молдинги. Вместо хрома применялись пластиковые, на колесных арках не стало окантовки, ставшие привычными катафоты исчезли с задних крыльев. Даже заводской шильдик, который изначально имел привлекательный вишневый фон, резко изменился на черный. Хромированные решетки на отверстиях для вентиляции заменили на пластиковые.
К концу 80-х гг. автомобиль ВАЗ 2106 претерпел уже немало изменений, можно было купить машину, которая была несколько хуже по функционалу, нежели выпускавшаяся десятилетием ранее. Вместо фонарей в дверцах появились дешевые светоотражатели. Это удобно, но не столь красиво.
С «пятерки» в ВАЗ 2106 пришли задние барабанные тормоза, а колпаки с колес ушли, как и козырьки между бамперами и кузовом для защиты от грязи. В начале 90-х указатель стояночного тормоза стал гореть постоянно, хотя до этого при выжимании ручника включалось реле, заставляющее лампу мигать.
Машина на протяжении своей истории упрощалась и становилась дешевле в производстве. Даже молдинги пытались снять, хотя они были своеобразной особенностью «шестерки». Однако их быстро вернули на место. К концу 90-х автомобиль ВАЗ 2106 сильно преобразился, с него исчезла большая часть хромированных деталей, так как они были очень дороги в производстве.
Ремни безопасности стали использовать только инерционные, а руль взяли от более современных модификаций автомобиля ВАЗ 2105. Даже электрические стеклоподъемники можно было по желанию заказать: с завода их установят. В 2000 г. история модели продолжалась на ИЖ-Авто. Именно в эти годы, последние для «шестерки», были упразднены абсолютно все детали из хрома: решетка радиатора и ободки на задних фонарях. Цены на машины продолжали свой рост, хотя качество авто становилось заметно хуже.
Вернуться к оглавлениюМодель ВАЗ 21061, которая комплектовалась двигателем от 2103, была одной из популярных. Упрощенная схема охлаждения мотора — электрический вентилятор, отсутствовал, вместо него на помпе стояла крыльчатка. При работе двигателя радиатор постоянно обдувался потоком воздуха. В 90-х устанавливались бамперы от модели ВАЗ 2105. Автомобили на экспорт имели несколько улучшенную отделку и бамперы от «Нивы». ВАЗ 21062, 21064 — это «шестерка» с правым расположением руля. ВАЗ 21063 комплектовался мотором 21011. Отличия от 21061:
Как и 21061, эта модель могла идти с завода, укомплектованная бамперами ВАЗ 2105. ВАЗ 21065 — это модернизированная «шестерка», которая выпускалась в 90-е годы. Новшества:
ВАЗ 21066, которая шла на экспорт, имела расположение руля с правой стороны, двигатель объемом 1,9 л, ГУР, АБС, салон с кожаной обивкой, колесные диски с типоразмером 17 дюймов, АКПП, полный электропакет. А для отечественного потребителя классика выпускалась под модификацией ВАЗ 21067, оснащенной лишь инжекторной системой впрыска, и ВАЗ 21068, в которой использовались комплектующие «восьмерок».
expertvaz.ru
Форсировка двигателя автомобилей ВАЗ подразумевает под собой несколько направлений доработки.
Уровень тюнинга 1. Установка фильтра нулевого сопротивления – нулевик помогает двигателю дышать на высоких оборотах, а без изменений двигателя мы можем форсировать в основном увеличивая обороты двигателя и уменьшая сопротивление впуска. Таким образом двигатель без кардинальных доработок может стать мощнее на несколько процентов. Учтите, что длительная работа на высоких оборотах стандартной цилиндро-поршневой группы опасна.
Уровень тюнинга 2. Установка спортивного глушителя. Штатный горе-глушитель выбрасывается, устанавливается спортивный глушитель. Мощности может добавить как минимум 5%, но есть нюанс – он может издавать неприятный низкочатотный гул, а это может раздражать на плохо шумоизолированном ВАЗ классика.
Уровень тюнинга 3. Установка спортивных труб выхлопной системы: начинается со спортивного настроенных штанов, конфигурация как правило 4-2-1, подбирать лучше чтоб был из нескольких частей чтобы можно было легче снять в случае чего. Настроенный выпуск это новая песня мотора, естественно нужно устанавливать трубы большего диаметра по всей длине выхлопной системы, так как спортивный выхлоп нет смысла стыковать с штатными тоненькими трубами, тем более нужен задел для дальнейшего тюнинга. Попутно удаляется резонатор.
Уровень тюнинга 4. Установка карбюратора с увеличенными проходными сечениями. Это необходимо для того, чтобы двигатель у которого облегчился выдох (выхлоп) мог закачивать в себя еще больше топливовоздушной смеси на высоких оборотах и выдавал еще большую мощность. Как правило можно установить разные варианты карбюраторов Solex. Уровень 4 может быть пропущен и сразу переходим на уровень 5-6.
Уровень тюнинга 5. Установка гоночного распредвала, с расширенными фазами ГРМ и увеличенным подъемом клапанов. Для настройки мотора также потребуется разрезная шестерня ГРМ.
Уровень тюнинга 6. Горизонтальные карбюраторы, например Weber 45DCOE. Устанавливается специальный впускной коллектор, а карбюраторы для защиты от вибраций двигателя могут устанавливаться с помощью резиновых патрубков. Получается, что каждый цилиндр получает свой отдельный однокамерный карбюратор. Это позволяет добиться минимального сопротивления, большого пульсирующего эффекта наполнения.
Уровень тюнинга 7. Стандартный двигатель жигулей рассчитан на 92-й бензин (как правило) и имеет степень сжатия 8.5. Для форсированного двигателя это очень мало, поэтому если турбонаддув или компрессор не планируются то нужно увеличить степень сжатия. Для этого нужно отфрезировать плоскость головки блока цилиндров.
Уровень тюнинга 8. Доработка каналов головки блока цилиндров, установка гоночных облегченных полированных клапанов. Поскольку заводское литье зачастую имеет огрехи нужно убрать все облои, несовпадения и ступеньки. Также дорабатываются втулки клапанов для улучшения прохождения смеси.
Уровень тюнинга 9. Увеличение рабочего объема. Возможно увеличение рабочего объема за счет расточки цилиндров. Более радикальным способом есть установка расточенного нивовского блока и с соответствующим коленчатым валом.
Не стоит забывать о сцеплении и тормозах, штатная система не лишена недостатков и не сможет обеспечить надежное торможение с высоких скоростей которые будут достигаться гораздо чаще. Также следует озаботиться доработкой подвески и установкой каркаса безопасности.
Установку турбонаддува, закиси азота следует производить только в двигатель со специальной шатунно-поршневой групой, штатные детали не рассчитаны на такие термичесикие нагрузки и большой вероятностью прогорят при нормальном отжиге.
gaz24.info
Продольный и поперечный разрез двигателя
Подвеска двигателя
1 – кожух опоры; 2 – опора передней подвески двигателя; 3 – фланец блока цилиндров; 4 – кронштейн; 5 – промежуточная пластина; 6 – изолирующее пластмассовое кольцо; 7 – пружина опоры; | 8 – буфер; 9 – подушка опоры; 10 – шайба; 11 – опора задней подвески двигателя; 12 – дистанционная втулка; 13 – поперечина задней подвески двигателя |
На автомобилях устанавливается 4-цилиндровый карбюраторный двигатель с рядным вертикальным расположением цилиндров и верхним расположением распределительного вала (см. рис. Продольный и поперечный разрез двигателя). В зависимости от модели или модификации автомобиля могут устанавливаться двигатели трех типов:
– 2101 – с рабочим объемом 1,2 л. Это двигатель автомобилей ВАЗ-2101; – 21011 – с рабочим объемом 1,3 л. Основной двигатель для автомобилей ВАЗ-21011. От двигателей 2101 он отличается увеличенным до 79 мм диаметром цилиндров, поэтому имеет другие блок цилиндров, прокладку головки цилиндров и поршни с поршневыми кольцами; – 2103 – с рабочим объемом 1,45 л. Применяется на автомобилях ВАЗ-21023. От двигателей 2101 отличается увеличенным на 14 мм ходом поршня. Поэтому имеет другой коленчатый вал и другие детали цепного привода механизма газораспределения. Кроме того, на нем устанавливается карбюратор с другими тарировочными данными, предназначенный для двигателей с рабочим объемом 1,45 л.
В настоящем разделе описывается ремонт двигателя 2101. Особенности ремонта двигателей 21011 и 2103 изложены в подразделе 13.1.2.1 и подразделе 13.4.
Двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач устанавливается на автомобиле на трех эластичных опорах (см. рис. Подвеска двигателя). Опоры воспринимают как массу двигателя, так и нагрузки, возникающие от вибрации двигателя, от инерции двигателя при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении. Двумя передними опорами двигатель крепится к поперечине передней подвески автомобиля, а задней – к поперечине задней подвески двигателя.
Скачать информацию со страницы
1. Технические данные 1.0 Технические данные 1.1 Основные габаритные размеры автомобиля ВАЗ–2101 1.2 Основные габаритные размеры автомобиля ВАЗ–21011 1.3 Основные габаритные размеры автомобиля ВАЗ–2102 1.4 Техническая характеристика автомобилей 1.5 Органы управления и контрольные приборы 1.6 Выключатель зажигания 1.7 Органы управления вентиляцией и отоплением салона
2. Эксплуатация и обслуживание 2.0 Эксплуатация и обслуживание 2.1. Эксплуатация автомобиля 2.2. Техническое обслуживание автомобиля
3. Двигатель 3.0 Двигатель 3.1 Особенности устройства 3.2 Возможные неисправности двигателя, их причины и методы устранения 3.3 Снятие и установка двигателя 3.4 Разборка двигателя 3.5 Сборка двигателя 3.6 Стендовые испытания двигателя 3.7 Проверка двигателя на автомобиле 3.8. Блок цилиндров 3.9. Поршни и шатуны 3.10. Коленчатый вал и маховик 3.11. Головка цилиндров и клапанный механизм 3.12. Распределительный вал и его привод 3.13. Система охлаждения 3.14. Система смазки
4. Топливная система 4.0 Топливная система 4.1. Система питания 4.2. Карбюратор
5. Система зажигания 5.0 Система зажигания 5.1 Установка момента зажигания 5.2 Зазор между контактами прерывателя в распределителе зажигания 5.3. Проверка приборов зажигания на стенде 5.4 Возможные неисправности зажигания, их причины и методы устранения
6. Система запуска и зарядки 6.0 Система запуска и зарядки 6.1. Аккумуляторная батарея 6.2. Генератор 6.3. Стартер
7. Трансмиссия 7.0 Трансмиссия 7.1. Сцепление 7.2. Коробка передач 7.3. Карданная передача 7.4. Задний мост
8. Ходовая часть 8.0 Ходовая часть 8.1. Передняя подвеска 8.2. Задняя подвеска 8.3. Амортизаторы 8.4 Возможные неисправности ходовой части, их причины и методы устранения
9. Рулевое управление 9.0 Рулевое управление 9.1 Особенности устройства 9.2. Осмотр, проверка и регулировка рулевого управления 9.3. Рулевой механизм 9.4. Тяги и шаровые шарниры рулевого привода 9.5. Кронштейн маятникового рычага 9.6 Возможные неисправности рулевого управления
10. Тормозная система 10.0 Тормозная система 10.1. Особенности устройства 10.2. Проверка и регулировка тормозов 10.3. Кронштейн педалей сцепления и тормоза 10.4. Главный цилиндр 10.5. Передние тормоза 10.6. Задние тормоза 10.7. Регулятор давления задних тормозов 10.8. Стояночный тормоз 10.9 Возможные неисправности тормозов, их причины и методы устранения
11. Электрооборудование 11.0 Электрооборудование 11.1. Схемы электрооборудования 11.2. Освещение и световая сигнализация 11.3. Звуковые сигналы 11.4. Стеклоочиститель 11.5. Электродвигатель отопителя 11.6. Контрольные приборы
12. Кузов 12.0 Кузов 12.1 Особенности устройства 12.2. Ремонт остова кузова 12.3. Лакокрасочные покрытия 12.4. Антикоррозионная защита кузова 12.5. Двери 12.6. Капот, крышка багажника, бамперы 12.7. Остекление кузова и омыватель ветрового стекла 12.8 Панель приборов 12.8. Снятие и установка 12.9. Сиденья 12.10. Отопитель
13. Особенности ремонта 13.0 Особенности ремонта 13.1. Автомобиль ВАЗ–21011 13.2 Автомобили ВАЗ–21013 13.3. Автомобиль ВАЗ–2102 13.4 Автомобили ВАЗ–21021 и ВАЗ–21023
14. Приложения 14.0 Приложения 14.1 Моменты затягивания резьбовых соединений 14.2 Инструменты для ремонта и технического обслуживания автомобилей 14.3 Применяемые горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости 14.4 Основные данные для регулировок и контроля
automend.ru
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поставьте автомобиль на подъемник или над смотровой канавой, установите упоры под передние колеса и вывесите задний мост с одной или двух сторон. 2. Снимите капот, отсоедините провода от аккумуляторной батареи и от узлов электрооборудования,...
Отремонтированный двигатель подвергается стендовым испытаниям (обкатке) без нагрузки по следующему циклу: – 820–900 мин-1 – 2 мин; – 1000 мин-1 – 3 мин; – 1500 мин-1 – 4 мин; – 2000 мин-1 – 5 мин. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Во время обкатки отремонтированного двигателя не доводите ...
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Установите двигатель на автомобиль, тщательно проверьте правильность монтажа. 2. Дайте поработать двигателю некоторое время, затем проверьте: – нет ли подтекания охлаждающей жидкости и топлива...
automn.ru
Автомобиль ВАЗ-2106 Жигули является четырехдверным седаном малого класса, вместимостью 5 человек. Выпускался автомобиль начиная с 1976 года. После автомобиля Волга он являлся самым престижным автомобилем который можно было приобрести в СССР. Автомобиль ВАЗ-2106 Жигули – заднеприводный. Двигатель автомобиля ВАЗ-2106 четырехцилиндровый бензиновый, карбюраторный (или на последних модификация инжекторный). Приемуществом автомобиля ВАЗ-2106 над его внутрезаводскими конкурентами ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 является салон в котором использованы более качественные материалы, также он не подвержен скрипу. Среди достоинств автомобиля ВАЗ-2106 можно отметить его приличную динамику даже по сравнению с автомобилем ВАЗ-2103. А по состоянию на 1976 год он был самым быстрым автомобилем доступным населению СССР в относительно свободной продаже. Так разгон до 100 километров в час за 18 секунд превышал показатель автомобиля “Волга” ГАЗ-24 на 4 секунды, что было немалым преимуществом. Также максимальная скорость была больше на 5-7 километров в час. Все эти качества дали автомобилю небывалую популярности и даже сегодня в век цифровых технологий миллионы автомобилей ВАЗ-2106 бороздят дороги постсоветского пространства.
Вашему вниманию дополнительные материалы посвященные автомобилю ВАЗ-2106 (частично или полностью):
Форсировка двигателей классики
Настройка карбюратора для экономичности
Происходит автомобиль ВАЗ-2106 от автомобиля ВАЗ-2103 разработанном итальянскими инженерами из концерна Фиат. Однако в разработке автомобиля ВАЗ-2106 значительное участие сделали советские инженеры конструкторы. Многие элементы конструкции и дизайна были ими усовершенствованы. Годы работы над автомобилем позволили добиться совершенства конструкции которая дала автомобилю долгую конвейерную жизнь и любовь населения. Даже сегодня автомобиль ВАЗ-2106 высоко ценится и его цена в среднем выше цены автомобиля Волга ГАЗ-24 несмотря на престижность последней.
Оснащен автомобиль двигателем объемом 1569 (1600) кубических сантиметров, а мощность двигателя составляет 80 лошадиных сил. Есть также модификации с менее мощными двигателями рабочим объемом соответственно 1294 см³ и 1452 см³, которые унаследованы от автомобилей предыдущих поколений. Система питания двигателя состоит из двухкамерного карбюратора который имеет более совершенную конструкцию чем у более ранних моделей и обеспечивает меньший общий расход топлива несмотря на возросшую снаряженную массу. Моторный отсек изолирован от салона хорошей шумоизоляцией и поэтому в салоне относительно тихо (когда все исправно и настроено).
ВАЗ-21063Коробка переда автомобиля Жигули ВАЗ-2106 механическая четырехступенчатая, на поздних модификациях устанавливалась пятиступенчатая механическая коробка от более поздних моделей. Коробка передач автомобиля Жигули обладает четким и коротким ходом рычага и является надежным и тихим агрегатом.
Задний мост автомобиля ВАЗ-2106 неразрезной с гипоидной задней парой. Соотношение зубьев зависит устанавливаемого двигателя. Гипоидные пары разных передаточных соотношений взаимозаменямы со всеми моделями заднеприводных Жигулей 2101-2107, а также с парами автомобиля ВАЗ-2121 Нива.
Оборудование салона достаточно простое. Стандартно устанавливались тахометр, указатель давления масла с лампой аварийного давления, часы, отопитель, спидометр, указатель температуры охлаждающей жидкости и т.д. Передние сиденья регулируются по расстоянию от руля и наклону спинки. Задние сиденья оборудованы складным подлокотником и не регулируются. Пол салона закрыт ковровым покрытием, а количество незакрытых металлических элементов салона минимизировано. В остеклении передних дверей моделей советского производства сохранены форточки которые значительно улучшают естественную вентиляцию салона на малых скоростях. Вентиляция салона автомобиля ВАЗ-2106 Жигули приточно-вытяжная с естественным поток, который может быть перекрыт либо усилен двухскоростным вентилятором отопителя. Все четыре двери оборудованы опускными стеклами с механическими тросовыми стеклоподьемниками. При этом стекла задних дверей опускаются не полностью. Лобовое стекло автомобиля ВАЗ-2106 триплексное – два слоя стекла с эластичной прослойкой между ними. Салон оборудован трехточечными ремнями безопасности на всех пяти пассажирских местах. На некоторые автомобили устанавливались ремни с инерционными катушками, а на большинство – регулируемые.
Автомобиль имеет просторный багажник, однако задняя стенка багажника усложняет загрузку. Бензиновый бак как и у всех моделей Жигули установлен в нише правого заднего крыла, а запасное колесо в нише заднего левого крыла.
Общая компоновка подкапотного пространства автомобиля ВАЗ-2106 в целом повторяет компоновку автомобиля ВАЗ-2103 с незначительными отличиями в оборудовании. На поздних моделях устанавливался алюминиевый радиатор охлаждения и отопителя и производитель не рекомендует в связи с этим применение воды в системе охлаждения.
Колеса автомобиля ВАЗ-2016 имеют размерность дисков 13х5 дюймов, а шины радиальные – на ранних моделях 165SR13, а на поздних 175/70 R13. На поздних модификациях иногда устанавливались легкосплавные диски колес, зачастую по инициативе региональных дилеров.
Выхлопная система автомобиля состоит из чугунного выпускного коллектора 4-2, затем штаны 2-1, потом 2 резонатора, потом глушитель. На модификациях с объемом 1300 куб. см выхлопная система с двумя глушителями.
Тормозная система автомобиля ВАЗ-2106 двухконтурная гидравлическая с главным цилиндром тандемного типа и однодиафрагменным вакуумным механическим усилителем тормозного усилия с забором вакуума из впускного коллектора. Передние тормоза дисковые невентилируемые, задние тормоза барабанные с самоподводящимися тормозными цилиндрами. В системе установлен сигнализатор низкого уровня жидкости в бачке тормозного цилиндра который имеет один полуразделенный резервуар для обоих контуров.
Сцепление автомобиля ВАЗ-2106 с гидравлическим приводом отключения, нажимной диск сцепления диафрагменного типа. Сцепление сухое однодисковое. Картер сцепления отлит заодно с корпусом коробки передач.
Карданный вал автомобиля ВАЗ-2106 Жигули оснащен гибкой резиновой муфтой для гашения вибраций. С коробкой передач сообщен шлицевым соединением, к заднему мосту крепится через фланец.
Передняя подвеска автомобиля Жигули ВАЗ-2106 независимая на четырех поперечных рычагах, пружинная с гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия. Цапфа колеса опирается на шаровых опорах которые являются слабым местом автомобиля и при сильном износе у автомобиля может характерно отвалиться переднее колесо. Поэтому узел требует внимания и не допускается эксплуатация со значительными износами.
Задняя подвеска автомобиля Жигули ВАЗ-2106 зависимая пружинная с телескопическими амортизаторами двухстороннего действия, стабилизируют мост продольные и поперечные реактивные штанги.
Автомобиль оборудован четырьмя фарами с галогенными лампами, габаритными огнями вынесенными в один блок с передними поворотниками. Заднее освещение состоит из двух блочных фонарей, которые в одном корпусе объединяют поворотники, габаритные огни, стоп-сигналы, освещение заднего хода, отражатели задние. Освещение заднего номерного знака выполнено с помощью двух ламп также размещенных в корпусе задних фонарей сбоку номерных знаков.
Заднее стекло ранних модификаций не оборудовано ни обогревом ни обдувом. На поздних модификациях опционально устанавливался обогрев стекла от более поздних модификаций Жигулей.
Снаряженная масса: 1045 кг
Длина: 4166 мм
Ширина: 1611 мм
Высота: 1140 мм
Колесная база: 2424 мм
Колея передних колес: 1365 мм
колея задних колес: 1321 мм
Кузов: седан
Дверей: 4
Мест: 5
Объем багажного отделения: 345 л
Разгон до 100 км/час: 16 секунд и больше (модификации 1456 куб.см – 17 с, 1294 – 19 с)
Максимальная скорость: 154 км/час (1456 куб.см – 152 км/час, 1294 – 147 км/час)
Мощность двигателя: 80 л.с.
Октановое число бензина: АИ-93 (позднее разрешен А-92), на карбюраторных возможно применение этилированного бензина
ВАЗ-21061 – отличается от автомобиля ВАЗ-2106 двигателем ВАЗ-2103 рабочим объемом 1456 куб.см, часть автомобилей оборудована механическим вентилятором охлаждения вместо электровентилятора
ВАЗ-21062 – экспортная модификация с правым рулем
ВАЗ-21063 – модификация с двигателем ВАЗ-21011 рабочим объемом 1296 см.куб., мощностью 69 л.с., двигатель оборудован электровентилятором и датчиком давления масла.
ВАЗ-21064 – модификация ВАЗ-21061 с правым расположением руля – экспортный вариант для стран с левосторонним движением
ВАЗ-21065 – постсоветская модификация, редуктор 3.9, более мощный генератор, на части бампера и колеса от ВАЗ-2105, бесконтактная система зажигания, карбюратор Солекс
ВАЗ-21066 – версия модификация ВАЗ-21063 с правым рулем, экспортная модификация
ВАЗ-21067 – версия оснащенная инжекторным двигателем ВАЗ-21067-20
ВАЗ-21068 – несерийный автомобиль-носитель двигателей автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109
В связи с отсутствием достаточного насыщения рынка недорогими и качественными автомобилями цены на автомобиль ВАЗ-2106 сохраняются на относительно высоком уровне. На автомобили с отсутствующей коррозией и хорошим лакокрасочным покрытием в зависимости от года выпуска и общего технического состояния просят от 2 до 4 тысяч долларов. Автомобили которые поражены коррозией, битые, аварийные, изношенные можно купить от 300 долларов и дороже.
Легендарная Шоха является объектом разнообразных направлений тюнинга, от базарного навешивания цацок, накладок, наклеек и до серьезного тюнинга и доводки двигателя. Классический двигатель автомобиля ВАЗ-2106 легко форсируется до 100 лошадиных сил без увеличения рабочего объема, правда обороты двигателя при этом могут достигать 7-8 тыс. об/мин, что не лучшим образом сказывается на ресурсе. Выхлопная система часто тюнингуется с помощью прямоточных глушителей придающим грозный рык двигателю (правда это не всегда нормально воспринимается окружающими и владельца подобного автомобиля зачастую считают идиотом). На рынке представлено огромное количество деталей для тюнинга кузова и салона автомобиля ВАЗ-2106, специальные детали уже подогнаны по размеру к автомобилю. Автомобиль сейчас еще сохраняет популярность у молодежи как первый автомобиль и у людей старшего поколения, особенно в глубинке.
gaz24.info