В 1949 г. был взорван первый советский ядерный заряд. В начале 1950-х годов была проведена серия ядерных взрывов с целью изучение влияния поражающих факторов на личный состав, наземную и воздушную боевую технику, фортификационные сооружения. В ходе этих испытаний проверялся и танк Т-54. В результате выяснилось, что на определенных расстояниях от эпицентра взрыва танки оставались технически исправными, однако животные, которые находились на местах членов экипажа, погибали от действия ударной волны.
Танк Т-55 (1958 г.), созданный на базе танка Т-54Б. Вооружен 100-мм танковой пушкой Д-10Т2С и двумя 7,62-мм пулеметами СГМТ
По результатам испытаний Министерство обороны потребовало от промышленности создать систему герметизации танка, которое было поручено разрабатывать Харьковскому КБ-60. В 1956 г. разработка системы ПАЗ была закончена и документация была передана в Нижний Тагил на УВЗ (завод № 183). Там решили установить систему ПАЗ на опытную машину Т-54М (об. 139), которую разработали еще в 1954 г. И хотя это всего лишь была очередная модернизация танка Т-54, ему присвоили новый индекс. Так появился танк Т-55 об.155, который был принят на вооружение в 1958 г. На этой машине повысили мощность двигателя до 580 л.с., увеличили запас возимого топлива и боекомплекта к пушке за счет установки в носовой части корпуса двух баков-стеллажей, улучшили ходовую часть, установлен воздушный компрессор, введены система ПАЗ, термодымовая аппаратура (ТДА), автоматическая система ППО "Роса" и планетарный бортовой редуктор. Кроме осколочно-фугасных и бронебойных снарядов в боекомплект был введен кумулятивный снаряд БК5М с бронепробиваемостью 390 мм. На этом танке отсутствовал 12,7-мм зенитный пулемет ДШКМ, который оказался малоэффективным против низколетящих реактивных самолетов, вертолеты еще только разрабатывались. Система ПАЗ в случае ядерного взрыва выдавала сигналы на исполнительные устройства, которые герметизировали машину и останавливали двигатель. Включался нагнетатель, который через фильтр подавал очищенный воздух внутрь танка под избыточным давлением, что не давало возможности попадания радиоактивной пыли внутрь танка.
Танк Т-55А (объект 155А) (обр. 1962 г.) - модернизация танка Т-55
Новая термодымовая аппаратура (ТДА) в качестве дымообразующего вещества использовала дизельное топливо. Усовершенствованное, по сравнению с Т-54Б, оборудование для подводного вождения обеспечивало преодоление водных преград шириной до 1000 м. В 1959 г. на часть танков были установлены минные тралы ПТ-55. В дальнейшем некоторые танки получили бульдозерное оборудование БТУ массой 2,3 т и БТУ-55 массой 1,4 т. Начиная с 1960 г. в конструкцию танка были введены дублирующий гидропневматический привод управления 19-дисковым главным фрикционом, воздушно-жидкостная систему очистки смотровых приборов механика-водителя, новый гирополукомпас ГПК-59. В 1961 году начались работы по усилению противорадиационной защиты Т-55. Дело в том, что даже толстая броня, неплохо защищавшая от гамма излучения, очень слабо спасала экипаж от воздействия быстрых нейтронов. Был разработан синтетический материал ПОВ, который хорошо замедлял и поглощал быстрые нейтроны и которым решено было покрыть внутреннюю сторону брони обитаемых отделений Т-55, такое покрытие конструкторы стали называть подбоем. Кроме антирадиационного действия подбой частично предохранял экипаж от осколков брони при попадании в танк. Такой танк был разработан и под обозначением Т-55А об. 155А был принят на вооружение в 1962 г. На этом танке материалом ПОВ покрыли внутреннюю (подбой) и наружную (надбой) части обитаемого отделения. Кроме того, у него отсутствовал курсовой пулемет.
Танк Т-55А обр. 1974 г. - модификация танка Т-55А Т-55А серийно производился в 1963-1977 гг., в ходе которого в конструкцию танка постоянно вносили изменения. В 1965 году были введены гусеницы с резинометаллическим шарниром (РМШ). С 1969 года на танке стал устанавливаться зенитный пулемет ДШКМ или КПВТ для борьбы с вертолетами. С 1974 года был введен лазерный дальномер КДТ-1 "Нева" и прицел наводчика ТШС-32ПМ с независимой стабилизацией поля зрения, вместо радиостанции Р-113 устанавливалась Р-123. Не смотря на постоянно проводимые усовершенствования к началу 1980-х годов отставание боевых характеристик Т-55 от машин потенциального противника достигло критического уровня. К этому прибавился и опыт боевого применения советских танков в Афганистане, выявивший их крайнюю незащищенность, в частности, от кумулятивных гранат и подрыва на противотанковых минах и фугасах. В связи с этим была разработана широкомасштабная программа модернизации многочисленных Т-55, находящихся в войсках. Ее целью стало доведение боевых характеристик танков Т-55 до уровня основных танков Т-64 и Т-72. Модернизированные танки Т-55 стали поступать в войска с 1983 г. под обозначением Т-55М/АМ. Повышение эффективности огня была решена за счет установки комплекса управляемого вооружения 9К116-1 "Бастион", который включал выстрел 3УБК10-1 с управляемой ракетой 9М117 и аппаратуру управления, состоящую из прицела-прибора наведения 1К13, преобразователя 9С831, блока управления и электронного блока. Дальность действия ракеты: 4000 м - днем и 1200 м - ночью, бронепробиваемость ее кумулятивной боевой части - 550 мм брони. Задача повышения точности огня, в том числе и обычными снарядами, решалась установкой системы управления огнем "Волна". В ее состав входили лазерный дальномер КДТ-2, баллистический вычислитель БВ-55, прицел ТШСМ-32ПВ, стабилизатор вооружения "Циклон" М1. Ствол пушки укрыли теплозащитным кожухом.
Танк Т-55АМ - модернизированный вариант танка Т-55А (1983 г.) Защищенность танка повысили за счет установки элементов дополнительного бронирования корпуса и башни. К верхнему лобовому листу корпуса приварили металлополимерный модуль: коробчатую конструкцию из броневых листов толщиной 30 мм, внутри которой размещались 5-мм стальные листы с 30-мм промежутками, заполненными пенистым полиуретаном. Дополнительная защита лобовой части башни состояла из двух блоков, расположенных справа и слева от амбразуры пушки. Конструктивно это были литые броневые детали, с внутренней стороны которых приваривалась коробка с 5-мм стальными листами и пенополиуретанановым наполнителем. Борта танка прикрыли противокумулятивными резинотканевыми секционными экранами. Для дополнительной защиты танка и экипажа при подрывах на минах днище танка дополнительно бронировали - в районе расположения сиденья механика-водителя приварили защитный модуль: каркас из стального швеллера толщиной 80 мм, закрытый снизу шестью броневыми листами толщиной 20 мм. Кроме того, между днищем и крышей корпуса справа за сиденьем водителя установили силовой пиллерс - распорку, препятствующую прогибу днища при взрыве мины. На аварийном люке в днище смонтировали 20-мм броневую крышку. Для постановки дымовой завесы на танк установили систему 902Б. В целях усиления радиационной безопасности члены экипажа получили индивидуальные противорадиационные жилеты, а рабочие места танкистов дополнили локальной защитой от проникающей радиации. Для защиты от зажигательного оружия - типа напалма - танк оборудовали системой "Сода": поставили сетки с мелкой ячейкой на крыше трансмиссии, упрятали наружную электропроводку в стальные трубки, соединительные шланги внешних топливных баков проложили асбестовой тканью в металлическом каркасе.
Танк Т-55АМВ - модернизированный вариант танка Т-55А (1984 г.) В результате боевая масса Т-55М возросла до 40,9 т, а Т-55АМ - даже до 41,5 т. Поэтому для сохранения подвижности на танк пришлось поставить более мощные двигатели – В-55У (620 л.с.), а позже и В-46-5М (690 л.с.). Кроме того вместо радиостанции Р-123М установили Р-173 и радиоприемник Р-173П. Образцы Т-55 с двигателем В-46-5М получили индекс Т-55М-1. Танки без комплекса управляемого вооружения - Т-55М1, а те из них, что оснащались двигателем В-46-5М, - Т-55М1-1. Варианты машин без дополнительного бронирования, но с навесной динамической защитой имели обозначение Т-55МВ, с двигателем В-46-5М - Т55МВ1-1. Было и другое направление модернизации танка Т-55. Для повышения защиты танка от кумулятивных боеприпасов на танки Т-55М/АМ устанавливали комплекс динамической защиты 4С20 "Контакт-1". Машины с КДЗ были приняты на вооружение в 1984 году и получили индекс Т-55МВ/АМВ. Система вооружения на них оставалась аналогичной Т-55М. Было и третье направление повышения защищенности танка Т-55. Это установка на танк комплекса активной защиты 1030М "Дрозд". Танк Т-55А с такой системой был принят на вооружение в 1983 г. под обозначением Т-55АД. КАЗ "Дрозд" предназначался для защиты танков от противотанковых управляемых реактивных снарядов и гранат путем их подрыва, механического повреждения или отклонения от заданной траектории защитным снарядом. Конструктивно "Дрозд" состоит из радиолокационной станции, систем вооружения и управления. РЛС обнаруживает и сопровождает направленные на танк ПТУРС или гранаты ручных противотанковых гранатометов. Система вооружения обеспечивает отстрел и подрыв на заданной дистанции защитного осколочно-фугасного боеприпаса 3УОФ14; при этом его боевая часть образует направленное осколочное поле с плотностью 120 осколков на 1 кв. м на расстоянии 1,5 м. Скорость осколков достигает 1600 м/с, масса каждого - около 3 г. Время перезаряжания системы - 15 мин. Система работала в автоматическом режиме. Кроме комплекса "Дрозд", танк Т-55АД имел дополнительное бронирование корпуса и днища, на нем устанавливались баллистический вычислитель БВ-55 и лазерный дальномер. Часть танков с активной защитой была изготовлена на базе танков Т-55М/МД и Т-55АМ/АМД.
Танк Т-55АД - модернизированный вариант танка Т-55А (1983 г.) Танки Т-55, кроме Советского Союза, выпускались по лицензии в Польше и Чехословакии. В этих странах, а также в Ираке, Израиле, Египте, Финляндии, Словении, Аргентине и ряде других проводилась их глубокая модернизация, в ходе которой усиливались огневая мощь, защищенность, подвижность боевой машины. Несколько видоизмененные варианты танка производились в Китае и Румынии. За время производства на базе танка Т-55 разрабатывались и производились различные боевые и специальные машины. В 1959 году был принят на вооружение командирский танкТ-55К, разработанный на базе Т-55. С 1962 года стали выпускать командирский танк Т-55АК на базе Т-55А. На этих машинах устанавливались дополнительная коротковолновая радиостанция Р-112, навигационное оборудование, бензоэлектрический агрегат АБ-1-П/30. Чтобы их разместить, пришлось уменьшить на шесть снарядов боекомплект к пушке и отказаться от курсового 7,62-мм пулемета ПКТ. В 1958 г. был создан на базе Т-55 огнеметный танк ТО-55 об. 482. На нем установили вместо спаренного с пушкой пулемета огнемет АТО-200 с дальностью метания огнесмеси до 200 м. В 1997 г. в Омске был создан тяжелый бронетранспортер БТР-Т. На бронетранспортере использована модульная конструкция вооружения. В 1965 г. создается бронированный тягач БТС-4, в 1962 г. создан танковый мостоукладчик МТУ-55, в 1969 г. - инженерная машина разграждения ИМР. Танки Т-55 чрезвычайно активно использовались в самых различных локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины XX века и до сегодняшнего времени продолжают состоять на вооружении армий многих стран.
sermonak.narod.ru
Средний танк Т-55 - 10 Октября 2009
Средний танк Т-55
Танк Т-55 разрабатывался под обозначением «Объект 155» конструкторским бюро под руководством Л.Н. Карцева в Нижнем Тагиле. Он был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 24.05.1958 г. Серийное производство танка Т-55 осуществлялось в Харькове, Нижнем Тагиле и Омске с 1958 по 1962 гг.
В этом танке были внедрены следующие основные новшества: повышена мощность двигателя с 520 до 580 л.с., применены баки-стеллажи для увеличения запаса возимого топлива и боекомплекта, установлен воздушный компрессор для более надежного пуска двигателя, сохранения ресурса аккумуляторных батарей и исключения необходимости заменять отработанные воздушные баллоны на заряженные, введены система ПАЗ, термодымовая аппаратура ТДА, создававшая дымовую завесу за счет испарения топлива, впрыскиваемого в выхлопной коллектор, автоматическая система ППО «Роса», гидропневмоочистка смотрового прибора механика-водителя и планетарный бортовой редуктор.
Оригинальным компоновочным решением являлась установка в носовой части корпуса двух баков-стеллажей, апробированных на экспериментальном танке Т-54М. В них размещалось 18 выстрелов к пушке и 300 л топлива. Благодаря плотной компоновке удалось увеличить суммарную емкость забронированных топливных баков до 680 л, что составляло 50% общего возимого запаса топлива. Кроме того, был увеличен боекомплект пушки с 34 до 43 выстрелов.
Оборудование
Броневая защита претерпела незначительные изменения за счет некоторого уменьшения толщины броневых листов кормы корпуса. Двигатель В-55 имел обогреваемый картер и оснащался масляной центрифугой, двухступенчатым воздухоочистителем ВТИ-4 и гидромуфтой привода генератора.Танк имел систему противоатомной защиты, термодымовую аппаратуру и автоматическую систему ППО трехкратного действия с более эффективным, чем углекислота, огнетушащим составом «3,5».Усовершенствованное оборудование для подводного вождения обеспечивало преодоление водных преград шириной до 1000 м. В трансмиссии танка использовались комбинированные двухрядные бортовые редукторы, в которых один ряд был планетарным.Начиная с 1960 г. в конструкцию танка были введены изменения, повышающие его технические характеристики. К ним относились дублирующий гидропневматический привод управления 19-дисковым главным фрикционом, установка призменного прибора у наводчика и воздушно-жидкостная система очистки смотровых приборов механика-водителя.В 1965 г. были введены гусеницы с РМШ, и поэтому была изменена конструкция съемных венцов ведущих колес. С 1969 г. на танке стал устанавливаться зенитный пулемет ДШКМ, а в 1974 г. был введен лазерный дальномер КДТ-1 и прицел наводчика ТШС-32ПМ.
Вооружение
Основным вооружением Т-55 являлась 100-мм пушка Д-10Т. Длина ствола орудия — 56 калибров. Это орудие было разработано в конструкторском бюро артиллерийского завода № 9 под руководством Ф. Ф. Петрова для СУ-100. Бронебойный снаряд её 100-мм пушки был способен пробить вертикальный лист брони толщиной 125 мм на расстоянии 2000 м. После Второй Мировой войны его улучшенные варианты состояли на вооружении в течение сорока лет после разработки исходной модификации. Дополнительное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62 мм пулемета расположенного справа от пушки.
Модификации
• Т-55 (объект 155), серийное производство с 1958 по 1962 г. Основная компоновка идентична Т-54. Стабилизатор СТП-2, двигатель В-55, боекомплект 43 выстрела, система ПАЗ, ППО, новые ИК-приборы, усовершенствована трансмиссия, запас хода до 500 км, зенитный пулемет снят.
• ТО-55 (объект 482), огнеметный танк обр. 1968 г
• Т-55А (объект 155А), противорадиационная защита (подбой и надбой), снят курсовой пулемет. Производился с 1963 по 1979 гг. С 1970 г. на танке устанавливался зенитный пулемет ДШКМ, с 1975 г. – лазерный дальномер КДТ-1.
• Т-55М (объект 155М), модернизированный Т-55 в 1983 г. Комбинированная броня, комплекс управляемого вооружения 9К116 «Бастион» и СУО «Волна», двигатель В-55У (620 л.с.), гусеница с РМШ, на стволе пушки термокожух, дымовые гранатометы. Боевая масса 40,5 т.• Т-55М-1, Т-55М с двигателем В-46-5М (690 л.с.).
• Т-55М-2, образца 1983 г. Экспортный вариант Т-55 с бортовыми экранами и защитой от напалма.
• Т-55АМ, модернизированный Т-55А по программе Т-55М.• Т-55АМ-1, Т-55АМ с двигателем В-46-5М.
•Т-55АМ-2, экспортный вариант Т55АМ.
• Т-55Д, образца 1983 г. Комплекс активной защиты 1030М «Дрозд».
• Т-55Д-1, Т-55Д с двигателем В-46-5М.
• Т-55АД, Т-55АМ, модернизированный по программе Т-55Д.
• Т-55АД-1, Т-55АД с двигателем В-46-5М.
• Т-55МВ, образца 1985 г. Модернизированный Т-55М. Динамическая защита, бортовые экраны, усиленное днище. Боевая масса 41,4 т.
• Т-55МВ-1, Т-55МВ с двигателем В-46-5М.
• Т-55АМВ, Т-55АМ модернизированный по программе Т-55МВ.
• Т-55АМВ-1, Т-55АМВ с двигателем В-46-5М.
Боевое применение
Танки Т-54/55 приняли участие в значительном количестве конфликтов начиная с 1950 годов и настоящее время используются правительственными войсками в ходе конфликта в Афганистане и также в ходе гражданских войн в Сомали и Шри-Ланке (китайские варианты). Т-54 символически закончил Войну во Вьетнаме. В 1975 году ожесточенные действия между войсками Северного и южного Вьетнама закончились поражением Южного Вьетнама. Боевых действий в самом Сайгоне почти не было. Около полудня 30 апреля северовьетнамский танк Т-54 (бортовой номер 843) протаранил ворота Дворца независимости (бывшей резиденции президентов Южного Вьетнама) и встал на лужайке перед ней. В тот же день во дворце состоялась церемония подписания капитуляции Южного Вьетнама.
Особенности применения за рубежом
Танки Т-55 состоят на вооружении армий свыше сорока стран. В таких государствах, как Ирак, Израиль, Египет, Румыния и Финляндия, проводилась их глубокая модернизация. В 1989 году на выставке в Багдаде был продемонстрирован модернизированный иракский танк Т-55, вооруженный 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46, которая ранее устанавливалась на советских машинах Т-72А. В связи с применением автомата заряжания экипаж машины состоял из трех человек. В кормовой части высота башни была увеличена для размещения механизма подъема кассет автомата заряжания. Танк имел усиленную броневую защиту башни и передней части корпуса.
Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами. С каждой стороны башни смонтированы по четыре дымовых гранатомета. Масса модернизированного танка возросла до 40 тонн. Начиная с 1977 года в Румынии на Т-55 устанавливали лазерный дальномер и баллистический вычислитель китайского производства, дизельный двигатель мощностью 600 л.с., бортовые экраны и 12,7-м м зенитный пулемет. В ходовой части применялась шестиопорная схема с двумя поддерживающими катками со стороны каждого борта. На стволе пушки монтировался теплозащитный кожух. В Финляндии на Т-55 устанавливают лазерный дальномер, пассивные приборы ночного видения, теплозащитный кожух ствола пушки, бортовые экраны, дымовые гранатометы западногерманского типа и 12,7-мм зенитный пулемет. В Израиле на трофейных танках Т-55 вместо 100-мм используется 105-мм нарезная пушка, новые система управления огнем, стабилизатор и приборы ночного видения. В Египте на Т-55 мощность двигателя В-55 увеличена до 700 л.с. и установлена трансмиссия германской фирмы "Ренк".
Состояние
Учитывая то обстоятельство, что Т-55 до сих пор находится на вооружении армий более чем пятидесяти государств в количестве нескольких десятков тысяч единиц, в настоящее время конструкторским бюро транспортного машиностроения в г. Омске разработана программа глубокой модернизации Т-55. Проведение мероприятий по модернизации машины в соответствии с этой программой позволяет при небольших затратах повысить боевую эффективность танка-ветерана до уровня новейших танков по всем основным показателям: огневой мощи, защищенности и подвижности. Неизменным остается только один показатель этой поистине уникальной машины - высочайшая надежность.
Характеристики
Боевая масса, т
36 - 36.5
Экипаж, чел
4
Размеры, мм
длина с пушкой вперед
9000
длина корпуса
6200
ширина
3270
высота по крышу башни
2218
клиренс
425-500
Пушка
марка / тип
Д-10Т2С / НП
калибр, мм
100
Пулеметы
спаренный и курсовой, марка / калибр, мм
2 х СГМТ / 7.62
Боекомплект
выстрелов
43
патронов 7.62 мм
3500
Двигатель
марка / тип
В-54 / дизель
мощность, л.с.
580
Максимальная скорость, км/ч
48-50
Запас хода, км
480-500
Удельное давление, кг/см2
0.81
Препятствия, м
вертикальная стенка
0.8
ров
2.7
брод без подготовки / с ОПВТ
1.4 / 5
крен / подъем, град
30 / 32
3v-soft.clan.su
Танк Т-55АД (Россия)
В начале 1970-х годов были сформулированы и обоснованы основные тактико-технические требования к комплексам так называемой активной защиты, доказана принципиальная возможность их реализации современными техническими средствами. Исследования, проводившиеся в 1977—1982 годы, завершились созданием КАЗ — комплекса активной защиты танка. КАЗ «Дрозд» предназначался для защиты танков от противотанковых управляемых реактивных снарядов и гранат путём их подрыва, механического повреждения или отклонения от заданной траектории защитным снарядом. Танк Т-55А, снабжённый комплексом 1030М «Дрозд», был принят на вооружение приказом министра обороны СССР от 12 сентября 1983 года. В декабре того же года головной Т-55АД — таков теперь был индекс танка — покинул территорию одного из бронетанковых ремонтных заводов.
Танк Т-55АД стал первой в мире боевой машиной, на которой применили активную защиту, позволившую получить высокий уровень защищённости без существенного увеличения боевой массы. Конструктивно «Дрозд» состоит из радиолокационной станции, систем вооружения и управления. РЛС обнаруживает и сопровождает направленные на танк ПТУРС или гранаты ручных противотанковых гранатометов. Система вооружения обеспечивает отстрел и подрыв на заданной дистанции защитного осколочно-фугасного боеприпаса ЗУОФ14; при этом его боевая часть образует направленное осколочное поле с плотностью 120 осколков на 1 м2 на расстоянии 1,5 м. Скорость осколков достигает 1600 м/с, масса каждого — около 3 г. Время перезаряжания системы —15 мин.
Система вооружения размещается на башне; с обеих сторон ее установлены по два блока с двумя 107-мм защитными снарядами в каждом, обеспечивающими поражение ПТУРС, подлетающих к танку из определенного сектора. Они обнаруживаются на удалении 130 м от танка одной из двух радиолокационных станций, размещенных в герметичных броневых корпусах на бортах башни за блоками вооружения. С дистанции 60 м начинается сопровождение цели, измерение параметров движения которой производится в аппаратурном модуле, закреплённом снаружи на кормовой части башни. На основании полученной информации вырабатывается команда на производство выстрела защитного снаряда из определенного блока вооружения. Подрыв защитного снаряда вызывает либо взрыв боевого заряда ПТУРС, либо снижение его бронепро¬ биваемости за счет повреждения кумулятивной воронки боевой части, либо отклонение от траектории. Вероятность поражения боевой кумулятивной части ПТУРС в защищаемой зоне — не менее 70%.
Оснащение серийных танков комплексом активной защиты «Дрозд» снижало потери боевой техники в различных боевых ситуациях в 2-3 раза (по некоторым зарубежным сообщениям — в Афганистане система «Дрозд» с вероятностью около 80% позволяла противодействовать противотанковым средствам типа РПГ). Основной режим работы комплекса активной защиты — автоматический, однако предусмотрен также и режим ручного управления выстрелом для поражения живой силы противника, находящейся рядом с танком. Кроме комплекса «Дрозд», танк Т-55АД имел дополнительное бронирование корпуса и днища, на нём устанавливались баллистический вычислитель БВ-55 и лазерный дальномер. Часть танков с активной защитой была изготовлена на базе танков Т-55М/МД и Т-55АМ/АМД.
Тактико-технические характеристики Т-55АДМасса, т: 41,5Длина с пушкой вперёд, мм: 8618Ширина, мм: 3526Высота, мм: 2350Клиренс, мм: 392Экипаж: 4 челКалибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2СТип пушки: 100-мм пушка Д-10Т2СБоекомплект пушки: 42 выстрелаПулемёты: 1 x 12,7-мм ДШКМ или НСВТ, 2 x 7,62-мм ПКТТип двигателя: Дизельный В-55УМощность двигателя, л.с.: 620Скорость по шоссе, км/ч: 54
www.dogswar.ru
Военное дело - т54-55-3 часть
Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Т-55
Разработан на базе танка Т-54Б конструкторским бюро завода № 183 под руководством Л. Н. Карцева. Принят на вооружение Советской Армии 8 мая 1958 г. Усовершенствования заключались в уплотнении компоновки, повышении мощности двигателя на 60 л.с. с увеличением емкости топливных баков на 50 % и также рядом таких новшеств как:
Замена воздушных баллонов воздушным компрессором
Установка термодымовой аппаратуры, создававшей дымовую завесу путем впрыска топлива в выхлопной коллектор
Введение полноценной системы противоатомной защиты со счетчиком рентгеновского излучения
Усовершенствованное оборудование подводного вождения
Танк и его модификация Т-55А широко экспортировались и находятся на вооружении многих стран мира. В западных источниках Т-54 и Т-55 часто упоминаются как Т-54/55. Эти танки производились в огромных количествах (всего было произведено около 60 тысяч). Данный танк продолжает модифицироваться. На выставке ВТТВ в Омске 2007 была представлена модификация танка Т-55 которая включала в себя: шестикатковую ходовую часть, автомат заряжания, новое оборудование связи.
Т-55 (по состоянию на 1981 год)
Модернизация Т-55, производилась непрерывно в ходе серийного производства, с 1959 по 1981 были введены следующие модернизации: прицел ТШ-2Б-32П, гирокомпас ГПК-59, на некоторых танках установлены минные тралы ПТ-55, часть танков получила новое бульдозерное оборудование БТУ или БТУ-55, начиная с 1970 года устанавливался пулемёт ДШКМ, лазерный дальномер КТД-1 или КТД-2..
ТТХ:
Масса, т: 36..37
Длина с пушкой вперёд, мм: 9000
Длина, мм: 6200
Ширина, мм: 3270
Высота, мм: 2350
Клиренс, мм: 425
Экипаж: 4 чел
Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2С
Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т2С
Боекомплект пушки: 43 выстрела
Пулемёты: 1 х 12,7-мм ДШКМ, 2 x 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя: Дизельный В-55В
Мощность двигателя, л.с.: 580
Скорость по шоссе, км/ч: 50
Запас хода по шоссе, км: 485..500
Т-55К
Командирский вариант Т-55. Из отличительных особенностей: дополнительная радиостанция Р-113, навигационная аппаратура, зарядное устройство АБ-1-П/30, уменьшен боекомплект..
ТТХ:
Масса, т: 36,5
Длина с пушкой вперёд, мм: 9000
Длина, мм: 6040
Ширина, мм: 3270
Высота, мм: 2218
Клиренс, мм: 500
Экипаж: 4 чел
Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2С
Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т2С
Боекомплект пушки: 37 выстрелов
Тип двигателя: Дизельный В-55
Мощность двигателя, л.с.: 580
Скорость по шоссе, км/ч: 48
Запас хода по шоссе, км: 450
Т-55 с комплексом «Алмаз»
Опытный вариант Т-55. Разработан в 1961 году. В результате разработки были проведены испытания возможности применения телевизионного комплекса при езде и стрельбе из танка. В состав комплекса входили три камеры, одна располагалась на корпусе и служила для механика-водителя, остальные были установлены в башне. Положение членов экипажа было изменено. В результате полученных исследований было выяснено, что комплекс способен обеспечивать стрельбу танка на дальностях от 1500 до 2000 метров. В ходе испытаний комплекс «Алмаз» показал свою ненадёжную работу, поэтому танк не был принят на вооружение..
ТТХ:
Масса, т: 36
Длина с пушкой вперёд, мм: 9000
Длина, мм: 6200
Ширина, мм: 3270
Высота, мм: 2350
Клиренс, мм: 425
Экипаж: 4 чел
Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2С
Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т2С
Боекомплект пушки: 31 выстрел
Тип двигателя: Дизельный В-55
Мощность двигателя, л.с.: 580
Скорость по шоссе, км/ч: 50
Запас хода по шоссе, км: 500
Т-55А
Модификация танка Т-55, отличается от базовой машины усилением противоатомной защиты. Выпускался с 1963 по 1977 г. Уже в ходе серийного производства с 1970 года на нём вновь стали устанавливать зенитный крупнокалиберный пулемет ДШКМ.
Т-55АМ
Модернизация Т-55А. Разработан в 1981 году. Из отличительных особенностей: на башне установлены многослойные экраны комбинированной брони, на бортах имеются резиновые экраны, дополнительная броня на днище, установлены 8 81-мм гранатомётов системы постановки дымовых завес 902Б «Туча»..
ТТХ:
Масса, т: 41,5
Длина с пушкой вперёд, мм: 8618
Ширина, мм: 3526
Высота, мм: 2350
Клиренс, мм: 352
Экипаж: 4 чел
Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2С
Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т2С
Боекомплект пушки: 42 выстрела
Пулемёты: 1 х 12,7-мм ДШКМ или НСВТ, 2 x 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя: Дизельный В-55У
Мощность двигателя, л.с.: 620
Скорость по шоссе, км/ч: 54
Т-55АМ-1
Вариант модернизации Т-55А, от Т-55АМ отличается установкой с дизельного двигателя В-46-5М мощностью 690 л.с.
Т-55АД
Модернизация Т-55А. Разработан в 1983 году. Из отличительных особенностей: дополнительно бронирован корпус, установлена активная защита с выстрелами 3УОФ14, установлены 8 81-мм гранатомётов системы постановки дымовых завес 902Б «Туча»..
ТТХ:
Масса, т: 41,5
Длина с пушкой вперёд, мм: 8618
Ширина, мм: 3526
Высота, мм: 2350
Клиренс, мм: 392
Экипаж: 4 чел
Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2С
Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т2С
Боекомплект пушки: 42 выстрела
Пулемёты: 1 х 12,7-мм ДШКМ или НСВТ, 2 x 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя: Дизельный В-55У
Мощность двигателя, л.с.: 620
Скорость по шоссе, км/ч: 54
Т-55АД-1
Вариант модернизации Т-55А, от Т-55АД отличается установкой с дизельного двигателя В-46-5М мощностью 690 л.с.
Т-55АМВ
Модернизация Т-55А. Разработан в 1985 году. Из отличительных особенностей: навесная динамическая защита, бортовые резиновые экраны, комплект управляемого оружия, система управления оружием «Волна», баллистический вычислитель БВ-55, установлены 8 81-мм гранатомётов системы постановки дымовых завес 902Б «Туча»..
ТТХ:
Масса, т: 41,5
Длина с пушкой вперёд, мм: 8618
Ширина, мм: 3526
Высота, мм: 2350
Клиренс, мм: 392
Экипаж: 4 чел
Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2С
Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т2С
Боекомплект пушки: 42 выстрела
Пулемёты: 1 х 12,7-мм ДШКМ или НСВТ, 2 x 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя: Дизельный В-55У
Мощность двигателя, л.с.: 620
Скорость по шоссе, км/ч: 54
Т-55М
Модернизация Т-55. Разработан в 1983 году. Из отличительных особенностей: на башне установлены многослойные экраны комбинированной брони, на бортах имеются резиновые экраны, дополнительная броня на днище, установлен баллистический вычислитель БВ-55, установлены 8 81-мм гранатомётов системы постановки дымовых завес 902Б «Туча»..
ТТХ:
Масса, т: 40,9
Длина с пушкой вперёд, мм: 8618
Ширина, мм: 3526
Высота, мм: 2350
Клиренс, мм: 352
Экипаж: 4 чел
Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2С
Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т2С
Боекомплект пушки: 43 выстрела
Пулемёты: 1 х 12,7-мм ДШКМ, 2 x 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя: Дизельный В-55У
Мощность двигателя, л.с.: 620
Скорость по шоссе, км/ч: 54
Т-55М-1
Вариант модернизации Т-55, от Т-55М отличается установкой с дизельного двигателя В-46-5М мощностью 690 л.с.
Т-55МВ
Модернизация Т-55. Разработан в 1985 году. Из отличительных особенностей: навесная динамическая защита на корпусе и башне, установлен баллистический вычислитель БВ-55, лазерный дальномер, установлены 8 81-мм гранатомётов системы постановки дымовых завес 902Б «Туча»..
ТТХ:
Масса, т: 37,4
Длина с пушкой вперёд, мм: 8618
Ширина, мм: 3526
Высота, мм: 2350
Клиренс, мм: 392
Экипаж: 4 чел
Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2С
Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т2С
Боекомплект пушки: 43 выстрела
Пулемёты: 1 х 12,7-мм ДШКМ, 2 x 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя: Дизельный В-55У
Мощность двигателя, л.с.: 620
Скорость по шоссе, км/ч: 54
Т-55М5
Модернизация Т-55.Разработан в 1990 году.Из отличительных особенностей: новая система управления огнем, более эффективный двигатель В-55У и пушка ТБК-3 со стабилизатором.
Т-55М6
Модернизация Т-55.Из отличительных особенностей: 125-мм орудие и 6-катковое шасси.
Т-62
Создан на базе танка Т-55. Производился с 1961 по 1975 год. Танк Т-62 представляет собой дальнейшее развитие танка Т-55, он имеет такую же компоновку, и в нем использованы те же узлы и агрегаты, что и на танке Т-55. Танк отличался от предшественника более мощной пушкой: дальность прямого выстрела гладкоствольной 115-мм пушки бронебойным подкалиберным снарядом составляет 1870 м. Серийное производство Т-62 закончилось в СССР в 1975 году после выпуска 20000 единиц. Танк поставлялся за рубеж с начала 1970-х годов. Основным адресом стал Ближний Восток. Кроме предприятий СССР танк Т-62 выпускался в ЧССР в 1975—1978 гг. (только на экспорт) и в КНДР в 1980-е гг.
ПТУР «Кастет»
В отличие от Т-55, Т-62 не имел заметного просвета между первым и вторым катком
Основным достоинством танковых ПТУР является бо́льшая, по сравнению с любым типом танкового вооружения, дальность применения. Это позволяет танку вести огонь по танку противника, оставаясь вне досягаемости его вооружения, с вероятностью поражения, превышающей таковую для современных танковых пушек на таком расстоянии. «Кастет» — комплекс управляемого противотанкового вооружения 9К116 на вооружении 100-мм противотанковых пушек Т-12 (МТ-12). Комплекс разработан в Тульском КБ Приборостроенияв 1970-е годы с целью повышения эффективности противотанковой артиллерии. Позднее КБП провело инициативное исследование возможности применения комплекса для вооружения устаревающих танков Т-54(55) и Т-62, выпущенных в огромном количестве в СССР и союзных странах.
Описание конструкции
Разрезанный Т-55 в в качестве учебного пособия в музее города Parola, Финляндия
Танк Т-54/55 представляет собой дальнейшее развитие танка Т-44, он имеет такую же компоновку. Отделение управления расположено в передней части корпуса, боевое отделение — в средней, под башней, а силовое — в задней части корпуса. Экипаж танка состоит из четырёх человек — механика-водителя располагавшегося в отделении управления и наводчика, заряжающего и командира, которые находились в трехместной башне. Броневой корпус Т-54/55 — сварной, собиравшийся из катаных плит и листов гомогенной стали. Броневая защита танка противоснарядная, дифференцированная, выполненная с рациональными углами наклона. Башня обтекаемой формы изготавливавалась литьём. Верхняя часть башни имела толщину почти 200 мм.
Ходовая часть
Подвеска
Танк получил независимую, торсионную подвеску катков. Что позволило снизить вес, сократить место (высота танка уменьшилась на 30 см), улучшить ходовые качества. Ходовая часть каждого борта состояла из 5 опорных литых металлических катков с обрезинеными ободами и гидравлическими амортизаторами на первом и последнем катках. Ведущие колёса задние, зацепление гусениц цевочное.
Вооружение
Основным вооружением Т-54 являлась 100-мм пушка Д-10Т. Длина ствола орудия — 56 калибров. Это орудие было разработано в конструкторском бюро артиллерийского завода № 9 под руководством Ф. Ф. Петрова для СУ-100. Бронебойный снаряд её 100-мм пушки был способен пробить вертикальный лист брони толщиной 125 мм на расстоянии 2000 м. После Второй мировой войны его улучшенные варианты состояли на вооружении в течение сорока лет после разработки исходной модификации. Дополнительное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62 мм пулемета расположенного справа от пушки. Танк производился даже после того, как Т-62 был принят на вооружение.