Плавающий танк ПТ-76 является своего рода визитной карточкой советских бронетанковых войск второй половины ХХ века. Он снимался в многочисленных фильмах о Советской Армии. Он был воплощением военной доктрины СССР послевоенного периода.
Лёгкие танки составляли основу ударных сил бронетанковых частей подавляющего числа государств в 1930-е годы. Но такое состояние дел имело место только до начала 1940-хх, когда в танковых парках развитых европейских государств средние танки стали теснить своих более лёгких и подвижных собратьев. Причина кроется в переосмыслении методов использования танков в ходе боевых действий. В процессе эволюции военно-стратегической мысли танки из средства поддержки пехоты трансформировались в обособленный род войск, способный осуществлять глубокие прорывы обороны противника, молниеносные наступательные операции и ошеломляющие рейды в тылу врага.
Однако, в новой доктрине лёгким танкам также нашлось практическое применение. Необходим был парк лёгких бронированных машин, способных осуществлять разведку боем, поддержку разведывательных и диверсионных операций, патрулирование и охрану территории. Не менее важным оказалось умение форсировать водную преграду и закрепиться на противоположном берегу для обеспечения переправы и подхода основных ударных сил. Для СССР, где много не только лесов, полей, но и, что немаловажно, рек, морей и озёр, такое качество бронетехники приобретало особый смысл.
Проектирование советских плавающих танков началось в далёком 1932 году. На шасси британского тягача Карден-Ллойд был разработан малый плавающий танк Т-33. Вооружение составлял лишь один 7,62-мм пулемет ДТ, установленный во вращающейся башенке. Позже пустили в серию аналогичный Т-41, выполненный с использованием узлов и агрегатов автомобиля АМО-2.
Используя накопленный опыт в тот же год был построен первый Т-37. Эти танки широко использовались в разведке.
В качестве движителя на плаву использовался гребной винт. В качестве руля использовалось рулевое перо как на корабле. Модификация Т-37А оснащался винтом с повоортными лопастями, что позволяло включать реверс для движения задом..
Многокилометровый пробег в полной мере подтвердил высокую надежность и высокие ходовые качества амфибии при движении как по суше, так и по воде и существенно ускорил дальнейшее совершенствование машин этого типа.
Дальнейшим развитием советских плавающих танков стали Т-38 и Т-38М-2. Все они имели противопульное бронирование, легкое пулеметное вооружение, карбюраторные двигатели и экипажи из двух человек. Амфибии развивали достаточную по тому времени скорость ходе: по суше около 45 км/ч и по воде до 6 км/ч. К числу их достоинств, значительно упрощавших производство, следует отнести то, что все они создавались на базе автомобильных агрегатов.
Малый вес и небольшие габариты позволяли использовать эти машины для воздушно-десантных операций. При этом Т-37 и Т-38 подвешивались под фюзеляжи тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3. Такое десантирование было с успехом продемонстрировано на учениях Киевского военного округа в 1935 году.
И все же эти амфибии нельзя назвать удачными, поскольку возможности их боевого применения оставались весьма ограниченными. Причина — недостаточное бронирование (всего 9 мм) и легкое вооружение. Переправившись первыми на плацдарм, они не могли отбить контратаку пушечных танков, поразить противотанковые огневые средства противника и закрепить успех своей пехоты.
Именно поэтому в последующих разработках внимание уделили усилению бронирования и вооружения. Совместить вполне удовлетворительные параметры плавучести, бронированиям вооружения, жестко связанные между собой, первым в значительной степени сумел конструктор Н. А. Астров. Толщина брони корпуса и башни его нового танка Т-40 составляла 14 мм, для борьбы с легкими бронированными целями на нем был установлен крупнокалиберный 12,7-мм пулемет ДП1К, а для уничтожения живой силы противника — 7,62-мм пулемет ДТ. Хотя масса танка и возросла до 5,6 т, плавучесть при этом осталась хорошей. Двигатель автомобиля ЗИС-5 мощностью 85 л. с. обеспечивал танку скорость до 44 км/ч по шоссе и 5—6 км/ч по воде.
В ходовой части применили катки с резиновыми бандажами и торсионную подвеску, создававшие плавность и бесшумность хода. Некоторую часть танков оборудовали катками со спицами без резиновых бандажей. Хорошее сцепление с грунтом достигалось применением мелкозвенчатой гусеницы.
Удобная компоновка обеспечивала открытый обзор механику-водителю вперед и частично в стороны, а удачно выбранный центр тяжести делал танк остойчивы?* на плаву. Хота машина предназначалась для разведки, в 1941 году ее поставили в строй танковых бригад, где в сочетании со средними танками они принесли немалую пользу в начальном периоде Великой Отечественной войны. Следует сказать, что к концу 30-х годов гусеничных бронированных плавающих машин не было ни у наших противников, ни у союзников, хотя они разрабатывались в США конструктором Кристи, в Италии — фирмой "Павези", а фашистская Германия пробовала на базе захваченных воспроизводить плавающие F -IV-H и F-IV-M. Только в ходе войны стали поступать на вооружение армии США плавающие машины семейства LVT, в Англии — небольшое количество танков DD, а в Японии — амфибия «камней», которая могла преодолевать водные преграды только после монтажа специальных поплавков, выполненных по конфигурации корпуса.
Но после войны, даже на фоне появления ядерного оружия, развития боевой техники, выяснилось, что для разведки, охранения, поддержки воздушных и морских десантов средние танки применять не всегда целесообразно, а то и просто невозможно. Поэтому в конце 40-х годов в некоторых странах вновь начали проектировать легкие танки нового поколения, в том числе способные вплавь преодолевать водные преграды.
После войны значительно возросли требования к бронированной гусеничной технике как но преодолению водных преград, так и по другим их качествам: защищенности от огня противника и огневой эффективности. Калибр танковых пушек с 37—76 мм возрос до 85—122 мм, толщина брони корпуса увеличилась в несколько раз. Вполне естественным было требование к плавающим машинам поражать скрытые огневые средства противника, а при необходимости — отбивать атаки танков. Кроме того, они должны уметь вести огонь на плаву, еще до подхода к вражескому берегу.
В 1950 году на базе серийного артиллерийского тягача М-2 создали танк К-90. Сварному корпусу, защищенному 15-мм броней, придали удобообтекаемую водой форму, причем борта в верхней части имели обратный наклон, чтобы сделать К-90 остойчивее и лучше разместить коническую башню.
В ней установили мощное для 10-тонной машины вооружение —76-мм пушку ЛБ-70Т с боекомплектом в 40 снарядов и спаренный с нею 7,62-мм пулемет с 1 тыс. патронов, которые обслуживали командир и заряжающий Заметим, что боевое отделение находилось ближе к корме, а двухтактный дизельный двигатель ЯАЗ-204, главный фрикцион и коробку передач смонтировали впереди. Крутящий момент на задние ведущие колеса передавался через карданный вал, проходивший через боевое отделение. Столь необычная компоновка объяснялась стремлением конструкторов добиться максимальной унификации танка с базовой машиной. Заметим, в последующем подобный подход к созданию новой техники не применялся.
Ходовая часть К-90, как и М-2, имела по пять однорядных обрезиненных опорных катков с торсионной подвеской и три поддерживающих катка на борт. Направляющие колеса были взаимосвязаны с опорными катками. На плаву танк перемещался с помощью двух гребных винтов, размещенных в корме, в специальных нишах.
Новый танк был прост в устройстве, мог передвигаться со скоростью до 43 км/ч по суше и 9,6 км/ч на воде и без дозаправки преодолевал не менее 250 км. Однако в целом его боевые качества оказались недостаточно высокими. Отрицательно сказались малый запас плавучести, неважные условия, в которых находился экипаж, быстрый износ зубчатых венцов ведущих колес.
Все это привело к тому, что совершенствование и доработку К-90 и созданного на его основе бронетранспортера К-78 прекратили. На вооружение же приняли ПТ-76, разработанный в 1949—1951 годах под руководством Ж. Котина. Вот, кстати, как это произошло.
— Я напомнил адмиралу Н. Кузнецову (командующему ВМС СССР) о том, что плавающие танки ПТ-76 успешно прошли испытания, что заключительные акты я, как председатель приемочной комиссии, послал почти год назад, а решения все еще нет,— вспоминал генерал-лейтенант в отставке Г. Кудрявцев.— «Обязательно продемонстрируйте их в действии!» — ответил Кузнецов и напомнил, что для этого у меня есть всего лишь сутки.
... Когда высокие гости, среди которых был Н. Хрущев, направились к пирсу, я рассказал им о новых танках. «Сколько времени нужно, чтобы посмотреть на них?» — спросил Хрущев. «Не больше 20 минут!» — ответил я, и по моему сигналу несколько ПТ-76 один за другим выскочили из леса и с ходу стали прыгать с обрыва в воду. Тут мы получили «добро» на их запуск в серийное производство...»
По сравнению со своими предшественниками Т-38 и Т-40, а также американским плавающим танком LVT(A) это была качественно новая боевая машина, способная вести разведывательные действия, бороться с бронированной техникой противника, преодолевать морские и озерно-речные препятствия, высаживаться с десантных средств в воду непосредственно па берег, с ходу вступая в бой.
Новая машина имела классическую компоновку. В сварном корпусе простой и рациональной формы с максимальной толщиной брони 1 3 мм впереди было отделение управления, в центре — боевое, двигатель, силовая передача и водоходный движитель располагались в корме. Чтобы носовая часть не зарывалась в воду, впереди установили откидной волноотражающий щиток.
Конструкторы применили на этом танке принципиально иной движитель для перемещения на воде — водометный, создающий тягу при выбрасывании воды через выходные камеры с большой скоростью. При входе в воду и выходе на берег могут работать Одновременно гусеничный и водометный движителя, облегчая движение по мелководью, когда гусеницы еще касаются дна. При перемещении по суше водометы отключены. Использование реактивного принципа движения позволило отказаться и от водяного руля корабельного типа. На плаву танк управляется изменением направления водяной струи — за счет поворота заслонок.
Агрегаты танка, механизмы, боекомплект расположены так, чтобы центр тяжести был как можно ниже: это необходимо для повышения остойчивости. Выведенный из равновесия морской волной или близким разрывом снаряда, танк быстро восстанавливает устойчивое положение. Герметически закрытый корпус и уплотнение погона башни позволяют амфибии входить в воду с большим дифферентом, креном, плавать при сильном волнении, а навигационная аппаратура дает возможность совершать значительные переходы морем.
Вооружение ПТ-76 значительно превосходит предыдущие образцы плавающей техники. Он вооружен мощным 76-мм орудием Д-56ТМ и спаренным с ним пулеметом калибра 7,62 мм. Боекомплект орудия состоит из 40 унитарных выстрелов, а к пулемету прилагается 1 тыс. патронов в лентах. Вооружение дополнено одним автоматом АКМ, 15 гранатами Ф-1 и 20 патронами для сигнального пистолета.
Огонь из орудия можно вести и на плаву, несмотря на то, что погон башни на это время затянут уплотнением. С пульта управления командир, являющийся одновременно наводчиком, подает механику-водителю команду изменить угол движения танка по отношению к цели. В вертикальной плоскости пушка наводится обычным порядком.
Силовая установка амфибии — дизельный двигатель В-6 мощностью 240 л. с. — обеспечивает движение с максимальной скоростью 45 км/ч на суше и 10,2 км/ч на воде. Двигатели В-2 средних танков предыдущих выпусков были двухблочными, а В-6 при аналогичном картере имел один блок с шестью такими же, как у В-2, цилиндрами. Силовая передача состоит из традиционной пятиступенчатой коробки передач, применявшейся ранее на тапке Т-34, бортовых фрикционов и двух внутренних редукторов, передающих усилие на водометы, что позволяет использовать их как совместно с гусеницами, так и отдельно. Выхлопное устройство двигателя защищено от попадания воды в цилиндры при остановившемся двигателе. Предусмотрена и система откачки воды, проникшей внутрь корпуса.
Термическая дымовая аппаратура (ТДА) используется для постановки дымовых завес длиной от 300—400 м. У командира и механика-водителя есть приборы ночного видения. В дневное время экипаж ведет наблюдение через перископические приборы.
На случай возникновения пожара при боевых повреждениях в танке установлено противопожарное оборудование. При появлении дыма и пламени в моторно-трансмиссионном отделении сигнал от датчиков приводит в действие механизм управления баллонами с углекислотой. Возможно и ручное управление системой.
Танку не страшны бездорожье, заболоченные участки и снег. При весе 14 т удельное давление равно всего 0,5 кг/см2. Даже у прославленной тридцатьчетвёрки оно было в полтора раза больше.
В конической башне находилась 76-мм пушка Д-56Т с телескопическим прицелом и боекомплектом в 40 выстрелов, частично размещенным и на вращающемся полу башни, а также спаренный пулемет СГМТ, которые обслуживали два танкиста. Реактивный дульный тормоз, эффективно гасивший силу отдачи, позволял экипажу вести огонь при движении на воде.
Вторая модификация танка — ПТ-76Б — отличается установкой стабилизированной в двух плоскостях наведения пушки Д-56ТС, позволяющей вести огонь с ходу. Условия для членов экипажа в танке улучшены применением на стволе пушки эжектора, отсасывающего пороховые газы из ствола орудия после выстрела. Режим работы откатно-накатных устройств улучшен введением дульного тормоза с эффективным торможением.
ПТ-76 с изображением военно-морского флага на броне башни можно увидеть на всех флотах нашей страны. Ни одно учение морской пехоты не обходится без этих легких машин, уверенно переваливающих с одной волны на другую. Одна за другой выходят они е аппарелей десантных кораблей в воду и в первой волне морского десанта идут к берегу, ведя огонь иэ пушек и пулеметов. Уступаем основным боевым танкам в бронировании и вооружении, они опережают их в подвижности при форсировании водных преград, открывают дорогу высаживаемым на берег средним и тяжелым танкам, ведут за собой морскую пехоту, уничтожая артиллерийским огнем и гусеницами огневые точки противника, разрушая инженерные заграждения, захватывая выгодные рубежи обороны и исходные позиции для наступления.
Шестицилиндровый двигатель В-6 установили продольно и через главный фрикцион соединили с пятискоростной коробкой передач, заимствованной у Т-34.
В шестиопорной ходовой части первые и последние узлы торсионной подвески оснастили гидравлическими амортизаторами, причем пустотелые опорные катки создавали дополнительный запас плавучести. На ПТ-76 впервые в мире применили гидрореактивный водометный движитель. Воду в него забирали через два прикрытых решетками отверстия под днищем. Частично или полностью перекрывая выпускные патрубки в корме, водитель направлял поток в трубы заднего хода, а при развороте — в боковые.
В ходе производства ПТ-76 трижды модернизировали. Например, реактивный дульный тормоз заменили активным, ввели эжекционное устройство для продувки ствола, приборы ночного видения, гирополукомпас, другие новинки. Так, на ПТ-76Б, выпущенном в 1962 году, установили двухплоскостной стабилизатор вооружения и систему защиты от оружия массового поражения и дополнительный топливный бак. Неизбежное при модификации увеличение массы заставило конструкторов изменить форму корпуса, сделав его на 130 мм выше, а крыше моторнотрансмиссионного отделения придать обратный уклон, чтобы с нее быстрее сходила вода.
Специально для частей морской пехоты создали ПТ-76М, у которого борта в верхней части были выпуклыми, чтобы улучшить мореходность машины. Однако существенных преимуществ «морской» танк не получил, а производство двух равноценных моделей было нецелесообразно, поэтому морской пехоте передали ПТ-76 с некоторыми изменениями — в частности на трубе вентилятора поставили насадку, предохранявшую ее от заливания. Надежный, маневренный ПТ-76 послужил базой для появившегося в 1952 году бронетранспортера БТР-50П, вмещавшего 20 солдат, созданного через 5 лет БТР-50ПК, командно-штабного БТР-50ПУ и пусковой установки.
Создавали подобную технику и в других странах. Так, в 70-х годах в КНР стали выпускать Т-60, прототипом которого был ПТ-76, но китайцы применили полусферическую башню с 85-мм пушкой, а корпус выполнили более высоким. Еще раньше, в 1955 году, американская морская пехота получила 38-тонный танк LVTH-6. Его создатели посчитали главным мореходность, и машина вышла очень большой, при этом чрезмерная длина и не совсем удачная ходовая часть делали ее неповоротливой. Добавим, что мощная 105-мм гаубица не годилась для борьбы с маневренными целями. Эти недостатки, выявившиеся во коемя вьетнамской войны, решили судьбу американского танка.
Шведы, учитывая природные особенности своей страны, с 1971 года производили удачный 15,5-тонный танк IKV-91, оснащенный 90-мм пушкой с лазерным дальномером и электронным баллистическим вычислителем и спаренным с нею 7,62-мм пулеметом 295-сильный дизель, стоящий по диагонали силового отделения, обеспечивал скорость 67 км/ч на суше, а по воде он передвигался за счет вращения резинометаллических гусениц, чья верхняя часть была заключена в гидродинамический кожух.
СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ
Аккуратное воспроизведение наружных деталей корпуса и башни значительно повышает сходство с оригиналом. В передней части танка на броне установлены две фары, прикрытые решетками. Люк механика-водителя оборудован тремя смотровыми приборами. Буксирные крюки располагаются на нижнем наклонном броневом, листе.
В кормовой части корпуса у левого борта — решетки воздухозаборника и диффузора эжектора. Первая окрашивается тем же цветом, что и корпус, вторая — черная. На башне сверху — фара черного цв$та, на корпусе — защитного. Пушка может быть снаряжена дульным тормозом.
Опорные катки имеют черные резиновые бандажи. Максимальное число траков в гусенице — 96. Траки в гусеничной ленте двух типов — с гребнями и без них. Надгусеничные полки спереди и сзади с резиновыми брызговиками.
На башне танка белой краской наносится трехзначный бортовой номер и условный знак части или соединения. На танках, принадлежащих частям морской пехоты, на башне изображается военно-морской флаг.
Водометный движитель танка ПТ-76:
1 — выходная камера, 2 — водолроточная труба, 3 — механизм привода, 4 — корпус насоса, 5 — приемный патрубок, 6 — защитная решетка, 7 — корпус танка, 8 — водяной насос, 9 — направляющий аппарат, 10 — патрубки заднего хода, 11 — сопло.
techno-story.ru
Шли годы, и все 30 индонезийских плавающих танков ПТ-76, купленных еще в СССР моложе не становились. Изнашивались двигатели, выпадали в дефицит боеприпасы, которые оставались только музейного возраста. Но сами танки морпехам были нужны как хлеб, как воздух - просто потому, что ничего другого "гусеничного, плавающего и с пушкой" у них не было, - так что танки надо было спасать от сдачи в металлолом. И в конце 90-х была проведена капитальная модернизация машин.
ПТ-76/2000, вид спереди (кликабельно)Под замену попала пушка - вместо оригинальной 76-мм в башне устроилась вполне современная 90-мм пушка Cockerill Mk 3M-A2, для которой снарядов на рынке немеряно, появилась относительно современная СУО. Да и двигатель тоже стал поновее и помощнее. В итоге из претензий осталась, пожалуй, только слабоватое бронирование - но тут уж ничего не поделаешь. Плавающий... Говорят, что модернизированы были все машины, но морпехи хотят еще - а взять негде. Но о том, как решили эту проблему - завтра.
фрагменты учений с участием ПТ-76/2000 (кликабельно)Наиболее странным представляется такой подход на фоне наличия буквально рядом предложения плавающих танков из Китая. Type 63A со 105-мм пушкой смотрится интереснее, все равно. Но вряд ли индонезийцы движимы только ностальгией - возможно, тут и чисто денежные и патриотические моменты (о них завтра). Но факт остается фактом - индонезийцы готовы тащить ПТ-76 еще лет 20, как минимум. Несмотря на то даже, что покупают БМП-3Ф.
strangernn.livejournal.com
Советский ПТ-76 может показаться неким курьезом холодной войны, будучи легким плавающим танком с тонкой броней и слабой пушкой. Казалось, что ему крепко достанется на современном поле боя, где действуют тяжелые системы вооружений и мощные танки.
- заявляет С. Роблин.Он обращает внимание на боевое применение вьетнамских ПТ-76 в джунглях Лаоса. В полночь 7 февраля 1969 года батальон северовьетнамской армии при поддержке 13 плавающих танков атаковал базу Лангвей, которая находилась под защитой американских спецназовцев под командованием капитана Фрэнка Виллоуби и их союзников. Было уничтожено 4 танка, однако это не остановило стремительного продвижения северовьетнамских танкистов, которые ломали заграждения из колючей проволоки и проделывали проходы в минных полях для пехоты. Ими были уничтожены из 76-мм пушек безоткатные орудия, после чего началось разрушение укрепленных бункеров.
Американские коммандос начали с короткой дистанции вести огонь из одноразовых гранатометов M72. Его реактивные снаряды должны были с легкостью пробивать слабую броню ПТ-76, но они давали одну осечку за другой. Спецназовцы часто промахивались, а когда попадали, никакого эффекта это не давало. Один расчет попал в танк девятью снарядами, но безрезультатно.
Артиллерия, авиаудары и контрнаступление лаосских войск не привели к желаемому результату. Выжившие военнослужащие бежали из Лангвея на следующий день, когда лагерь пал, оставив на поле боя 300 погибших.
В ходе индо-пакистанской войны 1971 года ПТ-76 также нашли широкое применение, в особенности в ходе боев в дельте Ганга. В течение двух недель они подбили 66 танков "Чаффи" и 3 канонерских лодки армии Пакистана, потеряв 13 машин.
Недостатками танка являлись слабая броня, которая пробивалась из крупнокалиберного пулемета, маломощный двигатель и крупные габариты машины, которая размерами даже превосходила танк Т-54. Однако в целом конструкция ПТ-76 полностью соответствовала поставленным перед ним задачам: форсирование водных преград с ходу, захват и удержание плацдарма до подхода главных сил. В этих целях он обладал исключительными водоходными качествами, в жертву которым принесли в первую очередь броневую защиту. В случаях, когда танки применялись по назначению, им сопутствовал успех.
В настоящее время десятки модернизированных танков ПТ-76 продолжают службу в рядах вьетнамской армии.
topwar.ru
ПТ-76, или Объект 740 – это плавающий танк послевоенного периода.
Еще до Второй мировой в СССР активно разрабатывались плавающие танки. К началу войны работы по ним прекратили, так как перед конструкторами появились куда более важные задачи. К 1941 году у СССР был крупнейший в мире парк плавающих танков, однако уже в начале войны практически все они были потеряны. Да и надежность и боевые возможности этих машин оставляли желать лучшего.
После окончания войны проблему отсутствия амфибийной техники надо было решать. Особенно актуально это было потому, что в случае конфликта с Европой сражаться бы пришлось на их территориях, где очень много водных преград.
В 1949 году начались работы сразу над двумя новыми машинами: плавающим танком Объект 740 и плавающим бронетранспортером Объект 750, который позже стал БТР-50.
К весне 1950 года был завершен опытный образец плавающего танка, и его сразу же отправили на государственные испытания. Также к этому же времени был завершен аналогичный танк с другого завода – К-90.
На сравнительных испытаниях Объект 740 показал, что он гораздо проходимее К-90, и при этом превосходит выданные требования практически по всем параметрам. В итоге в 1951 году Объект 740 приняли на вооружение, назвав его ПТ-76, Плавающий Танк с 76-мм орудием.
Также на базе ПТ-76 производился ряд опытных и серийных бронетранспортеров в СССР и Китае.
ПТ-76 после своего выпуска широко использовались не только СССР, но и множеством других стран, куда они были проданы или подарены.
ПТ-76 активно применяли в нескольких вооруженных конфликтах: во Вьетнамской войне, в 1967 и 1973 годах в конфликтах между Сирией, Египтом и Израилем, в индо-пакистанской войне, в войне в Югославии 1991-1995 годов. Несколько раз ПТ-76 участвовали в боевых действиях в Чечне.
3 марта 1969 года произошло первое крупное столкновение американских танков с вьетнамскими. Американский лагерь Бен-Хет был атакован 4-м батальоном 202-го танкового полка, в котором было 12 ПТ-76 и несколько БТР-50ПК. К сожалению, атака оказалась неудачной и захлебнулась после потери одного БТР и двух ПТ-76.
В 1971 году индийские ПТ-76 принимали участие в войне с Пакистаном. Они воевали в районе Восточной Бенгалии и были весьма эффективным в дельте Ганга большим количеством водных преград.
В 1976 году ПТ-76 участвовали в войне в Египте, однако их применяли без особого успеха и не по назначению. В боях было подбито около 29 машин, причем их бросили прямо на поле боя. А несколько десятков ПТ-76 были переданы Армии обороны Израиля, где их модифицировали, установив новые радиостанции, пулеметы и двигатели.
В 1973 году ПТ-76 принимали участие в войне Судного дня, причем они были у обеих враждующих сторон.
Сегодня ПТ-76 до сих пор состоит на вооружении у некоторых стран, а в 2004 году около сотни машин даже было в армии России.
Поскольку ПТ-76 – это достаточно новая машина, сегодня его можно увидеть во многих городах России и мира в качестве монумента, например, в Севастополе. Также он выставлен в целом ряде музеев: В Бронетанковом музее в Кубинке, музее БТТ в Сомюре, в музее Великой Отечественной войны в Киеве и др.
ПТ-76 присутствует в еще не выпущенной многопользовательской игре про современную бронетанковую технику Armored Warfare.
comments powered by HyperCommentstanki-tut.ru
В 1951 году на вооружение разведывательных подразделений Советской Армии поступил легкий плавающий танк ПТ-76. Танк был разработан конструкторским бюро Ж. Я. Котина, известного своими тяжелыми танками. ПТ-76 использовался в боевых действиях в Африке, на Ближнем Востоке, в Индо-Пакистанском конфликте 1965 года и особенно широко в 1965–1975 годах во Вьетнаме северовьетнамской армией.
Характерными особенностями танка являются высокие показатели подвижности на плаву — максимальная скорость 10,2 км/ч при хорошей маневренности. Машина имеет большой водоизмещающий объем, что, однако, обусловило ее сравнительно легкое бронирование. В начале 1960-х годов танк прошел глубокую модернизацию и получил индекс ПТ-76Б.
В разведывательных подразделениях сухопутных войск легкие танки ПТ-76 были заменены сначала средними, а затем основными танками. В настоящее время модернизированные танки ПТ-76 различных модификаций состоят на вооружении морской пехоты ВМФ России, а также в составе вооруженных сил 28 государств Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.
Броневая защита танка противопульная. Корпус представляет собой жесткую конструкцию, сваренную из броневых листов. Его носовая часть состоит из верхнего и нижнего наклонных броневых листов, сваренных между собой, с бортовыми листами, подбашенным листом и днищем.
Танк оснащен системой защиты от поражающих факторов ядерного оружия, работающей по принципу герметизации обитаемого пространства и создания в нем небольшого избыточного давления. Герметизация достигается за счет использования постоянных и автоматически включающихся уплотнений. К числу первых относятся уплотнения амбразур пушки и спаренного пулемета, прицела и погона башни. Автоматически срабатывающими являются механизмы закрывания воздухоподводящего патрубка нагнетателя и окна вентилятора башни.
На танке используется четырехтактный дизель жидкостного охлаждения В-6, представляющий собой, по существу, один ряд (половину) широко распространенного V-образного танкового двигателя В-2. При частоте вращения коленчатого вала 1800 оборотов в минуту он развивает мощность 240 л. с. В зависимости от времени года применяется летнее, зимнее или арктическое дизельное топливо. Общая вместимость топливных баков составляет 250 литров, что обеспечивает запас хода по шоссе 240–260 км. Система охлаждения двигателя эжекционная, двигатель оборудован механизмом защиты от попадания в него воды. Для облегчения пуска двигателя в холодное время используется форсуночный подогреватель. На машинах выпуска после 1960 года двигатели снабжены обогреваемым картером.
Для движения на плаву танк снабжен двумя реактивными водометными движителями. Забор воды насосами водометов производится из-под днища танка через два окна, закрытые решетками. Выброс воды при движении вперед осуществляется через два кормовых окна, при движении назад — через два окна, находящиеся на бортах танка в кормовой части, при этом кормовые окна закрываются специальными заслонками. Конструкция трансмиссии допускает одновременную работу гусеничного движителя и водометов, что обеспечивает хорошую проходимость танка по болотам.
tehnowar.ru
Компания «Специальное машиностроение и металлургия» предложила модернизацию плавающего танка . Танк получит новую скорострельную пушку, управляемые ракеты и антиснайперское оптическое оборудование.ПТ-76 еще со времен Советского Союза приняли на вооружение около 40 государств. Было выпущено порядка 3 тысяч плавающих танков данной серии. Более 2/3 всех танков было экспортировано за рубеж. Дольше всего ПТ-76 используется на вооружении в Российской Федерации, во внутренних войсках МВД. Так как внутренние войска не попадали в зону действия статей ДОВСЕ, то перемещение танковых и мотострелковых подразделений в войска МВД из армейских соединений позволило существенно нарастить мощь отечественных вооруженных сил. Кстати, так поступали не только в Советском Союзе, а после и в России, но и в Испании, Франции, Италии и других странах. ПТ-76 в составе войск МВД принимал участие в обеих чеченских военных компаниях. Несмотря на явный моральный и технический износ, танк выпускался с 51 по 67 год, ПТ-76 до сих пор находится на вооружении.Предложение российской компании «Специальное машиностроение и металлургия» по модернизации легкого плавающего танка, даст ему, по сути, вторую жизнь. От танка практически останется не измененным только корпус.
Модернизация советского ПТ-76:- полная замена башенного решения. Башня будет выполнена по новой конструкции;- автоматическая пушка калибра 57 мм. Питание от энергии производства выстрела;- четыре контейнера противотанковых управляемых ракет «Корнет»;- крупнокалиберный пулемет «Корд» калибра 12.7 мм;- гранатомет автоматического действия «АГ-30»;- автоматизированная СУО;- возможность установки оборудования оптического обнаружения;- возможность замены двигателя на более новый и сильный двигатель до 420 л.с.
СУО включает в себя оптико-телевизионный прицел оператора-наводчика и панорамный прицел командира танка. С помощью автоматизированной СУО ПТ-76 сможет обнаружить и уничтожить объекты противника в любое время дня в различных метеоусловиях, даже при наличии искусственных и естественных помех.Автоматизированная СУО оборудована и теплотелевизионным автоматом для сопровождения объекта противника, что в значительной степени упростит работу экипажа танка. Также автомат теплотелевизионный обеспечит автонаведение ракет комплекса «Корнет», точность по сопровождению цели возрастет в пять раз.Конструкторы так же сообщают о возможности установки оборудования по выявлению оптических приспособлений. Данное антиснайперское решение даст возможность ПТ-76 выполнять задачи по зачистке территорий от живой силы противника применяющих снайперское вооружение.Пушка оборудована автоматом для заряжания. Скорострельность автоматической пушки – 120 выст/мин. Полный боезапас 70 выстрелов в бронебойно-трассирующем и осколочно-трассирующем вариантах.Эффективная дальность действия пушки по танковой технике противника – 1000 метров, по БТР и БМП -2500 метров. Дальность применения по воздушным объектам противника до 4000 метров.Дальность действия ракет комплекса «Корнет» - 5000 метров. Бронепробиваемость - до 120 сантиметров.Не обошли вниманием и характеристики подвижности. На ПТ-76 можно установить мощную двигательную установку в 420 л.с. Это качественно поднимет основные характеристики скорости ПТ-76. Скорость по преодолению водных препятствий возрастет до 14 километров в час.Коснется модернизация и ходовой части.
Дополнительная информацияСообщалось о некотором интересе ВМФ Российской федерации, в частности со стороны морской пехоты, к данной разработке ПТ-76. На сегодня морская пехота практически осталась без достойного плавающего танка, танки Т-80 и Т-72 тоже ушли из подразделений морской пехоты. Данная разработка ПТ-76 на сегодня так и не нашла пока отечественного заказчика.Был проект плавающего танка «Сптрут-СД» с пушкой калибра 125 мм. Он должен был прийти на смену ПТ-76. Однако проект не заинтересовал военное ведомство РФ.
topwar.ru
СТАРЫЙ ДОБРЫЙ «ПЛАВУН» В НОВОМ ОБЛИЧИЙ
«Плавунами» мы называли плавающие танки ПТ-76 в нашу курсантскую юность, В те далекие 70-е в нашем славном гвардейском танковом училище ежегодно два взвода выпускников отправляли для прохождения «дальнейшей службы» в морскую пехоту. Соответственно и специализировались курсанты этих взводов на бронетехнику, что была на вооружении морской пехоты. Самым распространенным танком «морпехов» в те годы и был легкий плавающий танк ПТ- 76, точнее уже его более поздняя модификация ПТ-76Б. Конечно, эта машина по многим показателям уступала секретнейшему по тем временам Т-64А, на который специализировалась остальные курсанты. Естественно, «шестьдесятчетверочники» при случае подшучивали над «морпехами», мол, на консервных банках служить собираются, даже песню сочинили: «по реке плывет ПТ с города Чугуева...», ну и далее.
История - Танк ПТ-76 и ПТ-76Б
Плавающие танки ПТ-76 исправно несли службу в наших вооруженных силах в различных регионах и пользовались популярностью, как у моряков, так и в Сухопутных войсках. В отлаженных районах Севера и Дальнего востока эти машины часто выручали как единственное транспортное средство в распутицу, на котором можно было доставлять продукты или отвезти роженицу в ближайшую больницу. Были случаи, когда не успевали довезти до больницы, и мужественные офицерские жены рожали на броне «плавунов».
ПТ-76 использовался в боевых действиях в Африке, на Ближнем Востоке, в Индо-Пакистанском конфликте 1965 года и особенно широко в 1965-1975 годах во Вьетнаме северовьетнамской армией. И, несмотря на столь «почтенный» возраст, эти танки до сих пор состоят на вооружении Российской Армии. Принимали участие ПТ-76 и в войне в Чечне.
В других странах, куда поставлялись плавающие танки, а таких стран набирается больше двух десятков только в дальнем зарубежье, эти машины тоже продолжают нести службу.
Чем же объясняется такая популярность и рождение пленов модернизировать плавающего долгожителя? На мой взгляд, все очень просто - с момент принятия на вооружение ПТ-76 не было создано ничего подобного, что может заменить этот танк.
Кроме того, современные взгляды теории и практики вооруженной борьбы обращают внимание на всевозрастающую роль мобильности сил, способных вести стремительные высокоманевренные действия на больших пространствах как, с развитой сетью дорог, так и на операционных направлениях вне дорог, а также и условиях сильных разрушений, затоплений, искусственных заграждений, где требуется широкий и быстрый маневр силами и средствами. В связи с этим в армиях многих стран стати создаваться мобильные силы, обеспечивающие этим требованиям. Для оснащения таких сил в конце XX века стали разрабатывать и развертывать производство целого ряда новых легких танков, таких как: «Стннгрей» и M8 (США). CV90120 (Швеция) и других.
Формирования мобильных сил сегодня востребованы как в регулярных поисках, гак в составе внутренних войск (жандармерии, полиции).
Какие же требования предъявляются к современному легкому танку?
В первую очередь легкие танки должны существенно превосходить другие машины мобильных сил по уровню огневой мощи. Их вооружение должно быть универсальным, обеспечивая эффективное поражение: открытой и укрытой, в том числе, в инженерных сооружениях, живой силы противника, противотанковых средств малой, средней и большой дальностей, легких по массе боевых и специальных машин.
Кроме того, легкие танки должны быть способны противодействовать тяжелым по массе боевым машинам (средним и тяжелым танкам), уничтожая последние или нанося им ущерб, вызывающий прекращение их функционирование на время боя.
Также необходимо, чтобы вооружение легкого танка было способно обеспечивать шииту мобильных подразделений от уларов вертолетов и низколетящих самолетов в условиях слабой ПВО.
Важнейшим свойством легких танков при действиях в составе мобильных* сил служит тактическая и оперативная подвижность. Так, например средние скорости движения машин, состоящих на оснащении лих сил. по совокупности дорожных условий должны быть не менее 40- 45 км/ч при запасе холл по топливу 500- 600 км .
В холе выполнения оперативных задач конструкция легких танков должна обеспечить переброску крупных масс войск автомобильным, железнодорожным, водным или воздушным транспортом.
Важнейшим свойством для легких танков является их амфибийность, что позволяет войскам с ходу преодолевать на водные преграды, такие как озера, реки, каналы, зоны затоплений, а также оперативно действовать при захвате и обороне морского побережья или в развитой островной зоне.
Принципиально важно то, что легкие ганки, в принципе не могут быть заменены другими, соизмеримыми по массе, в том числе - боевыми машинами пехоты (БМП), хотя такие предложения не раз звучали. Это обусловлено и тем, что танки и БМП предназначены для выполнения различных задач, да и необходимость размещения десанта при ограниченном внутреннем объеме БМП делает нсво1можным размещение достаточно мощного танкового вооружения.
В результате всестороннего анализа тенденций развития легких танков наиболее перспективным направлением создания современной машины в России била принята глубокая модернизация хорошо себя зарекомендовавших в эксплуатации и в холе боевых действий легких плавающих танков ПТ-76Б.
Нашими российскими конструкторами пыла разработана программа модернизации плавающего танка. Головным предприятием по разработке данной программы выступила компания «Специальное машиностроение и металлургия» (г. Москва). Ее реализация позволяет не только значительно увеличить ресурс машины, но и в несколько раз повышает ее боевую эффективность.
Применительно к ранее перечисленным огневым задачам наиболее универсальным оружием для легкого танка в настоящее время является пушка. В качестве таковой для установки в танк ПТ-76 рассматривались российская 57-мм автоматическая пушка С-60 и 90-мм бельгийская пушка Mk III фирмы «Коккерил». Предпочтение же отдали С-60. Ниже станет ясно почему. 90-мм пушка имеет большие возможности по борьбе с бронецелями и на дальностях 1000- 1500 м се бронебойный снаряд имеет бронепробиваемость в 1.7 - 1.9 раза выше, чем снаряд пушки С-60. Тем не менее, этого недостаточно для поражения современных танков в лобовые проекции, а в борт на этих же дальностях 57-мм пушка берет любой современный танк.
Вид слева легкого модернизированного танка ПТ-76Б
Зато, при стрельбе по боевой машине пехоты (бронетранспортеру) на дальности 2 км вероятность поражения цели одной очередью 57-мм автоматической пушки в 1,75 раза выше, чем одним выстрелом из 90-мм пушки Mk III.
Если сопоставить результаты стрельб из тех же пушек по противотанковому ракетному комплексу на дальности 2,5 км , то автоматическая пушка превосходит бельгийского конкурента в 2 раза. Что касается стрельбы по вертолетам, то неавтоматические пушки полностью неспособны бороться с таким противником. В то же время автоматическая пушка одной очередью поражает эту цель с вероятностью не ниже 0,6. Это важно еше и потому, что мобильные силы часто действуют в условиях отсутствия прикрытия высокоэффективных средств ПВО.
Учитывая сказанное, было принято решение обеспечить кардинальное повышение огневой мощи модернизируемого ПТ-76 за счет установки на машину новой башни с размешенным в ней комплексом вооружения на основе автоматической пушки. В состав комплекса включена 57-мм автоматическая пушка (переделанная из зенитной пушки С-60). Доработка пушки и ее механизма заряжания с целью возможности установки на легкую бронетехнику произведена нижегородским КБ «Буревестник». При стрельбе бронебойно-трассирующим снарядом на дальности 1120 м пушка обеспечивает пробитие брони 100 мм , другими словами, пробивает борт любого современного танка. Что касается надежного поражения бронетехники легкого класса, таких как БМП или БТР, то новая пушка обеспечивает их надежное поражение на всей прицельной дальности стрельбы. Заброневое действие заключается в отломе и разлете осколков бронеконструкции и снаряда в результате срабатывания донного взрывателя и взрыва снаряда.
57-мм автоматическая пушка использует два типа штатных унитарных выстрелов: с осколочно-трассирующим снарядом и с бронебойно-трассирующим снарядом. Однако возможно применение выстрелов и со специальным зенитным снарядом (при этом максимальная наклонная дальность стрельбы по воздушным целям составляет более 6 км .). Стрельба из пушки может вестись одиночными выстрелами, короткими очередями по 2-5 выстрелов или непрерывными очередями. Максимальная длина непрерывной очереди — 30 выстрелов.
Автоматика пушки работает за счет энергии выстрела, что позволяет обойтись без использования внешнего привода автоматики, как это делается на большинстве зарубежных автоматических пушках. Применяемая у нас автоматика даст возможность получить конструкцию с приемлемыми массогабаритным характеристиками и не требует дополнительных источников электропитания, и обеспечивает стрельбу даже при отсутствии электропитания.
Для уменьшения загазованности в боевом отделении пушка закрыта защитным кожухом с вентиляцией. Пушка оснащена автоматом заряжания и выброса стреляных гильз с приводом от откатных частей, что обеспечивает ей техническую скорострельность 120 выстрелов в минуту. В качестве дополнительного оружия в новой башне используется спаренный с пушкой 7.62-мм пулемет ПКТ.
Комбинированный прицел «Лига-С»
1. Боевой модуль модернизированного танка ПТ-76Б
2. Автоматическая боеукладка на 20 выстрелов.
Боекомплект к пушке размещается в автоматической боеукладке на 20 выстрелов с механизмом выбора типа боеприпаса в процессе стрельбы и в механизированной боеукладке на 70 выстрелов.
По существу автоматическая боеуклалка является автоматом заряжания с автоматическим же выбором типа боеприпаса. Это устройство позволило использовать на танке пушку с однопоточным питанием, обеспечив при этом применение боеприпасов различного типа. Смена типа боеприпаса осуществляется, автоматизировано за 2-4 секунды.
Пополнение автоматической боеукладки осуществляется заряжающим. При этом не требуется никаких сложных манипуляций. Очередной снаряд выбирается из механизированной боеукладки и помещается в автоматическую. Полное время заполнения автоматической боеукладки составляет две минуты. Эта конструкция системы питания не имеет аналогов в мире и может рассматриваться как российское «ноу-хау».
С целью обеспечения высокой точности стрельбы в состав комплекса вооружения включена современная автоматизированная система управления огнем (СУО), работающая совместно с новым двухплоскостным стабилизатором вооружения (СТВ). СУО обеспечивает: круглосуточное обнаружение целей; измерение дальности до них; определение и ввод поправок для стрельбы; стабилизированное наведение основного и дополнительного оружия и обстрел наземных, надводных и воздушных целей с места, с хода и на плаву выбранным типом боеприпаса с необходимой длиной очереди.
Прицельно-наблюдательный комплекс СУО включает в себя комбинированный прицел «Лига-С» с независимой стабилизированной в двух плоскостях линией визирования (разработка одного из белорусских оптико-механических предприятий), имеющий оптический, инфракрасный и лазерный дальномерный каналы, а также дублер основного прицела — зенитный прицел 1П67.
Определение поправок для стрельбы осуществляется танковым баллистическим вычислителем (ТБВ), работающим совместно с комплектом автоматических датчиков условий стрельбы. Такими датчиками в СУО модернизированного танка ПТ-76 являются: блок головного зеркала прицела «Лига-С», лазерный дальномер, датчики крена, курсового угла, скорости движения танка и метеоусловий. Часть необходимых для выработки поправок для стрельбы данных вводится в ТБВ вручную, это такие как температура воздуха и заряда, износ канала ствола (суммарный настрел из пушки), атмосферное давление и некоторые другие. В соответствии с полученными от автоматических датчиков и введенных в ТБВ вручную значений условий стрельбы, вычислитель вырабатывает электрические сигналы, соответствующие углам прицеливания и упреждения, которые поступают в блок управления стабилизатора вооружения, и приводы наведения СТВ осуществляют наведение оружия в упрежденную точку.
Срединная ошибка стабилизации при движении со скоростью 25 км/ч составляет не более 0,5 мрад. Другими словами при стрельбе с ходу с указанной скоростью не менее 50% попаданий при стрельбе на дальность 1000 м не отклонятся более чем на 50 см отточки прицеливания.
Для улучшения обзорности из машины на рабочих местах командира танка и заряжающего установлены призменные приборы наблюдения: четыре ТН ПО-170A и два ТН ПТ-1.
На основании проведенных стрельб с места, с ходу, на плаву получены следующие средние данные, характеризующие дальности эффективной стрельбы 57-мм автоматической пушки модернизированного ПТ-76 по различным целям:
по средним и основным танкам (поражение при пробитии бортовых проекций) - до 1000м:
по боевым машинам пехоты (бронетранспортерам, САУ) - до 2100 м:
по буксируемой артиллерии - до 2300 м ;
по небронированным транспортным средствам — до 2500 м ;
по живой силе в защитных сооружениях -до 1300 м ;
по открытой живой силе - до 3500 м ;
по вертолетам - до 4000 м .
Открыть в новом окне
Элементы стабилизатора вооружения модернизированного танка ПТ-76Б
1 – пульт управления
2 – блок управления
3 – гиротахометр
4 – инвертор
5 – усилитель
6 – приводной электродвигатель
7 – датчик положения пушки
8 – ограничитель углов
В целом, новый комплекс вооружения обеспечивает модернизированной машине повышение огневой мощи по сравнению с ПТ-76Б в 5.5 раз!
Вместе с тем, имеются реальные технические возможности реализации других вариантов построения СУО - от менее сложных до самых современных, с использованием тепловнзионного прицела. Не исключается также применение управляемого ракетного оружия и включение в состав СУО соответствующего канала управления.
Наряду с задачей достижения нового уровня огневой мощи при модернизации танка решалась задача повышения подвижности и надежности машины. При этом предусмотрено полное восстановление ресурса танка.
С целью повышения подвижности машины на суше (на плаву в своем классе танки типа ПТ-76 до сих пор не имеют равных) на модерни зированиую машину предлагается установка более мощного дизельного двигателя УТД-23 (мощностью 300 л .с. вместо старого мощностью 238 л .с.) и трансмиссии, использующейся на БМД-3, с соответствующими обеспечивающими системами.
Открыть в новом окне
Коробка переключения передач устанавливаемая при модернизиации танка ПТ-76Б
Это позволило существенно, с 17.1 минимум до 20 л .с./т, поднять удельную мощность танка. По этому показателю среди легких танков модернизированная машина уступает только новейшим легким танкам США «Стингрей» и М8.
Однако следует учесть, что американские машины не способны вплавь преодолевать водные преграды, что в значительной степени ограничивает их маневренность и снижает значение как легкого танка. Российский модернизированный ПТ-76 сохранил плавучесть на прежнем уровне.
Мероприятия по повышению подвижности: танка позволили увеличить максимальную скорость движения с 44 до 60 км/ч , а среднюю скорость движения по фунтовым дорогам с 32 до 42 км/ч .
Устанавливаются на машину и новые гусеничные ленты с лучшими сцепными свойствами и большим ресурсом эксплуатации. Модернизация силовой установки на шасси разработана КБ Волгоградского тракторного завода, подвижности, она позволяет повысить эксплуатационную надежность машины, и снижает утомляемость механика-водителя при совершении длительных маршей и при вождении сложных условиях местности.
Несовместимость требований высокой подвижности, плавучести, аэромобильности и защищенности броней от воздействия противотанковых средств заставила, ограничится способностью конструкции ПТ-76 защитить экипаж и внутреннее оборудование машины от крупнокалиберных пулеметов, малокалиберных автоматических пушек, осколком артиллерийских снарядов и мин. Более того, практически любая броневая конструкция боевой машины массой до 30 т не обеспечивает защиту от снарядов танковых пушек и гранат ручных противотанковых гранатометов.
Общий вид легкого модернизированного танка ПТ-76Б
Защищенность модернизированной машины и ее выживаемость на поле боя обеспечены новой быстродействующей системой пожаротушения. Кроме того, рассматривается оснащение машины системой сканировании и обнаружения оптических устройств (подобно приборам для обнаружения снайперов) и автоматическою целеуказания на них. Другими словами, как только в поле зрения прицела появится какое-либо оптическое устройство, наведенное в сторону танка. СУО в автоматическом режиме в доли секунды довернет башню в его сторону, подготовит данные для стрельбы и наведет на него пушку, останется только нажать кнопку стрельбы.
Перспективным решением является оснащение модернизированного танка системами навесной динамической защиты, позволяющими обеспечить защиту машин от гранат ручных противотанковых гранатометов и ПТУР с тандемными боевыми частями. И такие системы в России уже разработаны и прошли испытания.
Другим направлением повышения защиты модернизированного ПТ-76 (и других легких боевых машин является система оптико-электронного подавления каналов управления противотанковых ракет и корректируемых на конечном участке траектории артиллерийских снарядов и мин, а также комплексами активной зашиты. Такие системы, также разработаны и прошли испытания. Кстати к ним проявляют огромный интерес американские специалисты, имея цель максимально снизить потери своей бронетехники в Ираке. В общем можно обеспечить и легким танкам надежную защиту от воздействия большинства противотанковых средств, все зависит от толщины.... Нет, не брони, а кошелька заказчика.
Одним из важных свойств современной бронетехники является командная управляемость. В связи с этим программа модернизации ПТ-76 замену ранее установленных средств связи на современные. По желанию заказчика могут быть также установлены и средства связи иностранного производства.
Сам процесс модернизации ПТ-76 технологичен и требует сравнительно невысокой трудоемкости. Это достигается за счет применения модульной технологии.
В процессе модернизации выполняются две крупные технологические операции по монтажу нового боевого модуля и установке нового двигателя с усовершенствованными агрегатами трансмиссии. Эти операции могут проводиться на предприятиях, обладающих минимумом высокотехнологичного оборудования, в том числе силами войсковых ремонтных предприятий. Кстати, после разработки описываемой программы модернизации танков ПТ-76 принято решение о возобновление производства запасных частей для этого танка на головном заводе - производителе.
Модернизация танка ПТ-76 по рассмотренному проекту позволит повысить его боевые возможности в 2.7 раза, что при сравнительно незначительных затратах выводит эту машину на уровень нового современного легкого плавающего танка, отвечающего всем требованиям к данному классу боевых машин. Большого тебе плавания старый добрый «плавун»!
Открыть в новом окне
Характеристики основного прицела «ЛИГА-С» | |
Кратности увеличения/угол поля зрения, град. | 1/20 |
5/10 | |
14/3,5 | |
Дальность видения ночью, м: - в пассивном режиме | не менее 800 |
— с подсветкой ИК прожектором | 1200 |
Диапазон измерения дальности, м | 500-6000 |
Ошибка измерения дальности, м | ±10 |
Точность стабилизации линии |
|
визирования, мрад | 0,15 |
Углы прокачки стабилизированной линии визирования, град.: - по вертикали | от-15 до+30 |
- по горизонту | ±7,5 |
Время подготовки прицела к работе, мин. | не более 2 |
Источник: Мир оружия/Weapon's world"
Виктор Сергеев, кандидат военных наук
www.btvt.narod.ru