Под конец 1983 года «Ижмаш» выпустил первую партию новых мотоциклов ИЖ Планета 4. Хоть и новая Планета особо не отличалась от своих предшественников, она все-таки имела ряд определенных новшеств, благодаря которым Планета 4 стала надежнее, безопаснее и комфортабельнее.
Внешний дизайн «новой» Планеты примерно такой же, как и у Юпитера 4, это известно всем советским мотоциклистам. То есть, колеса, щитки, руль, бак, подвеска и тормоза одинаковые у этих мотоциклов, даже на Иж Планета 5 тюнинг все примерно то же самое.
Планета 4 оснащена точно таким же двухтактным одноцилиндровым мотором, как и у ИЖ Планета 3 02. Но на 4-й Планете стоит 12-вольтовое электрооборудование, аккумуляторная батарея 6МТС-9, более усовершенствованные приборы: фара ФГ137В и лампа А12 - 45 + 40 Вт, а также указатели поворота типа 16.3726 с 25-ти ваттными лампами, и конечно же, 100 ваттный генератор переменного тока.
Благодаря этим лампам стало лучше освещение дороги и езда в потоке машин стала немного безопаснее.
Электрооснащение Планеты 4 и Юпитера 4 почти одинаковые, разница лишь в том, что двигатель Планеты – одноцилиндровый, а у Юпитера – 2-х цилиндровый. ИЖ Планета 4 оснащена замком зажигания (14.3704), как на автомобилях того времени, выключателем стоп-сигнала ручного и ножного тормозов, переключателями света, замком колонки руля, а также замком рулевой колонки.
Под фарой расположены контрольные приборы, собранные в блок, у Юпитера 4 также. Безопасность водителя и пассажира обеспечивается при помощи дуг и откидывающихся подножек. Что касается колес и щитков, то в основном, они покрашены краской эмаль, тем же цветом, что и мотоцикл, но есть некоторые байки, в которых колеса и щитки хромированные.
Планета 4 выпускалась и в одиночном исполнении, и с люлькой ВМЗ-9.202, которая ставится и на Юпитеры. В общем, мотоциклы ИЖ Планета 4 были по достоинству оценены советскими мотоциклисами, ведь эти мотоциклы можно смело назвать рабочими лошадками, как и мотоциклы Ява, да и они недорогие в обслуживании, а это всегда было достоинством.
В свое время Планета 4 ездила на ура и сейчас сохранилось не мало хороших мотоциклов, есть умельцы, которые превращают эти аппараты в поистине чудо техники: настраивают двигатель как надо, меняют запчасти на более новые и красивые, особенно руль можно поставить другой, получится отличный чоппер, в общем, делая тюнинг Планеты 4 нет каких-либо пределов воображения, если есть руки и талант, то можно много чего интересного придумать из старенькой Планеты 4.
А вот видео о том, как может красиво выглядеть ИЖ Планета 4:
moto-wagen.ru
Откатал три сезона на ИЖ Планета – 4. Хочу написать обширный обзор, а то про иж планета 4 отзывы все какие-то мелкие, как будто людям сказать нечего. Ну, начнем...
Почему мой выбор пал на четвертую Планету? Ответ прост – купил то, что было на то время в продаже, и, надо сказать не пожалел. На данный момент, после более чем 25 000 км. пробега, я могу уверенно сказать, что сделал правильный выбор. Что касается критики, замечаний и советов производителю, то они обусловлены исключительно заботой о деле, которое я считаю общим.
Тут необходимо сказать несколько слов о боковом прицепе к мотоциклу - ВМЗ – 9.203. Вне всякого сомнения, это очень практичная вещь. И обладатели Яв и Уралов завидуют нам, владельцам ИЖей. И обоснованно завидуют, надо сказать. В коляске лично мне приходилось возить мешки с цементом, мебель и много чего еще. Не один раз спал в прицепе – мой рост 180 см, но никаких неудобств я не испытывал. Немного мешают ребра жесткости. Их не помешало бы разместить на внешней стороне прицепа. Ну а пока, если есть необходимость переночевать в прицепе, приходится использовать надувной матрац.
Хочется отметить, что для погрузки и выгрузки очень удобны подъемные капоты. Кроме того, для их полного демонтажа достаточно нескольких минут - это, по моему мнению, очень важный момент. Довольно часто приходится катать детей, поэтому сделал для коляски простой ветрозащитный фартук, как на «Яве». Двоих детей дошкольного возраста вполне можно разместить с достаточным комфортом.
Но не все так, радужно, по коляске есть несколько замечаний. Не устраивает амортизация. Было бы неплохо, если бы прицеп оборудовали амортизаторами с переменной жесткостью, чтобы их работа соответствовала нагрузке.Стекло, установленное на заводе, практически не защищает пассажиров от ветра.
Самодельный вариант полностью устранил данную проблему. Неудобно сливать воду, периодически попадающую в коляску. Дополнительные отверстия тоже не могут решить проблему полностью. Вина всему – резиновые коврики, под которыми, кстати, очень быстро ржавеет днище. Его следовало бы сделать рифленым, потому что даже фигурная решетка существенно улучшила вентиляцию, и облегчила слив воды из коляски. За три года у меня коляска сломалась один раз.Ну, «сломалась» - это громко сказано – открутился от вибрации нижний болт крепления амортизатора. Решил проблему просто – поставил более длинный и закрутил двумя гайками.
Обкатку проводил строго по инструкции, сразу с коляской. Уже тогда мой аппарат работал в довольно жестком режиме, что совсем не удивительно для Северного Кавказа. Но основные правила я всегда соблюдал неукоснительно: прогревал движок на малых оборотах, не нарушал скоростной режим на передачах, рекомендуемый производителем. При этом советы бывалых по всем вопросам ремонта и эксплуатации мотоцикла я отодвинул на задний план. Полагался исключительно на инструкцию по эксплуатации. Всегда в срок производил обслуживание. На протяжении всего сезона только ездил, а все необходимые профилактические работы планировал на зиму. Первые несколько тысяч движок довольно быстро перегревался. Заметил, что есть и небольшой прихват поршня. Но цилиндр так и не снимал. Впрочем, такое встречается достаточно часто в процессе обкатки, не все это замечают. После прихвата лучше всего снять с зеркала цилиндра образовавшийся алюминиевый налет. На протяжении всего времени обкатки, после каждой поездки приходилось постоянно что-то подкручивать и подтягивать. Все эти мелкие ремонты обусловлены вибрацией двигателя. Так, например, раскрутились и потерялись винты из спидометра, пришлось ставить новые. Треснуло основание прерывателя указателя поворота. Потом отломились ножки транзистора КТ837Е в самом прерывателе. А потом из-за вибрации транзистор сломался окончательно.За покрышками следил постоянно. Регулярно поддерживал нужное давление, всегда вовремя переставлял колеса. Тут, наверное, многие обладатели «Планет» мне посочувствуют. Ведь для того, чтобы снять заднее колесо, приходится снимать и глушитель.
Немного подвели меня спицы. Я вовремя не уделил им должного внимания, о чем потом горько пожалел – пришлось проделать втрое больше работы. Некоторые спицы пришлось откусывать для замены. Старые так прикипели, что ключом их раскрутить так и не получилось. Теперь с некоторой завистью посматриваю на иностранные модели с литыми дисками. В течение зимы проделал некоторую работу по улучшению работы двигателя – сделал несколько фасок на выпускных окнах в цилиндре. Полирнул поршень, всю внутреннюю поверхность головки, выпускной и впускной тракты. Перебрал и почистил карбюратор. Отрегулировал его для более экономичной работы. Пристальное внимание уделил регулировке уровня топлива. Выставил зажигание, сделав его более ранним, не нарушая при этом интервала, указанного в паспорте. Вся эта работа проводилась с учетом того, что примерно в середине сезона поршень будет покрыт слоем нагара.
К зажиганию в «Планете 4» необходимо относиться внимательно, ведь мотоциклы с таким большим диаметром поршня сильно склонны к детонации. Особенно важно проверять не само опережение, а зазор в контактах прерывателя.
Нет никакого смысла выставлять зажигание чаще одного раза в год. После проведения всех вышеперечисленных работ мою планку 4 было не узнать! Двигатель запускался легко, динамика заметно улучшилась, скорость стала выше, чем по паспорту, двигатель стал работать на порядок тише. Мой мотоцикл иж планета 4 стал брать бензина на 1 литр меньше – 5 литров на 100 км с коляской при езде за городом. Это еще раз доказывает тот факт, что практически любая мелочь в конечном итоге влияет на работу мотоцикла в целом.
Отлично отрегулированный карбюратор не даст ощутимой пользы, если неправильно отрегулировано зажигание, и наоборот. Хочется сказать, что за три года я ездил по городу очень мало. После пробега в 7000 км двигатель полностью притерся и работает как часы.
Несколько слов об электрооборудовании. Тут кроме прерывателя указателя поворота никаких замечаний нет. Заменил несколько лампочек. В свободную ячейку на щитке приборов поставил дублирующую лампочку стопа, не помешало сделать это еще на заводе. Оказалось – очень удобная вещь. После этого ни разу не двигался с места на стояночном тормозе. Да и в процессе езды очень удобно следить за работой сигнала торможения. Поменял выключатель сигнала стопа на самодельный. Хочу таким же образом переделать задние тормоза. После 22 000 пробега движок стал плохо заводиться. Причина – нарушен контакт на высоковольтном проводе катушки зажигания. Укоротил на один сантиметр провод и промыл бензином иглу на самой катушке.
Аккумулятор на иж планета 4 все еще стоит «родной». Каждый год специально делаю несколько циклов заряда-разрядки. На зиму батарею мою, полностью заряжаю и храню в нижнем отсеке бытового холодильника. В обязательном порядке несколько раз в сезон делаю промывку воздухоочистителя, и один раз меняю в нем масло. Если масла будет немного больше, то это уже влияет на состояние рабочей смеси, что, согласитесь, уже не мелочь. Частенько прожигаю глушаки с помощью паяльной лампы. После каждой такой процедуры мотоцикл становится заметно бодрее.
Итог – за три года моя «Планета 4» ни разу меня не подвела. Я уверен в ее безотказности и езжу один на большие расстояния. При этом не боюсь, что моя поездка окончится преждевременно с инструментом в руках.
Но зависит ли надежность мотоцикла только от правильного и своевременного ухода? Тут я бы не спешил с утвердительным ответом, так как случается, что грамотные мотоциклисты постоянно мучаются со своей «Планетой». Тут вина лежит на производителе. Становится понятно, что 20 лошадок – маловато, особенно для поездок с коляской. Намного уверенней себя чувствуешь на трассе, при езде без прицепа, когда знаешь, что в запасе еще полхода ручки газа. Заводам-изготовителям не стоит опасаться делать мощные мотоциклы. В итоге это положительным образом влияет на их безопасность. Ведь когда приходится догонять по загруженной трассе грузовик, едущий на скорости восемьдесят километров, то приходится пристраиваться сзади на долгое время. Гораздо безопасней в данном случае увеличить скорость километров до ста, и обогнать его.Но у Планки в запасе только 80 км.
Еще вот о чем хотелось бы сказать. Мотоцикл существует уже более ста лет. А чем современная «Планета» отличается от первых моделей? Да практически ничем – никаких серьезных изменений нет. И многие мотолюбители меня поддержат – когда, наконец, мотоцикл избавится от спиц, когда сделают хорошие обтекатели, пятую передачу, новые амортизаторы? Таких вопросов можно задать не один десяток. Например, почему мотоцикл сделан так, что через полгода езды его невозможно полностью очистить от грязи? Столько потайных труднодоступных мест, куда невозможно добраться! А чистота – залог надежной работы любой техники. Этой стороне дизайна необходимо уделить пристальное внимание. В продолжение списка: хотелось бы видеть больше пластика (там, где позволяет конструкция), и немного лучше расположить узлы и детали мотоцикла.
В общем, планета 4 мотоцикл конечно хороший, но тем не менее есть и свои нюансы, о которых я написал выше.Отзыв о ИЖ планета 4, оставил Андрей из г. Клим
autoback.ru
"ИЖ Планета-4", фото которого представлены чуть ниже, это классический вариант мотоцикла дорожного типа среднего класса, предназначенного для езды по трассам абсолютно разного покрытия. Производством этой модели занимался Ижевский машиностроительный завод. Популярность мотоцикла говорит сама за себя, ведь он был (и есть) практически у каждого.
Двигатель, который устанавливался на мотоцикл "ИЖ Планета-4", обладал достаточно большой тягой. При этом работа осуществлялась на сравнительно малых оборотах. Непосредственно к самому мотоциклу можно было прикрепить боковой прицеп (пассажирского либо грузового типа) или универсальный модуль. Помимо этого, имелась возможность присоединить дополнительные коленные щитки и багажник. Для того чтобы уменьшить усилие при выключении сцепления, в "ИЖ Планета-4" используется многодисковая муфта сцепления. В совокупности с воздухоочистителем виброгасители для рёбер цилиндра увеличенного объёма способствуют снижению уровня шума, который производится мотоциклом. Переднее колесо данной модели оснащено подвеской гидропневматического типа с дисковым тормозом.
Производство мотоцикла "ИЖ Планета-4" претерпело ряд изменений. Так, в конструкции был использован генератор, работа которого основывается на постоянных магнитах. Эта деталь также обладает системой зажигания бесконтактного типа, которая, в свою очередь, работает независимо от аккумуляторной батареи. Кроме того, сам двигатель оснащен специальным насосом системы смазки разделительного типа. Это позволило исключить необходимость использования бензиново-масляной смеси. Мотоцикл "ИЖ Планета-4" оснащен четырехступенчатой коробкой передач с механизмом эксцентрикового типа для выключения муфты и более мощной моторной цепью. Передний дисковый тормоз с гидроприводом, а в системе подвески используются улучшенные амортизаторы. Помимо этого, изменения коснулись и кинематики привода тормоза для колеса, расположенного сзади.
Основные данные: между колесными осями установлено расстояние в 1 450 мм; при абсолютной нагрузке и давлении в шинах в пределах нормы дорожный просвет составляет 135 мм. Габариты следующие: длина – 2200 мм, ширина – 810 мм, высота – 1200 мм, масса (сухая) – 158-165 кг, максимальная грузоподъемность – 170 кг, в том числе нагрузка на багажник, равная 20 кг. Мощность мотоцикла составляет 22 лошадиных силы. При оптимальной скорости в 90 км/в час топливо расходуется по 5 литров на сотню километров.
Мотоцикл "ИЖ Планета-4" оснащен 2-тактным двигателем, размер цилиндра которого равен 72 мм, а объем – 3 346 см. Смазочная система раздельная, оснащена масляным насосом, который дозирует подачу в зависимости от частоты, с которой вращается коленвал, и нагрузки двигателя. Имеется электронная система зажигания бесконтактного типа с регулированием (автоматическим) опережения в зажигании в зависимости от частоты, с которой осуществляется вращение коленвала двигателя. При этом она не зависит от аккумуляторной батареи. Для работы желательно использовать бензин с октановым числом не ниже 76. В двигателе используется система воздушного охлаждения. Передача от двигателя на сцепление осуществляется при помощи приводной втулочной двухрядной цепи.
Четырехступенчатая коробка передач - трехвальная, расположена она в одном блоке вместе с двигателем. Передаточное число на сцепление от двигателя равно 2,17, при этом на заднее колесо от коробки передач – 2,33. Несколько подробнее об остальных передаточных числах: 1-я - 3,88; 2-я – 2,01; 3-я – 1,26; 4-я – 1,0. Подвеска передней части мотоцикла телескопического типа, а задней – рычажного, с амортизаторами (пружинно-гидравлическими). Задние тормоза барабанного типа, передние – дисковые с гидравлическим приводом.
На мотоцикле используется двенадцативольтное оборудование. Электрическая проводка "ИЖ Планета-4" однопроводного типа. Металлическая рама выполняет задачу "минуса". Наглядно демонстрирует основные составляющие электропроводки мотоцикла "ИЖ Планета-4" схема системы зажигания, источников питания, габаритного света и поворотов, а также головного света.
Мотоцикл оборудован 3-фазным генератором переменного тока, который имеет схему электромагнитного возбуждения. Принцип его работы основывается на некоторых особенностях. Так, электросхема "ИЖ Планета-4" выглядит следующим образом: ток подается на выпрямитель, который, в свою очередь, преобразует его в постоянный, затем через замок зажигания подает его потребителям. В заводской инструкции генератора представлены следующие элементы:
- регулятор напряжения с выпрямителем "БПВ-14-10";
- статор генератора вместе с обмотками;
- ротор генератора;
- кулачок батарейной системы зажигания и контактный узел системы зажигания;
- щетки токоснимателя.
Для справки: обмотки на трехфазных генераторах мотоцикла "ИЖ Планета-4" соединяются по типу "звезда" или "треугольник", а выпрямитель устанавливается отдельным блоком, и уже непосредственно к нему подключается электропроводка.
В европейских странах существует требование, касающееся обязательной комплектации мотоциклов и подобной техники аккумуляторной батареей с генераторами с постоянными магнитами. В Российской Федерации таких ограничений нет. С установленным генератором мотоцикл "ИЖ Планета-4" не нуждается в съемном источнике тока для запуска двигателя. Соответственно, именно поэтому в базовую комплектацию не входит аккумуляторная батарея.
Цепь головного света состоит из заднего стоп-сигнала, стояночного света и контрольной лампы синего цвета. На мотоцикле установлен спидометр с показателями пробега (суточного и общего), тахометр, контрольные лампы для указателей поворота и головного света, вольтметр и датчик температуры двигателя. Очень часто в процессе эксплуатации необходимо выставлять зазор между контактами прерывателя. Для этого лучше всего воспользоваться схемой и специальными инструментами, чтобы знать, какие элементы необходимо подвергнуть демонтажу.
fb.ru