ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

В США развернулась настоящая борьба за российский ракетный двигатель РД-180. Двигатель рд


РД-180. О ракетных потоках лжи » Военное обозрение

Не знаю, заметил кто, или нет, но случилось у нас очередное событие типа «кровавой гэбни» с массовыми расстрелами посетителей. От посещения сайта было отказано сразу нескольким читателям, вставшим на путь оплевывания всего, до чего смогут дотянуться. Половина — под американским флагом.

Но не во флаге дело, и из числа обладателей российского триколора нашлось некоторое количество яростно плюсовавших.

Речь шла, как понятно из названия, о двигателе РД-180. И о статейке умного Андрея Шипилова, который в своем пасквиле, размещённом бывшими читателями в комментариях, рассказывал «правду» об этом двигателе.

Ну что же, давайте пройдемся и расставим точки над буквой латиницы. Чтобы стало понятно, за что «народ пострадал».

Итак, ракетный двигатель РД-180 — он чей? Российский или американский?

Если по Шипилову, то американский.

«Времена в России были тяжелые, приходилось демпинговать. Но главное, у «Энергомаша» был хороший задел. Для того, чтобы получить двигатель с нужными американцам характеристиками, надо было лишь «уполовинить» уже имеющийся двигатель от ракеты «Энергия», сделать вместо четырех камер только две.

В результате «Энергомаш» «разработал» нужный двигатель, который получил название РД-180, передал все права и всю документацию на его производство американцам, а те, в соответствии с условиями тендера, разместили производство двигателя в России на заводах Энергомаша, поскольку там уже была вся необходимая технологическая оснастка».

Как общеизвестно, лучшая ложь — это где есть частичка правды. Так же и у Шипилова, готового пойти на все, лишь бы плюнуть в сторону России.

«Так что все американские Атлас 5 сейчас имеют первую ступень, оснащенную двигателем РД-180 компании Pratt & Whitney, который собирается в России».

Начнем с того, что для соответствия поставок американскому законодательству совместным производителем РД-180 действительно считается «Pratt & Whitney». Шипилов намеренно пропустил слово «совместным», а я его подчеркнул.

Производитель двигателя — НПО «Энергомаш». И «Pratt & Whitney» тут никаким боком не стоит, поскольку 100% двигателя собирается в России и из российских материалов.

Продажа РД-180 осуществлялась совместным предприятием «Pratt & Whitney» и НПО «Энергомаш», называемым СП «РД-Амрос» (RD-AMROSS). Продажа.

Приобретение и монтаж производились United Launch Alliance. Это «Боинг» + «Локхид». И да, у ULA эксклюзивное право на монтаж РД-180 в США.

Насчет «передачи всех прав и всей документации», которые по Шипилову делают РД-180 американским двигателем, который только собирают в России.

С правами мы разобрались: РД-180 — это экспортный вариант, который создан для «Атласа» и может эксплуатироваться только на нем при участии альянса ULA.

Техническая документация действительно была передана. Но не потому, что это «спешил фор ЮЭсЭй». В рамках лицензии на производство, действующей до 2030 года, американцы имели полное право на выпуск этого двигателя у себя. Но не смогли.

И здесь дело не в цене. Хотя и в цене тоже. Дело в стандартах (нет, наверное, надобности объяснять разницу), действующих в странах. Даже резьбы разные. Дело в материалах.

Все вот эти доводы в пользу нищих насчет того, что «в США есть все, просто купить в нищей России дешевле», — это за борт. Ставка на доллар — это хороший ход, не спорю. Однако же почему тогда, несмотря на завывания Маккейна и требования сенатора срочно послать РД-180 на свалку истории и оснастить ракеты «своими» движками ничего не вышло?

А нечем. И точка.

И прошел уже 21 год с момента заключения договора, а «свой» ЖРД в США так и не создали. Все еще невыгодно? Даже при наличии всей документации?

А может, потому, что в соответствии с советскими канонами, ракетную технику у нас делают всей страной? Да, полную сборку производят на НПО «Энергомаш». А камеры сгорания поставляются из Самары, специальная сталь приходит из Челябинска.

Самара — это в Оклахоме? А Челябинск — в Айдахо? И это тоже предприятия «Pratt & Whitney»? Видимо, нет. И это тот самый камешек, который и помешал американцам просто начать самим делать РД-180.

Ненавидящие нашу страну начнут, конечно, выступать по теме того, что «там могут все, просто не хотят». Еще как хотят. Но не могут. Китайцы тоже с радостью бы продавали свои копии «сушек», и у них бы их покупали. А вот турбины-то передрать не смогли.

Здесь все то же самое.

У американцев есть свои ЖРД, и они их используют. Не часто, но используют. Те же Дельта-4. Потому что опять же, вопрос цена/качество.

Так почему же РД-180 не удалось воссоздать на американских заводах? У американцев ничего не получается с камерой сгорания. Это и есть главное достижение российской техники. В одной такой камере диаметром всего 380 миллиметров сгорает около 600 кг топлива в секунду.

Эта камера — уникальное оборудование со специальными поясами защиты от мощных тепловых потоков. Защита осуществляется не только за счёт внешнего охлаждения стенок камеры, но и благодаря оригинальному способу «выстилания» на них плёнки горючего, которое, испаряясь, охлаждает стенку.

А Шипилов вещает о том, что для выпуска таких двигателей надо воссоздавать устаревшие технологии. Ну-ну… Отрабатываем «лизнуть» по полной программе.

«РД-180 — очень хороший двигатель, но — уже сильно устаревший, для его производства придется возрождать технологии, от которых во всем мире давно отказались. Наука и технологии не стоят на месте, и в самих США есть куча фирм, которые могут сделать то, что требуется, гораздо лучше, гораздо быстрее и главное — уже сильно дешевле по сравнению с «Энергомашем».

Что тут можно сказать? Аплодисменты. Оказывается, весь мир так ушел в своем развитии, что для производства ракетных двигателей надо даже возрождать устаревшие технологии. Интересно, как?

Вот как я в принципе понимаю, на заводе 21 века вполне можно выпускать автомобили середины 20-го. Но никак не наоборот. На ВАЗе в 1980 году собрать «Калину» — маловероятно. И тут примерно та же ситуация.

Какие древние технологии надо было бы возродить, чтобы наладить выпуск в США РД-180 — это тайна, покрытая мраком.

Ну и эпический финал от Шипилова:

«Короче, выяснилось, что РД-180 больше не нужен.

Поэтому General Dynamic провело новый тендер, который выиграли две американские компании. United Launch Services которая, начиная с 2019 года начнет поставлять двигатель Vulcan BE-4, который заменит РД-180. И Aerojet Rocketdyne, которая разработает следующее поколение принципиально новых двигателей, которое в свою очередь заменит Vulcan BE-4.

Ну и чтобы было понятно, что произошло, упомяну только одну деталь — весь контракт с United Launch Services стоит 46 миллионов долларов — это стоимость всего пяти РД-180.

А конгресс США, чтобы подстраховаться и создать запас на переходный период разрешил Энергомашу выпустить еще 18 штук РД-180. Последних РД-180 в истории».

Здорово, да? Конгресс США разрешил «Энергомашу»… Ну ну.

Хотя чего еще можно ждать от лицемера и вруна, базирующегося на Кипре?

Очень любопытно было бы кроме голословных рассуждений увидеть хоть одну ссылку (уж не важно на каком языке) где было бы рассказано о собственности компании Pratt & Whitney на двигатель РД-180. И о РАЗРЕШЕНИИ от Конгресса США для «Энергомаша».

Резюме:

1. Так как США фактически облажались с производством ЖРД, то «Pratt & Whitney» купило право на использование на территории США российских РД-180.

2. Американскими фирмами было также куплено право на производство РД-180 на территории США. Смотрим п.1 и понимаем, что облажались два раза.

3. Двигатель РД-180 разработан российскими инженерами на базе советского двигателя РД-170.

4. РД-180 производится исключительно в России, российскими руками и из российских материалов. Единственный материал, который предоставляет США — это доллары, за которые РД-180 и производится.

5. Из пунктов 3 и 4 следует, что это российский двигатель. США в целом и «Pratt & Whitney» в частности могут идти лесом со своими правами в отношении РД-180 хотя бы потому, что уже было разработано следующее поколение двигателей.

6. В США сегодня делаются титанические усилия, чтобы уйти от российской зависимости в средних стартах. «Blue Origin» представила новый двигатель, BE-4, который предположительно заменит РД-180 с 2020 года.

Ключевое слово — предположительно. Если заработает как надо — посмотрим.

ULА сообщила об успешном продвижении работ по созданию аналога РД-180.

Не вопрос, еще 13 лет спокойной работы, может, что и выгорит. Производство двух узлов уже освоили, молодцы.

«Aerojet Rocketdyne» провела первые огневые испытания предкамеры своего двигателя AR1.

Предкамера — еще не весь двигатель.

В целом же, конечно, свой ЖРД нового поколения на метане или керосине американцы создадут. Весь вопрос — как скоро.

Сомнительно, что проект стоимостью в 5 единиц РД-180 — панацея. И более того, мы-то в курсе, как в Америке все дорожает ближе к финалу. Доказано «Раптором» и «Лайтнингом».

Так что посмотрим, как все это осуществится.

Возвращаясь к началу. Уважаемые любители цитат и аплодисментов иностранным резидентам, плюющим в сторону России! Вы ошиблись, это несколько не та площадка, где можно вытворять подобное. И вам здесь не место, увы.

Мы пока еще в состоянии встать на защиту того, что было создано в нашей стране умами и руками наших соотечественников. И с треском вышвырнуть тех, кто мечтает унизить все советское и российское. Разумная дискуссия и критика — это нормально, цитирование шипиловых — моветон. Равно как и попытки доказать нам исконную убогость и второстепенность.

Примите к сведению, господа. Товарищи могут не беспокоиться.

Источники:http://shipilov.com/zhurnalistika/868-rd-180-neulovimyj-dzho-ili-skripach-ne-nuzhen.htmlhttps://versia.ru/amerikancy-bezuspeshno-pytayutsya-skopirovat-rossijskoe-raketnoe-chudohttp://engine.space

topwar.ru

В США развернулась настоящая борьба за российский ракетный двигатель РД-180

Две крупные космические компании из США продолжают ссориться из-за российского ракетного двигателя РД-180, который выпускается в Подмосковье в НПО «Энергомаш» и предназначен для ракет-носителей, относящихся к среднему классу. Американские антимонопольные службы подозревают компанию United Launch Alliance в том, что она не дает своему конкуренту – компании Orbital Sciences – возможности закупать данные двигатели для своей ракеты Antares. Федеральная комиссия США по вопросам торговли уже инициировала антимонопольное расследование в отношении совместного предприятия корпораций «Боинг» и «Локхид-Мартин» United Launch Alliance (ULA), которое занимается созданием ракет и выводом на околоземную орбиту спутников для госнужд.

United Launch Alliance подозревается в том, что незаконно лишает своих конкурентов доступа к очень важным комплектующим от подрядчика RD Amross. А это, в свою очередь, лишает конкурентов возможности полноценно принимать участие в тендерах. Об этом сообщает агентство Reuters, в распоряжении которого оказались документы Федеральной комиссии США по торговле. RD Amross – это совместное российско-американское предприятие, которое объединяет НПО «Энергомаш» и американскую компанию Pratt & Whitney Rocketdyne. Первая занимается производством двигателей РД-180, а вторая их поставкой ULA для их РН «Атлас».

По оценкам американских специалистов, двигатели РД-180 российского производства по совокупности своих характеристик являются единственной альтернативой для тяжелых ракет-носителей, которые в состоянии выводить на околоземную орбиту американские разведывательные и военные спутники, а также спутники для нужд NASA. В то же время компания ULA мешает RD Amross осуществлять продажи ракетных двигателей РД-180 для ракет-носителей иных производителей, в том числе компании Orbital Sciences, которая очень стремится попасть на прибыльный рынок космических запусков в интересах американского правительства.

В США развернулась настоящая борьба за российский ракетный двигатель РД-180В настоящее время компания Orbital Sciences является конкурентом United Launch Alliance. В ней отмечают, что без возможности применения российских РД-180, единственного ракетного двигателя на жидком топливе, который оптимально подходит по своим характеристикам для их ракеты-носителя Antares, они теряют возможность выигрывать государственные тендеры, а значит и получать доступ к прибыльным заказам.

В настоящее время 1-ая ступень ракеты-носителя среднего класса Antares оснащается 2-мя жидкотопливными двигателями Aerojet AJ-26. Данные двигатели представляют собой модификацию двигателей НК-33 производства СНТК им. Кузнецова, которые также были созданы еще во времена СССР. Данные ракетные двигатели разрабатывались для сверхтяжелой ракеты Н-1, но этот проект в 70-е годы прошлого века был закрыт вместе с советской программой покорения Луны. Таким образом, обе американских компании используют в своих целях российские ракетные двигатели. Orbital Sciences для своей ракеты Antares (создана при участии украинских КБ «Южмаш» и «Южное») – российский двигатель НК-33, переоборудованный и получивший новое название Aerojet AJ-26, а ULA применяет для своих ракет «Атлас» двигатели РД-180, собранные НПО «Энергомаш» (Химки).

По информации агентства Reuters, американские антимонопольные службы начали расследование из-за неудачных попыток компании Orbital Sciences купить двигатели РД-180 для своей новой ракеты среднего класса Antares. Ранее компания Orbital Sciences создала собственную ракету с российскими двигателем для осуществления заключенного с NASА контракта на доставку грузов на околоземную орбиту. Общая сумма сделки – 1,9 млрд. долларов. До 2016 года компания должна осуществить как минимум 8 космических запусков ракет Antares к МКС с различными грузами в интересах NASА. Ракета-носитель Antares будет выводить на низкие орбиты грузы массой до 7 тонн. Первый демонстрационный запуск ракеты Antares и грузового космического корабля Cygnus был выполнен в конце апреля 2013 года с космодрома на острове Уоллопс (штат Вирджиния).

«Двигатель Aerojet AJ-26 – это надежный и очень хороший ракетный двигатель, у которого существует лишь одна проблема. Данные двигатели больше не производят. Имеющихся двигателей Aerojet AJ-26 Orbital Sciences должно хватить для выполнения своих обязательств по обеспечению контракта NASA по доставке грузов к Международной космической станции. Но после окончания данного контракта компания, конечно же, хотела бы получить новые заказы на проведение коммерческих запусков. Для этого Orbital Sciences больше подошел бы двигатель РД-180», – отметил в интервью газете «Взгляд» Юрий Караш, являющийся член-корреспондентом Российской академии космонавтики им. Циолковского. При этом понятно, что альянс ULA, который в настоящее время активно занимает главенствующие позиции по предоставлению пусковых услуг, не очень то радует возможная перспектива появления на рынке конкурента.

Отраслевые эксперты агентства Reuters полагают, что компании Orbital Sciences необходим доступ к российским двигателям РД-180 для своих ракет Antares, чтобы просто выжить на рынке. Orbital Sciences не планирует конкурировать с United Launch Alliance в сфере запусков в космос тяжелых ракет, но компания рассчитывает стать полноценным игроком на рынке доставки в космос средних грузов с помощью ракет-носителей Antares. Причем для американского правительства такое сотрудничество могло бы быть выгодным, так как ракета Antares стоит меньше 100 млн. долларов.

Пресс-секретарь компании ULA Джессика Рай подтвердила тот факт, что расследование действительно ведется и что компания сотрудничает с американскими антимонопольными органами. То же самое подтвердили и в пресс-службе компании Pratt & Whitney. По словам Джессики Рай, контракты United Launch Alliance на приобретение двигателей РД-180 абсолютно законны и соответствуют всем правилам конкуренции. В свою очередь в Федеральной комиссии по торговле от комментариев отказываются.

Российский ракетный двигатель РД-180, из-за которого в настоящее время ссорятся американские компании, еще в середине 90-х годов прошлого века выиграл объявленный США тендер у 2-х американских и одной европейской компании. Двигатель РД-180 был спроектирован на базе ракетного двигателя РД-170, используемого на ракетах-носителях «Зенит» и «Энергия». Полная сборка двигателя выполняется на НПО «Энергомаш». При этом камеры сгорания в Химки поставляются из Самары, а специальные стали – из Челябинска. Технологический цикл сборки лишь одного двигателя занимает в среднем до 16 месяцев.

РД-180 представляет собой двухкамерный двигатель с дожиганием окислительного генераторного газа, с управлением вектором тяги благодаря качанию каждой камеры в 2-х плоскостях, с возможностью осуществления глубокого дросселирования тяги ракетного двигателя в полете. Конструкция двигателя базируется на хорошо проверенных элементах и конструкциях узлов двигателей РД-170/171. Проектирование нового мощного двигателя для 1-й ступени ракеты-носителя было выполнено в сжатые сроки, а отработка – на малом количестве материальной части.

Подписав контракт на проектирование ракетного двигателя летом 1996 года, уже в ноябре того же года было осуществлено первое огневое испытание двигателя-прототипа, а в апреле следующего года – огневое испытание уже штатного двигателя. В 1997-1998 годах была достаточно успешно осуществлена серия огневых испытаний двигателя в составе ступени ракеты-носителя непосредственно в США. Весной 1999 года была закончена сертификация двигателя для применения его в составе ракеты-носителя «Атлас 3». Первый запуск РН «Атлас 3» с российским двигателем РД-180 был осуществлен в мае 2000 года. Летом 2001 года была закончена сертификация РД-180 для применения в составе ракеты-носителя «Атлас 5». Первый полет РН «Атлас 5» с российским двигателем РД-180 произошел в августе 2002 года.

За период с 2014 по 2017 год химкинское двигателестроительное предприятие «Энергомаш» рассчитывает экспортировать в США 29 ракетных двигателей РД-180, об этом журналистам рассказывал исполнительный директор предприятия Владимир Солнцев. «В настоящее время мы прорабатываем вопрос на поставку очередных 29 ракетных двигателей РД-180 с 2014 по 2017 год, соответственно загрузка для нашего предприятия составит 4-5 двигателей в год», – отметил Владимир Солнцев.

Владимир Солнцев напомнил журналистам, что ранее уже был подписан опцион на поставку в США 101 двигателя РД-180 предназначенного для американских ракет «Атлас», опцион рассчитан до 2020 года. При этом в США было поставлено 59 двигателей, из них 38 уже успешно вывели на орбиту ракеты «Атлас-5». В настоящее время продолжается работа по расширению дальнейшего сотрудничества.

Солнцев добавил, что до 2010 года РД-180 продавались американцам с убытком для российского предприятия, так как себестоимость их выпуска увеличивалась более высокими темпами, чем цена, по которой удавалось их продавать. Но, по словам Владимира Солнцева, в 2010-2011 годах удалось предпринять ряд мер, которые выправили эту ситуацию. Сегодня предприятие продает двигатели в США по цене практически в 3 раза большей, чем в 2009 году. По этой причине предприятие вышло на положительную рентабельность продаж, что позволяет часть вырученных средств тратить на развитие собственной производственной базы.

Основные характеристики ракетного двигателя РД-180:

Тяга, земная/пустотная, тс – 390,2 /423,4Удельный импульс, земной/пустотный, сек – 311,9/338,4Давление в камере сгорания, кгс/см2 – 261,7Масса, сухая/залитая, кг – 5480/5950Габариты, высота/диаметр двигателя, мм – 3600/3200Годы разработки – 1994-1999Назначение: для первых ступеней ракет-носителей «Атлас III» и «Атлас V» компании «Локхид Мартин» США.

Источники информации:-http://vz.ru/economy/2013/6/14/637080.html-http://vz.ru/news/2012/9/11/597557.html-http://www.npoenergomash.ru/engines/rd180

topwar.ru

Что представляет собой ракетный двигатель РД-180? | Справка | Вопрос-Ответ

В понедельник, 29 февраля, Пентагон сообщил о том, что в США приступили к разработке ракетных двигателей AR1 и Vulcan BE-4. Они придут на замену российскому двигателю РД-180, который NASA использует в своих космических программах*. Проект будут реализовывать компании Aerojet Rocketdyne и United Launch Services.

О том, что представляет собой двигатель РД-180, рассказывает АиФ.ru.

РД-180 — жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа после турбины, оснащён двумя камерами сгорания и двумя соплами. Разработан и производится ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко». 

Топливо: горючее — керосин, окислитель — жидкий кислород. 

Стоимость одного двигателя по состоянию на 2010 год составляет $9 млн.

Массогабаритные характеристики

Использование

На 2009 год являлся экспортным двигателем. Все права на использование РД-180 в США принадлежали подразделению космических систем (англ. Space Systems Division) General Dynamics (США), которые в начале 1990-х были выкуплены Lockheed Martin для применения на одноразовых носителях Атлас (Атлас III и Атлас V).

На сегодня всё производство двигателя сосредоточено в России. Продажа осуществлялась совместным предприятием «Pratt & Whitney» и НПО «Энергомаш», называемым СП «РД-Амрос» (англ. RD AMROSS). Приобретение и монтаж производились United Launch Alliance. C мая 2014 года заключение новых контрактов временно прекращено по постановлению суда в связи иском конкурента — компании SpaceX, поставки двигателей по старым контрактам продолжаются.

Космические запуски с использованием РД-180 включают миссию к Плутону «Новые горизонты» (2006), миссию к Луне «Lunar Reconnaissance Orbiter» (2009), аппарат для исследования Солнца «Обсерватория солнечной динамики» (2010), миссию к Юпитеру «Юнона» (2011), миссии к Марсу «Mars Reconnaissance Orbiter» (2005), «Марсианская научная лаборатория» (2011) и «MAVEN» (2013).

*Курс на отказ от использования российских двигателей США взяли еще в 2014 году в связи с ситуацией на Украине и санкциями.

www.aif.ru

Наука и технологии Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.

Почему "российский двигатель РД-180" в природе не существует

Вся информация о российско-американском сотрудничестве в области РД-180, которая имеется на русском языке, представляет собой худшую разновидность лжи — полуправду. Где отдельные совершенно правдивые факты переплетены с утаиванием ключевой информации и скреплены точечной малозаметной ложью.

Стоило мне вчера написать статью о российских космических фейках, как меня тут же завалили «примером» отставания США от России в космической сфере. Дескать, американские ракеты летают на российских двигателях РД-180, и без этих российских двигателей американская космическая программа сразу же заглохнет. С кучей ссылочек. Так что, дескать, никуда американцы без рассеюшки-матери не денутся.

Переход по ссылкам, присланным мне, показал, что вся информация о российско-американском сотрудничестве в области РД-180, которая имеется на русском языке, представляет собой худшую разновидность лжи — полуправду. Где отдельные, совершенно правдивые факты (производство двигателя полностью сосредоточенно в России) переплетены с утаиванием ключевой информации и скреплены точечной малозаметной ложью.

Начнем с того, что никакого «российского двигателя РД-180» в природе не существует. Есть двигатель РД-180, созданный в рамках российско-американского сотрудничества, который был разработан в России по заказу США, и который в настоящее время производится американской компанией Pratt & Whitney на российских производственных мощностях. Поэтому сама подача материала в российских СМИ, которые пишут, что «США закупает двигатели в России» — 100% густая ложь. Это все равно как написать, что «Apple закупает свои Iphone в Китае» только на том основании, что всё их производство сосредоточенно там.

Впрочем, давайте я расскажу всё по порядку, потому что история там — очень интересная.

В конце 50-х годов на вооружении США стояло несколько сотен баллистических ракет Atlas. Когда случился карибский кризис, американцы сочли, что эти ракеты — недостаточно эффективны, чтобы противостоять советской угрозе, их сняли с вооружения, но не выбросили, не утилизировали. Согласно концепции, которая тогда была принята в США, и которая действует до сих пор, все баллистические ракеты военного назначения должны иметь возможность использоваться в качестве ракет-носителей для вывода грузов на орбиту.

Поэтому со списанием Атласов космическое ведомство США получило около сотни готовых космических ракет для запуска спутников и космических кораблей в космос. Причем замечу, — это очень важно, — фактически халявных, бесплатных ракет, поскольку Пентагон за них уже заплатил ранее.

Атласы широко использовались в первые годы освоения космоса в качестве основного носителя (именно на Атласе взлетел первый американский космонавт Джон Гленн), а затем — как «резервная» ракета. Когда, например, взорвался Челледжер, то до выяснения причин катастрофы программа Шаттлов была приостановлена, и все космические запуски делались на Аталасах.

Меж тем в 90-х годах стало ясно, что ракеты «Титан», на которых делались все американские «средние» запуски, надо снимать с производства — негативные последствия от использования ядовитого аэрозина в качестве топлива были слишком сильными.

А на консервации еще оставались сотни халявных Атласов. Было решено оснастить эти Атласы новыми, более мощными двигателями и заменить ими Титаны. Американская компания General Dynamic, в чьем ведении находились Атласы, объявила в 1995 году тендер на разработку нового двигателя, и этот тендер безоговорочно с большим отрывом выиграло российское предприятие «НПО Энергомаш», которое предложило цену в несколько раз более низкую, чем конкуренты.

Времена в России были тяжелые, приходилось демпинговать. Но главное, у Энергомаша был хороший задел. Для того, чтобы получить двигатель с нужными американцам характеристиками, надо было лишь «уполовинить» уже имеющийся двигатель от ракеты «Энергия», сделать вместо четырех камер только две.

В результате Энергомаш «разработал» нужный двигатель, который получил название РД-180, передал все права и всю документацию на его производство американцам, а те, в соотвествии с условиями тендера, разместили производство двигателя в России на заводах Энергомаша, поскольку там уже была вся необходимая технологическая оснастка.

Надо заметить, что этот контракт потом сильно аукнулся российскому ВПК, потому что, когда России самой потребовался «половинный» двигатель для ракет Русь-М и Ангара, оказалось, что по условиям контракта она не может изготавливать РД-180 для своих целей, а должна закупать его у американской компании Pratt & Whitney.

В итоге для Русь-М пришлось делать «альтернативную» разработку, РД-180В (которая так и не была завершена), а на Ангару ставить не «половинный», а «четвертинный» двигатель РД-191.

Ну а что касается американских Атласов, то ракеты, оснащенные РД-180, сначала получили индекс R (это не «Российский двигатель», как пишут у нас, а просто очередной индекс, так совпало), а затем были полностью модернизированы под РД-180. И получили обозначение Атлас-5.

Так что все американские Атлас 5 сейчас имеют первую ступень, оснащенную двигателем РД-180 компании Pratt & Whitney, который собирается в России.

Поэтому, когда Россия попала под санкции, то под санкции попало и это производство. Поначалу было решено перенести производство РД-180 из России на территорию США.

Но тут нарисовался Илон Маск со своей компанией SpaceX и сказал: «Я могу сделать лучше и дешевле». Прикинули, оказалось и вправду, гораздо дешевле и лучше будет отдать подряд Маску.

В России конечно обрадовались бы такому раскладу, но в США больше всего на свете боятся монополизации рынка. Все профильные контролирующие органы тут же выдали заключение, что передача подряда SpaceXvприведет к образованию недопустимой монополии.

Но в результате этих обсуждений попутно выяснилось, что в переносе производства РД-180 в США уже нет никакого резона. То, что было «дешево» в 95-м, сейчас уже стало «дорого».

РД-180 — очень хороший двигатель, но — уже сильно устаревший, для его производства придется возрождать технологии, от которых во всем мире давно отказались. Наука и технологии не стоят на месте, и в самих США есть куча фирм, которые могут сделать то, что требуется, гораздо лучше, гораздо быстрее и главное — уже сильно дешевле по сравнению с Энергомашем.

Короче, выяснилось, что РД-180 больше не нужен.

Поэтому General Dynamic провело новый тендер, который выиграли две американские компании. United Launch Services которая, начиная с 2019 года начнет поставлять двигатель Vulcan BE-4, который заменит РД-180. И Aerojet Rocketdyne, которая разработает следующее поколение принципиально новых двигателей, которое в свою очередь заменит Vulcan BE-4.

Ну и чтобы было понятно, что произошло, упомяну только одну деталь — весь контракт с United Launch Services стоит 46 миллионов долларов — это стоимость всего пяти РД-180.

А конгресс США, чтобы подстраховаться и создать запас на переходный период разрешил Энергомашу выпустить еще 18 штук РД-180. Последних РД-180 в истории.

Вот, собственно, что кроется за заголовками Российских СМИ «Америка не может обойтись без российских двигателей».

Есть очень простой способ понять, какой именно оппонент пишет комментарий к твоей статье, когда он делает это искренне, в силу своих собственных убеждений, а когда в «рамках служебного задания».

Когда оппонент «искренний», то его комментарий может появиться в любой момент, он обычно «одиночный», и в нем обычно сквозят какие-то оригинальные сентенции, пусть даже и почерпнутые им пару минут назад в википедии.

А вот когда в «рамках служебного задания», то картина будет иная. Такие комментарии никогда не появляются сразу. Ведь должно пройти какое-то время, прежде чем это «служебное задание» будет сформировано и по нему будут даны «методические указания». В этом случае «комментаторы» всегда появляются с задержкой от полу- до полутора суток, появляются они сразу толпой и каждый повторяет одни и те же «аргументы», полученные в ходе инструктажа. И все лайкают комментарии друг друга по кругу. Короче — картина очевидная и особого расследования не требует.

С оппонентами первого типа я обычно вступаю в диалог, ну если только они не норовят пересказать мне статью в википедии. Оппонентов второго типа я в силу вполне понятных причин, блокирую еще на подходе. После чего где-нибудь на сторонних ресурсах обязательно появляются темы о том, что Шипилов боится вступать в дискуссии и затыкает оппонентам рот. Но с этим уж ничего не поделаешь, это обычные издержки жизни человека с активной жизненной позицией.

К чему я это рассказываю.

Статьей о том, что знаменитые «российские двигатели РД-180» без которых «Америка не может обойтись», это на самом деле — американские двигатели, пусть и производящиеся в России и разработанные в России по заказу США , похоже, я наступил на чью-то очень больную мозоль. После того, как заболтать тему ни на фейсбуке, ни у меня на сайте — не получилось, на других сайтах и в социальных сетях было создано множество обсуждений, где многочисленные «эксперты» аргументировано со ссылками на созданные ими же «первоисточники» параллельной реальности, рассказывают широкой публике, что «Шипилов врет», «Шипилов безграмотен». И даже канал Лафньюс посвятил шельмованию «безграмотного Шипилова» несколько сюжетов.

Короче говоря, зацепило их сильно.

Я на такие вещи никогда не обращаю внимания. Но тут как раз тот случай, когда щельмование достигло цели. В последние дни несколько вроде бы разумных и адекватных друзей начали давать мне советы, что если уж я «соврал», то лучше мне самому покаяться и признать свои ошибки, так дескать моя репутация не пострадает.

И я подумал, раз уж такая мощная контрпропаганда начала замыливать даже мозги думающих и разумных людей, то что говорить обо всех остальных.

Короче, надо провести работу над ошибками. Не над моими ошибками, разумеется, которых попросту нет. А над ошибками кремлевских пропагандистов.

Ниже — аргументация, которую они используют и мои комментарии к этой аргументации.

«То, что все права на двигатель были оформлены на американскую фирму Pratt & Whitney и именно она является их официальным производителем, — это чисто юридическая уловка, чтобы обойти законы по экспортным ограничениям.»

Если я попрошу вас детально расписать, какие конкретно «экспортные ограничения» обходит эта «юридическая уловка», вы ведь не сможете этого сделать. Не так ли?

И при чем тут «экспортные ограничения», если двигатели импортируются — тоже ведь не сможете объяснить?

Тот факт, что производителем двигателей РД-180 является американская компания Pratt & Whitney — это именно факт. И уж какие вы там «обоснования» этого факта не сочините, они этого факта — никак не отменяют.

«Ну и что, что двигатель был заказан Шатами и делается специально для Штатов! Он был разработан в России, изготавливается в России, значит — это Российский, а не американский двигатель»

Если вы купили на рынке картошку, то это будет именно ваша картошка, а не того, кто ее вырастил и продал вам.

Что говорите? Картошка — это неудачный пример? Между картошкой и высокими технологиями большая разница? ОК! Вот вам другой пример, из области высоких технологий.

Вам нужен сайт, вы заказали его программисту и этого же программиста потом наняли для обслуживания и техподдержки сайта. Чей это будет сайт? Ваш или нанятого вами программиста?

«Двигатель не делался специально для Штатов с нуля, это был уже готовый, еще советский двигатель от „Энергии“, который просто переделали под требование америкосов. Значит — это не американский, а российский двигатель»

Угу, а если программист которого вы наняли, чтобы он вам сделал сайт, написал код не с нуля, а использовал свои более ранние заготовки, это как-то меняет ваши права на ваш собственный сайт?

«Компании Pratt & Whitney принадлежат права на двигатель только на территории США, а глобальные права сохраняются за Россией. Так что РД-180 — это российский двигатель»

А-а-а, вона чё!

Ну тогда назовите мне хоть одну российскую ракету, которой использовался бы этот российский двигатель.

Не можете? А знаете почему?

Да потому что сейчас все ключевые элементы РД-180 защищены патентами, принадлежащими США! Ну вот, навскидку, чтобы не быть голословным: US Patent 6244041, US Patent 6226980, USPatent 6442931. Более того, хотя «базовая основа» двигателя взята от советского РД-170, вся тонкая управляющая механика и автоматика: насосы, клапана, управляющие схемы — это все — американское, реальные американские разработки, принадлежащие Локхид и Мартин.

А потому, когда России для ракет Русь-М потребовался именно такой двигатель, как РД-180, то пришлось начать разработку полного российского аналога — РД-180В, в котором не использовались бы американские патенты и американские разработки. Задачу эту решить не удалось: к тому времени в России еще остались специалисты по производству двигателей, а вот специалистов по их разработке уже не осталось.

«У США нет технологий, позволяющих делать такие двигатели, как РД-180, но зато они есть у России»

В общем-то это — правда. Но смысл этой правды все же иной.

Я полагаю, что и технологии изготовления паровозов в США тоже утрачены. Но из этого вовсе не следует, что там не умеют делать тепловозы и электровозы.

Данность такова, что в России за последние тридцать лет не было разработано, не появилось ни одного действительно нового ракетного двигателя. Все «новейшие» российские двигатели: РД-181, РД-191, РД-193 — под этими названиями выпускается единичная камера от четырехкамерного двигателя РД-170 разработки 80-х годов. Поэтому все современные российские ракетные технологии — из 80-х годов прошлого века.

У США таких технологий действительно уже нет. Там новые разработки в области ракетных двигателей появляются каждый год. Там совсем иные принципы, цели и способы из реализации.

«США не могут обойтись без российских ракетных двигателей, это — факт»

Если под «российскими ракетными двигателями» понимаются «американские двигатели РД-180, производимые в России», то да — вот прямо тут и сейчас — не могут. Обойтись «малой кровью» — не могут.

Оговорка, «малой кровью» тут сделана потому, что и у США, и у Европейского космического агентства, имеется достаточно альтернативных носителей, чтобы заменить Атлас-5, на которые ставятся РД-180. Но это будет недешево и неправильно.

А потому США уже после санкций заказали еще 20 РД-180, чтобы создать «задел» на переходный период, пока РД-180 не начнет производиться замена на территории США. Современное состояние ракетных технологий в США позволяет уложиться в три года с момента начала разработки двигателя до запуска его в серийное производство.

«А если этот двигатель такой устаревший, то почему штаты используют его, а не свои современные разработки»

Да просто потому, что он делает всё, что от него требуется, прекрасно выполняет свои задачи, а главное, на момент проведения тендера был чрезвычайно дешев.

Вы бы тоже, небось, чтобы возить картошку с дачи предпочли бы купить Жигули, а не Мицубиси Паджеро. Иное дело, что времена идут, и в наше время РД-180 уже отнюдь не так дешев по сранвнению с аналогами, как это было в 90-х. Так что вопрос о его замене уже стоял, санкции только подтолкнули этот процесс.

newsland.com

РД-180, жидкостный ракетный двигатель

Компания участник: Энергомаш НПО, ОАО

РД-180 — жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа после турбины, оснащен двумя камерами сгорания и двумя соплами. Разработан и производился ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко». Топливо — керосин, окислитель — жидкий кислород. Стоимость одного двигателя по состоянию на 2010 год составляет $9 млн.

Описание конструкции

Двигатель состоит из двух камер, турбонасосного агрегата, бустерного насосного агрегата горючего, бустерного насосного агрегата окислителя, газогенератора, блока управления автоматикой, блока баллонов, системы приводов автоматики, системы рулевых приводов, регулятора расхода горючего в газогенераторе, дросселя окислителя, дросселя горючего, пуско-отсечных клапанов окислителя и горючего, двух ампул с пусковым горючим, пускового бачка, рамы двигателя, донного экрана, датчиков системы аварийной защиты, теплообменника для подогрева гелия на наддув бака окислителя. Массовое соотношение окислителя и горючего — 2.72, дросселирование возможно в диапазоне 40-100 %.

Использование

На 2009 год являлся экспортным двигателем. Все права на использование РД-180 в США принадлежали подразделению космических систем (англ. Space Systems Division) General Dynamics (США), которые в начале 1990-х были выкуплены Lockheed Martin для применения на одноразовых носителях Атлас (Атлас III и Атлас V).

Так как целью программы использования двигателя являются запуски коммерческих спутников и спутников правительства США, то для соответствия поставок американскому законодательству совместным производителем РД-180 считается Pratt & Whitney. На сегодня все производство двигателя сосредоточено в России. Продажа осуществлялась совместным предприятием «Pratt & Whitney» и НПО «Энергомаш», называемым СП «РД-Амрос» (англ. RD AMROSS). Приобретение и монтаж производились United Launch Alliance. C мая 2014 года заключение новых контрактов временно прекращено по постановлению суда в связи иском конкурента — компании SpaceX, поставки двигателей по старым контрактам продолжаются.

Космические запуски с использованием РД-180 включают миссию к Плутону «Новые горизонты» (2006), миссию к Луне «Lunar Reconnaissance Orbiter» (2009), аппарат для исследования Солнца «Обсерватория солнечной динамики» (2010), миссию к Юпитеру «Юнона» (2011), миссии к Марсу «Mars Reconnaissance Orbiter» (2005), «Марсианская научная лаборатория» (2011) и «MAVEN» (2013).

Технические характеристики

Тип: жидкостный ракетный двигатель
Топливо: керосин
Окислитель: жидкий кислород
Камер сгорания: 2
Полная масса: 5 950 кг
Сухая масса: 5 480 кг
Высота: 3 600 мм
Диаметр: 3 200 мм
Тяга: Вакуум: 423.4 тс
Удельный импульс: Вакуум: 337.8 c
Время работы: 270 c
Давление в камере сгорания: 261,7 кгс/см2
Тяговооружённость: 73.40

Видео

www.arms-expo.ru

180 - это... Что такое РД-180?

РД-180 — жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа после турбины, оснащен двумя камерами сгорания и двумя соплами.

Был разработан в КБ «Энергомаш» на основе двигателя РД-170. Топливо — керосин, окислитель — жидкий кислород. Считается одним из лучших и надежных двигателей в мире.[1] Стоимость одного двигателя по состоянию на 2010 год составляет $9 млн.[2]

История

РД-180 был создан в середине 90-х годов. В 1996 году право на использование двигателя приобрела компания General Dynamics. Впервые был использован в 2000 году в качестве первой ступени ракеты-носителя «Атлас IIA-R» — модификации ракеты «Атлас IIA». Буква «R» в названии ракеты указывает на использование двигателя российского производства (англ. Russian). В дальнейшем ракета была переименована в «Атлас III». После первого запуска была проведена дополнительная работа по сертификации двигателя с целью его использования на универсальном ракетном модуле (англ. Common Booster Core) основной ступени ракеты «Атлас-5».

РД-180, который использовался на испытательном стенде, был показан на 23-й встрече Большой восьмерки (июнь 1997 года, Денвер, США).

Описание конструкции

Двигатель состоит из двух камер, турбонасосного агрегата, бустерного насосного агрегата горючего, бустерного насосного агрегата окислителя, газогенератора, блока управления автоматикой, блока баллонов, системы приводов автоматики, системы рулевых приводов, регулятора расхода горючего в газогенераторе, дросселя окислителя, дросселя горючего, пуско-отсечных клапанов окислителя и горючего, двух ампул с пусковым горючим, пускового бачка, рамы двигателя, донного экрана, датчиков системы аварийной защиты, теплообменника для подогрева гелия на наддув бака окислителя.

Массовое соотношение окислителя и горючего — 2.72, дросселирование возможно в диапазоне 40-100 %.

Использование

На 2009 год является экспортным двигателем. Все права на использование РД-180 в США принадлежали подразделению космических систем (англ. Space Systems Division) General Dynamics (США), которые в начале 1990-х были выкуплены Lockheed Martin для применения на одноразовых носителях Атлас (Атлас-3 и Атлас-5). Так как целью программы использования двигателя являются запуски коммерческих спутников и спутников правительства США, то для соответствия поставок американскому законодательству совместным производителем РД-180 считается Pratt & Whitney. На сегодня все производство двигателя сосредоточено в России. Продажа осуществляется совместным предприятием «Pratt & Whitney» и НПО «Энергомаш», называемым СП «РД-Амрос» (англ. RD AMROSS).

Модификация

Русь-М

РД-180В для первой ступени планируется использовать в новой разработке — РН Русь-М. В различных модификациях ракеты будет использоваться от 1 до 5 двигателей.

Критика

Question book-4.svg В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011.

В сравнении с РД-170 демонстрирует очень низкую экономическую эффективность применения в серийных тяжёлых ракетах-носителях по следующим причинам[источник не указан 767 дней]:

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

В США развернулась настоящая борьба за российский ракетный двигатель РД-180

Две крупные космические компании из США продолжают ссориться из-за российского ракетного двигателя РД-180, который выпускается в Подмосковье в НПО «Энергомаш» и предназначен для ракет-носителей, относящихся к среднему классу. Американские антимонопольные службы подозревают компанию United Launch Alliance в том, что она не дает своему конкуренту – компании Orbital Sciences – возможности закупать данные двигатели для своей ракеты Antares. Федеральная комиссия США по вопросам торговли уже инициировала антимонопольное расследование в отношении совместного предприятия корпораций «Боинг» и «Локхид-Мартин» United Launch Alliance (ULA), которое занимается созданием ракет и выводом на околоземную орбиту спутников для госнужд.

United Launch Alliance подозревается в том, что незаконно лишает своих конкурентов доступа к очень важным комплектующим от подрядчика RD Amross. А это, в свою очередь, лишает конкурентов возможности полноценно принимать участие в тендерах. Об этом сообщает агентство Reuters, в распоряжении которого оказались документы Федеральной комиссии США по торговле. RD Amross – это совместное российско-американское предприятие, которое объединяет НПО «Энергомаш» и американскую компанию Pratt & Whitney Rocketdyne. Первая занимается производством двигателей РД-180, а вторая их поставкой ULA для их РН «Атлас».

По оценкам американских специалистов, двигатели РД-180 российского производства по совокупности своих характеристик являются единственной альтернативой для тяжелых ракет-носителей, которые в состоянии выводить на околоземную орбиту американские разведывательные и военные спутники, а также спутники для нужд NASA. В то же время компания ULA мешает RD Amross осуществлять продажи ракетных двигателей РД-180 для ракет-носителей иных производителей, в том числе компании Orbital Sciences, которая очень стремится попасть на прибыльный рынок космических запусков в интересах американского правительства.

В США развернулась настоящая борьба за российский ракетный двигатель РД-180В настоящее время компания Orbital Sciences является конкурентом United Launch Alliance. В ней отмечают, что без возможности применения российских РД-180, единственного ракетного двигателя на жидком топливе, который оптимально подходит по своим характеристикам для их ракеты-носителя Antares, они теряют возможность выигрывать государственные тендеры, а значит и получать доступ к прибыльным заказам.

В настоящее время 1-ая ступень ракеты-носителя среднего класса Antares оснащается 2-мя жидкотопливными двигателями Aerojet AJ-26. Данные двигатели представляют собой модификацию двигателей НК-33 производства СНТК им. Кузнецова, которые также были созданы еще во времена СССР. Данные ракетные двигатели разрабатывались для сверхтяжелой ракеты Н-1, но этот проект в 70-е годы прошлого века был закрыт вместе с советской программой покорения Луны. Таким образом, обе американских компании используют в своих целях российские ракетные двигатели. Orbital Sciences для своей ракеты Antares (создана при участии украинских КБ «Южмаш» и «Южное») – российский двигатель НК-33, переоборудованный и получивший новое название Aerojet AJ-26, а ULA применяет для своих ракет «Атлас» двигатели РД-180, собранные НПО «Энергомаш» (Химки).

По информации агентства Reuters, американские антимонопольные службы начали расследование из-за неудачных попыток компании Orbital Sciences купить двигатели РД-180 для своей новой ракеты среднего класса Antares. Ранее компания Orbital Sciences создала собственную ракету с российскими двигателем для осуществления заключенного с NASА контракта на доставку грузов на околоземную орбиту. Общая сумма сделки – 1,9 млрд. долларов. До 2016 года компания должна осуществить как минимум 8 космических запусков ракет Antares к МКС с различными грузами в интересах NASА. Ракета-носитель Antares будет выводить на низкие орбиты грузы массой до 7 тонн. Первый демонстрационный запуск ракеты Antares и грузового космического корабля Cygnus был выполнен в конце апреля 2013 года с космодрома на острове Уоллопс (штат Вирджиния).

«Двигатель Aerojet AJ-26 – это надежный и очень хороший ракетный двигатель, у которого существует лишь одна проблема. Данные двигатели больше не производят. Имеющихся двигателей Aerojet AJ-26 Orbital Sciences должно хватить для выполнения своих обязательств по обеспечению контракта NASA по доставке грузов к Международной космической станции. Но после окончания данного контракта компания, конечно же, хотела бы получить новые заказы на проведение коммерческих запусков. Для этого Orbital Sciences больше подошел бы двигатель РД-180», – отметил в интервью газете «Взгляд» Юрий Караш, являющийся член-корреспондентом Российской академии космонавтики им. Циолковского. При этом понятно, что альянс ULA, который в настоящее время активно занимает главенствующие позиции по предоставлению пусковых услуг, не очень то радует возможная перспектива появления на рынке конкурента.

Отраслевые эксперты агентства Reuters полагают, что компании Orbital Sciences необходим доступ к российским двигателям РД-180 для своих ракет Antares, чтобы просто выжить на рынке. Orbital Sciences не планирует конкурировать с United Launch Alliance в сфере запусков в космос тяжелых ракет, но компания рассчитывает стать полноценным игроком на рынке доставки в космос средних грузов с помощью ракет-носителей Antares. Причем для американского правительства такое сотрудничество могло бы быть выгодным, так как ракета Antares стоит меньше 100 млн. долларов.

Пресс-секретарь компании ULA Джессика Рай подтвердила тот факт, что расследование действительно ведется и что компания сотрудничает с американскими антимонопольными органами. То же самое подтвердили и в пресс-службе компании Pratt & Whitney. По словам Джессики Рай, контракты United Launch Alliance на приобретение двигателей РД-180 абсолютно законны и соответствуют всем правилам конкуренции. В свою очередь в Федеральной комиссии по торговле от комментариев отказываются.

Российский ракетный двигатель РД-180, из-за которого в настоящее время ссорятся американские компании, еще в середине 90-х годов прошлого века выиграл объявленный США тендер у 2-х американских и одной европейской компании. Двигатель РД-180 был спроектирован на базе ракетного двигателя РД-170, используемого на ракетах-носителях «Зенит» и «Энергия». Полная сборка двигателя выполняется на НПО «Энергомаш». При этом камеры сгорания в Химки поставляются из Самары, а специальные стали – из Челябинска. Технологический цикл сборки лишь одного двигателя занимает в среднем до 16 месяцев.

РД-180 представляет собой двухкамерный двигатель с дожиганием окислительного генераторного газа, с управлением вектором тяги благодаря качанию каждой камеры в 2-х плоскостях, с возможностью осуществления глубокого дросселирования тяги ракетного двигателя в полете. Конструкция двигателя базируется на хорошо проверенных элементах и конструкциях узлов двигателей РД-170/171. Проектирование нового мощного двигателя для 1-й ступени ракеты-носителя было выполнено в сжатые сроки, а отработка – на малом количестве материальной части.

Подписав контракт на проектирование ракетного двигателя летом 1996 года, уже в ноябре того же года было осуществлено первое огневое испытание двигателя-прототипа, а в апреле следующего года – огневое испытание уже штатного двигателя. В 1997-1998 годах была достаточно успешно осуществлена серия огневых испытаний двигателя в составе ступени ракеты-носителя непосредственно в США. Весной 1999 года была закончена сертификация двигателя для применения его в составе ракеты-носителя «Атлас 3». Первый запуск РН «Атлас 3» с российским двигателем РД-180 был осуществлен в мае 2000 года. Летом 2001 года была закончена сертификация РД-180 для применения в составе ракеты-носителя «Атлас 5». Первый полет РН «Атлас 5» с российским двигателем РД-180 произошел в августе 2002 года.

За период с 2014 по 2017 год химкинское двигателестроительное предприятие «Энергомаш» рассчитывает экспортировать в США 29 ракетных двигателей РД-180, об этом журналистам рассказывал исполнительный директор предприятия Владимир Солнцев. «В настоящее время мы прорабатываем вопрос на поставку очередных 29 ракетных двигателей РД-180 с 2014 по 2017 год, соответственно загрузка для нашего предприятия составит 4-5 двигателей в год», – отметил Владимир Солнцев.

Владимир Солнцев напомнил журналистам, что ранее уже был подписан опцион на поставку в США 101 двигателя РД-180 предназначенного для американских ракет «Атлас», опцион рассчитан до 2020 года. При этом в США было поставлено 59 двигателей, из них 38 уже успешно вывели на орбиту ракеты «Атлас-5». В настоящее время продолжается работа по расширению дальнейшего сотрудничества.

Солнцев добавил, что до 2010 года РД-180 продавались американцам с убытком для российского предприятия, так как себестоимость их выпуска увеличивалась более высокими темпами, чем цена, по которой удавалось их продавать. Но, по словам Владимира Солнцева, в 2010-2011 годах удалось предпринять ряд мер, которые выправили эту ситуацию. Сегодня предприятие продает двигатели в США по цене практически в 3 раза большей, чем в 2009 году. По этой причине предприятие вышло на положительную рентабельность продаж, что позволяет часть вырученных средств тратить на развитие собственной производственной базы.

Основные характеристики ракетного двигателя РД-180:

Тяга, земная/пустотная, тс – 390,2 /423,4Удельный импульс, земной/пустотный, сек – 311,9/338,4Давление в камере сгорания, кгс/см2 – 261,7Масса, сухая/залитая, кг – 5480/5950Габариты, высота/диаметр двигателя, мм – 3600/3200Годы разработки – 1994-1999Назначение: для первых ступеней ракет-носителей «Атлас III» и «Атлас V» компании «Локхид Мартин» США.

Источники информации:-http://vz.ru/economy/2013/6/14/637080.html-http://vz.ru/news/2012/9/11/597557.html-http://www.npoenergomash.ru/engines/rd180

topwar.ru


Смотрите также