Страна: | СССР |
Тип: | Трактор-тягач |
Дата выпуска: | 1940 г. |
Длинна: | 4674 мм |
Ширина: | 2440 мм |
Высота: | По кабине 2756 мм, с тентом: 3065 мм |
Броня, лоб: | Нет |
Броня, борт: | Нет |
Броня, башня: | Нет |
Экипаж: | 1 человек (мест в кабине: 2, мест в кузове: 8) |
Двигатель: | Четырехцилиндровый дизель МТ-17, до 115 л.с. при 1350 об./мин |
Дальность хода: | 160 км, с прицепом |
Максимальная скорость: | 25,5 км/ч (по шоссе) |
Масса: | Собственная: 12000 кг + 1500 кг в кузове + до 19000 кг в прицепе |
Вооружение: | Нет |
На начало 40-х годов 20 века, Красная Армия остро нуждалась в тяжелом тягаче, способном перевозить не только полковые пушки, но и более серьезные тяжелые орудия. Гражданская промышленность к этому времени уже выпускала трактор С-65 «Сталинец», поэтому армейский вариант было решено делать из принципа взаимозаменяемости деталей.
«Мирный» трактор С-65
Получившийся в итоге трактор С-2 «Сталинец-2» обладал хорошей проходимостью по пересеченной местности, с прицепом он преодолевал подъемы до 15°, средняя скорость с прицепом по шоссе составляла 15 км/ч, по грунту 10 км/ч. Развиваемое трактором тяговое усилие до 6200 кгс позволяло использовать его для транспортировки артиллерийских орудий среднего и большого калибра (вплоть до 280-мм мортир), а также для буксировки поврежденной бронетанковой техники.
Трактор разрабатывался во второй половине 1930-х годов конструкторами НАТИ и Челябинского тракторного завода. Опытная партия из 12 машин была выпущена в середине 1940 года, с четвертого квартала 1940 года до ноября 1941 года трактор находился в серийном производстве на Челябинском тракторном заводе.
Конструкция транспортного трактора по узлам и агрегатам в значительной степени унифицирована с трактором общего назначения С-65 (что позволяло собирать их на одном конвейере), однако компоновка его типична для артиллерийских тягачей: двигатель и двухместная кабина расположены впереди, а грузовая платформа – сзади.
Трактор-тягач С-2 «Сталинец-2»
Четырехцилиндровый дизель МТ-17 через четырехступенчатую коробку передач тракторного типа приводил в движение ведущие колеса, расположенные сзади. Двигатель МТ-17 работал как на дизельном топливе, так и на смеси автола с керосином. Для его запуска использовался бензиновый пусковой двигатель, снабженный ручным и автомобильным электростартером. Двигатель легко запускался и в 30-градусные морозы, при запуске прогревались также системы охлаждения и всасывающий тракт.
Ходовая часть трактора состоит из сдвоенных обрезиненных опорных катков (на борт) в двух каретках с рессорно-балансирной подвеской по типу легкого танка Т-26.
Всего было изготовлено 1275 тракторов С-2 «Сталинец-2».
Источник: Трактор-тягач С-2 «Сталинец-2»
armedman.ru
В тяжелейшем 1942 году, когда РККА имела острейший дефицит бронетехники, в ГБТУ рассматривались все варианты и предложения, которые могли, как то облегчить положение армии. В том числе и крайне экзотические. Правда среди них иногда встречались и очень оригинальные и перспективные проекты.
Одним из них является проект легкого истребителя танков (САУ,бронетрактор) на шасси арт-тягача “Сталинец” С-2 (скоростной), предложенный ГАБТУ инженерами УЗТМ в июне 1942г.
Но сначала о самом арт-тягаче “Сталинец” С-2, который сам по себе стоит отдельного материала.
Осенью 1938 года на ЧТЗ на шасси трактора общего назначения С-65 начали изготавливать арт-тягачь “Сталинец” С-2 по чертежам НАТИ.
Напряженное положение на заводе с выпуском обычных тракторов, освоение газогенераторных машин и многие посторонние заказы затянули выпуск предсерийных С-2 до следующего лета.
Для проверки их работоспособности и эксплуатационных качеств был организован пробег двух тягачей из Челябинска в Москву, куда они благополучно прибыли 14 августа, преодолев почти 2000 км за 12 ходовых дней (проходили до 167 км в день).Конструкция транспортного трактора по узлам и агрегатам в значительной степени унифицирована с трактором общего назначения С-65 (что позволяло собирать их на одном конвейере), однако компоновка его типична для артиллерийских тягачей: двигатель и двухместная кабина расположены впереди, а грузовая платформа – сзади.Ходовая часть трактора состоит из сдвоенных обрезиненных опорных катков (на борт) в двух каретках с рессорно-балансирной подвеской по типу легкого танка Т-26.Двигатель: МТ-17 четыехцилиндровый, 4-тактный типа "Катерпиллер" мощностью 105 л.с. позволял трактору уверенно буксировать тяжелые артсистемы Б-4 и А-19 как по шоссе, так и по мягкому грунту, преодолевая подъемы свыше 15 градусов, причем средняя скорость составляла 15 км/ч по шоссе и 10 км/ч по грунту. Кроме дизтоплива, МТ-17 работал на смеси автола с керосином, легко заводился в 30-градусные морозы от 20-сильного пускового движка, имевшего ручной и автомобильный электростартеры. Одновременно с прокручиванием дизеля прогревалась его система охлаждения и всасывающий тракт.
Кабину, заимствованную от автомобиля ЗИС-5, расширили и дооборудовали. За ней размещались три топливных бака общей емкостью 222 л (на 15 ч работы). Грузовая платформа на 8 мест, лощадью 5,05 м2 с двумя откидными сиденьями по бортам могла закрываться тентом.
Трактор С-2 обладал хорошей проходимостью по пересеченной местности, с прицепом он преодолевал подъемы до 15°, средняя скорость с прицепом по шоссе составляла 15 км/ч, по грунту 10 км/ч. Развиваемое трактором тяговое усилие до 6200 кгс позволяло использовать его для транспортировки артиллерийских орудий среднего и большого калибра (вплоть до 280-мм мортир), а также для буксировки поврежденной бронетанковой техники. По штатам, утвержденным 1 января 1941 года, в артиллерии Красной Армии должен был находиться 951 тягач С-2. В 1941 году было выпущено уже 1 235 тягачей (по другим данным — 1 179), причем во 2-м полугодии - 859. С началом войны темп их сборки достиг шести — девяти машин в сутки. Однако в ноябре в связи с переключением ЧТЗ на выпуск тяжелых танков тракторостроение там было полностью прекращено (в декабре сделали еще девять машин). Последние пять тягачей С-2, из выпущенных 1275, сдали уже в 1942 году.
С-2 попали на все фронты, особенно много - на Юго-Западный. Они буксировали пушки от 85-мм зенитных до средних и тяжелых артсистем в корпусных артполках, а таже 203-мм гаубицы образца 1931 года и 280-мм мортиры образца 1939 года. Были эффективны при эвакуации легких и средних танков. На 1 сентября 1942 года в армии работало 892 трактора С-2. При общей нехватке тягачей их берегли - известен случай, когда водитель С-2, у которого сломалась коробка передач, за ночь восстановил только задний ход и проехал в этом режиме 132 км до расположения своей зенитной части.
Несмотря на отсутствие с 1942 года заводских поставок запчастей (как и для С-65), тягачи С-2 не хуже других транспортных тракторов доработали в армии до конца войны и ограниченно использовались в мехтяге артиллерии до начала 1950-х годов. Судя по всему, ни один тягач С-2 до нашего времени не сохранился. В музее НИИ-21 в Бронницах, ликвидированном в 1967 году, такая машина была.Тактико-технические характеристики С-2:
Масса в снаряженном состоянии без груза, кг11940
Грузоподъёмность платформы, кг1500
Масса буксируемого прицепа, кг10000
Масса буксируемого прицепа с перегрузкой, кг19000
Мест в кабине2
Мест в кузове посадочных8
Габаритные размеры, мм:длина4674
ширина2440
высота по кабине275
6высота с тентом3065
База опорных катков, мм2025
База полная (по звёздочкам), мм2988-3055
Колея (по серединам гусениц), мм1823
Дорожный просвет, мм462,5
Ширина гусениц, мм420
Среднее удельное давление на грунт с экипажем и грузом на платформе, кгс/см20,77
Мощность двигателя, л.с.:номинальная при частоте вращения 1100 об/мин-105
максимальная при частоте вращения 1350 об/мин-115
Максимальная скорость по шоссе, км/ч26,5
Запас хода по шоссе с прицепом, кмдо 183
Преодолеваемый подъём по твёрдому грунту с нагрузкой без прицепа, град24-25
Истребитель танков/САУ/штурмовое орудие на шасси С-2
В июне 1942г.на рассмотрение ГАБТУ, инженерами УЗТМ А.С.Шитовым и П.К.Гедыком, был предложен проект легкого истребителя танков с 76,2 мм орудием. За базу САУ было взято модифицированное шасси “Сталинца” С-2.
Двигатель САУ (не М-17), бал расположен слева в середине бронекорпуса. В кормовой бронерубке, в литой бронемаске на штыре устанавливалось 76,2-мм орудие ЗИС-5. Которое обслуживали 2-а члена экипажа. Сварная, закрытая бронерубка с наклонными лобовыми и бортовыми бронелистами имела два люка на крыше и кормовую дверь. Механик водитель размешался в центре бронекорпуса, справа по борту.
Так как от проекта данной САУ в ЦАМО сохранился только очень плохого качества общий чертеж(ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №639, стр.212), то характеристики САУ можно только предположить.
Вероятно, толщина лобовой брони рубки была в пределах 35-50 мм, бортовая 15 мм. Боекомплект 30-40 выстрелов. Углы горизонтальной наводки орудия до 13-15 градусов. Пулемета и радиостанции не было.
Скоростные характеристики САУ были приблизительно равны ТТХ арт-тягача С-2.
При всех слабостях проектов САУ на шасси тракторов, по сравнению с одесским бронетрактором “НИ” и ХТЗ/CТЗ-16, данная САУ выглядит вполне серьезным оружием. Особенным достоинством данной САУ была ее малая высота. Что в комплекте с 76,2 мм орудием могла дать ей определенные преимущества на поле боя не только как истребителя танков, а и как штурмового орудия поддержки пехоты или артиллерийского САУ. Тем более в условиях оборонительных сражений периода 1942-43г. К тому же, данная конструкция должна была быть дешевой и технологичной.
Причина, почему данный проект не был реализован вполне прозаическая. Арт-тягачь "Сталинец С-2" не выпускался с ноября 1941 года, а его наследник, С-10, так и не пошел в серию. Переделывать находящиеся в войсках С-2 в САУ, так же было совсем не рачительно.Таким образом, для серийного выпуска этого “истребителя танка” отсутствовало шасси. По этой причине далеко не самый плохой проект “, дешевого САУ, не вышел дальше эскизной стадии. Ну, а в переломном 1943 году потребность в БТТ решалась героическим наращиванием выпуска серийных и традиционных танков и САУ.
На мой взгляд, единственной вероятностью появления данного, бюджетного “истребителя танков” СУ-76 в войсках, могла быть только новая катастрофическая ситуация на фронтах в духе 1941г. Но этого, не смотря на все потуги противника, не допустили и к счастью для нас, этого не произошло.
Сергей Сыч.
alternathistory.livejournal.com
С-2 имел типичную для транспортного трактора плотную схему размещения агрегатов с предельно сдвинутыми вперед двигателем и кабиной на удлиненной полураме, задняя часть которой крепилась к несущей главной передаче. Двигатель МТ-17 - относительно тихоходный четырехцилиндровый, четырехтактный дизель с тракторной компоновкой (типа «Катерпиллар») - отличался высокой надежностью, долговечностью и экономичностью, хотя и имел увеличенные массу (2200 кг) и габариты, то есть был явно «нетранспортного» типа. Шестеренные приводы всех вспомогательных агрегатов работали безотказно.
Воздухоочиститель устанавливался в кабине. МТ-17 мог уверенно работать не только на дизтопливе, но и на смеси автола с бензином и керосином, что нередко использовалось во фронтовых условиях. Легко заводился даже при -30 °С от специального пускового бензинового двигателя В-20 мощностью 20 л.с., в свою очередь, имевшего ручной и автомобильный электростартеры. При холодном запуске существенным было то обстоятельство, что В-20 одновременно с прокручиванием дизеля через двухступенчатый редуктор прогревал его систему охлаждения и всасывающий тракт.
Все агрегаты трансмиссии размещались под грузовой платформой. Главный фрикцион - однодисковый, тракторного типа, с педальным управлением (усилие на педали до 60 кгс) - был связан с коробкой передач соединительным валом с карданными шарнирами от автомобиля ЗИС-6. Коробка передач - четырехступенчатая, тракторного типа, в общем картере с задним мостом. Силовой диапазон - 6,48. Задний несущий мост с главной передачей, бортовыми фрикционами и бортовыми передачами, полностью заимствованы от трактора С-65. В приводе бортовых фрикционов использовались пружинные сервоусилители (более эффективные пневмоусилители стояли только на первых С-1). Тормоза - с плавающими опорами лент и двухсторонним серводействием (по-танковому). Управление - от одной педали. На тягаче было применено хорошо работавшее гребневое зацепление ведущей звездочки с гусеницей.
Ходовая часть, применительно к одному борту, состояла из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 330 мм в двух каретках с рессорно-балансирной подвеской по типу танка Т-26, с упругими ограничителями их поворота. Одновременно сохранялась хорошо зарекомендовавшая себя на С-65 упруго-балансирная (через поперечную рессору) подвеска рам тележек с качанием их вокруг осей задних ведущих звездочек.
Мелкозвенчатая (шаг трака - 170 мм) облегченная гусеница, отлитая из стали Гатфильда, была аналогична по типу тракам гусениц тягачей «Коминтерн» и «Ворошиловец», но имела более высокие грунтозацепы.
Между двигателем и коробкой передач, под платформой, располагалась лебедка конструкции ЧТЗ с тяговым усилием 10 000 кгс, с выдачей через направляющую скобу назад 30-метрового троса диаметром 20 мм. Привод лебедки - от нижнего ведомого вала коробки передач через червячный и цилиндрический с внутренним зацеплением редукторы.
Работала лебедка при выключенных бортовых фрикционах. Кабину, заимствованную от автомобиля ЗИС-5, расширили и дооборудовали. За ней размещались три топливных бака общей емкостью 222 л (на 15 ч работы). Грузовая платформа площадью 5,05 м2 с двумя откидными сиденьями по бортам могла закрываться тентом.
Масса в снаряженном состоянии без груза, кг | 11940 |
Грузоподъёмность платформы, кг | 1500 |
Масса буксируемого прицепа, кг | 10000 |
Масса буксируемого прицепа с перегрузкой, кг | 19000 |
Мест в кабине | 2 |
Мест в кузове посадочных | 8 |
База опорных катков, мм | 2025 |
База полная (по звёздочкам), мм | 2988-3055 |
Колея (по серединам гусениц), мм | 1823 |
Дорожный просвет, мм | 462,5 |
Ширина гусениц, мм | 420 |
Среднее удельное давление на грунт с экипажем и грузом на платформе, кгс/см2 | 0,77 |
Мощность двигателя номинальная при частоте вращения 1100 об/мин, л.с.: | 105 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 26,5 |
Запас хода по шоссе с прицепом, км | до 183 |
www.arms-expo.ru
Александр Протасов, к.т.н.
На смену тяжелому артиллерийскому тягачу АТ-Т, выпускавшемуся в течение 30 лет – с 1950-го по 1979 год и ставшему базой для семейства инженерных машин, в 1976-м пришел тяжелый многоцелевой транспортер-тягач МТ-Т. Его разработало харьковское КБ имени А.А. Морозова, а выпускал с 1976-го по 1991 год харьковский машиностроительный Завод имени Малышева. Тягач МТ-Т и сегодня находится на вооружении Российской армии, его основное предназначение – буксировка артиллерийских систем и специальных колесных прицепов массой до 25 т, перевозка на платформе людей и транспортировка грузов и оборудования массой до 12 т по бездорожью, а в специальном исполнении – в условиях Крайнего Севера и Антарктиды. На его базе создано новое поколение инженерных машин – путепрокладчик БАТ-2, котлованная машина МДК-3, бульдозер БГ-1, кран КГС-25, пожарная машина УПГ-92 и др.
По своим характеристикам тягач МТ-Т, в конструкции которого использованы шасси и трансмиссия танка Т-64, значительно превосходит предшественника. Изменение компоновки – вынос кабины вперед – позволило не только увеличить площадь грузовой платформы, но и значительно улучшить обзор, что особенно полезно при оснащении тягача бульдозерным отвалом или рабочим органом путепрокладчика, а также улучшить доступ к двигателю. Новая 5-местная двухдверная кабина (у АТ-Т – 4-местная) оборудована отопителем, использующим тепло системы охлаждения двигателя, фильтро-вентиляционной установкой, тремя стеклоочистителями и шторками на передних окнах. Кабина закреплена на корпусе болтами с амортизаторами.
Грузоподъемность платформы тягача МТ-Т намного выше, чем у предшественника: 12 000 кг против всего 5000 кг. Внутренние размеры сварной металлической грузовой платформы составляют 4325х2920х360 мм, площадь пола – 12,6 м2, а погрузочная высота – 1354 мм. Платформа накрыта тентом с 10 окнами и оснащена поворотным трапом в заднем борту и четырьмя продольно расположенными вдоль бортов рядами сидений.
Бульдозер БГ-1 |
Корпус тягача закрытый снизу металлический сварной коробчатого поперечного сечения. В днище есть люки для слива масла из агрегатов трансмиссии и лебедки. В передней части корпуса продольно установлен многотопливный 12-цилиндровый V-образный дизель В-46-4 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и наддувом. Его мощность – 522 кВт (710 л.с.) при 2000 мин-1 – позволяет идти по шоссе с полной нагрузкой с довольно высокой скоростью – до 65 км/ч, тогда как двигатель тягача АТ-Т мощностью 415 л.с. обеспечивал максимальную скорость 35 км/ч.
Применительно к использованию для армии двигатель отличается хорошей надежностью и неплохой топливной экономичностью. Так, гарантированный ресурс двигателя до капитального ремонта, как и у танка, составляет 500 машино-ч, средний удельный расход топлива – 248 г/кВт·ч '. Такая незначительная с мирной точки зрения наработка объясняется прежде всего тем, что боевая техника работает в условиях чрезвычайной запыленности. В систему питания тягача входит семь топливных баков общей вместимостью 1870 л.
Котлованная машина МДК-3 |
В качестве основного вида топлива применяют дизельное, но двигатель может работать также на авиационном топливе (керосине), что, безусловно, в боевых условиях дает преимущество. При смене вида топлива переводят переключатель на ТНВД на соответствующую метку. Предусмотрена возможность пуска двигателя сжатым воздухом (основная), электрическим стартером мощностью 11 кВт (15 л.с.) или буксиром. Двигатель оснащен системой подогрева охлаждающей жидкости и масла.
Механическая трансмиссия состоит из цилиндрического и конического с реверсом редукторов, двух бортовых коробок передач (левой и правой) и двух бортовых передач. Цилиндрический редуктор относится к одноступенчатым и обеспечивает передачу мощности от двигателя к коническому редуктору, а также к редуктору привода лебедки, генератору, компрессору и насосам масляной системы трансмиссии. Конический редуктор тоже относится к одноступенчатым с планетарно-фрикционным реверсом, обеспечивающим одну прямую и одну обратную передачи. Коробки передач – трехступенчатые планетарно-фрикционные с шестью фрикционами и четырьмя планетарными рядами и гидравлическим управлением; они обеспечивают семь передач вперед и одну – назад. Одноступенчатые планетарные бортовые редукторы расположены в одном блоке с коробками передач.
Пожарная машина УПГ-92 |
Гусеничный движитель тягача по каждому борту – 7-катковый. Он состоит из мелкозвенной гусеничной цепи цевочного зацепления с параллельным резинометаллическим шарниром, семи сдвоенных опорных катков, четырех одинарных поддерживающих катков, сдвоенного направляющего колеса заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусеницы и сдвоенного ведущего колеса переднего расположения с двумя съемными зубчатыми венцами. Гусеничная цепь состоит из 87 траков, в каждом из которых по два звена, а между ними размещен башмак с направляющим гребнем. Опорные и поддерживающие катки имеют внутреннюю амортизацию в виде резиновых колец или резиновых втулок. Ресурс гусеничной цепи значительный – 6000 км, что намного больше ресурса цепи с открытым шарниром. Ширина трака – 540 мм.
Подвеска независимая торсионная, с поперечным расположением торсионных валов над днищем корпуса тягача и тремя (на борт) телескопическими гидравлическими двустороннего действия амортизаторами, установленными на узлах первого, второго и седьмого опорных катков. Она обеспечивает тягачу возможность передвигаться по грунтовым дорогам с неплохой средней скоростью 34...40 км/ч (с прицепом – 30...36 км/ч).
Путепрокладчик БАТ-2 |
Электрооборудование экранировано и выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 24 В и с отрицательными выводами зажимов источников и потребителей электроэнергии на корпус. В качестве источников питания применены генератор постоянного тока типа СГ-10-1С мощностью 10 кВт (13,6 л.с.) и четыре стартерные 12-вольтовые аккумуляторные батареи 6СТ-140Р с параллельно-последовательным соединением.
Проходимость тягача на местности достаточно хорошая для его типа. С полной нагрузкой он преодолевает на сухом твердом грунте подъем в 25° (с прицепом – 16°), ров шириной 2,4 м, препятствие высотой до 0,85 м, брод с твердым дном глубиной 1,3 м и может передвигаться по косогору с креном 25°. Среднее удельное давление на грунт невелико – не более 0,075 МПа (0,75 кгс/см2). Дорожный просвет составляет 425 мм, что позволяет машине идти по разбитым грунтовым дорогам с глубокой колеей, не садясь днищем на грунт. Запас хода по топливу большой – 500 км.
Тягач оснащен лебедкой с тяговым усилием на крюке 245 кН (25 тс), рабочая длина троса которой 100 м, а диаметр 28 мм. Лебедка предназначена для самовытаскивания и вытаскивания застрявших, опрокинутых или затонувших машин равной с тягачом массы. В ее конструкцию входят шестеренчатый редуктор для приведения в действие барабана с тросом, тросоукладчик, тяговые ролики, которые разгружают уложенный на барабане трос от усилия вытаскивания машины, защищающий лебедку от перегрузок механизм и тормоз, удерживающий вытаскиваемую машину на месте при внезапной остановке редуктора лебедки.
МТ-Т буксирует тяжелое орудие |
Лебедка находится в кормовой части корпуса тягача под настилом платформы и приводится в действие от двигателя. Ее также применяют при наведении автомобильных разборных мостов.
Пневмооборудование предназначено для приведения в действие системы воздушного пуска двигателя тягача, пневматического торможения прицепа, аварийного подъема бульдозерного отвала и обмыва передних стекол кабины. Сюда входят компрессор АК-150СВ, три ресивера вместимостью по 5 л, исполнительные механизмы и аппаратура. Двухцилиндровый трехступенчатый компрессор воздушного охлаждения с механическим приводом создает давление 15 МПа (15 кгс/см2).
Тягач оборудован средствами внешней и внутренней связи: приемопередающей телефонной ультракоротковолновой с частотной модуляцией радиостанцией типа Р-123М и переговорным устройством Р-124 на трех абонентов. Радиостанция с 4-метровой антенной обеспечивает дальность связи до 20 км при работе на стоянке и при движении со скоростью не более 40 км/ч.
Кран КГС-25 |
Массогабаритные показатели тягача сравнительно высокие: 37 000 кг полная масса и 8711х3277х3085 мм по основанию антенны. Машина сохраняет свои эксплуатационные свойства при температуре окружающей среды ±45 °С, относительной влажности воздуха 98% при температуре ±25 °С, средней запыленности воздуха до 2 г/кг и высоте над уровнем моря (со снижением мощности двигателя и других показателей) до 3000 м.
Тягач отличается надежностью в работе, неприхотлив в эксплуатации и заслуженно пользуется доверием наших военных.
os1.ru