ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

"Армата" против "Леопарда 2" и "Абрамса". Двигатель т 14


Новейший танк "Т-14 Армата" превзошел "Леопард 2" и "Абрамс" — Российская газета

Первая партия новых танков "Армата" поступит в российские войска уже через несколько дней. Заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК) России Олег Бочкарев сообщил, что это произойдет в начале февраля. Сказать, что новая машина не имеет себе равных по своим техническим показателям - это не сказать ничего. Она превосходит основные боевые танки других стран. Доказательства этого - в материале "РГ".

Броня в броне

Срок, за который нижнетагильский Уралвагонзавод создал новую гусеничную платформу и основной боевой танк на ее базе, может поставить в тупик аналитиков и любителей военной техники - всего пять лет. Ведь иной раз не хватает и четверти века, чтобы предоставить на суд зрителей более или менее удачную модернизацию старой машины, а тут сплошные новшества. Для начала, башня "Арматы" необитаема, ее управление полностью цифровое. Такой ход позволил переместить весь экипаж в специальную бронированную капсулу, что образует своего рода броню в броне.

Стоит отметить, что данное ноу-хау - это огромный шаг вперед для российского танкостроения. Не секрет, что прекрасный во многих отношениях танк "Т-90" имеет проблемы с безопасностью экипажа, доставшиеся ему еще от легендарной "тридцатьчетверки". Происходит это из-за размещения боекомплекта прямо в боевом отделении по соседству с экипажем. При удачном попадании вражеского снаряда в эту импровизированную "поленницу" взрыв и гибель личного состава неминуемы. К слову, таким же изъяном обладают "Леопард" с "Абрамсом". Разница лишь в том, что у "Абрамса" снаряды размещены в кормовой части башни. Такая конструкция во многом спасает солдат, но абсолютно точно не является панацеей от подрыва боекомплекта, что не раз демонстрировали боевые действия в Ираке.

Ствол для снарядов и ракет

В необитаемой башне "Арматы" расположена 125-миллиметровая пушка 2А82. Она также приспособлена для пуска ракет, а в случае надобности ее можно будет заменить на 152-миллиметровую 2А83. Пушка "Арматы" 2А82 точнее 120-миллиметровой L-55, установленной на "Леопард 2А7", при этом износоустойчивость российского ствола гораздо лучше, чем у конкурентов. Добавим, что пушка "Абрамса" уже более 25 лет не знает значимых модернизаций. Более того, она является лицензионной копией немецкой пушки "Rheinmetall Rh-120", которая имеет довольно скромные характеристики.

К слову, снаряды для "Арматы" стали производить и поставлять в части еще в 2013 году, а значит, недостатка в боеприпасах не будет. Танк будет комплектоваться автоматом заряжания, чего нет у "американца", и целым ассортиментом различных видов снарядов.

Разработчики "Т-14 Арматы", основываясь на специальных технических характеристиках танка, ставят его выше зарубежных аналогов на 20-25 процентов.

Помимо основного орудия на "Армате" имеются два пулемета: танковый модернизированный пулемет Калашникова калибра 7,62 и пулемет "Корд" калибра 12,7. Как и у танковой пушки, управление у пулеметов исключительно дистанционное - еще один плюс защите экипажа, так как теперь солдаты и офицеры могут не покидать бронированную капсулу во время боя.

Интересно, что у "Абрамса" существуют большие и пока нерешенные проблемы как раз в области ведения огня из башенного пулемета. Во время иракской войны американские танкисты потеряли значительное число командиров своих танков ранеными и убитыми как раз потому, что те возвышались над башней, ведя огонь из пулеметов. Стоит заметить, что теперь пулемет огражден специальным куполом из пуленепробиваемого стекла. Конечно, он лучше защищает стреляющего, но делает силуэт танка еще более высоким, а это негативно сказывается на его скрытности.

Умный танк

Что общего между российским супер-истребителем "Т-50" и с нетерпением ожидаемым танком "Т-14 Армата"? Помимо ураганной мощи обоих, на них будет установлена уникальная радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Станция может одновременно держать в "захвате" до 40 наземных и 25 воздушных целей, а также визуально контролировать территорию в радиусе 100 километров.

Помимо всего этого в машине реализована система диагностики и анализа состояния танка. Во время боя программа сама оценивает угрозу от того или иного противника, реагирует на повреждения и предпринимает действия по недопущению вывода из строя модулей. К чести "Леопарда 2" скажем, что и у него есть подобная система, а вот у "Абрамса" интеллектуальная начинка более скромная.

Теперь о самом главном, о том, что делает танк неприступной крепостью, о его броне. "Армата" будет оснащена самой современной активной защитой от ПТРК, кумулятивных и подкалиберных снарядов. Специальная программа следит за выпущенными по "Т-14" вражескими снарядами и перехватывает их на безопасном для танка расстоянии. Эта новинка уже была опробована на полигонных испытаниях, тогда поразить тестируемую машину так и не удалось.

Толщина брони будущего танка до сих пор не обнародована, но это и неудивительно, секретность в разработке военной техники - это залог успеха. Можем предположить, что она будет не хуже чем у "Т-90". Производители используют новейшую броневую сталь марки 44С-св-Ш. Сталь, керамическая и композитная прослойки - вот три кита, которые будут охранять танкистов "Арматы" от попадания снаряда практически любой пушки. Если говорить о зарубежных аналогах, хрупкость боков и кормовой части "Абрамса" давно вызывает тревогу у американцев, а "Леопард 2" и вовсе боится выстрелов в лоб и последствий разрыва рядом самодельных гранат.

Еще совсем недавно все зарубежные танки сравнивали исключительно с "Т-90", признавая его хорошее вооружение, но относительно скромную электронную оснащенность и безопасность экипажа. Теперь же пришло время "Т-14 Армата", танка без слабых мест, что дает ему возможность стать лучшим в мире.

rg.ru

Сравнение размеров Т-14 с другими ОБТ » Военное обозрение

Не так давно в комментариях заходила речь о сравнении габаритов Т-14 с Т-90 и Абрамсом. Размер Арматы взят с просторов Интернета (рис. 1), считал от диаметра катка, принятого за 700 мм. Получившиеся результаты вызвали некоторые сомнения, после чего решил пересчитать, используя фото находящихся рядом Т-14 и Т-90 (рис. 2). Все расчёты ведутся с учётом всех выступающих элементов, кроме тонких антенн.

Рис. 1 Т-14 Армата

Рис. 2 Та самая фотография

Зная длину корпуса Т-90 в 6860 мм и ширину в 3780 мм, рассчитываем размеры Т-14. Получаем: длина корпуса 8677 мм, ширина 4448 мм, длина с пушкой вперёд 10642 мм, высота по ДПУ 3244 мм, по крыше башни 2723 мм. Площадь бортовой проекции 17,28 м2, из них башни 4,06 м2; площадь лобовой проекции 8,43 м2, из них башни 2,76 м2.

Наиболее современным танком в армии России до Т-14 был Т-90А (рис. 3). Его длина с пушкой вперёд 9530 мм, высота по крыше башни 2230 мм, высота по ДПУ 2732 мм. Площадь бортовой проекции (без учёта внешних баков) 11,37 м2, из них башни 3,29 м2; площадь лобовой проекции 6,18 м2, из них башни 2,63 м2. Стоит учесть, что значительная часть площади башни приходится на обвес, в котором чёрт ногу сломит.

Сравнение размеров Т-14 с другими ОБТ

Рис. 3 Т-90А

Долгое время принято было в первую очередь сравнивать Т-90 с американским Абрамсом (рис. 4). Для сравнения взята версия М1А1. Длина корпуса 7920 мм, ширина 3660 мм, длина с пушкой вперёд 9830 мм, высота по зенитному пулемёту 2822 мм, высота по крыше башни 2430 мм. Площадь бортовой проекции 15,22 м2, из них башни 4,80 м2; площадь лобовой проекции 7,56 м2, из них башни 3,42 м2.

Рис. 4 M1A1 Abrams

Можно считать, что Европа сейчас обладает единым танком – немецким Леопардом (рис. 5). Длина корпуса 7720 мм, ширина 3700 мм, длина с пушкой вперёд 10300 мм (для танков с орудием L55), высота по прицелам 3040 мм, высота по крыше башни 2790 мм. Площадь бортовой проекции 16,56 м2, из них башни 5,36 м2; площадь лобовой проекции 7,56 м2, из них башни 2,73 м2.

Рис. 5 Leopard 2A6

Французский Леклерк (рис. 6) не так распространён, как его немецкий собрат, но тоже является современной и опасной машиной. Длина корпуса 6880 мм, ширина 3710 мм, длина с пушкой вперёд 9870 мм, высота по прицелам 2950 мм, высота по крыше башни 2530 мм. Площадь бортовой проекции 14,73 м2, из них башни 4,74 м2; площадь лобовой проекции 7,12 м2, из них башни 2,78 м2.

Рис. 6 AMX-56 Leclerc

Ещё один представитель европейского танкостроения – английский Челленджер 2 (рис. 7). Длина корпуса 7400 мм, ширина 3520 мм, длина с пушкой вперёд 10740 мм, высота по прицелам 2930 мм, по крыше башни 2490 мм. Площадь бортовой проекции (без учёта внешних баков) 15,16 м2, из них башни 4,87 м2; площадь лобовой проекции 7,14 м2, из них башни 2,52 м2.

Рис. 7 Challenger 2

На основе Леопарда в Италии сделали свою машину – С1 Ариет (рис. 8). Длина корпуса 7590 мм, ширина 3800 мм, длина с пушкой вперёд 9670 мм, высота по пулемёту 2960 мм, по крыше башни 2500 мм. Площадь бортовой проекции 15,75 м2, из них башни 4,44 м2; площадь лобовой проекции 8,42 м2, из них башни 3,12 м2.

Рис. 8 C1 Ariete

Самый необычный современный танк – израильский Меркава Мк.4 (рис. 9). Длина корпуса 7800 мм, ширина 3720 мм, длина с пушкой вперёд 8800 мм, высота по пулемёту 3020 мм, по крыше башни 2600 мм. Площадь бортовой проекции 16,53 м2, из них башни 5,73 м2; площадь лобовой проекции 8,37 м2, из них башни 3,29 м2.

Рис. 9 Меркава Mk.4

Как видим, Т-14 имеет самые большие размеры среди существующих танков, причём башня вписывается в размеры западных машин. УВЗ даёт массу Арматы в 48 тонн, что в пределах Т-90, который в бортовой проекции меньше на треть, что значит либо тонкую пассивную защиту, либо заведомо ложные данные о танке.

Рис. 10 Силуэты вышеперечисленных танков

Танки производства Восточной Европы, основанные на Т-64, Т-72 и Т-80 для сравнения не брал. Проекции азиатских танков не нашёл.

topwar.ru

анализ первых впечатлений о танке. Недостатки есть? » Военное обозрение

Очевидно, что наибольшей интригой на прошедшем 9-го мая Параде Победы стал новейший отечественный основной боевой танк Т-14. Созданный на платформе с несколько необычным названием «Армата». Уже набившие оскомину Т-90 разных моделей и «нестареющие» Т-72 как-то примелькались. Достоинства и недостатки этих машин давным-давно всем хорошо известны и душа жаждала чего-то совершенно нового. Новый танк ждали. Ждали с нетерпением. Как любители отечественной бронетехники, так и ее огульные критики. Рисовались различные картинки и схемы с прообразом будущего Т-14. Как весьма фотогеничные, так и откровенно уродливые. И вот, наконец, свершилось!

Начнем, пожалуй, с внешнего вида, а после приступим к более детальному анализу новой машины и попыткам выяснить ее достоинства и недостатки.

Итак, внешний вид. Как должен выглядеть современным танк? Во-первых, «круто». Во-вторых, «мощно». Ознакомившись ранее с многочисленными вымышленными образами «Арматы» и увидев в конце концов этот танк в реале, я не могу сказать, что я впал в поросячий восторг по поводу внешности Т-14, однако должное впечатление он на меня произвел. В принципе, именно такого монстра я и хотел/ожидал увидеть. Пусть эта первая модель Т-14 и выглядит кое-где несколько аляповато, но в отношении «круто» и «мощно» наши лучшие в мире конструкторы мои чаяния воплотили в свет в самом лучшем виде.

Это не ателье Джорджетто Джуджаро. Это наше с вами родимое ателье МТЗ/ЧТЗ/КБТМ. Поймут меня те, «кто понимает». Впоследствии облик танка «причешут», и он станет нам так же привычен, как сегодня нам привычен облик, например Т-55 или Т-72. Тяжелее всего будет привыкать к новой машине «старикам», всю жизнь проездившим на Т-72Б. Их закостенелые мозги противятся всему новому, и потому поначалу танк Т-14 может вызвать даже некоторое отторжение. Но это абсолютно нормальная ситуация. Так оно очень часто бывает, и потому делать на этот счет какие-то выводы преждевременно. По поводу внешнего облика нового танка на этом все.

Приступим к более детальному анализу. Итак, новый танк существенно больше и тяжелее, чем предыдущий самый мощный наш танк Т-90МС. Кроме того, Т-14 по габаритам, видимо, превосходит и практически все западные танки, за исключением, пожалуй, лишь откровенно гигантского «Челенджера-2». Ходовая часть танк имеет торсионную подвеску, что можно определить по смещению опорных катков одного борта по отношению к опорным каткам другого борта. Скорее всего, никаких элементов гидропневматической подвески в Т-14 нет, и потому об изменении клиренса и принудительному наклону корпуса в нужную сторону можно забыть. Было бы здорово, если я ошибаюсь, так как гидропневматическая подвеска уже давно есть на некоторых современных (и не очень) основных боевых танках. Пример — тот же АМХ-56 «Леклерк». Конечно, старая добрая торсионная подвеска, как у КВ-1, крепка и надежна, но если мы делаем сгусток суперсовременных технологий, то можно было бы и заморочиться с гидропневматикой.

Далее — ленивцы и ведущие звездочки с их редукторами без изменений взяты с Т-90. Могу предположить, что и поддерживающие катки тоже. Ничего плохого в этом нет — если эти узлы себя хорошо зарекомендовали на Т-72 и Т-90, то нет проблем. Опорных катков теперь 14 штук — по 7 на борт. До этих пор из отечественных танков по 7 опорных катков на борт имелось только у ИС-4 массой 62,5 тонны и танков серии Т-10 — 50-51,5 тонны. Катки внешне напоминают опорные катки танка Т-80, но только напоминают. Похоже, что они все таки спроектированы и сделаны заново. Исходя из габаритов танка и его ходовой части, можно грубо прикинуть, что масса Т-14 составляет около 50 тонн или чуть больше. С перспективой ее доведения в ходе модернизаций до 65-70 тонн. Нормально.

Идем дальше. Нос танка совершенно пустой. Ни волнолома, ни болтов, ни выступающих элементов ДЗ, ничего лишнего. Разве что две фары в защитных окантовках. Их почему-то разместили не на ВЛД корпуса, как это делали ранее (они там наиболее защищены), а на корпусах боковых надгусеничных ниш. Сами фары нового типа, взятые с Т-90МС. Не так давно узнал, что завод «Киржач» снял с производства так любимые в народе фары ФГ-126 и ФГ-127 (говорят что временно).

За толстенной лобовой броней, которая по всей видимости представляет собой композитную / гидравлическую броню нового поколения, закрытой сверху новейшим комплексом ВДЗ и радиотеплопоглощающими материалами, располагается та самая капсула с помещением для экипажа.

Экипаж танка — три человека. Командир, наводчик и механик-водитель. Тут ничего необычного. Однако по логике вещей можно предположить, что они сидят за унифицированными рабочими местами, и каждый член экипажа при необходимости может быть командиром/наводчиком или механиком-водителем. Соответственно, жесткой необходимости в трех человеках нет. Танк может воевать и с двумя, и вполне возможно, что и с одним человеком. Совершенно не ясно, много ли там в этой капсуле места и есть ли там какие удобства для длительного нахождения там людей (туалет, койка, мини-бар). На вид места в ней не очень много — вряд ли больше чем в салоне легкового автомобиля бизнес-класса. А вот что явно плохо, так это то, что люки имеют только два человека из трех, это не есть гуд в случае экстренной эвакуации. Также совершенно непонятно выполнен люк командира танка. Он просто откидывается вверх. А если по нему двинет пушкой? Или пушка окажется над люком — как его открывать тогда? По поводу передней части танка пока сказать больше нечего.

Теперь борт. Его защита сделана следующим образом. Весь борт закрывает тоненькая резинотканевая юбка по аналогии с той, что применялась на старых танках Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90. Поверх этой юбки на мощных петлях к боковым нишам корпуса крепятся элементы мощной брони с встроенной динамической защитой. Все бы хорошо, но по давней и дурацкой традиции отечественного танкостроения вся эта мощная броня доходит только до МТО. Дальше место брони занимают хлипкие противокумулятивные решетчатые экранчики. Которые скрутит и свернет сразу после того, как танк, маневрируя (еще до вступления в бой), заденет ими любое мало-мальски мощное препятствие. То же самое относится и к фарам, расположенным как раз в том месте, что чаще всего подвергается ударам различных препятствий и летящим сверху кирпичам. В итоге МТО Т-14 вряд ли защищен лучше, чем в Т-90МС или Т-72Б2.

Есть ли у танка дополнительный энергоагрегат? Наверное, есть. Должен быть. Он расположен в МТО вместе с основным двигателем или спереди между броней и капсулой? Вопрос. Он может только питать комплекс вооружения танка или может его сдвинуть хоть с маленькой скоростью для отползания при выведенном из строя основном двигателе? Вопрос. Сам двигатель мощностью 1500 л.с., что называется, без огонька. Да, танк не очень тяжелый, но ведь нам обещали 1800-2000-сильный агрегат. Где он?

Несколько слов о трансмиссии. Я не знаю, какая она в Т-14. Однако на параде были хорошо заметны рывки Т-14 при повороте на выезд к Красной площади. По аналогии с Т-90А. Обратите внимание, прошедшие впереди 70-летние Т-34-85 и СУ-100 с их-то допотопной трансмиссией поворачивали исключительно плавно, как автомобили. Новые танки этого, к сожалению не продемонстрировали. И если с Т-90А все ясно, то насчет Т-14 это повод задуматься. Неужели и в нем не смогли сделать нормальную коробку, а ограничились «роботом» на агрегатах Т-90? В поле-то оно как бы без разницы, а вот в городе и на автостраде с такой трансмиссией как минимум неудобно. Может Т-14 развернуться на месте, пустив гусеницы враздрай? Вопрос. Отсутствие нормальной КПП — уже вопрос чести нашей танковой школы, товарищи. Мы что — до сих пор не можем сделать то, что у немцев было еще во 2-й мировой войне? Вам снять Pz.VI «Тигр» с постамента в Кубинке для изучения его трансмиссии?

Выхлоп двигателя идет на левый борт, как у всех наших танков. Это не есть хорошо с точки зрения тепловой заметности.

Ну, и к завершению мы подходим к самому главному в новом танке — его комплексу вооружения. Новейшая 125-мм пушка 2А82, ранее ставившаяся на Т-90А или Т-90МС, располагается в полностью новой необитаемой башне и имеет новый карусельный АЗ с вертикально стоящими снарядами. Ограничения на их длину теперь нет, и это хорошо. Разумеется, новейшие боеприпасы к этой пушке вряд ли можно зарядить в Т-90МС или Т-90А в силу неприспособленности их АЗ. Точные характеристики новейшей пушки неизвестны, однако можно предположить, что она примерно на 20-30% мощнее лучшей западной танковой пушки. Неизвестны также и ракеты, которые можно запускать из этой пушки. Что это: ПТУР, ЗУР или ЗПТУР, непонятно.

Всё это здорово, однако, еще с конца 90-х годов все мы слышали, что для перспективных танков разрабатываются пушки калибра 140-152 мм, а также электромагнитные и электрохимические орудия. И если со 140-152-мм калибром все ясно — ведущие мировые державы негласно договорились об ограничении калибра танковых пушек на существующем уровне, то вопрос с электромагнитными/электрохимическими пушками остается открытым. На Т-14 стоит обычная, хоть и очень мощная 125-мм пушка. Но это ведь теперь наш основной танк на ближайшие лет 50. Его конструкция должна предусматривать установку электромагнитной или электрохимической пушки. Это так? Хорошо бы было. Надеюсь, что это так.

Идем дальше — башня по размерам довольно-таки габаритная. В ней по всей видимости есть боевая лазерная система и комплекс активной защиты — КАЗТ. В кормовой нише. В башне, судя по ее габаритам, предусмотрено место для человека и возможность управлять оружием вручную (или как-то починить, если что заклинит). Но вот доступ туда — из капсулы или через люк в башне, который я как-то не увидел. Это все пока остается неясным.

Что еще? Боевая авиация — один из самых опасных противников для танка, и потому Т-14 должен иметь действенные средства борьбы с ней. На крыше башни я увидел 7,62-мм пулеметную установку. Что-то типа Т05БВ-1, как на Т-90МС. Несмотря на продвинутую систему управления огнем в силу слабости 7,62-мм пулемета, эффективность стрельбы из этой установки даже по наземным целям очень низкая. Очень низкая. О стрельбе по воздушным целям вообще можно забыть. Кто не верит, пусть посмотрит программу «Полигон» с тест-драйвом танка Т-90МС. Там это более чем красноречиво показано. Зачем было отходить от хорошо зарекомендовавшего себя на этом месте калибра 12,7-14,5 мм, непонятно. Сложно поверить, что все ПВО новейшего танка Т-14 заключено вот в этой вот явно неудачной пулеметной точке… Здравый смысл подсказывает, что такого быть не может, и главное ПВО танка Т-14 — это либо полноценные ЗУРы в его АЗ (запускаемые через пушку), либо ЗУРы спрятанный в ПУ кормовой ниши башни (по типу самоходного ЗРК «Тор-М1»).

В отношении приборного оборудования, расположенного на башне, что-либо говорить пока рано. На этом можно закругляться и попробовать свести все найденные очевидные и неочевидные недостатки новейшего танка в какой-то список:

1. Фары расположены явно не на месте.2. Борт закрыт броней с ДЗ не полностью. МТО прикрыто только хиленькими решетчатыми экранами, которых там быть вообще не должно.3. Люк командира танка?4. Подвеска: есть ли какая то система регулировки положения корпуса, или все тот же самый КВ-1?5. Трансмиссия автоматическая или жесткий «робот»? Коробка и механизм поворота танка новые или старые от Т-90 (просто с новым «роботом»)?6. Двигатель. 1500 л.с. — что-то маловато для сверхкрутого танка нового поколения. Где обещанные 1800-2000 л.с.? 7. Выхлоп на левый борт. Непорядок. Глушак надо переделывать.8. Пулеметная установка Т05БВ-1 — это игрушка, а не оружие. Где 14,5-мм КПВТ или другая газонокосилка сходного калибра?9. Надеюсь, боевую лазерную систему и КАЗТ конструкторы выполнили интегрированными в танк. Чтобы наше доблестное МО не смогло заказать танки Т-14 для нашей армии в комплектации без указанных систем, а потом нагло ругать купленные танки за их отсутствие. Почему я этого боюсь? Покажите мне армады, нет, не Т-90 и Т-90А с КАЗТ, а хотя бы Т-55АД?10. Есть ли возможность в будущем установить на танк электромагнитную или электрохимическую пушку? Или опять «места не хватит»?11. Почему у одного члена экипажа нет своего люка?12. ПВО танка? Где оно и есть ли оно вообще?

Пока что вот так. В остальном танк отличный и действительно лучший в мире. Наши официальные лица все время заявляют с трибун, что любые разногласия необходимо решать путем ведения мирных переговоров. Как же здорово, что наш новый переговорщик уже готов!

topwar.ru

В интернете выложили фотографии танка нового поколения "Армата" — Российская газета

Снимок без ссылок на источник с простой подписью "танк". Однако все, кто интересуется бронетехникой, ахнули: да это же "Армата", танк нового поколения, который держался в строгом секрете. Естественно, в блогосфере тут же появилась масса суждений и комментариев. Значительная часть из них полна отчаяния. Не то ждали всезнающие диванные эксперты. Танк будущего показался им и большим, и угловатым, а по ходовой части похожим на старый Т-80. А ведь ждали чего-то приземистого, зализанного, фантастически-грозного в стилистике "Звездных войн". Впрочем, не исключено, на фотографии не "Армата", а объект 195 - тяжелый танк, который был построен еще в конце 1990-х годов. Однако не секрет, что та машина, которая создана сейчас и которая будет носить цифровое имя Т-14, слегка облегченный вариант экспериментального объекта 195. По сути же это одно и то же.

Разочарованных блогеров понять можно. Еще недавно перспективный российский танк рисовали с приплюснутой обтекаемой башней, а корпус и катки закрывались мощной динамической защитой. А что на фотографии? Почти открытые катки и необитаемая башня, судя по снимку, большая, чем обитаемая у Т-90. Ну и что? По фото видно, что машина только что пришла с полигона - вся в грязи.

А это говорит о том, что на Урале наконец-то разработали, воплотили в металл и испытывают действительно революционный танк XXI века. В мире ничего даже близко похожего нет. И скоро мы это чудо увидим вживую.

Танки Т-14 "Армата" готовятся к отправке на площадку в Алабино, где с начала марта начнутся тренировки парадных расчетов, которые пройдут по Красной площади 9 Мая. Помимо бронетехники нового поколения нам покажут и другие военно-технические новинки.

Пока же вокруг "Арматы" сохраняется некая интрига. На фотографии и башня, и пушка укутаны маскирующим материалом. Кстати, вполне возможно, даже на параде в честь 70-летия Победы многие элементы танка закроют фальшпанелями, что оправданно. Машина еще не прошла войсковых испытаний, и окончательный облик башни не сформирован. Скорее всего, и обвес ходовой части будет другим.

Что отличает танк нового поколения от всех ныне существующих в нашей стране и за рубежом?

Инфографика "РГ"

Экипаж из трех человек расположен в бронекапсуле, находящейся в передней части корпуса. По словам специалистов, передняя проекция имеет многослойную комбинированную бронезащиту, выдерживающую прямое попадание любого типа из существующих сегодня снарядов - подкалиберных и кумулятивных. Кроме того, передняя полусфера прикрыта активной защитой, способной сбить на подлете также любой тип противотанкового боеприпаса, в том числе подкалиберные снаряды, что ранее считалось невозможным в принципе.

Об активной защите "Арматы" стоит сказать особо. Фактически это индивидуальная противоракетная и противоснарядная оборона танка. Она защищает машину от ударов, в том числе и с воздуха. Так что не будет даже самый современный вертолет "Апач" иметь стопроцентный шанс уничтожить Т-14 своими ракетами. Активная защита расположена по всему периметру башни на различных уровнях, что обеспечивает плотную защиту наиболее важных элементов танка.

Центральный отсек, где находится боекомплект, защищен так, что ему не страшны даже укрывшиеся в подвалах гранатометчики. Противоракеты прикрывают именно нижние боковые полусферы вокруг башни.

Двигатель и моторно-трансмиссионный отсек находятся в корме корпуса. Дизель отечественный, причем достаточно необычной конструкции. Заявленная мощность - не менее 1500 л.с.

Корпус удлиненный, имеет семь опорных катков, что говорит о том, что танк имеет повышенную массу. Возможно, около 50 тонн.

Боевые информационно-управляющие системы построены на современных цифровых технологиях и твердотельной элементной базе отечественного производства. Вероятность поражения цели первым выстрелом близка к ста процентам. Для жизненно важных элементов предусмотрен постоянный мониторинг их состояния. Это позволяет предвидеть возможную неисправность еще до ее возникновения. Что, в свою очередь, значительно повышает надежность и ремонтопригодность сложной бронемашины.

Корпус напичкан видеокамерами. Они позволяют экипажу наблюдать круговую обстановку вокруг танка. Если требуется, то включается трансфокация, и отдаленный объект можно рассмотреть в деталях. Имеется возможность тепловизионного и инфракрасного видения в любых погодных условиях днем и ночью.

Чтобы оценить настоящий конструкторский и технологический прорыв российских танкостроителей, надо вспомнить не столь уж и давнюю, но засекреченную историю. Оказалось, спроектировать и построить действительно новый танк гораздо сложнее, чем новый самолет. Уже летают истребители пятого поколения, а на вооружении во всем мире стоят танки лишь второго послевоенного поколения. Так что "Армата" станет первым серийным танком третьего поколения. Хотя кому-то не терпится записать ее в пятое. Не в цифрах дело, а в том, что бронетехника, при всей ее внешней простоте, относится к сложнейшим видам боевых машин.

Начиная с середины 1970-х годов во всем мире пытались подступиться к созданию принципиально нового танка. В СССР эскизные проработки велись в трех существовавших тогда КБ - Ленинградском, Нижнетагильском и Харьковском. Тема имела общее название "Молот".

По мнению специалистов-танкостроителей, самый неудачный образец построили в Харькове. Очень неплохую машину создали в Ленинграде. Но до конца проект смогли довести лишь в Нижнем Тагиле. И хотя объект 195 уже не отвечал требованиям военной доктрины новой России, он стал прекрасной базой для создания "Арматы". На "Уралвагонзаводе" сделали то, что не смогли ни в США, ни в Германии, ни в Китае. Никаких импортных блоков в нашем танке не будет. Это целиком русская машина.

Ждать официальной премьеры "Арматы" осталось совсем недолго. Но уже сейчас можно сказать: наши танкисты получат действительно грозную технику нового поколения.

rg.ru

История «Арматы» | Историческая хроника

Около тридцати лет назад нижнетагильские конструкторы заложили фундамент для нового танка, создав проекты «Объект 187» и «Объект 187А». Потом был построен в металле новаторский, но «несчастливый» «Объект 195». К чему в итоге пришли уральские инженеры?

На пути к прорыву

Удачные решения советских конструкторов в середине 60-х годов позволили создать танки с плотной компоновкой. Боевые машины стали компактными, не слишком тяжёлыми, но при этом — неплохо защищёнными. С другой стороны, если снаряд противника всё-таки пробивал броню, за этим почти гарантированно следовало разрушение агрегатов танка или поражение танкистов. Особое беспокойство вызывала укладка боеприпасов, находящаяся прямо в боевом отделении.

К концу 80-х на вооружении армии СССР было три типа основных танков: Т-64, Т-72 и Т-80. Это шло вразрез с принципом унификации бронетанковых войск. Т-90, которым предполагалось заменить их, не был по-настоящему новаторским

В 80-е годы работы над перспективными танками шли на всех основных танковых заводах СССР. Конструкторы стремились повысить огневую мощь (в том числе за счёт увеличения калибра орудия), усилить бронезащиту и максимально автоматизировать машины. Кроме того, нужно было проработать вариант новой компоновки, поскольку классическая уже не вполне обеспечивала выживаемость танка и его экипажа на поле боя.

Перед советскими конструкторами стояла сложная задача: им нужно было разработать новаторское решение по разделению и защите экипажа, боевого отделения и боеукладки. Над этим трудились в Харькове, Нижнем Тагиле и Ленинграде. Проект нижнетагильских конструкторов «Уралвагонзавода», «Объект 187А», хоть и не был воплощён в металле, стал основой для программы опытно-конструкторских работ «Совершенствование-88». В 2000 году в её рамках был создан «Объект 195», предшественник танка Т-14, построенного на базе тяжёлой унифицированной гусеничной платформы «Армата».

В чём логика создания унифицированной платформы? Упрощается задача промышленности по выпуску запасных частей. Проще работать ремонтникам, легче обучать личный состав. Единая платформа позволяет получить большое количество машин, что уменьшает себестоимость каждой отдельной единицы. Техника на одной базе имеет примерно одинаковую скорость, что очень важно при движении подразделения на марше. Пример: танковый мостоукладчик, который по защите близок к основному танку, не должен отставать, на поле боя ему нужно появиться вместе с боевыми машинами.

Старший брат «Арматы»

В «Объекте 195», предшественнике Т-14, конструкторы «Уралвагонзавода» реализовали два важнейших новшества: необитаемое боевое отделение и бронированную капсулу для экипажа. Новое, впрочем, оказалось слегка забытым старым — в пятидесятые годы в СССР уже пытались разнести вооружение и экипаж по отдельным модулям, правда, только в проекте. Подобные работы шли и в восьмидесятых.

Капсула «сто девяносто пятого» имела усиленную бронезащиту со всех сторон: с бортов, крыши, лба. От боевого отделения танкистов тоже отделяла броневая перегородка. К тому же конструкция боевого отделения была выполнена таким образом, чтобы ударная волна при подрыве уходила куда угодно, но не в сторону людей. Стопроцентной выживаемости это, конечно, не гарантировало, но шансов уцелеть у экипажа становилось в разы больше.

Танк «Объект 195». Большая часть информации о нём до сих пор засекреченаНеобитаемое боевое отделение нового танка полностью автоматизировали. Внутри находился боекомплект и механизмы заряжания. Башня выполняла функцию орудийного лафета. Одновременно она служила дополнительной защитой от крышебойных боеприпасов — очевидно, что пробить такое препятствие гораздо труднее, чем одиночный лист брони. Внутрь боевого отделения танкисты должны были заходить только в случае кризисной ситуации, например при отказе механизмов.

Основным вооружением «сто девяносто пятого» была гладкоствольная 152-мм пушка 2А83, дававшая огромные возможности для поражения целей как оперёнными подкалиберными снарядами, так и управляемыми ракетами нового типа.

«Объект 195» прошёл государственные испытания в конце 2000-х, но в серию не пошёл. Причин было несколько. Во-первых, 152-мм пушка оказалась избыточно мощной, для её снаряда противников на тот момент не было и в ближайшей перспективе не предвиделось. Во-вторых, у «сто девяносто пятого» был маленький боекомплект — всего 24 выстрела. Для того чтобы бороться только с вражеской техникой, это допустимо. Но современный основной танк должен решать более широкий спектр задач, и может случиться, что слишком частая загрузка боеприпасов будет затруднительна или невозможна. Имелись нарекания и на броню «Объекта 195»: если лоб его был защищён очень хорошо, то крыша и борта не дотягивали до новых, возросших требований. Промышленность также оказалась не готова к выпуску нового танка.

Вскоре после окончания работ над «сто девяносто пятым» появился «Объект 148», он же Т-14. Именно этот танк сейчас называют «Арматой». Т-14 вобрал в себя всё лучшее, что было на «Объекте 195», однако на качественно новом технологическом уровне.

Штрихи к портрету Т-14

От «Объекта 195» «Армате» в наследство достались изолированный отсек управления с хорошо защищённой капсулой, необитаемое боевое отделение и моторно-трансмиссионный отсек в корме. В танке максимально реализована модульная конструкция, которая обеспечивает огромные возможности для ремонта или модернизации: быстрой замене поддаётся большинство узлов и агрегатов. Можно, если потребуется, наращивать массу. Такой вот «лего-танк» массой от 50 до 65 тонн (максимальная заявленная грузоподъёмность шасси «Арматы»).

Двигатель и трансмиссия Т-14 для простоты ремонта в полевых условиях выполнены единым блоком, который можно заменить менее чем за час

Мощный лобовой узел бронирования Т-14 по своим габаритам сопоставим с капсулой отсека управления. Верхняя и нижняя лобовые детали корпуса, помимо многослойной комбинированной основной брони, защищены дополнительной бронеконструкцией, на которой расположена динамическая защита нового поколения. Её назначение — разрушение или дестабилизация боеприпасов, угрожающих основной броне. Дополнительными навесными модулями динамической защиты прикрыты и борта. Все узлы бронирования Т-14 можно достаточно легко заменять.

Почему всё-таки капсула, причём сильно вынесенная вперёд, как будто прижатая к лобовому узлу защиты? По расчётам конструкторов, мощную лобовую деталь Т-14 не сможет пробить ни одна из танковых пушек, существующих ныне (включая и орудие самой «Арматы») либо тех, которые появятся в ближайшие годы. Экипаж, который находится прямо за этой преградой, гораздо сложнее поразить: он будто прижимается к щиту. Снаряд противника попадёт не в лобовой узел брони, а в борт капсулы только в одном случае: если огонь будет вестись в борт, под углами, близкими к 90 градусам. Однако борта, крыша капсулы и боевое отделение также прикрыты многослойной бронёй и динамической защитой.

Башня Т-14 — это фактически лафет для прицелов, различного оборудования и, конечно же, 125-мм пушки высокого могущества 2А82. Конструкция пушки такова, что её точность очень высока даже без учёта высокотехнологичной системы управления огнём. Орудие проработано в двух вариантах: с эжектором для удаления пороховых газов, и без него — именно последний вариант установлен на Т-14. Благо вопрос загазованности для «Арматы» не имеет первостепенного значения, всё равно в боевом отсеке людей нет.

Танк на базе универсальной платформы «Армата». Источник — сайт Минобороны РФДвигатель танка дизельный, Х-образный, 12-цилиндровый. Его особенность — изменяемая мощность от 1200 до 1500 л. с. Ресурс работы на максимуме — около 10 000 часов. Это само по себе очень много, а если использовать «щадящий» режим, то срок жизни увеличится. При этом даже минимальной мощности достаточно, чтобы танк сохранил хорошую подвижность. Для упрощения ремонта в полевых условиях двигатель и трансмиссия выполнены единым блоком, заменяемым менее чем за час.

Ходовая часть танка длиной в семь опорных катков, как у «Объекта 195». Эту схему конструкторы сочли оптимальной. С одной стороны, благодаря ей удалось улучшить защиту танка, с другой — по сравнению со своим предшественником Т-14 не потяжелел и не увеличился в габаритах. Хотя по сравнению, например, с Т-90А или Т-80У «Армата» всё-таки весит больше.

Для повышения мобильности Т-14 оснащён управляемой адаптивной подвеской, которую можно подстраивать в зависимости от характера грунта, скорости движения танка, боевых задач. Можно менять жёсткость, предельный ход катка и т. д. В результате увеличиваются средняя и максимальная скорости движения, а также возрастает точность стрельбы на ходу (хотя это и дополнительный фактор, здесь главные роли у системы управления огнём и стабилизации вооружения).

Каждый современный танк напичкан высокотехнологичной начинкой, и Т-14 не исключение. Танкист превратился в оператора. Он получает комплексное изображение с разных каналов системы управления огнём, на экраны выводятся карты местности и различная информационная графика. Управление системами — кнопки, джойстики и сенсорные мониторы. Механик-водитель ведёт танк посредством штурвала, а не рычагов, что тоже намного удобнее.

В неофициальных сообщениях о Т-14 иногда указывалось, что танк получит радар с активной фазированной решёткой, которая будет одновременно отслеживать сотню целей на огромной дистанции. Фазированные решётки и вправду есть, но относятся они к новейшему комплексу активной защиты «Афганит», задача которого — перехватывать вражеские боеприпасы с помощью специальных поражающих элементов. Новая система защищает не только от противотанковых ракет, гранат ручных противотанковых гранатомётов, но и от крышебойных боеприпасов, а также от снарядов всех типов: кумулятивных, осколочно-фугасных и даже бронебойных подкалиберных.

Любая боевая машина — продукт компромиссов. Некоторые решения, задуманные конструкторами Т-14, воплотить не удалось. Например, пришлось исключить из системы управления огнём дополнительный радиолокационный канал. Зато матрицы для тепловизоров, полностью разработанные в России и предназначенные специально для нового танка, уже вышли на стадию опытного производства.

Дорога, которую нужно пройти

Танк Т-14 — один из многих видов техники, которые планируется строить на базе универсальной платформы «Армата». В планах — производство танковых мостоукладчиков, боевых машин огнемётчиков, минных заградителей-разградителей, инженерной техники и т. д.

Уже сейчас на основе «Арматы» созданы три образца: тяжёлая БМП-15 (боевая машина пехоты), БРЭМ (боевая ремонтно-эвакуационная машина) и собственно танк Т-14. Каждая разновидность техники из перечисленных существует в опытной партии, которую покажут 9 мая на параде в Москве. Затем техника отправится на доработку, опытно-войсковую эксплуатацию и государственные испытания.

Путь танка Т-14 на крупносерийный конвейер ещё далёк от завершения. Сейчас это пусть и перспективный, но всё-таки «ребёнок», наверняка страдающий многими «детскими болезнями». Он будет развиваться, совершенствоваться и улучшаться, прежде чем ему присвоят звание основного боевого танка. У Т-14 очень большой потенциал для модернизации. Можно улучшать вооружение, ставить более совершенную электронную начинку, можно усиливать броню. По оценкам конструкторов срок его «жизни» в армии — как минимум 50 лет.

worldoftanks.ru


Смотрите также