Среди двухтактных двигателей в настоящее время наибольшую литровую мощность (300 л. с./л) имеют гоночные двигатели, снабженные золотником на впуске. Основной целью применения золотника на впуске является удлинение продолжительности впуска и получение несимметричных фаз, что улучшает наполнение кривошипной камеры свежей смесью.
Наиболее простым и надежным является плоский дисковый золотник, предложенный инженером Циммерманом (ГДР). Он обеспечивает подбор оптимальных фаз впуска как по началу, так и по продолжительности (путем спиливания или замены диска), уменьшает гидравлические потери впускного тракта за счет сокращения его длины, количества поворотов и увеличения радиусов поворотов потока смеси.
В настоящее время дисковый золотник получил широкое распространение на двухтактных двигателях для гоночных мотоциклов и лодок.
Примером конструкции золотникового двухтактного двигателя может служить гоночный двигатель С2-125, разработанный в ЦКЭБ.
Двигатель — одноцилиндровый с водяной принудительной системой охлаждения.
Схема двигателя C2-125
Продувка — трехканальная возвратно-петлевая.
Основное назначение третьего канала — улучшить смазку подшипника малой головки шатуна и охлаждать днище поршня, а также увеличить время-сечение продувочных окон, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на наполнении цилиндра.
Два основных продувочных канала выполнены примерно аналогично дорожным двухтактным двигателям, но их окна в цилиндре увеличены по ширине максимально возможной для работы кольца.
Подъем потока смеси на входе в цилиндр из основных окон равен 5 — 10°, а для третьего канала этот угол равен 27°. Применяемый ранее угол 45° усиливал заброс свечи.
Коленчатый вал двигателя сборный на прессовых посадках и вращается в трех шариковых подшипниках.
«Пособие механикам мотоциклов»,А.Н.Силкин, Б.С.Карманов
www.carshistory.ru
Со времени изобретения инженером Д. Циммерманом из ГДР плоского дискового золотника, управляющего впуском рабочей смеси в двухтактных двигателях, золотниковое газораспределение нашло широкое применение в гоночных моторах многих ведущих фирм.
Использование золотника позволяет получить несимметричные фазы впуска рабочей смеси и выгодную форму впускного тракта — за счет укорочения его длины и увеличения радиусов поворота потока рабочей смеси. При прочих равных условиях это дает возможность достичь большего коэффициента наполнения цилиндра свежей смесью, а следовательно, и большей мощности.
Работы по форсировке двигателя, предусматривающие установку дискового золотника, конечно, сложнее, чем аналогичные операции с поршневым газораспределением. Но зато на золотниковом двигателе легче подобрать оптимальные фазы начала, конца и продолжительности впуска. Такой двигатель проще отрегулировать на максимальную мощность и приемистость.
В статье описан высокофорсированный гоночный двигатель с золотниковым газораспределением, построенный на базе серийного отечественного двигателя мотоцикла «Восход» с рабочим объемом до 175 кубических сантиметров.
Выступая на карте с этим двигателем, автор в 1973 и 1974 годах неоднократно завоевывал призовые места на зимних первенствах СССР и РСФСР. Двигатель создан в экспериментальной лаборатории микроавтомобилей Курского Дворца пионеров.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ
Мощности максимальная, л. с. — 24, при 8800 об/мии.
Крутящий момент на валу, кгм — 2,73 (макс.).
Степень сжатия геометрическая — 12,5.
Диаметр цилиндра, мм — 60,5.
Ход поршня, мм — 60 Рабочий объем, см3 — 172,4.
Опережение зажигания, мм до ВМТ — 3,2.
Карбюратор: МЦет с диаметром диффузора, мм — 28,5.
Свеча: ПАЛ 14—15, Лодж — 49 или В КС-28.
Топливо: бензин Б-91 в смеси с маслом МС-20, в пропорции 1 : 18.
Технические характеристики HONDA NSR500.
Год выпуска: 1992
Мощность двигателя: 168 лс при 13000 оборотов в минуту до 200 лс и 14000 об/мин на 2000 год.
Крутящий момент: 106 н/м при 11450 оборотов в минуту
Рабочий объем: 498 куб. см.
Двухтактный, 60-градусный, 4 цилиндровый, V образный
Ширина двигателя 300 мм
Масса двигателя 45 кг
Масса мотоцикла без топлива 135 кг
Запас топлива 32 литра
Максимальная скорость более 320 км/час
Разгон до 100 около 2 сек. Сильно зависит от массы пилота и топлива.
NSR-500 Хонды был самым успешным из полулитровых двухтактных Гран при мотоциклов, и зачастую наиболее опасным из всех. Это было связано главным образом из-за его двигателя V4, который был вообще самый мощным на гоночной сетке. Норов и мощность его была настолько жесткой, что лучшие гонщики мира в том числе и Валентино Росси, не всегда могли его полностью контролировать.
NSR дебютировал в 1984 году и с тех пор на этом мотоцикле за 18 лет, было выиграно 10 Гран-При в классе 500 и 130 отдельных гонок. Такой успех прежде всего связан с устройством двигателя и малым весом самого болида. Двухтактный двигатель HONDA NSR500 с одним коленвалом, без дополнительных балансиров, получился очень легким и обладал малым гироскопическим эффектом, что позволяло улучшить маневренность мотоцикла в поворотах. Огромная мощность позволяла быстро разгоняться.
Мощность двигателя постоянно росла и в 1989 году она составляла уже 190 лс а в 2000г 200 лс. Около 18 лет мотоциклы HONDA, оснащенные этим безумным двигателем состязались и выигрывали на гоночных трассах по всему миру. По сей день двигатель NSR500 является одним из самых безумных двигателей из когда либо созданных.
Подвесная экспозиция мотоцикла HONDA NSR500 в деталях
Двухтактные двигатели внутреннего сгорания Главная
zero-100.ru