ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Тяжёлый многоцелевой транспортёр-тягач МТ-Т. Двигатель мт 17


Трактор-тягач С-2 «Сталинец-2» | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Характеристики трактора-тягача С-2 «Сталинец-2»

Трактор-тягач С-2 «Сталинец-2»
Страна: СССР
Тип: Трактор-тягач
Дата выпуска: 1940 г.
Длинна: 4674 мм
Ширина: 2440 мм
Высота: По кабине 2756 мм, с тентом: 3065 мм
Броня, лоб: Нет
Броня, борт: Нет
Броня, башня: Нет
Экипаж: 1 человек (мест в кабине: 2, мест в кузове: 8)
Двигатель: Четырехцилиндровый дизель МТ-17, до 115 л.с. при 1350 об./мин
Дальность хода: 160 км, с прицепом
Максимальная скорость: 25,5 км/ч (по шоссе)
Масса:Собственная: 12000 кг + 1500 кг в кузове + до 19000 кг в прицепе
Вооружение:Нет

На начало 40-х годов 20 века, Красная Армия остро нуждалась в тяжелом тягаче, способном перевозить не только полковые пушки, но и более серьезные тяжелые орудия. Гражданская промышленность к этому времени уже выпускала трактор С-65 «Сталинец», поэтому армейский вариант было решено делать из принципа взаимозаменяемости деталей.

Мирный трактор С-65

«Мирный» трактор С-65

Получившийся в итоге трактор С-2 «Сталинец-2» обладал хорошей проходимостью по пересеченной местности, с прицепом он преодолевал подъемы до 15°, средняя скорость с прицепом по шоссе составляла 15 км/ч, по грунту 10 км/ч. Развиваемое трактором тяговое усилие до 6200 кгс позволяло использовать его для транспортировки артиллерийских орудий среднего и большого калибра (вплоть до 280-мм мортир), а также для буксировки поврежденной бронетанковой техники.

Трактор разрабатывался во второй половине 1930-х годов конструкторами НАТИ и Челябинского тракторного завода. Опытная партия из 12 машин была выпущена в середине 1940 года, с четвертого квартала 1940 года до ноября 1941 года трактор находился в серийном производстве на Челябинском тракторном заводе.

Конструкция транспортного трактора по узлам и агрегатам в значительной степени унифицирована с трактором общего назначения С-65 (что позволяло собирать их на одном конвейере), однако компоновка его типична для артиллерийских тягачей: двигатель и двухместная кабина расположены впереди, а грузовая платформа – сзади.

Трактор-тягач С-2 "Сталинец-2"

Трактор-тягач С-2 «Сталинец-2»

Четырехцилиндровый дизель МТ-17 через четырехступенчатую коробку передач тракторного типа приводил в движение ведущие колеса, расположенные сзади. Двигатель МТ-17 работал как на дизельном топливе, так и на смеси автола с керосином. Для его запуска использовался бензиновый пусковой двигатель, снабженный ручным и автомобильным электростартером. Двигатель легко запускался и в 30-градусные морозы, при запуске прогревались также системы охлаждения и всасывающий тракт.

Ходовая часть трактора состоит из сдвоенных обрезиненных опорных катков (на борт) в двух каретках с рессорно-балансирной подвеской по типу легкого танка Т-26.

Всего было изготовлено 1275 тракторов С-2 «Сталинец-2».

Источник: Трактор-тягач С-2 «Сталинец-2»

armedman.ru

САУ на шасси арт-тягача Сталинец С-2. Проект УЗТМ. 1942г.: alternathistory

В тяжелейшем 1942 году, когда РККА имела острейший дефицит бронетехники, в ГБТУ рассматривались все варианты и предложения, которые могли, как то облегчить положение армии. В том числе и крайне экзотические. Правда среди них иногда встречались и очень оригинальные и перспективные проекты.

Одним из них является проект легкого истребителя танков (САУ,бронетрактор) на шасси арт-тягача “Сталинец” С-2 (скоростной), предложенный ГАБТУ инженерами УЗТМ в июне 1942г.

Но сначала о самом арт-тягаче “Сталинец” С-2, который сам по себе стоит отдельного материала.

Осенью 1938 года на ЧТЗ на шасси трактора общего назначения С-65 начали изготавливать арт-тягачь “Сталинец” С-2 по чертежам НАТИ.

Напряженное положение на заводе с выпуском обычных тракторов, освоение газогенераторных машин и многие посторонние заказы затянули выпуск предсерийных С-2 до следующего лета.

Для проверки их работоспособности и эксплуатационных качеств был организован пробег двух тягачей из Челябинска в Москву, куда они благополучно прибыли 14 августа, преодолев почти 2000 км за 12 ходовых дней (проходили до 167 км в день).Конструкция транспортного трактора по узлам и агрегатам в значительной степени унифицирована с трактором общего назначения С-65 (что позволяло собирать их на одном конвейере), однако компоновка его типична для артиллерийских тягачей: двигатель и двухместная кабина расположены впереди, а грузовая платформа – сзади.Ходовая часть трактора состоит из сдвоенных обрезиненных опорных катков (на борт) в двух каретках с рессорно-балансирной подвеской по типу легкого танка Т-26.Двигатель: МТ-17 четыехцилиндровый, 4-тактный типа "Катерпиллер" мощностью 105 л.с. позволял трактору уверенно буксировать тяжелые артсистемы Б-4 и А-19 как по шоссе, так и по мягкому грунту, преодолевая подъемы свыше 15 градусов, причем средняя скорость составляла 15 км/ч по шоссе и 10 км/ч по грунту. Кроме дизтоплива, МТ-17 работал на смеси автола с керосином, легко заводился в 30-градусные морозы от 20-сильного пускового движка, имевшего ручной и автомобильный электростартеры. Одновременно с прокручиванием дизеля прогревалась его система охлаждения и всасывающий тракт.

Кабину, заимствованную от автомобиля ЗИС-5, расширили и дооборудовали. За ней размещались три топливных бака общей емкостью 222 л (на 15 ч работы). Грузовая платформа на 8 мест, лощадью 5,05 м2 с двумя откидными сиденьями по бортам могла закрываться тентом.

Трактор С-2 обладал хорошей проходимостью по пересеченной местности, с прицепом он преодолевал подъемы до 15°, средняя скорость с прицепом по шоссе составляла 15 км/ч, по грунту 10 км/ч. Развиваемое трактором тяговое усилие до 6200 кгс позволяло использовать его для транспортировки артиллерийских орудий среднего и большого калибра (вплоть до 280-мм мортир), а также для буксировки поврежденной бронетанковой техники.  По штатам, утвержденным 1 января 1941 года, в артиллерии Красной Армии должен был находиться 951 тягач С-2. В 1941 году было выпущено уже 1 235 тягачей (по другим данным — 1 179), причем во 2-м полугодии - 859. С началом войны темп их сборки достиг шести — девяти машин в сутки. Однако в ноябре в связи с переключением ЧТЗ на выпуск тяжелых танков тракторостроение там было полностью прекращено (в декабре сделали еще девять машин). Последние пять тягачей С-2, из выпущенных 1275, сдали уже в 1942 году.

С-2 попали на все фронты, особенно много - на Юго-Западный. Они буксировали пушки от 85-мм зенитных до средних и тяжелых артсистем в корпусных артполках, а таже 203-мм гаубицы образца 1931 года и 280-мм мортиры образца 1939 года. Были эффективны при эвакуации легких и средних танков. На 1 сентября 1942 года в армии работало 892 трактора С-2. При общей нехватке тягачей их берегли - известен случай, когда водитель С-2, у которого сломалась коробка передач, за ночь восстановил только задний ход и проехал в этом режиме 132 км до расположения своей зенитной части.

Несмотря на отсутствие с 1942 года заводских поставок запчастей (как и для С-65), тягачи С-2 не хуже других транспортных тракторов доработали в армии до конца войны и ограниченно использовались в мехтяге артиллерии до начала 1950-х годов. Судя по всему, ни один тягач С-2 до нашего времени не сохранился. В музее НИИ-21 в Бронницах, ликвидированном в 1967 году, такая машина была.

 

Тактико-технические характеристики С-2:

Масса в снаряженном состоянии без груза, кг11940

Грузоподъёмность платформы, кг1500

Масса буксируемого прицепа, кг10000

Масса буксируемого прицепа с перегрузкой, кг19000

Мест в кабине2

Мест в кузове посадочных8

Габаритные размеры, мм:длина4674

ширина2440

высота по кабине275

6высота с тентом3065

База опорных катков, мм2025

База полная (по звёздочкам), мм2988-3055

Колея (по серединам гусениц), мм1823

Дорожный просвет, мм462,5

Ширина гусениц, мм420

Среднее удельное давление на грунт с экипажем и грузом на платформе, кгс/см20,77

Мощность двигателя, л.с.:номинальная при частоте вращения 1100 об/мин-105

максимальная при частоте вращения 1350 об/мин-115

Максимальная скорость по шоссе, км/ч26,5

Запас хода по шоссе с прицепом, кмдо 183

Преодолеваемый подъём по твёрдому грунту с нагрузкой без прицепа, град24-25

Истребитель танков/САУ/штурмовое орудие на шасси С-2

В июне 1942г.на рассмотрение ГАБТУ, инженерами УЗТМ А.С.Шитовым и П.К.Гедыком, был предложен проект легкого истребителя танков с 76,2 мм орудием. За базу САУ было взято модифицированное шасси “Сталинца” С-2.

Двигатель САУ (не М-17), бал расположен слева в середине бронекорпуса. В кормовой бронерубке, в литой бронемаске на штыре устанавливалось 76,2-мм орудие ЗИС-5. Которое обслуживали 2-а члена экипажа. Сварная, закрытая бронерубка с наклонными лобовыми и бортовыми бронелистами имела два люка на крыше и кормовую дверь. Механик водитель размешался в центре бронекорпуса, справа по борту.

Так как от проекта данной САУ в ЦАМО сохранился только очень плохого качества общий чертеж(ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №639, стр.212), то характеристики САУ можно только предположить.

Вероятно, толщина лобовой брони рубки была в пределах 35-50 мм, бортовая 15 мм. Боекомплект 30-40 выстрелов. Углы горизонтальной наводки орудия до 13-15 градусов. Пулемета и радиостанции не было.

Скоростные характеристики САУ были приблизительно равны ТТХ арт-тягача С-2.

При всех слабостях проектов САУ на шасси тракторов, по сравнению с одесским бронетрактором “НИ” и ХТЗ/CТЗ-16, данная САУ выглядит вполне серьезным оружием. Особенным достоинством данной САУ была ее малая высота. Что в комплекте с 76,2 мм орудием могла дать ей определенные преимущества на поле боя не только как истребителя танков, а и как штурмового орудия поддержки пехоты или артиллерийского САУ. Тем более в условиях оборонительных сражений периода 1942-43г. К тому же, данная конструкция должна была быть дешевой и технологичной.

Причина, почему данный проект не был реализован вполне прозаическая.  Арт-тягачь "Сталинец С-2" не выпускался с ноября 1941 года, а его наследник, С-10, так и не пошел в серию. Переделывать находящиеся в войсках С-2 в САУ, так же было совсем не рачительно.Таким образом, для серийного выпуска этого “истребителя танка” отсутствовало шасси. По этой причине далеко не самый плохой проект “, дешевого САУ, не вышел дальше эскизной стадии. Ну, а в переломном  1943 году потребность в БТТ решалась героическим наращиванием  выпуска серийных и традиционных танков и САУ.

На мой взгляд, единственной вероятностью появления данного, бюджетного “истребителя танков” СУ-76 в войсках, могла быть только новая катастрофическая ситуация на фронтах в духе 1941г. Но этого, не смотря на все потуги противника, не допустили и к счастью для нас, этого не произошло.  

 

Сергей Сыч.

alternathistory.livejournal.com

С-2 «Сталинец-2», транспортный тягач

С-2 имел ти­пич­ную для транс­порт­но­го трак­то­ра плот­ную схе­му раз­ме­ще­ния аг­ре­га­тов с пре­дель­но сдви­ну­ты­ми впе­ред дви­га­те­лем и ка­би­ной на уд­ли­нен­ной по­лу­ра­ме, зад­няя часть ко­то­рой кре­пи­лась к не­су­щей глав­ной пе­ре­да­че. Дви­га­тель МТ-17 - от­но­си­тель­но ти­хо­ход­ный че­ты­рех­ци­лин­д­ро­вый, че­ты­рех­такт­ный ди­зель с трак­тор­ной ком­по­нов­кой (ти­па «Ка­тер­пил­лар») - от­ли­чал­ся вы­со­кой на­деж­но­стью, дол­го­веч­но­стью и эко­но­мич­но­стью, хо­тя и имел уве­ли­чен­ные мас­су (2200 кг) и га­ба­ри­ты, то есть был яв­но «не­транс­порт­но­го» ти­па. Шес­те­рен­ные при­во­ды всех вспо­мо­га­тель­ных аг­ре­га­тов ра­бо­та­ли без­от­каз­но. 

Воз­ду­хо­очи­сти­тель ус­та­нав­ли­вал­ся в ка­би­не. МТ-17 мог уве­рен­но ра­бо­тать не толь­ко на диз­то­п­ли­ве, но и на сме­си ав­то­ла с бен­зи­ном и ке­ро­си­ном, что не­ред­ко ис­поль­зо­ва­лось во фрон­то­вых ус­ло­ви­ях. Лег­ко за­во­дил­ся да­же при -30 °С от спе­ци­аль­но­го пус­ко­во­го бен­зи­но­во­го дви­га­те­ля В-20 мощ­но­стью 20 л.с., в свою оче­редь, имев­ше­го руч­ной и ав­то­мо­биль­ный элек­тро­стар­те­ры. При хо­лод­ном за­пус­ке су­ще­ст­вен­ным бы­ло то об­стоя­тель­ст­во, что В-20 од­но­вре­мен­но с про­кру­чи­ва­ни­ем ди­зе­ля че­рез двух­сту­пен­ча­тый ре­дук­тор про­гре­вал его сис­те­му ох­ла­ж­де­ния и вса­сы­ваю­щий тракт.

Все аг­ре­га­ты транс­мис­сии раз­ме­ща­лись под гру­зо­вой плат­фор­мой. Глав­ный фрик­ци­он - од­но­дис­ко­вый, трак­тор­но­го ти­па, с пе­даль­ным управ­ле­ни­ем (уси­лие на пе­да­ли до 60 кгс) - был свя­зан с ко­роб­кой пе­ре­дач со­еди­ни­тель­ным ва­лом с кар­дан­ны­ми шар­ни­ра­ми от ав­то­мо­би­ля ЗИС-6. Ко­роб­ка пе­ре­дач - че­ты­рех­сту­пен­ча­тая, трак­тор­но­го ти­па, в об­щем кар­те­ре с зад­ним мос­том. Си­ло­вой диа­па­зон - 6,48. Зад­ний не­су­щий мост с глав­ной пе­ре­да­чей, бор­то­вы­ми фрик­цио­на­ми и бор­то­вы­ми пе­ре­да­ча­ми, пол­но­стью за­им­ст­во­ва­ны от трак­то­ра С-65. В при­во­де бор­то­вых фрик­цио­нов ис­поль­зо­ва­лись пру­жин­ные сер­во­уси­ли­те­ли (бо­лее эф­фек­тив­ные пнев­мо­уси­ли­те­ли стоя­ли толь­ко на пер­вых С-1). Тор­мо­за - с пла­ваю­щи­ми опо­ра­ми лент и двух­сто­рон­ним сер­во­дей­ст­ви­ем (по-тан­ко­во­му). Управ­ле­ние - от од­ной пе­да­ли. На тя­га­че бы­ло при­ме­не­но хо­ро­шо ра­бо­тав­шее греб­не­вое за­це­п­ле­ние ве­ду­щей звез­доч­ки с гу­се­ни­цей.

Хо­до­вая часть, при­ме­ни­тель­но к од­но­му бор­ту, со­стоя­ла из шес­ти сдво­ен­ных об­ре­зи­нен­ных опор­ных кат­ков диа­мет­ром 330 мм в двух ка­рет­ках с рес­сор­но-ба­лан­сир­ной под­вес­кой по ти­пу тан­ка Т-26, с уп­ру­ги­ми ог­ра­ни­чи­те­ля­ми их по­во­ро­та. Од­но­вре­мен­но со­хра­ня­лась хо­ро­шо за­ре­ко­мен­до­вав­шая се­бя на С-65 уп­ру­го-ба­лан­сир­ная (че­рез по­пе­реч­ную рес­со­ру) под­вес­ка рам те­ле­жек с ка­ча­ни­ем их во­круг осей зад­них ве­ду­щих звез­до­чек.

Мел­ко­звен­ча­тая (шаг тра­ка - 170 мм) об­лег­чен­ная гу­се­ни­ца, от­ли­тая из ста­ли Гат­филь­да, бы­ла ана­ло­гич­на по ти­пу тра­кам гу­се­ниц тя­га­чей «Ко­мин­терн» и «Во­ро­ши­ло­вец», но име­ла бо­лее вы­со­кие грун­то­за­це­пы.

Ме­ж­ду дви­га­те­лем и ко­роб­кой пе­ре­дач, под плат­фор­мой, рас­по­ла­га­лась ле­бед­ка кон­ст­рук­ции ЧТЗ с тя­го­вым уси­ли­ем 10 000 кгс, с вы­да­чей че­рез на­прав­ляю­щую ско­бу на­зад 30-метрового тро­са диа­мет­ром 20 мм. При­вод ле­бед­ки - от ниж­не­го ве­до­мо­го ва­ла ко­роб­ки пе­ре­дач че­рез чер­вяч­ный и ци­лин­д­ри­че­ский с внут­рен­ним за­це­п­ле­ни­ем ре­дук­то­ры.

Ра­бо­та­ла ле­бед­ка при вы­клю­чен­ных бор­то­вых фрик­цио­нах. Ка­би­ну, за­им­ст­во­ван­ную от ав­то­мо­би­ля ЗИС-5, рас­ши­ри­ли и до­обо­ру­до­ва­ли. За ней раз­ме­ща­лись три то­п­лив­ных ба­ка об­щей ем­ко­стью 222 л (на 15 ч ра­бо­ты). Гру­зо­вая плат­фор­ма пло­ща­дью 5,05 м2 с дву­мя от­кид­ны­ми си­день­я­ми по бор­там мог­ла за­кры­вать­ся тен­том.

Технические характеристики

Масса в снаряженном состоянии без груза, кг 11940
Грузоподъёмность платформы, кг 1500
Масса буксируемого прицепа, кг 10000
Масса буксируемого прицепа с перегрузкой, кг 19000
Мест в кабине 2
Мест в кузове посадочных 8
База опорных катков, мм 2025
База полная (по звёздочкам), мм 2988-3055
Колея (по серединам гусениц), мм 1823
Дорожный просвет, мм 462,5
Ширина гусениц, мм 420
Среднее удельное давление на грунт с экипажем и грузом на платформе, кгс/см2 0,77
Мощность двигателя номинальная при частоте вращения 1100 об/мин, л.с.: 105
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 26,5
Запас хода по шоссе с прицепом, км до 183

Видео

www.arms-expo.ru

Тяжёлый многоцелевой транспортёр-тягач МТ-Т – Основные средства

Александр Протасов, к.т.н.

На смену тяжелому артиллерийскому тягачу АТ-Т, выпускавшемуся в течение 30 лет – с 1950-го по 1979 год и ставшему базой для семейства инженерных машин, в 1976-м пришел тяжелый многоцелевой транспортер-тягач МТ-Т. Его разработало харьковское КБ имени А.А. Морозова, а выпускал с 1976-го по 1991 год харьковский машиностроительный Завод имени Малышева. Тягач МТ-Т и сегодня находится на вооружении Российской армии, его основное предназначение – буксировка артиллерийских систем и специальных колесных прицепов массой до 25 т, перевозка на платформе людей и транспортировка грузов и оборудования массой до 12 т по бездорожью, а в специальном исполнении – в условиях Крайнего Севера и Антарктиды. На его базе создано новое поколение инженерных машин – путепрокладчик БАТ-2, котлованная машина МДК-3, бульдозер БГ-1, кран КГС-25, пожарная машина УПГ-92 и др.

По своим характеристикам тягач МТ-Т, в конструкции которого использованы шасси и трансмиссия танка Т-64, значительно превосходит предшественника. Изменение компоновки – вынос кабины вперед – позволило не только увеличить площадь грузовой платформы, но и значительно улучшить обзор, что особенно полезно при оснащении тягача бульдозерным отвалом или рабочим органом путепрокладчика, а также улучшить доступ к двигателю. Новая 5-местная двухдверная кабина (у АТ-Т – 4-местная) оборудована отопителем, использующим тепло системы охлаждения двигателя, фильтро-вентиляционной установкой, тремя стеклоочистителями и шторками на передних окнах. Кабина закреплена на корпусе болтами с амортизаторами.

Грузоподъемность платформы тягача МТ-Т намного выше, чем у предшественника: 12 000 кг против всего 5000 кг. Внутренние размеры сварной металлической грузовой платформы составляют 4325х2920х360 мм, площадь пола – 12,6 м2, а погрузочная высота – 1354 мм. Платформа накрыта тентом с 10 окнами и оснащена поворотным трапом в заднем борту и четырьмя продольно расположенными вдоль бортов рядами сидений.

Бульдозер БГ-1

Корпус тягача закрытый снизу металлический сварной коробчатого поперечного сечения. В днище есть люки для слива масла из агрегатов трансмиссии и лебедки. В передней части корпуса продольно установлен многотопливный 12-цилиндровый V-образный дизель В-46-4 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и наддувом. Его мощность – 522 кВт (710 л.с.) при 2000 мин-1 – позволяет идти по шоссе с полной нагрузкой с довольно высокой скоростью – до 65 км/ч, тогда как двигатель тягача АТ-Т мощностью 415 л.с. обеспечивал максимальную скорость 35 км/ч.

Применительно к использованию для армии двигатель отличается хорошей надежностью и неплохой топливной экономичностью. Так, гарантированный ресурс двигателя до капитального ремонта, как и у танка, составляет 500 машино-ч, средний удельный расход топлива – 248 г/кВт·ч '. Такая незначительная с мирной точки зрения наработка объясняется прежде всего тем, что боевая техника работает в условиях чрезвычайной запыленности. В систему питания тягача входит семь топливных баков общей вместимостью 1870 л.

Котлованная машина МДК-3

В качестве основного вида топлива применяют дизельное, но двигатель может работать также на авиационном топливе (керосине), что, безусловно, в боевых условиях дает преимущество. При смене вида топлива переводят переключатель на ТНВД на соответствующую метку. Предусмотрена возможность пуска двигателя сжатым воздухом (основная), электрическим стартером мощностью 11 кВт (15 л.с.) или буксиром. Двигатель оснащен системой подогрева охлаждающей жидкости и масла.

Механическая трансмиссия состоит из цилиндрического и конического с реверсом редукторов, двух бортовых коробок передач (левой и правой) и двух бортовых передач. Цилиндрический редуктор относится к одноступенчатым и обеспечивает передачу мощности от двигателя к коническому редуктору, а также к редуктору привода лебедки, генератору, компрессору и насосам масляной системы трансмиссии. Конический редуктор тоже относится к одноступенчатым с планетарно-фрикционным реверсом, обеспечивающим одну прямую и одну обратную передачи. Коробки передач – трехступенчатые планетарно-фрикционные с шестью фрикционами и четырьмя планетарными рядами и гидравлическим управлением; они обеспечивают семь передач вперед и одну – назад. Одноступенчатые планетарные бортовые редукторы расположены в одном блоке с коробками передач.

Пожарная машина УПГ-92

Гусеничный движитель тягача по каждому борту – 7-катковый. Он состоит из мелкозвенной гусеничной цепи цевочного зацепления с параллельным резинометаллическим шарниром, семи сдвоенных опорных катков, четырех одинарных поддерживающих катков, сдвоенного направляющего колеса заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусеницы и сдвоенного ведущего колеса переднего расположения с двумя съемными зубчатыми венцами. Гусеничная цепь состоит из 87 траков, в каждом из которых по два звена, а между ними размещен башмак с направляющим гребнем. Опорные и поддерживающие катки имеют внутреннюю амортизацию в виде резиновых колец или резиновых втулок. Ресурс гусеничной цепи значительный – 6000 км, что намного больше ресурса цепи с открытым шарниром. Ширина трака – 540 мм.

Подвеска независимая торсионная, с поперечным расположением торсионных валов над днищем корпуса тягача и тремя (на борт) телескопическими гидравлическими двустороннего действия амортизаторами, установленными на узлах первого, второго и седьмого опорных катков. Она обеспечивает тягачу возможность передвигаться по грунтовым дорогам с неплохой средней скоростью 34...40 км/ч (с прицепом – 30...36 км/ч).

Путепрокладчик БАТ-2

Электрооборудование экранировано и выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 24 В и с отрицательными выводами зажимов источников и потребителей электроэнергии на корпус. В качестве источников питания применены генератор постоянного тока типа СГ-10-1С мощностью 10 кВт (13,6 л.с.) и четыре стартерные 12-вольтовые аккумуляторные батареи 6СТ-140Р с параллельно-последовательным соединением.

Проходимость тягача на местности достаточно хорошая для его типа. С полной нагрузкой он преодолевает на сухом твердом грунте подъем в 25° (с прицепом – 16°), ров шириной 2,4 м, препятствие высотой до 0,85 м, брод с твердым дном глубиной 1,3 м и может передвигаться по косогору с креном 25°. Среднее удельное давление на грунт невелико – не более 0,075 МПа (0,75 кгс/см2). Дорожный просвет составляет 425 мм, что позволяет машине идти по разбитым грунтовым дорогам с глубокой колеей, не садясь днищем на грунт. Запас хода по топливу большой – 500 км.

Тягач оснащен лебедкой с тяговым усилием на крюке 245 кН (25 тс), рабочая длина троса которой 100 м, а диаметр 28 мм. Лебедка предназначена для самовытаскивания и вытаскивания застрявших, опрокинутых или затонувших машин равной с тягачом массы. В ее конструкцию входят шестеренчатый редуктор для приведения в действие барабана с тросом, тросоукладчик, тяговые ролики, которые разгружают уложенный на барабане трос от усилия вытаскивания машины, защищающий лебедку от перегрузок механизм и тормоз, удерживающий вытаскиваемую машину на месте при внезапной остановке редуктора лебедки.

МТ-Т буксирует тяжелое орудие

Лебедка находится в кормовой части корпуса тягача под настилом платформы и приводится в действие от двигателя. Ее также применяют при наведении автомобильных разборных мостов.

Пневмооборудование предназначено для приведения в действие системы воздушного пуска двигателя тягача, пневматического торможения прицепа, аварийного подъема бульдозерного отвала и обмыва передних стекол кабины. Сюда входят компрессор АК-150СВ, три ресивера вместимостью по 5 л, исполнительные механизмы и аппаратура. Двухцилиндровый трехступенчатый компрессор воздушного охлаждения с механическим приводом создает давление 15 МПа (15 кгс/см2).

Тягач оборудован средствами внешней и внутренней связи: приемопередающей телефонной ультракоротковолновой с частотной модуляцией радиостанцией типа Р-123М и переговорным устройством Р-124 на трех абонентов. Радиостанция с 4-метровой антенной обеспечивает дальность связи до 20 км при работе на стоянке и при движении со скоростью не более 40 км/ч.

Кран КГС-25

Массогабаритные показатели тягача сравнительно высокие: 37 000 кг полная масса и 8711х3277х3085 мм по основанию антенны. Машина сохраняет свои эксплуатационные свойства при температуре окружающей среды ±45 °С, относительной влажности воздуха 98% при температуре ±25 °С, средней запыленности воздуха до 2 г/кг и высоте над уровнем моря (со снижением мощности двигателя и других показателей) до 3000 м.

Тягач отличается надежностью в работе, неприхотлив в эксплуатации и заслуженно пользуется доверием наших военных.

os1.ru