Ярославские двигатели семейства 236/238 знакомы просто таки огромному количеству водителей тяжелых автомобилей. Не так давно началось параллельное производство рядных моторов серии 530. Но далеко не все знают о таком агрегате, как ЯМЗ 240, что, впрочем, вполне объяснимо – этот 12-цилиндровый «монстр» предназначен для совсем уж серьезных «потребителей»…
История появления
6-ти, а вслед за ними 8-мицилиндровые четырехтактные V-образные моторы в Ярославле начали разрабатывать еще в конце 1950-ых. Уже тогда все поняли, что привычные всем двухтактные ЯАЗ-204/206 слишком уж расходные и капризные. С разработкой и внедрением не затягивали – уже в 1961 ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 пошли в серию.
Но максимум мощности в то время равнялся 400 л. с., что на фоне присущего советского стремления сделать технику больше и мощнее чем Западе было явно недостаточно. Поэтому параллельно велись эксперименты с еще большими объемами. Результатом этих экспериментов и стал 12-тицилиндровик 240-ой, который, по сути, был в какой-то мере двойной вариацией шестицилиндрового 236-го. Уже в 1962 году были представлены рабочие образцы, а скоро состоялся и запуск в серию.
В базовой комплектации его мощь доходила до 360 «лошадей», но то в базовой. Главной целью для оснащения стали новейшие на тот момент карьерные самосвалы БелАЗ-540, затем их начали ставить на снегоболотоход ШГС-401, небольшие дизель-поезда и разнообразную железнодорожную спецтехнику типа выправочно-подбивочных машин.
Но наибольшую популярность модель получила как основа силового агрегата для модификаций «кировцев» - тяжелых тракторов К-701. Хотя бы потому, что от прочих вариантов оснащаемых машин, которые имели достаточно узкую специализацию и ограниченный «ареал обитания», эти сельхозмашины по определению использовались повсюду. Мало того, их даже держали в армейских частях для обучения – в случае войны они могли применяться в качестве артиллерийских тягачей!
Хорошие и плохие стороны
Именно по этой причине, описывая достоинства и недостатки данного двигателя, мы будем подразумевать в основном его «тракторные» вариации. Итак, чем 240-ой может порадовать:
Иногда, к недостаткам данного агрегата относят высокий расход топлива, но тут ведь понимать нужно – отдача от него тоже будь здоров!
Но даже при таком положении дел, и несмотря на то, что 701-е уже давно сняты с производства, запчасти для 240-го остаются весьма востребованной позицией. Так получается по одной простой причине – если новые отечественные и зарубежные машины еще могут спорить с ним по характеристикам, то вот относительная стоимость все равно оставляет этот мотор в выигрыше. Другое дело, что не всегда получается найти запчасти в нужном количестве и в должном качестве. Правда, это если вы не знаете о нашем торговом доме «СпецМаш», где всегда можно купить комплектующие как для ЯМЗ-240, так и для других моделей и модификаций.
Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич |
Качество предлагаемой нами продукции всегда на высоте (все товары проверены и сертифицированы), цены адекватные. При этом, оптовые покупатели и постоянные клиенты всегда могут рассчитывать на скидки, отсрочки и прочие бонусы. Принимаем наличные и безнал, организовываем доставку (пока только по России, зато во многие города бесплатно). Для связи с нашими операторами по поводу оформления заявок и другим вопросам к вашим услугам «обратная» форма на сайте, телефон и электронная почта.
10516670 Шайба 8 пружинная
10519601 Шайба 8
1 240-1002012-Б2 Блок цилиндров (Чугун)
1 240-1002012-Г2 Блок цилиндров (Чугун)
1 240Н-1002012-БА2 Блок цилиндров (Чугун)
2 240-1111557 Ввертыш трубки подвода масла
3 312482-П34 Шайба
4 310122-П2 Болт М10х1х22
5 240-1111614 Трубка
6 240-1111620 Трубка отвода масла от топливного насоса
7 310096-П2 Болт специальный М14х1,5х30
8 312326-П34 Шайба уплотнительная
9 200276-П29 Болт М8х85
10 312356-П29 Шайба 8
12 240-1002240 Втулка упорная (Сталь)
13 240-1002224-Б Трубка сливная (Сталь)
14 236-1011296 Прокладка переднего фланца
15 240-1002402 Заглушка водяного канала
16 252135-П2 Шайба пружинная
17 201454-П29 Болт М8х16
18 240Н-1011449 Кольцо уплотнительное
19 240Н-1011445 Форсунка охлаждения поршней
20 201418-П29 Болт М6х16
21 252134-П2 Шайба пружинная
22 252004-П2 Шайба
23 240-1002244 Крышка люка
24 240-1002246 Прокладка
25 240-1002265-А2 Прокладка передней крышки
26 252136-П2 Шайба 10 пружинная
27 200320-П29 Болт М10х55
28 240-1002260-В Крышка блока передняя
28 240Б-1002260-Б Крышка блока передняя
29 200326-П29 Болт М10х85
30 240-1002333 Указатель установки угла опережения впрыскивания топлива
31 240-3813856 Прокладка
32 250508-П29 Гайка М6
33 240-1002271-А Крышка смотрового люка
34 2101458-П29 Болт М8х25 (Сталь)
35 240-1002503-Б2 Крышка люка водяного канала
36 240-1002504-Б Прокладка
Тип | 12VT |
Число цилиндров | 12 |
Расположение цилиндров | V-образное, угол развала 75° |
Порядок работы цилиндров | 1-12-5-8-3-10-6-7-2-11-4-9 |
Диаметр цилиндра, мм | 130 |
Ход поршня, мм | 140 |
Рабочий объем, л | 22.3 |
Степень сжатия | 15.2:1 |
Номинальная мощность, кВт (л.с.), не менее | 368 (500) |
Номинальная частота вращения коленчатого вала, об/мин | 2100 |
Частота вращения холостого хода, об/мин | |
- максимальная, не более | 2325 |
- минимальная, не более | 600 |
Удельный расход топлива минимальный, г/(кВт ч): | |
- при 100% мощности: | 212 |
Масляные фильтры | два: полнопоточный, тонкой очистки, с двумя сменными фильтрующими элементами и центробежный, с реактивным приводом |
Объем системы смазки, л | 39 |
Топливный насос | высокого давления, двенадцатиплунжерный, плунжеры золотникового типа |
Топливные фильтры | |
- грубой очистки | с двумя сменными фильтрующими элементами из хлопчатобумажной ровницы |
- тонкой очистки | с двумя сменными фильтрами |
Наддув | газотурбинный, двумя турбокомпрессорами |
Турбокомпрессор | турбина радиальная, центростремительная, компрессор центробежный |
Объем системы охлаждения, л | 35* |
Водяной насос | центробежного типа |
Зарядный генератор | модели 63,3701, 28В, 150А |
Пусковое устройство | электрический стартер типа 25,3708-01 |
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм | 1859х1098х1190 |
Масса двигателя, кг | 1790** |
www.powerunit.ru
Линейка дизельных двигателей ЯМЗ-240 производства ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод) — это базовое семейство V-образных 12-цилиндровых моторов. Как атмосферные (без турбонаддува), так турбированные модификации и комплектации двигателей ЯМЗ-240 соответствуют экологическим нормативам Евро-0.
Дизели ЯМЗ-240М2 и ЯМЗ-240БМ2-4 являются атмосферными (без ТКР). Базовым в данной линейке считается автомобильный силовой агрегат ЯМЗ-240М2, он предназначается для эксплуатации на тяжелых карьерных самосвалах БелАЗ грузоподъемностью до 30–45 тонн. На сельскохозяйственных тракторах К-701 применяется его модификация ЯМЗ-240БМ2-4.
Модели двигателей ЯМЗ-240НМ2 и ЯМЗ-240ПМ2 являются форсированными турбированными модификациями того же ЯМЗ-240М2, они также применяются на карьерных самосвалах БелАЗ большой грузоподъёмности. Лидерами спроса в данной линейке двигателей являются моторы ЯМЗ-240НМ2, эксплуатируемые на карьерной технике грузоподъёмностью до 45 тонн.
Основные характеристики семейства силовых агрегатов ЯМЗ-240:
V-образная конструкция обеспечиват все двигатели семейства высоким крутящим моментом. Моторы отлично зарекомендовали себя при работе в тяжелых климатических условиях, при перепадах температуры и влажности, в условиях разреженного воздуха высокогорной местности и в пустынях.
Не стои забывать, что только своевременное и качественное техническое обслуживание, грамотная и бережная эксплуатация обеспечат длительный срок службы двигателей и их надежность.
Двигатель ЯМЗ-240М2 | 265 (360) | 2100 | 1275 (130) | 1600 | 214 (157) | 1580/1015/1190 | 1670 | Карьерные самосвалыгрузоподъемностью 30 т БелАЗ-7540В, -7540Е, -75404, -75405, -75406,-75407 (ПО «БелАЗ», Жодино) |
ДвигательЯМЗ-240БМ2-4 | 220,6 (300) | 1900 | 1275 (130) | 1300-1600 | 224 (165)* | 1700/1016/1446 | 1720 | С/х тракторы К-701«Кировец» — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-240ПМ2 | 309 (420) | 2100 | 1491 (152) | 1600 | 211 (155) | 1760/1100/1190 | 1790 | Карьерные самосвалыгрузоподъемностью 30-32 т БелАЗ-7540А, -75401, -75406, -75409 |
Двигатель ЯМЗ-240НМ2 | 368 (500) | 2100 | 1815 (185) | 1600 | 208 (153) | 1760/1100/1190 | 1790 | Карьерные самосвалыгрузоподъемностью 42 т БелАЗ-75485, -75486, -75487, -75489 —в запчасти |
ДвигательЯМЗ-240НМ2-1 | 368 (500) | 2100 | 1815 (185) | 1600 | 208 (153) | 1760/1100/1190 | 1790 | Карьерные самосвалыгрузоподъемностью 42-45т БелАЗ-7547; БелАЗ-75485, -75486, -75487, -75489 |
ДвигательЯМЗ-240НМ2-2 | 368 (500) | 2100 | 1815 (185) | 1600 | 208 (153) | 1760/1100/1190 | 1790 | Карьерные самосвалыгрузоподъемностью 42-45т БелАЗ, см. ЯМ3-240НМ2-1 |
yar-dizel.ru
Производитель: | ЯМЗ |
Тип: | дизельный |
Объём: | 22299 см3 |
Максимальная мощность: | 360 л.с., при 2100 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 1275 Н·м, при 1500 об/мин |
Конфигурация: | V-образный |
Цилиндров: | 12 |
Клапанов: | 24 |
Ход поршня: | 140 мм |
Диаметр цилиндра: | 130 мм |
Система питания: | топливоподкачивающий насос низкого и топливный насос высокого давления |
Охлаждение: | жидкостное |
Клапанной механизм: | OHV |
Материал блока цилиндров: | чугун |
Материал ГБЦ: | чугун |
Тактность (число тактов): | четырёхтактный |
Порядок работы цилиндров: | 1-5-3-6-2-4-7-11-9-12-8-10 |
Рекомендованное топливо: | дизельное топливо |
ЯМЗ-240 — четырёхтактный длинноходный V-образный дизельный двигатель для карьерных самосвалов, тяжёлой автомобильной и строительной техники, дизель-поездов.
В конце 1962 года Ярославским моторным заводом было освоено производство четырехтактного V-образного двенадцатицилиндрового дизельного двигателя, унифицированного с V-образным шестицилиндровым ЯМЗ-236 и V-образным восьмицилиндровым ЯМЗ-238. Топливные насосы высокого давления выпускаются на Ярославском заводе топливной аппаратуры.
Двигатель дизельный, четырехтактный, V-образный двенадцатицилиндровый, в основном устанавливается на автомобили типа БелАЗ-540 (Белорусский автомобильный завод), снегоболотоход ШСГ-401, модификации трактора К-700, железнодорожную технику (дизель-поезд МДП4, выправочно-подбивочно-отделочные машины).
Двигатель V-образный двенадцатицилиндровый четырёхтактный.
Диаметр цилиндра: 130 мм
Ход поршня: 140 мм
Степень сжатия: 16,5
Рабочий объём: 22299 см³
Порядок работы цилиндров: 1-5-3-6-2-4-7-11-9-12-8-10
Мощность: 360 л.с при 2100 об/мин (ЯМЗ-240)
Мощность: 420 л.с при 2100 об/мин (ЯМЗ-240П)
Мощность: 500 л.с при 2100 об/мин (ЯМЗ-240Н)
Крутящий момент: 1275 Н/м (130 кгс/м) (ЯМЗ-240)
Крутящий момент: 1491 Н/м (152 кгс/м) (ЯМЗ-240П)
Крутящий момент: 1814 Н/м (185 кгс/м) (ЯМЗ-240Н)
Обороты максимального крутящего момента: 1500 об/мин
dic.academic.ru
id | Номер по каталогу | Количество | Наименование |
1 | 60.111 | 1 | Крышка регулятора (алюминиевый сплав) |
2 | 236-1110154-А | 1 | Прокладка крышки (паронит) |
3 | 312700-П15 | 1 | Шайба (сталь) |
4 | 236-1110080 | 1 | Рычаг двуплечий (сталь) |
5 | 250508-П29 | 3 | Гайка (сталь) |
236-1110404-Б | 1 | Рычаг регулятора в сб. | |
6 | 238НБ-1110406-А2 | 1 | Рычаг регулятора (сталь) |
7 | 852350-П15 | 1 | Винт регулировочный (сталь) |
8 | 236-1110412 | 1 | Корректор (сталь |
9 | 240-1110462 | 1 | Пружина регулятора (сталь) |
10 | 852002-П15 | 1 | Болт регулировочный (сталь) |
11 | 236-1110466-А | 1 | Рычаг пружины (сталь) |
12 | 236-1110443-Б | 1 | Рычаг рейки (сталь) |
13 | 201418-П29 | 2 | Болт крепления рычага М6*16 (сталь) |
14 | 252154-П29 | 12 | Шайба пружинная (сталь) |
14 | 252134-П29 | 1 | Шайба пружинная (сталь) |
15 | 236-1110448 | 1 | Пружина рычага рейки (сталь) |
16 | 258012-П15 | 3 | Шплинт (сталь) |
17 | 236-1110454 | 1 | Тяга рейки с планкой в сб. (сталь) |
18 | 236-1110064 | 27 | Шарик (сталь) |
236-1110060-А2 | 1 | Муфта грузов в сб. | |
19 | 60.111 | 1 | Муфта грузов (сталь) |
20 | 236-1110067 | 1 | Кольцо пружинное (сталь) |
21 | 8102 | 1 | Упорный шарикоподшипник муфты нрузов |
22 | 236-1110065-Б | 1 | Пята упорная (сталь) |
24 | 236-1110414 | 1 | Пружина корректора (сталь) |
25 | 236-1110433 | 1 | Серьга регулятора (сталь) |
26 | 312370-П15 | 4 | Шайба (сталь) |
27 | 236-1110140 | 2 | Шайба (сталь) |
28 | 236-1110141 | 2 | Шайба (сталь) |
29 | 312652-П15 | 4 | Шайба (сталь) |
30 | 236-1110416 | 1 | Корпус пружины корректора (сталь) |
31 | 311512-П15 | 1 | Контргайка (сталь) |
32 | 236-1110418 | 1 | Кольцо пружинное упорное (сталь) |
33 | 250511-П15 | 12 | Гайка (сталь) |
34 | 242519-П15 | 1 | Винт регулировочный (сталь) |
37 | 852357-П29 | 1 | Винт регулировочный (сталь) |
38 | 310612-П15 | 1 | Винт крепления крышки регулятора (сталь) |
39 | 236-1110479 | 2 | Кольцо уплотнительное втулки (резина) |
40 | 236-1110476-Б | 1 | Втулка вала рычага пружины (сталь) |
41 | 313955-П15 | 1 | Заглушка (сталь) |
42 | 236-1110134-Б | 1 | Ввертыш оси кулисы (сталь) |
43 | 236-1110394 | 1 | Кольцо оси кулисы уплотнительное (резина) |
44 | 236-1110262 | 1 | Шайба скобы кулисы (сталь) |
45 | 201416-П29 | 1 | Болт М6*12 (сталь) |
46 | 46-202 | 1 | Шарикоподшипник валика державки грузов |
47 | 236-1110051-В | 1 | Валик державки грузов (сталь) |
48 | 310139-П15 | 1 | Болт (сталь) |
49 | 312529-П15 | 3 | Шайба стопорная (сталь) |
50 | 236-1110558-В | 2 | Стакан подшипников валика державки (сталь) |
51 | 236-1110042 | 1 | Стопор пружинный (сталь) |
52 | 311200-П29 | 3 | Винт крепления корпуса регулятора (сталь) |
53 | 317849-П15 | 1 | Палец (сталь) |
54 | 54-1110066 | 1 | Ось упорной пяты (сталь) |
236-1110020-Е | 1 | Корпус регулятора в сб. | |
55 | 236-1110022-Д | 1 | Корпус регулятора (алюминиевый сплав) |
56 | 260003-П15 | 1 | Палец пружины рычага рейки (Сталь) |
57 | 236-1111196 | 1 | Кольцо уплотнительное (резина) |
58 | 236-1111032 | 1 | Ввертыш для подсоединения трубки отвода масла (Сталь) |
59 | 312630-П | 2 | Шайба (Медь) |
60 | 258639-П15 | 2 | Штифт(Сталь) |
62 | 312347-П15 | 1 | Шайба(Сталь) |
63 | 236-1110482 | 1 | Кольцо втулки вала уплотнительное(Резина) |
64 | 236-1110518-Б | 1 | Втулка ведущей шестерни (Сталь) |
65 | 200 | 1 | Шарикоподшипник валика державки грузов |
66 | 310140-П15 | 2 | Болт М8*30 (сталь) |
67 | 236-1110516-Б2 | 1 | Шестерня регулятора ведущая(Сталь) |
68 | 236-1110517-Б2 | 1 | Сухарь шестерни(Резина) |
69 | 236-1110521 | 1 | Фланец втулки шестерни (Сталь) |
70 | 312556-П15 | 1 | Шаййба стопорная(Сталь) |
71 | 250634-П15 | 1 | Гайка(Сталь) |
72 | 236-1110049 | 2 | Ось грузов регулятора (Сталь) |
73 | 240-1110045 | 2 | Груз регулятора в сб |
240-1110040-А | 1 | Державка грузов со стаканом в сборе | |
74 | 236-1110046-Б | 1 | Державка грузов(Сталь) |
75 | 236-1110532 | 2 | Ролик груза регулятора (Сталь) |
76 | 236-1110398 | 1 | Крышка возвратной пружины (Сталь) |
77 | 236-1110396 | 1 | Пружина возвратная(Сталь) |
78 | 222539-П15 | 5 | Винт крепления крышки регулятора (Сталь) |
79 | 236-1110200 | 1 | Винт регулировочный(Сталь) |
60.1110497-01 | 1 | Крышка смотрового люка с буферной пружиной(Алюминиевый сплав) | |
80 | 60.1110498-01 | 1 | Крышка смотрового люка(Алюминиевый сплав) |
60.111 | 1 | Кулиса в сборе | |
81 | 236-1110136-Б | 1 | Ось кулисы(Сталь) |
82 | 60.111 | 1 | Кулиса(Сталь) |
83 | 60.111 | 1 | Ползун кулисы(Сталь) |
84 | 236-1110374-Б | 1 | Пружина фиксатора(Сталь) |
85 | 236-1110372-Б | 1 | Фиксатор кулисы (Сталь) |
86 | 60.111 | 1 | Скоба кулисы в сб |
87 | 310611-П15 | 1 | Винт крепления крышки смотрового люка(Сталь) |
88 | 236-1110500 | 4 | Винт крепления крышки смотрового люка(Сталь) |
89 | 60.111 | 1 | Корпус буферной пружины(Сталь) |
90 | 311511-П15 | 1 | Контргайка корпуса буферной пружины (Сталь) |
91 | 236-1110490 | 1 | Пружина буферная(Сталь) |
92 | 852000-П29 | 1 | Болт(Сталь) |
93 | 310142-П15 | 1 | Болт регулировочный(Сталь) |
94 | 236-1110392 | 1 | Ввертыш оси скобы(Сталь) |
95 | 312353-П | 1 | Шайба(Фибра) |
96 | 236-1110390 | 1 | Ось скобы (Сталь) |
97 | 236-1110499-А3 | 1 | Прокладка крышки(Паронит) |
98 | 236-1110467 | 1 | Вал рычага пружины (Сталь) |
100 | 314003-П | 1 | Шпонка сегментная(Сталь) |
101 | 236-1110151 | 1 | Рычаг управления регулятором(Сталь) |
102 | 236-1110089 | 1 | Пружина компенсационная (Сталь) |
103 | 236-1110088 | 1 | Ось рычагов(Сталь) |
104 | 312446-П | 2 | Шайба(Фибра) |
105 | 310608-П15 | 2 | Винт-заглушка(Сталь) |
www.valti.ru
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКО ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО Орел ГАУ
Кафедра «ЭМТП и тракторы»
по дисциплине "Тракторы и автомобили"
на тему: "Расчет показателей двигателя ЯМЗ-240Б"
Выполнил: Лосев С.Г
Группа Т-363-6
Проверил: Шуруев А.В.
Орел 2008
Содержание
Задание
1. Тепловой расчет двигателя
2. Расчет и построение регуляторной характеристики
3. Кинематика КШМ
4. Динамика КШМ
1 Тепловой расчет двигателя
1.2 Параметры рабочего тела
Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива:
где С, Н, О – массовая доля элементов в 1 кг топлива;
С=0,857; Н=0,133; О=0,01
кгили
кмольКоличество свежего заряда:
где
- коэффициент избытка воздуха, принимаем =1,6; кмольКоличество отдельных компонентов продуктов сгорания:
Общее количество продуктов сгорания:
кмоль1.3. Процесс впуска
Давление на впуске можно принять равным атмосферному:
Для двигателей без наддува температуру можно принять равной атмосферной:
Плотность заряда на впуске:
где
- удельная газовая постоянная Дж/(кг град).Давление в конце впуска:
где
- потери давления на впуске. МПа МПаКоэффициент остаточных газов:
где
20…40о – подогрев свежего заряда на впуске, принимаем 100 ; - степень сжатия, =14;Температура в конце впуска:
ККоэффициент наполнения цилиндра свежим зарядом:
1.4 Процесс сжатия
С учетом характерных значений показателя политропы сжатия для заданных параметров двигателя принимаем
.Давления в конце сжатия:
МПаТемпература в конце сжатия:
КСредняя молярная теплоемкость заряда (воздуха) в конце сжатия:
кДж/кмольЧисло молей остаточных газов:
кмольЧисло молей газов в конце сжатия до сгорания:
кмольСредняя молярная теплоемкость продуктов сгорания в дизеле:
кДж/кмольЧисло молей газов после сгорания:
кмольРасчетный коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси:
Принимаем коэффициент использования теплоты
. Тогда количество теплоты, передаваемой газом при сгорания 1 кг топлива:где
- низшая теплота сгорания топлива, =42500 кДж/кг кДж/кгВ дизеле с наддувом для ограничения максимального давления сгорания принимаем меньшее значение степени повышения давления, чем в дизеле без наддува:
.Температуру в конце сгорания определяем из уравнения сгорания:
Решаем уравнение относительно ТZ и находим ТZ =7663,28 К.
Давление в конце сгорания:
МПаСтепень предварительного расширения:
Степень последующего расширения:
Показатель политропы расширения:
Давление в конце расширения:
МПаТемпература в конце расширения:
КПроверим правильность ранее принятой температуры остаточных газов:
К %Допустимое значение 0,08%. Расчет выполнен верно, так как погрешность находится в допустимых значениях.
Таблица 1-результаты теплового расчета двигателя.
1.7. Расчет индикаторных показателей
mirznanii.com